Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социологическое обоснование комплекса мероприятий по профилактике глазной патологии у детей (по материалам г. Астрахани)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Изменения социальных условий, экономической, политической и демографической ситуации в стране, в системе медицинского обслуживания населения, а также особенностей профилактической работы создали предпосылки к ухудшению состояния организации профилактической работы среди детского населения. Проводимые профилактические мероприятия, безусловно, влияют на здоровье детей. Однако… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ГЛАЗНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (по данным литературных источников)
  • Г Л, А В, А П. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ГЛАЗНОЙ ПАТОЛОГИИИ И ЕЁ
  • ПРОФИЛАКТИКИ
  • Г Л, А В, А Ш. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОЙ ГЛАЗНОЙ ПАТОЛОГИИ НА БАЗЕ ШКОЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПУНКТОВ
    • 3. 1. Натурное обследование медицинских пунктов школьных учреждений в изучении состояния профилактики глазной патологии у организованного детского населения
    • 3. 2. Оценка эффективности и качества периодических медицинских осмотров школьников
    • 3. 3. Социальная позиция медицинских работников школ в отношении профилактики глазной патологии у детей
    • 3. 4. Социальная позиция педагогических работников школ в отношении профилактики глазной патологии у детей
    • 3. 5. Особенности организации профилактики глазной патологии у детей, на уровне семьи
  • Г Л, А В, А IV. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ГЛАЗНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЁ
  • ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ

Социологическое обоснование комплекса мероприятий по профилактике глазной патологии у детей (по материалам г. Астрахани) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди комплекса мероприятий по охране здоровья населения огромную роль играют меры по профилактике заболеваний и травм у детей. Охрана здоровья детей относится к приоритетным направлениям нашего здравоохранения.

Данные научных исследований свидетельствуют о значительной распространённости среди дошкольников, а также детей и подростков школьного возраста морфологических и функциональных отклонений в состоянии организма [20, 31]. В результате этого в выпускных классах существенная доля учащихся ограничена в выборе профессии в связи с состоянием здоровья [42, 114, 115, 126, 140, 162, 186]. Преобладающее значение при этом имеют болезни органов чувств и в частности зрения [140].

Анатомо-физиологические особенности организма и органа зрения детей обусловливают и своеобразие патологии глаз в детском возрасте. Эти особенности накладывают свой отпечаток на клиническую картину, течение и исход глазных заболеваний у детей и создают основу для развития таких форм патологии глаз, какие у взрослых не возникают. Вместе с тем ряд типичных для взрослых болезней глаз не встречается у детей. Вследствие этого заметно отличается и общая структура глазной заболеваемости в детском возрасте [4].

Одним из основных звеньев в борьбе за здоровье детей является охрана зрения, предупреждение и лечение заболеваний и травм глаз, профилактика слепоты и слабовидения, снижение уровня инвалидности, что имеет большую социальную значимость.

Распространённость детской слепоты составляет 1,6 и слабовидения — 3,5 случая на 10 000 детей [174].

Наиболее частыми клинико-анатомическими причинами слепоты и слабовидения являются: атрофия зрительного нерва (30,9−20,8%), врождённая патология хрусталика, в основном — катаракты (10,0−19,5%), патология сетчатки (8,0−10,1%), миопия высокой степени (7,4−18,2%), последствия увеитов (8,64,0%), врождённая глаукома (4,2−2,2%) и другие [173].

Основной причиной резкого понижения зрения, слабовидения и слепоты, в настоящее время является врождённая патология.

Наиболее частыми причинами понижения зрения являются аметропии (среди которых главное место принадлежит близорукости — 25−30%), косоглазие и амблиопия [4, 6, 174].

По обобщённым данным, частота распространённости близорукости среди выпускников средних школ может достигать 32,3% [6].

Частой причиной приобретённой слепоты и слабовидения является травматизм. В подавляющем большинстве литературных источников показано, что наиболее значительная доля травм органа зрения приходится на школьный возраст в интервале от 7 до 14 лет [6, 119, 188].

Многие травмы у детей приводят к тяжёлым функциональным и органическим изменениям органа зрения и инвалидности. Не представляя серьёзной опасности для здоровья ребёнка, тем не менее, часть повреждений приводит к ограничению в выборе профессии. Несчастье с ребёнком отвлекает от трудовой деятельности родителей, отрицательно влияет на морально-психологическое состояние, здоровье и трудоспособность.

В связи с этим охрана зрения является важной социальной проблемой.

Изучению проблем детской глазной заболеваемости и травматизма посвящено довольно значительное число работ, в большей части которых достаточно полно освещены клиника, диагностика и методы лечения заболеваний органа зрения, а также вопросы профилактики, реабилитации и диспансеризации [4, 6, 65, 87, 124,174 и мн. др.].

Вместе с тем анализ литературных данных позволяет сделать вывод о том, что целый ряд аспектов проблемы детской глазной заболеваемости остаётся ещё недостаточно изученным. Предметом изучения крайне редко была социальная среда, в которой находятся дети и подростки, — семья, дошкольное и школьное учреждения. Перспективы проведения исследований с использованием методов социологии медицины хорошо описаны в руководстве Решетникова А. В. [131]. Крайне слабо изучены социальные аспекты и особенности глазного травматизма у детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения. Недостаточно внимания уделено выявлению факторов социального риска, имеющихся в семьях, на получение ребёнком травмы, практически не изучалась деятельность родителей по предупреждению заболеваний и травм у детей.

Несмотря на высокий охват детей воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях, недостаточно изучена роль и место этих учреждений в профилактике глазной заболеваемости и травматизма, резервы повышения активности медико-педагогического персонала в предупреждении травм у детей.

Именно эти вопросы, как показывает практика, являются ключевыми при планировании и организации профилактической работы.

Предметом исследования в данной работе являлось состояние организации профилактики глазной патологии у детского городского населения.

Это связано с тем, что к настоящему моменту изменились социальные условия, состав населения, демографическая ситуация. Произошли и продолжают изменяться экономическая и политическая ситуация в стране, в системе медицинского обслуживания населения, а также особенности профилактической работы.

Целесообразность изучения данной проблемы среди городского населения обосновывалась тем, что организация обслуживания детского населения имеет более высокий уровень, чем в сельских районах. Это связано с частичным сокращением штатов офтальмологов в районных больницах области, слабым оснащением медицинским оборудованием глазных кабинетов, низким уровнем санитарной грамотности сельского населения, явным нежеланием участия сельских медицинских работников в изучении данной проблемы в связи с низкой заработной платой, а также значительной отдалённостью ряда населённых пунктов от районных больниц.

Кроме этого, по результатам исследования планируется создать и внедрить в практику организационную модель профилактики глазной патологии у детей. Это более реально осуществить на материале городского населения в связи с тем, что уровень медицинского обслуживания в условиях города значительно выше областного, имеется компактность расположения организованных детских коллективов, близость пункта экстренной глазной помощи, городского кабинета охраны зрения детей, кафедры глазных болезней и вычислительного центра кафедры общественного здоровья и здравоохранения АГМА.

