Проблемно-тематическое поле «семья» в республиканской прессе (на материалах «СБ – Беларусь сегодня»)
То, насколько данное издание способствует участию граждан, своих читателей в выражении своего мнения по поводу решения основных проблем семьи, вовлеченность населения страны в процесс обсуждения всех положительных и отрицательных сторон семейной политики Республики Беларусь, в значительной мере можно выявить с помощью анализа жанров и авторов публикаций. Так, если среди авторов публикаций газеты… Читать ещё >
Проблемно-тематическое поле «семья» в республиканской прессе (на материалах «СБ – Беларусь сегодня») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО"Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
Факультет истории, коммуникации и туризма Кафедра журналистики Проблемно-тематическое поле «семья» в республиканской прессе (на материалах «СБ — Беларусь сегодня»
Курсовая работа студентки III курса дневной формы обучения Коник Алеся Александровна Преподаватель: А. А. Булгакова Гродно, 2015
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Проблемно-тематическое поле семьи
1.1 Проблема как объект журналистики. Семейная проблематика
- 1.2 Семья как социальный институт и ее основные проблемы
- Глава 2. Особенности освещения проблемного поля семьи на примере республиканской газеты «СББеларусь сегодня»
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
- ВВЕДЕНИЕ
Конфуций писал: «Государство — это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви». Надо ли говорить для чего человеку семья? И что как не СМИ формирует образ современной семьи в обществе?
СМИ стали частью системы социализации подрастающего поколения и взрослых; они играют важнейшую роль в формировании общественного мнения, оценок людей и событий и задают массам некие стандарты жизни и сознания. По-разному относясь к тем или иным конкретным средствам информации или к представляемым там конкретным материалам, современные люди тем не менее уже не мыслят своей жизни без газет, журналов, радио или телевидения, которые оперативно рассказывают о важнейших событиях в мире, стране, городе.
Цель курсовой работы — проанализировать, насколько полно и объективно одно из республиканских изданий освещает основные проблемы семьи.
Согласно нашей гипотезе пресса не вполне справляется со своими обязанностями по предоставлению обществу объективной и исчерпывающей информации о проблемах семьи. Так это или нет — нам предстоит проверить в ходе исследования.
Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:
1. Дать определение проблемы, выявить основные этапы разработки проблемы.
2. Определить, как отражается семенная проблематика в прессе.
3. Дать определение семьи как социального института, дать характеристику основным проблемам семьи;
4. Изучить особенности освещения проблем семьи в одном из республиканском издании Беларуси;
Объект исследования — проблемно-тематическое поле семьи.
Предмет исследования — освещение проблем семьи в республиканской газете «СБ — Беларусь сегодня».
Методологическую базу работы составили принципы сравнительного и комплексного анализа, принципы системного анализа. Основной методологической базой для исследования прессы явился такой социологический метод, как контент-анализ.
Задача контент-аналитического исследования состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой внетекстовой реальностью, так или иначе продуцирующей этот текст.
Эмпирическую базу работы составляет анализ республиканской газеты «СББеларусь сегодня». В ходе исследования было проанализировано 45 публикаций. Временной охват контент-анализа составляет период с января 2014 г. по декабрь 2014 г.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СЕМЬИ
1.1 ПРОБЛЕМА КАК ОБЪЕКТ ЖУРНАЛИСТИКИ. СЕМЕЙНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА Следуя «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова прежде всего мы выяснили, что проблема — это «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». Подобное объяснение значения слова представлено и в «Толковом словаре русского языка» под редакцией профессора Д. Н. Ушакова [14]: «проблема — это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. По словарю С. А Кузнецова «Проблема — 1. Сложный вопрос, задача, требующий решения, исследования. 2. Разговор о чём-либо трудно осуществимом».
Таким образом, понятие «проблема» во всех рассмотренных словарях объединяют в следующее понятие: вопрос, требующий разрешения.
