Проектирование автомобильных дорог по условию обеспечения безопасности движения автомобилей на участках возможного глиссирования: С использованием теории риска
При проектировании и эксплуатации автомобильных дорог в районах с высокой интенсивностью ливней следует выполнять проверку участков дороги на возможность глиссирования автомобилей, определяя критическую скорость начала глиссирования по расчетным формулам в зависимости от толщины пленки воды на покрытии, шероховатости участка и других факторов. При этом скорость глиссирования устанавливают… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, МЕТОДЫ УЧЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА УЧАСТКАХ ВОЗМОЖНОГО ГЛИССИРОВАНИЯ
- 1. 1. Данные учета аварийности на мокрых покрытиях и основные показатели глиссирования
- 1. 2. Существующие методы оценки безопасности движения автомобилей на мокрых покрытиях и на участках возможного глиссирования
- 1. 3. Существующие методы оценки скорости движения автомобилей в начальный момент глиссирования
- 1. 4. Существующие методы расчета стока воды с покрытия дороги
- 1. 5. Неровности покрытия и вид протектора колеса автомобиля, как факторы, влияющие на возможность глиссирования транспортных средств
- 1. 6. Цель и задачи исследования
- 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА УЧАСТКАХ ВОЗМОЖНОГО ГЛИССИРОВАНИЯ
- 2. 1. Методики проведения натурных наблюдений за режимами движения автомобилей и измерения глубин воды на покрытии
- 2. 2. Законы распределения глубин слоя жидкости на участках дорог с необеспеченным водоотводом (на которых застаивается вода)
- 2. 3. Законы распределения скоростей движения одиночных автомобилей на участках возможного глиссирования
- 2. 4. Влияние глубины воды на покрытии на средние скорости свободного движения легковых автомобилей
- 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГЛИССИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА
- СЛОЕ ЖИДКОСТИ
- 3. 1. Основные зависимости теории риска по оценке опасности глиссирования автомобиля
- 3. 2. Вывод формул для определения критической скорости глиссирования автомобиля по слою жидкости
- 3. 3. Определение риска возникновения глиссирования автомобиля на мокром покрытии в зависимости от толщины пленки жидкости
- 3. 4. Выводы по третьей главе
Проектирование автомобильных дорог по условию обеспечения безопасности движения автомобилей на участках возможного глиссирования: С использованием теории риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Во время дождя, при таянии снега, конденсации водяных паров при туманах и некоторых других погодных явлениях на покрытии автомобильных дорог скапливается вода. Это приводит к уменьшению сцепления шин с покрытием дороги и увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. При высоких скоростях движения на мокром покрытии вода не успевает вытесняться из-под управляемых колес легкового и легкого грузового автомобилей. Происходит поднятие передних колес над поверхностью дороги под действием гидродинамической силы и автомобиль становится не управляемым.
При проектировании и эксплуатации автомобильных дорог в районах с высокой интенсивностью ливней следует выполнять проверку участков дороги на возможность глиссирования автомобилей, определяя критическую скорость начала глиссирования по расчетным формулам в зависимости от толщины пленки воды на покрытии, шероховатости участка и других факторов. При этом скорость глиссирования устанавливают с учетом веса легкового и легкого грузового автомобилей, приходящегося на передние колеса. Анализ действующих на сегодняшний день нормативных документов показал отсутствие рекомендаций по условию снижения риска глиссирования автомобилей в таких районах.
Согласно официальной статистике доля происшествий на скользких и мокрых покрытиях автомобильных дорог составляет 62% из общего количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Однако установить число ДТП, связанных с глиссированием автомобиля по данным статистики невозможно. Поэтому необходимо иметь такую математическую модель, по которой можно устанавливать не только скорость начала глиссирования, но и вероятность возникновения этого процесса. Наличие такой модели позволит определять причину ДТП и отделять статистику глиссирования от статистики скольжения автомобиля при низком коэффициенте сцепления.
Существующие методы расчета критических скоростей глиссирования строго детерминированы и не дают информацию о том, с какой вероятностью может начаться процесс глиссирования автомобиля при той или иной скорости движения. Эта вероятность зависит от многих факторов, включая законы распределения скоростей движения легковых и легких грузовых автомобилей, и законы распределения глубин воды на этих же участках. Только на основе этих законов распределения можно разрабатывать формулы теории риска, позволяющие устанавливать вероятность процесса глиссирования.
В последние годы наряду с отечественными автомобилями на дорогах Российской Федерации широко эксплуатируются легковые и легкие грузовые автомобили зарубежного производства, скоростные качества которых отличаются от скоростных режимов отечественных автомобилей. Существующие уравнения, описывающие начало глиссирования автомобилей составлены в более ранний период и поэтому могут не учитывать динамические характеристики зарубежных транспортных средств. Кроме того, как уже отмечалось, по существующим математическим моделям невозможно установить вероятность глиссирования при той или иной скорости движения, что делает актуальным продолжить исследования и в этом направлении.
