Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конституционном и других отраслях права проблемы прав и свобод личности, взаимодействия государства и правовой системы с правами и свободами человека и гражданина, включая вопросы их правового ограничения, системно рассматриваются в трудах С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, С. Н. Бабурина, М. В. Баглая, И. Н. Барцица, А. А. Безуглова, А. А. Белкина, Н. А. Богданова, Н. С. Бондаря, А. Б… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Право — социально-необходимый ограничитель прав и свобод человека
    • 1. 1. Понятие, подходы и пределы правовых ограничений прав и 16 свобод человека
    • 1. 2. Конституционные ограничения прав и свобод человека
    • 1. 3. Абсолютные права и свободы человека и вопросы их 55 конституционного ограничения
    • 1. 4. Ограничение конституционно-правового статуса лиц, не 67 являющихся гражданами Российской Федерации
  • Глава 2. Вопросы правового ограничения отдельных прав и свобод 83 граиедан Российской Федерации
    • 2. 1. Правовые ограничения политических прав и свобод граждан в 83 Российской Федерации
    • 2. 2. Правовое регулирование вопросов свободы совести
    • 2. 3. Ограничение права на образование
    • 2. 4. Ограничение права граждан на доступ к информации
    • 2. 5. Ограничения права собственности на землю
  • Глава 3. Пределы возможных ограничений прав и свобод человека в 134 условиях действия особых правовых режимов
    • 3. 1. Институт особых правовых режимов и Россия
    • 3. 2. Правовые ограничения прав и свобод человека в условиях 153 действия в Российской Федерации или отдельных ее регионах чрезвычайного и военного положения

Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Учеными доказано, что уже при первобытно-общинном строе сложилась своеобразная система социального регулирования, ориентированная прежде всего на ограничения. Нормы поведения, в особенности нормы-табу, определялись необходимостью регулировать биологические инстинкты.1 Впоследствии при возникновении права в обществе (и особенно в его господствующей части) возникла потребность в том, чтобы «возвести существующее положение в закон, и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией, фиксировать как законные ограничения».2.

Ограничения играют огромную роль в обретении личностью подлинной свободы. «Ограничивая свободу каждого известными пределами, закон обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе».3.

Это свойство свободы было учтено еще разработчиками французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. В ст. 4 Декларации записано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами».4.

1 История первобытного общества: Общие вопросы: Проблемы антропосоциогенеза/ Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М., 1983. С. 224, 316.

2 Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 2. С. 356.

3 Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. № 3. С. 96.

4 Современные зарубежные конституции. М., 1992. С. 98−100.

После Второй Мировой войны право на ограничение прав было провозглашено Всеобщей декларацией прав человека (ст. 29).1 Впервые же оно было реализовано в международно-правовом договорном документе регионального уровня. Это была Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод, подписанная 15 членами Комитета министров Совета Европы в Риме 4 ноября 1950 г. В документах же глобального масштаба ограничения прав человека юридически были закреплены лишь 19 декабря 1966 г. в Международных т пактах о правах — Пакте об экономических, социальных и культурных правах и.

Пакте о гражданских и политических правах.2.

Статья 4 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать. ограничения прав, которые определяются законом.».3.

Универсальным международным Пактам вполне соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая закрепляет положение о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом». А.

Актуальность рассматриваемой темы, с учетом представленных положений, в настоящее время обусловливается целым рядом обстоятельств.

1 Еще раньше, чем Всеобщая декларация, 2 мая 1948 г., была принята Американская декларация прав и обязанностей человека, которая установила право ограничивать права каждого человека правами других лиц, безопасностью всех, требованиями благополучия и достижениями демократии (ст. XXVIII). Однако недостатком декларации было то, что она не указывала конкретные права человека, которые могли быть ограничены, и те, которые ограничению не подлежали (Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 2002).

Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов / Сост. и авт. вступ. ст. Г. М. Мелков. М., 1990. С. 20−32- 32−53.

3 Там же. С. 53.

1. В научной литературе и в языке политико-правовой практики и публицистики пока не сложилось единого подхода к пониманию, трактовке, составляющим элементам ограничения прав и свобод человека, что лишний раз подтверждает необходимость активизации научных усилий в области изучения уже не столько природы, содержания, значимости, роли, классификации прав и свобод личности, сколько проблем их ограничений.

2. Отсутствие общепринятой трактовки понятия «ограничение» влечет за собой различие в определении его структуры, элементов (характеристик) содержания и форм проявления. Это отчетливо проявляется в ходе научных дискуссий. Одни правоведы выделяют в качестве характеристик ограничения его уровень и степень, другие — принцип ограничения, правила его установления и осуществления и т. д.

3. Пунктом 2 ст. 6 Конституции РФ гарантируется, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Вместе с тем, во весь рост встают проблемы реализации и ограничения конституционно-правового статуса лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

4. Конституция РФ подчеркивает невозможность и недопустимость лишения основных (личных) гражданских и политических прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на определенное их ограничение и осуждение допущенных противоправных деяний. Здесь важен весьма взвешенный подход как на стадии принятия нормативных правовых актов, так и в практике их реализации.

