Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение качества подшипников на основе формирования рациональных физико-механических свойств контактных поверхностных слоев применением триботехнических методов при финишной обработке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, прогнозирование видов изнашивания различных узлов машин является в настоящее время сложной задачей и не учитывается при разработке новых материалов, технологий, конструкций различных узлов, которые создавались на основе объемной теории прочности. Недооценка этого является также одной из причин того, что наши машины по ряду показателей уступают лучшим зарубежным образцам. Так… Читать ещё >

Содержание

  • 1. КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПОР КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖНИЯ
    • 1. 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
      • 1. 1. 1. Технологическая и эксплуатационная шероховатость рабочих поверхностей подшипников
      • 1. 1. 2. Структура и свойства поверхностного слоя
      • 1. 1. 3. Показатели качества поверхностного слоя
      • 1. 1. 4. Особенности технологического процесса изготовления шаров
    • 1. 2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ.3 g
      • 1. 2. 1. Обоснование возможности разработки подшипников скольжения на основе новых принципов и эффектов
      • 1. 2. 2. Анализ конструкторских решений, снижающих трение в опорах и их реализация в современных механизмах
      • 1. 2. 3. Анализ конструкторских решений, позволяющих повысить эффективность эксплуатации подшипниковых и других узлов автомобильных двигателей
    • 1. 3. ВЛИЯНИЕ ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПОР КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ
      • 1. 3. 1. Критический анализ моделей трибологических систем
      • 1. 3. 2. Анализ физических явлений при скольжении и качении
      • 1. 3. 3. Влияние трения покоя и движения на работоспособность опор качения и скольжения
      • 1. 3. 4. Единство и противоположность нормального окислительного трения и избирательного переноса в опорах качения и скольжения
      • 1. 3. 5. Влияние присадок к маслам на работоспособность опор качения и скольжения
    • 1. 4. ПОСТАНОВКА ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ И СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССОВ НА РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЯХ В ОПОРАХ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ ПРИ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
    • 2. 1. УРАВНЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА ПРИ РАБОТЕ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ
      • 2. 1. 1. Аадг — адгезионная составляющая
      • 2. 1. 2. Апл — пластическая составляющая
      • 2. 1. 3. Ау — упругая составляющая
    • 2. 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССАМ НА РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ И ПОЛОЖЕНИЙ ТАУ
    • 2. 3. ВАРИАНТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ. ЮЗ
    • 2. 4. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТЕРМОДИФФУЗИОННОГО ПЕРЕНОСА ВЕЩЕСТВА
    • 2. 5. КОМПЛЕКСНЫЕ МОДЕЛИ ТЕРМОДЕФОРМАЦИОННОГО ПЕРЕНОСА УГЛЕРОДА В ПРОЦЕССЕ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ШАРОВ НА ША-РОДОВОДОЧНОМ ОБОРУДОВАНИИ
      • 2. 5. 1. Влияние концентрации вещества на диффузионный поток
      • 2. 5. 2. Распределение тепловых потоков и полей в процессе финишной обработки шаров доводочными дисками
      • 2. 5. 3. Влияние пластической деформации в процессе финишной обработки на диффузионный поток вещества
      • 2. 5. 4. Модель диффузионного потока углерода в поверхностный слой шара в процессе окончательной доводки чугунными дисками
    • 2. 6. ВЫВОДЫ
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ НА РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЯХ ОПОР КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ
    • 3. 1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ МАКРО И МИКРОГЕОМЕТРИИ И СТРУКТУРЫ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКОВ
      • 3. 2. 1. Исследование микро и макрогеометрии шаров и колец подшипников
      • 3. 2. 2. О противоречиях между максимальной гладкостью и структурными свойствами рабочих поверхностей деталей подшипников
      • 3. 2. 3. Экспериментальные исследования механизма формирования свойств и структуры рабочего слоя шаров подшипников
    • 3. 3. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ
      • 3. 3. 1. Модель контактирования для оценки состояния рабочих поверхностей подшипниковых узлов в динамике
      • 3. 3. 2. Модель деформирования шаром дорожки качения и аппаратура для исследований поверхностного слоя
      • 3. 3. 3. Исследование устойчивости фрикционных покрытий на рабочих поверхностях шариковых подшипников
      • 3. 3. 4. Исследование влияния направления тепловых потоков на устойчивость медьсодержащих покрытий
    • 3. 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОДШИПНИКА В ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ, ХИМИЧЕСКОМ И КОМБИНИРОВАННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА СМАЗКУ
      • 3. 4. 1. Методика экспериментальных исследований
      • 3. 4. 2. Обработка результатов исследований состояния рабочих поверхностей подшипника в эксплуатации при энергетическом, химическом и комбинированном воздействии на смазку
    • 3. 5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ВИБРОПАРАМЕТРОВ ПОДШИПНИКОВ С ШАРАМИ, ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
      • 3. 5. 1. Оценка общего уровня вибрации подшипников
      • 3. 5. 2. Оценка спектров вибрации подшипника
    • 3. 6. ВЫВОДЫ
  • 4. ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ШАРОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ДОВОДКИ
    • 4. 1. МЕТОДЫ МЕТАЛЛОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
      • 4. 1. 1. Исследования микроструктуры поверхностного слоя шаров
      • 4. 1. 2. Исследование микротвердости шаров
      • 4. 1. 3. Исследование микротвердости рабочих поверхностей колец подшипников
    • 4. 2. ВИХРЕТОКОВЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКОВ
      • 4. 2. 1. Сущность вихретокового метода и используемая аппаратура
      • 4. 2. 2. Исследования изменения физических свойств поверхностного слоя шаров методом вихретокового сканирования
    • 4. 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИЗНОСА ИНСТРУМЕНТА НА КАЧЕСТВО ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ШАРОВ ПОДШИПНИКОВ
    • 4. 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МАТЕРИАЛА ИНСТРУМЕНТА НА КАЧЕСТВО ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ШАРОВ ПОДШИПНИКОВ
    • 4. 5. ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОВЕРХНОСТНОМ СЛОЕ ШАРОВ ПОДШИПНИКОВ МЕТОДОМ ВТОРИЧНОЙ ИОННО-ИОННОЙ ЭМИССИИ
      • 4. 5. 1. Методика исследования химического состава поверхностного слоя рабочих поверхностей в технологическом сопряжении
      • 4. 5. 2. Результаты экспериментальных исследований структурных изменений в поверхностных слоях шаров подшипников и доводочного инструмента методом вторичной ионно-ионной эмиссии
    • 4. 6. ВЫВОДЫ
  • 5. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ И ЭФФЕКТОВ
    • 5. 1. НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ
    • 5. 2. РАСЧЕТ ПОСАДОК РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ШАРНИРНИРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ВОЗВРАТНО-ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
    • 5. 3. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДШИПНИКА С ПРУЖИННЫМ ВКЛАДЫШЕМ
      • 5. 3. 1. Геометрические параметры пружинного вкладыша
      • 5. 3. 2. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении витка пружины
      • 5. 3. 3. Упругие деформации и перемещения винтовых цилиндрических пружин
    • 5. 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ С ПРУЖИННЫМ ВКЛАДЫШЕМ
      • 5. 4. 1. Анализ узлов и агрегатов, где может быть применен новый тип подшипника
      • 5. 4. 2. Конструктивные особенности новых подшипников скольжения на базе игольчатых подшипников 943/
      • 5. 4. 3. Особенности технологического процесса изготовления нового подшипника
      • 5. 4. 4. Использование шарнирных подшипников новой конструкции в других узлах транспортной техники
      • 5. 4. 5. Расчет экономического эффекта от внедрения крестовин с подшипниками для возвратно-вращательного движения
    • 5. 5. ВЫВОДЫ
  • 6. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРИСАДОК С ЦЕЛЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПОР КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ
    • 6. 1. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСМИССИОННОЙ СМАЗКИ ТАД-17 ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕЕ НИЗКОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЛАЗЕРНОГО И СВЧ ИЗЛУЧЕНИЙ
    • 6. 2. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТРАНСМИССИОННОЙ СМАЗКИ ТАД-17 ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕЕ НИЗКОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЛАЗЕРНОГО И СВЧ ИЗЛУЧЕНИЙ
    • 6. 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ СМАЗОК С ПРИСАДКАМИ В ОПОРАХ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ
      • 6. 3. 1. Исследование влияния присадок «ХАДО» и «Реагент-2000» на момент трения и нагрузочную способность смазки в опоре качения
      • 6. 3. 2. Исследование влияния присадки «ХАДО» на изменение динамического контактного сопротивления в подшипниках качения
      • 6. 3. 3. Исследования изменения общего уровня вибрации подшипников качения под воздействием различных присадок в смазке
      • 6. 3. 4. Исследования шарнирных подшипников скольжения типов Ш20 — Ш60 с различными присадками к смазке и испытания в эксплуатационном режиме
    • 6. 4. ВЫВОДЫ
  • 7. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ОПОР КАЧЕНИЯ И СКОЛЬ ЖЕНИЯ
    • 7. 1. РЕСУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ С ШАРАМИ, ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    • 7. 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ 180 302 ПРОИЗВОДСТВА САРАТОВСКОГО И ВОЛОГОДСКОГО ПОДШИПНИКОВЫХ ЗАВОДОВ
    • 7. 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ И КОРРЕКТИРОВКИ РЕЖИМОВ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ШАРОВ ПОДШИПНИКОВ
    • 7. 4. ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ОПОР БУРОВЫХ ШАРОШЕЧНЫХ ДОЛОТ
      • 7. 4. 1. Общие сведения о буровых шарошечных долотах
      • 7. 4. 2. Конструкция буровых шарошечных долот
      • 7. 4. 3. Основные схемы опор буровых шарошечных долот
      • 7. 4. 4. Износ опор долот
      • 7. 4. 5. Повышение эксплуатационных характеристик опор буровых шарошечных долот
    • 7. 5. ВЫВОДЫ