При обосновании устройства водосбросных откосных лотков в настоящее время основными факторами являются толщина пленки жидкости, длина стока и продолжительность добегания, которые позволяют определять количество и параметры водоотводных сооружений. Однако при этом отсутствует возможность оценить какова вероятность (риск) глиссирования автомобилей была до устройства водосбросных лотков и какая будет после реализации принятого проектного решения. Поэтому экономически целесообразно количество и параметры водосбросных сооружений обосновывать по величине допустимого риска глиссирования автомобилей.
Разработка и применение перечисленных выше мероприятий направлены на повышение безопасности движения на мокрых покрытиях при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог. Исходя из сказанного, выбранная тема диссертационной работы является актуальной.
Целью исследования является разработка методов по обеспечению безопасности движения автомобилей на участках возможного глиссирования путем выявления и совершенствования таких участков на стадиях проектирования, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог, включая обоснованное ограничение скоростей движения автомобилей.
Научная повита: впервые использован теоретико-вероятностный подход к оценке возможности глиссирования автомобилей при различных скоростях движенияразработана математическая модель по определению скорости начала глиссирования в зависимости от толщины слоя жидкости и угла всплытия передних колесобоснована величина допустимого риска возникновения процесса глиссирования на участках дорог с необеспеченным водоотводом как при проектировании, так и при эксплуатации автомобильных дорог.
Практическая значимость заключается: в рекомендациях в нормативно-техническую литературу допусков и критериев по проектированию и эксплуатации автомобильных дорог на участках возможного глиссированияв рекомендациях по обеспечению безопасных скоростей движения на существующих дорогах с необеспеченным водоотводом, включая и рекомендации по обеспечению стока воды с покрытия.
Объектом исследования являются участки дорог с необеспеченным водоотводом, на которых возможно глиссирование.
Предметом исследования является обеспечение безопасности движения автомобилей на участках возможного глиссирования с разработкой и применением вероятностной модели, описывающей возникновение процесса глиссирования от скорости движения автомобилей и глубины слоя жидкости на покрытии.
Апробация работы Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались: на ежегодных научно-технических конференциях СГТУ (в период с 1996 по 2003гг.) — на научно-практической конференции в МАДИ (ТУ) в (1998г.) — на научно-методическом семинаре выпускающей кафедры (199б-2004гг.).
По результатам исследования опубликовано 5 печатных работ, в которых отражены основные положения диссертационной работы.
СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. МЕТОДЫ УЧЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА УЧАСТКАХ ВОЗМОЖНОГО ГЛИССИРОВАНИЯ.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Разработана математическая модель по оценке начальной скорости глиссирования легковых и легких грузовых автомобилей в зависимости от толщины слоя жидкости, типа (марки) автомобилей и давления воздуха в шине, которая дает сопоставимые результаты с экспериментально устанавливаемыми критическими скоростями движения на участках глиссирования.
2. На основе экспериментальных данных установлено, что распределение скоростей свободного движения автомобилей на участках с различными толщинами слоя воды и распределение глубин воды на этих же участках подчиняются нормальному закону.
3. Разработана теоретико-вероятностная модель теории риска, основанная на нормальных распределениях, которая позволяет описывать вероятность возникновения процесса глиссирования в зависимости от скорости движения и глубины слоя жидкости на покрытии с учетом типа (марки) автомобилей и давления воздуха в шинах передних колес.
4. Методы технико-экономического обоснования проектных решений и зависимость «скорость движения — вероятность глиссирования» показали, что наиболее оптимальным значением риска является риск 1-Ю" 3 — для дорог, находящихся в эксплуатации.
5. Разработаны следующие методики по определению допустимой скорости движения автомобилей на мокром покрытии:
— при проектировании и эксплуатации дорог с обеспеченным стоком воды с покрытия рекомендовано скорость движения принимать по самому легкому типу автомобилей в составе движения и допустимому значению риска возникновения глиссирования.
— на участках существующих дорог с застоем воды на покрытии ограничение скорости движения рекомендовано принимать по скорости начала глиссирования самого легкого автомобиля в составе движения.
6. В качестве практических рекомендаций по обеспечению стока воды с покрытия на участках с необеспеченным водоотводом предлагается ликвидация пониженных мест с исправлением продольного и поперечного уклонов путем устройства выравнивающего слоя и слоя покрытия, строительства водосбросных откосных и прикромочных лотков, отводящих воду с проезжей части. Для повышения безопасности движения на участках с необеспеченным водоотводом рекомендовано устанавливать знаки ограничения скорости движения в совокупности со знаками дополнительной информации (табличками) типа 7.16, поясняющими период действия знаков (нумерация знаков соответствует ГОСТ 10 807–78 и ГОСТ Р 51 582−2000).
