Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь психологических отношений нравственности с характеристиками деловой активности руководителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношение к соблюдению нравственных норм в деловом поведении взаимосвязано с характеристиками деловой активности руководителей. Высокая приверженность соблюдению нравственных норм с отсутствием нравственных противоречий соотносится с рациональностью деловой активности руководителей, уровень, динамика и содержание которой определяется их актуальными потребностями. Высокая приверженность соблюдению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ психологических отношений нравственности и деловой активности субъекта
    • 1. 1. Психологические отношения нравственности субъекта
      • 1. 1. 1. Понятия нравственности, морали и этики
      • 1. 1. 2. Содержание понятия психологические отношения нравственности
    • 1. 2. Психологические факторы и закономерности деловой активности субъекта
      • 1. 2. 1. Основные направления изучения деловой активности субъекта в психологической науке
      • 1. 2. 2. Особенности деятельности руководителя и предпринимателя
      • 1. 2. 3. Образ делового мира как фактор деловой активности субъекта
      • 1. 2. 4. Отношение к деньгам как фактор деловой активности субъекта
      • 1. 2. 5. Роль внутриличностных конфликтов и противоречий в регуляции активности и нравственности субъекта
        • 1. 2. 5. 1. Психологическая защита как способ устранения внутриличностных конфликтов и противоречий
    • 1. 3. Концептуальные представления о взаимосвязи психологических отношений нравственности делового поведения с характеристиками деловой активности субъекта
  • Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологических отношений нравственности и характеристик деловой активности руководителей
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования взаимосвязи психологических отношений нравственности и характеристик деловой активности руководителей
    • 2. 2. Результаты исследования психологических отношений нравственности руководителей
      • 2. 2. 1. Отношение руководителей к нравственности как явлению
      • 2. 2. 2. Нравственная оценка делового мира
      • 2. 2. 3. Отношение руководителей к деньгам. Психологические типы нравственной оценки денег
      • 2. 2. 4. Отношение руководителей к соблюдению нравственных норм делового поведения
    • 2. 3. Взаимосвязи психологических отношений нравственности и характеристик деловой активности руководителей
      • 2. 3. 1. Характеристики руководителей различных психологических типов деловой активности
      • 2. 3. 2. Взаимосвязи психологических отношений нравственности с характеристиками деловой активности руководителей
      • 2. 3. 3. Особенности характеристик деловой активности и отношений нравственности у представителей различных социально-экономических и социально-демографических групп руководителей
  • Выводы

Взаимосвязь психологических отношений нравственности с характеристиками деловой активности руководителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы. В период экономических преобразований в нашей стране большое внимание привлекают проблемы детерминации деловой активности и механизмы ее регуляции. Стремление к максимизации выгоды нередко идет «вразрез» с нравственными принципами, нормами морали. В центре внимания многих исследователей-психологов оказываются феномены нравственного сознания субъектов деловой активности. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи психологических отношений нравственности с характеристиками деловой активности. Проводилось оно на выборке руководителей, являющихся значимыми фигурами в жизни общества, психологические характеристики и деловая активность которых во многом определяют экономическую эффективность современных организаций. Руководители вовлечены в обширные цепочки деловых взаимоотношений, качество которых во многом зависит от отношения руководителя к нравственности и соблюдению нравственных норм.

Актуальность. Нравственно-психологические факторы являются существенными регуляторами активности индивида, в том числе деловой активности. Психологические отношения нравственности руководителей в значительной степени определяют выбор ими формы и вида деловой активности, методов и средств достижения экономических целей, отношение к различным социально-экономическим феноменам (к деловому миру, труду, собственности, деньгам), а также специфику отношений в деловом взаимодействии.

Отношение к деньгам как к основному инструменту деловой активности и к деловому миру как к сфере деловой активности является важным психологическим фактором, определяющим выбор формы и вида деловой активности, ее уровень и динамику.

Возможность выявления особо значимых нравственных внутриличностных конфликтов и противоречий, влияющих как на характеристики деловой активности, так и на эффективность адаптации участников экономических процессов в изменяющихся экономических условиях, является важной задачей для психологов.

Следует также отметить, что в последнее время усилилось внимание общества к социальной ответственности бизнеса. Нарастание нестабильности в обществе, ухудшение экологической обстановки, возрастание зависимости малоимущих слоев населения от экономической политики предъявляет повышенные требования к нравственным факторам в бизнесе и управлении.

Теоретическая актуальность. В период непроработанности государственных механизмов, регулирующих деловую активность субъектов экономических отношений, важно разработать модель регуляции деловой активности внутренними психологическими механизмами. Поскольку спецификой национального менталитета является опора в условиях противоречивых общественных процессов на систему нравственных ценностей субъектов (К.А. Абульханова), важно более системно и комплексно подойти к изучению психологических отношений нравственности. Такой подход позволит выявить особенности системообразующей нравственной структуры личности, противоречия в нравственном сознании субъекта и способы их разрешения, а также их влияние на деловую активность.

