Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют различия в самопрезентационном поведении представителей различных профессиональных групп. Представители публичных профессий являются «специалистами» по управлению впечатлением и предпочитают чаще использовать в социальном взаимодействии ассертивные тактики самопрезентации, чем представители других типов профессий. Представителей публичных профессий отличает социальная активность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Современные подходы отечественных исследователей к проблеме самопрезентации
    • 1. 2. Представления о самопрезентации личности: природа и содержание
    • 1. 3. Классификации самопрезентации, понятие тактик самопрезентации
    • 1. 4. Тендерные и возрастные особенности самопрезентации
    • 1. 5. Особенности профессиональной деятельности и процесс самопрезентации
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация и программа исследования
    • 2. 2. Характеристика выборки
    • 2. 3. Методы и методики исследования
    • 2. 4. Методы обработки
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Тактики самопрезентации и личностные особенности в зависимости от пола и влияния семейной ситуации, социальной среды
      • 3. 1. 1. Анализ средних величин в группах женщин и мужчин
      • 3. 1. 2. Результаты корреляционного анализа
      • 3. 1. 3. Результаты факторного анализа
    • 3. 2. Возрастные особенности тактик самопрезентации
      • 3. 2. 1. Сравнительный анализ особенностей самопрезентации в различных возрастных группах женщин и мужчин
    • 3. 3. Профессиональные особенности тактик самопрезентации
      • 3. 3. 1. Сравнительный анализ особенностей самопрезентации в различных профессиональных группах
      • 3. 3. 2. Результаты корреляционного анализа
      • 3. 3. 3. Сравнительный анализ особенностей самопрезентационного поведения людей, осуществляющих социальное влияние, и людей, не обладающих высоким социальным статусом
    • 3. 4. Анализ результатов и эффективности видеотренинга самопрезентации
      • 3. 4. 1. Результаты корреляционного анализа данных самооценки и экспертной оценки тактик самопрезентации, полученных в процессе видеотренинга
      • 3. 4. 2. Анализ социометрических данных видеотренинга самопрезентации
      • 3. 4. 3. Особенности непосредственной самопрезентации участников видеотренинга и анализ его эффективности
  • ВЫВОДЫ

Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время увеличилось количество зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению феномена самопрезентации, который «.возник в науке в 1990;е годы, как важная и фундаментальная концепция в социальной психологии» (В. Schlenker, 2003) (184, р. 513). Потребность в общении, принятии и признании является одной из самых значимых человеческих потребностей, и именно она предопределяет значимость формирования благоприятного впечатления о себе, которое во многом способствует социальной успешности человека. И большинство социальных взаимодействий в обществе может быть рассмотрено с точки зрения самопрезентации.

Оказываясь в ситуации межличностного взаимодействия, человек немедленно становится субъектом самопрезентации, независимо от осознанности своих поведенческих действий. Он предъявляет партнеру по общению информацию о себе посредством символических знаков (внешнего вида, окружающего пространства и др.), вербального и невербального поведения. Автоматически, с момента начала общения объект общения становится также объектом самопрезентации, воспринимая представленную другим информацию о себе.

Вопросы формирования благоприятного впечатления, вопросы самопрезентации, независимо от уровня их осознания субъектом, значимы для человека любой профессии и любого возраста. Стремление к достижению социального успеха и получению социального одобрения является одним из ведущих мотивов самопрезентации. При этом, как отмечают многие исследователи (76, 172, 180, 184), не все самопрезентационное поведение предназначено для предъявления социально одобряемой идентичности. Люди могут часто проявлять в общении агрессивность или слабость для достижения определенных целей и т. п.

Самопрезентация может руководствоваться множеством мотивов и не обязательно включать в себя сознательное внимание и контроль. Согласно данным многих исследований, самопрезентация включает в себя «.когнитивно усиленную, контролируемую деятельность так же хорошо, как и неосознаваемое, автоматическое поведение» (184, р. 513).

Несмотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные различия в осуществлении и использовании тактик самопрезентации. Эти различия имеют как тендерный и возрастной, так и профессиональный характер.

Так, представители публичных профессий (актеры, политики и др.) в большей степени осознают процесс контроля над производимым впечатлением, в других же сферах подобный контроль и его осознание менее выражены.

Эффективность самопрезентационного поведения особенно сильно влияет на результат деятельности специалистов так называемых «публичных и коммуникативных профессий», в которых общение является одним из основных средств профессиональной деятельности: политиков, журналистов, дипломатов, менеджеров, адвокатов, торговых агентов и т. д.

В настоящее время значительно расширился круг профессий, в которых самопрезентация является важнейшей составной частью деятельности и обуславливает ее продуктивность.

Современная социально-экономическая ситуация формирует запрос на умение представить себя в различных жизненных ситуациях, и особенно это умение необходимо в сфере человекоориентированных практик. Способность человека использовать эффективные тактики самопрезентации для формирования благоприятного впечатления о себе приносит определенные социальные дивиденды: от простой симпатии до эффективной реализации своих профессиональных планов.

Есть основания полагать, что, помимо профессиональной деятельности, на особенности социального поведения человека оказывают влияние тендерные и возрастные характеристики.

До сих пор при всем многообразии тендерных исследований исследователи самопрезентации не пришли к единому мнению по вопросу о тендерных различиях в самопрезентации личности. Мнение о том, что мужчины чаще проявляют ассертивный тип самопрезентационного поведения, а женщины — защитный, остается неоднозначным и нуждается в доказательствах. Возрастные особенности самопрезентации личности также остаются не выясненными и представляют интерес для эмпирического изучения.

Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.

Актуальность нашего исследования обусловлена также относительной неразработанностью данной проблемы в отечественной психологии.