В результате выполненных исследований разработана и предложена методика по обеспечению безопасности движения на участках возможного глиссирования автомобилей путем выявления и совершенствования таких участков на стадиях проектирования, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог, включая ограничение скоростей движения.
Разработан математический аппарат оценки риска возникновения глиссирования при движении транспортных средств по мокрым покрытиям в зависимости от толщины слоя жидкости, типа (марки) автомобилей и их скоростей движения. Используя этот аппарат, уже на стадии проектирования может быть назначено наилучшее проектное решение из конкурирующих вариантов для безопасного движения автомобилей по мокрым покрытиям.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГЛИССИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ РЕМОНТА НА УЧАСТКАХ ДОРОГ С НЕОБЕСПЕЧЕННЫМ ВОДООТВОДОМ.
4.1 Влияние неровностей покрытия на возникновение режима глиссирования.
Обеспеченная скорость движения является важным показателем транспортной работы автомобильной дороги. Безопасность движения всегда зависит от выбранной скорости, и особенно в сложных погодных условиях [2,5,27,33,51,53,54,72,79,83,99,101,110,1 15,116]. Так, например, на участках, где возможно глиссирование, необходимо ограничение скорости, так как существует вероятность всплытия передних колес автомобиля.
В предыдущей главе была представлена математическая модель (3.18) для определения критической скорости глиссирования автомобиля на мокром покрытии (У|ф). В ней отражена зависимость скорости движения от давления воздуха в камере колеса (Рш), плотности слоя жидкости (р) и угла всплытия (Р) передних колес автомобиля. Критическая скорость, определяемая по зависимости (3.17) соответствует 50% вероятности возникновения режима глиссирования и возможности ДТП. Риск движения автомобиля при любой глубине жидкости на покрытии устанавливают по формуле (3.7). Фактическую толщину пленки жидкости в формуле (3.7) можно установить по зависимости (1.30), которая имеет вид:
11= а-Ь-п.
ЗОл/7.
0,6 где, а — интенсивность дождя, мм/минЬ — длина участка стока воды, мп — коэффициент шероховатости дорожного покрытия- / - уклон участка стока воды,%0.
Однако, как уже отмечалось, данная зависимость не учитывает наличие неровностей на покрытии и может быть применена только на стадии проектирования дорог. Движение транспортных средств и воздействие природных факторов постепенно ухудшают первоначальную ровность покрытий и геометрические характеристики продольного и поперечного профилей. Это приводит к снижению фактической скорости движения, динамическим ударам колес транспортного средства о нервности покрытия и беспорядочным толчкам, раскачивающим автомобиль.
Известно из литературы [8,14,24,26,64], что неровности влияют на прочность конструкции, а также оказывают влияние на возможность глиссирования. Особенно часто процесс глиссирования возникает на участках проседания покрытия (впадины, колеи). Существующие модели по оценке возможности глиссирования автомобилей не учитывают влияния неровностей покрытия на процесс всплытия колес. Поэтому решалась задача создания такой модели, которая учитывала бы влияние параметров неровности на вероятность глиссирования.
Разработанная модель включает в себя следующие операции:
1) Задаются значением скорости, при которой устанавливают возможность глиссирования автомобиля.
2) Определяют угол всплытия колеса по формуле: которая ранее была представлена в виде (3.18).
3) Устанавливают критическую толщину пленки, при которой вероятность возникновения глиссирования соответствует 50% риску, по зависимости:
Р=агс8т.
2 Р гш.
4.1) тг-рУ^р
4.2) которая преобразована из выражения (3.12).
4) Принимаем коэффициент вариации критической глубины равным среднему коэффициенту вариации глубин Су4'=С" на участках дорог с необеспеченным водоотводом и определяем его по зависимости:
Су = Сукр = (4.3) к.
Соотношение (4.3) показывает, что все значения параметров сть и ст принадлежат к одной совокупности (являются сопоставимыми). При изменении глубины жидкости на участке с необеспеченным водоотводом от значения 111 до Икр
5) Устанавливают вероятность (риск) возникновения глиссирования автомобиля на слое жидкости по формуле (3.7).
6) Длину всплытия колеса устанавливают по зависимости: =±.
ЪР, (4.4) где И — фактическая глубина пленки жидкости, м.
7). Время всплытия колеса определяют по зависимости:
1 = (4.5) V.