Повышение качества подшипников на основе формирования рациональных физико-механических свойств контактных поверхностных слоев применением триботехнических методов при финишной обработке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема обеспечения надежности и долговечности машин, приборов, транспортных средств, автоматического оборудования и военной техники является одной из важнейших в современных условиях, без решения которой не могут быть достигнуты технический прогресс и экономическое процветание общества. Это не только экономия средств, дефицитных материалов, топлива и энергии, но и экологическая чистота, техническая безопасность и материальное благополучие общества, использующего разного рода технические средства. Развитие современной техники характеризуется повышенными требованиями к качеству и надежности машин, неразрывно связанному с их эксплуатационными характеристиками.

Практика эксплуатации изделий различного назначения и исследования причин их отказов показали, что большинство отказов возникают не от того, что отдельные детали оказываются недостаточно прочными и ломаются, а от износа, старения и сопровождающих их эффектов: активации фрикционной коррозии, схватывания, задира и заклинивания, усталостного разрушения и ох-рупчивания рабочих поверхностей, водородного эффекта и др. В результате этих процессов происходит деградация свойств рабочих поверхностей деталей и возникают отказы различных узлов машин. Во многих случаях отсутствует прямая связь между объемной и поверхностной прочностью, которая может быть и обратной (мягкий подшипник-вкладыш изнашивается меньше, чем закаленная шейка вала).

К сожалению, прогнозирование видов изнашивания различных узлов машин является в настоящее время сложной задачей и не учитывается при разработке новых материалов, технологий, конструкций различных узлов, которые создавались на основе объемной теории прочности. Недооценка этого является также одной из причин того, что наши машины по ряду показателей уступают лучшим зарубежным образцам. Так, исследования явления фрикционной непроводимости (ФН) [1] показали, что большинство отказов транспортной и другой техники, причины которых считались неизвестными, также связаны с малоизученными эффектами, которые не устраняются традиционными мерами. В одном из изделий, которое исследовалось, систематические отказы, вызванные эффектом активации фрикционной коррозии (АФК) не устранялись даже при наличии 100-кратного резервирования контактирующих элементов. В специальной литературе нет конкретных и достаточно обоснованных рекомендаций по устранению отказов такого рода, а имеющиеся рекомендации построены либо на не подтвержденных экспериментами представлениях о процессах в поверхностном слое, либо на моделях, не отражающих истинные процессы, где совпадение с результатами экспериментов достигается за счет эмпирических коэффициентов, вклад которых в результат расчета оказывается выше, чем собственно закона. Управлять износостойкостью с помощью такой модели представляется абсурдным. Не случайно, автор работы [2] подчеркивал, что результат зависит от степени соответствия выбранного математического аппарата физическим представлениям.

Поэтому основной задачей является получение информации о наиболее вероятных механизмах физических процессов, возникающих при контактном взаимодействии рабочих поверхностей узлов различных машин и механизмов транспортной и другой техники. Владея такой информацией, зная, что же на самом деле происходит между контактирующими поверхностями, можно найти наиболее рациональный способ устранения отказов (совершенствованием материалов контактных элементов, их технологии, конструкции, режима работы, смазки или их комбинации). Специфика работы узлов машин и механизмов, а также механизмы изнашивания рабочих поверхностей, таковы, что они существенно преображают свойства контактирующих материалов, где, наряду с разрушительными, возникают созидательные процессы, отражающие способность конструкционных материалов к самоорганизации (адаптации). Наша задача в этом случае состоит в том, чтобы выявить и обеспечить условия эксплуатации узлов и механизмов, при которых адаптация служебных свойств проявляется наиболее интенсивно, превратить процессы в них из разрушительных в созидательные. Важная роль в решении такой задачи принадлежит технологии финишной обработки и продолжению созидательного процесса улучшения свойств поверхностного слоя в эксплуатации путем назначения для этого соответствующих материалов, способов смазки, режимов и условий эксплуатации.

Во многих известных нам работах отсутствует органическая связь между процессами при финишной обработке и в эксплуатации, которые рассматриваются раздельно. В настоящей работе предлагается связать два эти направления на основе энергетических представлений о процессах диссипации энергии и построения гипотез и моделей о превращении отдельных частей этой энергии в чистые потери, продукты износа и, в том числе, в положительные формы активации, участвующие в совершенствовании (самоорганизации) служебных свойств поверхностного слоя контактирующих материалов. При этом предлагается системный подход, при котором представляется система, в которой входной величиной является работа, а выходной — тепло и поверхностная энергия продуктов износа.

Применяемые в настоящее время методы исследования структур и свойств поверхностного слоя, в том числе и с использованием для этого современной микроаналитической аппаратуры, все же в основном остаются статическими и позволяют оценить, что было до, или стало после испытаний, но не во время работы узла, когда резко изменяются свойства твердого тела. Речь должна идти о динамических свойствах контактирующих материалов, которые резко отличаются от статических и пока не представлены в справочной литературе. Для этого предложена специальная методика и аппаратура, позволяющая наблюдать за поведением контактирующих материалов в динамике и количественно оценить, с помощью статистических критериев, насколько один материал, способ обработки и т. д. лучше или хуже другого. Проведенные исследования финишной операции — окончательной элеваторной доводки шаров подшипников дали более глубокое представление о процессах и механизмах и о сущности явлений, сопровождающих такие виды обработки, а также позволили управлять основными характеристиками качества поверхностного слоя рабочих поверхностей. В настоящей работе исследуется возможность повышения устойчивости защитных вторичных структур с использованием для этого различных способов управления устойчивостью фрикционных покрытий. В том числе, путем выбора рациональных режимов финишной обработки на базе комплексного исследования физических процессов, оказывающих влияние на формирование свойств рабочих поверхностей, а также совершенствованием их конструкции. Кроме того, исследуется возможность применения различных энергетических воздействий, которые запускают в эксплуатацию созидательные процессы формирования свойств поверхности, повышающие эксплуатационные характеристики готовых изделий.

Основные положения теоретических и экспериментальных исследований легли в основу для разработки рациональных режимов финишной обработки шаров подшипников, обеспечивающих достижение эксплуатационных характеристик подшипников на уровне лучших мировых образцов, а также в основу конструкции безызносного подшипника скольжения для возвратно-вращательного движения, который может быть широко использован в транспортной и другой технике.

Выполненные в настоящей работе исследования показали принципиальную возможность снижения затрат на производство с одновременным повышением качества готовых подшипников и использованием новейших трибологи-ческих принципов и эффектов в технологии финишной обработки их рабочих поверхностей, а также возможность создания таких конструкций подшипников, в которых минимизированы процессы изнашивания.

Цель работы — Повышение качества и эксплуатационных характеристик подшипников за счет совершенствования технологии финишной обработки их рабочих поверхностей с использованием новых триботехнических методов, формирования рациональных физико-механических свойств поверхностного слоя деталей, совершенствования конструкции подшипников, а также оборудования и инструмента комплексными конструкторско-технологическими методами.

Работа выполнена в Саратовском государственном техническом университете в период 1996.2008гг. Решение отдельных частных задач по теме диссертации и внедрение результатов в производство выполнено автором совместно с аспирантами Бузовым А. В., Каракозовой В. А. и Решетниковым А. Г. В рамках выполненных исследований под научной консультаций автора работы защищена одна кандидатская диссертация.

Актуальность темы

подтверждается тем, что проблема повышения качества, эксплуатационных характеристик и конкурентоспособности подшипников различных технологических и транспортных машин, приборов, автоматического оборудования и т. п. является одной из важнейших в современных условиях, без решения которой не может быть достигнут технический прогресс. Главной тенденцией при производстве и эксплуатации машин является повышение качества контактирующих поверхностей деталей, влияющее, прежде всего, на их долговечность и определяемое геометрическими параметрами (размерной точностью, отклонением от круглости, волнистостью, шероховатостью), структурой и физико-механическими свойствами поверхностных слоев,. В этой связи одной из наиболее важных и актуальных проблем технологии машиностроения является создание и совершенствование научно обоснованных и экономически целесообразных технологических процессов финишной обработки рабочих поверхностей деталей, позволяющих получать заданные свойства поверхностного слоя рабочих поверхностей и сохранять их в эксплуатации путем назначения для этого соответствующих видов обработки, режимов, материалов, способов смазки и условий эксплуатации. Диссертация выполнена в соответствии с планом Саратовской области по подпрограмме развития промышленности Саратовской области на 2001;2005 годы.

