Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное управление развитием личных хозяйств населения: На материалах Республики Казахстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сельскохозяйственное производство Казахстана па 99,4% — по частный бизнес. Если в 1990 году практически вся посевная площадь находилась у сельскохозяйственных предприятий, то в 2000 году из 16,2 млн. гектаров посевных площадей у сельхозпредприятий осталось 67,0%, в крестьянских хозяйствах -29,9% и в личных подсобных хозяйствах — 3,1%. Несмотря на небольшой удельный вес посевных площадей ЛГ1Х… Читать ещё >

Содержание

  • I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АПК
    • 1. 1. Понятие и сущность государственного управления АПК
    • 1. 2. Теоретические основы государственного регулирования АПК с учетом особенностей страны
    • 1. 3. Особенности государственного регулирования развития личных хозяйств населения
  • II. ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АПК
    • 2. 1. Опыт государственного управления АПК в экономически развитых странах и России
    • 2. 2. Г осударственное управление развитием личных хозяйств населения в Республике Казахстан
      • 2. 2. 1. Оценка развития личных хозяйств населения
      • 2. 2. 2. Роль личных хозяйств населения в продовольственном обеспечении
      • 2. 2. 3. Государственное регулирование условий ведения ЛХН
  • III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНЫХ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ
    • 3. 1. Основные направления совершенствования государственного управления развитием личных хозяйств населения
    • 3. 2. Государственное регулирование системы взаимосвязи личных хозяйств населения с сельскохозяйственными формированиями
    • 3. 3. Повышение эффективности управления разви тием личных хозяйств населения на муниципальном уровне

Государственное управление развитием личных хозяйств населения: На материалах Республики Казахстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В условиях построения рыночных отношений и реформирования аграрного законодательства многие традиционные взгляды, касающиеся изучения проблем развития личных хозяйств населения, безнадежно устарели и требуют своего нового теоретического обоснования.

В настоящее время, когда наблюдаются процессы кризиса сельскохозяйственного производства и деградации села и аулов, личные хозяйства являются чуть ли не единственным источником существования сельских жителей. Это объясняется тем, что па селе не хватает рабочих мест в общественном производстве. Коллективные сельскохозяйственные предприятия на грани банкротства или зачастую полностью отсутствуют. В таких условиях первостепенной задачей государства являемся оказание экстренной государственной поддержки развитию личных хозяйств граждан.

Сельскохозяйственное производство Казахстана па 99,4% - по частный бизнес. Если в 1990 году практически вся посевная площадь находилась у сельскохозяйственных предприятий, то в 2000 году из 16,2 млн. гектаров посевных площадей у сельхозпредприятий осталось 67,0%, в крестьянских хозяйствах -29,9% и в личных подсобных хозяйствах — 3,1%. Несмотря на небольшой удельный вес посевных площадей ЛГ1Х стали основными производителями сельскохозяйственной продукции. В личных подсобных хозяйствах населения выращивается 85% всего картофеля, 72% овощей, плодов и ягодпроизводится 87,2% мяса, 90,9% молока, 49,1% яиц, S0,8% шерсти. По л ому одно из важных направлений обеспечения продовольствием населения страны непосредственно связано с развитием личных хозяйств населения. Государственному управлению в этом должна отводиться особо значимая роль.

Состояние изученности вопроса. Разным аспектам развития и ведения личных хозяйств населения посвящены работы Г. М. Головатюка, М. П. Гриценко, В. Г. Григоровского, ГА. Капелюк, И. В. Курцева, А. И. Коетяева, К. В. Копача, Г. Г. Лысенко, И. В. Макаровой, K.M. Першукевича, А. Сатыбалдина,.

Ж. Сундетова, B.II. У зу на, Г. И. Шмелева, И. В. Щетининой, U.M. 1-дренкипой и других. Однако проблемы государственного управления развитием личных хозяйств населения в условиях перехода к рынку требуют дальнейшего изучения.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка научно-методических основ совершенствования государственного управления развитием личных хозяйств населения.

