Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Устойчивость человеческого развития в условиях современной России: социально-экономический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устойчивое человеческое развитие определяет постоянное (бессрочное) и стабильное (неизменный во времени режим воспроизводства) совершенствование социальной системы, создающее условия перспективы последующего человеческого развития и саморазвития без кризисов, угрожающих его существованию. Кризисы социальных систем, как правило, возникают из-за недостаточности какого-либо ресурса или разрушения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-экономическое содержание устойчивости человеческого развития
    • 1. 1. Междисциплинарные основы исследования человеческого развития
    • 1. 2. Характеристики и условия устойчивости человеческого развития
    • 1. 3. Социально-экономическое проявление устойчивости человеческого развития
  • Глава 2. Пути достижения устойчивого человеческого развития в условиях современной России
    • 2. 1. Параметры оценки устойчивого человеческого развития
    • 2. 2. Рост уровня и качества жизни как основной фактор устойчивости человеческого развития
    • 2. 3. Повышение эффективности образовательной системы
  • России

Устойчивость человеческого развития в условиях современной России: социально-экономический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Россия переходит к принципиально новому типу общественного воспроизводства, строительства гражданского общества и правового государства. Основными факторами, обусловливающими достижение социально-экономических целей и задач сегодня, становятся знания, образование, интеллектуальные способности, здоровье, полнота человеческой жизни, возможность свободной реализации творческого потенциала современного россиянина.

В стране наметился стабильный экономический рост, это создает объективные условия повышения социальной результативности экономики, перехода России к устойчивому человеческому развитию. Формируются предпосылки модернизации всей системы общественного воспроизводства. Оценка человеческого развития должна представлять собой начальный и конечный этапы общественного воспроизводства на всех уровнях его проявления — федеральном, региональном, муниципальном.

В рамках Программы развития Организации Объединенных Наций научные эксперты разрабатывают новые принципы концепции человеческого развития. В Декларации о праве на развитие, принятой резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года, впервые обоснована необходимость комплексного переосмысления мировым научным сообществом взглядов на проблему развития человека, разработки новых методов оценки развития различных стран. Новая концепция общественного развития отрицает традиционное и одностороннее понимание развития как роста объема материальных благ. Данная концепция обогащается социально-экономическими теориями «развития человеческого потенциала», «человеческого капитала», «развития населения», «человеческого развития». Новые научные теории разрушают догмы, согласно которым экономический рост является фактором автоматического развития населения страны, накопления человеческого капитала, снижения безработицы, уменьшения неравенства в доходах и ликвидации нищеты.

В официальных документах Программы развития Организации Объединенных Наций доказывается, что истинное человеческое развитие должно быть ориентировано на человека, группы людей, социальные системы общества, которые должны рассматриваться не в качестве средства, не как один из наличных ресурсов экономического роста, а как его важнейшая стратегическая общественная цель. Между тем Правительство России по-прежнему ориентируется на чисто экономические показатели общественного развития. Утвержденная 01.04.96 г. указом Президента РФ «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» носит методико-технологический характер и акцентирует внимание на экономических факторах развития. В то же время, стабильность экономического роста не приводит к серьезным социально-экономическим изменениям в системе человеческого развития России. Так, по оценкам экспертов Программы развития ООН, Россия сегодня только по чисто экономическим параметрам осуществляет переход к устойчивому человеческому развитию. По комплексу применяемых ООН индексов переход к устойчивому человеческому развитию должен осуществиться только в ближайшей перспективе. По данным ежегодных докладов ООН по человеческому развитию Россия до начала перестройки находилась на 26 месте в мире, в 2001 году — на 55 месте, а в 2004 году переместилась на 62 место.

Для того чтобы траектория рыночных реформ привела Россию к социальному процветанию, необходимо обновление всей системы общественного воспроизводства. Основная цель социально-экономической политики государства в современных условиях должна связываться с достижением социально-экономических параметров устойчивого человеческого развития. В рамках новых социальных задач необходимо теоретическое переосмысление экономических, социологических и социально-философских взглядов и концепций человеческого развития, необходимо разработать принципы устойчивости человеческого развития в условиях современной России, выявить пути его достижения.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с человеческим развитием, находятся на пересечении предметных областей социологического, экономического, философского знаний.

Социальная философия представляет важнейшие методологические предпосылки современной теории человеческого развития. В исследованиях Г. Гегеля, И. Гёте, Э. Кассирера, Р. Оуэна, Б. Паскаля, Э. Роттердамского, Л. Фейербаха, Н. Бердяева, Н. Огарева, Н. Федорова раскрываются сущностные характеристики развития как социально-философского термина.

В рамках общей социологии человек рассматривается в качестве развивающегося субъекта, носителя субъективной культуры и важнейшего культурного богатства семьи, организации, общества и государства. Данное направление развивают И. Алешина, Т. Баландина, Г. Зинченко, Э. Капитонов, А. Капитонов, В. Музыкант, А. Радугин, И. Синяева, А. Чумикова.

Важные методологические идеи современной социологической теории человеческого развития заложены в работах классиков социологии: М. Вебе-ра, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, В. Парето, П. Сорокина, Г. Спенсера. Данные авторы впервые дают целый ряд положений о ценностных свойствах человека, о роли интеллектуальной деятельности в определении перспективы социально-экономического развития, о необходимости и высокой общественной эффективности вложений в человека. Методологически важными представляются исследования проблем социального адаптивного развития с позиций социально-экономической динамики, представленные в работах О. Голуб, В. Дмитриева, П. Кузнецова, И. Полякова, Л. Юровского.

Концептуальное обобщение теорий человеческого развития впервые осуществлено экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций в 80-х годах XX века. В рамках данной постоянно действующей программы развития ООН организовываются международные, межправительственные конференции, обновляются теоретические подходы, разрабатываются индексы, характеризующие человеческое развитие в странах, публикуются ежегодные доклады по человеческому развитию в различных государствах, ранжируются и группируются страны по уровню человеческого развития (начиная с 1995 года подобный доклад публикуется и для России).

В 1992 году в г. Рио-де-Жанейро на Межправительственной конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) впервые сформулирован научный подход к устойчивости человеческого развития, предложены универсальные условия устойчивости человеческого развития в странах. В 1993 году в г. Вене на Всемирной конференции ООН по правам человека принята Венская декларация и Программа действий. Здесь впервые акцентируется внимание на необходимость разработки комплекса гуманитарных, социальных, человеческих параметров общества, по которым и должен определяться прогресс или регресс человеческого развития в странах.

