Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Банковская система и ее роль в национальной экономике

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о ликвидности кредитной организации в практической плоскости не возникает до тех пор, пока банк своевременно проводит платежи — собственные и клиентские. Не случайно ликвидность так часто отождествляют с платежеспособностью банка. Вместе с тем, важнейшей функцией ликвидности банка выступает его способность своевременно удовлетворить пожелания вкладчиков изъять свои депозиты, а также… Читать ещё >

Банковская система и ее роль в национальной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования Республики Беларусь УО «Полоцкий государственный университет»

Кафедра экономической теории Курсовая работа по Макроэкономике Тема: «Банковская система и ее роль в национальной экономике»

Выполнила студентка группы У-12-БКз-4

Заведеева Марианна Игоревна

№ зач.кн.: У11 250 108 191

Проверила Женькова Инга Владимировна Новополоцк 2013

1. БАНКОВСКАЯ СФЕРА: НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Банковская система и Центральный банк страны

1.2 Банковские операции и проблема ликвидности коммерческих банков

1.3 Регулирование банковской деятельности

2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Банковская деятельность в Республике Беларусь и ее регулирование на современном этапе

2.2 Перспективы развития банковской деятельности в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система — это сердце хозяйственного организма любой страны.

Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной рои не звучит с должной убедительностью. Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков — это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения.

В период перехода к рыночным отношения банки и вся банковская система играет особенно важную роль. От успешности и устойчивости ее функционирования зависит результат всех рыночных преобразований. Отсюда актуальная необходимость государственного регулирования банковской деятельности в сфере реализации экономической политики.

Этим и объясняется актуальность данной темы.

Объектом исследования является экономическая система национального государства, предметом — ее банковская сфера и государственное регулирование деятельности банковской сферы.

Целью курсовой работы является изучение банковской системы, деятельности банков в Республике Беларусь и основные направления и методы ее регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретический аспект строительства банковской системы;

— рассмотреть место и роль Центрального банка;

— определить виды, функции, операции, коммерческих банков;

— изучить проблему ликвидности банков;

— проанализировать банковскую деятельность в Республике Беларусь и ее регулирование;

— определить перспективы развития банковской деятельности в Республике Беларусь.

В работе над темой были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, в том числе учебники и учебные пособия. Использовались официальные правовые и нормативные документы. Сведения о функционировании банков в современных условиях широко представлены на официальном сайте Национального банка Республики Беларусь.

В работе также были использованы статистические материалы, опубликованные в специальных изданиях, статьи периодических экономических изданий, Интернет-ресурсы.

1. БАНКОВСКАЯ СФЕРА: НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Банковская система и Центральный банк страны

Национальная банковская система — совокупность кредитных институтов, специальных организаций и компаний, создающих средства платежа, аккумулирующих свободные денежные средства и представляющих их в распоряжение хозяйствующих субъектов в соответствии с установленными правилами. 10, с.416]

Принято выделять несколько возможных вариантов структуры национальной банковской системы:

а) абсолютно централизованная банковская (монобанковская) система, которая характерна для административно-командной экономики;

б) децентрализованная единая унитарная банковская система (например, Федеральная резервная система США);

в) двухуровневая или трехуровневая банковская система, присущая в современных условиях большинству стран с рыночной экономикой.

В последнем варианте, который применительно к условиям Беларуси представляет особый практический интерес, первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны; второй составляют коммерческие банки; третий — различные небанковские кредитно-финансовые организации.

Исторически возникновение центральных банков (далее — ЦБ) связано с установлением государственной монополии на регулирование банковской системы и с централизацией эмиссии денег. Не случайно такие центральные или главные банки страны называются эмиссионными. Следует подчеркнуть, что первоначально функции ЦБ закреплялись не только за государственными, смешанными или акционерными банками, но и за крупными частными банками. Повышение требовательности к надежности таких банков, возрастание ответственности и усиление связей с правительством привели к тому, что в дальнейшем подавляющее большинство особо важных частных банков было национализировано (Англия, Франция). Сегодня центральные банки чаще всего функционируют как государственные (ФРГ, Россия), реже как акционерные общества (ФРС США) или смешанное предприятие с участием частного капитала (Япония).

Как правило, в каждой стране выделяется один центральный банк. Главный банк функционирует как орган государственного управления, призванный регулировать денежно-кредитную систему страны и координировать деятельность всей национальной банковской системы.

Независимо от принадлежности капитала ЦБ самым тесным образом связан с государством, является банкиром правительства, его кассиром, кредитором и агентом, а также финансовым консультантом (5, с.72).

Обычно национальный (центральный) банк подчиняется законодательному органу власти, а не правительству, является юридически самостоятельным. Его деятельность регулируется специальным законом, который закрепляет за ним достаточно широкую автономию и конкретные полномочия по организации и регулированию денежно-кредитных отношений. При этом важнейшее значение имеет реальная независимость ЦБ в процессе достижения основной цели денежно-кредитной политики и в выборе необходимого для этого инструментария. Реальная независимость дает ЦБ возможность быть свободным от влияния политической конъюнктуры и поддерживать стабильность национальной валюты. Но сохранение такой независимости предполагает наличие доверия и поддержки со стороны населения, обеспечение прозрачности деятельности.

Определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности. 10, с.418]

Стратегическая задача Центрального банка страны — обеспечение устойчивости национальной денежной единицы на внутреннем и внешнем рынках, исключение инфляции и девальвации национальных денег из-за монетарных факторов. ЦБ должен выступать гарантом стабильности денежно-кредитной и финансовой системы, проводить сбалансированную денежно-кредитную политику.

Под обеспечением валюты понимается: а) стабильность ценности денег внутри страны; б) стабильность внешней ценности национальной валюты. Первое обнаруживается через уровень цен и инфляцию, второе — через обменный курс.

В достижении целей экономической политики Центральный банк поддерживает правительство страны, если только этим не ставится под угрозу достижение главной цели — стабильность цен внутри страны (3, стр. 457).

Решая главную задачу, ЦБ страны выполняет соответствующие функции:

* проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

* валютное регулирование;

* выполнение функций центрального депозитария;

* организация и осуществление валютного контроля;

* организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

* консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента;

* государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;

* выдача лицензий на осуществление банковских операций;

* надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;

* регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

* регулирование кредитных отношений;

* осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;

* установление правил проведения банковских операций и обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе;

* определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов и ответственности за их нарушение;

* эмиссия денег;

* разработка платежного баланса;

* создание и накопление золотовалютных резервов;

* осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка;

* регистрация эмиссии ценных бумаг банков;

* проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;

* инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования. 12, с.185−186]

За центральным банком страны, как представителем государства в денежно-кредитной сфере, законодательно закрепляется монополия на эмиссию банкнот — общенациональных кредитных денег.

