Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономическое положение и ориентации молодежи в сфере труда и занятости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация изложенных в работе подходов нашла отражение в научной и практической деятельности автора. По теме диссертации опубликовано 4 печатных работы общим объемом 4,4 п.л., а также сделаны доклады на научно-практической конференции «Комсомол и молодежь: история и современные реалии России «(к 80-летию образования ВЛКСМ) с участием В. Т. Лисовского (Псковский государственный педагогический… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению положения молодежи в сфере труда и занятости
    • 1. 1. Научно-теоретические подходы к анализу проблем молодежи. стр
    • 1. 2. Современная молодежь в системе социально трудовых отношений. стр
    • 1. 3. Характеристика современных социально — трудовых проблем молодежи как обьекта исследования. стр
    • 1. 4. Историография изучения социально-трудовых проблем молодежи. Постановка задачи. стр
  • Глава 2. Исследование основных тенденций положения и социально-экономических ориентаций молодежи в сфере труда и занятости
    • 2. 1. Тенденция разрыва сфер и статусных характеристик. стр
    • 2. 2. Тенденция нарастания инструментализации труда. стр
    • 2. 3. Тенденция консервативной социально-экономической ориентации личности. стр
  • Глава 3. Совершенствование труда и занятости молодежи в Псковской области: организационно — управленческий аспект
    • 3. 1 Концептуальные подходы к совершенствованию труда и занятости молодежи. стр
      • 3. 2. Зарубежный опыт поддержки трудовой занятости молодежи. стр
      • 3. 3. Законодательные меры, необходимые для улучшения положения молодежи в сфере труда. стр

Социально-экономическое положение и ориентации молодежи в сфере труда и занятости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как гласит п. 8 Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 года и на последующий период (Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 марта 1996 г.) — «Каждое государство должно стремиться к тому, чтобы в основе его молодежной политики лежали точные данные о положении и потребностях молодых людей, и общественность имела доступ к таким данным.». Почему исследованиям в области молодежи на таком уровне придается столь высокое значение?

Актуальность диссертационного исследования. Молодежь — специфическая социально — демографическая группа населения, которая характеризуется высокой подвижностью, гетерогенностью, особой ролью в демографическом воспроизводстве общества.

Молодежь необходимо рассматривать как важнейший источник ожидаемых в обществе (среде) ценностных и поведенческих инноваций, самый энергетичный носитель и мультипликатор новых моральноэтических ценностей, который свидетельствует о степени восприимчивости нового взгляда на жизнь и способа самовыражения.

В современной социологии молодежь является одной из наиболее широко изучаемой категорий населения. Однако в последние годы все острее ощущается потребность как науки, так и практики в фундаментальном анализе проблем молодежи, который предполагает целостный подход к изучению всего многообразия общественных связей и проявлений молодого поколения, т. е. его развития, взаимодействия молодежи и общества. Это связано с наличием большой социальной проблемы, выражающейся в противоречии между включенностью молодежи в новое социальное пространство и отсутствием адекватного знания и действенной системы реализации ее инновационного потенциала, особенно в сфере труда.

Кроме того, в связи с переживаемыми Россией социально-экономическими преобразованиями, повлекшими за собой ряд негативных последствий, таких как безработица, ухудшение материального положения, кризис ценностных ориентации и др. необходимо предусмотреть систему мер целостной социальной защиты молодого поколения.

Создание эффективных юридических, экономических и политических подсистем такой защиты нуждается в научно обоснованной, целостной характеристике положения молодежи, знании важнейших тенденций ее социального развития, на основе которых только и возможно проведение эффективной государственной молодежной политики.

Молодежная политика должна исходить из идеологической установки — учитывать собственные социальные интересы молодежи с точки зрения стратегических задач общества в целом. Таким образом, важнейшим фактором в развитии молодежи является проведение научно обоснованной государственной молодежной политики, цель которой заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции. Цель определяет две взаимосвязанные задачи:

— создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);

— поддержка режима благоприятствования инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого обществапрактической отработки новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности молодежи (как субъекта политики).

Для этого важно адекватно общемировым тенденциям переосмысливать методологию и принципы изучения молодежи. От ценностных ориентации молодых поколений, их отношения к жизни, к обществу, во многом будет зависеть будущее страны. Поэтому анализ отношения молодежи к экономическим переменам — актуальное направление в научных исследованиях (119, с. 274).

Практически не было специальных исследований, в которых изучались интересы различных социальных институтов, социальных групп и слоев по отношению к молодежи, ее социальному статусу, качеству жизни, и самой молодежи к другим группам общества, институтам, призванным решать молодежные проблемы. Недостаточность исследования этих вопросов обусловлена инерцией патерналистских установок по отношению к молодежи в общественном сознании, сложностью теоретического осмысления экономических и социально-трудовых отношений, связанных с противоречивостью социально-экономического развития России.

Актуальность темы

заключается и в том, что знание и учет реального положения молодежи в сфере труда и занятости, научное изучение ее социально-экономических ориентаций дают возможность выявить ключевые, узловые точки в решении молодежных проблем. Способ, сроки и эффективность этих решений могут предопределить характер развития России.

Настоящее исследование проведено на основе данных государственной и отраслевой статистики, результатов социологических исследований, научно — исследовательских разработок, официальных материалов Государственного Комитета Российской Федерации по делам молодежи и территориальных структур в системе исполнительной власти, авторского семилетнего опыта реализации молодежной политики .