5. Во второй части статьи 6 п. 2 Конституции РФ закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его гражданских и политических прав и свобод, их соотношения. В ней особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличие от основных (личных) прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, гражданские и политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией РФ: «личные права» — каждому, гражданские и политические — «гражданам». Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина в демократическом государстве. В силу их характера, эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и основные (личные) права человека, государство признает, соблюдает и защищает гражданские и политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в Конституции РФ установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаобязанность государства».

6. В понятии, особенностях и реализации прав и свобод личности юридическая наука и прогрессивные движения обрели стержень, глубокий человеческий, общегосударственный и правовой смысл. Вся рассматриваемая проблематика реализации и ограничения прав и свобод является сложной, многоплановой и имеет большое количество аспектов, поэтому она представляет значительный интерес для юридической науки и практики в целом.

7.

Актуальность темы

обусловлена также ее недостаточной разработанностью в аспекте осуществляемых ныне демократических перемен в России, в условиях многоаспектной глобализации и информатизации во всем мире, в свете Конституции РФ 1993 года и ее соотнесения с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, международными и европейскими стандартами защиты прав и свобод человека и гражданина.

Все это предопределило выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы.

В конституционном и других отраслях права проблемы прав и свобод личности, взаимодействия государства и правовой системы с правами и свободами человека и гражданина, включая вопросы их правового ограничения, системно рассматриваются в трудах С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, С. Н. Бабурина, М. В. Баглая, И. Н. Барцица, А. А. Безуглова, А. А. Белкина, Н. А. Богданова, Н. С. Бондаря, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Г. А. Гаджиева, С. А. Глотова, Ю. П. Еременко, Д. Л. Златопольского, В. Д. Зорькина, Т. Д. Зражевской, В. Т. Кабышева, Е. И. Колюшина, Е. И. Козловой, А. Н. Кокотова, Е. В. Колесникова, Н. М. Колосовой, И. А. Кравца, В. А. Кряжкова, И. Н. Кузнецова, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, Л. В. Лазарева, О. Э. Лейста, Е. А Лукашевой, В. О. Лучина, В. Д. Мазаева, А. В. Малько, Г. В. Мальцева, Л. С. Мамута, Т. Д. Матвеевой, Н. И. Матузова, О. О. Миронова, Н. А. Михалевой, А. А. Мишина, Ж. И. Овсепяна, Ф. М. Рудинского, В. И. Радченко, О. Г. Румянцева, Ю. И. Скуратова, И. М. Степанова, Б. А. Страшуна, В. Г. Стрекозова, А. В. Стремоухова, B.C. Нерсесянца, А. С. Пиголкина, B.C. Пчелинцева, Т. Н. Радько, Ф. М. Рудинского, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, И. Е. Фарбера, В.Е.

Чиркина, О. И. Чистякова, М. Ф. Чудакова, Т. М. Шамбы, B.C. Шевцова, Б. С. Эбзеева, А. И. Экимова, M.JI. Энтина, С. С. Юрьева, JI.C. Явича, И. С. Яценко и других.1.

В последние годы и появился ряд монографий и журнальных статей, а также защищены несколько кандидатских и докторских диссертаций по проблемам регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина. В то же время, многие актуальные и сложные аспекты данной проблематики остаются до сих пор недостаточно исследованными либо, вообще, не рассматривались в конституционно-правовом плане. К числу подобных проблем, по мнению автора диссертации, относится и комплексное конституционно-правовое исследование проблем ограничения прав и свобод человека в условиях современного гражданского общества и правового государства в России.

Диссертация ориентирована на комплексное, взаимоувязанное исследование проблем ограничения прав и свобод, обеспечение их гарантий и введение ряда ограничений, установленных в конституционном порядке и получивших дальнейшее закрепление и развитие в федеральном законодательстве.

В качестве целей диссертационной работы определены:

1 См., напр.: Матузов Н. И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987; Он же. Право и личность // Теория государства и права. — M.: ЮристЪ, 1997. — С. 231−284- Лукашева Е. А. Правовой статус человека и гражданина // Права человека. — M.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. — С. 91−105- Она же. Права человека и правовое государство // Права человека. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. — С. 173−197- Мальцев Г. В. Познание права: от юридического позитивизма к новому пониманию права // Теория государства и права. — М.: БЕК, 1995. — С. 30−91- Нерсесянц B.C. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. — С. 35−91- Венгеров А. Б. Право и личность // Теория государства и права. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — С. 207−227- Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — М.: НОРМА, 2001; Восстановление нарушенных прав граждан. Примеры правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в 2003 году. — М.: Юриспруденция, 2004; Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. — М., 2002; Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель. — М., 2002; Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. — M.: ЮристЪ, 2004; Мельников Н. В. Прокурорская власть и личность. -М., 2003. и др.

— изучение и анализ конституционно-правовых основ и эволюции законодательства о правах человека и гражданина в России, СССР и Российской Федерации;

— проведение историко-правового анализа и сравнения законодательства Союза ССР и РСФСР с ныне действующим законодательством Российской Федерации, а также определение тенденций развития современного правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;

— рассмотрение и анализ норм современного конституционного и отраслевого законодательства РФ о правах и свободах человека и гражданина;

— выявление и сопоставление существующих дискуссионных позиций ученых по вопросам ограничений прав, свобод и обязанностей человека, представленных в российской юридической и общественно-политической литературе;

— выяснение соотношения юридических гарантий и механизма реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

— анализ и формулирование предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере государственных гарантий и ограничений, а также реализации и юридической защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе с использованием норм конституционного, административного, гражданского, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства.