Методическая актуальность. Существует объективная необходимость в разработке комплексного подхода к изучению отношений нравственности делового поведения, а также отношения к деньгам и деловому миру как детерминантам деловой активности.

Практическая актуальность. Полученные результаты и разработанные методики могут найти практическое применение в 4 профессиональной подготовке, подборе и адаптации персонала, организационном консультировании, коучинге, а также в психодиагностической и психокоррекционной работе.

Предмет исследования: Взаимосвязь психологических отношений нравственности руководителей с характеристиками их деловой активности.

Цель исследования: Выявить взаимосвязь психологических отношений нравственности с характеристиками деловой активности руководителей.

Задачи исследования: Теоретические задачи:

1. Осуществить теоретический анализ исследований психологических отношений нравственности делового поведения.

2. Сформулировать концептуальные представления о взаимосвязи психологических отношений нравственности делового поведения с характеристиками деловой активности субъекта.

Методическая задача: Разработать программу комплексного исследования психологических отношений нравственности делового поведения, включающую авторские методические приемы отношения к соблюдению нравственных норм, нравственной оценки делового мира и денег. Эмпирические задачи:

1. Проанализировать отношение руководителей к нравственности как явлению.

2. Проанализировать нравственную оценку руководителями делового мира (реального, идеального и делового мира глазами иностранных партнеров).

3. Проанализировать отношение к деньгам и выявить психологические типы руководителей с различной нравственной оценкой денег.

4. Выявить уровень отношения руководителей к соблюдению нравственных норм делового поведения (реального, идеального и типичного руководителя).

5. Построить психологическую типологию руководителей на основании характеристик их деловой активности.

6. Установить взаимосвязь отношения руководителей к нравственности, соблюдению нравственных норм делового поведения, нравственной оценки делового мира и денег с характеристиками их деловой активности.

7. Установить особенности характеристик деловой активности и психологических отношений нравственности у представителей различных социально-демографических и социально-экономических групп руководителей.

Основная гипотеза исследования: Уровень, модальность и противоречивость отношения руководителей к нравственности, соблюдению нравственных норм делового поведения и нравственных оценок делового мира и денег взаимосвязаны между собой, а также связаны с психологическими характеристиками деловой активности (самооценками уровня и динамики деловой активности, возможностей в повышении материальных доходов, удовлетворенностью уровнем материального благосостояния, выбором формы и вида деловой активности).

Частные гипотезы:

1. В отношении руководителей к нравственности, в нравственной оценке делового мира и денег выражена позитивная или негативная модальность и нередко — противоречивость.

2. Уровень и модальность отдельных компонентов отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения, а также степень их рассогласования взаимосвязаны с характеристиками деловой активности.

Под уровнем отношения к соблюдению нравственных норм мы понимаем интегральный показатель, который определяется как выраженность готовности к высоконравственному поведению по различным мотивам (эгоцентрическим, группоцентрическим, гуманистическим или альтруистическим) в этически сложной ситуации.

Дополнительная гипотеза: Характеристики деловой активности и отношения нравственности отличаются у разных социально-демографических и социально-экономических групп руководителей.

Объект и выборка исследования. Исследование проводилось на выборке руководителей предприятий г. Москвы различных направлений деятельности и различных форм собственности. Всего в исследовании приняло участие 488 человек.

Исследование состояло из трех этапов. 1 этап — изучение отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения руководителей государственных и негосударственных предприятий, в нем приняло участие 42 руководителя. 2 этап — апробация опросника по изучению отношения к деньгам и нравственной оценки денег. Изучались 2 группы: руководители и разнородная выборка москвичей, мужчины и женщины, студенты и работающие (представители разных профессий). Всего было опрошено 202 человека. Из их числа 50 человек дополнительно участвовали в специально организованном тренинге отношения к деньгам. 3 этап — изучение взаимосвязи психологических отношений нравственности с характеристиками деловой активности руководителей. В нем приняли участие 244 руководителя предприятий г. Москвы. Предприятия относятся к 6 малому и среднему бизнесу, сферы деятельности различны: наукоемкие производства, эксплуатация средств связи, консалтинг, операции с недвижимостью, строительство, торговля, печать, рекламная, финансовая, образовательная и др. виды деятельности. Руководители различаются по возрасту, полу, стажу работы, размеру долевого участия в собственности предприятий, форме собственности.

Теоретические основания исследования: положения деятельностного, субъектно-деятельностного и системного подходов, в частности, J1.C. Выготского, А. Н. Леонтьева о деятельности как сущности бытия человека, С. Л. Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской,.

A.В.Брушлинского об активной роли субъекта во взаимодействии с внешними условиями его деятельности, Б. Ф. Ломова о системной детерминации психических явлений, Д. А. Леонтьева о наличии взаимопереходов между внутренней и внешней активностью, Е. В. Шороховой о взаимодействии внешних и внутренних условий, объективных отношений, в которые включается человек, и его субъективных отношений к окружающему миру в социальной детерминации поведения субъекта, А. Л. Журавлева о динамике социально-психологических феноменов как результате взаимодействия организационно-экономических и социально-психологических факторов.

