Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия социализации школьников в процессе экологического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Есть основания полагать, что только знания, принятые личностью, эмоционально пережитые человеком, способны изменить его внутренний мир и повлиять на его поведение в настоящем и будущем. В процессе экологического образования важно выявить эстетическую значимость природы для человека, дать ей оценку как источника творческого начала, так как эмоциональное восприятие природы, ее величия и красоты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания социализации школьников в процессе экологического образования
    • 1. 1. Становление и особенности экологического образования на современном этапе
    • 1. 2. Факторы социализации школьников
    • 1. 3. Прогностическая модель экологического образования школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА II. Возможности экологического образования в процессе социализации школьников
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по экологическому образованию
    • 2. 2. Критерии и показатели социализации школьников в процессе экологического образования
    • 2. 3. Апробация организационно-педагогических условий социализации школьников в процессе экологического образования
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Организационно-педагогические условия социализации школьников в процессе экологического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воздействие человека на природу привело к глобальному экологическому кризису. В первую очередь его возникновение связано с нарушением равновесия между природными системами поддержания жизни и индустриальными, технологическими, демографическими и культурными потребностями людей.

Одной из главных проблем последних лет является понимание необходимости перехода от антропоцентристского сознания к экоцентристскому, необходимости экологизации всех сторон жизни общества, соблюдения равновесия и взаиморазвития системы «человекобщество — природа», осознание приоритетности экологического образования как условия социализации молодежи.

В настоящее время в российском обществе наметилась тенденция к снижению интереса к проблемам экологии. Между тем экологическое образование выступает той областью, где обучение и воспитание подрастающего поколения является наиболее эффективным. Люди, ориентирующиеся на экологические ценности, отличаются готовностью к практическим действиям, больше других интересуются социально-политической ситуацией в стране, более привержены демократическим свободам.

Актуальность экологического образования в нашей стране обусловлена не только кризисным состоянием окружающей среды, имеющим глобальный характер, но и возможностью утверждения в сознании молодежи нового (гуманитарного, социального) мировоззрения, включающего систему социальных отношений, ценностей, норм и способов взаимодействия с окружающей средой и людьми.

В данном исследовании в вопросах экологического образования опора делается на педагогические аспекты работ С. В. Алексеева, А.А.

Алимова, И. П. Герасимова, Э. В. Гирусова, И. Д. Зверева, И. Н. Моисеева и др.

При рассмотрении общих вопросов социализации и воспитания основное внимание было уделено трудам А.И. Бестужева-Лада, Б.М. Бим-Бада, С. Г. Вершловского, В. Ф. Володько, А. И. Ковалевой, Т. В. Ковалевой, А. В. Мудрик и др.

Разносторонне изучены вопросы формирования системы экологических ценностей и особенно ценностного отношения учащихся к природе. Вместе с тем, недостаточно исследован в современной педагогической науке вопрос о социализации учащихся в процессе экологического образования. Поэтому актуальным является изучение взаимосвязи ценностных ориентаций в процессе экологического образования учащихся и их социализации.

Таким образом, актуальность исследования определяется значимостью социализации учащихся в процессе школьного образования, возможностями, имеющимися для этого в экологическом образовании (использования в профильной школе) и недостаточным вниманием к этой проблеме в исследованиях и в массовой педагогической практике.

Цель исследования: определить организационно-педагогические условия социализации школьников в процессе экологического образования.

Объект исследования: социализация школьников в процессе экологического образования.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия социализации школьников в процессе экологического образования.

Гипотеза исследования. В процессе экологического образования происходит социализация школьников, если созданы следующие организационно-педагогические условия.

— Выявлены основные принципы и критерии социализации школьников в процессе экологического образования.

— Разработана модель экологического образования, направленная на формирование у школьников на междисциплинарной основе целостной системы экологических знаний.

— Определена общая логика отбора форм и методов включения школьников в процесс позитивного преобразования окружающей среды.

— Организован мониторинг динамики качеств личности школьников, обеспечивающих их социализацию в условиях меняющегося общества.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по педагогике, психологии, социологии, экологическому образованию, моделированию и проектированию образовательных систем, по проблемам социализации личности школьника.

2. Изучить опыт социализации учащихся средствами экологического образования.

3. Создать концептуальную модель экологического образования, ориентированного на эффективную реализацию социализирующей функции.

4. На основе созданной концептуальной модели экологического образования произвести отбор форм и методов организации экологической деятельности.

5. Провести формирующий и уточняющий эксперименты по реализации социально-педагогической функции в экологическом образовании.

6. Проанализировать полученные в экспериментальной работе результаты и экстраполировать их на другие образовательные учреждения.

Теоретико-методологическая база исследования:

Общие идеи и концепции в области образования философов, педагогов, социологов (Н.В. Бордовская, Т. Г. Браже, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, А. В. Даринский, В. В. Краевский, JI.H. Лесохина, Н. Д. Никандров, В. Г. Онушкин, А. П. Тряпицына, Е. В. Ткаченко, В. Д. Шадриков, П. Г. Щедровицкий и др.).

Исследования по проблемам гуманизации образования (Т.Г. Браже, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Э. В. Гирусов, Б. С. Гершунский, Е. И. Казакова, И. А. Колесникова, В. Д. Комаров, В. Ю. Кричевский, Ю. Н. Кулюткин, Р. Шейерман, Н. И. Элиасберг и др.).

Труды в области общей и социальной экологии (П. Агесс, Р. Аллен, А. А. Алимов, А. А. Анохин, Г. А. Бачинский, И.А. Бестужев-Лада, В. Д. Блаватский, А. В. Быховский, В. Н. Василенко, В. Н. Вернадский, В. Н. Волович, Э. В. Гирусов, И. П. Герасимов, Н. А. Гладков, А. А. Горелов, Р. Дажо, В.И. Данилов-Данильян, В. В. Загладин, Ю. А. Израэль, В. П. Казначеев, В. Д. Комаров, Б. Коммонер, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, И. Т. Фролов, А. Л. Яншин и др.).

Исследования в сфере экологического сознания и экологического движения России (В.В. Бахарев, А. И. Валитова, З. В. Грицинина, И. А. Зыкова, С. Г. Климова, А. А. Кузьмина, М. В. Лисаускене, Т. И. Лихачева, А. В. Мозговая, А. Ф. Нечаева, М. А. Нугаев, О. Н. Яницкий и др.).

Работы в области экологического образования и воспитания (С.В. Алексеев, А. А. Алимов, И. П. Герасимов, Э. В. Гирусов, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Н. Н. Моисеев, И. Н. Пономарева, Н. Ф. Реймерс, И. Т. Суравегина, А. Д. Урсул и др.).

