Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегическое планирование устойчивого развития и размещения агропромышленного производства: На материалах Орловской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для обеспечения поступательного инновационного развития АПК области необходимо создание на базе ОрелГАУ агротехнопарка, который будет заниматься интегрированием науки и практики, внедрением научных разработок в производство. Финансирование агротехнопарка на первоначальном этапе развития следует осуществлять при участии региональных и местных органов власти. В дальнейшем он выйдет… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования и размещения агропромышленного комплекса в ры- 11 ночной среде
    • 1. 1. Тенденции, закономерности и перспективы развития сельскохозяйственного производства России
    • 1. 2. Специфика функционирования и основные направления развития агроориентированных регионов
    • 1. 3. Методические подходы к оптимизации развития и размещения регионального агропромышленного комплекса
  • 2. Системный анализ агропромышленного производства Орловской области
    • 2. 1. Положение сельского хозяйства Орловской области в межрегиональном разделении труда
    • 2. 2. Природно-экономические условия и современное состояние агропромышленного комплекса Орловской области
    • 2. 3. Проблемы размещения агропромышленного производства в Орловской области
  • 3. Формирование и моделирование стратегических программ развития и размещения предприятий агропромышленного комплекса на примере Орловской области
    • 3. 1. Совершенствование программно-целевого управления региональным агропромышленным комплексом
    • 3. 2. Совершенствование системы управления региональным агро- 116 промышленным комплексом
    • 3. 3. Оптимизация размещения регионального агропромышленного 132 комплекса

Стратегическое планирование устойчивого развития и размещения агропромышленного производства: На материалах Орловской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Агропромышленный комплекс является одной из стратегических подсистем экономики России, целенаправленное, устойчивое и эффективное развитие которого в рыночных условиях невозможно без обоснования стратегии на долгосрочный период. Следует отметить, что исходя из постулата о принципиальной несовместимости директивно-централизованного управления экономикой и рыночного саморегулирования, правительства постсоветских стран, включая Россию, сознательно отказались от традиционных процедур планирования. Альтернативных же механизмов согласования действий государства и хозяйствующих субъектов, адекватных рыночной экономике, создано не было. Подобная ситуация привела к тому, что предприятия агропромышленного комплекса оказались в тяжелом финансовом положении, т.к. их интересы при проведении реформ практически не учитывались. Особо остро вопрос развития АПК встает в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Это обстоятельство стало одной из причин разработки и реализации национального проекта «Развитие АПК». Обеспечение устойчивого развития АПК должно быть направлено на сбалансированное решение социально-экономических проблем при недопущении разрушения и уменьшения его природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении благоприятной окружающей среды, удовлетворении потребностей населения в сельскохозяйственной продукции и, прежде всего, в качественных, экологически безопасных продуктах питания.

Степень изученности проблемы. Исследованию проблем стратегического планирования и размещения производства посвящено значительное число научных работ. Вопросы экономического пространства и эффективного размещения производства затронуты в трудах зарубежных ученых: И. Тю-нена, В. Лаунхардта, А. Вебера, В. Кристаллера, А. Лёша, У. Айзарда и др. Нашли свое отражение данные вопросы и в работах русских ученых: А. И. Арсеньева, П.П. Семенова-Тянь-Шаньского. Д. И. Менделеева, Д. И. Рихтера, Н. Н. Колосовского. Проблемами государственного регулирования сельскохозяйственного производства и аграрной политики занимались такие ученые, как Плутарх, Б. Бруцкус, Д. Кейнс, К. Маркс, Ф. Энгельс, JI. Мизес, С. Сис-монди, Й. Шумпетер, Л. Эрхард, ВИ. Ленин, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, С. С. Шаталин, А. А. Никонов, Э. А. Сагайдак, С. В. Киселев, А. И. Костяев, В. В. Милосердов, Г. Н. Никонова, А. В. Петриков, Е. В. Серова, И. Г. Ушачев, А. П. Зинченко, И. Ф. Хицков, А. А. Шутьков и др.

Вопросы моделирования размещения и специализации сельскохозяйственного производства отражены в трудах A.M. Гатаулина, Э. Н. Крылатых, М. Е. Браславец, Р. Г. Кравченко, М. М. Тунеева, В. Ф. Сухорукова, И. Г. Попова, С. З. Толпекина, Б Я. Курицкого, Т. Д. Басюк, П. П. Пастернака, В.А. Коле-шаева, Э. Ф. Баранова, И. Загайтова и других.

Отдавая должное вышеперечисленным авторам, следует отметить отсутствие исследований, комплексно отражающих специфику развития и размещения региональных АПК и их адаптацию к новым условиям функционирования.

Недостаточная разработанность данных проблем обусловила необходимость их дальнейшего исследования, что определило цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в разработке методических и практических рекомендаций по обеспечению развития и рационального размещения регионального АПК.

