Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация реабилитационных программ при функциональных нарушениях ЦНС и хронических заболеваниях носоглотки в детских образовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заболеваемость детей и временная нетрудоспособность женщин по уходу за больными детьми наносят значительный социальный и экономический ущерб семье и обществу в целом. Большие возможности для профилактики нарушений физического здоровья заложены в дошкольных образовательных учреждениях. Для их реализации необходима соответствующая прогностическо-методологическая база динамического мониторирования… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГЛАВА 1. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 10 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (обзор литературы) 1.1 .Характеристика соматического здоровья и адаптационные 12 возможности дошкольников

1.Характеристика функциональных расстройств нервной 22 системы и заболеваний ЛОР органов у дошкольников

1.3 .Реабилитация детей в дошкольных учреждениях.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Материалы исследования

2.2. Методы исследования

ГЛАВА 3. КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ 46 ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДАЕМЫХ ДЕТЕЙ

3.1. Динамика показателей физического развития детей 46 дошкольного возраста, посещающих ДОУ

3.2. Динамика показателей эмоционального состояния и нервно- 53 психического развития детей, посещающих ДОУ

3.3. Уровень хронической заболеваемости и функциональных отклонений у детей, посещающих ДОУ

ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСШИРЕННЫХ 65 РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

4.1. Реабилитационная программа для детей с неврологическими 65 расстройствами и нарушениями речи

4.2. Реабилитационная программа для детей с ЛОР-патологией

ГЛАВА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ НА 75 ФОНЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Оптимизация реабилитационных программ при функциональных нарушениях ЦНС и хронических заболеваниях носоглотки в детских образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В настоящее время здравоохранение России ориентировано на приоритет профилактического направления по охране здоровья матери и ребенка [18]. Понятие «здоровье ребенка» не является точно детерминированным, так как связано с большим диапазоном индивидуальных колебаний показателей его жизнедеятельности, а также с многочисленными факторами, влияющими на здоровье детей [165].

Заболеваемость детей и временная нетрудоспособность женщин по уходу за больными детьми наносят значительный социальный и экономический ущерб семье и обществу в целом [20]. Большие возможности для профилактики нарушений физического здоровья заложены в дошкольных образовательных учреждениях. Для их реализации необходима соответствующая прогностическо-методологическая база динамического мониторирования состояния здоровья, способная в короткий срок установить риск нарушения здоровья, выявить ведущие факторы, отрицательно воздействующие на организм ребенка, и применить тот или иной комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий [165].

Состояние здоровья находятся в прямой зависимости от социальных, биологических, медицинских и других факторов. Разработка прогностических критериев здоровья ребенка, знание как позитивных, так и негативных факторов, влияющих на здоровье матери и ребенка, будут способствовать снижению показателей детской заболеваемости, что делает изучение этой проблемы перспективным и актуальным [89].

Оценка уровня здоровья на современном этапе невозможна без учёта региональных особенностей, отражающих разнообразие этнического состава населения, особенностей уклада жизни, климатических условий [90].

Первостепенную важность приобретает поиск информативных критериев, позволяющих оценивать качество и количество здоровья, вероятность возникновения заболеваний на различных этапах и способствующих формированию нового подхода к разработке профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.

Специальные исследования состояния здоровья детей показали, что факторы риска возникновения отклонений от нормы в большинстве случаев взаимосвязаны с возрастом ребенка [176]. При этом за последние время выявляется неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей-дошкольников [86]. Оздоровительные мероприятия, проводимые при уже сформировавшемся заболевании, чаще не дают желаемого результата [61]. Поэтому необходимы разработка и применение дифференцированных лечебно-оздоровительных программ у детей дошкольного возраста в организованных коллективах [127]. Тесное сотрудничество в ДОУ педагогов, родителей и медицинских работников позволяет комплексно решать проблемы оздоровления детей.

Цель: оценить эффективность расширенных комплексных реабилитационных мероприятий и выявить особенности адаптации детей к школе на первом году обучения на основе качественных характеристик функционального и психоэмоционального состояния детей 3−7 лет, посещающих детские образовательные учреждения.

Задачи исследования:

1. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей 3−7 лет, посещающих детские образовательные учреждения г. Ставрополя.

2. Установить частоту встречаемости функциональных нарушений ЦНС и хронических заболеваний носоглотки у детей, посещающих детские образовательные учреждения.

3. Оценить эффективность расширенных комплексных реабилитационных мероприятий у детей, посещающих детские образовательные учреждения, с учетом патологии.

4. Выявить особенности адаптации детей к школе на первом году обучения в зависимости от объема проведенных реабилитационных мероприятий.

Научная новизна исследования.

Впервые проведена сравнительная оценка динамики состояния здоровья и процесса адаптации к школьному обучению у детей с функциональными неврологическими расстройствами и нарушениями речи, и с ЛОР патологией.

Впервые установлены особенности адаптации детей раннего школьного возраста с неврологическими расстройствами и нарушениями речи, и с ЛОР-патологией к школьному обучению.

Доказано, что при использовании комплекса дифференцированных реабилитационных мероприятий в зависимости от фоновой патологии у детей легче проходит адаптация к обучению, ниже уровень функциональных отклонений и хронической заболеваемости, что характеризует высокую эффективность применяемых дифференцированных реабилитационных мероприятий.

Выявлены преимущества дифференцированных реабилитационных мероприятий в сохранении здоровья и снижении риска формирования функциональных отклонений и хронической патологии у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования имеют существенное значение для педиатрии и практического здравоохранения в целом. Выявлены донозологические и пограничные нарушения состояния здоровья и нервнопсихического развития детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ г. Ставрополя.

Выявлены снижение уровня здоровья дошкольников с возрастом, независимо от пола, повышенная заболеваемость у детей пяти-шести лет. Полученные результаты позволили выделить таких детей в группы риска по нарушению адаптации к школе.