Центральной категорией исследования является психологическое отношение, разработанное в работах А. Ф. Лазурского, получившее свое развитие в работах Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова,.

B.П.Познякова, И. Р. Сушкова, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой и др.

Мы опираемся на результаты психологических исследований нравственности и духовности К.А.Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, М. И. Воловиковой, А. А. Гостева, Т. П. Емельяновой, Л. М. Попова, С. Л. Рубинштейна, А. В. Юревича и др., типологический подход к нравственному развитию личности Б. С. Братуся, К. К. Платонова, А. А. Хвостова, исследования доверия и нравственно-психологической регуляции активности личности и группы в работах А. Е. Воробьевой, Ю. Я. Голикова, О. А. Гулевич, Л. Г. Дикой, А. Л. Журавлева, И. В. Изюмовой,.

A.Н.Костина, А. Б. Купрейченко, Е. Н. Молодых, Т. А. Нестика, А. А. Обознова, М. В. Мукониной, В. А. Пономаренко, М. В. Редькиной, С. П. Табхаровой,.

B.Д.Шадрикова и др.

Изучались концепции внутриличностного конфликта Э. Фромма, В. Франкла, К. Роджерса, К. Левина, Л. Фестингера, B.C. Мерлина, Н. Д. Левитова, А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова. Также мы опирались на подходы к противоречиям и конфликтам в работах В. Г. Асеева, 7.

Ф.Е.Василюка, П. Б. Ганнушкина, А. И. Захарова, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьева, В. Н. Мясищева, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.

Анализировались исследования социальной природы активности К.А. Абульхановой-Славской, Б. Ф. Ломова, В. А. Петровского, Е. В. Шороховой, исследования поведения Б. Г. Юдина, В. А. Ядова, исследования экономического поведения и сознания С. В. Бадмаевой,.

0.С.Дейнека, А. Н. Демина, А. Л. Журавлева, Н. А. Журавлевой, Т. В. Дробышевой, А. Д. Карнышева, А. Б. Купрейченко, А. Н. Лебедева, Н. М. Лебедевой, В. П. Познякова, А. Н. Татарко, В. А. Хащенко, Н. Н. Хащенко,.

A.С.Чернышева и др.

Также мы опираемся на результаты исследований руководителей и предпринимателей как особой группы Т. Ю. Базарова, В. А. Бодрова, Т. С. Вавакиной, А. Л. Журавлева, Н. А. Журавлевой, Н. Л. Ивановой,.

B.П. Познякова, Е. Н. Сиващенко, О. И. Титовой, Е. Б. Филинковой, В. П. Фоминых, Е. В. Шороховой, и др.

Методы исследования:

Методы сбора информации:

Нравственно-психологическая регуляция деловой активности нередко осуществляется в неосознаваемой форме, поэтому наиболее эффективными для ее изучения служат проективные и полупроективные методики. Мы использовали:

Для изучения отношения к нравственности:

1. Ассоциации на слово «нравственность».

Для изучения нравственной составляющей в образе делового мира:

2. Открытые вопросы в анкете о деловом мире (мире бизнеса) для изучения нравственных оценок реального и идеального мира бизнеса, а также оценок мира бизнеса глазами зарубежных партнеров.

Для выявления нравственной оценки денег:

3. Авторский опросник «Отношение к деньгам».

Для изучения отношения к соблюдению нравственных норм в деловом поведении:

4. Авторская модификация методики А. Б. Купрейченко «Отношение к соблюдению нравственных норм в деловой сфере» для изучения представлений о себе как о субъекте нравственности (Я-реального), представлений об идеальном образе соблюдения нравственных норм в деловом поведении (Я-идеального), для изучения отношения к другим как к субъектам отношений нравственности.

Для изучения деловой активности:

5. Анкета для изучения психологических, социальных и организационных характеристик деловой активности, а также демографических и социальнопсихологических характеристик руководителей.

Для объяснения механизмов психологической регуляции деловой активности и отношения к соблюдению нравственных норм:

6. Методика «Индекс жизненного стиля. LSI» Авторы: Р. Плутчик, Г. Келлерман, Е. Мирошник.

Методы обработки информации:

1. Корреляционный анализ.

2. Факторный анализ.

3. Для выявления различий — Т-критерий Стьюдента.

4. Для построения типологии — кластерный анализ.

5. Для изучения имплицитных представлений руководителей о нравственности — контент-анализ свободных ассоциаций на тему «Нравственность».

Математико-статистический анализ осуществлялся при помощи программы «Статистика 6.0». Использовались корреляционный, факторный и кластерный анализыдля выявления различий — Т-критерий Стьюдента и U-критерий Манна-Уитни. Данные проверялись на нормальность распределения.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась глубиной теоретического анализа, адекватностью программы исследования поставленным цели и задачам, репрезентативностью выборки, использованием математико-статистических методов.

