Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий на основе совершенствования системы стратегического управления качеством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное обстоятельство обусловило большое число научных работ в области исследования методов управления предприятием, основанных на механизмах совершенствования систем управления качеством. Большой вклад в развитие теории и практики стратегического управления организацией внесли зарубежные ученые И. Ансофф, К. Боумэн, Б. Карлофф, Ж.-Ж. Ламбен, Г. Минцберг, A.A. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Дж… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Роль систем качества в стратегическом управлении промышленными 14 предприятиями
    • 1. 1. Методические основы применения систем стратегического 14 управления качеством для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий
    • 1. 2. Современные подходы к повышению конкурентоспособности 25 промышленных предприятий на основе использования международных стандартов по качеству ИСО
    • 1. 3. Анализ и совершенствование современных инструментов аудита 36 систем качества на промышленных предприятиях
    • 1. 4. Цели и задачи диссертации
  • 2. Организационно-экономический механизм повышения 55 конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий на основе совершенствования системы стратегического управления
    • 2. 1. Анализ состояния и основных тенденций развития 55 нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасти РФ
    • 2. 2. Специфика нефтеперерабатывающих предприятий как объектов 63 стратегического управления качеством с использованием стандартов ИСО
    • 2. 3. Организационно-экономический механизм повышения 71 конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий на основе совершенствования инструментов аудита системы управления качеством
    • 2. 4. Методика применения сбалансированной системы показателей для 78 оценки экономической эффективности системы стратегического управления качеством нефтеперерабатывающих предприятий
    • 2. 5. Выводы
  • 3. Практическое применение усовершенствованной системы 93 стратегического управления качеством для повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий
    • 3. 1. Логико-информационная модель бизнес-процессов 93 нефтеперерабатывающих предприятий как инструмент внутреннего аудита системы стратегического управления качеством
    • 3. 2. Методика повышения конкурентоспособности 104 нефтеперерабатывающих предприятий на основе совершенствования инструментов аудита системы стратегического управления качеством
    • 3. 3. Результаты использования усовершенствованной системы 112 стратегического управления качеством для повышения конкурентоспособности ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
    • 3. 4. Выводы
  • Заключение
  • Список литературы

Приложение 1. Экономическая информация о деятельности 138 нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Республики Башкортостан

Повышение конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий на основе совершенствования системы стратегического управления качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях хозяйствования необходимым условием обеспечения конкурентоспособности предприятий нефтеперерабатывающей промышленности является разработка и функционирование эффективной ^ системы качества на предприятиях, которая должна быть интегрирована с системой стратегического управления предприятием, обеспечивающей возможность использования сильных сторон и повышения адаптационной способности предприятия с учетом преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В настоящее время качество продукции становится критическим показателем конкурентоспособности предприятия в целом, причем формирование долговременных конкурентных преимуществ предприятия невозможно без создания и внедрения системы всеобщего управления качеством (TQM), комплексно реализующей операции обеспечения, планирования и улучшения качества.

Данное обстоятельство обусловило большое число научных работ в области исследования методов управления предприятием, основанных на механизмах совершенствования систем управления качеством. Большой вклад в развитие теории и практики стратегического управления организацией внесли зарубежные ученые И. Ансофф, К. Боумэн, Б. Карлофф, Ж.-Ж. Ламбен, Г. Минцберг, A.A. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Дж. Томпсон, Дж. Стрикленд и российские ученые — С. Б. Каверин, Э. М. Короткое, А. Л. Кибанов, Е. В. Моргунов, А. Г. Поршнев и др. Вопросы повышения конкурентоспособности организации на основе совершенствования систем управления качеством рассмотрены в работах А. Г. Аганбегяна, Г. Л. Азоева, А. И. Анчишкина, О. В. Аристова, Ю. П. Васильева, X. Вадсворта, Д. М. Гвишиани, Э. Деминга, Д. Джурана, В. А. Епифанова, B.C. Ефремова, К. Исикавы, С. Д. Ильенковой, П. М. Керженцева, М. И. Кныша, Т. Конти, В. П. Мешалкина, Н. К. Моисеевой, A.B. Попова, Г. Х. Попова, А. Г. Поршнева, Б.

