Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка студентов медицинского колледжа через организацию компетентностно ориентированного образовательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие способности приобретать их сейчас и в течение всей жизни и активно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы развития современного среднего медицинского образования
    • 1. 1. Развитие профессионального образования в современных условиях
    • 1. 2. Особенность Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования нового поколения
    • 1. 3. Компетентность как целевая характеристика качества среднего профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Организация образовательного процесса в медицинском колледже на компетентностной основе
    • 2. 1. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа
    • 2. 2. Организация компетентностно ориентированной образовательной среды колледжа
    • 2. 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Профессиональная подготовка студентов медицинского колледжа через организацию компетентностно ориентированного образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние годы в связи с реформами в отечественном здравоохранении роль медицинских работников среднего звена резко возросла. Проведена большая законодательная работа по увеличению социальной значимости профессии медицинской сестры (приказ МЗ РФ: № 4 от 09.01.2001 г. «Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации»). В декабре 2005 года правительством Российской Федерации принят национальный проект «Здоровье», где особое внимание отводится роли среднего медицинского персонала в оказании качественной медицинской помощи населению.

Данные изменения предъявляют к среднему медицинскому персоналу новые требования, высокая профессиональная компетентность обеспечивает своевременную и качественную работу всей медицинской службы. В связи с этим пересматривается содержание и структура профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. В первую очередь это касается преодоления его ограниченной общепрофессиональной и профессиональной компетентности. В значительной мере это связано с тем, что в процессе обучения в медицинском колледже у студентов формируются знания и умения поотдельным дисциплинам учебного плана, а именно интеграция разделов общеобразовательных дисциплин с разделами спецдисциплин, как в теоретической, так и в практической части, позволяет видеть особенности* будущей1 профессии в целостности и логический взаимозависимости.

Наиболее емкими понятиями, отражающими это единство, оказались, понятия «компетентность» и «компетенция», формирование’которых сегодня^ является стратегической целью профессионального образования: Именно* с формированием компетентности будущего специалиста^ связывают^ сегодня* качество профессионального образования, обеспечивающее1 конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Интегральным показателем качества профессионального образования в контексте его модернизации, рассматривают компетентность специалиста, которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. По мнению А. М. Новикова «профессиональная компетентность» подразумевает помимо технологической профессиональной подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофес-сиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня каждому специалисту.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие способности приобретать их сейчас и в течение всей жизни и активно использовать их для решения прикладных задач. Несмотря на разнообразие точек зрения в понимании содержания и структуры профессиональных компетенций, большинство ученых, выделяя традиционные ЗУНы, все же не сводит содержание профессиональных компетенций только к когнитивному и деятельностному компонентам, а включает и аксиологический компонент, подчеркивая ценностно-смысловой аспект феномена, связанный с приобретением личностных отношений, жизненных смыслов, ценностей.

Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие. Обеспечить, на государственном уровне, трансляцию компетентностного подхода призваны Федеральные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС), в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня выражены в виде перечней компетенций. Однако, как свидетельствуют научно-теоретические и социологические исследования, эффективность создания и организации компетентностно ориентированной образовательной среды профессиональных учебных заведений существенно сдерживается недостаточно оперативным откликом психолого-педагогической науки на потребности практики в современном научно-методическом обеспечении процесса подготовки будущих специалистов.

Результаты анкетирования, проведённого с целью выяснения отношения преподавателей к проблеме компетентносто ориентированного образования, показали, что важность развития профессиональных компетенций будущего медицинского работника признаётся большинством опрошенных преподавателей — 99%. 98% респондентов считают, что развитие этих качеств возможно на специальных дисциплинах и во время учебно-производственной практики. Но формирование на своих занятиях надпрофессиональных компетенций осуществляют, по их признанию, только 47% опрошенных. Преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных учебных дисциплин практически не используют воспитательный потенциал предмета (87%), который позволяет расширить представления о профессии и может способствовать развитию надпрофессиональных компетенций. Анализ исследований среди медицинских сестер практического здравоохранения также показывает, что в годы их обучения вопросам милосердия, гуманности, духовности не уделялось должного внимания (Г.Караваева).

Между тем компетентностно ориентированная образовательная среда колледжа имеет огромный потенциал. Поэтому для решения этой задачи исследования необходимо определение педагогических условий организации образовательного процесса в медицинском колледже на компетентностной основе, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования.

В современной педагогике интенсивно решаются проблемы реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования (В.И.

Байденко, В. А. Болотов, A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, B.C. Лед-нев, H.H. Нечаев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков, А. В: Хуторской и др.): Значительный вклад в, разработку проблем профессиональной компетентности внесли отечественные исследователи Л. П. Алексеева, М. Д. Ильязова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, A.A. Скамницкий, М. Г. Тайчинов, К.С. Шаблыги-на и др.

В работах Н. Н. Аниськиной, Е. В. Лапочкина, В. И. Ороховского и других авторов исследуются вопросы формирования профессиональной направленности студентов и моделирования образовательной среды средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля. Отдельные аспекты деятельности медицинской сестры представлены работами А. Я. Иванюшкина, А. К. Хетагуровой (этические аспекты сестринского дела), Т. П. Галиуллиной (формирование эмпатической культуры студентов медицинского колледжа), И. В. Островской (психологические особенности обучения общению учащихся медицинских училищ), Л. В. Островской (формирование культуры и этики в системе подготовки студентов — медиков) и ДР.

Однако, как показал проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, проблема формирования компетентностно ориентированной образовательной среды в системе среднего профессионального образования изучена недостаточно: не определены организационно-педагогические условия организации компетнтностно ориентированной образовательной средыне определены принципы организации компетентностно ориентированного образовательного процесса с учетом специфики медицинского среднего профессионального учебного заведения.