Научные положения и результаты работы, выносимые на защиту:

1. Технологии финишной обработки шаров, в основе которых:

• введение оперативного контроля структурных изменений методом вихре-токового сканирования с целью выявления и окончания стадии доводки, в которой заданные геометрические параметры и размерная точность коррелируют с отсутствием псевдоструктуры поверхностного слоя;

• устранение трибоцементации путем применения комплексной технологии доводки с применением нового инструмента — стальных и силумино-вых дисков.

2. Комплексные модели переноса активированных компонентов за счет термодеформационной активации поверхности при финишной обработке шаров и эксплуатации подшипников, направленные на выявление механизмов формирования структуры поверхностного слоя.

3. Явление, названное «трибоцементацией», возникающее при финишной обработке шаров подшипников в результате активации их поверхности микропластической деформацией и диффузии углерода в поверхностный слой шаров, и закономерности его сопровождающие.

4. Характер структурных изменений на рабочих поверхностях шаров при финишной обработке и в эксплуатации, где периодически возникают и разрушаются аналогичные псевдоструктуры, снижающие качество и надежность подшипников.

5. Конструкции и технологии высоконадежных шарнирных подшипников с упругим подвижным вкладышем, с использованием новых принципов и эффектов (упругий натяг вместо зазора, идеи проф. Жуковского и др.) и методика расчета.

6. Методы активации внешним энергетическим воздействием (лазер, СВЧ, ультразвук) технологических жидкостей, смазок и присадок к ним, применяемых в опорах качения и скольжения для повышения их эксплуатационных характеристик.

7. Результаты экспериментальных исследований, производственных испытаний и внедрения подшипников, изготовленных по новым технологиям.

Научная новизна. На основании комплексных теоретических и экспериментальных исследований, а также внедрения результатов в производство решена актуальная проблема, связанная с повышением качества, эксплуатационных характеристик подшипников качения и скольжения и их конкурентоспособности, при этом научная новизна заключается в следующем:

1. Решена проблема повышения качества и эксплуатационных характеристик подшипников качения за счет совершенствования технологии финишной обработки с формированием заданных физико-механических свойств их рабочих поверхностей применением триботехнологий, а также за счет конструктивно-технологических особенностей подшипников скольжения с реализацией установленных трибологических механизмов и закономерностей в эксплуатации.

2. Разработан комплекс взаимосвязных моделей, направленных на выявление механизма формирования структуры поверхностного слоя за счет термодеформационных процессов, сопровождающихся переносом активных компонентов вещества при финишной обработке шаров и эксплуатации подшипников, состоящий из:

• концептуальной модели термодиффузионного переноса вещества в металле;

• модели распределения тепловых потоков и полей в процессе финишной обработки шаров доводочными дисками;

• модели диффузионного потока углерода в поверхностный слой шара в процессе окончательной доводки чугунными дисками под действием градиентов концентрации, температуры и пластической деформации;

• экспериментально-аналитическая модель переупрочнения поверхностного слоя шаров на операции окончательной доводки за счет диффузии углерода, как из объема материала шара, так и из материала доводочных дисков.

3. Установлено неизвестное ранее явление, названное «трибоцементацией», возникающее при финишной обработке шаров подшипников за счет диффузии углерода в их поверхностный слой и сопровождающееся возникновением хрупкой переупрочненной псевдоструктуры с повышенной микротвердостью, приводящее к снижению физико-механических свойств поверхностного слоя. Выявлен главный источник трибоцементации — чугунные доводочные диски с большим запасом углерода, на этом основании предложено решение устранения формирования псевдоструктуры заменой материала дисков на мало содержащие и не содержащие углерод. Явление трибоцементации подтверждено методом вторичной ионно-ионной эмиссии, с помощью которого установлен химический состав пседоструктуры поверхностного слоя шаров с количественной оценкой содержания карбидов железа в нем, а также углерода на поверхности желобов доводочных дисков. Механизм этого явления характеризуется выглаживанием поверхности, сопровождающимся пластическим деформированием, а не в шлифовании и резании, а также закономерностями: скачкообразностью и периодичностью образования и разрушения псевдоструктур в поверхностном слое, коррелирующими с изменением макро и микрогеометрии.

4. Разработана технология шародоводки, позволяющая исключить явление трибоцементации на основе:

• технологического процесса финишной обработки (окончательной доводки) шаров, внедренного и защищенного патентом, исключающего образование в поверхностном слое псевдоструктур, на основе выявления в процессе доводки стадии, в которой заданные геометрические параметры и размерная точность коррелируют с отсутствием псевдоструктуры поверхностного слоя,;

• исключения источника трибоцементации — применением нового инструмента в комплексном технологическом процессе с использованием стальных и силуминовых доводочных дисков.

5. Раскрыта идентичность механизмов процессов финишной обработки и эксплуатации опор качения и скольжения, заключающаяся в активации рабочих поверхностей микропластической деформацией и формировании псевдоструктур, на основании которой разработаны методы, позволяющие на стадии финишной обработки обеспечить такой механизм съема металла с рабочих поверхностей, который продолжится в эксплуатации и минимизирует износ и потери энергии. На этой основе, и в комбинации с другими триболо-гиическими эффектами разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен подшипник скольжения повышенной долговечности с подвижным пружинным вкладышем, конструкция которого защищена патентом, а также разработана методика его расчета.

6. Разработаны методы активации технологических жидкостей, смазок и присадок к ним внешним энергетическим воздействием (лазером, СВЧ, ультразвуком), применяемые в опорах качения и скольжения и повышающие их эксплуатационные характеристики на различные периоды времени в зависимости от вида воздействия.

Практическая ценность работы. Разработан способ окончательной доводки шаров подшипников (патент № 2 242 352), заключающийся в том, что с помощью оперативного контроля процесса доводки выявляют стадию (время окончания доводки) в которой заданная точность сочетается с отсутствием псевдоструктуры. Способ внедрен при производстве шаров подшипников на ОАО «СПЗ». Производительность на операции доводки повысилась в 2.4 раза без дополнительных материальных затрат на модернизацию техпроцесса. Получена значительная экономия электроэнергии, инструмента и материалов. Снижен общий уровень вибрации подшипников с шарами, изготовленными по новой технологии, на 6.8 дБ. Выявлены основные причины повышенного уровня вибрации подшипников ОАО «СПЗ» по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными аналогами (хрупкая псевдоструктура на поверхности шаров, а также неравномерность профиля дорожек качения колец) и предложены меры по их устранению. Разработана новая конструкция подшипника скольжения для возвратно-вращательного движения с пружинным вкладышем (патент № 2 162 552, золотая медаль IV Московского международного салона инноваций и инвестиций, ВВЦ февраль 2004 г.). Долговечность опор скольжения для возвратно вращательного движения повышается в 3.5 раз. При испытаниях шарнирных подшипников скольжения с рекомендованной СГТУ присадкой к смазке получено 20-кратное превышение ресурса. Имеется возможность использования результатов исследований в другой предметной областиоборудовании для добычи нефти, газа и горных пород. В частности, разработана новая конструкция опоры скольжения шарошечного долота (патент № 2 214 497).

Реализация результатов работы. На основе результатов исследований на предприятиях Саратовской области внедрены: на ОАО «СПЗ» — новый технологический процесс доводки шаровподшипник скольжения для возвратно вращательного движения на предприятиях Управления автомобильного транспорта Саратовской области, в Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов по Саратовской области, в ОАО «Автоколонна 1181». Достигнуто соглашение с фирмой «ЛУКС» о совместной разработке и внедрении новой конструкции долота. Результаты теоретических и экспериментальных исследований используются в учебном процессе на кафедрах «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Автоматизация и управление технологическими процессами» СГТУ.