На основании клинико-функциональной характеристики адаптивных реакций у детей дошкольного возраста разработаны комплексы реабилитационных мероприятий для детей с функциональными заболеваниями ЦНС и с хроническими ЛОР заболеваниями.

Дифференцированные программы реабилитации детей дошкольного возраста необходимы для рационального выбора оздоровительных мероприятий перед началом обучения в школе. Своевременная оценка динамики состояния здоровья детей в условиях детского образовательного учреждения и их реабилитация позволяют предупредить возможности нарушения адаптации к школьному обучению.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В структуре заболеваемости дошкольников и первоклассников хроническая патология органов дыхания, хронические заболевания и функциональные расстройства нервной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани занимают первые три места среди другой патологии.

2. Неврологические, речевые нарушения и хронические ЛОР заболевания играют роль фоновой патологии, приводят к риску ухудшения адаптации к школе.

3. Клинико-функциональная характеристика адаптивных реакций и структура хронической заболеваемости у детей дошкольного возраста обосновывают необходимость применения предложенных комплексов реабилитационных мероприятий в зависимости от фоновых заболеваний, позволяя предупредить возможности нарушения адаптации к школьному обучению.

Практическое использование полученных результатов.

Итоговые результаты диссертационного исследования и разработанные практические рекомендации внедрены и используются в лечебной практике работы участковых врачей педиатров, врачей педиатров отделений оказания медицинской помощи детям и подросткам МУЗ «Детская городская больница» г. Невинномысск, МУЗ «Детская городская поликлиника № 1» г. Ставрополь, в учебном процессе кафедр пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, детских болезней лечебного и стоматологического факультетов Ставропольской государственной медицинской академии.

Публикации и апробация работы.

По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, из них 1 опубликована в журнале, входящем в «Перечень изданий», рекомендованный ВАК Минобразования и науки РФ.

Основные положения диссертации обсуждены и доложены на: Всероссийской научно-практической конференции «Здоровые города: роль межсекторального сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья населения» (Ставрополь. — 2006) — XIV, XV, XVI итоговых (межрегиональных) конференциях студентов и молодых ученых (Ставрополь, 2006, 2007, 2008) — V Российском конгрессе педиатров (Москва, 2006) — XI Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2007) — XII Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2008) — совместном заседании кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, кафедры детских болезней лечебного и стоматологического факультетов, кафедры детских болезней факультета последипломного образования Ставропольской государственной медицинской академии (Ставрополь, 2008).

выводы.

1. Среди детей 3−7 лет, посещающих ДОУ, первую группу здоровья имели 18,1%, вторую — 52,4%, третью — 29,1% дошкольников. Хроническая патология организованных дошкольников представлена болезнями нервной системы, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, одинаково часто встречающимися у лиц обоего пола и занимающими первые три места в структуре заболеваемости.

2. Нарушения в поведенческой и эмоционально-волевой сферах, выражающиеся в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, изменениях настроения, появлении утомляемости, головных болей, тиков и патологических привычек имели 75,6% детей, посещающих ДОУ.

3. Среди болезней органов дыхания абсолютное большинство приходилось на хронические заболевания носоглотки, в том числе хронический тонзиллит и хронический аденоидит, что составило 31,7%.

4. Эффективность использования предложенных реабилитационных программ у детей с неврологическими расстройствами и нарушениями речи в комплексе реабилитационных мероприятий, проводимых в течение 2 лет в ДОУ, подтверждается статистически достоверным улучшением психоэмоциональных показателей, увеличением суммарного количества детей с I и II группами здоровья до 87,0%.

5. Эффективность использования предложенных реабилитационных программ у детей с хроническими воспалительными очагами в носоглотке в комплексе реабилитационных мероприятий, проводимых в течение 2 лет в ДОУ, подтверждается уменьшением острой заболеваемости и частоты рецидивирующих респираторных заболеваний, лучшим распределением детей по группам здоровья (детей с I и II группой здоровья в реабилитационной группе — 78,2%, в группе сравнения — 66,0%).

6. Показатели физического здоровья и жизненного индекса, психологического тестирования, индексов, характеризующих состояние органов дыхания и кровообращения, отмеченные у первоклассников, успешно прошедших расширенную комплексную реабилитацию перед школой в условиях детского сада, свидетельствуют о хорошей адаптации детей к обучению в школе.

7. Проведение оздоровления детей с хроническими очагами воспаления в носоглотке, неврологическими нарушениями и расстройствами речи по предложенной расширенной комплексной реабилитационной программе в условиях ДОУ приводит к улучшению не только показателей готовности к школе, но и облегчению процессов адаптации к школе даже при наличии повышенных нагрузок начального этапа школьного обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Проведение оздоровления детей с хроническими очагами воспаления в носоглотке, неврологическими нарушениями и расстройствами речи по расширенной комплексной реабилитационной программе необходимо проводить в условиях ДОУ, что позволит добиться не только улучшения показателей готовности к школе, но и облегчения процессов адаптации к школе даже при наличии повышенных нагрузок начального этапа школьного обучения.

2. Для оптимизации реабилитационных программ детям с нарушениями нервной системы следует использовать комплекс, состоящий из: массажа шейно-воротниковой зоны и спины в сочетании с энерготропным препаратом Элькар (20% раствор Ь-карнитина) в течение 1 месяца — 3 курса в год в осеннее, зимнее и весеннее время года.

