Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены связи между различными компонентами содержательно-смыслового и инструментально-стилевого аспектов общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Целевой компонент общительности у школьников-" артистов" коррелирует с самоактуализацией, саморазвитием, самосовершенствованием личности. Активный тип саморегуляции у них непосредственно связан с сохранением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общительность как свойство личности и различные аспекты ее изучения
    • 1. 1. Различные подходы к изучению общительности
    • 1. 2. Психологические особенности детского самодеятельного театра
    • 1. 3. Системный подход в изучении общительности и методика исследования
  • Глава II. Психологическая характеристика общительности различных групп школьников
    • 2. 1. Статистическая оценка различий между компонентами общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе
    • 2. 2. Сравнительный анализ качественных различий общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе
    • 2. 3. Основные трудности в реализации общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе
    • 2. 4. Психологическая характеристика общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе
  • Глава III. Различия в психологической структуре общительности у различных групп учащихся
    • 3. 1. Соотношение содержательно-смысловых и инструментальных характеристик общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе
    • 3. 2. Сравнительный анализ психологической структуры общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе
    • 3. 3. Специфика факторной структуры общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе

Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема использования театрального искусства в процессе развития личности активно разрабатывалась исследователями в различных сферах научного знания. В их числе и представители отечественной педагогики (К.Д.Ушинский, С. Г. Шацкий и др.), и деятели театра (Н.Н.Сац, М. О. Кнебель, К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, М. А. Чехов и др.). Эта проблема имеет и свой психологический аспект (Г.Г. Шпет, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.). Проблема творчества и развития художественно-творческих способностей рассматривалась Т. И. Артемьевой, А.А.Мелик-Пашаевымизучением вопросов развития актерских способностей занимались Н. В. Рождественская, Ю. И. Рубина, П. М. Якобсон и др. Ряд исследователей рассматривают общевоспитательное, эстетическое, нравственное воздействие театрального коллектива, театральной самодеятельности на личность.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема изучения влияния театральной деятельности на развитие свойств личности остается далекой от своего окончательного завершения и представляет широкие перспективы для дальнейших исследований. Задачами развития личности средствами театра могут быть: самосовершенствование путем целеполагающей деятельности, а также повышение адаптационных возможностей в социуме на основе накопления опыта сценического (или игрового) общения.

В предпринятом исследовании, рассматривая психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, мы исходим из того, что общительность, как свойство личности, являясь и условием межличностного взаимодействия, и результатом этого взаимодействия, способствует решению задач развития личности. А особенности театрального коллектива как развивающей среды повышают эффективность этого процесса. На основе сравнительного анализа структуры общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, раскрывается специфика общительности и определяется зависимость социальной среды и данного свойства.

Объект исследования: общительность как системное качество личности.

Предмет исследования: психологические особенности и структура общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе.

Цель исследования: анализ психологических особенностей общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе.

Гипотеза исследования: особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, проявляются не только в степени выраженности различных компонентов, но и в психологической структуре общительности.

Задачи исследования:

1. проанализировать основные научные подходы к изучению общительности как свойства личности;

2. осуществить анализ особенностей самодеятельного театрального коллектива как развивающей среды;

3. определить общие и специфические моменты в психологических проявлениях общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе;

4. выявить связи и отношения между компонентами содержательно-смыслового и инструментально-стилевого аспектов общительности школьников, имеющих театральный опыт;

5. изучить основные трудности в реализации общительности у школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе;

6. установить различия в структурной организации общительности у исследуемых групп учащихся.

Теоретической основой исследования общительности явилась концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности (А.И.Крупнов), а также положение отечественной психологии о системном характере качеств личности (Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, Б. Ф. Ломов и др.).

Методы исследования. Для измерения общительности была использована методика А. И. Крупнова («Бланковый тест»), методы статистической обработки данных: погрупповой анализ показателей общительности (U-критерий Манна-Уитни), корреляционный и факторный анализ.

Экспериментальной базой исследования являлись детские самодеятельные театральные коллективы, а также общеобразовательные школы г. Оренбурга, г. Москвы и Московской области. В исследовании участвовало 134 школьника 9−10 классов, из них 67 школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, и 67 школьников, не имеющих театрального опыта.

