Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма налогового регулирования переходной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Длительное время в России налоги рассматривались в основном, как источник формирования доходов государства, а не как средство воздействия на экономическое развитие страны, следствием данной политики в настоящее время является слабая теоретическая база исследований основ создания эффективного рыночного механизма налогового регулирования. Реформирование экономики РФ на основе отказа от прежних… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Объективная необходимость и основные методы государственного регулирования экономики
    • 1. 2. Эволюция экономических воззрений на роль налогов в воспроизводственном процессе
    • 1. 3. Основы построения и функционирования механизма налогового регулирования
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
    • 2. 1. Зарубежная опыт налогового регулирования экономики
    • 2. 2. Анализ тенденций и противоречий становления налоговой системы РФ
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ
    • 3. 1. Оценка эффективности налогового регулирования экономики
    • 3. 2. Приоритетные направления совершенствование механизма налогового регулирования экономики в современных условиях

Формирование механизма налогового регулирования переходной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Объективная потребность государственного регулирования особенно усиливается в переломные, переходные периоды. В то же время возрастание роли прямых методов государственного регулирования экономики может препятствовать развитию рыночных механизмов. В этой связи в системе государственного регулирования превалирующее место должны занять методы косвенного управляющего воздействия, среди которых важное значение имеет налоговый механизм.

Налоговое регулирование является объективной формой вмешательства государства в экономику, то есть той системой взаимоотношений политической власти с экономическим базисом, которая десятилетиями существует в наиболее развитых странах мира.

Экономические преобразования в Российской Федерации направленные на формирование основ рыночной экономики, сопровождаются возрастанием таких негативных процессов, как снижение инвестиционной активности и бюджетного финансирования, увеличение безработицы, рост неплатежей в экономике и, как следствие, задолженности по налогам в бюджет, усилением социальной напряженности в обществе и.т. д.

В связи с вышеизложенным особую актуальность в современной России приобретает исследование проблем налогового регулирования как одного из важнейших инструментов государственного регулирования процессов воспроизводства. Обоснованный, с учетом экономических реалий текущего момента, комплекс налоговых мер способен оказывать существенное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, усиливать экономическую и инвестиционную активность.

Длительное время в России налоги рассматривались в основном, как источник формирования доходов государства, а не как средство воздействия на экономическое развитие страны, следствием данной политики в настоящее время является слабая теоретическая база исследований основ создания эффективного рыночного механизма налогового регулирования. Реформирование экономики РФ на основе отказа от прежних догматических установок вызвал адекватное изменение отношения к налогам в области их практического применения. В то же время на издержки становления новой налоговой системы сказались отсутствие собственного опыта налогового регулирования экономики, недостаточная научная обоснованность, противоречивость законодательства в области налоговых отношений и т. д.

Налоговый механизм должен выполнять не только фискальную, но и функцию государственного регулирования социально-экономического развития. Методологически обоснованное их сочетание будет способствовать стабилизации экономического роста, увеличению доходов государства, улучшению качества жизни населения. Однако, действующая налоговая система практически не создает у субъектов хозяйствования заинтересованности в повышении эффективности производства, решения производственных задач на более высокой технической основе, не способствует территориальному выравниванию уровня развития регионов РФ, а также устранению социально неоправданных различий в благосостоянии отдельных групп населения.

В этой связи представляется необходимым по-новому взглянуть на применяемый механизм налогового регулирования в условиях нынешней экономической действительности. При этом необходимо изучить как отечественный, так и богатый зарубежный опыт, с учетом возможности его адаптации к условиям трансформации экономики современной России. Неэффективность действующей налоговой системы и ее негативное влияние на развитие экономических процессов в обществе настоятельно диктует необходимость углубления научных исследований в этой области и выработке новых подходов эффективного использования налогового инструментария в социальноэкономическом регулировании.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем государственного регулирования экономики, с использованием налогового инструментария посвящены фундаментальные труды представителей экономической и философской мысли: А. Смита, Д. Рикардо, Н. И. Тургенева, А. Вагнера, Ф. Кенэ, И. Х. Озерова, И. ИЛнжула, К. У. Рау, А. А. Тривуса, А. Соколова, Д. М. Кейнса, А. Пигу, М. Фридмена, А. Исаксена, К. Гамильтона, Т. Гульфасона, Р. Масгрейва, П. Самуэльсона, К. Валлиха и др.

Отдельные проблемы налогового регулирования рассматриваются в специальной литературе, а также в научных статьях таких современных российских экономистов как: В. П. Волобуев, И. В. Горский, А. З. Дадашев, Г. Я. Киперман, Л. П. Павлова, В. Г. Пансков, С. Г. Пепеляев, М. В. Романовский, Б. Н. Сабанти, Д Г. Черник, О. Ф. Тимофеева, И. В. Федорова, Т. Ф. Юткина и др.