Достижение поставленных целей осуществлялось на основе научного анализа и решения комплекса следующих исследовательских задач:

— раскрыть понятие, основания и пределы правового ограничения прав и свобод человека;

— проанализировать правовые особенности основных абсолютных прав и вопросы их ограничения;

— изучить проблемы реализации конституционно-правового статуса лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации;

— рассмотреть вопросы ограничения прав и свобод человека в различных сферах жизнедеятельности;

— исследовать и предложить обновленную систему и механизм государственных гарантий и ограничений, а также совершенствования механизма реализации и юридической защиты прав и свобод в современных условиях;

— показать соотношение провозглашения и регулирования прав и свобод человека в международных декларациях, пактах и хартиях и во внутригосударственном законодательстве РФ о правах и свободах человека и гражданина;

— разработать предложения по совершенствованию правового и организационного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, гарантирующих их соблюдение в условиях действия особых правовых режимов;

— предложить классификацию норм Федеральных конституционных законов «О военном положении» и «О чрезвычайном положении», предусматривающих ограничения отдельных прав и свобод граждан на время чрезвычайного и военного положения.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы исследования, применение которых позволяет: изучать и анализировать рассматриваемые проблемы в их взаимосвязи, единстве и противоречивых тенденциях развитиявыработать рекомендации и гарантии, значимые для теории и практики конституционного регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Обоснованность выводов, содержащихся в диссертации, достигнута за счет комплексного применения общенаучных (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение и т. п.) и частнонаучных (сравнительно-правовой, структурно-функциональный, конкретно-исторический и т. п.) методов исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами права и связанные с конституционным закреплением, защитой, государственными гарантиями и ограничениями прав и свобод человека в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы права, содержащиеся во внутригосударственном законодательстве Российской Федерации, международных декларациях, пактах, хартиях и соглашениях по вопросам реализации, защиты, гарантирования и ограничения прав и свобод человека в Российской Федерации.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 годаКонституции СССР и РСФСРтекущее законодательство РФ по проблемам прав и свобод человека и гражданинанормативные правовые акты субъектов РФмеждународные декларации, хартии, пакты и соглашенияКонституции и законодательство ряда зарубежных государств по вопросам прав и свобод человека и гражданина.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании конституционных основ регулирования, гарантирования, ограничений и защиты прав и свобод человека, базирующихся на новейших научных подходах и анализе современных реалий.

В диссертации сформулирована современная концепция конституционно-правового обеспечения, реализации и защиты прав и свобод, проанализирована совокупность государственных гарантий и ограничений прав человека, применяемых в нашей стране. С позиций системного и других подходов обобщена практика функционирования механизмов конституционно-правового обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека в современном.

11 российском обществе. Внесены предложения по совершенствованию их конституционно-правового обеспечения и реализации, улучшению судебной и административной защиты прав и свобод, а также более широкого использования различных организационно-правовых форм осуществления прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

На основе анализа научных публикаций, законодательства и практики, предлагается система конституционно-правового обеспечения, реализации и защиты прав и свобод со стороны государственных органов, организаций, учреждений (судов, прокуратуры, органов государственной власти и управления, Уполномоченного по правам человека, правозащитных структур и др.) с целью создания нормальных условий для жизнедеятельности человека и гражданина в России. При этом разграничены понятия «реализация» и «применение», «гарантии и ограничения прав и свобод», «обязанности и ограничения прав и свобод», а также охарактеризованы различные условия реализации прав и свобод в России и в ряде зарубежных стран.

В диссертации сформулирован ряд выводов, обладающих научной новизной, основные из которых выносятся на защиту.

1. Всякое ограничение прав (свобод) человека и гражданина проявляется в двух своих основных ипостасях: либо как лишение определенного права, обусловливаемое в силу различного рода объективных или субъективных обстоятельств (введение в стране или на какой-либо ее территории режима чрезвычайного или военного положения), либо как уменьшение вариантов возможного, дозволенного поведения (в рамках конкретного права или свободы) путем установления властеносителями, прежде всего и главным образом субъектами нормотворчества, в нормах права различного рода пределов (пространственных, временных рамок, субъектных и др.) такого поведения.

2. Правовые ограничения прав и свобод человека предполагают отраслевой, теоретический и конституционный подходы.

3. Конституционные ограничения — это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

4. Проблема установления конституционных ограничений — это проблема пределов свободы человека в обществе. Каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.

5. Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое место. Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближаются к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах.

6. Конституционные ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определять степень свободы и защищенности личности.

7. Конституционные ограничения прав и свобод человека правомерно классифицировать по следующим основаниям: в зависимости от прав и свобод.

— на ограничения гражданских и политических прав и ограничения экономических, социальных и культурных правв зависимости от времени действия.

— на постоянные и временныев зависимости от сферы действия — на общие и индивидуальныес учетом пределов использования — на государственные и муниципальныепо содержанию — на финансово-экономические, личные и организационно-политическиепо способам осуществления — запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности.