Обоснованность и достоверность выводов обеспечивается исходной теоретической концепцией системного анализа свойств личности, репрезентативностью выборки, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, использованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— выявлены специфические связи внутри содержательно-смыслового (целевых и продуктивных переменных) и инструментально-стилевого аспектов (динамических, эмоциональных, регуляторно-волевых и рефлексивно-оценочных переменных) общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Общительность этих школьников отличается, прежде всего, высоким уровнем общественных целей и продуктивностью в субъектно-личностной сфере, стеничностью, социоцентричностью и осмысленностью;

— изучен характер специфических связей различных компонентов общительности, раскрыта ее психологическая структура у школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Целевой компонент коррелирует с самоактуализацией, саморазвитием и самосовершенствованием личности. Активный тип саморегуляции у них непосредственно связан с сохранением старых привязанностей, продолжением дружбы с детских лет. При этом, чем шире круг общения школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, тем более зависимыми от внешних обстоятельств они становятся. Стремление быть полезным для друзей и знакомых, иметь хороших и верных друзей реализуется как в узком круге общения, среди старых друзей, так и в новых компаниях на различных встречах и вечеринках. При этом школьники надеются в основном на свои силы, считают себя ответственными за складывающиеся взаимоотношения с другими людьми. Что касается личностных целей в проявлении общительности (стремление проявить свои способности, стать авторитетным и уважаемым человеком и т. д.), то они связаны с аэнергичностью (узкий круг друзей, сохранение старых привязанностей и т. д.) и операциональными трудностями, что, в свою очередь, связано с экстерналь-ным типом саморегуляции;

— дана целостная психологическая характеристика общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, раскрывающая специфику ее количественных и качественных проявлений. Школьники, занимающиеся в самодеятельном театральном коллективе, большее внимание обращают на развитие своего внутреннего мира. Они достаточно избирательны в общении, которое становится более целеустремленным и осмысленным, способствующим установлению оптимальных межличностных отношений, и определению их жизненной позиции. У школьников, не занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, более выражена контактность, в то время как у школьников, имеющих театральный опыт, эти значения ниже. Обычные школьники более непосредственны в общении, они в меньшей степени регулируют свои порывы и устремления. В то время как школьники, занимающиеся в театре, более сдержаны, способны управлять своим поведением, хотя при этом часто надеются на везение, стечение случайных обстоятельств. Общительность обычных школьников носит более предметный характер, чем у школьников, занимающихся в любительском театре, которые больше добиваются самовыражения своего внутреннего «Я» ;

— выявлены специфические трудности в реализации общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Для школьников-" артистов" обнаружены достаточно высокие показатели личностных и операциональных трудностей. Это означает, что они не всегда идут на близкие отношения с людьми, иногда процесс общения с другими у них сопровождается отрицательными эмоциями. Высокие показатели операциональных трудностей у школьников-" артистов", в основном, объясняются повышенной требовательностью к себе в отношении общественных правил и норм. Школьникам, не имеющим театрального опыта, мешает излишняя неуверенность в себе, застенчивость, стеснительность в выражении мыслей и чувств, что сдерживает их проявление общительности.

— на основе факторного анализа показателей общительности установлены общие моменты и отличия в структурной организации общительности в различных группах школьников. У учащихся, не имеющих театрального опыта, структура общительности более слитная. У школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, психологическая структура общительности принимает более четкий принцип организации данного свойства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при диагностике общительностидля подготовки научно-методических материалов, направленных на развитие общительности школьников средствами театрав психоконсультационной и психокоррекционной работе практических психологов, а таюке в лекционных курсах по психологии личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были использованы в практической деятельности психологов по развитию общительности школьников в детском оздоровительном лагере «Ромашка» г. Оренбурга, а также при проведении занятий на факультете социальной работы и информационных систем Московского гуманитарного университета по дисциплине «Психология». Результаты исследования докладывались на X и XI психолого-педагогических чтениях молодых ученых, аспирантов и студентов.

Московской гуманитарно-социальной академии (г. Москва, 2000 — 2002 гг.), на VI психологических чтениях студентов Международного независимого эколо-го-политологического университета (г.Москва, 2001 г.), на IV Дружининских чтениях (г. Сочи, 2005 г.).

Положения, выносимые на защиту:

— Обнаружены значимые различия в степени выраженности отдельных компонентов общительности у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Психологические особенности общительности школьников, имеющих театральный опыт, наиболее ярко проявляются в содержательно-смысловых характеристиках общительности.

— Различия психологических проявлений общительности у школьников в различных средовых условиях выражаются также в своеобразии качественного состава различных переменных общительности, в иерархическом распределении признаков внутри каждой из ее составляющих и в степени предпочтения тех или иных признаков в реализации общительности.

— Особенности психологической структуры общительности у исследуемых групп определяются зоной распределения основных корреляционных плеяд. У школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, они концентрируются как внутри содержательно-смыслового и инструментально-стилевого аспектов общительности, так и между этими аспектами. У школьников же, не имеющих театрального опыта — в инструментально-стилевом аспекте общительности.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.

Результаты исследования были подвергнуты обработке с помощью статистической компьютерной программы, которая включала в себя процедуры описания и сравнения данных, корреляционный, факторный и погрупповой анализ (U-критерий Манна-Уитни).