В тоже время отсутствуют работы в которых изучение проблем налогового регулирования носило бы комплексный характер с точки зрения обоснования теоретико-методологических основ повышения его эффективности в условиях трансформации экономики современной России.

Незавершенность теоретической проработки проблем налогового регулирования и их большая научно-практическая значимость в современных условиях обусловили необходимость выбора данной темы диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационной работы. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения зарубежного и отечественного опыта налогового регулирования обосновать теоретические положения и разработать практические рекомендации по эффективному использованию налогового механизма для регулирования экономики в современных условиях.

Цель и логика исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих конкретных задач:

— раскрытие теоретических основ формирования механизма налогового регулирования развития экономики;

— выявление совокупности принципов построения налоговой системы РФ, выступающих в качестве эффективных регуляторов экономических процессованализ и обобщение зарубежного опыта налогового регулирования, выявление прогрессивных элементов и возможностей его использования в процессе трансформации экономики современной России;

— исследование практических аспектов налогового регулирования как механизма государственного управления экономикой РФ в современных условиях;

— разработка предложений по совершенствованию системы налоговых льгот, усилению их стимулирующей роли;

— обоснование рекомендаций эффективной реализации российской модели налогового федерализма.

Объектом исследования является механизм налогового регулирования экономики.

Предметом исследования выступают теоретические и методические вопросы формирования и использования механизма налогового регулирования в процессе становления рыночной экономики.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налогового регулированияБюджетный и Налоговый кодексы РФзаконодательные актыуказы Президента РФ и постановления Правительства РФ и Республики Дагестан по вопросам налоговой политики и экономического развития. При разработке и решении поставленных задач использовались нормативные документы и инструктивные материалы, статистические данные Министерств и ведомств. Привлечены также материалы научных конференций, периодической печати, данные социологических исследований.

В ходе исследования применялись методы логического и системного анализа, экспертных оценок, статических группировок и сравнения, приемы регрессионного анализа и др. Графический анализ выполнен с применением схем, диаграмм сравнения и линейных графиков.

Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном исследовании теоретических основ формирования механизма налогового регулирования и в разработке новых предложений по повышению его эффективности как инструмента реализации целей и задач современной экономической политики государства.

Основные научные результаты, определяющие новизну исследования, заключаются в следующем:

— уточнен понятийнокатегориальный аппарат, объединяемый рамками данной исследовательской темы, в частности, понятия «налоговое регулирование», «функции налогов», «налоговая система»;

— предложена обновленная классификация принципов построения налоговой системы РФ в современных условиях;

— дана оценка эффективности налогового регулирования в отраслях экономикиуточнены критерии определения реального совокупного уровня налогообложения этих отраслей;

— разработана методика определения бюджетных потерь в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль предприятия и составлена математическая модель для их расчета по основным группампредложен механизм усиления роли налога на прибыль в качестве средства стимулирования развития экономики депрессивных регионов;

— обоснованы предложения по повышению эффективности использования льгот на региональном и местном уровняхна основе выявленных противоречий в построении российской модели налогового федерализма аргументирована необходимость дифференциации нормативов отчислений, а также ставок регулирующих налогов по субъектам федерации.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке конкретных предложений и рекомендаций по повышению эффективности механизма налогового регулирования национальной экономики, которые могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования налогового законодательства;

Апробация. Основные выводы и предложения отражены в научных статьях автора, опубликованных в сборниках, а также докладывались и получили одобрение на четвертой Международной конференции «Предпринимательство и реформы в России» (г.Санкт-Петербург, ноябрь 1998 г.), на региональной конференции «Бизнес в финансовой кредитной сферы» (г.Ростов-на-Дону, апрель 1998 г.), на республиканской научно-практической конференции «Проблемы экономики и технологии пищевых производств» (г.Махачкала, февраль 1997 г.), на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, а также молодых ученых и аспирантов ДГУ (1994;99 гг.).

Министерством финансов Республики Дагестан приняты к использованию предложения диссертанта по совершенствованию льгот на региональном и местном уровнях.

Ряд положений диссертации по реформированию налоговой системы РФ используется в учебном процессе Дагестанского государственного университета в изучении курсов «Налоги и налогообложение» и «Бюджетная система РФ» .

Публикации. По теме диссертации соискателем опубликовано 23 работ общим объемом 4,8 п.л., из них в соавторстве 8 публикаций.