8. Комплекс конкретно установленных в Конституции Российской Федерации ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Проблемы разработки новой концепции, системы и механизма эффективного конституционного регулирования, гарантий, ограничений и защиты прав и свобод приобретают особое значение не только в юридической науке, но и на практике. Поэтому комплексное рассмотрение и анализ механизма конституционного регулирования и разработки эффективных конституционно-правовых гарантий и ограничений в процессе осуществления прав и свобод человека в данной диссертации могут служить в качестве теоретико-методологической и практической основы для дальнейших исследований в данной сфере.

Разработанные автором диссертации теоретические положения, выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности государственных органов, и в частности, в процессе совершенствования законодательства, регулирующего различные аспекты реализации гражданских и политических прав и свобод, а также в правоприменительной работе судов, прокуратуры, МВД и иных правоохранительных органов.

Положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, как и методология проведенного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания конституционного, административного и других отраслей права, воспитания правовой культуры государственных и муниципальных служащих, членов общественных организаций и объединений, а также широких слоев населения в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования.

Положения и выводы диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры конституционного права РГСУ, получили одобрение и отражение, в том числе, в выступлениях диссертанта на республиканских и региональных конференциях, а также в научных публикациях.

Позиция автора по рассматриваемой проблеме получила закрепление в ряде положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2001 г.) и Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» (2003 г.), членом рабочих групп по подготовке которых он являлся, будучи депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

Заключение

.

1. Проблема установления конституционных ограничений — это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.

2. Конституционные пределы (ограничения) выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет своеобразное «лезвие бритвы» между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона.

3. Конституционные ограничения — это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.

Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

4. Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В целом данное положение соответствует международным стандартам.

5. Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям: в зависимости от прав и свобод — на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю) — в зависимости от времени действия — на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда ie или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.) — в зависимости от сферы действия — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права — неприкосновенности жилища) — с учетом пределов использования — на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальныепо содержанию — на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.) — по способам осуществления — запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др.

Признаки конституционных ограничений: они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка) — сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровняотличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т. е. правонарушениями (конституционные же ограничения — законные, правомерные средства).

6. Государство закрепляет права личности не произвольнооно юридически оформляет общественные права человека, которые обусловлены уровнем экономического и политического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не «дар» законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт.

167 жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свободон призван исходить из условий социальных взаимосвязей людей, состояния экономического развития общества и государства.

7. Конституционно-правовой статус человека и гражданина, включая его основные права, свободы и обязанности, влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия как людей друг с другом, так и на формирование гармоничных отношений человека, общества и государства.