ГЛАВА II. Психологическая характеристика общительности различных групп школьников.

2.1 Статистическая оценка различий между компонентами общительности учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе.

Проанализируем различия между компонентами общительности школьников по показателям интенсивности и вариативности (табл. 1). Показатели интенсивности свидетельствуют о частотности, степени устойчивости и постоянстве стремлений к общению. Показатели вариативности указывают на широту, разнообразие приемов и способов реализации конкретных переменных данного качества. Статистическая оценка различий между компонентами общительности осуществлялась с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Из таблицы 1 видно, что с количественной стороны наибольшие различия по показателю интенсивности обнаруживаются по переменным общественных целей (р<0,01), стеничности (р<0,01), социоцентричности (р<0,01), субъектно-сти (р<0,01), личностных целей (р<0,05), аэнергичности (р<0,05), эгоцентричное&trade- (р<0,05) и осмысленности (р<0,05). По показателю вариативности высоко значимые (р<0,001) различия обнаружены по переменным общественных целей, аэнергичности и обеим переменным рефлексивно-оценочного компонентазначимые различия (р<0,01) — по переменным личностных целей, астенич-ности, экстернальности, а также стеничности, эгоцентричности, и осмысленности (р<0,05).

С качественной стороны различия по переменным целевого компонента указывают на то, что общительность школьников-" артистов" характеризуется, как стремлением быть полезным для окружающих, сохранять семейные и другие традиции, так и стремлением проявить свои способности, заниматься самосовершенствованием и т. д. Различия по показателю вариативности говорят о широте, разнообразии в выборе цели общения.

Заключение

.

Рассмотрение индивидуально-психологических особенностей общительности у школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе реализовано в данном исследовании с помощью целостно-функционального подхода в изучении качеств личности (А.И. Крупнов (1994). Системный подход выявил специфику психологической структуры общительности. Рассмотрение общей психологической структуры общительности как системного качества личности позволяет утверждать, что данное свойство имеет сложное строение, включающее в себя два основных аспекта: мотивационно-когнитивный и регу-ляторно-волевой. Мотивационно-когнитивный комплекс переменных обеспечивает отбор значимых побуждений общительности, глубину и точность смысловых значений, а также сферу приложения данного качества и оценку ёе эффективности. Основная функция регуляторно-динамического комплекса переменных общительности направлена на повышение или понижение энергетического потенциала индивида в ходе межличностного взаимодействия.

Качественный анализ психологических различий общительности учащихся различных групп выявил, что школьники-" артисты" большее внимание обращают на развитие своего внутреннего мира. Они достаточно избирательны в общении, которое становится более целеустремленным и осмысленным, способствующим установлению оптимальных межличностных отношений, и определению их жизненной позиции. У школьников, не занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, более выражена контактность, в то время как у школьников-" артистов" эти значения ниже. Обычные школьники более непосредственны в общении, они в меньшей степени регулируют свои порывы и устремления. В то время как школьники-" артисты" более сдержаны, способны управлять своим поведением, хотя при этом часто надеются на везение, стечение случайных обстоятельств. Общительность обычных школьников носит более предметный характер, чем у школьников-" артистов", которые больше добиваются самовыражения своего внутреннего «Я» .

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ научных подходов к изучению общительности показал наличие трех основных направлений: аналитического, поликомпонентного и системного. Наиболее полно идея системного анализа реализована в концепции многомерно-функционального строения свойств личности и индивидуальности, согласно которой каждое отдельное свойство, характеризующее личность, должно быть рассмотрено с точки зрения выражения целого, то есть многоаспектно.

2. Анализ особенностей самодеятельного театрального коллектива позволил в соответствии с определением самодеятельного театрального искусства рассмотреть наиболее характерные признаки детского самодеятельного театра: непрофессиональность, добровольность участия, активный характер деятельности, единство педагогического и художественного процессов, коллективность творчества, синтетический характер деятельности. Деятельность детского театрального коллектива является педагогическим процессом, спецификой которого является не одномоментное влияние того или иного мероприятия, а последовательное длительное педагогическое воздействие, организуемое руководителем в соответствии с целями и задачами воспитания и объективными закономерностями, вытекающими из особенностей театрального искусства как предмета деятельности и изучения. Систему воспитательных воздействий составляют две формы воспитания: через предмет деятельности и через разностороннюю деятельность вне предметной системы деятельности и отношений коллектива. Анализируя деятельность самодеятельного театрального коллектива, как педагогического процесса, раскрывается ведущая роль режиссера, описываются основные мотивы участия школьников в самодеятельном театре (потребность в общении, в самовыражении, поиске идеалов, познании, самоутверждении себя среди сверстников, интерес к учебно-творческой деятельности, потребность в отдыхе, в празднике), рассматриваются особенности процесса общения в детском самодеятельном театральном коллективе, основные выполняемые им функции.