Достижение заявленной цели вызвало необходимость постановки и решения в диссертационном исследовании следующих основных задач:

1. Уточнить теоретико-методические основы размещения АПК в рыночной среде.

2. Изучить специфику функционирования и развития агроориенти-рованных регионов.

3. Проанализировать опыт государственного регулирования агробизнеса в зарубежных странах и возможность его адаптации к российским условиям.

4. Изучить ресурсно-производственный потенциал Орловской области и специфику функционирования регионального АПК.

5. Проанализировать территориальное размещение сельскохозяйственного производства в регионе и его влияние на состояние перерабатывающей промышленности.

6. Предложить систему управления региональным АПК, нацеленную на стимулирование инновационного развития комплекса и повышение его эффективности.

7. Разработать алгоритм формирования стратегической схемы размещения АПК Орловской области на основе пакета оптимизационных моделей.

8. Разработать альтернативную программу развития АПК региона.

Объектом исследования выступает агропромышленный комплекс.

Центрального федерального округа и Орловской области.

Предметом исследования являются теоретические, методические и организационные аспекты устойчивого развития АПК региона.

Область исследования соответствует пунктам 15.34 Обоснование прогнозных сценариев развития агропромышленного комплекса, предприятий и отраслей сельского хозяйства, 15.42 Стратегическое управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями сельского хозяйства, 15.44 Обоснование создания отраслевых, межотраслевых союзов и ассоциаций, агрофирм и агрокомбинатов, агропродовольственных корпораций и холдингов, 15.32 Теория эффективности межотраслевых и межрегиональных взаимодействий в процессе становления единого продовольственного рынка Россииобоснование вариантов и альтернатив формирования продовольственных рынков и стратегии их интеграции по специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Паспорта специальности ВАК России.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, в области исследования проблем устойчивого развития агропромышленного производства региона, экономико-математического моделирования размещения и специализации сельскохозяйственного производстваофициальные документы, законодательные акты международного, федерального и регионального уровнейправительственные постановленияматериалы научно-практических конференций. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного подхода к решению проблем, статистических методов анализа.

Эмпирическая база исследования включает данные Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Орловской области, Областного управления сельского хозяйства и продовольствия при администрации Орловской области, УФК по Орловской области, а также статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях. В качестве методов исследования использовались общенаучные приемы исторического, критического анализа и синтеза, единство качественного и количественного анализаспециальные методы исследования: экономико-статистический, экспертный.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретико-методических основ формирования стратегии перспективного развития и размещения предприятий агропромышленного комплекса региона, позволяющей, в отличие от известных подходов, обеспечивать финансовое оздоровление агропредприятий и укрепление финансовой базы муниципальных образований. Научная новизна подтверждается следующими научными результатами:

1). Уточнено определение понятия «агроориентированные регионы» с позиции разработки стратегии развития регионального АПК (п. 15.42 Паспорта специальности 08.00.05).

2). Дано авторское понятие «узловой точки» и обоснована необходимость его применения (п. 15.32 Паспорта специальности 08.00.05).

3) Проведено зонирование территории области на основе потенциальных факторов размещения и показателей фактической специализации территориально-административных образований, (п. 15.34 Паспорта специальности 08.00.05).

4). Обобщены и дополнены критерии оптимизации размещения регионального АПК в рыночной среде (п. 15.34 Паспорта специальности 08.00.05).

5). Предложена инновационная система регулирования регионального АПК, стимулирующая его стратегическое развитие (п. 15.44 Паспорта специальности 08.00.05).

6). Предложены альтернативные варианты целевых программ развития АПК Орловской области (п 15.42 Паспорта специальности 08.00.05).

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что они позволяют:

1. Применить разработанную структуру управления АПК региона с целью повышения эффективности государственного регулирования агарного сектора экономики;

2. Использовать концепцию создания регионального агротехнопарка с целью обеспечения инновационного развития АПК;

3. Внедрить разработанные целевые программы развития регионального АПК.

4. Применить теоретико-методические и статистико-экономические положения для обоснования размещения предприятий АПК в регионе.

Апробация результатов работы и публикации. Основные результаты диссертационного исследования, сформулированные в работе, обсуждались и были опубликованы на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на: международной научно-практической конференции «Социально-экономические преобразования в аграрном секторе региона: итоги и перспективы» (г.Орел, 2005 г.), международной научно-практической конференции.

Институциональные условия развития сельского хозяйства России: эволюция социально-экономической функции и рыночной структуры (г. Ростов-на-Дону, 2004 г.), научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития АПК региона в современных условиях» (г.Уссурийск, 2005 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ общим объемом 3 печатных листов, в том числе авторские 1,6 печатных листов. Результаты исследования были доложены на IX Всероссийском конкурсе Вольного экономического общества России «Экономический рост России». Результаты исследования были приняты к использованию Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Орловской области.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 167 страниц основного текста, 8 рисунков, 20 таблиц, 26 приложений. Библиографический список включает 163 наименования.

Выводы и предложения.