В процессе достижения поставленной цели решены следующие задачи: -рассмотрены сущность и объективные основы развития личных хозяйств населения в условиях перехода к рынку;

— п роведен ai 1ал и з современ 11 ого уровня 11 рои зводства сел ьскохозя й ствен ной продукции в личных хозяйствах, определены тенденции их развития и изменение функций на современном этапе;

— изучены организационно-правовые основы функционирования личных хозяйств населения с целью обоснования мер содействия их эффективному развитию;

— рассмотрены формы интеграции и кооперации личных хозяйств, в том числе с сельскохозяйственными предприятиями в рыночных условиях;

— обоснованы варианты организации производственной инфраструктуры личных хозяйств, пути ее совершенствования;

— обоснованы варианты организации производст венной инфраструктуры личных хозяйств, пути ее совершенствования;

— определены основные направления совершенствования государственного управления развитием личных хозяйств населения;

— разработаны предложения по развитию и повышению эффективности личных хозяйств населения на муниципальном уровне.

Объектом исследовании являются процессы формирования и функционирования личных хозяйств населения, правовые и социальные условия их развития. Объект наблюдения личные хозяйства С’еверо-Казахстапской области. Предмет исследования — закономерности, принципы, методы и механизмы государственного регулирования развития личных хозяйств населения.

Методология и методики исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные положения экономической теории, груды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой теме. При разработке темы исследования использовалась законодательно-нормативная база России и Республики Казахстан по вопросам развития аграрного сектора экономики, а также нормативные и методические материалы по вопросам организации и функционирования личных хозяйств населения.

Исследование проводилось с применением экономико-статистического, монографического, абстрактно-логического, расче тно-конструктивиого и других научных методов. Информационную базу исследования составили материалы статистической отчетности, документы бухгалтерского учета, результаты анкетного опроса и монографического обследования.

Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:

— раскрыто социально-экономическое содержание личных хозяйств населения как одной из важных форм организации индивидуальною сельскохозяйственного производства;

— определены формы и направления развития личных хозяйств в зависимости от типов и масш табов деятельностиразработаны основные направления и механизм государственного управления развитием личных хозяйств населения, позволяющие придать им правовой статус, создать систему поддержки их развития и социального обеспечения;

— предложена оптимизационная модель сочетания деятельности личных хозяйств населения с сельскохозяйственными предприятиями;

— разработана система мер по повышению эффективности управления развитием личных хозяйств населения на муниципальном уровне, основанная на рациональном взаимодействии с муниципальными организациями и эффективном налогообложении .11XГI.

Практическая значимость работы состоит в разработке конкретных предложений по улучшению механизмов государственного управления развитием лпчпых хозяйств населения: в подготовке методики организации закупок продукции мелких товаропроизводителей, модели взаимодействия ЛХН с сельскохозяйственными предприятиями, вариантов их производственно-технического обслуживания.

Методические разработки могут применяться также для дальнейших научных исследований, в учебных программах вузов и школ повышения квалификации кадров.

Апробация и реализации результатов исследований. Основные положения диссертационной работы обсуждались на международных научно-практических конференциях в 2000;2001 гг., на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Северо-Казахстанекого государственного университета (1999;2001 гг.) — одобрены и приняты к внедрению специалистами управления сельского хозяйства Северо-Казахстанской области и районных администраций. применяются в учебном курсе Северо-Казахстанского государственного университета в процессе подготовки н переподготовки кадров АПК.

По теме диссертации опубликовано 5 научных работ.

Структура диссертационной работы. Диссертация, изложенная на 171 странице, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего в себя 172 наименованиясодержит 3 рисунка, 16 таблиц, 15 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Значимость организующей, координирующей и упорядочивающей деятельности государственного управления качественно возрастает в условиях рыночной экономики в силу усложнения всех процессов общественной жизни, наполнения их необходимым рыночным содержанием. Государственное управление координирует и регулирует усилия людей, государственных органов, учреждений, предприятий и организаций в целях решения задач экономического, научно-технического, социально-культурного и административно-полнгичес-кого характера.

2.Основой экономической системы любого общества является отношение собственности. Многие ученые одним из основных требований к организации сельскохозяйственного производства считают необходимым формирование полноценного реального собственника. Этому требованию в наибольшей мере отвечают личные подсобные, крестьянские, фермерские и другие хозяйства, основанные на личной (частной) форме собственности, индивидуальном или мелкогрупповом, часто семейном т руде.

В условиях современной кризисной ситуации в агропромышленном комплексе эти хозяйства стали во многих регионах одним из основных стабилизаторов в обеспечении продовольствием населения страны и решения социальных проблем села. В них выращивается 85% всего картофеля, 72% овощей, плодов и ягодпроизводится 87,2%) мяса, 90,9%) молока, 49,1% яиц, 80,8%) шерсти. Поэтому одно из важных направлений обеспечения продовольствием населения ст раны непосредст венно должно быть связано с развит ием указанных хозяйств населения.