Апробация работы. Основные результаты диссертации докладывались на 23 конференциях различного уровня. На международных конференциях и симпозиумах: POLISH ACADEMY OF SCIENCES EXPLOITATION PROBLEMS OF MACHINES, (Варшава 1998 г.) — МЕТАЛЛДЕФОРМ'99 (Самара 1999 г.) — на VIIth INTERNATIONAL SYMPOSIUM INTERTRIBO'99 PROCEEDINGS TRIBOLOGICAL PROBLEMS IN EXPOSED FRICTION SYSTEMS, Stara Lesna (Словакия 1999 г.) — «Надежность и качество в промышленности, энергетике и на транспорте» (Самара, 1999 г.) — «СЛАВЯНТРИБО-5 Наземная и аэрокосмическая трибология — 2000: проблемы и достижения» (Рыбинск, 2000 г.) — на конференции посвященной памяти генерального конструктора аэрокосмической техники академика Н. Д. Кузнецова (Самара 2001 г.) — «Совершенствование технологии и организации обеспечения работоспособности машин с использованием восстановительно-упрочняющих процессов» (Саратов 2002 г.) — «Актуальные проблемы надежности технологических, энергетических и транспортных машин» (Самара 2003 г.) — «Механика и трибология транспортных систем-2003» (Ростов-на-Дону 2003 г.) — «Славянтрибо-7а Теоретические и прикладные новшества и инновации обеспечения качества и конкурентоспособности инфраструктуры сквозной логистической поддержки трибообъектов и их производства» (Санкт-Петербург 2006 г.). На научно-технических конференциях: «Фундаментальные и прикладные исследования саратовских ученых для процветания России и Саратовской губернии» (Саратов 1999 г.) — «Актуальные проблемы транспорта Поволжья и пути их решения. 10 лет Академии транспорта России» (Саратов 2001 г.) — в Саратовском государственном техническом университете на кафедрах «Технология машиностроения», «Конструирование и компьютерное моделирование технологического оборудования в приборои машиностроении», «Автоматизация и управление технологическими процессами», «Автомобили и автомобильное хозяйство» с 1997 по 2008гг.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 47 работ (9 в изданиях, рекомендованных ВАК), в том числе 1 монография, 3 патента РФ на изобретение.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения 7 глав и выводов, включает 370 страниц текста, 23 таблицы, 192 рисунка и приложения.

Список литературы

содержит 242 наименования.

7.5. ВЫВОДЫ.

1. Ресурсные испытания подтвердили возможность исключения образования дефектной псевдоструктуры в сочетании с достижением заданной точности и шероховатости поверхности шаров, со значительной экономией энергоресурсов. Применение предложенного способа окончательной доводки шаров позволяет: исключить запуск в эксплуатацию шаров с дефектным поверхностным слоемвозбудить на шарах созидательный режим нормального окислительного износа вместо усталостного охрупчивания и разрушенияповысить надежность эксплуатации подшипниковых узловснизить затраты на операции окончательной доводки шаровснизить ОУВ и всплески амплитуд в спектрах вибрации подшипников.

2. Реализация предложенного способа доводки существенно упрощается за счет оперативного контроля структурных изменений в поверхностном слое шаров методом вихретокового сканирования.

3. Качество шаров после проведения ряда мероприятий на СПЗ существенно улучшено, не уступает качеству шаров 23ПЭ и даже превосходит по ОУВ и результатам вихретокового сканирования.

4. Главной причиной повышенного ОУВ подшипников 180 302 (в настоящее время) является искажение геометрии профиля желобов при их финишной обработке, что также подтверждено наличием неравномерно-стей, выявленных контролем по «следу прокатки».

5. Существенное снижение ОУВ подшипников 180 302 может быть достигнуто улучшением качества и точности обработки желобов колец при их шлифовании, и точности правки профиля шлифовального круга для исключения искажения геометрии профилей желобов.

6. В разработанной опоре скольжения шарошечного долота благодаря использованию плавающих втулок и равномерному распределению смазки по рабочим поверхностям подшипников обеспечивается значительно меньший износ трущихся поверхностей (в 2.3 раза повышается срок службы такой опоры).

7. Еще одним преимуществом разработанной опоры скольжения является то, что она проще и дешевле в изготовлении. Это достигается уменьшением в ней числа опорных втулок разных размеров и упрощением их формы, позволяющей изготавливать их с использованием универсального станочного оборудования.

8. Благодаря исключению возможности непредсказуемого изменения схемы распределения нагрузки между опорами, улучшению самоустановки опорных втулок при перекосах шарошки и наличию механизма предотвращения неблагоприятного развития процесса схватывания поверхностей радиальных подшипников, разработанная опора скольжения отличается большей надежностью работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе изложены научно обоснованные комплексные технологические и конструкторские разработки, обеспечивающие решение важной прикладной задачи, состоящей в повышении качества и долговечности подшипников качения и скольжения путем разработки нового технологического процесса финишной обработки шаров подшипников, а также повышения эффективности доводочного оборудования за счет изменения материала инструмента и режимов доводки.

Разработан, теоретически обоснован и практически апробирован новый подшипник скольжения для возвратно-вращательного движения с пружинным вкладышем.

Проведены исследования различного вида энергетических воздействий на технологические смазочные жидкости с целью повышения эксплуатационных характеристик опор качения и скольжения.

По результатам проведенных теоретических и экспериментальных исследований, а также результатам реализации на производственных предприятиях сделаны следующие основные выводы:

1. Решена основная проблема повышения качества и надёжности подшипников качения за счет совершенствования технологии финишной обработки и инструмента с формированием рациональных физико-механических свойств контактных поверхностных слоев рабочих поверхностей, а также подшипников скольжения за счет конструктивно-технологических особенностей с реализацией установленных механизмов и закономерностей, как при финишной обработке, так и в эксплуатации.

2. Разработан комплекс взаимосвязных моделей переноса активированных компонентов за счет термодеформационной активации рабочих поверхностей при финишной обработке шаров и при эксплуатации подшипников, направленных на выявление механизма формирования структуры поверхностного слоя, состоящий из:

• концептуальной модели термодиффузионного переноса вещества в металле;

• модели распределения тепловых потоков и полей в процессе финишной обработки шаров доводочными дисками;

• модели диффузионного потока углерода в поверхностный слой шара в процессе окончательной доводки чугунными дисками под действием градиентов концентрации, температуры и пластической деформации;

• выдвинута, теоретически обоснована и подтверждена экспериментально-аналитическая модель о переупрочнении поверхностного слоя шаров на операции окончательной доводки за счет диффузии углерода, как из объема материала шара, так и из материала доводочных дисков.

3. Установлено неизвестное ранее явление, названное трибоцементацией, приводящее к снижению физико-механических свойств поверхностного слоя шаров подшипников и к ухудшению их эксплуатационных характеристик, сопровождающееся возникновением хрупкой переупрочненной псевдоструктуры с повышенной микротвердостью. Возникает при финишной обработке шаров подшипников в результате активации их поверхности микропластической деформацией и диффузии углерода в их поверхностный слой. Подтверждено методом вторичной ионно-ионной эмиссии, с помощью которого установлен химический состав пседоструктуры поверхностного слоя шаров с количественной оценкой содержания карбидов железа в нем, а также углерода на поверхности желобов доводочных дисков.

4. Выявлены закономерности в механизмах трибоцементации, на основе которых определены конкретные пути и методы решения проблемы повышения качества, надежности и конкурентоспособности подшипников отечественного производства:

• механизм формирования псевдоструктуры имеет периодический характер со скачкообразным ее возникновением, усталостным разрушением и возобновлением;

• формирование псевдоструктуры происходит не только за счет избирательного переноса (диффузии) углерода в активированную микропластической деформацией поверхность шаров из их приповерхностного слоя, где возникает от этого зона «размягчения», обедненная углеродом, но и из контактирующего с шарами инструмента — чугунных доводочных дисков, вклад которых повышается с увеличением просадки их желобов (степени пластической деформации);

• главным источником диффузии углерода при формировании псевдоструктуры оказывается в этих условиях не приповерхностный слой шаров, откуда углерод уходит и диффузия его затихает, а массивные чугунные доводочные диски с практически неограниченным запасом углерода, износ которых (просадка желобов), сопровождающийся увеличением площади диффузионного контакта, вызывает аномальное повышение интенсивности трибоцементации так, что нарушается периодичность в ее механизме, при этом поверхности желобов покрываются сплошным слоем графита;

• механизм удаления припуска при финишной обработке шаров происходит в основном за счет усталостного микроохрупчивания и разрушения псевдоструктуры, а не шлифования абразивными зернами (такой процесс имеет место только вначале доводки), которые быстро сглаживаются, измельчаются и работают не как «микрорезцы», а как «микрокатки».

5. Разработан и внедрен, защищенный патентом, технологический процесс финишной обработки (окончательной доводки) шаров, исключающий образование в поверхностном слое псевдоструктур, на основании принципа исключения формирования дефектной псевдоструктуры при финишной обработке шаров, отличающийся выявлением и сохранением стадии в процессе доводки, когда геометрические параметры и размерная точность коррелируют с отсутствием псевдоструктуры поверхностного слоя.

6. Разработан метод устранения трибоцементации путем замены материала доводочных дисков на мало содержащие или не содержащие углерод, а также снижением активации поверхности пластической деформацией, применением «мягкого» инструмента и повышения, таким образом, интенсивности съема металла за счет шлифования частицами абразива.

7. Раскрыта идентичность механизмов и закономерностей процессов финишной обработки и эксплуатации подшипников качения и скольжения, заключающаяся в активации рабочих поверхностей микропластической деформацией и формировании псевдоструктур, на основании которой разработаны методы, позволяющие на стадии финишной обработки запускать такой механизм съема металла с рабочих поверхностей, который продолжится в эксплуатации и минимизирует износ и потери энергии.