Выполненные в диссертации исследования позволили разработать научно-обоснованные подходы к формированию стратегии развития агропромышленного производства региона, включая совершенствование механизмов управления, оптимизации размещения и совершенствования структуры АПК области, развития программно-целевого планирования производства, на базе которых были сделаны следующие основные выводы:

1. Сбалансированное развитие агропромышленного комплекса выступает необходимым условием обеспечения продовольственной и экологической безопасности страны, качества жизни сельского населения.

Важность этого сектора экономики обусловило количество проводимых реформ, в основе которых лежали вопросы земельных отношений, а также собственности на средства производства и готовую продукцию. Реализация практически всех из них предполагала усиление роли государственного регулирования, а также развитие институтов кредитной сферы, обслуживающих сельское хозяйство.

В настоящий момент основными факторами, оказывающими негативное воздействие на развитие агропродовольственного сектора экономики являются: отсутствие государственной агарной политикинезавершенность работ в области земельных преобразований, в частности по вопросам земельной собственностинеразвитость инфраструктуры АПК.

2. В силу специфики продовольствия, как особого товара, и сельскохозяйственного производства, как столько же особой отрасли материального производства, продовольственный рынок и сельское хозяйство не могут быть саморегулирующимися структурами в системе народного хозяйства. Поэтому в развитых странах государство принимает активное участие в воспроизводственном процессе продовольственного комплекса.

Основными направлениями регулирующего воздействия выступают:

— система регулирования цен и производственной структуры в сельском хозяйстве;

— контроль за пользованием земельными и водными ресурсами, в том числе с точки зрения экологического благополучия;

— регулирование инвестиционного процесса в сферах агробизнеса;

— фискальная политика;

— субсидирование производственной и непроизводственной инфраструктуры;

— защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства.

Одним из основных направлений современных мировых аграрных политик является поддержка развития сельских территорий, включающая в себя разработку программ привлечения государственных и частных инвестиций для повышения уровня жизни сельского населения и развития альтернативной занятости на селе. Кроме того, особое внимание уделяется экологизации сельскохозяйственного производства.

3. Сложившаяся исторически специализация регионов России позволила подразделить их на агроориентированные, промышленные, ресурсные. В основе такой классификации лежат природные, экономические и демографические факторы.

Размещение сельскохозяйственного производства проходило по остаточному принципу, т. е. ему отводилась роль обслуживающей отрасли. При переходе страны к рыночным отношениям были значительно ослаблены межрегиональные связи, что привело к зависимому положению аграрных регионов.

Усугубляется кризисное положение этих регионов и отсутствием научно-обоснованного подхода к внутреннему размещению аграрного производства, который выпал из поля зрения ученых и правительства России на момент формирования региональной специализации.

4. Орловская область, входящая в состав ЦФО, расположена в юго-западной части Европейской территории Российской Федерации. Агроклиматические условия являются благоприятными для развития сельскохозяйственного производства, в следствии чего на отрасль приходится более 30% валового регионального продукта, в ней сосредоточено 30% основных фондов, более 33% численности работников, занятых в материальной сфере.

Особенностями современного состояния АПК области является высокий уровень интеграции, а также значительный удельный вес ЛПХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции.

Анализируя значение Орловской области в межрегиональном разделении труда, можно отметить, что на регион приходится 6,5% сельскохозяйственных угодий ЦФО, 4,1% сельских жителей региона. На Орловскую область приходится 11,7% валового сбора зерна ЦФО, 7,0% производства картофеля, 5,7% производства мяса, 4,7% валового надоя молока и 3,0% производства яиц.

5. Особое место в развитии агропромышленного комплекса региона принадлежит перерабатывающей промышленности. Анализ возможностей предприятий этой сферы позволил сделать выводы о значительных резервах их дальнейшего развития, в первую очередь, связанные с увеличением загрузки имеющихся мощностей, которая на данный момент составляет в среднем по предприятиям молочной отрасли — 40%, мясной — 20%, сахарной -10%, масложировой — 20%.

На основе проведенного анализа было выявлено, что наиболее благоприятная ситуация складывается на предприятиях, входящих в состав интегрированных агроформирований. Основную роль здесь сыграл фактор обеспеченности собственным сырьем для переработки. В то же время, на развитие перерабатывающей и пищевой промышленности в регионе может оказать создание сельскохозяйственных кооперативов, которые будут обеспечивать сбыт продукции, произведенной в ЛПХ. Формирование эффективно функционирующей системы кооперации в сельском хозяйстве принесет положительный эффект не только для предприятий, но для индивидуальных товаропроизводителей, которые будут иметь возможность выгодно реализовывать свою продукцию, что позволит увеличить товарность этого сектора.

6. В целях разработки эффективной аграрной политики в области размещения аграрного производства по территории области было проведено ее зонирование. Проведенный анализ показал, что сложившаяся специализация на основе «доперестроечных» показателей функционирования регионального АПК на данный момент устарела.

