Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование познавательного интереса учащихся при изучении внешней политики России XIX века (8 класс)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме интереса (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, Н. Г. Морозова, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина), рассматриваются основные вопросы теории интереса, его влияние на воспитание и развитие личности, разработаны концептуальные положения о формировании познавательной активности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические и методические основы исследования
    • 1. Проблема познавательного интереса и способы ее решения в психолого-педагогической литературе
    • 2. Отражение опыта формирования познавательного интереса в методической литературе, практике преподавания, диссертационных исследованиях
  • Глава II. Формирование познавательного интереса учащихся при изучении внешней политики России XIX в. на уроках отечественной истории в 8 классе
    • 1. Анализ содержания стандарта, программ, учебников по истории
  • Отечества XIX в. (8 класс) с позиций исследования
    • 2. Задачи, этапы, содержание констатирующего эксперимента и его результаты
    • 3. Сущность формирующего эксперимента и анализ итогов экспериментальной работы

Формирование познавательного интереса учащихся при изучении внешней политики России XIX века (8 класс) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. В программных документах (Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010 гг.) определены основные принципы модернизации образования: гуманизация и гуманитаризация, личностная ориентация, обеспечение практической значимости получаемых знаний и усиление деятельностного компонента.

Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, интереса к истории. Решение этой задачи осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего самостоятельную творческую активность, являющуюся необходимой для формирования познавательного интереса, ценностно-мотивационных установок учащихся к изучению истории России в средней школе. В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов формирования познавательного интереса учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и познавательных возможностей. Особое внимание обращается на взаимосвязь обучения, воспитания и развития, влияющих на повышение уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формирование комплекса устойчивых интересов.

Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что проблема развития познавательного интереса учащихся при изучении истории России в школе остается актуальной и в наши дни. Как свидетельствуют научные исследования и опыт преподавания, внимание обращается на поиск эффективных приемов и средств формирования познавательного интереса и познавательной самостоятельности учащихся. На первый план выдвигается работа с различными источниками знаний, использование различных форм учебных занятий, разнообразными педагогическими технологиями, позволяющими формировать самостоятельную социально-активную личность.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме интереса (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, Н. Г. Морозова, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина), рассматриваются основные вопросы теории интереса, его влияние на воспитание и развитие личности, разработаны концептуальные положения о формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся. Исследователями отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. В качестве теоретического обоснования интерес рассматривается, как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности. Учитывается, что ее интересы могут быть многообразными и классифицироваться по содержанию. Поиску новых форм, направленных на развитие самостоятельности, познавательной активности учащихся посвящены исследования П. В. Горы, Н. Г. Дайри, Ф. П. Коровкина, П. С. Лейбенгруба, И. Я. Лернера и других. Дидактические условия творческой учебно-познавательной деятельности нашли отражение в исследованиях В. И. Загвязинского, Н. Я. Левина, М. И. Махмутова, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина и других.

Актуальность темы

исследования определялась задачами модернизации российского образования, необходимостью повышения его качества на основе концепции личностно-деятельностного обучения, определения методических условий, новых подходов формирования познавательного интереса учащихся к истории России, воспитания у учеников уважения и любви к истории Отечества.

Актуальность темы

а также ее недостаточная разработанность в методике преподавания истории обусловили выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.

Объект исследования — процесс обучения истории России в 8 классе основной школы.

Предмет исследования — формирование познавательного интереса учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и познавательных возможностей при изучении внешней политики России XIX в.

Цель исследования: выявить и обосновать эффективные методические условия формирования познавательного интереса учащихся при изучении внешней политики России XIX в. на уроках истории в 8 классе.

В ходе исследования проверялась рабочая гипотеза: успешное и последовательное формирование познавательного интереса на уроках истории может быть достигнуто, если.

— учебно-познавательная деятельность учащихся строится в соответствии с концепцией личностно-деятельностного подхода, развивающего обучения;

— в ходе структурно-функционального анализа отбираются фактический и теоретический материал, методические приемы и средства обучения, адекватные содержанию, образовательно-воспитательным целям и познавательным возможностям, обеспечивающим формирование обобщенных знаний и умений, интереса учащихся к изучаемому материалу;

— рационально организуется самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей с целью активизации познавательной деятельности, развития познавательного интереса;

— развитие познавательного интереса осуществляется в системе уроков с использованием заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности с постепенным повышением удельного веса заданий на творческо-поисковом уровне;

— организация обучения строится с учетом имеющегося уровня познавательного интереса учащихся, позволяющего более эффективно управлять самостоятельной познавательной деятельностью в целях достижения запланированного результата обучения.