В 1994 году в г. Каире на Международной конференции ООН по народонаселению и развитию отмечено, что государствам необходимо разрабатывать и принимать демографическую политику и политику в области человеческого развития, в основе которых должны лежать такие факторы, как качество жизни, личный выбор и права человека (в том числе и право на труд). В 1995 году в г. Копенгагене на Всемирном саммите по вопросам социального развития раскрыты проблемы оптимизации человеческого развития отдельных стран. В 2002 году в г. Йоханнесбурге (Южная Африка) на Всемирном саммите по устойчивому развитию было доказано, что оценка устойчивости человеческого развития через показатели экономного использования природных ресурсов глубоко ошибочная и неперспективная, обоснована необходимость поиска новых инновационных форм его оценки.

В рамках современных теорий человеческого капитала и человеческого потенциала разрабатывается раздел по оценке человеческого развития, обосновывается необходимость обновления методик социальной оценки в условиях становления рыночных отношений России (Э. Брукинг, Ю. Быченко, А. Добрынин, И. Ильинский, Р. Капелюшников, А. Соградов).

Проблемы взаимосвязи трансформаций образования и человеческого развития рассматриваются как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Влияние образования на человеческое развитие в глобальном контексте анализируют Л. Бремер, Г. Каллан, Р. Кишун, К. Класек, Г. Макбэрни, А. Поллок, Л. Чипман. Влияние образования на человеческое развитие на уровне общества рассматривают Н. Ващекин, В. Взятышев, С. Ивченков, П. Кузнецов, В. Нечаев, А. Понукалин, А. Прусак, М. Руткевич, А. Слепухин, А. Урсул.

Для подготовки данной работы существенными оказались также исследования по проблемам роста уровня и качества жизни. Наиболее важный вклад здесь внесли Дж. Клугман, Ф. Ронге, В. Бобков, В. Левашов, А. Разумов, Л. Фиглин. Обосновывая трансформацию целей, задач, параметров человеческого развития, автор обобщает идеи ученых, осуществляющих исследования по проблемам устойчивости социально-экономического развития Б. Миркина, Н. Моисеевой, Л. Наумовой, Г. Николиса, П. Пригожина, А. Романовича, А. Урсула. При рассмотрении проблем накопления человеческого капитала автор опирается на исследования по рынку труда, представленные в работах С. Константинова, А. Кочетова, С. Нечаевой, А. Савушкина.

Современная концепция человеческого развития в публикациях отечественных и зарубежных ученых освещена с недостаточной степенью систематизации и полноты. Разделы традиционной концепции человеческого развития не выделяют специфику устойчивого человеческого развития при переходе рыночной экономики в состояние относительной стабильности. Основы устойчивости человеческого развития остаются слабо исследованы в зарубежной и, особенно, отечественной социологической литературе, хотя отдельные вопросы, проблемы поставлены и частично рассмотрены. Отсутствует комплексная теория устойчивого человеческого развития, не разработаны социальные, социально-экономические, экономические критерии повышения устойчивости человеческого развития, не раскрываются пути достижения устойчивости в условиях современной России.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данного диссертационного исследования является социологический анализ устойчивости человеческого развития и раскрытие путей его достижения в условиях социально-экономических трансформаций современной России.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд взаимосвязанных задач:

— провести социологический анализ междисциплинарных теорий человеческого развития, определить их научную значимость для развития современного социологического подхода на данную проблему;

— раскрыть основные положения современной социологической интерпретации устойчивости человеческого развития, исследовать условия перехода России к устойчивому человеческому развитию;

— разработать социальные, социально-экономические, экономические критерии повышения устойчивости человеческого развития;

— провести анализ социальной динамики и выявить социально-экономические проблемы человеческого развития в условиях современной России;

— дать рекомендации по достижению устойчивости человеческого развития в условиях современной России.

Указанные цель и задачи определили структуру работы и логику изложения материала.

Объект исследования — совокупность социально-экономических отношений, отражающих человеческое развитие.

Предмет диссертационного исследования — социально-экономические процессы перехода к устойчивому человеческому развитию России.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются: научные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию человека в рамках социальной философии (Г. Гегеля, Э. Кассирера, Э. Роттердамского, Н. Федорова), работы классиков социологии (М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, В. Парето, П. Сорокина, Г. Спенсера), разработки в области устойчивости человеческого развития (Б. Миркина, Н. Моисеевой, Л. Наумовой, Г. Николиса, П. Пригожина, А. Романовича, А. Урсула). Методологически важными являются концепции человеческого развития (Э. Денисона, С. Дреша, Дж. Кендрика, Р. Нельсона, Ф. Уэлга, Э. Фелпса), социологические теории человеческого капитала (Ю. Быченко, Е. Галаевой, И. Ильинского, Р. Капелюшникова, С. Курганского).

Эмпирической базой диссертации выступают статистические данные Госкомстата, отражающие социальные и экономические показатели человеческого развития, официальные отчеты ООН по человеческому развитию, статистические данные, отражающие социальные и экономические показатели человеческого развития России, данные социологических исследований, проводимых ВЦИОМ.

Для вторичного анализа использовались данные социологического исследования «Организация занятости трудовых ресурсов и профессиональной адаптации к рынку» (2003 год. Опрошено 1000 респондентов). В диссертации проанализированы результаты социологического опроса «Профессиональное самоопределение студентов», проведенного при участии автора методом структурированного интервью в 2005 году с 348 студентами различных вузов г. Саратова.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, корректным применением положений социологии о человеческом развитии. Основные выводы исследования лежат в контексте базовых положений современной социологической теории относительно механизмов социальной оценки процессов устойчивого человеческого развития. Используется адекватный задачам эмпирического исследования авторский инструментарий.

Научная новизна диссертационного исследования раскрывается в следующих позициях.

1. Уточнена сущность человеческого развития как социально-экономического процесса, отражающего рост уровня и качества жизни людей, интеллектуально-образовательное развитие человеческого потенциала и расширение возможностей человеческого выбора населения в результате совершенствования его жизнедеятельности.

2. Доказано, что в условиях современного общественного воспроизводства человеческое развитие должно представлять цель и средство общественного прогрессавесь ход экономического развития должен определяться характером и качеством человеческого развития.

3. Доказано, что устойчивое человеческое развитие определяет постоянное и стабильное совершенствование человеческого потенциала общества, направленного на формирование человеческого капитала, создающего условия стратегической перспективы последующего человеческого развития и саморазвития без кризисов, угрожающих существованию человека.

4. Оригинально раскрыты критерии повышения устойчивости человеческого развития: социально-экономические (рост уровня и качества жизни населения, динамика накопления человеческого капитала), социальные (прогрессивные изменения социально-профессиональной структуры общества), экономические (темп экономического роста, рост экономической эффективности инвестиций в образовательный человеческий капитал).