Таким образом, научно-теоретический анализ психолого-педагогической литературы, практики профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена позволил выявить следующие противоречия:

— потребностью общества в медицинских работниках среднего звена, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций, и недостаточным использованием возможностей их профессиональной подготовки в колледже, для развития этих качеств;

— осознанием необходимости построения содержания учебного процесса в медицинском колледже на компетентностной основе и недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы в педагогике профессионального образования.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимо создать, чтобы обеспечить стабильный рост компетенций выпускников среднего медицинского образования.

Это обусловило выбор темы исследования: «Профессиональная подготовка студентов медицинского колледжа через организацию компетентности©ориентированного образовательного процесса».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия реализации компетентностно ориентированного образовательного процесса в учреждениях среднего медицинского образования, способствующие повышению качества профессиональнойподготовки будущих медицинских работников.

Объект исследования: процесс подготовки медицинских работников среднего звена в медицинском колледже на основе компетентностного подхода.

Предмет исследования: организация компетентностно ориентированного образовательного процесса способствующего повышению качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа.

Гипотеза: достижение оптимального уровня сформированности компетентности выпускников медицинского колледжа будет возможным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

1. Компетентность выпускника выступит целевой характеристикой качества среднего профессионального медицинского образования.

2. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа представляет собой целостное единство ключевых (надпрофессиональных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

3. Принципами организации компетентностно ориентированного образовательного процесса в колледже выступят: интеграция задач формирования компетенцийфункциональностьразвивающее обучениесоциальное партнерствомодульность и гибкость;

4. Социальное партнерство выступит условием реализации требований Государственного образовательного стандарта профессионального образования третьего поколения и будет способствовать организации компетентностно ориентированной образовательной среды медицинского колледжа.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Выявить сущность и содержание компетентностно ориентированного подхода в организации образовательного процесса в учреждениях среднего медицинского образования.

2. Обосновать компетентность как целевую характеристику качества среднего профессионального образования будущих медиков.

3. Разработать компетентностную модель выпускника медицинского колледжа.

4. Выявить педагогические условия создания компетентностно ориентированной образовательной среды медицинского колледжа.

5. На основе выявленных педагогических условий разработать программу развития профессиональных компетенций будущих медицинских работников и опытно-экспериментальным путём проверить ее эффективность.

Методологическую основу исследования составили: концепции развития профессионального образования, как психолого-педагогического феномена (В.П. Вахтеров, В. К. Бехтерев, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, А. П. Нечаев,.

Л.И. Петражицкий, Л. И. Пирогов, К.Д. Ушинский), компетентностный подход в образовании (Дж. Равен, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.B. Хуторской и др.) — теория деятельности и развития личности (А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, М. С. Каган, Б. Г. Ананьев, B.C. Грехнев) — теория педагогической интеграции (B.C. Безрукова, А. С. Белкин, М. Н. Бе-рулава, Н. В. Василенко, А. Я. Данилюк, Ю. А. Кустов, О. М. Сичивица, Ю. С. Тюнников, В. Т. Фоменко, Н. К. Чапаев, И.П. Яковлев).

Теоретической основой исследования являются: исследования теории профессиональной деятельности (В.П. Дуброва, И. А. Ильин, В. Е. Каган, Л. А. Лещинский, H.A. Магазанник, В. Н. Мясищев, Б. З. Вульфов, A.A. Зак, И. С. Кон, И. Н. Семёнов, В. И. Слободчиков и др.) — деятельностный подход в обучении (Б.Г. Ананьев, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Л. Рубинштейн) — идеи гуманизации и гуманитаризации медицинского образования (К.В. Зорин, И. И. Косарев, К. В. Кудрявая, Р. П. Ловелле, Н. С. Пантина, Н.В. Полунина) — исследования медицинской профессиональной деятельности (И.И. Бенедиктов, Л. А. Быкова, Е. Р. Миронова, Б. А. Ясько и др.).

Методы и база исследования: был использован комплекс методов, позволивших реализовать поставленные задачи, обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов. В их числе: теоретические (анализ и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований в педагогике и психологии по теме исследования, моделирование) — методы сбора эмпирической информации (анкетирование, наблюдение, опрос, психодиагностические методы, экспертная оценкабеседа, анализ документов) — методы качественного количественного анализа эмпирических данных.

Экспериментальная работа осуществлялась в течение 5 лет на базе Ти-распольского медицинского колледжа им Л. А. Тарасевича. На различных этапах исследования, в ней участвовало более 400 студентов дневного и заочного отделений.

Организация и этапы исследования. Исследование включало три этапа.

На первом этапе (2007;2008 гг.) — изучалась психолого-педагогическая литература, нормативная документация, выявлялось состояние проблемы в практике ССУЗа, накапливался и обобщался теоретический материал. Определялись цели и задачи исследования, уточнялась научная гипотеза. Проводилось эмпирическое исследование, которое позволило убедиться в актуальности проблемы.

На втором этапе (2008;2010 гг.) — разрабатывались теоретические основы создания модели компетентностно ориентированного образовательного пространства в среднем профессиональном образовании, определялся состав и содержание центральных концептуальных понятий, уточнялся проект модели организации образовательного процесса, проводилось частичное внедрение авторских идей в педагогическую деятельность.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) — проводилась опытно-экспериментальная работа, апробировалось непосредственное внедрение результатов исследования в учебный процесс, оценивалась эффективность разработанного дидактического обеспечения, осуществлялось оформление результатов исследования, материалы которых вошли в содержание диссертации.

Научная новизна и исследования заключается в том, что в диссертации:

— доказано, что компетентность выпускника является целостной и комплексной характеристикой качества среднего профессионального медицинского образования;

— разработана теоретическая компетентностная модель выпускника медицинского колледжа;

— выявлены и обоснованы принципы организации компетнтностно ориентированного образовательного процесса в колледже;

— разработан комплекс научно-методического сопровождения компетентностно ориентированного образовательного процесса в медицинском колледжесоздана локальная нормативно-правовая основа организации социального партнерства медицинского колледжа.

