Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика ценностей и образа Я представителей субкультуры: На примере клубов самодеятельной песни — КСП

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, в нашем диссертационном исследовании был изучен процесс трансформации социальной идентичности представителей субкультуры. Динамика социальной идентичности рассмотрена как сложный многоаспектный процесс, в качестве основных коррелятов которого мы рассматривали трансформацию представлений о себе и изменения индивидуальной системы ценностей под влиянием ценностей группы. Работа вносит вклад… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Динамика ценностей и образа Я в процессе трансформации социальной идентичности личности
    • 1. 1. Социальная идентичность личности. Динамика социальной идентичности
      • 1. 1. 1. Основные подходы к пониманию социальной идентичности личности
      • 1. 1. 2. Современные представления о соотношении социальной и личностной идентичности
      • 1. 1. 3. Исследования процессов трансформации социальной идентичности
    • 1. 2. Динамика ценностей в процессе становления социальной идентичности личности
      • 1. 2. 1. Традиции изучения ценностей в социальной психологии
      • 1. 2. 2. Социальные и личностные ценности в контексте становления социальной идентичности личности
  • Глава 2. Социально-психологические характеристики субкультурной группы
    • 2. 1. Субкультура как культура социальной группы
    • 2. 2. Субкультура как результат дифференциации развитых национальных культур
    • 2. 3. Возможности изучения социально-психологических характеристик субкультурных групп
    • 2. 4. Социально-психологические характеристики группы носителей субкультуры КСП
  • Глава 3. Исследование динамики ценностной структуры и образа Я у представителей субкультуры КСП (Клубов самодеятельной песни)
    • 3. 1. Программа исследования
    • 3. 2. Описание и анализ результатов исследования
      • 3. 2. 1. Характеристики выборки
      • 3. 2. 2. Индивидуальные и групповые ценности носителей субкультуры КСП
      • 3. 2. 3. Динамика ценностей и образа Я в процессе становления социальной идентичности члена субкультурной группы
      • 3. 2. 4. Особенности идентичности носителей субкультуры в зависимости от актуальных для них функций группы
    • 3. 3. Обсуждение результатов
  • Выводы

Динамика ценностей и образа Я представителей субкультуры: На примере клубов самодеятельной песни — КСП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Реалии современного общества, такие как тенденции интеграции и глобализации, высокая социальная мобильность членов общества, бурное развитие средств коммуникаций, развитие межкультурных контактов и т. д., приводят к тому, что современный человек оказывается погружен в крайне сложную социальную среду. Поэтому вопросы становления социальной идентичности, поиска своего места в этом многообразии социальных групп, общностей, культур остаются крайне актуальными для научного исследования и осмысления. Не случайно эта тематика не теряет своей популярности в современных социально-психологических, социологических, возрастно-психологических исследованиях. Наиболее часто предметом изучения становятся возрастное развитие идентичности личности, а также процессы становления отдельных видов идентичности — этнической, тендерной, профессиональной и др.

Современная социальная среда характеризуется не только сложной структурой и мйогообразием составляющих групп и общностей, но и появлением новых критериев дифференциации общества. Как отмечают исследователи, в современном мире увеличивается значимость культурной дифференциации общества в противовес традиционной социальной дифференциации. Распадаются системы стратификации, заданные объективными социальными критериями, вместо подчинения традициям своей социальной группы человек волен выбирать из многообразия жизненных стилей. Культура становится самостоятельным фактором социальных изменений и социальной дифференциации. Достаточно ярко эти процессы проявляются в современной России. Это вызвано специфической ситуацией происходящих в нашем обществе социальных изменений. С ослаблением единой унифицированной системы норм и ценностей советского общества появилась тенденция бурного роста многообразных субкультурных групп, объединений, движений. Изучение субкультурных явлений является достаточно традиционной темой в социологии. В социальной психологии личность в контексте субкультурной группы редко становятся объектом исследования. В то же время членство в такой группе в структуре идентичности личности в некоторых случаях может занимать более значимое место, чем «традиционные» социальные идентификации (семейные, профессиональные, национальные и др.). На данный момент в социальной психологии мы не обнаружили исследований, позволяющих проследить закономерности динамики социальной идентичности личности в процессе включения в субкультурную группу. Неизвестно, как со временем, на разных этапах длительного пребывания в субкультурной среде изменяется степень включенности индивида в группу, какова динамика его самовосприятия, как члена данной субкультурной группы, как изменяется индивидуальная система ценностей члена группы под влиянием групповых ценностей, т. е. каковы закономерности трансформации социальной (групповой) идентичности члена субкультурной общности.