3. Особенноста общительности у школьников театральной и нетеатральной групп характеризуются тем, что школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, отличает, прежде всего, высокий уровень общественных целей, стеничность, социоцентричность, осмысленность и продуктивность в субъектно-личностной сфере.

Общительность школьников, не занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, отличается средним уровнем личностных целей, энергичности, интернальности и социоцентричности, а также высокой стеничностью, осведомленностью и продуктивностью в предметной сфере.

4. Выявлены общие особенности в проявлениях общительности у школьников, занимающихся и не занимающихся в самодеятельном театре. Во-первых, активность саморегуляции связана с силой стремлений к общению, широтой контактов, что вызывает в свою очередь стенические эмоции. Пассивность же саморегуляции приводит к появлению трудностей в общении различного характера, и астеническим переживаниям. Кроме того, зависимость от внешних обстоятельств связана со стремлением побыть одному, узким кругом друзей и знакомых и возникающими отсюда трудностями в общении. Во-вторых, обнаружены положительные соотношения между переменными целевого компонента, социоцентрической мотивацией и степенью осмысленности самого качества. В тоже время осмысленность положительно коррелирует с осведомленностью, социоцентрической мотивацией общения и продуктивностью его реализации, как в предметной, так и в субъектной сфере. А мотивационный компонент общительности положительно коррелирует с переменными продуктивного и когнитивного компонентов. В-третьих, школьникам присуще стремление к общению, осмысленное отношение к общительности, альтруистические побуждения и стенические переживания. А стремление лучше узнать самого себя, раскрыть свои способности, связано и с активным, и с пассивным типом саморегуляции. При этом школьникам не всегда удается разграничить общительность и другие свойства личности.

5. Выявлены связи между различными компонентами содержательно-смыслового и инструментально-стилевого аспектов общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе. Целевой компонент общительности у школьников-" артистов" коррелирует с самоактуализацией, саморазвитием, самосовершенствованием личности. Активный тип саморегуляции у них непосредственно связан с сохранением старых привязанностей, продолжением дружбы с детских лет. При этом, чем шире круг общения школьников-артистов, тем более зависимыми от внешних обстоятельств они становятся. Стремление быть полезным для друзей и знакомых, иметь хороших и верных друзей реализуется как в узком круге общения, среди старых друзей, так и в новых компаниях на различных встречах и вечеринках. При этом школьники-" артисты" надеются в основном на свои силы, считают себя ответственными за складывающиеся взаимоотношения с другими людьми. Что касается личностных целей в проявлении общительности (стремление проявить свои способности, стать авторитетным и уважаемым человеком и т. д.), то они связаны с аэнергичностью (узкий круг друзей, сохранение старых привязанностей и т. д.) и операциональными трудностями, что, в свою очередь, связано с экстернальным типом саморегуляции.

6. Обнаружены специфические трудности в реализации общительности у различных групп школьников. По всей видимости, трудности в общении учащихся и школьников-" артистов" имеют различную природу: операциональные трудности, так же как и личностные трудности школьников различаются в зависимости от принадлежности к той или иной среде. Если учащиеся, не занимающиеся в самодеятельном театральном коллективе, слабо владеют навыками взаимодействия, испытывают трудности в том, чтобы найти тему для разговора, не всегда могут понять других людей, озабочены своими недостатками, застенчивы, робеют перед большой аудиторией, боятся близких отношений с другими людьми, то школьники-" артисты" владеют достаточным набором навыков взаимодействия с другими людьми, могут поставить себя на место другого человека, не стараются избежать нежелательной встречи. Трудности в общении у школьников-" артистов" возникают как раз в результате привитых им навыков общения и норм поведения в театре. Слабо развитые навыки в реализации эгоцентрической мотивации (стремление лучше узнать самого себя, раскрыть свои способности и возможности и т. д.) влекут за собой чувство опасения и настороженности, смущения при неудачном ответе и другие астенические эмоции. В то же время пассивный тип саморегуляции, зависимость от внешних обстоятельств в социоцентрической мотивации также приводит к появлению трудностей в реализации общительности. Как следствие, школьники-" артисты" не стремятся обновить круг друзей и знакомых, сохраняют старые привязанности.