Несмотря на то, что отдельные аспекты самопрезентации изучались в рамках исследования проблем социальной перцепции (А.А. Бодалев (1982, 1983, 1994, 1995), В. В. Знаков (1994), В. Н. Куницына (1995, 2001), Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. (2001), В. Н. Панферов (1983, 1996, 1997, 2000), В. А. Лабунская (1986, 1999, 2004), В. П. Трусов (1984) и др.), восприятия и формирования имиджа (Т.З. Адамьянц (1995), И. Нефедова, Е. Власова (1997), А. Ю. Панасюк (1999, 2003), Г .Г. Почепцов (1997, 1999, 2002), Е. А. Петрова (1999, 2001, 2004), И. И. Петрова (2003, 2004), Е. Б. Перелыгина (2002, 2004) и др.), явлений социальной фасилитации и ингибиции (О.А. Герасимова (2003), Ю. Н. Емельянов (1985), Е. В. Зинченко (1998), Ю. П. Кошелева (2002), А. У. Хараш (1977), В. В. Хороших (2001) и др.), влияния и манипулирования (E.JI. Доценко (1994, 1996), А. Н. Панкратов (2000, 2002), В. Н. Куницына (1991, 2001, 2002), Е. В. Сидоренко (1997, 1998, 1999, 2000, 2001), В. М. Поголыпа (1996, 1998, 2001), В. П. Шейнов (2002, 2003) и др.), гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации не являлись предметом отдельного, самостоятельного изучения.

В зарубежной литературе к настоящему времени накоплен значительный эмпирический материал по различным аспектам самопрезентации.

Так, изучению мотивов самопрезентационного поведения посвящены работы: Е. Goffinan (1959, 1961), J. Tedeschi (1981), М. Leary & R. Kowalski (1990), R. Baumeister (1982, 1999), B. Schlenker, M. Weigold (1992, 2003) и др.- изучению стратегий и тактик самопрезентации посвящены работы: Е.Е. Jones (1964, 1990), T.S. Pittman (1982), S. Berglas (1986), G. Weary (1986), A. Schutz (1998), S.-J. Lee & B.M. Quigley & M.S. Nesler & A.B. Corbett & J.T. Tedeschi (1999) и др.- изучению влияния внешних и внутренних факторов на особенности самопрезентации посвящены работы B.M. De Paulo, C.S. Le Mas, J.A. Epstein (1991), R.M. Arkin (1986), Buss A. & Briggs (1985), A. Carron & H. Prapavessis (1997), D. Tice, J. Butler, M. Muraven, A. Stillwell (1995), F. Rhodewalt & D.l. Sorrow (2002), S. Harter (2003) и др.

Кроме этого, существует ряд исследований по проблеме диагностики индивидуальных различий в самопрезентации М. Snyder (1974), М. Snyder & S. Gangestad (1986), I. Ajzen, Ch. Timko, J. White (1982), R. Lennox & Wolfe (1984), Roth et al.(1986, 1988), M. Nesler et al. (1995), S.-J. Lee et al. (1999).

В 80-е годы в зарубежной литературе стали появляться исследования по изучению тендерных различий в самопрезентационном поведении человека (Deaux, 1977; Berglas & Jones, 1978; Strube, 1985; Harris & Snyder, 1986; Shepperd & Arkin, 1989, S.-J. Lee, B. Quigley, M. Nesler, A. Korbett, J. Tedeschi, 1999).

В то же время нам не удалось встретить в зарубежной и отечественной литературе исследований, выявляющих взаимосвязь тактик самопрезентации с определенными возрастными периодами у женщин и мужчин, а также взаимосвязь тактик самопрезентации с интеллектуальными особенностями личности и особенностями семейного воспитания. То есть, ограничен круг научных работ, которые исследуют тактики самопрезентации и их взаимосвязь с биологическими и социальными характеристиками личности.

В связи с этим представляется важным исследовать особенности определенных стратегий и тактик самопрезентации у людей, различающихся не только по полу, но и по возрасту.

Поэтому цель данного исследования определяется нами как изучение гендерных, возрастных и профессиональных особенностей тактик самопрезентации.

Объектом исследования явились работающие взрослые — представители четырех профессиональных групп:

1) профессии публичного типа, в том числе политики муниципального и регионального уровней (главы муниципальных образований, депутаты законодательных собраний), журналисты, дикторы ТВ и др. — 17 чел.;

2) профессии коммуникативного типа, в том числе менеджеры высшего и среднего звена, учителя, врачи, психологи, социальные работники, медицинские сестры и др. — 93 чел.;

3) профессии технического типа, в том числе инженеры, программисты, водители, операторы, механики, машинисты, технологи производств и др. — 65 чел.;

4) профессии знакового типа, в том числе бухгалтеры, экономисты, переводчики — 29 человек.

Общее количество обследованных — 204 человека в возрасте от 18 до 60 лет (145 женщин, средний возраст — 37,1 года и 59 мужчин, средний возраст — 32,1 года). Группа социального влияния, выделенная нами по критерию формального социального статуса — наличию руководящей должности, составила 35 человек (19 женщин и 16 мужчин, в возрасте от 26 до 45 лет).

Предметом нашего исследования являются особенности тактик самопрезентации в связи с тендерными, возрастными и профессиональными характеристиками личности.

Основную гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом: Существуют тендерные и возрастные различия в использовании тактик самопрезентации, обусловленные половозрастными характеристиками и профессиональным статусом личности в обществе. Частные гипотезы:

1. На раннем этапе жизненного пути у женщин преобладают самопрезентационные тактики защитного типа, а у мужчинассертивного, что связано с выполнением приписанных тендерных ролей. На более поздних этапах жизни прослеживается иная закономерность в использовании тактик самопрезентации: у женщин наблюдается переход от защитных к ассертивным, а у мужчин — наоборот.

2. Использование определенных тактик самопрезентации связано с типом и особенностями профессиональной деятельностиособенно различия в самопрезентационном поведении касаются представителей человекоориентированных и предметноориентированных профессий.

3. Особенности семейного воспитания и приобретение жизненного ролевого опыта являются основными детерминантами формирования индивидуальных тактик самопрезентации.

