Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организационно-экономических механизмов антикризисного управления корпорациями в промышленности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования предложенного подхода для выработки антикризисной парадигмы стратегического управления. Выявление основных проблем и закономерностей антикризисного управления корпорациями в промышленности России в условиях глобального финансового кризиса, позволило автору дать четкое… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
    • 1. 1. Проблемы развития корпоративных структур с учетом необходимости формирования организационно-экономических механизмов антикризисного управления в промышленности России
    • 1. 2. Основные элементы трансформации промышленного комплекса России в условиях глобального финансового кризиса
    • 1. 3. Основные составляющие антикризисного подхода к развитию корпоративных структур в промышленности в условиях глобальной конкуренции
  • 2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
    • 2. 1. Антикризисные приоритеты и особенности формирования глобализационных управленческих моделей в деятельности корпоративных структур в промышленности России
    • 2. 2. Проблемы и задачи развития промышленного комплекса России в кризисных условиях
    • 2. 3. Характеристики и перспективы развития корпораций с государственным пакетом акций как системообразующих структур отраслей промышленности России
  • 3. СИСТЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
    • 3. 1. Приоритетные походы к формированию антикризисной стратегии развития промышленности России на государственном и корпоративном уровнях
    • 3. 2. Совершенствование организационно-экономических механизмов реализации антикризисной стратегии развития корпоративных структур в промышленности России
    • 3. 3. Стратегия развития системообразующей корпоративной структуры отрасли промышленности России в условиях глобального финансового кризиса

Совершенствование организационно-экономических механизмов антикризисного управления корпорациями в промышленности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важность антикризисной политики в промышленности нашей страны определена тем, какую роль играет промышленность в российской и мировой экономике. Важнейшими приоритетаI ми антикризисной политики являются задачи обеспечения антикризисной стабилизации и перехода к устойчивому росту российской промышленности и создания условий для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий для деятельности в России и за рубежом.

Необходимость выработки антикризисной стратегии развития корпоративных структур в промышленности России вызвана так же тем, что последний период развития промышленности связан со сложными и противоречивыми процессами: в условиях глобального финансового кризиса многие зарубежные корпорации часто стремятся решать свои кризисные проблемы путем увеличения экспорта в Россию, что ставит под угрозу достижение обозначенных Президентом и Правительством Российской Федерации антикризисных приоритетов развития промышленности России.

Рост кризисных тенденций при ресурсных и институциональных ограничениях развития промышленности нашей страны делает актуальной своевременную разработку комплексной российской антикризисной политики, стабилизируя ситуацию и закладывая основы дальнейшего поступательного развития промышленности.

Особая актуальность рассматриваемой проблемы определяется потребностями теории и практики на современном — кризисном — этапе развития экономики России в создании теоретической базы для формирования эффективных антикризисных управленческих моделей в деятельности корпоративных структур в промышленности России и обоснование оптимальных мер государственного и корпоративного воздействия для решения этой проблемы. Актуальность исследования возрастает в связи с необходимостью теоретического обоснования направлений и механизма формирования конкурентоспособных корпоративных структур в промышленности России в условиях глобальной конкуренции со стороны зарубежных корпораций.

Таким образом, парадигма формирования организационно-экономических механизмов антикризисного управления корпорациями в промышленности соответствует потребностям развития экономики России и требует соответствующего научного обоснования.

Вышесказанное определило актуальность темы исследования, его характер и основные направления.

Степень разработанности проблемы. Решение рассматриваемой проблемы имеет ярко выраженный многоаспектный характер.

Основы исследования проблем рыночного развития экономики России заложены в работах таких российских ученых как Абалкин Л. И., Архипов А. И., Глазьев С. Ю., Ивантер В. В., Львов Д. С., Сенчагов В. К., Узяков М. Н., Яковец Ю. В., Ясин Е. Г. и др.

Проблемы развития корпоративных структур исследуются в работах ряда зарубежных исследователей, таких как Ансофф И., Гибсон Д., Доннели Д., Друкер П., Минцберг Г., Портер М., Стрикленд Ш., Томпсон А., Хейвуд Д., Хэмел Г. и отечественных ученых, таких как Архипова Н. И., Бандурин А. В., Зуб А. Т., Клейнер Г. Б., Мильнер Б. З., Храброва И. А., Хомякова А. А. и ДР.

Проблемам исследования антикризисных аспектов управления предприятиями посвящены работы таких исследователей как Бланк И. А., Гончаров A.M., Дмитриева Е. И., Кожевников Н. Н., Клепикова Н. А., Соколов В. Н., Степанов И. Г., Ткачев В. Н., Щедровицкий П. Г. и др.

Однако, с точки зрения задачи обеспечения антикризисного управления корпорациями в промышленности для адаптации к глобальной конкурентной среде мировой экономики применительно к условиям глобального финансового кризиса, какой проходит сейчас российская экономика, результаты рассмотрения в вышеназванных исследованиях интересующих нас проблем не дают возможности формирования целостной концепции регулирования этих процессов.

Пока общий уровень теоретических исследований и практических рекомендаций, ориентированных на решение проблем антикризисного управления корпорациями в промышленности России, еще не соответствуют потребностям сегодняшнего дня. Реальная управленческая деятельность государственных органов и корпоративного менеджмента пока не основывается на глубоком изучении проблем антикризисного управления корпорациями в промышленности России.