Для достижения поставленной цели и проверки рабочей гипотезы в процессе исследования ставились следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность познавательного интереса, структуру и механизм его формирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся, наиболее эффективные методические пути развития познавательного интереса при изучении отечественной истории в восьмых классах.

2. Проанализировать действующие стандарт, программы, учебники, выявить их возможности для формирования и развития познавательного интереса, познавательной самостоятельности учащихся.

3. Провести диагностику исходного уровня развития познавательного интереса восьмиклассников на уроках истории путем наблюдения и анализа процесса обучения в массовой школьной практике, личного опыта преподавания.

4. Определить модель (образец), уровни и критерии сформированности познавательного интереса восьмиклассников на основе личностно-деятельностного подхода в обучении.

5. Разработать методические рекомендации к урокам по истории внешней политики России XIX в. и установить, какое влияние оказывают сформированные знания и умения на развитие познавательного интереса школьников.

6. Определить методические условия формирования познавательного интереса в школьном курсе истории России XIX в. в 8 классе.

7. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики изучения внешней политики России XIX в. путем сравнительного анализа результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах.

Методологическую основу исследования составили концепция личностно-деятельностного обучения, теория творческой деятельности, разработанная в психологии и дидактике, теоретические положения о сущности познавательного интереса, познавательной активности, мотивации учебной деятельности.

В целях проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, педагогической практики, наблюдение, анализ опыта работы учителей, письменных и устных ответов учащихся, анкетирование, беседы с учителями и учащимися, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), специальные методы обработки, обобщения и систематизации экспериментальных данных.

Организация и ход исследования:

I этап (2000;2002 гг.) Изучалась философская, историческая, психолого-педагогическая и методическая литература, осуществлялся анализ стандарта, программ, действующих учебников и учебных пособий, выявлялись возможности курса истории Отечества в 8 классе для формирования познавательного интереса учащихся, формулировались исходные посылки исследования, проводился констатирующий эксперимент, анализировались и систематизировались его данные, готовились материалы для формирующего эксперимента.

II этап (2003;2005 гг.) Обобщались результаты констатирующего эксперимента, отбирались методические приемы и средства, формы урока для развития познавательного интереса, готовились методические рекомендации к урокам, проводился формирующий эксперимент, анализировались его результаты.

III этап (2006;2007 гг.) Проводился расширенный формирующий эксперимент в ряде школ г. Москвы, уточнялись положения рабочей гипотезы, систематизировались и обобщались экспериментальные данные, оформлялись результаты исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется их соответствием выводам психолого-педагогической науки, применением методик адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, непосредственным изучением практики преподавания, экспериментальной работы в школах № 5, 49, 53, 191, 536, 1265 г. Москвы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые теоретически обоснована и экспериментально проверена методика формирования познавательного интереса в восьмых классах при изучении внешней политики России XIX в., базирующаяся на личностно-деятельностном подходе в обучении, сформулированы методические условия и модель формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе, установлены критерии отбора документов, используемых в обучении, определена система познавательных заданий, способствующих формированию познавательного интереса при изучении внешней политики России XIX в., отобраны методические приемы и средства обучения, формы урока для активизации познавательной деятельности школьников. Подтверждена целесообразность использования различных видов самостоятельных работ, установлено, что они должны быть направлены на развитие познавательной самостоятельной деятельности, познавательного интереса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовлены и экспериментально проверены методические рекомендации по формированию познавательного интереса учащихся при изучении внешней политики России XIX в., разработана система заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности с учетом индивидуальных возможностей учащихся с целью формирования познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания учителей истории, при составлении методических рекомендаций по формированию познавательного интереса учащихся, при разработке спецкурсов, чтении лекций и проведении семинаров в институтах повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование формирования познавательного интереса учащихся при изучении внешней политики России XIX в. (8 кл.).

2. Модель формирования познавательного интереса при изучении внешней политики России XIX в. (8 кл.).