В связи с вышесказанным, полученные будут более объективны и достоверны, чем среди сельского населения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработать социологическое обоснование оптимизации системы профилактики глазной патологии среди детского населения конкретного региона.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

— провести анализ литературных источников по проблеме состояния организации профилактики детской глазной патологии;

— разработать программу и методики для комплексного социологического исследования особенностей организации профилактики глазной патологии среди детского городского населения;

— проанализировать качество и эффективность периодических медицинских осмотров школьников г. Астрахани методами социологии медицины;

— выявить социологические параметры организации профилактики глазной патологии в детских школьных коллективах;

— изучить роль семьи в профилактике детской глазной патологии;

— разработать и внедрить в практику социологически обоснованную модель профилактики заболеваний и травм органа зрения среди детского населения региона.

Объект исследования — детское население г. Астрахани. Предмет исследования — состояние профилактики детской глазной патологии.

Гипотеза исследования. Изменения социальных условий, экономической, политической и демографической ситуации в стране, в системе медицинского обслуживания населения, а также особенностей профилактической работы создали предпосылки к ухудшению состояния организации профилактической работы среди детского населения. Проводимые профилактические мероприятия, безусловно, влияют на здоровье детей. Однако предполагается, что внедрение программ по улучшению проведения профилактической работы будет более эффективно влиять на качество данной работы в сторону её стабилизации. Но такие программы могут быть созданы только на основе учета всех социальных параметров профилактики. К ним относятся: статус ребенка как объекта профилактики, роль медицинских работников как агентов социализации, социально-психологическая роль семьи в предотвращении травматизма или лечении болезни, ситуация в детских школьных коллективах, которые могут выступать и выступают фактором риска в развитии глазных патологий и т. п. Следовательно, необходим комплексный социологический анализ, который мог бы стать основой разработки конкретных профилактических программ.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые для исследования организации профилактики детской глазной патологии использован комплексный социологический анализ, на основе которого изучена роль социальных агентов профилактики, предложены и внедрены методы её оптимизации.

Научная новизна исследования заключается в положениях, выносимых на защиту:

1. Анализ современных отечественных и зарубежных литературных источников по проблемам детской глазной заболеваемости и травматизма показал необходимость проведения социологического исследования в плане расширенного применения профилактических мероприятий и введения новых подходов, направленных на повышение уровня выявляемое&tradeдетей с глазной патологией на ранних этапах, своевременную постановку на диспансерный учёт и проведение комплекса лечебных мероприятий. Эти подходы должны быть сфокусированы на общественных, внешнесредовых и бытовых условиях, а также социально-экономических факторах и господствующих нормах, которые способны изменить личные отношения к профилактической работе медицинских работников, педагогов и родителей, путём формирования у них медико-социального поведения профилактического типа.

2. Медицинские и педагогические работники имеют определённый социальный статус, связанный с совокупностью прав, обязанностей и выполнением определённой социальной роли по охране здоровья детей. Несмотря на это нельзя отрицать наличие ряда факторов, отрицательно влияющих на их отношение к организации профилактической работы. Полученные данные говорят о необходимости повышать уровень знаний медицинских работников не только по медицинским, но и социальным, правовым, экономическим, а также психологическим проблемам, возникающим в процессе работы с детьми, их родителями, работниками центра санитарного просвещения в плане совершенствования и расширения сферы профилактического воздействия. Это позволит выработать у врачей и педагогических работников позитивные социальные установки на лечебную и профилактическую работу.

3. Социологическое исследование особенностей организации профилактики в семьях детей позволяет заключить, что семья моет выступать фактором риска в развитии глазной патологии у детей. Ответственность родителей за охрану здоровья детей, их воспитание, привитие правил личной гигиены и безопасности должно базироваться на социальной ответственности родителей, повышении их интеллектуального уровня, уровня медицинских знаний и вопросов профилактики.

4. Результаты проведённого исследования позволили разработать и внедрить в практику организованных детских коллективов модель организации профилактики детской глазной патологии. Апробация функционирования данной модели показала её эффективность, что проявлялось в более полном и качественном охвате лечебной и профилактической работой различных социальных групп (медицинские и педагогические работники, родители, дети). Как следствие, в исследуемых группах детей на 30% повысился уровень выявляемости с аномалиями рефракции, снизился уровень глазного травматизма. Повысились уровни информированности медицинских и педагогических работников по вопросам организации профилактики глазной патологии.

Методологическая база исследования. Исследование проводилось в категориальном поле социологии медицины, поскольку его предметом являлось не просто состояние профилактики, а состояние профилактики на уровне конкретных групп людей и их взаимодействий. Методология социологии медицины позволяет применить интегральный подход к изучению данной проблемы, а также психологических и социальных факторов, влияющих на её изменение. Были использованы методы социологического опроса, контент-анализа, а также применялись методы медицинской статистики.

Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что данные, полученные в результате проводимых исследований, являются важным информационным материалом и используются в работе практического здравоохранения, руководителей дошкольных и школьных учреждений. Разработанный и внедрённый комплекс мероприятий позволяет наладить тесную связь между родителями, медико-педагогическим персоналом дошкольных и школьных учреждений, а также офтальмологами детских поликлиник. В результате этого возможно снижение уровня глазной заболеваемости и травматизма и повышение уровня выявляемости детей с глазной патологией. Результаты исследования используются в системе повышения квалификации работников системы общего и профессионального образования Астраханской области, в учебном процессе студентов, ординаторов и интернов, а также слушателей курсов постдипломного образования АГМА по вопросам профилактики детской глазной патологии.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ По материалам исследования опубликовано 10 научных работ, в том числе 7 в центральной печати и в 1 монографии.

Основные положения доложены на международной конференции «Структурные преобразования органов и тканей на этапах онтогенеза в норме и при воздействии антропогенных факторов» (Астрахань, 2000) — VII Съезде офтальмологов России (Москва, 2000) — Российской научно-практической конференции «Реформа здравоохранения на региональном уровне / Стратегия реформирования регионального здравоохранения» (Москва, 2000) — Научно-практической конференции, посвященной 100-летию клиники глазных болезней СГМУ «Офтальмология в начале 21 века» (Саратов, 2002) — Научно-практической конференции «Терапевтические методы лечения в офтальмологии» (Саратов, 2003).

Работа прошла апробацию на межкафедральной конференции Астраханской государственной медицинской академии, на заседаниях Астраханских областных научных обществ социологов и офтальмологов, в структурных подразделениях Департамента здравоохранения администрации Астраханской области.

ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ Для реализации результатов исследования были разработаны и внедрены в работу медицинских и педагогических работников школьных учреждений методические рекомендации: «Профилактика глазной заболеваемости и травматизма у детей и подростков, посещающих школьные учреждения», методическое письмо «Организация профилактики заболеваний и травм органа зрения у школьников» и информационное письмо «Совершенствование работы школьных учреждений по профилактике заболеваний и травм органа зрения у детей и подростков г. Астрахани».

Данные материалы используются на факультете последипломного образования Астраханской государственной медицинской академии и в лечебно-профилактических учреждениях г. Астрахани и г. Ахтубинска.

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ Диссертация изложена на 187 страницах машинописного текста, состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов и приложений. Работа содержит 24 таблицы.

