Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из важнейших характеристик эмоционально-ценностного отношения является то, что, по-видимому, оно является исторически наиболее «древним» среди всех остальных разновидностей отношений. Эмоциональное переживание фактов взаимодействия с различными природными объектами доступно уже некоторым видам высших животных. Предкам человека современного типа это отношение было свойственно в виде страха… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к природе
    • 1. 1. Эмоционально-ценностное отношение к природе как социокультурный феномен
    • 1. 2. Психолого-педагогические механизмы формирования у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе
    • 1. 3. Современное состояние проблемы воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе в теории и практике образования
  • Глава 2. Педагогическое управление формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к природе
    • 2. 1. Содержание процесса воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе
    • 2. 2. Технология педагогического управления формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к природе
    • 2. 3. Динамика эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы

Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной чертой современного этапа общественного развития является усиление экспансии человечества в биосфере. Рост антропогенного давления на природу приводит к серьезным нарушениям функционирования экосистем, что в свою очередь негативно сказывается на условиях жизни самих людей. Обретает реальность угроза развития современной экологической ситуации по кризисному сценарию. В этих условиях становится очевидной необходимость отказа от агрессивно-потребительского отношения к природе, пересмотра господствующих взглядов на природу, общество, место человека в мире, выработки новых, экологически адекватных жизненных ценностей и идеалов, воспитания поколения высоконравственных и образованных людей, способных решать сложные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой.

Длительное время экологическое воспитание сводилось к природоохранному просвещению учащихся. Однако постепенно в среде педагогической общественности стало складываться понимание необходимости комплексного подхода к определению условий целенаправленного воспитания культуры отношений человека к миру природы. Смена исходных исследовательских установок сопровождалась активизацией деятельности по совершенствованию содержания и методики экологического воспитания. Особое внимание при этом уделялось выяснению взаимосвязи развития отношения к природному миру и необходимости овладения знаниями о различных сторонах взаимодействия общества и природы.

Вопросы усвоения школьниками экологических знаний, формирования культуры поведения в природном окружении, выработки у учащихся ценностного отношения к природе, а также организации практической природоохранной деятельности детей раскрыты в работах С. Н. Глазачева,.

А.Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, Н. М. Мамедова, И.Т. Сураве-гиной, А. П. Сидельковского и др.

Разработкой теоретических основ экологического образования младших школьников в нашей стране занимались Л. Д. Бобылева, Н. Ф. Виноградова, А. В. Миронов, А. А. Плешаков, Л. П. Симонова, А. Е. Тихонова и др. В работах этих авторов сформулированы цели, принципы, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы. Помимо концептуальных основ экологического образования младших школьников этими авторами были разработаны программы учебных и факультативных курсов, учебные и методические пособия.

Следует отметить, что наметившаяся в последние годы интеллектуализация процесса обучения и воспитания, усиление внимания к развитию познавательной сферы ребенка, к расширению детского кругозора, в определенном смысле отрицательно повлияла на формирование эмоциональной сферы учащихся. В результате в характере и поведении ребенка начали проявляться эмоциональная скудность, невосприимчивость к эмоциональным переживаниям других и чрезмерный для этого возраста рационализм. Вместе с тем, установлено, что поведение человека по отношению к природным объектам зависит от того, какие чувства они вызывают, с какими смысловыми образованиями личности и как они связаны, какие ценностные ориентации, установки сформированы по отношению к ним и т. д. В самом общем виде, оно обусловлено тем, как личность воспринимает тот или иной природный объект.

В этой связи становится очевидной необходимость смещения акцентов в экологическом образовании младших школьников с задачи формирования у учащихся системы экологических знаний на проблему воспитания у них культуры восприятия природных объектов, эмоционального переживания взаимодействия с ними, нравственного отношения к природе.

Вопросы формирования позитивного отношения младших школьников к природе рассматривались в работах Н. Ф. Виноградовой, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверева, В. В. Николиной, И. Т. Суравегиной, В. А. Ясвина. В то же время обращает на себя внимание недостаток специальных исследований по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, несмотря на тот факт, что в большинстве работ отмечается большое значение фактора эмоциональности в воспитании у учащихся младших классов школы положительного отношения к природе.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью в формировании у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории.

С учетом выявленного противоречия, проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — педагогический процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования — воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе.