Робертсона, Дж. Ситтига, Г. Тагути, P.A. Фатхутдинова, А. Фейгенбаума, Э. Шиллинга, Д. Эттиннгера, А. Ю. Юдашкина.

В указанных работах отмечается, что в настоящее время эффективность стратегического управления во многом определяется эффективностью ^ используемой системы качества предприятия. Эффективная система качества должна обеспечивать не только планомерный и систематический выпуск продукции высокого качества с использованием требуемого качества производственных процессов, которые в соответствии с международными стандартами ИСО 14.000 и ИСО 18.000 должны иметь высокие показатели ресурсосбережения, технологической и экологической безопасности, что особенно актуально для предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, но также постоянное совершенствование деятельности предприятий в соответствии со стратегическими целями их развития. Практика передовых предприятий индустриально развитых государств показывает, что максимальный эффект обеспечения конкурентоспособности достигается при условии Ф сбалансированного сочетания стратегии непрерывного совершенствования их деятельности (типа японских систем KAIZEN) и глубоких кардинальных изменений (типа KAIRIO или реинжиниринга), ориентированных на расширение существующих и захват новых рынков, на основе реализации стратегии всеобщего управления качеством (TQM) с использованием международных стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 14.000 и ИСО 18.000.

Анализ экономических проблем развития зарубежных и российских предприятий нефтеперерабатывающей промышленности изложены в работах академика Н. П. Федоренко, В. Ю. Алекперова, И. Е. Кричевского, В. Е. Соловьева, Е. П. Щукина и др.

Методология стратегического развития предприятий нефтепереработки а* и нефтехимии на основе использования ресурсосберегающих технологий и применения принципов промышленной логистики изложены в трудах академика П. Д. Саркисова, В. П. Мешалкина, В. Г. Дови, А. Марсанича, A.B.

Степанова, В. С. Горюнова, О. Б. Брагинского, В. Л. Клименко, Н. В. Лемаева, С. Н. Хаджиева и др. В этих работах показано, что на российском рынке нефти и нефтепродуктов в перспективе до 2010 года ожидается дисбаланс между возможным и оптимальным уровнем производства продуктов нефтепереработки и нефтехимии. В соответствии с прогнозом, разработанным по заказу компании «Лукойл» консалтинговой фирмой СП «Петроком», к 2010 году планируется увеличение добычи нефти в России ориентировочно на 75 миллионов тонн в год, а увеличение экспорта нефти составит примерно 45 млн. тонн. В результате ежегодно эти дополнительные объемы нефти будут направляться на нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы России, на которых в условиях 75% загрузки в настоящее время имеются все возможности по увеличению объемов производства. В результате увеличения объемов производства продуктов нефтепереработки и нефтехимии возможно существенное обострение конкурентной борьбы между нефтеперерабатывающими компаниями на международном и национальном рынках, причем качество выпускаемой продукции становится важнейшим конкурентным преимуществом.

В то же время анализ существующих систем качества предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности России показывает, что используемые в ней механизмы повышения конкурентоспособности продукции предполагают применение прежде всего систем оперативного управления качеством, что не позволяет в полной мере интегрировать систему качества в систему стратегического управления предприятием. Это обстоятельство, в свою очередь, определило практическое отсутствие апробированных методик проведения стратегического аудита систем управления качеством на нефтеперерабатывающих предприятиях (НПП), учитывающих комплексное влияние показателей экономической эффективности этих систем на формирование долговременных конкурентных преимуществ НПП.

В связи с этим, решаемая в настоящей диссертации задача разработки организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий на основе совершенствования системы стратегического управления качеством с использованием международных стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 14.000 и ИСО 18.000 является актуальной научной задачей, которая имеет существенное значение для повышения экономической эффективности НПП и конкурентоспособности продукции нефтепереработки.

Основные разделы диссертации выполнялись в рамках комплексных программ социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2002;2005 г. г.