Список литературы

включает 226 источников, из них 189 отечественных и 37 иностранных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. На основе современных медико-социологических и офтальмологических подходов разработана, апробирована и успешно использована в работе программа исследования, которая позволила комплексно оценить состояние профилактической работы на различных уровнях и на основании этого наметить пути расширения сферы профилактического воздействия.

2. Социологические исследования в школьных учреждениях выявили последствия социально-экономических изменений, происходящих в стране, которые проявлялись ослаблением функций контроля органов здравоохранения за лечебно-профилактической работой в организованных детских коллективах. В настоящее время наблюдается низкая обеспеченность наглядно-иллюстративными материалами, а также техническими средствами для пропаганды медицинских и гигиенических знаний, методической литературой для взрослых и специальной литературой для детей, освещающими вопросы предупреждения глазной заболеваемости и травматизма. Слабо налажены учёт и анализ причин и обстоятельств возникновения глазной патологии у детей. Около 6,5% детей, поступающих в школу, не имеют офтальмологического осмотра, а 90% - осматриваются формально. При этом почти у половины школьников отсутствуют данные об остроте зрения и у 98% - данные о состоянии рефракции и глазного дна. Недовыявляемость детей со сниженной остротой зрения составляет 30%.

3. Недооценка своей социальной роли медицинским и педагогическим персоналом школ по охране здоровья детей проявляется их пассивностью в повышении уровня своих знаний по проблемам санитарии, профилактики, гигиене и т. д. Данное обстоятельство является причиной недостаточного уровня организации санитарно-просветительной работы с родителями, воспитательной работы с детьми и подростками по формированию у них навыков выполнения гигиенических норм для органа зрения и травмобезопасного поведения. Лишь 30% медицинских работников и педагогов могли назвать 4−6 мероприятий гигиенического плана, направленных на профилактику заболеваний глаз. Полный комплекс мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при заболеваниях и травмах органа зрения могли оказать лишь 50% медицинских работников, а 44,2% имели уровень медицинских знаний — ниже среднего. Среди педагогических работников около 40% не могли оказать помощь при заболевании или травмировании органа зрения.

4. Основным источником информации по проблемам гигиены, заболеваемости и травматизма органа зрения как среди педагогов, так и среди медицинских работников являлась периодическая печать, т. е. администрация и окулисты детских поликлиник не принимают активного участия в повышении уровня знаний глазной патологии и её профилактики у медико-педагогического персонала школьных учреждений.

5. В подавляющем большинстве семей (80%) детям были свободно доступны колюще-режущие предметы, колюще-режущими предметами, средствами бытовой химии. Несмотря на то, что в половине семей дети остаются в домашних условиях без присмотра взрослых на 3 и более часов, лишь 14% опрошенных матерей считали себя виновными в возникновении у их детей травм глаз. На такое же время в условиях улицы оставались без присмотра 20% детей. Систематически нарушали гигиенические нормы для органа зрения при чтении, письме, просмотре телепередач от 30% до 50% детей. Около 20% опрашиваемых родителей совсем не осуществляли контроль за соблюдением их детьми правил гигиенического нормирования зрительной нагрузки.

Почти все опрошенные родители отрицали факт получения знаний о болезнях и травмах органа зрения и их профилактики от медико-педагогического персонала школ и офтальмолога детской поликлиники.

6. Разработанная и внедрённая в школьные учреждения модель организации профилактики глазной патологии у детей универсальна и может быть использована в любом регионе нашей страны для снижения уровня слабовидения и инвалидности.

На базе медицинских пунктов городских школ данная модель позволила на 35% повысить уровень выявляемое&tradeдетей с пониженным зрением, провести в течение года лечебно-профилактические мероприятия среди учащихся и получить положительные результаты в виде улучшения у 80% детей аккомодационной функции и у 1/8 части детей — уменьшения степени миопии. Высокий, средний и ниже среднего уровни информированности (10,5%- 31,5%- 44,2%) до внедрения изменились в ходе внедрения в положительную сторону (28,4%- 54%- 14,6%).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. С целью унифицирования подходов к организации профилактики глазной заболеваемости и травматизма в школьных городских учреждениях, органами практического здравоохранения должны использоваться данные социологического анализа, полученные в результате комплексных региональных социологических исследований с использованием различных математических программ и ЭВМ.

2. Профилактическая работа должна осуществляться на пяти основных уровнях: государственном, учрежденческом, семейном, индивидуальном и общественном.

3. Основное внимание должно быть обращено на состояние организации профилактической работы в детских коллективах на уровнях медико-педагогического персонала и в бытовых условиях на уровне семьи, которые могут быть получены с помощью социологических исследований.

4. При планировании профилактических мероприятий особое внимание должно быть обращено на возрастные и половые группы риска по глазной заболеваемости и травматизму, которые определяются в процессе комплексного регионального исследования.

5. При анализе эффективности внедренных профилактических программ целесообразно учитывать в динамике показатели возникновения глазной патологии и уровни информированности медико-педагогического персонала и родителей детей.

6. В процессе осуществления профилактической работы для предотвращения возникновения заболеваний и травм органа зрения целесообразно использовать разработанные целевые региональные программы и модели организации профилактики глазной патологии у детей и подростков.

7. В периоды экономической нестабильности в стране наиболее приемлемой формой консолидации сил и средств офтальмологической службы является создание общественных региональных фондов и центров для охраны зрения.