Поэтому пользование правами и свободами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, справедливости, нравственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г,// Международные акты о правах человека, Сб.док. М., 1999. 39-
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Международные акты о правах человека. Сб. док. М, 1999. 3.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г, Международные акты о правах человека. Сб. док. М.- 1999, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Международные акты о правах человека. Сб.док.-М, 1999.
  4. Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни 1989 г. Международные акты о правах человека. Сб. док. М., 1999.
  5. Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Принята Генеральной Конференцией Международной Организации Труда на ее LXXVI сессии 7 июня 1989 г.), //Международные акты о правах человека. Сб. док. М., 1999.
  6. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньщинствам (Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/135) Международные акты о правах.человека. Сб, док. М, 1999,
  7. Декларация ООП О правах человека в отнощении лиц, не являющихся гражданами 9. 10. страны, в которой они проживают, 1985 г. Международные акты о правах человека. Сб. док. М., 1
  8. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Международные акты о правах человека. Сб. док. М, 1
  9. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г, Международные акты о правах человека. Сб. док. М, 1999. 169
  10. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. Международные акты о правах человека. Сб. док.-М., 1999.
  11. Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. Международные акты о правах человека. Сб. док. М., 1999. 706−708. 14. 15. 16. 17. 18.
  12. Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 24.07.2002 97-ФЗ, от 25.07.2002 116-ФЗ, от 30.06.2003 86-ФЗ). 21. 22.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция от 25.07.2002 № 112-ФЗ). Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (последняя редакция от 25.07.2002. 112-ФЗ). Семейный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 Хо 223-ФЗ, от 15.11.1997 К2 140-ФЗ, от 27.06.1998 94-ФЗ, от 02.02.2000 Ш 32-ФЗ).
  14. Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 г. СЗ РФ. 1997. М- 5. Ст. 610. 170
  15. Федеральный закон от 18.05.2005 JT 51-ФЗ «О выборах депутатов S» Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Федеральный закон от 06.10.1999 >Г2184-Ф3 (с изменениями от 29.07.2000, 08.02.2001, 07.05.2002, 24.07.2002, 11.12.2002, 04.07.2003, 19.05.2004, 11.12.2004, 29.12.2004, 29.12.2004) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 28. 29.
  16. Федеральный закон от 27.05.2003, J f 58-ФЗ «Об основах государстSs венной службы». Федеральный закон от 27.07.2004 J 2 79-ФЗ «О государственной гражV данской службе». Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ (с изменениями от 13.04.1999 и 9.04.2002, 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
  17. Федеральный закон «Об общественных объединениях» в редакции федеральных законов от 17.05.1997 78-ФЗ- от 19.07.1998 г. 122-ФЗ- от 22.03.2002 г. 26-ФЗ- от 21.03.2002 31-ФЗ- от 25.07.2002 112ФЗ- от 8.12.2003 Х2 169-ФЗ. 32.
  18. Федеральный закон от 31.05.1996 Хз 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 30.06.2003). Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 50. Ст. 4872.
  19. Федеральный закон РФ от 26.09.1997 JSb 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 26 марта 2000 N2 45-ФЗ) Российская газета, 2000, 30 марта.
  20. Федеральный закон от 19.06.2004 J 54-ФЗ «О собраниях, митингах, V демонстрациях, ществиях и пикетированиях» Российская газета, 2004, 25 июня. 171
  21. Федеральный закон РФ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г. Российская газета, 1995, 2 апреля. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 33. Ст. 3349. 38.
  22. Федеральный закон РФ «О государственной охране» 1996 г. Российская газета. 1996, 6 июня. Федеральный закон РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федераций» 1997 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, 6. Ст. 711. 40. 41. 42. 43. 44.
  23. Федеральный закон от 25.07.1998 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» //СЗ РФ 1998, № 31. Ст. 3
  24. Федеральный закон от 6.03.2006 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Российская газета, 2006, 10 марта. Федеральный закон от 25.08.1995 J f 153-ФЗ «О федеральном железноSe дорожном транспорте». Федеральный закон от 05.06.1996 J f 85-ФЗ «Об участии в международSo ном информационном обмене» (в ред. от 30.06.2003). Федеральный закон от 20.02.1995 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.2
  25. Закон Российской Федерации «О средствах массовой инфop. aции» Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 7. Ст. 300 (в ред. от 04.07.2003). 46. 47.
  26. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 10. Ст. 457. государственном
  27. Закон «О собственности в РСФСР» Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1990. 30. Ст. 416. 172
  28. Закон Российской Федерации «О безопасности» Ведомости СНД РФ и ВС РФ 1992, № 15. Ст.
  29. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 «О государственной тайне» (в ред. от 30.06.2003). Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 Ш 1300 в ред. от 10.01.2000 г. 24 Российская газета. 2000. 18 января. 54.
  30. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 9.09.2000 Пр-18-
  31. Указ Президента РФ от 12.08.2002 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» Российская газета. 2002. 15 августа. 56.
  32. Указ Президента РФ от 15.02.2006 116 «О мерах по противодействию терроризму» Российская газета, 2006, 2 марта. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. JT 14-П S" по делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовнопроцессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. В. Щелухина //Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. 4. 58.
  33. Положение о Совете Обороны Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 25.07.1996 1
  34. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрещение. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N2 754.
  35. Перечень объектов и организаций, в который иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. Х" 755. 37. Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. 470 (в ред. от 9.07.2002 513). 173
  36. М., Дмитриев М. Личные права и свободы человека и гражданина. Право на физическую свободу Право и жизнь. 2004.
  37. А.Я. Права человека. Новое знание. М.: Общество «Знание» России, 1
  38. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская щкола прав человека, 2
  39. Алексеев Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1
