Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе
![Диссертация: Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе](https://niscu.ru/work/5040084/cover.png)
Одной из важнейших характеристик эмоционально-ценностного отношения является то, что, по-видимому, оно является исторически наиболее «древним» среди всех остальных разновидностей отношений. Эмоциональное переживание фактов взаимодействия с различными природными объектами доступно уже некоторым видам высших животных. Предкам человека современного типа это отношение было свойственно в виде страха… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к природе
- 1. 1. Эмоционально-ценностное отношение к природе как социокультурный феномен
- 1. 2. Психолого-педагогические механизмы формирования у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе
- 1. 3. Современное состояние проблемы воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе в теории и практике образования
- Глава 2. Педагогическое управление формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к природе
- 2. 1. Содержание процесса воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе
- 2. 2. Технология педагогического управления формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к природе
- 2. 3. Динамика эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характерной чертой современного этапа общественного развития является усиление экспансии человечества в биосфере. Рост антропогенного давления на природу приводит к серьезным нарушениям функционирования экосистем, что в свою очередь негативно сказывается на условиях жизни самих людей. Обретает реальность угроза развития современной экологической ситуации по кризисному сценарию. В этих условиях становится очевидной необходимость отказа от агрессивно-потребительского отношения к природе, пересмотра господствующих взглядов на природу, общество, место человека в мире, выработки новых, экологически адекватных жизненных ценностей и идеалов, воспитания поколения высоконравственных и образованных людей, способных решать сложные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой.
Длительное время экологическое воспитание сводилось к природоохранному просвещению учащихся. Однако постепенно в среде педагогической общественности стало складываться понимание необходимости комплексного подхода к определению условий целенаправленного воспитания культуры отношений человека к миру природы. Смена исходных исследовательских установок сопровождалась активизацией деятельности по совершенствованию содержания и методики экологического воспитания. Особое внимание при этом уделялось выяснению взаимосвязи развития отношения к природному миру и необходимости овладения знаниями о различных сторонах взаимодействия общества и природы.
Вопросы усвоения школьниками экологических знаний, формирования культуры поведения в природном окружении, выработки у учащихся ценностного отношения к природе, а также организации практической природоохранной деятельности детей раскрыты в работах С. Н. Глазачева,.
А.Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, Н. М. Мамедова, И.Т. Сураве-гиной, А. П. Сидельковского и др.
Разработкой теоретических основ экологического образования младших школьников в нашей стране занимались Л. Д. Бобылева, Н. Ф. Виноградова, А. В. Миронов, А. А. Плешаков, Л. П. Симонова, А. Е. Тихонова и др. В работах этих авторов сформулированы цели, принципы, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы. Помимо концептуальных основ экологического образования младших школьников этими авторами были разработаны программы учебных и факультативных курсов, учебные и методические пособия.
Следует отметить, что наметившаяся в последние годы интеллектуализация процесса обучения и воспитания, усиление внимания к развитию познавательной сферы ребенка, к расширению детского кругозора, в определенном смысле отрицательно повлияла на формирование эмоциональной сферы учащихся. В результате в характере и поведении ребенка начали проявляться эмоциональная скудность, невосприимчивость к эмоциональным переживаниям других и чрезмерный для этого возраста рационализм. Вместе с тем, установлено, что поведение человека по отношению к природным объектам зависит от того, какие чувства они вызывают, с какими смысловыми образованиями личности и как они связаны, какие ценностные ориентации, установки сформированы по отношению к ним и т. д. В самом общем виде, оно обусловлено тем, как личность воспринимает тот или иной природный объект.
В этой связи становится очевидной необходимость смещения акцентов в экологическом образовании младших школьников с задачи формирования у учащихся системы экологических знаний на проблему воспитания у них культуры восприятия природных объектов, эмоционального переживания взаимодействия с ними, нравственного отношения к природе.
Вопросы формирования позитивного отношения младших школьников к природе рассматривались в работах Н. Ф. Виноградовой, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверева, В. В. Николиной, И. Т. Суравегиной, В. А. Ясвина. В то же время обращает на себя внимание недостаток специальных исследований по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, несмотря на тот факт, что в большинстве работ отмечается большое значение фактора эмоциональности в воспитании у учащихся младших классов школы положительного отношения к природе.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью в формировании у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории.