В работе анализируются основные методологические подходы и направления государственной молодежной политики по решению актуальных проблем молодежи в сфере труда и занятости, во многом проистекающих из-за нестыковки между нуждами и устремлениями молодых людей в период неустойчивого развития России с одной стороны, и тем, что общество предлагает им и требует от них — с другой. Чтобы разрешить это противоречие, молодежи следует создать условия для самореализации, дать возможность вносить свой вклад в становление и развитие обновляющегося Российского государства. Учитывается и то обстоятельство, что не только общество путем образования и воспитания социализирует молодежь, но и молодежь, несущая новые идеи и взгляды, в свою очередь, вынуждает общество приспосабливаться к ней, тем самым изменяя и развивая его (ювентиза-ция, П. Митев). Таким образом, при рассмотрении общества как сложной системы, показывается, что от того, насколько глубоко молодежь включена (интегрирована) во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в этой жизни, зависят темпы и содержание развития не только молодежи, но и всего региона, общества в целом.

Основная цель работы — изучить особенности многовекторной динамики молодежи на основе социально — экономических характеристик труда: положение молодежи в сфере труда и занятости, социально-экономические ориентации молодых людей, стратифицированных по возрастным группам и статусу занятостипоказать самоважность молодежной политики и уточнить ее основные направления в этой сфере.

Эта цель реализуется через следующие задачи:

— уточнить теоретико-методологические подходы к изучению положения молодежи в сфере труда и занятости;

— выявить факторы, тенденции и противоречия положения молодежи в системе социально-трудовых отношений;

— исследовать социально-экономические ориентации молодежи;

— сформулировать организационно — управленческие рекомендации по основным направлениям совершенствования труда и занятости молодежи .

Обьектом исследования явилась молодежь, т. е. молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет включительно (возрастные рамки определены Постановлением ВС РФ N 5090−1 от 03.06.93 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации») .

Предмет исследования составили политические, экономические, социальные и культурные процессы развития молодежи, происходящие во второй половине 90-х годов в условиях общественных преобразований в России.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных экономистов и социологов Р. Арона (4), Г. Г. Зайцева (33), Т. И. Заславской (35), А. Г. Здравомыслова (36), С. Н. Иконниковой (39), В. Т. Лисовского (62- 134), B.C. Магуна (65- 66), В. В. Павловского (94), В. В. Радаева (109- 110), Б. А. Ручкина (118), Р. В. Рыбкиной (119), A.A. Сар-но (122), А. Л. Слободского (126), Е. Г. Слуцкого (127), Н. Смелзера (128), В. А. Спивака (136), В. И. Чупрова (153−156), В. А. Ядова (162−163) и др. по вопросам социального развития, социально — экономической стратификации, труда и занятости, социально-профессиональной устойчивости, мотивационной структуры сознания молодежи, хозяйственной идеологии и экономической культуры, а также тесно связанных с ними социально — экономических ориента-ций и установок молодых людей.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Уточнены понятия труда и экономической культуры молодежи.

2. Определены основные факторы, тенденции и противоречия социально-экономического положения молодежи.

3. Выявлены характер и динамика социально-экономических ори-ентаций молодежи.

4. Введена классификация моделей социально-экономических ори-ентаций и установок в сочетании с вариантами хозяйственной идеологии государства.

5. Обоснована необходимость обновления методологического подхода, смены научной и организационно-управленческой парадигмы «социальной защиты молодежи» на парадигму «социальной самоинициативы молодежи» .

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение результатов исследования заключается в разработке теоретических основ подхода к труду и занятости молодежи, ее социально-экономических ориентации, а также практических рекомендаций по формированию позитивной экономической культуры молодежи.

Практическое значение работы в возможности повышения эффективности организации труда и занятости молодежи на федеральном, региональном и местном уровне в результате уяснения ключевых, узловых точек при решении социально-экономических проблем молодежи. Работа также может способствовать формированию новых подходов к реализации государственной молодежной политики.

Апробация изложенных в работе подходов нашла отражение в научной и практической деятельности автора. По теме диссертации опубликовано 4 печатных работы общим объемом 4,4 п.л., а также сделаны доклады на научно-практической конференции «Комсомол и молодежь: история и современные реалии России «(к 80-летию образования ВЛКСМ) с участием В. Т. Лисовского (Псковский государственный педагогический институт, 1998), на научной сессии профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1998 года (СПбГУЭФ, 1999) — на всероссийской научно — практической конференции «Возрождение и перспективы роста экономики современной России» (СПбГУЭФ, 1999) — на межведомственной научно — практической конференции «Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность» в секции социологии и социальной философии (СанктПетербургский университет МВД РФ, Псковский факультет, 1999). Практические рекомендации были апробированы в ходе реализации государственной молодежной политики в г. Пскове при разработке региональных программ содействия занятости населения (1999;2ООО гг.), деятельности Молодежной биржы труда г. Пскова, а также в рамках учебного процесса преподавания дисциплины «Управление человеческими ресурсами» .

Обьем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 22 таблицы, 3 схемы, 15 графиков.

Вывод:

1) «Идеальным» выходом из сложившейся ситуации явилась бы бе-зальтернативность высокопроизводительного «честного» труда как основы благосостояния, во всяком случае образцом социально-экономических ориентаций для большинства.

2) Условия и факторы взаимоперехода экономически и социально ориентированных действий (homo economicus — homo sociologicus), установления границ «внешнего» (самоэксплуатация и эксплуатация человека человеком) и «внутреннего» (альтруизм, бескорыстие, стремление к равенству) контактного круга с альтернативами: «делать деньги» — поддерживать идею экономической справедливостиприспосабливаться к обстоятельствам — заботиться о морально-этической чистоте поступковрешать свои материальные проблемы — выполнять социальную миссию, занимаясь неприбыльным, но любимым и жизненно важным для общества делом, являются сегодня альтернативными. В случае преодоления негативных тенденций в социально-экономическом положении и ориентациях молодежи, эти альтернативы перестали бы быть быть для личности молодого человека неразрешимой дилеммой, а превратились бы в «мягкий» нравственный выбор, в рамках которого возможно было бы не нарушая государственных законов и этических норм найти свою «нишу», не идя на сделку с совестью или пренебрегая материальными условиями существования .