Если длина неровности, заполненной жидкостью, больше или равна 16ст, то глиссирование на данной длине возможно. Эти исследования показывают, что кратковременное глиссирование может возникнуть и под влиянием неровности покрытия и практически мгновенно, что накладывает повышенные требования к ровности покрытия по условию недопустимости глиссирования.
4.2. Методики оценки возможности глиссирования и установки знаков ограничения скорости движения автомобилей.
Так как всплытие колес возможно даже на незначительных неровностях, заполненных водой, и происходит мгновенно, то при эксплуатации автомобильных дорог следует оценивать возможность глиссирования автомобилей на всех участках, где возможно образование пленки жидкости толщиной более 0,5 мм, и на участках с застоем воды в местах локального понижения отметок проезжей части, включая участки с выбоинами. При этом методика оценки возможности глиссирования и установки знаков ограничения скорости несколько изменяется в зависимости от того, используется она для оценки глиссирования на покрытиях без просадок (без застоя воды) или на покрытиях с просадками (где застаивается вода). При оценке возможности глиссирования на вновь проектируемых дорогах предлагается использовать первую из названных методик, то есть «глиссирование на покрытии без просадок».
Методика для оценки возможности глиссирования и установки знаков ограничения скорости, рекомендуемая к применению при проектировании дорог и на участках эксплуатируемых дорог с обеспеченным водоотоводом.
1) Глубину слоя жидкости на покрытии устанавливаем по формуле (1.36) в зависимости от интенсивности ливня (а), длины участка стока воды (Ь), коэффициента шероховатости дорожного покрытия (п) и уклона участка стока воды (/), то есть.
Л = аШ зол/7 или по формуле, обеспечивающей наибольшую глубину водного слоя,.
1 г = а-Тс, (4.6) где Тс — время стока, определяемое по табл. 1.6, мин.
Примечание. Длину стока в табл. 1.6 принимали равной расстоянию от точки перелома продольного профиля до проектируемого водосброса (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Схема определения длины стока до водосброса.
1- продольный профиль линии стока йоды с поверхности покрытия- 2- водосбросной откосный телескопический лоток- 3- уровень слоя жидкости по линии стока.
Установленная таким образом глубина жидкости (Ь) на покрытии принимается за фактическую глубину (Ьф). Как уже отмечалось, коэффициент вариации глубины (С^) зависит от точности определения глубины жидкости по формулам (1.30) или (4.6), степени ровности покрытия и в среднем находится в пределах Су =0,15−0,25.
2) Определяем значение среднего квадратического отклонения глубины жидкости на покрытии по зависимости: сг/, = Су ¦ Иф.
4.6).
3) Назначаем три или более значения скорости глиссирования автомобиля (например, К], V2, V3 ., Vn) для построения зависимости «скорость движения — риск глиссирования».
4) Определяем три или более значения угла всплытия передних колес автомобиля при заданных значениях скорости глиссирования по формуле (4.1), где^У^Уз,.^" .
5)Устанавливаем значения критических глубин пленки воды, которые соответствуют критическим скоростям Vj, V2 Уз,., Уп, по зависимости (4.2) а р 2.
7r?n?
180 А, где /? = /?1-/?2-/?з',.Рп ~ угол всплытия передних колес автомобиля, определяемый по формуле (4.1):
2Р arcsin ш.
К’рУкр-'.
6) Приравниваем коэффициент вариации критических глубин {СуКр) к коэффициенту вариации фактических глубин, учитывая, что эти коэффициенты должны принадлежать к одной совокупности: п^кр — с h.
С-у «— У>
7) Определяем значение среднего квадратического отклонения критической глубины при трех или более значениях критической скорости по зависимости: икр • V (4−7).
8) Устанавливаем риск движения легкового автомобиля при заданных значениях скоростей и глубине жидкости (Иф) по зависимости (3.7).
9) Строим зависимость «скорость движения — риск глиссирования» (рис. 4.2). Данные рис. 4.2 построены по исходным данным, представленным в табл.4.1. Ограничение скорости принято по самому легкому типу автомобилей (марки Ока).
90 80 V.
§ 70гч 3 й 63 о а^о.
О ® о.
4 — у, А — /————— 2/.
1 1 т о о см" о тО со (О о ю со «о о о сэ о.
— 9.
— 7 -6 -5 -4 -3 -2 риск возникновения глиссирования.
— 1 п г.
Рис. 4.2. Оценка возможности глиссирования и установка знака ограничения скорости движения па участке дороги (Сызрань-Саратов-Волгоград).
1 — автомобили 3110- 2410 («Волга»).
2 — автомобили 2101−2107 («ВАЗ»).
3 — автомобиль «Ока». знак ограничения скорости движения.
