Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что формирование здорового образа жизни тесно связано с другими задачами воспитания, т. е. с трудовым, умственным, нравственным, физическим и эстетическим. Для воспитания культуры здоровья этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется противоречие между обширным материалом, фиксирующим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Здоровый образ жизни в теории и практике отечественной педагогики
    • 1. 2. Педагогические и медико-психологические основы формирования здорового образа жизни
    • 1. 3. Функции и влияние семейного воспитания на формирование здорового образа жизни
    • 1. 4. Значение взаимоотношений в семье в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
    • 2. 1. Структура, содержание формирования здорового образа жизни и уровни его сформированности
    • 2. 2. Состояние сформированности здорового образа жизни школьников
    • 2. 3. Программа «Здоровье» для учащихся общеобразовательных школ как средство формирования здорового образа жизни
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования в социально-экономической жизни, научно-технической сфере в России поставили ряд проблем, нуждающихся во внимании со стороны общественности и специалистов. Среди них наиболее важная — укрепление и сохранение здоровья.

Реформирование экономики государства не может не повлиять на формирование общественного воспитания молодежи. Средства массовой информации оказывают огромное воздействие на личность, в ходе которого создаются новые взаимоотношения, стиль и образ жизни, определяются иерархии общечеловеческих ценностей.

Недостаточная двигательная активность, несбалансированное и нерегулярное питание, избыток различного вида информации, ухудшение экологического состояния, психоэмоциональные стрессы — все это приводит к нарушению полноценного развития ребенка. Влияние социальных условий приводит к разобщенности, конфликтам, утрачиваются традиции, культурные и этнические ценности многих народов. Вследствие этого происходят серьезные нарушения психического и физического здоровья человека.

С увеличением роста заболеваемости снижается и продолжительность жизни. Продолжается рост суицида среди молодых людей.

Резко увеличивается количество людей употребляющих токсические и наркотические вещества, наблюдается раннее употребление алкоголя и пристрастие к табакокурению. Продолжается рост ранней подростковой беременности, искусственных абортов, заболеваний передающихся половым путем.

Катастрофически уменьшается рождение физиологически здоровых детей. Высока материнская и детская смертность.

Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем по формированию физически и психически здорового человека, то есть, по формированию здорового образа жизни. В современном российском обществе существуют мощные нагрузки на человеческий организм, создаваемые как негативными, так и позитивными факторами, которым подвержены школьники.

Народы Дагестана всегда бережно относились к здоровью молодого поколения, так как оно является важнейшей категорией, характеризующей экономическое, социальное и нравственное благополучие общества. В современном российском обществе состояние здоровья школьников вызывает тревогу. В числе наиболее важных факторов такого состояния находятся: тяжелое экономическое положение, региональные конфликты, рост числа социально-неблагополучных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения. Среди дагестанцев, в настоящее время наблюдаются такие факты как несоблюдение обычаев и традиций, нарушение требований горского этикета и норм поведения. В частности, нарушение требования об ограничении потребления спиртных напитков, нарушение установки — не курить при старших. Эти факторы располагают молодое поколение к алкоголизму и курению. Определенная доля вины за снижение уровня здоровья детей обоснованно возлагается на семью и общеобразовательную школу.

В числе факторов формирующих здоровый образ жизни главным является физическая культура. Человечество на протяжении многовековой истории своего существования изучает социолого-педагогические основы физической культуры. Физическая культура является составной частью общей культуры человечества. Дагестанцы эмпирически, чувственно, на основе здравого смысла определяли важность здорового образа жизни и отражали ее в своей многовековой практике на первичном понятийном уровне.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т. е. человек, в котором гармонически сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство. Социальный заказ меняется, время требует, и формирование всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей. Какие бы задачи не стояли перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти на компромиссы в решении конфликтных ситуаций. В решении этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе.

Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что формирование здорового образа жизни тесно связано с другими задачами воспитания, т. е. с трудовым, умственным, нравственным, физическим и эстетическим. Для воспитания культуры здоровья этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется противоречие между обширным материалом, фиксирующим нравственные нормы и нравственные требования воспитательного процесса в учении, физической культуре, спорте, труде, другой деятельности, и недостаточностью знаний о том, как, в каких процессах нравственные нормы, знания, нравственные требования педагога становятся достоянием личности. Так как проблемы формирования здорового образа жизни будут всегда актуальны, пока существует человечество, то исследование этого вопроса в условиях Дагестана представляется уместным. Следовательно, такие ценности как культура, здоровье, активное долголетие могут рассматриваться как критерии социального прогресса.

Рассмотрение проблемы с различных сторон, выявление ее связей, в том числе и глубинных, сущностных, не заметных на первый взгляд, со многими явлениями культуры и истории, рассмотрение ее в системе других ценностей, не изолированно и узконаправленно, а всесторонне, является важным и полезным для насыщения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей и в какой-то мере восполнения этого пробела. Такой подход, на наш взгляд, продуктивен и необходим, особенно для нынешнего состояния проблемы.

В семейном воспитании имеются определенные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей, такие как драма родителей, связанная с алкоголизмом, неуважение друг друга, курение и т. д. Это отмечается в трудах таких российских ученых как: Ю. П. Азаров, И. А. Арабов, Т. А. Куликова, Б. Т. Лихачев, К. Б. Семенов, Б. А. Титов, Л. Г. Машкова и другие.

К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, российские ученые Э. Н. Вайнер, Н. К. Иванова, А. М. Куликов, Е. А. Ямбург и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся во многом зависит от совместных усилий медицинских работников и учителей. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки.

