Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Межполушарная асимметрия и эмоциональные особенности математически одаренных подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведен анализ распределения профилей латеральной организации мозга на новой для данного типа исследований выборке — математически одаренных подростках 16-ти летнего возраста, мужского пола. Впервые проведен анализ смешанных типов ПЛО: выявлены и исследованы три типа амбидекстров с различным характером сенсорных признаков асимметрии в типе ПЛО. Представлено комплексное исследование эмоциональных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Особенности эмоциональной и личностной сфер одаренных учащихся
    • 1. 2. Нейропсихологический подход к изучению эмоциональной и личностной сфер
    • 1. 3. Постановка проблемы
  • ГЛАВА 2. ИСПЫТУЕМЫЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика испытуемых
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Оценка межполушарной асимметрии и профиля латеральной организации мозга
    • 3. 2. Общие сведения об испытуемых
    • 3. 3. Личностные опросники
    • 3. 4. Проективные методики
    • 3. 5. Запоминание и воспроизведение словесного материала
    • 3. 6. Опознание эмоционального выражения лиц на фотографиях
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 4. 1. Профиль латеральной организации мозга и математическая одаренность
    • 4. 2. Эмоциональные и личностные особенности математически одаренных подростков с разными типами профиля латеральной организации мозга
  • ВЫВОДЫ

Межполушарная асимметрия и эмоциональные особенности математически одаренных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Одной из актуальных задач современного образования является работа с одаренными учащимися, т.к. раннее выявление, обучение и воспитание одаренных школьников способствует формированию творческого потенциала общества, дальнейшему развитию науки и производства. С 1997 года в России действует программа «Одаренные дети» в рамках президентской программы «Дети России». Российские ученые (Богоявленская Д.Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич B.C., 1998, 2003) создали «Рабочую концепцию одаренности», отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми и подростками. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью (учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. В науке раньше других, как правило, проявляются математические дарования, данная закономерность подтверждается фактами биографий выдающихся ученых. Психологическим ядром одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Данные об эмоциональных особенностях одаренных людей противоречивы. Гуманистические психологи утверждают, что эти люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., однако, большинство экспериментальных результатов противоречат этому.

Авторы «Рабочей концепции одаренности» (2003) рассматривают одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Одаренные дети и подростки с гармоничным типом развития отличаются высокими, объективно значимыми достижениями в определенной области, органично сочетающимися с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. В основе одаренности с дисгармоничным типом развития, по мнению авторов «Рабочей концепции одаренности» (2003), лежат другие механизмы (генетические и возрастного развития), характеризующиеся диссинхронией психических функций за счет опережающего развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных учащихся, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. При работе с одаренными учащимися целесообразно использовать комплексный подход, в котором может быть задействован широкий спектр разнообразных методов, в том числе и нейропсихологических.

Нейропсихология индивидуальных различий — новое направление нейропсихологии, основанное на применении нейропсихологической методологии (нейропсихологической теории и методов) к изучению психических функций людей. Отечественная нейропсихология, созданная трудами А. Р. Лурия и его учеников, многократно проверившая справедливость своих теоретических представлений на практике и доказавшая их высокую эффективность, имеет достаточные основания распространить сферу своих интересов на норму и считать принципиально допустимым нейропсихологический подход к изучению проблемы индивидуальных различий. Изучение проблемы индивидуальных различий с позиций нейропсихологии — это поиск тех принципов мозговой организации, которые наряду с другими факторами детерминируют индивидуальную вариабельность психики человека (Е.Д. Хомская, 1996, 1998; Т. В. Ахутина, 1998; Ю. В. Микадзе, 1999,2002).

Одним из направлений нейропсихологии нормы является исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, а также анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической типологии индивидуальных различий психики. Данное направление представлено как отечественными В. Н. Клейн, А. П. Чуприков (1987), Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова (1989), Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина (1994), В. А. Москвин (1996, 2002), Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова (1997), Е. Д. Хомская (1996, 1998, 1999), В. П. Леутин, Е. И. Николаева (2005), так и зарубежными исследователями N. Sacano (1982), J. Kagan (1989), W. Heller (1993), R. Eastwood, J. Tait (1996), J.S. Sieratzki, B. Woll (1996), M. R. Sulway et al. (1997), M. Annett (2000), A. Beaton (2005).

В качестве основы для изучения типологии нормы исследуется латеральная организация мозга или профиль латеральной организации (ПЛО) мозга. ПЛО обозначает определенное сочетание сенсорных и моторных асимметрий, характерное для того или иного субъекта (А.П. Чуприков, 1985; Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, 1994). Методика оценки ПЛО по схеме «рука-ухо-глаз», разработана и описана Е. Д. Хомской, И. В. Ефимовой (1989). В основе метода определения ПЛО лежали следующие принципы: 1) использование трех типов асимметрий: мануальной, слухоречевой, зрительной- 2) оценка не только факта асимметрии, но и его степени- 3) признание разной значимости мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрий, что отражено в порядке их расположения при описании варианта ПЛО: рука — ухо — глаз. Возможные 27 вариантов профиля латеральной организации мозга объединяют в 5 основных типов: «чистые» правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и «чистые» левши.