3. Учитывая принципиальную близость данных хозяйственных формирований (индивидуальная (частная) форма собственности, индивидуальная или мелкогрупповая, преимущественно семейная форма организации труда, невысокий уровень товарности производства и другие) соискателем предлагается выделить эти формы хозяйствования в единую группу, называемую «личные хозяйства населения» (ЛХН), с приданием им определенного правового статуса и разработкой соответствующей системы государственного регулирования, учитывающего специфику ЛХН в зависимости от вида (ЛПХ, К (Ф)Х и др.), уровня их товарности и других факторов. Эти формы хозяйствования не взаимоисключают, а наоборот, взаимодополняют друг друга, принципиально отличаясь от крупных коллективных хозяйств с общей долевой формой собственности или государственных и муниципальных предприятий.

4. Исследования показали развитие грех направлений бизнеса личных хозяйств населения: пристанционные, пригородные и отдаленные рынки сбыта. Каждый из рынков имеет свои особенности, отличаются спросом и ценами. В зависимости от этого меняются специализации хозяйств, их форма ведения производс тва и реализации продукции, другое. Кроме того, в настоящее время, сложились три тина личных хозяйств: потребительские — направленные па удовлетворение потребности семьи в недостающих продуктах питанияпотре-йительско-тос.ариые хозяйства, обеспечивающие семью продуктами питания и как источник дополнительных доходовтоварные — ориентированные, главным образом, на производст во товарной продукции.

5. Большие трудности возникают в ЛХН в связи с тем, что до сих пор не разработана адекватная правовая база их регулирования, как специфической организационно формы сельскохозяйственной деятельности. Как следствие, права владельцев личных хозяйств слабо защищены и часто нарушаются, не отрегулированы взаимоотношения ЛХН с государственными структурами, органами местного самоуправления, с коллективными предприятиями и пр.

Поэтому особое значение может иметь принятие закона об ЛХН, задача которого должна заключаться в создании юридических основ для социальной защиты лиц, запятых в личных хозяйст вах.

Кроме того, необходима разработка и реализация государственной программы преодоления технической отсталости мелкого агробизнесастимулироваиие развития эффективных форм рыночной интеграции личных хозяйств населения, в гом числе с сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиямисовершенствование механизма взаимодействия личных хозяйств населения с коллективными сельскохозяйственными организациями и госпредприятиями сферы АПКразвитие сельской кредитной кооперации и обеспечение доступа владельцев личных хозяйств населения к фондам льготного кредитования, лизинговым фондам и другим.

• 6. Изучение деятельности JIIIX показало, что государству необходимо стимулировать сочетание личного хозяйства населения с сельскохозяйственными формированиями на основе рационального использования земельных и кормовых ресурсов, предоставления личным хозяйствам техники на прокат, земли в аренду и т. д. Для этого сельскохозяйственным предприятиям целесообразно предоставить льготы по земельному налогу, по налогообложению прибыли, полученной от проката техники в JIXII.

В диссертации также приводится экономико-математическая модель сочетания личных хозяйств населения с коллективными предприятиями на основе рациональною использования кормовых ресурсов, позволяющая определить оптимальные размеры сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, передаваемых в JIXH на условиях аренды и по договорами соотношение цен между продаваемыми сельскохозяйственными предприятиями в ЛХ11 кормами и закупаемой у них продукцией.

7. Для дальнейшего развития ЛХН требуются также следующие меры, но их I ч>сударствен ной поддержке:

— разработать систему стимулирования банков второго уровня кредитовать ЛИХ и другие личные хозяйства под залог имущества с определенной государственной гарантией по аналогии с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

— в целях решения проблемы агроеервиспого, зооветеринарного, агротехнического обслуживания принять меры, но созданию специализированных кооперативов и мапшногехнологичсски. х станций] (МТС), сисчемы проката техники, но обслуживанию личных хозяйств населенияразработать условия их взаимоотношений;

— следует восстановить деятельность районных заготконтор, заготовительных пунктов непосредственно в селах, т.к. действующая система потребкооперации фактически прекратила заготовку сельхозпродукции на местах. ')ти меры не требуют большого финансирования, но решают важную проблему заготовки продукции личных хозяйств населения;

— необходимо вменить в обязанность государственных племенных, семеноводческих хозяйств оказывать помощь личным хозяйствам в проведении искусственного осеменения животных, подборе высоко продуктивного скота, ветеринарного обслуживания и обеспечения высококачественными семенами и посадочным материалом на взаимовыгодных условиях;

— Министерств) сельскою хозяйства, соответствующим государственным научным учреждениям обеспечить на льготных условиях научное обслуживание ЛХЛ, проведение семинаров, выставок с показом современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, содержания скота, организации производства для сферы малого бизнеса на селе.