Теоретическая значимость исследования определяется внесением определенного вклада в теорию профессионального образования медицинских работников за счет приращения знаний о сущности и условиях развития общих и профессиональных компетенций будущих медицинских работников среднего звена, а также конкретизации теории компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают предпосылки для модернизации учебного процесса в медицинском колледже, способствуют созданию новой компетентностно ориентированной образовательной среды. Полученные знания могут быть использованы при создании новых учебных планов и программ, а также при написании учебных пособий. Разработанные параметры образовательной среды колледжа способны стимулировать процессы профессионального совершенствования педагогов’колледжа, а также использоваться в системе переподготовки педагогов > для, работы в медицинских учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Компетентность как целевая характеристика качества среднего профессионального образования представляет собой объективно необходимый комплекс ключевых (надпрофессиональных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формирование которых предполагает использование интеграционных механизмов в отборе и структурировании содержания образования (в том числе предполагающих внедрение элементов профессионального образования на ранних ступенях обучения), выборе образовательных технологий, а также постоянное социальное партнерство педагогического и профессионального сообщества.

2. Организация компетентностно ориентированной образовательной среды медицинского колледжа включает в себя следующие этапы:

Пропедевтический — обучение педагогов медицинского колледжа методике разработки программной документации с учетом требований ФГОС профессионального образования нового поколения.

Теоретический — работа по созданию программ и учебно-методических комплексов, учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом требования единства теоретического и практического обучения.

Практический — внедрение разработанного на теоретическом этапе учебно-методического сопровождения компетентностно ориентированной образовательной среды.

Итогово-коррекционный этап — мониторинг результатов работы по новым программным документам, внесение корректив на основе данных мониторинга, обновление методических материалов, сопровождающих образовательный процесс.

3. Необходимыми педагогическими условиями формирования компетентностно ориентированной образовательной среды медицинского колледжа являются следующие:

— опора, на основные положения модульно-компетентностного подхода;

— выбор средств, методов, форм образования, соответствующих научным характеристикам модульно-компетентностного подхода;

— системный подход к образованию, основанный на учете психологической структуры компетентности личности;

— опора на ролевую теорию личности при организации формирования социальной и профессиональной компетентности студентов;

— интегративный подход к организации образовательного процесса;

— постоянное социальное партнерство, в образовательном процессе всех лиц, заинтересованных в формировании компетентного специалиста, (привлечение работодателей к формированию содержания и обеспечению образовательного процесса в колледже).

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 15 публикациях автора, в том числе 3 статьи в журналах из перечня, рекомендованного ВАК. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на республиканских, межрегиональных, российских семинарах и научно-практических конференциях: гг. Тирасполь (2003;2010), Волгоград (2010), Белгород (2009), Одесса (2009), Бендеры (2006) — на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского».

Результаты исследования внедрены в практику образовательного процесса Тираспольского медицинского колледжа им Л. А. Тарасевича, в ряде медицинских колледжей Приднестровской Молдавской Республики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследованиясогласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического обследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхкорректным использованием статистических методов обработки и интерпретации экспериментальных данныхустойчивой повторяемостью результатов.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы к Главе 2.

1. Перспективы в обновлении содержания образования, на этапе СПО связаны с устранением междисциплинарных разрывов, сокращением' общетеоретических и декларативных положений за счет увеличения процессуальных и технологических знаний. Компётентностная модель специалиста среднего медицинского работника представляет собой совокупность компетенций:

1. ключевые (надпрофессиональные), которые характеризуют общегражданские качества взрослого человека, его культурный уровень и дееспособность и формируются в цикле гуманитарных и социальных дисциплин;

2. общепрофессиональные компетенции, которые инвариантны к направлению подготовки, обеспечивают готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать в конкретной сфере). Данные компетенции формируются в цикле обще. профессиональных дисциплин, в первую' очередь, циклом естественнонаучных и математических дисциплин, а также курсом философии, социологии, основ научно-методической деятельности, информационных технологий и др.

3. Профессиональные компетенции (профессионально-функциональные знания и умения) обеспечивают привязку подготовки специалиста к конкретным для данного направления объектам и предметам трудапредполагают овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научным исследованиям в конкретной области и формиру.

• ются в цикле специальных дисциплин, при изучении междисциплинарных курсов.

2.Компетентностно ориентированный образовательный процесс в колледже организован на следующих принципах:

Интеграция задач формирования компетенций. Этот принцип определяет взаимодействие профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования;

Принцип функциональности определяет форму интеграции теоретического и практического компонентов в обученияПринцип развивающего обучения определяет вектор поиска новых способов организации образовательного процесса в колледже, направленных на развитие у студентов теоретического мышления;

Принцип социального партнерства предполагает участие в разработке программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов различных социальных партнеров образовательных учреждений, коллегиального стиля разработки программных документов с привлечением в качестве экспертов работодателей, их объединений, представителей органов управления образованием, родительской общественности и др. Принцип модульности создает возможности для индивидуализации обучения, поскольку обеспечивает вариативность содержания и способов усвоения в зависимости от базовой подготовки студентов;

Принцип гибкости как стержневой характеристики интегра-тивно-пространственного подхода означает способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Гибкость затрагивает структурный, содержательный и технолргический аспекты медицинского образования.

3. Необходимыми педагогическими условиями формирования компетентностно ориентированной образовательной среды медицинского колледжа являются следующие: .

— опора на основные положения модульно-компетентностного подхода;

— выбор средств, методов, форм образования, соответствующих научным характеристикам модульно-компетентностного подхода;

— системный подход к образованию, основанный на учете психологической структуры компетентности личности;

— оцора на ролевую теорию личности при организации формирования социальной, и профессиональной компетентности студентов;

— интегративный подход к организации образовательного процесса;

— постоянное социальное партнерство, «в образовательном процессе всех лиц, заинтересованных в формировании компетентного специалиста, (привлечение работодателей к формированию содержания и обеспечению образовательного процесса в колледже).