Методы антикризисного управления в отношении корпоративных структур в промышленности России, отстают от динамики экономических изменений, и, в особенности, с учетом кризисного этапа развития экономики нашей страны, еще недостаточно теоретико-методически обоснованы.

Таким образом, необходимо специальное методическое исследование антикризисных проблем развития корпоративных структур в промышленности России в условиях глобального финансового кризиса, чему и посвящена настоящая работа.

Цель и задачи исследования

Основной целью настоящей диссертации является комплексное исследование современных проблем развития промышленности России в зависимости от реализуемого варианта антикризисной стратегии Правительства Российской Федерации и формирование на этой базе методических рекомендаций по антикризисному управлению корпорациями в промышленности нашей страны в условиях глобального финансового кризиса.

Цель определяет задачи исследования:

I. Исследовать общие теоретические проблемы антикризисного управления корпорациями в промышленности России в условиях глобального финансового кризиса;

II. Определить характеристики системных экономических условий и тенденции развития корпоративных структур в промышленности России;

III. Сформулировать приоритетные направления формирования организационно-экономических механизмов антикризисного управления и выработать рекомендации по созданию системообразующей корпоративной структуры в промышленности России.

Объектом исследования выступают корпоративные структуры в промышленности России.

Предметом исследования являются процессы функционирования корпоративных структур в промышленности России в условиях глобального финансового кризиса, а также соответствующие причины, факторы и условия детерминирующие эти процессы.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе реализации различных методов, в том числе использовались: системный подходметоды и инструментальные технологии научного исследования, конструирование управленческих технологий, табличные и графические приемы визуализации статистических данных.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных Росстата, Минэкономразвития России, Минпромторговли России, других министерств и ведомств, статсборников, содержащих фактические материалы, материалов корпораций, а также данных периодической печати, монографических исследований и т. п.

Гипотеза диссертационного исследования. Авторская гипотеза диссертационного исследования основывается на взаимосвязи между формированием и реализацией антикризисной стратегии развития корпоративных структур в промышленности и механизмов эффективного антикризисного управления реализуемых через системообразующую корпоративную структуру промышленности России в условиях глобального финансового кризиса.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методического аппарата, позволяющего в условиях глобального финансового кризиса определить направления формирования организационно-экономических механизмов эффективного антикризисного управления реализуемых через системообразующую корпоративную структуру промышленности России.

Новые научные результаты, полученные в работе, заключаются в следующем:

• выявлен новый аспект в исследовании процессов развития промышленности страны — необходимость антикризисной трансформации деятельности корпоративных структур адекватной степени деструктивного влияния глобального финансового кризиса;

• предложен методический подход к антикризисному управлению основанный на том, что антикризисная модель экономического развития не может быть реализована в условиях приоритета отдельно ни институциональной политики, ни политики корневых компетенций и требует сочетания механизмов, свойственных обоим типам политики;

• сформулированы характеристики нового управленческого инструмента на промышленных предприятиях — антикризисная матрица конкурентных факторов, под которой понимается совокупность конкурентных факторов и условий их использования, определяющих реальные возможности промышленных предприятий быть конкурентоспособными в кризисных условиях, а так же разработана типовая структура антикризисной матрицы конкурентных факторов, формируемой путем группировки конкурентных факторов, структуризированных по направлениям корневых компетенций на уровне корпорации;

• сформулированы организационно-экономические направления транснациональной стратегии развития корпоративных структур промышленности России включая долгосрочные экономические ориентирымодернизацию производственной базыинновационные технологиипроизводственную структуру корпорацииуровни эффективности управленияантикризисную стратегию;

• проведен «SWOT-анализ» российской промышленности и на его основе выделены и содержательно структурированы предложения по системной последовательности реализации составляющих организационно-экономических механизмов антикризисного управления в промышленности;

• алгоритм процесса формирования транснациональной корпорации с государственным участием включая определение приоритетов транснациональной корпорации, выкуп пакетов акцийподготовку бизнес-планамониторинг и корректировку выполнения бизнес-планаразработку антикризисной программы и реализацию соответствующих мероприятий;

• сформулированы методические рекомендации по созданию и развитию деятельности отраслевой ТНК в промышленности России: стратегии корпорации по управлению дочерними компаниямиаспекты, которые, определяют позицию инвесторов: характер активов, бизнес, риск/возврат и возможности продажиосновные решаемые задачи ТНКорганизационные мероприятиянаправления реализации управляющих функций.