8. В целях совершенст вования налогообложения ЛХН предлагается: -семьям, ведущим потребительское личное хозяйство, установить льготы, но налогообложению;

— освободить от земельного налога домохозяйства сельских пенсионеров- -распространить льготы по освобождению от земельного налога на семьи, впервые создающие личное хозяйство, сроком па 5лег;

— в законодательном порядке установить территориальную дифференциацию ставок земельного налога с ЛХЛ, которая должна обеспечить должна обеспечить изъятие и перераспределение дифференциальной ренты с участков земли, расположенных в лучших географических зонах, с поддержкой объективно необходимого ведения сельскохозяйственного производства на худших землях.

9. Для повышения социальной защиты ЛХП всех типов (Л1IX, домашние хозяйства и др.) предлагается труд в них признать равноценным с работой в отраслях народного хозяйства и засчитывать в трудовой стаж лицам, запятым ведением ЛХН, по представлению подтверждения об лом местных органов власти. Такой подход оказал бы большое стимулирующее действие на развитие JIXII и значительно уменьшил бы количест во безработных.

10. Изучение деятельности личных хозяйств населения позволило предложить две формы экономических взаимоотношений между ЛХН на муниципальном уровне, формируемых с участием соответствующих муниципальных организаций:

— организация кооператива по обслуживанию личных хозяйст в населения;

— организация объединений ЛХН для представления их коллективных интересов на рынке АПК при установлении взаимоотношений с перерабатывающими предприят иями и другими организациями. Создание такой организации, выступающей от имени мелких сельхозтоваропроизводителей, содействующей их развитию и осуществляющей защиту, решит многие проблемы деятельности JIl IX, крестьянских (фермерских) и других личных хозяйств населения.

Гак. на территории с. Ильинка Геильекого района Северо-Казахстанской области, г де расположено 860 крест ьянских /торов, из которых 830 содержат скот и птицу, производят в среднем за год 1464 i мяса и 9960 г молока на сумму 22,4 млн. тенге и 149,4 тыс. тенге (по средним ценам 1999 — 2001 гг.) при товарности продукции в ере. гнем на одно хозяйство 27 168 тенге, в случае объединения их совместно с муниципальными организациями в соответствующую структуру с хорошо отлаженным снабжением средствами производства и сбытом продукции товарность личных хозяйств будет увеличена минимум на 20%.

11. Одним из направлений совершенствования торговли для ЛХН может быть внедрение непосредственно на муниципальных рынках системы договорных отношений с владельцами личных хозяйств о поставках на рынки продукции в объемах и ассортименте, обусловленном договорами. Для заготовок такой продукции на рынках следует иметь специализированный транспорт, информационную службу. Это позволит силами самих рынков закупать продукцию непосредственно в местах ее производства в более свежем виде, с высокими вкусовыми и товарными свойствами.

12. В системе факторов, стимулирующих развитие личною хозяйства населения, серьезное место отводится налоговой системе. Эффективная модель налогообложения JIIJX на местном уровне должна отвечать следующим требованиям: стимулировать мобилизацию резервов населения для улучшения продовольственного обеспечения района и улучшения материального положения сельских семейспособствовать преодолению резких различий в доходах ог J1X11, связанных с местоположением и природно-климатическими условиямисодействовать вовлечению семей в развит ие ЛХНпредусмотрет ь оказание разнообразной помощи в ведение ЛХН: пенсионерам, престарелым, одиноким, инвалидам и др.

С учетом этих предложений необходимо на местах разрабатывать положения по налогообложению ЛХН (дифференциации налоговых ставок по местоположению и др.), стимулирующие крестьянский двор к увеличению производства сельскохозяйственной продукции, поскольку из проведенного исследования следует, что различия в доходах от ЛХН во многом связаны с его местоположением и природными условиями.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что все модели хозяйствования ЛХН должны базироваться на рациональном использовании земли, трудовых и материально-технических ресурсов. Важную роль в регулировании этих процессов должно играть государство. Так, при положительном решении кормовой проблемы в Северо-Казахетанекой област и возможно в ближайшие 35 лет только за счет личных хозяйств населения сел и районных центров увеличить производство молока и мяса на 20−25% без больших дополнительных капиталовложений.