41. Организация компетентностно ориентированной образовательнойсре-' ды медицинского колледжа включает в себя следующие этапы:

Пропедевтический — обучение педагогов медицинского колледжа методике разработки программной документации с учетом требований ФГОС профессионального образования нового поколения.

Теоретический — работа по созданию программ и учебно-методических комплексов, учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом требования единства теоретического и практического обучения.

Практический — внедрение разработанного • на теоретическом этапе учебно-методического сопровождения компетентностно ориентированной образовательной среды.

Итогово-коррекционный этап — мониторинг результатов работы по новым программным документам, внесение корректив на основе данных мониторинга, обновление методических материалов, сопровождающих образовательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование показало, что важным направлением развития среднего профессионального образования выступает определение педагогических условий организации образовательного процесса в медицинском колледже на компетентностной основе, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования. Общий итог проделанной работы состоит в постановке и разрешении ряда теоретико-методологических и организационных проблем, связанных с внедрением и сопровождением нового ФГОС среднего профессионального образования.

На основании выполненного исследования разработаны теоретические положения, которые можно квалифицировать как основы модульно-компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании. В целом результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. ФГОС среднего профессионального образования третьего поколения рассматривается в настоящее время как принципиально новый тип проектирования нормы качества современного профессионального образования, вызванного к жизни необходимостью повышения его адекватности и адаптивности стратегическим задачам социально-экономического развития России, мировым и европейским тенденциям реформирования профессиональной школы. Принципиальными отличиями ФГОС среднего профессионального образования нового поколения является" перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, кроме того ФГОС предполагает значительное расширение возможностей учреждений среднего профессионального образования к опережающей адаптации, предполагает привлечение к выявлению общих и профессиональных компетенций наиболее стратегически перспективных работодателей и социальных партнеров.

2. Центральным понятием профессионального образования выступает •профессиональная компетентность, которая выступает важнейшим элементом системы подготовки профессиональных кадров. Компетентностный подход изначально ориентирован на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Поэтому он позиционируется как подход к образованию и к модели его проектирования, основанный на компетентности и компетенциях как итоговых результатах профессионального об. разования, которые характеризуют эффективность подготовки специалиста.

Компетентность выпускника медицинского колледжа представляет собой комплекс компетенций состоящих из таких компонентов как: ключевые (надпрофессиональные), общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

3. Перспективы обновления содержания образования на этапе СПО связаны с устранением междисциплинарных разрывов, сокращением общетеоретических и декларативных положений за счет увеличения процессуальных и технологических знаний. Компетентностная модель специалиста среднего медицинского работника представляет собой совокупность компетенций:

— Ключевые (надпрофессиональные), которые характеризуют общегражданские качества взрослого человека, его культурный уровень и дееспособность и формируются в цикле гуманитарных и социальных дисциплин;

— Общепрофессиональные компетенции, которые инвариантны к направлению подготовки, обеспечивают готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать в конкретной сфере). Данные компетенции формируются в цикле общепрофессиональных дисциплин, в первую очередь, циклом естественно-научных и математических дисциплин, а также курсом философии, социологии, основ научно-методической деятельности, информационных технологий и др.

— Профессиональные компетенции (профессионально-функциональные знания и умения) обеспечивают привязку подготовки специалиста к конкретным для данного направления объектам и предметам трудапредполагают овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научным исследованиям в конкретной области и формируются в цикле специальных дисциплин, при изучении междисциплинарных курсов.

3. Компетентностно ориентированный образовательный процесс в колледже организован на следующих принципах:

Интеграция задач формирования компетенций. Этот принцип определяет взаимодействие профессиональных и общеобразовательных дисциплин в содержании среднего профессионального образования;

Принцип функциональности определяет форму интеграции теоретического и практического компонентов в обучения;

Принцип развивающего обучения определяет вектор поиска новых способов организации образовательного процесса в колледже, направленных на развитие у студентов теоретического мышления;

Принцип социального партнерства предполагает участие в разработке программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов различных социальных партнеров образовательных учреждений, коллегиального стиля разработки программных документов с привлечением в качестве экспертов-работодателей, их объединений, представителей органов управления образованием, родительской общественности и др.

Принцип модульности создает возможности для индивидуализации обучения, поскольку обеспечивает вариативность содержания и способов усвоения в зависимости от базовой подготовки студентов;

Принцип гибкости как стержневой характеристики интегративно-пространственного подхода означает способность, оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям. Гибкость затрагивает структурный, содержательный, и технологический аспекты медицинского образования. 5. Педагогическими условиями формирования компетентностно ориентированной образовательной среды медицинского колледжа являются следующие:

— опора на основные положения модульно-компетентностного подхода;

— выбор средств, методов, форм образования, соответствующих научным характеристикам модульно-компетентностного подхода;

— системный подход к образованию, основанный на учете психологической структуры компетентности личности;

— опора на ролевую теорию личности при организации формирования социальной и профессиональной компетентности студентов- .

— интегративный подход к организации образовательного процесса;

— постоянное социальное партнерство, в образовательном процессе всех лиц, заинтересованных в формировании компетентного специалиста, (привлечение работодателей к формированию содержанияи обеспечению образовательного процесса в колледже).

6. Организация компетентностно ориентированной образовательной среды медицинского колледжа включает в себя следующие этапы:

Пропедевтический — обучение педагогов-медицинского колледжа методике разработки программной документации с учетом требований ФГОС профессионального образования нового поколения.

Теоретический — работа по созданию программ и учебно-методических комплексов, учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом требования единства теоретического и практического обучения.

Практический — внедрение разработанного на теоретическом этапе учебно-методического сопровождения компетентностно ориентированной образовательной среды.

Итогово-коррекционный этап — мониторинг результатов работы по новым программным документам, внесение корректив на. основе данных мониторинга, обновление методических материалов, сопровождающих образовательный процесс.