Профилактическая работа фонда «Охрана зрения» должна основываться на разработке и внедрении новых форм профилактики и на организации системы полицевого учета пациентов с глазной патологией. Полицевой учет позволяет осуществлять мониторинг, оценивать динамику глазной заболеваемость и травматизма, решать задачи прогноза и оценивать затраты фонда обязательного медицинского страхования на перспективу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Ш. Усовершенствованный метод хирургического лечения дакриоцистита // Актуальные вопросы детской офтальмологии, Москва,-1997.-С. 306−308.
  2. В.Г., ГоловановаХ.И. Ожоги глаз у детей силикатным клеем // Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии. Труды П Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова. Вып. 5. Москва, 1973.-с. 130−132.
  3. Авербух C. J1. Наш опыт диагностики и лечения спазма аккомодации //
  4. Вестн. офтальмологии, 1976, — № 1 С. 46−49.
  5. Э.С. Охрана зрения детей. Москва, 1975.- 272 с.
  6. Э.С., Розенблюм Ю. З., Савицкая Н. Ф. Методические рекомендации по профилактике и лечению близорукости у детей. Москва, 1986.- 27 с.
  7. Э.С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии. Москва, 1987.- 496 с.
  8. Э. С., Розенблюм 10. 3., Смирнова Т. С. и др. Методика диспансеризации детей и подростков по состоянию зрения: Методические рекомендации. -Москва, 1987. 17 с.
  9. Э.С., Вакурина А. Е., Кащенко Т. П. Новый метод лечения амблио-пии динамическими цветовыми стимулами на основе интерференции поляризованного света // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997,-С. 236−239.
  10. Э.С., Тарутта Е. П., Иомдина Е. Н. Система склероукрепляющего лечения прогрессирующей миопии у детей и подростков // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 180−183.
  11. С.Э., Илькова JI.A., Воронин Г. В. Коррекция афакии после ранней хирургии врождённых катаракт // Тезисы докл. VII Съезда офтальмологов России. Часть 1. Москва, 2000.- С. 318−319.
  12. П.Авхадеева С. Р. Анализ клинико-эпидемиологического изучения врождённой наследственной катаракты в Республике Башкортостан // Тезисы докл. УП Съезда офтальмологов России. Часть 1. Москва, 2000.- С. 320−321.
  13. М.Д., Акчурина Н. П., Кислая JI.A., Кораблёв А. Г., Сорокин А. С. Травматизм органа зрения и его лечение // Тез. докл. I Всесоюзной конф. по вопросам детской офтальмологии. Москва, 1976, часть 2.- С.358−360.
  14. М.Т., Сайдашева Э. И., Казакбаев А. Г. Ранняя диагностика ретинопатии недоношенных в условиях отделения неонатальной патологии // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.- С. 95−96.
  15. Ю.А., Бушмелёв В. А. и др. Дорожно-транспортный травматизм среди детей г. Ижевска и пути его снижения // Сб. научн. трудов: Клинические аспекты травматологии и ортопедии. Ижевск, 1981. — вып.2. — С. 20−22.
  16. И.И. Изменения органа зрения у недоношенных// Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.-С. 102−103.
  17. В.Г. Динамика детского глазного травматизма // Травмы органа зрения. Научные труды Ленинградского государственного института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова. Ленинград, 1972. — Т. 2. — С. 40−50.
  18. Ш. А., Бегли Б. Бердыев. Структура офтальмопатолопш у детей при общих заболеваниях организма // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.- С. 290−292.
  19. С.А., Усанова Е. П. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ-интернатов и воспитанников детских домов // Советское здравоохранение, 1988. № 5.- С. 39−43.
  20. Е.Б., Шапиро Е. Ш., Симонова М. В., Бубнова Л. А. Комбинированная лазерная терапия амблиопии и косоглазия// Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 —С. 240−241.
  21. B.C. Некоторые социально-гигиенические аспекты семей, где дети погибли от травм // Сб. научн. трудов. Профилактика и лечение травм у детей. Ленинград, 1983. С. 51−54.
  22. З.Д., Гафурова Л. Б. Социально-биологические аспекты гидро-фтальма // Тезисы докл. УП Съезда офтальмологов России. Часть 1. Москва, 2000.- С. 328−329.
  23. Л.М., Коновалова Н. А. Детский глазной травматизм и его профилактика. Тюмень, 1973. 11 с. Деп. № 141 — 73 .
  24. И.В., Задорина Г. Д., Тарбукин В. И. Близорукость как причина инвалидности по зрению у детей на Севере // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997-С. 183−185.
  25. А.А., Усанова Е. П., Балясникова Т. В., Матвеева Н. А., Полосков В. А. Медицинские проблемы здоровья детей и подростков в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы // Педиатрия, 1985.- С. 1−6.
  26. В.И. Новые подходы к терапии амблиопии у детей // Тезисы докл. УП Съезда офтальмологов России. Часть 1. Москва, 2000.- С. 329.
  27. Л.Н., Гутник И. Н., Небера С. А. Паттерн-F стимуляция в комплексном лечении амблиопии // Тезисы докл. VH Съезда офтальмологов России. Часть 1. Москва, 2000.- С. 330.
  28. З.А., Дугина Т. В. Организация травматологической помощи детям в Москве // В кн.: Травматизм у детей. Саратов, 1971. С. 8−10.
  29. Л.В. Профилактика прогрессирования школьной близорукости // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 — С. 205−206.
  30. А.Е., Бограш Г. И. Компьютерная программа тренировки аккомодации // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.- С. 206−207.
  31. Т. В., Писаренко Д. К. Повреждения органа зрения у детей // Тез. докл. 1-ой Всесоюзной конф. по вопросам детской офтальмологии. Москва, 1976, часть 2. С. 363−364 .
  32. Л. К., Федоровская JI. И., Жигалова И. В. Травмы глаз у детей, особенности течения, профилактика // Вопросы травматизма органа зрения. Сб. научн. работ кафедр офтальмологам медицинских вузов РСФСР. Куйбышев, 1969.-С. 143−148.
  33. В.В. Результаты хирурго-плеоптического лечения врождённых катаракт Вопросы детской офтальмологии. Сб. науч. работ. Москва, 1976.-С. 71−73.
  34. О. К. и др. К вопросу о причинности и профилактики травматизма // Ортопедия, травматология и протезирование, 1984. № 7. — С. 63−66.
  35. С.Э. Обоснование дальнейшего совершенствования медицинской помощи юношам-подросткам в городских лечебно-профилактических учреждениях: Дис. канд. мед. наук. -М., 1986. ДСП.
  36. А.Ф. Офтальмоонкология: достижения и перспективы // Актуальные вопросы офтальмологии. Сб. трудов научно-практической конференции, посвящённой 170-летию Московской офтальмологической клинической больнице. Часть 1. Москва, 1996.- С. 159−162.
  37. Л.П., Медвецкая Г. А. К вопросу предупреждения детского глазного травматизма в Калининской области // Здравоохранение Российской Федерации, 1986.-№ 6.-С. 43−44.
  38. В.А., Федирко П. А., Прикащикова Е. Е. Особенности структуры и распространённость офтальмопатологии у эвакуированных из зоны отчуждения ЧАЭС в различном возрасте // Офтальмологический журнал, 1999.- № 2.- С. 65−69.