10) По величине допустимого риска (1-Ю'4 для вновь проектируемых дорогМО" 3 — для существующих дорог, который обоснован в параграфе 4.4), устанавливаем графически (см. рис. 4.2.) допустимую скорость движения (Уд011), которую следует указать на знаках, ограничивающих максимальную скорость движения в пределах длины стока воды (Ь). Допустимо на знаках, ограничивающих скорость движения, показывать скорости кратные 5 км/ч [44,67]. Так, например, по данным рис. 4.2 можно рекомендовать в качестве ограничивающей скорости значение 55 км/ч (рис. 4.3). Рекомендуется устанавливать знаки ограничения максимальной скорости движения в совокупности со знаками дополнительной информации типа 7.16, нумерация которых соответствует ГОСТ 10 807–78 и ГОСТ Р 51 582−2000.
Рис 4.3. Схема расстановки знаков ограничения скорости движения в пределах длины стока. Знаки, показанные под линией продольного профиля, соответствуют движению автомобилей слева-направо, знаки над линией продольного профиля соответствуют движению справо-палево. Знаки устанавливаются вместе со знаками дополнительной информации (табличками), которые указывают, что действие знака распространяется на период влажного покрытия проезжей части.
Список литературы
- Автомобильный транспорт: организация и эффективность /Н.М.Васильев, Н. Н. Хмельницкий, Г. И.Чанов-Чернис и др. — М.:Транспорт.1985. — 208 с.
- Аксенов В.А., Попова Е. П., Дивочкин O.A. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения. М.: Транспорт, 1987. — 128 с.
- Астров В.А. Коэффициент сцепления и степень шероховатости дорожного покрытия. // Автомобильные дороги, 1970, № 10, С. 3−9.
- Астров В.А. Сцепление колес автомобиля с покрытием дороги и безопасность движения. В кн: Исследования транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог: Труды СоюздорНИИ, вып.22, 1970, С.88- 135.
- Афанасьев М.Б., Клинковштейн Г. И., Мелкий В. А. Водителю о правилах и безопасности дорожного движения: Учеб. пособие. М.: Транспорт, 1989.-238 с.
- Бабков В.Ф. Автомобильные дорог. М.: Транспорт, 1987. — 368 с.
- Бабков В.Ф., Андреев О. В. Проектирование автомобильных дорог. Ч 1,2: Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1987. -368 с.
- Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1993. — 271 с.
- Бабков В.Ф., ДивочкинО.А., СитниковЮ.М. и др. Методы оценки эффективности мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дорог и безопасности движения. М.: Высшая школа, 1971. — 175 с.
- Бабков В.Ф. Современные автомобильные магистрали. М.: Транспорт, 1974.-280 с.
- Безопасность дорожного движения: Учеб. пособие /В.В.Амбарцумян, В. Н. Бабанин, О. П. Гуджоян А.В.Петридис- Под ред. В. Н. Луканина. М.: Машиностроение, 1997. -288 с.
- Вельский Е.А. Расчеты скоростей движения на автомобильных дорогах. -М.: Транспорт, 1966. 284 с.
- З.Белинский И. А., Самородов Ю. А., Соколов B.C. Зимнее содержание аэродромов. -М.: Транспорт, 1982. 192 с.
- М.Бируля А. К. Проектирование автомобильных дорог. Ч 1,2- М.: Автотрансиздат, 1961. 500 с.
- Большаков В. Д. Гадаев П.А. Теория математической обработки геодезических измерений М.: Недра, 1977. — 369 с.
- Васильев А.П., Немчинов М. В. Безопасность движения в осенний и весенний периоды года. -М .: Транспорт, 1976.-79с.
- Васильев А.П. Особенности обоснования требований к параметрам дорог с учетом климата различных регионов // Автомобильные дороги. 1981. № 8. С. 19−21.
- Васильев А.П. Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения. М.: Транспорт, 1986. — 248 с.
- Васильев А.П., Сиденко В. М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учеб. для вузов- Под. Ред. А. П. Васильева. М.: Транспорт, 1990. — 304 с.
- Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность движения автомобилей в сложных погодных условиях. М.: Транспорт, 1976. — 224 с.
- Васильев А.П., Фримштейн М. И. Управление движением на автомобильных дорогах. М.: Транспорт, 1979. — 296 с.
- Вейцман М.И., Егозов В. П. Краткий справочник строителя автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1972. — 280 с.
- Галушко В.Г. Вероятностно-статистические методы на автотранспорте. -Киев: Издательское объединение «Вища школа», 1976. 232 с.
- Дивочкин О. А, Цыганов А. Р. Иванов В.В. Оценка безопасности движения на автомобильных дорогах. М., 1988. -60 с.-(Автомоб. дороги: Обзор. Информ./Минавтодор РСФСР. ЦБНТИ-Вып.12).