Наиболее: существенные результаты, полученные лично автором^ и имеющие научную новизну и ценность, состоят в следующем:

— Разработана теоретическая компетентностная модель выпускника медицинского колледжа, способная выполнять функции теоретико-методологического инструмента развития компетентностно ориентированного образования. Данная модель служит основанием не только для выстраивания компетентностно ориентированного образовательного пространства медицинского колледжа, но и для: практического проектирования образовательных сред любых видов организаций среднего профессионального образования.

— Обоснованы организационные и дидактические основы модульно-компетентностного образовательного процесса, открывающие возможность для создания целостного и гибкого содержания среднего профессионального образования согласно требованиям ФГОС, особенностям и тенденциям современного развития.

• - Разработан и реализован комплекс научно-методического сопровождения компетентностно оринтированного образовательного пространства медицинского колледжа. Представлен алгоритм организации компетентностно ориентированной образовательной среды медицинского колледжа^ который предполагает взаимоопределяющие, составляющие: ГОСт СПО через перечень компетенций специалиста, его профессиональные модули, междисциплинарные курсы и практическое обучениетеоретических понятий.

— Создана локальная нормативно-правовая основа организации социального партнерства, медицинского колледжа;

— Разработана система психолого-педагогической диагностики и мониторинга сформированное&tradeкомпетентности выпускников.

Таким образом, в результате решения задач поставленная цель исследования достигнутаположения рабочей гипотезы получили подтверждениеположения, выносимые на защиту, можно признать обоснованными.

