Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и камней
Действие статьи 191 УК распространяется на физических лиц, совершивших незаконный оборот драгоценных металлов и камней, и способных, в соответствии с законом, нести за него уголовную ответственность (достигших 16-летнего возраста и вменяемых). Поскольку в Российском законодательстве, в отличие от ряда зарубежных стран, не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц за совершение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историческая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и объективные признаки состава преступления
- 1. Краткий очерк истории законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней
- 2. Объект и предмет незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней
- 3. Признаки объективной стороны незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней
- Глава 2. Субъективные признаки незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней
- 1. Анализ признаков субъекта незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней
- 2. Признаки субъективной стороны незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней
- Глава 3. Особенности квалификации и предупреждения незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней
- 1. Квалифицирующие признаки состава преступления
- 2. Разграничение незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и смежных составов
- 3. Криминологическая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней
Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и камней (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для современного состояния преступности в России все более характерным становится ее активное проникновение в сферу экономики. От наносимого при этом ущерба в наибольшей степени страдают кредитная, денежная и валютная системы. Ведущей причиной криминализации экономических отношений явились деформации в экономической сфере, связанные с разрушением механизмов прежней и становления новой системы хозяйствования. Переходный период к рыночным структурам вызвал качественные изменения в содержании и структуре экономики. В частности, в сфере обращения валютных ценностей происходит весьма активный процесс формирования рынка, либерализации законодательства, отхода от государственной монополии, дробления единых промышленных комплексов на отдельные предприятия, что осложняет обеспечение экономической безопасности.
Сфера обращения таких валютных ценностей, как драгоценные металлы и драгоценные камни неизменно притягивала внимание преступных интересов. В связи с этим в настоящее время отмечается рост незаконного оборота драгоценных металлов и камней, усиление организованного характера данного вида преступности.
Теоретическое и практическое значение исследования вопросов уголовно-правового регулирования оборота драгоценных металлов и камней в РФ обусловлено целым рядом объективных факторов:
— системной трансформацией экономики страны, в том числе отходом от государственной монополии в сфере обращения драгоценных металлов и камней;
— поиском места и роли России в современной мировой экономике, в частности, на мировом рынке драгоценных металлов и камней;
— необходимостью выбора оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой интересов государства, субъектов хозяйствования и граждан в сфере оборота драгоценных металлов и камней;
— возрастающей криминализацией оборота драгоценных металлов и камней;
— высокой общественной опасностью исследуемого преступления, характеризующейся величиной ущерба, причиняемого интересам государства, предприятиям, гражданам;
— отсутствием фундаментальных исследований по проблемам уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней.
Одним из основных недостатков в борьбе с указанным преступлением является использование в новой системе общественных отношений прежних организационных и тактических схем. В связи с этим важное значение приобретает правильная организация работы органов внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней1.
Объектом настоящего исследования являются нарушения общественных отношений, складывающихся в процессе оборота драгоценных металлов и камней. Предметом диссертации выступает механизм их уголовно-правового регулированиядействующее уголовное законодательство Российской Федерации, регулирующее ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и камней, проблемы его применения и эффективность.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения действующего уголовного законодательства, следственной и судебной практики, литературных источников осуществить анализ состава преступления, предусмотренного статьей 191 УК РФвыработать практические и законодательные рекомендации, позволяющие правоприменителям правильно толковать и эффективно применять данную норму.
1 См.: В. П. Дегтярев. Обеспечение сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней // Драгоценные металлы, драгоценные камни. — 1994. — № 4. С. 43−50.
Для достижения указанной цели автором решались следующие задачи:
— определение общественных отношений, регулируемых статьей 191 УК.
РФ;
— определение путей совершенствования уголовно-правового регулирования оборота драгоценных металлов и камней;
— изучение факторов, обусловливающих незаконный оборот драгоценных металлов и камней;
— раскрытие особенностей состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ;
— разработка предложений, направленных на совершенствование организации деятельности органов внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней.
Методологической основой исследования явился комплекс общенаучных и частно-научных методов познания и изучения явлений. В частности, историко-правовой анализ, системный подход, логический и статистический методы, сравнительный анализ, экспертный опрос и др. Автор опирался на фундаментальные положения уголовно-правовой науки и криминологии, их концептуальные требования, предъявляемые к научному анализу, методологические принципы применения юридических знаний. В соответствии с этим проводились конкретные социологические исследования, осуществлялся сбор эмпирического материала.
Правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, законы и подзаконные (в том числе ведомственные нормативные) акты, регламентирующие оборот драгоценных камней.
Большую группу источников анализируемой информации составили материалы уголовных дел из архивов Якутского городского народного суда, Мирнинского городского народного суда РС (Я), Оймяконского улусного суда РС (Я) и Верховного Суда Республики Саха (Якутия), всего в количестве 69 дел, что составляет практически полный объем дел этой категории. Автором была изучена практика применения уголовно-правовой нормы об ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней в Республике Саха (Якутия), так как в данном регионе России осуществляется основной объем добычи драгоценных металлов и камней (99,8% природных алмазов и более 20% золотодобычи), а республиканскими правоохранительными органами накоплен большой опыт борьбы с указанными преступлениями. В работе также использовались данные о незаконном обороте драгоценных металлов и камней в Магаданской области.
Кроме того, в процессе исследования были изучены материалы прекращенных и приостановленных уголовных дел из фондов архива МВД РС (Я). Необходимо отметить, что репрезентативность данной группы источников вполне обоснована, хотя база исследования несколько снижена: часть этих материалов была утеряна, специально уничтожена либо оказалась недоступной для изучения.
Практически все источники являются особенными, поэтому были подвергнуты сплошному изучению.
Необходимо назвать и еще одну группу изученных материалов — это отчетные данные о результатах деятельности органов внутренних дел Республики Саха (Якутия), обеспечивающих борьбу с преступлениями в сфере оборота драгоценных камней (отчеты, справки, обобщения и пр.) Были также проведены экспертные опросы работников предприятий, действующих в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и сотрудников органов внутренних дел, обслуживающих названную сферу.
Статистические данные, характеризующие объект и предмет исследования, были получены из базы Информационного Центра МВД РС (Я).
Кроме того, нами были изучены материалы отечественной и зарубежной англоязычной периодической печати, посвященные проблемам становления и развития российского рынка драгоценных металлов и камней.
Большая часть источников относится к числу письменныхимеются также фотои видеоматериалы, имеющие иллюстративное значение. Ряд источников вводится в научный оборот впервые.