Кластерный анализ позволил выделить 4 группы административно-территориальных образований:

1. Районы, окружающие пригородную зону: качество почв ниже среднего, плотность населения выше среднегозерно-молочная специализация.

2. Районы пригородной зоны: высокая плотность населения и низкое качество почвмясомолочное скотоводство с развитым зернопроизводст-вом.

3. Удаленные районы: высокое качество почв, плотность населения ниже среднегозерно-мясная специализация.

4. Пограничные районы: минимальная плотность населения и лучшие почвызерновая специализация.

Существующая схема размещения регионального АПК нерациональна как со стратегической, так и с тактической точки зрения. В области преобладает зерновое производство. При отсутствии эффективного государственного регулирования, а также замкнутости рынка готовой продукции значительно возрастают предпринимательские риски.

В этой связи долгосрочная стратегическая концепция восстановления и развития агропромышленного производства должна базироваться, помимо прочего, на разработке схемы размещения перерабатывающей промышленности, основанной на анализе и оценке потенциальных сырьевых зон.

7. Анализ программ развития АПК, реализуемых на территории Орловской области позволил сделать вывод о том, что стимулируются в основном экстенсивные факторы развития производства, нет единого подхода ко всем товаропроизводителям, несистемный характер не позволяет достичь синергизма в развитии, а также не уделено внимание развитию социальной сферы села и повышению качества жизни сельских социумов.

Предлагаемая нами программа «Лечащее продовольствие», на наш взгляд, способна дать импульс развития АПК региона в целом. Кроме того, в рамках данной программы видится возможным формирование локальных установок по развитию сельскохозяйственной кооперации и альтернативной занятости на селе. Указанную программу целесообразно реализовывать в рамках Приоритетного национального проекта Российской Федерации «Развитие АПК».

Реализация названных программ позволит решить ряд экономических, финансовых и социальных проблем сельской местности региона.

В целом по итогам диссертационного исследования получены следующие результаты. В теоретико-методическом аспекте — подготовлены положения по устойчивому развитию регионального АПК, включая моделирование размещения агропромышленного производства. В практическом аспектебыли разработаны методы активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона, предложения по оптимизации размещения агропромышленного производства на территории области, целевые программы развития регионального АПК.

8. Агропромышленный комплекс не может эффективно функционировать без отлаженного государственного регулирования. Это обусловлено рядом объективных причин: зависимость от рентных факторов, обуславливающих дифференциацию доходовзамедленный оборот, а следовательно окупаемость фондов, что снижает привлекательность отрасли для внешних инвесторовотдача от капитальных вложений в сельском хозяйстве ниже, чем в других отрасляхсельское хозяйство является относительно статичной отраслью, медленнее, чем другие сферы материального производства, приспосабливающейся к меняющимся экономическим, технологическим и социальным условиям.

В настоящее время в России наблюдаются существенные проблемы в сфере управления агропромышленным комплексом как на федеральном, так и на региональном уровнях. На региональном уровне вопросами государственного регулирования занимается Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области. Гипотетически оно обладает лишь индикативными формами воздействия, однако в связи с серьезной финансовой и административной зависимостью сельскохозяйственных предприятий, управление оказывает существенное влияние на их деятельность.

Для обеспечения поступательного инновационного развития АПК области необходимо создание на базе ОрелГАУ агротехнопарка, который будет заниматься интегрированием науки и практики, внедрением научных разработок в производство. Финансирование агротехнопарка на первоначальном этапе развития следует осуществлять при участии региональных и местных органов власти. В дальнейшем он выйдет на самоокупаемость. От участия в реализации проекта по созданию агротехнопарка все участники получат определенные выгоды: рост налоговых поступлений, снижение безработицы в регионе, рост заработной платы, развитие социальной инфраструктуры села, возможность практической апробации научных разработок ученых, доступ к инновационному потенциалу области и результатам маркетинговых исследований, возможность получения налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов, улучшение качества продуктов питания.

9. Методика оптимизации размещения АПК, в целом, достаточно отработана. Однако появились новые обстоятельства, которые нельзя не учитывать при разработке стратегической схемы. Предлагается поэтапное укрупнение линейной интегральной модели:

1 этап. Разработка моделей оптимальной специализации сельскохозяйственных предприятий в разрезе сырьевых зон узловых точек. Критерий оптимизации — максимизация уровня рентабельности субъекта хозяйствования.

2 этап. Объединение моделей в разрезе административно-территориальных образований. Критерий оптимизации — максимум валового дохода, налоговых поступлений в местный бюджет.

3. этап. Объединение моделей размещения сельского хозяйства административных районов в общую модель по региону. Критериями оптимальности могут выступать максимум рентабельности отрасли, налоговых поступлений в консолидированный областной бюджет, обеспечения населении области основными видами продовольствия.

4 этап. Оптимизация плана размещения перерабатывающей промышленности. Критерий оптимальности — максимум рентабельности или валового дохода, налоговых поступлений в консолидированный областной бюджет.