Особую актуальность для педагогики представляет проблема здоровья старшеклассников. От состояния здоровья выпускников средней школы зависит благополучие молодой семьи. Данные статистики свидетельствуют, что по Дагестану 10% выпускников являются практически здоровыми, 47% подвержены хроническим заболеваниям. Среди юношей 27% употребляли алкоголь, 48% -курят. Как видно из данных статистики, состояние здоровья старшеклассников по республике и по России примерно одинаково.

Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о здоровом образе жизниоколо 50% старшеклассников пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья старших школьников — это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема. Перед отечественной школой стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни.

Многие из отечественных ученых занимались проблемами здоровья учащихся. Пути сохранения и возможности укрепления здоровья учеников исследовались С. Н. Бегидовой, Н. Ш. Блягоз, Ю. Л. Варшамовым, А. Г. Голевым, Е. Д. Марьясисом, В. П. Саломиным, А. А. Семеновым, Н. Х. Хакуновым, А Г. Хрипковой, К. Д. Чермитом, С. Н. Шевердиным и др. Валеологическим образованием учащихся занимались Р. И. Айзман, В. И. Бондин, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Г. А. Кураев, Л. Г. Татарникова и др. Экологическое образование в школе исследовано А. А. Колесником, З. Г. Нигматовым, Ф. Г. Сидтиловым. Школьные здоровьесберегающие технологии охарактеризованы в публикациях В. Ф. Базарного, JI.A. Ждановой, Н. К. Ивановой, Т. В. Русовой. Однако, в Дагестане проблемы формирования здорового образа жизни у старшеклассников в семье и школе недостаточно изучены. В России отдельные аспекты этой проблемы исследовались С. В. Березиным, Ю. Е. Клевцовой, Л. С. Колесовой, A.M. Куликовым, Л. В. Назаровой, К. С. Лисецким (профилактика наркомании, курения, алкоголизма, формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и др.). Не исследованы возможности учебных курсов средней школы в формировании у старшеклассников здорового образа жизни. Не обоснована педагогическая целесообразность использования здоровьесберегающих технологий в семье и школе.

Актуальность исследования возрастает и в связи с тем, что в Дагестане проблема формирования здорового образа жизни учащихся до сих пор недостаточно исследована.

Актуальность названной проблемы для отечественной педагогической науки и школы, недостаточная разработанность ее на теоретическом уровне обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы».

Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов позволил выявить следующие противоречия между:

— требованиями времени и современным состоянием системы воспитания детей в семье и школе;

— необходимостью эффективного использования здоровьесберегающих технологий с целью формирования здорового образа жизни учащихся и недостаточностью исследований в этой области;

— возрастающей потребностью в формировании здорового образа жизни у учащихся и реальным содержанием образования и воспитания.

С учетом вышеизложенного, а также выявленных противоречий проблема исследования сформулирована следующим образом: каково содержание образования и воспитания, организации педагогического процесса, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании педагогических условий и экспериментальной проверке авторского курса «Здоровье» способствующего формированию целостной системы здорового образа жизни.

Объектом исследования явился педагогический процесс в общеобразовательной средней школе и современной национальной (дагестанской) семье.

Предмет исследования — содержание и особенности формирования здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы.

Гипотеза исследования: эффективность формирования здорового образа жизни у старшеклассников обеспечивается, если:

— выявлены педагогические и психологические основы формирования здорового образа жизни старшеклассников и содержание учебных курсов будет обогащено научными понятиями, идеями, фактами, раскрывающими сущность здорового образа жизни;

— в учебной работе и семейном воспитании используются педагогические методы, направленные на осознание учащимися ценности здоровья и позволяющие самостоятельно повышать уровень культуры здорового образа жизни;

— в школе созданы благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья с учетом психофизиологических особенностей старшеклассников, а также осуществляется систематическое диагностирование и коррекция состояния их физического, психологического и нравственного здоровья.

— на основе опытно-экспериментальной работы будут разработаны практические рекомендации по формированию здорового образа жизни у старшеклассников.

В соответствии с целью исследования, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

— раскрыть и конкретизировать основные понятия формирования здорового образа жизни «здоровье», «уровень здоровья», «потенциал здоровья», «образ жизни» на основе анализа концепций отечественных ученых;

— выявить состояние сформированности здорового образа жизни и определить педагогические и психофизиологические нормы жизни у старшеклассников;

— определить задачи, содержание и структуру формирования здорового образа жизни у старшеклассников, разработать формы и методы, позволяющие формировать у учащихся здоровый образ жизни;

— выявить педагогические условия, экспериментально проверить и разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни у старшеклассников;

— разработать и апробировать интегрированный курс «Здоровье», который опирается на знания получаемые при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин, раскрывает и формирует основы укрепления и сохранения здоровья.

Методологическую основу исследования составили следующие положения: утверждение философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знаниядиалектическая взаимосвязь объективного и субъективногосистемный подход к исследованиямаксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностьюучет общих закономерностей деятельности и сознания, физиологических особенностей развития детей соответствующего возраста.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, в которых раскрыты:

— гуманизация образования (Ш.А. Амонашвили, М. Н. Берулава, В. А. Караковский, И. Б. Котова, Е. А. Ямбург, Е. Н. Шиянов, А.А. Цахаева);

— личностно-ориентированный подход к образованию (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, А. В. Зеленцова, В. В. Сериков, И.С. Якиманская);

— сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В. В. Макаев,.

A.С. Макаренко, В. А. Сластенин, Н. М. Сажина, В.А. Сухомлинский);

— проблемы содержания общего образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, З. К. Меретукова, М. В. Рыжаков, М.Н. Скаткин);

— валеологический аспект образования и воспитания (И.И. Брехман, А. Г. Голев,.

B.В. Колбанов, Ю. П. Лисицин, С. В. Попов, К. Д. Чермит, Б.Н. Чумаков);

— психологические основы теории формирования личности (В.В. Белоус, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, А.В. Петровский).