Таким образом, наше исследование было направлено на изучение динамики ценностной структуры и образа Я в процессе становления социальной идентичности членов субкультурной группы КСП (Клубов самодеятельной песни).

Цель работы. Изучение закономерностей трансформации социальной идентичности представителей субкультуры в процессе включения и пребывания в субкультурной группе. Задачи работы:

1. ' Теоретический анализ современных представлений о процессе трансформации социальной идентичности.

2. Анализ специфики условий становления социальной идентичности в субкультурной группе (по результатам социологических и психологических исследований).

3. Выявление структуры индивидуальных и групповых ценностей носителей субкультуры КСП.

4. Изучение закономерностей трансформации социальной идентичности представителя субкультуры через анализ динамики его ценностной структуры и представлений о себе.

5. Выявление основных функций группы для носителей субкультуры.

6. Выявление особенностей социальной идентичности представителя КСП в зависимости от актуальности для него тех или иных функций группы.

Объект исследования. Трансформация социальной идентичности члена субкультурной группы.

Предмет исследования. Динамика ценностной структуры и образа Я в процессе трансформации социальной идентичности члена субкультурной группы.

Гипотезы исследования:

1. С увеличением стажа пребывания в субкультурной группе у представителей субкультуры происходит становление социальной идентичности, выражающееся в формировании представления о себе как о члене группы и сопровождающееся принятием групповых ценностей.

Частные гипотезы:

1) С увеличением стажа пребывания в группе увеличивается степень субъективной включенности в группу;

2) С увеличением стажа пребывания в группе образ Я и образ группы в когнитивной структуре респондентов сближаются;

3) С увеличением стажа пребывания в группе в образ Я респондентов включаются самохарактеристики, связанные с групповым членством.

4) С увеличением стажа пребывания в группе возрастает степень принятия групповых ценностей в качестве индивидуальных;

2. Субкультурная группа является полифункциональным образованием для ее членов. Члены группы, ориентированные на различные функции группы, будут различаться особенностями социальной идентичности как представителей КСП.

Положения, выносимые на защиту:

1. Динамика социальной идентичности члена субкультурной группы может быть описана с помощью четырех взаимосвязанных критериев: 1) степень включенности в группу по субъективной оценке респондента (декларируемая идентичность), 2) слияние образа Я с образом группы, 3) включение в структуру идентичности самохарактеристик, связанных с групповым членством, 4) близость индивидуальных ценностей к ценностям группы. Начальный этап становления групповой идентичности характеризуется быстрым появлением декларируемой идентичности, а также сильной идентификацией с образом группы. В процессе становления идентичности степень идентификации с образом группы снижается. На поздних стадиях пребывания в группе основным механизмом поддержания социальной идентичности является принятие индивидом групповых ценностей. О сформированной социальной идентичности представителя субкультуры КСП в нашем исследовании можно говорить лишь на поздних этапах пребывания в группе, когда в структуру идентичности респондентов входят ролевые характеристики, связанные с их групповым членством, кроме того эти характеристики обладают высокой значимостью.

2. Идентификация с образом субкультуры (приписывание себе групповых характеристик) и принятие субкультурных ценностей являются двумя различными механизмами поддержания групповой идентичности. На первых этапах вхождения в субкультуру в большей степени «срабатывает» механизм идентификации, затем большее значение начинает играть сближение индивидуальной системы ценностей с групповыми.