3. Методические условия формирования познавательного интереса учащихся на уроках истории в 8 классе при изучении внешней политики России XIX в.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты работы обсуждались на научной сессии Московского педагогического государственного университета (г. Москва, 2004) — на научно-методическом семинаре кафедры методики преподавания истории МПГУ (апрель 2005 г.) — на заседаниях методического объединения учителей истории общеобразовательных учреждений и на методическом семинаре педагогического колледжа № 9 «Арбат».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по II главе.

В данной главе рассмотрены вопросы проведения экспериментальной работы. В ходе формирующего эксперимента проверялась эффективность модели формирования познавательного интереса учащихся о внешней политике России XIX века. Проанализированы и обобщены результаты констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента. Прослежена динамика формирования познавательного интереса учащихся восьмых классов в процессе изучения внешней политики России XIX в., определена и проанализирована зависимость изменения уровней познавательного интереса учащихся от изучаемого содержания, применяемых методических приемов и средств, форм уроков. В процессе исследования разработаны и апробированы методические условия формирования познавательного интереса.

В процессе наблюдения за ходом познавательной деятельности учащихся были определены уровни познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность.

На формирующем этапе эксперимента проверены методические условия осуществления модели формирования познавательного интересаэффективные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский) — формы коммуникативной организации (коллективные, групповые, индивидуальные), влияющие на формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения внешней политики России XIX века.

Эксперимент показал, что выделенные компоненты методических условий формирования познавательного интереса являются целесообразными и обеспечивали устойчивый рост показателей формирования познавательного интереса учащихся в процессе изучения внешней политики России XIX века.

Данные контрольных срезов знаний и умений, анализ письменных и устных ответов восьмиклассников, педагогические наблюдения выявили повышение уровня познавательного интереса, увеличение числа учеников со.

178 средним и высокими уровнями познавательной самостоятельности. Было установлено, что у большинства учащихся экспериментальных классов присутствует высокая познавательная активность, которая характеризуется проявлением интереса к сущности явлений и процессов внешней политики, к установлению их взаимосвязей и закономерностей. У учащихся наличествует стремление разобраться в трудных вопросах, проявляется интенсивная самостоятельная деятельность и стремление преодолевать трудности. Выяснилось, что учащиеся экспериментальных классов отличаются повышенным интересом к урокам истории и внеурочной работе, что выражалось в желании участвовать в поисковой деятельности, овладеть познавательными умениями, достигать заранее поставленную цель.

Анализ результатов педагогического эксперимента позволил сформулировать следующие выводы:

1. Результаты экспериментального обучения с использованием методических рекомендаций диссертанта для формирования познавательного интереса о внешней политике России XIX в., в которых преобладала работа с историческими источниками и решение творческих заданий, оказались более высокими, чем результаты обучения, проводившееся по традиционной методике.

2. Предложенная в исследовании модель формирования познавательного интереса позволила увеличить удельный вес самостоятельных работ учащихся, повысить их активность на уроках, интерес к выполняемым заданиям, сформировать и закрепить учебно-познавательные умения, выявить заинтересованность учеников в получении новых знаний.

3. Формирование познавательного интереса обеспечивается при стимулировании мыслительной деятельности учащихся, актуализации ранее усвоенных знаний и умений оперировать ими при изучении нового материала.

4. Развитие познавательного интереса проводится в системе уроков с использованием заданий на преобразующем и творческо-поисковом уровнях познавательной самостоятельности с постепенным повышением удельного веса заданий на творческо-поисковом уровне.

Заключение

.

Выбранная тема для исследования актуальна, ибо направлена на повышение качества образования, всестороннее развитие учащихся их самостоятельности. Решать эти задачи невозможно без формирования познавательного интереса к истории.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам формирования познавательного интереса у учащихся по истории России XIX века показывает, что эти вопросы обсуждались многими видными учеными, но разработаны не полно. Не всегда в достаточной мере привлекаются имеющиеся психологические, дидактические и методические достижения. Чаще всего познавательный интерес приравнивается к занимательности и любознательности, недостаточно в школьной практике используются формы работы с фрагментами документов, решение познавательных заданий.