4. Возможность осуществления социального влияния формируют определенный тип социального поведения, связанный с демонстрацией своей ассертивности.

Поставленные цель и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Выявить и изучить тендерные различия в использовании тактик самопрезентации.

2. Рассмотреть взаимосвязь тактик самопрезентации с возрастом у мужчин и женщин.

3. Проанализировать взаимосвязь особенностей семейного воспитания и преимущественных тактик самопрезентации.

4. Изучить взаимосвязь тактик самопрезентации с типами и особенностями профессиональной деятельностивыявить особенности тактик самопрезентации у лиц, обладающих высоким социальным и профессиональным статусом.

5. Рассмотреть взаимосвязь тактик самопрезентации с интеллектуальными и личностными особенностями.

6. Проанализировать связь субъективных и объективных самооценочных характеристик личности с использованием тактик самопрезентации определенного типа.

7. Рассмотреть взаимосвязь тактик самопрезентации с особенностями самомониторинга и мотивации одобрения.

8. Апробировать опросник по тактикам самопрезентации и провести экспертную оценку выделенных тактик у участников тренинга (оценка валидности психологического инструментария по диагностике тактик самопрезентации).

9. Составить теоретическую концепцию видеотренинга эффективной самопрезентации с выявлением смысловых и временных блоков этой программыпровести практическую работу для выявления эффективности и преимуществ программы видеотренинга.

Научная новизна.

В исследовании впервые предпринята попытка изучить особенности тактик самопрезентации в связи с тендерными и возрастными характеристиками личности и особенностями профессиональной деятельности. Рассмотрена взаимосвязь тактик самопрезентации с особенностями семейного воспитания, личностными и интеллектуальными особенностями.

Получены данные об особенностях тактик самопрезентации в зависимости от пола, возраста и социального статуса. Рассмотрены особенности тактик самопрезентации у лиц, стремящихся и осуществляющих социальное влияние, выявлена их специфика.

Предложены теоретические основания практических процедур для совершенствования навыков непосредственной самопрезентации у представителей человекоориентированных и предметноориентированных профессий.

Практическая значимость работы: полученные в нашем исследовании данные о тендерных, возрастных и профессиональных особенностях тактик самопрезентации могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов человекоориентированных профессий при решении задач оптимизации межличностного и делового взаимодействия, формирования имиджа политиков и общественных деятелей, профессионального консультирования.

Результаты нашего исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по социальной психологии личности, психологии тендерных различий, являться основанием для последующих социально-психологических исследований.

Разработанная программа видеотренинга эффективной самопрезентации может быть применена для совершенствования навыков опосредованной и непосредственной самопрезентации в профессиональном и межличностном взаимодействии, и особенно важна для представителей коммуникативных и публичных профессий (менеджеров, политиков, журналистов, учителей, психологов и др.), в деятельности которых умение расположить к себе определяет ее профессиональную успешность.

Выполненное исследование расширяет также теоретические представления о непосредственной самопрезентации как социально-психологическом феномене, вносит вклад в социальную психологию управления впечатлением и создания имиджа, психологию труда и профессиональной деятельности, тендерную психологию. Оно представляет интерес для социальной психологии развития личности и дополняет представления о тендерных, возрастных и профессиональных различиях в самопрезентационном поведении человека.

Предложены новые понятия самопрезентации, тактик и стратегий самопрезентационного поведения, составлена новая классификация стратегий и тактик самопрезентации, схема процесса непосредственной самопрезентации. В связи с наличием объекта самопрезентации в профессиональной деятельности определены и проанализированы новые виды и типы профессий, в соответствии с современными тенденциями на отечественном рынке труда, составлена их классификация. Положения, выносимые на защиту:

1. Самопрезентация личности, являясь неотъемлемой составляющей социальной и профессиональной деятельности, представляет собой постоянный процесс предъявления Яинформации в межличностном взаимодействии, независимо от степени осознания субъектом самопрезентации своих поведенческих действий. Тактика самопрезентации — это краткосрочный поведенческий акт, включающий в себя совокупность приемов невербального и вербального поведения, направленный на создание желаемого впечатления, необходимого для определенных краткосрочных целей, о субъекте самопрезентации. Стратегия самопрезентации — это в различной мере осознаваемое и планируемое поведение субъекта самопрезентации, направленное на создание желаемого впечатления с учетом долгосрочных идентичностей, и использующее для своей реализации определенные тактики самопрезентации. В самопрезентационном поведении человека можно выделить пять типов стратегий: стратегия уклонения, стратегия аттрактивного поведения, стратегия самовозвышения, стратегия силового влияния и стратегия самопринижения, включающие в себя двенадцать тактик защитного и ассертивного типов самопрезентации.

2. Тендерные различия в использовании тактик защитного и ассертивного типов самопрезентации проявляются в период социального и профессионального становления — период взрослости (30 — 45 лет). Мужчины в этом возрасте используют ассертивные тактики самопрезентации чаще, чем женщиныпроявление мужской ассертивности связано с усвоением поведенческих норм, предписанных тендерной ролью. В период зрелости (старше 45 лет) у женщин отмечается тенденция перехода от защитных тактик к более частому использованию ассертивных, а у мужчин, наоборот, происходит уменьшение частоты использования ассертивных тактик в социальном взаимодействии.

3. Разработанная классификация видов и типов профессий включает два вида (человекоориентированные и предметноориентированные профессии), в состав которых соответственно входят публичный, коммуникативный типы профессий и технический, биологический, знаковый, художественный типы профессий. В самопрезентационном поведении представителей человекоориентированных и предметноориентированных профессий существуют различия, связанные с индивидуальными социально-психологическими характеристиками: уровнем самомониторинга, мотивацией одобрения и спецификой профессиональной деятельности. Для представителей публичных профессий самопрезентация является осознанной проактивной деятельностью, направленной на управление производимым впечатлением, а также важной составляющей их профессиональной деятельности, определяющей ее успешность. Представители других типов профессий осуществляют свою самопрезентацию как реактивную деятельность, менее осознаваемую и контролируемую ими в процессе социального взаимодействия.