Задачи исследования/.

— раскрыть сущность и содержание понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе»;

— выявить предпосылки и механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников;

— определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе;

— выработать критерии оценки уровня сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к миру природы.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой задача формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе может успешно решаться в условиях:

— планомерного учета специфики восприятия и мышления младших школьников, особенностей функционирования и развития психологических механизмов формирования отношений личности ребенка при планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса в начальных классах школы;

— усиления внимания развитию эмоциональной сферы ребенка как предпосылке успешности экологического воспитания личности;

— использования в учебно-воспитательным процессе школы методов и средств его осуществления, способствующих переживанию позитивных эмоциональных состояний в процессе познания природы и реализации иных форм взаимодействия с ней;

Методологической основой исследования является диалектическое учение о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений реального мира, а также философское представление о человеке как социоприродном существе и субъекте социально-исторического развития.

В обосновании научной концепции исследования мы опирались на положения отечественной психологии об отношении как интегративном личностном свойстве (А.Ф.Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В.Л. Поздняков), а также о сущности воспитания различных типов отношений личности в целостном педагогическом процессе (Ю.К.Бабанский, Б. Т. Лихачев, А. И. Мищенко, В.А.Сластенин).

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: анализ результатов изучения проблемы организации экологического воспитания младших школьников в педагогике и педагогической психологиисинтез представлений об экологических отношениях личности, разработанных в педагогике, психологии, философии, культурологии, социальной экологиипедагогическое наблюдение поведения школьников в окружающей средеизучение продуктов деятельности учащихсябеседы со школьниками и учителямианализ возможностей традиционных школьных дисциплин, специальных, интегрированных и интегративных курсов, внеурочной деятельности для воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе.

Опытно-экспериментальной базой исследования служил учебно-воспитательный комплекс N 1607 г. Москвы. В констатирующем эксперименте было задействовано 154 учащихся, в формирующем 147 школьников.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1994;1996) осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования на основе анализа литературы по предмету исследования, дидактических материалов, изучения передового педагогического опытабыл подготовлен и проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1996;1997) был разработан и проведен формирующий эксперимент, направленный на решение задач исследования и проверку основных положений выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе (1998) была произведена обработка, обобщение и систематизация результатов формирующего эксперимента, их теоретическая интерпретация, апробация, а также оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в следующем:

— раскрыты сущность и содержание понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе»;

— показаны предпосылки и механизмы формирования у младшего школьника эмоционально-ценностного отношения к природе;

— обосновано положение о необходимости целенаправленного формирования у младших школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения к миру природы;

— определены и экспериментально обоснованы условия целенаправленного воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе;

— определены критерии оценки уровня сформированное&tradeу младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов с целью совершенствования содержания и технологии реализации экологического воспитания младших школьников при разработке учебных курсов, учебных пособий и книг для внеклассного чтения, новых форм и методов осуществления педагогического процесса и Др.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплексной методики, адекватной проблеме, предмету и задачам исследования, а также результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.

На защиту выносятся следующие положения:

— эмоционально-ценностное отношение к природе является важнейшей предпосылкой формирования экологической культуры личности;

— эффективное воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе возможно на основе учета возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьникамиусиления межпредметных связейустановления тесной связи с жизнью и трудом, применения форм и методов осуществления учебной деятельности, обладающих высоким мотивационным и эмоциональным потенциаломиспользования примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детейобеспечения оптимального соотношения учебной и внеклассной работы по формированию культуры эмоционально-ценностного отношения к миру природы и др.;

— в качестве признаков сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе целесообразно рассматривать заинтересованность учащихся в познании природы и общении с нейналичие у них интереса и способности к эмоциональному переживанию общения с природой, а также способность к эмоциональному переживанию субъективной и общественной ценности природы и составляющих ее элементовдля оценки уровня сформированности отношения могут быть использованы следующие критерии: устойчивость признаков, регулярность и интенсивность их проявления, а также основательность формируемого отношения;

— введение в учебный план начальных классов школы интегративной учебной дисциплины «Природолюбие» целесообразно с точки зрения решения задачи воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета.

Результаты исследования легли в основу разработки и практической реализации программы интегративного учебного курса «Природолюбие» для начальной школы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение

.

Итак, в ходе исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе».