Цель исследования состоит в разработке организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий на основе применения инструментов аудита для совершенствования системы стратегического управления качеством, комплексно реализующих международные стандарты ИСО Л 9000:2000, ИСО 14.000 и ИСО 18.000 с учетом возможных изменений внешней и внутренней социально-экономической среды.

Практически применить предложенный организационно-экономический механизм и инструменты аудита системы качества для разработки научно-обоснованных рекомендаций по повышения конкурентоспособности и экономической эффективности функционирования ОАО.

Салаватнефтеорсинтез" - крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия Республики Башкортостан.

Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные взаимосвязанные задачи:

1. Определение роли и места стратегического управления качеством в системе стратегического управления нефтеперерабатывающими и нефтехимическими предприятиями, а так же влияние инструментов аудита системы качества на повышение конкурентоспособности предприятия.

2. Организационно-экономический анализ деятельности нефтеперерабатывающих предприятий, выявление основных тенденций по обеспечению конкурентоспособности продукции нефтепереработки на внутреннем и внешнем рынках.

3. Разработка методики применения модифицированной сбалансированной системы показателей (ССП) для оценки экономической эффективности системы управления качеством HI 111, учитывающей изменение потребительских предпочтений, а так же стратегические аспекты функционирования предприятий, что позволит осуществлять комплексную оценку эффективности всеобщего управления качеством в организации.

4. Разработка организационно-экономического механизма повышения экономической эффективности HI 11 1 на основе совершенствования инструментов стратегического аудита системы управления качеством.

5. Разработка логико-информационной модели бизнес-процессов НПП как инструмента оптимизации процедуры сбора и обработки информации при проведении внутреннего аудита системы управления качеством.

• 6. Разработка методики совершенствования внутреннего аудита системы управления качеством на НПП с учетом специфических особенностей нефтеперерабатывающих производств.

7. Разработка научно-обоснованных практических рекомендаций по применению предложенного организационно-экономического механизма и усовершенствованной системы стратегического управления качеством для повышения экономической эффективности и конкурентоспособности ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».

Объектом исследования являются нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на внутреннем и внешнем рынках.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения и процесс стратегического управления конкурентоспособностью и качеством на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Теоретической и методологической базой исследования являются системный анализ экономических явлений и процессов, основные законы рыночной экономики, современные концепции устойчивого развития, методы финансового и экономического анализа, научные положения и выводы по теории управления промышленным предприятием, концепции всеобщего управления качеством, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, законодательные и нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, относящиеся к теме диссертацииотчетные данные предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Республики Башкортостан.

Научная новизна диссертационной работы.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем:

1. Научно обоснованы роль и место систем качества в стратегическом управлении нефтеперерабатывающими и нефтехимическими предприятиями, что позволяет на основе совершенствования инструментов аудита системы управления качеством повысить экономическую эффективность деятельности и конкурентоспособность предприятий в условиях изменения внешней социально-экономической среды.

2. Предложена методика применения сбалансированной системы показателей для оценки экономической эффективности системы управления качеством нефтеперерабатывающих предприятий, которая, в отличие от известных, позволяет учитывать изменение потребительских предпочтений, а также стратегические аспекты деятельности предприятий, что дает возможность обеспечить комплексную оценку функционирования и повысить эффективность систем управления качеством в организации.

3. Для выявления наиболее существенных показателей ССП, влияющих на достижение поставленных целей деятельности предприятия, предложено использовать причинно-следственную диаграмму аспектов формирования долгосрочных конкурентных преимуществ за счет обеспечения качества (диаграмму «причина — результат»), что позволяет определить весовые коэффициенты значимости данных показателей, характеризующих степень их влияния на обеспечение экономической эффективности бизнес-процессов НПП.

4.Разработан организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий на основе совершенствования инструментов аудита системы управления качеством, которые позволяют на основе комплексного анализа информации о внутренней и внешней среды организации выявить скрытые резервы повышения качества продукции нефтепереработки, что будет способствовать повышению ее конкурентоспособности на отечественных и международных рынках.