В отличие от коммерческих банков ЦБ до минимума сводит прямые контакты с населением и предприятиями. Его основными клиентами выступают именно коммерческие банки и правительство. Поэтому не случайно ЦБ страны называют «банк банков». Главный банк страны принимает на хранение кассовые и прочие (избыточные, обязательные) резервы коммерческих банков. Одновременно он же выступает для них «кредитором в последней инстанции», т. е. кредитором на крайний случай, создает и обслуживает специальную систему рефинансирования.

ЦБ как «банк банков», осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков, обеспечивает надежность и безопасность функционирования кредитных учреждений, стабильность всей банковской системы. Выполняя данную функцию, ЦБ выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (ценные металлы, ценные бумаги, валюта и т. д.), осуществляет проверку и анализ финансовой отчетности.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях наличие такого надзора со стороны ЦБ является общепризнанным требованием в мировой практике, осуществляется строго по международным стандартам. От качества надзора за банковской сферой со стороны «банка банков» во многом зависят перспективы привлечения в страну иностранных инвестиций, не в последнюю очередь — кредитный рейтинг государства.

Одной из задач контроля со стороны ЦБ выступает своевременное выявление возникающих у банков проблем, для чего разрабатывается и используется система раннего выявления проблемных банков и применения к ним мер надзорного реагирования.

Первоочередные объекты контроля со стороны ЦБ подсказывает сама жизнь. Так, активизация ЦБ по расширению трансграничного контроля в целях обеспечения контроля операций банков за рубежом, в оффшорных зонах и т. д. связана с активизацией внешнеэкономической деятельности.

ЦБ страны несет ответственность за состояние национальной платежной системы, организует межбанковские расчеты, выступает расчетным центром для всей национальной банковской системы.

Все операции ЦБ страны условно можно разделить на пассивные и активные.

К основным пассивным операциям ЦБ относятся эмиссия банкнот, депозитная эмиссия, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, а также операции по образованию собственного капитала.

К основным активным операциям ЦБ относятся учетно-ссудные операции, вложения в ценные бумаги, операции с золотом и иностранной валютой, преследующие получение соответствующего дохода. 10, с.421]

Следует отметить, что в современной практике ЦБ высокоразвитых стран определилась тенденция резкого сокращения объемов прямого кредитования правительства за счет средств самого ЦБ. Наоборот, основными кредиторами государства под залог ценных бумаг чаще всего выступают коммерческие банки, частные финансовые компании и население страны.

Таким образом, Центральный банк страны, выполняя свои функции, регулирует деятельность всей банковской системы в соответствии с проводимой государством экономической политикой.

1.2 Банковские операции и проблема ликвидности коммерческих банков Коммерческий банк (от итал. commerce — торговля, деловой) выступает юридическим лицом, выполняет соответствующие операции, получает прибыль и уплачивает налоги.

К основным функциям коммерческих банков относят:

— привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и срочные вклады;

— предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды на условиях платности, срочности и возвратности;

— осуществление расчетов и т. д.

Приоритетная функция коммерческих банков — мобилизация и концентрация свободных денежных средств. От этого зависит количество средств, которые в основном путем кредита (а также других операций) включаются в процесс воспроизводства. Коммерческий банк, заимствуя свободные денежные средства своих клиентов, берет на себя обязательство по обеспечению их своевременного возврата. Внесенные денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента.

Предоставление кредита — наиболее значимая банковская функция. Она относится к традиционным видам банковских услуг. Возвратная форма кредита позволяет перераспределять денежные средства многократно. Необходимость использования банковского кредита вызывается кругооборотом фондов предприятий в воспроизводственном процессе. Кроме того, кредит является основным источником получения банками прибыли.

Денежные расчеты и платежи по хозяйственным сделкам занимают значительную часть операционного времени банковского персонала и являются значимыми функциями банковской системы. Своевременное проведение расчетных операций позволяет без остановок осуществлять процесс расширенного воспроизводства, что возлагает большую ответственность на коммерческие банки за своевременное проведение платежей.

Можно выделить еще одну функцию коммерческих банков: выпуск кредитных средств обращения. Правда, она присуща только банкам развитых стран. Коммерческие банки выполняют и такую функцию, как консультирование и предоставление экономической и финансовой информации. С этой целью они концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для хозяйствующих субъектов. 23, с.305−306]

В зависимости от функций, выполняемых коммерческими банками, операции, осуществляемые ими, можно разделить на следующие группы: пассивные, активные, посреднические (забалансовые). Первые две группы занимают наибольший удельный вес среди операций коммерческих банков и приносят наибольшую прибыль.

Операции по мобилизации свободных денежных средств, а также по формированию собственного капитала банка принято называть пассивными.

К пассивным операциям относят также открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов, выпуск собственных ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов), получение межбанковских и централизованных кредитных ресурсов, операции типа РЕПО и т. п.

В современных условиях собственный капитал банка обычно составляет 10−15% от его ресурсной базы. Основная часть банковского капитала приходится на позаимствованные денежные средства, которые в свою очередь состоят из привлеченных и заемных средств. (Приложение А).

Привлеченные денежные средства (депозитные ресурсы) — это денежные средства клиентов банка, т. е. юридических и физических лиц, которые в данном банке имеют соответствующие счета. Не случайно пассивные операции банка, связанные с привлечением денежных средств в наличной или безналичной форме, называются депозитными.

Остатки денежных средств домашних хозяйств имеют общее название — вклады. Вклады населения вносятся на сберегательные счета, делятся на вклады до востребования и срочные вклады (срочные депозиты).

Такая же градация денежных вкладов по срокам их размещения применима и для юридических лиц. Денежные средства, находящиеся на текущих (расчетных) счетах клиентов, рассматриваются банком как «короткие деньги». Ежедневно они используются для расчетов и текущих платежей клиентов. На эти счета поступает выручка от реализации продукции. Поэтому остатки «коротких денег» в течение дня могут существенно изменяться. От их пополнения и расходования зависит своевременность расчетов клиента банка с партнерами. Общая сумма таких оперативных остатков денежных средств обычно резервируется банком на корсчете в ЦБ страны. С учетом тех бесплатных услуг, которые банк оказывает клиенту по ведению его расчетного счета, оперативные остатки «коротких денег» принято рассматривать как бесплатные ресурсы.

На практике хозяйствующие субъекты размещают в банке денежные средства целевого назначения. Например, амортизационный фонд, фонд развития производства, денежные средства для сезонной закупки сырья и т. д. Такие временно свободные денежные средства есть резон оформлять как срочные депозиты.

В ресурсной базе любого коммерческого банка выделяются денежные средства (капитал), которые привлекаются с денежного рынка. В таких случаях уже сам коммерческий банк выступает в роли скромного заемщика достаточно дорогих денежных ресурсов.

Прежде всего, следует выделить межбанковские кредиты (кредиты межбанковского рынка — МБК). Их источником выступают временно свободные средства других коммерческих банков.