Научная новизна: В исследовании представлен комплексный подход к изучению психологических отношений нравственности, позволяющий наряду с анализом субъект-объектной составляющей отношений нравственности руководителей (отношения к нравственности, нравственной оценки объектов и явлений делового мира), анализировать субъект-субъектную составляющую отношений нравственности (отношение к себе и другим людям как к субъектам отношений нравственности). Определены психологические характеристики деловой активности, тесно взаимосвязанные с психологическими отношениями нравственности руководителей. Установлена взаимосвязь уровня, модальности и противоречивости отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения, нравственных оценок денег и делового мира со спецификой характеристик деловой активности руководителей. Выявлены особенности отношений нравственности руководителей, представляющих различные социально-демографические и социально-экономические группы.

Практическая значимость: Данные о типе нравственной оценки денег позволяют прогнозировать уровень и направленность деловой активности, наличие и характер стратегий финансового поведения, отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения и т. д.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН, аспирантских семинарах Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН, на Втором Международном конгрессе конфликтологов в Санкт-Петербурге ЗОсентября — 2 октября 2004 г., на Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» в Казанском государственном университете 22−23 ноября 2007 г., на международной научно-практической конференции «Психологические инновации в экономике и финансовом бизнесе», Московская финансовая академия, 2009 г.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными компонентами психологических отношений нравственности делового поведения выступают субъект-объектная составляющая (отношение к нравственности и нравственная оценка объектов и явлений делового мира) и субъект-субъектная составляющая (отношение к себе и к другим участникам делового взаимодействия как субъектам отношений нравственности). Компоненты отношений нравственности связаны между собой, а также взаимосвязаны с психологическими характеристиками деловой активности (самооценками уровня и динамики деловой активности, возможностей в повышении материальных доходов, удовлетворенностью уровнем материального благосостояния, выбором формы и вида деловой активности).

2. Нравственная составляющая образа делового мира современных руководителей в наибольшей степени представлена в образе идеального делового мира, в наименьшей — в образе реального делового мира. Выраженные модальность нравственного содержания образа делового мира и степень рассогласования реальных и идеальных представлений о деловом мире взаимосвязаны с психологическими характеристиками деловой активности, а именно с самооценками уровня и динамики деловой активности, удовлетворенностью уровнем материального благосостояния, оценкой своих возможностей в повышении материальных доходов, выбором формы и вида деловой активности.

3. Уровень, модальность и противоречивость нравственной оценки денег взаимосвязаны с характеристиками деловой активности руководителей. Позитивное нравственная оценка денег взаимосвязана со стабильностью и повышением деловой активностинегативная — со снижением деловой активностииндифферентное отношение характерно для невысокой деловой активностиконфликтно-противоречивое характерно для наращивания деловой активности субъектом в случае его стремления к разрешению внутреннего конфликта и снижения деловой активности в случае ухода субъекта от разрешения внутреннего конфликта. Данные о типе нравственной оценки денег позволяют прогнозировать уровень и направленность деловой активности, наличие и характер стратегий финансового поведения, отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения и т. д.

4. Отношение к соблюдению нравственных норм в деловом поведении взаимосвязано с характеристиками деловой активности руководителей. Высокая приверженность соблюдению нравственных норм с отсутствием нравственных противоречий соотносится с рациональностью деловой активности руководителей, уровень, динамика и содержание которой определяется их актуальными потребностями. Высокая приверженность соблюдению нравственных норм при наличии внутриличностных нравственных противоречий соотносится с различными личностными и поведенческими проявлениями: группа руководителей, не разрешающая имеющиеся внутриличностные нравственные противоречия, характеризуется устранением от активности, в том числе снижением деловой активности. Группа респондентов, разрешающая внутриличностные нравственные противоречия разворачиванием активности и выходом на более высокий уровень личностной зрелости, характеризуется высокой психологической готовностью к деловой активности с тенденцией к ее повышению. Низкая приверженность соблюдению нравственных норм сопровождается либо невысокой деловой активностью, либо интенсивным снижением деловой активности.

5. Основными факторами нравственной регуляции деловой активности являются уровень, модальность и противоречивость отношений нравственности. Их изменения сопровождаются изменениями экономического сознания, переоценкой отношения к экономическим объектам и явлениям, изменением психологической готовности к деловой активности, ее динамики, формы и вида. В свою очередь, изменение мотивации, уровня, динамики, формы и вида деловой активности влечет за собой переоценку ценностей, в т. ч. отношения к нравственности,.

11 нравственной оценки объектов и явлений делового мира, соблюдению нравственных норм. Этот процесс сопровождается изменением эмоционального компонента отношений нравственности, появлением внутриличностных противоречий и конфликтов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования отношений нравственности и характеристик деловой активности различных возрастных групп руководителей показывают, что с возрастом повышается значимость соблюдения нравственных норм, особенно ответственности и принципиальности. Динамика изменения отношения к соблюдению нравственных норм по разным нравственным качествам различна: правдивость и справедливость повышается от возраста до 30 лет к возрасту старше 46 лет через снижение в возрасте 31−45 лет, терпимость от возраста до 30 лет к возрасту старше 46 лет последовательно снижается, ответственность и принципиальность последовательно повышаются. Эти показатели иллюстрируют нравственное самоопределение (повышение нравственной зрелости с возрастом) субъекта и непростой рисунок этого самоопределения в зависимости от этапа карьерного и экономического становления. На этапе высокой значимости достижения экономических результатов индивид может жертвовать соблюдением норм правдивости и справедливости, но не снижает ответственность и принципиальность. Показатели «Я-идеального» с возрастом увеличиваются, усиливается рассогласование между «Я-реальным» и «Я-идеальным», что может приводить к снижению самооценки, ощущению невозможности движения вперед и снижению деловой активности. Можно говорить об общем уровне снижения деловой активности руководителей после 45 лет.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило установить, что отношения нравственности являются значимым, системообразующим, глубинным ценностно-смысловым регулятором в области деловой активности субъекта.