В работах, проведенных под руководством Е. Д. Хомской, (Е.Д. Хомская, И. В. Ефимова, 1989; Е. Д. Хомская, Н. Н. Привалова, Е. В. Ениколопова, И.В.

Будыка, О. Б. Степанова, И. С. Горина, 1995; Е. Д. Хомская, 1996; Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова, 1997, Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова, 1998) проведены исследования распределения типов профиля латеральной организации мозга в различных выборках испытуемых, проанализированы связи между типом ПЛО и особенностями протекания психических функций и состояний.

В этих исследованиях была доказана принципиальная возможность нейропсихологического подхода к решению проблемы индивидуальных различий психики человека. Вместе с тем, Е. Д. Хомской (1997, 1998, 1999) был отмечен ряд нерешенных вопросов, относящихся к данной проблеме. Необходимо дальнейшее накопление сведений о различных типах и вариантах ПЛО, в частности, о смешанных типах ПЛО и их вариантах, более тщательное изучение группы амбидекстров и леворукихсопоставление типов ПЛО с полом, возрастом, профессиональной принадлежностьювыявление их значимости для тех или иных психических процессов и состояний. Для описания целостных «психологических портретов» представителей разных типов ПЛО, необходимо также изучение их эмоциональных и личностных особенностей.

Одной из моделей, позволяющих соотнести тип ПЛО, эмоциональные и личностные особенности с определенной профессиональной принадлежностью является одаренность. Для полного представления об эмоциональных и личностных особенностях в соответствии с типом ПЛО, присущих высокой интеллектуальной норме (математически одаренным подросткам) и средней норме (учащимся общеобразовательных школ), необходимо использовать комплексный набор методик, направленных на анализ различных аспектов эмоциональной сферы представителей разных типов ПЛО. Это явилось основанием для постановки цели и задач настоящего исследования.

Цель исследования — изучение эмоциональных и личностных особенностей математически одаренных подростков с различными типами профиля латеральной организации мозга.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить типы профиля латеральной организации мозга (ПЛО) и проанализировать их распределение в экспериментальной (математически одаренные подростки) и контрольной (учащиеся общеобразовательных школ) группе.

2. Проанализировать взаимосвязь между типом ПЛО и математической одаренностью.

3. Исследовать эмоциональные и личностные особенности испытуемых с различными типами ПЛО в экспериментальной и контрольной группе и провести их сравнительный анализ.

4. Выявить связь между типом ПЛО и определенными сочетаниями эмоциональных и личностных особенностей испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Предмет исследования — особенности эмоциональной и личностной сфер математически одаренных подростков с различными типами профиля латеральной организации мозга.

В основу работы были положены следующие гипотезы:

1. Среди математически одаренных подростков встречаются различные типы профиля латеральной организации мозга. В экспериментальной группе возможно увеличение числа лиц с преобладанием симметричных и левосторонних признаков в ПЛО по сравнению с контрольной группой.

2. Каждому типу профиля латеральной организации мозга соответствуют определенные сочетания эмоциональных и личностных особенностей.

Характеристика испытуемых — математически одаренные подростки, учащиеся физико-математической школы-интерната им. А. Н. Колмогорова СУНЦ МГУ (Специализированного учебно-научного Центра МГУ им. М.В. Ломоносова). Контрольную группу составили учащиеся общеобразовательных школ г. Москвы. Средний возраст испытуемых в экспериментальной и контрольной группе — 16 лет, пол мужской.

Исследование состояло из 4-х этапов. На 1-ми 2-м этапах в исследовании приняли участие — 200, на 3-м — 70, на 4-м — 40 испытуемых экспериментальной группы, а также 100, 54, 34 испытуемых контрольной группы на каждом этапе соответственно.

Теоретико-методологическая база и методы исследования.

Теоретико-методологической основой данной работы послужил нейропсихологический подход к изучению проблемы индивидуальных различий, основанный на теории системной динамической локализации А. Р. Лурия, и позволяющий соотнести с помощью нейропсихологического анализа тип профиля латеральной организации мозга математически одаренных подростков с их эмоциональными и личностными особенностями.

Цель работы и поставленные задачи определили выбор методов исследования. Методы подбирались таким образом, чтобы полученные результаты позволили составить целостную картину эмоциональных и личностных особенностей математически одаренных подростков в соответствии с их профилем латеральной организации мозга.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Методы оценки профиля латеральной организации мозга (ПЛО).