Еще один «неиссякаемый источник» заемных средств — это ЦБ страны, который в таких случаях выступает в роли «кредитора в последней инстанции». ЦБ заинтересован в поддержании на должном уровне кредитного потенциала национальной банковской системы и ее ликвидности, поэтому выполняет операции по кредитованию коммерческих банков. 10, с.432]

Активные операции коммерческого банка — это операции по размещению денежного капитала с целью получения дохода и поддержания платежеспособности банка.

Определенную часть капитала банк вынужден использовать для приобретения имущества (здания, транспорт) и специального оборудования, участков земли, а также для строительства инфраструктуры (гаражи, хранилища, линии связи). Это — так называемые «активы, не приносящие дохода», которые используются для обустройства банковского дела. С коммерческих позиций они не украшают баланса банка, так как не приносят прибыли. Поэтому любой банк стремится их минимизировать. Оставшаяся часть денежного капитала (т. е. за минусом активов, не приносящих дохода) в свою очередь делится на две основные части. (Приложение Б).

Одна часть (высоко ликвидная) постоянно используется в системе платежей, в виде денежных остатков находится в кассах банка (наличные) и на корреспондентских счетах (ЦБ, крупный банк страны и т. п.).

Другая часть активов (доходные активы) непосредственно используется для осуществления активных операций: кредитование клиентов, валютные операции, приобретение ценных бумаг государства — за собственный счет или за счет средств клиентов.

Коммерческие банки выполняют и посреднические операции. Их называют также забалансовыми, так как они не являются ни активными, ни пассивными и не отражаются в балансовых банковских счетах. К забалансовым относят две группы операций.

Первую группу составляют финансовые и биржевые услуги: управление пакетами акций, консультации, помощь в слиянии. Преобладающими являются трастовые операции — операции по доверительному управлению имуществом и фондовыми ценностями. Суть их заключается в том, что фирма заключает с банком трастовое соглашение, в соответствии с которым банк обязуется управлять доверенными ему средствами разумно и с прибылью для владельцев. За эту услугу банк получает свою долю прибыли.

Кроме трастовых к забалансовым операциям относят: консалтинг — сферу услуг со стороны банка, заключающуюся в предоставлении консультаций другим коммерческим предприятиям; обмен валюты — продажу и покупку валюты либо для собственного использования, либо по поручению клиентов; охрану ценностей клиентов в специальных сейфах для хранения.

Ко второй группе забалансовых операций относят гарантийные услуги банка. Они включают, во-первых, операции, в которых банк выступает гарантом своего клиента; во-вторых, операции, связанные с брокерским делом, т. е. с покупкой-продажей ценных бумаг по поручению клиента. Наиболее распространенными операциями этого вида являются фьючерсные операции — операции по купле-продаже условий будущих контрактов с фиксацией их сроков, а также опционы — получение права на совершение будущей сделки. 23, с.308]

В современной банковской практике в качестве основных видов доходов выделяются:

1) процентные доходы по средствам, размещенным в других банках (включая центральный банк);

2) процентные доходы по кредитам клиентам;

3) доходы по ценным бумагам;

4) комиссионные доходы по операциям;

5) прочие банковские доходы, включая уменьшение резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

Практика показывает, что в стабильных макроэкономических условиях в качестве основных факторов роста доходов банка выступают:

а) наращивание ресурсной базы банка и активов банка;

б) увеличение доли «работающих активов»;

в) оптимизация структуры активов с позиций максимизации доходов (при сохранении достаточной ликвидности);

г) повышение качества и доходности кредитного портфеля, сокращение удельного веса проблемных и сомнительных кредитов.

Кредитование является одной из основных банковских операций, связанных с обслуживанием клиентов. Поэтому и процентные поступления занимают видное место в структуре банковских доходов.

Анализ процентной политики банка проводится в разрезе долгосрочного и краткосрочного кредитования. Отдельно выделяются операции в национальной и иностранной валюте.

Практика показывает, что основными статьями себестоимости банковских услуг являются процентные расходы (55−60% от общих затрат), связанные с мобилизацией денежных средств (привлеченные и заемные средства), а также операционные расходы.

Стабильное привлечение дешевых ресурсов позволяет сократить расходы и повысить прибыльность банка. Как правило, кредитной организации приходится одновременно работать с денежными средствами, которые имеют разную «стоимость привлечения». Чем ниже удельный вес дорогих ресурсов, тем прочнее финансовое положение банка. Проблемы с текущей ликвидностью зачастую обусловливают необходимость привлечения так называемого платежного кредита (заемные средства) на менее выгодных условиях. Источником такого кредита выступают, как правило, дорогие средства межбанковского рынка.

Следует отметить, что стоимость привлеченных ресурсов в свою очередь определяет процентную политику банка при кредитовании клиентов. Дорогие ресурсы обусловливают появление дорогих кредитов банка.

Операционные расходы представляют своеобразное «финансовое бремя» банка. Это по своей сути постоянные издержки банковской деятельности (содержание аппарата, эксплуатация помещений, амортизационные отчисления). Сюда же относятся штрафы, пени и неустойки, отчисления в резервы под сомнительную задолженность клиентов и т. д.

Основным экономическим показателем, характеризующим в концентрированной форме результаты деятельности банка, выступает прибыль.

Прибыльность кредитной организации обеспечивается лишь в том случае, когда выполняется условие: TR > ТС, т. е. когда доходы превышают общие издержки производства (текущие расходы или себестоимость).

При определении конечного результата важно сопоставить массу прибыли и тот объем ресурсов, который пришлось задействовать при достижении конечного финансового результата. Соотношение между массой прибыли и «затратами» (ресурсами) отражают показатели рентабельности (рентабельность банковской деятельности; рентабельность капитала, рентабельность собственного капитала и т. д.).

В современных условиях деятельность банка предполагает сохранение на должном уровне доверия к нему со стороны населения, хозяйствующих субъектов и общества в целом. Государство наделяет банки монопольным правом привлекать на соответствующие счета свободные денежные средства населения и предприятий. Однако при этом на банки возлагается ответственность за соблюдение интересов кредиторов и вкладчиков. Поэтому банк должен быть способным в любой момент рассчитаться по своим денежным обязательствам. Все это выдвигает конкретные требования по обеспечению ликвидности банка и всей банковской системы.

Ликвидность (от лат. liguidos — жидкий, текущий) есть способность банка свободно и без особых затрат переводить активы из одной формы в другие, более приемлемые их разновидности и тем самым выполнять обязательства клиентов по возврату позаимствованных у них денежных средств.

При определении степени ликвидности банка учитывается соотношение объема обязательств банка и требований банка к его же заемщикам. Кредитная организация может считаться ликвидной, если сумма свободных денежных средств (касса, корсчет, резервные фонды и т. п.), а также объем и качество состояния других активов банка достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств.