  39. Н.Г., Затекин А. И. и др. Социально-гигиенические аспекты детского травматизма. В кн.: Матер. 3-го съезда травматологов-ортопедов республик Средней Азии и Казахстана. — Ташкент, 1982. — С. 5−8.
  40. О.В., Романова И. А., Авакимян Р. А., Морозова Н. П. Анализ врождённой патологии органа зрения // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997-С. 3−5.
  41. И.Ф., Бакурская В. Я., Петешина JI.M. Клиника и лечение травм глаз у детей // Матер. 2-ой Всероссийской конф. офтальмологов. Горький, 1960.-С. 63−64.
  42. А.В., Гончаренко С. А. Афакическая глаукома у детей // Глаукома. Сб. науч. трудов. Вып. 2-ой. Москва, 1996.- С. 296−298.
  43. С.А., Соколик Э. Е. Исходы повреждений глаз у детей различного возраста // Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии. Труды 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова. Вып. 3. М., 1971. С. 131−133.
  44. Н.Н. Применение лазер-фото-магнитной стимуляции при амблиопии // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 244−245.
  45. Г. В., Чокашвили В. Г. Профилактика детского травматизма в Выборгском районе Ленинградской области // Сб. научн. трудов: Профилактика и лечение травм у детей. Ленинград, 1983. С. 54−55.
  46. Губкина Г. Л, Смольяшшова И. Л., Белозеров А. Е., Шапиро В. М. Использование специальных компьютерных программ для лечения амблиопии // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 245−248.
  47. Р.А., Петропавловская Г. А. Проникающие ранения и контузии глаза. Москва, 1975. —312 с.
  48. Р. А. Повреждения органа зрения. Анализ травматологической службы по данным отчётов областных окулистов // Новое в диагностике и лечении проникающих травм органа зрения. Саратов, 1977. С. 4−6 .
  49. Р.А., Малаев А. А., Южаков A.M. Травмы глаза. М., 1986. -367 с.
  50. Р.А., Гришина B.C., Поволочко Л. И., Киселёва О. А. Статистический анализ структуры глазного травматизма. Деп. № 16 489 в НПО «Со-юзмединформ» 03.11.88 г. М., 1988. 9 с.
  51. М.Р. Особенности течения увеитов у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997,-С. 152−155.
  52. Ф.И., Папшева З. М. Профилактика травм глаз у детей в Молдавской ССР // Матер. 2-го Всероссийского съезда офтальмологов. Москва, 1968. С. 53−55.
  53. Л.А. Некоторые особенности клиники частичной атрофии зрительных нервов у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997-С. 117−120.
  54. Е.И. Организация офтальмологической помощи детям в Калининградской области // Тез. докл. 1-ой Всесоюзной конф. по вопросам детской офтальмологии. Москва, 1976. С. 22−24 .
  55. Е.И., Землянова И. М. Травмы глаз у детей // Травмы глаз. Сб. науч. работ Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Москва, 1978. С. 59−61.
  56. Л.А. Основы офтальмологии детского возраста. Л., 1970. — С. 348−353.
  57. Т.С. Структура патологии у слепоглухих детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 282−284.
  58. Н.С., Соколова А. Е., Лаврив М. Н. Офтальмологическая помощь детям сельских районов Тернопольской области // Тез. докл. 1-ой Всесоюзной конф. по вопросам детской офтальмологии. Москва, 1976. С. 24−26.
  59. Г. К. Психолого-педагогическая характеристика детей получивших травмы // Сб. науч. трудов: Профилактика и лечение травм у дегей. Ленинград, 1983. С. 55−61.
  60. С.М. Состояние и пути совершенствования борьбы с детским травматизмом // Матер. 3-го съезда травматологов и ортопедов республик Средней Азии и Казахстана. Ташкент, 1982. С. 16−19.
  61. К.И., Титова И. А., Лучкевич B.C. Образ жизни и здоровье рабочего. Ленинград, 1983. С. 5−32.
  62. .М., Камалова Л. И. Глазной травматизм у детей младшего возраста в г. Уфе и его профилактика // Тез. докл. 1-ой Всесоюзной конф. по вопросам детской офтальмологии. М., 1976. часть 2. — С. 379−380.
  63. С.Ф., Караманян А. Г., Пеньков М. А. Профилактика амблиопии у детей с нистагмом // Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии у детей. Сб. науч. трудов. Москва, 1986-С. 128−129.
  64. К.С., Мельник А. Г. Опыт профилактики повреждений глаз в г. Новокузнецке // Тез. докл. 3-го Всероссийского съезда офтальмологов. Москва, 1975.-Т. 1.-С. 39−41.
  65. Т.А., Шелаева З. П. Наш опыт лечения детей с центральными та-пето-ретинальными дистрофиями // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.-С. 120−121.
  66. М.Н., Тимофеева Т. А. Двигательный режим детей дошкольного возраста в зависимости от сезонов года // Медицинский журнал Узбекистана, 1988. № 7. — С. 17−20.
  67. Л.А. Организация офтальмологической помощи в городе Волжском // Матер. 6-ой областной конф. офтальмологов и симпозиума по офтальмохромоскопии. Волгоград, 1975. С. 27−29.
  68. С.К., Григорьянц P.JI. Лечение повреждений органа зрения у детей // Актуальные вопросы военной и общей офтальмологии. Ленинград, 1968.-С. 37.
  69. Н.Б., Максимова М. В. и др. Состояние и организация санитарно-просветительной работы по профилактике травматизма у детей //В кн.: Вопросы гигиенического воспитания. Москва, 1981. С. 62−68.
  70. М.Г., Филатова И. А. Целесообразные сроки пластических операций у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.-С. 82−83.
  71. Л.А. Эндогенные увеиты у детей раннего возраста. Клинико-функциональные и иммунологические особенности, профилактика и лечение осложнений. Дисс. докт. мед. наук, М., 1992.
  72. В.В. Травли,! глаз в школьных производственных мастерских // Тез. докл. 1-ой Всесоюзной конф. по вопросам детской офтальмологии. Москва, 1976, часть 2. С. 390−391.
  73. Р.А. Специализированная ортопедо-травматологическая помощь детям в Архангельской области // Сб. научн. трудов, — Профилактика детского травматизма, организация травматологической помощи и лечение травм у детей. Л., 1981. С. 64−67 .
  74. Е.И. Принципы, методы, результаты и пути дальнейшего совершенствования лечения и профилактики повреждений глаз у детей в СССР // Тез. докл. 1-ой Всесоюзной конф. по вопросам детской офтальмологии. М., 1976. часть 2. — С. 345−358.
  75. Е.И. Глазные болезни. Москва: Медицина, 1980. — 431 с.
  76. Е.И., Кораблёв А. Г., Матвеев С. Г., Чинеиов И. М. и др. Эффективность профилактики повреждений и результаты лечения проникающих ранений глаз у детей Москвы // Вестник офтальмологии, 1986. № 3. -С. 51−55.
  77. Е.И., Кораблёв А. Г., Гальцерина М. В., Тарнавская О. Е., Егоров М. В. О результатах лечения проникающих ранений глаз у детей // Вестник офтальмологии, 1988. № 2.- С. 25−27.
  78. Е.И. Критерии диагноза увеитов у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 —С. 150−152.
  79. З.С., Фролова О. А. Организация офтальмологической помощи детям в Краснодарском крае // Матер, научн. конф. по вопросам профилактики, патогенеза и лечения заболеваний органа зрения у детей. Москва, 1971. С. 26−27.