В целом по выборке выявлено, что уровень, модальность и противоречивость отношения руководителей к нравственности и соблюдению нравственных норм, нравственных оценок объектов и явлений делового мира взаимосвязаны между собой, а также связаны с психологическими характеристиками деловой активности (самооценками уровня и динамики экономической активности, возможностей в повышении материальных доходов, удовлетворенностью уровнем материального благосостояния, выбором формы и вида активности).

Изменение (как наращивание, так и снижение) деловой активности происходит в силу реализации личностью своих целей, мотивов, смыслов, оно влечет за собой перестройку имеющихся отношений в бизнес-среде,.

116 изменение статуса, изменение взаимоотношений с подчиненными и вышестоящими, партнерами и конкурентами, изменением картины мира, в частности, изменением образа делового мира. Этот процесс сопровождается переоценкой ценностей, возникновением внутренних противоречий. Можно предположить, что бизнес-среда расшатывает идеальные представления о нравственности, пребывание в бизнес-среде снижает уровень отношения к нравственности как к ценности, определяющей развитие человека. Таким образом мы видим, что отношение к соблюдению нравственных норм в деловом поведении и экономическая активность взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.

Существенная роль в регуляции деловой активности принадлежит модальности и противоречивости отношения руководителей к нравственности, нравственных оценок объектов и явлений делового мира и соблюдению нравственных норм. В отношении к нравственности руководители в основном демонстрируют позитивное отношение, идеальный образ делового мира насыщен у руководителей стремлением к нравственности, при этом в отношении к реальному деловому миру и к деньгам наблюдается в основном негативное и резко-негативное нравственное отношение. Позитивное отношение к нравственности не может быть реализовано руководителями в имеющихся условиях бизнес-среды и в отношении к основному инструменту деловой активности — деньгам, что служит основой нравственных противоречий и конфликтов личности, детерминирует выбираемый вид, форму, уровень, динамику деловой активности, стиль поведения в бизнес-среде, вид и интенсивность используемых личностью психологических защит и др., т. е. оказывает многофункциональное широкое разноуровневое воздействие на личность субъекта и его деловую активность.

Внутри личностные конфликты участников бизнес-процессов служат развитию и разворачиванию деловой активности субъектом в случае его стремления к разрешению внутреннего конфликта и снижению деловой активности в случае ухода субъекта от разрешения внутреннего конфликта.

Высокий уровень личностной зрелости с четкой нравственной позицией субъекта существенно облегчает процесс преодоления и успешного разрешения внутриличностных противоречий. В этом случае отмечается повышение деловой активности.

Несформированная нравственная позиция и негативное отношение к нравственности субъекта приводит к разрешению внутриличностных нравственных противоречий путем ухода от реальности, использованием психологических защит, сопровождается снижением внешней активности.

117 субъекта, в том числе деловой. Этот процесс может сопровождаться субъективными ощущениями потери себя, пессимистичностью, восприятием окружающего мира как агрессивного и проявлением своей, встречной агрессии.

Наличие нравственных противоречий, обуславливающих усложнение и неопределенность отношений нравственности мы обнаружили в расхождении позиций реального и идеального отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения и образа делового мирав расхождении позиций отношения к себе и отношения к другому в соблюдении нравственных норм делового поведения, в расхождении представлений о реальном деловом мире и представлений о деловом мире глазами зарубежных партнеровв противоречивой оценке нравственной ценности денегв ассоциациях на слово «нравственность» и описании мира бизнеса. Можно говорить о серьезной детерминирующей роли противоречивого и конфликтного компонента отношений нравственности во внутренней и внешней, в т. ч. деловой активности субъекта.

Проведенное исследование позволило установить, что нравственные ценности тесно связаны в сознании людей с отношением к деньгам. Ценностно-смысловая значимость экономических ресурсов оказывает стимулирующее, или сдерживающее влияние на экономическую активность и психологическую готовность к тем или иным формам и стратегиям делового поведения.

Характерным для современного российского менталитета является противоречивое отношение к нравственной ценности денег. При этом различные виды противоречий вызывают типичные именно для них особенности и нарушения экономического поведения людей. Данные о наличии и виде противоречивого отношения к нравственной ценности денег позволяют делать прогноз о характере деловой активности субъекта. В частности, об уровне и направленности деловой активности, о стратегиях финансового поведения, об отношении к соблюдению нравственных норм в деловом поведении и т. д.