Уровень исследования в значительной мере определяется тем, насколько новыми и актуальными являются проблемы. Выбор и постановка таких проблем определяются рядом объективных и субъективных условий. Однако любая проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам.
Поставить проблему — значит:
* отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
* сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики;
* наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом.
Прежде чем взяться за решение проблемы, необходимо провести предварительное исследование, в процессе которого будет сформулирована сама проблема и намечены пути ее решения. Нужно не только оценить ее значение в развитии науки, практики, но и располагать методами и техническими средствами ее решения. Это означает, что не всякая проблема может быть немедленно поставлена под вопрос ее решения. Возникает весьма сложная задача отбора и предварительной оценки тех проблем, которые должны играть первостепенную роль в развитии науки и общественной практики. По существу именно выбор проблем, если не целиком, то в громадной степени, определяет стратегию работы и направление поиска в особенности. Такая разработка проблемы может осуществляться примерно следующими основными этапами [2]:
1. Обсуждение полученных новых фактов и явлений, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий.
2. Предварительный анализ и оценка тех идей и методов решения проблемы, которые могут быть выдвинуты исходя из учета новых фактов и существующих теоретических предпосылок. По сути этот этап разработки проблемы естественно переходит в предварительную стадию выдвижения, обоснования, оценки и сравнения тех гипотез, с помощью которых пытаются решить возникшую проблему.
3. Определение типа и цели решения проблемы, а также ее связи с другими проблемами. Если проблема допускает решение, то часто возникает необходимость определить, какое решение следует предпочесть в конкретном исследовании. Вследствие этого часто приходится ограничиваться либо приближенными решениями, либо решением более узких и частных проблем.
4. Предварительное описание и интерпретация проблемы. После выяснения необходимых положений, теоретических предпосылок, типа решения и цели проблемы открывается возможность более точного описания, формулировки и истолкования проблемы с помощью разработанных в науке понятий, категорий, принципов, суждений. На описываемом этапе должна быть выяснена специфика связи между данными, на которых основывается проблема, и теми теоретическими допущениями и гипотезами, которые выдвигаются для ее решения.
Вышеуказанные этапы характеризуют выявление проблемы как тему в написании научных статей. Но теми же постулатами пользуется журналист, когда разрабатывает и анализирует вопросы, волнующие общественность.
У. Липпман определил функцию СМИ — формирование «повестки дня». При этом СМИ могут преувеличивать роль одних событий, а о других — умалчивать, могут фиксировать жизнь элит и дистанцироваться от событий гражданского общества. В то же время некоторые авторы отмечают, что общественные институты и целые регионы проживания систематически и ежедневно игнорируются прессой". При этом СМИ не просто отбирают актуальное, но и дают определения явлениям, попавшим в фокус, сопровождая информацию своими собственными комментариями и оценками.
И нельзя не отметить, что огромную роль в освещении темы семьи принадлежит именно СМИ. Именно в прессе необходимо систематически освещать вопросы, связанные с формированием и закреплением в общественном сознании семейных ценностей. Борьба за мировоззрение личности, независимо от возраста, — вот цель средств массовой информации. К сожалению, отказ от чтения традиционной периодики и увлечение интернет позволили «разлиться» потоку оплаченной информации, что привело к восприятию «инородных» ценностей как единственно верных. Особенно это характерно для молодого поколения.
В настоящее время положительный образ семьи — чрезвычайно актуальная проблема, для успешного решения которой необходима и определенная теоретическая база, знание исторических традиций и культурного прошлого семьи в России. Это является историческим основанием для формирования здорового, крепкого, привлекательного образа семьи. Кроме того, в современном социуме бытует мнение, что воспитанием детей должны заниматься государственные учреждения (органы соцзащиты, детские сады, школы, вузы). Как изменить ситуацию, что предпринять для эффективного формирования нравственных, семейных, духовных ценностей? Однозначного ответа здесь быть не может. Ясно то, что семейные ценности невозможно навязать указом «сверху», государство не может заставить любить, уважать, но оно может способствовать созданию условий для полноценной реализации личности, в том числе и пропагандируя через СМИ определенные социальные ценности.