На основе анализа психологической, педагогической и методической литературы по проблеме уточнены сущность и содержание понятия познавательный интерес, выявлена его характеристика. На основе анализа литературы уточнены научные категории, такие как мотивация, потребность, интерес, выявлены уровни сформированности познавательного интереса, его модификации. Исследование строилось на основе концепции личностно-ориентированного, развивающего обучения.

Результаты проведенного исследования подтвердили его исходные предпосылки, положения рабочей гипотезы об успешном и последовательном формировании познавательного интереса на уроках по проблемам внешней политики истории России XIX в. Экспериментально проверены методические условия развития познавательного интереса к внешней политики России XIX в. В процессе педагогического эксперимента была сформулирована модель формирования познавательного интереса, выявлены наиболее эффективные методические условия, способствующие его целенаправленному развитию.

Были разработаны и проверены в ходе эксперимента система уроков для проверки исходных посылок исследования. Экспериментальные уроки были подвергнуты структурно — функциональному анализу, который позволил определить пути достижения поставленных задач.

Выделение важнейших структурных элементов процесса формирования познавательного интереса к внешней политики России XIX в. позволило целенаправленно отобрать учебный материал и определить наиболее эффективные методические приемы развития интереса учащихся восьмых классов.

В ходе педагогического эксперимента была доказана необходимость учета исходного уровня развития познавательного интереса, самостоятельности учащихся с тем, чтобы обеспечить развитие их потенциальных возможностей. Критерием определения уровня познавательного интереса, самостоятельности учащихся явилась степень сформированности знаний и умений, содержание и устойчивость мотивации учения, а также отношение школьников к познавательной деятельности, проявление интереса к отечественной истории вообще и к внешней политики России XIX в. в частности.

Совершенствование содержания историко-внешнеполитического материала с учетом его новизны, сложности, современных подходов в исторической науке, актуальности некоторых событий для сегодняшнего дня помогало более глубокому осознанию учащимися сути, особенностей, сложностей, последствий внешней политики России XIX в.

Исследование позволило сформулировать методические условия эффективности развития познавательного интереса учащихся при изучении внешней политики истории России XIX в.:

— слияние, синтез материала по внешней политики России XIX в. с жизненным познавательным опытом учащихся;

— актуализация содержания историко-внешнеполитического материала с помощью приемов перспективного и ретроспективного сопоставления внешней политики России XIX в. и современности;

— организация применения внешнеполитических знаний в рамках различных форм учебных занятий.

Определены эффективные формы и методы формирования познавательного интереса учащихся восьмых классов (формы коммуникативной организации: коллективная, групповая, индивидуальнаяметоды: частично-поисковый, исследовательский).

На основе анализа психолого-педагогической литературы, наблюдения за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся были подтверждены признаки познавательного интересаопределены критерии оценки формирования познавательного интереса к исторической дисциплине, выявлены уровни познавательного интереса (любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность). В ходе исследования выяснилось, что единых критериев познавательного интереса нет, они должны быть дифференцированы.

Наличие познавательного интереса к истории подтверждается отношением учащихся к учебной деятельности. Быстрое включение в работу, умение самостоятельно определять цели и задачи, пути их достижения, анализировать работу и оценивать ее, использовать ранее полученные знания в другой ситуации. Желание самостоятельно вести посильную исследовательскую работу, активное участие школьников во внеклассной работе, предметных кружках, олимпиадах, конференциях свидетельствует о сформированное&tradeпознавательного интереса к предмету, его влиянии на на развитие личности.

В ходе экспериментального обучения было выявлено, что применение таких методических приемов, как диалоговая форма общения, объяснение учителя с использованием фрагментов источников, документов, постановка.

184 вопросов и заданий различного уровня сложности, работа учащихся с текстом учебника и дополнительной литературой, отбор различных форм учебных занятий способствовали наиболее эффективному усвоению школьниками вопросов внешней политики в курсе истории России XIX в.

Установлено, что формирование познавательного интереса носит комплексный характер, и одним из условий, влияющих на его результаты, является реализация принципа единства содержательной и деятельностной (процессуальной) сторон обучения. Успех этого процесса зависит от применения разнообразных методических приемов и средств, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В результате исследования определены методические условия формирования познавательного интереса учащихся на уроках истории в 8 классе при изучении внешней политики России XIX в. Эти условия включают в себя: отбор фактов, понятий, положений, обеспечивающих усвоение вопросов внешней политики России XIX в.- разработку логики раскрытия важнейших вопросов, позволяющих объяснить основные проблемы внешней политики России XIX в.- определение оптимальных путей и приемов осуществлении межпредметных и межкурсовых связей при изучении материала о внешней политики России XIX.- методические пути и приемы, обеспечивающие активную познавательную и умственную деятельность учащихся, формирование глубоких и прочных знанийиспользование компьютерных технологий как средство развития познавательного интереса не только к истории, но и к процессу обучения в целом.