Наиболее существенные научные результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в следующем:

• группировка факторов, определяющих антикризисные стратегии развития промышленных предприятий, включая ресурсные: институциональные и государственные: корпоративные;

• формулировка понятия «антикризисная матрица конкурентных факторов», под которой понимается совокупность конкурентных факторов и условий их использования, определяющие реальные возможности промышленных предприятий быть конкурентоспособными в кризисных условиях;

• схема структуры антикризисной матрицы конкурентных факторов, где структурированы: конкурентные факторы (качество и надежность товара, известность торговой марки и ее репутация, производственные мощности, сбытовая сеть, использование эффекта «кривой опыта», маркетинг и реклама, характеристики управленческого звена, технологический потенциал, уровень общих издержек) и ключевые компетенции (ответственность, гибкость, ориентация на развитие, управление исполнением, мотивирование, ориентация на результат);

• системная структуризация факторов, определяющих значение развития инновационных технологий в промышленности России: инновационные технологии в рассматриваемый период остаются основой обороноспособности Россииинновационная промышленность открывает новые возможности для развития экономики Россииинновационная промышленность переносит центр на современные наукоёмкие технологииинновационная промышленность позволит избежать опасностей, связанных с исчерпанием органических топливно-энергетических ресурсовинновационная промышленность будет в будущем давать весомый вклад в рост продолжительности и качества жизни граждан России;

• содержательная характеристика объединенного подхода (ключевых компетенций и институционального) к антикризисному управлению, которая состоит именно в устранении альтернативности двух основных подходов (ключевых компетенций и институционального) и их дополнении учетом отраслевых условий;

• результаты SWOT-анализа развития российской промышленности: сильные и слабые стороны, а так же угрозы и возможности развития промышленности;

• предложения по системной последовательности реализации составляющих организационно-экономических механизмов антикризисного управления в промышленности: формирование антикризисной государственной политикиразвитие антикризисной политики в промышленностинеобходимы механизмы, стимулирующие долгосрочные контракты на поставку продукцииактивная банковская государственная политикапереориентация государственной политики с сырьевого на индустриально-технологическое развитиереорганизация инновационного машиностроения, реформирование промышленности с соответствующим законодательным обеспечениемалгоритм процесса формирования транснациональной корпорации с государственным участием: определение приоритетов транснациональной корпорации, выкуп пакетов акций, подготовка бизнес-плана, мониторинг и корректировка выполнения бизнес-плана, разработка антикризисной программы, реализация антикризисной программыкомпозиция организационно-экономических направлений транснациональной стратегии развития корпоративных структур промышленности России: долгосрочные экономические ориентиры, антикризисная стратегия, инновационные технологии, модернизация производственной базы, производственная структура корпорации, уровни эффективности управленияметодические рекомендации по созданию и развитию деятельности отраслевой ТНК в промышленности России:

• стратегии корпорации по управлению дочерними компаниями: оптимизация управленческих и производственных издержекпроведение взвешенной инвестиционной и технической политикиповышение корпоративной культуры управленияпланомерный вывод акций ТНК в свободное обращение на фондовый рынокувеличение консолидированной прибыли от дочерних и зависимых предприятийувеличение темпов роста по основным показателям деятельности дочерних и зависимых предприятий;

• аспекты, которые, определяют позицию инвесторов: характер активов, бизнес, риск/возврат и возможности продажи;

• основные решаемые задачи ТНК: улучшение финансово-экономических показателей деятельности дочерних и зависимых предприятий, повышения прибыльностиулучшение менеджмента, снижение издержек, оптимизация бизнес-процессов, привлечение инвестицийоптимизация налоговых выплатповышение капитализации и стоимости пакета акций дочерних и зависимых предприятийобеспечение выполнения дочерних и зависимых предприятий социально-значимых функций;

• организационные мероприятия: регистрация ТНКполучение согласия ФАС РФ и ФАС в регионахполучение решения собраний акционеров о вхождении в холдингподготовка проспекта эмиссии ТНКпроекты уставов дочерних предприятий, регистрация необходимых изменений;

• направления реализации управляющих функций: оптимизировать затраты на управление акциями, принадлежащими ТНКулучшить контроль над деятельностью промышленных предприятий — дочерних и зависимых предприятий ТНКменеджерской команде ТНК необходимо сосредоточится на программах развития дочерних и зависимых предприятий.

По своему содержанию диссертация соответствует п. 15.2. «Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий», 15.3. «Механизмы формирования корпоративных образований в российской экономике с учетом глобализации мировой экономики», 15.29. «Проблемы реструктуризации отраслей и предприятий промышленности» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность).

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования предложенного подхода для выработки антикризисной парадигмы стратегического управления. Выявление основных проблем и закономерностей антикризисного управления корпорациями в промышленности России в условиях глобального финансового кризиса, позволило автору дать четкое теоретическое обоснование антикризисных мер, путем предложения для практического применения набора ключевых положений по реорганизации механизма антикризисного управления через формирование системообразующей корпоративной структуры отрасли промышленности России. Практическая значимость работы также связана с возможностью применения предложенного подхода для реализации практическим менеджментом конкретных мер выработки антикризисной стратегии формирования системообразующей корпоративной структуры промышленности России в условиях глобального финансового кризиса.

Апробация работы. Ряд положений диссертации опубликован в тезисах общероссийских и международных конференций, статьях в центральных научных журналах. Элементы сформулированных предложений нашли свое применение в работе. и т. п.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 161 страница машинописного текста, 23 рисунка и 15 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Промышленность — органичная часть экономики России. Поэтому при совершенствовании антикризисной системы управления должны быть в полной мере учтены факторы реформирования экономики и развития рыночных отношений.

Создание отраслевых ТНК с государственным пакетом акций, позволяют надеяться, что российской промышленность в ближайшие годы — после окончания кризиса — стремительно расширит свою долю мирового промышленного бизнеса.

Поэтому остро ощущается необходимость тщательного и критического изучения мирового опыта корпоративного бизнеса, учета ошибок и отрицательных примеров ведущих зарубежных корпораций, а также адаптации проверенных многолетней практикой мирового бизнеса антикризисных стратегий управления к российским реалиям и специфике переходной экономики.