Структура и объем диссертации

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст изложен на 146 страницах, содержит 5 рисунков и 25 таблиц. Список использованной литературы составляет 144 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики научно обоснована еще в начале 30 — годов нашего столетия, однако его масштабы существенно отличаются на этапах становления, формирования и в условиях функционирования уже сложившейся экономике рыночного типа. Мировой исторический опыт показывает, что в переходный период роль государства в экономике усиливается. Реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на либеральную модель рынка, что выразилось в отказе государства от регулирования экономических процессов, от планирования на макроуровне, либерализации хозяйственной деятельности и цен, ускоренном проведении приватизации. Последствия данной политики привели к тяжелым финансовоэкономическим последствиям. Кризисные явления в экономике РФ обуславливают необходимость усиления государственного регулирования на современном этапе, повышения эффективности используемых методов.

2. В диссертационной работе обобщены основные методы воздействия государства на развитие экономики. Методы государственного управления экономикой можно объединить в две группы: административные, прямые экономические и косвенные экономические. В связи с переходом к рыночным отношения и обострением социальной напряженности в системе макроэкономического регулирования усиливаются роль и значение косвенных методов, среди которых важная роль принадлежит налогам. От спешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений.

3. Научное понимание экономического содержания налогов и налоговых отношений в теории рыночной экономики формировалось в течение длительного периода времени. В диссертации нами выделены основные этапы в эволюции взглядов на роль налогов в экономике.

На первом этапе считалось (А.Смит, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди), что налоги предназначены для обеспечения государства необходимыми денежными ресурсами в целях выполнения его функции, т. е. на налог смотрели лишь с фискальной точки зрения.

На втором этапе выясняется возможность использования налогов в регулировании экономики (А.Вагнер, Ф. Кенэ, А. Тривус). В этот же период выдвигается идея, что не только доход, но и такой капитал, как имущественная собственность может являться источником обложения (в том случае, если налог не изымает ресурсы, составляющие базу расширенного воспроизводства).

На третьем этапе (Д.М. Кейнс, Д. С. Миль, А. Лаффер, Р. Масгрейв) экономистами обосновываются конкретные пути (способы) использования всей гаммы налоговых инструментов в социально-экономическом регулировании.

4. В работе проанализирован опыт налогового регулирования экономической активности индустриально — развитых стран, а также стран третьего мира (поскольку они обладают в настоящее время наиболее высокими темпами роста), выделены общие тенденции развития налоговой политики. При всем многообразии специфических условий проведения налоговых реформ в разных странах, общей их тенденцией является снижение ставок налогов и сокращение льгот.

В то же время, несмотря на тенденцию к ограничению значение льгот достаточно весомо. Продолжают сохраняться льготы, стимулирующие развитие НТП. Устойчивый характер носят льготы по малым и вновь создаваемым предприятиям. Помимо льгот широко применяются и другие методы (дифференциация ставок налогов, замена одного способа обложения другим и, как следствие изменение налоговой структуры и пропорций распределения налогов между бюджетами разных уровней).

Налоги широко используются в целях регулирования территориального развития. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения и модернизация производства.

5. В России до 1917 г. шел процесс формирования механизма налогового регулированиясовершенствовалась налоговая система, многочисленные мелкие налоги заменялись более экономически обоснованными налогами, устанавливались общепризнанные принципы налогообложения. В последующие годы роль и значение налогов резко уменьшаются.

Становление рыночных отношений привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. В результате реформ в нашей стране сформировалась налоговая система не отличающаяся по составу налогов от принятых в мировой практике, которая однако оказалась потенциально не в состоянии реализовывать свои функции. Использование зарубежного опыта без учета социально — экономических особенностей нашей страны, недостаточная научная обоснованность законодательства в области налогов и налоговых отношений обусловили противореворечивость налоговой системы России. Негативно повлиял на процесс ее формирования экономический и социальный кризис наблюдаемый в стране.

Отсутствие четкой налоговой политики, полностью отвечающий провозглашенным экономическим целям, поставило ее развитие в противоречие с процессами, протекающими в стране. Налоговая политика должна быть органически встроена в проводимую государственную политику, соответствовать единой стратегии социально-экономического развития.

6. Практическое решение задачи повышения эффективности налогового регулирования связано с решением научно-теоретических вопросов, в том числе методологического характера. В этой связи в диссертации нами сформулированы и обоснованы совокупность методологических вопросов, связанных с уточнением функций налогов, понятий налогового регулирования и налоговой системы.

В экономической литературе приводятся самые различные трактовки функций налогов. На наш взгляд налогам присуще только две функциифискальная и регулирующая. Практическое содержание налогового регулирования предопределено именно регулирующей функцией налога. Под налоговым регулированием следует понимать систему мер стимулирующего, сдерживающего и. т.п. характера, осуществляемых государственными и местными органами власти путем внесения оперативных изменений в налоговую систему, с целью развития существующей социально-экономической системы и ее приспособления к изменяющимся условиям.