С учетом выявленного противоречия, проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия воспитания у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования — педагогический процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования — воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе.
Задачи исследования/.
— раскрыть сущность и содержание понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе»;
— выявить предпосылки и механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников;
— определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе;
— выработать критерии оценки уровня сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к миру природы.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой задача формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе может успешно решаться в условиях:
— планомерного учета специфики восприятия и мышления младших школьников, особенностей функционирования и развития психологических механизмов формирования отношений личности ребенка при планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса в начальных классах школы;
— усиления внимания развитию эмоциональной сферы ребенка как предпосылке успешности экологического воспитания личности;
— использования в учебно-воспитательным процессе школы методов и средств его осуществления, способствующих переживанию позитивных эмоциональных состояний в процессе познания природы и реализации иных форм взаимодействия с ней;
Методологической основой исследования является диалектическое учение о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений реального мира, а также философское представление о человеке как социоприродном существе и субъекте социально-исторического развития.
В обосновании научной концепции исследования мы опирались на положения отечественной психологии об отношении как интегративном личностном свойстве (А.Ф.Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В.Л. Поздняков), а также о сущности воспитания различных типов отношений личности в целостном педагогическом процессе (Ю.К.Бабанский, Б. Т. Лихачев, А. И. Мищенко, В.А.Сластенин).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: анализ результатов изучения проблемы организации экологического воспитания младших школьников в педагогике и педагогической психологиисинтез представлений об экологических отношениях личности, разработанных в педагогике, психологии, философии, культурологии, социальной экологиипедагогическое наблюдение поведения школьников в окружающей средеизучение продуктов деятельности учащихсябеседы со школьниками и учителямианализ возможностей традиционных школьных дисциплин, специальных, интегрированных и интегративных курсов, внеурочной деятельности для воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе.
Опытно-экспериментальной базой исследования служил учебно-воспитательный комплекс N 1607 г. Москвы. В констатирующем эксперименте было задействовано 154 учащихся, в формирующем 147 школьников.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1994;1996) осуществлялась подготовка теоретической и эмпирической базы исследования на основе анализа литературы по предмету исследования, дидактических материалов, изучения передового педагогического опытабыл подготовлен и проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1996;1997) был разработан и проведен формирующий эксперимент, направленный на решение задач исследования и проверку основных положений выдвинутой гипотезы.
На третьем этапе (1998) была произведена обработка, обобщение и систематизация результатов формирующего эксперимента, их теоретическая интерпретация, апробация, а также оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в следующем:
— раскрыты сущность и содержание понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе»;
— показаны предпосылки и механизмы формирования у младшего школьника эмоционально-ценностного отношения к природе;
— обосновано положение о необходимости целенаправленного формирования у младших школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения к миру природы;
— определены и экспериментально обоснованы условия целенаправленного воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе;
— определены критерии оценки уровня сформированное&tradeу младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов с целью совершенствования содержания и технологии реализации экологического воспитания младших школьников при разработке учебных курсов, учебных пособий и книг для внеклассного чтения, новых форм и методов осуществления педагогического процесса и Др.
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплексной методики, адекватной проблеме, предмету и задачам исследования, а также результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.
На защиту выносятся следующие положения:
— эмоционально-ценностное отношение к природе является важнейшей предпосылкой формирования экологической культуры личности;
— эффективное воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе возможно на основе учета возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьникамиусиления межпредметных связейустановления тесной связи с жизнью и трудом, применения форм и методов осуществления учебной деятельности, обладающих высоким мотивационным и эмоциональным потенциаломиспользования примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детейобеспечения оптимального соотношения учебной и внеклассной работы по формированию культуры эмоционально-ценностного отношения к миру природы и др.;
— в качестве признаков сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе целесообразно рассматривать заинтересованность учащихся в познании природы и общении с нейналичие у них интереса и способности к эмоциональному переживанию общения с природой, а также способность к эмоциональному переживанию субъективной и общественной ценности природы и составляющих ее элементовдля оценки уровня сформированности отношения могут быть использованы следующие критерии: устойчивость признаков, регулярность и интенсивность их проявления, а также основательность формируемого отношения;
— введение в учебный план начальных классов школы интегративной учебной дисциплины «Природолюбие» целесообразно с точки зрения решения задачи воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета.