Использованы следующие методы исследования: анализ государственных документов об образовании и о здоровье населения РФ, учебных планов, программ и учебников, философской, психологической, медицинской, валеологической, педагогической литературысистематизация и обобщение научных данныхмоделирование педагогического процессапедагогическое наблюдениебеседа, интервьюирование, анкетирование (педагогов, родителей, детей) — изучение продуктов деятельности школьниковобобщение педагогического опыта.

Экспериментальной базой исследования являлись старшеклассники средних общеобразовательных школ № 1, г. Дербента и старшеклассники средних общеобразовательных школ № 5, № 6 г. Махачкалы. В эксперименте приняло участие 195 учеников.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002;2003гг.) проводились изучение и анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме, документов правительства РФ и Республики Дагестан об образовании и мерах по укреплению здоровья детейвыявлялся уровень разработанности проблемы, определялась методология и методы исследования. Выявлялся исходный уровень состояния здоровья учащихся опытно-экспериментальных классов, определялись отрицательные факторы, влияющие на их здоровье.

Второй этап (2003;2004 гг.) включал изучение опыта работы учителей школ г. Махачкалы, Дагестана по исследуемой проблеме, обновлялось содержание образования в старших классах с учетом задач формирования здорового образа жизни, разрабатывался авторский курс «Здоровье», создавались условия для их эффективного внедрения в педагогический процесс, проводилась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) вносились коррективы в программу опытно-экспериментальной работы, обобщался и систематизировался полученный материал, проводились апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнены и конкретизированы основные понятия формирования здорового образа жизни «здоровье», «уровень здоровья», «потенциал здоровья», «образ жизни» на основе анализа концепций отечественных ученых по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников;

— выделены этапы формирования здорового образа жизни на основе анализа и систематизации научных трудов, собственных наблюдений (раскрытие основных идей концепции здорового образа жизниформирование основ метода познания, обучение школьников умению применять эти знания в обыденной жизниознакомление учащихся с системой сохранения и укрепления здоровьясинтез и развитие всех знаний о сохранении и укреплении своего здоровья в курсе «Здоровье" — применение принципов здорового образа жизни в повседневной деятельности);

— выявлены педагогические условия, способствующие более эффективному формированию здорового образа жизни старшеклассников (постоянный учет и корректировка уровня валеологической грамотности учащихсявысокий уровень учебно-воспитательного процесса по предмету «Здоровье» как фундамента валеологических знаний, умений и навыков учащихсясистематическое использование возможностей физической культуры для овладения учащимися методикой работы над собойдостаточно высокая валеологическая подготовка учителяиспользование возможностей каждого предмета для формирования валеологических убеждений);

— раскрыты особенности, содержание формирования здорового образа жизни у старшеклассников с учетом социокультурных, климатических и традиционных условий жизни в республике Дагестан;

— выявлены положительные результаты формирования здорового образа жизни у школьников, разработано содержание культуры здорового образа жизни школьников, формируемой в учебной работе и семейном воспитании.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в уточнении и расширении научно-педагогических основ сохранения и укрепления здоровья школьников;

— в целостной характеристике системообразующих понятий, идей, концептуальных положений здорового образа жизни в общеобразовательной школе и семье;

— теоретически определены базовые задачи по формированию здорового образа жизни школьника (формирование у школьников мотивации к занятиям, направленным на сохранение и укрепление своего здоровьяобучение знаниям, умениям и навыкам использования средств и методов валеологии в повседневной деятельности и на занятияхформирование взглядов и убеждений на ведение здорового образа жизни).

Практическая значимость исследования в том, что:

— основные научные выводы и результаты могут использоваться в школе и семье в целях сохранения и укрепления физического здоровья учащихся и формирования у них здорового образа жизни;

— разработан и апробирован авторский интегрированный курс «Здоровье» способствующий эффективному формированию здорового образа жизни у старшеклассников;

— реализован комплекс психолого-педагогических условий и разработаны методические рекомендации, обеспечивающие эффективность формирования здорового образа учащихся;

— определены критерии и уровни сформированности здорового образа жизни, позволяющие более целенаправленно осуществлять подбор средств и методов педагогического воздействия на учащихся.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке факультативных занятий для учащихся и программ, в расширении содержания базовых курсов в процессе подготовки преподавателей вузов и учителей средних образовательных школ. Сформулированные автором положения могут быть включены в курс педагогики для педагогических учебных заведений, использованы в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими положениями, системой методов исследования, адекватных поставленным задачам, позитивным влиянием разработанного автором курса «Здоровье» на формирование здорового образа жизни учащихся, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Здоровый образ жизни — это часть общей культуры и представляет собой тип жизнедеятельности человека, который предполагает знание закономерностей и особенностей организма, выражается в заботливом отношении к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, в поведении, направленном на поддержание здоровья. Здоровый образ жизни характеризуется соблюдением оптимального двигательного режима, личной гигиены, рациональным питанием, непринятием антисоциальных привычек, позитивным отношением к жизни, следованием нравственным нормам и поведения, принятым в обществе.

Научно-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья школьников, включающие следующие положения: здоровье человека — это уравновешенное состояние организма, которое определяется физической, психической и нравственной согласованностью и представляет личностную и общественную ценность.

2. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников будет эффективным при активной деятельности самих школьников по укреплению своего здоровья, через осознанную физическую и психологическую подготовку, что является важным фактором в формировании их здорового образа жизни как в процессе воспитания так и самовоспитания, а также самостоятельной организации оздоровительной деятельности. При недостаточной физической и психологической подготовке средства по укреплению здоровья для учащихся становятся предметом созерцания и соответственно не вызывает должного отношения к своему здоровью. А без достаточно сильных оценок, размышлений и других факторов, влияющих на укрепление своего здоровья, убеждения не формируются.