Исследование показало, что можно добиться значительного повышения качества знаний по сравнению с уровнем, достигнутым в массовой практике, выработать личностное отношение учащихся к оценке событий внешней политики России XIX в., если соблюдать следующие требования: проводить целенаправленное формирование системы знаний учащихся о внешней.

185 политике России XIX в. на основе раскрытия задач, основных направлений, событий, итогов внешней политики России XIX в.- обеспечивать стимулирование мыслительной деятельности учащихся, актуализацию ранее усвоенных знаний и оперирование ими в процессе изучения нового материалавыработать собственный опыт оценочной деятельности, аргументированно объяснять свое отношений к событиям, явлениям, личностям, участвовать в общем обсуждении, доказывать свою точку зрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.K. Развитие познавательных интересов учащихся. -Баку, 1953.
  2. Активизация познавательной деятельности и формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения истории в средней общеобразовательной школе.-М., 1986.
  3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукина.-М., 1984.
  4. А.И. Основы успешного обучения. Очерки дидактики. -Казань, 1903.
  5. JI.C. Методика преподавания обществознания в школе. -М., 2003.
  6. Ю.П. Формирование интереса к политическим знаниям у учащихся профтехучилищ. М., 1984.
  7. М.Ф. Психология интереса. Иркутск, 1944.
  8. М.Ф. Основные положения психологии интереса // Известия АПН РСФСР.- 1955.
  9. H.A. Активизация интереса к учению как одно из средств повышения успеваемости: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1955.
  10. H.A., Сманцер А. П. Воспитание у школьников интереса к учению.-Л., 1987.
  11. .Н. Методика преподавания истории в старших классах.-М., 1940.
  12. Н.В. Игра на уроке истории //Образование. 1998. — № 2.
  13. H.H. Развитие способностей и интересов учащихся в процессе углубленного изучения истории. М., 1974.
  14. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребёнка: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1966.
  15. JI.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения у подростков. М., 1972.
  16. Большая советская энциклопедия. Т. 8. — М., 1972.
  17. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985.
  18. В.Б. Развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения (в системе учебных занятий). Пермь, 1960.
  19. A.A. Методика преподавания истории. М., 1968.
  20. В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. JI.H. Литвин, Н. Т. Бритаева. М., 1987.
  21. О.В., Матвеев В. И. К вопросу о выявлении интереса учащихся к истории // Вопросы профессиональной подготовки учителя истории. -М., 1980.
  22. В. Об историческом интересе и методах его исследования // Вестник воспитания. 1915. — № 9.
  23. JI.C. Избранные психологические произведения. М., 1956.
  24. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  25. JI.C. Собрание сочинений: Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984.
  26. Е.Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
  27. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей: способности и интересы. М., 1962.
  28. П.В. Методические рекомендации к проекту программы «Методика преподавания истории»: Проект. М., 1983.
  29. П.В. Повышения эффективности обучения истории в средней школе. -М&bdquo- 1988.
  30. О.И. Проблемное обучение на уроках истории. -Саратов, 1977.
  31. Н.Г. Основное усвоить на уроке. М.: Просвещение, 1987.
  32. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  33. М.В. Проблемы теории деятельности. М., 1977.
  34. Г. М. Средства и приёмы нравственного воспитания // Преподавание истории в школе. 1980. — № 6.
  35. В.Г. Развитие и воспитание познавательного интереса у старших школьников. Д., 1959.
  36. Избранные педагогические сочинения / Сост. В. В. Большакова. -М., 1984.
  37. Изучение мотивации детей и подростков / Л. И. Божович, JI.B. Благонадёжина. М., 1972.
  38. П.Ф. Избранные психологические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. —М., 1982.
  39. A.B. Формирование познавательных возможностей. М., 1982.
  40. А.Г. Психология личности. Д., 1963.
  41. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.
  42. Ф.П. Пробный учебник по истории древнего мира // Преподавание истории в школе. 1983. — № 2.
  43. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Екатеринбург, 1995.
  44. М.В. Быт и нравы античности, как объект изучения на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. — № 3.
  45. M.B. Наглядность на уроках истории. М., 2000.
  46. М.В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории. -М., 1993.
  47. М.В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999.