Отношение есть психическая модель наличной и прогнозируемой по-требностной связи субъекта с объектом, переход между которыми осуществляется действием субъекта, направленным на объект. Таким образом, субъективное отношение к объектам и явлениям мира определяется тем, какие именно потребности и в какой степени «запечатлены» в них.

По ведущему типу потребностей могут быть выделены, по крайней мере, три группы субъективных отношений: эмоционально-ценностные, рациональные и деятельностно-практические отношения личности.

Основным содержанием эмоционально-ценностного отношения к природе являются потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответсвующие мотивы и интересы. Данное отношение реализуется в субдоминантном, бессознательном плане и находит свое воплощение в чувствах удовольствия-неудовольствия, радости-печали, восхищения-презрения, любви-ненависти, возникающих в процессе взаимодействия с теми или иными природными объектами.

Одной из важнейших характеристик эмоционально-ценностного отношения является то, что, по-видимому, оно является исторически наиболее «древним» среди всех остальных разновидностей отношений. Эмоциональное переживание фактов взаимодействия с различными природными объектами доступно уже некоторым видам высших животных. Предкам человека современного типа это отношение было свойственно в виде страха перед стихиями, удовольствия от реализации потребностей в пище и крове. радости победы над хищником, враждебности к конкурентам из другого племени и др. Продолжая совершенствоваться, они в итоге выросли до уровня художественно-эстетического восприятия природной действительности (ощущение красоты природы и гармониии в ней), а также этического переживания взаимоотношений с природой (чувство долга и ответственности за сохранение равновесия в системе «человек-природа», за недопущение загрязнения окружающей среды и т. д.).

Несмотря на то, что в основе формирования субъективного эмоционально-ценностного отношения к природе лежат потребности конкретного человеческого индивида, следует помнить о том, что отношения человека обусловлены и общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Как известно, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но обобщением их проекций во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение. Все это позволяет охарактеризовать субъективное эмоционально-ценностное отношение человека к природе как социокультурный феномен.

2. Выявить предпосылки и механизмы формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе.

Характеризуя механизмы формирования субъективных отношений личности, выделяют три канала их образования.

Первый канал — перцептивпый. Он характеризуется тем, что отношение формируется в ходе создания перцептивного образа. Второй каналкогнипшвный. Отношение формируется на основе переработки получаемой информации. Наконец, третий канал — практический. С его участием отношение формируется в процессе непосредственного практического взаимодействия.

Установлено, что для младшего школьника ведущим является когнитивный канал формирования субъективного отношения к природе.

Процесс формирования отношения к природе по когнитивному каналу характеризуется действием специфических социально-психологические релизеров (определенные слова или словосочетания, значения которых «эмоционально маркированы», т. е. изначально несут в себе эмоциональную оценку: положительную или отрицательную) и экологических фактов.

Социальные психологические релизеры и экологические факты обрабатываются с помощью различных механизмов. Результатом воздействия эмоционально маркированных значений, заключенных в социальных релизерах, является определенная эмоциональная реакция. Если эта оценка, вызывающая соответствующую эмоциональную реакцию, является положительной, то и к природному объекту в дальнейшем формируется положительное отношение, если огрицательной — негативное.

Следствием сравнения природного объекта с человеком на основе полученного экологического факта является эмоциональная оценка. Если она положительная, к природному объекту формируется положительное отношение, если отрицательная — негативное.

3. Определить и экспериментально обосновать условия целенаправленного воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе.

Одним из важнейших условий успешной реализации процесса целенаправленного формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе является орпеделение цели и задач его осуществления.

Руководствуясь представлением о цели деятельности как «потребном результате» ее осуществления, мы сочли оправданным подход к формулировке цели воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, при котором в качестве такого результата усматривается сформированность у детей адекватного позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе.

Среди задач, от решения которых может зависеть успех целенаправленного формирования у детей адекватного позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе особо следует отметить следующие:

— воспитание интереса к познанию природы и общению с ней;

— воспитание интереса и способности к эмоциональному переживанию общения с природой;

— формирование системы представлений о ценности природы и составляющих ее элементов.

Осознание необходимости решения этих трех задач всеми, от кого зависит результативность работы по формированию культуры эмоционально-ценностного отношения к природе, является непременным условием достижения поставленной цели.