4. Люди с высоким социальным и профессиональным статусом, независимо от половой принадлежности, в социальном взаимодействии проявляют поведение, связанное с демонстрацией своей ассертивности. Выявленные у них низкая потребность в получении социального одобрения и частое проявление ассертивного типа поведения связаны с возможностью осуществлять социальное влияние, высоким уровнем интеллектуального развития и высокой способностью контролировать и управлять собственной самопрезентацией с учетом конкретной социальной ситуации. Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии СПбГУ, были представлены на международной научно-практической конференции «Индивидуальность и обучение» (Москва, 2004), на втором международном симпозиуме «Имиджелогия — 2004» (Москва), отражены в двух публикациях, указанных в автореферате.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, приложения. Общий объем работы — 207 страниц. В тексте диссертации имеются 32 таблицы, 28 рисунков.

Список литературы

включает 193 наименования, из них 37 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

В ходе исследования были изучены и описаны тендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентациивыявлены особенности самопрезентации у людей, осуществляющих социальное влияние, таким образом, основная цель работы была достигнута. Помимо этого, в результате проведенного исследования были разработаны схема осуществления процесса непосредственной самопрезентации, классификация видов и типов профессий, классификация стратегий и тактик самопрезентации.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Процесс непосредственной самопрезентации личности включает в себя три неотъемлемых составляющих: субъект самопрезентации, объект самопрезентации и социальная ситуация, в рамках которой происходит социальное взаимодействие.

2. Структурно содержание процесса самопрезентации включает в себя два различных компонента: защитные и ассертивные тактики, выражаемые посредством вербального и невербального поведения, и взаимосвязанно проявляющиеся в самопрезентационном поведении, независимо от пола субъекта самопрезентации. Это выражается в том, что человек, часто использующий ассертивные тактики, также более часто использует защитные тактики, а человек, редко использующий ассертивные тактики в социальном взаимодействии, не часто использует защитные тактики самопрезентации.

3. Проведенный анализ средних величин показал, что тендерные различия в самопрезентационном поведении человека наиболее ярко проявляются в период взрослости (от 30 до 45 лет). Мужчины по сравнению с женщинами в этот период чаще проявляют ассертивное самопрезентационное поведение и испытывают низкую потребность в получении социального одобрения. Факторный анализ показал, что, несмотря на разнообразие самопрезентационного поведения мужчин и женщин, обусловленного личностными особенностями и социально-психологическими характеристиками, в их самопрезентации обнаруживается больше сходства, чем различий. Личностные особенности субъекта самопрезентации, выраженные уровнем самомониторинга и экстраверсии, связаны с его самопрезентационным поведением в процессе межличностного общения, независимо от половой принадлежности.

4. Существующие тендерные и возрастные различия в использовании некоторых тактик самопрезентации связаны с такими социально-психологическими факторами, как: влияние семейной ситуации в период ранней социализации и влияние социальной среды на всех этапах жизненного пути. Защитный тип самопрезентации и тактика «препятствование самому себе» у мужчин в период взрослости (30−45 лет) связаны с негативным влиянием семейной ситуации в детстве и юности. В целом, период взрослости (30−45 лет) является наиболее сензитивным возрастным периодом в жизни человека в отношении осмысления факторов семейной ситуации и осуществления самопрезентационного поведения.

5. Процесс реализации и осознания социальных ролей у женщин, являсь основой для формирования их ролевого самопрезентационного поведения, связан с уровнем их интеллектуального развития, самомониторинга, мотивацией одобрения и особенностями влияния социальной среды в период формирования личности. У мужчин подобной связи не выявлено.

6. Анализ современных требований к профессиям и тенденций на отечественном рынке труда явился основанием для выделения двух видов профессий: человекоориентированных и предметноориентированных, и шести профессиональных типов: публичные, коммуникативные, технические, биологические, знаковые и художественные профессии.

7. Существуют различия в самопрезентационном поведении представителей различных профессиональных групп. Представители публичных профессий являются «специалистами» по управлению впечатлением и предпочитают чаще использовать в социальном взаимодействии ассертивные тактики самопрезентации, чем представители других типов профессий. Представителей публичных профессий отличает социальная активность и адаптированность, общительность, контактность, высокий уровень интеллектуального развития, гибкость, дипломатичность в социальном поведении, умение быстро ориентироваться в социальной ситуации и осуществлять собственную самопрезентацию с учетом конкретной ситуации, оперируя большим количеством ассертивных тактик. Представители технических и знаковых профессий отличаются сдержанностью в социальных контактах, частым напряжением в личных и социальных ситуациях, меньшей гибкостью в демонстрации разных форм социального поведения и более редким использованием ассертивных тактик самопрезентации, по сравнению с представителями человекоориентированных профессий. Представители технических профессий стремятся в целом избегать социального взаимодействия и предъявления себя другим.

8. Определенный вид профессиональной деятельности — человекоориентированной, связан с высоким уровнем интернализации, реализации и осознания субъектом профессии своих социальных ролей, высоким уровнем самониторинга.

9. Основными особенностями самопрезентационного поведения людей, обладающих высоким социальным статусом (как мужчин, так и женщин), являются: общительность, контактность, уверенность в себе, социальная смелость и активность, чувствительность к социальной ситуации и самопрезентации других, низкая потребность в получении социального одобрения и использование большого количества тактик самопрезентации (с предпочтением ассертивных) для получения позитивных результатов в любом социальном взаимодействии. Их также отличает высокий уровень интеллектуального развития.

10.Исследование показало, что опросник по тактикам самопрезентации (Self-presentation tactics scale, S.- J. Lee, B. Quigley, M. Nesler, A. Corbett, J. Tedeschi, 1999) является валидным и прогностичным инструментом по измерению и оценке тактик самопрезентации. Обнаружена прямая взаимосвязь самооценки и экспертной оценки тактик самопрезентации. Полученные нами данные также подтвердили, что видеотренинг, представляющий собой сбалансированную систему дидактических и интерактивных технологий, является действенным методом совершенствования и позитивного изменения навыков самопрезентации.