Характеризуя состояние изученности темы, необходимо сказать, что проблема сохранности драгоценных металлов и камней не осталась без внимания исследователей. Некоторые аспекты проблемы освещались в трудах таких ученых, как А. Ф. Бантышев, Г. Н. Бражников, Г. Л. Волков, Ф. В. Глазырин, В. П. Дегтярев, В. В. Иванова, М. П. Михайлов, В. П. Перевозник, В. П. Резван, М. Ю. Туранов, В. С. Федоров и других.
Научную литературу, посвященную различным аспектам рассматриваемой проблемы ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней можно разделить на несколько групп.
К первой группе следует отнести работы советских, российских и зарубежных ученых, посвященные изучению физических, химических и экономических свойств драгоценных металлов и камней, проблемам их геологии, поиска, формирования рынка и т. д., без исследования которых невозможно составить обоснованное мнение об объекте и предмете исследуемого состава преступления.
Следует отметить исследования, в которых достаточно широко исследуется экономический аспект функционирования оборота драгоценных металлов и камней. В работах Аникина A.B., Алмазовой O.A., Дубоносова Л. А., Казакова Б. И., Максимова М. М., Малышева В. М. и др. освещаются свойства золота, его роль в жизни государства в разные исторические периоды. Грин Т., Моров А. П., Рожков И. А., Плотникова С. П., Седова Е. А. и другие исследовали роль и экономическое значение драгоценных камней, определяющее общественную опасность изучаемого нами деяния.
Так, в монографии Е. Г. Егорова и П. Е. Алексеева «Экономика золотои алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода"2 даны анализ и оценка современной конъюнктуры мирового, российского и республиканского рынков золота и алмазов. Необходимо отметить, что авторы названного труда характеризуют законодательство РФ и РС (Я) с точки зрения экономической выгодности для развития добычи золота и алмазов как основных профилирующих отраслей промышленности Якутии, обуславливающих уровень ее социально-экономического развития. Учет результатов такого анализа необходим, как уже отмечалось, для объективной оценки общественной опасности исследуемых нами уголовно-правовых отношений.
Освещение вопросов организации рынка драгоценных металлов, методов и тактики совершения с ними операций в работе И. Т. Балабанова «Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке"3 и ряде других4 оказалось чрезвычайно важным для настоящего исследования, в частности, для выяснения правового регулирования данной сферы рынка, порядка заключения сделок с драгоценными металлами и камнями, решения целого ряда других вопросов.
Ко второй группе исследований следует отнести ряд работ, посвященных расследованию хищений драгоценных металлов и камней. Так, в диссертационном исследовании В. М. Починкина «Борьба с хищениями в алмазодобывающей промышленности"5 проанализирован состав ст. 88 УК.
2 Егоров Е. Г., Алексеев П. Е. Экономика золотои алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода. — Новосибирск: Наука, 1996.
3 Балабанов И. Т. Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке. — М.: Финансы и статистика, 1998.
4 Организация торговли драгоценными металлами/ Борисович В. Т., Буренин А. Н. и др. — М.: ИНФРА — М, 1996.
5 Починкин В. М. Борьба с хищениями в алмазодобывающей промышленности: Дис. канд. юр. наук. М., 1965.
РСФСРв частности, рассмотрен вопрос о признании драгоценных камней валютными ценностями.
При расследовании дел о хищениях или незаконном обороте золота, всегда возникает вопрос об источнике его происхождения, месте добычи. Решение этого вопроса необходимо для установления связей преступников, путей транспортировки предмета преступления, для устранения условий, способствующих совершению преступлений в местах добычи. Эти вопросы изучались Зориным Ю. В., Донцовой И. И., Щербаковым К. Г., Пыцкой Е.А.6 Ими была предложена методика комплексного криминалистического исследования золота, позволяющая эксперту получить качественные и количественные характеристики самородного золота, необходимые для установления региона добычи или прииска.
Ф.В. Глазыриным и В.П. Резваном7 рассматривались особенности возбуждения уголовных дел и планирования расследования, тактики производства отдельных следственных действий при расследовании хищений промышленного золота. В ряде работ Ф.В. Глазырина8 освещались вопросы проведения отдельных следственных действий при расследовании нарушений правил о валютных операциях и спекуляции.
В диссертационном исследовании В. С. Федорова, посвященном организационно-правовым основам борьбы с экономической преступностью в алмазно-бриллиантовом комплексе РС (Я) дана характеристика особенностей оперативной обстановки в алмазно-бриллиантовом комплексе РС (Я) — виды соответствующих преступлений, их характер, распространенность, уровень латентной преступности, причины, условия способствующие этим преступлениям, а также прогноз экономической преступности в данной сфере.
Комплексное криминалистическое исследование самородного золота с целью определения района его добычи. М., ЭКЦ МВД России, 1995.
7Глазырин Ф.В., Резван А. П. Расследование хищений промышленного золота.
8 Глазырин Ф. В. Расследование хищений, скупки и перепродажи промышленного золота, — М., 1963; Расследование нарушений правил о валютных операциях и спекуляции валютными ценностями, — М., ВШ МООП СССР, 1966.
Данные этого исследования были использованы при анализе криминологической характеристики преступного оборота драгоценных металлов и камней в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия).
Отмечая большую практическую ценность названных работ, следует отметить, что их авторы не ставили самостоятельной целью исследование уголовно-правовых проблем незаконного оборота драгоценных металлов и камней.
Третья группа публикаций представлена в основном работами, посвященными уголовно-правовым и криминологическим проблемам ответственности за валютные преступления по законодательству, действовавшему до принятия УК 1996 года9. Отдельно следует сказать о лекции М. Ю. Туранова, которая на настоящий момент является единственной работой, посвященной вопросам незаконного оборота драгоценных металлов и камней. В ней дается характеристика объективных и субъективных признаков данного состава преступления10.
В лекции В. В. Ивановой по организации работы органов внутренних дел в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней рассмотрены вопросы современного состояния алмазо-, золотодобывающей и гранильной промышленности в Россииосвещены направления деятельности правоохранительных органов и режимных учреждений по предупреждению и раскрытию преступлений в данной сфере, дана общая характеристика преступных посягательств на драгоценные металлы и драгоценные камни" .
9 См., например: Бантышев А. Ф. Борьба органов внутренних дел с нарушениями правил о валютных операциях. — НИ и РИО КВШ МВД СССР, 1990.
10Туранов М. Ю. Незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга: Лекция — М.: ЦИиНМОКП МВД РФ. 1999 г. Иванова В. В. Организация работы органов внутренних дел по незаконному обороту драгоценных металлов и камней: Вводная лекция — М.: ЮИ МВД РФ. 1998 г.