3. Для оптимизации реабилитационных программ детям с хронической ЛОР патологией следует использовать комплекс: УФО носа и зева 10 дней в сочетании с назначением Тонзилгона Н в течение 1 месяца — 3 курса в год в осеннее, зимнее и весеннее время года.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.П. Физическое развитие детей Кировской области / Л. П. Абросимова, Е. В. Кабирова, Т. А. Симакова и др. // Гиг. и сан. 1998. — № 2. -С. 30−32.
  2. , Т.А. Семейная медицина в педиатрии / Т. А. Абсава, A.B. Кривошеев // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 6.
  3. , Е.А. Особенности функционального состояния сердечнососудистой системы у детей 5 — 7 лет / Е. А. Аксянова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. 1990. — № 4. — С. 13 — 14.
  4. , Н.В. Аденоидные вегетации у детей с аллергической патологией / Н. В. Александрина, C.B. Зайцева, О. В. Зайцева и др. // «Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов XI конгресса педиатров России». М., 2007. — С. 22.
  5. , А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, А. П. Воронова и др. // Руководство практического психолога. / Под ред. Дубровиной M. B М., 1995.
  6. , М.В. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М. В. Антропова // Здравоохранение Российской Федерации. — 1999. — № 5. — С. 17−21.
  7. , Т. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Методические рекомендации. / Т. И. Бабенко, И. И. Каминский Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ. — 1995. — 32 с.
  8. , М.В. Особенности вегетативной регуляции юношей 15−17 лет с перинатальными поражениями ЦНС в анамнезе / М. В. Бабинцев, О. М. Филькина, Т. Г. Шанина // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 689.
  9. , П.В. Сравнительный анализ устойчивости к острой гипобарической гипоксии новорожденных и взрослых экспериментальных животных / П. В. Балан // Акуш. и гин. 1998. — № 3. — С.20−3.
  10. , В.К. Онтокинезиология человека/ В.К. Бальсевич//М.: Теория и практика физической культуры. 2000.
  11. , Г. JI. Опыт применения топических муколитических препаратов при лечении риносинуситов у детей / Г. Л. Балясинская, М. Р. Богомильская, С. Р. Люманова // Педиатрия. 2005. — № 6. — С. 61−64.
  12. , И.А. Реабилитация детей раннего возраста с перинатальной патологией / И. А. Бараев, M.JI. Гинзбург // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов XI конгресса педиатров России ««. — М., 2007. — С. 54.
  13. , A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / A.A. Баранов // Рос. педиатр, журн. -1998.- № 1.-С. 5−8.
  14. , A.A. Проблемы роста и развития здорового ребёнка: теоретические и научно-практические проблемы / A.A. Баранов // Рос. педиатр, журн. 1999. — № 2. — С. 4 — 6.
  15. , A.A. Федеральная программа «Здоровый ребенок» (проект) / A.A. Баранов, JI.A. Щеплягина, JT.M. Сухарева // Рос. педиатр, журн. 2000. -№ 1.-С. 5−8.
  16. , A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / A.A. Баранов, JI.A. Щеплягина // Рос. педиатр, журн. — 2000. — № 5. — С. 5 — 12.
  17. , A.A. Здоровье детей России / A.A. Баранов//М., 2000. — 257 с.
  18. , A.A. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы / A.A. Баранов // Педиатрия. 2003. — № 5. — С. 4 — 7.
  19. , М.М., Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков / М. М. Безруких, Л.Е.
  20. Любомирский // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 239.
  21. , В. А. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на физическое развитие детей / В. А. Беляков, A.B. Васильев // Гиг. и сан. — 2003. № 4. — С. 33−34.
  22. , А.Ю. Формирование позитивных отношений к здоровью — основа профилактики заболеваний и ау то деструктивных форм поведения у школьников / А. Ю. Березанцев, В. Н. Чайнова // Вопросы современной педиатрии. 2006. -Т.5, № 1. — С. 58.
  23. , Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин// Л.: Наука, 1988. 137 с.
  24. , В.М. Психопатологическая диагностика/ В. М. Блейхер, И.В. Крук//Киев.-1986.-279 с.
  25. Богданова, Т. Г Диагностика познавательной сферы ребёнка/ Т. Г. Богданова, Т.В. Корнилова// М.: Роспедагенство, 1994.
  26. М.Р., Чистякова В. Р. Детская оториноларингология. — М., ГЭОТАР-МЕД. 2001. — С. 431.
  27. , Е.П. Комплексная реабилитация недоношенных детей с перинатальным поражением ЦНС в стационаре второго этапа выхаживания /Е.П. Бомбардирова, Т. Ю. Моисеева, H.A. Морозова и др. // Педиатрия. -2001.-№ 3.-С. 96−99.
  28. , И.Л. Особенности действия элькара у детей / И. Л. Брин, М. Л. Дунайкин, О. Г. Шейнкман // Человек и лекарство: сб. Статей XII Российского национального конгресса. М., 2005. — С. 330−331.
  29. , И.Л. Элькар (20% раствор Ь-карнитина) в педиатрии / И. Л. Брин: научный обзор. М., 2006. — 36 с.
  30. , Ю.Е. Рост ребенка: Закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция / Ю. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии: Приложение к журналу -лекция для врачей — 1998 —79с.
  31. , Ю.Е. Экологически детерминированные нарушения состояния здоровья детей / Ю. Е. Вельтищев // Рос. педиатр, журн. 1999. — № 3.-С. 7−8.
  32. , В.В. Введение в доказательную медицину/В.В. Власов//М., Медиа Сфера. 2001. — 392 с.