Журналистика, в свою очередь, проникая во все сферы общественной жизни общества, в состоянии решить все социокультурные проблемы. Именно поэтому реализация функций журналистики невозможна без организации диалога общества и власти. СМИ же, в данном случае, должны выступить организатором этого процесса. И в этом на сегодняшний день состоит одно из их основных предназначений масс-медиа. В настоящее время Беларусь находится на стадии формирования национальных интересов. Семейные ценности нуждаются в серьезной поддержке государства и общественности. И средства массовой информации могут стать серьеным помощником в этом нелегком процессе, давая объективную и своевременную информацию о важнейших фактах и событиях, а также предлагая подробный и развернутый анализ.
При этом необходимо учитывать:
— семейные ценности неотделимы от интересов всего общества, государства и личности, живущей в этом государстве;
— для скорейшего осознания всеми гражданами проблемы кризиса института семьи необходимо не только качественно информировать, но и интерпретировать, и разъяснять информацию, касающуюся демографической проблемы, взаимоотношений в семье;
— для наиболее полного выполнения функций журналистики в данном процессе нужно создавать площадку для открытого диалога государства и общества. И основная задача лежит на плечах СМИ, поскольку только конструктивное сотрудничество власти, прессы и аудитории обеспечит лучший результат. Таким образом, мы видим, что средства массовой информации обладают огромной силой воздействия на людей, на их сознание, психику, культуру поведения. Люди, естественно, копируют нормы поведения, пропагандируемые масс-медиа. Складываются определенные стереотипы, позиционируемые уже самими потребителями информации как положительные, а порой и единственно верные. Особенно быстро устанавливаются и меняются ценностные ориентации в подростковой и молодежной среде; в результате чего мы видим, к примеру, такое распространенное антисоциальное явление, как пренебрежительное отношение к родителям со стороны детей и подростков, следовательно, и отсутствие в будущем ответственности за судьбу собственных детей. Семья и общество — это две важнейшие составные одной системы. Семья состоит из людей, связанных между собой супружескими и родственными узами, а элементами общества являются различные социальные и политические институты, объединенные общими проблемами, множеством нитей совместного существования. На все без исключения процессы, происходящие как внутри семьи, так и с семьей в социуме влияет закрепленный в массовом сознании образ этой «ячейки общества». От образа, сформированного, как мы уже отметили, средствами массовой информации, зависит и качество воспитания детей трудоустройство членов семьи, семейное поведение, нравственное развитие, материальное благосостояние семьи, ее духовное развитие.
1.2 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ семья проблема журналистика социальный Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья — неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал.
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства.
Наиболее полную характеристику дает, на наш взгляд, следующее определение: «Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале».
Проблемы семьи представляют интерес как для специалистов различных профилей, так и не для специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социально-педагогическую работу для устранения основных проблем.
Как одну их злободневных проблем семьи и брака можно обозначить проблему насилия в семье. Термин «насилие в семье» означает «ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого (гой), состоящего (щей) с ним в близких отношениях». В международных правовых актах и зарубежной юридической литературе выделяются следующие формы насильственных действий:
— физическое насилие;
— психическое (эмоциональное) насилие
— сексуальное (половое) насилие.
Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, генитальные увечья, принуждение к аборту, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение/контроль в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимается: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак.
Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейной жестокости:
— со стороны родителей по отношению к детям;
— со стороны одного супруга по отношению к другому;
— со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
По сути, каждый конкретный вариант насилия — самостоятельная проблема, обладающая специфическими чертами. Происходит криминализация семьи, складывается особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Насилие в семье становится трагедией для многих людей и разрушает фундамент безопасности общества.
В России сегодня современные семьи сталкиваются с рядом проблем, немаловажной из которых следует признать бедность. Многие российские семьи в нынешней экономической ситуации фактически «повенчаны» с этой проблемой.