8. Выявлены способы управления процессами в поверхностном слое при финишной обработке с целью ограничения или устранения формирования псевдоструктур и активации полезных структур: путем изменения конструкции и материала инструмента, кинематики станков, режимов доводки, ограничением числа партий шаров, обработанных до обновления инструмента, активация СОТС и др.

9. Разработаны конструкции и технологии высоконадежных шарнирных подшипников с упругим подвижным вкладышем (защищенные патентом), с использованием новых принципов и эффектов (упругий натяг вместо зазора, идеи проф. Жуковского и др.) и методика его расчета.

10. Разработаны методы активации внешним энергетическим воздействием (лазер, СВЧ, ультразвук) технологических жидкостей, смазок и присадок к ним, применяемых в подшипниках качения и скольжения для повышения их эксплуатационных характеристик.

11. Результаты экспериментальных исследований и производственных испытаний подтверждают справедливость выдвинутых гипотез и принятых решений. Реализация достигнутых результатов подтверждена актами внедрения в производство новой технологии изготовления шаров подшипников, а также новой конструкции подшипника скольжения для возвратно-вращательного движения с пружинным вкладышем.

На основе результатов исследований получен выход в другую предметную область — разработана, защищенная патентом, конструкция опоры бурового шарошечного долота с использованием новых принципов и эффектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Фрикционная непроводимость слаботочных контактов / В.Г. Куранов- Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 1996.- 60 с.
  2. .В. Математические методы в теории надежности / Б.В. Гнедеен-ко, Б. К. Беляев, А. Д. Соколов. М.: Наука, 1966. — 524 с.
  3. Д.Н. Триботехника /Д.Н. Гаркунов. М.: Машиностроение, 1985. -424 с.
  4. .И. Трение, смазка и износ в машинах / Б. И. Костецкий. Киев: Техшка, 1970.-296 с.
  5. М.М. Абразивное изнашивание / М. М. Хрущов, М. А. Бабичев. -М.: Наука, 1970. 252 с.
  6. .В. Энергетические соотношения в трибосопряжении и прогнозирование его долговечности / Б. В. Протасов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1979. — 152 с.
  7. И.В. Основы расчетов на трение и износ / И. В. Крагельский, М. Н. Добычин, B.C. Комбалов. -М.: Машиносторение, 1977.- 526 с.
  8. Избирательный перенос в узлах трения / Д. Н. Гаркунов и др.- М.: Транспорт, 1969. 104 с.
  9. X. Системный анализ в трибонике: пер. с англ. / X. Чихос. М.: Мир, 1982. -351с.
  10. Надежность и долговечность машин / Костецкий Б. И., Носовский И. Г., Бершадский Л. И., Караулов А. К. Киев: Техника, 1975, — 408 с.
  11. Triboloy A Glossary of Terms and Definitions, Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD, 1969.
  12. Faurre P., Depeyrot M., Elements of Systems Theory, North Holland, Amsterdam, 1977.
  13. Klir G. J., An Approach to General Systems Theory, Van Nostrand Reinhold, New York, 1969.
  14. Wiener N., Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine, The MIT Press, Cambridge, Mass., 1948.
  15. Hall A. D., A Methodology for Systems Engineering, Van Nostrand, New York, 1962.
  16. Molgaard J., The dry wear of metals as a process in an open system, Wear, 32, 353 (1975).
  17. В.П. Эффект схватывания металлов при динамическом на-гружении / В. П. Лозовский, Бершадский Л. И. // ДАН СССР. 1968. Т. 183. № 5-С. 185−191.
  18. А.А. Специфика адгезионного взаимодействия тел при качении/ А. А. Силин //Проблемы трения и изнашивания. Киев: Техника, 1974. № 6. С. 3−7.
  19. И.В. Трение и износ / И. В. Крагельский. М.: Машиностроение, 1968.-482 с.
  20. .И., Исследование энергетического баланса при внешнем трении металлов / Б. И. Костецкий, Ю.Н. Линник// ДАН СССР. 1968. Т. 183. № 5 -С. 293−298.
  21. Kuranov V.G. Activation of frictional corrosion at evaporation of the condensed moisture / V.G. Kuranov, U. A. Krivoshein // Symposium «Slavantribfo -3» Ribinsk, 1995. P. 99−104.
  22. Kuranov V.G. Mechanism of Selective Transfer in Low-energy Electrical Contacts / V.G. Kuranov // Conference Problem of non-wear friction in machines. Radom, Poland, 1993. — P. 96−105.
  23. За рулем: информ.-аналит. журн. -M., 1999. № 10. С.74−75.
  24. За рулем: информ.-аналит. журн. -М., 2000. № 2. С. 78−80.
  25. В.В. Форма естественного износа деталей машин и инструмента / В. В. Шульц. Л.: Машиностроение, 1990. — 206 с.
  26. А.С. 115 744 / СССР / МКИ 48в8 Способ придания поверхности металлов трущихся пар противозадирных свойств. Б.И. № 31, 1958.
  27. А.С. 1 456 283 / СССР / МКИ В22г7/04 Способ изготовления деталей с антифрикционным покрытием. Б.И. № 23, 1983.
  28. А.С. 485 243 / СССР / МКИ Г16сЗЗ/14 Способ приработки червячной гло-боидной передачи. Б.И. № 35, 1975.
  29. А.С. 726 213 / СССР / МКИ С23с17/20 Способ нанесения антифрикционных покрытий. Б.И. № 13, 1990.
  30. Финишная антифрикционная безабразивная обработка как средство повышения срока службы машин и оборудования / А. Г. Андреева, Ф.Х. Бурум-кулов и др. // Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып.4, С. 43 — 59.
  31. Д.Н. Самоорганизующиеся процессы при фрикционном взаимодействии в трибологической системе: справочник по триботехнике: подред. М. Хебды и А. В. Чичинадзе. В 2 т. / Д. Н. Гаркунов. М.: Машиностроение, 1989.- Т.1 — 400 с.
  32. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения: под ред. Д. Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1982.- 207 с.
  33. В.Н. Процессы в зоне фрикционного контакта металлов / В.Н. Ка-щеев. М, Машиностроение, 1978. — 213 с.
  34. .И. Управление качеством и надежностью машин / Б.И. Кос-тецкий. Киев: Техшка, 1979. — 83 с.
  35. В.А. Шлифование адгезионно-активных металлов / В. А. Носенко. М.: Машиностроение, 2000. — 262 с.
  36. Ю.М. Трение и износ модифицированных металлов / Ю. М. Виноградов. М.: Наука, 1972. — 150 с.
  37. Д.Н. Современные проблемы триботехники / Д. Н. Гаркунов,
  38. A.А. Поляков, В .Я. Семенов // Трение и износ, 1980, № 3, С. 391−402.
  39. Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей / Н. Б. Демкин -М.: Наука, 1970. 26 с. ?
  40. Н.Б. Качество поверхности и контакт деталей машин /Н.Б. Демкин, Э. В. Рыжов. М.: Машиностроение, 1981. — 244 с.
  41. К.С. Точность обработки и режимы резания / К. С. Колев. М.: Машиностроение, 1968. — 132 с.
  42. B.C. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ /
  43. B.C. Комбалов. М.: Наука, 1974. — 112 с.
  44. B.C. Состояние и перспективы работ по исследованию влияния шероховатости на фрикционные характеристики пар трения / B.C. Комбалов // Трение и износ, 1980, т. 1, № 3, С. 440−453.
  45. .И. Износостойкость деталей машин / Б. И. Костецкий. Киев-Москва: Машгиз, 1950. — 168 с.
  46. А.С. Основы надежности и долговечности машин /А.С. Прони-ков. М.: Изд-во комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1969. — 159 с.
  47. A.M. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин / A.M. Сулима, В. А. Шулов, Ю. Д. Ягодкин. М.: Машиностроение, 1988.-246 с.
  48. А.П. Шероховатость поверхностей / А. П. Хусу, Ю. Р. Витенберг, В. А. Пальмов. М.: Наука, 1975. — 133 с.
  49. JI.M. Структура и износостойкость металла / JI.M. Рыбакова, Л. И. Куксенова. М.: Машиностроение, 1982. — 212 с.