  33. , С.Я. Физическое развитие подростков, родившихся недоношенными / С. Я. Волгина // Здравоохранение Российской Федерации. -2002. № 2. — С. 39 — 40.
  34. И.М. Оценка антропометрических данных (лекция) / И. М. Воронцов // Вопросы охраны материнства и детства. — 1985. — № 6. — С. 6 — 11.
  35. , Т.Н. Тонзилгон в сезонной профилактике ОРВИ и их осложнений в организованных коллективах / Т. И. Гаращенко, Л. И. Ильенко, М. В. Гаращенко // Вестник педиатрической фармакологии и нутрициологии. 2005. — Т. 2, № 4. — С. 57−59.
  36. , Т.И. Тонзиллярная проблема в педиатрии / Т. И Гаращенко // Рос. оторинолярингология. — 1999. № 1.
  37. Российская Федерация. Министерство здравоохранения. Государственный реестр лекарственных средств. — М., 2007.
  38. В.Л., Галактионова М. Ю., Беляев C.B., Казакова О. В. // http: // www / pomorsu.ru / elibrary / pedagog / cont 5. 2000.
  39. , В.Л. Динамика развития детей дошкодьного возраста Красноярска / В. Л. Грицинская // Гигиена и санитария. — 2002. № 3. — С.48 -49.
  40. , И.И. Стратегия ликвидации йоддефицитных заболеваний в Российской Федерации / И. И. Дедов, Н. Ю. Свириденко // Пробл. эндокринол. -2001.- Т.6, № 2.- С. 5−8.
  41. , P.C. Физическое развитие детей как критерий риска трансформации патологического процесса из острого в хронический / P.C. Джубатова, З. С. Умарова, Э. Л. Алимов // Рос. педиатр, журн. 2001. — № 4. -С. 37−39.
  42. , Н.В. Реализация программы «Здоровый ребёнок» в условиях детского дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Дмитриева, H.A. Бурсикова, В. М. Лаврентьева и др. // Рос. педиатр, журн. -2001. -№ 3.- С. 40−41.
  43. , В.А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник / В. А. Доскин, X. Келлер, Н. М. Мураенко и др. М.: Медицина, 1997.-288 с.
  44. , Ю. В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста / Ю.В. Евсргнеева//Автореф. дис.. канд. мед. наук. Ставрополь, 2004.
  45. , Ю.В. Физическое развитие детей дошкольного возраста г.Ставрополя / Ю.В. Евсигнеева/УМетодические рекомендации. — Ставрополь, 2002. 24 с.
  46. , С.К. Нейрогенный иммунодефицит вследствие церебральной патологии и недостаточности нейрогормонального обеспечения / С. К. Евтушенко // Новые технологии в реабилитации детского церебрального паралича: сб. тезисов / Донецк, 1994. С. 183.
  47. , JI.A. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников / JI.A. Жданова, Т. В. Русова // Рос. педиатр, журн. 1999.- № 2— С.52−56.
  48. , JI.A. Профилактическая работа в образовательных учреждениях: настоящее и перспективы / JI.A. Жданова, A.B. Шишова // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 715−716.
  49. , И.В. Роль физической реабилитации в комплексной терапии детей с перинатальными повреждениями ЦНС / И. В. Жмачкина, A.A. Яйленко // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 717.
  50. , H.H. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / H.H. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю Суворинова // Журн. невропат, и психиатрии. 1997. — № 1. — С. 57−61.
  51. , В.М. Прикладная медицинская статистика / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин С.-Пб., 2003.
  52. , Н. В. Особенности физического развития и заболеваемость хроническими болезнями школьников в йоддефицитном регионе / Н. В. Зарытовская, A.C. Калмыкова, Н. В. Ткачева и др. // Педиатрия. -2002. -№ 6.-С. 50−53.
  53. , H.B. Физическое развитие школьников, проживающих в йоддефицитном регионе / Н.В. Зарытовская/УАвтореф. дис.. канд. мед. наук. — Ставрополь, 2001. 21 с.
  54. , А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка/А.И. Захаров//С-Пб., 1997.
  55. , Н.М. Перинатальные поражения центральной нервной системы: клиника и последствия / Н. М. Захарова, З. П. Андросова, Г. И. Софронова и др. // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 719−720.
  56. , А. В. Неинвазивный метод социально-гигиенического мониторинга детского населения / A.B. Иванов, Н. В. Рылова // Гиг. и сан. — 2004. -№ 6.-С. 56−58.
  57. , Т.В. Психомоторное развитие детей, перенесших перинатальное поражение центральной нервной систнмы с гипертензионно-гидроцефальным синдромом / Т. В. Игнатенкова // Вопросы современной педиатрии. // 2006. — Т.5, № 1. — С. 220−221.
  58. , А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, J1.A. Агапова // Гиг. и сан. 2000. — № 5. — С. 43−46.
  59. Использование Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) в практике отечественной медицины. Информационно-методическое письмо МЗ РФ. М., Здравоохранение. — 2002- (10) — С. 13−99.
  60. , JI.M. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в Кузбассе / J1.M. Казакова, Ю. П. Ровда, В. П. Строева и др. // Педиатрия. 1995. — № 2. — С. 106 — 107.
  61. , A.C. Медицинское обслуживание детей в дошкольных образовательных учреждениях / A.C. Калмыкова, Н. В. Зарытовская,
  62. Н.В.Ткачева и др.: Методические рекомендации для студентов старших курсов и врачей. Ставрополь, 2004.
  63. , В.Ф. Генетический подход в оценке характеристике роста и развития ребенка / В. Ф. Капитонов // Педиатрия. 2005. — № 3. — С.58−60.
  64. , С.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге/С.А. Каретина// М., 1999. — 220 с.