2. Методы исследования личности (проективные и опросники).

3. Методы исследования эмоциональных особенностей через мнестические, перцептивные, интеллектуальные процессы.

Статистическая обработка материала проводилась методами дисперсионного и корреляционного анализа с использованием непараметрического коэффициента корреляции Кендела и рангового коэффициента корреляции Спирмена. Данные обрабатывались с помощью пакета программ SPSS v 11.

Научная новизна работы.

Проведен анализ распределения профилей латеральной организации мозга на новой для данного типа исследований выборке — математически одаренных подростках 16-ти летнего возраста, мужского пола. Впервые проведен анализ смешанных типов ПЛО: выявлены и исследованы три типа амбидекстров с различным характером сенсорных признаков асимметрии в типе ПЛО. Представлено комплексное исследование эмоциональных и личностных особенностей математически одаренных подростков с разными типами профиля латеральной организации мозга. Разработаны и апробированы новые методики: анкета учащихсямодифицированный вариант методики «Пиктограмма» — направленной на исследование четырех базальных эмоций: радости, печали, страха и гневатри методики на запоминание и непосредственное воспроизведение и запоминание до полного заучивания и отсроченное воспроизведение эмоционально-положительных и эмоционально-отрицательных слов.

Работа вносит вклад в современные представления об особенностях профиля латеральной организации мозга, о характере распределения типов ПЛО среди математически одаренных подростков, о связи типа ПЛО с определенными сочетаниями эмоциональных, личностных особенностей и степенью математической одаренности подростков. Для каждого типа ПЛО выявлены определенные сочетания эмоциональных и личностных особенностей, установлены критерии анализа эмоциональной и личностной сфер, с помощью которых они могут быть описаны. Преобладание в ПЛО правосторонних, симметричных или левосторонних признаков ведет к изменению сочетаний эмоциональных и личностных особенностей (сдвигу к той или иной границе диапазона выделенных критериев анализа эмоциональной и личностной сфер). В работе показана принципиальная возможность нейропсихологического подхода к изучению индивидуальных различий нормы — учащихся общеобразовательных школ и высокой интеллектуальной нормы — математически одаренных подростков.

Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы при обучении и воспитании математически одаренных учащихся. Данные об особенностях латеральной организации одаренных учащихся необходимо учитывать в современных образовательных технологиях.

Результаты исследования открывают возможность для разработки перспективного направления — психодиагностики в соответствии с особенностями профиля латеральной организации мозга и могут быть использованы при работе с другими видами одаренности.

Материалы, представленные в исследовании используются в курсе лекций «Нейропсихология индивидуальных различий», «Клиническая нейропсихология» на кафедре нейрои патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Результаты данного исследования внедрены в практику диагностической и психолого-педагогической работы СУНЦ МГУ им. М. В. Ломоносова. Положения, выносимые на защиту.

1. Существуют особенности распределения типов профиля латеральной организации мозга в различных выборках: среди математически одаренных подростков при наличии всех типов ПЛО, увеличивается число учащихся с преобладанием симметричных и левосторонних признаков (амбидекстров и левшей) по сравнению с контрольной группой.

2. Каждому типу профиля латеральной организации мозга в зависимости от преобладания составляющих его признаков (правосторонних, симметричных или левосторонних) соответствуют различные сочетания эмоциональных и личностных особенностей.

3. По мере увеличения количества и степени выраженности симметричных и левосторонних признаков в ПЛО (особенно у амбидекстров со смешанным характером сенсорных признаков) преимущественно положительный эмоциональный фон смещается в сторону более отрицательногоусиливается влияние отрицательных эмоций на мнестические процессыснижается уровень эмоциональной устойчивости, самоконтроля, уверенности в себе, социальной смелости, враждебностиповышается уровень тревожности, астеничности, интроверсии, независимости, неустойчивости предпочтения перцептивных эмоциональных стимулов.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на 2 Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия (Москва, 2002), Всероссийской научно — практической конференции «Инновационные школы-интернаты в условиях модернизации: достижения, проблемы, перспективы» (Тамбов-Мичуринск, 2004), 2 Международной научно-практической конференции «Рабочая концепция одаренности — в практику образования» (Москва, 2004), Научнопрактической конференции «Проблемы обучения детей с повышенными способностями в школах разного типа» (Москва, 2004), Фестивале фонда В. Спивакова «Москва встречает друзей» — круглый стол «Одаренные дети: проблемы обучения и воспитания» (Москва, 2004), Юбилейной конференции Московского психологического общества (Москва, 2005). По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 161 странице основного текста и состоит из введения, 4 глав, выводов, списка цитируемой литературы, включающего в себя 163 отечественных и 58 иностранных источников, и 7 приложений. Работа иллюстрирована 6 рисунками и 12 таблицами.