Полученные результаты можно рассматривать как основу для дальнейшего углубленного исследования проблемы профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа через организацию компетентностно ориентированного образовательного процесса, что, безусловно, важно в сложившейся образовательной ситуации. Дальнейшая разработка названной и близкой к ней проблематики будет способствовать обогащению теории ком-петентностного подхода в среднем профессиональном образовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А. Соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях России конца XIX -начала XX в. Дис.. .канд. пед. наук. М., 1998. — 162 л.
  2. И.А. История гимназического образования в России.(ХУШ • и XIX век.) СПб.: О. Богданова, 1912.-346с.-
  3. E.H. Школьное дело в России. Наши общеобразовательные и специальные школы. / части I и II, СПб.: тип. Добродеева, 1882. — 247 с. и 232 с.
  4. П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования (организационно-управленческий аспект): Дис.. к.э.н. / НИИ высшего образования. -М., 1998.
  5. И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования, СПб., 1889 г. — 556 с.
  6. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
  7. И.Г. Симбирская губернская гимназия. Симбирск, 1888.—376с.
  8. В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII -начала XX вв. под влиянием изменений-ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях воспитания: Дис.. д.п.н. — М., 2001. — 392 с.
  9. П.П. Избранные педагогические произведения. М, 1961. -С. 129.
  10. Л.П. Естественноисторические основы общеобразовательной школы. -М.: тип. И. Н. Кушнерев и К 1910. 91с.
  11. А.Н. Низшее профессионально-техническое образование РСФСР (Очерки по истории профтехобразования) — М.: .Трудрезервиздат. 1955. т 328 с.
  12. А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования. -М.: Профтехиздат, 1961. -435 с.
  13. А.Н. Среднее профессионально-техническое образование в России. Очерки по истории. -М.: Трудрезервиздат. 1959. 103 с.
  14. Л.С. Педагогическая психология. — М, 1991. С. 214−23 5.
  15. И. О реальных училищах. Б.м.: типо-лит. П. И. Шмидта, Б.г. 20 с.
  16. Д. Мысли и наблюдения-по-вопросу о средней школе. — М.: тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1902. 44 с.
  17. А.Ф. Школа рисования, в отношении к искусствам и ремеслау, учрежденная в 1825 г. гр. Строгановым. Ее возникновение и развитие, — М., 1901.-416 с.
  18. Е. Техническое образование в России. СПб. 1896. — 46 с.
  19. С.Г. Проблема психологии пмрофессий в системе советской психотехники. М-Л, 1931. — 31 с.
  20. Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены. — СПб.: Университетская тип., 1860. — 13с.
  21. В.В. Исторический очерк русской школы. — М.: Тов-во тип. А. И. Мамонтова, 1900. 587с.
  22. Ю.В. Стыки. Как перейти из одной системы общественных отношений в другую: Опыт религиозно-научно-методологического самоопределения. / «Россия-2010». Независимый методологический университет. — М., 1993. -88 с. --
  23. П.И. Новозыбковский сельскохозяйственный техникум (Очерк истории). Брянск: Приокское кн. изд-во, Брянское отд. 1974. — 86 с.
  24. О.В. Развитие специального образования в условиях губернского города во второй половине XIX века (На примере Пензы). Дис. .канд. пед. наук. Пенза, 1999. — 174 л.
  25. А.Б. Вопросы советской педагогики. — M-JI, 1930. — С. 48.
  26. П. К вопросу о реорганизации среднего образования — СПб.: «Товарищество Художественной печати», 1901. 107с.
  27. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — Пг.: «Земля», 1915.-434 с.
  28. П.Ф. История русской педагогии. — Пг.: «Земля», 1915. 746 с.
  29. П.Ф. Педагогический процесс. СПб.: типо-литография Б. М. Вольфа, 1905. — 136 с.
  30. П.Ф. Современные задачи народного образования в России. -М.: Народный учитель, 1913.-80с.
  31. H.H. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1971. — 278 с.
  32. Д.А. Становление ремесленного и профессионального обучения в России. Дис.. .канд. пед. наук. М., 1994. — 118 л.
  33. И.Ф. Методология педагогики. М, 1930. — С. 82.
  34. В.К. Подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта России в конце XIX — XX в. Дис. .канд. пед. наук. Курск, 1998.-255 с.
  35. A.B. О системах реального образования. М.: 1871. — 127с.
  36. B.C. Проблемы профессионально-технического образования в общественно-педагогическом движении России конца XIX начале XX в. Дис. .канд. пед. наук. -М., 1992. -222 л.
  37. Т. Классицизм и реализм. Основные вопросы реформируемой школы. М.: типо-лит. товарищества И. Н^Кушнерев и. К0, 1903. — 67с.
  38. Е.М. Развитие среднего специального образования на Украине во второй половине XIX в. Дис. .канд. ист. наук. Киев, 1991. — 196 л.
  39. С. Значение теории интереса в организации преподавания в классической школе, М.: Университетская тип., 1898. 95с.
  40. И.М. Очерк развития промышленного образования в России 1888−1908 гг. СПб, 1909. — 175 с.
  41. Д.С. Справочник по среднему образованию в 3 ч. — СПб -Киев: Изд-во «Сотрудник», 1912. Ч.З., — 210 с.
  42. А.Ф. Русская общеобразовательная школа. Мысли отца семейства по поводу предстоящей реформы средней школы. СПб.: Госуд. тип., 1900.-275с.
  43. Н.Д. Формирование профессиональных стандартов и их сопряженность с образовательными стандартами: // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методич. сборник. — М., 2002.-С. 97−103.
  44. Д.И. Заветные мысли: Полное издание (впервые после 1905 г.) М.: Мысль, 1995. — 413с. (репринт) —
  45. П.Н. Очерки истории русской культуры. В Зт. М.: Издательская группа «Прогресс-культура», 1994. Т. 2.ч. 2. — 496 с. (репринт).
  46. С.С. Педологический анализ трудовых процессов в школе // Педологический анализ педагогического процесса в школе. — М, 1930. — С. 77.
  47. Мусин-Пушкин A.A. Общий очерк реального и профессионального образования в Германии, Австрии, Франции. — СПб.: типо-лит. Б. М. Вольфа, 1906.-98 с.
  48. Мусин-Пушкин A.A. Чем должна быть наша среднеобразовательная школа. СПб.: типо-литография В. В. Комарова, 1902. -44с.-
  49. A.F. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб.: тип. В. Киршбаума, 1883. — 257 с.
  50. А.Г. О техническом образовании в .Германии. — СПб., 1872. -24с.
  51. A.M. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  52. О.Н. О разработке стандартов профессионального образования и обучения в странах Западной Европы // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методич. сборник. — М., 2002--С. 104−110.
  53. И.П. Последние сообщения по физиологии и патологии высшей нервной деятельности. — JL, 1933.-4.1.-39 с.
  54. П.А. Мысли, чаяния и опасения по поводу предстоящей реформы среднего образования в России М-: Типо-лит. В. Рихтер, 1916. — С. 14.
  55. В.И. Комиссаровское техническое училище. М.': Учпедгиз, 1965.-93 с. 57! Пинский A.A. Либеральная идея и практика образования: сб. науч. и публицист, работ / A.A. Пинский- Гос. ун-т Высшая школа экономики. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 667 с.
  56. Н.И. Мысли и замечания-о.проекте устава училищ, состоящих в ведомстве МНП- //Избранные педагогические сочинения. /Сост. В. З. Смирнов.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. С. 230−258.