  65. , С.С. Совершенствование гастроэнтерологической помощи детям дошкольного возраста / С. С. Карпова, JI.A. Щеплягина, А. И. Волков // Российский педиатрический журнал. — 2001. — № 3. — С. 19 — 23.
  66. , JI.K. Микробная флора в этиологии хронических и рецидивирующих заболеваний органов дыхания у детей / JI.K. Катосова, И. К. Волков, Л. П. Клюкина и др. // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 250−251.
  67. , Л.К. Условно-патогенная флора ротоглотки и заболеваемость дошкольников / Л. К. Катосова, М. Н. Кузнецова, O.A. Пономаренко и др. // Вопросы современной педиатрии 2006. — Т.5, № 1. — С. 251.
  68. , Н.Ю., Методы исследований физического статуса в педиатрии / Н. Ю. Каширская, Н. И. Капранов // Рос. педиатр, журн. 2002. -№ 6.-С. 26−30.
  69. , И.Л. Коррекция питания часто болеющих детей дошкольного возраста фитококтейлем «Кальцироз» / И. Л. Коба, Л. А. Жданова, Э. В. Савина // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 1. — С. 267.
  70. Т.В. Здоровье и развитие детей, рожденных в условиях зобной эндемии: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2000. — 246с.
  71. , JI.M. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста / Л. М. Козак, Л. Г. Коробейникова, Г. В. Коробейников // Физиология человека. — 2002. — том 28. № 2. — С. 35 -43.
  72. , Н.И. Прогноз здоровья ребенка в зависимости от возраста / Н. И. Комарова, Н. Б. Реутова, A.C. Соколова // Прогноз здоровья ребенка: сб. под ред. З. А. Спасской. Горький, 1990. — С. 9 — 17.
  73. , А.Н. Нарушения чтения и письма у детей/А.Н. Корнев// С.-Пб., 1998.
  74. Г. Л. Доказательная медицина/ Г. Л. Котельников, A.C. Шпигель// Научно обоснованная медицинская практика. Самара, СамГМУ -2000.- 116 с.
  75. , Ю.И. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощённым перинатальным анамнезом / Ю. И. Кравцов, И. П. Корюкина, Т. П. Калашников // Росс, педиатр, журн. — 2001. -№ 4.-С. 14−17.
  76. , A.A. Динамика массы тела как критерий оценки процесса адаптации первоклассников к школе / A.A. Кузьмина, Т. Е. Таранушенко // Педиатрия. 2005. — № 6. — С. 79−82
  77. , В.И. Пренатальная медицина и репродуктивное здоровье женщины / В. И. Кулаков // Акуш. и гин. 1997. — № 5. — С. 19−22.
  78. , В.Р. Эпидемиологические проблемы и подходы к изучению девиантных форм поведения / В. Р. Кучма, JI.B. Баль, И. П. Брязгунов и др. // Гигиена и санитария. 1994. — № 5. — С. 47 — 49.
  79. , В.Р. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников / В. Р. Кучма, H.H. Суханова, H.A. Кашечкина и др. // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С.27 — 29.
  80. , В.Р. Физическое развитие, состояние здоровья и «школьная зрелость» детей 6-летнего возраста (по материалам Шатуры московской области) / В. Р. Кучма, Т. Ю. Вишневецкая, А. Г. Платонова // Гигиена и санитария. 1996. — № 3. — С. 27−28.
  81. , В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий/В.Р. Кучма// М., 2001. 376 с.
  82. , В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков / В. Р. Кучма // Гиг. и сан. — 2002. № 6, — С. 5153.
  83. , В. Р. Гигиена детей и подростков/ В.Р. Кучма//М., 2003. — 384 с.
  84. , В. Р. Показатели здоровья детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга / В. Р. Кучма // Гиг. и сан. — 2004. № 6.-С. 14−16.
  85. , Г. Н. Сравнительная оценка функционирования основных систем организма городских и сельских школьников Оренбуржья / Г. Н. Ларионова, H.H. Кузько // Гиг. и сан. 2002. — № 5. — С. 62 — 64.
  86. , С. Е. Распространенность и структура неинфекционных заболеваний у детей и подростков, проживающих в регионах с различной антропогенной нагрузкой / С. Е. Лебедькова, Г. Б. Кацова, Г. Ю. Евстифеева и др. // Гиг. и сан. 2003. — № 2. — С. 43−46.
  87. , М.Я. Общие вопросы неонатологии и перинатологии / М. Я. Ледяев, Л. К. Гаврикова, Т. Е. Заячникова и др.: учебное пособие. Волгоград, 2003.-54 с.
  88. , Я.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в промышленных городах байкальского региона / Я. А. Лещенко, В. Ю. Голубев, Г. А. Разумцева и др. // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 83 — 88.
  89. , Е.К. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми// Е. К. Лютова, Г. Б. Монина// М.: Генезис, 2000. 192 с.
  90. A.B. Пропедевтика детских болезней/ A.B. Мазурин, И.М. Воронцов// СПб: ИКФ «Фолиант», 1999. 928 с.
  91. , Д. Социальная психология. Интенсивный курс/Д. Майерс// СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2000. 512 с.
  92. , Ю.А. Принципы оценки состояния здоровья у детей / Ю.А. Макаренко// В кн.: Советская педиатрия. М.: «Медицина», 1989. — С. 5 — 25.
  93. , Х.М. Хронический тонзиллит (аденотонзиллит) у детей как проблема педиатрии и детской отоларингологии/Х.М. Маккаев//М., 2002. — 69.с.
  94. , Т.К. Современные технологии восстановительного лечения часто болеющих детей. / Т. К. Марченко, С. С. Марченко, С. Д. Поляков и др. // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов XI конгресса педиатров России. М., 2007. — С. 434.
  95. Материалы по научно-методическому обеспечению экспериментальной работы МЦД «Искорка». — № 6, № 7. — Ставрополь, 1996.