Проблема бедности — одна из острейших социальных проблем социума. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Одними материальными затруднениями проблемы российской семьи не исчерпывается. Также тяжела социальная и психологическая инфраструктура семей. В этой ситуации поможет выжить помимо финансовых вливаний духовная составляющая ячейки общества.
Психологи выделяют несколько симптомов «болезни» сегодняшней семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность, отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками.
Рассмотрим основные проблемы семьи на примере четырёх видов проблемных семей: семьи с детьми-инвалидами, многодетных, неполных и молодых семьях.
«Болью» современного общества являются семьи с детьми-инвалидами. Ведущими причинами инвалидности детей и подростков остаются нервно-психические заболевания, и воспитание таких детей в домашних условиях — трудное испытание для всех членов семьи.
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. В Беларуси более 536 тысяч людей с инвалидностью, это 5,7% населения.
В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м² полезной площади на одного члена семьи, редко — отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. Услуги для ребенка с ОВ в таких семьях преимущественно платные. Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности. Одиночество, чувство брошенности преследует и родителей детей инвалидов. По свидетельствам психологов, родители детей-инвалидов испытывают перманентный стресс, который может стать причиной распада семьи. Нередко мужчины уходят из таких семей. С появлением ребенка-инвалида от родителей постепенно отворачиваются прежние друзья. Это коренным образом меняет жизнь такой семьи.
Следующим типом семей, которые часто сталкиваются с различного рода проблемами, являются многодетные семьи. Несмотря на ряд льгот, материальный уровень семей с 5−6 детьми, как правило, ниже среднего. Специфическая потребность многодетных — необходимость улучшения жилищных условий, а «квартирный вопрос», как известно, всегда был острым и является основным источником нарушения прав детей на здоровую жизнь, бездефектное развитие и становление личности.
Неполная семья также может быть отнесена к категории семей, которые часто сталкиваются с различного рода проблемами, в связи с тем что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
Неполная семья — группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Это явление возникает в силу разных причин:
1. рождения ребенка вне брака,
2. смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей.
Соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностейвследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Остановимся также на рассмотрении проблем молодой семьи. Как правило, это пара, находящаяся впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.
Молодая семья — одна из самых незащищённых групп населения. У нее существует множество проблем, среди которых проблема трудоустройства, материально-бытовые проблемы, психологические проблемы, медицинские проблемы занимают особое место. Одной из самых основных является так же жилищная проблема.
Таким образом, проблемы семьи в современной Беларуси относятся к числу ключевых и значимых для общественного сознания. Семья — один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений и социализации детей.
Проблемное поле семьи — явление достаточно сложное и скрытое. Любая помеха во взаимоотношениях может разрушить их, привести к созданию коалиции или путанице отношений членов, а также может поколебать всю структуру семейных отношений и разрушить саму семью.
Лучшим способом профилактики и коррекции неблагополучных отношений может стать внимание и искренняя любовь всех членов семьи друг к другу, повышение духовной культуры всей семьи, организация совместного отдыха и межсемейных мероприятий, а также, в случае необходимости, помощь специалиста.
Освещение этих и других проблем в средствах массовой информации может повлиять на процесс разрешения значительного числа трудностей семьи. Поэтому мы считаем актуальным изучить, насколько в СМИ отражена данная проблематика.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГАЗЕТЫ «СБ БЕЛАСЬ СЕГОДНЯ»
Основной задачей данной исследовательской работы является анализ периодического издания с целью определения объективности и полноты освещения проблем современной семьи. Для анализа мы взяли республиканскую газету «Советская Белоруссия» («СББеларусь сегодня»).
Дадим краткую характеристику данного издания.
«Советская Белоруссия» («СБ — Беларусь сегодня») — белорусская республиканская общественно-политическая газета. Издаётся с августа 1927 года, тираж более 500 000 экземпляров. До 1937 года она имела название «Рабочий». В 1964 году награждена орденом Трудового Красного Знамени. Выходит 5 раз в неделю. Учредители — Администрация президента Республики Беларусь и редакционный совет.