5. Обоснована необходимость обновления методологического подхода, смены научной и организационно-управленческой парадигмы «социальной защиты молодежи» на парадигму «социальной самоинициативы молодежи», суть которой состоит в том, чтобы вместо малоэффективной системы дотирования создать условия для социального старта и самореализации, использования энергии и инновационного потенциала молодежи в сфере реальной, нетеневой экономики:

1) Необходимо утверждать и содействовать стратегии социальной самоинициативы молодежи в сочетании с обеспечением надлежащих условий ее социального развития: нуждающаяся часть молодежи (низшая страта) — дотации и государственные гарантии социального стартаэлитарная (энергетичная, инициативная) — режим экономического и правового благоприятствования на этапе становления и развитиясредняя часть — четкие социальные гарантии минимальных жизненных стандартов, тогда гуманные идеи социальной справедливости и преодоления разрыва между сферами образования, занятости, материального положения и досуга начнут обретать реальную почву.

2) Государственная идеология и направление государственного строительства в современной России начала XXI века ориентированы на создание самобытного, сильного, но демократического правового государства с гражданами, имеющими коллективно-государственные установки, ориентированными на патриотизм и готовность трудиться на благо Родины и государства. Таким образом существует государственный заказ на воспитание молодого человека с названными чертами личности и социальными установками, которые требуется целенаправленно формировать, что должно найти отражение в образовательных программах и СМИ.

3) Важно использовать применимые к нашему опыту меры по улучшению положения молодежи в сфере труда и занятости в странах с рыночной экономикой: принять Закон о молодежи, социально-демографической группе, имеющей важнейшее значение для общества и государства, основах государственной молодежной политики, в котором закрепить:

— статус молодежного предприятия с соответствующим режимом экономического благоприятствования;

— статус организации по содействию занятости молодежи;

— формы государственных мероприятий (инвестирование, кредитование, субсидирование) молодежи и молодых семей с целью выравнивания стартовых возможностей;

— гарантированную профессиональную ориентацию;

— реальные налоговые льготы молодежным общественным объединениям, иным некоммерческим организациям, реализующим общественно значимые инициативы в сфере занятости молодежи (государственный социальный заказ);

— профессиональную подготовку молодежи по сокращенной программе по обучению дефицитным специальностям с гарантированным трудоустройством, направленную на ликвидацию структурной безработицы и вовлечение маргинальных групп молодежи в общественно-полезную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в диссертации обоснованы, раскрыты и доказаны следующие основные положения:

1. Уточнены понятия труда и экономической культуры молодежи.

При рассмотрении труда молодежи необходимо наряду с традиционно выделяемыми уровнями, факторами труда (производственно-технологическим и социально-экономическим) выделять как самостоятельный когнитивно-образовательный уровень. Труд для молодежи выступает в первую очередь как познавательная, инновационная деятельность, творчество (информационное моделирование). В связи с этим, образование молодежи выступает важнейшим фактором ее социализации, социального развития. Отношение к образованию и его уровень определяет социально-экономические ориентации молодежи. Чем выше технико-технологический уровень производственных сил, тем больше спрос на молодежь как носитель образования и новых знаний, следовательно, тем больше ориентация молодежи быть не только обь-ектом, но активным субьектом жизни общества.

При изучении экономической культуры молодежи как совокупности правил, норм, традиций, обусловленных ценностной системой хозяйственной деятельности, важно выявить условия и логику перехода молодых людей от экономически ориентированных действий к социально ориентированным, установления ими границ «внешнего» и «внутреннего» контактного круга и избрания соответствующих им моделей поведения. Для «внешнего» круга характерны корыстное, расчетливое поведение, самоэксплуатация и эксплуатация других людейдля «внутреннего» — бескорыстное, альтруистичное поведение, стремление к равенству и избежать нанесения ущерба партнеру. Требуется также уяснить возможные варианты идеальных основ хозяйствования и целей государства (идеократии) и их влияние на экономическую культуру молодежи как установление социально-экономических ориентиров для общества и человека.

Вывод: вследствие «размытости», неясности для молодежи общественно одобряемых моделей поведения, в настоящее время молодой человек в процессе жизненного самоопределения вынужден делать не столько экономически целесообразный, сколько социально-нравственный выбор, что и порождает противоречивые тенденции в молодежной среде. Раскрытие сущности экономико-трудовых проблем молодежи требует комплексного изучения ее образовательного статуса, трудовой занятости, материального положения, структуры и направленности досуга, динамики и характера ее социально-экономических ориен-таций.

2. Определены основные факторы, тенденции и противоречия социально-экономического положения молодежи.

На основе экономического анализа тенденций уровня жизни и доходов молодых работников, структуры занятости и безработицы в молодежной среде, изучения состояния правовой среды по молодежным проблемам, демографической ситуации, образовательного уровня и жизнеустройства выпускников образовательных учреждений можно выделить следующие основные факторы, тенденции и противоречия социально-экономического положения молодежи:

1) Практическая невостребованность российским обществом трудового и образовательного потенциала молодежи:

— по-прежнему велика доля молодежи среди безработных (от 1/5 до 1/3 и выше по стране), крайне низка оплата труда низкоквалифицированных работающих, вследствие чего растет уровень структурной безработицы, особенно в молодежном сегменте рынка труда;

— высока степень включенности молодых людей в нелегальную, криминальную экономику (антиэкономику) (более 80% занятых в этой сфере — молодые люди);

— устраиваются по специальности непосредственно после окончания профессионального образовательного учреждения не более ½ выпускников, до 75% оставшихся «выпадают» из поля зрения государственных органов занятости.