Четвертая группа исследований состоит из современной юридической литературы, посвященной проблемам уголовной ответственности за экономические преступления по ныне действующему законодательству. Эти вопросы освещались в работах Аслаханова A.A., Ивановой Ю. В., Есипова В. М., Крылова A.A., Лопашенко H.A. и др. Однако и эти исследования не охватили вопросы уголовной ответственности конкретно по ст. 191 УК РФ.
Анализ юридической литературы позволяет констатировать, что многие теоретические и практические аспекты проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней остались за рамками научного анализа, что и было отмечено в решении коллегии МВД РФ № 3 КМ /1 от 24 июля 1997 года12.
Научная новизна диссертации определяется тем, что это первое самостоятельное исследование, посвященное проблемам уголовной ответственности в Российской Федерации за незаконный оборот драгоценных металлов и камней.
В связи с этим в диссертации впервые выдвигается ряд предложений по совершенствованию законодательства и ряда других нормативных актов, регламентирующих оборот драгоценных металлов и камней.
Среди основных положений, выносимых на защиту, можно назвать следующие:
— Периодизация и анализ истории законодательства об ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней.
— Характеристика общественных отношений, находящихся под защитой нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней.
12 О состоянии и мерах активизации борьбы с экономическими преступлениями в сфере оборота драгоценных металлов и камней: Решение коллегии МВД РФ. — № 3 КМ /1. -24 июля 1997. — Утверждено приказом МВД РФ № 413−1997г.
— Детализированное определение элементов и признаков состава незаконного оборота драгоценных металлов и камней.
— Предложения по совершенствованию практики уголовно-правовой квалификации незаконного оборота драгоценных металлов и камней.
— Предложения по совершенствованию нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот.
— Предложения по совершенствованию уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней.
— Криминологическая характеристика особенностей уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней и предложения по предупреждению этого преступления.
Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется ее направленностью на совершенствование уголовно-правовой нормы, регулирующей вопросы ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней.
Результаты исследования могут быть использованы и в практической деятельности при квалификации преступленийпри подготовке личного состава сотрудников специализированных подразделений ОВД.
Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Юридического института МВД России. Положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры уголовного права ЮИ МВД РФ. Основные выводы, положения и рекомендации исследования были отражены в пяти научных статьях, использовались при чтении курса лекций по Особенной части УК в Якутском филиале Юридического Института МВД РФ. Данные исследования используются в процессе преподавания спецкурса в ЯФЮИ МВД РФ и Экономико-правовом институте (Якутском филиале Академии труда и социальных отношений). Кроме того, автором подготовлены материалы для видеофильма по борьбе с преступлениями в сфере оборота драгоценных металлов и камней.
Поставленные цели и задачи определили структуру и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Заключение
.
Незаконный оборот драгоценных металлов и камней представляет несомненную опасность для российской экономики. На современном этапе преступность в сфере оборота драгоценных металлов и камней характеризуется усилением ее организованного характера, наличием «этнических» преступных групп, концентрацией в местах массовой добычи указанных ценностей, ростом числа преступлений, высоким уровнем латентности.
Общественная опасность данного преступления объясняется, в частности, важной ролью предмета преступного посягательства для обеспечения валютной устойчивости, развития промышленности, науки, технологии. Хотя в настоящее время происходит мировой процесс отказа от золотого стандарта, роль драгоценных металлов и камней в экономике не уменьшается. Помимо традиционного использования в ювелирном производстве, в силу уникальных физических и химических свойств, они находят все большее применение в новейших наукоемких технологиях — электронике, оптике, приборостроении, медицине и т. д. Многие драгоценные камни уникальны и являются не только экономическим, но и эстетическим сокровищем.
Золото, платина, серебро, алмазы и другие драгоценные металлы и минералы являются составной частью Государственного валютного фонда, они используются для приобретения за рубежом необходимого оборудования, технологий промышленного и продовольственного производства, готовых товаров, имеющих стратегическое значение для экономики.
Так как драгоценные металлы и камни представляют исключительную ценность для государства, устанавливается особый правовой режим их добычи и обращения, и предусматривается уголовная ответственность за его нарушения.
Говоря о совершенствовании уголовно-правового регулирования оборота драгоценных металлов и камней, следует, прежде всего, отметить необходимость внесения корректив в диспозицию исследуемой статьи.
Диспозиция ст. 191 УК РФ в качестве предмета преступления, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, называет жемчуг — образования, возникающие при отложении слоев арагонита (карбонат кальция) в мантийной полости моллюсков. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» от 5 января 1999 г. были установлены критерии, по которым еще одно органическое образование — янтарь относится к драгоценным камням. Следовательно, предметом исследуемого преступления являются два органических образования, которые не являются ни драгоценными металлами, ни драгоценными камнями, но приравниваются к ним.
На наш взгляд, необходимо внести коррективы в определение предмета ст. 191 УК РФ сформулировав его следующим образом: драгоценные металлы, драгоценные камни и иные природные образования, признанные таковыми. Это позволит усовершенствовать диспозицию и название статьи, а также сделает грамматическую конструкцию нормы более гармоничной, позволит избежать излишнего числа дополнений в диспозиции, даже если к драгоценным камням будут отнесены другие редкие природные образования.
Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, монеты из драгоценных металлов, находящиеся в обращение на территории РФ ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, лом из них, искусственным образом полученные драгоценные камни.
При исследовании эффективности нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и камней, следует учитывать, что ее содержание находилось и находится в зависимости от складывающихся в государстве социально-экономических и политических условий.
Историю развития российского законодательства об обращении валютных ценностей (в хронологических рамках от Октябрьской революции до настоящего времени) можно разделить на четыре этапа. Попеременно произошли два цикла: усиление монополии государства — либерализация сферы обращения драгоценных металлов и камней. Характерно, что сходные процессы имели место и в других странах, а также на международном уровне.
Первый этап характеризуется принятием нормативных актов, содержащих жесткие меры по изъятию драгоценных металлов и камней из гражданского оборота. Эта централизация валютных ценностей в руках государства должна была решить проблему накопления валютного запаса.
Второй этап развития законодательства об обороте драгоценных металлов и камней — периода новой экономической политики — характерен отражением генеральной линии развития рыночных отношений в экономике страны того времени.
Третий этап занял период с конца двадцатых годов до начала девяностых. Становление административно-командных форм руководства экономической сферой после сворачивания НЭПа привело к расширению монополии государства на совершение валютных операций. Следует отметить, что либерализация общественно-экономической жизни страны, начавшаяся с середины 50-х годов не отразилась в законодательстве об обращении драгоценных металлов и камней. Были установлены жесткие правила, которыми государство практически изымает драгоценные металлы и камни из гражданского оборота.