5. Раскрыта взаимосвязь повышения устойчивости человеческого развития с накоплением биологического и интеллектуально-образовательного человеческого капитала, который представляет собой фактор социально-экономического саморазвития общества, расширяющий адаптационные трудовые возможности населения в стратегической долгосрочной перспективе.

6. Представлены пути достижения устойчивости человеческого развития в условиях современной России, предусматривающие формирование социально адаптивной политики государства, обеспечивающей: 1) динамичный рост уровня и качества жизни населения, 2) модернизацию образовательной системы, внедрение независимой системы контроля качества образовательных услуг, активизацию механизма инновационного развития, повышение экономической адаптивности деятельности образовательных систем.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание человеческого развития необходимо связывать с процессом обеспечения людей более широким выбором во всех аспектах человеческой жизнедеятельности, главными из которых являются возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к трудовой деятельности, к ресурсам, необходимым для достижения достойного качества жизни. Человеческое развитие проявляется в двух основных формах: биологической (состав населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень здоровья, физические способности к труду, биологический человеческий капитал населения) и интеллектуально-образовательной (уровень грамотности, уровень образованности, интеллектуально-образовательный потенциал, интеллектуально-образовательный капитал населения).

2. Устойчивое человеческое развитие необходимо связывать с достижением постоянного экономического роста, который создает условия и направлен на достижение в настоящем и будущем стабильного человеческого развития, определяющего формирование саморазвивающихся компонентов социально-экономической системы, при сохранении окружающей среды. Устойчивость человеческого развития является результатом динамичного формирования человеческого капитала, экономическое накопление которого способствует повышению темпов экономического роста в стране (что призвано создать экономические предпосылки роста темпов человеческого развития в будущем).

Достижение главной цели устойчивого развития возможно при решении двуединой задачи: роста удовлетворения потребностей нынешнего поколения (без угрозы для будущих поколений расширенно удовлетворять свои потребности) и одновременного обеспечения относительной бесконфликтности существования социальной системы, сохранения среды проживания человека.

3. Устойчивое человеческое развитие имеет ряд сущностных характеристик: 1) оно определяет достижение состояния некоторой предсказуемости изменений социальной системы (устойчивое равновесие) и ее постоянства движения (устойчивое движение) — 2) предусматривает существование внешних и внутренних инструментов управленческого воздействия, которые при наличии отклонений социальной системы от планируемой траектории движения обеспечивают адаптивное изменение, возвращая ее в необходимое состояние- 3) осуществляется в рамках социально активной политики государства, устанавливающей и контролирующей соблюдение правил, норм, принципов достижения оптимальной занятости населения, эффективного накопления саморазвивающихся компонентов человеческого капитала- 4) ориентируется на создание механизмов инновационного саморазвития, а также механизмов, стимулирующих экономически значимое интеллектуально-образовательное развитие населения- 5) имеет социально-экономическое, социальное, экономическое проявление.

4. Социально-экономические критерии повышения устойчивости человеческого развития связаны с ростом уровня и качества жизни населения, а также с положительной динамикой накопления человеческого капитала.

Рост уровня и качества жизни населения представляет собой горизонтальную флуктуацию устойчивости человеческого развития, он расширяет социально-экономические возможности человеческого выбора, представляет собой расширение возможностей реализации усилий людей в процессе их жизнедеятельности. Рост уровня и качества жизни населения определяет вектор развития человека в текущем и стратегическом долгосрочном временных периодах: рост возможностей развития социальных потребностей людейрост количественных и качественных показателей продолжительности жизниосвоение знаний и получение образования.

Динамика трудового накопления человеческого капитала представляет собой вертикальную флуктуацию устойчивости человеческого развития. Социально-экономическое развитие человека осуществляется в процессе профессионального использования совершенствующихся потенциальных человеческих свойств. Сами по себе человеческие социально-экономические ценности, воплощенные в сознании людей, как и сама субъективная культура, являют собой лишь личностный социальный потенциал человека, который только при определенных условиях трудового использования изменяет его профессиональный статус, превращается в профессиональный человеческий капитал индивида. Профессиональное накопление человеческого капитала, в свою очередь, обеспечивает человеку дополнительные доходы, карьерный рост, создает условия устойчивости его развития в будущих временных периодах.

5. Основной социальный критерий роста устойчивости человеческого развития связан с прогрессивными изменениями в социально-профессиональной структуре общества. Наиболее значимые параметры конечной социальной оценки устойчивости человеческого развития связаны с положительными изменениями в составе социальной структуры населения, что призвано отразить сокращение безработицы, повышение профессионализма, количественный и качественный рост высших профессиональных и сокращение низших профессиональных слоев общества.

6. Основной экономический критерий устойчивости человеческого развития связан с повышением темпов экономического роста, а также с ростом экономической эффективности инвестиций в образовательный человеческий капитал. Оценка повышения устойчивости должна проводиться исходя из анализа экономического дохода индивида от тех или иных инвестиций в его человеческий капитал. Рост устойчивости человеческого развития является результатом повышения эффективности вложений в человеческий капитал. Экономический смысл повышения эффективности вложений в образовательный человеческий капитал, в свою очередь, предполагает повышение доходов индивидов, являющихся носителями того или иного уровня образовательного человеческого капитала. Устойчивость человеческого развития повышается при создании условий повышения прогнозируемой разности в пожизненных заработках тех, кто в результате образовательных инвестиций окончил учебное заведение, и тех, кто не пошел учиться дальше средней школы. и.

7. В современных условиях социально-экономическая политика России должна быть направлена на достижение важнейшей цели — повышение реального уровня и качества жизни населения. Необходимо жесткое увязывание пропорций экономического роста и роста уровня и качества жизни населения. Основа первоочередных мер правительства в области социальной политики должна связываться с повышением доходов населения страны путем увеличения зарплат, пенсий, социальных выплат. В современных условиях минимальная заработная плата должна быть (по крайней мере) равна прожиточному минимуму. При этом прожиточный минимум должен включать в себя весь спектр расходов потребителя. В него необходимо включать не только расходы на питание, одежду, предметы длительного пользования, но и затраты человека на налоги, платежи по страхованию, коммунальные платежи, затраты на оплату жилья.

8. Повышение социальной и экономической эффективности образовательной системы России является вторым условием достижения устойчивости человеческого развития. Создание экономически эффективного выпускника — вот главная цель модернизации системы образования России. Решение данной цели призвано обеспечить непрерывный процесс инновационного развития через формирование модели опережающего образования, определяющего социально эффективную экономику и экономически эффективное профессиональное накопление человеческого капитала, а как итог — устойчивое человеческое развитие страны.