7. Основой построения и функционирования механизма налогового регулирования являются принципы налогообложения. В мировой практике соблюдение их служит важнейшим критерием оценки качества налоговой системы. В российской теории проблема принципов построения системы налогообложения не нашла серьезного научного обоснования. В процессе построения новой налоговой системы законодателем они не были четко сформулированы, что привело к ослаблению действенности всего механизма налогового регулирования.

В Налоговом кодексе РФ приведены отдельные принципы построения системы налогообложения. Мы полагаем, что в законодательстве необходимо обосновать более расширенную классификацию, с четким разделения на экономические и правовые. При этом к экономическим следует относить: справедливость, определенность, удобство, экономичность, однократность, достаточность, льготность, стабильность и устойчивость, гибкость и универсальность, прозрачностьк правовымединство, децентрализация, законность, отрицания обратной силы, равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков, резиденство, аполитичность.

8. В диссертации наряду с качественными выделены количественные критерии оценки эффективности налогового регулирования экономики. Эффективность налогового регулирования развития экономики определяется результативностью используемых методов, применяемых с целью обеспечения роста производства ВВП (ВРП), инвестиций, выравнивания уровня развития территорий, снижения безработицы, устранения социально неоправданных различий в уровнях доходов граждан, неплатежей в экономике и т. д. Проведенное исследование позволяет констатировать, что направление применения налогового регулирования не соответствует реальной экономической ситуации в России, в том числе и Республики Дагестан. По существу, механизм налогового регулирования не действует в полной мере, налоги оказывают неадекватные последствия, усугубляя кризис экономики. Одним из важнейших факторов ослабляющих действенность механизма налогового регулирования является высокий уровень налогообложения. Экономические пределы повышения налогообложения (снижение темпов роста налоговых поступлений, резкое увеличение недоимок, снижение инвестиций и прибыли в отраслях экономики) показывают, что граница допустимого предела роста налогов в РФ пройдена.

В диссертационной работе сформулированы количественные критерии для определения фактического совокупного уровня налогообложения, а также тенденций его изменения на данном этапе социально-экономического развития РФ. Налоговое бремя в России значительно превышает среднемировой уровень. В официальной статистике уровень налогообложения (доля налогов в ВВП) рассчитывается без учета российской специфики функционирования налоговой системы (высокий уровень задолженности по налогам и платежам, масштабы укрывательства от налогов), в связи с чем он практически сопоставим с показателями зарубежных стран. Однако реальный совокупный уровень налогообложения (исчисляемый с учетом вышеперечисленных особенностей) значительно превышает показатели зарубежных стран.

9. Снижение официального уровня налогообложения на 2,5% ВВП, прогнозируемое Министерством экономики РФ в связи с изменениями, предусмотренными Налоговым кодексом РФ, не сможет обеспечить условий для развития реального сектора экономики.

Главная проблема системного характера, которую предстоит решить при корректировке механизма налогового регулирования — это обеспечение справедливости распределения налогового бремени. Произведенный по материалам РД расчет уровня налогообложения, в структуре отдельных отраслей свидетельствует, что наиболее высокое налоговое бремя несут отрасли промышленности. Так, в целом по экономике РД уровень налогообложения (с учетом задолженности) составил 14,4%, 14,6%, 19,8% и 12,5%, тогда как в промышленности 52,3%, 58,8%, 71,9% и 58,7% соответственно в 1995, 1996, 1997 и 1998гг. В этой связи, необходимо снижение уровня налогообложения прежде всего для отраслей реального сектора экономики.

10. Важнейшим элементом налогового регулирования являются льготы. В нашей стране эффективность льгот не значительна, что обуславливает необходимость их трансформации. Целесообразно изменить методологию льготирования. Представление льгот должно быть более жестко увязано с достижением нужного обществу результата. В современных условиях — это стимулирование развития отраслей реального сектора экономики.

В странах с рыночной экономикой основную нагрузку в регулировании экономики несет налог на прибыль (доход) корпораций. В отличии от них в нашей стране преобладает фискальная роль налога на прибыль. Проведенный по материалам РД анализ бюджетных потерь в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль позволяет сделать вывод, что они (потери) вполне сопоставимы с теми суммами, которые ежегодно теряют зарубежные страны.

Однако в структуре льгот имеются существенные различия. В России преобладают льготы, открывающие широчайшие возможности для уклонения от налогов, тогда как в зарубежной практике — функциональные, стимулирующие инвестиции в производство и научно-технические исследования.