Четвертый этап, протекающий до настоящего времени, характерен активным процессом формирования рынка драгоценных металлов и камней, либерализацией законодательства, в том числе и уголовного.
Существенное сокращение государственной монополии в сфере операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями ведет к изменению характера контрольных функций государства в отношении субъектов их рынка. Драгоценные металлы и драгоценные камни становятся товаром, в отношении которого осуществляется контроль со стороны государства. Однако сохранение определенного ограничения свободы предпринимательства в сфере операций с драгоценными металлами и камнями не противоречит интересам развития рыночных отношений, более того, только оно и способно обеспечить их устойчивость.
Проведенный нами историко-правовой анализ позволил сделать вывод, что, в настоящее время, видовым объектом незаконного оборота драгоценных металлов и камней является не государственная монополия в данной сфере, а порядок валютного регулирования и валютного контроля. Непосредственным объектом выступают установленные правила совершения сделок, хранения, перевозки и пересылки данных ценностей.
Статья 191 УК РФ, регламентируя уголовную ответственность за совершение незаконного оборота драгоценных металлов и камней, предусматривает в качестве альтернативных ряд преступных деяний:
1) Совершение сделок, связанных с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом в нарушение правил, предусмотренных законодательством РФ.
Виды сделок могут быть различны, основные из них это скупка, продажа, обмен, использование драгоценных металлов и драгоценных камней в качестве средства платежа, залог.
Сделка, связанная с драгоценными металлами и камнями будет считаться совершенной в нарушение правил, установленных перечисленным выше законодательством РФ, а деяние составлять признак объективной стороны состава предусмотренного ст. 191 УК преступления, если: а) сделка была совершена относительно драгоценных металлов и камней, добытых преступным путемб) сделка была совершена физическим или юридическим лицом, не имеющим права на совершение подобных сделокв) сделка совершена надлежащим лицом, но с превышением полномочий, данных ему закономг) сделка совершена с нарушением установленной формы ее заключения.
Заключение
незаконной сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли-продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и ДР-).
2) Незаконное хранение драгоценных металлов и камней — любые умышленные действия, связанные с нахождением добытых преступным путем ценностей во владении лица (при себе, в тайнике, в жилище и других местах), либо хранение драгоценных металлов и камней, полученных законным путем, с нарушением установленных законодательством Российской Федерации правил.
По нашему мнению, нарушение правил хранения драгоценных металлов и камней, предусмотренных подзаконными актами, даже совершенные добросовестным владельцем, должно влечь за собой уголовную ответственность, ибо посягает на защищаемые статьей 191 УК РФ общественные отношения. Нарушается способность государства осуществлять валютный контроль над движением данных ценностей, порядок обращения драгоценных металлов и камней. Государство недополучает налоговые и другие отчисления, в том числе и от организаций, уполномоченных такое хранение осуществлять.
3) Незаконная перевозка драгоценных металлов, камней и жемчуга состоит в любых умышленных действиях по перемещению добытых преступных путем названных ценностей, независимо от способа транспортировки, а также перевозка драгоценных металлов и камней с нарушением правил, установленных законодательством. Способы перевозки драгоценных металлов и камней чрезвычайно разнообразны.
4) Под незаконной пересылкой следует понимать нарушение правил, установленных для перемещения драгоценных металлов и камней посредством почтовых, багажных отправлений или иным способом, при котором транспортировка осуществляется без участия отправителя.
Статья 191 УК РФ относится к бланкетным нормам. Наибольшую сложность при квалификации данного деяния составляет то, что правовые акты, регулирующие оборот драгоценных металлов и камней на настоящий момент не доведены до уровня стройной, непротиворечивой системы.
Действие статьи 191 УК распространяется на физических лиц, совершивших незаконный оборот драгоценных металлов и камней, и способных, в соответствии с законом, нести за него уголовную ответственность (достигших 16-летнего возраста и вменяемых). Поскольку в Российском законодательстве, в отличие от ряда зарубежных стран, не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц за совершение экономических преступлений, субъектом уголовно наказуемого нарушения требований государственного регулирования данных валютных ценностей выступают должностные лица и уполномоченные представители юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, по вине которых были заключены незаконные сделки, совершены хранение или транспортировка драгоценных металлов и камней.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, субъект преступления желает совершить определенные действия (заключение сделки, перевозку, пересылку либо хранение) с драгоценными металлами и камнями в нарушение установленных правил.
Мотивы и цели могут быть различными. Среди мотивов — потребностей, которые могут привести человека к побуждению совершить незаконный оборот драгоценных металлов и камней можно назвать потребность в самоутверждении (на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях), потребность в защите (например, от нищеты) и т. д. В основном мотив корыстный, преследуется цель личного обогащения.
Часть вторая статьи 191 УК РФ имеет три квалифицирующих признака. Первый из них, содержит дополнительную характеристику субъекта преступления как лица, ранее судимого за незаконный оборот драгоценных металлов и камней (имеется непогашенная или не снятая судимость за преступление, предусмотренное ст. 191 УК РФ, либо ст. 162 УК РСФСР 1960 года, когда предметом преступления являлись драгоценные металлы или драгоценные камни).
Согласно примечанию к ст. 191 УК РФ деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость предметов незаконного оборота превышает пятьсот размеров минимальной месячной оплаты труда.
По нашему мнению, целесообразным было бы дополнение статьи квалифицирующим признаком, дифференцирующим уголовную ответственность с учетом должностного положения лица. Важность возврата к данному признаку видится в том, что он выступает в определенной мере средством защиты сферы оборота драгоценных металлов и камней от злоупотреблений экономической властью со стороны юридических лиц, отягчая ответственность тех должностных лиц, которые нарушают правила, установленные государством в интересах службы.
В работе даны предложения об изменении формулировки п. «в» ч.2 ст. 191 УК. В этот пункт предлагается включить такое обстоятельство, как «совершение группой лиц», а также ввести дифференциацию уголовной ответственности за данное деяние, совершенное обычными физическими и должностными лицами.
Автору представляется целесообразным установить повышенную уголовную ответственность за все случаи совершения незаконного оборота драгоценных металлов и камней группой. Изучение степени распространенности данного деяния, теории и практики конструирования квалифицированных составов показали, что нынешняя редакция нормы охватывает лишь незначительную часть преступлений, совершенных двумя или более лицами.