Содержание формирования здорового образа жизни учащихся в школе включает знание соответствующих фактов, понятий, теоретических положений, закономерностей, изучаемых в курсах основ наук, а также умения и навыки рациональной организации умственного труда, профилактики заболеваний, личной гигиены, развития потребности в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих.

3. Сформировать целостную систему здорового образа жизни можно на основе применения авторского курса «Здоровье», который опирается на знания получаемые при изучении естественно-математических дисциплин (физики, химии, астрономии, физической географии, биологии, математики), гуманитарных (литературы и языка, экономической географии, истории), в процессе трудового обучения, но больше всего на знания полученные, на уроках ОБЖ и физической культуры. Углубляя и расширяя эти знания и умения, курс «Здоровье» раскрывает и формирует основы укрепления и сохранения здоровья, а с созданием определенных условий в микросоциуме будет способствовать формированию здорового образа жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, психологии Дагестанского государственного педагогического университета, на городских и республиканских совещаниях работников образования (2003 — 2006 гг.), в Дагестанском республиканском институте повышения квалификации работников образования (2006г.), на городских научнометодических конференциях учителей, на Всероссийской научно-практической конференции «Коррекционно-развивающее образование» в г. Махачкале (2006 г.).

Опубликованные материалы использовались членами кафедры педагогики Дагестанского государственного университета, учителями школ г. Махачкалы, использовались студентами при выполнении дипломных и курсовых работ по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования позволили выявить достаточно высокую эффективность формирования у учащихся здорового образа жизни. Уровень сформированности определялся на основе разработанного нами примерного содержания программы «Здоровье». Реальное поведение учащихся сравнивалось с определенными нами критериями по уровням: высокий, средний, низкий.

Для выявления названных уровней нами использовались наблюдения за учащимися, беседы, анкетирование, сочинения, записи в индивидуальных картах здоровья, данные карты здоровья школы, индивидуальные программы самосовершенствования учащихся, дневника наблюдений за школьниками классных руководителей, показатели медицинских обследований. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что за период с 2002 по 2006 гг. отмечался непрерывный рост учащихся с относительно устойчивыми качествами здорового образа жизни.

Несмотря на ряд отклонений и препятствий в формировании здорового образа жизни, связанных со сложными социальными, материальными и экологическими факторами, в целом, нами выявлены следующие позитивные тенденции в формировании у школьников здорового образа жизни:

— повышение интереса учащихся к своему образу жизни и физическому здоровью;

— медленный, но неуклонный рост физического и психического здоровья;

— снижение утомляемости во время учебных занятий и самоподготовки;

— повышение качества знаний и успеваемости;

— снижение числа курящих, увеличение количества тех, кто отрицательно относится к алкоголизму и наркомании.

Интегрирование понятий, идей, фактов, раскрывающих сущность здорового образа жизни в содержании учебных курсов, воспитание умений, навыков и отношений, способствующих их практическому применению, использование в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий дают школьникам возможность осознать здоровье как личностную и общественную ценность и значительно его повысить. Создание благоприятных условий, а также систематическое диагностирование и коррекция состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся позволяют достигнуть высокого уровня сформированности здорового образа жизни.

Таким образом, анализируя полученные данные экспериментального исследования мы пришли к выводу, что изучение курса «Здоровье» помогло повысить валеологическую грамотность школьников экспериментальной группы, изменить их отношение к условиям организации здорового образа жизни, и как следствие, в поведении у учащихся проявляются навыки ведения здорового образа жизни, что говорит о сформированности здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья школьников — сложная комплексная социально-педагогическая проблема. Она требует переориентации целей образования и воспитания. Если смысложизненной ценностью современного школьника должно стать здоровье его самого, окружающих людей, населения.

Земли, то, безусловно, главную цель современного образования следует определить как формирование ценностно-ориентированного трезвого образа жизни на основе здоровьесберегающего компонента в содержании всех учебных курсов и организации всего педагогического процесса.

Озабоченность и потребность субъектов педагогического процессаучащихся, учителей, родителей в укреплении и сохранении здоровья выдвинули в ряд приоритетных проблему разработки содержания формирования здорового образа жизни. Педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только учетом состояния здоровья учащихся и учителей, обеспечением определенного уровня их валеологической грамотности, он должен также включать и внедрение технологий, обеспечивающих позитивные процессы в развитии здоровья.

Современные школьные нагрузки столь велики, что ученик не может их выдержать без ущерба для своего физического и нравственного здоровья. В связи с этим проблема обновления содержания образования и модернизации учебного процесса приобретает особое значение. По существу, речь идет о сохранении человека, поэтому гуманистические технологии можно назвать человекосберегающими.

Меры по оптимизации учебной нагрузки школьников призваны улучшать качество подготовки выпускников к обучению в вузах, деятельности на производстве, общественной и культурной жизни и не допускать при этом ухудшения здоровья. В направленности на снижение перегрузки учебной работой, в частности, заключен смысл оптимизации учебно-воспитательного процесса. Наиболее подходящими для этого являются личностно-ориентированные технологии, включающие проектирование образовательного процесса исходя из потребностей, мотивов, возможностей, способностей учащихся. При этом ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта.

Последовательное всестороннее и научно обоснованное здоровьесберегающее образование способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Система образования способна воплотить идеи здоровьесбережения педагогическими средствами и таким образом изменить взгляд общества на здоровье как первостепенную жизненную ценность. Теоретической базой такого образования является принцип его оздоровительной направленности. Современная образовательная ситуация характеризуется постановкой акцентов на создание условий для более полной реализации возможностей ребенка, его роста и развития, выживания в сложной социальной действительности. Проблема здоровья школьников становится одной из приоритетных. Таким образом, существуют множество факторов, мешающие нормальному функционированию организма человека. И борьба с алкоголизмом и наркоманией приобретает новый импульс.