Итогами проведенного исследования в соответствии с поставленными задачами являются следующие положения:

• особенности российской модели антикризисного управления во многом объясняются неразвитостью институциональной среды, а значит, и корпоративных структур. Сложившаяся в российских корпорациях модель антикризисного управления не может быть признана рациональной. Российская экономика ранее не стала экономикой, где вопросы антикризисного управления находятся в центре внимания;

• позитивному решению кризисных проблем будет способствовать повышение конкурентоспособности предприятий промышленности. Чтобы в глобальном масштабе существенно повлиять на производство продукции, обеспечить экономическую безопасность, производство инновационной продукции в России так же как и в мировой экономике должно быть увеличено к середине века в 4−5 раз от ныне достигнутого. Создание инновационных производственных мощностей такого масштаба поднимает очень важные вопросы совершенствования антикризисной политики в промышленностицелесообразно сгруппировать инвестиционные факторы в интегрированную матрицу конкурентных факторов, структуризированных по направлениям антикризисного управления в зависимости от ключевых компетенциймировая промышленность предъявляет особые требования к различным аспектам деятельности промышленности, главными из которых являются расширение инновационной базы, повышение экономичности и безопасности при растущей доле затрат на научные разработки. В сложившихся условиях полноценно ответить на вызовы экономической ситуации могут только крупные российские промышленные корпорации, прежде всего в лице ТНКсегодня перед страной стоит вопрос достижения конкурентоспособности на мировом уровне, и промышленность не является исключением. Правительство России предпринимает меры по реформированию всей системы взаимоотношений и выводу промышленности в число передовых. Это предполагает решение множества задач, таких как разработка единой цели и антикризисной стратегии развитиятолько несколько российских корпораций в настоящее время способны по техническим и экономическим факторам полноценно конкурировать с зарубежными ТНК. Финансирование инновационных разработок в условиях глобального финансового кризиса может оказаться непосильным бременем для одной, даже достаточно крупной корпорации. Все это, а также озабоченность проблемой международной конкурентоспособности, создает предпосылки организации в России крупных корпораций из распределенных предприятийнесмотря на различные прогнозы, необходимо отметить, что значение развития инновационных технологий в промышленности России определяется её национальными интересами:

• инновационные технологии в рассматриваемый период остаются основой обороноспособности России;

• инновационная промышленность без ограничений со стороны топливно-энергетических ресурсов открывает новые возможности для развития экономики России;

• инновационная промышленность переносит центр тяжести в производстве с топливодобывающих отраслей и экспорта топливно-энергетических ресурсов на современные наукоёмкие технологии, а в экспорте — с производства сырья на продукцию этих технологий, что даст новый импульс экономическому развитию России;

• инновационная промышленность позволит избежать опасностей, связанных с исчерпанием органических топливно-энергетических ресурсов и международными конфликтами из-за их источников, что будет способствовать стабилизации международной обстановки;

• способствуя безопасному экономическому и социальному развитию и сохранению среды обитания, инновационная промышленность будет в будущем давать весомый вклад в рост продолжительности и качества жизни граждан России;

• что бы полноценно использовать вышеперечисленные факторы необходимо решение ряда антикризисных задач стоящих перед промышленным комплексом России вследствие наличия серьезных проблем в кризисных условиях экономического развития;

• одним из важнейших вопросов управления промышленным комплексом в условиях перехода к рынку, бесспорно, является согласование институциональной политики и политики ключевых компетенций, которое и должно приводить к искомому результату — обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния. Ранее эти подходы были жестко альтернативными, однако в последние годы под влиянием множества факторов соотношение между институциональной политикой и политикой ключевых компетенций существенно изменилосьрезультатом изменений стало то, что, по нашему мнению, антикризисная модель экономического развития не может быть реализована в условиях приоритета отдельно ни институциональной, ни политики ключевых компетенций и требует сочетания механизмов, свойственных обоим типам политики. Продуктивное функционирование ключевых компетенций возможно лишь в рамках продуманной формальной институциональной структуры организации как целого. В то же время институты на уровне корпорации не смогут быть достаточно эффективными, если они не будут согласованно действовать с ключевыми компетенциямипринципиальная новизна предлагаемой нами антикризисной концепции состоит именно в устранении альтернативности двух основных подходов (ключевых компетенций и институционального) и их дополнении учетом отраслевых условий. Все эти три составляющие в сочетании определяют конкурентные преимущества корпорации как в условиях экономического равновесия, так и в неравновесных условиях где дополняются динамическим фактором, тем не менее, не меняющим принципиальной особенности — необходимости сочетания институционального подхода и похода на основании ключевых компетенций с учетом отраслевых фактороввозникновение новых корпоративных структур — объединение в крупные корпорации, как транснациональные, так и внутрии межгосударственные, является реакцией промышленности на новые для нее времена. Эта волна слияний — перестройка промышленности в транснациональные корпорации, имеющие более диверсифицированное экономико-географическое расположение, укрепляющее их экономику, рассчитанную на прочное будущеереализация антикризисных — критически важных для экономической безопасности России и эффективной интеграции в мировую экономику — приоритетов развития промышленности России оценивается в миллиарды долларов, которые предоставляет бизнесу российское государствоиз всех существующих проектов антикризисной реструктуризации поддерживаемых российским государством практически все, за исключением командно-административной модели, предполагают тот или иной сценарий корпоративизации, т. е. перевода организационной схемы промышленности на начала акционерной собственности с присущими ей принципами и инструментами управления. При этом подходы так или иначе сводятся к двум основным моделям: объединение предприятий промышленности в единой корпорации с государственным пакетом акций или разделение технологических переделов по специализированным «опорным» корпорациямстоит также подчеркнуть роль Правительства России в модели единых отраслевых транснациональных корпораций. Предлагаемые транснациональные корпорации будут с контрольным или блокирующим пакетом акций, находящимся в государственной собственности. С одной корпорацией взаимодействовать очевидно проще, чем бесконечно согласовывать точки зрения со многимирешить кризисные проблемы и обеспечить антикризисную стабилизацию и поступательное развитие промышленности без существенной государственной помощи невозможно. Необходимо продолжить работу формированию организационно-экономических механизмов антикризисного управления в промышленности, это предполагает следующие состаляющие:

• формирование антикризисной государственной политики в промышленности и последовательная ее реализация с привлечением бюджетных механизмов финансирования, при этом создание новых инновационных технологий, в т. ч. корпоративная реструктуризация промышленных предприятий, что должно быть увязано с региональным развитием промышленности и ростом потребленияразвитие антикризисной политики в промышленности с учётом современных условий (совершенствование законодательной базы, использование принципов государственно-частного партнерства, создание вертикальных управляющих структур с участием государства при реализации инновационных проектов, повышение эффективности взаимодействия федеральных государственных унитарных предприятий, а также предприятий других форм собственности, участвующих в производственной кооперации и т. д.) — необходимы механизмы, стимулирующие долгосрочные контракты на поставку продукцииактивная банковская государственная политика, направленная на обеспечение «длинных» кредитов в том числе под государственные гарантии, государственная поддержка в погашении кредитной ставки и т. д.- переориентация государственной политики с сырьевого на индустриально-технологическое развитие с обновлением фондов высокотехнологичных отраслей (в настоящее время в структуре промышленности высокие технологии в России занимают 0,5%, против 20−30% в развитых странах). В инновационной экономике важными направлениями развития должны стать принципиально новые наукоёмкие технологии промышленности и ресурсосбереженияреорганизация инновационного машиностроения, реформирование промышленности с соответствующим законодательным обеспечениемдостижение экономического лидерства и первенства России лежит в создании экологически чистой, безопасной и дешевой продукции. Это возможно исключительно путем интенсивного развития промышленности, особого акцента на инновационных технологиях и перехода к середине века всей российской промышленности на инновационный путь развитияважная цель кризисной политики России — эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ российской промышленности для повышения уровня конкурентоспособности посредством реализации достижений научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страныантикризисная политика развития промышленности должна сосредоточиться на обеспечении самоподдерживающегося будущего для отраслей: условий для естественного развития (то есть частного инвестирования в инновационные технологии) промышленности в соответствии с потребностями общества. Промышленность должна расти за счет своей возможности продавать потребителям востребованные продукты и услуги, а не за счет непрерывного лоббирования политиков и государственных вложенийформулирование антикризисной политики развития промышленности необходимо вести из рыночной перспективы обеспечения нормального режима самоподдержки путем создания условий для инвестирования в новые производства, а также в поддержку и развитие старых производств, если это будет экономически выгоднымважной частью вышеописанной консолидации предприятий промышленности-России являетсяобъединение антикризисных усилий.-Антикризисная система в промышленности России должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора промышленности в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных интересов в промышленном комплексе Россиив процессе формирования эффективной антикризисной системы промышленности России в рамках транснациональных корпорации с государственным пакетом акций необходимо будет создать недостающие пока инфраструктурные элементы — центры технологий, предназначенные для выявления непосредственно в научных организациях коммерчески значимых результатов исследований и запуск их в инновационный циклпосле расширения кризисных явлений в российской экономике вследствие импортирования из-за рубежа глобального финансового кризиса стало очевидным, что каждое предприятие промышленности России по одиночке не способно решить многообразные проблемы, возникшие в переходный для экономики России период. Особенно те из них, которые для своего решения требовали существенных инвестиций. Это обстоятельство послужило основой корпоративной консолидации предприятий в рамках корпораций с контрольным государственным пакетом акций. Создается управленческо-технологическая цепочка, в которой конечная продукция одних предприятий является сырьем для производства продукции других участников корпоративного объединенияпосле расширения кризисных явлений в российской экономике вследствие импортирования из-за рубежа глобального финансового кризиса стало очевидным, что каждое предприятие промышленности России по одиночке не способно решить многообразные проблемы, возникшие в переходный для экономики России период. Особенно те из них, которые для своего решения требовали существенных инвестиций. Это обстоятельство послужило основой корпоративной консолидации предприятий в рамках корпораций с контрольным государственным пакетом акций. Создается управленческо-технологическая цепочка, в которой конечная продукция одних предприятий является сырьем для производства продукции других участников корпоративного объединения;