Педагогические, психологические, социологические исследования в области теории социализации и воспитания (Е.Н. Барышников, А.И. Бестужев-Лада, Б.М. Бим-Бад, С. Г. Вершловский, В. Ф. Володько, А. И. Ковалева, Т. В. Ковалева, И. С. Кон, Э. Краних, Ю. И. Кривов, О. Е. Лебедев,.

В.Т. Лисовский, А. В. Мудрик, В. В. Павловский, В. В. Панферова, И. Л. Первова, А. В. Петровский, Е. Э. Смирнова, B.C. Собкин, В. В. Тумалев, А.Г. * Харчев и др.).

Основные этапы исследования:

На первом этапе (1998 — 2001 гг.) — изучались литература по проблемам экологического образования и воспитания в средней школе, готовность педагогического коллектива школы № 164 Санкт-Петербурга к опытно-экспериментальной работе (деловая игра «Аист», круглый стол по проблемам экологического образования). Автором исследования в составе инициативной группы педагогов школы совместно с кафедрой теории и методики естественно-научного образования СПбАППО, Российским Гидрометеорологическим институтом, НИИ гигиены и профпатологии Министерства здравоохранения РФ, лабораторией гуманитарных дисциплин Института образования взрослых РАО разрабатывались научно-методические основы примерного базового уровня экологического образования школьников, при осуществлении которого предполагалось комплексное взаимодействие учебного процесса с разнообразными формами внеурочной работы как с детьми, так и с семьей.

На втором этапе (2001 — 2003 гг.) — определялись организационные и методические условия, при которых возможно наиболее полное решение задач экологического образования, направленного на развитие у учащихся чувства ответственности за все живое, понимание своего места в мире природы. Проводилась экспериментальная отработка экологизированных программ естественного цикла, разрабатывались базовый уровень экологического образования и л воспитания по предметам гуманитарного цикла и методика экологического воспитания различных возрастных групп школьников (начальных, средних, старших классов).

На третьем этапе (2003 — 2005 гт.) — систематизировались, обобщались и апробировались результаты исследования, формулировались и уточнялись выводы.

Опытно — экспериментальная база исследования Исследование осуществлялось с 1998 по 2005 гг. в школе № 164 и школах № 151, 152, 324, 447, 466, 516, 541, гимназии № 405 Санкт-Петербурга.

Методы исследования:

1. Анализ научной литературы в области педагогики, психологии, философии образованияв области экологии и экологического образования.

2. Изучение и анализ нормативных документов в области образования.

3. Анализ опыта работы петербургских школ в области экологического образования.

4. Включенное наблюдение, анкетирование, фокусированное интервью респондентов.

5. Анализ эмпирических данных, полученных в ходе социологических исследований, проведенных в разные годы в СПбАППО кафедрой социальных наук и Центром социологических исследований и мониторинга.

Научная новизна исследования:

1. Выявлена социализирующая функция экологического образования.

2. Определен комплекс организационно-педагогических условий реализации социализирующей функции экологического образования.

Теоретическая значимость:

1. Создана научно обоснованная и проверенная на практике модель экологического образования, ориентированная на социализацию школьников.

2. Выявлены педагогические принципы и критерии социализации школьников в процессе экологического образования.

3. Определено содержание социально полезной экологической деятельности.

Практическая значимость исследования:

1. Разработано методическое сопровождение деятельности учителей по организации экологического практикума, творческо-преобразующей и проектной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

2. Разработана и апробирована система сбора, обработки, хранения и анализа информации об эффективности реализации социально-педагогической функции в процессе экологического образования, ориентированная на информационное обеспечение управления процессом социализации школьников и позволяющая осуществлять прогноз его развития.

3. Дано подробное описание критериев и показателей социализации школьников в процессе экологического образования, способствующее их самопознанию и адекватной самооценке.

На защиту выносятся:

1. Педагогические принципы социализации школьников в процессе экологического образования: гуманистичность, комплексность, системность и междисциплинарность, непрерывность и преемственность, всеобщность и доступность, региональность.

2. Модель экологического образования, направленная на формирование у школьников на междисциплинарной основе целостной системы экологических знаний и социально значимых ценностных ориентаций, включающая цель, задачи, условия реализации, организационно-педагогическое и методическое обеспечение, прогнозируемые результаты.

3. Критерии социализации школьников в процессе экологического образования: сформированность социально значимых ценностных ориентаций школьниковразвитость нравственно-экологических чувствинтерес к людям, к окружающей их природной среде, к нравственно-экологической деятельности в этой средепроявление экологической культуры в повседневной жизни.

4. Организационная модель мониторинга, включающая диагностику, текущее и итоговое отслеживание динамики качеств личности школьников, обеспечивающих их социализацию в условиях меняющегося обществаразработку инструментарияопределение критериев и показателей социализации школьниковвыработку рекомендаций для педагогов, родителей, учащихся.

Достоверность и обоснованность основных положений диссертации обусловлены междисциплинарным анализом объекта и предмета исследованияизучением объекта на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровняхразработкой методов, адекватных задачам и специфике каждого этапа исследовательской работы.

Достоверность представленных данных обеспечена полнотой рассмотрения проблемы исследования, непротиворечивостью методологических посылок, согласованностью выводов, полученных в рамках социологических исследований социализации школьников, сопоставимостью выводов, полученных методами включенного наблюдения, опроса и фокусированного интервью, репрезентативностью выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в процессе организации системы экологического образования и воспитания в школе № 164, в гимназии № 405, через публикации.

Результаты исследования представлялись на районных и городских научно-практических конференциях:

1999 г. — на Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (Санкт-Петербург);

2001 г. — на городских научно-практических конференциях в гимназии № 168, в школе № 516 (Санкт-Петербург) — на аспирантских конференциях СПбАППО (Санкт-Петербург, 1999, 2000, 2001 гг.);

2003 г. — на городской научно-практической конференции «Безопасность. Здоровье. Среда» в гимназии № 405 (Санкт-Петербург);

2004 г., 2005 г. — на научно-практических конференциях «Опыт научно-исследовательской и проектной деятельности образовательных учреждений Красногвардейского района Санкт-Петербурга».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Представленные в главе эмпирические данные, говорят о том, что в результате инновационной экологической деятельности в школе происходят изменения не только в содержании образования, в методике преподавания, но, происходят и — личностные изменения педагогов, изменения в их деятельности, атмосферы в школе, то есть, происходит конструирование гуманитарной (адаптивной и развивающей) социально-образовательной среды, являющейся одним из основных факторов социального становления молодежи.

А" .