Теоретическая и практическая значимость работы. Научные результаты, полученные в диссертации, направлены на оптимизацию человеческого развития в условиях современной России. Выполненное автором исследование представляет практические рекомендации по достижению Россией устойчивости человеческого развития. Система критериев устойчивости человеческого развития может применяться в общей системе оценки человеческого развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Идеи диссертации способствуют расширению перспективы теоретического исследования социально-экономических процессов человеческого развития России.

Теоретические и практические выводы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов «Социология», «Экономическая социология», «Экономика труда», «Социальное управление».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Содержание человеческого развития необходимо связывать с процессом обеспечения людей более широким выбором во всех аспектах человеческой жизни, главными из которых являются возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к трудовой деятельности, к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни.

Человеческое развитие в абстрактной форме представляет собой результат расширенного общественного воспроизводства. В результате последнего развивается человек как социальное существо, имеющее биологическую и социально-экономическую определенность в единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Развитие биологических свойств человека проявляется прежде всего в эволюции его физического облика. В процессе данной эволюции генетически развиваются физические и психические возможности человека. Развитие биологического человеческого потенциала представляет собой, с одной стороны, количественное (совокупный состав населения общества), с другой стороны, качественное (состояние здоровья людей) совершенствование совокупности членов общества. Биологические свойства человека — это определяющий системный элемент, создающий условия совокупного, а также социокультурного человеческого развития.

Развитие социально-экономических свойств людей проявляется прежде всего через совершенствование социально значимых личностных черт, уровня освоенных знаний, индивидуального опыта, социальных функций, развития самосознания индивидов. Социально-экономическое развитие человека предусматривает совершенствование поведения индивидуального человека, его сознания и уровня мышления. Социально-экономические свойства человека условно состоят из двух взаимосвязанных и взаимопроникающих системных форм: социокультурного потенциала — создающего условия возможностей человеческого выбора и профессионально используемых социокультурных человеческих свойств — реализацию профессиональных возможностей человеческого выбора. Сами по себе человеческие социально-экономические ценности, воплощенные в сознании людей, как и сама культура, являют собой лишь личностный социальный потенциал человека, который лишь при определенных условиях деятельного использования изменяет его профессиональный статус, превращается в профессиональные социально-экономические свойства индивида.

Человеческое развитие осуществляется циклично и может сопровождаться периодами как социального порядка и стабильности, так и социальными потрясениями и нарушениями. Причина внутренних социальных потрясений в современном обществе связана с несоответствием развивающейся социальной системы и структуры социально-культурных образований общества. Устранение социальных нарушений должно осуществляться через решение следующих социальных задач: совершенствование культурных ценностей общественных групп населения и тем самым совершенствования духовных и экономических стандартов жизнедеятельности членов обществаактивизация, единение, консолидация, совмещение и соответствие вышеуказанных жизненных стандартовмодернизация существовавшей социальной системы.

Человеческое развитие может осуществляться в устойчивой и неустойчивой формах. Неустойчивая форма человеческого развития нами связывается с некомплектностью и нестабильностью человеческого развития, отсутствием в развитии саморазвивающихся факторов, создающих стратегические перспективы долгосрочного развития.

Устойчивое человеческое развитие необходимо связывать с достижением постоянного экономического роста, который создает условия и направлен на достижение в настоящем и в будущем стабильного человеческого развития, определяющего формирование саморазвивающихся компонентов социально-экономической системы, при сохранении окружающей среды. Достижение главной цели устойчивого развития возможно при решении двуединой задачи: роста удовлетворения потребностей нынешнего поколения (без угрозы для будущих поколений расширенно удовлетворять свои потребности) и одновременного обеспечения относительной бесконфликтности существования социальной системы, сохранения среды проживания человека.

Устойчивое человеческое развитие определяет постоянное (бессрочное) и стабильное (неизменный во времени режим воспроизводства) совершенствование социальной системы, создающее условия перспективы последующего человеческого развития и саморазвития без кризисов, угрожающих его существованию. Кризисы социальных систем, как правило, возникают из-за недостаточности какого-либо ресурса или разрушения по какой-либо причине компонента или ряда компонентов социальной системы. При этом необходимо подчеркнуть, что устойчивым человеческое развитие становится тогда, когда социальная система за счет саморазвивающихся компонентов адаптивна к социальным изменениям и способна успевать ликвидировать социальные кризисы раньше, чем они нанесут ей непоправимые изменения, ставящие ее на грань существования. Для преодоления конфликтов и кризисных ситуаций социальная система должна находиться в состоянии постоянного совершенствования и саморазвития своих качеств (повышать интеллектуально-образовательный уровень работников, повышать профессионализм состава трудоспособного населения, повышать уровень производительности труда, состав полезного инновационного выхода, сокращать ресурсопотребление, быстрее и точнее реагировать на изменения, угрожающие существованию социальной системы).

Сущность термина «устойчивое человеческое развитие» двойственна. Во-первых, устойчивое человеческое развитие — это человеческое развитие, определяющее в конечном итоге динамичное формирование человеческого капитала, экономическое накопление которого способствует повышению темпов экономического роста в стране (что призвано создать экономические предпосылки роста темпов человеческого развития в будущем). Во-вторых, устойчивое человеческое развитие характеризуется постоянством и стабильностью процессов развития, оно определяет создание важнейших условий стабильного сохранения и развития человеческого потенциала как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Современное проявление устойчивости человеческого развития отражает ряд дополнительных сущностных характеристик: 1) это развитие, означающее достижение состояния некоторой предсказуемости изменений социальной системы (устойчивое равновесие), и ее движения (устойчивое движение) — 2) это развитие, предусматривающее существование внешних и внутренних сил, которые при малых отклонениях социальной системы от равновесного положения или от невозмущенной траектории движения адаптивно модернизируют систему, возвращая ее в исходное положение или к исходной траектории- 3) это развитие, осуществляемое в рамках предсказуемой социально-адаптивной социально-экономической политики государства, устанавливающей и строжайше контролирующей соблюдение правил, норм, принципов, исключающих отклонение от необходимой траектории устойчивого человеческого развития, — стратегия запрета, и управленческого контроля- 4) это развитие, ориентирующееся на создание механизмов социально-экономического саморазвития, а также механизмов, стимулирующих экономически значимое интеллектуально-образовательное развитие, автоматически возвращающее любую социальную систему к устойчивой траектории развития при возникновении малых отклонений от этой траектории (иными словами, предотвращающих их неуправляемое развитие — реализация стратегии интеллектуально-образовательной саморегуляции и социально-экономической адаптации).

Устойчивое человеческое развитие не отрицает временных внутренних социальных потрясений и развития социальных противоречий в современном обществе. Причина внутренних социальных потрясений в современном обществе связана с несоответствием развивающейся социальной системы и структуры социальных, культурных образований общества. Устранение социальных нарушений осуществляется в абстрактной форме по двум направлениям: 1) через совершенствование культурных ценностей общественных групп населения и тем самым совершенствования духовных и экономических стандартов жизнедеятельности членов общества- 2) через торможение и реанимацию ранее существовавшей социальной системы.