ВЫВОДЫ.

1. Существуют особенности распределения вариантов профиля латеральной организации мозга в различных выборках: среди математически одаренных подростков при наличии всех типов ПЛО, увеличивается число амбидекстров и левшей, т. е. учащихся с преобладанием и большей выраженностью симметричных и левосторонних признаков в типах ПЛО по сравнению с учащимися общеобразовательных школ (контрольная группа).

2. Математически одаренные подростки с преобладанием симметричных и левосторонних признаков в ПЛО (амбидекстры с разными сочетаниями сенсорных признаков и левши) обладают наиболее ярко выраженными математическими способностями, что подтверждается высоким учебным баллом, экспертными оценками преподавателей, победами в наиболее престижных олимпиадах, а также высокими показателями интеллекта, объема запоминания информации, выявленными при психологическом исследовании.

3. Эмоциональные и личностные особенности для каждого варианта ПЛО могут быть описаны с использованием разных шкал, позволяющих оценить: положительный — отрицательный эмоциональный фонпреобладающее влияние положительных — отрицательных эмоций на мнестические процессыэмоциональную устойчивость — неустойчивостьвысокиенизкие показатели тревожности, самоконтроля, социальной смелости, враждебностистеничность — астеничностьуверенность — тревожностьэкстраверсию — интроверсиюконформность — независимостьустойчивость — неустойчивость предпочтений перцептивных эмоциональных стимулов.

Преобладание определенных признаков в типе ПЛО (правосторонних, симметричных или левосторонних) ведет к изменению эмоциональных и личностных особенностей, которые сдвигаются к той или иной границе диапазона по указанным шкалам, что позволяет описать для каждого типа.

ПЛО соответствующее сочетание эмоциональных и личностных особенностей.

4. У математически одаренных подростков доминирование правосторонних признаков в ПЛО («чистые» правши и праворукие) проявляется в преобладании положительного эмоционального фонаповышении уровня эмоциональной устойчивости, самоконтроля, стеничности, уверенности в себе, враждебности, социальной смелости, экстраверсии, конформностиснижении уровня тревожности.

Накопление симметричных и левосторонних признаков в ПЛО математически одаренных подростков (левши и особенно амбидекстры со смешанным характером сенсорных признаков) приводит к сдвигу эмоционального фона к отрицательному полюсупреобладающему влиянию отрицательных эмоций на мнестические процессыснижению уровня эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости, уверенности в себе, враждебностиповышению уровня тревожности, астеничности, интроверсии, независимостинеустойчивости предпочтений перцептивных эмоциональных стимулов.

5. В экспериментальной и контрольной группе в зависимости от типа профиля латеральной организации мозга и доминирования составляющих его признаков выявлен сходный набор эмоциональных и личностных особенностей. Вместе с тем, существует ряд отличий между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп. Математически одаренные подростки всех типов ПЛО отличаются более высокой степенью эмоциональной сензитивности, предпочтением эмоционально-положительных перцептивных стимулов слабой интенсивности, интроверсией, астеничностыо. В контрольной группе преобладают такие свойства как пониженный уровень эмоциональной сензитивности, предпочтение эмоционально-положительных перцептивных стимулов сильной интенсивности, экстраверсия, стеничность.