В связи с этим в работе делается предложение об изменении формулировки п. «в» ч.2 ст. 191 УК, с включением в него такого обстоятельства, как «совершение группой лиц».
Анализ судебной и следственной практики показал, что незаконный оборот драгоценных металлов и камней чаще всего сочетается с такими преступлениями как хищения, незаконная предпринимательская деятельность и контрабанда. Эти преступления зачастую взаимосвязаны и образуют своеобразный замкнутый круг. Разорвать его можно лишь при целенаправленной борьбе со всеми этими преступлениями.
Для предупреждения незаконного оборота драгоценных металлов и камней необходим ряд общесоциальных мер — содействие процессу экономической стабилизации, развитие здоровой конкуренции, формирование законопослушного слоя предпринимателей, усиление социального контроля во всех его формах (правового, финансового, аудиторского, внутреннего и т. д.
Особое место в системе контроля за законностью оборота драгоценных металлов и камней занимают органы внутренних дел.
Основным, на наш взгляд, фактором, снижающим эффективность исследуемой уголовно-правовой нормы является несовершенство существующего комплекса некорпорированных нормативных актов, устанавливающих на основе ФЗ «О драгоценных металлах и природных драгоценных камнях порядок» их оборота. Приведение их в стройную, непротиворечивую систему является настоятельной необходимостью.
С учетом всего вышесказанного, автор пришел к мнению, что необходимо сформулировать диспозицию ч. 1 статьи 191 УК РФ следующим образом:
Нарушение правил операций с драгоценными металлами и камнями.
Нарушение установленных законодательством РФ правил совершения сделок, хранения, перевозки и пересылки драгоценных металлов, драгоценных камней и иных природных образований, признанных таковыми, в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома из таких изделий.
В части второй статьи 191 УК РФ следует в пункте «в» в качестве квалифицирующего признака предусмотреть совершение преступления группой лиц, а также дополнить ее пунктом «г», содержащим признак совершения незаконного оборота драгоценных металлов и камней должностным лицом.
Список литературы
- Закон РСФСР «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР, УПК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Российская газета. 1991. — 25 декабря.
- Закон Российской Федерации от 02.12.90 г. «О банках и банковской деятельности в РФ» // Российская газета. 1996. — 10 февраля.
- Закон Российской Федерации от 09.10.92 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. 1992. — 4 ноября
- Закон Российской Федерации от 21.02.92 г. «О недрах» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации 1992. — № 16.-Ст. 834.
- Закон Российской Федерации от 26.03.98 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Российская газета. -1998. 7 апреля.
- Декрет Совнаркома «О распределении добываемого золота и платины» от 23 июня 1921 года // Декреты Советской власти, т.2. М.: Политиздат. — 1959. — С. 498
- Декрет Совнаркома «О золотой и платиновой промышленности» от 31 октября 1921 года // Декреты Советской власти, т.2. М.: Политиздат. -1959. — С. 499.
- Декрет от 4 апреля 1922 года «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней в иностранной валюте» // СУ РСФСР. 1922 — № 28.
- Декрет от 4 апреля 1922 года «О вкладных операциях Государственного банка и о правилах приема денежных переводов за границу» // СУ РСФСР. 1922. — № 28.
- Постановления: Постановления Правительства РФ
- Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням: Постановление Правительства Российской Федерации № 2 от 5 января 1999 г. // СЗ РФ.- 1999. № 2.
- О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 1992 года № 10 // Собрание постановлений правительства Российской Федерации. 1992 г. — № 6. — ст.29.
- О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.92 г. № 431 // Деловой мир. 1992.14 июля.
- Об акционерной компании Алмазы России Саха: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.92 г. № 948 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1992. — № 25. — Ст. 2239.
- Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.93 г. № 114 // Закон. -1993. № 8.
- Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.98 г. № 1419 // Собрание законодательства РФ. -1998.-№ 49.-Ст. 6058.
- Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.94 г. № 756II Собрание законодательства РФ. -1994. -№ 11.-Ст. 1291.
- Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.94 г. № 1089 // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 23. -Ст. 2568.
- О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. № 1091 // Собрание законодательства РФ. -1995.-№ 46.-Ст. 4447.
- О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.95 г. № 1157 // Российская газета. 1996. — 10 февраля.
- Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации: // Собрание законодательства РФ. -1996. № 27. — Ст. 3286.
- О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. № 1091: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.96 г. № 1527 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 1. — Ст. 172.
- Таможенный тариф Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. № 1560 // Собрание законодательства РФ. -1997,-№ 8.-Ст. 943.
- Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.97 г. № 772 // Собрание законодательства РФ. -1997. -№ 27. Ст. 3231.
- О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.97 г. № 773 // Собрание законодательства РФ. -1997. № 27. — Ст. 3232.
- О частичном изменении видов ставок Российской Федерации от 27.12.96 г. № 1560: Постановление Правительства РФ от 19.12.97 г. № 1608 // Собрание законодательства РФ. -1998. № 1. — Ст. 126.
- О частичном изменении постановления Правительства РФ от 19.12.97 г. № 1608: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.98 г. № 479 // Российская газета. -1998. 4 июня.
- Постановление Министерства внешней торговли и Министерства Финансов СССР от 27 марта 1961 г. «Правила таможенного контроля».
- Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 222 -1995. — 26 мая- Приложение № 1. — п. 1.8
- Устав Госбанка СССР. Постановление Совета Министров СССР // СП СССР. 1949. — декабрь.
- Об утверждении секции благородных металлов. Постановление ВСЦХ от 12. 01. 1918 //- СУ РСФСР № 16 — С.232
- О валютных операциях. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 15.02.1923 г. // СУ РСФСР. 1923. — № 15. — С. 30.39. 0 торговле фондовыми и валютными ценностями. Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1925 года // СЗ СССР 1925. — № 45. — Ст. 330
- О золотой и платиновой промышленности и о хранении и обращении золота и платины. Постановление ЦИК и СНК СССР от 8 мая 1929 года // СУ РСФСР. 1929. — № 33. — ст.292
- О сделках с валютными ценностями и о платежах в иностранной валюте. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 января 1937 года // СЗ СССР. -1937.-№ 8.-ст. 251. Указы Указы Президента РФ
- Об утверждении Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.10.92 г. № 1152 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1992. № 14. — Ст. 1094.
- Об усилении государственного контроля за отпуском и реализацией драгоценных металлов и драгоценных камней: Указ Президента Российской Федерации от 03.06.93 г. № 849 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993.-№ 23.-Ст. 2109.
- О выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом: Указ Президента Российской Федерации от 05.09.95 г. № 899 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 37. — Ст. 3587.