3. Характер соотношения подструктур социальной и личностной идентичности зависит от стадии формирования социальной (групповой) идентичности. На начальном этапе активного становления идентичности существует определенный антагонизм между социальной и личностной идентичностью. Поскольку полное отождествление себя с группой, приписывание себе групповых черт, препятствует актуализации представлений о себе как уникальной личности. На поздних этапах пребывания в группе, при высоком уровне сформированности групповой идентичности, социальная и личностная идентичность не являются антагонистичными подструктурами. В этом случае индивид обладает хорошо интегрированным Я-образом, дифференцированным от образов своих групп членства. В то же время его характеризует и высокий уровень сформированности социальной идентичности, как представителя субкультуры.

4. Особенности социальной идентичности члена субкультурной группы связаны с тем, какие функции группы наиболее актуальны для него. Респонденты, для которых принадлежность к КСП обеспечивает событийную насыщенность и осмысленность жизни, демонстрируют высокую степень сформированности социальной идентичности «Я — как представитель КСП», при определенном антагонизме социальной и личностной подструктур идентичности. Респонденты, основной функцией группы для которых выступает возможность самореализации, также демонстрируют хорошо сформированную идентичность как представителей КСП. В то же время, круг их идентификаций в других сферах более широк. Респонденты, определившие для себя основную функцию КСП как досуговую, находятся, по-видимому, на стадии диффузии идентичности.

Методы и методики исследования:

В ходе исследования использовались качественные и количественные методы сбора данных. Исследование динамики ценностной структуры и образа Я у носителей субкультуры КСП на разных этапах пребывания в субкультурной группе состояло из трех этапов:

1. На предварительном этапе исследования, целью которого было выявление ряда социально-психологических характеристик группы носителей субкультуры КСП, проводилась серия экспертных интервью [С.А.Белановский, 1993; В. А. Ядов,.

1998]. Примерные вопросы интервью приведены в приложении (Прилож.1).

2. Основной этап исследования представлял собой анкетный опрос. В пакет вошли следующие методики:

Опросник Ш. Шварца [S.H.Schwartz, W. Bilsky, 1990] (в адаптации О. А. Тихомандрицкой, Е. М. Дубовской — [О.А.Тихомандрицкая, Е. М. Дубовская,.

1999]) со стандартной инструкцией (Прилож. 2-а). С его помощью проводилось изучение индивидуальных ценностей респондентов.

Опросник Ш. Шварца с модифицированной инструкцией (Прилож.2-б) использовался для изучения групповых ценностей носителей субкультуры.

— Методика «20 ответов» [М.Кун, Т. Мак-Партленд, 2000] была направлена на выявление степени сформированности социальной идентичности членов субкультурной группы.

— Методика семантического дифференциала [В.Ф.Петренко, 1997], использовалась для изучения особенностей представленности в когнитивной структуре респондента следующих шести объектов: «Я», «КСП», «КСП в 70-е гг.», «Я на слете», «Моя профессиональная деятельность», «Я каким я хотел бы быть». В инструкции респондентам предлагалось оценить вышеперечисленные объекты по 18 биполярным шкалам (Прилож.З).

— Кроме того, в пакет методик вошла анкета (Прилож.4), направленная на выявление социально-биографических данных, степени участия в жизни группы (посещение мероприятий, круг общения и т. д.), субъективной оценки своей включенности в группу. Также в анкете мы использовали открытый вопрос — неоконченное предложение «Для меня КСП — это.», с целью выявить, какие функции группы наиболее значимы для респондентов.

3. На заключительном этапе исследования была проведена серия из десяти глубинных интервью [О.Кернберг, 2002; О. Т. Мельникова, 2003], для уточнения и интерпретации данных, полученных в ходе анкетного опроса. Примерные вопросы интервью приведены в приложении (Прилож.5).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественной социальной психологии описаны закономерности трансформации социальной идентичности члена субкультурной группывыделены два механизма становления и поддержания групповой идентичности — идентификация с образом группы и принятие групповых ценностей, и показано, что вклад каждого из этих механизмов в становление групповой идентичности различен на разных этапах пребывания в группепоказано, что особенности идентичности члена субкультурной группы взаимосвязаны с функциями группы, наиболее актуальными для этого индивида.