• после расширения кризисных явлений в российской экономике вследствие импортирования из-за рубежа глобального финансового кризиса стало очевидным, что каждое предприятие промышленности России по одиночке не способно решить многообразные проблемы, возникшие в переходный для экономики России период. Особенно те из них, которые для своего решения требовали существенных инвестиций. Это обстоятельство послужило основой корпоративной консолидации предприятий в рамках корпораций с контрольным государственным пакетом акций. Создается управленческо-технологическая цепочка, в которой конечная продукция одних предприятий является сырьем для производства продукции других участников корпоративного объединения;

• обладание контрольным пакетом акций дает возможность организовывать деятельность дочерних и зависимых предприятий в соответствии с планами и потребностями собственника. ТНК, в случае, если удастся приобрести контрольные пакеты акций, может и должна использовать эту возможность для достижения целей, поставленных перед ней собственниками;

• головной организации холдинга ТНК необходимо, опираясь на цели, поставленные перед ним собственниками, сформулировать стратегические и тактические цели холдинга в целом и детально разработать пути и способы их достижения. Причем, по отношению к деятельности дочерних и зависимых предприятий, контрольные пакеты акций которых находятся в собственности ТНК, это способы воздействия владельца на находящееся в его собственности предприятие.

Таким образом, в конечном итоге, в настоящей работе полностью реализованы ее задачи, а именно: исследованы общие теоретические проблемы антикризисного управления корпорациями в промышленности России в условиях глобального финансового кризисаопределены характеристики системных экономических условий и тенденции развития корпоративных структур в промышленности Россиисформулированы приоритетные направления формирования организационно-экономических механизмов антикризисного управления и выработаны рекомендации по созданию системообразующей корпоративной структуры в промышленности России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Взгляд в завтрашний день. М.: ИЭ РАН, 2005.
  2. Р.З. Решение задач стратегического планирования на основе классических матриц позиционирования // Р. З. Агзамов // Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2006. — 87 с.
  3. Д.А. Проблемы механизмов управления фирмой в условиях монополизации российского рынка // Модернизация России глазами юных исследователей // Материалы межвузовской науч.-практ. конф. Краснодар, 2005.
  4. Е., Дюбуа-Пелерен Э., Ричарде Р., Гилл Ф. Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России // http://www.rcb.ru
  5. И. Новая корпоративная стратегия // И. Ансофф- пер. с англ. С. Жильцова- под ред. Ю. Н. Каптуревского. М. и др. Питер, 1999. -414 с.
  6. Антикризисное управление в малом бизнесе: Учебно-практическое пособие. Э. А. Уткин, Д. С. Шабанов. М.: ТЕИС, 2004. — 124 с.
  7. Антикризисное управление // Под общей ред. д.э.н., проф. В. И. Кушлина., д.э.н., проф. A.M. Марголина. Уч. пособие М.: РАГС, 2005. — 290с.
  8. Антикризисное управление (правовые и экономические основы): Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008.
  9. Антикризисное управление. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления // В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007.
  10. А.Г. Общая структура информационной экспертной системы моделирования и анализа сложных иерархических систем в контуре управления // Управление большими системами. Выпуск № 21. М.: ИПУ РАН, 2008. С. 58−70.
  11. А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации // Корпоративный менеджмент // http://www.cfln.ru
  12. A. «Ad Libitum. Автопром"// http://www.rcb.ru
  13. М.А. Особенности функционирования институтов корпоративной социальной ответственности в современной российской экономике // М. А. Бикмуллин // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник, 2009. № 29.
  14. Д. В., Узбекова А. С. Экономическое прогнозирование в условиях рынка // Сборник статей Межвузовской научно-практической конференции «Региональные проблемы экономики и менеджмента», 2007 г. С. 55−56.
  15. И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. М.: Ника-Центр, Эльга, 2006.
  16. М.В. Диверсификация как эффективная стратегия промышленного развития // Основные направления повышения эффективности экономики Краснодар: изд. КубГТУ. — 2005.
  17. Е.В. Методология управления экономической устойчивостью коммерческой организации на основе мониторинга кризисных процессов // Автореферат дисс.. доктора экономических наук, Екатеринбург, 2009. 46 с.
  18. Н.Н. Формирование конкурентной среды в регионе как фактор развития промышленности (на примере Республики Саха (Якутия): Автореферат дисс.. доктора экономических наук // Николай Николаевич Бурцев.-М., 2004.-40 с.
  19. С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: учеб. пособие // С. В. Валдайцев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. -232 с.
  20. Д.Л., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. 8-е изд. — М., 2000. С. 37.
  21. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  22. А.И. Финансовое оздоровление предприятий: Теория и практика // А. И. Гончаров, С. В. Барулин, М. В. Терентьева. М.: Ось-89, 2004.
  23. A.M. Антикризисное управление в условиях реализации перехода к инновационному типу развития экономики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Н. Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2008, № 25(58).
  24. А.В. Сравнительный анализ деловой активности предприятий и организаций // А. В. Гридина, Д. Р. Мамашев // Материалы и технологии XXI века: доклады II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. М.: ЦЭИ «Химмаш», 2005.