5. Разработана логико-информационная модель бизнес-процессов нефтеперерабатывающих предприятий, позволяющая оптимизировать процедуры сбора и обработки информации при проведении внутреннего аудита системы стратегического управления качеством, что дает возможность повысить оперативность и обоснованность принимаемых управленческих решений по повышению качества существующих бизнес-процессов и выпускаемой продукции нефтепереработки.

6. Предложена методика практической реализации инструментов совершенствования внутреннего аудита системы управления качеством на нефтеперерабатывающих предприятиях, учитывающая специфические особенности нефтеперерабатывающих производств и позволяющая разрабатывать научно-обоснованные рекомендации по оптимизации бизнес-процессов НПП.

Научная значимость работы. Предложенный в диссертации организационно-экономический механизм совершенствования инструментов аудита системы управления качеством для повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий и методика его реализации вносят определенный вклад в теорию стратегического менеджмента, теорию организации и управления качеством.

Обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, определяется корректным применением щ теории управления организацией, экономической теории, теории финансового и экономического анализа, теории управления качеством.

Достоверность результатов подтверждается тем, что выводы и предложения диссертационного исследования практически использованы в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».

Практическая значимость результатов диссертационной работы: предложенный организационно-экономический механизм совершенствования инструментов аудита системы управления качеством для повышения конкурентоспособности Hi 111 может быть использован при разработке научно обоснованных решений по стратегическому управлению промышленными предприятиями;

— разработанная логико-информационная модель бизнес-процессов Hi 111 W может быть практически использована при построении информационных систем поддержки принятия решений по стратегическому управлению предприятиями для повышения их конкурентоспособности.

Реализация результатов диссертационной работы. Разработанный организационно-экономический механизм совершенствования аудита системы управления качеством и методика его применения практически использованы в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (Республика Башкортостан), что позволило повысить экономическую эффективность его деятельности и конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешнем рынках за счет создания системы управления качеством выпускаемых нефтепродуктов, системы управления природоохранной деятельностью, а также системы ¦ управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методика применения модифицированной сбалансированной системы показателей для оценки экономической эффективности систем управления качеством нефтеперерабатывающих предприятий, учитывающая изменение потребительских предпочтений, а так же стратегические аспекты функционирования предприятий, что позволяет проводить комплексную оценку эффективности стратегического менеджмента организации.

2. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий на основе совершенствования стратегического аудита системы качества.

3. Логико-информационная модель бизнес-процессов нефтеперерабатывающих предприятий, позволяющая оптимизировать процедуры сбора и обработки информации при проведении внутреннего аудита системы управления качеством.

4. Методика совершенствования внутреннего аудита системы стратегического управления качеством нефтеперерабатывающих.

Ф предприятиях.

5. Практические рекомендации по применению разработанного организационно-экономического механизма совершенствования системы стратегического управления качеством для повышения экономической эффективности ОАО «Салаватнеоргсинтез».

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на Международной научной конференции «Математические методы в интеллектуальных информационных системах. -ММИИС-2002» (Смоленск, 2002), Межвузовской научной конференции «Молодежь — XXI веку: идеи, инновации, технологии» (Смоленск, 2002), Международной научной конференции «Управление качеством: методологии и социально-экономические аспекты» (Тамбов, 2005), а также на научных семинарах в РХТУ им Д. И. Менделеева.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,4 пл., из них автору принадлежит 1,9 п.л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 122 наименований, приложений. Диссертация содержит 145 страниц основного текста, включая 9 рисунков и 11 таблиц.

3.4. Выводы.

Для повышения оперативности и обоснованности управленческих решений по повышению качества реализуемых бизнес-процессов и выпускаемой продукции, предложена логико-информационная модель бизнес-процессов HI ill, позволяющая оптимизировать процедуры сбора и обработки информации при проведении внутреннего аудита системы стратегического управления качеством. Данная логико-информационная модель бизнес-процессов позволяет обеспечить заданную периодичность и оперативность определения показателей ССП нефтеперерабатывающих предприятий.