  80. B.C., Алымкулов Э. А., Беспалов В. И. О профилактике детского травматизма в Киргизской ССР //В кн.: Матер. 3-го съезда травматологов-ортопедов республик Средней Азии и Казахстана. Ташкент, 1982. С. 24−27
  81. А.Г., Сорокин А. С. Некоторые статистические показатели детского глазного травматизма // Травмы глаз. Сб. научн. работ Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. М., 1978. С. 9−12 .
  82. Н.М., Новикова В. Н., Гайдай В. Я., Бурача Л. П. и др. Пути совершенствования медицинского обеспечения школьников // Советское здравоохранение, 1990. № 6. — С. 49−51.
  83. В.П. Социальная ответственность врача в профилактике травматизма // Мировоззрение и медицина (тезисы докладов). Минск, 1980. С. 113−116.
  84. П.Г., Светочева З. Ф. Пути профилактики детского глазного травматизма в Донецкой области // Офтальмологический журнал, 1980. № 3. — С. 136−137.
  85. П.Г., Светочева З. Ф. Воспалительные заболевания зрительных нервов у детей // Возрастные особенности органа зрения в норме и при патологии у детей. Сб. науч. трудов. Москва, 1986- С. 31−35.
  86. Г. И., Аццжелов В. О. Патогенетическое и прогностическое значение активизации герпесвирусной инфекции у детей с эндогенными увеитами // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 138−140.
  87. К.А., Раче В. К. Борьба с детским травматизмом в Латвийской ССР и её перспективы //В кн.: Социальные, гигиенические и организационные аспекты охраны здоровья населения. Рига, 1981. С. 58−60.
  88. Т.В. Инвалидность вследствие травм органа зрения: Модель медико-социальной реабилитации больных и её реализация // Автореферат дисс. докт. мед. наук. М., 1989. 41 с.
  89. П.С., Пронин О. П. Опыт организации травматологической помощи детям Брянской области // Сб. научн. трудов: Профилактика и лечение травм у детей. Л., 1983. С. 18−22.
  90. М.П., Балабанов В. И. Глазной травматизм среди взрослого населения Мордовской АССР за 1977−1983 годы // 6-ой Всесоюзный съезд офтальмологов. Тезисы докладов. М., 1985. Т. 4. — С. 3−11.
  91. Т.А., Белецкая Л. В. Инвалидность в связи с патологией глаз с детства в Республике Татарстан // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.- С. 286.
  92. И.А., Прудникова Н. А. Детский дорожно-транспортный травматизм в г. Иркутске // Сб. научн. трудов: Профилактика и лечение травм у детей. Ленинград, 1983. С. 22−24.
  93. П.Г. Глазные болезни и их профилактика. Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1986.- 200 с.
  94. П.Г., Белогуб Н. А., Вилисова Л. Ф., Рубцова B.C., Крупкина Т. В. Методика социологического исследования травматизма органа зрения // Вопросы офтальмологии. Сб. научн. работ. Красноярск, 1975. С. 51−65 .
  95. П.Г., Лазаренко В. И., Вилисова Л. Ф., Гололобов В. Т. Вопросы глазного травматизма. Красноярск, 1987.- 160 с.
  96. Э.А., Дубровина Е. М. Структура дистрофии сетчатки при осложнённой миопии у детей и пути её профилактики // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.- С. 196−199.
  97. А.С., Саруханян С. В., Саакян И. А., Карапетян Д. К. Лечение проникающих ранений глаз и их последствий по материалу РОКБ с 1980 по 1986 годы. Ереван, 1989. 9 с. Деп. в ВНИИМИ г. Москва, 1989. — 9 с. — №Д -18 254−89.
  98. А.С., Егиазарян А. В. Врождённая патология органа зрения у детей зоны Спитакского землетрясения // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997-С. 6−8.
  99. Т.М., Мирзоева Ф. Х., Мамедова П. М., Самедова А. А. Частота эндогенных увеитов у детей по данным детского отделения НИИ глазных болезней Азербайджанской республики // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997-С. 148−150.
  100. JI.B. О некоторых особенностях развития близорукости у школьников // Вопросы детской офтальмологии. Сб. науч. работ. Москва, 1976.- С. 41−45.
  101. М.А. Социально-гигиеническая характеристика здоровья учащихся ПТУ и обоснование путей улучшения им медицинской помощи в условиях крупного города. Дис. канд. мед. наук. -М., 1987. ДСП.
  102. А.В., Валентик Ю. В., Калмыков А. А. Вопросы изучения состояния здоровья и организации медицинской помощи молодёжи в различных регионах страны. -М., 1988. С. 5−8. ДСП.
  103. О.М., Малова Л. М. О лечении больных с прободными ранениями роговицы без повреждения хрусталика // Офтальмология. Республиканский межведомственный сборник. Киев, 1973. Вып. 3. — С. 125 — 128 .
  104. М.А., Суренян Е. Г., Шакарян А. А. Результаты применения электростимуляции зрительного нерва в лечении детей с амблиопиями // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 — С. 264−265.
  105. Л.Ф. Распространённость травматизма у детей раннего возраста в г. Ижевске // Сб. научн. трудов: Клинические аспекты травматологии и ортопедии. Ижевск, 1979. С. 7−8 .
  106. Т.А., Мирошник Д. М., Писная Л. С. Анализ хирургического лечения проникающих ранений глаз у детей // Тез. докл. 8-го съезда офтальмологов УССР. Одесса, 1990. С. 199−200 .
  107. Н.К., Змачинская О. А., Писаренко Д. К. Оказание неотложной офтальмологической помощи при повреждениях глаз в г. Минске // Матер.4.ой Республиканской конф. офтальмологов Белорусской ССР. Минск, 1975. -С. 79−81.
  108. В.К., Александров А. А., Демченкова Г. З. Теоретические и организационные проблемы профилактики // Советское здравоохранение, 1987. -№ 8.- С. 3−7.
  109. И.Д. Лечение миопии в санаторном пионерском лагере // Вопросы детской офтальмологии. Сб. науч. работ. Москва, 1976 С. 47−50.
  110. О.В. Влияние перинатальных поражений центральной нервной системы на зрение, клиническую рефракцию и частоту заболеваний глаз у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.- С. 15−17.
  111. Н.И. Исправление косоглазия у детей. Киев: Здоровье, 1979. — 144 с.
  112. А.И., Ермолаев В. Г. Травматизм органа зрения и его динамика. Деп. в ВИНИТИ г. Москва, 1989. № Д-4261-В 89. — 9 с.
  113. И.П. Динамика изменений состояния здоровья подростков и повышение эффективности их диспансерного обслуживания: Дис.. канд. мед. наук. -М., 1984. ДСП.
  114. И.Ю. Комплексный подход к лечению тяжёлых язвенных ке-ратоувеитов // Автореферат дисс. канд. мед. наук. Санкт-Петербург, 2000.— 23 с.
  115. О.В. Возрастная динамика астигматизма у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.- С. 192−194.
  116. .JI. Некоторые вопросы клиники и профилактики детского глазного травматизма // Тез. докл. 1-ой Всесоюзной конф. по вопросам детской офтальмологии. М. Д976. часть 2. — С. 405−407.
  117. А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М.: Медицина, 2002. — 976 с.
  118. Е.В. Клинико-функциональные нарушения зрительной системы у детей при патологии зрительного нерва и сетчатки и восстановление их под действием чрескожной элсктростимуляции // Автореферат дисс. канд. мед. наук. Москва, 1998.- 26 с.
  119. А.Е. Травматизм медицинская и социальная проблема // Ортопедия, травматология и протезирование, 1982. — № 4. — С. 1−4.