  96. , О.Б. Применение синтетического сурфактанта экзосорфа в лечении и профилактике респираторного дисстресс-синдрома у новорожденных детей / О. Б. Миленин, М. С. Ефимов // Акуш. и гин. 1998. -№ 3. — С. 5−9.
  97. Минздрав: Всероссийская диспансеризация 2002 // http://www.demoscope.rU/weekly/2003/013 5/analitO 1 .php.
  98. , Л.К. Технология реабилитации часто болеющих детей. / Л. К. Молькова, М. Е. Буренкова, H.A. Кудрявцева и др. // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов XI конгресса педиатров России ««. -М., 2007.-С. 463.
  99. , Г. Работа с «особым» ребенком / Г. Монина, Е. Лютова // Первое сентября. № 10. — 2000. — С. 7−8.
  100. , P.C. Психология: В 3 кн. /P.C. Немов// 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  101. , О.В. Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция/О.В. Никитина//М., 2002. © 2006, Accoona.ru.
  102. , E.B. Эмоциональная устойчивость школьника/ Е. В. Новикова, Б .И. Кочубей//М., 1998. 96 с.
  103. Нооклерин новый отечественный ноотроп (научный обзор).- М., ООО «ПИК-ФАРМА», 2002. — 32 с.
  104. , Р.В. Практическая психология/ Р.В. Овчарова// М., 1996.
  105. , В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии /В. Окленд// Перев. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2000, — 336 с.
  106. , К.В. Медико-экологические факторы и их значение в формировании здоровья населения / К. В. Орехов // Здоровье и болезнь как состояния человека: сб. научн. тр. / Ставрополь, 2000.-С.28−40.
  107. , М. Е. Мониторинг состояния здоровья детей в условиях образовательного комплекса/ М.Е. Остапенко// Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Ставрополь, 2004. — 138с.
  108. , Н.К. Здоровье детей и реабилитация в условиях дошкольных учреждений / Информационно-методическое письмо. — Кемерово, 1996.
  109. , K.JI. Нервно-психическое развитие как показатель здоровья детей раннего возраста / K.JI. Печора, Л. Г. Голубева, Э. Л. Фрухт и др. // Педиатрия. 1990. — № 1. — С. 99 — 100.
  110. , А.Н. Влияние препарата «янтарь-бэбифито» на функциональное состояние лимфоцитов детей среднего Приобъя в начальный период их обучения в школе / А. Н. Поборский // Педиатрия. — 2006. -№ 1.-С.116−117.
  111. , В.Г. Неонатальный скрининг на врожденный гипотиреоз в экологически неблагоприятных регионах / В. Г. Помелова, С. Г. Калиненкова // Пробл. эндокринол. 2000. — Т46, № 6.- С. 18−26.
  112. JI.H., Савельева E.H. // Здравоохранение РФ. 1994. — № 6. -С. 34−36.
  113. Применение кортексина у детей и подростков с отдаленными последствиями приобретенных энцефалопатий. В сб.: «Кортексин -пятилетний опыт отечественной неврологии» под ред. А. А. Скоромца, М. М. Дьяконова. М.,"Наука», 2005.
  114. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 1996.
  115. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/Сост. и общая редакция Астапова В. М., Микадзе Ю. В. СПб: Питер, 2001. -384 с.
  116. , И.И. К проблеме часто болеющих детей в раннем и дошкольном возрасте // Рос. пед. журн. 2001. — № 6. — С. 50 — 52.
  117. , И.И. Состояние здоровья и пути совершенствования диспансеризации детей, посещающих дошкольные учреждения / И. И. Пуртов // Здравоохранение Российской Федерации. — 1990. -№ 6. — С. 8 — 11.
  118. Растим одарённого ребёнка. Ставрополь: ИРО, 1997. — С. 91.
  119. , М.Ф., Молочный В. П. // Japan-Russia Internation al Symposium/ М. Ф. Рзянкина, В.П. Молочный//Благовещенск, 2000. С. 188 189.
  120. , Г. В. Аспекты нарушения состояния здоровья у девочек-подростков из региона с йодным дефицитом / Г. В. Римарчук, Л. И. Васечкина, И. Ю. Абрамова и др. // Гинекология. 2004. — Том 6, № 3.
  121. К. Доубинс, Дейвид Кьютер. Доказательная медицина: сравнение систем здравоохранения. // Лечащий Врач, #10/2001. Copyright © 1992—2006. Издательство «Открытые системы».
  122. , Е.И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов, И. С. Ролик, Т. Г. Кривошеева и др. — Москва, 2001.
  123. , И.С. Фетальные органопрепараты экстракты клеточного содержимого: оптимизаторы процессов регенерации, индукторы икорректоры постнатального онтогенеза / Е. И. Рогов, И. С. Ролик, Т. Г. Кривошеева и др. (c)RegBioMed.ru 2003.
  124. Российская Федерация. Министерство здравоохранения. Об организации работы по II этапу социально-гигиенического мониторинга: приказ МЗ России № 334 от 27.08.99 г. № 334. М., 1999.
  125. Российская федерация. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Официальное издание. — М., Госкомстат России, 1994−2001.
  126. , Т.В. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях / Т. В. Рябчикова, Кукушкин В. К., Качанова JI.A.: учебно-методическое пособие. -М., 2000. 53 с.
  127. , C.B. Принципы этиопатогенетической терапии острых синуситов / C.B. Рязанцев, H.H. Науменко, Г. П. Захарова: метод, рек. // СПб.: Национальный регистр, 2007. 40 с.
  128. М.Ю. Клинико-эпидемиологические особенности йодного дефицита у детей (диагностика, лечение, профилактика): Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 2002. — 248с.
  129. К.А. Перинатальная энцефалопатия. WWW.nedug.ru.
  130. М.А., Карпова Е. Г., Тарасенко Н. М. и др. // Росс. пед. журнал. 2005. — № 3. — С. 11−14.
  131. И.Б. Лекции по отоларингологии. М., 1990.