Отсюда по проблемам укрепления и развит ия ЛХН на всех уровнях должны быть приняты специальные программы поддержки этого важного аграрного сектора страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальный материал
  2. Конституция Республики Казахстан. Закон РК от 30 ащусга 1995 г. -Адматы: 'Xhi.tci 11ресе, 1995. С. 5.
  3. Гражданский Кодекс РК. Алматы, 1994.— С. 154−234
  4. Закон Союза Советских Социалистических Республик о кооперации в СССР. М.: Юрид. лит., 1988. 80 с.
  5. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РК от 31 марта 1998 г. № 214−1.
  6. О государственной поддержке малого предпринимательства: Закон РК от 19 июня 1997 г. № 131−1/7 Ведомост и парламента РК. 1997. № 12. С. 182.
  7. О национальной безопасности Республики Казахстан: Закон РК от 26 июня.№ 233−1.
  8. О финансовом лизинге: Закон РК от 5 июля 2000 г. № 78−1 1 ЗРК
  9. О земле: Закон РК от 24 января 2001 г. № 153−1 1 ЗРК// Юридическая газета. 2001. — № 5 (378). — 3 1 января — С. 7.
  10. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС, 15 16 марта 1989 года. М.: Политиздат, 1989. — I 76 с.
  11. Книги, статьи, авторефераты, рукописи
  12. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики// Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 2 — 12.
  13. Аграрные преобразования в Восточной Германии/ ВИАПИ. М., 1997.64 с.
  14. Аграрный сектор США в конце XX века/ Под ред. д-ра экон. наук Б. А. Черникова ML: РАМ Институт США и Канады, 1997. — 396 с.
  15. Агропромышленные объединения США (организация, особенности управления, роль в производстве продовольствия)/ Под ред. В. А. Морозова. -М.: Наука, 1977.-270 с.
  16. II.Г. Развитие личного приусадебного хозяйства сельского населения и его сочетание с общественным производством. Дисс. на соиск. ученой степени канд. экон. наук.- Новосибирск, 1994. 23 с.
  17. Агропромышленный комплекс России. Сборник нормативных актов и документов (но состоянию на 5 мая 1998 г.). Новосибирск: ООО «Изд-во ЮЮА», 1998. — 824 с.
  18. П. Сельское хозяйство США. М.: Наука, 1993. — 102 с.
  19. А.П., Щетинина И. В. Организация и механизм функционирования акционерных обществ/ Методические рекомендации. Новосибирск: Сибирская аграрная наука, 1994. — 237 с.
  20. А. Эффективность общественного производства. М.: Наука, 1987, — 159 с.
  21. А. О едином рынке стран Содружества// Экономист. 1997. -№ 7. С. 55 — 59.
  22. В. Приоритеты денежно-кредитной политики в развитых странах// Экономист. 1997. — № 11. — С. 22 — 26.
  23. Р. Из истории денежною хозяйства Руси// «Экономист. 1997. — № - С. 9 — 11.
  24. В., Бабков Г., I оловапок М. и др. Развитие специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственногокооперирования и агропромышленной интеграции в Сибири/ СО ВАСХНИЛ. Новосибирск, 1976. — 157 с.
  25. В., Головатюк М. Специализация и концентрация сельского хозяйства в Сибири и на Дальнем Востоке// Концентрация и кооперирование сельскохозяйственного производст ва. М.: Колос, 1980. С. 267−282.
  26. Большая советская энциклопедия. Третье издание. Т. 13. М.: Советская энциклопедия, 1973.-608 с.
  27. Л. Налогообложение личных подсобных хозяйств// АПК: достижения науки и техники. 1993. — № 2. С. 9 — 11.
  28. Д. Теория собственности. Новосибирск: Экор, 1994. — 143 с.
  29. А. Земельные отношения в рыночной экономике// Экономист. -1997. № 1 1. -- С. 70 — 73.
  30. А. О выживании агропромышленного комплекса// Российский экономический журнал. 1995. — № 5 — 6. — С. 67 — 70.
  31. A.C. Как основать компанию на Западе: Справочное издание. -М.: Международные от ношения, 1994. 320 е.
  32. Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий/ Под ред. И. Дуэль. М.: НПО «Образование», 1998. — 147 с.
  33. Д. Специализация и концентрация сельскохозяйственного производства. М.: Колос, 1986. — 136 с.
  34. П. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать// Человек и труд. 1997. — № 6. — С. 29 — 32.