Теоретическая значимость работы обусловлена вкладом в изучение процесса становления социальной идентичности личности. Динамика социальной идентичности рассмотрена как сложный многоаспектный процесс, включающий трансформацию образа Я индивида и сопровождающийся принятием групповых ценностей. Проанализированы особенности становления социальной идентичности в условиях субкультурной группы.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных данных в практике психологического консультирования. Поскольку анализ разнообразных функций субкультуры для ее носителей позволяет дифференцировать компенсаторные функции субкультурной группы, от функций, способствующих самореализации, личностному развитию, которые также могут быть реализованы в субкультурной среде.

Также, результаты исследования показывают, что необходимо более детальное изучение процесса выхода человека из социальной общности, выявление закономерностей процесса утраты соответствующей социальной идентичности. В частности, в нашем исследовании показано, что один из путей динамики идентичности при выходе из группыэто трансформация актуальной групповой идентичности в идентичность «Я в прошлом». Кроме того, мы обнаружили интересный факт, что эта идентичность, хотя и уходит в прошлое, продолжает оказывать определенное влияние на личность, например, в содержании личностных ценностей частично сохраняются принятые индивидом субкультурные ценности.

Наиболее интересные перспективы развития исследования связаны для нас с возможностью более глубокого изучения и осмысления того, как именно специфика субкультурной группы отражается на процессе становления соответствующей социальной идентичности. Какую роль в этом процессе играет собственно культурная составляющая. Для ответа на этот вопрос необходимо как более детальное изучение характеристик данной группы (в том числе, анализ содержания самой субкультурной доктрины), анализ связи этих характеристик с особенностями динамики идентичности, так и сопоставление с другими группами и общностями.

Заключение

.

Итак, в нашем диссертационном исследовании был изучен процесс трансформации социальной идентичности представителей субкультуры. Динамика социальной идентичности рассмотрена как сложный многоаспектный процесс, в качестве основных коррелятов которого мы рассматривали трансформацию представлений о себе и изменения индивидуальной системы ценностей под влиянием ценностей группы. Работа вносит вклад в изучение закономерностей трансформации социальной идентичности личности, обусловленной социальной мобильностью индивида, включением его в новые социальные общности. В результате теоретического анализа понятий субкультура и субкультурная группа мы описали специфику становления идентичности в условиях включения индивида в субкультурную группу. В диссертации подчеркивается, что характер идентификационного процесса в большой степени зависим от социального и культурного контекста, как на уровне собственно группы идентификации, так и на уровне более широких общностей. Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, относительно социокультурной обусловленности идентичности.

Помимо выявления общих закономерностей трансформации идентичности членов субкультурной группы, проведенное исследование высвечивает проблему соотношения социальной и личностной подструктур идентичности. Полученные данные позволяют констатировать, что характер этого соотношения различен на разных этапах становления групповой идентичности. В процессе формирования групповой идентичности личностная составляющая отходит на второй план, но, когда этот процесс завершается, и личность обладает уже сформированной идентичностью (Я как представитель субкультуры), социальная и личностная подструктуры идентичности уже не являются антагонистичными.

Интересна еще одна затронутая в исследовании проблема — выявление механизмов становления и поддержания социальной идентичности индивида. Показано, что идентификация (слияние образа Я с образом группы, приписывание себе общегрупповых черт) не является единственным механизмом становления идентичности. Согласно результатам исследования, на определенном этапе формирования идентичности на первый план выходит принятие групповых ценностей, сближение индивидуальной иерархии ценностей с групповой. На этом этапе сильная идентификация с образом группы уже не обязательна, поскольку идентичность поддерживается за счет общности групповых целей и ценностей.