В конечном итоге, решение проблемы оптимального размещения и развития регионального АПК позволяет нивелировать субрегиональные и мик-роуровневые противоречия и конфликты, обеспечить согласование отраслевых, региональных и муниципальных интересов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: «Новая волна», 1998.-512с.
  2. Федеральный закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». М.: Изд-во «Экзамен», 2005. — 16с.
  3. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 9 ноября 2005 г. № 195 «О мерах по реализации приоритетного национального проекта „Развитие АПК“» // Internet: http://www.mcx.ru/depdoc.html?heid=802&docid=7079
  4. Постановление Коллегии Администрации Орловской области от 29 марта 2006 г. № 49 «О мероприятиях по реализации на территории области национального проекта «Эффективное сельское хозяйство» // Internet: http://www.adm.orel.ru/proiect/
  5. Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами. // Экономист, 1998. № 9. — С. 3 -12
  6. А.И. Методические основы развития и использования технического потенциала сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предпряитий. 2000. — № 1. — с. 13−15.
  7. Аграрная экономика. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /под ред. М. Н. Малыгина. СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 688с., ил.
  8. Р.Х. Система ведения агропромышленного производства Орловской области (организационно-экономический механизм). -М.:Агропрогресс, 2001.14.5 (0.5)
  9. А. Территориальное разделение труда в агропромышленном производстве страны //Экономист. 2005. — № 8. — с.81−91.
  10. Г. А. Развитие интеграционных процессов в АПК на основе трансформации собственности //Ин-ет ресурс: http://www.ikar.ru/ather/statii-03−25.shtml
  11. Н.В. Научно-инновационные системы регионов: проблемы формирования и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2004. — № 10.
  12. Н.В. Региональные проблемы формирования инновационной системы // Региональная экономика: теория и практика. 2004. — № 12.
  13. Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 432с.: ил.
  14. О. Совершенствование межотраслевого обмена //АПК: экономика и управление. 2002. — № 4. — с. 42−47.
  15. М.Е. Практикум по применению экономико-математических методов в организации и планировании сельскохозяйственного производства: Учебное пособие. М.: Экономика, 1970. — 168с.
  16. В.В. Формирование рациональной системы управления АПК //Аграрная наука. 2005. — № 7. — с. 13−14.
  17. А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 239с.
  18. С., Рылов М., Страшко В., Шмакова И. Инновационный потенциал ускоренного развития страны // Экономист. 2004. — № 3.
  19. Г. Формирование приоритетов социально-экономической политики субъекта Федерации // Региональная экономика: теория и практика. -2004.-№ 8.
  20. А. Экономическое моделирование эффективного агропроизвод-ства //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 1 о. — с. 14
  21. Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом, 2003-№ 3−4.
  22. А.В. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2005. — № 8. — с. 1−5
  23. А. Стратегия развития аграрного сектора национальной экономики //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 3. — с.3−4
  24. А. Укреплять экономику агропроизводства //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 5. — с.4−5
  25. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов /Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А.- редкол.: Владимирова А. А. и др. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 735с.
  26. Гохберг JL, Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. — 2002. — № 2.
  27. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495с.
  28. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России // Вопросы экономики, 2001, № 9, с. 18.
  29. В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Финансы. 2002. — № 4.
  30. Р. Разработка эффективной модели госфинансирования российского АПК: новые подходы к анализу его консолидированного бюджета // Российский экономический журнал 2003. — № 4.
  31. Р. О превращении развития агропромышленного комплекса в приоритет народнохозяйственного роста //Российский экономический журнал. 2005. № 9−10. — с.33−40
  32. И. Место и роль России на мировом рынке продовольствия // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000. — № 1. — с.57−61.
  33. В.П. Аграрные реформы и крестьянство в России // Internet: [email protected]
  34. Н., Герасимова Г. Совершенствовать экономическое регулирование агропромышленного производства. //АПК: экономика и управление. -2003.-№ 2.-с. 20−25
  35. О.А. Стратегия реформирования аграрного сектора в условиях перехода к рынку: Автореферат на соискание ученой степени д.э.н. М.:РАГС, 2000.
  36. И.Б. Экономика АПК. Общие закономерности развития агропромышленного комплекса. Воронеж, 1999. -18,0 п.п.
  37. Ю. Проблемы развития АПК. //Экономист, 1999.- № 1 .-с. 17 24.
  38. А. Место хозяйств населения в агропроизводстве //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 9. — с.21