В процессе трансформации льгот, необходимо усилить их функциональное назначение в стимулировании экономической активности. В диссертационной работе даются рекомендации по реформированию видовой структуры льгот. Наряду с обоснованием необходимости отмены ряда льгот неадекватных целям современной экономической политики, выделены направления по которым их значение должно быть усиленно.

11. В РФ практически не используются возможности льготного налогообложения прибыли в стимулировании развития экономически отсталых регионов. В диссертации предложено освобождать от уплаты налога на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) на несколько лет (5−6) экономически отсталые регионы добивающиеся одновременного роста производства ВРП и уровня занятостипри этом обоснованы источники покрытия выпадающих доходов бюджета. Данная льгота, в увязке с механизмом трансфертов, может оказать наиболее благоприятное воздействие на регионы с высоким уровнем безработицы, к числу которых относится РД.

Дополнительные льготы, предоставляемые на региональном и местном уровнях необходимо увязать с выполнением специально оговоренных условий, а в случаях их несоблюдения применять меры финансовой ответственности, что послужит хорошим стимулом к целевому использованию льготируемых сумм.

12. В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы реализации налогового федерализма. В РФ используется тот же механизм налогового федерализма, что и в других государствах, но он применяется без достаточного учета природно-климатических и экономических (отраслевых) особенностей развития РФ, влияющих на налоговый потенциала регионов, уровень их экономического развития.

На основе выявленных противоречий в построении вертикальной структуры налоговой системы мы предлагаем дифференцировать нормативы отчислений, а также ставки регулирующих налогов в бюджеты субъектов федерации, что позволит не только снизить потребность в трансфертах, но и регулировать инвестиционную деятельность. Для достижения этой цели представляется необходимым установление повышенных нормативов отчислений от федеральных налогов тем регионам, которые обеспечивают рост производства в налогообразующих секторах экономики.

В работе содержатся также рекомендации по применению отдельных элементов зарубежного опыта построения вертикальной структуры налоговой системы, которые могут быть адаптированы и в условиях специфики экономического развития России. В соответствии с принятой в мировой практике теорией фискального федерализма налог на недвижимость целесообразно включить в состав местных налогов, а в регионах в которых он не введен необходимо отнести в состав местных налог на имущество предприятий и отказаться от практики централизации части земельного налога на федеральном и региональном уровнях.