«СБ — Беларусь сегодня» публикует качественную разностороннюю информацию для широкого круга читателей, профессиональные аналитические материалы и комментарии, тематические обзоры, текущие события в стране и за рубежом, новости политики, экономики, общественной жизни, науки, культуры, спорта. В издании присутствуют ряд отделов, такие как — отдел политики, внешней политики, расследований, спорта, культуры, собкоровских пунктов, развития, рекламы, писем, социальных проблем.
Газета распространяется на всей территории Республики Беларусь. В партнерстве с газетой «Советская Белоруссия» создан ряд совместных проектов: Газета «Союз», Журнал «Спецназ», Газета «The Minsk Times»
Главный редактор — Павел Изотович Якубович.
Первый заместитель главного редактора — Лебедик Михаил Петрович.
Заместители главного редактора — Таранда Александр Михайлович, Гордиенко Сергей Александрович, Торопецкая Галина Михайловна.
Адрес редакции: Минск, ул. Богдана Хмельницкого, 10 а.
И так как «СБ — Беларусь сегодня» является официальным республиканским изданием, его особая, дополнительная функция — объяснять суть и необходимость новых законопроектов, возможные последствия их реализации для разных групп населения. «СБ — Беларусь сегодня» претендует на роль серьезного качественного издания, в нем присутствуют разные точки зрения, серьезный объективный анализ, мнения экспертов.
На наш взгляд, определить, насколько полно и объективно газета справляется с информативно-аналитической функцией при освещении проблем семьи можно, ответив на следующие вопросы:
1. Как освещаются в СМИ проблемы семьи? Каков характер публикаций (документы, разъяснения, комментарии, мнения, дебаты)?
2. Как часто и в каких формах мнения, позиции, вопросы читателей, связанные с проблемами семьи попадают на страницы газеты?
3. Отслеживает ли газета реакцию властей на проблемы, затронутые читателями, следит ли за развитием событий?
4. Однобоко или взвешенно, объективно подходит издание к освещению проблем семьи, дает ли возможность высказаться представителям разных точек зрения?
5. Какие проблемы наиболее полно и наиболее часто освещаются в данных СМИ?
Ответы на эти вопросы были получены, прежде всего, в результате контент-анализа издания, который позволил определить, какую функцию выполняют печатное издание в освещении проблем семьи и насколько качественно освещают этот вопрос. Метод контент-анализа наиболее точно и объективно помог провести данное исследование. Ещё в 80-е годы известный советский социальный психолог Семенов В. Е. относил к преимуществам метода «достижимость высокой степени надежности получаемых данных; возможность исследования социальных явлений».
Временной период исследования составил промежуток времени с января по декабрь 2014 г.
В качестве единиц анализа (ЕА) были выбраны публикации, посвященные проблемам семьи (статьи о семье и её проблемах, материалы о законопроектах, касающихся улучшения положения семьи в современном обществе, и другие материалы по данному вопросу).
В публикациях исследовались как описание основных проблем семьи, предоставление информации о наиболее незащищенных типах семей, так и комментарии, различные мнения специалистов, экспертов. В публикациях исследовалось, кто является автором, каков жанр публикации.
Необходимо также было выявить, как газета отслеживает развитие актуальных проблем и растянутых во времени событий, связанных с семьёй; обращаются ли редакции к ним повторно, неоднократно.