  40. Алексеев Социальная ценность права в советском обществе. М., 1
  41. Алексеев Общие дозволения и общие запреты в советском праве: М., 1
  42. Алексеев Права человека как институт естественного и позитивного права Права человека: История, теория и практика: Учеб. пос. Отв. ред. Б. Л. Назаров. М., 1995.
  43. П.В. Права человека и правозащитное России, 2004. 70. 71.
  44. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т.
  45. Европа. Америка: XVIIХХвв.-М., 1
  46. Г. Законодательство субъектов Российской Федерации и федеральное право. Национальные интересы, 2001, 5-
  47. Е.М. Теоретический и эмпирический анализ катастроф и экстремальных ситуаций Катастрофы: социологический анализ. Минск: Наука и техника, 1995. 73. 74.
  48. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1
  49. Н. Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые проблемы. М., 2
  50. М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., изм. и доп. М., 1999. регулирование: Проблемы теории и практики: Монография. Волгоград: ВА МВД 174
  51. В. Правовые режимы граждан и иностранцев в России и мире Право и жизнь. 2003, Х" 57. 101- 54. Батурин Ю. Н. От военной доктрины к военной реформе: нравовые основы обороны, безопасности и военного сотрудничества в РФ. Независимая газета, 1997, 29 марта. 78. 79.
  52. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях Правоведение. 1991. J f 2. So Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права Государство и право. 1994. N2
  53. Безопасность личности (граждан России) и социально-политическая ситуация в стране Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 2. М., 1998. 81.
  54. А.А. Избирательные ограничения //Правоведение. 1992.
  55. Ю.Ю., Виноградов М. В. Европейский Суд по правам человека и Российская Федерация: Постановления и решения, вынесенные до 01.03.2004.-м.: НОРМА, 2005. 83.
  56. Большой юридический словарь Под ред. А. Я. Сухарева и др. М., 1
  57. Д. Международно-правовые гарантии соблюдения основных прав и свобод личности в свете проблемы уголовной ответственности в военное время Современное право. 2004. 3. 85. 86. 87. 88.
  58. А. Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1
  59. Т.П. Проблема ограничения личных неимущественных прав участников образовательного процесса. Право и образование, 2004, Jfo
  60. Бурьянов А. Правовые основания, сушностное содержание
  61. Н.В. Правовое государство, личность, законность. М., 1
  62. Н. Верховенство права базовый принцип европейской системы защиты прав человека Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. N2 3. 90.
  63. О.Ю. Нашествие антихриста. Русский дом, 2004,
  64. . Защита прав человека в Австрии Государство и право. 1993. .№ 1. 175
  65. П. Г. Государственный строй Англии Политический строй современных государств. Сб. статей. Т. I. СПб., 1
  66. Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. М., 1
  67. Л. Д. Конституционные правам обязанности советских граждан.-М., 1
  68. Л. Д. Пределы осуществления прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Права человека в условиях становления гражданского общества: Матер, междунар. науч. конференции (Курск, 15−16 мая 1997 г.). Курск, 1997. 96. 97. 98.
  69. Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. М., 1
  70. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 2
  71. Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека Журнал российского права. 2005. К2
  72. Н.В. Государственное регулирование вопросов свободы совести Конституционное и муниципальное право, 2004, N2 2.
  73. К. К., Стремоухов А. В. Абсолютные права и ограничения прав Правоведение, 2004, Ш 1.
  74. М.В. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения. Дис. к.филос.н. М., 1996.
  75. Д. М. Право собственности как абсолютное право Советское государство и право. 1958. Х2 6.
  76. А., Мазаев В. Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. М.: Институт прав человека МГСУ, 2001.
  77. М.И. Права человека в современном мире. Социальнофилософские аспекты и государственно-правовое регулирование. М., 2003.
  78. В.И. Выступление на круглом столе «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» Государство и право. 1998. № 7. 176
  79. Государственное право Германии: В 2 т. Т. 2. М., 1994.
  80. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики: Монография Под ред. д.ю.н., проф. Ф. М. Рудинского. Волгофад: ВА МВД России, 2004.
  81. Гражданское право: Учеб. Часть первая Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М., 1997.
  82. Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.
  83. В. Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права.-М., 1984.
  84. Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. -М., 2002. ИЗ. Должиков А. В. Основы конституционного строя и ограничение основных прав Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, содержание,
  85. Д.А. К вопросу об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина Право как ценность и средство государственного управления обществом: Сб. науч. тр. Волгоград, 2004. Вьш.1.
  86. А.А. Право на информацию: гарантии и обязанность Национальные интересы, 2004, J 3. V
  87. А. В. Конституционное право России: Учеб. пос. М., 2002.
  88. В.А. Военная безопасность Государства Российского. М.: Кучково-поле, 2001.
  89. Иерей Димитрий Лескин. Истоки раскола. Национальные интересы, К" 5−6, 2001.
  90. И. А. Обш-ее учение о праве и государстве (фрагменты) Правоведение. 1992. JS" 3.
  91. Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. М.: Спарк, 2002.
  92. История первобытного общества: Общие вопросы: Проблемы антропосоциогенеза/ Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М., 1983. 177
  93. К. Чужой среди своих. Как будут допускать иностранцев в стратегические отрасли Нолитика и власть, 2005. N" 33.
  94. А.А. Гражданство. Вид на жительство. Временное проживание в Российской Федерации. Решение проблем. М.: Юриспруденция, 2005.
  95. Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
  96. Кокая И. Ж. Права беженцев- содержание
  97. Н. Власть должна научиться работать на основе закона Независимая газета, 1999, 13 июля.
  98. к. Конституции Российской Федерации/ Ред. Л. А. Окуньков и др. М., 1994.
  99. Комментарий к Конституции Российской Федерации Под ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.
  100. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб./Под ред. В. А. Страшуна. М., 1995.
  101. Конституционное право: Учебник Под ред. В. В. Лазарева. М., 1998.
  102. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Под общ. ред А. В. Малько. М.: НОРМА, 2000.
  103. Конституционное право Российской Федерации. Учебные материалы Под общ. ред. Г. А. Жилина. М.: Омега-Л, 2002.