11 .Проведенное исследование показало необходимость многопланового лонгитюдного изучения явлений и факторов, обуславливающих формирование особенностей самопрезентации человека в периоды детства и юности, а также их влияние на профессиональный выбор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный этап развития психологической науки отличается увеличением количества практических исследований, направленных на изучение тех явлений и феноменов, которые являются актуальными для решения практических задач в различных сферах профессиональной деятельности. Исследование самопрезентации, как важной и значимой темы в социальной психологии, началось в 70-х годах XX века и сегодня, по мнению многих зарубежных исследователей (169, 180, 185), оно развивается «более широко и глубоко», определяя самопрезентацию как одну из фундаментальных концепций, не ограничивая ее область манипулятивной деятельностью для создания желаемого впечатления.

Следует сказать, что родоначальником одного из самых устойчивых направлений в социальной психологии, в рамках которого многие исследователи до сих пор рассуждают о термине «самопрезентация», явился Э. Джонс (Е. Jones, 1964), который описал самопрезентацию как одну из инграционных тактик, вместе с лестью, конформностью мнений и оказанием услуг, считавшимися запрещенной манипулятивной деятельностью, направленной на увеличение чьей-либо симпатии. Теория Е. Джонса, как считает известный исследователь Б. Шленкер (В. Schlenker, 2003), необоснованно ограничивает использование этого термина, а результаты многих исследований сегодня позволяют говорить о том, что самопрезентация является фундаментальной составляющей социальной жизни человека. Очевидным является тот факт, что успешная самопрезентация в значительной степени определяет социальное признание и личностное благополучие человека.

Полученные в нашем исследовании результаты позволяют говорить о том, что самопрезентация является сложным психологическим феноменом, в котором интегрируются и выражаются различные особенности личности. Можно говорить также о том, что самопрезентация личности, являясь важной неотъемлемой составляющей социальной и профессиональной деятельности человека, представляет собой постоянно осуществляемый процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении при взаимодействии с другими, независимо от осознанности субъектом самопрезентации своих поведенческих действий.

Изучение особенностей самопрезентации в связи с полом, возрастом и профессией позволяет решать значительное количество практических вопросов, связанных с проблемами межличностного и профессионального взаимодействия.

Так, следует отметить, что, по данным нашего исследования, на формирование определенных тактик самопрезентации у мужчин и женщин оказывают влияние особенности семейного воспитания в период детства и юности. А отсутствие существенных тендерных различий в использовании тактик самопрезентации в периоды молодости и зрелости, выявленное в нашем исследовании, позволяет предположить, что во многом самопрезентационное поведение человека, независимо от дифференциации по признаку пола, связано с личностными особенностями, такими как уровень самомониторинга, экстравертированности, мотивация одобрения.

И здесь следует отметить, что те тактики самопрезентации, которые были предметом нашего исследования, в основном имеют вербальное выражение, то есть, проявляются в высказываниях субъекта самопрезентации. Тендерные же различия в самопрезентации, на наш взгляд, проявляются большей частью в невербальном поведении и визуальном оформлении внешности, обусловленным усвоением с детства приписанных обществом поведенческих норм для мальчиков и девочек.

В настоящее время вопросы генезиса самопрезентационных тактик у женщин и мужчин по-прежнему остаются малоизученной областью в силу отсутствия лонгитюдных исследований, посвященных этому предмету. Следует сказать, что изучение зависимости формирования стиля самопрезентационного поведения женщин и мужчин от особенностей ранней социализации и условий социальной среды в период юности также ждет своих исследователей. И здесь, на наш взгляд, представляется интересным изучить зависимость формирования стиля самопрезентации девочек и мальчиков от особенностей самопрезентационного поведения родителей и их установок на достижения детей.

В процессе анализа полученных нами эмпирических данных перед нами также встал вопрос о степени зависимости различий в самопрезентационном поведении и профессиональной ориентации людей от уровня самомониторинга, характеризующего способность регулировать собственное поведение в соответствии с требованиями социальной ситуации, или, иначе говоря, способность управлять производимым впечатлением. Нам представляется вероятным, что люди, имеющие в период взрослости высокий или низкий уровни самомониторинга, имели соответственно такие же уровни в детстве и юности. Для подтверждения или опровержения этого предположения также необходимо проведение лонгитюдного исследования.

В рамках проведенного нами исследования была осуществлена попытка синтеза тактик самопрезентации в определенные группы — стратегии, и анализа особенностей самопрезентации у женщин и мужчин, различающихся по возрасту и наличию высокого социального статуса. Кроме этого, полученные в нашем исследовании данные позволяют раскрыть своеобразие непосредственной самопрезентации у представителей четырех типов профессий (публичные, коммуникативные, технические и знаковые). Следует также отметить, что в нашем исследовании более развернуто представлены виды и типы профессий, с учетом современных тенденций изменения профессиональных требований на отечественном рынке труда.

Кроме этого, результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что видеотренинг эффективной самопрезентации является действенным методом совершенствования и позитивного изменения навыков самопрезентационного поведения. Полагаем также, что разработанная нами программа видеотренинга может быть использована для представителей всех типов профессий, так как легко может быть модифицирована с учетом специфики профессиональной деятельности участников, и особенно важна для представителей публичных и коммуникативных профессий, в деятельности которых умение расположить к себе определяет ее профессиональную успешность.

Следует отметить, что практической задачей для нас остается создание системы мониторинга эффектов видеотренинга самопрезентации, пригодной как для экспресс-анализа, так и для последующего систематического анализа результативности тренинговых программ с целью их постоянного совершенствования.

Таким образом, подводя итоги исследования, следует отметить, что полученные нами результаты подтвердили основную и частные гипотезы, за исключением первого положения частной гипотезы № 1.