Вопрос о ликвидности кредитной организации в практической плоскости не возникает до тех пор, пока банк своевременно проводит платежи — собственные и клиентские. Не случайно ликвидность так часто отождествляют с платежеспособностью банка. Вместе с тем, важнейшей функцией ликвидности банка выступает его способность своевременно удовлетворить пожелания вкладчиков изъять свои депозиты, а также создание у кредиторов банка полной уверенности в том, что коммерческий банк в полном объеме выполняет свои обязательства по сохранности и возврату заемных средств на платной основе. Способность к ликвидности проявляется и через способность банка обслуживать в полном объеме открытые кредитные линии, удовлетворять дополнительный денежный спрос клиентов, выступать активным и полноценным агентом на рынке финансовых средств.

Исходным пунктом развития общей теории управления ликвидностью баланса банка выступает требование обеспечивать полное соответствие структуры активов и пассивов по срокам.

«Золотое банковское правило» гласит: величина и сроки финансовых требований банка (активов) должны соответствовать размерам и срокам его обязательств.

Надо признать, что на практике данное правило лишь учитывается, но реально в полном объеме не выполняется. Дело в том, что коммерческий банк как посредник на рынке денежного капитала для того и создается, чтобы концентрировать соответствующие риски, трансформируя сроки и размеры денежных вкладов, на одном полюсе, в соответствующие кредитные и другие инвестиционные вложения, т. е. превращая «короткие» деньги в «длинные».

Считается, что к внешним обстоятельствам ликвидности в первую очередь относятся так называемые системные факторы, на присутствие которых конкретный коммерческий банк не в состоянии повлиять. Так, например, в качестве внешних условий функционирования должны восприниматься регулирующее воздействие со стороны ЦБ, а также состояние национальной платежной системы, валютного рынка, рынка ценных бумаг, госбюджета, платежного баланса страны, кредитного рейтинга страны и т. д. Внешний компонент ликвидности банка проявляется, прежде всего, через наличие возможности обратиться за ресурсной поддержкой к ЦБ или на межбанковский рынок. 4, с.20]

Таким образом, суть банковской деятельности заключается, с одной стороны, в привлечении и заимствовании свободных денежных средств домашних хозяйств и юридических лиц, а с другой — в выдаче денежных средств тем, кто в них нуждается. Безусловно, в долг — т. е. на условиях платности, возвратности и срочности. Банк в рыночных условиях быть стремится максимизировать прибыль и минимизировать степень соответствующих рисков.

Результаты деятельности банка как рыночного посредника зависят от состояния всей банковской сферы, особенно от состояния дел у банков-контрагентов, от финансового положения клиентов. В итоге банк вынужден концентрировать у себя рыночные риски, испытывает прямое влияние экономической политики государства, оказывается под воздействием трансформирующегося общественного сознания.

Быть амортизатором всех этих рисков — основное предназначение ликвидности банка. Управление ликвидностью означает минимизацию разными способами наступления неблагополучной ситуации (риска) и тех издержек, которые связаны с поддержанием запаса ликвидности на должном уровне.

1.3 Регулирование банковской деятельности Регулирование банковской деятельности в разных странах имело существенные отличия, обусловленные несколькими факторами.

Во-первых, исторический фактор: различный уровень и характер экономического развития требовал неодинакового подхода к вопросам регулирования банковской деятельности.

Во-вторых, политический фактор: благоприятный режим банковского регулирования использовался как инструмент привлечения иностранных банков в национальную экономику и, как следствие, увеличения притока иностранных капиталовложений. Однако усилившаяся интернационализация банковского бизнеса и ускоренная интеграция финансовых рынков в целом как объективные процессы в развитии международных экономических отношений обнаружили тот факт, что различия в правовом регулировании банковской деятельности могут привести к серьезным потрясениям рынок финансовых услуг. Государства стали осознавать, что угроза их финансовой стабильности исходит не только от потенциального краха крупных банковских институтов внутри страны, но и от возможного краха иностранных банков, функционирующих за пределами национальной юрисдикции.

Таким образом, можно утверждать, что решающим фактором, оказавшим влияние на развитие международного сотрудничества государств в области регулирования банковской деятельности, выступил объективно обусловленный процесс ее интернационализации.

В последние несколько десятилетий в индустрии банковских и финансовых услуг произошла настоящая революция. Традиционная банковская деятельность, ориентированная на внутреннее кредитование, к концу 90-х годов XX века уступила место поистине международному рынку капиталов, в котором крупный заемщик может получить кредит от неограниченного числа банков, функционирующих на территории многих государств, выраженный в любых денежных единицах и использующий любые финансовые инструменты. Интернационализация банковской деятельности оказала решающее влияние на развитие ее регулирования еще и потому, что государства признали невозможность эффективного осуществления банковского надзора в рамках национальной юрисдикции без широкого доступа к информации о деятельности иностранных филиалов национальных банков и их дочерних предприятий за рубежом. Такой доступ может быть обеспечен только путем тесного сотрудничества между органами банковского надзора разных государств. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что именно международная банковская деятельность обусловила появление обособленного нормативного комплекса мер в рамках международной банковской системы, цель которого заключается в достижении международносогласованных стандартов банковского регулирования. 6, с.18]

Банковская деятельность как основной элемент функционирования банковской системы любого государства является объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это объясняется теми характеристиками банков, которые объективно присущи им и определяют их положение в качестве ключевых элементов как банковской, так и финансовой систем. В зарубежной юридической науке выделяют три таких характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимости; основанность на легко изымаемых денежных средствах и недостаточость. Именно эти характерные особенности банков неустойчивость банковской системы и ее уязвимость к потенциально возможному кризису и краху.

Таким образом, банковское регулирование можно рассматривать как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (например, центральным банком в виде инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), которые имеют своей целью ограничение банковской активности и главным образом банковских операций. Из этого определения следуют как минимум три вывода:

— во-первых, регулирование представляет собой не что иное, как ограничение, поэтому конкурентная борьба в банковском секторе экономики проходит в исключительно жестко заданных параметрах и границах, в силу чего о свободной конкуренции как атрибуте рыночной экономики приходится просто забыть;

— во-вторых, регулирование, имеющее по своей сути экономическую природу, всегда заключает в себе элемент внеэкономического принуждения, который и позволяет поддерживать заданные параметры конкурентной борьбы;

— в-третьих, наиболее важной формой регулирования выступает правовая форма, когда регулирование осуществляется от лица государственно-властных структур. Именно эта форма наиболее эффективна в силу возможности применения государственного принуждения для ее реализации.

Кроме того, можно выделить два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное. Задачей валютного регулирования является проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задачей пруденциального регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов их вкладчиков.

Можно выделить две цели пруденциального регулирования:

1) защиту вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного краха каждого конкретного банка;

2) защиту банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха целого ряда банков.