  104. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997.
  105. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Толкование отдельных положений Конституционным Судом Российской Федерации. Под общ. ред. Плигина В. М. и Мизулиной Е. Б. М.: Омега-Л, 2005.
  106. Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. 150.
  107. Н. М. Русское государственное право. Т. 1: Введение
  108. А.Л., Соковых Ю. Ю. Правовые средства управлениями кризисными ситуациями: сравнительный ана11из международно-правового и 178
  109. Л.П. Основания ограничения дееспособности пьяниц и алкоголиков Советское государство и право. 1991. J f 7. So
  110. А.И. Римское право. М., 1986.
  111. О.Ю. Пределы родительской власти в контексте прав и свобод их детей Конституционные чтения: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2004. Вып. 5. 191−196
  112. В.И. Выступление на круглом столе… //Государство и право. 1998. .№ 8.
  113. В.И. К теории пользования конституционными правами Государство и право. 2004. J T 6. Ss
  114. А.С. Проблемы реализации конституционно-правового статуса лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации Современное право. 2005. JГ1.
  115. А.С. Проблемы реализации конституционно-правового статуса неграждан в законодательстве Российской Федерации Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, 2005, 3−4.
  116. М.П., Панкин И. В. Конституционно-правовой анализ содержания принципа светского характера государства в Российской Федерации, закрепленного в части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации Государство и традиционные религиозные организации в сфере образования. Конституционно-правовой аспект: Сборник статей Отв. редактор М. П. Кузнецов. М Министерство образования РФ, 2002.
  117. О. А., Кузнецова Т. О. Основы конституционного права Японии Конституционное право зарубежных стран: Учебник/ Под ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 2001.
  118. В.И. О легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России. Одесса, 1899.
  119. В.И. Об ограничениях права собственности на недвижимые имущества по закону. Одесса, 1904. 30.
  120. Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: Городец: Формула права, 2003. 179
  121. Лебедев В. А, Ограничения политических прав и свобод граждан в Российской Федерации Конституционное и муниципальное право, 2004, J 2. V
  122. В.К. Глобализация, социальная безопасность и национальная стратегия развития Национальные интересы, 2001, JV2. 5−6.
  123. Л. Права человека: Вопросы и ответы. Париж, 1993.
  124. И.А. Проблема прав человека в современной идеологической борьбе// Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983.
  125. И. А. Защита прав и свобод человека и гражданина функция российской системы конституционного контроля Общая теория прав человека Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996.
  126. В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика). М., 2001.
  127. В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000.
  128. В.П. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 г. М. Юриспруденция. 2005.
  129. В.О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998.
  130. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАПА, 2000.
  131. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
  132. Маастрихтский договор о Европейском Союзе Право Европейского Союза./ Под общ. ред СП. Бабурина. М.: Институт прав человека МГСУ, 2001.
  133. А.В. О «следственных тормозах» в условиях становления государства и правового государства Формирование правового вопросы предварительного следствия. Волгоград. 1992.
  134. А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому Правоведение. 1993. JT 5. S" 180
  135. А.В. Стимулы и ограничения в праве- Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
  136. А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.
  137. СП. Работник как субъект трудового права Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1: Общая часть/ Под. ред. Е. Б. Хохлова. СПб., 1996. 338−339.
  138. СИ. Ограничение права граждан на доступ к информации в интересах безопасности государства Материалы международной гражданское научно-практической конференции: Права человека и общество. М.: МВД РФ, 2005.
  139. К. Капитал Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 2.
  140. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. I. СПб., 1882. 327.
  141. Н.И. Права человека и общерегулятивные правоотнощения Правоведение. 1996. 3. 15-
  142. Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР). М., 1959.
  143. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов Сост. и авт. вступ. ст. Г. М. Мелков. М., 1990.
  144. Международные акты о правах человека: Сб. документов Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукащева. М., 2002
  145. Методы конституционного регулирования Правоведение. 1980. № 2.
  146. Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 1999−2003 гг. М.: Юриспруденция. 2000−2004.
  147. Специальные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2003.
  148. А.А. Административная ответственность за нарущение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации: Учеб. Пособие Под ред. А. П. Сунцова. Тюмень: Тюм. обл. Дума, 2004. -199 с. 181
  149. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  150. В. На следственных тормозах, или о иопытках избавиться от изъянов КЗоТа с помощью Уголовного кодекса Известия. 1988. 8 авг.
  151. П. Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.
  152. И. В. Основы римского гражданского права. М., 1972. 186. О понимании советского права Советское государство и право. 1979. 7, 8.
  153. СИ. Словарь русского языка. М., 1988.
  154. .А. О необходимости религиозного измерения права Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005, 2.
  155. Оскар Ареас Безопасность человека наша общая ответственность. Разоружение. Т. XIX, 3. Нью-Йорк: ООН, 1996. 16−17.
  156. Основы национальной безопасности Под общ. ред. В. Л. Манилова. М., 1998.
  157. Л. В. О естественном и позитивном праве (Критические заметки по поводу учебника Алексеева) Государство и право. 1995. К" 2.
  158. B.C. Миф, религия, государство. М., 1998.
  159. В.Ф. Абсолютные (монопольные) права предпринимателя Правоведение. 1994. Х" 1.
  160. Л.В. К вопросу о соверщенствовании механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Право и безопасность, 2005, JT 3. S"
  161. Права человека. Основные международные документы. М., 1989.
  162. Права человека в истории и в современном мире Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1989.
  163. Права человека и вооруженные Карташкин В. А. М., 2001. конфликты. Учебник. Отв. ред. 182
  164. Ю.Г. Информационное право: учебное пособие. Воронеж, Изд-во Воронежского госуниверситета, 2003.