Предложен организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, который основан на определении стратегии управления качеством в зависимости от реализуемой конкурентной стратегии.

Данный механизм предполагает после определения стратегических решений в области всеобщего управления качеством, ранжирование по степени значимости и определение весовых коэффициентов показателей СМК, которые целесообразно использовать для аудита системы стратегического управления качеством, выделение ключевых бизнес-процессов, оказывающих существенное влияние на указанные показатели, определение требуемой периодичности оценки данных показателей и оперативности поступления информации.

Предложена методика совершенствования внутреннего аудита системы управления качеством на Н1II1, учитывающая специфические особенности нефтеперерабатывающих производств.

В данной главе также приведены результаты практического применения основных предложений и выводов диссертации в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».

Реализация разработанного организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности и методики его применения практически используются в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», что позволило на основе в первую очередь оптимизации системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования и улучшением вследствие снижения отклонений производственных процессов природоохранной деятельности повысить качество и конкурентоспособность нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в настоящей диссертационной работе сформулирована и решена новая, имеющая существенное значение научная задача разработки организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий, на основе применения инструментов аудита для совершенствования системы стратегического управления качеством с учетом возможных изменений внешней и внутренней социально-экономической среды.

Основными результатами диссертационной работы являются следующие:

1. Научно обоснованы роль и место систем качества в стратегическом управлении нефтеперерабатывающими и нефтехимическими предприятиями, что позволяет на основе совершенствования инструментов аудита системы управления качеством повысить экономическую эффективность деятельности и конкурентоспособность предприятий в условиях изменения внешней среды.

2. Предложена методика применения сбалансированной системы показателей для оценки экономической эффективности системы управления качеством НПП, которая позволяет учитывать изменение потребительских предпочтений, а также стратегические аспекты функционирования предприятий, что дает возможность обеспечить комплексную оценку систем управления качеством в организации.

3. Для выявления наиболее существенных показателей ССП, влияющих на достижение поставленных целей деятельности предприятия, предложено использовать причинно-следственную диаграмму аспектов формирования долгосрочных конкурентных преимуществ за счет обеспечения качества (диаграмму «причина — результат»), что позволяет определить весовые коэффициенты значимости данных показателей, характеризующих степень их влияния на обеспечение экономической эффективности бизнес-процессов НПП.

4. Разработан организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий на основе совершенствования инструментов аудита системы управления качеством, которые позволяют на основе комплексного анализа информации о внутренней и внешней среды организации выявить скрытые резервы повышения качества продукции нефтепереработки, что будет способствовать повышению ее конкурентоспособности на отечественных и международных рынках.

5. Разработана логико-информационная модель бизнес-процессов нефтеперерабатывающих предприятий, позволяющая оптимизировать процедуры сбора и обработки информации при проведении внутреннего аудита системы стратегического управления качеством, что дает возможность повысить оперативность и обоснованность принимаемых управленческих решений по повышению качества существующих бизнес-процессов и выпускаемой продукции нефтепереработки.

6. Предложена методика практической реализации инструментов совершенствования внутреннего аудита системы управления качеством на НПП, учитывающая специфические особенности нефтеперерабатывающих производств, и позволяющая вырабатывать научно-обоснованные рекомендации по оптимизации бизнес-процессов.

7. Предложенный организационно-экономический механизм совершенствования инструментов аудита системы управления качеством как компонента системы стратегического управления НПП может быть использован при разработке научно обоснованных решений по стратегическому управлению промышленными предприятиями для повышения их конкурентоспособности.

8. Разработанная логико-информационная модель бизнес-процессов нефтеперерабатывающих предприятий может быть практически использована при построении информационных систем поддержки принятия решений по стратегическому управлению предприятиями для повышения их конкурентоспособности.