  35. A.M. Швеция: социально-экономическая модель: Справочник. -М.: Мысль, 1991. 189 с.
  36. Выбор пути: дискуссия на полях Земельного кодекса России/ Под ред. И. Ф. Суслова (рук.), В. В. Бакушева, М. А. Коробейникова, И. Д. Мацкуляка. -М.: Флинта: Наука, 1998. 344 с.
  37. Гвнп1ианн Д. М. Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью. М.: Экономика, 1974. 751 с.
  38. М. Научные основы формирования регионального продовольственного рынка. 11овосибирск 1999. — 1 85 с.
  39. М. Разделение труда и развитие продовольственного рынка Сибири. Аграрно-жономическая наука Сибири в решении проблем агропромышленного производства// РАСХН. Сиб. отд-ние, СибНИИЭСХ. Новосибирск, 1996. — 328 с.
  40. А. К оптимизации деятельности сельскохозяйственного предприятия// Российский экономический журнал. 1996. — № 1 1 -12. — С. 6 — 13.
  41. А. Кредитование сельскохозяйственных предприятий в условиях инфляции// Российский экономический журнал. -- 1996. № 5 6. С. 70 — 79.
  42. Л. К вопросу о целостности национального хозяйства// Вопросы экономики. 1996. — № 9. — С. 145 — 150.
  43. Государственное регулирование агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики. М., 1993. 54 с.
  44. Р. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция в пореформенной России// Российский экономический журнал.1998. № 4. — С. 66 — 75.
  45. В.Г. Рынок: каким ему быть (принципиальная схема и условия построения рыночной экономики). Минск: БелНИИЭПАПК, 1992. — 127 с.
  46. U.M. Экономическое взаимодействие личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями (па материалах Новосибирской области), Автореф. дис.. канд. экон. наук. Новосибирск, 2001. — 22 с.
  47. З.А. Экономика и социология груда. Новосибирск: СибУПК, 1998.-300 с.
  48. А. Экономика в будущем. Выход из туника/ Пер. с нем. В.И. Зю-кова М.: Тровант, 1997. — 87 с.
  49. Ф 65. Клюкам В., Мельников Д. Организация оптовых продовольственныхрынков: теория, методология, практика. М., 1999. — Т. 1. — 242 с.
  50. А. Специализация и кооперирование сельского хозяйства Казахстана. Алма-Ата, 1997. — 81 с.
  51. М.Ю. Особенности аграрной политики стран Восточной Европы в условиях перехода к рыночным отношениям: Обзор, информ./ ВНИИ ГЭИ. -М&bdquo- 1996. 40 с.
  52. М. Формирование рыночной системы реализации сельскохозяйственной продукции. //АПК: экономика, управление. 1997. — № 7. — С. 40 — 43.
  53. Концепция аграрной политики России в 1997 2000 годах/ Под ред. Е. С. Ст роева. — М.: ООО «Вершина-Клуб», 1997. — 352 с.
  54. С. Защита внутреннего рынка// Казахстан: экономика и жизнь.1996.-№ 3,-С. 22 30.
  55. Концепция развития агропромышленного комплекса Сибири до 2005 г./ РАСХН. Сиб. отд-ние. СибПИИЭСХ. Новосибирск, 1999. — 84 с.
  56. Кооперативный подход (I): кооперативы коллективных хозяйств// Часть 2. Реформирование коллективных хозяйств: старые и новые кооперативы. — М&bdquo- 1995. С. 53−61.
  57. М.Л. Швеция: государственное регулирование АПК// Аграрная наука. 1996. — № 1. — С. 33 — 34.
  58. Костин К)., Яковлева Т. и др. О ходе экономических реформ в аграрном секторе, опыте постнриватизанионного функционирования хозяйств Акмолинской области. Акмола, 1997. — 20 с.
  59. Краткий политический словарь/ Сост. и общ. ред. Л. А. Оникова и П. В. Шишлина. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. — 447 с.
  60. С. Пути выхода перерабатывающих отраслей АПК Казахстана из кризиса// Проблемы агрорынка. 1997. — № 2. — С. 71 — 82.
  61. И. Аграрная реформа в Сибири// Вопросы экономики. 1997. -№ 8. — С. 85 — 92.
  62. И. Экономика агропромышленного комплекса Сибири в период перехода к рыночным отношениям/ РАСХ11. Сиб отд-ние. СибППИЭСХ. -Новосибирск, 1996, — 144 с.
  63. Г. Оптовые продовольственные рынки: современное состояние и перспективы развития// АПК: экономика, управление. 1997. — № 10. — С. 26−32.
  64. С.Б. Проблемы агропромышленной интеграции в Японии. -М.: Наука, 1982.- 287 с.