Осуществление всего комплекса разработанных автором мер в единой целостной системе создаст предпосылки эффективного использования налогового механизма для регулирования экономики в современных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и материалы.
  2. Бюджетный кодекс РФ//Российская газета. 1998. — 12 авг.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть I.// Российская газета. 1998. — 6 авг.
  4. Налоговый кодекс РФ. Проект. Части 1и 2.// Экономика и жизнь. 1997.-№№-27- 28.
  5. Закон СССР от 07.05.1960 «Об отмене налогов с рабочих и служащих"// Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. — № 18. — Ст. 135.
  6. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ"//ВСНД РФ и ВС РФ. 1991. — № 46. — Ст. 1543.
  7. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ"// ВСНД РФ и ВС РФ. -1992.-№ 11.-Ст. 527.
  8. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 1997 г."// Российская газета. 1997. — 4 марта.
  9. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 1998 г.» //Российская газета. 1998. — 1 апр.
  10. Ю.Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетностей для субъектов малого пред-принимательства'7/Налоговый вестник. 1996. — № 1. — с. 115.
  11. Федеральный закон от 10.01.97 г. № 13 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» //Российская газета. — 1997. — 21 янв.
  12. Федеральный закон от 25.09.97 № 126 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ"// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. — 1997. -№ 11.
  13. Законы РД «О республиканском бюджете РД» на 1992 1998 гг.
  14. Указ Президента РФ от 22 дек. 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994» //САПП РФ. 1993. № 52. — Ст. 5074.
  15. Программа стабилизации экономики и финансов РФ. Проект //Экономика и жизнь. 1998. -№ 26.
  16. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах //Российская газета. 1998. — 8 авг.
  17. Народное хозяйство в цифрах (1860−193 8гг.) М.: Московский рабочий, 1940.-С. 45.
  18. Российский статистический ежегодник: Стат. сборники /Госкомстат России. М., 1994−1998гг.
  19. Экономика России в цифрах //Экономика и жизнь. 1998. — № 48. — СЛ.
  20. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Стат. сборники за 1992−1998гг. Махачкала: Статуправление РД.
  21. Отчеты «О результатах контрольной работы Государственной налоговой инспекции Республики Дагестан» за 1994−1998гг. и объяснительные записки к ним. Махачкала: ГНИ РД.
  22. Книги, монографии, журнальные и газетные статьи.
  23. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 4−13.
  24. В. Г. Основы эффективной экономики. -Махачкала: ИПЦ. ДГУ.-1996.-320с.
  25. А.А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное пособие. М.: Крон-Пресс, 1993. — С. 147.
  26. В.Н. Налогообложение в системе управления экономикой. М.: Наука, 1991.-С. 95.-100.
  27. В.Н. Налоговые льготы: опора или помеха. Налоговый вестник. -1998. -№ 3. -С.21−22.
  28. С.В. Налоги как цена услуг государства //Финансы. 1996. — № 2. — С. 25−27.
  29. С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики //Финансы. 1996. — № 1. — С. 25.
  30. С. Экономические теории и школы. М."Бек», 1996 — 337с.
  31. О., Шипинов И. Либерализация шведской налоговой системы //Финансы СССР. 1991. — № 9. — С. 68.
  32. О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых районов //Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С.3−11
  33. О. Бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт// Мировая экономика и международные отношения 1994. — № 4. — С. 114 119.
  34. А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения //Финансы. 1997. — № 8. — С. 28.-29.
  35. Д. Основы мирового налогового кодекса //Финансы. 1996. — № 8. -С. 9−18.
  36. Бюджетная система РФ./Под. М. В. Романовского и О. В. Врублевской.-М., 1999−625с
  37. А. Финансовая наука. Извлечение. Спб., 1893. — С. 138.-144.
  38. Н.М. Долги предприятий и их экономическая сущность //Налоговый вестник. 1998. — № 7. — С. 7−9.
  39. Е. Очерки по проблемам капитализма. М.: Политиздат, 1964. -383 с.
  40. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я Лившица, И. Н. Никулина. М.: Высшая школа, 1994. — С. 79, 81.
  41. В.П. США: трансформация системы государственного монополистического регулирования экономики //Изв. АН СССР. Серия экономическая, 1988. № 6. — С. 129- 145.
  42. В.П. Бюджетная политика США в 80−90-е годы.// Мировая экономика и международные отношения. 1998 -№ 12.-е. 100−111.
  43. А., Евсеев Д. О перспективах реформирования налоговой системы //Финансы. 1997. — № 6. — С. 39−42.
  44. Всемирная история экономической мысли. В 6 т./Гл. ред. В. М. Черковец. -М.: Мысль, 1994. Т. 5. — Гл. 7. — С. 35−160.
  45. В.Ю. Некоторые вопросы теории налогов //Финансы. 1993. — № 1.-С. 38−41.
  46. И.В. Налоги в рыночной экономике. М., 1992. — .115с.
  47. И.В. Методологические аспекты налогового бремени предприятий. //Налоговый вестник. 1998. — № 1. — С. 28−29.