- О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 05.09.95 г. № 899: Указ Президента РФ от 05.12.96 г. № 1643 // Собрание законодательства РФ. -1996. № 50. — Ст. 5629.
- О добыче и использовании драгоценных камней и алмазов на территории Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1991 -№ 47-ст. 1613.
- О частичном изменении Указа Президента РСФСР от 15.11.91 г.№ 214"0 добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР": Указ Президента РФ от 15.03.95 г. № 273 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 12.-Ст. 1035.
- О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ: Указ Президента РФ от 16.12.93 г. № 2148 (Без опубликования)
- О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.11.95 г. № 1163 // Собрание законодательства РФ. -1995. № 48. — Ст. 4654.
- О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена: Указ Президента РФ от 22.02.92 г. № 179 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. № 10. — Ст. 492.
- Об акционерной компании по добыче и реализации алмазов: Указ Президента РФ от 26.11.92 г. № 1481 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1992.-№ 22.-Ст. 1880.
- Об утверждении ответственности за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. // Ведомости Верховного Совета СССР 1976. — № 49. — Ст. 713.
- О сделках с валютными ценностями на территории СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. -№ 49.- 1976.-с. 712.
- О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них: Приказ ГТК России от 01.04.94 г. № 122 (Без опубликования).
- О лицензировании экспорта отдельных видов товаров: Приказ ГТК России от 19.03.96 г. № 149 // Таможенный вестник. -1996. № 9. — С.3−8.
- О прекращении действия некоторых правовых актов по таможенным вопросам: Приказ ГТК России от 19.12.97 г. № 739 // Экономика и жизнь. 1998. — № 2. — С.26- Таможенный вестник. 1998. № 2.
- О ТН ВЭД СНГ и о внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты ГТК России: Приказ ГТК России от 31.01.97 г. № 43 // Таможенный вестник. -1997. № 7. — С.2.
- О состоянии и мерах активизации борьбы с экономическими преступлениями в сфере оборота драгоценных металлов и камней: Решение коллегии МВД России № 3 КМ /1 от 24 июля 1997 года. Утверждено приказом МВД РФ № 413−1997г.
- Инструкция Минфина Российской Федерации от 4 августа 1992 г. № 67 // Драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия. М.: «Приор», 1997. — 256 с.
- Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР: Письмо Госбанка СССР от 24.05.91 г. № 352.
- О переработке товаров с содержанием драгметаллов, драгкамней, янтаря и изделий из них: Письмо ГТК России от 02.09.94 г. № 01−13/100 93 // Закон. 1995. — № 3.-С.55.
- Письмо Центрального банка Российской Федерации от 3.10.96. № 11 07 — 02 / 151 //Драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия. — М.: «Приор», 1997. — 256 с.
- Положение о пробирном надзоре от 10 апреля 1925 года. СЗ СССР — 1925.-№ 26.-СТ.180.1. Книги и статьи
- Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы их преподавания: Сб. науч. тр./Юридический институт МВД России/ Отв. ред. Ю. И. Ляпухов. М.: Академия МВД России, 1996. — 158 с.
- Акутаев P.M. Латентная преступность: Актуальность проблемы и понятие//Государство и право. 1997. — № 12.-е. 79−87
- Алмазова O.A., Дубоносов JT.A. Золото и валюта: прошлое и настоящее. М.: Прогресс, 1988. — 123 с.
- Аникин A.B. Желтый дьявол. М.: Мол. гвардия, 1978. — 202 с.
- Аникин A.B. Золото. М.: Международные отношения, 1988. — 333с.
- Балабанов И.Т. Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке. М.: Финансы и статистика, 1998 — 342 с.
- Бантышев А.Ф. Борьба органов внутренних дел с нарушениями правил о валютных операциях. Киев: НИ и РИО КВШ МВД СССР, 1990. — 69 с.
- Бантышев А.Ф. Уголовно-правовая борьба с нарушениями правил о валютных операциях: Дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. -Киев, 1987. 204 с.
- Баскаев К. Отечественные гранильщики пока не в силах бороться с «Де Бирс»//Финансовые известия. 1997. — № 8
- Борисов С.М. Золото в экономике современного капитализма. М.: Финансы, 1968. — 236 с.
- Бражников Г. Н. Уголовная ответственность за нарушение правил о валютных операциях.: Дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. -Харьков, 1982. -188 с.
- Ветров Н.И., Зацепин М. Н. Тенденции организованной преступности, посягающей на безопасность предпринимательства // Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы их преподавания: Сборник научных трудов. М.: ЮИ МВД РФ, 1996. 160 с.
- Волков В. Бриллиантовая рука: Продолжение следует? // Московские новости. 1995. — 26 нояб.
- Волков Г. Л. Уголовно-правовые h криминологические аспекты охраны валютной системы РФ: Дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. СПб. -1994, — 124 с.
- Гаухман Л.Д., Максимов C.B. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М.: Юринфор. — 1996. — 290 с.
- Глазырин Ф. В Расследование нарушений правил о валютных операциях и спекуляции валютными ценностями. М.: ВШ МООП СССР, 1966
- Глазырин Ф.В., Резван А. П. Расследование хищений промышленного золота: Учеб. Пособие. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1983. -92 с.
- Гусейнов Э. Алмазные короли «России-Саха» готовят широкомасштабное бегство капиталов за рубеж//Известия. 1996. — № 23
- Гусейнов Э. Арест в Афинах может обернуться скандалом в Москве // Известия. 1998. — 13 янв.
- Гусейнов Э. Игра в монополию. «Де Бирс» и Россия готовятся к решающей схватке за алмазный рынок//Известия. 1996. — № 6
- Гусейнов Э. Российская ювелирная промышленность задушена налогами//Известия. 1996. — 29 августа
- Дегтярев В. П. Преступления с особой скрытностью // Драгоценные металлы и драгоценные камни. 1995. — № 11. — С. 45−48.
- Дегтярев В. П. Проблемы сохранности драгоценных металлов // Драгоценные металлы и драгоценные камни. -1997. № 3. — С. 28−37.
- Дегтярев В.П. Обеспечение сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней // Драгоценные металлы и драгоценные камни. 1994. — № 4. — С. 43−50.
- Декреты Советской власти (т.2). -М.: Политиздат. 1959. — 498 с.
- Дементьева Е. Е. Экономическая преступность и борьба с ней в странах с развитой рыночной экономикой (На материалах США и Германии). Выпуск 5: актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М.: ИНИОН РАН, 1992. — 52 с.