- Девятов М.М. Основы дорожного дела: Учеб. пособие. / ВолгГАСА. Волгоград, 2001. -214 с.
- Иванов В.Н. Влияние ширины проезжей части автомобильных дорог на безопасность и режим движения транспортных средств. М.: Высшая школа, 1972.-405 с.
- Кислицин Н.М. Долговечность автомобильных шин в различных режимах движения. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. издательство, 1992.-223 с.
- Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1992. -207 с.
- Клинковштейн Г. И., Коноплянко В. И. Организация дорожного движения: Учеб. пособие /МАДИ. М., 1977. -58 с.
- Клинковштейн Г. И., Соловьев Г. М., Юмашев Н, Н. Правила и безопасность дорожного движения: Пособие для водителей автомобилей. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1977. — 224 с.
- Кнороз В.И. Работа автомобильной шины. М.: Транспорт, 1976. 238с.
- Князьков В. Н. Кленников Е.В. Исследование работы пневматической шины под действием нормальной нагрузки. -М .: Автомобильная промышленность, 1975, № 10, С. 24 27.
- Коллинз Д., Морис Д. Анализ дорожно-транспортных происшествий. -М.: Транспорт, 1971. 128 с.
- Коноплянко В.И. Информация в дорожном движении: Учеб. пособие /МАДИ.-М., 1987.-65 с.
- Коноплянко В.И. Методы повышения эффективности и безопасности движения средствами информации: Учеб. пособие /МАДИ. М., 1988. -107 с. 41 .Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1991.- 183 с.
- Коноплянко В.И. Основы безопасности дорожного движения. М.: ДОСААФ, 1978.-128 с.
- Коршаков И.К., Сытник В. Н. Комплексный анализ дорожно-транспортных происшествий: Учеб. пособие /МАДИ. М., 1991. — 116с.
- Кременец Ю.А., Печерский М. П. Технические средства регулирования дорожного движения: Учеб. для вузов, обучающихся по спец. «Орг. Дор. Движения». М.: Транспорт, 1981. — 252 с.
- Кудрявцев М.Н., Каганович В. Е. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. Изд. 7-е, перераб. и доп. М.: Транспорт, 1980. -296 с.
- Кузнецов В.И., Коршаков И. К. Скоростной фактор при ДТП. Оценка последствий столкновений автомобилей. М., 1976. — 50с. — (Автомоб. Трансп. Сер. Безопасность движения на автомоб. трансп.: Экспресс-информ. /Минавтотранс РСФСР. ЦБНТИ).
- Кузнецов Ю.В. Сцепление автомобильной шины с дорожным покрытием: Учеб. пособие МАДИ М., 1985. — 107 с.
- Кузнецов Ю.В., Юсифов Р. Ю. Использование портативного прибора ППК-МАДИ-ВНИИБД для контроля скользкости покрытий городских дорог и улиц // Совершенствование методов проектирования автомобильных дорог: Сб.науч.тр. / МАДИ (ТУ).М: 1995. С 98−115.
- Кузнецов Ю.В., Юсифов Р. Ю. Обоснование требований к сцепным качествам дорожных покрытий городских дорог и улиц // Совершенствование методов проектирования автомобильных дорог: Сб.науч.тр. / МАДИ (ТУ).М: 1995. С 87−97.
- Кузнецов Ю.В., Юсифов Р. Ю. Ходовая лаборатория для использования геометрических параметров и транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. // Проектирования автомобильных дорог:70 лет МАДИ (ТУ) Сб.науч.тр. / МАДИ ГТУ. М: 2000. С 71−75.
- Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. М.: Транспорт, 1980. — 311 с.
- Луковецкий М.А. Безопасность движения: организация, планирование и управление предприятиями: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1988. -196с.
- Луковецкий М.А. Обеспечение безопасности дорожного движения. -М., 1980. 50 с. -(Автомоб. трансп. Сер. Безопасность движения на автомоб. трансп.: Обзор, информ. /Минавтотранс РСФСР. ЦБНТИ- Вып.1)
- Мишурин В.М., Романов А. Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990. — 167 с.
- Методические рекомендации по проектированию и оборудованию автомагистралей для обеспечения безопасности движения /Е.М.Лобанов, В. В. Сильянов, М. В. Немчинов и др.- Минавтодор РСФСР, ГипродорНИИ. М.: Транспорт, 1983. — 120с.
- Методические указания по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям автомобильных дорог / Союздорпроект. М., 1967. — 278с.
- Некрасов В.К., Алиев P.M. Эксплуатация автомобильных дорог: Учеб. для вузов по спец. «Автомоб. дороги». М.: Высш. шк., 1993. — 287с.