  132. , A.A. Формирование приспособительных реакций у детей для адаптации к дошкольному учреждению и школе / A.A. Солнцев, Л. А. Жданова // Педиатрия. 1988. — № 7. — С. 105 -106.
  133. Е.М. Клинико-патогенетические варианты и основы формирования вегетативной дисфункции в раннем и дошкольном детском возрасте: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. — Новгород, 1993. — 50 с.
  134. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. Издание тринадцатое, переработанное, исправленное и дополненное. -М.: АстраФармСервис, 2007. 1632 с.
  135. , В.Л. Нервно-психический статус у детей в условиях загрязнения окружающей среды / В. Л. Стародумов, А. Н. Полякова, Н. Б. Денисова // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 52−53.
  136. O.A. // http: // www / pomorsu.ru / elibrary / pedagog / cont 5. 2000.
  137. , Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко//Ростов-на-Дону.-1996.-580 с.
  138. , Л.Д. Детская психодиагностика и проориентация / Л.Д. Столяренко//Ростов-на Дону: «Феникс», 1999. 384 с.
  139. , А. Г. Технология социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста / А. Г. Сухарев // Гиг. и сан. — 2002. № 4. — С. 64−67.
  140. , Л. М. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков / Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт, И. В. Звездина и др. // Гиг. и сан. 2002. — № 3. — С. 52−55.
  141. , Н.Л. Знания и навыки здорового образа жизни как критерии подготовки и обеспечения успешной социализации детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Л. Сюнева, В. Ф. Стафеев // Вопросы современной педиатрии.-2006.-Т.5, № 1.-С. 563.
  142. , В. А. Взаимосвязь экономического положения современной России с уровнями смертности, продолжительности жизни и показателями здоровья населения / В. А. Таболин, В. И. Харченко, Г. С. Лисичкин и др. // Педиатрия. 2003. — № 3. — С. 66−90.
  143. Т.Е. Йоддефицитные заболевания у детей: Автореф. дисс.. докт. мед. наук. -М., 1999. 241с.
  144. Ю.Р., Колосова Т. С. // http: // www / pomorsu.ru / elibrary / pedagog / cont 5. 2000.
  145. Тонкова-Ямпольская, P.B. Состояние здоровья детей с учётом факторов анте- и постнатального риска / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Российский педиатрический журнал. — 2002. № 1. — С. 61 — 62.
  146. Утенина, В. В. Характеристика умственной работоспособности детей с эндемическим зобом, проживающих в йоддефицитном районе / В. В. Утенина, В. М. Боев, Е. С. Барышева и др. // Росс, педиатр, журнал.- 2000.- № 1.- С. 17−20.
  147. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). / Под ред. A.A. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000.
  148. , О.М. Возрастные закономерности системной деятельности организма, физического и психического развития дошкольников, их нарушения и профилактика: Автореф. дис. канд. мед. наук. Иваново, 1996. — 132 с.
  149. , В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования/В.А. Худик//Киев: Освита, 1992.
  150. , Н.Л. Проблема организации качества профилактической медицинской помощи детям в детской поликлинике / Н. Л. Черная, Л. И. Мозжухина // Рос. пед. журн. 2002. — № 6. — С. 51−54.
  151. , Ю.В. Реабилитация детей с неврологическими заболеваниями в педиатрической амбулаторной практике. / Ю. В. Черненков,
  152. О.И. Чапова, О. Ю. Померанцева // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов XI конгресса педиатров России ««. М., 2007. — С. 742.
  153. Шальнева H. JL, Кобзарева И. И. // http: // www / pomorsu.ru / elibrary / pedagog / cont 5. 2000.
  154. , О. В. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции исостояние здоровья детей / О. В. Шарапова, А. Д. Царегородцев, Б. А. Кобринский // Рос. вестн. перинат. и пед. 2004. — № 1. — С. 56−60.
  155. , А.Г. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимнастов / А. Г. Швецов, С. М. Кабиева, В. Н. Приз // Гиг. и сан. 2000. — № 3. — С. 46−49.
  156. В. Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Иваново, 2000. — 51 с.
  157. , О. П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 19 952 000 гг. / О. П. Щепин, Е. А. Тишук // Рос. педиатр, журн. 2004. — № 1. — С. 47−49.
  158. , JI.A. Йодная профилактика у детей раннего возраста / JT.A. Щеплягина, H.A. Курмачева // Русский медицинский журнал. — 2003. -Том 11, № 12.-С. 154.
  159. , JI.A. Состояние здоровья детей первого года жизни в йоддефицитном районе / JI.A. Щеплягина, H.A. Курмачева, О .Я. Дейнеко и др. // Русский медицинский журнал. 2003. — Том 11, № 1. — С. 173.
  160. , М.В. Лекции по педиатрии/М.В. Эрман//СПб: ИКФ «Фолиант», 2001. 480с.
  161. , Г. П. Дифференцированная оценка состояния здоровья дошкольников группы риска / Г. П. Юрко, Л. В. Веремкович, Г. В. Терентьева и др. // Гигиена и санитария. 1991. — № 9. — С. 50 — 53.
  162. , В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы/В.А. Ядов// М.: Наука, 1972. 239 с.
  163. , Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения / Ю. А. Ямпольская // Гиг. и сан. 1996. — № 1. — С. 24 — 26.
  164. , В.Н. Становление и развитие педиатрического образования в России и других странах / В. Н. Ярыгин, Н. В. Полунина // Педиатрия. 2006. — № 1. — С.108−110.