2) Плохое материальное положение молодежи, низкая экономическая активность и сильная материальная зависимость от родителей;

3) Отсутствие реальных законодательных гарантий, обеспечивающих экономическое становление молодежи, тотальное недофинансирование детских и молодежных социальных программ, многочисленные нарушения трудовых прав молодежи.

4) Ухудшение социально-демографических показателей молодежной популяции (низкая рождаемость в молодых семьях, высокая смертность, слабое здоровье).

5) Высокий уровень преступности и ее экономических мотивов у молодежи, рост числа самоубийствалкоголизм и наркомания, распространение венерических болезней и проституция.

6) Значительное социальное расслоение молодежи, ведущее к росту социальной напряженности в обществе, утрате равных шансов на получение образовательных, медицинских и социально-бытовых и других социальных услуг.

7) Ломка основных институтов социализации, системы жизненного сопровождения молодых людей в сфере труда и занятости (распределение и устройство выпускников, шефство и наставничество, спецнаборы и др.).

8) Коммерциализация и примитивизация досуга.

3. Выявлены характер и динамика социально-экономических ориентации молодежи.

При реализации целей и задач исследования учтено, что изменения в российском обществе происходят в последние годы с такой скоростью, что изучать молодежь как целостную социальную группу с одинаковым взглядом на мир, общество и его проблемы неправомерно. Поэтому для анализа выделены несколько возрастных групп, принципиально отличающихся друг от друга по социально-экономическому статусу и условиям первичной социализации:

15−17 лет — младшая («чисто постсоветская» генерация юношества, в основном учащиеся);

18−24 года — средняя (еще были комсомольцами, находятся в поре становления, обучения, выстраивания перспектив и жизненных сценариев на будущее, работающие и учащиеся);

25−30 лет — старшая («советское детство», испытали на себе все последствия стремительного реформирования общества, в основном работающие).

Такой подход к стратифицированию современной молодежи учитывает не только социально-экономического статус и связанное с ним положение в социальной структуре общества, но позволяет послойно рассмотреть «монолит» молодежи, ее экономические интересы и ценностные ориентации в зависимости от социально-исторических особенностей и контекста жизненного становления.

Это дает возможность рассмотреть динамику процесса эволюции экономического поведения, трудовой мотивации и социально-экономических ориентаций молодежи конца 90-х годов XX столетия с учетом социально-исторического контекста общественных изменений.

Справедливость предложенного подхода доказывается результатами исследования, которые показали реальное отличие социально-экономических ориентаций, трудовой мотивации и других социальных характеристик (оценки материального положения, ценностей образования, структуры досуга и социально-политических предпочтений) выделенных групп молодежи.

Определены основные тенденции в изменениях ценностного ядра и самоопределения молодежи в сфере труда и занятости, стратифицированной предложенным способом по «историко-возрастным» группам, а также ее социально — экономических ориентаций и установок, прослеживаемых по предложенному способу классификации:

— у современной российской молодежи наблюдается разрыв между жизненно важными сферами и статусными характеристиками, естественно связанными между собой в обществе развитых стран: образование (квалификация) — занятость (трудоустройство) — материальное положение — досуг, который необходимо устранить;

— происходят изменения в иерархии мотивов труда в сторону инструментализации, связанные с плюрализацией ценностных ожиданий, резкой дифференциацией в возможностях социального старта, отстутствием интегрирующих ценностей в этой сфере, направленности на личностные образцы одобряемого обществом трудового и экономического поведения;

— наблюдаются тенденции к консервативному подходу в социально-экономической ориентации личности: идеократическая коллективно-государственная установка превалирует над личностно-индивиду-альной, что отражается в изменении ценностного ядра личности молодого человека и самоопределении молодежи по ключевым вопросам развития экономики и государства.

Основные факторы социально-экономических ориентаций молодежи таковы:

1) Практически отсутствует «средний» пласт устойчивых естественных социальных ценностей и мировоззренческих установок.

2) Велика роль в сознании молодежи фетешизированных СМИ виртуальных образцов :

— фетишизация рынка, который ассоциируется не с системой хозяйствования, солидарной взаимосвязи в производстве, а с чуть ли не автоматическим благополучием, абсолютизацией свободы выбора и полной недооценкой конкурирующих контр-субьектов и других препятствий в осуществлении предоставляемых рынком возможностей (например, наличие материальных ресурсов), это еще не стало фактом сознания молодежи. Жизненный успех молодежь в основном не связывает с умением повседневно качественно и кропотливо работать;

— фетишизация сферы потребления престижных товаров и услуг происходит на фоне отсутствия в сознании позитивного идеала, что замещается кумирами всяких шоу.

3) Фактически большая часть молодежи живет за счет родителей, которые зачастую становятся виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих детей.

4) Прагматический подход (заработок, реализация в работе сугубо личных интересов) преобладают настолько, что содержание и творческий смысл трудовой деятельности нередко «вырываются» из шкалы ценностей. Стремление к благосостоянию во что бы то ни стало — своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основе которого — обогащение и жизненный успех любой ценой.

5) Экономическая социализация за счет «выпалывания» других форм и путей социализации порождает конформизм в поведении и размытость ценностных иерархий. в) Пассивное квазипотребление, когда сам человек не участвует в производстве, творении нового, способствует разрушению трудовой мотивации, без которой немыслим социально ориентированный рынок. Сегодня престижными являются только активность в сфере обмена и потребления.

Вывод: необходимо выдвинуть и поддержать государственный идеал творческой самореализации в сфере труда, образования, общения и потребления — в комплексе, т.к. социокультурная самоидентификация является проблемой для большинства молодых людей.

4. Введена классификация моделей социально-экономических ориентации и установок в сочетании с вариантами хозяйственной идеологии государства.