Решая социальные задачи, школа экологического профиля ориентируется на социальный заказ, который формируется обществом, государством, социальными институтами. Главной целью, которая определяет содержание образовательной политики в этом плане, является совершенствование школьного уклада, создание условий для конструирования адаптивной и развивающей образовательной среды, способствующей развитию способностей, освоению определенных навыков и видов деятельности, а значит и социализации школьников.

Полученные в результате исследования эмпирические данные о формировании экологических ценностей и экологического сознания? школьников в процессе экологического образования, позволяют выявить широкие возможности экологического образования на формирование у школьников социально-значимых положительных ценностных ориентаций, их тесную взаимосвязь с социализацией школьников. В.

Ill результате реализации экологических программ обучения и воспитания в экспериментальных школах выявлены заметные позитивные изменения жизненных ориентаций школьников, их сознания и поведения, проявившиеся в росте их функциональной грамотности, нравственно устойчивой мировоззренческой позиции, личной ответственности, социальной зрелости и активности.

Выявленные особенности протекания процессов социализации в старших классах экологических (профильных) школ подтверждают гипотезу о том, что в школах экологического направления выявляется более явная и четкая постановка целей образования, формирование работы в достижении этих целей, что позволяет получить высокие воспитательные результаты, способствующие школьной социализации. В сферу внимания экологических школ, прежде всего, попадают вопросы роста социальной компетентности молодых людей, социального развития их личности — индивидуализация, мотивационный комплекс самостоятельности, ответственности, достижения успеха, способность к сотрудничеству и равноправному диалогу с другими субъектами общества. Это означает, что основным направлением деятельности школы экологического профиля становится введение ребенка в мир природных и человеческих связей и отношений, передача лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, основным результатом которого становится целенаправленная социализация школьника.

Общим итогом исследования стало выявление и уточнение комплекса организационно — педагогических условий социализации школьников в процессе экологического образования и создание с учетом этих условий модели экологического образования, ориентированного на социализацию учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе научно-теоретической подготовки, в представленных в * диссертационном исследовании эмпирических данных, материалах эксперимента подтверждена гипотеза, выдвинутая на начальной стадии исследования. Исследование показало, что экологическое образование, соединяющее в себе экологическое воспитание, обучение и практическую деятельность, обладает широкими возможностями формирования социально-значимых ценностных ориентаций школьников, включения их в процесс позитивного преобразования окружающей среды, способствуя адекватной социализации школьников.

Экологизация системы образования предполагает интегральное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания, замену технического мышления социально-экологическим, усиление гуманистического компонента образовательного процесса, в ходе которого выстраивается своя особая воспитательная программа образовательного учреждения. Результаты исследования позволяют представить модель экологического образования, ориентированного на социализацию школьников. Данная модель включает такие составляющие: ценностные ориентации, общие для всех субъектов образовательного процесса — глобальные проблемы, общечеловеческиецель обучения и воспитания — приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, его социальное развитиесодержание образования строится вокруг ведущих проблем взаимосвязи в системе «человек-общество-природа-человек" — система повышения профессиональной компетентности педагогов, их мотивации — желание учителя приобщить ребенка к миру природы, развить его способности наблюдать явления природы, находить в них красоту и уникальностьприменение в учебном процессе развивающих педагогических технологий, способствующих созданию атмосферы открытости, сотрудничества и сотворчествасистема просвещения родителей и взаимодействие с нимииспользование в практике преподавания принципов надпредметности, системности, личной ориентации и непрерывностисоциально-педагогическая инициатива и практическая активность учителей, учащихся и родителей.

Данная модель предполагает наличие общей стратегии и предметно-ценностного единства педагогического коллектива, вариативность программ, обеспечение субъектной позиции учителя, индивидуальный подход к детям, организация самообразования учащихся разными способами и формами, применение активных форм и методов обучения, введение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, создание системы дополнительного образования, организация досуговой деятельности учащихся.

Однако глобальные экологические проблемы существуют только в определенном социальном контексте. Исследование выявило, что общественный компонент освоения природной среды сказывается не только в подавлении и разрушении природной среды, но и в создании определенного стиля жизни, исключающего для горожан общение с природой, ее чувственно-эмоциональное восприятие, порождающего потребительское отношение к природе, природа исчезает как важнейший элемент здоровья, жизни, мировосприятия в целом. Для того, чтобы сохранить равновесие в природе, предотвратить экологическую катастрофу — необходимо возрождение нравственных устоев человечества, морально-этического взаимоотношения человека с природой, эстетическое образование и воспитание. Решение задач такого масштаба невозможно во всем мире без участия института образования. Педагогическая активность предусматривается первым шагом в решении глобальных задач изменения мыслительных стереотипов человечества. Исходя из этого, основное направление в развитии экологического образования — массовое воспитание молодежи в духе любви, сочувствия природе и всему живому. Именно привитие детям любви к природе подчеркивается важным не только для гармонизации взаимоотношений человека и природы, но и для экологической активности, которая сказывается на включении школьников в решение конкретных экологических проблем своего района и города, способствуя социализации учащихся.

Данные исследований показывают, что именно учащаяся молодежь, является более мобильной, восприимчивой к эколого-культурным новациям и более перспективной для дальнейшего развития экологической культуры, а значит, именно экологическое образование сегодня выступает той областью, где обучение и воспитание подрастающего поколения является наиболее эффективным.

Таким образом, актуальность экологического образования обусловлена не только кризисным состоянием окружающей среды, имеющим глобальный характер, но и возможностью утверждения в сознании подрастающего поколения нового (гуманитарного, социального) мировоззрения, включающего систему социальных отношений, норм и способов взаимодействия с окружающей средой и людьми.

При этом в ходе исследования выявлены организационно-педагогические условия, способствующие социализации учащихся:

1. Изменения в содержании и организации образовательного процесса:

• направленность учебного процесса, внеурочной и воспитательной работы на развитие личности школьника;

• создана устойчивая мотивационная среда обучения;

• комплексное использование наглядных, словесных, практических методов обучения, их осознанный выбор и оптимальное сочетание в соответствии с возрастными особенностями школьников;

• расширение функциональных связей школы с внешкольными учреждениями и социальными партнерами;

• непрерывное, последовательное, преемственное развитие экологических знаний, умений, убеждений с опорой на жизненный опыт учащихся в системе: дошкольное образовательное учреждение — начальная школаосновная школа — средняя школа;

• формирование ценностных ориентаций школьников;

• созданы условия для проявления подростками экологической деятельности, возможности проявления ими инициативы.

