Организационно-экономический механизм повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях автомобильной промышленности
Данная тема недостаточно разработана, так как авторами, рассматривающими вопросы эффективности инвестиций в автомобильной промышленности, осуществлялись в основном портфельные инвестиции и кредитование предприятий отрасли. Существующие в настоящее время научные труды по этой теме немногочисленны, работы иностранных авторов, как правило, не учитывают специфику российской экономики, изменения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы управления инвестиционными процессами на промышленных предприятиях
- 1. 1. Роль инвестирования в развитии Российской экономики
- 1. 2. Инвестиционный процесс как объект инвестирования
- 1. 3. Особенности инвестиционного процесса на предприятиях автомобильной отрасли
- ГЛАВА 2. Методы эффективного использования инвестиций предприятиями Автомобильной промышленности
- 2. 1. Системный анализ показателей эффективности инвестиций
- 2. 2. Методы и модели инвестиционного развития предприятий
- 2. 3. Методы и пути финансового обеспечения инвестиционной деятельности предприятий автомобильной промышленности
- ГЛАВА 3. Разработка организационно-экономического механизма повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятий
- 3. 1. Выводы совершенствования инвестиционной деятельности предприятий
- 3. 2. Оценка рисков инвестиций в автомобильную промышленность
- 3. 3. Лизинг, как инструмент производственного инвестирования
Организационно-экономический механизм повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях автомобильной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью, оказывающей значительное влияние на решение экономических, социальных, экологических и научно-технических проблем страны.
На долю автомобильной промышленности в наиболее развитых странах приходится до 10% ВВП. Развитие автомобилестроения стимулирует развитие смежных отраслей и занятости населения, так как одно рабочее место в автомобилестроении создаёт 7−8 рабочих мест в смежных отраслях. Это характерно и для отечественной автомобильной промышленности.
Наметившиеся в последнее время позитивные сдвиги в экономике страны характерны и для автомобильной промышленности. Почти во всех крупных объединениях по выпуску автомобилей и двигателей началась диверсификация производства, направленная на расширение номенклатуры продукции, идёт процесс становления технологически нового производства наукоёмкой продукции. Однако все новации осуществляются заводами в одиночку и направляются, как правило, на решение собственных проблем.
Инвестиции играют ключевую роль в современной экономике, так как являются одним из важнейших факторов экономического роста. Практика мирового экономического развития показывает, что именно эффективная инвестиционная деятельность, осуществляемая на принципах самоокупаемости и рентабельности, служит основным рычагом подъёма экономики. Россия обладает значительным инвестиционным потенциалом, возможностью выявить и мобилизовать имеющиеся инвестиционные ресурсы. Но в настоящее время в фундаментальных отраслях отечественной промышленности, в том числе в автомобильной не существует чёткой, последовательной концепции финансирования инвестиций, отсутствует структура, а также действующие механизмы аккумулирования средств и превращения их в эффективный работающий капитал.
Актуальность темы
исследования.
Реализаций инвестиционной деятельности непосредственным образом зависит от системы управления и регулирования инвестиционными процессами.
Переход к рыночной экономике, кардинальные изменения экономической политики России и условий хозяйствования промышленных предприятий, потребовали перестройки системы и координации их инвестиционной деятельности.
Новая система управления в свою очередь требует формирования адекватно сложившимся условиям организационно-экономичиского механизма.
Инвестиционный механизм должен быть направлен на достижение успешного экономического роста экономики предприятий.
Активизация инвестиционных процессов и повышение эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях автомобильной промышленности во многом зависит от научной проработанности теоретических положений, касающихся формирования механизма управления и реализации инвестиционной деятельности, а также от решения проблем использования всей совокупности методов и форм инвестирования. Необходима разработка соответствующих подходов и рекомендаций, позволяющих эффективно использовать их на предприятии.