  165. B.C. Преступление и ответственность. Л., 1984.
  166. В.В. Через осмысление прошлого к совместному строительству безопасного гуманного будущего Право и безопасность, 2005, К£> 3.
  167. СВ. О пределах возможных офаничений прав и свобод граждан в условиях действия особых правовых режимов Право и политика, 2003, К" 10.
  168. СВ. Правовое регулирование военного положения в России в конце XIX начале XX века. Журнал Российского права, 1998, 2,
  169. Пчелинцев С Права и свободы граждан в условиях чрезвычайного и военного положения Законность. 2003. 4.
  170. СВ. О пределах возможных ограничений прав и свобод граждан в условиях действия особых правовых режимов Современное право. 2003. 10.
  171. Пчелинцев С В Международно-правовые стандарты в области прав человека и новое российское законодательство об особых правовых режимах Юрист-международник. 2003. 2.
  172. А.В. Актуальные проблемы совершенствования государственно-религиозных отношений Религиозные организации и государство: перспективы, взаимодействие.-М.: Рудомино, 1999.
  173. В.К. Абсолютные факультета и относительные Ленинградского права Известия экономического политехнического института. Вып. 1 (XXV).-Л., 1928.
  174. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1983.
  175. И.П. Государство сильно обороной. Ориентир, 1995, 7.
  176. Н.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. 183
  177. О.Г., Додонов В. Н. Энциклопедический юридический словарь. М 1996.
  178. И.П. К безопасности через согласие и доверие. М., 1997.
  179. Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.
  180. О.А. Ограничение нрава землепользования сельскохозяйственных предприятий. М., 1989.
  181. Н.Н. Нраво социально необходимый офаничитель свободы Право и политика. 2003. JSb 2.
  182. А.А. О некоторых аспектах государственной безопасности Российской Федерации Право и безопасность, 2005, J 3. N
  183. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.
  184. Соверщенствование взаимодействия общественных правозащитных организаций и органов прокуратуры в вопросах защиты прав и свобод граждан. Материалы «круглого стола» 12 мая 2004 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Московская Хельсинская группа. Международная общественная организация «Федерация мира и согласия» Под общ. ред Бессарабова В. Г., Рыбчинского А. И., Михалевича И. В. М., 2004.
  185. Соверщенствование Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Церковь и общество. Приход. Православный экономический вестник. J o 2, 2002. V
  186. Современные зарубежные конституции. М., 1992.
  187. З.А. Безопасную жизнь нам никто не подарит. Национальные интересы, 2004, Ш 3.
  188. А.В. Человек и его правовая защита: Теоретические проблемы.-СПб., 1996.
  189. Стремоухов А. В. Правовые основы ограничения прав человека органами внутренних
  190. Строгович дел (теоретическое обоснование) Вестник советской СанктПетербургского университета МВД России. 1999. Х" 2. М. С. Основные вопросы социалистической законности. М., 1966. 184 194. Султанов Ш. З. Региональные конфликты и глобальная безопасность. М., 1990.
  191. Е.А. О правах ограниченного пользования чужим имуществом./ Лекции о праве собственности. М., 1991.
  192. Л.Р. Мусульманское право и борьба с международным терроризмом Право и безопасность, 2005, 3.
  193. В.А. Выступление на круглом столе «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» Государство и право. 1998. 7
  194. А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина Государство и право. 2005. 7.
  195. И.В. Правовое регулирование естественных прав человека в местах лишения свободы. Рязань, 1998.
  196. Ф. Права человека и европейская политика. М., 1995.
  197. Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987.
  198. Д. Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения Правоведение. 1991. 5
  199. К. Основы конституционного права ФРГ Под ред. П. А. Сидорова.-М., 1981.
  200. Д.П. Границы права на свободу совести и религии в практике Европейского Суда по правам человека Российская юстиция. 2003. N21.
  201. Т.В. Выступление на круглом столе «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» Государство и право. 1998. 7.
  202. А.Ф. Толкование права и договора. Ч. II. Екатеринбург, 2002.
  203. В.Е. Конституционное право зарубежных перераб. и доп. М., 2001. стран. 3-е изд., 185
  204. М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики Религия и право. 2001. № 1.
  205. B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002.
  206. .С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992-
  207. К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
  208. М.Л. Международные гарантии по правам человека: опыт Совета Европы. М.: МНИМП, 1997.
  209. Юридическая энциклопедия. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1995.
  210. Юридический статус личности в России: Учеб. пос. М., 1997.
  211. Юридический энциклопедический слоВарь Гл. ред. А. Я. Сухарев. 2-е доп. изд.-М., 1987.
  212. Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961.
  213. И.Д. Понятие и пределы правового офаничения свободы человека: (теоретико-правовой аспект) Право и образование. 2004. J T 3. Ss
  214. , И.Д. Ограничение права на образование Право и образование, 2003, 3.
  215. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  216. Диссертации и авторефераты
  217. СМ. Конституционные основы офаничений личных дел: неимущественных прав в деятельности органов внутренних Автореф. дис… к.ю.н. Екатеринбург, 2001.
  218. А.П. Личные конституционные права советских фаждан: Автореф. дис. …к.ю.н. Саратов, 1972.
  219. А.Я. Реализация фажданских и политических прав и свобод в Российской Федерации: конституционные гарантии и офаничения Автореф. дис. Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. -М., 2004.-28 с. 186
  220. А.А. Задержание граждан по административному законодательству Российской Федерации Автореф. дис. Омск. акад. МВД России. М., 2004. 24 с.
  221. В.А. Ограничения и обременения права собственности и иных гражданских прав Автореф. дис…- Перм. гос. ун-т. М., 2004. 23 с.
  222. СВ. Конституционное право человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (история становления и юридическая природа): Автореф. дис. Пенз. гос. пед. ун-т. М., 2005. 1 8 с.
  223. А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. к.ю.н. -Саратов, 2001.
  224. А.Н. Актуальные проблемы обеспечения конституционной законности в Вооруженных Силах Российской Федерации и роль органов прокуратуры их решении: Автореф… д.ю.н. М., 2002.
  225. О.Г. Конституционно-правовые проблемы осуществления прав индивидов на свободу и личную неприкосновенность: Автореферат дис к.ю.н. Екатеринбург, 2002. 187
Заполнить форму текущей работой