6. Методики, направленные на изучение эмоциональных и личностных особенностей подростков, в комплексе с нейропсихологическими методами оценки ПЛО, через выявление индивидуальных различий позволяют более точно описать эмоциональную и личностную сферы учащихся как общеобразовательных, так и специализированных физико-математических школ. Результаты настоящего исследования могут быть использованы при обучении и воспитании математически одаренных учащихся, а также при решении психодиагностических задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. -СПб.: Речь, 2004.
  2. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.
  3. М.К., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1.
  4. Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 1991.
  5. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5
  6. Анастази А. Дифференциальная психология. В кн. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  7. А. Психологическое тестирование. Кн.1 и 2. М.: Педагогика, 1982.
  8. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
  9. П.К. Эмоции. В кн. Большая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964.
  10. Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998.
  11. Баранова Л. А, Дворяшина М. Д. Интеллект и его измерение. В кн. Психодиагностические методы / в комплексном лонгитюдном исследовании студентов./Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  12. Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Форум, 1994.
  13. В.Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989.
  14. B.JT., Филиппова Е. Б., Шрам В. А., Магнитская К. Б., Харитонов Е. В. Слухоречевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем. // Физиология человека, 1996, т. 22, № 3.
  15. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Высшая школа, 1978.
  16. И.П. Очерки детской сексуальности. Л.- М., 1935.
  17. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  18. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
  19. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей//Вопросы психологии 1984. № 1.
  20. Л.И. Проблемы формирования личности. // М.: Институт практической психологии, Воронеж МО ДЕК, 1995.
  21. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981.
  22. Е.В. Медико-психологический анализ здоровья студентов. Автореф. канд. дисс. М., 1992.
  23. Е.В., Ефимова И. В., Хомская Е.Д.Объективные и субъективные проявления адаптационных процессов у студентов с разным типом латерализации функций мозга.// Вестник МГУ, сер.16 «Биология» 1995, № 3.
  24. Е.В., Хомская Е. Д., Ефимова И.В.Связь степени адаптации с двигательной активностью и типом латерализации функций.// Мат. VII Всеросс. симп. «Эколого-физиологические проблемы адаптации». М., 1994.
  25. А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
  26. Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика, 1984.
  27. JI.C. Педология подростка // Выготский Л. С. Собр. соч. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
  28. Ф.М. Особенности вербальных и невербальных (зрительно-пространственных) функций при разных типах межполушпрной асимметрии мозга. Автореферат дис. Канд. психол. Наук. М., 1992.
  29. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  30. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  31. Э.А. СПОСОБНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. -Дубна: «Феникс+», 2005.
  32. Е.П., Левочкина И. А., Сапожников В. М. Некоторые психологические и психофизиологические черты математически одаренных подростков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика. 1989. № 2.
  33. Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.:Изд-во МГУ, 1985.
  34. Т.А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Издательство «Книга, лтд», 1994.
  35. В.Н. Психодиагностика общих способностей, М., Academia, 1996.
  36. В.Н. Психология общих способностей, М., Лантерна вита, 1995 .
  37. В.Н. Психология общих способностей СПб.: Питер, 2002.
  38. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4.
  39. Н.В. Нейрофизиологическме механизмы внимания. Л.: Наука, 1985.
  40. И.В., Хомская Е. Д., Будыка Е. В. Амбидекстрия один из вариантов латеральной организации мозга человека // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998.
  41. Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
  42. Изард К. Психология эмоций. М., 1980.
  43. Изюмова С. А Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии. 1986. № 3.
  44. С.А. Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний. В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989.
  45. Ильин Е. П. Экстраверсия, нейротизм и сила нервной системы. В кн. Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.
  46. М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком / на материале интенсивного обучения/ Дис. канд. психол. наук. М., 1983.
  47. М.К. О диагностике языковых способностей. В кн. Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука, 1985.
  48. М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности. В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989.
  49. А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.
  50. А.П., Суворова В. В. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций // Вопросы психологии. 1991.№ 2
  51. Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. 1992. № 11−12.
  52. Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 2004.
  53. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы // Пер. с англ. М.: Мир, 1978.
  54. Кле М. Психология подростка. Психология подростка. // М.: Педагогика, 1991.
  55. В.Н. Корреляции некоторых латерально-нейропсихологических и психофизиологических показателей у здоровых мужчин. // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. Ворошиловград, 1985.
  56. В.Н., Бурлацкий Г. Л. Латеральная антропоизометрия в прогнозе адаптации к неблагоприятным средовым факторам.//Леворукость у детей и подростков. М., 1987.