  120. М.С., Алиев А-Г.Д., Нурудинова П. М., Алиева М. Г. О роли ток-соплазмоза во врождённой патологии органа зрения // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997-С. 12−15.
  121. Э.И. Факторы риска, прогнозирование, ранняя диагностика и профилактика ретинопатии недоношенных // Дисс.. канд. мед. наук.- Уфа, 1998.
  122. А.С. Клинические особенности и результаты хирургического и плеопто-ортоптического лечения больных с нистагмом. Дисс. канд. мед. наук. Одесса, 1970.
  123. А.С., Пикалова Л. Д., Анина Е. И. Левтюх В.И., Комяхова А. В. Диспансеризация детей с расстройствами зрения и заболеваниями глаз. Одесса, 1987
  124. А.П. Анализ глазного травматизма у детей // Вопросы травматизма органа зрения. Сб. научн. работ кафедр офтальмологии медицинских вузов РСФСР. Куйбышев, 1969. С. 139−142.
  125. Е.И., Павлова Т. В. Интенсивная терапия острых воспалительных заболеваний зрительного нерва // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997-С. 161−163.
  126. С.Н. Характеристика состояния здоровья юношей-призывников города Тамбова (информационное письмо). Тамбов, 1990. -30 с. ДСП.
  127. Сиротюк-Ординат Р.Н. О производственном глазном травматизме школьников и его профилактике по материалам клиники за 9 лет // Матер. 2-го Всероссийского съезда офтальмологов. Москва, 1968. С. 97−99.
  128. Сиротюк-Ординат Р. Н. Динамика детского травматизма по данным глазной клиники Свердловского медицинского института // Вопросы травматизма органа зрения. Сб. научн. работ кафедр офтальмологии медицинских вузов РСФСР. Куйбышев, 1969. С. 157−162.
  129. . Некоторые методологические вопросы создания теории медицины // Вестник АМН СССР, 1987. № 3. — С. 55−62.
  130. Т.С. Некоторые данные о соотношении состояния здоровья и миопии у школьников // Вопросы детской офтальмологии. Сб. науч. работ. Москва, 1976.-С. 52−55.
  131. Е.Е., Бржеский В. В., Назарова Е. Ю. Анализ результатов экстракции катаракты у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.-С. 43−46.
  132. JI.A., Вит В.В. Современные возможности комплексной диагностики ретинобластомы у детей // Актуальные вопросы детской офтальмолог&trade-. Москва, 1997-С. 131−132.
  133. Н.Ф., Затекин А. И., Иванникова Т. Ф. Травматизм в школах. Детский спортивный травматизм 11 Сб. научп. трудов: Профилактика детского травматизма, организация травматологической помощи и лечение травм у детей. М., 1981.-С. 28−40.
  134. А.О., Шуватова E.JI. Особенности электроретинограммы у детей с врождённой глаукомой // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.- С. 22−25.
  135. Е.П. Возможности склеропластики в профилактике витреохо-риоретинальных дистрофий при миопии // Патология глазного дна и зрительного нерва. Республиканский сборник научных трудов. Москва, 1991.-С. 97−101.
  136. Е.П., Винецкая М. И., Иомдина Е. Н., Кушнаревич Н. Ю., Лазук А. В., Смирнова Т. С., Демчук М. Л. Новый метод прогнозирования осложнённого течения миопии // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997,-С. 194−196.
  137. Т.К., Качан Н. А. Системный подход в хирургическом лечении врождённой глаукомы // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997,-С. 73−75.
  138. А.Д. Роль общества Красного Креста РСФСР и охрана здоровья детей раннего возраста // Педиатрия, 1981.- № 9.-С. 3−5.
  139. Т.Я. с соавт. Межведомственные комиссии по снижению детского травматизма координационный центр по профилактике дорожнотранспортных травм // Тезисы к 1-ой научн.-практ. конф. травматологов-ортопедов Таджикской ССР. Душанбе, 1983.
  140. В.Ф. Асферичность преломляющей системы глаз при миопии в детском и молодом возрасте // Вопросы детской офтальмологии. Сб. науч. работ. Москва, 1976.-С. 62−65.
  141. Н.В., Сомов Е. Е. Информационная система для регистрации и наблюдения за детьми с ретинопатией недоношенных // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 93−95.
  142. С.Я. Роль лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в профилактике травматизма // Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. Киев, 1980. — Вып. 2. — С. 17−19.
  143. О.А. Организация профилактики повреждений глаз у детей в Краснодарском крае // Матер. 2-го Всероссийского съезда офтальмологов. Москва, 1968.-С. 102−103 .
  144. Н.А. Значение некоторых факторов риска в развитии миопии // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997- С. 199−200.
  145. Т.Л. Здоровье каждого богатство всех. — М., 1985. — С. 14−24.
  146. А.В. Клиника, течение и исходы травм глаз у детей // Охрана зрения детей. Москва, 1964.
  147. А.В. Профилактика повреждений органа зрения у детей // Матер. 2-го Всероссийского съезда офтальмологов. Москва, 1968, — С. 20−24.
  148. А.В., Орловская Л. С., Катаргина Л. А., Ковальчук Н. А., Корнейчук В. В. Клинические особенности амавроза Лебера и его место в структуре слепоты и слабовидения у детей // Вестник офтальмологии, 1983.- № 1.- С. 38−40.
  149. А.В., Агатова М. Д. Клинические особенности и результаты микрохирургического лечения двусторонних врождённых катаракт, сочетающихся с микрофтальмом // Вестник офтальмологии, 1991.- № 3.- С.32−35.
  150. А.В., Круглова Т. Б., Дауд Ж. Состояние глазного дна у детей с афакией после удаления врождённых катаракт // Патология глазного дна и зрительного нерва. Республиканский сборник научных трудов. Москва, 1991.-С. 124−131.
  151. А.В., Круглова Т. Б. Интраокулярная коррекция в восстановительном лечении детей с врождёнными и травматическими катарактами // Вестник офтальмологии, 1992, т. 108, № 1, С. 18−21.
  152. А.В. Итоги и перспективы научных исследований по актуальным проблемам детской офтальмологии // Труды научно-практической конф., по-свящённой памяти Германа фон Гельмгольца. Москва, 1995 — С.83−101.
  153. А.В., Арестова Н. Н. Двадцатилетний опыт лечения врождённой глаукомы у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.-С. 61−64.
  154. Хватова A. B>-r Катаргина JI.А., Коголева JI.B., Дементьева Г. М., Новикова A.JI. Опыт диагностики и лечения активной ретинопатии недоношенных // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 90−93.
  155. А.В., Круглова Т. Б. Показания и оптимальные сроки удаления частичных врождённых катаракт у детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.—С. 32−35.
  156. А.В., Теплинская JI.E., Мазанова Е. В. Изменение гуморального иммунитета у детей с врождённой глаукомой // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 17−20.
  157. А.В., Зубарева Л. Н., Сидоренко Е. И., Мишустин В. В. Актуальные вопросы детской офтальмологии // Тезисы докл. VII Съезда офтальмологов России. Часть 1. Москва, 2000.- С. 311−317.
  158. А.В., Катаргина Л. А. Ретинопатия недоношенных // Наследственные и врождённые заболевания сетчатки и зрительного нерва I Под ред. Шамшиновой A.M.- М: Медицина, 2001.- С. 385−419.