Актуальность темы
исследования заключается в том, что соответствующее состояние инвестиционных процессов на предприятиях автомобильной промышленности не отвечают требованиям нормального их функционирования.
В связи с этим возникает необходимость в формировании механизма активизации и повышения эффективности инновационной деятельности в условиях рыночной экономики с учётом специфики автомобильного производства.
Данную проблему необходимо решать на базе методических подходов, а также практических мероприятий по активизации инвестиционных процессов на предприятиях автомобильной отрасли.
Выбор темы диссертационного исследования диктуется не только требованиями проработки методических и теоретических вопросов формирования эффективного механизма управления инвестиционными процессами, но и необходимостью обоснования рационального сочетания отраслевого и территориального подходов и решению инвестиционных проблем в автомобильной отрасли. Недостаточная проработка новых методических подходов к проблеме активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на промышленных предприятиях. Отсутствие обоснованных практических рекомендаций, а также большая значимость указанных проблем для промышленных предприятий и определило направление данного исследования.
Степень разработки проблемы.
Теоретической основой для настоящего диссертационного исследования послужили работы российских и зарубежных авторов: Абалкина Л. И., Абщук В. Н., Аблас М. С., Бабурина JI.B., Богатина Ю. В., А.Г., Крылова Э. Н., Комкова Н. И., Куличкова E.H., Логинова В. П., Клейтис Д., Львова Д. С., Лебедева В. Г., Лескина В. Н., Миллера М., Шатракова А. Ю., Фуджиса М., Фабоуци Ф. и др.
В экономической литературе процессом модернизации и реконструкции основных фордов, а также эффективности капитальных вложений уделяется большое внимание, вопросы финансирования инвестиций затрагивались в работах Хачатурова Т. С., Аблас М. С., Бобкова И. А., Ковалёва И. В., Козлова Л. А., Мизиковского Е. А., Портного М. А. и др.
Весомый вклад в разработку теоретических методологических и практических аспектов функционирования экономических систем внесли российские учёные Ю. П. Алексеев, С. Д. Валентай, А. Г. Гранберг, В. П. Кушлин, Б. С. Шихаревич, В. Н. Лексин, H.H. Нерлиев и др.
Однако опубликованные до последнего времени исследования в области инвестиций в промышленности не акцентируют внимание на особенностях инвестирования в отечественное автомобилестроение, не уделяют достаточного внимания выявлению проблем в инвестирующей сфере, характерных как для всей автомобильной промышленности, так и отдельных её подотраслей.
Данная тема недостаточно разработана, так как авторами, рассматривающими вопросы эффективности инвестиций в автомобильной промышленности, осуществлялись в основном портфельные инвестиции и кредитование предприятий отрасли. Существующие в настоящее время научные труды по этой теме немногочисленны, работы иностранных авторов, как правило, не учитывают специфику российской экономики, изменения в законодательстве, особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятий и менталитета их руководителей.
Инвестиционная деятельность и инвестиционные процессы — явление достаточно сложное и динамичное и не все связанные с ними процессы в достаточной мере изучены. Особенно остро стоят в настоящее время вопросы формирования организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности и повышения её эффективности.
Целью работы являются исследования теоретических основ, разработка методических положений и практических рекомендаций по формированию организационно-экономического механизма активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятии автомобильной промышленности.
Для реализации поставленной цели в диссертации решены следующие задачи:
— исследованы и обобщены теоретические подходы к определению экономической сущности инвестиций, инвестиционных процессов, методических вопросов формирования организационно-экономического механизма поведения эффективности инвестиционной деятельности;
— раскрыта суть и особенности инвестиционной деятельности на предприятиях автомобильной промышленности;
— сделан анализ и оценка существующих форм, методов и источников финансирования инвестиций;
— разработаны методические подходы к анализу и оценке состояния инвестиционной деятельности предприятий отрасли;
— исследовано состояние инвестиционных процессов на предприятиях автомобильной промышленности и восполнены резервы активизации и повышения эффективности их инвестиционной деятельности;
— разработаны методические подходы и практические рекомендации по основным направлениям активизации инвестиционной деятельности на предприятиях автомобильной промышленности по более полному использованию всей совокупности методов, форм, способов и инструментов инвестиционного механизма.