Однако при этом пруденциальное регулирование не ставит своей задачей предотвратить крах каждого отдельно взятого банка. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту общественного (системного) интереса и в этом смысле носит макроэкономический характер. 6, с.20]

Цели пруденциального регулирования определяют его функции, которые, в конечном счете, выступают как оперативная форма реализации целей. В этом контексте, учитывая вышеизложенное и суммируя точки зрения, можно выделить три функции пруденциального регулирования банковской деятельности:

— превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности банков;

— защитную, призванную гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка;

— обеспечительную, призванную обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния, оказываемую центральным банком как кредитором последней инстанции.

Превентивная функция выступает как ключевая функция пруденциального регулирования банковской деятельности. Главная цель, на реализацию которой направлена данная функция, заключается в ограничении операций банков, несущих высокую степень риска, для того чтобы уменьшить потенциальную возможность краха банков и тем самым предотвратить кризис банковской системы в целом. Можно выделить три аспекта превентивной функции, достаточно полно раскрывающих ее содержание. Именно в них проявляется регулятивное воздействие государства на банковский сектор экономики. При этом государственное регулятивное воздействие неизбежно принимает форму определенной государственной политики, так как осуществляется посредством принятия нормативно-правовых актов соответствующими компетентными органами государства:

1) введение ограничений для субъектов экономической деятельности, желающих заняться банковским бизнесом, в форме их обязательной государственной регистрации и лицензирования, которые содержат целый ряд жестких требований специального характера, адресованных таким субъектам;

2) формулирование минимальных экономических стандартов банковской деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и платежеспособности банков, которые определяют основные параметры их функционирования и тем самым сдерживают их излишне рискованную активность;

3) осуществление надзора за соответствием деятельности банков предписанным экономическим стандартам с целью контроля за стабильностью и надежностью функционирования банковской системы в целом.

Наиболее важным содержательным аспектом превентивной функции пруденциального регулирования выступает формулирование минимальных экономических стандартов банковской деятельности, так как именно они являются объективным критерием оценки стабильности и надежности каждого конкретного банка. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что пруденциальное регулирование банковской деятельности является одной из важнейших функций государства и осуществляется от его имени, как правило, органом специальной компетенции — центральным банком государства. 6, с.23−24]

Таким образом, государственное регулирование банковской деятельности — объективная необходимость. Оно осуществляется в двух видах: валютное и пруденциальное. Задачей валютного регулирования является проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задачей пруденциального регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов их вкладчиков.

2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Банковская деятельность в Республике Беларусь и ее регулирование на современном этапе На 1 января 2013 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 32 банка. Из них 27 банков являлись банками с участием иностранного капитала, в том числе 8 банков — со 100-процентным иностранным капиталом, еще 15 банков с участием иностранного капитала в уставном капитале более 50%. (См. приложение А) Кредитная политика банков направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах (рис. 2.1). Общий прирост требований банков к экономике в 2012 г. достиг 58 трлн. бел. руб. (прирост на 37%).

Рисунок 2.1 — Прирост требований банков к экономике

в Республике Беларусь.

Источник: [8, с. 4, рисунок 5]

Существенным фактором быстрого роста кредитования в условиях жесткой денежно-кредитной политики стало замещение рублевых кредитов валютными, которые составили 2/3 от общего прироста требований банков к экономике.(См. приложение Б).

Важным направлением кредитования оставалась финансовая поддержка экспорта. На развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств и услуг в 2012 г. было выдано кредитов на сумму свыше 70 трлн. бел. руб., в основном — в иностранной валюте. Однако, не всегда валютные ресурсы использовались эффективно. Почти половина (45%) валютных средств выдавалась на цели, не связанные с развитием экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Значительный объем ресурсов продавался заемщиками на валютном рынке для удовлетворения внутренних потребностей в рублевых средствах. 8, с.3]

Банковская система Республики Беларусь продолжает наращивание ресурсной базы. После небольшого спада в 2011гг. в дальнейшем наблюдается ее рост. За 2012 г. рост ресурсной базы составил 62 трлн. бел. руб. (24%), в основном — за счет депозитов физических и юридических лиц. В том числе срочные депозиты населения (см. рисунок 2.2) увеличились более чем в 1,5 раза — на 23 трлн. руб., что свидетельствует о доверии граждан к белорусским банкам.

Рисунок 2.2 — Динамика срочных депозитов населения.

Источник: [8, с. 4, рисунок 6]

В то же время качественные характеристики привлеченных средств не менее важны, чем количественные. Отдельного внимания заслуживает вопрос формирования длинных денег, и в первую очередь — за счет сбережений населения, капитализации прибыли, заработанной банками.

Основной формой сбережений являются срочные вклады. При этом они привлекаются банками на короткий срок — в основном до полугода. Только треть средств — на срок свыше года. Но даже в этих случаях в договоре, как правило, предусматривается возможность досрочного снятия депозитов без потери процентов. банковская система ликвидность В данных условиях приток рублевых вкладов носит неустойчивый характер и подвержен колебаниям курсовых ожиданий. В целом за 2012 год рублевые депозиты увеличились почти на 6 трлн. бел. руб., в значительной мере — за счет капитализированных процентов.(См. приложение В) В этой связи нельзя не сказать о высокой цене таких ресурсов. Никакая экономика не может выдержать затянувшегося периода «дорогих» денег.

На современном этапе развития банковская сфера Республики Беларусь характеризуется устойчивостью и рентабельностью (см. рисунок 2.3). Достаточность нормативного капитала составила в 2012 г. 20,8% (при нормативе 8%). Однако доля проблемных активов в активах растет и составляет 5,5%.

Рисунок 2.3 — Устойчивость банковского сектора Республики Беларусь Источник: [8, с. 5, рисунок 7]

Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь в 2012 г. была направлена на ограничение инфляции и стабилизацию ситуации на валютном рынке. Национальный банк ужесточил денежно-кредитную политику, сократив кредитную поддержку банков и значительно повысив цену поддержки ликвидности. Было приостановлено снижение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка. С 12 сентября ставка рефинансирования сохранялась на достаточно высоком уровне — 30% годовых. В результате совместно с экономическими мерами Правительства были достигнуты цели по инфляции и резервам, стоящие перед Национальным банком в 2012 г. (см. рисунки 2.4, 2,5).

На фоне гиперинфляционных процессов 2011 г. потребительские цены за 2012 г. выросли на 21,8% (при прогнозе 22%). Более высокими темпами росли регулируемые цены, что компенсировало их отставание в 2011 г. Уровень базовой инфляции, исключающей регулируемые цены, в 2012 г. бы существенно ниже — 17,1%.

Рисунок 2.4 — Инфляция в Республике Беларусь (декабрь к декабрю), %

Источник: [8, с. 4, рисунок 2]

В 2012 году вырос уровень золотовалютных резервов (рисунок 2.5) при своевременном и даже досрочном погашении валютных обязательств Правительства и Национального банка. За год резервные активы увеличились на 180 млн долл. США. Удалось также сохранить относительный уровень резервов, выраженный в месяцах импорта товаров и услуг. Это важный индикатор экономической безопасности и внешней устойчивости государства.