Предлагается следующая схема классификации системных признаков и возможных моделей социально-экономической ориентаций и установок — альтернативных путей развития России в сочетании с вариантами хозяйственной идеологии государства: самобытно Российская социально-экономическая ориентация.

II | I 6 7 коллективно- 5 1 личностно государственная — 4-!- индивидуальная установка 1 | 2 установка.

1 3.

III | IV социально-экономическая ориентация развитых стран.

1). Социал-демократический вариант («социализм с человеческим лицом»);

2). Эконом-либеральный вариант («нормальное капиталистическое общество с социально ориентированной рыночной экономикой»);

3). Умеренно-западнический вариант («догоняющая модернизация») ;

4). Технократический вариант (прорыв в постиндустриальное общество, с упором на развитие научно-производственного потенциала) ;

5). Имперский вариант (обустройство евразийской платформы);

6). Почвеннический вариант (построение Всеславянского союза) ;

7). Особый путь (возрождение российской мир-экономики и мир-культуры).

Таким образом, все варианты хорошо ложатся на предложенное нами предметное поле. Остается открытым лишь, по нашему мнению, актуальный вопрос о наличии и возможности реализации путей, характерных для первого квадранта: самобытный Российский путь, но с сильной личностно-индивидуальной компонентой (опорой на «всестороннее развитие личности»). Каждый из рассмотренных путей предполагает набор определенных требований к личности молодых людей, которые и будут воплощать эти идеалы в реальной предметно-практической, хозяйственной деятельности с соответствующими изменениями в экономической культуре и иерархии ценностей.

В последние годы смена господствующих идеологий и хозяйственных парадигм произошла как минимум трижды. Используя ранее приведенную схему отразим это движение графически от 1 к 4 позиции, расположив в квадрантах названия парадигм: самобытно Российская социально-экономическая ориентация.

II консервативная 4 коллективногосударственная установка социалистическая 1.

III демократическая 2 личностноиндивидуальная установка либеральная 3 IV социально-экономическая ориентация развитых стран.

Надо отметить, что смена демократической на либеральную парадигму (2—3), возможно во многом произошла потому, что у сторонников демократического варианта не нашлось адекватной хозяйственной идеологии, модели социально-экономической ориентации, сопряженной с путем развитии России в целом (см. схему выше). Смена же либеральной на консервативную парадигму произошла, по нашему мнению, в следствие политических и социокультурных особенностей и причин, т.к. II квадрант нашей схемы более «насыщен идеями» и, следовательно, «имеет» большее число единомышленников (сторонников), с незначительными вариациями на уровне массового сознаниявелика также и вероятность, что эта тенденция окажется долгосрочной и устойчивой.