  39. Н.Е. Современные тенденции оснащения сельского хозяйства и их последствия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 12. — с.15−18.
  40. А.П. Использование производственного потенциала сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 7. — с.22−25.
  41. Е.Ф., Михалев А. А., Воропаев А. И. Рыночная экономика АПК / Под ред. Строева Е. С. Орел, 1999. — 480 с.
  42. С. Интеграционные процессы в АПК // Internet: http://www.ketinvest.com/ru/news/invest apk
  43. И.В. Ресурсный потенциал и эффективность производства. Орел: издательство ОрелГАУ, 2004. 172с.
  44. Кара-Мурза С.Г. 95 лет Столыпинской реформе //Русский дом. 2001. -№ 11.
  45. А.А. Государственное регулирование сельского хозяйства в регионе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2003.-№ 8.
  46. Комплексная программа развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств на 2000 2005 годы / Администрация Орловской обл. -Орел: 2000.
  47. Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны. М.: Наука, 1991.-79с.
  48. Концепция стратегического развития России до 2010 года. Государственный совет Российской Федерации. М.: ИСЭПН, 2001.
  49. А.А. Аграрная политика: Учебное пособие. Челябинск: «РЕКПОЛ», 2000. — 192с., ил.
  50. М. Совершенствование экономического механизма в АПК // Экономист. 2000. — № 12. — с.69−74.
  51. А., Никонова Г. Стратегическое управление региональным АПК //АПК: экономика и управление. 2000. — № 9. — с. 17−21.
  52. А. Сочетание стратегического и оперативного управления региональным АПК // Экономика сельского хозяйства России.-2000.-№ 8.- с. 27.
  53. В. Стимулирование инновационного развития // Экономист. -2003.-№ 10.
  54. Р.Г., Попов И. Г., Толпекин С. З. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. М.: «Колос», 1973. 528с. с ил.
  55. С., Годмане И. Регрессионное моделирование при решении экономических задач // Экономика сельского хозяйства. 1984. — № 1. — с.60.
  56. Крылатых, Э. Н. Строкова О.Г. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ // Мировая экономика и международные отношения.- 2003. N 3. — С. 49−55
  57. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики, 2002, № 4, с. 64.
  58. Г. Д., Степанян Е. Н. Анализ региональной дифференциации показателей эффективности производства и определяющих его факторов // Вопросы статистики. 1999. — № 5. — с.23−28.
  59. И. Целевые программы комплексного развития социальной сферы села // АПК: экономика, управление. 2003. — № 8.
  60. В. Стратегия развития и ее цели //Экономист 2006.- № 1 .-с.3−9.
  61. И. Территориальное устройство государства: попытка реализации системной методологии анализа // Российский экономический журнал -2003 -№ 1.
  62. Э. На острие научно-технического прогресса //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 3. — с.7−8
  63. Г. Применение программно-целевого управления в АПК // Экономика сельского хозяйства. 1999. — № 1.
  64. М., Зайналов И. Влияние развития ремельных отношений и территориальных интересов на реформирование АПК //Международный сельскохозяйственный журнал. 2001. — № 2. — с.41−45.
  65. Математические методы в планировании отраслей и предприятий. / Под ред. И.Г. Попова-М.: Экономика, 1973.-376с
  66. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве / Гатаулин A.M., Гаврилов Г. В., Сорокина Т. М. и др.- Под ред. А. М. Гатаулина. М.: Агропромиздат, 1990. — 432с.6 ил.
  67. Методические рекомендации по определению эффективности сельскохозяйственного производства. М.: ВНИЭСХ, 1997. — 68с.
  68. Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 76−87.
  69. В. Многоукладная экономика АПК: Состояние и перспективы // АПК: экономика, управление. 2002. — № 2. — с.3−4.
  70. М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса //АПК: экономика и управление. 2004. — № 9. — с.3−11.
  71. С. Стимулировать развитие кооперации //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 2. — с.3−4
  72. Н.Н. Размещение и экономика природных ресурсов. М.: Изд-во МСХА, 2000. — 92с.
  73. А. Аграрный сектор России сегодня и завтра// Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 5. — с.3−4.
  74. А. Курсы новой агропродовольственной политики // АПК: экономика, управление. 2002. — № 5. — с.3−13.
  75. А.В., Борисоглебская JI.H. Стратегическое управление аграрным сектором с использованием региональной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 8.
  76. В.Д. Методология систем. М.: ОАО «Издательство «Экономика»», 1999. — 251с.
  77. М.М. Программно-целевое планирование развития АПК регионального уровня // Аграрная наука. 2001. — № 1. — С. 7 — 26.
  78. В.И. Сельское хозяйство России в системе мирохозяйственных связей //Аграрная Россия. Научно-производственный журнал. 2003. -№ 1.-с.З-9.
  79. В., Волненко А. Необходима реформа управления региональным АПК //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 8. — с. 14
  80. В.И., Калашников И. Б., Новичкова В. И. Аграрная политика: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.-288с.