То, насколько данное издание способствует участию граждан, своих читателей в выражении своего мнения по поводу решения основных проблем семьи, вовлеченность населения страны в процесс обсуждения всех положительных и отрицательных сторон семейной политики Республики Беларусь, в значительной мере можно выявить с помощью анализа жанров и авторов публикаций. Так, если среди авторов публикаций газеты часто встречаются читатели (имеются в виду не журналисты и не представители власти), если газета периодически использует такие жанры, как письмо, обзор писем, блиц-опрос, вопрос-ответ, анкета, материалы «прямых линий» с читателями то можно с большой долей уверенности утверждать, что газета активно способствует привлечению читателей к обсуждению проблем семьи. Такому выводу также может способствовать тот факт, что журналисты в своих публикациях часто ссылаются на мнения читателей Результаты исследования ряда основных категорий анализа могут быть представлены в виде таблиц.
Таблица 1 (см. приложение 1) дает представление о том, какой из проблем семьи (проблема насилия в семье, бедность, проблемы семье с детьми-инвалидами, многодетных, неполных и молодых семей,) уделяется наибольшее внимание в изученных изданиях. В клетках таблиц представлены относительные цифры (процентное соотношение к общему числу публикаций по данному вопросу).
Таблица 2 (см. приложение 3) показывает характер публикаций.
Таблица 3 (см. приложение) демонстрирует соотношение жанров изученных публикаций.
Данные таблицы 1 (см. приложение 1) позволяют сделать вывод, что «СбБеларусь сегодня» уделяет проблемам многодетных и молодых семей в равном соотношении (26,6%). Проблемам неполных семей уделяется совсем мало внимания. Также значительная часть статей посвящена насилию в семье, отражая криминальную сторону семейных взаимоотношений. Информация об этом носит достаточно агрессивный характер. Криминальных сюжетов оказалось 20% (№ 6 (24 389) 14.01.14, № 27 (24 410) 12.02.14, № 33 (24 416) 20. 02.14, № 83 (24 467) 06.05. 14, № 114 (24 497) 19.06.14, № 167 (24 548) 03.09. 14, № 210 (24 591)09.11.14. № 211 (24 592) 11.11.14, № 218 (24 599) 15.11.14) большинство из них — подробности и «нюансы» кровавых деяний, носят «говорящие заголовки», такие как- «Убийцы с пунтиками», «Опасные безумцы с местной пропиской», «Разум утопил в стакане» и др. Обсуждаемыми вопросами в отношении молодых и многодетных семей стали вопросы жилья и принятые законопроекты по улучшению их материального положения.
Характеры публикаций газеты представлены в приложении 2 .
На основании данных таблицы 2 можно сказать, что характер публикаций в издании «СБ Беларусь сегодня» представлены в большей степени в позитивном ключе. Официальные документы с описанием и комментариями и высказываниями представителей власти и обычных людей по поводу их эффективности занимают незначительную часть от всего обработанного материала. Ряд статей носят критический характер, отражая трудности и проблемы конкретных семей. На первый план выходит семья как социальный институт, в котором происходит становление духовно-нравственной и образованной личности. В основном публикации посвящены именно вопросам сохранения семьи и просвещают общество о положении современной семьи.
Проанализировав данные статьи, мы выявили, что авторами публикаций являются специальные, собственные и специальные корреспонденты, а материалы от читателей являются «основой» или дополнением к журналистскому тексту.
Следующими критериями для исследования функции СМИ в освещении проблем семьи являются жанровое разнообразие.
Из приложения 3 таблицы 3 видно, что доминантным жанром в «СБ — Беларусь сегодня» является репортаж (42, 2%) и информационной заметки, как основного источника информации в решении конкретной проблемы семьи государством, т.к. только те, кто придумывает, рассматривает и утверждает данные законы, могут дать исчерпывающую информацию по этим вопросам. То есть, прежде всего, информационные жанры информируют население о наличии тех или иных проблем семьи.
На втором месте стоят аналитические жанры (корреспонденция, статья). Часть из них посвящена исследованиям проблем и выяснениям причинно-следственных связей, другая — формирования положительных или отрицательных имиджей. При использовании данного жанра публикаций описывают конкретные факты и какие-либо локальные ситуации, анализируя их и изучая причину возникновения определённой проблемы семьи.