  159. О.В. Клинические особенности наследственных катаракт у детей. Дисс. канд. мед. наук, М., 1986.
  160. О.В., Гинтер Е. К. Особенности медико-генетического консультирования семей с офтальмопатологией в популяциях с разной генетической структурой // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997-С. 8−12.
  161. А., Херцога И., Валейня С. Методы обследования и лечения ретинопатии недоношенных детей // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.—С. 100−102.
  162. В.М., Мартыновская JI.B. Результаты операций Андерсо-на-Кестенбаума и Кюпперса при врождённом нистагме за 10 лет // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997.-С. 100−273−274.
  163. К.Ч., Андреев A.JI. Детский травматизм и его профилактика. Алма-Ата, Казахстан. 1976. — 131 с.
  164. И.А., Стрижак Р. А. Итоги изучения" детского травматизма по данным клиники глазных болезней Волгоградского медицинского института // Вопросы офтальмологии. Сб. научн. работ, посвящ. памяти проф. Шарковского И. А., Волгоград, 1962. С. 7−13.
  165. Ф.З., Даукевич И. И., Корпачёва О. Г. Опыт изучения причин травм у детей, а организация их. профилактики на основании. специального учёта II Сб. научн. трудов: Профилактика и лечение травм у детей. Ленинград, 1983. С. 36−42.
  166. Э.М. К вопросу профилактики травм глаз у детей // Матер. 2-го Всеросс. съезда офтальмологов. М., 1968.-С. 112−113.
  167. JI.B., Сомов Е. Е. Статистический анализ инвалидизации детей с патологией органа зрения в Санкт-Петербурге // Актуальные вопросы детской офтальмологии. Москва, 1997 С. 284−285.
  168. Т.Ю. Методические и организационные основы совершенствования диспансеризации студентов: Дис.. канд. мед. наук. М., 1985:
  169. Л.В. Влияние тренировочных упражнений по Э.С. Аветисову К. А. Мац на рефрактогенез у школьников группы риска по миопии // Вестник офтальмологии, 1983.-№ 5, — С. 58−60.
  170. Н.А., Пескова Л. И., Каленич Л. А., Воложенина О. П. и др. Причины низких визуальных исходов при проникающих ранениях переднего отдела глаза // Тез. докл. УШ съезда офтальмологов УССР. — Одесса, 1990. -С. 62−63.
  171. Ярцева И С., Хватова А. В., Ильин С. Е. Травмы глаз у детей и их профилактика. В кн.: Травмы глаз. М., 1964.
  172. Bass J. L., Mefha К. A. Developmental^ oriented safety surveys. Reported parental and adolescent practices // Clin. Pediatr. 1980. — Vol. 19,1 5. — P. 350−356.
  173. Bass J. L., Mehta K. A., Eppes В. M. Whatschool children need to learn obout injury prevention//Publ. Hlth Rep. 1989. — Vol. 104, 1 4. — P. 385−388.
  174. Berger L. R. Childhood injuries: recognition and prevention // Curr. Probl. Pediatr. -1981. P. 1−59.
  175. Briziarelli L. Health education in Southern Europe. Hygie, 1987, 6, 1 2, 10−11.
  176. Colin Y. Health education for the school. Aged child. Hygie, 1987, 6, 1 3, 3−3.
  177. Dalton K. Childrens hospital admissions and mother «s menstruation // Brit. Med. J., 1970. 1 4. — P. 27−28.
  178. Davis H.F., Schletty A. V., big R. Т., Wienner R.Y. The objectives for the nation for injury prevention: a progress review // Public Health. Rep. 1984. Vol. 99, 1 1. -P. 10−23.
  179. Drinovec J., Rode M., Opacic S. Preventiva v medicini. Zdrav. vesta., 1988, 57,1 3, 77−80.
  180. Edwards L. H. The school nurse"s role school-based clinics. J. Sch. Hlth., 1987, 57,1 4, 157−159.
  181. Fielder A., Quinn G. Evidently, evidence based // Br. J. Ophthalmol.- 1996.-Vol. 80.-P. 273−274.
  182. Gass I.D.M. Sympathetic Ophthalmia following vitreoctomy // Amer. J. Ophthalmol., 1982, v. 93, tL 5, p. 552−558.
  183. Goss D.A. Cessation age of childhood myopia progression // Ophthalm. phys. optics, 1987, 7, № 2, 195−197.
  184. Helset A., Botten G. Local action groups in prevention of child accidents // Scand. J. soc. Med. 1989. — Vol. 17. — 1 2. — P. 129−133.
  185. Hill-White D., Christansen H. T. The declining status of school nurses in New York. J. Sch. Hlth, 1987, 57,1 4, 137−143.
  186. Jahrig K. Pravention im Kindes- und Jugendalter // Arzt. Jugendk., 1988, 79, 1 3, 140−148.
  187. Jeras J. Pomen pediatricne preventive za zdravje odras lega // Zdrav. vestn., 1988, 57,1 3, 81−84.
  188. Jones I. G. The child accident repeater: a review // Clin. Pediatr., 1980. 1 19. -P. 284−288.
  189. Kolbe L. J. International policies for school health programmes. Hygie, 1987, 6/3, 7−11.
  190. Lamarre M. C. All about the IUHE. IUHE structure // Hygie, 1987,1 2, 5−6.
  191. Liddy B.S.L., Stuart I., Sympathetic Ophthalmia in Canada // Canad. J. Ophthalmol., 1972, v. 7, n. 2, p. 157−159.
  192. Mainard R., de Berranger P., You-Joly M. F. L. Enfant et le jouet Ann. Pediatr., 1988, 35,1 6, 413−420.
  193. Matheny A. P., Brown A. M., Wilson R. S. Behavioral antecedents of accidental injuries in early childhood: a study of twins // J. Pediatr, 1971. Vol. 79, P. 122−124.
  194. Moreira С. A., Debert-Ribeiro M., Belfort R. Epidemiological study of eye injuries in Brazilian children //Arch. Ophthalmol., 1988, 106, 1 6, 781−784.
  195. L. В., Wilson Th. W., Ieffers I. B. Eye injuries in childhood demography, etiology, and prevention // Pediatrics. 1989. — Vol. 84,1 3. — P. 438−441.
  196. Nissenkorn I., Kremer L., Gilad E., Cohen S., Ben-Sira Y. «Rush» type retinopathy of prematurity: Report of three cases. Brit. J. Ophthalmol., 1987, 71, № 7, 559−562.
  197. Nitzschmann L., Reinhardt H., Preurs V. Zum Gesundheitsverhalten von Schulern der Klassen 5 bis 10. Z. ges. Hyg., 1988, 34, 1 11, 638−640.
  198. Onluc C., Gedler B. Unfalle im Obschulalter // Sozialpadiatrie, 1980. Vol. 2, '2.-P. 74−77.
  199. Pockrand P., Noumann G., Probst P. Ergebnisse der Behandlung perforieren-der Augenverletzungen. Klin. Mbl. Augenheilk., 1974, 165, 3, 419−426.
  200. Popov V. F. Health education in the East. Hygie, 1987, 6,1 2,11−12.
  201. Ridell A. M. School health services as prescribed and practised Do they correspond? // Scand. J. soc. Med. — 1989. — Vol. 17. — 1 1. — P. 85−91.
  202. Schmidt D., Bernsdorff A. Augenverletzungen in Kindesalter // Padiatr. Prax. -1989.-Bd. 39,1 2. S. 291−304.
  203. J. R., Maddocks G. В., Brown B.M. Childhood accidents an endemic of epidemic proportion // Arch. Dis Child, 1981. — Vol. 56, 1 3. — P. 225−227.
  204. Szekely L. Elet biztonsad a csaladban // Egeszsegne veles, 1986. — Vol. 27, 1 6. — P. 247−250.
  205. Tones K. The methodology of health education // J. Roy. Soc. Med., 1986. 1 13.-P. 5−7.
  206. Vir S. School health education programmes in India. Hygie, 1987, 6,' 3,12−16.
  207. Waddy P. M. Causes and effects of eye injuries in children. Austr. J. Ophthalmol., 1984, 12,1 3, 245−251.
  208. Wood N., Whitfield M., Bailey D. How do general practitioners view their role in primary prevention? Hlth. Ed. J. 1989. — Vol. 48, 1 3. — P. 145−149.
Заполнить форму текущей работой