  65. С. Корпорация эффективная форма агропромышленной кооперации и интеграции// АПК: экономика, управление. — 1 997. — № 3. — С. 23 — 27.
  66. К. Капитал. Кн. 1. Процесс производства капитала// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т. 23. 900 с.
  67. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 21.
  68. В.А. Сельское хозяйство США и его проблемы. М.: Мысль, 1971. — 258 с.
  69. М.А. США: капиталистическое накопление и индустриализация сельского хозяйства. М.: Наука, 1970. — 184 с.
  70. . Управление: нуги преодоления кризиса// Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 29 — 38.
  71. Многоукладная экономика АПК России (вопросы теории и практики). -М.: Колос, 1998.- 359 с.
  72. Назарбаев 11. Казахстан 2030. Процветание, безопасност ь и улучшение благосостояния всех Казахстанцев// Казахстанская правда. — 1997. — 1 1 окт.91 .Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1987. — 3 13 с.
  73. Научные основы разработки и реализации региональных программ стабилизации и развития агропромышленного производства/ РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ- П. М. Першукевич, М. З. Головатюк и др. Новосибирск, 1998. — 'Г. 1. — 132 с.
  74. Никоновские чтения 2001. Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы. — 1.: Энциклопедия российских деревень, 2001. -516 с.
  75. А. Бакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности// Вопросы экономики. — 1995. № 1. — С. 133 — 136.
  76. Г. О состоянии рынка продуктов животноводства Казахстана 1990 1996 it.)// Проблемы агрорынка. — 1997. — № 3. — С. 55 — 62.
  77. Д. Изменение форм собственности и структуры промышленных предприят ий// Вопросы экономики. 1997. — № 9. — С. 23 — 35.
  78. ЮЗ.Ольсевич 10. О национальном экономическом мышлении// Вопросы экономики. 1996. № 9. — С. 1 15 — 120.
  79. Перестройка аграрного сектора экономики/ Р. И. Тонконог, В. Р. Боев, Ф. П. Сенько и др.- Под ред. Р. И. Тонконога. М: Агропромиздат, 1990. -448 с. 107.11ершукевнч II.М. АПК Сибири: тактика и стратегия экономических ре форм. 11овосибирск, 200 1 418 с.
  80. П., Чужинов П. Экономика крестьянского (фермерского) хозяйства. Алматы, 1993. С. 250.
  81. Г1иличев И.А., Васильев А. М. Управление сельскохозяйственным производством. Л.: Агропромтдат. Ленинградское огд-ние, 1987. — 271 с.
  82. Реформирование сельскохозяйственных предприятий: социально-экономический анализ (1994 1997 гг.)/ Под научной редакцией В. Я. Узуна. -М.: Знак, 1998. — 152 с.
  83. A.M., Яковенко С. Г., Янаев С. И. Инструментарий экономической науки и практ ики. М.: Знание, 1985. — 304 с.
  84. К. Аккозин М. Деньги, вложенные в науку деньги, отданные в рост// Казахстан: экономика и жизнь. — 1996. — № 4. — С. 18 — 25.
  85. Сат ыбалдин А. О мерах по совершенствованию научног о обеспечения АПК в свете выступления Президента РК Н. Назарбаева// Вестник сельскохозяйственной пауки Казахстана. 1997. № 4. — С. 3 12.
  86. И. Интеграция закон рынка// Сельская жизнь. — 1998. — 8 апреля.
  87. Сельское хозяйство России и зарубежных стран (статистический сборник). М: 11 111 ГГ) I larponpoM. 1996. 140 с.
  88. Сельское, лесное и рыбное хозяйство Казахстана. 1999 г// Статистический сборник. Алма-Ата, 2000.
  89. Д.П., Пустуев A.JI., Мин гад с в В.Д. Сельскохозяйственный менеджмент: рыночные структуры хозяйствования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. жоп. ун-та, МИ «ПИПП», 1995. 416 с.
  90. М. Проблема государственного ценового регулирования в Al 1К Казахстана// I ¡-роблемы агрорынка. 1997. — № 2. — С. 16−21.
  91. Словарь русского языка/ Под ред. С. И. Ожегова. М.: Государственное издательст во иностранных и национальных словарей, 1961. 900 с.
  92. А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги 1−3). Москва: Паука, 1993. — 5 69 с.
  93. Собственность дает свободу/7 Экономика и жизнь. 1996. — № 14.
  94. Состояние и тенденции развития сельскохозяйственного строительства за рубежом/Обзорная информация. П.К. Ходченко- М.: ВНИИИТПИ, 1992. -68 с. 1 35. Стамкулов А. Личное подсобное хозяйство (правовое регулирование).