Рисунок 2.5 — Золотовалютные резервы Республики Беларусь Источник: [8, с. 4, рисунок 3]

Обменный курс белорусского рубля оставался устойчивым и ослабился: к доллару США — на 2,6% (до 8570 бел. руб. за долл. США); к евро — на 5% (до 11 340 бел. руб. за евро); к российскому рублю — на 8% (до 282 бел. руб. за российский рубль).

Банковский сектор в последние годы характеризуется также развитием системы безналичных расчетов. Удельный вес расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и электронных денег в розничном товарообороте увеличился с 9,5 до 13%. Однако, этого явно недостаточно. Банковские карточки по-прежнему используются населением в основном для снятия наличных денег (4/5 от общей суммы операций).

Таким образом, банковская система Республики Беларусь играет большую роль в регулировании экономических процессов. Национальный банк и коммерческие банки уделяют внимание таким вопросам как наращивания ресурсной базы банков, в том числе за счет долгосрочных ресурсов; ограничения роста нецелевого валютного кредитования и обеспечения доступности (по цене) рублевых ресурсов, повышения эффективности выдаваемых кредитов; повышения устойчивости банковского сектора; развития безналичных расчетов; повышения финансовой грамотности населения.

2.2 Перспективы развития банковской деятельности в Республике Беларусь Стратегия и основные задачи социально-экономического развития страны на ближайшие 5 лет были одобрены на IV Всебелорусском народном собрании. В соответствии с ними разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, которая предусматривает три взаимоувязанных направления развития:

* рост благосостояния и улучшение условий жизни населения;

* создание благоприятных условий ведения бизнеса;

* инновационное развитие и повышение конкурентоспособности экономики.

Решение поставленных задач будет осуществляться на основе новой экономической политики, предусматривающей изменение системы государственного управления экономикой. Предполагается переход к преимущественно экономическим методам регулирования, формирование конкурентной среды и укрепление института частной собственности, совершенствование мотивационных механизмов, расширение самостоятельности и усиление ответственности на местах, совершенствование системы налогообложения и переход на международные стандарты финансовой отчетности.

Существенную роль в экономическом развитии страны предстоит сыграть банковскому сектору. Решение этой задачи требует системного видения целей, задач и перспектив развития банков. В этой связи был подготовлен проект Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг. Данный документ определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.

Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

Применение инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будет направлено на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Основным принципом процентной политики останется поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность финансовых ресурсов для экономики. Национальный банк будет стремиться обеспечивать ставку однодневного рублевого межбанковского кредита (операционный ориентир) на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования.

С этой целью Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности: операции на открытом рынке (как основной инструмент регулирования текущей ликвидности банков), постоянно доступные и двусторонние операции, механизм усреднения резервных требований. Для повышения их эффективности планируется:

— расширить формы приемлемого обеспечения;

— распространить механизм усреднения на весь объем резервных требований;

— сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;

— совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования ликвидности и влияющих на нее факторах. 1, с.8]

Дальнейшее совершенствование системы регулирования банковских операций будет направлено на формирование условий для внедрения и развития передовых технологий и современных банковских продуктов на основе:

* расширения прав банков в установлении процедур проведения банковских операций, закрепляемых в локальных нормативных правовых актах;

* развития институтов обеспечения прав банков как кредиторов;

* повышения информированности клиентов банков о стоимости и содержании предоставляемых им услуг.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц. В целях развития жилищного кредитования предусматривается:

— совершенствование института ипотеки и ипотечных ценных бумаг;

— создание централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях;

— создание подменного фонда жилья и жилья для сдачи в аренду;

— разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг.

В рамках развития рыночных принципов в экономике ожидается совершенствование участия банков в кредитовании государственных программ. Участие банков, в том числе негосударственных, предполагается на конкурсной основе. По мере развития инфраструктуры финансового рынка, создания специализированных финансовых организаций роль банков в кредитовании государственных программ будет снижаться.

В рамках развития банковского надзора планируется совершенствовать пруденциальные требования и надзорные процедуры, повышать уровень всех составляющих надзорного процесса с учетом международных стандартов и лучшей мировой практики. Основными направлениями развития станут:

* повышение независимости принятия решений в рамках банковского надзора от иных функций государственного регулирования и контроля;

* дальнейшее внедрение риск-ориентированного надзора;

* повышение требований к допуску на рынок банковских услуг и обеспечение их соблюдения банками в процессе функционирования;

* совершенствование консолидированного надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов, трансграничного надзора.

Развитие платежной системы будет нацелено на обеспечение ее эффективного, надежного и безопасного функционирования, совершенствование работы с электронными платежными документами, увеличение безналичных расчетов в розничном товарообороте, расширение спектра и повышение качества платежных услуг, предоставляемых населению, развитие дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, телебанк, sms-банкинг, мобильный банкинг). Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов будет обеспечиваться на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени.

Основными целями развития информационных технологий в банковской системе будут повышение качества и увеличение количества банковских услуг, обеспечение их доступности независимо от территориальной принадлежности клиентов, а также повышение эффективности, надежности и безопасности функционирования информационных систем.

Приоритетным направлением развития системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках останется дальнейшее ее сближение с международными принципами, правилами и стандартами. Деятельность Национального банка будет направлена на подготовку общих методических подходов и принципов с предоставлением банкам права самостоятельно принимать решения по методике оценки, процедуре, оформлению и отражению операций.

Эффективному функционированию банковского сектора будет содействовать совершенствование профессионального образования кадров. Появление новых сложных финансовых инструментов, усиление конкуренции на рынке банковских услуг потребуют внедрения в практику международного опыта в сфере банковских технологий. Профессиональная подготовка специалистов банковской сферы должна быть тесно увязана с требованиями, предъявляемыми к современным финансовым институтам европейского уровня.

Решение задач по развитию банковской системы будет обеспечиваться с учетом широкого международного сотрудничества. Развитие отношений с группой организаций Всемирного банка и ЕБРР будет способствовать привлечению финансовых ресурсов для нужд микробизнеса, малого и среднего бизнеса, что является одним из приоритетов кредитования на предстоящие 5 лет. В рамках Единого экономического пространства следует ожидать снятия ограничений по трансграничному перемещению капитала, повышения доступа иностранных поставщиков банковских услуг на рынок страны и, как следствие, повышения конкуренции среди банков. 17]

С учетом указанных условий ожидаются следующие направления развития банковского сектора в 2011—2015 гг. В условиях роста конкуренции банкам необходимо предпринимать меры по снижению управленческих и организационных издержек, что будет способствовать снижению процентной маржи банков и повышению доступности финансовых ресурсов для экономики. Ожидается, что банки будут переходить на одноуровневую систему управления региональной структурой, осуществлять централизацию бухгалтерского учета, кадровой и правовой работы, снабжения в центральных подразделениях, преобразование филиалов и отделений в расчетно-кассовые центры и центры по оказанию банковских услуг. Также ожидается снижение концентрации посредством укрупнения и консолидации средних и небольших банков. Основной тенденцией останется функционирование универсальных банков.