Важнейшей целью, а также важнейшим фактором устойчивого человеческого развития является человеческий капитал. Устойчивое человеческое развитие, ориентирующееся прежде всего на формирование динамично развивающегося деятельного потенциала населения, расширенное воспроизводство его экономически значимых биологических, интеллектуально-образовательных, профессиональных потенциальных свойств. Основным источником устойчивости (позволяющим обществу существовать длительное время, стабильно обновляться и находить инновационные пути развития) являются социально-экономические адаптационные деятельные возможности населения (в том числе и прежде всего в профессионально-трудовой сфере). Социально-экономический адаптационный деятельный потенциал населения можно считать одним из компонентов, или, точнее, одной из проекций, человеческого потенциала, — такой же, как политический потенциал, популяционный потенциал, психологический потенциал, личностный потенциал и т. п. При этом социально-экономический адаптационный деятельный потенциал населения условно можно разделить на биологический и интеллектуально-образовательный адаптационный деятельный потенциал. Устойчивое человеческое развитие возможно тогда и только тогда, когда общество оптимально сконцентрировано на развитии биологического и интеллектуально-образовательного адаптационного потенциала, что в конечном итоге означает нацеленность человеческого развития на потенциал, максимально приспособленный накапливаться в форме общественного человеческого капитала. Наиболее значимые общественные условия устойчивого человеческого развития следующие: всеобщее обеспечение прав человека, достижение роста уровня жизни и благосостояния, социального равенства профессиональных возможностей, реализация инновационных вложений в ускорение человеческого развития на уровне организации, региона, общества в целом.

Социальное равенство профессиональных возможностей предполагает, что население независимо от своей классовой, возрастной, национальной, расовой, родовой принадлежности должно иметь равные права в возможности достижения желаемого социального положения. Данный принцип раскрывает не традиционно понимаемое в научной литературе равенство в отношении богатства или дохода. Здесь равенство имеет контекст социального доступа индивидов к труду, образованию и здравоохранению. И уже через доступ к получению возможностей здорового образа жизни, к образовательной квалификационной подготовке обеспечивается человеческое развитие. Социальное равенство возможностей предполагает только возможный доступ через систему здравоохранения и образования к распределению богатств, доходов и выгод. Но данный принцип далек от идеи уравниловки в распределении конечных результатов общественного воспроизводства, который провозглашается идеологами социализма и коммунизма.

Критерии повышения устойчивости человеческого развития имеют системное проявление: социально-экономические (рост уровня и качества жизни населения, динамика накопления человеческого капитала), социальные (прогрессивные изменения социально-профессиональной структуры общества), экономические (темп экономического роста, рост экономической эффективности инвестиций в образовательный человеческий капитал).

Социологические показатели устойчивого человеческого развития должны быть сосредоточены не на промежуточных социально-экономических расчетах индексов и распределения валового внутреннего продукта, а должны отражать конечные социальные изменения в обществе. Через призму социальной оценки устойчивое человеческое развитие — это процесс социальной реализации роста уровня жизни людей и расширения возможностей человеческого выбора в процессе их жизнедеятельности. В конечном итоге человеческое развитие приводит к положительным социальным структурным сдвигам, осуществляющимся циклично и отражающим существенные качественные изменения в системе профессионального труда членов общества.

Социально-экономические критерии повышения устойчивости человеческого развития связаны с ростом уровня и качества жизни населения, а также с положительной динамикой накопления человеческого капитала.

Рост уровня и качества жизни населения представляет собой горизонтальную флуктуацию устойчивости человеческого развития, он расширяет социально-экономические возможности человеческого выбора, представляет собой расширение возможностей реализации усилий людей в процессе их жизнедеятельности. Рост уровня и качества жизни населения определяет вектор развития человека в текущем и стратегическом долгосрочном временных периодах: рост возможностей развития социальных потребностей людейрост количественных и качественных показателей продолжительности жизниосвоение знаний и получение образования.

Динамика трудового накопления человеческого капитала представляет собой вертикальную флуктуацию устойчивости человеческого развития. Социально-экономическое развитие человека осуществляется в процессе профессионального использования совершенствующихся потенциальных человеческих свойств. Сами по себе человеческие социально-экономические ценности, воплощенные в сознании людей, как и сама субъективная культура, являют собой лишь личностный социальный потенциал человека, который только при определенных условиях трудового использования изменяет его профессиональный статус, превращается в профессиональный человеческий капитал индивида. Профессиональное накопление человеческого капитала, в свою очередь, обеспечивает человеку дополнительные доходы, карьерный рост, создает условия устойчивости его развития в будущих временных периодах.

Основной социальный критерий роста устойчивости человеческого развития связан с прогрессивными изменениями в социально-профессиональной структуре общества. Наиболее значимые параметры конечной социальной оценки устойчивости человеческого развития связаны с положительными изменениями в составе социальной структуры населения, что призвано отразить сокращение безработицы, повышение профессионализма, количественный и качественный рост высших профессиональных и сокращение низших профессиональных слоев общества.

Основной экономический критерий устойчивости человеческого развития связан с повышением темпов экономического роста, а также с ростом экономической эффективности инвестиций в образовательный человеческий капитал. Оценка повышения устойчивости должна проводиться исходя из анализа экономического дохода индивида от тех или иных инвестиций в его человеческий капитал. Рост устойчивости человеческого развития является результатом повышения эффективности вложений в человеческий капитал. Экономический смысл повышения эффективности вложений в образовательный человеческий капитал, в свою очередь, предполагает повышение доходов индивидов, являющихся носителями того или иного уровня образовательного человеческого капитала. Устойчивость человеческого развития повышается при создании условий повышения прогнозируемой разности в пожизненных заработках тех, кто в результате образовательных инвестиций окончил учебное заведение, и тех, кто не пошел учиться дальше средней школы.

В результате анализа данных Госкомстата можно сделать вывод, что период реформ в России повлек за собой значительное снижение реальных доходов большинства населения. Одновременно усиливалось социальное расслоение в обществе. Обеднение основной части населения происходило на фоне одновременного роста богатства меньшинства. Население России оказалось предоставлено само себе после того, как государственные предприятия вошли в стадию глубокого трансформационного кризиса и прекратили социальные выплаты. К факторам, в наибольшей степени определяющим снижение уровня жизни населения России автор относит: низкий уровень оплаты трударост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы.

Резкое понижение уровня оплаты труда выступает мощным тормозом человеческого развития, что, в свою очередь, не создает условий для перехода к экономическому росту, активизации процессов социального саморазвития. Сегодня минимальная заработная плата в России не может обеспечить не только простого воспроизводства работника и его семьи, но и не создает социально-экономических условий для биологического выживания последних.