Тем актуальнее становится проблема обновления ценностного ядра и ясного самоопределения молодежи, когда для нее и на макрои на микроуровне станет очевидна и доступна система хозяйственных и жизненных ценностей и идеалов, отвечающая общемировым стандартам, впитавшая в себя самобытность отечественной культуры и отвечающая потребностям народного хозяйства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аза Л.А. и др. Ценностные ориентации рабочей молодежи/ Л. А. Аза, в.А. Поддубный, А. А. Ручка.- Киев: Наукова думка, 1978.-203 с.
  2. В.Г. Молодой рабочий : формирование ценностных ориентаций.- М.: Мысль, 1983.- 222 с.
  3. С.Д. Социально-экономические факторы повышения эффективности труда молодежи и ее занятости при переходе к рыночной экономике: Автореф. дис./ НИИ труда. М., 1994. — 22 с.
  4. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс Универс, 1993.- 328 с.
  5. Ю.В. Труд и быт молодежи БАМа: настоящее и будущее. М.: Мысль, 1988. -176 с.
  6. В.А. Молодежь источник трудовых ресурсов: На примере г. Москвы. — М.: Экономика, 1986. — 127 с.
  7. О.В. НТР и воспроизводство квалифицированных рабочих из молодежи: Автореф. дис. Свердловск, 1980. 24 с.
  8. А.А. Ориентации молодежи в постсоветском пространстве// Молодежная политика. Инф. бюллетень Госкоммолодежи. -1998.- N 172−173.
  9. M.C. Как поставить учет времени нашей молодежи. М.-Л., 1925.- 67 с.
  10. Бернштейн -Коган А. Численность, состав и положение петербургских рабочих. Спб., 1910.- 213 с.
  11. Бесстужев Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социологических проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984.- 207 с.
  12. П. Социальное пространство и генезис классов/ Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993.
  13. Вас приглашают на работу// Человек и занятость, N 7−8, апрель 2000 г.
  14. Н. Молодежная политика в сфере подготовки молодежи к труду и преодолению безработицы в развитых странах Запада// Молодежная политика. Информационный бюллетень. N 3−4. 1992
  15. Н. Молодежная политика в сфере подготовки молодежи к труду и преодолению безработицы в развитых странах Запада// Молодежная политика. Информационный бюллетень. N 9−10. 1992 г.
  16. Н. Региональный опыт развития негосударственных инициатив в сфере молодежной занятости в странах Запада/ Молодежная политика. Информационный бюллетень. N 5−6. 1992 г.
  17. А.И. и др. Социально-профессиональные ориентациимолодежи: Тенденции, проблемы, пути формирования. Киев: б.и., 1986. -39 с.
  18. В.В. Социологический аспект проблемы выбора профессии//Человек и общество. Социальные проблемы молодежи. Ученые записки. Вып. 6. Изд-во Ленинград, ун-та, 1968. -200 с.
  19. Н.И. Проблемы вовлечения молодежи в трудовую деятельность в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис./ НИИ труда.- М., 1993.- 22 с.
  20. Выбор молодежью жизненного пути: (Опыт межрегионального социологического исследования)/ Т. И. Адуло, Е. М. Бабосов, Е. А. Берловская и др.- Под ред. Е. М. Бабосова, М.Х. Титмы- АН БССР, Ин-т философии и права. Минск: Наука и техника, 1988. — 157 с.
  21. В.К. Труд молодежи в современном производстве/ В. К. Вышку, В. М. Кузнецов.- Кишинев: «Карте молдовянскэ», 1976. 172 с.
  22. Г. Энциклопедия философских наук.-М., 1974.-т.1.-326 с.
  23. В., Липпольдт Д. Реструктуирование занятости на российских предприятиях// Мировая экономика и международные отношения. N 7. — 1996.
  24. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи/ АН УССР, Ин-т философии. Киев: Науко-ва думка, 1988. — 144 с.
  25. В. Зарплата или подаяние ?"// Труд-7, 3 февраля 2000 г.
  26. H.A., Тучков А. И. Энциклопедия труда и занятости.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.- 239 с.
  27. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: документы, опыт, практика (сборник методических материалов). Вып. 2. Центр образования молодежи «Демократия и развитие» Института молодежи. М., 1992. -527 с.
  28. О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности// СОЦИС 1995.-N 6.
  29. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
  30. Жизненные пути одного поколения/ Под ред. Л.А. Кокляги-ной, В. В. Семеновой, М. Титмы. М.: Наука, 1992.
  31. В.Ю. Социологический консалтинг: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.- 128 с.
  32. В.А. Труд и быт рабочих подростков. М.: Вопросы труда, 1926¦- 154 с.
  33. Г. Г. Управление персоналом. Учебное пособие.-СПб.: Изд-во «Северо-Запад», 1998.-311 с.
  34. Т.Р. и Назитов И.Н. Рациональное использование трудовых ресурсов молодежи. М.: Экономика, 1970.- 224 с.
  35. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, Наука. Сиб. отделение, 1991. — 446 с. 3 6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 258 с.
  36. Л.Г. Социальное расслоение в России// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень 1995. — N 3.
  37. Г. Динамика научных коммуникаций // Социологический журнал. 1994, N 2.
  38. С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания: Учебное пособие Л.: Лик, 1988. — 76 с.
  39. Н.П. Социальное становление советской молодежи.-Киев: Выща школа.-1989.-197 с.
  40. Какую Россию мы строим?/ Выступление В. В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 года, г. Москва// Российская газета, 11 июля 2000 года, N 133.
  41. Кац Я. Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск: Просвещение, 1927.- 134 с.
  42. .Б., Лебединский М. С. Быт рабочей молодежи. М., 1929. 256 с.
  43. Л.Н. и Поляничко В.Г. Молодой рабочий и культура. -М.: Молодая гвардия, 1975.-127 с.
  44. М. Трудовые резервы молодежи, вопросы их учета и планирование занятости. Автореф. дис. Высш. школа профдвижения ВЦСПС.- М., 1967. 21 с.
  45. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы// Человек и труд. N 10 — 1997.
  46. Л.В. Статус молодежи на рынке труда: (Теоретический аспект)/ Л.В. Константинова- Фед. служба занятости РФ. Саратов, изд-во Поволжского филиала Рос. учеб. центра, 1996. -38 с.
  47. Г. К. Социальная работа на предприятии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 98 с.
  48. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию/ Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.: Информационный обзор. Новосибирск, 1992. — 98 с.
  49. А.И. Социология: учебное пособие для студентов вузов.-Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-384 с.
  50. С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 416 с.
  51. КрыНанов А. Д-, Переверзева C.B. Кризис, индексация доходов и минимальная зарплата/ Возрождение и перспективы роста экономики современной России: Мат-лы Всерос. конфер. СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 1999.-238 с.