  165. , Г. В. Реабилитация детей с перинатальной патологией / Г. В. Яцык, Е. П. Бомбардирова // Права ребенка. 2003. — № 1. — С. 32−33.
  166. Akesson, Н.О. Rett syndrom, classical and atypical: genealogical support for common origin / H.O. Akesson, B. Hagberg, J. Wahistrom // J. Med. Genet. -1996. Vol. 33, N 9 — P. 764−766.
  167. , N. / N. Badawi, J.J. Kutinczuk, C.L. Mackenzie et al. // Brit. J. Obstet. Gynecol. 2000. — Vol. 107, N6. — P.798−801.
  168. Black, M.M. Behavior and Development of Preschool Children Born to Adolescent Mothers: Risk and 3-Generation Households / M.M. Black, M.A. Papas, J.M. Hussy et al. // Pediatrics.- 2002. Vol. 109, N 2. — P. 573 — 580.
  169. Bullock, B.L. Adaptations and alterations in Function / B.L. Bullock, P.P. Rosendale // Pathophysiology. Glenvien, 1988. — 958 p.
  170. Carlier, G. Le traitement des convulsions d’enfant / G. Carlier, O. Guidi, J.M. Dubru I I Rev. med. Liege. 1989−257 — P. 62.
  171. De Voider, A.G. Brain glucose metabolism in postanoxic syndrome / A.G. De Voider, A.M. Joffmet, A. Bol et al. // Arch. Neurol. 1990. — N 47(2). — P. 197 204.
  172. Delange, F. Iodine deficiency as a cause ot brain damage / F. Delange // Postgrad. Med. J. 2001. — Vol. 77 — P. 217−220.
  173. , I.M. / I.M. Evans, A.K. Sinha, M.R. Pickard et al. // J. Endocrinol.1999.-Vol. 161.-P. 273−279.
  174. Fomon, S.J. Reference Data for assessing growth of infants / S.J. Fomon // The Journal Pediatrics. September, 1991. — P. 415116.
  175. Frankenburg, W.K. The revised Denver Developmental Screening Test: The accuracy as a screening instrument / W.K. Frankenburg, A.D. Goldstein, B.W. Camp // Journal Pediatrics. 1971. — Vol. 79. — P. 988.
  176. Glenys, D. Early Developmental Outcomes Alter Newborn Encephalopathy / D. Glenys, N. Badavi, J.J. Kurinczuk et al // Pediatrics. 2002. — Vol. 109, N 1. -P. 26−33.
  177. Glinoer, D. Maternal and fetal impact of chronic iodine deficiency / D. Glinoer // Clin. Obstet. Gynecol. 1997. — Vol. 40, N 1. — P. 102−116.
  178. , D. / D. Glinoer, P. De Nayer, F. Delange et al. // J. Clin. Endocrinol. Metab.- 1995. Vol. 80, N 1. — P. 258−269.
  179. Glinoer D., Delange F. The potential repercussions of maternal, fetal and neonatal hypothyroxinemia on the progeny / D. Glinoer, F. Delange // Thyroid.2000. Vol. 10. — P. 871−877.
  180. Goddons, R.J. Syndromal mental retardacion due to gene expression / R.J. Goddons, D.J. Pickens, D.R. Higgs // Hum. Mol. Genet. 1995. N 4. — P. 17 031 705.
  181. Goldstein, A. Comparison of Body Weight and Height of Israeli Schoolchildren with the Tanner and Centers for Disease Control and Prevention
  182. Growth Charts / A. Goldstein, U. Haelyon, E. Krolik, J. Sack // Pediatrics. 2001. -Vol. 108, N6.- P. 108.
  183. Gordon, N./N. Gordon//Brain-dev. 1991.-Vol. 13, N3.-P. 143−147.
  184. Gretser, I. Psychosomatische Stoerungen, in: A. Schaffltr, U. Renz Leitfaden /1. Gretser // Paediatrie. 1993. — P. 554−560.
  185. Lindsay, R.S. Early Excess Weight Gain of Children in the Pima Indian Population / R.S. Lindsay, V. Cook, R.L. Hanson et al. Pediatrics. — 2002. -Vol. 109, N2.- P. 33.
  186. Lubs, H.A. The oriher side of the Coin: A hypothesis concerning the importance of genes for high intelligence and evolution of the X-chromosome / H.A. Lubs // Am. J. Med. Genet. 1999. — Vol. 85, N 3. — P. 206−208.
  187. Lufi, R. The development of mitochondrial medicine / R. Lufi // Proc. Nat. Acad. Sci. USA 1994. — Vol. 91, N 19. — P. 8731−8738.
  188. Mc Anarney, E.R. New Growth Charts: A Change Long Overdue / E.R. Mc Anarney // The New England Journal of Medicine. 2002. — N 3. — P. 28−32.
  189. Murray, Ch.J.L. The Global Burden of Disease (WHO) / Ch.J.L. Murray, A.D. Lipez Geneva, 1994.
  190. Physical status: the use and interpretation of anthropometry. Geneva, WHO, 1995.-P. 263−311.
  191. Pop, V. / V. Pop, J.L. Kuipens, A.L. Van Baar et al. // Clin. Endocrinol. (Oxf).- 1999. Vol. 50. — P. 149−155.
  192. Schapir, A.M. Mitochondrial disorders / A.M. Schapira // Biochem. Biophys. Acta. 1999 (1410). — P. 99−102.
  193. Smyth, P.P.A. / P.P.A. Smyth, A.M.T. Hetherton, D.F. Smyth et al. // J. Clin. Endocrinol. Metab 1997. — Vol. 82, N 9. — P. 2840−2843.
  194. , I.K. / I.K. Sung, B. Vohr, W. Oh // J. Pediatrics. 1993. — Vol. 123, N4.-P. 618−624.
  195. Taylor, J.A. A Randomized Controlled Trial of Group Versus Individual Well Child Care for High-risk Children: Maternal Child Interaction and Development Outcomes / J.A. Taylor, R.L. Davis, K.J. Kemper // Pediatrics. -June, 1997. Vol. 99, N 6. — P. 9.
  196. The state of Health in the European Community. Brussels- Luxemburg, 1996.
  197. , J. / J. Visschedijk, S. Simeant // World Health Statist. Quart. 1998.-Vol. 51, N 1. — P. 56−67.
  198. Volpe, J. Neurology of the Newborn, coundres company. 1987. — 715 p.
  199. Vue Desingue Gisele // Combat Nature. — 1994. — Vol. 107. — P. 43−45.
  200. Wenuberg, A. Environ and Health / A. Wenuberg // Scand. Journal Work. -1994.-Vol. 20.-P. 65−71.
  201. , A.D. / A.D. Woolf, P. Gardiner, J. Whelan et al. // Clin. Ped. (Phila). 2005. — Vol. 44, N 7. — P. 579−587.
Заполнить форму текущей работой