Для выявления названных уровней нами использовались наблюдения за учащимися, беседы, анкетирование, сочинения, записи в индивидуальных картах здоровья, данные карты здоровья школы, индивидуальные программы самосовершенствования учащихся, дневника наблюдений за школьниками классных руководителей, показатели медицинских обследований. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что за период с 2002 по 2006 гг. отмечался непрерывный рост количества школьников с относительно устойчивыми качествами здорового образа жизни.

Несмотря на ряд отклонений и препятствий в формировании здорового образа жизни, связанных со сложными отношениями в семье, социальными, материальными и экологическими факторами, в целом, нами выявлены следующие позитивные тенденции в формировании у школьников здорового образа жизни:

— повышение интереса учащихся к своему образу жизни и физическому здоровью;

— медленный, но неуклонный рост физического и психического здоровья старшеклассников;

— снижение утомляемости во время учебных занятий и самоподготовки;

— повышение качества знаний и успеваемости;

— снижение числа курящих, увеличение количества тех, кто отрицательно относится к алкоголизму и наркомании.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена. Полученные результаты не претендуют на исчерпывающую полноту решения проблемы. В процессе дальнейших исследований представляется необходимым более четко разработать содержание, технологии и определить условия для решения задач формирования здорового образа жизни по отдельным направлениям педагогического процесса: половому воспитанию, умственному и правовому образованию и т. п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Российской школе принадлежит особо важная роль в воспитании нового человека, гармонически сочетающего в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство. Школа — это место, где рождается завтрашний день страны, закладывается ее экономическая и духовная мощь, культурный потенциал. В современных условиях развития российского общества сохранение и укрепление здоровья учащихся имеет особую личностную и общественную значимость. Школа является той средой, в которой взрослеющий человек проводит большую часть своей жизни. В старшем школьном возрасте отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к творческой и трудовой деятельности.

Школа призвана воспитывать у ребят устойчивый иммунитет и активный протест против пьянства, дурных традиций, аморальных поступков и т. д. Каждый учитель в содержании своего предмета может найти убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы для доказательства вреда употребления алкоголя.

Учитель должен внушить учащимся, что пьянство — злостный пережиток прошлого в сознании людей. Для того, чтобы избавиться от него, каждый человек должен воспитать в себе умение рационально, с пользой расходовать свое свободное время. Это значит, научиться ценить каждый час, заполнять его полезными делами. Молодежи предоставлены широкие возможности для участия в общественно полезной деятельности, научно-техническом творчестве, художественной самодеятельности, в работе изостудий, для занятий физкультурой и спортом.

У школьников осуществляется активная физиологическая перестройка организма. Она порождает ряд осложнений в физическом, психическом и нравственном здоровье девушек и юношей. Если не принять своевременные ф меры, может быть существенно затруднена социальная адаптация. Присущая в этом возрасте организму высокая пластичность деятельности высшей нервной системы позволяет молодым людям справляться с возникающими проблемами при оказании своевременной помощи со стороны учителей, психологов, врачей, родителей, общественности.

Изучение научных публикаций по вопросам здоровья школьников позволило нам заключить следующее. В конце 20 — начале 21 века отечественными ф учеными В. И. Бондиным, Г. К. Зайцевым, Н. К. Ивановой, J1.A. Коротаевой и др. разработаны концепции, в которых эти вопросы рассматриваются в рамках педагогической валеологии. Предлагается организовать в школе валеологическую службу, включить в содержание общего образования валеологические курсы, разработать педагогические технологии с учетом психофизиологических особенностей старших школьников, создавать здоровьесберегающую среду. Мы считаем, что реализация этих мер имеет позитивное значение для формирования личности. Вместе с тем, на наш взгляд, в валеологических концепциях отечественных ученых недостаточно внимания уделено педагогическому обоснованию проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. По нашему мнению, валеологические положения следует органично включать в целостный педагогический процесс. Важно помочь школьникам научиться вести здоровый образ жизни.

Анализ литературы и наш педагогический опыт показали, что здоровый образ жизни характеризуют следующие черты: духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, неприятие антисоциальных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств), положительные эмоции, ф Формирование у школьников здорового образа жизни требует модернизации содержания учебных курсов в старших классах. Анализ государственных документов о здоровье детей, систематизация и обобщение научных источников и педагогического опыта школ России, Дагестана, г. Махачкалы позволили сформулировать следующие задачи формирования у школьников здорового образа жизни: развитие бережного, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающихосознание значения физического и нравственного совершенства, как необходимого условия подготовки к жизни, трудуформирование убеждения в важности сохранения здоровьявыработка навыков и привычек санитарно-гигиенического поведениявоспитание нравственной устойчивости, умения противостоять антисоциальным явлениямразвитие умений и навыков самообразования и самосовершенствования, связанных с формированием здорового образа жизниразвитие стремления к активной общественно полезной деятельности в оборонно-массовых и санитарно-гигиенических организациях, избранных видах спортавыработка умения способствовать восстановлению умственной работоспособности и снижения психического напряжения, на фоне утомления.

В соответствии с этими задачами нами разработано и проверено опытным путем примерное содержание формирования здорового образа жизни у школьников, которое включает четыре основных компонента: знания, умения, навыки, отношения.

С учетом названных компонентов содержания формирования у школьников здорового образа жизни нами был проведен анализ учебных программ и учебников по курсам «Химия», «Биология», «География», «Литература», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура» в средней общеобразовательной школы. В ходе анализа, выявлено, что названные курсы обладают значительным потенциалом в формировании у учащихся здорового образа жизни. Вместе с тем следует обновить содержание программ и учебников посредством включения в них системообразующих понятий, научных положений, закономерностей, которые позволяют полнее раскрыть сущность здорового образа жизни, создать у школьников целостную картину здоровья человека.