- Некрасов В.К. Содержание автомобильных дорог. М.: Высшая школа, 1969.- 123 с.
- Некрасов В.К. Эксплуатация автомобильных дорог. -М .: Высшая школа, 1970.-240 с.
- Немчинов М.В., Косарев Б. М. Оценка и прогнозирование сцепных качеств покрытий автомобильных дорог: Ч. 2: Учеб. пособие/ МАДИ. М., 1984. -90с.
- Немчинов М.В. Проектирование и строительство дорожных покрытий с шероховатой поверхностью. М.: Изд. МАДИ, 1982. — 142 с.
- Немчинов М.В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобилей. -М .: Транспорт, 1985.-231 с.
- Нечаев А.Н., Орехов И. А. Определение дорожных неровностей большой длины. В кн.: Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и мостов.//Труды БелдорНИИ 1975−193с.
- Правила установки дорожных знаков на автомобильных дорогах: ВСН 28−76 / В. Ф. Бабков, В. П. Заслуга, С. К. Кашкин и др., Минавтодор РСФСР.-М.: Транспорт, 1977.-114 с.
- Перевозников Б.Ф. Водоотвод с автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1982.- 190 с.
- Перевозников Б.Ф. Водоотвод с проезжей части дорог. // Автомобильные дороги. 1973. № 2, С. 26−27.
- Перевозников Б.Ф. Водопропускные сооружения лоткового типа. М.: Транспорт, 1978.-204 с.
- Перевозников Б.Ф. Расчеты максимального стока при проектировании дорожных сооружений. М.: Транспорт, 1975. — 304 с.
- Повышение надежности автомобильных дорог /И.А.Золотарь, В. К. Некрасов, С. В. Коновалов и др.- Под ред.И. А. Золотаря. М.: Транспорт, 1977.- 180 с.
- Примеры гидравлических расчетов / А. И. Богомолов, Н. М. Константинов,
- B.А. Александров, H.A. Петров. М.: Транспорт, 1977. — 526 с.
- Растегаев О., Диваков А. В желтой жаркой Африке / Авторевю, 2005. № 5,1. C.76−83
- Руководство по гидравлическим расчетам малых искусственных сооружений Минтрансстрой СССР, М.: Транспорт, 1974. 296 с.
- Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля «Волга»./ Л. Д. Кальмансон, В. Б. Реутов, А. А. Калашников и др.- Под ред.Ю. В. Кудрявцева.-М .: Издательство «Колесо», 2003.-336 с.
- Сиденко В.М., Михович С. И. Эксплуатация автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1976. — 288 с.
- Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. М.: Транспорт, 1977. — 303 с.
- Сильянов В.В., Ситников Ю. М., Сапегин Л. Н. Расчеты скоростей движения на автомобильных дорогах: Учеб. пособие/МАДИ. М., 1978. -116 с.
- Сильянов B.B. Траиспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1984. — 287 с.
- Ситников Ю.М., Дивочкин O.A. Стадийное улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорог М.: Транспорт, 1973. — 128 с.
- Смирнов Н. В. Белугин Д.А. Теория вероятностей и математическая статистика в приложении к геодезии. М.: Недра, 1969. — 379 с.
- СНиП 2.05.02−85.Автомобильные дороги. Нормы проектирования / Госстрой СССР. М.: Изд. Госстроя СССР, 1986. — 52 с.
- СНиП 3.06.03−85.Автомобильные дороги. / Госстрой СССР. М.: ЦИТИ Госстроя СССР, 1986. — 112 с.
- Справочник техника-дорожника /Е.М. Денисов, М. С. Коганзон, С. В. Коновалов и др.- Под ред. В. К. Некрасова. М.: Транспорт, 1978. -424 с.
- Столяров В.В. Анализ риска реализации транспортных проектов по уровню окупаемости //Автомобильные дороги, 1995, № 1−2. С.27−31.
- Столяров В.В. Введение в теорию риска // Повышение эффективности эксплуатации транспорта: Межвузовский научный сборник. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.-С. 118- 138.
- Столяров В.В. Влияние качества строительства автомобильных дорог на риск движения автомобилей // Эффективность эксплуатации транспорта: Межвузовский научный сборник. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1995. -С.110- 111.
- Столяров В.В. Дорожные условия и организация движения с использованием теории риска: Учебное пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. -167 с.
- Столяров В.В., Жилина О. М., Мохнев В. А. Риск образования выбоин в покрытии автомобильных дорог // Повышение эффективности эксплуатации транспорта: Межвузовский научный сборник. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. -С. 153 164.
- Столяров В.В. О применении теории риска в судебно-технической экспертизе дорожно-транспортных происшествий // Актуальные проблемы эксплуатации транспорта: Межвузовский научный сборник. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. —с. 112— 117.