Для комплексного преодоления негативной тенденции по ухудшению объективных социально-экономических условий человеческого развития в России требуется выработка государственной программы повышения уровня и качества жизни. Постепенное улучшение данных показателей не только снимет социальное напряжение в обществе, но и создаст социально-экономические предпосылки реализации человеческого развития по всему спектру социальных флуктуаций. В современных условиях стратегическая программа развития страны должна вмещать в себя важнейший раздел социальной политики, направленный на повышение уровня жизни населения. Основа первоочередных мер правительства в области социальной политики должна связываться с повышением доходов населения страны путем увеличения зарплат, пенсий, социальных выплат. В современных условиях минимальная заработная плата должна быть (по крайней мере) равной прожиточному минимуму. При этом прожиточный минимум должен включать в себя весь спектр расходов потребителя. В него необходимо включать не только расходы на питание, одежду, предметы длительного пользования, но и учитывать затраты на налоги, платежи по обязательному страхованию, коммунальные платежи, затраты на оплату жилья.

В современных условиях образовательные институты общества представляют собой связующее звено и одновременно передаточный механизм, соединяющий образовательное потенциальное развитие населения, квалификационную образовательную подготовку и квалификационную структуру общества.

Общественное развитие предполагает формирование новых совокупно общественных и внутриорганизационных потребностей образовательного развития общества в целом, а также квалификационной подготовки человеческих ресурсов, задействованных в различного рода коммерческих и некоммерческих организациях. По своей сути, образовательные институты представляют собой комплекс, обеспечивающий проектирование и развитие социальной профессиональной системы общества. Необходимо констатировать, что современное общественное развитие приводит к процессам динамичного систематического повышения потребностей в образовательном развитии человека. Данный процесс сопровождается рядом тенденций.

1. Происходит широчайший охват населения новыми квалификационными признаками, базирующимися на системном среднем образовании. Последнее, по сути, становится всеобщим в современных развитых странах. Среднее образование реализует двойственную цель — готовит учащихся к профессиональному труду низкой квалификации, а также готовит их для поступления в высшие учебные заведения.

2. Кумулятивное воздействие высшего образования на всю жизнедеятельность человека все более усиливается новыми возможностями, которые открывают новые информационные и коммуникационные технологии, расширяют доступ к трудовому совершенствованию. Развитие информационных технологий создания, обработки, хранения и передачи знания в перспективе призваны расширить как общественную потребность, так и доступ к получению квалификации на основе высшего образования. В развитых странах в современных условиях зарождается тенденция к превращению высшего образования во всеобщее образование квалификационной подготовки населения. Данная тенденция будет осуществляться в относительно долгосрочном периоде. В ближайшей перспективе она реализуется на практике в воздействии вузовской системы на человеческие ресурсы общества через систему стационарной переподготовки кадров. Каждый работающий индивид общества должен будет проходить системную переподготовку в рамках высших учебных заведений через определенный временной период времени. Со временем данные курсы переподготовки будут давать все более разнообразный комплекс знаний. Они будут все более индивидуализированными. Временной период между ними будет все время сокращаться. Данная тенденция в перспективе должна привести к всеобщему переходу общества к всеобщему обязательному высшему квалификационному образованию.

3. Изменяется квалификационно-образовательная оценка развития человеческих ресурсов. В современных условиях не один из уровней квалификационно-образовательной подготовки не может считаться завершающим и окончательным. Каждый уровень образования нуждается в системе переподготовки и повышении квалификации.

4. Формальное образование заключается не только в практическом и теоретическом обучении, но и в усвоении образа жизни человека вообще и профессионального образа жизни в частности. Ведь профессия и образование определяют как содержание всякой деятельности, так и образ жизни людей.

5. Образовательные социальные институты все в большей степени через влияние на профессиональную деятельность и образ жизни человека определяют его социальный статус.

В результате анализа параметров образовательного развития населения России, необходимо отметить, что современные условия ставят перед системой образовательных институтов задачу одновременного осуществления деятельности в двух направлениях: подготовки высокопрофессиональных специалистов для осуществления трудовой деятельности (необходим выпуск специалистов, способных найти работу по специальности) и ведения интенсивной переподготовки работающих субъектов (необходимо достичь высокой динамики карьерного роста работающего населения страны). Социальные образовательные институты в современных условиях вынуждены решать задачу введения одновременных краткосрочных образовательных курсов и сохранения программ классического типа. При этом осуществляется динамичное адаптирование квалификационного потенциала и развивающихся общественных потребностей в высококвалифицированных специалистах.

Образовательные системы, учебные курсы переподготовки и повышения квалификации должны систематически подвергаться совершенствованию и развитию. Они должны диверсифицироваться, становиться гибче относительно спроса на образовательные услуги, отражать тенденции развития квалификационных потребностей на рынке труда, а в перспективе выходить на предвосхищение данных потребностей и регулирование их развития. Особенность современного этапа развития образовательных социальных институтов заключается в превращении его в систему непрерывного образовательного развития человека. Образовательная система должна стать вседоступной и осуществлять образовательное воздействие на человека на протяжении всей его жизни.