Результаты исследования легли в основу разработки и практической реализации программы интегративного учебного курса «Природолюбие» для начальной школы.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение
.
Итак, в ходе исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «эмоционально-ценностное отношение к природе».
Отношение есть психическая модель наличной и прогнозируемой по-требностной связи субъекта с объектом, переход между которыми осуществляется действием субъекта, направленным на объект. Таким образом, субъективное отношение к объектам и явлениям мира определяется тем, какие именно потребности и в какой степени «запечатлены» в них.
По ведущему типу потребностей могут быть выделены, по крайней мере, три группы субъективных отношений: эмоционально-ценностные, рациональные и деятельностно-практические отношения личности.
Основным содержанием эмоционально-ценностного отношения к природе являются потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответсвующие мотивы и интересы. Данное отношение реализуется в субдоминантном, бессознательном плане и находит свое воплощение в чувствах удовольствия-неудовольствия, радости-печали, восхищения-презрения, любви-ненависти, возникающих в процессе взаимодействия с теми или иными природными объектами.
Одной из важнейших характеристик эмоционально-ценностного отношения является то, что, по-видимому, оно является исторически наиболее «древним» среди всех остальных разновидностей отношений. Эмоциональное переживание фактов взаимодействия с различными природными объектами доступно уже некоторым видам высших животных. Предкам человека современного типа это отношение было свойственно в виде страха перед стихиями, удовольствия от реализации потребностей в пище и крове. радости победы над хищником, враждебности к конкурентам из другого племени и др. Продолжая совершенствоваться, они в итоге выросли до уровня художественно-эстетического восприятия природной действительности (ощущение красоты природы и гармониии в ней), а также этического переживания взаимоотношений с природой (чувство долга и ответственности за сохранение равновесия в системе «человек-природа», за недопущение загрязнения окружающей среды и т. д.).
Несмотря на то, что в основе формирования субъективного эмоционально-ценностного отношения к природе лежат потребности конкретного человеческого индивида, следует помнить о том, что отношения человека обусловлены и общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека. Как известно, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но обобщением их проекций во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение. Все это позволяет охарактеризовать субъективное эмоционально-ценностное отношение человека к природе как социокультурный феномен.
2. Выявить предпосылки и механизмы формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе.
Характеризуя механизмы формирования субъективных отношений личности, выделяют три канала их образования.
Первый канал — перцептивпый. Он характеризуется тем, что отношение формируется в ходе создания перцептивного образа. Второй каналкогнипшвный. Отношение формируется на основе переработки получаемой информации. Наконец, третий канал — практический. С его участием отношение формируется в процессе непосредственного практического взаимодействия.
Установлено, что для младшего школьника ведущим является когнитивный канал формирования субъективного отношения к природе.
Процесс формирования отношения к природе по когнитивному каналу характеризуется действием специфических социально-психологические релизеров (определенные слова или словосочетания, значения которых «эмоционально маркированы», т. е. изначально несут в себе эмоциональную оценку: положительную или отрицательную) и экологических фактов.
Социальные психологические релизеры и экологические факты обрабатываются с помощью различных механизмов. Результатом воздействия эмоционально маркированных значений, заключенных в социальных релизерах, является определенная эмоциональная реакция. Если эта оценка, вызывающая соответствующую эмоциональную реакцию, является положительной, то и к природному объекту в дальнейшем формируется положительное отношение, если огрицательной — негативное.
Следствием сравнения природного объекта с человеком на основе полученного экологического факта является эмоциональная оценка. Если она положительная, к природному объекту формируется положительное отношение, если отрицательная — негативное.
3. Определить и экспериментально обосновать условия целенаправленного воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе.
Одним из важнейших условий успешной реализации процесса целенаправленного формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе является орпеделение цели и задач его осуществления.
Руководствуясь представлением о цели деятельности как «потребном результате» ее осуществления, мы сочли оправданным подход к формулировке цели воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, при котором в качестве такого результата усматривается сформированность у детей адекватного позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе.