- Столяров В.В. Проектирование автомобильных дорог с учетом теории риска. Части 1,2. — Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 1994. 184 е.- - 232 с.
- Столяров В.В. Риск как мера безопасности при проектировании и реконструкции автомобильных дорог // Безопасность на транспорте: Межвузовский научный сборник. Санкт-Петербург: Сарат. гос. техн. ун-т, 1993. -с.38 40.
- Столяров В.В., Стародубцев В. Б. Анализ транспортных проектов // Проблемы транспортного строительства и транспорта. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1997. 4−7 с.
- Столяров В.В., Стародубцев В. Б. Планирование ремонта и реконструкции дорог в условиях ограниченных ресурсов // Проблемы транспортного строительства и транспорта. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1997. 7−12 с.
- Столяров В.В. Теория риска в проектировании плана дороги и организации движения: Учеб. пособие. Саратов: СГТУ, 1995. — 84 с.
- Столяров В.В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий на основе теории риска: Учебное пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996.-176 с.
- Строительные нормы и правила, Ч. Н разд.Д гл. 5. Автомобильные дороги. Нормы проектирования (СНиП П-Д.5.-72). -М.: Стройиздат, 1973. -110с.
- ЮО.Строительство автомобильных дорог / Н. Н. Иванов, В. К. Некрасов, С.М. Полосин-Никитин, С.В.Коновалов- Отв.ред. В. К. Некрасов. М. гТранспорт, 1980.-421 с.
- Строительство и эксплуатация автомобильных дорог / Михайлов В. В., Бабков В. Ф., Могилев Ю. Л., Курденков Б. И. М.: Транспорт, 1972. — 288с.
- Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Технико-юридический анализ причин дорожно-транспортных происшествий и причинно-действующих факторов: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Приор», 1998.- 112 с.
- ЮЗ.Тарновский В. Н., Гудков В. А., Третьяков О. Б. Как увеличить пробег шин. М.: Транспорт, 1993. — 110 с.
- Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24 88 / Минавтодор РСФСР.- М.: Транспорт, 1989. — 198 с.
- Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью: ВСН 38 77 / Минавтодор РСФСР.- М.: Транспорт, 1978.- 56 с.
- Юб.Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. М.: Транспорт, 1983. — 48с.
- Требования к дорогам и автомобильным магистралям из условия пропуска интенсивного движения (по материалам докладов ХУ международного конгресса в Мехико, 1975) // Организация и безопасность дорожного движения: № 21. М: ВНИИТИ, 1995. 1−28 с.
- Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. ВСН 25−86 / В. Ф. Бабков, О. А. Дивочкин, В. П. Залуга и др.- Минавтодор РСФСР М.: Транспорт, 1988. — 183с.
- Указания по расчету дождевых расходов / Союздорпроект. М., 1973. -40с.
- Шашнин В.М. Гидромеханика: Учеб. для техн. Вузов. М.: Высшая школа, 1990.-384 с.
- Шевяков А.П. Организация движения на автомобильных магистралях. -М.: Транспорт, 1985. 96 с.
- Шевяков А.П. Особенности обеспечения безопасности движения на автомагистралях. М., 1975. — 47 с. -(Автомоб. дороги: Обзор, информ. / Минавтодор РСФСР. ЦБНТИ- Вып.4).
- Шевяков А.П. Проектирование элементов автомобильных магистралей: Учеб. пособие /МАДИ.- М., 1982. -54 с.
- Юрковский И.М. Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ДОСААФ, 1975. — 125 с.
- Янчевский В.А. Рациональная эксплуатация автомобильных шин: Учеб. пособие/МАДИ. М., 1988.-61 с.
- Relation between Skid-resistance and accidents. In: «XV Congress, Mexico City, Great Britain, The Netherlands, Italy- Japan «, 1975. 8 25c.
- Home W.B., Leland T. Runway slipperiness and slush / Ras Journal, 1963, № 633 c. 18−36.1. АКТ
- Об использовании результатов диссертационной работы Осиповой Т.В.
- Проектирование автомобильных дорог по условию обеспечения безопасности движения на участках возможного глиссирования (с использованием теории риска)»
- Зав. отделом ремонта и содержания дорог, к.т.н.
- Директор ФГУП СНПЦ «Росдортех, к.т.н., профенышова1. С. 11.Жилш1
- О внедрении результатов диссертационной работы инженера Осиновой Т.В.
- Директор ОАО «ГипродорНИИ» Саратовского филиала1. Н.В.Фетисов
- О производственном внедрении результатов диссертационной работыинженера Осиповой Т.В.
- Главный инже15 ОАО «Саратовавтодор"1. Е.И.Тарнакин