Разработка и реализация государственной стратегии экономической безопасности России: теоретические аспекты
Реформы, проводимые с конца 80-х — начала 90-х годов XX века, вызвали острый системный кризис, проявившийся, в частности, в ухудшении научно-технического потенциала страны. Были разрушены созданные командно-административной системой вертикальные связи между предприятиями и организациями, ответственными за разработку и производство определенных видов продукции. При этом государство не создало… Читать ещё >
Содержание
- Введение стр
- Глава 1. Теоретические и методологические аспекты экономической безопасности
- 1. Понятие и сущность экономической безопасности
- 2. Угрозы экономической безопасности России стр.
- 3. Индикаторы и пороговые значения экономической безопасности стр
- Глава 2. Основные проблемы экономической безопасности и пути их решения
- 1. Повышение конкурентоспособности России на внутреннем и мировом рынках и развитие научно-технического потенциала стр
- 2. Преодоление кризиса расширенного воспроизводства человеческого капитала и противодействие асоциальным явлениям стр
- 3. Снижение масштабов теневой экономики и криминализация хозяйственной деятельности стр
Разработка и реализация государственной стратегии экономической безопасности России: теоретические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Коренные изменения в экономической, политической, социальной и правовой системах, произошедшие в нашей стране вконце 80-х — начале 90-х годов прошлого века и повлекшие глубокие изменения в жизнедеятельности общества, имели как положительные, так и отрицательные последствия. К первым можно отнести создание основных институтов рыночной экономики и признание частной собственности в качестве одного из основополагающих прав человека и гражданинаинтеграцию в мировое сообщество в качестве полноправного субъекта геополитических и международных экономических отношенийначало долгого и трудоемкого процесса создания полноценного гражданского обществареформирование правовой и судебной систем в соответствии с демократическими и рыночными принципами. Вышеперечисленные последствия в определенной мере способствуют развитию и укреплению экономической и социальной системы России в соответствии с требованиями современных геополитических и экономических реалий.
Вместе с тем, резкий переход от утвердившейся в Советском Союзе централизованно-планируемой модели хозяйствования к рыночной экономике вызвал острейший кризис во многих сферах общественной жизни. Гиперинфляция, вызванная политикой «шоковой терапии», привела к резкому обнищанию основной массы населения. В результате приватизации, проведенной с многочисленными нарушениями законодательства, которое, к тому же, изобиловало противоречиями и пробелами и зачастую принималось в угоду «заинтересованным лицам», а также элементарными просчетами ответственных за ее проведение лиц, появилась имущественная дифференциация населения — расслоение общества на узкий круг богатых и сверхбогатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей. В дальнейшем данная дифференциация проявилась в фактическом отсутствии равноправия граждан при пользовании услугами здравоохранения, образования, ЖКХ и других сфер обслуживания, что до сих пор негативно сказывается на качественных и количественных показателях человеческого потенциала России.
С рассматриваемыми деструктивными процессами тесно связан резкий рост доли теневой экономики в общем объеме хозяйственной деятельности, что характерно для стран в процессе трансформации экономической системы1. Особую опасность для государства и общества представляет криминализация экономики и сращивание криминальных бизнес-структур с должностными лицами государственных и муниципальных органов, вследствие чего высокими темпами развиваются различные виды антиобщественной деятельности — наркомания, проституция, торговля контрафактной продукцией, что негативно сказывается на качестве человеческого капитала и состоянии экономической безопасности в целом. В огромных масштабах распространилась коррупция на всех уровнях власти (муниципальной, региональной, федеральной), экономическую безопасность подрывает так называемая «бытовая» коррупция — в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ и т. д. Наивысшую степень опасности, на наш взгляд, представляют проявления коррупции в правоохранительных органах, военкоматах и в армии в целом, то есть в тех институтах, которые призваны обеспечивать общественную и национальную безопасность.