В подведении итога исследования следует сказать, что «СББеларусь сегодня» является настоящей общественной трибуной, с которой могут выступить представители самых разных взглядов, выразить свое мнение относительно проблем и места современной семьи в обществе. Так же отражать различные, в том числе, противоположные точки зрения на существующие проблемы семьи — даже если какие-то из них противоречат позиции власти. Данное издание направлено на укрепление семьи как социальной ячейки общества, на развитие ее нравственной и духовной стороны. оперативное обнародование официальной позиции, мнения представителей власти по поводу тех или иных важных событий и проблем. От добросовестного выполнения данных задач во многом зависит эффективность осуществления официальной прессой своей специфической роли.
В освещении проблем современной семьи должно быть сотрудничество, взаимно направленное друг к другу. Журналист должен быть этичен, используя какую-либо информацию о семье. В тоже время своевременное и полное информирование общества о проблемах семьи — это главная задача современных СМИ, это позволит обратить внимание власти и других людей на наиболее незащищённые типы семей и возможно решить возникшие трудности.
Проанализировав публикации, посвящённые проблемам семьи в некоторых ведущих российских СМИ, мы пришли к выводам:
1. Наиболее часто при освещении проблем семьи издания используют информационные жанры. То есть, прежде всего, они просто информируют население о тех или иных проблемах. На втором месте стоят аналитические жанры (корреспонденция, статья). Так или иначе, основной задачей журналистики является предоставление информации, полезной для населения. В этой связи долгом журналиста является сообщить и помочь решить основные проблемы семьи.
2. Среди авторов проанализированных публикаций в большинстве изданий преобладают журналисты, а информация полученная от представителей власти (конкретные чиновники или политики) и экспертов, является «дополнением» к журналистскому тексту.
3. Исходя из проведенного нами исследования можем сделать вывод, что «СББеларусь сегодня» является настоящей общественной трибуной, с которой могут выступить представители самых разных взглядов и огласить положение семьи и её проблемы. При освещении сложных, спорных проблем и явлений, газета практически всегда приводит различные точки зрения.
4. В освещении проблем семьи должно быть сотрудничество, взаимно направленное друг к другу. Журналист должен быть этичен, используя полученную информацию о семье, а общество в свою очередь должно давать эту информацию для освещения на страницах СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы, посвященной исследованию освещения ведущими российскими изданиями проблем семьи, поставленные нами цели и задачи были решены, а именно: 1) Дано определение проблемы 2) рассмотрены понятие, структура и функции семьи как социального института; 3) описаны основные проблемы современной семьи; 4) исследованы роль и функции СМИ в освещении проблем современной семьи.
Выдвинутая в нашей исследовательской работе гипотеза о том, что пресса не вполне справляется со своими обязанностями по предоставлению обществу объективной и исчерпывающей информации о проблемах семьи подтвердилась. Об этом можно судить тот факт, что из 247 изданных выпуска «СБ — Беларусь сегодня» за 2014 год было отобрано для исследования всего 45 статей, посвященных проблемам семьи.
Сегодня СМИ и общество переживают кризис. Основной причиной этого является отсутствие объективной информации в области взаимодействия семьи и общества, семьи и государства. В создании объективной информационной политики по проблемам семьи СМИ должны руководствоваться следующими принципами:
1. принцип равенства интересов, т. е. проведение такой информационной политики, которая будет учитывать интересы всех участников информационного рынка;
2. принцип социальной и духовной ориентации, означающий, что основные мероприятия должны быть нацелены на обеспечение социальных и духовных интересов граждан;
3. принцип открытости семьи, где все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом.
Для решения проблемы массового доверия к СМИ необходимо строить их содержание с учетом запросов аудитории. Между тем, сама аудитория не однородна, в ней присутствуют многообразные, подчас противоположные суждения по самым различным вопросам окружающей жизни. Ключевая задача СМИ заключается в том, чтобы по возможности учесть весь спектр общественных интересов, предоставив всем социальным группам право высказаться по тому или иному поводу. Важным в связи с этим видится умение любой редакции аккумулировать различные точки зрения по тому или иному поводу и удовлетворять запросы аудитории в обратной связи. Тем самым реализуются потребность самой аудитории в получении необходимой информации.