2. Индивидуально-личностные характеристики педагогов:

• готовность всего педагогического коллектива к проведению экологического воспитания и образования школьников;

• установка на субъект-субъектные отношения в практике преподавания;

• внедрение в образовательный процесс активных личностно-ориентированных педагогических технологий;

• создание условий для реализации каждым учащимся своих позитивных потенциалов.

Диссертационное исследование показало, что система экологического образования, соединяющая в себе экологическое обучение, воспитание и практическую деятельность, в которой реализуются указанные выше организационно-педагогические условия, обладает широкими возможностями формирования нравственных, социально-значимых ценностных ориентаций школьников, включения их в процесс позитивного преобразования окружающей среды, способствуя адекватной социализации школьников.

Есть основания полагать, что только знания, принятые личностью, эмоционально пережитые человеком, способны изменить его внутренний мир и повлиять на его поведение в настоящем и будущем. В процессе экологического образования важно выявить эстетическую значимость природы для человека, дать ей оценку как источника творческого начала, так как эмоциональное восприятие природы, ее величия и красоты значительно обогащает внутренний мир ребенка, ослабляет деструктивное начало человеческой деятельности. Экологическое образование посредством общения с природой, эмоционального к ней отношения способствует воспитанию доброты, любви, сочувствия природе. Эстетические переживания, вызванные общением с природой, прививают не только любовь природе, но и любовь к Родине, к Человеку. Любовь к природе и творческое ее преобразование позволяют гармонизировать систему отношений человека с природой и с самим собой.

Таким образом, в данном исследовании экологическое образование рассматривается не только как средство сохранения человеческой цивилизации, но и как средство развития личности — интеллектуального, эмоционального, и социального. Это определяется вкладом экологического образования в умение школьников обнаруживать нерешенные проблемы, осознавать связи между предметами и явлениями, в формирование общечеловеческих ценностей учащихся, в создание духовных ценностей молодого поколения, в обучение молодежи искусству правильно жить не только в будущей, но и в сегодняшней жизни. Поэтому, именно воспитанию (как на уроке, так и во внеурочное время), включению школьников в различные виды деятельности в школе необходимо уделять первостепенное внимание, в результате чего социализация детей будет Q происходить более успешно, а значит, будет меньше дезадаптированных, неприспособленных к жизни подростков.

Одной из главных проблем последних лет является понимание необходимости перехода от антропоцентристского сознания к экоцентристскому, необходимости экологизации всех сторон жизни общества, соблюдения равновесия и взаиморазвития системы «человек — общество — природа», осознание приоритетности экологического образования, в результате которого возможна не только стабилизация социальной жизни, но и социализация молодежи.

Проведенное исследование позволяет наметить перспективные направления дальнейшего изучения проблемы социализации школьников:

• выявление соотношения ювентизации и социализации школьников как оптимального способа развития социальных инициатив;

• разработку модели образовательного учреждения, обеспечивающего позитивную социализацию школьников;

• исследование и описание различных способов эффективного влияния на изменение личностных позиций педагогов;

• разработку и описание системы управления процессом социализации в школе. ft.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю., Алексеев С. В. Интеграция естественнонаучных знаний при изучении проблем экологии// Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе. — Л.: НИИ ИОВ АПН СССР, 1991.- с. 66 — 68.
  2. И.Ю., Алексеев С. В. Экологическое образование как элемент общей и профессиональной культуры учителя// Современные подходы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагогов (тезисы).- СПб.: ИОВ РАО, 1992. с. 26 — 29.
  3. А.Н. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук -13.00. 01.- М., 1984. 18 с.
  4. С.В. Теоретические основы и методики экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 469 с.
  5. С.В. Изучение экологических проблем как средство формирования глобального мышления учащихся// Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование. СПб., 1992, с.21−38.
  6. С.В. Основные подходы к формированию экологической культуры в системе непрерывного экологического образования//Социальная экология: наука и образование/Тезисы докладов Международной научно-методической конференции, СПб., 1994.
  7. С.В. Региональный научно-методический центр непрерывного экологического образования.// Информационный бюллетень «Проблемы экологической подготовки педагогов всистеме непрерывного образования. Вып. 22, ИОВ РАО, 1995.-с.32 35.
  8. С.В. Содержание экологического образования в начальной школе//Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. СПб.: ИОВ РАО, вып.3,1993. — с.64 — 67.
  9. С.В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования//Экология и культура (тезисы докладов 1 Всероссийской научно-практической конференции). Красноярск, 1991.- с. 42 — 44.
  10. С.В. Формирование экологической культуры как фактор гуманизации образования в средней школе //Проблема гуманизации естественнонаучного образования. JL: НИИ ИОВ АПН СССР, 1991. — с. 27 — 30.
  11. П.Алексеев С. В. Экологическое образование в Санкт-Петербурге: итоги и перспективы //Тезисы международной конференции „Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании“. СПб.: СПГУПМ, вып.2. — с. 45 — 48.
  12. С.В. Экология: наука и область образования. СПб.: СПГУМП, 1994. 55 с.
  13. С.В., Груздева Н. В. Педагогический мониторинг образовательных учреждений экологического направления Санкт-Петербурга//Материалы Всероссийской конференции „Измерения в педагогике“. СПб.: КО СПб., 1994. — с. 42 — 44.
  14. С.В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г. Школа центр экологического образования (материалы по организации образовательных учреждений нового типа). СПб.: СПГУПМ, 1994.- 119 с.
  15. С.В., Смирнова Е. Э., Иванова И. В. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. СПб.: Крисмас+, 1997.-96 с.
  16. Т.И. Экология человека. Мировоззрение или наука//Предмет экологии человека. Сборник научных трудов. 4.1., М.: ИНИОН, 1991. С. 89−99.
  17. А.А. Социальная экология: наука, образование, культура. Серия: „Россия накануне XXI века“. Вып. 5. СПб.: Петрополис, 1996. — с. 91−101.
  18. О.Е. Формирование мировоззренческих позиций при изучении экологических проблем //Авт. дисс. к.п.н. 13.00.01.-Волгоград, 1995. — 17 с.
  19. Аналитический отчет: из опыта гуманизации образования в петербургской школе/ Составители И. Ю. Алексашина, Н. И. Элиасберг. Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: СПГУПМ, 1993.102 с.
  20. В.Г. Проблемы мотивации и личность//В кн.: Теоретические проблемы психологии личности/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1974.
  21. В.В. Экологическая культура социума как система. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук, Саранск, 2000 42 с.
  22. Г. А. Социоэкология наука о гармонизации взаимодействия между обществом и природой//Вопросы социоэкологии, — Львов, 1987, С.23−31.
  23. Е.Н., Формирование и развитие нравственной позиции учащихся в логике „Программы воспитания“/Ю нравственном воспитании», СПб. 1997. с. 13.
  24. И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков. Автор, дисс. к.п.н.-13.00.01. М., 1995. — 21 с.
  25. Бестужев-Лада А. И. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1988 255 с.
  26. Бестужев-Лада А. И. Модернизация школы//Народное образование. 1990, № 8, с. 36 — 41.
  27. Бестужев-Лада А. И. Альтернативная цивилизация. М., 1998.-352 с.
  28. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком// Педагогика, 1996, № 5, с. З 9.
  29. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации// Педагогика, № 1,1996. с. 3−9.
  30. К., Шебек М., Я твой ученик, ты — мой учитель, М., 1991.-с. 115.
  31. Л.Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе. Автор, дисс. к. пед. наук 13.00.01.-М., 1983.- 18 с.
  32. Большой энциклопедический словарь. М., 1993. — 1627 с.
  33. А.И. Экологическое сознание: сравнительный анализ// Социс, 1999. № 3. — с. 129 — 134.
  34. В. Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии// Социс, 1998. № 3, с. 73 — 79.
  35. В.И. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1989. -261
  36. С.Г. Личность, семья, школа: проблемы социализации учащихся. СПб., 1996. — 220 с.
  37. А.С. Особенности социализации выпускников средней школы. Автореферат диссерт. канд. психол. наук. М., 1990.-28 с.
  38. В.Н. Влияние научно-технического прогресса на отношения между человеком и природной средой. Серия: «Россия накануне XXI века». Вып. 5. СПб.: Петрополис, 1996.- с. 79 — 91.
  39. В.Ф. Социализация подрастающего поколения// Проблемы социализации. Материалы международной конференции. Минск, 1994. — с. 69 — 72.
  40. Вопросы социоэкологии. Материалы 1-й всесоюзн. конференции «Проблемы социальной экологии». Отв. Ред. Гирусов Э. В. и др. Львов Б. Н., 1987. 325 с.
  41. В.Г. и др. Гуманизация образования: теория и практика. СПб.: СПГУПМ, 1994. — 96 с.
  42. И.Г. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Авт. дисс. к. пед. н. -13.00.01. Казань, 1995. — 20 с.
  43. A.M., Курок М. П. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы. М., 1987.
  44. И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. М., 1985. — 247 с.
  45. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. Педагогика, 1992, № 5−6, с. 3 -13.
  46. Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991.
  47. Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы//Философские проблемы глобальной экологии/Под ред. Е. Т. Фадеева. М.: Наука, 1983.-с. 105−120.
  48. Э.В. и др. Шагреневая кожа Земли: Биосфера почва- человек. М.: Наука, 1993. 111 с.
  49. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию//Взаимодействия общества и природы. М.: Наука, 1986.- С. 76 79.
  50. Э.В. Социальная экология (теоретический и прикладной аспекты). Кемерово, КузОРЭА: Куз ГТУ, 1996. 134 с.
  51. Э. В. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение//Сб. статей. М.: ФОСССРД990. т.1 — 236 с.
  52. Э.В. Философские проблемы социальной экологии: Тезисы. М., 1989. 97 с.
  53. Э.В. Экологизация как средство сохранения общества//Экологизация. Проблемы и процессы современного развития. Владивосток, 1988. — с.78 — 85.
  54. Э.В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М.: Изд-во «Знание», 1989. 64 с.
  55. Л.Ю. Муниципальная система непрерывного экологического образования как условие развития экологической культуры учащихся. Автор, дисс. канд. пед. наук.-13.00.01.- СПб., 1999.- 20 с.
  56. Л.Ю. Экологизация как средство решения управленческих задач//Управление современной школойразмышления руководителя)/Под ред. В. Ю. Кричевского СПб., 1998.-с. 53 -59.
  57. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности/ Сост. Л. И. Василенко, В.Е. Ермолова- М.: Прогресс, 1990. 495 с.
  58. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое// Педагогика, 1998. № 5, с. 42 — 45.
  59. А.А. Человек гармония — природа. — М.: Наука, 1990. — 192 с.
  60. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РФ в 1993 году"// Зеленый мир. 1995. № 4. -с. 10−11.
  61. Гуманистический потенциал естественнонаучного образования//Сб. научных трудов под ред. И. Ю. Алексашиной. -СПб., 1996.- 160 с.
  62. Данилов-Данильян В. И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, и что делать?: Уч. пособие для ВУЗов, М., 1997.-329 с.
  63. Данилов-Данильян В.И., Горшков В. Г., Арский Ю. М., Лосев К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). М., 1994. 131 с.
  64. И.И. Экологический энциклопедический словарь, Кишинев, 1990. 408 с.
  65. .И. Экологическое воспитание старшеклассников в процессе трудовой деятельности. Авт. дисс. канд. пед. наук 13.00.02. — Брянск, 1992. — 18 с.
  66. Э.Д., Четвертая школьная реформа в России. М., 1988.-325 с.
  67. Д. Школа и общество. М., 1925.
  68. Закон РФ «Об образовании». СПб., 1996.
  69. А.Н. О системе природоохранного просвещения в общеобразовательной школе//Советская педагогика. 1972. — № 10, с. 57−66.
  70. А.Н. Модульный принцип в построении школьного курса «Основы экологии»// Экологическое образование в России: проблемы и практика. М., 1995. — с. 13 -16.
  71. А.Н. О формах организации экологического образования и воспитания в школе// Биология в школе. 1987. -№ 3 — с. 67 — 69.
  72. А.Н. Педагогические принципы и условия экологического образования// Сб. научных трудов. М., АПН, 1983. 98 с.
  73. А.Н. Содержание экологического образования в средней школе. Автор, дис. докт. пед. наук 13.00.01. — М., 1986. -32 с.
  74. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. -160 с.
  75. И.Д. Экогласность и образование// Сов. Педагогика, 1991. № 1 — с. 9 — 12.
  76. И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.: Знание, 1980.-96 с.
  77. И.Д., Суравегина И. Т. Методологические проблемы отношения личности к природе//Соврем. Подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. -СПб., 1992.- с. 3−7.
  78. И.А., Нечаев А. Ф. и др. Субъективные оценки экологических рисков//Социс, 1999. № 1 — с. 137 — 141.
  79. В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры. Автор, дис. к .п. н. 13.00.01. — Екатеринбург, 1992. — 18 с.
  80. М.С. Наука и ценности: проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания/Под ред. Кагана М. С. и Маркова Б.В.- Л.: ЛГУ, 1990. 184 с.
  81. В.П., Спирин Е. А. Комплексные научные направления: методологические и общенаучные проблемы// Методологические проблемы экологии человека. Под ред. КазначееваВ.П.-Новосибирск: Наука, 1988. 143 с.
  82. В.П., Яншин А. Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование//Проблемы природоохранного образования и воспитания. М.: Наука, 1982. -с. 45.
  83. В.П., Яншин А. Л. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу и экология человека.- М.: Знание, 1986. 47 с.
  84. П.Ф. Избранные педагогические сочинения под ред. A.M. Арсеньева, М., 1982. 704 с.
  85. Р.С., Пищенко Л. Д. Диалектическое единство общественных и естественных наук. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  86. Н.Б. Социально-философский аспект проблемы экологического образования. Автореф. к.п.н. 13.00.01,М., 1991. -16 с.
  87. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и практика. Л., 1991.-83 с.
  88. Н.Н. Мировоззрение и экология. Киев: Наукова Думка, 1990. — 216 с.
  89. С.Г. Динамика социальной структуры города: ценностные основания// Соц. иссл., 1993. № 11 — с. 77 — 86.
  90. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. -М.: Институт молодежи, 1996. 224 с.
  91. Т.В., Степанова O.K. Подростки «смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников)/ Соц. иссл., 1998. -№ 8. с. 57 — 64.
  92. Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования// Социально-гуманитарные знания, 2000. № 4, с. 114−129.
  93. В.Д. Социальная экология как наука//Вопросы социоэкологии. Львов, 1987. — С. 35−45.
  94. . Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л.: Гидрометиздат, 1974. — 279 с.
  95. Комплексные методики активного обучения учащихся и педагогов в области экологического образования (теория, опыт работы). Вып. 12, Под ред. Т. В. Корнера.- СПб.: ИОВ РАО, 1993. 90 с.
  96. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.
  97. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи//Новое педагогическое мышление/ под ред. Петровского А. В. М., 1989.
  98. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  99. Концепция структуры и содержания общего среднего образования. М., 2000.
  100. Концепция школьного экологического образования/ Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М., 1994. 32 с.
  101. Г. А. Педагогические условия развитии ценностных ориентаций в системе экологического образования. Дисс. канд. пед. наук, 1999. 186 с.
  102. А.Н. Философия и глобальные проблемы. М.: изд. РОУ, 1996. 227 с.
  103. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2000. — 35 с.
  104. Краткий словарь по социологии/ под общей ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лапина. М., 1988.
  105. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576 с.
  106. Ю. И. Западные теории социализации подрастающих поколений. Пенза, 1998. — 70 с.
  107. И.В., Забелин И. М. Очерки истории представления о взаимоотношении природы и общества. М., 1988 — 416 с.
  108. А.А. Экологическое действие как форма риск-рефлексивности// Социс, 1999. № 6. — с. 60 — 66.
  109. С.Б. Глобальные проблемы современности, СПб., 1993. -4.1 -71 е., 4.2- 72 с.
  110. С.Б. Экологические пути России, Экологические императивы устойчивого развития России. Серия: «Россия накануне XXI века». Вып. 5. СПб.: Петрополис, 1996. — с. 7 — 14.
  111. О. Е. Уклад школы как составная часть содержания школьного образования/Юбразовательная средашколы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. — с. 34 -38.
  112. О.Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования: Методические рекомендации. СПб.: СПбГУПМ, 2001.
  113. М.Я. Возродится ли Россия? Экономико-политический анализ и нравственные исследования. М., 1994 -164 с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  115. М.В., Лихачева Т. И., Грицинина З. В. Экологические движения и экологическое сознание в Прибайкалье// Социс, 1999. № 8 — с. 111 — 116.
  116. В. Им жить в XXI веке/ Аврора, 1996. № 11−12.-с. 21 -29.
  117. В. Т., Молодежь и образование на пороге XXI века молодежь (цифры, факты, мнения) — № 2−3,1995.- с. 61−67.
  118. В.Т., Социальные проблемы образования и воспитания//Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. СПбГУП, 1999. — с. 57 — 60.
  119. О.Н. Воспитание личности в условиях социального кризиса: смена ценностных ориентаций// Нар. Образование. -1993.-№ 5-с. 67−72.
  120. А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М.: Владос, 1998.-312 с.
  121. В.А. Взаимодействие общества и природы как глобальная региональная проблема. М.: ИНИОН, 1991.- 80 с.
  122. С.П., Вербицкий А. А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. М.: Мин. природы России, 1993. — 13 с.
  123. Н.И., Мозговая А. В. Экологизация решений как социальный процесс. М.: Ин-т социологии, 1991. — 60 с.
  124. Н.М. Экологическая проблема и технические науки (философско-методологический аспект). Баку: ЭЛМ, 1982.-213 с.
  125. Ю.Г. Социальная экология. Основные принципы и программные установки. Новосибирск, 1989. — 28 с.
  126. Д.Ж. Глобальные проблемы и качество жизни// Социс, 1998. № 4. — с. 129 — 132.
  127. Д.Ж. Социальная экология. М.: Просвещение, 1991.-176 с.
  128. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й, Беренс В. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.: Из-во МГУ, 1991. — 208 с.
  129. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. (Предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее). М.: Прогресс, 1994. -304 с.
  130. С.Ф. Экология личности и социальные отношения. Серия: «Россия накануне XXI века». Вып. 5. СПб.: Петрополис, 1996. — с. 101 — 111.
  131. П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София, 1983.
  132. МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ О трех видах общения. Опыты в 3-х томах.-М., 1992, — т. З, с.39−53.
  133. А.В. Экологически устойчивый образ жизни: факторы становления// Социс, 1999. № 8 — с. 104 — 111.
  134. Н.Н. Быть или не быть. человечеству? М., 1999.- 288 с.
  135. Н.Н. Время определять национальные цели. М.: Изд. МНЭПУ, 1987. — 256 с.
  136. Н.Н. Идеи естествознания и общественные науки.- М.: ВЦАНСССР, 1991. -55 с.
  137. Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода//План действия. Устойчивые надежды. -М.: Экопресс, 1994. с. 3 — 8.
  138. Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России. -М.: РИЦИСПИ, 1996. 167 с.
  139. Н.Н. Глобальная нравственность. Материалы симпозиума. М., 1990. — 31 с.
  140. Н.Н. Экология в современном мире//Журнал «Энергия: экономика, техника, экология». М.: Наука, 1996.- № 6, с. 8−18.
  141. Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996.- 192 с.
  142. В.Г. Проблемы экологии России: сегодня и завтра. Серия: «Россия накануне XXI века». Вып. 5. СПб.: Петрополис, 1996. — с. 30 — 39.
  143. А. Междисциплинарный подход к проблемам экологического образования/ЯТерспективы. 1982. — № 1 — 2, с. 186- 194.
  144. А.В. Воспитание как социальный институт//Вестник Российского гуманитарного научного фонда.1997.-№ 2.-с. 122- 129.
  145. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-78 с.
  146. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М., 1990. — 39 с.
  147. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997.-96 с.
  148. На пороге взрослости. Пособие для руководителей школ, классных руководителей и учителей// Под редакцией Вершловского С. Г. СПб., 1999. — 132 с.
  149. В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде. Н. Новгород, 1996. — 54 с.
  150. Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Автореф. д.п.н. (по философии). М., 1994. — 50 с.
  151. Новые организационные формы непрерывного экологического образования (тезисы докл. Научно-методической конф. 31 января 1 февраля 1996 г.). — СПб.: СПГУПМ. — 1996. -66 с.
  152. М.А., Нугаев P.M., Райманов И. Г. Социально-экологические факторы в структуре качества жизни//Социс, 1998. № 11.- с. 108−117.
  153. Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания: Тезисы межд. Научно-практической конф./Научн. ред. И. Ю. Алексашиной, СПб., 1997.- 70 с.
  154. В.Б., Климова С. Г., Волжанская Н. Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982−1997 гг.)//Социс, 1999. № 6. — с. 88 — 96.
  155. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологий. М., 1994.
  156. В.В. Социология молодежи и ювентология// Социс, 1999. № 5. — с. 46 — 52.
  157. Р. Роль экологии в формировании взаимоотношения общества и природы//Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987. — с. 9 -20.
  158. В.В., Социология образования/Социально -политический журнал. 1996. — № 4.
  159. Ю.Н., Александрова Ю. В. Теоретико-методологические основы экологизации личности: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПб ун-та, 1997. — 104 с.
  160. Педагогическая энциклопедия. Том III. М.: Советская энциклопедия, 1966.
  161. И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков. СПб.: Изд. СПГУ, 1999. -316 с.
  162. Петербургская школа 2000: Программа развития образовательной системы СПб. в 1996 — 2000 гг. — СПб.: ЦПИ, 1996.-100 с.
  163. Петербургская школа 2004: «Образование ради лучшей жизни». Программа развития системы образования Санкт-Петербурга на 2000−2004 гг. — СПб.: КНО, 2000.
  164. А. Человеческие качества. М, Прогресс, 1980. -302 с.
  165. И.Н. О реализации экологического образования школьников в современных условиях// Экология и культура. Красноярск, 1991. — с. 47 — 49.
  166. И.Н. Проблемы экологии в практике современного педагогического образования//Содержание регионального компонента экологического образования приапробации учебных пособий в образовательной области «Экология». СПб., 1994. — с. 34 — 37.
  167. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи// Социс, 1999. № 6. — с. 96 — 99.
  168. Проблемы и перспективы непрерывного образования (методики социально-педагогических исследований)/ Под ред. Вершловского С. Г. СПб., 1996. — 86 с.
  169. Проблемы экологической подготовки педагогов в системе непрерывного образования. Вып. 22 (I и II части). Опыт экологического образования учащихся в школах Санкт-Петербурга и области. СПб., 1995. — 111 с.
  170. Проблемы социальной экологии. Сб.н.тр. Кемерово: Кузбасс. ПИ, 1992. — 99 с.
  171. Проблемы социальной экологии. Тезисы докладов Всесоюзн. конфренции. Львов, 1986. — 205 с.
  172. В., Человек главное в новой парадигме развития российского общества// Молодежь, № 2 — 3, 1995. — с. 5 — 16.
  173. Равкин 3. И. Школа мастерская человечности// Воспитание школьников. — 1992. — № 3 — 4, с. 10 — 11.
  174. Раджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира// Перспективы, 1993.- № 1 с. 7 — 21.
  175. С.А. Социальная педагогика развивающаяся область образования// Под ред. Радиной К. Д. — Псков, 1998.
  176. Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь справочник. -М.: Просвещение, 1992. -317 с.
  177. Н.Ф. Предпосылки и пути формирования культуры (тезисы докл. на Международном Конгрессе
  178. ЮНЕСКО ЮНЕП по образованию и подготовке кадров в области окружающей среды). — М., 1987. — с. 7.
  179. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., Журнал «Россия Молодая», 1994. -367 с.
  180. РобертсонЯ. Социология, Нью-Йорк, 1981.
  181. О.Г. Экологическое образование// Инновационные процессы в образовании, II. Интеграция российского и западноевропейского опыта. СПб., 1997. — с. 188−214.
  182. Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание. -Новосибирск: Изд. ИфиПр СО РАН, 1994. 30 с.
  183. Российская педагогическая энциклопедия. Том II. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.
  184. Е. Устойчивое развитие. Если экологический долг непомерно растет // Зеленый мир, 1995. № 24. — с. 10 — 11.
  185. А.В. Экологическое воспитание учащихся// Философия и экологические проблемы. М., 1990. — с. 274 — 286.
  186. Ю.П. Проблема глобального экологического риска и экологическая безопасность России. Серия: «Россия накануне XXI века». Вып. 5. СПб.: Петрополис, 1996. — с. 50 -62.
  187. В.В. Личностный подход в экологическом образовании: поиск новой парадигмы. Материалы межд. Семинара «Экологическое образование» /РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб., 1997.- с. 10−15.
  188. В.А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-х гг.// Социс, 1998. № 3. — с. 106 — 117.