  81. А.П. Сельское хозяйство и его производственно-ресурсный потенциал // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 5. — с.7−9
  82. В.Н. Пути реформирования аграрного образования на основе интеграции с наукой и производством // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2005. — № 8. — с.54−56
  83. В. Новая форма интеграции образования, науки и производства //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 4. — с. 16
  84. Орловская область. Экономика. Бизнес. Инвестиции. Справочное издание. Орел.: Издательство ОРАГС, 2002. — 256с., ил.
  85. Орловская область 1990−2003гг.: стат. сб. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. -Орел, 2003.-418с.
  86. Г. Стране нужна новая аграрная политика // Экономист. 2004. -№ 4.
  87. С. Программно-целевое регулирование АПК на уровне региона //Экономист 2006. — № 1. — с. 75−79.
  88. А. Проблемы агропродовольственной политики России //Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 7. — с.3−4.
  89. А. Обеспечить устойчивое развития сельских территорий //АПК: экономика и управление. 2005. — № 6. — с.13−19
  90. А. Тенденции развития интегрированных агропромышленных формирований //АПК: экономика и управление. 2005. — № 1. — с.26−32
  91. П. Повышение конкурентоспособности АПК // Экономист -2005. № 10. — с.73−80.
  92. А.Д. Развитие интеграционных процессов в АПК области // Internet: http://gras.orvol.ru/CARO/1999−03/05.html/
  93. О.В. Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах и аграрная политика России. Орел: Орел-ГАУ, 2004- 213с.
  94. . Некоторые пути выхода из экономического кризиса АПК. //АПК: экономика, управление, 1999.- № 1.- С. 4 8
  95. В., Загайтов И., Яновский JI. Моделирование перспективного развития сельскохозяйственного производства АПК региона//АПК: экономика и управление. 2004. — № 10. — с.55−64.
  96. ЮО.Провинцев П. Россия: инновационный прорыв единственный вариант развития // Человек и труд. 2004. — № 9.
  97. ЮЗ.Рогалина Н. Аграрные реформы в России 1910−1920-х годов (к 80-летию введения новой экономической политики) //Вопросы экономики. 2001. -№ 8.-с.130−141.
  98. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2003. — 705с.
  99. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. /Росстат. М., 2004.-725с.
  100. В.Д., Боробов В. Н. Государственное и рыночное регулирование форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. М.: Издательство ГНОМиД, 2000.-235с.
  101. А. Возможности инновационного развития в регионе // Экономист. 2004. — № 3.
  102. А. Опыт государственного регулирования в сельском хозяйстве США. // АПК: экономика, управление, 2002. № 8. — С. 22 — 29
  103. В.Г., Попова О. В., Машегов П.Н Агроинновации дело пер-спективное.//Просторы России, 2003.-№ 22.- стр14
  104. ПО.Сайфулин Ф. А. Система ведения сельского хозяйства и ее экономическая оценка // // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 1. — с.9−12
  105. Ш. Санду И., Рожков В. Экономические проблемы научно-технического прогресса в АПК //АПК: экономика и управление. 1996. — № 4. — с. 18−24.
  106. И. Совершенствовать экономические механизмы инновационной деятельности в АПК //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 5. -с. 16
  107. О. Индикативное планирование в АПК на основе оптимизационных моделей //АПК: экономика и управление. 2004. -№ 11.- с.36−43с.
  108. А.Ф. Формирование рыночных отношений в агропромышленном комплексе России. М.: ВНИЭСХ РАСХН, 1994.
  109. А.Ф. Восстановление агропромышленного комплекса: приоритеты и прогнозы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 8.
  110. А. Выбор стратегии необходимость//Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — № 5. — с. 14
  111. В.М. Трансформация форм и методов управления развитие регионального АПК. (Опыт орловской области: теория и практика). М.: Агри-Пресс, 2005.-288с.
  112. В.М. Формирование программно-целевого управления региональным АПК: орловский опыт. Орел, 2004. — 173с.
  113. В.М., Руденко Н. Р. Программно-целевое управление региональным АПК. Москва, 2005. — 244с.
  114. Е. Новая аграрная политика ЕС «К устойчивому аграрному производству» // Бюллетень Центра АПЭ, 2002 г. № 4 (14). — С.4−10 // Internet: http://www.iet.ru/ afebulls/bull 14r. pdf
  115. Е. Новый аграрный закон США // Бюллетень Центра АПЭ, 2002 г. № 4 (14). — С.10−18 // Internet: http://www.iet.ru/afe/bulls/bull 14r. pdf
  116. Силаева JI, Афанасьев С., Суншев А., Жуйков В. Обеспечение продовольственной безопасности России при вступлении в ВТО //АПК: экономика и управление. 2004. — № 12. — с.43−48.
  117. А. формирование холдинга по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства //АПК: экономика и управление. 2004. -№ 12.-с.32−36.
  118. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО// Internet: www.aris.ru/VTO/SEMVTO/VTOSX/
  119. А. Инновационные приоритеты развития // Экономист 2004 г. — № 5 — с. 32.
  120. Е.С. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня (середина 80-х 90-х годов 20-го столетия)/ Е. С. Строев, С. А. Никольский, В. И. Кирюшин и др. под ред. Е. С. Строева. М.: Колос, 2001. — 622с.