Изучение теоретических положений по исследуемой проблеме и конструирование педагогического процесса на основе разработанного нами примерного содержания формирования здорового образа жизни позволили определить и использовать на уроках и во внеклассной работе здоровьесберегаю-щие технологии. Мы выделяем два вида таких технологий: технологии, позволяющие формировать у учащихся знания, умения, навыки, отношения, связанные со здоровым образом жизни и технологии создания здоровьесберегающей образовательной среды. В ходе опытно-экспериментальной работы нами было установлено, что только комплексное использование этих технологий позволяет эффективно формировать у школьников здоровый образ жизни.

Основываясь на положениях личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), мы организуем уроки и внеклассные мероприятия как целенаправленное взаимодействие педагогов и школьников, как диалог участников педагогического процесса. В ходе этого взаимодействия учитель побуждает школьника к критическому восприятию окружающей действительности и самого себя, к рефлексии и самопознанию. Учитывая особенности школьников учитель не навязывает свою точку зрения, а предлагает юношам и девушкам выбрать свой вариант решения проблемы здоровья, аргументируя при этом личную позицию.

Основываясь на идеях А. С. Белкина, Т. А. Стефановской, Е. А. Ямбурга о том, что высшим уровнем педагогического процесса является самообразование школьников, мы разработали совокупность методов и приемов педагогического управления самообразованием школьников, которое осуществляется в виде работы по индивидуальной программе самосовершенствования. Соответствие названной программы критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости, ее направленность на формирование здорового образа жизни позволяет нам считать индивидуальную программу самосовершенствования школьника эффективной здоровьесберегающей технологией.

В числе технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды, мы разработали совокупность средств и методов по организации оптимального режима учебной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований, питания, двигательной активности и др. Гуманные отношения между членами коллектива, благоприятный психологический климат, последовательность в реализации мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, систематическое диагностирование влияния образовательной среды на физическое, психическое и нравственное здоровье участников педагогического процесса — все это дает нам основание отнести совокупность средств и методов по оздоровлению образовательной среды к здоровьесберегающим технологиям.