В результате значительного сокращения государственного финансирования науки и образования при фактическом отсутствии частных инвестиций в указанные отрасли, многие научные сотрудники перешли в сферу обслуживания, торговли, и — что особенно опасно с точки зрения обеспечения экономической и национальной безопасности — в теневые и криминальные структуры. Результатом этого стало значительное снижение.
1 Здесь и далее под экономической системой России понимается совокупность природно-ресурсных, научно-технических, технологических, институциональных и юридических, морально-психологических факторов, а также человеческого капитала. количества и эффективности научных разработок и внедрения их в производство, а также интеллектуализация организованной преступности.
Реформы, проводимые с конца 80-х — начала 90-х годов XX века, вызвали острый системный кризис, проявившийся, в частности, в ухудшении научно-технического потенциала страны. Были разрушены созданные командно-административной системой вертикальные связи между предприятиями и организациями, ответственными за разработку и производство определенных видов продукции. При этом государство не создало необходимые при новой системе хозяйствования институты и инфраструктуру, позволяющие поддерживать на достигнутом уровне и развивать научно-технический и производственный потенциал, обеспечивать современный инновационный процесс. Результатом этого стало значительное отставание России от ведущих мировых держав в сфере высоких технологий, топливно-сырьевая направленность экспорта и зависимость от импорта многих видов высокотехнологичной продукции. Помимо этого, экономическая система России все больше стала зависеть как от конъюнктурных колебаний на мировых сырьевых рынках, так и от колебаний курсов валют.
Серьезной угрозой экономической безопасности России представляется высокий износ основных фондов и степень их морального устаревания, что негативно влияет на конкурентоспособность производимой продукции и вызывает материальные, экологические, и, что наиболее актуально, человеческие потери от техногенных аварий и катастроф.
Все перечисленные процессы, негативно влияющие на экономическое и социальное развитие России, зародились и продолжают протекать в условиях фактического отсутствия Государственной стратегии экономической безопасности России. Принятая в 1996 г. Государственная стратегия экономической безопасности, изначально рассчитанная на краткосрочный период (три-пять лет), к настоящему времени объективно устарела. Анализируя этот документ как с точки зрения экономической теории, так и техники законотворчества, можно выделить ряд существенных недостатков. В частности, в нем не содержится понятия экономической безопасности, что делает предмет регулирования недостаточно определенным. Кроме того, в нем используется неполный перечень угроз экономической безопасности, за рамками Стратегии остаются такие серьезные угрозы, как высокий уровень депопуляции населения, «утечка умов» и вывоз капитала за рубеж, деградация научно-технического потенциала, угрозы в сфере экологии и др.
Помимо объективных причин — недостаточной разработанности теоретических вопросов экономической безопасности в отечественной науке и фактического отсутствия опыта создания подобных нормативных актов — на указанные изъяны документа повлияли и причины субъективного характера. Они были обусловлены интересами правящей политической группировки в рамках предвыборной борьбы, которая достигла к моменту принятия Стратегии своего апогея. Отсюда стремление сгладить реальные проблемы экономического развития, выдвинуть на первый план вопросы, по которым в то время были приняты или подготавливались специальные решения, и тем самым показать, как администрация противодействует угрозам экономической безопасности. Это, в первую очередь, угрозы социального характера, сохранение единого экономического пространства и борьба с теневой экономикой.
Однако, принятие рассматриваемого документа не возымело каких-либо положительных последствий для экономической системы России, что наглядно продемонстрировал экономический кризис в августе 1998 г. Государственная стратегия экономической безопасности уникального по размерам федеративного государства, обладающего, с одной стороны, огромным потенциалом развития и значительными конкурентными преимуществами, а с другой стороны противостоящего многочисленным серьезным внешним и внутренним угрозам его экономической и национальной безопасности, на наш взгляд, не может представлять из себя.
12-ти страничный документ с явными недостатками, рассчитанный к тому же на краткосрочный период.