  48. Краткий психологический словарь. М., 1985.
  49. Г. А. Роль социального опыта школьников в усвоении учебного материала по истории // Вопросы психологии. 1977. — № 8.
  50. В.А. Психология и воспитания школьников. М., 1976.
  51. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
  52. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. -Минск, 1972.
  53. P.E. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
  54. Н.Д. Психологические особенности подростков. М., 1954.
  55. B.C. Идейно-нравственное воспитание в обучении истории СССР.-М., 1983.
  56. Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.
  57. А.Н. Избранные психологические произведения: Т. II. -М., 1983.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  59. А.Н. Потребности. Мотивы. Сознание. М., 1966.
  60. А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребёнка // Проблемы развития психике. М., 1959-
  61. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.-М., 1982.
  62. М. И. Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможность формирования. М., 1998.
  63. В.Н. Влияние проблемного обучения на формирование познавательных интересов старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1970.
  64. А.К. и др. Мотивация учения и её воспитание у школьников.-М., 1983.
  65. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  66. В.М. Пути повышения интереса к истории и влияния интереса на качество знаний у школьников: Автореф. дис.. канд. пед наук. -М., 1950.
  67. В.М. Развитие познавательного интереса к истории в условиях рационально организованной системы обучения // Материалы второй научной сессии вузов Центрально-Чернозёмной зоны. Вып. 3. — Воронеж, 1967.
  68. А.Я. Воспитание у детей интереса к учению. Минск, 1965.
  69. А.Я. Формирование интереса учения у подростков. -Минск, 1969.
  70. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. М., 1951.
  71. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М., 1961.
  72. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных у детей. М., 1969.
  73. A.M. Вопросы воспитания интереса у детей к истории // Вопросы организации работы студентов в школе. Иркутск, 1961.
  74. Т.В. Исследовательские методы как средство и результат развития исследовательского творчества учителей и учащихся // Развитие ивоспитание творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа. М., 1998.
  75. О.Б. О формировании у учащихся интереса к истории // История и обществознание в школе. 2001. — № 10.
  76. А.В. О некоторых проблемах социально-психологических исследований // Вопросы психологии. 1970. — № 4.
  77. . Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. — № 6.
  78. Л.В. Детские интересы и их значение в педагогическом деле.-СПб., 1914.
  79. Проблемы человека в современной философии. М., 1969.
  80. Психологическая наука в СССР: Т. 1. М., 1959.
  81. Психология: Учебник для пед. вузов / Под ред. А. А. Смирнова и др. -М., 1962.
  82. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  83. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
  84. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
  85. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  86. А.Т. Методика преподавания и изучения истории. -М., 2002.
  87. .М. Об объективном методе в психологии // Советская педагогика. 1952. — № 7.
  88. К.Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.
  89. В. И. Формирование у учащихся личного отношения к изучаемым событиям // Воспитание и развитие учащихся в обучении истории. -М., 1966.
  90. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой.-М, 1986.
  91. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1989.
  92. Г. А., Петровский A.B. Проблемы потребности в психологии личности // Вопросы психологии. 1956. -№ 4.
  93. Л.М. Формирование познавательных процессов у школьников.-М., 1979.
  94. И. Ф. Активизация учения школьников. Л., 1970.
  95. А.Н. Как я прививал интерес к истории // Преподавание истории в школе. 1971. -№ 2.
  96. ИМ. Интерес и динамика его развития у учащихся // Учёные записки Ярославского педагогического института. 1944. — № 1.
  97. И.Г. Формирование познавательных интересов у неуспевающих подростков. Л., 1971.
  98. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.
  99. Щукина Г. И Формирование познавательных интересов учащихся — важный фактор совершенствования современного обучения // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукина. М., 1984.
  100. Г. И. Внешние и внутренние ресурсы интересного обучения // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. Л., 1981.
  101. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
  102. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Заполнить форму текущей работой