В исследовании поднят вопрос о взаимосвязи процесса становления социальной идентичности с тем, какие потребности реализуются индивидом в субкультурной группе, какие функции группы актуальны именно для него. Результаты указывают на наличие этой взаимосвязи. В тоже время, вопрос, чем обусловлена эта связь, остается вопросом для дальнейших исследований. Мы предполагаем, что существуют не учтенные в нашем исследовании факторы, которые и оказывают влияние с одной стороны на то, что находит для себя индивид в группе, а с другой на особенности его идентичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004 г., № 2, стр. 86 — 95.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990 г.
  3. .С. Психологическая теория ценности: Дисс. .док. психол. наук, Казань, 2002 г.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996 г.
  5. Г. М. Психология социального познания. М., 2000 г.
  6. JI.A. Барды. М.: Согласие, 1999 г.
  7. И.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. 1996 г., № 1, стр. 131 -143.
  8. Т.Ю. Организационный контекст управления персоналом // Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000 г., стр. 311 — 326.
  9. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Этнос. Идентичность. Образование. М.: ЦСО РАО, 1997 г., стр. 64 84.
  10. Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности / под ред. Ядова В. А., М.:ИС РосАН, 1993 г.
  11. С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993 г.
  12. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999 г., № 3, стр. 140 147.
  13. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001 г.
  14. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995 г.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 г.
  16. И.Ю. Гедонистический риск в неформальных молодежных объединениях // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1980 г.
  17. И.Ю. Механизм гедонистического риска и его роль в отклоняющемся поведении молодежи // Мир психологии и психология в мире. 1995 г., № 3, стр. 63 -74.
  18. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ, сер. 14 Психология. 1981 г., № 2, стр. 46 56.
  19. Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов психологов // Вестник МГУ, сер.14 Психология. 2000 г., № 1, стр. 56 62.
  20. В.Ф. Психология переживаний преодоление критических ситуаций. М., 1984 г.
  21. В.Ф. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995 г., № 3, стр. 90 -101.
  22. А.А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004 г., № 2, стр. 17 27.
  23. И.Л. Динамика процесса формирования социокультурной идентичности в подростковом возрасте: Дисс. .канд. психол. наук. М., 2004 г.
  24. В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: Дисс. .канд. психол. наук. Орел, 2000 г.
  25. Е.Н. Социальные идентификации личности в постсоветской России (1992 1997гг.): Дисс. .канд. соц. наук. М., 1997 г.
  26. H.JI. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника: Дисс. канд. психол. наук. М., 2002 г.
  27. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: дисс. .канд. психол. наук. С.-Пб., 1995 г.
  28. Т., Холл С. Сопротивление через ритуалы. Молодежные субкультуры в послевоенной Англии // Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000 г., стр. 150 152.
  29. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994 г.
  30. А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974 г., № 5, стр. 67 76.
  31. И.Ю., Бутовская M.JI. Динамика идентификации человека с группой нищих // Вопросы психологии. 2003 г., № 1, стр. 79 89.
  32. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976 г.
  33. Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений: Дисс. .канд. психол. наук. М., 2002 г.
  34. А. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуации и социо-кулыурной интеграции. СПб.: ИГУП, 1996 г.
  35. И.П. Социально-психологические особенности взаимодействия «организация клиент» как элемент организационной культуры банка: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 2002 г.
  36. H.JI. Психологическая структура социальной идентичности: Дисс. .Док. психол. наук. Ярославль, 2003 г.
  37. Иванова H. JL Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004 г. (а), № 4, стр. 65 -75.
  38. H.JI. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004 г. (б), № 1, стр. 52 60.
  39. Г. В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001 г.
  40. Н.Н. Условия и динамика разрешения ценностных противоречий в зрелости: Дисс. .канд. психол. наук, М., 2002 г.
  41. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000 г.
  42. С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. М.: Вече, 2002 г.
  43. Ю.Л. Начала социологии. С.-Пб.: 2000 г.
  44. О. Структурное интервью. М.: Класс, 2002 г.
  45. И.Ю., Смирнова А. Г. Формирование идентичности в Российской провинции. М., 2001 г.
  46. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991 г.