В условиях современной России повышение эффективности образовательного человеческого развития объективно должно привести к положительным структурным сдвигам в профессиональной структуре общества. Рост социальной эффективности образования призван осуществить квалификационные структурные сдвиги как внутри организаций (внутренние структурные квалификационные сдвиги), так и в рамках системы общественного развития в целом (внешние квалификационные структурные сдвиги).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. О развитии университетского образования в России (17 241 917) // История. Общество. Личность. Саратов, 1993.
  2. К.А. Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов: Годовой доклад о работе ООН за 1999 год. Нью-Йорк, 2000.
  3. А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда? // Социологические исследования. 1999. № 3.
  4. Е.Г. Мониторинг социально-трудовой сферы РФ (1992−1994 г. г.) // Социологические исследования. 1995. № 9.
  5. И.К. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. М., 1857.
  6. Т.М. Формирование организационной культуры инновационного типа. Саратов, 2004.
  7. Г. В., Беляков С. А. Формирование организационно-экономического механизма деятельности вузов в условиях рыночной экономики // Вуз и рынок. М., 1994. Кн. 3, ч. 2.
  8. A.B. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. 1997. № 1.
  9. Бедность в переходный период // ПРООН, Региональное бюро по странам Европы и СНГ, Нью-Йорк, 1998.
  10. Бедность в России. Государственная политика и реакция населения / Под ред. Дж. Клугман. Вашингтон, Всемирный банк, 2002.
  11. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. Московский центр Карнеги, Научные доклады, 1998. Вып. 24.
  12. A.B., Пушкаренко A.A. К вопросу о региональной миссии университета // Университеты России: проблемы регионализации. Ростов н/Д., 1994.
  13. H.A. О назначении человека. Париж, 1931.
  14. В. О программе повышения уровня и качества жизни // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6.
  15. И., Попов С. «Утечка умов» и будущее российской науки // Alma mater. 1993. № 2.
  16. Э. Интеллектуальный капитал. СПб., 2001.
  17. Ю.Г. Проблемы формирования человеческого капитала в России. Саратов, 2000.
  18. Ю.Г. Производство человеческого капитала. Саратов, 1998.
  19. Ю.Г. Социологическая концепция человеческого капитала. Саратов, 2000.
  20. Ю.Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект. Саратов, 1999.
  21. С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2.
  22. Н.П., Урсул А. Д. Ориентиры опережающего образования // Социологические исследования. 2000. № 5.
  23. А. К вопросу о социологии государства и культуры / Культурология. XX век: Антология. М., 1995.
  24. М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  25. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
  26. Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 года в Вене. М., 1994.
  27. В.И. Затратно-компенсационные модели трудового поведения // Социологические исследования. 1993. № 2.
  28. H.A. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998.
  29. A.A. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. М., 1979.
  30. Л.Г. Учителя готовить по-новому: о подготовке педагогических кадров в университетах // Пути совершенствования образовательной школы. Саратов, 1992.
  31. В.П. Проблемы обновления содержания университетского образования // Пути повышения качества подготовки специалистов. Тверь, 1993.
  32. О.И., Носов H.A., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала // Человек. 1996. № 4.
  33. .С. Культура памяти на пороге третьего тысячелетия // Педагогика. 2000. № 2.
  34. И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // Социальные исследования. 2000. № 4.
  35. И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.
  36. И.А. Проблема кризиса общества и культуры в социологии Питирима Сорокина // Российская социология. Историко-социологичес-кие очерки. М., 1997.
  37. В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды. Итоги науки. Т. 7. М., ВИНИТИ, 1990
  38. Л.Е. Роль профессиональных навыков преподавателя в современном вузе // Новые подходы в организации учебного процесса в университете. Якутск, 1993.
  39. Ю.Н. Веберовская социология капитализма // Социологические исследования. 1994. №№ 8−9, 10.
  40. Декларация о праве на развитие. Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года. М., 1987.
  41. Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями // Информационный бюллетень МИД РФ. 2002. 5 июня.
  42. М.Е. Школа и вуз: преемственность или обособленность? // Социологические исследования. 2000. № 6.
  43. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.
  44. В.И., Кухтевич Т. Н. Социальные конфликты в высшей школе России (1989−1993 гг.) // Социально-политический журнал. 1994. № 6.
  45. Доклад по человеческому развитию. ООН. 2000.
  46. O.P., Овсянников А. Ректор // Высшее образование в России. 1994. № 3.
  47. Л.И. Управление человеческими ресурсами. Саратов, 1999.
  48. B.C. Из опыта подготовки профессиональных консультантов в России // Социологические исследования. 1996. № 5.
  49. B.C. Инновационный метод: новая парадигма науки и практики // Социологические исследования. 1996. № 7.
  50. Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
  51. Э. Ценностные и реальные суждения / Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995.
  52. Е. Новые подходы к университетскому экономическому образованию // Российский экономический журнал. 1993. № 8.
  53. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994.
  54. .С. Социальная культурология. М., 1996.
  55. В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о человеческом потенциале // Социологические исследования. 1996. № 4.
  56. H.H. Модернизация и хозяйственная культура (Концепция М. Вебера и современные теории развития) // Социологические исследования. 1997. № 4.
  57. H.H. Социокультурные основы хозяйственной деятельности // Социологические исследования. 1994. № 8−9.
  58. Ю.А., Касаткина Н. Э., Чурекова Т. М. Проблемы организации университетских центров непрерывного образования // Высшая школа России. М., 1993.
  59. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6.
  60. А.Е. Продолжительность жизни, свободной от инвалидности, в России и за рубежом: проблемы сравнительного анализа // Социологические исследования. 2000. № 12.
  61. В.П. Пути развития и проблемы региональных университетов // Марийский археографический вестник. 1993. № 3.
  62. В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917−996 гг.: Опыт конструктивистско-структурали-стского анализа. Сыктывкар, 1996.
  63. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб., 1996.
  64. Индекс человеческого развития / Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Б. Баркалова, С. Ф. Иванова М., 1998.
  65. B.JT. Непрерывное развитие системы образования // Образование в регионах России и СНГ. 2000. № 1.
  66. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
  67. А.И. Нематериальное накопление. М., 1989.
  68. Н.Э., Невзоров Б. П. Проблемы разработки организационной структуры многоуровневой системы высшего образования // Высшая школа России. М., 1993.
  69. Р.Я., Зинченко В. Я., Грандберг И. И. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  70. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Часть 2: Человек и культура. Лондон, 1945.
  71. В.Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования // Университеты России: проблемы регионализации. Ростов н/Д., 1994.
  72. Г. И., Мухетдинов Н. М. Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы // Российский экономический журнал. 2000. № 7.
  73. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) // Социологические исследования. 1995. № 1.
  74. E.H. Синегргетический вызов культуре / Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. М., 2000.
  75. JI.A. Функции социального конфликта / Современная зарубежная социология: (70−80-е годы) / Под ред. Н. П. Поляковой, JT.B. Гирко. М., 1993.
  76. Ю.С., Юрков A.M. Новые подходы к системе территориальной организации университетского образования и рынок труда // Университеты России: проблемы регионализации. Ростов н/Д., 1994.
  77. Корнелиус ван дер Верф. Нидерланды: муниципальная политика по преодолению бедности // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.
  78. В. Здоровье населения и здравоохранение России // Российский экономический журнал. 1995. № 4.