  57. В.Н., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты.// Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987.
  58. В.Н., Москвин В. А., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу // Неврология и психиатрия. Киев: Здоровье, 1986. Вып. 15.
  59. А.Б., Кураев Г. А. Зрительно-моторная реакция у детей и взрослых с односторонним и парциальным доминированием функций. // Физиология человека, 1986, т. 12, № 3.
  60. Когнитивная психология. Учебник для вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова.- М.: ПЕР СЭ, 2002.
  61. Колмогоров в воспоминаниях. / Ред.-сост. А. Н. Ширяев. // М.: Наука. Физматлит, 1993.
  62. А.Н. Математика наука и профессия. / Сост. Г. А. Гальперин. // М.: Наука, 1988 (Б-чка «Квант». Вып. 64.)
  63. А.Н. О профессии математика. М.: Изд-во МГУ, 1959.
  64. Кон И. С. Психология юношеской дружбы. М., 1973.
  65. И.В., Ротенберг B.C. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991.
  66. А.Н. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1983.
  67. Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест» (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1995.
  68. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969.
  69. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности. В.кн. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977, Т.9.
  70. Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей. В.кн. Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1972, Т.7.
  71. Н.С. Об умственной одаренности. М., изд-во АПН РСФСР, 1960.
  72. Н.С. Ранние проявления одаренности, Вопросы психологии, 1988, № 4.
  73. Н.С. Способности, глава в учебнике «Психология». Под ред. А. А. Смирнова и др. М., Учпедгиз, 1956.
  74. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
  75. Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба, Вопросы психологии, 1996, № 6.
  76. Н.С., Равич-Щербо И.В., Б. М. Теплов. В кн. Теплов Б. М. Избр.труды.В.2 т.ТЛ.М., Педагогика, 1985.
  77. В.П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга. СПб.: Речь, 2005.
  78. А.Р. Высшие корковые функции. М., 1962- 2-е издание-1969.
  79. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963, т.1−1970, т.2.
  80. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973.
  81. М. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. СПб., Сова- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  82. Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997.
  83. М.С. Индивидуально- типологические предпосылки овладения иностранным языком. Дис. канд. психол. наук. М., 1992.
  84. А. Самоактуализирующая личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1985.
  85. М.А. Леволатеральность сенсомоторных функций и познавательные способности подростков // Леворукость у детей и подростков. М.: Изд-во ВНИИ гигиены детей и подростков. 1987.
  86. A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии, 1996, № 6.
  87. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
  88. Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии, 2002, № 4.
  89. Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте. Автореферат дис. докт. психол. наук. М., МГУ, 1999.
  90. В.М., Рашинешвили Р. С., Самадашвили У. В., Турашвили P.M. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси, 1977.
  91. А.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии): Канд. дис. М., 1990.
  92. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1988, № 6.
  93. В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ- - Оренбург: ИПК ОГУ, 2002.
  94. В.А. О корреляциях эмоциональных характеристик с индивидуальными профилями асимметрий у практически здоровых лиц // Типология и структура депрессий. Ворошиловград. 1986.
  95. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966.
  96. В.Д. Предисловие редактора. В.кн. Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.VI. М.: Просвещение, 1969.
  97. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  98. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. // М.: Тривола, 1995.
  99. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  100. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др.М.: Просвещение, 1981.
  101. Одаренные дети. / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого // М.: Прогресс, 1991.
  102. А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. 1968. № 4.
  103. Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. Приложение к журналу «Социальная и клиническая психиатрия» 1993.
  104. И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 19 511 952.
  105. A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией // Вопросы психологии. 1981. № 6
  106. В.В. Проблема соотношения общих и специально человеческих типов высшей нервной деятельности как проблема психофизиологии индивидуальных различий. Дис.канд.психол. наук.М., 1987.
  107. . Избранные труды. М., 1966.
  108. Л. Личностные знания. М: Наука, 1993.
  109. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Под ред. А. И. Зеличенко, И. М. Карлинской, С. Р. Пантелеева, А. Г. Шмелева, Е. В. Ейдмана. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  110. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие / С. Н. Ениколопов, J1.B. Ерофеева, И. Соковня и др.- Под ред. И.Соковни. -М.: Просвещение, 2002.
  111. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. // М.: Педагогика, 1996.
  112. Психология одаренности: от теории к практике. / Под ред. Д. В. Ушакова. // М.:ИП РАН, 2000.
  113. Рабочая концепция одаренности. / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. // М., 2003.
  114. Равич-Щербо И. В. Первые исследования свойств нервной системы близнецовым методом. В кн. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1977.
  115. М. Помощь трудным детям. М. Прогресс, 1987.