  47. И.И. Авторская песня, как феномен молодежной субкультуры в России 1950 1960гг.: Дисс. .канд. культуролог. Кемерово, 2002 г.
  48. Д.В. Антиномии природы человека и психология различия // Мир психологии. 2004 г., № 3, стр. 9−18.
  49. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978 г.
  50. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979 г.
  51. Кон И. С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. 1981 г., т.2, № 3, стр.25−37.
  52. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 г.
  53. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-центр, изд. Института психологии РАН, 1997 г.
  54. Кун М., Мак-Партленд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Бахрах М, 2000 г., стр. 461 — 468.
  55. В.И., Кордонский М. Б. Технология группы: заметки из области социальной психологии неформальных групп. Одесса Туапсе, 1996 г.
  56. Н.И., Беляева Л. А. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996 г.
  57. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999 г., № 3, стр. 48−58.
  58. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского Университета, сер. Психология. 1996 г.(а), № 4, стр. 35 45.
  59. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996 г.(б), № 4, стр. 15−26.
  60. Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997 г., № 6, стр. 13−27.
  61. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998 г., № 1, стр. 13−26.
  62. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999 г.
  63. Д. Социальная психология. С.-Пб.: Питер, 1998 г.
  64. А.С. Язык в этнической самоидентификации и культурной интеграции (К психологии и социологии двуязычия) // Мир психологии. 2004 г., № 3, стр. 43 -51.
  65. А. По направлению к психологии бытия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 г.
  66. СЛ. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М., 1987 г.
  67. Д. Психология и культура. С.Пб.: Питер, 2003
  68. О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. М.: Академия, 2003 г.
  69. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988 г.
  70. Л.И. Социология культуры: учебное пособие. М.: Фаир-Пресс, 1999 г.
  71. А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000 г.
  72. Л.И. Этническая идентичность: проблемы трансформаций в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997 г., стр. 77 -87.
  73. Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000 г.
  74. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000 г., № 1, стр. 135 -141.
  75. В.Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998 г., № 1, стр. 83 95.
  76. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991 г.
  77. Д.Б. Основы социально-психологической теории. М., 1971 г.
  78. Е.И. Особенности развития Я-концепции в период ранней взрослости (от 20 до 40 лет) // Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. 4.2. М., 2002 г.
  79. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Издательство СГУ, 1997 г.
  80. Н.П. Роль подростковой субкультуры в социализации подростков: Дисс. .канд. соц. наук. Уфа, 1994 г.
  81. В.Ф. О психологических причинах воспроизводства преступности // Психологический журнал. 1995 г., № 2, стр. 178 182.
  82. В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось 89, 2001 г.
  83. Л.А. Проблемы психологического рассмотрения неформальных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1980 г., стр. 17−23.
  84. X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М., 1994 г.
  85. С.В. Молодежные электронные субкультуры как социокультурный феномен: Дисс. .канд. культуролог. Саратов, 2000 г.
  86. М.В. Психология московских хиппи // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1980 г.
  87. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976 г.
  88. Ю.Р. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентаций: Дисс. канд. психол. наук. Таллин, 1981 г.
  89. Э.В. Идентификация как дифференцирующий и интегрирующий фактор организации целостности социума в исторически новом пространстве социальной эволюции // Мир психологии. 2004 г., № 3, стр. 3−8.
  90. Н.Д. Субкультура // Современная западная социология: Словарь / сост. Давыдов Ю. Н. и др. М.: Политиздат, 1990 г.
  91. Н.Дж. Социология // Социс, № 12, 1990 г., стр.128 142.
  92. Н.Дж. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000 г., стр. 327 — 348.
  93. B.C. Ценностные ориентации старшеклассников 90-х // «Школа 2000» Концепции. Программы. Технологии. Вып.2 / Под. ред. А. А. Леонтьева. М. 1999 г.
  94. А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских4студентов: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 2004 г.
  95. Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Бахрах М, 2000 г., стр. 406−422.
  96. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. М.:ИС РосАН, 1993 г.
  97. Социокультурное исследование / под ред. Минюшева Ф. И. М.: МГУ, 1994 г.
  98. Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии. 2003 г., № 6, стр. 112 121.