  79. Т.А. Совершенствование контроля знаний как условие перестройки высшей школы / Вопросы обучения и воспитания в вузе. Томск, 1992.
  80. В.М. Сохранение биосферы —основа устойчивого развития общества // Вестник РАН, 1994. № 8.
  81. А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997. о
  82. А., Хендшель И., Уодон К. Измерение и анализ бедности. Рабочие доклады // Poverty Reduction Strategy Sourcebook: Chapters and Related Materials, Всемирный банк, 2002 // www. poverty, worldbank. org / files/ 11 026 dataru. pdf
  83. B.H. Безопасность через развитие. M., 2000.
  84. К.И. Целевая индивидуальная подготовка специалистов в вузах. М., 1992.
  85. Jla Салль Ж., Лефшец С. Исследование устойчивости прямым методом Ляпунова. М., 1964.
  86. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3.
  87. В., Руткевич М. Интеллектуальный потенциал России // Наука.1999. № 3.
  88. В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2000.
  89. К.М. Общественные, коллективные и личные потребности. М., 1986.
  90. Н.П., Балашов В. А. Научно-методические проблемы подготовки кадров в системе университетского образования / Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе. Саранск, 1993.
  91. Д. Человеческий фактор и производство // Социологические исследования. 1995. № 1.
  92. С. Япония: государственная политика в области образования // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.
  93. К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. М., 1979.
  94. К. Критика политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 46, ч. II.
  95. Материалы международная конференция по народонаселению и развитию. Каир, сентябрь 1994 года.
  96. Материалы международной межправительственной конференции: Саммит тысячелетия. Нью-Йорк, сентябрь 2000 года.
  97. Материалы международных межправительственных конференций: Всемирный саммит по вопросам социального развития. Копенгаген, март 1995 года.
  98. Материалы Представительства ПРООН в РФ. М., 2001.
  99. О. Экономически активное население как объект социального менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6.
  100. Мировой доклад ПРООН о развитии человека за 2002 год.
  101. Многоступенчатое университетское географическое образование / Касимов Н. С., Дьяконов К. Н., Гладкевич Г. И. и др. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1993. № 1.
  102. М.А. Бедность: взгляд ученых на проблему. М., 1994.
  103. H.H. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода // Энергия. 1996. № 9.
  104. Мониторинг уровня жизни населения Российской Федерации. Бюллетень № 2 // ФНПР, Академия труда и социальных отношений, 2000.
  105. И.Б. О здоровье населения в современной России // Социологические исследования. 1998. № 11.
  106. В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11.
  107. О. Студенты и преподаватели на волнах перестройки // Высшее образование в России. 1995. № 1.
  108. О мотивационных структурах и социальных ресурсах общества / Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990.
  109. Обратить реформы на благо всех и каждого: бедность и неравенство в странах Европы и Центральной Азии. Всемирный Банк, 2001
  110. Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Б. Баркалова, С. Ф. Иванова. М., 1998.
  111. Р. Катехизис нового нравственного мира // Деборин А. Книга для чтения по истории философии: В 2 т. М., 1925. Т. 2.
  112. М.П., Турченко В. Н., Копытов А. Д. Стратегия развития образовательного пространства региона // Педагогика. 2000. № 2.
  113. Т. Социальная система. М., 1951.
  114. Т., Шилз Э. К общей теории действия. М., 1951.
  115. . Из «Мыслей» // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI—XVIII вв.еков. Л., 1987.
  116. У. Экономические и статистические работы. М., 1940.
  117. А. Человеческие качества. М., 1980.
  118. .Н. Человек университета // Aima mater. 1993. № 2.
  119. Показатели уровня человеческого развития: роль в формировании экономической и социальной политики в России. Материалы круглого стола Совета Федерации. М., 1999.
  120. Предложения к стратегии содействия сокращению бедности в России: анализ и рекомендации. Тематическая группа ООН по проблемам бедности. Вып. 1. Издание бюро МОТ в Москве, 2002.
  121. Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ВС РФ. 2001.
  122. Программа развития ООН «Новые аспекты процесса развития человека», 1994.
  123. А.И. Теория действия С. Вивекананды // Социологические исследования. 2000. № 1.
  124. Раджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира. Перспективы // Вопросы образования. 1993. № 1.
  125. A.A. Анализ ситуации с бедностью в России. Аналитический доклад. М., 2000.
  126. А.И. Демографическое будущее развитых обществ: между детерминизмом и свободой выбора // Социологические исследования.1999. № 3.
  127. Ф. Условия жизни в России // Социологические исследования.2000. № 3.
  128. Российский регион как объект комплексных научных исследований / Под ред. Э. Г. Баландиной и др. Волгоград, 2000.
  129. М. Деградация человеческого потенциала. М., 2001.
  130. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  131. В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.
  132. Т.С., Сарбасова А. К. Теории благосостояния и качества жизни / Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы. 1998. № 7.
  133. В.Ф., Семенов В. Г. Университеты России как центры федерального влияния на экономику регионов // Развитие университетов в условиях рыночной экономики. М., 1994.
  134. B.C. Структурная и содержательная реформа университетского образования России // Современные проблемы университетского образования. Волгоград, 1993.
  135. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  136. П. Социальная стратификация и мобильность / Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  137. П.А. Система социологии. В 2 т. Т. 2. Социальная аналитика. Учение о строении сложных социальных агрегатов. М., 1993.
  138. Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Госкомстат РФ. 2000.
  139. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 4.
  140. Дж. Структура социологической теории. Пер. с англ. / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1985.
  141. B.C. Высшая школа в условиях рыночной экономики / Экономическая реформа и рынок в России. М., 1993.
  142. А.Д. Философия науки и концепция устойчивого развития // Философия науки. 2000. № 2.
  143. А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие // Безопасность Евразии. 2001. № 1.
  144. А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. М., 1998.
  145. А.Д., Романович A.A. Безопасность и устойчивое развитие: фило-софско-концептуальные проблемы. М., 2001.
  146. Человек и его место в мире / Мир философии. М., 1991.
  147. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода/ Под ред. И. Т. Фролова. М., 1999.
  148. Человеческое развитие / Под общ. ред. проф. В. П. Колесова и Т. Мак-кинли. М., 2000.
  149. Н.И. Система трудового потенциала работника // Социологические исследования. 1999. № 3.
  150. В. Теоретическая социология в России: проблемы и решения // Общество и экономика. 1999. № 3−4.
  151. В. Ценность и цена университетского образования // Свободная мысль. М., 1995. № 7.
  152. Биологическое проявление устойчивости человеческого развития
  153. Интеллектуально-образовательный человеческий капитал как фактор устойчивого человеческого развития
  154. Интеллектуально-образовательный социально-экономический потенциалчеловека1
  155. Качественная характеристика 1
  156. Интеллектуальное развитие Образовательное развитие Освоение социальных норм и функций
  157. Владение разнообразными видами и формами социальной деятельности1
  158. Количественная характеристика 1
  159. Дошкольное образование Среднее образование Средне-специальное образование Незаконченное высшее образование Высшее образование Послевузовское образование
  160. Профессионально используемый интеллектуально-образовательный человеческий капитал (личностные свойства человека, задействованные в его трудовой деятельности в целях получения дохода)1
  161. Количественная характеристика1
  162. Дошкольное образование Среднее образование Средне-специальное образование Незаконченное высшее образование Высшее образование Послевузовское образование1
  163. Качественная характеристикаI
  164. Формирование человеческого капитала как показатель устойчивостичеловеческого развития1. Население1
Заполнить форму текущей работой