Полученные результаты и разработанные методики могут найти практическое применение в профессиональной подготовке, подборе и адаптации персонала, организационном консультировании, коучинге, а также в психодиагностической и психокоррекционной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., ИП РАН, 1997 С. 7−37.
  2. Абулъханова-Славская К. А, Брушлинский A.B. Основные этапы развития концепции С. Л. Рубинштейна.// Избранные философско-психологические труды. М., «Наука», 1997.
  3. Абулъханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. Психологический журнал, Том 4 № 1 1983.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. 299 с.
  5. Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации //Личность, общение, групповые процессы: Сб.обзоров. М.:ИНИОН, 1991. — С. 90−100
  6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1.
  7. Г. М. Психология социального познания. 2-е изд., М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.
  9. А.Я., Малышев A.A. Введение в конфликтологию. Ужгород: МАУП, 1995- 101 с.
  10. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: Юнити, 2002.
  11. А.Я., Прошанов C.JI. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор дисс. исследований М., Дом Советов, 1997. — 240 с.
  12. А.Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. М., ВУ, 1995. — 68 с.
  13. Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», издание 2-е, 2006. -512 с.
  14. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 5−17
  15. В.И. Принципы морального выбора. М.: Знание, 1974. С. 44
  16. Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм как формы адаптации к социально-экономическим условиям // Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России / Ред. И. А. Бутенко. М.: МОНФ, 1999.
  17. H.A. Судьба России. М., 1990.
  18. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.
  19. H.A. Мир философии. М., 1991.
  20. H.A. О рабстве и свободе человека. М., 1995.
  21. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 311 с.
  22. М.И., Дорофеев ЕД. Изменение ценностных систем личности в период преобразования общества // Ценностное сознание личности в период преобразования общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 32−46.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1963.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 352 с.
  25. . С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 6−13.
  26. . С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
  27. A.B. Призыв к прочному союзу психологии и этики весьма актуален // Психология и этика, Самара: «Бахрах», 1999.
  28. Бурлачу к Л.Ф., Морозов С. М. Справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
  29. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий // Сост. А. Е. Мачехин. М., 2002
  30. В поисках социальной парадигмы («круглый стол») // Социологические исследования, 1995, № 10
  31. Вайсс Джозеф «Как работает психотерапия» М., «Класс», 1998 г.
  32. Ф.Е. Психология переживания. М., Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  33. М. Протестантская этика и дух капитализма: Пер. с нем. Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. 352 с.
  34. М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете. Дисс. доктора психол. наук. М., 2005.
  35. М.И. представления русских о нравственном идеале. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 332 с.
  36. М.И., Гренкова Л Л. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997. С. 93−111
  37. В поисках социальной парадигмы («круглый стол») // Социологические исследования, 1995, № 10
  38. Вопросы философии, 1992. № 12., С.21−28.
  39. А.Н., Дружинин В. Н. Личностные характеристики руководителей на предприятиях с различной социальной организацией // Труды ИП РАН. М., 1995. С. 104−119.
  40. Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.Т.5 М., 1983. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1 М., Педагогика, 1982. — 487 с. Го Юй. Речи царств. М., 1987. С. 298.
  41. Г. М., Савченко Т. Н. Влияние экономического фактора на субъективное качество жизни // Проблемы экономической психологии. Том 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 526−543.
  42. Е.И., Купрейченко А. Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психол. журн. 2006. Т.27. № 4. С. 26−37.
  43. Е.И., Купрейченко А. Б. Представления руководителей о деловом мире (мире бизнеса). Междунар.практ.конференция «Экономическая психология. Современные проблемы и перспективы развития» 24−26.11.08. СПб, 2008, стр. 96.
  44. Г. А., Самсонова Е. Ю. Личность руководителя и стили руководства // Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 14−20.
  45. A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.
  46. A.A. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589 с.
  47. A.A., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.
  48. О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. Т.23. № 2. С. 36−46.
  49. О.С. Символизация денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии. Том 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С.207−241.
  50. О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. СПб., 1999.
  51. Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков. Дис.. к.п.н. С.-Пб., 2000.
  52. JI.JI. Обыденные представления о порядочном человеке. Дисс.. канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1999.
  53. А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. — 211 с.
  54. Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, Политиздат, 1989. — 175 с.
  55. В.В., Конторов Д. С., Конторов МД. Введение в теорию конфликта. М., Радио и связь, 1989. — 228 с.
  56. Древнекитайская философия. М., 1972. Т.1. С. 26
  57. О.Г. Понятие морали. М., 1974.
  58. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
  59. И.М. Духовность и нравственность: основные формы связи. СПб, 1996
  60. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь. Мн., 1996.-399 с.