  50. Я.И. Финишная обработка металлов давлением /Я.И. Барац. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. — 182 с.
  51. В.А. Износостойкие сплавы и покрытия / В. А. Войнов. М.: Машиностроение, 1980. — 120 с.
  52. Л.Г. Упрочнение и отделка поверностно-пластическим деформированием / Л. Г. Одинцов. М.: Машиностроение, 1987. — 327 с.
  53. В.Н. Методы повышения долговечности деталей машин / В. Н. Ткачев. М.: Машиностроение, 1971. — 271 с.
  54. В.Н. Абразивное разрушение твердых тел / В. Н. Кащеев. М.: Наука, — 1970. — 248 с.
  55. Д. Поверхностные явления при адгезии и антифрикционных взаимодействиях / Д. Бакли. М.: Машиностроение, 1986. — 433 с.
  56. Д.Г. Формирование свойств поверхностных слоев при абразивной обработке / Д. Г. Евсеев. Саратов: изд-во Сарат. гос. ун-та, 1975. — 216 с.
  57. В.Я. Механо-термическое формирование поверхностей трения / В. Я. Кершенбаум. М.: Машиностроение, 1987. — 230 с.
  58. В.А. Природа автоколебаний при трении. Исследование колебаний металлорежущих станков при резании металлов / В. А. Кудинов. М.: Машгиз, 1958.-243 с.
  59. О.Н. Формирование поверхностного слоя при шлифовании / О. Н. Черменский // Производство подшипников: Информационно-технический сборник акционерного общества «Московский подшипник» № 1(12). 2000.-С. 20−23.
  60. Н.Н. О процессах, протекающих в поверхностных слоях изделий при круглом шлифовании и полировании /Н.Н. Качанов, А. И. Спришевский, А. С. Чистяков // Труды ВНИПП, 1964. № 1. С. 71−78.
  61. А.А. Иттриевый чугун / А. А. Аникин. М.: Машиностроение, 1976. — 94 с.
  62. В.М. К вопросу о формообразовании шариков в процессе окончательной обработки / В. М. Климович // Сб. науч. иссл. работ Машиностроение и приборостроение. Минск: Вышэйшая школа. Вып. 8. 1976. — С. 185−189.
  63. JI.A. Технология и оборудование шарикового производства / JI.A. Олендер. Минск: Вышэйшая школа, 1974. — 331 с.
  64. П.И. Механизм образования погрешностей формы шариков в процессе их окончательной обработки /П.И. Ящерицын, JI.A. Олендер, И. П. Филонов, Ю. А. Добрынин // Машиностроение и приборостроение. Минск: Вышэйшая школа. Вып. 8. 1976. С.85−89.
  65. В.М. Зависимость момента сил трения от давления и скорости проскальзывания в процессе доводки шариков / В. М. Климович // Машиностроение и приборостроение: сб. науч. иссл. работ. Минск: Вышэйшая школа. Вып. 8. 1976. — С. 150−154.
  66. Справочник Хютте. М.: Главная редакция по машиностроению и металлообработке. 1996. Т. 1. — 384 с.
  67. М.П. Опоры приборов / М. П. Ковалев, И. М. Сивокопенко, К. М. Явленский. М.: Машиностроение, 1967. — 205 с.
  68. Основы конструкции автомобиля / А. М. Иванов, А. Н. Солнцев и др. -М.: ООО «Книжное издательство «За рулем». 2005. 336 с.
  69. За рулем: информ.-аналит. журн. М., 1997. № 3. — С. 121−122.
  70. За рулем: информ.-аналит. журн. М., 1989. № 12. — С. 24−25.
  71. Пат. 920 305 Россия МКИ3 FOIL 1/24 Гидравлический элемент для компенсации зазора клапана ДВС / Соломин В. А. Соломин А.В. (Россия). // Официальный бюллетень российского агентства по патентам и товарным знакам. Изобретения (заявки и патенты). 1997. — № 8.
  72. ГОСТ 20 692–75 Долота шарошечные. Типы и основные размеры. Технические требования. М.: Изд. стандартов, 1975. — 64с.
  73. Инструкция по эксплуатации шарошечных долот при бурении нефтяных и газовых скважин: РД 26−02−68/85: утв. М-вом нефтяной промышленности СССР. М.: ВНИИБТ, 1978. — 74 с.
  74. Шарошечные долота: международный транслятор-справочник М.: АНО «Технонефтегаз», 2000. — 250с.
  75. К.Е. Буровые долота: справочник / К. Е. Корнеев, П. А. Палий. М.: Издательство «НЕДРА», 1965. — 496 с.
  76. Краткий справочник конструктора: под ред. Р. И. Гжирова: М.: Машиностроение, 1984. — 262 с.
  77. .И. Сопротивление изнашиванию деталей машин / Б.И. Костец-кий. Киев: Машгиз, 1959.- 478 с.
  78. И.А. Термическая диффузия в металлах / И. А. Одинг // ДАН СССР. 1952. Т. XXXIV. № 1.- С. 258−261.
  79. А.В. Исследование процессов образования поверхностей инструмента и детали при абразивной обработке /А.В. Королев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. —212 с.
  80. В.М. Механо-химические процессы и эффективность смазочно-охлаждающих технологических сред при суперфинишировании, хонинго-вании и доводке: автореф.. доктора техн. наук: 05.02.08 / Шумячер Вячеслав Михайлович. Саратов: СГТУ, 1997. — 32 с.
  81. Л.Ш. Изнашивание шаржированным абразивом в процессе доводки / Л. Ш. Шустер, Н. И. Орлова // Трение и Износ. 1980. Т 1. С. 939−942.
  82. .Г. Металлография: учебник для вузов / Б. Г. Лифшиц. М.: Металлургия, 1990. — 236 с.
  83. Л.Г. Упрочнение и отделка поверхностно-пластическим деформированием / Л. Г. Одинцов. М.: Машиностроение, 1987. — 327 с.
  84. В.В. Большие пластические деформации и разрушение металлов / В. В. Рыбин. М.: Металлургия, 1986. — 223 с.
  85. И.А. Водородный износ / И. А. Одинг. М.: Машиностроение, 1982. — 127 с.
  86. Погонышев В. А Способ получения антифрикционных покрытий пленочных покрытий / В. А. Погонышев, Н. А. Романеев // Тяжелое машиностроение. М., № 9. 1998. — С. 18−22
  87. В.Г. Влияние термодиффузионного переноса на устойчивость фрикционных покрытий при трении /В.Г. Куранов, А. В. Бузов, Ю. А. Петров // Восстановление и упрочнение деталей машин: Межвуз. науч. сб.- Саратов: СГТУ, 1998. С. 34−38.
  88. Влияние среды и свойств материалов на упрочняющее действие и активацию процессов при пластической деформации и трении / В. Г. Куранов, А. Н. Виноградов, А. В. Бузов, Ю. А. Петров, В. А. Каракозова // МЕТАЛ
  89. ЛДЕФОРМ'99: Сб. материалов 1-й Междунар. науч.-техн. конф. Самара, 1999. — С. 122−126.
  90. Я.С. Физика металлов. Атомное строение металлов и сплавов / Я. С. Уманский, Ю. А. Скаков. М.: Атомиздат. 1978. — 352 с.
  91. Я.Е. Очерки о диффузии в кристаллах / Я. Е. Гегузин. М.: Наука.1974.-256 с.
  92. Долговечность трущихся деталей машин: сб. статей под общ. ред. Д. Н. Гаркунова / Вып. 1. М.: Машиностроение, 1986. — 264 с.
  93. Основы трибологии (трение, износ, смазка) / Э. Д. Браун, Н. А. Буше, И. А. Буяновский и др.: Под ред. А. В. Чичинадзе: учебник для технических вузов.- М.: Центр «Наука и техника», 1995. -778 с.
  94. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / А. В. Чичинадзе, Э. М. Берлинер, Э. Д. Браун и др.: под общ. ред. А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2003. — 576 с.
  95. Ю. А. Повышение эксплуатационной надежности автоматизированного технологического оборудования на основе управления процессами в трибосопряжениях: дис.. канд. тех. наук: 05.03.01 / Кривошеин Юрий Александрович. Саратов: 1999. — 216 с.
  96. О движении без трения и повышении устойчивости избирательного переноса / В. Г. Куранов, А. Н. Виноградов, А. В. Бузов, В. А. Каракозова, Ю.А.
  97. Петров //Наземная и аэрокосмическая трибология 2000: проблемы и достижения: сб. материалов междунар. науч.-практ. симпозиума. — СПб.-Рыбинск, 2000. — С.78−82.
  98. Blok Н, Research of thermal conditions at friction. Applied Scientific Research, A. Mechanics, heat, chemical engineering, mathematical methods (Amsterdam), Sec. A, 5 (2−3), 1955, P. 151−181.
  99. В.Г. Причины и способы устранения трибологических отказов / В. Г. Куранов, А. Н. Виноградов, А. В. Бузов // Сб. материалов междунар. науч.-техн. конф. Самара: СамГТУ, 2001. ч 1.- С. 251−256.