Однако успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно воспитательном процессе, таких как.

— учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьникамиусиление межпредметных связейустановление тесной связи с жизнью и трудом, применения форм и методов осуществления учебной деятельности, обладающих высоким мотивационным потенциалом;

— использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;

— обеспечение оптимального соотношения учебной и внеклассной работы и др.

В процессе исследования была разработана и реализована на практике программа интегративного учебного курса «Природолюбие» для начальных классов школы. Полученные результаты позволяют говорить о высокой эффективность реализации предлагаемой методики воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе.

Таким образом, в ходе исследования были решены его основные задачи и получены экспериментальные данные, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы.

В перспективе мы планируем продолжить работу по совершенствованию содержания и методики воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношени к природе. В качестве приритетного направления такой работы нами рассматриваются: развитие учебной программы «Лесная азбука» в рамках международного образовательного проекта «Сказочный мир природы», подразумевающего раработку программ курса «Природолюбие» для 2-х, 3-х и 4-х классов начальной школы, а также дольнейшую разработку системы форм, методов и средств внешкольного воспитания позитивного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные методы обучения в природоохранном образовании. М. 1987.
  2. Анисимов О С. Тренинг межпредметной коммуникации и проблема формирования экологического сознания / Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тезисы докладов на региональной конференции педвузов Москвы (28−29 марта 1995 г.). М., 1995, с. 57−59.
  3. Р. Этика экологической ответственности (Главы из книги) / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сосг. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева. М., 1990, с. 203−258.
  4. И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника. Автореф. к.п.н. М., 1996, 17 с.
  5. С.Г. Отношение человека к природе как объект морального анализа. Дисс. к.ф.н. М., 1985.
  6. А.П. В дружбе с людьми и природой. Книга для учителя. М., 1993.
  7. Взаимодействие школы, семьи и пединститута в экологическом воспитании учащихся. Ставрополь, 1987.
  8. Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних школьников. М., 1993.
  9. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром. Дисс.^.п.н. М., 1994.
  10. Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Экологическое образование: концепции и методические подхода. М., 1996, с. 10−23.
  11. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник статей. Под ред. Б. Т. Лихачева и Н. С. Дежниковой. М., 1997, 64 с.
  12. Гдалин Д А, Сорокина Т. Г. Час экологической игры. Методические рекомендации. СПб., 1992.
  13. Э. В. Широкова И.Ю. Экология и культура. М., 1989.
  14. С.Н. Школа радости: эколого-воспитательное наследие В. А. Сухомлинского. М., 1997, 80 с.
  15. С.Н. Экологическое образование и цивилизационный выбор России / Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997, с. 12−38.
  16. С.Н., Козлова О Н. Экологическая культура. М., 1997, 205 с.
  17. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева. М., 1990, 495 с.
  18. A.A. Отношение к природе как нравственная проблема / Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1975, N 5, с. 2732.
  19. A.A. Природа как ценность культуры. Экология, культура, образование. М., 1989.
  20. В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.
  21. Н.С., Цветкова И В. Экология и культура: методика воспитания школьников. М., 1995.
  22. Р. Избранные произведения. М., 1950.
  23. В.Н. Философский анализ нравственного отношения к природе Дисс. к.ф.н. М., 1981.
  24. С.Д. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс. 1995.
  25. С.Д. Проблема субъективного отношения к природе в психологии экологического сознания / Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997, с. 120−136.
  26. С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Автореф к.псих.н. М., 1993, 26 с.
  27. С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношений к природе. М., 1995.
  28. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1998, 480 с.
  29. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М., 1988.
  30. A.B. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов детей у детей / Тезисы к 21 Международному психологическому конгрессу. Париж, 1976.
  31. А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. М&bdquo- 1986.
  32. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. М., 1981, 184 с.
  33. Захлебный, А Н., Суравегина И. Г. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984.