  52. Кто изучает проблемы молодежи? Российские исследователи и научные организации: Справочник.-М.: Учреждение «Центр программно-технического управления Федеральной системы информационного обеспечения молодежи», 1997. 208 с.
  53. С.А. и Никандров О.М. Молодые инженеры. Социологические проблемы инженерной деятельности. М.: Мысль, 1971. — 207 с.
  54. В.Д. Исследование образовательных и трудовых ценностей современной молодежи// Возрождение и перспективы роста экономики современной России: Мат-лы Всерос. конфер. СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 1999.-238 с.
  55. З.В. Работник будущего уже работает рядом с нами (современная молодежь и труд)// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. -1995 N 5.
  56. П.И. Московская рабочая молодежь. М.: Вопросы труда, 1924.- 86 с.
  57. Н.И. Труд и профессиональная подготовка молодежи.-Минск: Университетское, 1987.-175 с.
  58. Леонтьев А. Н, Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 324 с .
  59. В.Т. Жизненные планы молодежи// Человек и общество. Ученые записки, вып. 3. Изд-во Ленинград, ун-та, 1968.
  60. В. Жизненный цикл работника как обьект управления// Человек и труд. N 10. — 1997.
  61. A.M. Труд молодежи как часть совокупного труда производственного коллектива и пути повышения его эффективности. Автореф. дис./Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 1989.-22 с.
  62. B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: 1993. -212 с.
  63. B.C. Трудовые ценности российского населения// Bonросы экономики. N 1.- 1996.
  64. К. Идеология и утопия/ Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристь, 1994.
  65. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Соч. т. З, с. 44−45.
  66. Я. Юношеский труд/ Под ред. и предисл. С. Каплуна.- М.-Л.: Молодая гвардия, 1924.-90 с.
  67. А. Трудовой потенциал российской молодежи: структура, воспроизводство, перспективы/ Рос. акад. упр. М.: Луч, 1992. — 145 с.
  68. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения.- М.: 1988.- 258 с.
  69. П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София, 1983. 186 с.
  70. Молодежь в условиях социально-экономических реформ//Мате-риалы международной научно-практической конференции/ Науч. ред. В. Т. Лисовский. Вып. 1−2.- СПб.: 1995.
  71. Молодежь. Ее работа. Ее жизнь./Информационный бюллетень мониторинга N 1 (27), январь февраль 1997 г.
  72. Молодежь: ориентации и жизненные пути: (На материалах социологических исследований в Советской Прибалтике) / М.Х. Тит-ма, М. Е. Ашмане, А. А. Матуленис и др.- Отв. ред. М. Х. Титма. -Рига: Зинатне, 1988.-204 с.
  73. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992 -205 с.
  74. Молодежь Российской Федерации: Положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству РФ. М., Социум, 2000 г. — 27 с.
  75. Молодой рабочий: Становление социально-активной личности/ А. П. Петров, И. Б. Хлебников, С. М. Косолапов и др.- Сост. И. Б. Хлебников, — М.: Сов. Россия, 1986. 174 с.
  76. С.С. Совершенствование экономического механизма рационального использования трудовых ресурсов молодежи: Автореф. дис./ ВКШ при ЦК ВЛКСМ.- М., 1990. 17 с.
  77. Ф.К. Совершенствование вовлечения молодежи в общественное производство основной фактор обеспечения стабильности кадров: (на примере УЗ ССР): Автореф. дис./ НИИ труда.-М., 1985.- 18 с.
  78. В., Кузес И. За пределами рационального научные факторы российской экономической реформы// Вопросы экономики.-1995. — N 6.
  79. Новая Россия. Миф о моральном кризисе молодежи не имеет под собой реальной почвы//Независимая газета, 11 февраля 1998 г. (приложение N 2).
  80. В.Д. Модернизационный эффект ?// СОЦИС 1995.- N6.
  81. В. Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996.- 425 с.
  82. М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе// Вопросы экономики, 1993, N 8.
  83. Ю.П. Труд молодежи в СССР. Правовые исследования. М.: Наука, 1974.-256 с.
  84. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: 1997. — 562 с.
  85. Основы управления персоналом коммерческого банка/ Под ред. проф. В. А. Спивака. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.- 169 с.
  86. В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи.- Киев: Наукова думка, 1985.-124 с.
  87. Отношение учащейся молодежи к образованию и производительному труду/ Сб. науч. трудов.- М., 1991.-117 с.
  88. Отчет о социальном исследовании интересов, жизненных планов и ценностных ориентациях молодежи. НИИ комплексных социальных проблем. СПб, 1998.
  89. В.В. Ювенология: становление науки о молодежи/ Красноярский гос. ун-т, 1997.- 188 с.
  90. В.А. Социальная аномия на производстве// СОЦИС -N 9. 1995.
  91. Ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков, ПОИПКРО, 1998,-249 с.
  92. H.A. Плач поколения. Спб, 1993. — 151 с.
  93. Прогнозирование социальных потребностей молодежи: Опыт социологических исследований. Отв. ред. И.В. Бесстужев-Лада.-М.: Наука, 1978.
  94. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи/ Отв. редактор В. Л. Оссовский. Киев: Наукова думка, 1987. -303 с.
  95. Н., Перламутров В. Россия зона экономической катастрофы// Вопросы экономики. 1996 — N 3.
  96. А. Человеческие качества. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1980. 215 с.
  97. С.И. Твой молодой современник: Проблемы совершенствования образа жизни рабочей молодежи в зеркале социологии. -М.: Молодая гвардия, 1982.- 223 с.
  98. Поддержка молодежного предпринимательства в РФ/ Сборник документов. М., 1996 г.- 261 с.
  99. Политическое сознание и трудовая активность молодежи/ Р. Г. Яновский, Ж. Т. Тощенко, В. Ф. Халипов и др.- Под общ. ред. Р. Г. Яновского: Сост. Ю. П. Ожегов, Ж. Т. Тощенко. М.: Молодая гвардия, 1985.- 159 с.
  100. Положение молодежи в РФ: 1995 г.: Доклад Государственного Комитета РФ по делам молодежи/ Гос. ком-т РФ по делам молодежи.- М., 1996.- 160 с.
  101. Профессиональная адаптация молодежи/ B.C. Немченко, Г. И. Шинакова, A.C. Белкина, Р. Г. Колосова, Г. М. Кочетов. -М.: МГУ, 1969.-128 с.
  102. Псковский статистический ежегодник: статистический сборник в 2-х томах, 1 том 189 е., Псковоблкомстат, 1999 г.
  103. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1996.
  104. В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. — 368 с.
  105. Районы Псковской области: статистический сборник в 2-х т., 1 том -115 е., Псковоблкомстат, 1999 г.
  106. O.A. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство// СОЦИС. -1989. -N 1.