Среди задач, от решения которых может зависеть успех целенаправленного формирования у детей адекватного позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе особо следует отметить следующие:
— воспитание интереса к познанию природы и общению с ней;
— воспитание интереса и способности к эмоциональному переживанию общения с природой;
— формирование системы представлений о ценности природы и составляющих ее элементов.
Осознание необходимости решения этих трех задач всеми, от кого зависит результативность работы по формированию культуры эмоционально-ценностного отношения к природе, является непременным условием достижения поставленной цели.
Однако успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно воспитательном процессе, таких как.
— учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьникамиусиление межпредметных связейустановление тесной связи с жизнью и трудом, применения форм и методов осуществления учебной деятельности, обладающих высоким мотивационным потенциалом;
— использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;
— обеспечение оптимального соотношения учебной и внеклассной работы и др.
В процессе исследования была разработана и реализована на практике программа интегративного учебного курса «Природолюбие» для начальных классов школы. Полученные результаты позволяют говорить о высокой эффективность реализации предлагаемой методики воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе.
Таким образом, в ходе исследования были решены его основные задачи и получены экспериментальные данные, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы.
В перспективе мы планируем продолжить работу по совершенствованию содержания и методики воспитания у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношени к природе. В качестве приритетного направления такой работы нами рассматриваются: развитие учебной программы «Лесная азбука» в рамках международного образовательного проекта «Сказочный мир природы», подразумевающего раработку программ курса «Природолюбие» для 2-х, 3-х и 4-х классов начальной школы, а также дольнейшую разработку системы форм, методов и средств внешкольного воспитания позитивного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Список литературы
- Активные методы обучения в природоохранном образовании. М. 1987.
- Анисимов О С. Тренинг межпредметной коммуникации и проблема формирования экологического сознания / Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тезисы докладов на региональной конференции педвузов Москвы (28−29 марта 1995 г.). М., 1995, с. 57−59.
- Атфилд Р. Этика экологической ответственности (Главы из книги) / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сосг. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева. М., 1990, с. 203−258.
- Баринова И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника. Автореф. к.п.н. М., 1996, 17 с.
- Боровик С.Г. Отношение человека к природе как объект морального анализа. Дисс. к.ф.н. М., 1985.
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. Книга для учителя. М., 1993.
- Взаимодействие школы, семьи и пединститута в экологическом воспитании учащихся. Ставрополь, 1987.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних школьников. М., 1993.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром. Дисс.^.п.н. М., 1994.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Экологическое образование: концепции и методические подхода. М., 1996, с. 10−23.
- Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. Сборник статей. Под ред. Б. Т. Лихачева и Н. С. Дежниковой. М., 1997, 64 с.
- Гдалин Д А, Сорокина Т. Г. Час экологической игры. Методические рекомендации. СПб., 1992.
- Гирусов Э. В. Широкова И.Ю. Экология и культура. М., 1989.
- Глазачев С.Н. Школа радости: эколого-воспитательное наследие В. А. Сухомлинского. М., 1997, 80 с.
- Глазачев С.Н. Экологическое образование и цивилизационный выбор России / Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997, с. 12−38.
- Глазачев С.Н., Козлова О Н. Экологическая культура. М., 1997, 205 с.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева. М., 1990, 495 с.
- Гусейнов A.A. Отношение к природе как нравственная проблема / Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1975, N 5, с. 2732.
- Гусейнов A.A. Природа как ценность культуры. Экология, культура, образование. М., 1989.
- Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.
- Дежникова Н.С., Цветкова И В. Экология и культура: методика воспитания школьников. М., 1995.
- Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
- Денисов В.Н. Философский анализ нравственного отношения к природе Дисс. к.ф.н. М., 1981.
- Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс. 1995.
- Дерябо С.Д. Проблема субъективного отношения к природе в психологии экологического сознания / Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997, с. 120−136.
- Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Автореф к.псих.н. М., 1993, 26 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношений к природе. М., 1995.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1998, 480 с.
- Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М., 1988.
- Запорожец A.B. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов детей у детей / Тезисы к 21 Международному психологическому конгрессу. Париж, 1976.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. М&bdquo- 1986.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. М., 1981, 184 с.
- Захлебный, А Н., Суравегина И. Г. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М., 1980, 96 с.
- Зотов В В. «Заяц-беляк». Сказка, конкурс, вопросы, игры и задания для проведения занятий с детьми. Познавательная серия для малышей «Лесная азбука». М., 1997, 16 с.