Ожидается дальнейшее привлечение иностранного капитала в уставные фонды банков. Имеются условия для увеличения его доли в банковском секторе как минимум до 50%, в том числе через создание новых банков. Соответственно, снизится участие государства в акционерном капитале банков. Значительное привлечение иностранных ресурсов в банковский сектор обеспечит трансферт современных банковских технологий на отечественный рынок, расширит инвестиционные возможности банков.

Важным направлением развития банковского сектора должно стать расширение финансового посредничества банков за счет операций с акциями, облигациями, закладными и другими финансовыми инструментами, а также развитие института доверительного управления имуществом. Активность данных процессов будет зависеть от ряда условий, в том числе от интенсивности процесса приватизации и создания широкомасштабного частного сектора, обеспечения высокой привлекательности страны для долгосрочных инвестиций, развития и либерализации финансового рынка, диверсификации перечня объектов инвестирования при доверительном управлении имуществом.

Развитие новых сфер банковского бизнеса определяется также сроками создания в стране регионального (международного) финансового центра, который обеспечит более активное и целенаправленное привлечение иностранных инвестиций в виде финансовых ресурсов и технологий. 1, с.9]

В предстоящей пятилетке ожидается качественно новое развитие экономики на основе создания благоприятных условий ведения бизнеса и повышения ее инвестиционной привлекательности, что предусмотрено Директивой № 4 и Программой на 2011— 2015 гг. Со своей стороны банки должны максимально содействовать привлечению иностранных инвестиций в экономику. Дальнейшая активизация роли банков в наращивании экономического потенциала страны путем расширения финансового посредничества предполагает в течение 5 лет привлечь до 30 млрд долл. США от нерезидентов.

Ожидается, что за 2011—2015 гг. на фоне привлечения иностранных инвестиций банковский сектор значительно нарастит свой финансовый потенциал. Объем активов банков может увеличиться в 2,3 раза и достичь 85% к ВВП. В случае интенсификации процессов качественных структурных изменений в экономике, развития эффективного финансового рынка рост активов банковской системы может быть значительно выше (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 — Активы банков Республики Беларусь к ВВП к 2015 г.

Источник: [1, с. 9, рисунок 1]

Либерализация финансового рынка, формирование рыночной институциональной среды с развитыми финансовыми активами, снятие ограничений по трансграничному перемещению капитала позволят банкам в последующем активно выходить на национальные или международные рынки и предлагать широкий спектр банковских услуг, адекватный услугам европейских банков.

Сохранится важная роль внутреннего финансового рынка в активных операциях банков. Банковский сектор останется важнейшим элементом финансового рынка, обеспечивающим потребности быстро растущей экономики Беларуси необходимыми финансовыми ресурсами.

Ожидается, что требования банков к экономике за 2011—2015 гг. увеличатся в 2,7 раза и на конец 2015 г. составят не менее 70% к ВВП. В случае интенсификации экономических и финансовых преобразований требования могут увеличиться в 3,7 раза (до 90% к ВВП) (рисунок 2.7). 1, с.10]

Несмотря на расширение финансового посредничества за счет операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, важное место в активных операциях банков будет занимать кредитование. Наряду с существующими направлениями кредитной поддержки экспортно-ориентированных производств и инвестиционного кредитования в качестве приоритетных следует рассматривать финансирование проектов, направленных на изменение технологических основ производства, выпуск инновационной продукции, научно-исследовательские и конструкторско-технологические разработки, а также кредитование малого и среднего бизнеса. Банковское кредитование населения должно быть синхронизировано со сберегательным процессом. Развитие жилищного кредитования и диверсификация его форм на основе ипотеки должны сопровождаться внедрением строительных сбережений.

Рисунок 2.7 — Требования банков Республики Беларусь к экономике к ВВП к 2015 г.

Источник: [1, с. 10, рисунок 2]

Ожидается, что объем банковских услуг возрастет как минимум в 3,5 раза. Развитие рынка розничных банковских услуг, а также повышение спроса на различные их виды будут осуществляться по мере экономического роста страны и благосостояния населения. Банки с учетом сложившейся клиентской базы и инфраструктуры самостоятельно определят стратегические направления совершенствования данного сегмента банковского рынка.

В качестве основных направлений увеличения спектра розничных банковских услуг рассматриваются:

* развитие дистанционного обслуживания клиентов;

* предложение современных банковских продуктов, в том числе комплексных;

* перевод клиентов на самообслуживание;

* внедрение современных стратегий продаж;

* повышение качества услуг посредством их модификации и освоения новых сегментов рынка, включая ипотечное кредитование, операции с ценными бумагами, драгоценными металлами и камнями и другие.

Повышению качества услуг будут способствовать внедрение корпоративных систем управления качеством, поддержание имиджа банка.

Развитие банковского сектора страны должно осуществляться одновременно с повышением устойчивости его функционирования. Быстрое наращивание активов банковской системой не должно сопровождаться ухудшением их качества. По итогам пятилетки доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не должна превышать 4%.

Одновременно для адекватного покрытия рисков банкам следует обеспечить прирост нормативного капитала, соответствующий увеличению активных операций. С учетом прогнозных параметров развития банковского сектора за 2011—2015 гг. нормативный капитал банков должен увеличиться в 2,2—2,4 раза — до уровня не менее 12% к ВВП. 20]

Важнейшее значение в деятельности банков будет играть формирование, внедрение и развитие системы управления рисками. Одновременно необходимо совершенствовать корпоративное управление в банках. Важным инструментом формирования высокоэффективного и оперативного риск-менеджмента должно стать создание автоматизированных систем управления рисками.

Осуществление комплексных преобразований внутренних систем управления и контроля позволит банкам обеспечивать устойчивое функционирование и поддерживать высокую степень доверия со стороны клиентов и партнеров.

Дальнейшее повышение устойчивости банковского сектора связано с развитием системы саморегулирования банковской деятельности, что предусматривает значительное усиление роли рыночной дисциплины банков. Особое значение приобретают повышение профессионализма представителей органов управления банков, проведение банками оценки своей деятельности с привлечением независимых специалистов, а также самооценки.

Ожидается, что практическая деятельность Ассоциации белорусских банков будет значительно расширена, в том числе в части оказания банкам методической и методологической помощи, формирования профессиональных стандартов банковской деятельности, создания системы внесудебного разрешения споров, участия в реализации программ повышения финансовой грамотности населения.