В заключение необходимо сказать, что проблемой самостоятельного исследования может стать лонгитюдное изучение половозрастной динамики различных аспектов самопрезентации и влияния особенностей семейной ситуации на формирование стиля самопрезентации человека в периоды его детства и юности. Представляется интересным также изучение зависимости выбора типа профессии от особенностей непосредственной самопрезентации человека в периоды юности и молодости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М., 2000. — 624 с.
  2. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопросы психологии.-1987.-№ 2.-С. 152−158
  3. Т.В. В поисках имиджа (как стать телезвездой), М., Добрая книга, 1995.- 168 с.
  4. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении//Личность. Общение. Групповые процессы. Сборник обзоров., М.- 1991 -с. 37−75
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. 2-е издание. СПБ.: Питер., 2001. 272 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер., 2001.- 288 с.
  7. А. Психологическое тестирование. Пер. с анг./Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.-М. «Педагогика», 1987. — Кн.1 — 302 е., Кн.2 -336 с.
  8. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  9. Т.В. Гендерные исследования лидерства //Вопросы психологии.-2000. № 1.- с.87−95
  10. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-199 с.
  11. А.А. Личность и общение. М.: Междун.Педаг.Академ., 1995. -328 с.
  12. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. -440 с.
  13. А.А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости// Мир психологии. 2004.- № 2.- С. 93−98
  14. Е.Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб.: Питер, 2003.- 208 с.
  15. Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие.- М.: 2001.-295 с.
  16. JI. Имидж путь к успеху. СПб: Питер Пресс, 2000. — 192 с.
  17. И.Н. Этика делового общения: Учебное пособие. Минск., 1996.208 с.
  18. М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины (на примере прически). Автореф.дис.канд.психол.наук. Ростов-на-Дону, 2000.- 22 с.
  19. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.- М.: Ось-89., 2001. 224 с.
  20. А.В., Пантелеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001, № 3, с. 91- 100
  21. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов// Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63−71.
  22. О. А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: Автореферат дис.канд. психол. наук Ростов-на-Дону, 2003 — 22 с.
  23. . Что такое психология: в 2-х т. Т.2: Пер. с фр.- М.: Мир, 1992. -376 с.
  24. Э. Представление себя другим// Современная зарубежная социальная психология. Тексты./под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской М.: Изд-во МГУ, 1984. — с. 188−197
  25. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер., 2001.- 464 с.
  26. Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии.1997. № 1. — с. 128−142
  27. К.А. Особенности самопрезентации женщин-руководителей, работающих в сферах бизнеса и образования. Дипломная работа. -СПбГУ, 2004. 87 с.
  28. Дальбум-Халл Б. Женщины и руководство. Пер. со англ., СПб.: МИЖУ, 1996.- 132 с.
  29. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие професионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1−2. --М.: Луч, 1993. 72 с.
  30. Ф. Ваш абсолютный имидж. — М.: Внешсигма, 1997. 320 с.
  31. А.И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра //Социальная психология в современном мире/ Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2001. с. 76 -94
  32. А.И. Личность в группе: проблема сплоченности //Социальная психология. Хрестоматия (Сост. Е. П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая). М., 1999.
  33. А.И., Токарева М. Ю. Социальный контекст как фактор взаимодействия меньшинства и большинства // Вопросы психологии.1998. № 3. С. 115−123
  34. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:ЧеРо, 1997.-334 с.
  35. В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА -М, 1997.255 с.
  36. .А. Психология типов личности. М.: Академический проект, 1999.-346 с.
  37. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.-166 с.
  38. Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф.дис.докт.психол.наук. М., 2003.- 38 с.
  39. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-воМГУ, 1991.-96 с. 43.3имбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние СПб.: Питер, 2000.- 884 с.
  40. Е.В. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен/ Прикладная психология. № 5. — 1998. — с.59−69
  41. В.В. Понимание в познании и общении, М., 1994
  42. В.В. Половые, тендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы. //Психологический журнал.- 2004.- Том 25, № 1.-с.41−51
  43. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002. — 512 с.
  44. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер., 2001. 464 с.
  45. Имиджелогия 2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии /Под ред. Е. А. Петровой — М., 2004. — 380 с.
  46. М.С. Человеческая деятельность. М., 1977. 328 с.
  47. Кан-Малик В. А. Грамматика общения.- Грозный, 1998. 68 с.
  48. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  49. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. М., 1975
  50. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. 1981.-№ 2.- с. 43−57
  51. Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений// Вопросы психологии, № 2, 1998
  52. Ю.П. Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства: Автореферат дис. Канд. Психол. наук. М., 2002.- 24 с.
  53. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения М.: Аспект-пресс, 1996. -376 с.
  54. И. Создай свой имидж. СПб.: 1997
  55. И.С. Тендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  56. И.С. Развитие тендерных исследований в психологии на Западе //Иной взгляд: Международный альманах тендерных исследований. — 2001.-Март.- С. 18−21
  57. Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М., 1998.- 350 с.
  58. Л.В. Психология настроения личности. Автореф. Дис. Докт.психол.наук. СПб., 1997. — 38 с.
  59. Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению.- СПБ., Речь, 2001.- 184 с.
  60. В.Н. Трудности межличностного общения: Автореферат дис.докт. .психол.наук-СПб., 1991. -38 с.
  61. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение, СПб., 2001.- 544 с.
  62. В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения// Актуальные проблемы психологической теории и практики. Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — с. 82 -92
  63. Ф.А. Имидж бизнесмена. М., 1997. 304 с.