7. Сравнительный анализ корреляционных связей различных компонентов позволил выявить три группы соотношений, которые наблюдаются у учащихся и школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе: между переменными инструментально-стилевого аспекта общительности, между компонентами содержательно-смыслового аспекта общительности, а также между мотивационными характеристиками общительности, ее эмоциональным, динамическим, регуляторным, рефлексивно-оценочным и когнитивным компонентами. Рассмотрение специфических связей между различными переменными общительности школьников-" артистов" показало, что они имеют место как между переменными содержательно-смыслового и инструментально-стилевого аспектов общительности, так и внутри этих компонентов. Анализ специфических связей между различными переменными общительности у школьников, не занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, показал, что они имеют место только внутри регуляторно-динамического аспекта общительности. Таким образом, различные средовые условия значительным образом влияют на степень и характер связей различных переменных общительности и определяют специфику их психологической структуры.

8. Сравнивая содержание факторных структур общительности у рассматриваемых групп школьников можно отметить что, у учащихся, не имеющих театрального опыта, структура общительности более слитная. У школьников же, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе, психологическая структура общительности принимает более четкий дифференцированный принцип организации данного свойства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения //Проблема общения в психологии./ Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  6. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя М.:Просвещение, 1985 г.-448 с.-с. 126.
  7. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. -М.: АПН СССР, 1983. 98 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  9. .Г. Проблема формирования характера. //Избр. психол. труды: в 2 т. М., Т.2., 1980., С. 221.
  10. .Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика -1965 г.-№ 1-с.32−35.
  11. .Г. Человек как предмет познания. М., 1980.
  12. А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Педагогика, 1982. -Кн.2. — 295 с.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 416 с.
  14. Г. М., Агеев B.C. Методы исследования социально-перцептивных процессов. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 42−53.
  15. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  16. П.К. Узловые вопросы теории физиологии функциональных систем. М.: Наука, 1980. 169 с.
  17. П.К. Функциональная структура как основа физиологической архитектуры поведенческого акта. //Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избр. труды. М., 1979.
  18. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. //Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  19. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. //Вопр. психол. 1978. № 1. — С. 37−50.
  20. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. //Психол. журн. -1981. Т. 2. № 2. — С. 8−18.
  21. Л.И. Системный подход в психологии личности. //Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 61−68.
  22. А.И. Психологические особенности общительности детей дошкольного возраста. //Ученые записки Андижанского пединститута, Т. 1. -Андижан, 1954. С. 85−112.
  23. Е.Д., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 208 с.
  24. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.
  25. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 19 984. 104 с.
  26. В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе. //Общение как педагогическая проблема. Сборник науч. трудов. М., 1974.
  27. П.В., Сазонов Б. Ф. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 290 с.
  28. Т.А. Этно-психологические различия в структуре общительности у представителей коми и русской национальности. //Психологическаяструктура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. М., 1995. — с. 53−62.
  29. Беседы К. С. Станиславского в студии Бльшого театра. Записаны К. Е. Антаровой М.: ВТО, 1947 — 180 с.
  30. В.Н. Социально-педагогические аспекты формирования личности. Иркутск, 1975. — 136 с.
  31. М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М.: Наука, 1979.-311 с.
  32. Н.Н. Массовая коммуникация как общение больших социальных групп. //Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 263−276.
  33. Н.Н., Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг -предпосылка развития общения учителя с учениками. //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудиса. М., 1980. — С. 65−75.
  34. Н.Н., Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. //Общение и деятельность. Прага, 1981. С. 167−179.
  35. А.А. Восприятие человека человеком. JL: Изд-во Ленингр. унта, 1965. — 124 с.
  36. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика. — 1983. 272 с.
  37. А.А. Об общении и учете его характеристик в работе людьми. -М., 1972.
  38. А.А. Общение и формирование личности. //Социальная психология личности/ Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова, -М.: Наука, 1979. -С. 25−34.
  39. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 135 с.
  40. . А.А. Об изучении общения с позиции В.Н. Мясищева //Вопросы психологии. 1983. № 3. — С. 131−135.
  41. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968 — с.302
  42. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности. //Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
  43. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии. -1979. -№ 4. -с. 23−34.
  44. В.В., Ковалев А. Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения. //Психологический журнал. Т.4. -№ 3. — 1983. — с. 51−60.
  45. Большая Советская Энциклопедия в 30-ти томах Т.28 — М.: Советская энциклопедия, 1976 г.
  46. С.Л. Межличностный конфликт как общение. //Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск. — 1990. — С. 27−30.
  47. А.В. О формировании психического. //Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 106−127.
  48. А.В., Воловикова М. И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления. //Психологические исследования познавательных процессов личности. М., 1983.-С. 84−96.
  49. Л.Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе Д.. к.пед.н. — Л., 1988 г. -197 с.
  50. Л.П. Человек: его деятельность и общение. М., 1978.
  51. Л.Д. Отношение общительности замкнутости к симптомо-комплексам экстраверсии, эмоциональности. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М., 1970. — № 2.
  52. Л.Д. Типологические исследования по психологии личности. -Пермь, 1967.
  53. М.И. Возрастные особенности психологической структуры общительности. //Психологическая структура общительности, ее возрастные и национально-этнические особенности. -М., 1995. с. 44−53.
  54. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов.: Автореф. дис. .канд. психол. наук., 1996. -24с.
  55. Л.А., Крылова Г. Ф. Связь активности общения шестилетних детей с экстраверсией интраверсией. //Общение и формирование личности. -Гродно, 1984.
  56. А.Г. Формирование музыкальной культуры у детей и подростков средствами музыкального театра Д.. к.пед.н. -М., 1990 г. — 196 с.
  57. Д.М. Массовые праздники М., 1975 г. — с. 74−75.
  58. С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -М.-Л.:Ис-во, 1967.-295 с.
  59. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  60. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. -К.: Политиздат Украины, 1989. 188 с.
  61. Р. Основы психологического эксперимента. М.: Из-во Моск. ун-та. 1952. — 464 с.
  62. К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе. //Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-с. 166−177.
  63. И.А. Психология общения и развитие личности. //Психология формирования и развития личности/ Отв. ред. Л. И. Анцыферова М.: Наука, 1981.
  64. В.М. Театр как форма общения Д.. к.филос.н. — JI., 1979 г. -160 с.
  65. В.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности. //Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  66. А.П. Развитие творческой потребности в процессе обучения подростков началам художественной деятельности: Автореф.дисс.. к.пед.н. -М., 1969 г.
  67. JI.B. Влияние динамических качеств активности общительности на успешность деятельности. //Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. -Свердловск, 1982. 16−20.
  68. JI.B. Связь динамических качеств активности и саморегуяции поведения и деятельности человека. //Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. -Свердловск, 1980. с. 35−44.
  69. Л.В. Факторный анализ динамических качеств активности. -В кн. Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск: СГПИ, 1979. с. 34−39.
  70. А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом. //Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С. 179 192.
  71. Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
  72. Э. Что же такое личность? // С чего начинается личность М.: Политиздат, 1979-с. 183−216.
  73. А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи с подвижностью нервной системы, изучаемые в процессе воспитания школьников.: Дисс. .канд. психол. наук. Свердловск, 1961. — 250 с.
  74. А.И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961. -119 с.
  75. А.И. Особенности проявления общительности в связи подвижностью нервных процессов. //Ученые записки. Вып. 23./ Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1958. — с. 78−113.
  76. А.И., Калининский Л. П., Крупнов А. И. О факторных особенностях темперамента и других свойств поведения испытуемых разных возрастных групп. //Вопросы психологии. Материалы научной сессии. Свердловск, 1967. С. 47−51.
  77. Искусство и общение. / Сб. научных трудов / Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии Л., 1984 г. — 168 с.
  78. Е.В. Организационно-педагогические основы развития любительского театра (на материалах Украины) Д.. к.пед.н. — М., 1992 г. — 176 с.
  79. B.C. Проблемы активизации творческой деятельности участников самодеятельного театра Д.. к.пед.н. -М., 1979 г. — 184 с.
  80. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный: Изд-во Чечено-Ингушского ун-та, 1979. 135 с.
  81. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. Л. Педагогическое общение как предмет творческого и прикладного исследования. //Вопросы психологии, 1985. -№ 4. С. 9−16.
  82. А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе М., 1984 г. — 223 с.
  83. Г. М. Художественное просвещение в коллективе самодеятельного творчества Д.. к.пед.н.-Л., 1985 г.-196 с.
  84. Н.В. Учет особенностей мотивации досуговой деятельности участников в процессе педагогического руководства становлением клубного объединения как коллектива // Педагогическое руководство деятельности клубных объединений Л., 1987 г. — с.3−17.
  85. М.О. Поэзия педагогики М.: ВТО, 1984 г. — 526 с.
  86. Г. А., Радзиховский Л. А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов. //Общение и развитие психики. М.: АПН СССР, 1988. — с. 7−21.
  87. Е.Д. Роль общительности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком.: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1989.
  88. В.А. Проблема общения в советской психологии. //Тенденции развития психологической науки. М., 1989.
  89. А.А. Традиция самодеятельного художественного коллектива как средство воспитания его участников Д.. к.пед.н. — Л., 1983 г. -216 с.
  90. А.В., Пономарева И. А. Целостный подход к изучению психологических проявлений настойчивости.: Депон в НИИЗО. № 142−93 от 04.06.93 г. 8 с.
  91. А.И. и др. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик личности. -Свердловск: СГПИ, 1978. -с. 17−26.
  92. А.И. Исследование общительности как системного качества личности. //Активизация личности в системе общественных отношений. -М., 1989.
  93. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента. //Студент на пороге XXI века. М.: УНД, 1990. — С. 31−38.
  94. А.И. Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности.: Сборник научных трудов. -М., 1995.-69 с.
  95. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. //Вопросы психологии, 1984. № 3. С. 25−33.
  96. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. //Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УНД, 1988. С. 28−39.
  97. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983. — 72 с.
  98. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. //Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. -С. 9−23.
  99. А.И., Жемчугова JI.B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников. //Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск СГПИ, 1978. С. 63−69.
  100. А.И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения. //Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск: СГПИ, 1978. С. 17−26.
  101. А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов. //Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. -М.: УДН, 1986. С. 92−102.
  102. С.И. Психологические особенности проявлений любознательности подростков. //Формирование и развитие личности. -М.: Институт Молодежи. 1993. — с. 30.
  103. Т.В. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами Д.. к.пед.н. — JL, 1978 г.-201 г.
  104. А.А. Особенности межличностного взаимодействия в условиях проблемных ситуаций современной деятельности. //Личность в общении и деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск: УГПИ, 1985. — С. 59−67.
  105. М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
  106. .Ф. Категория деятельности и общения в психологии. //Вопр. психол., 1979. № 8. С.34−47.
  107. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1986.-444 с.
  108. .Ф. Некоторые особенности старшеклассников. //Общение как педагогическая проблема. Сборник научных трудов. М., 1970. — С. 78−94.
  109. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. /Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Ботневой. М.: Наука, 1976. — С. 64−93.
  110. .Ф. Общение как проблема общей психологии. //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 124−135.
  111. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения. //Психологический журнал, 1980. № 5. С. 26−42.
  112. .Ф. Проблема общения в психологии. //Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 3−23.
  113. А.С. Общие вопросы теории педагогики Сочинения, т.5 -с.70.
  114. Л.И. О потребностно-мотивационной основе общения. //Тезисы научных сообщений советских психологов XXII Международного психологического конгресса. М., 1981.
  115. Э.С. Теории культуры и современная наука М.: Мысль, 1983 — 284 с.
  116. B.C. Индивидуальный стиль общения. //Психологический журнал, 1982,№ 4.-С. 26−36.
  117. А.В. Воспитательные функции общения школьников. //Общение и развитие психики. М., 1988.
  118. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984.- 111 с.
  119. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблема общей и социальной психологии. //Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970. — с. 114−116.
  120. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. В 2-х т. т.1 — М.: Искусство, 1952 г. — 442 с.
  121. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  122. А.Е., Рабинович JI.A. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности. //Вопросы психологии, 1974, № 3. С. 65−73.
  123. Е.К. Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов: Автореф.дисс.. канд.психол.н. -М., 1997 г. 18 с.
  124. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований.: Автореф. дисс. .докт. психол. наук. JL, 1983. — 28 с.
  125. В.Д. Основы социально-психологической теории М., 1971 г. -с.178.
  126. В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте.: Автореф. дис. .канд. псих. наук. -М., 1989. -26 с.
  127. Педагогическая энциклопедия М., 1965 г. — т.2 — с. 255.
  128. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  129. К.К. Структура и развитие личности.-М.: Наука, 1986. -254 с
  130. И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации.: Дисс. .канд. психол. наук. М. — 182 с.
  131. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  132. Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987. — 200 с.
  133. Н.И., Лайла А. Бану. Общение и общительность в студенческом возрасте. //Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М., 1988.
  134. Е.А. Общение как условие формирования личности. // Психология развития и формирования личности. М.: Наука, 1981. С. 177−198.
  135. В.М. Учебно-творческая работа как средство воспитания участника детского театрального коллектива Д.. к.пед.н. — Л., 1985 г.
  136. Н.Г. Социально-эстетические особенности развития молодежного любительского театра Д.. к.филос.н. -М., 1988 г. — 198 с.