  25. С.В. Управление технической эффективностью в рамках стратегии фирмы // Вестник МГУП. М.:МГУП, 2007. № 1. — С.44−62.
  26. М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.: Инфра-М, 2003.
  27. М. Экономика неплатежей. М., 1997.
  28. Е.И. Механизмы регулирования отношений несостоятельности предпринимательских структур в российской экономике (статья) // Е. И. Дмитриева // Вестник Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки, 2008. № 11(67).
  29. Доклад РСПП о взаимодействии бизнеса и государства в сфере социально-экономической политики. М., 2007. — 79 с.
  30. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговле Российской Федерации на 20 092 011 годы // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Москва, ноябрь, 2008. 30 с.
  31. М.В. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. — М.: Академия, 2003.
  32. М.В. Стратегические инструменты регулирования развития корпоративных структур. М.: ИЭ РАН, 1999.
  33. Т. Концентрация акционерной собственности и развитие российских компаний (эмпирические свидетельства) // Вопросы экономики, 2007, № 1.
  34. П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения (пер. с англ.). М.: ФАИН-ПРЕСС, 1998.
  35. Е.Н. Установление причинно-следственных связей между факторами роста бизнеса в процессе стратегического планирования //
  36. Вестник Московского университета. Сер. Управление (государство и общество), 2007. № 1.
  37. К.В., Кравец О. Я., Соляник А. И. Проектный подход к построению структурной модели распределенного предприятия // Управление большими системами. М.: ИПУ РАН, 2008. № 22. С.207−222.
  38. И. Разработка эффективной стратегии управления предприятием // И. Зиновьева // Менеджмент сегодня, 2004. № 1. С. 33−42.
  39. Зуб А. Т. Антикризисное управление: учебн. пособие для студентов вузов // А. Т. Зуб. М.: Аспект Пресс, 2005.
  40. В.В., Узяков М. Н., Широв А. А., Капицын В. М., Герасименко О. А., Андронова JI.H. Количественный анализ экономических последствий вступления России в ВТО // http://www.macroforecast.ru
  41. В. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Экономика, 2003.
  42. Ф.А. Стратегическое управление как неотъемлемая часть развития предприятия в динамичной рыночной среде // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: МосГУ, 2007. № 1. — С. 129 134.
  43. Н.Ю. Интеграционно-активная стратегия развития организации в нестабильных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2007. № 15(1). С. 13−16,
  44. О.Н. Инновации как инструмент антикризисного управления промышленными предприятиями // О. Н. Киселева // Проблемы современной экономики: инвестиции, инновации, логистика: сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2005. С. 153−158.
  45. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качанов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  46. Н.А. Практика антикризисного управления предприятиями потребительской кооперации: учеб. пособие // Н. А. Клепикова. Воронеж, 2001.-440 с.
  47. В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управления компанией. М.: ИНФРА-М, 2000.
  48. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. М, 2008. 188 с.
  49. В.И. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров // В. И. Кошкин М.: ИНФРА-М. — 2000. — 512 с.
  50. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. -М.: Экономика, 2005.
  51. .В. Создание комплексных систем антикризисного управления на промышленных предприятиях в регионах России // Автореферат дисс.. кандидата экономических наук. Орел, 2007. — 24 с.
  52. Л.В. Влияние энергетического фактора на эффективность функционирования предприятия // Л. В. Лукишина // Экономический вестник Республики Татарстан, 2008. № 3. С. 70−73.
  53. М. В., Безруков, И. С. Методические подходы к анализу эффективности антикризисного управления // М. В. Любинская, И. С. Безруков // Известия ТИНРО. Т. 147. Владивосток: Изд-во ФГУП ТИНРО, 2006.
  54. Л.А. Совершенствование методики обеспечения диагностики финансового состояния сельхозтоваропроизводителей // Л. А. Мелихова, Л. В. Попова // Экономический анализ: теория и практика, 2008. № 16.
  55. Е. Экономическая политика российского правительства во время кризиса: принципы, приоритеты и шаги // РЦБ, 2008. № 22.
  56. С. Госкорпорация «Росатом»: развитие, ответственность и инновации // ТЭК сегодня, 2009. № 2.
  57. .З. Теория организации: Уч. 4-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 648с.
  58. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. — СПб.: Питер, 2000.- 167 с.
  59. В. Стратегическая конкурентоспособность России и менеджмент качества бизнеса // В. Москвин // Инвестиции в России, 2004. № 3. -С. 12−16.
  60. В.А. Совершенствование управления и коммуникации акционерным предприятием в кризисной финансовой ситуации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2007. № 15(1).
  61. Д.С. Внутренние риски вертикально-интегрированного металлургического предприятия // Межвузовский сб. научн. тр. Череповец, Изд-воЧГУ, 2007. № 1.-С. 111−112.
  62. Организационное управление: Учебное пособие для вузов // Н. И. Архипова, В. В. Кульба, СА Косяченко и др.- под ред. Н. И. Архиповой. М.: Изд-во ПРИОР, 1988.- 124 с.
  63. Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. пособие // Н. Н. Кожевников, Е. И. Борисов, А. Г. Зубкова и др.- под ред. Н. Н. Кожевникова. -М.: Академия, 2005.
  64. Основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития на 2009 год // http://www.economy.gov.ru
  65. Е.А. Методика оценки достижения управленческих стратегических // О текущей ситуации развития промышленного производства (январь декабрь 2007 г.) // http://www.minprom.gov.ru
  66. А.Ю. Стратегия концентрирования как эффективный метод сохранения бизнеса // Социально-экономические и организационно-управленческие аспекты рыночной трансформации. М.: Издательский дом «Экономический журнал», 2005.