  116. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
  117. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000.
  118. А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., 1991.
  119. А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2004.
  120. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987.
  121. Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб., Изд-во «Речь», 2001.
  122. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  123. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  124. Способности и склонности: комплексные исследования. / Под ред. Э. А. Голубевой. // М.: Педагогика, 1989.
  125. С., Дейч Г.Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М.: Мир, 1983.
  126. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
  127. .М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
  128. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  129. O.K. Психология мышления. М.: Изд. МГУ, 1984.
  130. И.В. Преобладающий тип ориентировочной активности и некоторые характеристики индивидуальности. Дис. канд.психол.наук. М., 1988.
  131. О.П. Когнитивные способности людей в зависимости от типа доминирования полушарий // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998.
  132. О.П. Многократное дихотическое тестирование лиц с разными типами доминирования полушарий. // Нейропсихология сегодня. М. МГУ, 1995.
  133. Р.С. Сила нервной системы как фактор произвольного запоминания. Дис. канд. психол. наук. М., 1972.
  134. Учителям и родителям о психологии подростка / Под. Ред. Г. Г. Аракелова. -М.: Высш. Шк., 1990.
  135. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  136. П., Пиаже Ж.Экспериментальная психология. Вып.У. М.: Прогресс, 1975.
  137. .Г., Бажин Е. Ф. «Пиктограмма» как метод изучения личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях. Л., 1984.
  138. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
  139. М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие М. ПЕР СЭ, 2002.
  140. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи Автореф. дисс. на соиск.учен.ст. канд. психол.наук. М., 1985.
  141. Е.Д. Еще раз о проблеме факторов в нейропсихологии.// Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии. М., 1991.
  142. Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы. // Хрестоматия по нейропсихологии./ Отв. ред. Е. Д. Хомская. М.:РПО, 1999.
  143. Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  144. Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. Вестник МГУ, СЕР. 14. «Психология», 1996, № 2.
  145. Е. Д. Нейропсихология нормы. Проблема индивидуальных различий. // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998.
  146. Е. Д. Батова Н.Н. Мозг и эмоции. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1998.
  147. Е.Д., Будыка Е. В., Ефимова И. В. Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия мозга. // Вопросы психологии, 1990, № 3.
  148. Е.Д., Ефимова И. В. Нейропсихологический подход к изучению нормы. // Тез. Докл. VII съезда Общества психологов СССР. М., 1989.
  149. Хомская Е. Д, Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  150. Е.Д., Привалова Н.Н, Ениколопова Е. В., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Степанова О. Б., Горина И. С. Методы оценки межполушарной асимметрии и медполушарного взаимодействия. М., изд-во МГУ, 1995.
  151. Ф., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988. № 1.
  152. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997.
  153. А.П. Клинические особенности течения, асимметрия головного мозга, иммунологическая активность при эпилепсии. Автореф.докт. дисс., М., 1975.
  154. А.П. Антропоизомерия и охрана здоровья леворуких. // Леворукость у детей и подростков. М., изд.-во Мин. Здрав. СССР, 1987.
  155. А.П. История взглядов на леворукость. // Мат. I Всес. Школы-семинара «Охрана здоровья леворуких детей», Ворошиловград, 1985.
  156. А.П., Гурова Е. В., Власова Н. Ю., Ермакова И. Н. Распределение рукости и некоторых антропофизиологических признаков среди практически здорового населения Москвы. Рук. деп. во ВНИИМИ МЗ СССР. № 2766−79. Деп. М., 1979.
  157. В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.
  158. В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002.
  159. В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. Отв. Ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991. С. 11.
  160. Л.А., Волощенко С.Е.Некоторые показатели структуры личности во взаимосвязи с тестом на аплодирование.// Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1983.
  161. П. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор волевых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом.Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988. № 1.
  162. Явление чрезвычайное. Книга о Колмогорове. / Под общ. Ред. В.М. Тихомирова- Сост. Н. Х. Розов. // М.: Фазис, Мирос, 1999.
  163. Amabile T.M. Beyond Talent // American Psychologist, 2001.
  164. Annett M. A classification of hand preference by association analysis. // Brit. J. of Psychol., 1970, v. 61.
  165. Annett M., Kilshow D. Mathematical ability and lateral asymmetry. // Cortex, 1982, v. 18, № 46.
  166. Annett M. Predicting combinations of left and right asymmetries. / Cortex, 2000, v. 36.
  167. Beaton A.A. The nature and determinants of handedness / The Asymmetrical brain. Ed. K. Hugdahl, R.J.Davidson. A Bradford Book. The MIT Press. 2003.
  168. Bergman L.(1974). Цит. no: Cantwell & Tarjan (1979).
  169. D.P., Tarjan G. / / Basic Handbook of Child Psychiatry / Ed. by J.D.Noshpitz.-New York, 1979.
  170. Cattell R. B. Intelligence: Its Structure, Growth and Action. Amsterdam. The Netherlands: North-Holland, 1987.
  171. Catterall J.S., Chapleu R., Iwanaga J. CAPE ctimulates happy learning. UCLA Graduate School of Education and Information Studies, 2001.