  99. Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: Дисс. .док. психол. наук. М. 1999 г.
  100. Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологии. 2004 г.(а), № 3, стр. 38 42.
  101. Т.Г. Этнопсихология. М: Аспект Пресс, 2004 г. (б).
  102. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983 г.
  103. Дж.С., Оукс П.Дж., Хэслем С. А. и др. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994 г., Том 2, № 2, стр. 8 -17.
  104. О.А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации: Дисс. .канд. психол. наук. Москва, 2000 г.
  105. О.А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей, как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999 г., № 3, стр. 80−90.
  106. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961 г.
  107. С.Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностныхориентаций личности: Дисс. .канд. психол. наук, М., 2003 г.
  108. А.П. Специфика неформальных молодежных объединений в крупных городах // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1980 г.
  109. Д.И. Психолого-педагогические аспекты изучения неформальных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1980 г., стр. 5−16.
  110. В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г.
  111. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. Минск: Попурри, 1997 г. (а), стр.481 524.
  112. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский, Минск: Попурри, 1997 г. (б), стр. 422 -4.80.
  113. С. Социология молодежи // Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000 г., стр. 169−186.
  114. Э. Бегство от свободы. Минск: Попурри, 1997 г.
  115. В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004 г., № 5, стр. 32 49.
  116. JI., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997 г.
  117. Ценности в кризисном социуме (Засед. кр. стола в ИП АН СССР) // Психологический журнал. 1991 г., Т. 12, № 6, стр.154 167.
  118. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977 г.
  119. Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: Дисс. .канд. психол. наук. Томск, 2002 г.
  120. Э. Организационная культура и лидерство. С.-Пб.: Питер, 2002 г.
  121. Р.А. Нет хода нам назад. 33 московских барда: сборник. М.: Прейскурантиздат, 1991 г.
  122. Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Дисс. .док. психол. наук. М., 2001 г.
  123. Э. Детство и общество. СПб., 1996 г.(а)
  124. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996 г. (б)
  125. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975 г., стр. 89 -105.
  126. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995 г., № 3−4, стр.158 182.
  127. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998 г.
  128. М. Россия: культура и субкультуры // Общественные науки и современность. 1993 г., № 1, стр. 58−67.
  129. Bock М., Reimitz М., Richter Н.-Е. et al. Zwischen Resignation und Gewalt: Jugendprotest in der achtziger Jahren. Opladen: Leske u. Budrich, 1989.
  130. Behr M. Jugendkrise und Jugendprotest. Kohlhammer. Stuttgart etc., 1992.
  131. Deaux K. Identity // Kazdin A.E. (Ed.), Encyclopedia of psychology, Vol.4, Oxford,. University Press, 2000,222 225.
  132. Eggins R., Haslam A., Reynolds K. Social Identity and Negotiation: Subgroup Representation and Superordinate Consensus // J. Suls (ed.), Personality and social psychology bulletin, Volume 28, Number 7, Juli 2002, 887 899.
  133. Hubert J. Wer soil das alles andern: Die Alternativen der Alternativungen. -B.Rotbuch Verl., 1981.
  134. Meyer U. Rockmusik als Jugendprotest // Neue Gesellschaft / Frankfurten Hefle -Bonn, 1993, Sg.40, N4.
  135. Rokeaeh M. The nature of human values. N.Y., 1973.
  136. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // J. of Personality and Social Psychology, 1990, V. 58, P. 878 891.
  137. Schwetender R. Teorie der Subcultur. Fr./M., 1976.
  138. Steuten U. Rituale bei Rockern und Bikern // Soziale Welt, Gottingen, 2000, Jg. 51, H. l.-S. 25−44
  139. Turner J. Social identity // Kazdin A.E. (Ed.), Encyclopedia of psychology, Vol.7, Oxford, University Press, 2000,341 343.
  140. A. (ed.) Identity in Adolescence: Processes and Contents. San-Francisco, 1985.
  141. Wehling H.-G. (Red.) Jugend, Jugendprobleme, Jugendprotest. Stuttgart etc.: Kohlhammer, 1982.
  142. Структура и примерные вопросы экспертного интервью:
  143. Опросник Шварца: стандартная инструкция. Инструкция
  144. Старайтесь сделать как можно более тонкие различия между ценностями, по возможности используйте все значения шкалы: противоп. самыемоим не важно важно очень важно важн. ценностям ценности-1 01 2 3 4 5 6 7
  145. Дайте, пожалуйста, ответ на все вопросы, обведя кружком выбранный Вами вариант ответа. Если Вы ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и обведите правильный. Постарайтесь отвечать достаточно быстро, не задумываясь долго над одним ответом.
Заполнить форму текущей работой