  107. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы/ Отв. ред. С.А. Белановский- Рос. АН ин-т народнохоз. прогнозирования. М.: Наука, 1993. -191 с.
  108. В.А., Бабочкин П. И., Шахина H.A. Молодежь на рынке труда. Ее отношение к общественным работам и собственной занятости.// Молодежная политика: Информационный бюллетень. N 198−200, 1999 г.
  109. Г. М. Управление человеческими ресурсами: Текст лекций.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 122 с.
  110. Россия молодая: Век XX.- М.: Молодая гвардия, 1998.- 496с.
  111. М.Н., Потапов В. П. После школы: социально-профессиональные ориентации молодежи.- М., 1995. 224 с.
  112. .А., Гришина Е. А. Российская молодежь сегодня: 10 основных проблем.// Молодежная политика: Информационный бюллетень, 1999 г. N 196−197.
  113. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998. 432 с.
  114. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова Л.: Наука, 1979.- 327 с.
  115. Д. ПТУ: два типа профессионального образования// Служба кадров N 9. — 1999.
  116. A.A. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1997 -207 с.
  117. В.В. Социально-экономическая эффективность деятельности трудового коллектива и роль молодых тружеников в ее повышении: Автореф. дис. ВКШ при ЦК ВЛКСМ.- М., 1987.-16 с.
  118. В.В. Путь в новую социальную группу предпринимателей: жизненные истории одного поколения// Судьбы людей: Россия. XX век/ Под ред. Е. В. Фотеевой, В. В. Семеновой. М.: ИС РАН, 1996.
  119. Н.И. и Маханькова М.Т. Эффективное использование труда молодежи. М.: Экономика, 1974. — 168 с.
  120. А.Л. Персонал предприятий в трансформирующейся экономике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 142 с.
  121. Е.Г. О науке ювенологии и ее академии//Молодежь: Цифры. Факты. Мнения, N 1 1998 г.
  122. Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. -688 с.
  123. И.П. Познай себя в творчестве: (Социологические проблемы труда молодежи). М.: Молодая гвардия, 1982.-175 с.
  124. Современная западная философия: Словарь. -М.: Политиздат, 1991.- 414 с.
  125. П. Социальная стратификация и мобильность/ Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.
  126. Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социологических обследований 1936 и 1972 г. г./ Л. Д. Алексеева, И. Л. Корнаковский, М. К. Петрова и др.- Редкол.: В. Е. Полетаев М.: Мысль, 1980.-301 с.
  127. Социология в России/ Под ред. В. А. Ядова.-2-e изд.- М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. 696 с.
  128. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского.- Спб.: 1996.- 460 с.
  129. Социология труда: Учебник/ Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 368 с.
  130. В.А. Преподавание управления персоналом и других поведенческих наук в вузе в контексте целей общественного развития// Известия СПбУЭФ. N 4. — 1998.
  131. С.Г. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922—1923 гг.. М.-Л.: Вопросы труда, 1924.- 102 с.
  132. С.Н., Небоженко B.C. Молодежь и рабочие профессии/ АН УССР, Ин-т философии.- Киев: Наукова думка, 1989.- 123 с.
  133. Э.Г. Преемственность поколений: диалог культур//
  134. Молодежная политика. N 146−147 — 1998.
  135. М., Саар Э. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев. Таллин: Ээсти раамат, 1984.- 251 с.
  136. .Т., Харченко C.B. Социальное настроение. М.: Academia, 1996. 196 с.
  137. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты. Материалы «круглого стола"// Вопросы философии.- 1992 N 1.
  138. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ АН СССР, Ин-т международного раб. движения- Отв. ред. В. Н. Шубкин. -М.: Наука, 1984. -213 с.
  139. .Ц. История одного поколения (Социально-демографический очерк). М.: Мысль, 1968.
  140. Ф.Р. От поколения к поколению. М.: Мысль, 1989.
  141. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т.1: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1988. — 421 с.
  142. В. Человек и агрессия. М.: 1975, — 115 с.
  143. Человек и его работа. М.: Мысль, 1967. 248 с.
  144. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М.: Мысль, 1985.- 185 с.
  145. Д.С. Безработица и неполная занятость в переходной экономике: Препринт. СПб: изд-во СПбГУЭФ, 1998.- 28 с.
  146. В.И., Быкова С.H. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой// СОЦИС. 1991. — N 9.
  147. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве// СОЦИС. N 3. — 1998.
  148. В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия// Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992. -205 с.
  149. В.И., Зубок Ю. А. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально политический журнал. — N 6. -1996.
  150. Н. Новое хорошо забытое старое//Вопросы экономики. — 1994. — N 4.
  151. Й. История экономического анализа/ Истоки. Вып.1. М.: Экономика, 1989.
  152. Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ. Полит., 1995.- 328 с.
  153. В.А. Ориентация творческий труд// Общество и молодежь. М., «Молодая гвардия», 1968. — 280 с.
  154. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, обьяснение, понимание социальной реальности. М.: Доброс-вет, 1998. — 596 с.
  155. И.И. Фабричный быт московской губернии. М., 1912. 58 с.
  156. Ramsey С. Problems of youth. A social problems perspective. -Belmont (Calif), Dickenson.- 1967., 122 p.
  157. Goldstein R. Jeunesse ouvriere et formation permanente: Contribution a l’approche socio educative de la jeunesse. These: S.n., 1980.- 665 p.
  158. Young people and work/ Ed. Francesco Gambrele. Solna: Arbetsmiljoinst, 1994. — 88 p.
  159. Jobs, earnings and employment growth policies in the ^ United States: A Carolina public policy corif.vol./Ed. by Kasarda1. J.D. Boston etc., 1990.
  160. Tyler M., Roberts D. Cultural adaptation in the workplace N.Y., London: Garland, 1996. — 185 p.
  161. Work in market and industrial societies/ Ed. by Herbert Applebaum. Albany: State univ. of New York press, cop. 1984. -316 p.
  162. Verret M. Le travail ouvrier. Paris: Colin., 1982.238 p.
  163. Rothman R. Working: Sociol. perspectives. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice — Hall, cop. 1987. — 376 p.
  164. Ruquoy D. Travail: ras le bol? jonissance? Le travail vu par des jeunes travailleurs et chomeurs. Hier Bruxelles: Vie ouvriere. — 198 6. — 213 p.
  165. Advances in the theory and measurment of unemployment/ Ed. by Weiss Y., Ficherson Q. Basingstoke- L., 1990.
  166. Salt J., Kitching R. Foreign workers and the UK labour market// Employment gaz. L-, 1990. N 11. 626 p.
  167. Ferron A. Faiblesse de l’industrie// Advances sel. et techn. P., 1991. N 33. 148 p.
Заполнить форму текущей работой