9. Разработанный организационно-экономический механизм совершенствования аудита системы управления качеством и методика его применения практически использованы в ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (Республика Башкортостан), что позволило повысить экономическую эффективность его деятельности на основе оптимизации системы управления природоохранной деятельностью и системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, а так же повысить конкурентоспособность продукции предприятия на внутреннем и внешнем рынках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Волны вариабельности // Стандарты и качество. 1997.- № 5. — 50 с.
  2. Ю., Гончаров Э. Сборник по актуальным проблемам внедрения международных стандартов ИСО серии 9000. М.: ММКС, 2004. — 215 с.
  3. Ю., Турко С. Ограничение в бизнесе ограничения в мышлении, или Как бороться с тем, что мешает достижению целей // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 1. — 4 с.
  4. Ю., Щепетова С. Методология АВС-АВВ-АВМ // Стандарты и качество. 2002. — № 5. — С.60−64
  5. Ю., Щепетова С. От затрат на качество к управлению затратами // Методы менеджмента качества. 2002. — № 4. — С. 12−17
  6. Ю., Щепетова С. Процессное описание бизнеса основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. — 2002. -С .66.
  7. Ю., Щепетова С. Путь к системе экономики качества // Стандарты и качество. 2003.- № 4. — С.68−72.
  8. Ю., Щепетова С. Экономика качества как система //Методы менеджмента качества. 2002. — № 5. — С.4−9.
  9. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров: Основы квалиметрии. М.:Экономика, 1982. — 248с.
  10. Ю.Алешин Б. С., Александровский Л. Н. и др. Философские и социальные аспекты качества. М.:Логос, 2004. — 436с.
  11. КАльперин Л. Самооценка организаций — инструмент их саморазвития // Стандарты и качество. 2000. -№ 1. — С.58−61.
  12. А.Л., Гаврилов Б. И., Мантуров В. Ю. Функциональный синтез автоматизированной системы оперативного управления качеством продукции //Приборы.-2003.-№ 1.- С. 12−23.
  13. В.Андриевский A.JT., Мантуров В. Ю., Шапиро Ю. З. Современные информационные технологии в корпоративной системе управления нефтехимическим предприятием//Приборы.-2002.-№ 6.-С.36−42.
  14. М.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-416 с.
  15. О.В. Управление качеством. М.:ЗАО «Финстатинформ», 1999.-158с.
  16. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2001. -212 с.
  17. JT.B., Резчиков В. И., Соколов Л. Г. и др. Экономика стандартизации, метрологии и качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988. -312с.
  18. О.Б., Шлихтер Э. Б. Мировая нефтепереработка: экологическое измерение. М.: Academia, 2003. -262с.
  19. О.В., Ковнеристый Ю. К., Мешалкин В. П., Митин С. Г. Эколого-экономический анализ промышленных предприятий. -М.:"Воскресение", Рыбинский дом печати, 2003.-328с.
  20. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: Новые возможности. М.: Изд-во стандартов, 1994. -218с.
  21. A.B., Марцинковский O.A., Шеханов Ю. Ф. Системы качества и процессный подход // Методы менеджмента качества.-2001 .-№ 2.-С, 4.
  22. Внутренний аудит: рекомендации // Ежеквартальное приложение к журналу «Стандарты и качество» ИСО 9000+14 000. 2004 г. — № 2.
  23. Воронов Моделирование конкурентоспособности продукции // Стандарты и качество. -2004. -№ 11. С.44−48.
  24. Всеобщее управление качеством / Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.- 600с.
  25. A.B. 14 постулатов Деминга // Стандарты и качество. -1991. -№ 1. -С.24−28.
  26. A.B. Очерки по экономике и управлению качеством продукции //Стандарты и качество.-1990.-№ 8,10- 1992. -№ 9−11- 1993.-№ 1,2- 1994 -№ 10,12- 1995 -№ 1,3−6,10.
  27. Э. Особенности российской национальной сертификации // Стандарты и качество. — 2004 г. № 11. — С.26−30.
  28. Э. Как разработать систему менеджмента качества в соответствии с процессным подходом // Стандарты и качество.- 2003.-№ 12.-С.64−68.
  29. Э. Сборник статей по актуальным проблемам оценки соответствия систем менеджмента качества. — М.: ММКС, 2003. -150с.
  30. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции-СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1994.-150с.