  57. А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII— начала XX в. М.: «Педагогика», 1976. — 296 с.
  58. М.М. Педагогика. М, 1934. — С. 21.
  59. И.А. Развитие системы профессионально-технического образования на Украине в конце XIX в. Дис—канд. пед. наук. —Киев. 1991. 168 л.
  60. C.B. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802- 1902. СПб.: Государственная типография, 1902.-784 с.
  61. .А. Болонский процесс: актуальные проблемы модернизации российского высшего образования: Методич. пособие / Б. А. Сазонов. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. — 170 с.
  62. . А. Система зачетных единиц и организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования. / Б. А. Сазонов. М.: НИИВО, 2005. — 96 с.
  63. C.JI. Обозрение проектов реформы средней школы в России. •Преимущественно в последнее шестилетие (1899 1905). — СПб.: Сенатская тип., 1907. — 68 с.
  64. М.Р. Формирование ключевых компетенций учащихся средних профессиональных учебных заведений: Дисс.. к.п.н. М.: ИОО МО РФ, 2004.-177 с.
  65. В.Н. Разговор о пользе наук и училищ — М., 1887. 171 с.
  66. .К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX — начала XX в. Дис.. докт. пед. наук. М., 1991. — 379л.
  67. А.Г. История С.-Петербургского коммерческого училища: в 2 т. — СПб.: «тип. Глазунова», 1901. 2 т.
  68. Д. Об основах и организации средней школы. -СПб.: М. Залшупин, 1900 128 с.
  69. Д.А. История развития немецкой системы профессионального образования: Уч. пос. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 72 с.
  70. В.М. Модернизация российского образования: Ответы министра образования России на ваши вопросы. -М.: Дрофа, 2002. — 96 с.
  71. И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.-560 с.
  72. A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — пособие для учителя. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-383 с.
  73. С.О. Организация средней школы в Западной Европе. -СПб.: Сенатская тип., 1906. 181с.
  74. Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: Уч.-мет. пос. Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 304 с.
  75. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения’учащихся инновационных учебных заведений: Дис.. д.п.н. М., 1996.-455 с.
  76. H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: Дис.. д.п.н. М., 2000.-338 с.
  77. С.Т. Дети работники будущего. — М, 1922. — 64 с.
  78. Л.А. Управление образованием: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов педвузов по специализации «Управление образованием» и слушателей ФГШК организаторов образования. Омск: Изд-во ОмГУ,' 1994.-99 с. «» «
  79. Е. История средних учебных заведений в России /Пер. с нем., -СПб.: тип. B.C. Балашева, 1878. 684с.
  80. В. Гимназии и реальные училища. Ревель.: тип. Г. Матизена, 1890.-468с.
  81. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — С. 245.
  82. Kohler Jurgen, Universitat Grecfswald. Schlusselkompetenzen und „employ-ability“ in Bologna Prozess. Konferenz Schlusselkompetenzen: Schlussel zu mehr (Aus.) Bildungsqualitat und Beschaftigungsfahigkeit? Heidelberg, 22 und 23 Januar 2004. '
  83. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. // Профессиональноеобразование и формирование личности специалиста: Научно-методич. сборник. М., 2002. — С. 14−32.
  84. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М: Наука, 1973. — 269 с.
  85. В., Капелюшников Р. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, Т. Карабчук, 3. Рыжи-кова, Т. Биляк. М.: ГУ ВШЭ, 2009. — 64 с.
  86. Загвоздкин В.К. A.A. Пинский жизненный путь. В кн.: Пинский A.A. Либеральная идея и практика образования: сб. науч. и публицист, работ. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 667 с.
  87. К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Изд. 5-е, испр. — СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 279 с.
  88. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография / Под общ. ред. В. И. Байденко и H.A. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 206 с.
  89. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография/ Кол. авт. под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004. — 328 с.
  90. И.В., Ерахтина Т. А., Сергеев И. С., Щедров A.A., Уметбаев З. М., Разинкина Е. М. Социальная эффективность региональной системы общего образования: проблемы и пути решения: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 254 с.
  91. Александровское имени Императора Николая Александровича среднее семиклассное механико-техническое училище. — Александровск, 1915. 187 с.
  92. Александровское среднее семиклассное механико-техническое училище. (История и обзор деятельности). Александровск, 1911. — 117 с.
  93. Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.
  94. Журнал высочайше утвержденной при МНП комиссии для определения дальнейшего плана насаждения промышленного образования в Империи и обсуждения вопроса о реорганизации средних и низших технических училищ. — СПб.: типография Шредера, 1902, 50 с.
  95. Закон РФ „Об образовании“. М.: ИНФРА, 2001. — 53 с.
  96. Законопроект Министерства Торговли и Промышленности о технических учебных заведениях и об установлениях для распространения технических знаний. — Петроград: тип. Штаба отдельного пограничного Округа. 1917.-145 с.
  97. Замечания иностранных педагогов на проекты уставов учебных заведений МНП. СПБ.: Сенатская тип., 1863- 418с.
  98. Иркутское ремесленно-воспитательное заведение Н. П. Трапезникова. Отчет о состоянии за 1914 гражданский год. Иркутск, 1915. — 162 с.
  99. Исторические и статистические сведения о срстоянии училищ МПС. -.СПб.: 1889.-95 с.
  100. К вопросу о преобразовании Одесского коммерческого училища. — Одесса: тип. Новороссийского телеграфа, 1887. — 107с.
  101. Комисаровское техническое училище. Краткий исторический очерк за 1866−1916.-М., 1916−77 с.
  102. Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы МНП с 1871 г. Пг.: Тип. В. И. Андерсона и Г. Д. Лойцянского, 1915. — 56 с.
  103. Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. Министра народного просвещения. -Пг.: Сенат, тип., 1915. -547с.
  104. Мнения и соображения попечителей советов учебных округов о применении устава-гимназий и прогимназий 19-го ноября 1864 г. //Журнал Министерства народного просвещения. -1867. № 4. — СЛ- 60.
  105. Московская школа ремесленных учеников Прохоровской мануфактуры. Устав. школы ремесленных учеников т-ва Прохоровской Трехгорной мануфактуры в Москве. М., 1894 — 16 с.
  106. МТУ. Речь и отчет, произнесенные в торжественном собрании Императорского Технического училища 5 сентября 1869 г. — М., 1869. — 16 с.
  107. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос. / Под ред. Е. С. Полат. М: Academia, 2000. — 271 с.
  108. О преобразовании реальных гимназий в реальные училища. — СПб.: тип. Глазунова, 1872. 31с.
  109. Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в» кадетских корпусах. Пг.: тип. тов-ва Художественная печатня, 1915. — 254с.
  110. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), 1995 г.
  111. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и высшего технического и промышленного образования в России. СПб., 1889. — 450 с.
  112. Основные положения о промышленных училищах. СПб.: 1909. — 25 с.