  48. Государство и экономика развитых капиталистических стран в 80-х годах /И.М. Осадчая, К. Б. Козлова и др. М.: Наука, 1989.
  49. С.Г. На пути к реальному федерализму //Дагестанская правда. -1997. 23 марта.
  50. Н. Российские реформы и политика государственных доходов// Экономист. 1995. — № 8. — С. 5−11.
  51. В.П. История финансов СССР. -М. «Наука».- 1978.-497.
  52. В., Любимцев Ю. Финансовые потоки как объект индикативного планирования //Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 3945.
  53. А. Г.Национальный доход и финансы СССР.- М.: Госфиниздат, 1961−345с.
  54. А.П. О принципах реформирования межбюджетных отношений в РФ //Финансы. 1998. — № 8. — С. 6−9.
  55. А., Гамильтон К., Гульфасон Т. Экономика переходного периода. Пер. с англ. Кн. 1. М.: Сов — Вип., 193. — С. 13−14.
  56. История социалистической экономики СССР. М.: Наука, 1978. — Т.4. — С. 448. — Т. 6. — 508с.
  57. И. Новый подход к политике налогового регулирования: 80−90-е годы //Законодательство и экономика. 1996. — № 19, 20.
  58. И. Налоговые методы стимулирования производственных ин-вестиций.//Вопросы экономики. 1994.-№ 8.-с.93−100.
  59. В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики //Финансы, 1998. № 8. — С. 23, 26.
  60. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1978. 494 с.
  61. Ф. Экономическая таблица /Пер. А. В. Горбунова. М., 1896. — С. 7172.
  62. Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты //Финансы. 1998. — № 9. — С. 30−32.
  63. В.Г. Налогообложение в США //Финансы. 1992. — № 8. — С. 36.
  64. В. Возрастающая ответственность государства //Российский экономический журнал. 1998. — № 3.- С. 5−7.
  65. JI. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России //Российский экономический журнал. 1997. — № 3. -С. 55−59.
  66. И.Ю. Льготы по налогу на прибыль, проблемы и пути их реше-ния//Финансы. 1998. — № 11. — С. 24−27.
  67. В., Курнышева И. Долговременные тенденции развития промышленности.// Экономист. 1999.-№ 2 с.3−14.
  68. М. А. Взгляды представителей различных школ экономической теории на роль рынка и государства в регулировании экономики.- Махачкала: ИПЦ. ДГУ.-1998.- 50с.
  69. К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2-х Т.- Т. 1. М.: Республика, 1992. — С. 126−127.
  70. М.Х. Оптимальные ставки налога на прибыль негосударственных предприятий//Финансы. 1992. — № 1. — С.21−25.
  71. Налоги в механизме хозяйствования /А.В. Сигиневич, Е. М. Бухвальд, О. М. Ежова и др. Отв. Ред. А. В. Сигиневич. М.: Наука, 1991. — 108 с.
  72. Налоги и налоговое право./ Под ред. А. В. Брызгалина М.: Аналитика-Пресс, 1998.-610 с.
  73. Налоговая политика Рейгана //Экономический обзор. Москва-США: Экономика, политика, идеология. — 1987. — № 4. — С. 63−70.
  74. Налоги в развитых странах.// Под ред. И. Г. Русаковой.-М.: Финансы и статистика, 1991.-209с.
  75. Налогообложение в России /А.И. Муравьев, И. М. Крашенников, В. П. Соколов и др. Отв. ред. А. И. Муравьев. Спб.: Изд-во Спб УЭФ, 1994. — С. 55.-60.
  76. Налогообложение предприятий и граждан Российской Федерации в 1992 г. /Под ред. Г. Я. Кипермана, А. З. Белялова. М.: Б. И., 1992. — 186 с.
  77. Налоговые системы зарубежных стран./ Под ред. В. Г. Князева, Д. Г. Черника.- М."ЮНИТИ», 1997.-190с.
  78. Т.Г. Итоги исполнения федерального бюджета за I п/г 1998 г. и задачи по его выполнению// Финансы. 1998. — № 9. — С. 3,5.
  79. С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и России //Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 4. — С. 6.
  80. С., Никитин А. Налог на прибыль: опыт развитых стран //Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 3. — С.9.
  81. И.Х. Основы финансовой науки. Вып. I. Учение об обыкновенных доходах. М., 1917. — 544 с. 84,Окунева Л. П. Налоги в условиях государственно-монополистического капитализма. М.: Финансы и статистика, 1982. — 152 с.
  82. В. Налогообложение в ФРГ //Финансы. 1989. — № 3. — С. 26−32.
  83. Особенности налогообложения в РД //Налоговые вести. 1998. — 8 авг.
  84. М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. Изд-во Спб УЭФ, 1997. — 462 с.
  85. Основы налогового права /Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Ивест — Фонд, 1995.-496 с.
  86. Л.П., Ефремов А. В. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы России//Налоговый вестник. 1998. — № 11. -С. 6−14.
  87. В.Г. Налоги и налоговая политика //Российский экономический журнал. 1996. — № 1. — С. 35.-39.
  88. В.Г. Поступление налогов в 1998 году: оценка и реальность //Налоговый вестник. 1998. — № 8. — С. 3−18.
  89. В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой систе-ме//Финансы. 1998. — № 11. — с. 18−24.
  90. С.Г. Общие принципы налогообложения и сборов //Налоговый вестник. 1997. — № 7. — С. 15.-18.
  91. Ю. Налоговый кодекс РФ и реформа финансово-кредитной системы: упорядочение фискальных отношений или ослабление налогового бремени? //Российский экономический журнал. 1998. — № 4. — С. 35−50.
  92. Д., Черноусова Л. Налоговая система США//Финансовые и бухгалтерские консультации. 1996. — № 3. — С. 49−53.