  121. Е. Аграрная реформа: опыт Орловщины //АПК: экономика и управление. 2004. — № 7. — с.37−42
  122. М.А., Бирман В. Ф. Инвестиционно-инновационная активность предприятий как результат их интеграции с вузовской наукой //Аграрная наука 2004. — № 4. — с.2−4.
  123. А. Программно-целевое планирование развития регионального сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 11.
  124. А.Н. Использование экономико-математических методов в практике управления аграрной экономикой производством // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2004. — № 12. -с.22−25
  125. А. Итоги и перспективы реформ в агропромышленном комплексе России //АПК: экономика и управление. 2001. — № 4. — с.21−26
  126. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику./ Пер. с английск.- СПб: Экономическая школа, 1995. 431с
  127. Е. Инновационная модель планирования социально-экономического развития //АПК: экономика и управление. 2004. — № 11. -С44−48.
  128. М.М., Сухоруков В. Ф. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. М.: Финансы и статистика, 1982. — 144с.
  129. Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001. — 516с.
  130. И. Основные направления аграрной политики Российской Федерации //АПК: экономика и управление. 2005. — № 6. — с.3−12.
  131. И. Формирование системы управления инновационной деятельностью в АПК //АПК: экономика и управление. 2005. — № 3. — с.42−49.
  132. И.Г. Перспективы развития АПК России и его роль в удвоении ВВП производством // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2004. — № 12. — с.3−9
  133. И. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК //Экономист. 2005. — № 3. — с.85−91
  134. МО.Фигуровская Н. К. Исторические особенности и опыт участия России в мировом продовольственном рынке. //Аграрная России: научно-производственный журнал. 2003. — № 1. — с.27−29
  135. Н. Основные направления стратегии развития АПК // Экономист. — 2002.-№ 6.
  136. И.Ф., Загайтов И. Б., Печеневский В. Ф., Новиков В. М. Перспективы развития АПК региона в рыночных условиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 4.
  137. И., Макин Г. Тихомиров В. Концепция основ управления агропромышленным производством на федеральном и региональном уровнях // АПК: экономика, управление. 2001. — № 6. — с.29−36.
  138. В.Н. Современные модели развития интеграционных процессов в АПК // Intemet: http://vyww.interagroinvest.ru/docs/view?DocId=8&CsId==62
  139. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / Ответ, редактор В. Ю. Любовный и др. М.: Московский общественный научный фонд. Институт макроэкономических исследований, 2000.
  140. О. О новейшей эволюции федеральных целевых программ как инструмента региональной политики // Российский экономический журнал -2002.-№ 4.
  141. И. Развитие сельских территорий и жизнедеятельности населения //Экономист. 2005. — № 6. — с.7−13
  142. В.П., Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. М.: Издательство: РАГС при Президенте РФ, 2003. -832с.
  143. Чуб Б.А., Бандурин А. В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан.—Казань: ДАС, 1998. — 216 е.: ил.
  144. А. Факторы роста эффективности и устойчивости сельскохозяйственных предприятий // АПК: Экономика, управление. 1999. — № 1. -с.25−27.
  145. А.В. Совершенствование государственной поддержки агро-продовольственной сферы региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 4.
  146. У. Приоритеты развития региональной экономики // Экономист -2002- № 10-е. 61.
  147. А.А., Боев А. А., Серков А. Ф. О социально-экономических результатах реформы в агропромышленном производстве. М.: ИНФОРМаг-робизнес, 1996. — 315с.
  148. А. Аграрный сектор России в XXI в.: реалии и прогноз //АПК: экономика и управление. 2001. — № 4. — с.3−12
  149. А. Региональная аграрная политика: проблемы и пути совершенствования //АПК: экономика и управление. 2002. — № 2. — с.3−9.
  150. Экономика АПК. Общие закономерности развития агропромышленного комплекса. Курс лекций. / И. Б. Загайтов, К. С. Терновых, В. И. Коротченков, А. К. Камалян. Воронеж, 1999. — 288с.
  151. Экономическая география России: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина. -М.: ИНФРА-М, 1999. 533с.
  152. И. «Повестка дня 2000»: для более сильного и расширенного союза. / Internet: http://hist.dcn-asu.ru/aes/99 2. pdf
  153. Юзефович А. Э Аграрный ресурсный потенциал: формирование и использование. Киев: Наукова Думка, 1987. — 250с.
  154. Е. Социальные преобразования в комплексном развитии сельских территорий //Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 6. -с.21
  155. The 2002 Farm Act: Background for Development of the 2002 Farm Act // www.ers.usda.gov/publications/aib778/aib778b.pdf
  156. Westcott P.C., Young C.E., and Price J.M. The 2002 Farm Act: Provisions and Implications for Commodity Markets. /А1В-778 Economic Research Service/USDA. // Internet: http://ian.mannlib.cornell.edu/reports/general/aib/aib778.pdf168
Заполнить форму текущей работой