Таким образом, по итогам 2011—2015 гг. банковский сектор Беларуси по своему развитию вплотную приблизится к показателям банковских секторов стран Центральной и Восточной Европы (Приложение Г). Будет обеспечена его стабильность. Банки будут эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворять быстро растущий спрос экономики на инвестиционные ресурсы. Наряду с нарастающим привлечением иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций это создаст необходимые условия для поддержания в стране устойчивых темпов экономического роста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная банковская система — совокупность кредитных институтов, специальных организаций и компаний, создающих средства платежа, аккумулирующих свободные денежные средства и представляющих их в распоряжение хозяйствующих субъектов в соответствии с установленными правилами.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляет Центральный банк страны. Стратегическая задача Центрального банка — обеспечение устойчивости национальной денежной единицы на внутреннем и внешнем рынках, исключение инфляции и девальвации национальных денег из-за монетарных факторов. ЦБ должен выступать гарантом стабильности денежно-кредитной и финансовой системы, проводить сбалансированную денежно-кредитную политику.

К основным функциям коммерческих банков относят:

— привлечение денежных средств на расчетные (текущие) счета и срочные вклады;

— предоставление аккумулированных денежных средств в ссуды на условиях платности, срочности и возвратности;

— осуществление расчетов и т. д.

В современных условиях деятельность банка предполагает сохранение на должном уровне доверия к нему со стороны населения, хозяйствующих субъектов и общества в целом. Государство наделяет банки монопольным правом привлекать на соответствующие счета свободные денежные средства населения и предприятий. Однако при этом на банки возлагается ответственность за соблюдение интересов кредиторов и вкладчиков. Поэтому банк должен быть способным в любой момент рассчитаться по своим денежным обязательствам. Все это выдвигает конкретные требования по обеспечению ликвидности банка и всей банковской системы.

Ликвидность есть способность банка свободно и без особых затрат переводить активы из одной формы в другие, более приемлемые их разновидности и тем самым выполнять обязательства клиентов по возврату позаимствованных у них денежных средств.

Государственное регулирование банковской деятельности — объективная необходимость. Оно осуществляется в двух видах: валютное и пруденциальное. Задачей валютного регулирования является проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задачей пруденциального регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов их вкладчиков.

На 1 января 2013 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 32 банк. Из них 26 банков являлись банками с участием иностранного капитала, в том числе 8 банков — со 100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находятся 8 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.

Состояние и динамика банковской системы показывают, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом выполнили Основные направления развития банковской сферы на 2011;2012гг. Началось снижение уровня процентных ставок на денежном рынке; произошло расширение кредитной поддержки банками экономики; наблюдался рост активов и нормативного капитала банковского сектора; обеспечено надежное функционирование платежной системы.

Перспективы развития банковской деятельности в Республике Беларусь обозначены в Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг. Данный документ определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.

Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алымов Ю. М. О стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011;2015 годы. /Ю.М.Алымов // Банкаускi веснiк. — 2011. — № 7. — С.4−11

2. Алымов Ю. М. Банковская система Республики Беларусь: работа по преодолению влияния мирового финансово-экономического кризиса и задачи на посткризисный период /Ю.М.Алымов //Проблемы управления. 2010. — № 2. — С.8−14

3. Базелер У., Сабонов З., Хайнрих И., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. СПб.: Питер, 2000. — с.758

4.Байко А. О классификации факторов устойчивости банковского сектора /А.Байко // Банкаускi веснiк. — 2011. — № 1. — С.10−15

5. Банковское дело: Учебник. Под ред. В. И. Колесникова, Л.П.Кроливе-цкой. — М.: Экономистъ, 2003. — 356с.

6. Белякова М. В. Механизм регулирования деятельности банковских институтов. /М.В.Белякова //Транспортное дело России. — 2009. — № 1. — С.17−25

7. Бюллетень банковской статистики. 2012. — № 12./ Национальный банк Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb. by/statistics/bulletin/2012/bulletin201212.pdf. Дата доступа: 15.04.2013.

8. Ермакова Н. А. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2012 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2013 г. /П.П.Прокопович //Банкаускi веснiк. — 2013. — № 4. — С.3−7

9. Концепция Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. //Национальная концепция по устойчивому развитию Республики Беларусь. — Мн., 2003. — 112с.

10. Лемешевский И. М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576с.

11. Лемешевский И. М. Теория и практика ликвидности современного банка / И. М. Лемешевский // Вестник Ассоциации белорусских банков. — 2002. — № 1. — С.9−24.

12. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие /Э.А.Лутохина, В. В. Козловский, В. Н. Бусько и др.; Под ред. Э. А. Лутохиной. — Мн.: Тесей, 2003. — 320с.

13. Макроэкономика: учеб. пособие / И. В. Новикова, А. П. Морова,

А. О. Тихонов и др.; под ред. И. В. Новиковой и Ю. М. Ясинского. — Мн.:

Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. — 343 с.

14. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович и др.; Под общ. ред. В. Н. Шимова. — Мн.: БГЭУ, 2005. — с.844

15. Никитина Т. В. Теория и методология банковского надзора в условиях финансовой глобализации /Т.В.Никитина //Белорусский экономический журнал. 2010. — № 2. — С.56−60

16. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: Аналитическое обозрение /Национальный банк Республики Беларусь, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/2012/rep_201212_ot.pdf. Дата доступа: 05.05.2013.

17. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь 25.09.2012, № 419. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by /publications/ondkp/ondkp-2013.pdf. Режим доступа: 05.05.2013.

18. Пищик И. Платежная система Беларуси: 20 лет спустя и перспективы развития /И.Пищик // Банкаускi веснiк. — 2013. — 14. — С.46−52

19. Плешкун А. Кредитная экспансия и сбережения населения /А.Плешкун // Банкаускi веснiк. — 2010. — № 34. — С.48−57

20. Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011;2015 годы./Национальный банк Республики Беларусь. — 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ banksectordev10−15.pdf. Дата доступа: 05.05.2013

21. Скабинская О. О выполнении центральными банками функции кредитора последней инстанции /О.Скабинская // Банкаускi веснiк. — 2011. — № 7. — С.14−17

22. Тихонов А., Зубкович А. Устойчивость денежно-кредитной системы: понятие, факторы, оценка /А.Тихонов, А. Зубкович // Банкаускi веснiк. — 2011. — № 4. — С.12−17

23. Унгур Д. Эволюция платежных систем /Д.Унгур // Банкаускi веснiк. — 2013. — № 4. — С.55−63

24. Чубрик А. Среднесрочные перспективы экономики Беларуси и роль монетарной политики /А.Чубрик // Банкаускi веснiк. — 2013. — № 4. — С.48−54

25. Шулековский В. Валютная политика Республики Беларусь на современном этапе /В.Шулековский // Банкаускi веснiк. — 2012. — № 19. — С.50−57

26. Экономическая теория: Учеб. пособие / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.;Под ред.Н. И. Базылева, С. П. Гурко. -Мн.:БГЭУ, 2002. 432с.

27. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Д. Камаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 640с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой