Педагогическая эффективность средств и методов обучения: На прим.
учеб. предметов геогр.
цикла
Особенностью организации исследований является непосредственное участие автора в учебно-воспитательном процессе названных баз: работа учителем географии в общеобразовательных школах, работа доцентом университета (преподавание экономической географии, современных подходов к средствам и методам обучения русскому языку и природоведению). На базах исследований были организованы автором… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Общая характеристика учебного процесса и его компонентов
- 1. 1. Процесс обучения и его компоненты, понятия педагогической и дидактической систем
- 1. 1. а. Система средств и методов обучения
- 1. 2. Особенности обучения предметам географического цикла
- 1. 3. Характеристика школьного оборудования и средств обучения, используемых в учебном процессе
- 1. 4. Характеристика моделирования как эффективного метода формирования знаний и умений
- ГЛАВА 2. Педагогическая эффективность процесса обучения
- 2. 1. Общая характеристика педагогической эффективности
- 2. 2. Анализ подходов к определению показателей качества дидактической системы и коэффициентов педагогической эффективности средств и методов обучения
- 2. 3. Показатели качества учебного процесса и эффективности средств и методов обучения, опирающиеся на использование методов математической статистики
- ГЛАВА 3. Экспериментальная часть работы
- 3. 1. Хронология исследования
- 3. 2. Постановка и результаты эксперимента: апробация и внедрение эффективных средств и методов обучения в различные дидактические системы
Педагогическая эффективность средств и методов обучения: На прим. учеб. предметов геогр. цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные процессы переустройства общества, развитие рыночной экономики и другие социально-экономические изменения самым непосредственным образом отражаются на всей системе образования. Различные идеи, концепции, формы обучения носят федеральный и региональный характер. Многое из современных новаций — продукт мирового опыта организации системы образования, многое — результат развития отечественной педагогики, дидактики и частных методик. К концу 1997 года четко проявляются следующие результаты реформирования системы образования:
— непрерывность процесса воспитания и образования: детский сад — школа — ВУЗ;
— повышение роли национального компонента в обучении;
— альтернативные программы, учебники и учебные пособия;
— авторские программы;
— специализированные учебные заведения, работающие по комплексным целевым программам.
Изменились и формы обучения: рядом с общеобразовательной школой функционируют лицеи, колледжи, спецшколы. В системе высшего образования работают коммерческие институты.
Во все времена, во всех системах образования, при всех формах обучения остаются постоянными три компонента: содержание образования, материальные средства и методы обучения. Их постоянство не в форме или стандартной структуре и содержании, а в их необходимости в системе обучения. Материальные средства обучения, претерпевая изменения, всегда остаются необходимым и чрезвычайно важным компонентом любого учебного процесса на всех уровнях.
Проблема педагогической эффективности в целом, как и эффективность отдельных составляющих процесса обучения, является предметом исследования многих дидактов. Философский смысл понятия эффективность показан М. Н. Андрющенко (1971, 7). Автором раскрывается философский подход к эффективности педагогического процесса. Ю. К. Бабанский рассматривает проблемное обучения как фактор повышения педагогической эффективности (1970, 10). Наиболее полно и всесторонне рассмотрены проблемы педагогической эффективности В. М. Блиновым, который посвятил этому монографию «Педагогическая эффективность» [27]. В его исследовании раскрыты все стороны и подходы к педагогической и дидактической эффективности. Понятие «педагогическая эффективность» упоминается в работах Т. А. Ильиной [44], В. П. Беспалько [21], Н. В. Кузьминой [52], М. И. Махмутова [63] и многих других исследователей. В географии к проблеме эффективности средств обучения подходили М. Б. Вестицкий [31], В. П. Голов [34]. Достаточно хорошо изучена проблема эффективности отдельных компонентов процесса обучения и связанных с ним деятельностей (Н.В.Кузьмина, 1970; А. Н. Леонтьев, 1964 и др).
Актуальность данного исследования состоит в том, что мы рассматриваем проблему эффективности двух важнейших образующих учебного процесса — средства и методы — с системных позиций. Совокупность материальных средств и методов обучения рассматривается нами как развивающаяся система, имеющая определенную структуру и иерархические взаимосвязи. Такой подход к средствам и методам обучения позволяет по-новому рассматривать дидактическую эффективность. Выбрав моделирование как один из интереснейших методов обучения, мы исследовали его влияние на повышение эффективности всех этапов учебного процесса: формирование знаний, умений, контроль за процессом их усвоения, определение уровня усвоения знаний. Конструирование и внедрение в детские сады, школы и ВУЗ авторских учебно-наглядных пособий и предметов оборудования позволяет подойти к проблеме повышения дидактической эффективности с несколько иных позиций, обусловленных такими свойствами авторских средств обучения, как вариативность, универсальность и визуальность.
Найденные подходы имеют определенное теоретическое и прикладное значение, что подтверждается многолетней работой общеобразовательных школ по программам и методикам автора настоящего исследования, а также результатами деятельности участников учебного процесса (воспитатели детских садов, учителя).
Решение проблемы исследования направлено на раскрытие возможностей преодоления и измерения степени выраженных противоречий в развивающихся педагогических системах, изменяющих свои качества в зависимости от различных факторов.
Цели исследования:
— определить понятие педагогической эффективности процесса обучения, его структуры;
— показать значимость этой педагогической категории для совершенствования учебно-воспитательного процесса;
— обосновать подходы к конструированию и использованию эффективных средств обучения.
Задачи исследования:
— осуществить анализ известных в педагогической литературе подходов к понятию «педагогическая эффективность процесса обучения» ;
— обосновать вариант наиболее целесообразного в теоретическом и практическом плане толкование этого понятия;
— определить подходы к конструированию эффективных средств обучения;
— обосновать способы выбора эффективных методов обучения;
— на примере школьной географии раскрыть особенности учебного процесса, в котором функционируют разные средства и методы обучения;
— разработать и внедрить апробированные учебные программы для разных уровней образования: детский сад — школа — ВУЗ;
— обосновать способы выбора эффективных методов обучения;
— на примере школьной географии раскрыть особенность учебного процесса, в котором функционируют разные средства и методы обучения.
Объектом исследования является учебный процесс ца разных уровнях его реализации: детский сад — школа — ВУЗ.
Предмет исследования — закономерности использования средств и методов обученияподходы, способствующие повышению их педагогической эффективности.
Гипотеза исследования: использование специально сконструированных средств и выбранных методов обучения как педагогически обоснованной совокупности, ведет к повышению эффективности учебного процесса, оцениваемой по группе результатов:
— минимальные затраты времени и усилий (скорость движения к конечной цели) на достижение заданных целей;
— максимально возможный высокий уровень усвоения знаний, умений, оцениваемый по качественным и количественным показателям;
— комплексное развитие личности (умственное, нравственное).
Методологической основой исследования являются труды классиков отечественной педагогики, дидактики, психологии: В. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского. Автор опирался также на положения и взгляды Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Е.Н.Кабановой-Меллер, Л. М. Фридмана и других.
Методы исследования. В качестве методов исследования были избраны:
— теоретические: анализ психолого-педагогической, дидактической, методологической, методической литературы;
— синтез эмпирического материала: обобщение, моделирование;
— организационные: сравнительный, эмпирический;
— эксперимент: констатирующий, поисковый и формирующий;
— диагностический: анкетирование, беседы, рейтинг, тестирование;
— математические методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей эффективности средств и методов обучения, с применением параметрической и непараметрической математической статистики.
Базы и организация исследования: детские сады (№№ 93, 49, 59) — общеобразовательные школы (№№ 3, 14, 38, 40, 41, 50) г. ВладикавказаСе-веро-Осетинский госуниверситет им. К. Л. Хетагурова (факультеты географический, филологический, методики начального образования).
Особенностью организации исследований является непосредственное участие автора в учебно-воспитательном процессе названных баз: работа учителем географии в общеобразовательных школах, работа доцентом университета (преподавание экономической географии, современных подходов к средствам и методам обучения русскому языку и природоведению). На базах исследований были организованы автором конструкторские бюро (школа № 40 г. Владикавказа, географический факультет СОГУ), в которых создавались по разработкам автора разнообразные учебно-наглядные пособия, приборы, предметы школьного оборудования для решения задач повышения эффективности средств и методов обучения. Техническая документация и образцы учебно-наглядных пособия передавались в школы, детские сады и на кафедры географического факультетастатьи публиковались в издательстве Ростовского-на-Дону университета, в журнале «География в школе», в Северо-Осетинском издательстве «Ир», тиражировались Главным управлением картографии и геодезии, фабрикой учебно-наглядных пособий (г.Москва), Кабардино-Балкарским издательством «Эльбрус». Общий тираж, изданных автором научных статей, учебных и учебно-методических пособий, карт и атласов для общеобразовательной школы, составил около 60 000 экземпляров, общим объемом около 50 печатных листов.
Разработанные автором методические рекомендации для учителей географии, работников сферы образования и воспитания детей прошли широкую апробацию в республике Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарской республике.
Этапы исследования.
1965;1967 гг. — поиск подходов к определению путей повышения эффективности практических работ на местности в преподавании географии.
1965;1975 гг. — исследования проблемы повышения педагогической эффективности средств обучения краеведческого содержаниямоделирования как метода обучения географии и природоведению.
1971;1985 гг. —теоретические и эмпирические исследования группы проблем, связанных с эффективностью процесса обучения и воспитания на разных уровнях — от детей дошкольного возраста до студентов высшей школыразработка систем средств и методов обучения, повышающих педагогическую эффективность просвещенияразработка и внедрение учебных программ в общеобразовательную школу, в ВУЗ.
1985;1998 гг. — исследование проблемы повышения педагогической эффективности с помощью систем средств и методов обучения географии, природоведения, русского и родного осетинского языка в средней школегеографии, картографии, методики — в университетеразработка и внедрение авторской программы непрерывного экологического просвещения, публикация программ и учебных пособий.
На протяжений всего времени исследований систематически проводились эксперименты, обработка из результатов, применение оптимальных вариантов решенных задач исследования в системах образования и воспитания различных уровней.
Через все этапы исследований проходит публикация найденных подходов к повышению педагогической эффективности средств и методов обучения. В числе публикаций научные статьи и тезисы научных докладов, учебные пособия, учебно-наглядные демонстрационные пособия карты географические, статьи в журнале «География в школе» .
Научная новизна исследования в новом научно-обоснованном подходе к роли средств и методов обучения в повышении эффективности учебного процесса на всех его этапах: формирование знаний, умений, навыковконтроль за процессом их усвоения и оценивание его уровнякоррекция знаний, умений на разных ступенях образования.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что автором обоснованы научно-теоретические подходы к выбору и использованию средств и методов обучения, повышающих эффективность учебного процесса на разных его ступенях, при изучении различных учебных предметов.
Практическое значение исследования состоит в том, что на базе разработанных теоретических подходов созданы средства обучения и их системы для реализации целей образования и воспитания на разных уровняхопределена методика использования моделирования как эффективного метода обученияпо авторским программам работают общеобразовательные школы и детские сады Северной Осетии, школы Кабардино-Балкарииосуществляется экологическое просвещение населения РСО-Алания. В учебный процесс внедрены авторские учебно-наглядные пособия, демонстрационные комплексы школьных кабинетов географии, русского и родного языка.
Конкретный практический выход исследования выразился в публикации учебных программ, учебных и учебно-методических пособий, рекомендованных Министерством образования Республики Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарской республики в качестве обязательных компонентов учебного процесса. Республиканским советом Всероссийского общества охраны природы опубликована авторская программа экологического просвещения детей (1998).
Достоверность и обоснованность исследования следуют из избранной логической последовательности изложения, из неопровержимости фактов, приведенных в диссертационном сочинении, из статистической достоверности выводов, подтвержденных средствами математической статистики.
Содержание предложенных и обоснованных в диссертации подходов было изложено на ряде межвузовских, межрегиональных Всесоюзных (Всероссийских) и международных конференциях по проблемам образования в средней и высшей школе, экологического просвещения населения.
Достоверность исследования подтверждается использованием методических рекомендаций, программ, учебных пособий в деятельности детских садов, общеобразовательных школ, ВУЗа. Всего в учебно-воспитательный процесс внедрено:
— средние школы Кабардино-Балкарии — учебное пособие по географии — 30 ООО экземпляров,.
— средние школы Северной Осетии — учебные программы по географии своего края — двеучебно-методические пособия — 10 000- карты географические демонстрационные две — 5000 экземпляровдемонстрационные комплексы школьных кабинетов — 14;
— программы экологического образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста для жителей равнинной и горной части республики — 200 экземпляров;
— программы по основным курсам и спецкурсам для ВУЗа — 5.
Приведенные данные подтверждены соответствующими справками и актами о внедрении авторских средств обучения и методики их эффективного использования в двух республиках Северного Кавказа.
Значение внедрения авторской концепции в вузовский учебно-воспитательный процесс подтверждено Президиумом Головного совета по географическим наукам Минвуза РСФСР.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ.
— обоснованный автором подход к понятию педагогической эффективности процесса обучения, ее структура- — педагогическая эффективность учебного процесса зависит от научно-обоснованного конструирования, отбора и применения средств обучения;
— эффективность учебного процесса зависит от выбора и применения методов обучения, адекватных целям, содержанию и используемым средствам;
— важным фактором повышения педагогической эффективности должен быть объективный и разносторонний подход к оцениванию результатов деятельности учащихся (знания, умения, навыки).
Все вышеизложенное отражено в диссертационном сочинении, состоящим из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.
Многолетняя научно-исследовательская и практическая деятельность диссертанта в различных педагогических системах привела к решению ряда задач, обеспечивающих достижение главной цели: найти подходы к повышению педагогической и дидактической эффективности форм, средств и методов обучения и воспитания. Поиск обозначенных подходов. привел к конструированию, разработке, апробации и внедрению в различные педагогические системы разнообразные средства и методы обучения. Экспериментальная их проверка и работа образовательных учреждений, использующих предложения, рекомендации, многочисленные предметы и комплексы средств обучения подтверждают актуальность, теоретическую и практическую целесообразность деятельности диссертанта. Перечни авторских средств, методов, форм, программ, внедренных в педагогические системы, даны в приложении. Общие результаты показаны в таблице 16.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенные исследования с привлечением теоретических и эмпирических методов, многолетняя деятельность в педагогических системах разного уровня, конструирование и внедрение разнообразных средств обучения, анализ результатов педагогических экспериментов позволяют сделать ряд общих выводов.
1. Современное состояние социально-экономического устройства общества России настоятельно требует совершенствования педагогической системы, процесса обучения, как ее части, во всех его формах и проявлениях. Современное финансовое положение системы образования и воспитания характеризуется резкими контрастами: материальная база учебных заведений наряду с компьютерными классами носит и устаревший, несовершенный характер. Все это делает проблему эффективности функционирования педагогической системы в целом, и ее компонентов достаточно актуальной.
2. Выдвинутые во введении цели и задачи решались в ходе длительных по времени исследований: анализ функционирования педагогических систем разного уровня (детский сад — школа — ВУЗ)^ изучение сложившихся подходов к определению понятий педагогической и дидактической системопределение концепций и взглядов на учебный процесс и его компонентыанализ опыта работы диссертанта в различных педагогических системахпривлечение методов математической статистики для решения проблемы определения педагогической эффективности средств и методов обучения.
3. Системному анализу были подвергнуты многочисленные источники научно-методической информации, отраженные в библиографическом разделе работы, что дало возможность выдвинуть ряд авторских концепций и найти подходы к решению проблемы повышения педагогической эффективности средств и методов обучения.
Диссертантом впервые в обучении учебным предметам географического цикла применен системный подход к средствам и методам и доказана правомерность концепции о его роли в повышении эффективности учебного процесса. V.
Диссертантом разработан" концептуальное положение о содержании учебных пособий краеведческого характера как фактора повышения эффективности учебного процесса.
Автором работы впервые в обучении учебным предметам географического цикла привлечен широкий аппарат методов параметрической и непараметрической математической статистики: использованы подходы Г. Н. Александрова и других авторов к определению эффективности технических средств обучения, В. П. Беспалько, В. М. Блинова — в определении эффективности отдельных компонентов педагогической системы и учебного процесса как ее части.
Сформированные автором концепции возможности повышения эффективности педагогической системы с использованием специальных средств и моделирования, как метода обучения, позволили создать многочисленные учебно-наглядные пособия и предметы школьного оборудования нового типа.
Автором впервые выдвинуты подходы к определению свойств средств обучения, которые меняют отношение к ним как в процессе конструирования, так и в процессе их использования: универсальность, визу-альность, вариативность — качества средств обучения, позволяющие решать следующие задачи:
— снизить материальные затраты на оснащение школы учебно-материальными средствами;
— активизировать познавательную деятельность обучаемых и обеспечивать реализацию всех ее видов;
— повышать эффективность всех этапов учебного процесса: формирование знаний, умений, контроль за уровнем их усвоения, коррекция;
— развитие интереса и самостоятельности к процессу обучения, самостоятельное решение различного класса задач.
Диссертантом создана система тестов, ранее в обучении географии, природоведения в школе, картографии — в ВУЗе, — не применявшихся: вербальные, вербально-графические, графические. Тесты нового типа существенно меняют отношение обучаемых к процессу познания, организуя самоконтроль и коррекцию знаний, умений.
4. Одним из факторов педагогической эффективности является содержание образования: объемы предложенной учебной информации и ряд других его компонентов (виды информации — вербальная, графическая, формализованная). Диссертантом найден подход к повышению педагогической эффективности процесса обучения с использованием приема стандартизации знаний. Выделив два стандарта — общие и базовые знания, автор создал условия для определения рациональных объемов знаний, гарантирующих в определенной степени их долговременность. Используя, v понятие «надпредметные умения» (Г.Н.Александров), автор показал соотношение между общими и базовыми знаниями, которое способствует формированию надпредметных умений применять усвоенные знания, умения в ситуациях, не имеющих прямого отношения к учебному предмету, изучавшемуся в любое отдаленное время.
5. Важное место в исследовании занимает моделирование как метод обучения. Используя подходы и идеи Л. М. Фридмана, автор развил их в применительно к обучению в различных дидактических системах: детский сад — школа — ВУЗ. Апробация и внедрение приемов моделирования, разработанных диссертантом, показали правомерность выводов о широких возможностях моделирования в решении задач повышения педагогической и дидактической эффективности процесса обучения.
6. Общим итогом диссертационного исследования и практической деятельности автора, позволившей решить ряд теоретических подходов к эффективности процесса обучения, стали разнообразные сконструированные, изготовленные в школьном и вузовском конструкторских бюро учебно-наглядные пособияотдельные комплексы и система средств обучения, в том числе и учебные книги для средней школы. Итогом теоретических исследований стали публикации научных статей, тезисов научных докладов по изучаемой проблемевыступления на научно-практических конференциях межвузовского, регионального (Северный Кавказ), Всесоюзного (Всероссийского) и международного уровня.
Всего диссертантом внедрено в педагогические системы (детский сад — школа — ВУЗ) более 60 ООО экземпляров средств обучения в двух республиках Северного Кавказа: Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.
Список литературы
- Александров Г. Н. Научные основы труда студентов, учебная деятельность и память. Методические указания. — Орджоникидзе, 1987. — 36 с.
- Александров Г. Н., Гореев В. М., Стрелков В. Б. Вопросы методики применения технических средств обучения в учебном процессе. Методическое пособие. —Уфа: Уфимский авиационный институт, 1975. — 94 с.
- Александров Г. Н. Разработка общей концептуальной модели программированного обучения. Дис.. на соискание уч. степени доктора пед. наук в форме научного доклада. — М., 1992. — 50 с.
- Александров Г. Н. Проблемы современной технологии обучения в высшей школе. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Владикавказ, 1995. — С. 13−27.
- Александров Т.Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. — Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. — 302 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. — М.: Просвещение. 1982. —320 с.
- Андрющенко И.Н. Понятие эффективности и его философский смысл. Ученые записки кафедр общественных наук. // Философские и социологические исследования. Вып. 12. — JI.: ЛГУ, 1971. — 140 с.
- Архангельский С.И. Кибернетические аналогии в обучении. — М.: Знание, 1968. — 202 с.
- Атутов П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении // Советская педагогика, 1967, № 4. — С.35−38.
- Ю.Бабанский Ю. К. Анализ эффективности современного урока // Народное образование, 1979, № 9. — С.103−109.
- П.Бабанский Ю. К. Поиски оптимального варианта. — М.: Просвещение, 1982. — 150 с.
- Бабанский Ю.К. (ред.) Педагогика. — М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общепедагогический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемное обучение школьников как средство повышения эффективности обучения. — Ростов-на-Дону, 1970. — 86 с.
- Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Учпедгиз, 1960. — 450 с.
- Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. — М.: Просвещение, 1961. —408 с.
- Барышева Ю.Г. Географический комплекс средней школы. — М.: Просвещение, 1978. — 144 с.
- Барышева Ю.Г., Голов В. П. Общие тенденции в развитии учебного оборудования // География в школе, 1984. № 2. — С.56−58.
- Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика, 1975. № 4. — С.32−36.
- Белый Ю.А., Раппопорт И. А. Тесты как инструмент и как объект педагогических исследований. В кн.: Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических объектов и явлений. — М.: Педагогика, 1973. — С.311−320.
- Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика, 1968. № 4. — С.28−30.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
- Беспалько В.П. Теоретические основы стандартизации образования. В кн.: Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. Вып. 1. — М.: 1994. — 120 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). — М.: Высшая школа, 1970. — 299 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Блинов В.М. Педагогическая эффективность. — М.: Просвещение, 1986. — 202 с.
- Богоявленский Д.И., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: АПН РСФСР, 1959. — 346 с.
- Болтянский В.Г. Проблемы создания оптимальных комплексов учебного оборудования в школе. — М.: АПН РСФСР, 1959. — 346 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989. — 198 с.
- Вестицкий М.Б. Технические средства обучения в географии. — М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
- Володин М.Б. К вопросу о теоретических основах создания системы учебного оборудования. В кн.: Новые педагогические исследования. — М.: Просвещение, 1971. — 168 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука СССР за 40 лет, т.1. — М.: АПН РСФСР, 1969. — 320 с.
- Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. — М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
- Губарев В.Л., Захаров В. В., Коваленко В. Н. Введение в системный анализ. Учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1988. — 227 с.
- Гуревич К.М. Призвание и основные свойства нервной системы. — М.: Педагогика, 1970. — 160 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Дайри Н. Об эффективности урока // Народное образование. 1962, № 2. — С.26−28.
- Дорн В., Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии. — М.: Педагогика, 1970. — 239 с.
- Ильина Т.А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Советская педагогика, 1987, № 2. — С.40−44.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. — М.: Просвещение, 1964. — 262 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. — М.: АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Казанович В.Г. Образовательная система как объект оценивания (квалификационный подход). Дис.. на соискание уч. степени канд.пед. наук. — М., 1991.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970, № 3. — С.26−30.
- Критерии оценки деятельности школы. Институт общей педагогики АПН СССР//Учительская газета, 1975. 21 окт.
- Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения его системы. — Майкоп: КАЧЕСТВО, 1997. — 194 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л: ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 120 с.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М.: Высшая школа, 1986.368 с.
- Левитас Н.Д. Детская педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1974. — 386 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: АПН РСФСР, 1969. —86 с.
- Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. — М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.— 180 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.заведений. — М.: Прометей. 1996. — 528 с.
- Лялин Н.О. О приемах эффективного обучения // Народное образование, 1960. № 1. — С.28−30.
- Максаковский В.П., Панчешникова Л. М. (ред.) Новые взгляды на географическое образование (перевод с английского). — М.: Прогресс, 1986. — 462 с.
- Матрусов И.О. (ред.) Методика обучения географии в средней школе.
- М.: Просвещение, 1985. — 256 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань: 1972. —78 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. — М.: Просвещение, 1985. — 184 с.
- Новак A.M. Способ количественной оценки эффективности методик трудовых действий // Вопросы психологии, 1969. № 4. — С.62.
- Наумов А.С. Задачи по географии. Пособие для учителей. — М.: Ми-рос, 1993. — 192 с.
- Немов Р.С. Психология. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1994.260 с.
- Панчешникова Л.М. (ред.) Методика обучения географии в средней школе. — М.: Просвещение, 1983. — 320 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. —
- М.: Просвещение, 1984. — 220 с.
- Плохинский М.А. Математические методы в биологии. — М.: Изд-во МГУ, 1978.— 205 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших пед. заведений. — М.: Просвещение, Владос, 1996. — 432 с.
- Радугин А.А. (ред.) Психология и педагогика. Учебное пособие. — М.: Центр, 1996. — 334 с.
- Раппопорт И.А., Сельг Э., Сеттер И. Тесты в обучении иностранным языкам. — Таллинн: Валгус, 1987. — 350 с.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. — М.: АН СССР, 1959. — 128 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. — М.: Наука, 1974. — 289 с.
- Самойлов И.И. Технико-педагогические задания на конструирование и изготовление учебного оборудования (География). — М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1970. — 134 с.
- Скаткин Н.М. (ред.) Дидактика средней школы. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Станкевич В.А. Роль учебного оборудования в повышении эффективности учебного процесса на ОЗО. В кн.: Организация учебного процесса и самостоятельной деятельности студентов. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1979.— С. 116−123.
- Станкевич В.А. Графические тесты как эффективное средство контроля уровня знаний. В кн.: Методология и методика исследования путей совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов университета. — Орджоникидзе, 1986. — С.212−219.
- Станкевич В.А. О повышении эффективности учебного оборудования и методики его использования // География в школе, 1985. № 6. — С.42−45.
- Станкевич В.А. Современная стратегия обучения природоведениютеория и практика). В кн.: Актуальные вопросы методики начального обучения. — Владикавказ, 1996. — С. 136−150.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — 344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 1988. — 174 с.
- Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. — М.: Просвещение, 1997. — 205 с.
- Урбах В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. — М.: АНСАР, 1963. —200 с.
- Фридман JI.M. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1971. № 1. — С.22−28.
- Фридман JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
- Фридман JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 77 с.
- Харвей Д. Научное объяснение в географии. — М.: Прогресс, 1974. — 502 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
- Шаповаленко С.Г. Требования к отдельным видам учебного оборудования. — М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1970. — 32 с.
- Шаповаленко С.Г. (ред.) Словарь терминов школьного оборудования. — М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1986. — 76 с.
- Шаповаленко С.Г. (ред.) Исходные требования на проектирование, конструирование и изготовление учебного оборудования (география). М: НИИ ШОТСО АПН СССР. 1978. — 116 с.
- Шаповаленко С.Г. Основные направления создания и использования учебно-наглядных пособий и школьного оборудования. — М.: НИИ
- ШОТСО АПН СССР, 1969. — 30 с.
- Штоф В.А. Роль модели в познании. — Л.: ЛГУ, 1963. — 60 с.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств в средней школе. — М.: Педагогика, 1973. — 48 с.
- Шептулин А.П. Дидактический метод познания. М.: Политиздат, 1983. — 78 с.
- Щукина Г. Н. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.