- Динека В.И. Ответственность за должностные преступления по уголовному праву России: Учебное пособие. М.: ЮИ МВД РФ, 1998. — 72 с.
- Добыча, производство, применение драгоценных металлов и обеспечение их сохранности: Учеб. пособие / В. П. Дегтярев, Ю. В. Юдаев, В. Г. Горбачев. М., 1997. -110с.
- Европейский экономический и валютный союз и банковские системы стран-участниц: Научно-аналитический обзор / Сост. Б. А. Жебрак. -М.: ИНИОН РАН, 1996. 40 с.
- Егоров Е.Г., Алексеев П. Е. Экономика золото- и алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода. -Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997. 318 с.
- Иванова В.В. Организация работы органов внутренних дел в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней: Вводная лекция. М.: ЮИ МВД РФ, 1998 — 76 с.
- Ипатова Н. Петербург покажет всем небо в алмазах // Деловой Петербург. 1996. — № 31
- Казаков Б.И. Благородные металлы служат человеку. М.: Металлургия, 1973. -210 с.
- Казуров Б.К. Борьба с контрабандой драгоценных материалов. Проблема гармонизации национальных и международных стандартов по драгоценным материалам//Драгоценные металлы и драгоценные камни. 1997. — № 12. — с. 37−43
- Кириллин А.Д. и др. Мировой алмазный рынок. -М.: АЛРОСА. -1999.395 с.
- Клейменов М. П. Уголовно-правовое прогнозирование. Томск: Изд-во Томского Университета, 1991. — 168 с.
- Колесников В.И. и др. Проблемы валютного регулирования в странах с рыночной экономикой.- Новосибирск: Наука, 1999 -316 с.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Арендаренко A.B. и др. М.: КноРУС. — 1997. — 759 с.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 2-е, изм. И доп. / под ред. Скуратова Ю. И., Лебедева В. М., М., Инфра-М -Норма, 1998.-832 с.
- Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. По состоянию на 15 декабря 1993 года/Отв. ред. В. И. Радченко. -М.: Вердикт, 1994. 510 с.
- Комментарий к Уголовному Кодексу РФ под редакцией Радченко В. И. М.: Вердикт, 1996 г. — 523 с.
- Комплексное криминалистическое исследование самородного золота с целью определения района его добычи. М: ЭКЦ МВД России. -1995.- 114 с.
- Котов Д.П. Мотивы преступлений и их доказывание. Воронеж: Воронежский университет. — 1975. — 152 с.
- Крекин А., Водянников Д. Квалификация преступлений, связанных с нарушением правил о валютных операциях. // Сов. Юстиция 1981 — № 6 — с. 22
- Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией Долговой А. И. М.: ИНФРА-М — НОРМА. — 1997.
- Кузнецов Г. Золотое зеркало. При общем кризисе золотая промышленность не может быть островом благополучия // Россия. 1997. — № 4.-с. 33−35
- Лопашенко H.A. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы, квалификации и наказания-Саратов: Саратовская государственная академия права, — 1997. 253 с.
- Максимов М.М. Очерк о золоте. М.: Наука, 1988. — 112 с.
- Максимов М.М. Русскому золоту 250 лет. М.: Недра, 1971. -113 с.
- Малиновский A.A. Уголовное право зарубежных государств. М.: Новый Юрист, 1998. — 126 с.
- Малышев В.М., Румянцев Д. В. Золото. М.: Металлургия, 1979 122с.
- Марфунин Н.С. История золота. М.: Наука, 1987. — 246 с.
- Марченков В.И. Ювелирное дело. М.: Высшая школа, 1992. — 387с.
- Материалы научно-практической конференции по проблемам обеспечения экономической безопасности в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Якутск, 1997. 187с.
- Михайлов М.П., Милько Ю. Квалификация нарушений правил о валютных операциях // Советская юстиция, 1966. № 1. — С. 17−18.
- Мишин Г. К. Проблема экономической преступности. М.: МВД РФ ВНИИ, 1994.-87 с.
- Надирадзе Г. Р. Уголовная ответственность за нарушение правил о валютных операциях по действующему советскому законодательству.: Дис. на соис. уч. степ. канд. юр. наук Тбилиси. — 1966. — 199 с.
- Научно-практический комментарий к УК РФ в двух томах /Под общей ред. П. Н. Панченко. Н. Новгород, 1996.
- Непомнящий C.B. Государство и золото//Драгоценные металлы и драгоценные камни. 1997. — № 10. — с. 24−30
- Новое уголовное право России. Особенная часть: Учебное пособие. МГУ им. М. В. Ломоносова. / под ред. Кузнецовой Н. Ф. — М.: Зерцало. — 1996. -391 с.
- Организация борьбы с преступлениями в сфере экономики: Библиотечка начальника горрайлиноргана внутренних дел. Выпуск 6/Академия МВД России / Под ред. Н. Б. Егорова. М.: Академия МВД России, 1994. — 109 с.
- Организация торговли драгоценными металлами: Прикладное пособие/ В. Т. Борисович, А, Н. Буренин и др. М.: Инфра-М, 1996. — 190 с.
- Петровская Н.В. Золотые самородки. М.: Наука, 1993. -191 с.
- Петровская Н.В. Самородное золото. М.: Наука, 1993. — 348 с.
- Попович О.М. Корыстно-насильственные преступления в системе хищений чужого имущества. Лекция / под ред. Аванесова Г. А.- М. — 1998
- Починкин В.М. Борьба с хищениями с алмазодобывающей промышленности: Дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. М. — 1965. — 340 с.
- Прохоров B.C., Кропачев Н. М., Тарбачаев А. Н. Механизм уголовно-правового регулирования: Норма, правоотношение, ответственность. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. — 208 с.
- Сборник основных нормативно-правовых актов Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням / Сост.: В. И. Попов, C.B. Осипова: Часть I. Якутск: ПНУЛ «Минерал», 1996. — 140 с.
- Сборник основных нормативно-правовых актов Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням / Составили: В. И. Попов, C.B. Осипова: Часть II. Якутск: ПНУЛ «Минерал», 1996. — 120 с.
- Свидлов Н.М. Специальные нормы и квалификация преступлений следователем. Волгоград: НИРИО ВСШ МВД СССР, 1981. — 47 с.
- Свистунов С. «Де Бирс» сохраняет монопольные позиции в Заире, несмотря на потерю эксклюзивного контракта//Финансовые известия. 1997. -№ 37
- Свистунов С. Кадровые рокировки ослабляют позиции отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней//Известия. 1997. — № 9
- Сделки с валута и валутни ценност. София: Фенел, 1995. — 146 с.