— предложены рекомендации по совершенствованию инвестиционного процесса и созданию гарантийного механизма привлечения инвестицийуточнены основные показатели, участвующие в управлении инвестиционными процессами на предприятии, а также возможные риски и опасность на пути их реализации.
Объектом исследования выступают промышленные предприятия автомобильной промышленности.
Предметом исследования являются инвестиционные процессы, протекающие на автопромышленных предприятиях и организационно-экономический механизм активизации и повышения эффективности их инвестиционной деятельности.
Теоретической и методической основой диссертационного исследования явились научные труды отечественных и зарубежных учёных по изучаемым проблемам. Диссертационные исследования базируются на общенаучной методологии, предусматривающей системный подход к решению рассматриваемых проблем. В исследовании использовались методы статистического и экономического анализа, метод группировок, методы математического моделирования.
Информационной базой исследования явились официальные статистические материалы Госкомстата РФ, отчетность промышленных предприятийматериалы семинаров и научно-практических конференций, а также законодательные и нормативные акты.
Научная новизна исследования заключается в разработке методических научных подходов по формированию организационно-экономического механизма активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности промышленности.
Новые научные результаты, выносимые на защиту, по мнению автора, состоят в следующем:
— произведено уточнение ключевых понятий: инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность, инвестиционный механизм;
— разработаны методики анализа и оценки состояния инвестиционной деятельности на предприятиях автопрома;
— даны рекомендации по формированию интегральной структуры предприятий автомобильной отраслиразработана организационно-экономическая модель осуществления инвестиционной деятельности предприятий;
— предложена модель оценки экономической эффективности инвестиционной деятельности предприятий;
— разработана методика оценки экономической эффективности использования лизинга в инвестиционной деятельности;
— предложена система факторов, влияющих на эффективность принятия решения об инвестициях в предприятиях автомобильной промышленности, которые необходимо учитывать при выборе форм, методов и источников реализации инвестирования в условиях российской экономики;
— обоснована необходимость формирования активной инвестиционной политики, способствующей стабилизации и последующему развитию автомобильной промышленности, обеспечения её конкурентоспособности.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в ней теоретические положения и научно-методические рекомендации позволят предприятиям активизировать инвестиционную деятельность и повысить её эффективность в условиях рыночной экономики.
Апробация результатов работы. Материалы диссертации докладывались на двух научно-технических конференциях. Научные положения, выводы, рекомендации и предложения, содержащиеся в диссертации опубликованы в печатных трудах автора и представлены в Вестнике Московской академии рынка труда и информационных технологий.
Публикации по теме диссертации опубликованы 5 печатных работ. Общий объём публикаций составляет 3,6 пл., из них автору принадлежит 3,6 п.л.
1. Средства населения вложения в финансовые активы.
2. С помощью экономических методов распределения финансовых ресурсов, проектно-целевого кредитования воздействовать на экономический рост и отраслевую структуру капиталовложений.
3. Эффектно поддерживать и развивать базовые отрасли в России (что возможно лишь с помощью государства), в них необходимо сохранять доминирующую роль государственного капитала, что потребует восстановления инвестиционных функций государственного бюджета.
4. Государство не должно снимать с себя ответственность за регулирование процессов накопления капитала в приватизируемом секторе.
5. Политика государственного регулирования должна включать и способы удержания отечественного капитала в национальном экономическом пространстве.
6. Средства государства (часть бюджетных средств, идущих на инвестиции, и средства от превышения доходов над расходами, направленные на рынок капитала).
7. Средства предприятий амортизационные фонды и перераспределенная прибыль.
8. Средства населения вложения в финансовые активы.