  34. И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М., 1980, 96 с.
  35. Зотов В В. «Заяц-беляк». Сказка, конкурс, вопросы, игры и задания для проведения занятий с детьми. Познавательная серия для малышей «Лесная азбука». М., 1997, 16 с.
  36. Зотов В В. Игротека «Лесной азбуки» / Журнал для родителей «Няня», N 5, 1997, стр. 56−57.
  37. Зотов В В. Лесная азбука. T l. М., 1998, 208 с.
  38. В.В. Лесная мозаика. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1993, 240 с.
  39. B.B. Урок «Природолюбие»: занятия с детьми / Журнал для родителей «Няня», N 4, 1998, стр. 72−73.
  40. Зотов В В. Урок природолюбия / Газета особо охраняемых территорий «Заповедные острова», N 10, 1998, стр. 7.
  41. Л. А. Теория и практика экологического воспитания в школах России 70−80 гг. XX столетия. Автореф к.п.н. М., 1993, 16 с.
  42. Н.Б. Ценностное отношение человека и общества к природе. Дисс. к.ф.н. М., 1984.
  43. Ю.Г. Учить детей отгадывать загадки. М., 1988.
  44. Ильина, А Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения. Дисс. канд.пед.нак. М., 1998.
  45. Концепция общего среднего экологического образования. Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1994.
  46. А.И. Общество и окружающая среда. М., 1985.
  47. H.A. Психологические основы эмоционально-нрав-ственного развития личности. Автореф. д.п.н. М., 1998, 59 с.
  48. Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе: Методические рекомендации и разработки. Составитель А. Г1. Сидельковский. Ставрополь, 1988, 201 с.
  49. А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. Пг., 1912.
  50. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  51. .Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997, с. 65−80.
  52. .Т. Философия воспитания: специальный курс. Пособие для студентов высш. учебных заведений. М., 1995, 282 с.
  53. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания / Педагогика, 1995, N1.
  54. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1984.
  55. А., Скребцова М. Искусство видеть мир. М., 1997.
  56. А., Скребцова М. Природа глазами души. М., 1997.
  57. Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. Чебоксары, 1994.
  58. Н.М. Концептуальные основы экологического образования / Экологическое образование: опыт Росии и Германии. М., 1997, с. 207 215.
  59. Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996, 52 с.
  60. В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. Минск, 1987.
  61. H.H. Человек и ноосфера. М., 1990, 351 с.
  62. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996.
  63. Т. Жизнь в окружающей среде. М., 1993.
  64. A.B. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании школьника. Казань, 1989.
  65. Н.М. Интеграция экологических знаний школьников. Автореф. дисс. к.п.н. Оренбург, 1995.
  66. A.B. и др. Диагностика уровня экологических знаний и сформированное&trade- экологических отношений у школьников. Екатерин- ^ бург, 1993.
  67. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  68. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / Хрестоматия по психологии. Составитель В. В. Мироненко. Под редакцией А. В. Петровского. М., 1987, с. 146−152.
  69. Мясшцев В Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.
  70. Т.К. Динамика значимого другого в восприятии школьников различных возрастов. Работа маг. психологии. Даугавпилс, 1994.
  71. В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде. Н. Новгород, 1996, 54 с.
  72. О.В., Гусева A.B., Яковенко О. В. Экологическое сознание: сущность и пути становления / Экологическое образование: концепции и методические подходы. М., 1996, С. 24−34.
  73. А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы. Автореферат дисс. докт.пед.наук, М., 1998.
  74. Ю.П., Никонорова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М., 1990, 271 с.
  75. Отношение школьников к природе. Под ред И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной. М., 1988, 127 с.
  76. Отношения как проблема психологии воспитания. Л., 1973.
  77. Отношения личности и вопросы воспитания. Тамбов, 1973.
  78. А.П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. Яросласль 1998.
  79. В.Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно практического освоения природы. Л., 1980.
  80. Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников. Автореф.к.псих.н. М., 1991.
  81. Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок / Сов. педагогика. 1976, N6, с. 92−102.
  82. Л.П. эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.
  83. A.A. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М, 1998.
  84. Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1998
  85. Проблемы непрерывного экологического образования и воспитания. Кемерово, 1989.
  86. Проблемы экологического образования в школе. М., 1979.