На сегодняшний день наблюдается неудовлетворенность населения СМИ, растущий спрос граждан на объективную информацию о проблемах семьи. Основной целью во взаимодействии общества со СМИ является донесение до граждан информации о проблемах семьи, формирование общественного мнения и многое другое, о чем говорилось выше.
Проблемы семьи требуют постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Издания должны продолжать пропагандировать серьёзные отношения между людьми, здоровую семью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Антонов, А. И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье [Текст] / А. И. Антонов // Психология семьи. Хрестоматия. / Под ред. Д. Я. Райгородского — Самара: Бахрах-М, 2002. — С.404−410
2) Баскаков А. Я., Туленков Н. В. / Методология научного исследования // Понятие научной проблемы, ее постановка и формулирование / Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — К.: МАУП, 2004. — 216 с.: ил. — Библиогр.: с. 208−212.
3) Бекембаева М. В. Кризис современной семьи и проблемы воспитания [Текст] - (Доступ: http://www.rae.ru/forum2011/137/1061)
4) Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.
5) Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака М.: МГУДТ, 2009. — 366 с.
6) Гаспарян, Ю. А. Семья: на пороге XXI века [Текст] / Ю. А. Гаспарян. — СПб.: Издательство «Петрополис», 1999 — 318 с
7) Голубева Н. К. Многодетные семьи в Беларуси. [Текст] - (Доступ: http://www.belfamily.by/mnogodetnye-semi-v-belarusi.html)
8) Гурко, Т. А. Программа социальной работы с неполными семьями [Текст] Т. А. Гурко — М.: Издательство департамента проблем семьи, женщин и детей, 1992. — 100 с.
9) Иващенко Г. В., Науменко Т. В. / Философские проблемы журналистики как область исследований [Текст] жур-л «Credo, 1999.
10) Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] / И. С. Кон. — М.: Издательство «Академия», 2003. — 336 с.
11) Соколова Е. П. Роль журналистики в формировании образа семьи / Вестник Челяб. Гос. унив-та № 14, 2009
12) Сухарев М. А., Крутских В. Е. Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 858 с
13) Пахмутова М. А. Проблемы современной семьи. [Текст] -(http://sofiauru.at.ua/publ/problemy_sovremennoj_semi/11−1-0−821)
14) Толковый словарь русского языка / Под ред. Ушакова Д. Н. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935;1940. (4 т.)
15) Тучкова В. В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ / жур-л Известия Рос. Гос. пед. унив-та им. А. И. Герцена № 150, 2012.
Приложение 1
Таблица 1. Проблемы семьи в издании «СБ — Беларусь сегодня».
Кол-во | Проц. соотношение | ||
насилие в семье | 20% | ||
бедность | 7% | ||
проблемы семей с детьми-инвалидами | 9% | ||
проблемы многодетных семей | 26,6% | ||
проблемы молодых семей | 26,6% | ||
проблемы неполных семей | 11,1% | ||
Всего | 100% | ||
Приложение 2
Таблица 2. Характер публикаций в издании «СБ — Беларусь сегодня».
Кол-во | Проц. Соотношение | ||
Фактографический | 22,2% | ||
Позитивный | 20% | ||
Положительный, с элементами критики | 4,4% | ||
Критический | 13,3% | ||
Проблемный | 33,3% | ||
Всего | 100% | ||
Приложение 3
Таблица 3. Жанр материалов в издании «СБ — Беларусь сегодня».
Кол-во | Проц. Соотношение | ||
Информационная заметка | 11,1% | ||
Репортаж | 42, 2% | ||
Интервью | 9% | ||
Отчерк | 11,1% | ||
Корреспонденция | 27% | ||
Всего | 100% | ||