  67. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. и с предисловием В .Д. Щетинина. М., 2006. — 329 с.
  68. В.И., Правдина Н. В. Явление резонанса в интеграционных процессах // В. И. Приходько, Н. В. Правдина. Ульяновск: Вестник УлГТУ, 2005. № 4. — С. 77−78.
  69. Промышленное производство РФ и влияние на него экономического кризиса: Первые итоги 2008 года и прогноз на 2009 год // «INFOLine»
  70. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2007. — 642 с.
  71. Россия в глобализирующемся мире (под ред. Д.С. Львова). М.: Наука, 2004.
  72. Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник // Рос-стат.-М., 2008.-С.32.
  73. Российская экономика в контексте глобальных процессов. Перспективы 2009 года // Доклад Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования // http://www.forecast.ru
  74. Савенко В. К, Аллахвердов Д. А. Моделирование поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночного неравновесия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Экономика: Теория и практика, 2006. Спецвыпуск.
  75. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие // Г. В. Савицкая. 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002.
  76. Дж. Рыночная экономика и Россия (пер. с англ.). М., 1994.
  77. Дж. Д., Ларрен Б. Макроэкономика: глобальный подход. -М.: Дело, 1996.
  78. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002.
  79. М.В. Проблематика антикризисного управления // М. В. Ситак // Труды // ДВГТУ. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. № 131. — С. 102−103.
  80. Д.Н. Финансовое оздоровление проблемных предприятий // Финансовые ресурсы и национальные приоритеты России: Сборник научных статей. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  81. А.Г. Государственное регулирование развития региональных экономических систем // Автореферат дис. доктора экономических наук, Москва, 2007. 44 с.
  82. Стратегический ответ России на вызовы XXI века. Под ред. Абалкина Л. И. М.: Экзамен, 2004.
  83. JI.A. Особенности проявления экономического кризиса в условиях трансформационных преобразования экономики (на материалах Кыргызской Республики // Автореферат дисс.. кандидата экономических наук. Бишкек, 2006. — 30 с.
  84. М.К., Чернов В. Г. Нечетко-множественные методы и модели в задачах антикризисного управления // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография // под ред. О. И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2006. — Книга 10. — С. 185−217.
  85. И.М. О методах реструктуризации промышленных предприятий. // Проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Сб. работ аспирантов и докторантов Института экономики РАН. Научный редактор -д.э.н., проф. Архипов А. И. М.: ИЭ РАН, 2005.
  86. О.А. Методические основы системы оценки несостоятельности юридических лиц // О. А. Татаурова // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 69. 2006 — С. 521−525.
  87. М.В., Ткачев В. Н. Несостоятельность (банкротство) в России: Схемы. М: ОАО «издательский Дом «Городец», 2006.
  88. А. В. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности крупных промышленных компаний // А. В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 5. С. 33−46
  89. А.А. мл., Стрикленд III.A. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2007.
  90. О.А., Любинская М. В. Основание применения матричного метода при оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий // О. А. Туликова, М. В. Любинская // Труды // ДВГТУ. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. № 133. — С. 239−241.
  91. А.А. Концептуальные подходы к управлению конкурентным потенциалом. Саратов: СГСЭУ, 2006.
  92. Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Эксклюзивные технологии формирования стратегии повышения конкурентоспособности организации: теория, методика, практика: учеб. Пособие // Р. А. Фатхутдинов. М.: Эксмо, 2004. — 539 с
  93. Д.Б. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ = The Outsourcing Dilemma //Д. Б. Хейвуд- пер. с англ. Н. Е. Метоль, И.С. Половицы- под ред. И. С. Половицы. — М.: Вильяме, 2002. 174 с.
  94. Хит Р. Антикризисное управление для руководителей и менеджеров.-М.: Лори, 2004.
  95. А.А. Кризис-менеджмент: новый подход к управлению предприятием // А. А. Хомякова // Теория и практика антикризисного управления. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Казань: Изд-во КГФЭИ, 2003. — С. 178−179
  96. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М.: Изд. Дом «Альпина», 2000.
  97. Г., Прахалад К., Томас Г. и др. Стратегическая гибкость: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. — 381с.
  98. В.Г., Суворов М. К. Прогнозирование банкротства с использованием рейтинговой методики, основанной на нечетких моделях // Приборы и системы. Управление, Контроль, Диагностика. 2006. N4. — С. 57−63.
  99. Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
  100. И. В. Конкурентоспособность российской экономики: состояние и перспективы // И. В. Шевченко, Е. Н. Александрова // Финансы и кредит, 2004. № 16. С. 49−55.
  101. П.Г. Организационное проектирование в системе управленческой деятельности // http://www.shkp.ru
  102. Экспертное заключение на проект федерального бюджета на 2007−2008 годы и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года. М.: ИЭ РАН, 2007.
  103. С.А., Владиславлев П. Н. Анализ и балансировка процессов исполнения ролей субъектами организационных систем // Управление большими системами. М.: ИПУ РАН, 2008. № 22. — С.33−50.
  104. Ю.В. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике.-М., 1997.
  105. Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Е. Ясин, А. Яковлев // Вопросы экономики, 2004. № 7. С. 4−34.
Заполнить форму текущей работой