Тревога учителя должна передаться учащимся, юным гражданам нашей страны, которую скоро придется им же строить, беречь. Важную роль в борьбе с дурными влияниями на учащихся, в деле предупреждения случаев употребления детьми и молодежью спиртных и опьяняющих напитков призваны сыграть правильная организация свободного времени школьников, разнообразные формы внеклассной работы, вовлечение школьников в деятельность различных кружков и спортсекций и т. д.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена. Полученные результаты не претендуют на исчерпывающую полноту решения проблемы. В процессе дальнейших исследований представляется необходимым более глубокое раскрытие содержания формирования здорового образа жизни и его путей в системе внеклассных и внешкольных занятий, в условиях родительского дома.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов С. А. Алкоголизм как социальное зло. М., 1997. С. 11−17. 3. Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека. — М., 1994.
  2. Ш. А. Педагогика здоровья. М., 1992. — 228 с.
  3. Н.М. Личность: методы и результаты ее изучения. М., 1979.-192 с.
  4. Н.В. Нравственность и здоровье // Классный руководитель, 1999, № 6. С.30−37.
  5. М. и др. Спасибо нашим поварам//Управление школой, 2001, № 39.
  6. М.В. Гигиена детей и подростков. М., 1977. — 334 с.
  7. Безопасность и здоровье детей в современных условиях // Материалы научно-практической конференции (22−23 апреля 1999 г.). СПб., 1999.
  8. В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1995. — 203 с.
  9. Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить? // Народное образование, 2001, № 5. С. 223−231.
  10. А. Скрытые причины неврозов // Воспитание школьников, 2000, № 8. С.45−49.
  11. Щ 17. Берулава М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы //
  12. Педагогика, 1996, № 4. С.23−27.
  13. Е.В. 100 понятий личностно ориентированного воспитания. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. С. 24.
  14. Г. М., Зайцев Г. К. Формирование мотивационно-смысловой основы здорового образа жизни у подростков // Здоровье и образование. Материалы II Международного конгресса валеологов и IV Всероссийской конференции
  15. Педагогические проблемы вапеологии" (1−3 ноября 2000 г.). СПб., 2000. — С.18.20.
  16. И.И. Валеология наука о здоровье. — М., 1990. — 206 с.
  17. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии, 1982, № 2. С. 48−53.
  18. Э.В., Осипов В. Г. Физкультурно-оздоровительные занятия для девочек-подростков // Материалы Международного конгресса по вапеологии (30 марта 1999 г.), третьей Всероссийской научно-практической конференции
  19. Психологические проблемы валеологии" (31 марта 1 апреля 1999 г.). — СПб., 1999. С.42−43.
  20. Валеология. Учебное пособие / Под ред. В. П. Соломина, Ю. Л. Варшамова. -СПб., 1995.-205 с.
  21. Главная территория риска школа // Первое сентября, 2001, № 8.
  22. А.Г. Педагогические аспекты антинаркотического и антиалкогольного воспитания учащихся. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. — 84 с.
  23. А.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся как педагогическая проблема. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 58 с.
  24. Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. — 54 с.
  25. А.А. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов педагогической валеологии // Проблемы педагогической валеологии. Под ред. В. В. Колбанова. СПб., 1996. — С. 15−16.
  26. Л.П., Рассадкина В. К. Конституциональные особенности организма детей как основа индивидуального подхода в валеологии // Проблемы педагогической валеологии. Под ред. В. В. Колбанова. СПб., 1996.-С.17−21.
  27. Г. К. Валеологические проблемы педагогической деятельности // Валеология, 1997, № 2. С. 18−21.
  28. Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования / Автореф. дисс. докт. пед. наук. -СПб., 1998.48 с.
  29. Г. К. О валеологической компетентности школьников // Школа здоровья. 1996, № 4. С.82−83.
  30. Г. К., Колбанов В. В. Здоровье учителя: валеологический самоанализ // Педагогика, 1994, № 3. С.54−58.
  31. Закон РФ «Об образовании». М., 1996.
  32. Затянись, выпей, уколись! // Первое сентября, 2000, № 37.
  33. Искусство быть здоровым /Авт.-сост. Чайковский A.M., Шенкман С. Б. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 375с.
  34. Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников / Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000. -221 с.
  35. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека // Вестник АМН СССР, 1982, т.45, № 4. С.29−33.
  36. Из программы «В будущее без наркотиков» // Управление школой, 1999,№ 29.
  37. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний. М., 1994.
  38. О. С. К вопросу о формировании знаний о здоровом образе жизни на основе интеграции учебных предметов // Образование города на пути к XXI веку. Майкоп, 2000. — С.226−230.
  39. П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи и основы семейного воспитания/. СПБ, 1913. 180 с.
  40. С.А. и др. Здоровье через валеологичсское мировоззрение // Проблемы педагогической валеологии. Под ред. В. В. Колбанова. -СПб., 1996. -С.22−24.
  41. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  42. С.В. Психология современной семьи. М.: 1988. — 224 с.
  43. А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. — 256 с.
  44. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.
  45. В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе // Вестник образования, 2001, № 13. г
  46. В.Н. и др. Создание проекта «Школа, содействующая здоровью: рекомендации администратору» // Школа здоровья, 2001, № 32. -С.34−38.
  47. Категоричным «нет» проблему не решить // Первое сентября, 2001, № 42.
  48. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер., 1993. — 64 с.
  49. М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы /.- М&bdquo- 1961.
  50. Ю.Е. Формирование навыков здорового образа жизни юношей старшего школьного возраста на уроках физической культуры / Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1999.
  51. В. Выясняем психологическое «здоровье» класса // Директор школы, 2000, № 3.
  52. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. М., 1992. — 52 с.
  53. Колесова J1.C. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика, 2002, № 1. С.34−41.
  54. А.К. Психическое здоровье учителей и педагогические технологии // Проблемы педагогической валеологии. Под ред. В.В.Колб^нова. -СПб., 1996. С.31−33.
  55. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990.
  56. Г. И. Цивилизация и сердце. М.: Наука, 1978.
  57. Концепция развития образования в Ставропольском крае.
  58. Коротаева J1.A. Забота о здоровье учащихся одно из условий гуманизации учебного процесса // Гуманизация образования — императив XXI века. Тезисы докладов научно-практической конференции. — Набережные Челны, 1996.
  59. Коротаева J1.A. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности / Дисс. канд.пед. наук. Казань, 1997. — 205 с.
  60. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: 1994.- 124 с.
  61. Н.П. Искусство быть здоровым. М.: Советская Россия, 1977.-48с.
  62. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
  63. Краткая медицинская энциклопедия. В 2-х томах. Т.1 / Под ред. В. И. Покровского. М.: Крон-Пресс, 1994. — С. 375
  64. A.M. Взаимосвязь здоровья и эффективности обучения старшеклассников // Школа здоровья, 2001, № 2. С. 10−14.
  65. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: 1994.-124 с.
  66. М.И. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988. -120 с.
  67. К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 271 с.
  68. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. — 224 с.
  69. Культура семейных отношений. Сб. статей.- М.: Знание, 1980.-112 с.
  70. B.C. и др. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов- на-Дону, 2000. — 448с.
  71. .Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья: Учебное пособие. Казань, 1999.