  64. В.А., Герасимова О. В. Тендерная идентичность и тендерная интерпретация парфюмерных запахов// Мир психологии. № 2. 2004.- с. 175−185
  65. В. А. Социально-психологический подход к изучению маскулинности-фемининности личности //Личность и бытие: Теория и методология. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2003.- с. 107 112
  66. Лабу некая В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- 608 с.
  67. А.А. Психология общения — Тарту: Тарт Ун-т, 1977. — 219 с.
  68. К. Теория поля в социальных науках/ Вступительная статья Н. В. Гришиной. Пер. с англ. СПб., 2000.
  69. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984
  70. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения// В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976 с. 64−93
  71. Е.Г. Введение в тендерные исследования. Учебное пособие-ВЛовгород, 2002, 88 с.
  72. Д. Социальная психология//Вступительная статья А. Л. Свенцицкого. СПб., 2000.- 512 с.
  73. В.Л., Сенопальников Е. В., Шестаков С. С. Психодиагностическая беседа с элементами физиогномики. 4.1, СПб.: 1996.-39 с.
  74. А. Игры, в которые играют мужчины. СПб.: Питер, 2001. — 160 с.
  75. А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. М., 2000. 96 с.
  76. Л.В. Методы социально- психологической диагностики личности. Л: Изд-во ЛГУ.- 1990.- 70 с.
  77. И., Власова Е. Я и мой имидж (для женщин). М.: ЭКСМО-Пресс, 1997
  78. Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. 224 с.
  79. Общая психодиагностика под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М., МГУ, 1987−303 с. 84.0ленникова М.В., Воронина О. В. Как искать и найти работу. СПб. Изд-во СПбГТУ, 1998. 75 с.
  80. А.Ю. Имиджелогия в структуре наук о психологии взрослых// Мир психологии, № 2, 1999.- с.49−52
  81. А.Ю. Я ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать ваш профессиональный имидж. — М.:Дело, 2003.- 240 с.
  82. В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования: Автореферат дис.докт.психол.наук. Л., 1983. -42 с.
  83. В.Н. Психология человека. СПб, 1997.-105 с.
  84. В.Н. Психология человека. Человек и его психические свойства. СПб, 1996.-51 с.
  85. В.Н. Психология человека. Учебное пособие. СПб., 2000. 160 с.
  86. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб. 2001.- 496 с.
  87. А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. СПб: Знание, 2003.- 536 с.
  88. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1974. -351 с.
  89. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  90. А.С. и др. Имидж делового человека. М., 1997
  91. Е.Б. Психология имиджа. Учебное пособие. М., 2002. -223 с.
  92. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М.: Изд. МГУ, 1989. 216 с.
  93. Е.А. Психология имиджа: психосемиотический подход // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9, вып. 2. М., 2002.
  94. Л.В. Мода как общественное явление. Л., 1974
  95. В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. Автореферат канд.дис.психол. наук, СПб., 1998. 18 с.
  96. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. -СПб.: Речь, 2000.
  97. Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук. 2000. — 768 с.
  98. Г. Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997
  99. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: рефл-бук, Киев: Ваклер, 1999 624 с.
  100. К.Н. Периодизация психического развития: опыт понимания // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 110−120
  101. К.Н. Становление возрастной психологии в Психологическом институте // Вопросы психологии. 2004. — № 2. — С. 6373
  102. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л.:ЛГУ, 1987 255 с.
  103. Практикум по тендерной психологии /Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.- 479 с.
  104. Практикум по социально-психологическому тренингу/ Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.- 352 с.
  105. Психология. Учебник под ред. А. А. Крылова М.: Проспект, 1999 -584 с.
  106. Психология влияния. Хрестоматия. Сост. Морозов А. В., СПб., 2001. 512 с.
  107. Психология: Словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990 494 с.
  108. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/ под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика-Плюс, 1998.352 с.
  109. Психология делового преуспевания./ под ред. Колесникова А. Н. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 304 с.
  110. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2000. — 256 с.
  111. Психология личности в трудах отечественных психологов. Составитель Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
  112. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Учебник. М. 2001. 285 с.
  113. Н.К. К проблеме использования тендерного анализа в психологических исследованиях //Вопросы психологии. 1999.- № 2.- С. 22−28
  114. О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — с. 111 124
  115. А.А. Психология изучения личности. Учеб.пособие. СПб., 1999. -288 с.
  116. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
  117. Н. Искусство нравиться и добиваться успеха: правила хорошего тона для современной женщины. М., 1998. 320 с.
  118. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб.: Речь, 2002.-175 с.
  119. A.JI. Социальная психология. Учебник. М., 2003. — 336 с.
  120. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Составитель A.JI. Свенцицкий. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
  121. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект-Пресс, 2002.
  122. Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой, — СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997.- 240 с.
  123. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь. 2000. — 350 с.
  124. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2001.- 256 с.
  125. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002. x 208 с.
  126. Соколова-Бауш Е. А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии. № 3. -199. — с.132−139
  127. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии.- 1996. № 5.- С. 41−52
  128. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  129. М. Создай свой имидж (руководство для женщин). Пер. с англ. КураткинойЕ. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1996
  130. М. Создай свой имидж (руководство для мужчин). Пер. с англ. Ангиной Е., Толстоусовой В., М. 1996
  131. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга. Автореф.дис. .докт.психол. .наук. М., 1994. -42 с.
  132. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.- 415 с.