При этом в многочисленных исследованиях проблем экономической безопасности до сих пор не выработано единого подхода к основополагающим категориям и понятиям, используемым различными авторами. Отсутствует концептуальное определение самого феномена экономической безопасностинационально-государственные интересы, угрозы, индикаторы и пороговые значения экономической безопасности рассматриваются исследователями сквозь призму собственных представлений об изучаемой проблематике, в научных разработках превалирует субъективный подход. В таких условиях создание Государственной стратегии экономической безопасности России на основе научных изысканий представляется крайне сложной, почти невыполнимой задачей. Вышеперечисленные обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования.
Методологические основы исследования аспектов безопасности были заложены в трудах Аристотеля, Конфуция, Платона. На начальных этапах изучения проблемы безопасности ее анализ в различных аспектах был представлен в трудах Т. Веблена, Т. Гоббса, Ф. Кольбера, Дж. Локка, Н. Макиавелли.
В процессе определения условий обеспечения экономической безопасности автор опирается на труды Дж. М. Кейнса, А. Маршалла, А. Пезенти, П. Самуэльсона, Л. Туроу, Дж. Стиглица, Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Д. Норта, Дж. Тойнби, 3. Бжезинского.
В российской экономической науке проблемы обеспечения экономической безопасности начали активно обсуждаться фактически одновременно с началом перехода к рыночной модели экономики на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. Значительный вклад в разработку вопросов по рассматриваемой тематике внесли исследования российских ученых Л. И. Абалкина, С. Ю. Глазьева, А. Илларионова, В. К. Сенчагова, В. Л. Тамбовцева,.
A. Архипова, Т. Д. Ромащенко, С. Афонцева, В. Медведева, А. Страхова, М. А. Бендикова, И. Я. Богданова, В Загашвили, и других авторов. Под редакцией.
B.К. Сенчагова и С. И. Степашина авторскими коллективами были изданы сборники, посвященные различным аспектам данной проблемы. Кроме того, различными авторами и научными коллективами создан ряд учебных пособий по экономической безопасности. Многие периодические издания уделяют повышенное внимание рассматриваемой проблематике.
Вопросы обеспечения экономической безопасности России отражены в целом ряде нормативных правовых актов, в частности, в Законе РФ «О безопасности», Государственной стратегии экономической безопасности и Концепции национальной безопасности РФ.
Основной целью диссертационной работы является исследование базовых категорий, явлений и процессов, связанных с обеспечением экономической безопасности государства, для теоретического и методологического обоснования принципов разработки и реализации Государственной стратегии экономической безопасности России.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи: систематизировать различные подходы к исследованию экономической безопасностиразработать концептуальное определение экономической безопасности на основе существующих определений рассматриваемого явлениявыделить и исследовать основные долгосрочные и постоянные угрозы экономической безопасности Россииобосновать доминирующую роль государства в обеспечении экономической безопасностивыработать концептуальный подход к основным категориям и явлениям, связанным с обеспечением экономической безопасностиопределить принципы разработки и реализации Государственной стратегии экономической безопасности России.
Объектом исследования являются микрои макроэкономические национально-государственные интересы по обеспечению экономической безопасности России.
Предметом исследования является процесс обеспечения экономической безопасности, основные пути повышения уровня экономической безопасности России.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической, социальной, продовольственной, энергетической, научно-технической и экологической безопасности, а также исследования теневой экономики и коррупции.
Диссертационное исследование проводилось на основе комплексного подхода к изучению экономических и социальных, проблем, общих диалектических методов социально-экономического исследования (описание, систематизация, абстрагирование, синтез), метода системного анализа, методов современного исследовательского аппарата экономической теории (системный, эволюционный, институциональный), а также анализа экономических явлений и процессов с точки зрения права.