  72. Л. Д. Арт-терапия в педагогике (лечение искусством) // Педагогика, 2000, № 9. С.27−31.
  73. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1991. -360с.
  74. Ю.П. Книга о здоровье. М.: Медицина, 1988. — 118с.
  75. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание, 1982. — 40 с.
  76. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1987.-270 с.
  77. .Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, № 10, с. 13.19.
  78. .Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. — 192 с.
  79. С.Д. Древнерусская культура и современность// Декоративное искусство СССР, 1970. № 1. — С.43.
  80. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. -282с.
  81. А.С. Лекции о воспитании детей. Половое воспитание. // Пед. соч.: в 8-и т. М., 1984. Т4.
  82. Г. А., Локтев С. А., Алексанянц Г. Д. Врачебно-педагогическое обеспечение оздоровительных форм физической культуры:
  83. Справочник. Краснодар, 1992.
  84. К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», «Архив Маркса и Энгельса», т.9, 1941.
  85. С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1984, 1984. — 260 с.
  86. Медицина и здоровье. Золотое правило здоровья, или новый государственный заказ // Учительская газета, 2000, № 43.
  87. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков: Методические рекомендации / Сост.: О. И. Черемисина и др. -Новосибирск: НГПУ, 1996.-39 с.
  88. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994, — 228 с.
  89. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1966.-С. 195.
  90. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. — 124 с.
  91. Ш. А. Содержание, формы и методы воспитания в народнойпедагогике Дагестана//Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИ НШ, 1987. -22 с.
  92. ЮО.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 111 с.
  93. В.А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 38−40.
  94. Ю2.Мунзук Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании // Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.- 198 с.
  95. В.М., Клюева Т. Н., Смирнова М. А. Программа социализации детей и подростков. Самара, 1997. — 32 с.
  96. В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя. -Самара, 1996.-200 с.
  97. Ю5.Мясников A.JI. Гипертоническая болезнь и атеросклероз. М.: Медицина, 1965.
  98. Р.С. Психология. Учебник. В 3 кн.с. 237
  99. Образование: идеалы и ценности // Под ред. З. И. Равкина. М., 1995.-631с.
  100. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Приняты Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г.
  101. И.В. и др. Интеграция тем программы «Здоровье» в предметы учебного плана // Школа здоровья, 2001, № 2. С.45−46.
  102. Педагогика // Под ред. И. Ф. Харламов. М., 1997. — 440 с.
  103. Педагогика // Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 440 с.
  104. Перегрузка: от дошкольников до студента (педтехнологиям нужна гигиеническая экспертиза) // Учительская газета, 2001, № 14.
  105. С.В. Валеология в школе и дома. СПб., 1998.
  106. Л.А. Индивидуальное здоровье: стратегия управления // Здоровье и образование. Материалы II Международного конгресса валеологов и IV Всероссийской конференции «Педагогические проблемы валеологии» (1−3 ноября 2000 г.). СПб., 2000. — С.54−55.
  107. Похоже, школы не хотят пропагандировать здоровый образ жизни // Первое сентября, 2001, № 16.
  108. Проблемы педагогической валеологии // Под ред. В. В. Колбанова. -СПб., 1996.
  109. А. «Я и жизнь» (методические разработки социально-психологического практикума для учащихся) // Воспитание школьников, 2000,№ 10.-С.9−12.
  110. А. «Я и жизнь» (методические разработки социально-психологического практикума) // Воспитание школьников, 2000, № 8−11.
  111. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
  112. Е. Занимайтесь физкультурой! // Управление школой, 2001, № 20.
  113. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т.1. М.: РБЭ, 1993−1998.
  114. Л. Учеба как фактор риска // Первое сентября, 1997, № 123.
  115. А.К., Долгая О. И. Формирование здорового образа жизни учащихся // Биология в школе, 1990, № 3. С.54−58.
  116. Т.Н. Образ жизни и состояние здоровья девушек-подростков (медико-социальное исследование по материалам г. Казани) / Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1999. — 24 с.
  117. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997. — 206 с.
  118. Словарь физиологических терминов. М., 1987.
  119. И.Н. Здоровье человека кар философская проблема // Вопросы философии, 1985, № 7. С.81−83.
  120. Н.В. Пути формирования валеологической культуры будущего учителя // Проблемы педагогической валеологии. Под ред. В. В. Колбанова. -СПб., 1996. С.47−49.
  121. Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы. Учебное пособие. Часть 1. Ставрополь: СГУ, 2001. -180с.
  122. Н.К. Степаненков. Педагогика. Учебное пособие. Минск, 2001.
  123. М. Школьные реформы: взгляд врача-гигиениста // Директор школы, 2000, № 7. С.40−45.
  124. JI.JI. Особенности проектирования педагогического процесса в современной общеобразовательной школе // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Сочи: Изд-во РИОСГУТИ и КД, 1999.-С. 17/
  125. О.В. Развитие самосознания учителя как важное условие повышения его валеологической культуры // Проблемы педагогической валеологии. Под ред. В. В. Колбанова. СПб., 1996. — С.53−55.
  126. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1988.-271 с.
  127. В.И. Здравотворчество, безопасность и «тридоми-нантность» взаимодействий «учитель-ученик». Здоровье и образование // Материалы II Международного конгресса валеологов и IV Всероссийской конференции
  128. Педагогические проблемы валеологии" (1−3 ноября 2000 г.). -СПб, 2000.-С.214−216.
  129. JI. Рождение. Ставрополь может стать колыбелью для национальной идеи // Учительская газета, 2000, № 45.
  130. Л.Г. Педагогическая валеология. СПб., 1995.
  131. С.А. Образование на пороге XXI века // Педагогика, 1995, № 1.-С.12−15.
  132. Л.Г. и др. Валеология основы безопасности жизни ребенка. -СПб., 1995.-240 с.
  133. С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии //Дисс.канд.пед.наук. -М., 1979.- 197с.
  134. Н.В. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Завуч, 2001, № 5. С.97−100.
  135. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах, 1996.
  136. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. М., 1994.-9с.
  137. Ф. Воспоминания кавказского офицера. «Русский вестник», 1864. № 53, 54 (рукописная копия работы находится в АРИГИ).
  138. Тебе нужны наркотики? Нет, это наркотикам нужен ты! // Антология развивающего управления, 2001, № 9.
  139. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.- М., 1994.- 9с.
  140. Устав Всемирной организации здравоохранения. Женева, 1946.
  141. К.Д. Избр. в 2-х томах. Т. 1. М., 1974.
  142. Формирование творческих способностей. Сущность, условия, эффективность / Сборник научных трудов. СПб., 1990. — 153 с.
  143. Ю.А. Методические рекомендации по проведению дня здоровья по программе «Здоровый образ жизни» // Классный руководитель, 2001, № 8. -С.65−72.
  144. Н.Х. Физическая культура в системе образования. М.: Советский спорт, 1994. — 132 с.
  145. А.В., Апанасенко Г. Л. Концепция непрерывного валео-логического образования на Украине: медико-экологическое и медико-демографическое обоснование // Проблемы педагогической валеологии. Под ред. В. В. Колбанова. СПб., 1996. — С.61−64.
  146. И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка /XIX -нач. ХХвв./. Проблемы этической истории народов Карачаево-Черкесии. — Черкесск, 1980. -80с.
  147. И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве //Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1977. — 78с.
  148. И.А. Идеи физического воспитания в адыгском народном творчестве //Из истории народного образования Адыгеи. Ростов н/д, 1975, С.66−96.
  149. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.
  150. Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. — С.39−44 178
Заполнить форму текущей работой