  133. . Основы стиля: имидж, настроение, фигура. М. — 2003. -240 с.
  134. К. Создание тендера/ К. Уэст, Д. Зиммерман// Тендерные тетради.- СПб., 1997.- Вып.1.- с. 94−124
  135. В.И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. 1997. — № 3.- С. 32−39
  136. А.А. Тендерные особенности организационного поведения // Вопросы психологии. 2004. — № 3. — с. 29−37
  137. Н.В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы// Вестник СПбГУ. Сер.6, вып. 2. 1998. — № 13. — с. 74−82
  138. В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации. Дисс.канд. психол. наук, СПб., 2001
  139. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997.- 608 с.
  140. Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999.- 272 с.
  141. А.А. О влиянии родительских установок на формирование тендерной идентичности ребенка// Мир психологии. № 2. 2004.- с. 106 113
  142. А.в. Тендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности. Автореф. дисс.канд.психол.наук. М., 2000. 22 с.
  143. В.А. Социальная психология в организациях. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.- 67 с.
  144. В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. -СПб.: Речь, 2003.-176 с.
  145. В.П. Психология влияния: скрытое управление, манипулирование и защита от них. М., 2002. — 720 с.
  146. В.П. Психология власти. М., 2003. — 528 с.
  147. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997. 382 с.
  148. Т. Социальная психология, /пер. с англ. Прогресс М. 1969.535 с.
  149. Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации/ Пер. с англ. М.: Эксмо Пресс, 2002. 240 с.
  150. Г., Бриза О. Имидж современной женщины. — М., 2001. — 384 с.
  151. Г., Бриза О. Имидж современного мужчины. М., 2001. — 378 с.
  152. Arkin R.M. Self-presentation// The self in social psychlogy/ ed. by Vallacher R.R., Wegner D.M./ L.&N.Y.: Oxford Univ. Press, 1986
  153. Avia M. D., Sanchez-Bernardos M.L., Sanz J., Carrillo J., & Rojo N. Self-presentation Strategies and the Five-Factor Model // Journal of research in Personality, 1998, 32, 108 114
  154. Baumeister R.F. A self-presentational view of social phenomena // Psycological Bulletin, 91, 1982, p. 3−26
  155. Beauvois J.-L., Dubois N. Normativity and self-presentation training for evaluation situations // Journal of Managerial Psycology, 2001, 16, 7,8, 490 -508
  156. Benoit W.L. Another visit to the theory of image restoration strategies. Communication Quarterly, 48, 2000, p. 40−44
  157. Brown P., Levinson S.C. Politeness: Some universale in language usage. Cambridge University Press, 2000, 468- 18
  158. Deaux K. Sex differences. In T. Blass (Ed.), Personality variables in social behavior, 1977, pp. 357−377
  159. DePaulo B.M. Nonverbal behavior and self-presentation. Psychological Bulletin, 111, 1992, 203 -43 pp.
  160. Eagly A., Chaiken S. The psycology of attitudes. 1992, 340 p.
  161. S. W. & Snyder M. Self-monitoring: Appraisal and reappraisal. Psychological Bulletin, 126, 2000, 530 55 pp.
  162. R.A., & Beard J.W. Impression management, diversity and international management// American Behavioral Scientist, 1994, 37, 622 pp.
  163. Goffman E. The presentation of self in everyday life. NYA Ancchor Books, 1959
  164. Handbook of Self and Identity/ Edited by M. R. Leary & J.P. Tangney. New York, 2003, 704 p.
  165. Jones E.E. Interpersonal perseption, NY, 1990, 256 p.
  166. Leary M.R. Self-presentation: impression management and interpersonal behaviour, 1996,
  167. Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences, 1999, 26, pp. 701−722
  168. S.P. & Feldman R.S. Self-presentational goals, self-monitoring, and nonverbal behavior // Basic and Applied Social Psychology, 1997, 19, 505 18
  169. Kelly A.E. Helping construct desirable identities: A self-presentational view of psychotherapy // Psychological Bulletin, 2000, 126, 475 94
  170. Miller J.S.,& Cardy R.L. Self-monitoring and performance appraisal: Rating outcomes in project teams // Journal of organisational behavior, 2000, 21, 609 -26
  171. K.R. & Johnson D.C. Individual Differences in Self-Presentation Stules // Tht Journal of Social Psycology, 2001, 131 (4), 495−509
  172. D.L., Graf P. & VanSelst M. Attentionsl load increases the possibility of self-presentation // Social Cognitio, 1989, 7, 389 400
  173. Pearson J., Nelson P., Titsworth S., Harter L. Human communication., 2003, 565 p.
  174. Pearson J. C. Gender and communication. NY., 1995, 465 p.
  175. Rosenfeld P., Giacalone R., Riordan C. Impression management: building and enhancing reputations at work. London, Thomson Learning, 2002, 244 p.
  176. Seegmiller B.R. Sex typed behavior in preschoolers: Sex, age, and social class effects.// Journal of Psychology, 1980, 104, pp. 31−33
  177. Self-Representation. The second attribution-personality theory conference, ed S.L. Zelen, CSPP-LA, 1986, 187 p.
  178. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers // Journal of Psychology, 1998, 132(6), pp 611−628
  179. Schlenker B. Self-presentation/ in HANDBOOK of Self and Identity /by M. Leary et al., 2003, pp. 488- 518
  180. B. & Pontari B. The strategic control of information: Impression management and self-presentation in daily life // In Psycological Perspectives on Self and Identity., W. D.C., 2000, pp. 199 232
  181. M. & Gangestad S. Choosing social situations: Two investigations of self-monitoring processes // Journal of Personality and Social Psychology, 1982, 43, 123−5
  182. Social psycology ed. By Bediton, Sh. Brehm & S. Kasin, Boston-Toronto, 1996
  183. Sosik J. J., Avolio В J., Jung D.I. Beneath the mask: Examining the relationship of self-presentation attributes and impression management to chrismatic leadership // The Leadership Quarterly, 13 (2002), 217 242
  184. Strube M.J. An analysis of the self-handicapping scale. Basic and Applied Social Psycology. 1985, 7, p. 211−224
  185. V., & Vinnicombe. S. Impression management, commitment and gender: managing others' good opinions // European Management Journal, 2001, 19, 183−94
  186. Tedeschi J.T., Njrman N. Social power, self-presentation and the self// Schlenker B.(Ed.) The self and social life, NY., 1985, pp. 293−322
  187. Tice D.M.,& Baumeister R.F. Self-esteem, self-handicapping, and self-presentation: The strategy of inadequate practice // Journal of Personality, 1990, 58, 443−64
  188. W.H. & Bolino M.C. Achieving desired images while avoiding undesired images: Exploring the role of self-monitoring in impression management // Journal of Applied Psychology, 2001, 86, 351 60
Заполнить форму текущей работой