Информационную основу исследования составили данные официальной статистики и эмпирические материалы, представленные в периодической печати и электронных средствах массовой информации, статистических сборниках Росстатазаконы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Программы социально-экономического развития России, другие нормативные правовые акты и официальные документы.
В процессе исследования получены следующие основные результаты, определяющие научную новизну диссертационной работы: обоснована необходимость определения экономической безопасности через категорию «национально-государственные интересы», под которой понимается «система согласованных интересов личности, общества и государства, закрепленных в нормативных правовых актах в виде общеобязательных норм, соблюдение, гарантированность и защита которых является необходимым условием эффективного функционирования и развития экономической системы данного государства" — обосновано положение о нецелесообразности перевода категории «экономическая безопасность» на мезои микроуровень, а также ее деления на разновидности (продовольственная, экологическая, научно-техническая и т. д.) — выделены основные угрозы экономической безопасности России, рассмотрены их особенности по сравнению с угрозами в развитых странахдоказана необходимость рассмотрения угроз экономической безопасности как системы с прямыми и обратными внутренними связями и фактор эффективности противодействия угрозам в их совокупности, а не по отдельностиразработаны индикаторы и пороговые значения экономической безопасностиобоснована необходимость разработки, принятия и реализации новой Государственной стратегии экономической безопасности России с учетом разработанных автором мер и принципов ее совершенствования.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования уточняют и дополняют существующие исследования в области экономической безопасности. Выводы и положения, содержащиеся в исследовании, предлагают осуществлять обеспечение экономической безопасности России на основе нормативного документа, включающего в себя единое концептуальное определение экономической безопасности, национально-государственные интересы в данной сфере, угрозы, индикаторы и пороговые значения экономической безопасности, а также перечень государственных органов и должностных лиц, ответственных в рамках своей компетенции за обеспечение экономической безопасности в той или иной сфере. Отдельные положения диссертации могут быть применены в учебных курсах «Экономическая теория», «Национальная экономика» и «Мировая экономика». Концептуальные положения работы могут быть применены при разработке нормативных правовых актов и программ социально-экономического развития на различных уровнях управления, а также для последующих научных исследований экономической и национальной безопасности.
Заключение
.
В настоящей работе рассмотрены вопросы, связанные с проблемами обеспечения экономической безопасности России и приведены предпосылки и принципы для разработки и реализации Государственной стратегии экономической безопасности нашей страны.
Активные научные исследования в области экономической безопасности начались в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века и стали реакцией научного сообщества на происходящие в СССР и России коренные преобразования экономической, социальной, политической и правовой систем. Резкое усиление интенсивности научных изысканий по рассматриваемой проблематике в середине 90-х годов было связано с пиком кризиса во всех сферах общественной жизнедеятельности, связанных с обеспечением экономической безопасности.
Среди многочисленных работ отечественных авторов по проблемам экономической безопасности можно выделить целый ряд угроз безопасному развитию экономической системы России, наиболее часто исследуемых учеными. Однако при рассмотрении угроз экономической безопасности России необходимо иметь в виду, что в силу фактора изменчивости интенсивности внешних и внутренних воздействий на экономику страны в пространстве и во времени, порядок их рассмотрения не может представлять собой некой иерархии опасности данных угроз, приводимых обычно в виде списка.
1. Кризис системы воспроизводства человеческого капитала. С точки зрения социального фактора экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности совокупного человеческого капитала от негативных воздействий (угроз) и способности его к воспроизводству. Человеческий капитал рассматривается исследователями в количественном и качественном измерениях. Применительно к России, с точки зрения количественных параметров угрозой является депопуляция — естественная убыль населения. Хотя угрозу экономической безопасности может представлять и перенаселение, особенно с учетом мирового продовольственного кризиса. Качественные характеристики человеческого капитала зависят в первую очередь от степени развития систем здравоохранения, образования, культуры, ЖКХот эффективности работы правоохранительных органов по противодействию теневой экономике в части пресечения асоциальной деятельности.
2. Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий. Низкая конкурентоспособность российской экономики находит свое выражение в ряде негативных явлений, среди которых особо выделяются крайне слабые позиции России в международном разделении труда, импортная экспансия, невыгодная для страны структура импорта и экспорта. С данной проблемой тесно связана высокая степень физического износа и морального устаревания основных фондов, что некоторые исследователи выделяют в качестве самостоятельной угрозы экономической безопасности России.
3. Наличие у России внушительного внешнего долга. В настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, государственный внешний долг погашается достаточно быстрыми темпами, зачастую раньше оговоренных сторонами сроков. С другой стороны, стремительно растет внешняя задолженность частных структур, в первую очередь банков. С учетом того, что во многих из этих юридических лиц участие государства значительно, а также обязанности государства поддерживать стабильность банковской системы вообще, внешний долг по-прежнему остается серьезной угрозой экономической безопасности России.
4. Имущественное расслоение (дифференциация) населения и повышение уровня бедности. Иногда указанные факторы рассматриваются как отдельные угрозы экономической безопасности, и такая точка зрения имеет право на существование. На наш взгляд, объединить их позволяют общие негативные последствия этих явлений — нарастание социальной напряженности в обществе, возникновение конфликтов на социальной почве, рост преступности и антиобщественных действий, количественные и качественные ухудшения человеческого капитала и др.
5. Теневая экономика и криминализация хозяйственной деятельности. При рассмотрении теневой экономики сквозь призму экономической безопасности, необходимо иметь в виду, что далеко не все проявления данного феномена наносят ущерб экономической системе государства. Наибольшую опасность представляет криминальная экономика — уклонение от уплаты налогов, легализация (отмывание) денежных средств, занятие запрещенными видами деятельности. Сюда же может быть отнесена коррупция, поскольку получение и дача взятки и коммерческий подкуп являются уголовными правонарушениями. В рамках экономической теории подлежат рассмотрению лишь те причины и последствия функционирования криминальной экономики, а также способы борьбы с ней, которые носят ярко выраженный экономический характер. Все остальные аспекты — предмет исследования юридических наук.
Главной задачей экономической политики Правительства РФ в сфере обеспечения экономической безопасности должна стать подготовка и принятие новой Государственной стратегии экономической безопасности России, которая содержала бы:
— понятие экономической безопасности, национально-государственных интересов и угроз экономической безопасности;
— национально-государственные интересы в сфере обеспечения экономической безопасности;
— полный перечень и анализ долгосрочных и постоянных угроз экономической безопасности;
— индикаторы и пороговые значения экономической безопасности;
— основные меры, направленные на нейтрализацию либо минимизацию негативных последствий воздействия указанных угроз;
— перечень государственных органов и должностных лиц, ответственных за реализацию положений Стратегии в той или иной сфере.
Государственная стратегия экономической безопасности России должна быть разработана и реализовываться на основании следующих принципов:
1. Структурирование элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода. Стратегия должна содержать концептуальные определения самого феномена экономической безопасности, национально-государственных интересов и угроз, а также индикаторов и пороговых значений экономической безопасности. Также в предлагаемом документе необходимо привести наиболее полный перечень национально-государственных интересов России, внешних и внутренних угроз ее экономической безопасности, количественные показатели пороговых значений и индикаторы экономической безопасности. Для удобства расположения норм в тексте Стратегии возможно такое ее структурирование: Общая часть содержала бы определения понятий, основные принципы и положения, теоретические вопросы, всевозможные перечни и т. п., Особенная часть — конкретные меры по нейтрализации либо минимизации негативного воздействия внешних и внутренних факторов на экономическую систему России.