- Зотов В В. Игротека «Лесной азбуки» / Журнал для родителей «Няня», N 5, 1997, стр. 56−57.
- Зотов В В. Лесная азбука. T l. М., 1998, 208 с.
- Зотов В.В. Лесная мозаика. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1993, 240 с.
- Зотов B.B. Урок «Природолюбие»: занятия с детьми / Журнал для родителей «Няня», N 4, 1998, стр. 72−73.
- Зотов В В. Урок природолюбия / Газета особо охраняемых территорий «Заповедные острова», N 10, 1998, стр. 7.
- Зятева Л. А. Теория и практика экологического воспитания в школах России 70−80 гг. XX столетия. Автореф к.п.н. М., 1993, 16 с.
- Игнатовская Н.Б. Ценностное отношение человека и общества к природе. Дисс. к.ф.н. М., 1984.
- Илларионова Ю.Г. Учить детей отгадывать загадки. М., 1988.
- Ильина, А Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения. Дисс. канд.пед.нак. М., 1998.
- Концепция общего среднего экологического образования. Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1994.
- Корнеева А.И. Общество и окружающая среда. М., 1985.
- Корниенко H.A. Психологические основы эмоционально-нрав-ственного развития личности. Автореф. д.п.н. М., 1998, 59 с.
- Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе: Методические рекомендации и разработки. Составитель А. Г1. Сидельковский. Ставрополь, 1988, 201 с.
- Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. Пг., 1912.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования / Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997, с. 65−80.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания: специальный курс. Пособие для студентов высш. учебных заведений. М., 1995, 282 с.
- Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания / Педагогика, 1995, N1.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1984.
- Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир. М., 1997.
- Лопатина А., Скребцова М. Природа глазами души. М., 1997.
- Любимова Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. Чебоксары, 1994.
- Мамедов Н.М. Концептуальные основы экологического образования / Экологическое образование: опыт Росии и Германии. М., 1997, с. 207 215.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996, 52 с.
- Минаев В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. Минск, 1987.
- Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М., 1990, 351 с.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М., 1993.
- Миронов A.B. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании школьника. Казань, 1989.
- Михайлова Н.М. Интеграция экологических знаний школьников. Автореф. дисс. к.п.н. Оренбург, 1995.
- Моисеева A.B. и др. Диагностика уровня экологических знаний и сформированное&trade- экологических отношений у школьников. Екатерин- ^ бург, 1993.
- Мясшцев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Мясшцев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / Хрестоматия по психологии. Составитель В. В. Мироненко. Под редакцией А. В. Петровского. М., 1987, с. 146−152.
- Мясшцев В Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.
- Нестерук Т.К. Динамика значимого другого в восприятии школьников различных возрастов. Работа маг. психологии. Даугавпилс, 1994.
- Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде. Н. Новгород, 1996, 54 с.
- Овсянникова О.В., Гусева A.B., Яковенко О. В. Экологическое сознание: сущность и пути становления / Экологическое образование: концепции и методические подходы. М., 1996, С. 24−34.
- Овчинникова А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы. Автореферат дисс. докт.пед.наук, М., 1998.
- Ожегов Ю.П., Никонорова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М., 1990, 271 с.
- Отношение школьников к природе. Под ред И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной. М., 1988, 127 с.
- Отношения как проблема психологии воспитания. Л., 1973.
- Отношения личности и вопросы воспитания. Тамбов, 1973.
- Ошмарин А.П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. Яросласль 1998.
- Палий В.Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно практического освоения природы. Л., 1980.
- Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников. Автореф.к.псих.н. М., 1991.
- Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок / Сов. педагогика. 1976, N6, с. 92−102.
- Печко Л.П. эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.
- Плешаков A.A. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М, 1998.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1998
- Проблемы непрерывного экологического образования и воспитания. Кемерово, 1989.
- Проблемы экологического образования в школе. М., 1979.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1994.
- Романова Э. Экологическое воспитание проблема нравственная / Народное образование, 1986, N 6.
- Сабитова Т.Н. Развитие экологической культуры у детей старшего возраста / Экологическое воспитание дошкольников. Под ред. С. Н. Николаевой. М&bdquo- 1998, с. 176−193.