- Соболевский В.И. Благородный металл золото. М.: Знание, 1970. -49 с.
- Советское уголовное право. Особенная часть. Учебное пособие, вып. 1. Киев: НИ и РИО КВШ МВД СССР. — 1975. — 117 с.
- Советское уголовное право. Часть особенная. М.: Госюриздат -1958.-325 с.
- Столяренко В. Рыцарский титул платины //Ювелирный мир. 1996. — № 4 С.36−39
- Таций В.Я. Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система. Харьков: Высшая школа, 1984. — 125 с.
- Таций В.Я. Понятие, система и общие виды хозйственных преступлений. Текст лекции. Харьков: Харьковский юридический институт -1974.-40 с.
- Тельнов П.Ф. Иные государственные преступления. Учебное пособие. М.: ВЮЗИ. — 1970. — 67 с.
- Тесленко В. АЛРОСА поймала воров // Коммерсант DAILY. -1994.-22 нояб.
- Тимошина Т.М. Экономическая история России / Уч. пособие, — под ред. Чепурина М. Н. изд. 2 — М., 1998 -321 с.
- Токарев С.А. Методическое пособие для борьбы с преступлениями в сфере обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней // Информационныйбюллетень МВД PC (Я). 1997. — № 22. — С.80 — 92.
- Туранов М.Ю. Незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга: Лекция М.: ЦИиНМОКП МВД РФ. 1999 — 91 с.
- Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв.ред. Б. В. Здравомыслов. М., 1996.
- Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2 х томах. Т2. Особенная часть. Под ред. Игнатова А. Н. и Красикова Ю. А. — М.:НОРМА -ИНФРА М, 1998. — 808 с.
- Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / под ред. Здравомыслова Б. В. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юрист, 1999.-552 с.
- Уголовное право. Общая часть: учебник/под ред. Н. И. Ветрова, Ляпунова. Ю. И М., 1997. — 520 с.
- Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. М.: Инфра-М-Норма, 1998. — 530 с.
- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Издано Н. С. Таганцевым. СПб: Типография Н. Меркушева, 1913. — 417 с.
- Федоров B.C. Организационно-правовые основы борьбы с экономической преступностью в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия). На опыте МВД Республики: Автореф. дис. канд. юр. наук. —М., 1999.-30 с.
- Фосс Г. В. Золото. М.: Металлургия, 1963. — 299 с.
- Хаспулатова К. Предмет и пределы валютной монополии. // Соц. Законность. 1978 — № 3. — с. 61.
- Цветанов Б.Х., Семах И. И., Христов Г. Г. Правей режим на сделките с валутни ценности и на валутния контрол в HP България. София: Наука и изкуство. — 1968. — 210 с.
- Шалашов В.П. Валютное регулирование в РФ. М., 1999. — 367 с.
- Шалашов В.П. Валютное регулирование и валютные расчеты в РФ: Приложение к журналу «Внешнеэкономический бюллетень». М., 1996. — 158 с.
- Шалашов В.П., Шалашова Н. Т. Новое в валютном регулировании и учете валютных операций. М., Библиотека журнала «Внешнеэкономический бюллетень». — 1996. — 72 с.
- Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М.: Зеркало. — 1998.344 с.
- Шуман В. Мир камня. В 2-х т. Т. 1. Горные породы и минералы: Пер. с нем. М.: Мир, 1986. — 215 с.
- Юридический словарь. М.: Сов. Энциклопедия. 1984. — 526 с.
- Яни П. С. Экономические и служебные преступления. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез", 1997. — 208 с.
- Atkinson Dan. Inflation Helps diamonds lose their market sparkle // Guardian. Dec., 12, 94.
- Behrmann Neil, Banersee Nell. De Beers, Russia wrangle over Diamonds // International. Nov., 6, 95.
- Brasier Mary. Diamonds pact not forever // Daily Telegraph. Nov., 3, 94. — p. 29.
- Diamonds and the Northwest Territories. Canada: — Department of energy, mine and petroleum resources. Minerals division. Goverment of the North territories. — Des. 1993. — p. 44- 60.
- Donnelly Sally В., Hawbhorne Peter. The Magical market // Time. -Mar., 4, 96.
- Donovan Patrick. Russian threat to diamonds prices // Guardian. Apr., 15,95.
- Gooding Kenneth. De Beers digs deeper into us resources // Financial Times.-Sept., 6, 94.
- Gooding Kenneth. Diamond sales remain at near-record level // Financial Times. Dec., 21, 94
- Higgins Andrew. Diamonds aren’t forever // The Independent on Sunday.- Nov., 13, 94. p. 12−14
- Higgins Andrew/ A frozen asset that only rich may endure // Independent. Oct., 15, 94.
- Jackson Tony, Surman Mark. Diamonds giants accused of rigging prices II Financial Times.-Oct, 24,94.
- Johnstone Helen. Peaceful parting // International. Feb., 22, 95. — p. 3.
- Kenneth Gooding, Diamond’s aren’t a girl’s best spend //Financial Times- 18/03/95
- Kolonitskaya Yekaterina. Russian diamonds: facts of conflict // Moscow News. -1992. №. 21. -p. 24−31.
- Lloyd John. De Beers accuses Russia of $ 500 m gem «leak"// Financial Times.-Sept, 10, 94, — p. 22
- Miller Peter. A mining analyst with York on securities on Toronto // Financial Times.-Sept, 29, 94.
- Patrick Donovan. Russian treat to diamond prices// Guardian- 15/04/95
- Pruwer Marcel. Diamond trade regain sparkle // European.- Apr., 14, 95.
- Richard Dowden, Lucky escape for the diamond company //Independent on Sunday- 19/04/1995-
- Stenski Jan. Yakutia: Sovereignty precious as region' s wealth // Anchorage Daily News. -Jan., 11, 95. p. 11−121. Архивные материалы
- Архив МВД Республики Саха (Якутия). дело № 66 836. — 1996.
- Архив Мирнинского гор. нар. суда РС (Я). дело 1−28/95.
- Архив Мирнинского городского народного суда Республики Саха (Якутия). дело № 1−97
- Архив Мирнинского городского народного суда Республики Саха (Якутия). дело 1−40−1999 г.
- Архив УРОПД МВД Республики Саха (Якутия). дело № 29 372.1998
- Архив УРОПД МВД Республики Саха (Якутия). дело № 1. — 525 -1997
- Архив УРОПД МВД Республики Саха (Якутия). дело № 8086−1999
- Доля исседуемых преступлений в экономических преступлениях6%94%
- И Эконом Преступления ¦ Исследуемые преет18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8000 6000 I 40 002 000