  93. А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т. М.: Прогресс, 1985. Т.1.-512 с.
  94. К.Н. Очерки истории бюджета советского государства. М.: ГФИ, 1954.-С.556с.
  95. И. Влияние налоговой политики на инвестиционную активность предприятий //Экономист. 1996 — № 7. — С. 79−80.
  96. И. Шаг экономики сверяем по инфляции//Экономика и жизнь. -1998. № 49.-С. 3.
  97. Проблемы теневой экономики (по данным российской и зарубежной прессы)//Налоговый вестник. 1998. — № 10. — С. 3−14.
  98. Л.И. О местных финансах в Налоговом кодексе и антикризисных налоговых законах и законопроектах//Финансы. 1998. — № 9. — С. 22−26.
  99. В.Н. История финансовой мысли и политики налогов. М.: ИнФРА-М., 1996.- 193 с.
  100. Pay К. У. Основные начала финансовой науки. Спб., 1867. — 316 с.
  101. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. Сб. науч. Трудов. М., 1993. — 123с.
  102. Д. Начало политической экономики и налогообложения//Соч. в 3 т. М.: Госполитиздат, 1955. — Т.1. — 360 с.
  103. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма /Под ред. К. Валлиха. М.: Издание Всемирного банка 1993. — 208 с.
  104. .М. Финансы современной России. Изд-во СПУЭФ, 1993. -С. 194−306.
  105. Ю., Петров В. Согласование интересов концептуальная основа реформирования экономики Дагестана//Дагестанская правда. — 1994. — 3 марта.
  106. П. Экономика. М.: Алгон, 1992. — Т. 1. — 433 с.
  107. А. Страна казну кормить устала.// Экономика и жизнь. 1999.-№-3 -с.1.
  108. . Основные течения современной экономической мысли. -М.: Прогресс, 1968. 600 с.
  109. Сисмонди Ж.-Ш. Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению /Пер. под ред. А. Ф. Кона. М.: Соцэкгиз, 1937.-386 с.
  110. А. Исследование о природе и причине богатства народов. В 2-х т. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935.
  111. А.А. Теория налогов. М.: Финиздат, 1928. — 258 с.
  112. С.П. Бюджеты территории. М.: Финансы и статистика, 1993.-94с.
  113. Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование.-Спб.,-1999.-136с.
  114. Р.Г. Местные бюджеты Дагестана. Ростов-на-Дону, 1995. -160 с.
  115. Дж.Ю. Экономика государственного сектора.-М."Инфра-М.» -1997.-720с.
  116. В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996. — С. 10,11.
  117. А.А. Проблемы распределения налогов между звеньями бюджетной системы/Подготовлено для семинара «Вопросы налоговой политики и бюджетного федерализма в России и в США». Майкоп, 23−24 апр. 1996 г.
  118. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций. Мировая экономика и международные отношения. 1998.-№ 12-с.51−63.
  119. В.Н. Финансовые очерки. Вып. I.- Пт, 1916.- 168 с.
  120. А.А. Налоги как орудие экономической политики. Баку: Издание РИО АСПС, 1925.- 180 с.
  121. Теория и практика налогов/Под общей редакцией С. Д. Шалимова. М: Госфиниздат, 1930. — 178 с.
  122. О. Налоги как инструмент регулирования//Экономист. -1996. -№ 11.-С. 25.
  123. О.В. Современная система налогообложения: федеральный уровень//США Экономика. Политика. Идеология. 1990. — № 5. — С. 59−60.
  124. Н.И. Опыт теории налогов. Гос. соц. экон. изд-во. М., 1937. -370 с.
  125. В. Современный капитализм и налоги. Киев: Binja школа, 1987.-С. 107.-113.
  126. Финансово-кредитный словарь. В 3-х т. Т. П. К-П./Гл. ред. В.Ф. Гарбу-зов. М: Финансы и статистика, 1986. — Т.2. — С. 259−262.
  127. М. Количественная теория денег. М.: Эльф. Пресс, 1996. -181 с.
  128. А. Прогноз основных показателей социально-экономического развития Росси на 1998 год.// Вопросы статистики. 1998.-№ 2- с.78−84.
  129. Хайнц, Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -М.: Дело, 1993.-С. 118−128.
  130. Н.С. Об отмене налогов с рабочих и служащих и других мероприятий, направленных на повышение благосостояния народа. М.: Госполитиздат, 1960. — С. 15−18.
  131. Ю. Благосостояние народа зависит от компетентности хозяйственных руководителей// Дагестанская правда. -1998. 27 февр.
  132. Д.Г. Налоговый кодекс должен решить ключевые вопросы налоговой реформы. 1997. — № 11. — С. 20−24.
  133. Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, 1997.-385с
  134. С. Налоговый кодекс РФ (комментарий).//Экономика и жизнь. 1997.-№ 28.
  135. Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: Инфра, 1998. — 425 с.
  136. К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991. — с.80−85.
  137. Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, А. С. Тарасевича. -Спб., 1997.-С. 196.-197.
  138. Л.И. Экономика общественного сектора.-М. «Аспект-Пресс», 1996.-320с.
  139. И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. 4-е изд. — Спб., 1904. — 498 с. 1. Авторефераты.
  140. БанхаеваФ.Х. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности: Автореф. дис. канд.экон.наук. Санкт-Петербург, 1993.
  141. Н.Б. Влияние налоговой системы на становление рыночных отношений: Автореф. дис. канд.экон.наук. Саратов, 1995.- I ----W -¦9
Заполнить форму текущей работой