  61. A.JI. Отношение личности к деньгам как фактор ее ориентаций на культурные ценности: программа исследования // Современная психология: состояние и перспективы исследований. 4.5 С. 42−63. М., 2002.
  62. А.Л., Купрейченко А. Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства ипредпринимательства, М.: ИП РАН, 1999, С. 89−105.
  63. А.Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
  64. А.Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 480 с.
  65. А.Л., Позняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 61−68.
  66. А.Л., Позняков В. П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: ИП РАН, 1995. 58 с.
  67. А.Л., Ушаков Д. В. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. 2009. Т.30. № 1. С. 5−13.
  68. H.A. Динамика ориентаций личности на экономические ценности в условиях социально-экономических изменений // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, Т.1. С. 379−411.
  69. Г. М. Психологические факторы качества жизни людей // Проблемы экономической психологии. Том 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 483−500.
  70. В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы / Пер. с англ. под научной редакцией В. В. Радаева. М.: Дом интеллектуальной книги- Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 284 с.
  71. В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. Самара: «Самарский дом печати», 1998. — 296 с.
  72. В.В. Правда и ложь в российском самосознании // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997. С. 131−143.
  73. И.А. О сущности правосознания // Философия права. Нравственная философия. Т.1. М., 1993. С. 136−138.
  74. Кант И Соч. в 6 т. М., 1965, Т.4 С. 347
  75. Ю.А. Психология конфликта. M., ВАХЗ, 1992. — 79 с.
  76. А.Д. Психология собственности как область исследований в экономической психологии // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, Т.1. С. 139−166.
  77. А.Д., Бурменко Т. Д. Собственность: психолого-экономический анализ. 2-е изд. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. 316 с.
  78. АД., Бурменко Т. Д., Иванова Е. А. Человек и собственность. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 364 с.
  79. А.И. Личность и группа в системе отношений собственности // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, Т.1. С. 109−138.
  80. Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России: Психологическое исследование. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003. 301 с.
  81. Конфуций. Изречения. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  82. X., Фейр Ш., Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., Стрингер, 1992. — 212 с.
  83. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., Изд-во МГУ, 1991.-206 с.
  84. С.Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности //
  85. А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) Диссертация. М., 2001.
  86. А.Б., Молодых E.H. Нравственно-психологические и эмоциональные факторы организационной культуры // Вестник университета. 2008. № 8 (46). С. 82−87.
  87. АН. Образ мира. Избр. психолог, произведения, М.: Педагогика, 1983, с. 251−261.
  88. Э.Х. К вопросу о концепции российской экономической психологии в XXI веке // Психология и экономика. Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. М.-Калуга, 2002. С. 49−56.
  89. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984, 444 с.
  90. Д. Социальная психология. СПб., Питер, 1997. — 688 с.
  91. B.C. Проблемы социальной психологии личности //Уч. Зап. Пермск. Пед. Ин-т. Т.77. — Пермь. 1970. — С. 103−164.
  92. B.C. Развитие личности в психологическом конфликте // Конфликтология: Хрестоматия / Составитель Н. И. Леонов. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2002. С. 70−77.
  93. С. Машина, творящая богов. М., 1998, С. 398, 423, 455.
  94. К. Психология ответственности. JL: Наука, 1983. 240с.
  95. К. Эгоизм личности // Психологический журнал. 2000. № 2. С. 27−39.
  96. ВН. Личность и неврозы Л., Изд-во ЛГУ, 1960.
  97. ВН. Психология отношений // Под редакцией А. А. Бодалева.М.:Изд-во Института практической психологии. 1995.-365 с.
  98. H.H. Игры на деньги и интерактивные лекции для активных методов обучения. Из-во СпбГУ, 2002.
  99. О. П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах. Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.
  100. H.H. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.-151 с. Олейник АН. Основы конфликтологии. -М., АПО, 1992. 53 с.
  101. Основы конфликтологии. М., Юристъ, 1997. — 200 с.
  102. Е.В. К вопросу об ответственности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  103. Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Теорет. методолог, проблемы соц. Психологии. М., Изд-во МГУ, 1977.-С. 126−143.
  104. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 13−20.
  105. В.П. Психологические отношения в условиях изменения форм собственности Дисс. .доктора психологических наук. М., 2002
  106. В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. 220 с.
  107. В.Д. Трансформация отношений собственности: поиск идентичности // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во ИПРАН, 2004. Т.1. С. 181 204, С. 114
  108. Л.М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и зло в психологии человека. Казань: Изд-во Казанского ун-та. 2000. 176 с.
  109. Проблемы экономической психологии. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. Т.1. 620 с.
  110. Проблемы экономической психологии. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. Т.2. 644 с.
  111. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976. 368 с.
  112. Психология и этика: опыт построения дискуссии (под ред. Братуся Б.С.), Самара, «Бахрах», 1999.
  113. В.В. На изломе социальных структур // Становление нового российского предпринимательства. М., 1993. С. 1−40.
  114. A.A., Радугин К. А. Социология. М., «Владос», 1995.
  115. М.В. Деловое поведение российской молодежи: политико-психологический аспект. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2003.
  116. Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. -Мытищи, 1996, — 139 с.