- Сердюковская Г. Н. Экология детства / Семья и школа. 1988, N 7.
- Сидельковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный процесс). Автореферат дисс. докг. пед. наук. М., 1988, 37 с.
- Сидельковский А.П. О синтезе отношений к природе и искусству в эстетическом воспитании школьников.
- Симонова Л.П. Экологическое образование учащихся младшего школьного возраста / Экологическое образование, опыт России и Германии. М&bdquo- 1997, с. 200−207.
- Сластенина Е С. Подготовка учителя к природоохранительной работе с учащимися. М., 1977, 132 с.
- Солдатенков А.Д. Духовно-нравственное воспитание в процессе природоохраниельной деятельности / Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тезисы докладов на региональной конференции педвузов Москвы (28−29 марта 1995 г.). М., 1995, с. 116−118.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. М., 1994.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-и тт. М., 1980.
- Тарасов Л.В. Экология и диалектика / Экологическое образование: опыт-России и Германии. М., 1997, с. 235−247.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение. М.1997.
- Тугаронов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978.
- Туркина A.M. Связь изо деятельности с наблюдениями в природе / Экологическое воспитание дошкольников. Под ред. С. Н. Николаевой. М., 1998, с. 212−216.
- Формирование нравственного отношения учащихся к природе: методические рекомендации. Киев, 1991
- Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Нач. школа, 1989, N 3.
- Худушин Ф.С. Природа и мораль. М., 1983.
- Цветкова И.В. Маленький принц Земли, программа формирования экологической культуры детей и подростков. М.,
- Цветкова. И В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. М., 1997.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
- Шейнис Г. В. Развитие отношений подростков к природе как условие нравственного становления личности. Автореф. к.псих.н., М., 1993.
- Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е части. Новосибирск, 1997.
- Экологическое воспитание дошкольников. Под ред. С. Н. Николаевой. М., 1998, 320 с.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников. Под ред. Л. П. Печко, М&bdquo- 1984.
- Экологическое образование, концепции и методические подходы. Под ред. Н. М. Мамедова, М., 1996.
- Экологическое образование: концепции и технологии. Под. Ред. С. Н. Глазачева. Волгоград, 1996.
- Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997.
- Экологическое образование школьников. Под ред. И. Д. Зверева, М., 1983.
- Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тезисы докладов на региональной конференции педвузов Москвы (28−29 марта 1995 г.). М., 1995, 190 е.
- Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников. Дисс.к.псих.н. М., 1993.
- Ясвин В.А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-педагогического тренинга / Школа здоровья, 1995, N 2, с. 114−121.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СКАЗОЧНЫЙ МИР ПРИРОДЫ» МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «ЛЕСНАЯ1. АЗБУКА»
- Данная Программа является многолетней и может осуществляться па территории любой страны.
- Применяемые (формы работы: лекция-чтение-беседа-дискуссия-круглый стол-игра-викторина-конкурс-экскурсия-встреча-поход-
- СЦЕНАРИЙ РАДИОПЕРЕДАЧИ 8.07.98
- Представление детского писателя.
- Напоминание о призёрах прошлой передачи (сегодня вручение призов-книги, аудиокассеты)
- Добавить, что первый том познавательных сказок посвящен животному миру нашего леса, а 2-ой будет посвящен растениям.
- Акцентировать внимание на то, что в томе написано предисловие и дано благословение всех читающих эту книгу Патриархом Московским, и всея Руси Алексием 11.
- Когда выйдет 2 том: Сделать акцент на хорошем исполнении, прекрасных рисунках, издательстве Capital-Press.
- Ведущий Во многих ваших сказках зверюшки, птички и насекомые играют как дети. Почему? Это случайно? .
- Приглашённый делает переход к игре в «Прятки», когда зверюшки попрятались и надо их найти, (лес поделен на квадраты, надо определить квадрат). Кто определил, для того ещё одно дополнительное задание.
- Ведущий, А давайте в одну из таких игр сейчас поиграем.
- В качестве примера В.З. проводит игру с первым, кто дозвониться. Игра называется «Алфавит». На этом примере конкретно показывается, какие игры мы ждём от слушателей.
- Ещё раз говорится о сказках «Лесная азбука», авторе и издательстве.