  189. А.П., К вопросу о воспитании молодежи в условиях реформ, Социально-политический журнал, № 4, 1996.
  190. Н. Социология. Перевод с англ. М., 1994.
  191. Е.Э., Курлов В. Ф. Мир ребенка (некоторые черты школьной жизни). СПб.: СПбГУПМ — 1997. — 51 с.
  192. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  193. Современная школа: Достижения, ожидания, реальность. Под ред. Е. Э. Смирновой. СПб.: Центр педагогической информации, 1998. — 186 с.
  194. Н.Д., Лихачев В. М. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения// Сов. Пед., 1990. № 9 — с. 47−53.
  195. С.С. Тенденции развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности. Автор, дисс. к.п.н. 13.00.01.- М., 1985. — 18 с.
  196. И.А. Социально экологический мониторинг: методологические и методические основы. — М.: РЭФИА, 1997. -99 с.
  197. Социальный портрет выпускника Санкт Петербургской школы 1994−1995 гг./ Под ред. С. Г. Вершловского.- СПб., 1995. -72 с.
  198. Социология молодежи. Отв.ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. — 457 с.
  199. Социология образования. Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социол. образ. РАО, 1994. — 174 с.
  200. Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского// Педагогика, 1992. № 5 — 6, с. 86 — 89.
  201. Стратегия развития школьного образования Российской Федерации// Национальная доктрина образования. М., 2000 г.
  202. И.Т. Междисциплинарный характер экологических знаний// Сов. Пед., 1984. № 12 — с. 21 — 26.
  203. И.Т. Методическая система экологического образования// Сов. педагогика. 1988. — № 9 — с. 31 — 35.
  204. И.Т. Проблемы и концептуальные идеи экологического образования и воспитания в современной школе. -Л.: НИИ ИОВ, 1990. с. 84.
  205. И.Т. Система экологического образования в школе: Концепция и модель. М., 1989. — 112 с.
  206. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. СПб.: «Образование — Культура», 2001. -151 с.
  207. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
  208. А.П. Теоретико-методологические основы модернизации школьного образования (педагогический аспект)// Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб., 2001.-213 с.
  209. А. Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. -270 с.
  210. А.Д. Модель образования XXI в.: устойчивое развитие и экологическая безопасность// Вестник экологического образования в России: МНЭПУ. 1996. — № 2 — с. 3 — 9.
  211. А.Д. Ноосфера основа мировоззрения//Вестник высшей школы. — 1991. — № 5 — с. 64 — 70.
  212. А.Д. Перспективы перехода Российского государства на модель устойчивого развития. Учебное пособие. -М.: РАГС, 1995.-93 с.
  213. А.Д. Путь в ноосферу: (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М, Луч, 1993. — 274 с.
  214. А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке // Зеленый крест. 1995. — № 4. — С. 35 -36.
  215. Учитель. Школа. Общество: Социологический очерк 90-х гг./ Е. Э. Смирнова, В. Ф. Курлов и др.- Отв. Ред. Смирнова Е.Э.-СПб.: СПГУПМ, 1995.-222 с.
  216. Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условие формирования личности подростка//Вопросы психологии, 1980. № 4. — С. 73.
  217. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  218. Философский словарь/ под ред И. Т. Фролова. 6-е изд., пераб. и дополн. М., 1991. — с. 421.
  219. С. Избранные педагогические сочинения. Формирование личности ребенка и подростка. М., 1990.
  220. Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. Казань: ИСЭПНАНТ, 1998.-370 с.
  221. А.Г. Социология воспитания. М.: Полит, литер., 1990.-202 с.
  222. С., Щеглова Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. 1996. — № 1. — с. 2 — 6.
  223. Человек нового мира: проблемы воспитания/ Под ред. Е. Ф. Сумилова, В. П. Коломийца. М.: Моск. Ун-т, 1989. — 236 с.
  224. Г. К., Личность: проблемы самореализации/ Социально-политический журнал, № 4, 1996.- с. 134- 144.
  225. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. --М., 1993.- с. 240−241.
  226. А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методологические основы. Учебное пособие. -Екатеринбург: Уральский I I1И, 1992. 102 с.
  227. Дж. «Среда и общество» или «Инвайронментальная социология»? В поисках парадигмы// Соц. исслед., 1992. № 12. -с. 3−10.
  228. Ф.Э. и др. Социология образования: Прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. — 301 с.
  229. Т., Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  230. Р., «Вопрос воспитания как социальный вопрос». -Калуга: Духовное познание, 1992.
  231. И.И. Жизненные стратегии подростков// Социс, 1999.- № 5 с. 52−62.
  232. JI.C. Духовные ориентиры псковских студентов// Социс, 1999. № 8 — с. 3−13.
  233. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.- С. 51.
  234. Экологические проблемы Балтийского региона и экологическое образование (тезисы Межд. Научно-практич. конф.) /Под ред. С. В. Алексеева. СПб., 1997. — 178 с.
  235. Экологическое образование в России: Теоретические аспекты/ Под. Ред. А. Н. Захлебного, Л. П. Симоновой М.: РАО, 1996.- 180 с.
  236. Экологическое образование в средней общеобразовательной школе: концепции, модели, программы учебных курсов/Под ред. И. Т. Суравегиной. М., 1990. — 210 с.
  237. Экологическое образование школьников в Санкт-Петербурге (из опыта работы учителей экологии города). СПб.:
  238. СПГУПМ, 1995. Вып.1 — 99 е.- Вып.2 — (из опыта работы Ассоциации образовательных учреждений экологического направления) — 86 с.
  239. Экологическое образование: концепции и технологии/ Сб. научных трудов под ред. профессора С. Н. Глазачева. -Волгоград: Перемена, 1996. 282 с.
  240. Эффективная школа. Под ред. Вершловского С. Г. СПб.: ЦПИ, 1995. — 106 с.
  241. Г. А. Школа будущего школа развития личности// Зеленый мир, 1995. — № 36. — с. 6 -7.
  242. Ягодин JL, Третьякова JI. Проблемы экологического образования//Вестник высшей школы, 1991. № 3 — с. 38 — 45.
  243. С. Соотношение экологических и нравственных ценностей и их влияние на экологическую культуру// Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987.-е. 62−74.
  244. О.Н. Альтернативная социология./ Социологический журнал, 1994. № 1, с. 70 — 84.
  245. О.Н. Инвайроментальная социология вчера и сегодня//Общественные науки и современность, 1993. № 2. — с. 76−91.
  246. О.Н. Гражданские инициативы и самодеятельность масс. -М., 1988. 62 с.
  247. О.Н. Экологическая перспектива города, М., Мысль, 1987. 280 с.
  248. О.Н. Экологическая социология как риск -рефлексия// Социс, 1999. № 6. — с. 50 — 60.
  249. О.Н. Экологические движения// Социологические исследования, 1989. № 6, с. 26 — 37.
  250. О.Н. Экологическое движение в «переходном обществе»: проблемы теории// Социс, 1998. № 10 — с. 22 — 33.
  251. О.Н. Экологическое движение в России: критический анализ. М.: Ин-т социологии РАН, 1996. — 216 с.
  252. О.Н. Экология. Демократия. Молодежь. М., 1990. — 117 с.
  253. О. Н. Эволюция экологического движения в современной России// Социологические исследования, 1995. № 8, с. 15−25.
  254. A.JI. Научное и социальное значение деятельности В.И.Вернадского. Д.:Наука, 1989. — 415с.
  255. A.JI. Предмет экологии человека: Сборник научных трудов. М.: ИНИОН, 199. — 180 с.
  256. А.Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. -М.: Мысль, 199. 429 с.
  257. А.Л. О возникновении экологии человека/Предмет экологии человека. Сборник научных трудов. 4.1. М.: ИНИОН, 1991.- С. 7−23.
Заполнить форму текущей работой