  31. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования.
  32. ГОСТ Р ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Словарь.
  33. ГОСТ Р 12.0.006−2002. Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.
  34. ГОСТ Р ИСО 14 001−98. Система экологического менеджмента.
  35. ГОСТ Р 50 779.11−2000. Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения.
  36. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1995.-112с.
  37. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2002.
  38. Ю.Л. Исследование систем управления. М.: Наука, 1997. — 214 с.
  39. В.А. Финансовое управление предприятием. М.: Издательство МЭИ, 2003.- 56 с.
  40. В.А., Паньковский A.A. Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации/ Учебник для ВУЗов под ред. В. А. Епифанова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 160 с.
  41. В.А. Инвестиционно-финансовая деятельность в условиях переходной экономики. М.: Издательство МЭИ, 2001. — 52 с.
  42. В.Н. Этапы постоянного улучшения // Сертификация. 2002. -№ 1. -С.26−29.
  43. А.Б., Картышев C.B., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 225 с.
  44. Информационное обеспечение рынков товаров и услуг 2000/ Сб. матер, второй научно-практической конференции. — М.: «Издательский дом НОВЫЙ ВЕК», 2000. — 110 с.
  45. И. Японские методы управления качеством. М.'.Экономика, 1988.-215с.
  46. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.
  47. ИСО 14 001:1996. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
  48. А.К., Серова Л. С. Основы производственного менеджмента. -М.: ИНФРА-М, 2002. 348 с.
  49. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей/ Пер. с английского.-М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
  50. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. -М.: Прогресс, 1982.
  51. Т.Н., Степанов В. Н. Качество в контексте общей теории систем // Стандарты и качество.-2001.-№ 3.-С.54−55.
  52. В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: Норма-Инфра, 1999.-220с.
  53. М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб.: 2000. -340 с.
  54. Е. Хосин канри один из подходов японского менеджмента качества // Методы менеджмента качества. -2001.-№ 5.- С. 5.
  55. Т. Критический анализ подходов к премиям за качество (доклад на конференции по качеству «Дух Европы» в Брюсселе, 1992). -М.:ВНИИС, 1995.
  56. Т. Самооценка в организациях. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
  57. И. Э. Шадрин А. Д. От результативности процессов к эффективности предприятия // Стандарты и качество. 2003. — № 9. -С.62−65.
  58. И. Шадрин А. Сбалансированная система показателей в интегрированной системе качества // Стандарты и качество. 2004 г. -№ 6.
  59. А.Н. Управление в Японии. Организация и методы. М.: Наука, 1981.-315с.
  60. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. -М.:Новости, 2000.-431с.
  61. .Г. Управленческие решения. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1998. — 248 с.
  62. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством. М.: Омега-Л, 2005.-250с.
  63. В.А., Шадрин А. Д. Менеджмент качества и «электронная нервная система» Билла Гейтса // Стандарты и качество. 2003 .-№ 4. -С.77−85.
  64. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.-702 с.
  65. В.П., Дови В., Марсанич А. Стратегия управления логистическими цепями химической продукции и устойчивое развитие. Москва/Генуя: Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделееева, 2003.-542с.
  66. . Развертывание целей в области качества // Стандарты и качество. -2003 .-№ 4. С.62−63.
  67. Н.В. О качестве системы качества// Методы менеджмента качества. -2001. -№ 6. С. 12.
  68. В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-303с.
  69. В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции. -М. Международный фонд «Знание», 1997. -114 с.
  70. МС ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  71. Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. -М.:Мир, 1990. -314 с.
  72. В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000.- СПб.: Питер, 2002.-272с.
  73. А.Д. Управление качеством. М.: Дрофа, 2004. — 170 с.