  95. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России/ РАСХН. Отд-иис экономики и земельных отношений. М., 1998. — 19 с.
  96. В. Хозяйствование при многоукладной экономике. Акмола, 1993. — 24 с.
  97. . Рекомендации по реорганизации приватизированных сельскохозяйственных предприятий. Акмола, 1997. 41 с.
  98. Л. Научные основы и направления реформирования разноуровневых Л11К. Акмола, 1996. — 66 с.
  99. Г. Государственное предпринимательство: организационно-правовые формы Вопросы экономики. 1995. — № 12. -С. 76- 84.
  100. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику/ Пер. с англ. СПб: Экон. шк., 1995. 431 с.
  101. Трудные шаги к оздоровлению земли, деревни, России/ Общ. ред. И. Р. Суслова, ВЛ. Бакушева. М.: МААМиК, Информагротех, 1997. — 304 с.
  102. Гул ан-Барановекий М. И. Вестник кооперации, 1917. февраль-март.
  103. В. Принципы регулирования межрегионального разделения труда экономическими методами. ВНИИ Экономики сельского хозяйства. 1990. -Вып. 130.
  104. Г. Основные направления совершенствования производственно-экономических взаимоотношений в мясном подкомплексе при переходе к рынку// Вопросы совершенствования сельскохозяйственного производства. — Сб. науч. трудов. Пенза, 1995. — С. 213 — 221.
  105. Управление сельскохозяйственным производством в системе АПК/ Под ред. В. К. Буги. Минск: Ураджай, 1988. — 190 с.
  106. Г. Западная Гвропа: аграрно-промышленный комплекс и деревня. М.: Наука, 1977. — 280 с.
  107. Федеральная программа стабилизации и развития агропромышленного производст ва в Российской Федерации.1 5 1. Философская энциклопедия, М., 1970. 568 с. 1 52. Философский словарь/ Под ред. И. Г. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987.- 590с.
  108. Хан К). Рынок зерна: проблемы, поиски и решения. Акмола, 1998. 126 с.
  109. Хромов К). Вызовы продовольственной безопасности. Круглый стол по вопросам аграрной и продовольственной политики. М., 1996. — № 1. — С. 11−14.
  110. Хромов К). Проблема продовольственной безопасности России. М., РИ-СИ, 1995. 84 с.
  111. Цзинь вэпь Ли. Роль государственного регулирования в экономике Китая// Вопросы экономики. 1997. № 1. — С. 49 — 56.
  112. А. Новый механизм формирования эффективности. М.: Экономика, 1990. 192 с.
  113. Чаянов АН Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: 11аука, 1991. — 456 с.
  114. Чаянон Л И. Краткий курс кооперации. М, 1925.
  115. О.Шалыгина В. и др. Сбыт продовольствия: как сделать его более эффективным// Казахстан: экономика и жизнь. 1996. — № 1. — С. 23 — 29.
  116. ЛПарсцкпй С. Специализация, концентрация и эффективность сельскохозяйственного производства. Минск: Ураджай, 1981. — 150 с.
  117. А. Специализация в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1976. — 79 с.
  118. Г. И. Кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей в Японии/7 Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 1997. — № 5. — С. 52 — 55.
  119. Н. Неплатежи проблема номер один российской экономики. //Вопросы экономики. 1997. — № 4. — С. 22 — 28.
  120. А. и др. АПК России: новый хозяйственный механизм. М, 1990. — 131 с.
  121. Число действующих сельскохозяйственных формирований в Республике Казахстан, единиц
  122. Сельскохозяйственные формирования Годы1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
  123. Личные подсобные хозяйства населения, тыс. ед. * 1949 2016 2159 2193 2175 2150 2057 2108 2202 2182
  124. Садоводческие и дачные кооперативы I 2660 2893 2867 3026 | 2986 29 451 991−1995 годы по данным земельного баланса
  125. Площадь сельскохозяйственных угодий и распределение её поземлепользователям, ты с. гав том числе 1. Сельскохозяйст- в лич
  126. Год венные угодья, используемые землепользователями Сельскохозяйственных предприятий крестьянских (фермерских) хозяйств ном пользовании граждан
Заполнить форму текущей работой