  100. П. Термодинамическая теория структур, устойчивости и флуктуаций: пер. с англ. / П. Гленсдорф, И. Пригожин. М.: Мир, 1973. -420 с.
  101. А.Д. Энергетика трения и износа деталей / А. Д. Дубинин. Москва-Киев: Машгиз, 1963. — 116 с.
  102. .И. Об общей закономерности структурной приспосабливаемое&trade- материалов при трении / Б. И. Костецкий, Л. И. Бершадский // ДАН УССР. 1975, № 5.- С. 126−129.
  103. Е. Самоорганизация в неравновесных процессах: пер. с англ. / Е. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1979. — 512 с.
  104. В.А. Тепловые процессы при шлифовании и управление качеством поверхности / В. А. Сипайлов. М.: Машиностроение, 1978. — 167 с.
  105. Ш. Окисление металлов / Ш. Бенар. — М.: Металлургия, 1969. — 499 с.
  106. В.А. Температурная задача трения и явление наростообразова-ния при резании и трении / В. А. Кудинов // Труды третьей Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах. М.: Изд-во АН СССР, 1960, Т. И. — С. 86−90.
  107. М.А., Основы теплопередачи / М. А. Михеев, И. М. Михеев. М.: Энергия, 1977. — 343 с.
  108. Г. Теплопроводность твердых тел / Г. Карслоу, Д. Егер. М.: Наука, 1964. — 380 с.
  109. В.Г. Руководство к решению задач по теории упругости / В.Г. Ре-кан. М.: Высшая школа, 1996. — 226 с.
  110. .С. Термодинамика и кинетика диффузии в твердых телах / Б. С. Бокштейн, С. З. Бокштейн, А. А. Жуховицкий. М.: «Металлургия», 1974.-359 с.
  111. С.Д. Диффузия в металлах и сплавах / С. Д. Герцрикен, И. Я. Дехтяр. М.: Физматгиз, 1961. -436 с.
  112. Г. Б. Диффузия в металлах и сплавах / Г. Б. Федоров, Е. А. Смирнов // В сб.: Итоги науки и техники. Сер. «Металловедение и термическая обработка». М.: ВИНИТИ, 1974. Т. 8. — С. 5−63.
  113. B.JI. Термоактивационный анализ элементарных процессов пластической деформации / В. Л. Инденбом, Ю. З. Эстрин //В кн.: Проблемы твердого тела и материаловедения. М.: Наука, 1976. — С. 17−28.
  114. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов. Изд. 7-е, стер./ В. Е. Гмурман. М.: Высш. шк. 2000. — 479 с.
  115. Справочник металлиста: под ред. С. А. Чернавского и В. Ф. Рещикова: Изд. 3-е, перераб: В 5-и т. Т1. М.: Машиностроение. 1976. — 768 с.
  116. С.Д. Расчет упругих элементов машин и приборов/ С. Д. Пономарев, JI.E. Андреева. М.: Машиностроение. 1980. — 326 с.
  117. JI.E. Упругие элементы приборов / JI.E. Андреева. М.: Маш-гиз. 1962.-456 с.
  118. B.JI. Растяжение и кручение ленточных цилиндрических пружин при больших перемещениях / B.JI. Бидерман, В. Н. Шитиков // Изв. АН СССР. Механика твердого тела. 1970. № 1. С. 137 — 141.
  119. .И. Поверхностная прочность материалов при трении / Б. И. Костецкий. Киев: Техника, 1976. — 326 с.
  120. Р.Ю. Изучение контактной выносливости шаров от изменения шероховатости, гранности и волнистости поверхностного слоя в пластичных смазочных материалах М., 2000. С. 69−74. Деп. в ВИНИТИ, № 697-В00.
  121. А.А. Радиоволновой бесконтактный сверхвысокочастотный вибропреобразователь перемещений / А. А. Никитин, В. А. Засорин // «Тяжелое машиностроение», М., № 9, 2001. — С. 5−7.
  122. В.Г. О применении метода контактного сопротивления для оценки устойчивости избирательного переноса / В. Г. Куранов, А. В. Бузов, Ю. А. Петров // Электрические контакты и электроды: Сб. науч. тр.-Киев, 1999. С. 67−71.
  123. McBride J.W. and Sharkh S.M. Arc Voltage Fluctuations at Low Current // ISECTA-93, Proceeding of the International Symposium, June 21−25, 93 -p. 53−61.
  124. Crichos Н. A. System Analysis Data Sheet for Frictional and Wear Tests and on Outline for Semulative Testing. // Wear. Vol. 41. 1977 № 1.
  125. Pandit S. M. Stochastic Linearization by Data Dependent System // ASME. Jornal of Dynamic Systems, Measurement and Control. — 1997. Vol. 99G.-p. 221−226
  126. В.Г. О движении без трения и износа / В. Г. Куранов, А. Н. Виноградов // «Тяжелое машиностроение», М., № 9, 2001, — С. 28−30.
  127. С.А. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных: справочное изд. / С. А. Айвазян, И. С. Ежоков, Л. Д. Мешалкин. М.: Финансы и статистика, 1983. — 471 с.
  128. Износ и безызносность: монография / В. Г. Куранов, А. Н. Виноградов, А. С. Денисов. Сарат. гос. техн. ун-т, Саратов, СГТУ, 2000. -136 с.
  129. Движение без трения и износа: учеб. пособие. / В. Г. Куранов, А. Н. Виноградов. Сарат. гос. техн. ун-т, — Саратов: СГТУ, 2007. 52 с.
  130. JI. Статистическое оценивание: пер. с нем. / Л.Закс. М.: Статистика, 1976. — 598 с.
  131. Р.Н. Обработка экспериментальной информации. В 4 ч. 41./ Р. Н. Каримов. Саратов: Сарат. тос. тех. ун-т, 1999. — 104 с.
  132. В. В. Оценка корреляционных функций в промышленных системах управления / В. В. Волгин, Р. Н. Каримов. М.: Энергия, 1979. — 80 с.
  133. Р. Н. Статистика нестационарных случайных процессов в АСУ / Р. Н. Каримов. Саратов: Сарат. политехи, ин-т, 1986. — 80 с.
  134. Справочник по прикладной статистике: В 2 т. пер. с анг. / Под ред. Э. Ллойда, У. Лидермана, Ю. Н. Тюрина.- М.: Финансы и статистика, 1990. -526с.
  135. С.Я. Статистическая обработка результатов исследования случайных функций / С. Я Виленкин. М.: Энергия, 1979. — 320 с.
  136. И.С. Математическая статистика в технологии машиностроения / И. С. Солонин. М.: Машиностроение, 1972. — 197 с.
  137. Д. Статистика для физиков: пер. с анг. / Д. Худсон. М.: Мир, 1967.-242 с.
  138. Повышение эксплуатационной надежности деталей машин / Грозин Б. Д. и др. М.: Машгиз. 1960. — 296 с.
  139. К.В. Деформация трением переохлажденного аустенита углеродистой стали / К. В. Савицкий, Ю. И. Коган // Сб. «Трение и износ в машинах» Изд. АН СССР. 1962. № 15. С. 64−69.
  140. А.В. Долговечность трущихся деталей машин /А.В. Старосельский, Д. Н. Гаркунов. М.: Машиностроение. 1967. — 395с.
  141. Е.Н. Теория шлифования металлов / Е. Н. Маслов. М.: Машиностроение, 1974. — 319 с.
  142. А.А. Точность механической обработки / А. А. Маталин. -Л.: Машиностроение, 1977. 464 с.
  143. Контроль в системах автоматизации технологических процессов / А. А. Игнатьев, М. В. Виноградов, В. А. Добряков, Ю. С. Филипов, В. В. Горбунов. Саратов: Изд-во Сарат. гос. тех. ун-т, 2001. — 124 с.
  144. А.А. Автоматизированная вихретоковая дефектоскопия деталей подшипников / А. А. Игнатьев, В. В. Горбунов, A.M. Чистяков // СТИН. 2002. № 4. С. 17−19.
  145. А.А. Автоматизированная система вихретокового контроля деталей подшипников / А. А. Игнатьев, В. В. Горбунов, С. И. Зайцев, С. А. Игнатьев //Вестник СГТУ. 2005. № 2(7). С. 45−51.
  146. В.К. Износостойкость металлов / В. К. Лазаренко, Г. А. Прейс. -Киев: Машгиз, 1960. 143 с.
  147. В.Т. Вторичная ионно-ионная эмиссия металлов и сплавов/ В. Т. Черепин, М. А. Васильев. Киев: Издательство «Наукова думка», 1975. — 237 с.
  148. М.А. Металлофизика / М. А. Васильев, Ю. Н. Иващенко, В. Т. Черепин. Киев: Издательство «Наукова думка», 1973. — 91 с.
  149. В.Т. Автоматизация анализа состава вещества / В. Т. Черепин, Ю. С. Алпатьев, М. А. Васильев, Ю. Н. Иващенко. Киев: «Техшка», 1971. -258 с.
  150. В.Г. Трибологические эффекты и отказы / В. Г. Куранов // Приложение к журналу «Сборка в машиностроении, приборостроение» «Трение и смазка в машинах и механизмах». М.: Машиностроение. 2005. № 1(7) — С. 19−23.