  113. Основы среднего образования. Коллективный труд американских педагогов. -Пг.: «Школа и жизнь», 1916. 518с.
  114. Отчет о состоянии Белостокского коммерческого, училища за 1907 -1908 учебный год. Белосток: тип. М. Пружанского, 1909. — 61с.
  115. Очерк возникновения, открытия и развития Комисаровского техниче-. ского училища. М., 1918. — 13 с.
  116. Правила об испытании учеников технических училищ. — М. 1814 — 7 с.
  117. Примерные программы средних механико-технических училищ. Б.г., ¦ Б.м. 52 с.126: Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы: Утверждена Приказом Минобразования России от 01.02.2000, № 305.
  118. Проект общего нормального плана промышленного образования в России. СПб.: тип. Ф. Елеонского и К°, 1886. — 93с.
  119. Русское техническое общество. Специальная комиссия по вопросу о преподавании естествознания в технических школах. СПб.: тип. В. Демакова, 1891.-21с.
  120. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. /Выпуск II. (II прибавление) МНП. Отделение промышленных училищ СПб 1902 г."-218 с.
  121. Свод Законов Российской Империи. Т. XI, часть I, изд. 1893−96. 1894 с.
  122. Свод замечаний попечителей на проект плана промышленного образования. СПб., — 145 с.
  123. Совещания, происходившие в 1899 г. в Московском учебном округе, по вопросам о средней школе, в связи с циркуляром Министра народного просвещения от 8 июля 1898 г.: в 6 т. -М.: Сенат. Тип., 1899. -Т.4. 99с.
  124. Среднее строительно-техническое училище общества распространения знаний по строительной технике в г. Москве (бывшее М. К, Приорова).— М.: типо-литография н-ков М. Г. Граманда, 1915. 87 с.
  125. Средние технические училища. Низшие технические училища. Издание отдела промышленных училищ Министерства народного просвещения. — СПб, 1909−367 с.
  126. Труды I съезда по техническому и профессиональному образованию. Секция III Средние и низшие технические и ремесленные училища- — СПб.: 1890.-85 с.
  127. Труды Егорьевского съезда директоров, преподавателей-специалистов и руководителей работ технических училищ Московского учебного округа. —1. М.: 1911 г.-167 с.
  128. Труды совещания директоров и. лиц педагогического персонала средних технических училищ для выработки мер и восстановления в этих заведе-'ниях нормального течения занятий СПб.: 1907, — 184 с.
  129. Устав гимназий и прогимназий ведомства МНП // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1864. — № 12 — С.44−71.
  130. Учебные планы, программы и пояснительные к ним записки для средних химико-технических училищ. — С-Пб.: тип. B.C. Балашова, 1891. — 62 с.
  131. Standards in VET. Materials of International Workshop. RF National Observatory. Moscow, 1999.
  132. С.А. Очерки по педагогике средней школы. Образовательные идеалы нашего времени //ЖМНП. 1914, — № 1.- С.56−93.
  133. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика, № 4, 1995. с. 36−45.
  134. В.М. Объективное исследование • нервно-психической деятельности // Обозрение неврологии, 1907, № 9. С. 515.
  135. В.Д. О преподавании естественной истории в среднеучебных заведениях. // Семья и школа. 1882. -№ 4,5. — С. 173−174.
  136. А.И. О реальном образовании в Пруссии, Саксонии, Австрии, Баварии и Швейцарии.//Журнал МНП. 1871. — № 12 — С.97−237.
  137. Н.К. К вопросу о реформе средних технических училищ смешанного типа // Техническое и коммерческое образование 1909., — № 5. — С. 1−14, № 6-С. 16−32
  138. В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня // Педагогика, 2002, № 2.
  139. O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004, № 5. С. 3−12.
  140. По вопросу о преобразовании реальных гимназий // Журнал Министерства народного просвещения. — 1871. — № 5. -С.1−61
  141. А. Наши коммерческие школы и их общественное значение // «Русская школа», 1906 № 4,5. С. 119.
  142. М. Высшая реальная школа в Германии // Вестник Европы.- 1871.-V (октябрь). С. 583−628.-
  143. Столетие Московской 1-ой гимназии. 1804−1904гг. Краткий исторический очерк. /Сост. И. Гобза. М.: Синодальная тип., 1903. — 444с.
  144. О.Б. Образование и мы. Новое тысячелетие. (Экономика образования). //Преподаватель, 2001, № 4. -С. 2−11.
  145. М.Г. История школы и педагогика Трудовое воспитание и политехническое обучение в советской школе в период осуществления всеобщего среднего образования (1956−1975 гг.). // Советская педагогика, 1981, № 6.-С. 95−103.
  146. И.Б. Мнения иностранных педагогов в Северной Германии, Бадене, Виртемберге и Бельгии о проекте устава реальных училищ в России. //Журнал МНП. 1872. -№ 1 -С.95−115.
  147. A.A. Зачем народу знания и умения? // Образование и экономика сегодня, 2005, № 5. / A.A. Щедров. — С. 86−87.
  148. Я.В. Очерки частной инициативы в деле народного образования. // Русская школа. 1890, № 10 т. 11. — С. 34−48
  149. В.П. Среднее и низшее профессиональное образование в Рос-• сии // Русская школа. 1890, № 10 т. 11. — С. 67−77.
  150. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. M.-JL: Изд. АПН РСФСР, 1948−1950. — Т.8. — 775 с.
  151. А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. // На сайте: http://www.eidos.ru
  152. Российский Государственный исторический архив.
  153. Ф. 733, оп 162 д. 664, О преобразовании реальных гимназий в реальные училища, л.24,35, 162, 171, 173, 210, 214.
  154. Ф. 733, оп 162 д. 673, О составлении учебных планов и примерных программ предметов, преподаваемых в реальных училищах ведомства МНП л. 1−7, .8−9, 11−30, 35−43, 48−51, 69−71,77.
  155. Ф. 733, оп 162 д. 976 Дело об учебных планах гимназий и реальных училищ, л.25−46, 65−70, 86, 212.
  156. Ф.733, оп.165, д. 265 Об учебных планах гимназий и-реальных училищ, л.49, 70, 75−76, 96. ----
  157. Ф.733, оп.165, д. 302 По общему нормальному плану технического и профессионального образования в России, л.34.
  158. Ф.733, оп.165, д. 305 По представлению Министерства народного просвещения в Государственный Совет проекта устава реальных и промышленных училищ, л.265, 271−351.
  159. Ф.733, оп.165, д. 602 О реальных училищах, л. 22, 37−37, 52−54, 61.
  160. Ф.733, оп. 168, д. 1207 Совещание по реформе средней школы. Заседание 21 апреля 1915 г., л.38.
  161. Ф.733, оп. 168, д. 1206 Совещания по реформе средней школы 25 апреля 1915 г, л.81.
  162. Ф.734, оп. 5, д. 54 Материалы комиссии ученого комитета по пересмотру учебных планов и программ средних учебных заведений, л.22−23, 26−33, 47−50.
  163. Ф. 733 оп. 165 д. 302 По общему нормальному плану технического и профессионального образования в России, л.7, 220.
  164. Ф. 733 оп. 165 д. 303 л. 68, 70−73, 419−440
  165. Ф.733, оп.165, д. 305 По представлению Министерства народного просвещения в Государственный Совет проекта устава реальных и промышленных училищ, л. 271, 316
  166. Ф. 734 оп. 5, д. 64, Материалы по преобразованию средней школы, переданные из МНП в Ученый комитет: проекты уставов- доклады комиссий- отзывы печати, различных ведомств, попечителей различных советов- очерки состояния средней школы за границей, л.41
  167. Ф. 741 on. 1 д. 501 О преобразовании Брянского низшего механико-технического училища в среднее семиклассное техническое училище, л.79−81.
  168. Ф. 741 оп. 1 дело 658, Об открытии в г. Самаре среднего соединенного механико и химико-технического училища 57 л.
Заполнить форму текущей работой