  87. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1994.
  88. Э. Экологическое воспитание проблема нравственная / Народное образование, 1986, N 6.
  89. Т.Н. Развитие экологической культуры у детей старшего возраста / Экологическое воспитание дошкольников. Под ред. С. Н. Николаевой. М&bdquo- 1998, с. 176−193.
  90. Г. Н. Экология детства / Семья и школа. 1988, N 7.
  91. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный процесс). Автореферат дисс. докг. пед. наук. М., 1988, 37 с.
  92. А.П. О синтезе отношений к природе и искусству в эстетическом воспитании школьников.
  93. Л.П. Экологическое образование учащихся младшего школьного возраста / Экологическое образование, опыт России и Германии. М&bdquo- 1997, с. 200−207.
  94. Сластенина Е С. Подготовка учителя к природоохранительной работе с учащимися. М., 1977, 132 с.
  95. А.Д. Духовно-нравственное воспитание в процессе природоохраниельной деятельности / Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тезисы докладов на региональной конференции педвузов Москвы (28−29 марта 1995 г.). М., 1995, с. 116−118.
  96. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. М., 1994.
  97. В.А. Избранные произведения в 5-и тт. М., 1980.
  98. Л.В. Экология и диалектика / Экологическое образование: опыт-России и Германии. М., 1997, с. 235−247.
  99. Т.И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение. М.1997.
  100. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978.
  101. A.M. Связь изо деятельности с наблюдениями в природе / Экологическое воспитание дошкольников. Под ред. С. Н. Николаевой. М., 1998, с. 212−216.
  102. Формирование нравственного отношения учащихся к природе: методические рекомендации. Киев, 1991
  103. Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Нач. школа, 1989, N 3.
  104. Ф.С. Природа и мораль. М., 1983.
  105. И.В. Маленький принц Земли, программа формирования экологической культуры детей и подростков. М.,
  106. Цветкова. И В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. М., 1997.
  107. М. Психология жизненной среды. М., 1989.
  108. Г. В. Развитие отношений подростков к природе как условие нравственного становления личности. Автореф. к.псих.н., М., 1993.
  109. Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е части. Новосибирск, 1997.
  110. Экологическое воспитание дошкольников. Под ред. С. Н. Николаевой. М., 1998, 320 с.
  111. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. Под ред. Л. П. Печко, М&bdquo- 1984.
  112. Экологическое образование, концепции и методические подходы. Под ред. Н. М. Мамедова, М., 1996.
  113. Экологическое образование: концепции и технологии. Под. Ред. С. Н. Глазачева. Волгоград, 1996.
  114. Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997.
  115. Экологическое образование школьников. Под ред. И. Д. Зверева, М., 1983.
  116. Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тезисы докладов на региональной конференции педвузов Москвы (28−29 марта 1995 г.). М., 1995, 190 е.
  117. В.А. Личностное отношение к природе у школьников. Дисс.к.псих.н. М., 1993.
  118. В.А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-педагогического тренинга / Школа здоровья, 1995, N 2, с. 114−121.
  119. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СКАЗОЧНЫЙ МИР ПРИРОДЫ» МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «ЛЕСНАЯ1. АЗБУКА»
  120. Данная Программа является многолетней и может осуществляться па территории любой страны.
  121. Применяемые (формы работы: лекция-чтение-беседа-дискуссия-круглый стол-игра-викторина-конкурс-экскурсия-встреча-поход-
  122. СЦЕНАРИЙ РАДИОПЕРЕДАЧИ 8.07.98
  123. Представление детского писателя.
  124. Напоминание о призёрах прошлой передачи (сегодня вручение призов-книги, аудиокассеты)
  125. Добавить, что первый том познавательных сказок посвящен животному миру нашего леса, а 2-ой будет посвящен растениям.
  126. Акцентировать внимание на то, что в томе написано предисловие и дано благословение всех читающих эту книгу Патриархом Московским, и всея Руси Алексием 11.
  127. Когда выйдет 2 том: Сделать акцент на хорошем исполнении, прекрасных рисунках, издательстве Capital-Press.
  128. Ведущий Во многих ваших сказках зверюшки, птички и насекомые играют как дети. Почему? Это случайно? .
  129. Приглашённый делает переход к игре в «Прятки», когда зверюшки попрятались и надо их найти, (лес поделен на квадраты, надо определить квадрат). Кто определил, для того ещё одно дополнительное задание.
  130. Ведущий, А давайте в одну из таких игр сейчас поиграем.
  131. В качестве примера В.З. проводит игру с первым, кто дозвониться. Игра называется «Алфавит». На этом примере конкретно показывается, какие игры мы ждём от слушателей.
  132. Ещё раз говорится о сказках «Лесная азбука», авторе и издательстве.
Заполнить форму текущей работой