  172. Chan A.S., Ho Y-C. & Cheung M-C. Music training improves verbal memory. Nature. 1998.
  173. Ekman F., Friesen W.V.Unmasking the face. New Jersy, 1975.
  174. Eysenck H.J. Relationship between intelligence and personality // Perceptual and Motor Skills. 1971. № 32. P. 637−638.
  175. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences. A natural science approach. N.Y. London: Plenum Pr., 1985.
  176. Gardiner M. Music linked to reduced criminality. Rhode Island, Brown University Press. 2001.
  177. Guilford J.P., Hoepfner R. The analysis of intelligence. N.Y., 1971.
  178. Guilford J.P. Is some creative thinking irrational? // J. of Creative Behavior. 1982. V. 16(3). P. 151−154.
  179. Harburg E., Roeper P., Ozgoren F. et. al. Handedness and temperament.// Pers. & Mot.Skills. 1981. v.52.
  180. Harris L.J. St. Differences in ability: possible environmental, genetic, and neurological factors. In: Asymmetrical Function of the Brein.1978.
  181. Hellige J.B. Hemispheric asymmetry: What’s right and what’s left? Harvard: Harvard Press, 2001.
  182. Hulse W. The tvotionally disturbed child draws his family// Quarterly journal of child behaviour, 1951. Vol.3.
  183. Hulse W. Childhood conflict express through family drawings// J. of project, techn. 1952. Vol.16.
  184. Hult (1974). Цит. no: Cantwell & Tarjan (1979).
  185. Hutt C. Males and Females, Penguin. 1972
  186. Isen A.M., Johnson M.M.S., Mertz E., Robinson G.F. The influence of positive affect on the unusualness of word associations// Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol.48.P. 1413−1426.
  187. Johnson B.W., McKenzie K. J., Hamm J.P. Cerebral asymmetry for mental rotation: effects of response hand, handedness and gender // Neuroreport. 2002. V. 13, No. 15. P. 1929−1932.
  188. Muente T.F., Kohlmetz C., Nager W., Altenmueller E. Cerebral localization of the center for reading and writing music. Nature, 2001.
  189. Mwhndale C. Oscilations and Analogies // American Psychologist.2001.
  190. Nichols R.C. Twin studies of ability, personality and interests // Homo. 1978. Vol. 29.
  191. Nielsen J. and Christenson A.-L. Thirty-five males with double Y chromosome.-Psychological Medicine, vol. 4, 1974
  192. Mascie-Taylor C.G. Hand preference and personality traits. //Cortex, 1981, v. 17, N2.
  193. Personality Psychology in Europe. V.4 Tibbury University Press, 1993.
  194. Peterson S.M., Albers A.B. Effect of poverty and maternal depression on early child development // Child Devevopment. 2001. V. 72, № 6. P. 1794−1813.
  195. Plomin R. Developmental behavior genetics // Child development. 1983. Vol. 54. P. 253- 259.
  196. Plomin R., DeFries J.C. Origins of individual differences in infancy. Orlando: Academic Pr., 1985.
  197. Plomin R. Development, genetics and psychology. L., 1986.
  198. Plomin R., De Fries J.C., Fulker D.W. Nature and Nurture during Infancy and early Childhood. Cambridge, 1988.
  199. Plomin R., DeFries J. C., Loehlin J.G. Genotype-environment interaction and correlation in the analysis of human behavior // Psychological Bulletin. 1977. Vol. 84,2.
  200. Plomin R., De Fries J.C., Vc Clearn G.E., Rutter M. Behavioral genetics (Third edition).W.H. Freeman and Company. N.Y., 1997.
  201. Renbow C.P., Stanley G.C. Sex differences in mathematical ability. Fact or artifact. // Science/ Wash.1980. Dec. 12. Vol. 210. № 4475. P. 1262−1264.
  202. Robinson D.L. How personality relates to intelligence test performance: Implications for a theory of intelligence, ageing research and personality assessment // Personality and Individual Differences. 1985. 6.P. 203−216.
  203. Rutter M. Children of Sick Parents: An Environmental and Psychiatric Study. -Maudsley Monograph No. 16- London: Oxford Univ. Press, 1966.
  204. Rutter M. Normal psychosexual development.- Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, vol. 11, 1971
  205. Rutter M. Parent-child separation: Psychological effects on the children.- Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, vol 12, 1971
  206. Saklofski D. H., Kostura D.D. Extraversion-introversion and intelligence // Personality and Individual Differences. 1990. № 1 l.P. 547−551.
  207. Sommer I., Aleman A., Bouma A. and Kahn R. Do women really have more bilateral language representation than men? A meta-analysis of functional imaging studies // Brain 2004. Vol. 127. No. 8. P. 1845−1852.
  208. Sternberg R., Davidson S.E. ets. Conception of giftedness. Cambrige, 1986.
  209. Sternberg R.J. Successful Intelligence A. Plume Book N.Y. 1997.
  210. Strelau J. Personality Dimensions Based on Arousal Theories. In: Personality Dimensions and Arousal. Eds. J. Strelau and Hans J. Eysenck. Plenum Press. New York and London. 1987.
  211. Taylor C.W. Cultirating multiple creative talents in students // Journal for the Education of the Giften. 1985. Vol 8. P. 187−198.
  212. Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937.
  213. Thompson B.M., Andrews S.R., Genetic correlates of musical pitch recognition in humans. Integrative Physiological & Behavioral Science, 2000.
  214. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.
  215. Waber D. Sex differences in cognition: A function of maturation rut? // Science. Wash, 1976. Feb. Vol. 8. № 4328. P.572−573.
  216. Walla P., Hufnagl В., Lindinger G., Deecke L., Land W. Physiological evidence of gender differences in word recognition: a magnetoencephalographic (MEG) study // Cognitive Brain Research. 2001. V. 12. P. 49−54.
  217. Wolff W. The personality of the preschool child: the child search for his self. London, 1947.
  218. Wollach M.A., Kogan N.A., A new look at the creativity- inteligence distinction// Journal of Personality. 1965.No.33.P.348−369
  219. Zajonc R., Marcus H., Marcus G. The birth under puzzle// Journal of Personality and Social Psychology. 1979. Vol. 37(8). P. 1325−1341.
Заполнить форму текущей работой