2. Консолидированность на стадиях разработки, принятия и реализации. На данный момент нормы, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения экономической безопасности рассредоточены по множеству нормативных и ненормативных правовых актов, программ социально-экономического развития страны и других документов. Многочисленные предложения и идеи со стороны научного сообщества редко рассматриваются органами государственной власти при принятии экономически и социально значимых решений. Вместе с тем, как неоднократно отмечалось в настоящей работе, до настоящего времени в научных кругах не сформировалось единого подхода к большинству понятий, категорий и явлений, связанных с обеспечением экономической безопасности. Поэтому разработка новой Стратегии с привлечением опытнейших ученых различных областей науки (не только экономистов) и ее принятие может стать ключевым моментом в концептуализации экономической безопасности.
3. Эффективность государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности. Государственную стратегию экономической безопасности России, принятую Указом Президента РФ в 1996 г., фактически можно признать недействующей, поскольку ее действие было рассчитано на три-пять лет. Концепция национальной безопасности, значительная часть которой посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности, изобилует декларативными нормами, которые вряд ли можно признать эффективными регуляторами общественных отношений. Закон РФ «О безопасности» от 1992 г. во многом устарел. Новая Стратегия должна, помимо всего прочего, содержать перечень компетентных органов государственной власти и должностных лиц, ответственных за реализацию положений Стратегии в той или иной сфере, и меру их ответственности.
Несмотря на всю значимость такого документа, как Государственная стратегия экономической безопасности России, он должен быть принят в форме постановления Правительства РФ, а не Федерального закона, на чем настаивают некоторые исследователи. Дело в том, что, даже несмотря на преимущественное представительство в органах законодательной и исполнительной власти одной политической партии, внесение изменений и дополнений в Федеральный закон представляется более трудоемкой и долгой процедурой, нежели в постановление Правительства. А в силу изменчивости многочисленных параметров экономической безопасности изменения и дополнения в Стратегию придется вносить довольно часто.
4. Долгосрочность. Действие такого серьезного документа, как Государственная стратегия экономической безопасности, не должно ограничиваться настолько краткосрочным периодом, как три-пять лет, как это было в до сих пор не утратившей силу Стратегии 1996 г. Да и период до 2020 г., на который сейчас принимаются основные программы социально-экономического развития России, можно скорее признать среднесрочным. К примеру, в США до настоящего времени действует Закон о национальной безопасности от 1947 года (National Security Act), который регулирует и вопросы экономической безопасности. Естественно, в указанный закон за более чем 60 лет его действия вносились многочисленные изменения и дополнения, однако основа, определяющая теоретико-методологические принципы, оставалась почти неизменной.
Многие ведущие российские учение, в частности, Л. И. Абалкин и С. Ю. Глазьев, называют отсутствие долгосрочной стратегии развития России одним из основных недостатков экономической политики Правительства РФ. На наш взгляд, такая точка зрения вполне применима по отношению к Государственной стратегии экономической безопасности, тем более в свете определенного прогресса в достижении политической стабильности.
5. Внутренняя непротиворечивость элементов системы экономической безопасности. Понятно, что Стратегия, принятая в виде постановления Правительства РФ, не должна противоречить вышестоящим нормативным правовым актам. Но гораздо важней требование внутренней непротиворечивости, когда, например, мера противодействия одной угрозе уменьшает либо сводит на нет эффективность меры противодействия другой угрозе.
К примеру, когда повышение зарплат и социальных выплат с целью снижения уровня бедности приводит к росту уровня инфляции, само повышение теряет смысл. Курс на скорейшее вступление в ВТО, который окончательно взяла Россия, в целях повышения конкурентоспособности России на мировых рынках должен сочетаться с неоднократно декларируемой необходимостью поддержки отечественного агропромышленного комплекса, автои авиапрома и реальной экономики вообще. Наконец, проблема утечки капитала за рубеж решается в основном путем привлечения к ответственности лиц, которые совершают соответствующие действия незаконно. Вместе с тем, процесс создания благоприятного инвестиционного климата, атмосферы доверия к государству, снижения административных и бюрократических барьеров для бизнеса — мер, направленных на недопустимость вывоза капитала — проходит недостаточно быстро, интенсивно и эффективно.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Россия: Поиск самоопределения: Очерки / JI. Абалкин. М.: Наука, 2002. — 428 стр.
- Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие / В. А. Богомолов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 стр.
- Бьюкенен Дж. Сочинения. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. М.: Таурус-Альфа, 1997.
- Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2007. — 384 стр.
- Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. — 396 стр.
- Гусаков Н.П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Евразийский регион, 1998. — 270 стр.
- Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал и занятость пожилых людей в современной России. — М.: Издательский дом «Лад», 2004.
- Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2-х кн. Кн. 2 / Отв. ред. Е. Г. Ясин М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 480 стр.
- Львов Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. — М.: Экономика, 2001.
- Попов Ю.Н., Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2005. — 240 стр.
- Приоритеты государственной экономической политики на современном этапе: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Потрубача- НИИ регионологии. Саранск, 2005. — 176 стр.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 стр.
- Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России: Монография / Т.Д. Ромащенко- Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. — 216 стр.
- Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.
- Рябова Т.Ф. Экономическая безопасность: продовольственная безопасность: Термины и определения: Словарь. М.: 2001. -335 стр.
- Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) — Институт экономики РАН. М.: Финстатинформ, 2002. — 128 стр.
- Степашин С.В. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. С. В. Степашина. М.- СПб., 2001. Т. 1 — 608 стр.- Т. 2 — 639 стр.
- Теория и практика трансформации экономики: Монография / Под ред. проф. Николаевой И. П. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 224 стр.
- Экономика: Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, JI.K. Большакова. М.: Проспект, 1999.
- Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. — 896 стр.
- Экономическая теория: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. И. П. Николаевой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 527 стр.
- Публикации в периодических изданиях1. «Независимая газета». 31.05.1997.2. «Ни дать, ни взять» // Российская газета. 7.11.2006.
- Becker G. S. Investment in Human Capital: Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. October.
- Schulz T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68.
- Абалкин Л. «Беда в том, что у государства нет долгосрочной стратегии развития» // Российская Федерация сегодня. 2005. № 12. С. 46.
- Абалкин JI. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4−13.
- Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 36−44.
- Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. 2001. № 2. С. 38 067- № 3 — С. 26−45.
- Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и. международные отношения. 2002. № 10. С. 30−39.
- Балацкий Е. Отношение к неравенству доходов: количественная оценка // Экономист. 2007. № 6. С. 39−49.
- Батчиков С., Авдеева Л. Реформа образования: разрушительный потенциал «егэизации» // Российский экономический журнал. 2004. № 8.
- Бекетов Н.В. Политико-правовые аспекты глобальной информационной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 3. С. 76−83.
- Биктимирова 3. Качество жизни: продовольственная безопасность // Экономист. 2004. № 2. С. 78−84.
- Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. 2006. № 3. С. 58−66.
- Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности// Финансы. 2003. № 8. С. 54−55.
- Бушмарин И. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 2. С. 48−52.
- Бычкова Ю.В. Национальный проект как инструмент стратегического управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 3. С. 51−61.
- Волков Л.В. Проблемы научно-технической безопасности российской экономики // Финансы и кредит. 2003. № 18. С. 21−25.
- Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 4−18
- Галицкий Е., Левин М. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа) // Вопросы экономики. 2007. № 1. С. 19−32.
- Гельвановский М., Жуковский В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3.
- Глазьев С. «Для корабля, который не знает, куда плывет, не может быть попутного ветра» // Российская Федерация сегодня. 2005. № 7. С. 35.
- Глазьев С. За критической чертой. (О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны) // Российский экономический журнал. 1996.
- Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 30−51.
- Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3−19- № 2.-С. 3−18.
- Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // Российский экономический журнал. 2003. № 5−6. С. 3−13.28.