  117. A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., Педагогика, 1988. — 118 с.
  118. C.JI. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР, 1957 — 328 с.
  119. С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976.
  120. Рубинштейн С. Л!Основы общей психологии в 2 т. Т.2.М.: «Педагогика», 1989, С. 119−120
  121. С.Л. Строки, написанные сердцем. (Краткие выдержки из дневника ученого) // Избранные философско-психологические труды М., «Наука», 1997
  122. С.Л. Человек и мир. М., 1973
  123. Л. Б. Социальная значимость денег для учащейся молодежи // Экономическая, политическая и духовная трансформация Приволжского федерального округа. 4.1. Чебоксары, 2001. С. 104−112.
  124. Словарь антонимов. М.: Русский язык, 1997.
  125. Словарь русского языка. Под ред. С. И. Ожегова, М.: Русский язык, 1984.
  126. Словарь по этике. Под ред. А. А. Гусейнова, И. К. Кона. М., 1989.
  127. С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. 2003, № 4 (36). С. 18−31.
  128. С.Д. Понятие образа мира и его значение для психологии познавательных процессов//А.Н.Леонтьев и современная психология. М., Изд-во МГУ, 1983, С. 61.
  129. Н. Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. С. 97−103.
  130. H.JI. Образ умного человека: российское исследование // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997. С. 112−130.
  131. В. С. Смысл любви. М., 1991.
  132. B.C. Оправдание добра. М., 1996.
  133. В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988.
  134. . Избранные произведения. М., 1957.
  135. Е. В. Формирование морального действия // Вопросы психологии, 1979. № 3. С. 47−55.
  136. И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический проект, ИП РАН, 1999. 448 с.
  137. С.П. Взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения: Дис.. канд. психол. наук. М., 2008.
  138. Л. В. Специфика мыслительного процесса решения нравственных задач. Автореф. канд. дис. М., 1991.
  139. О.И. Тендерные особенности отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству. Дис.. канд. психол. наук. М., 2006.
  140. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М., «Республика», 1992, С. 12.
  141. А.Б. Тендерные различия в отношении россиян к деньгам // Проблемы экономической психологии. Том 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 261−279.
  142. А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 50−62.
  143. Е.Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Дис.. канд. психол. наук. М., 2001.
  144. Е.Б. Структура удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Проблемы экономической психологии. Том 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 214.
  145. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова, 7 изд., М.: Республика, 2001 -719 с.
  146. Философская энциклопедия. Под ред. Ф. В. Константинова. М., 1964.
  147. Д.К. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.
  148. Т. А. Диалог в практической психологии. М. 1991.
  149. Т.А. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности человека // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143−164.
  150. C.JJ. Сочинения. М., 1990.
  151. Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Клиника глубинной психологии проф. П. С. Гуревича, Изд-во «Изида», 2004. 399 с.
  152. Хащенко В. А, Баранова A.B. Взаимосвязь оценки качества жизни и экономико-психологического статуса личности // Проблемы экономической психологии. Том 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 500−526.
  153. A.A. Структура и детерминанты морального сознания личности. Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 2005.
  154. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М., 1981.
  155. П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: «Новости», 2000. 205 с.
  156. П.Н. Современная социальная психология, М.: ИП РАН- КСП± Академический Проект, 1999. 448 с.
  157. П.Н. Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 1999. 248 с.
  158. П. Психология лжи. СПб.: «Питер», 1999. 272 с.
  159. Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: дис. канд. психол. наук. М. 1996. — 201 с.
  160. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М., Наука, 1987.-245 с.
  161. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности // Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979, С. 10.
  162. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
  163. Adorno Т. W., Levinson D. J., Frenkel-Brunswik Е., Sanford R.N. The authoritarian personality. New York: Harper, 1950.
  164. Allport G. W. The Individual and his Religion. NY: Macmillan, 1950.
  165. Cadet Pierre. Pour agir et animer autroment dans une sosiete en mutation. Paris: Editions Cabi, 1994. 303 p.
  166. Doyle K. Money and the behavioral sciences // American Behavioral Scientist. 1992. Vol. 35. №.6. P. 641−657.
  167. Furnham A., Argyle M. The Psychology of Money. London: Routledge, 1998.
  168. Goldberg H., Lewis R. Money Madness: The Psychology of Saving, Spending, Loving and Hating Money. London, 1978.
  169. Kohlberg L. Moral developement and idintification // Child psychology. Chicago: University of Chicago Press, 1963. P. 277−332.
  170. Matthews A. If I think about Money so much, Why Can’t Figure it out. NY. Summit Books, 1991
  171. Measures of personality and Social Psychological Attitudes. Volume 1 of Measures of Social Psychological Attitudes / Ed. J.P. Robinson, P.R. Shaver, L.S. Wrightsman. San Diego, New York, Boston: Academic Press, 1991. 753 p.
  172. Rubinstein W.D. Survey report on money // Psychology Today. 1981. Vol.5. P. 24−44.
  173. Tang T. The development of short money ethic scale // Personality and Individual Differences. 1997. № 19. P. 809−816.
  174. Tang T. The meaning of money: extension and exploration of the money ethic scale // Journal of Organizational Behavior. 1993. Vol.14. P. 93−109.
  175. Yamauchi K., Templer D. The development of a money attitude scale // Journal of Personality Assessment. 1982. Vol.46. P. 522−528.
Заполнить форму текущей работой