  137. В.В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения. //Вопросы психологии. М., 1980. С. 49−56.
  138. В.В. Общение и свойства личности студентов. //Некоторые проблемы обучения, воспитания и развития/ Тезисы докладов научной конференции. Горьк. отдел об-ва психологов СССР. Горький, 1979. С. 63−65.
  139. О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типологических особенностей эмоциональности и общительности. //Вопросы психологии, № 2,1982. с. 109−115.
  140. О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения. //Вопросы психологии, № 3, 1984. с.123−128.
  141. .В. Режиссер самодеятельного театра Д.: ЛГИК, 1985 г. — 93с.
  142. Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление Д.. д.пед.н. — JL, 1990 г. — 488 с.
  143. Т.В. Старший школьный возраст. //Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. — С. 145−159.
  144. О.В. Психологические особенности общительности у студентов. //Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы непрерывного образования на современном этапе», Тирасполь, 1993. -с. 148−150.
  145. О.В. Типы установок и индивидуальные особенности общительности. //Высшая школа России: научные исследования и трудовой опыт. -М.: НИИВО, депонирована, 1993.
  146. К.С. Собрание сочинений в 8-ми т. Т.2 — М.: Искусство, 1954 г.-с. 388−389.
  147. К.С. Собрание сочинений Т.5 — М.: Искусство, 1958 г. -с. 466.
  148. И.В. Проблемы психологии дружбы школьников. /Ученые записки Саратовского госпединститута, 1957. 76 с.
  149. .М. Проблема индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-56 с.
  150. Г. А. Зеркало сцены М.:Искусство, 1980 г. — т.1, 303 с. — т.2, 367 с.
  151. В.А. Формирование личности участников театральной самодеятельности в коллективе студийного типа Дисс.. к.пед.н. — JL, 1987 г. -203 с.
  152. В.Е. Состояние и пути совершенствования работы клуба по нравственному воспитанию: Автореф.дис.. к.пед.н. Д., 1969 г. — с. 10.
  153. О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М. 1996. — 24 с.
  154. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  155. Г. П. Педагогическая технология массового праздника М.: Молодая гвардия, 1990 г. — с. 58−59.
  156. Л.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъектного подхода к исследованию коммуникативных взаимодействий. //Психолого-педагогические проблемы общения. М.: НИИ ОПП, 1979. -С. 17−36.
  157. Е.В. Психология личности и образ жизни. //Личность в системе коллективных отношений.: Под ред. А. А. Бодалева. -М., 1980. -288с.
  158. Г. Г. Театр как искусство М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 Г.-256 с.
  159. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  160. А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности.: Дисс. .канд. психол. наук. -М., 1984.-207 с.
  161. А.И. Структура динамических характеристик общительности. //Вопросы психологии. № 3. 1984. С. 128−132.
  162. А.И. Волевые процессы и свойства личности. JI.: ЛГУ, 1963. -86 с.
  163. Юнг К. Г. Психологические типы. //Психология индивидуальных различий./ Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. -С. 199−220.
  164. П.М. Психология чувств. М., 1956.
  165. Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента. //Ученые записки Саратовского гос.пед.института. Саратов, 1957. — с. 111−126.
  166. Buss А.Н., Provin R.A. Temperament theory of personality development. N.Y., 1975.
  167. Cattell R.S. Personality and motivation structure and measurement, Ch. 4,5,6., 1957.
  168. Eysench H.J. Dimensions of personality. L., 1947.
  169. Eysench H.J., Sybil B.G. Eysench. Personality, Structure and measurments. Sandiego, California, 1969. p.365.
  170. Eysench H.J. The validity of the M.P.I. Positive validity: The structure of human personality. Methuen, London, 1970. p. 118−137.
  171. Eysench H.J. The structure of human personality. London, 1971 XVIII, p. 476.
  172. Guilford J.P. Personality. N.Y., 1959.
  173. Organizational behavior sixth edition. (Don Hellriegel., I.W. Ilocum, Jr. Richard W. Woodman) L., 1992. p.658.
  174. Kretschmer E. Korperbau und Charakter. В., 1921. p. 608.
  175. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954. — p. 394.
  176. Parry J. The psychology of human communication. № 4., 1967.
  177. Pondy L. Organizational conflict: concepts and model //Administrative science quarterly. 1967. V. 12.
  178. Sheldon W.H. Les variete du temoerament. Paris, P.U.F., 1951.
  179. Sternberg R.J., Soriano L.J. Styles of conflict resolution. //J. of personality and social psychology, 1984. Vol. 47. — № 1, — P. 115−126.
  180. Thomas K.W. Issues in management of conflict. Los Angeles, 1973, P.134.
  181. Thomas K.W., Karmos F.S., Altekruse M.K. Skills for interpersonal communication in the classroom. //Illinois School Journal, 1981. Vol.61, — № 1−4. — P. 67−73.
  182. Thomas K.W. Conflict and conflict management. //Handbook of industrial and organizational psychology/Ed. by Dunnete M., Chicago, 1976, P.889−935.
  183. Thomas K.W. Ioward multidimensional walue in teching. The example of conflict behaviors. //Academy of management review. 1977, — Vol.2. — P.485−496.
  184. Thomas K.W. Kilmann R.N. Comparison of four istruments measuring conflict behavior. //Phychological reports. 1978. — Vol.42. №. — PI 139−1145.
  185. Thomas K.W., Pondy L.R. Joward on «intent» model of conflict management among principal parties. //Human relations, 1977. Vol.30. -№ 12. P. 1089−1102.
  186. Thustone L.L. Factorial and Jysis of body measurements. Amer. J. Phys, An-thropol, 1947. Vol.1, № 1.
Заполнить форму текущей работой