  74. Повышение эффективности производства в нефтеперерабатывающей промышленности / Злотникова Л. Г., Дунюшкина P.E., Колосков В. А., Матвеев Ф. Р. -Химия, 1987. -144с.
  75. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.-896с.
  76. Процессный подход. Основы и методика реализации. Сб.: Все о качестве. М.:НТК «Трек». — Вып. 16−17. 2002. -240с.
  77. Рамперсад Е.Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности. Как достигать результатов, сохраняя целостность. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-420с.
  78. K.M. Менеджмент качества перспективы развития // Век качества. — 2003. — № 6.
  79. K.M., Скрипко Л. Е. Принципы планирования и учета затрат на качество //Стандарты и качество.-2000.-№ 3.-С.60−62.
  80. K.M., Скрипко JI.E. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество.-1998.-№ 8.-С.51−54.
  81. . Лекции об аудите качества.- М.:РИА «Стандарты и качество», 2000. 215 с.
  82. Самооценка важный инструмент в управлении качеством (из журнала «Европейское качество», 1995, № 4, статья Том Ван дер Виле)// Стандарты и качество. -1996.-№ 2.
  83. С.Г., Литвинов A.A. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2000. -118 с.
  84. М. Интегрированные системы менеджмента // Стандарты и качество.-2004.-№ 2.-С.78−81.
  85. Д. Десять аргументов против стандартов ИСО серии 9000 //Европейское качество. -2001.-№ 2.-С.25.96."Семь инструментов" качества в японской экономике. М.:Экономика, 1990.-88с.
  86. Е.К. Экономические показатели бизнеса. М.:Экзамен, 2002, С.122−123.
  87. Стандартизация и управление качеством продукции /Швандар А.И. и др. М.: ЮНИТИ, 2001. 487 с.
  88. Статистические методы повышения качества/ Под ред. Хитоси Куме. -М.: Финансы и статистика, 1990. -130с.
  89. С. Постоянное улучшение: совместимая пара стандартов // ИСО 9ООО+ИСО 14 000+. 2003. — № 3.101 .Сулейманов Н. Инновационная модель управления самооценкой // Стандарты и качество. 2005 г. — № 3.
  90. Н. Инновационная модель системы управления качеством продукции//Стандарты и качество.-2004.-№ 6.-С.58−60.
  91. ЮЗ.Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  92. Н. Праздник качества, который всегда с тобой //Стандарты и качество. 2001.-№ 7−8. -С.96−99.
  93. Ю5.Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. -272с.
  94. У правление качеством / Учебник под ред. Ильенковой. — М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -199с.
  95. Управление организацией/ Учебник под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1998. — 498 с.
  96. Ю8.Урманцев Ю. А. Общая теория систем: состояние, приложение и перспективы развития. Система, симметрия, гармония. М.: Мысль, 1988.-370 с.
  97. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  98. Ю.Фатхутдинов P.A. Разработка управленческого решения. — М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“», 1999. 550 с.
  99. ИI.Фатхутдинов P.A. Стратегический маркетинг. — М.:ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 2000. 350с.
  100. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг один из инструментов повышения конкурентоспособности //Стандарты и качество.- 2004.-№ 3.- С.60−62.
  101. ПЗ.Хомина Л. С., Шадрина O.K., Шапиро Ю. З. Контроль качества товарной продукции в системах оперативного управления нефтехимическими предприятиями //Промышленные АСУ и контроллеры.-2001 .-№ 9.-С.8−11.
  102. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием, -http:www.ptpu.ru/issues/400/22 400.htm
  103. Что такое стратегия // Логинфо. 2002. № 3. — С. 43−47.
  104. Иб.Шадрин А. Д. Менеджмент качества. От основ к практике. М.:НТК1. ТРЕК», 2004.-324с.
  105. И7.Шадрин А. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода // Стандарты и качество. 2003. № 6. — С. 52−59.
  106. А.Д. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей // Стандарты и качество. -2002.-№ 2.-С.54−60.
  107. Шанк Джон К., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. СПб.: ЗАО «Бизнес-Микро», 1999. — 320 с.
  108. А.Л. О социальной ответственности бизнеса и просто ответственности // Стандарты и качество. -2004.-№ 3.-С.64−70.
  109. Экономика предприятия / Под ред. Ф. А. Беа М.: Инфра-М, 1999. -340 с.
Заполнить форму текущей работой