  151. В.Г. Явление «трибоцементации» в процессе финишной обработки шаров подшипников / В. Г. Куранов, А. Н. Виноградов // «Трение исмазка в машинах и механизмах», М.: Машиностроение, 2007. № 8. — С. 3238.
  152. A.H. Научные основы повышения некоторых эксплуатационных характеристик трибосопряжений автомобильной техники / А. Н. Виноградов // Вестник Саратовского государственного технического университета. Саратов: СГТУ, 2004, № 1(2). — С. 58−63.
  153. Автомобиль «Волга» ГАЗ-24. / В. И. Борисов, А. И. Гор, В. Ф. Гудов, и др. -М.: Машиностроение, 1972. 384 с.
  154. А.с. 1 368 520 СССР, МКИ3 F16C 33/26 Опора скольжения / В. Б. Гурик (СССР). № 3 848 187/25−27- заявл. 28.01.85- опубл. 23.01.88, Бюл. № 3.-3 е.: ил.
  155. А.с. 1 754 955 СССР, МКИ3 F16C 33/26 Опора скольжения / М. П. Копак, Н. П. Копак (СССР). № 4 832 204/27- заявл. 30.05.90- опубл. 15.08.92, Бюл. № 30. — 3 е.: ил.
  156. А/с СССР № 1 687 951, кл. F16C 33/26 Опора скольжения / В. Б. Черкунов, Ю. П. Бусаров, Б. В. Черкунов, А. Е. Татарченко (СССР). № 4 449 229 заявл. 25.05.88- опубл. 30.10.91, Бюл. № 40. — 2 е.: ил.
  157. СВЧ энергетика: под ред. Э. Окресса. — М.: Мир, 1971. — 236с.
  158. В.В. Исследование динамических процессов трения методом многофакторного эксперимента / В. В. Шаповалов, А. И. Тетерин // Тр, РИ-ИЖТ.1974. Вып. 103, С. 71−73.
  159. И.Г. Планирование эксперимента для исследования многокомпонентных систем / И. Г. Зеднигинадзе. М.: Наука, 1976. — 360 с.
  160. Методика выбора и оптимизации контролируемых параметров технологических процессов РДМУ 109−77. М.: Изд-во стандартов, 1978, — 64 с.
  161. А.с. 791 894 СССР, МКИ3 Е21 В 10/22. Опора шарошечного долота / Ку-румов Л.С., Мокшин А. С. (СССР). заявл. 06.07.76- опубл. 30.12.80.- Бюл. № 48.- 5с.: ил.
  162. А.Н. Перспективы развития гидрокомпенсаторов / А. Н. Виноградов, А. В. Бузов // Восстановление и управление качеством деталей машин и механизмов: межвуз. научн. сборник- Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 1999.- С.33−37.
  163. А.А. Качество поверхности и эксплуатационные свойства деталей машин / А. А. Маталин. М.: Машиностроение, 1956. — 256 с.
  164. С.Г. Процессы теплообразования при шлифовании металлов / С. Г. Редько. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1962. — 231 с.
  165. В.И. Теоретические основы процесса шлифования / В. И. Островский. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1981. — 144 с.
  166. Э. Механика пластических деформаций при обработке металлов / Э. Томсон, Ч. Янг, Ш. Кобаяши. М.: Машиностроение, 1969. — 503 с.
  167. А.Н. Теплофизика / А. Н. Резников. М.: «Наука», 1969. — 288 с.
  168. П.И. Тепловые явления при шлифовании / П. И. Ящерицын, А. К. Цэхур, И. Л. Еременко. Минск: Вышэйшая школа, 1973. — 182 с.
  169. И.В. Основные результаты изучения связи остроты абразивного зерна с его крупностью / И. В. Лавров // В кн.: Абразивы. М.: Машгиз. 1975. вып. 11(137).-С. 1−4.
  170. И.В. Закономерность распределения зерен в шлифзерне, в шлиф- и микропорошках по крупности / И. В. Лавров, Т. Б. Лобода // В кн.: Абразивы. М.: Машгиз. 1973. вып. 12(115). С. 8−15.
  171. Д.Н. Триботехника (износ и безызносность): 4-е изд., перераб. и доп. / Д. Н. Гаркунов. М.: «Издательство МСХА», 2001. — 616 с.
  172. Технологическое обеспечение и повышение эксплуатационных свойств деталей и их соединений: под общей ред. А. Г. Суслова / А. Г. Суслов, В. П. Федоров, О. А. Горленко и др. М.: Машиностроение, 2006. — 448 с.
  173. В.Ф. Влияние качества поверхностного слоя после механической обработки на эксплуатационные свойства деталей машин / В. Ф. Безъязычный // Инженерия поверхности. Приложение. Справочник. Инженерный журнал. 2001. № 4. С. 9 16.
  174. Качество машин: Справочник. В 2 т. / А. Г. Суслов, Э. Д. Браун, Н. А. Виткевич и др. М.: Машиностроение, 1995. — 322 с.
  175. Ю.В. Механика контактного разрушения / Ю. В. Колесников, Е. М. Морозов. М.: Наука, 1989. — 219 с.
  176. Э.В. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей машин / Э. В. Рыжов, А. Г. Суслов, В. П. Федоров. М.: Машиностроение, 1979. — 174 с.
  177. А.Г. Качество поверхностного слоя деталей машин / А. Г. Суслов. М.: Машиностроение, 2000. — 318 с.
  178. Ю.К. Трение и модифицирование материалов трибосистем / Ю. К. Машков, К. Н. Полещенко, С. Н. Поворознюк, П. В. Орлов. М.: Наука, 2000.-280 с.
  179. А.В. Структура и методы формирования износостойких поверхностных слоев / А. В. Белый, Г. Д. Карпенко, Н. К. Мышкин. М.: Машиностроение, 1991.-208 с.
  180. .И. Качество поверхности и трение в машинах / Б.И. Кос-тецкий, Н. Ф. Колесниченко. Киев: Техника, 1969. — 168 с.
  181. .И. Дислокационная структура при трении металлов / Б. И. Костецкий, Г. Ф. Литовченко, Ю. И. Артемьев // Металлофизика. 1969, № 6. -С. 38−46.
  182. Л.И. Самоорганизация и надежность трибосистем / Л. И. Бершадский. Киев: Техника. 1981. -35 с.
  183. Н.М. Термодинамика трения / Н. М. Клементьев. Воронеж: Воронежск. политехи, ин-т, 1971. — 305 с.
  184. В.А. Термодинамика необратимых процессов в задачах и решениях / В. А. Журавлев. М.: Наука, 1979. — 288 с.
  185. Д. Современные методы исследования поверхности / Д. Вуд-раф, Т. Делчар. М.: Мир, 1989. — 564 с.
  186. В. Образование структур при неравновесных процессах: пер. с нем. / В. Эбелинг. М.: Наука, 1969. — 270 с.
  187. В.Т. Методы и приборы для анализа поверхностных материалов. Справочник / В. Т. Черепин, М. А. Васильев. Киев: Наук, думка, 1982. -400 с.
  188. В.Ф. Процессы и установки электронно-ионной технологии / В. Ф. Попов, Ю. Н. Горин. М.: Высш. шк. 1988. — 255 с.
  189. А.П. Металловедение / А. П. Гуляев. М.: Металлургия, 1970. -368 с.
  190. А.Н. Воздействие пучков заряженных частиц на поверхность металлов и сплавов / А. Н. Диденко, А. Е. Лигачев, И. Б. Куракин. М.: Энер-гоатомиздат, 1987.— 184 с.
  191. Н.В. Физические основы процесса резания / Н. В. Талантов // Физические процессы при резании металлов. Волгоград: ВПИ, 1984. С. 3 -37.
  192. О самоорганизации в технологическо-эксплуатационных процессах при комбинированных методах обработки металлов / П. И. Ящерицын, Л. М. Кожуро, М. Л. Хейфиц и др. // Докл. АН Беларуси. 1995. Т. 39, № 1. С. 112 — 116.
  193. И. Физические основы микротехнологии / И. Броудай, Дж. Мерей. М.: Мир, 1985. — 496 с.
  194. А.А. Физические процессы при лазерной обработке материалов / А. А. Веденов, Г. Г. Гладуш. М.: Энергоатомиздат, 1985. — 207 с.
  195. A.M. Многомерные статистические методы: учебник /A.M. Дубров, B.C. Мхитарян, Л. И. Трошин. М.: Финансы и статистика, 2000. -352 с.
  196. И.И. Общая теория статистики: под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. 4-е изд. перераб. и доп. / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 480 с.
  197. А.Н. Методика расчета подшипника скольжения для возвратно-вращательного движения / А. Н. Виноградов // Вестник Саратовского государственного технического университета. Саратов: СГТУ, 2008, № 1(30). -С. 12−17.
  198. Р.Н. Обработка экспериментальной информации. В 4 ч., 44. -Саратов: Сарат. тос. тех. ун-т, 2001. -104 с.
  199. А.А. Локализация пластической деформации / А. А. Пресняков. -М.: Машиностроение. 1983. 56 с.
Заполнить форму текущей работой