Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление прибылью предприятий естественных монополий в сфере газификации и эксплуатации газового хозяйства: На примере ОАО «Тамбовоблгаз»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогноз тех или иных экономических и финансовых показателей даже на незначительную временную перспективу для всех предприятий носит вероятностный характер. Это связано с тем, что на величину этих показателей очень сильно влияют не только внутренние для предприятия факторы производства, но и многочисленные внешние факторы. В диссертационной работе разработано пять страховых коэффициентов риска… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Государственное регулирование деятельности в вертикально интегрированных отраслях естественных монополий
    • 1. 1. Государственное регулирование вертикально интегрированных отраслей естественных монополий с коммуникационной инфраструктурой
    • 1. 2. Институциональные условия функционирования естественных монополий на примере газовой промышленности
    • 1. 3. Проблемы совершенствования государственного контроля и регулирования деятельности естественных монополий в регионе
  • Глава 2. Совершенствование системы управления прибылью на предприятиях естественных монополий (на примере ОАО «Тамбовоблгаз»)
    • 2. 1. Состояние и тенденции функционирования региональной естественной монополии в сфере газификации и эксплуатации 64 газового хозяйства ОАО «Тамбовоблгаз»)
    • 2. 2. Полиформизм внутренних и внешних факторов влияющих на формирование прибыли предприятия
    • 2. 3. Варианты принятия управленческих решений при вариации прибылеобразующих параметров
  • Глава 3. Направления совершенствования управления прибылью предприятий естественных монополий
    • 3. 1. Оптимизация управленческого решения деятельности предприятия на основе различных критериев
    • 3. 2. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий

Управление прибылью предприятий естественных монополий в сфере газификации и эксплуатации газового хозяйства: На примере ОАО «Тамбовоблгаз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этане российских реформ, когда основной задачей становится переход к устойчивому росту, возникает необходимость в оптимизации взаимодействия государственного регулирования и повышения эффективности функционирования предприятий естественных монополий. Так как благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов естественные монополии создают возможности для ускорения технического прогресса, однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей.

Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, естественные монополии должны сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы им высокую эффективность работы и устойчивое положение на рынке, но при этом они не должны сдерживать развитие других предприятий региона, Проблемы регулирования деятельности предприятий естественных монополий, в частности в сфере газификации и эксплуатации газового хозяйства, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования.

Отсутствие в российских условиях должного механизма государственного регулирования естественных монополий, обеспечивающих необходимые условия эффективного функционирования хозяйствующих субъектов и бесперебойного обслуживания жилищно-коммунального хозяйства в городах и населенных пунктах региона, требуют осуществления теоретических исследований по данной проблеме. Кроме того, для радикального улучшения финансовой деятельности предприятий естественных монополий в сфере газификации и газового хозяйства необходимо разработать модели управления прибылью, позволяющие обеспечить устойчивость их функционирования. Все вышеуказанное определяет, на наш взгляд, актуальность настоящего исследования.

Степень изученности проблемы. Проблемы функционирования естественных монополий давно и достаточно продуктивно разрабатывается отечественными и зарубежными исследователями.

В зарубежной науке причины возникновения и свойства естественных монополий исследовали У. Баумоль, Э. Долан, Р. Дорнбуш, А. Курно, Д. Линдсей, Дж. Милль, Ж. Тироль, С. Фишер, Р. Шмалензи и другие.

Проблемам государственного регулирования естественных монополий посвящены работы отечественных ученых Авдашевой С., Гальперина В., Городецкого А., Игнатьева С., Никифорова А., Моргунова В., Павленко Ю., Студенцова В., Шаститко А. В частности исследования в газовой промышленности проводили ученые Карасиков Н., Райсберг Б., Шохин А., Юрасов В.

Вопросы ценообразования в естественных монополиях, формирования и управления прибылью рассматриваются в трудах Бланка И., Богатина Ю., Ковалева В., Мицкевича А., Никитина С., Швандара В., Шеремета А.

Несмотря на это, многие вопросы управления прибылью естественных монополий, в частности в сфере газификации и газового хозяйства на уровне предприятий освещены недостаточно глубоко. Значительное число современных научных разработок в области государственного регулирования деятельности естественных монополий, прежде всего, рассматривают проблемы в масштабе страны и практически не затрагивают микроэкономические аспекты данной проблемы. Кроме того, остаются проблемными и научные подходы к определению нормы прибыли естественных монополий в условиях государственного регулирования ценообразования, что требует разработки адекватной модели управления прибылью предприятий естественных монополий, функционирующих в сфере газификации и газового хозяйства. Имеет место и ряд других взаимосвязанных с вышеотмеченными нерешенных проблем.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертации является исследование специфики функционирования и экономического регулирования деятельности предприятий естественных монополий и разработка на этой основе научных подходов к государственному регулированию их деятельности, нормированию и управлению прибылью.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

— выявить особенности государственного регулирования вертикально интегрированных отраслей естественных монополий с коммуникационной инфраструктуройисследовать институциональные условия и проблемы функционирования естественных монополий на примере газовой промышленности;

— на основе анализа состояния и тенденций функционирования и экономического регулирования региональной естественной монополии в сфере газификации и эксплуатации газового хозяйства ОАО «Тамбовоблгаз» разработать альтернативные варианты управленческих решений при вариации прибылеобразующих факторов;

— оптимизировать управленческие решения деятельности предприятия ОАО «Тамбовоблгаз» на основе критериев выручки, коэффициента отдачи затрат и максимизации прибыли;

— предложить подходы к нормированию прибыли при регулировании цен естественных монополий.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе нормирования и управления прибылью предприятий естественных монополий в сфере газификации и газового хозяйства.

Объектом исследования является система финансовой информации предприятия ОАО «Тамбовоблгаз».

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической основой исследования послужили разработки отечественных и зарубежных экономистов, специализирующихся в области государственного регулирования деятельности и управления прибылью естественных монополий, а также практический опыт хозяйствования в сфере газификации и газового хозяйства на региональном уровне.

Наряду с общенаучными методами исследований использовались: абстрактно-логический, обобщения и сравнительного анализа, группировки, графический, табличный, индексный, корреляционно-регрессионный анализ, теория временных рядов. Исследования опирались на системный подход к проблемам управления естественными монополиями на региональном уровне.

Содержание работы соответствует специальности 08.00.05 по направлениям: 15.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности" — 15.6. «Государственное управление структурными преобразованиями в народном хозяйстве" — 15.24. «Тарифная политика в отраслях топливно-энергетического комплекса»;

Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей управления прибылью предприятий естественных монополий в области газификации и газового хозяйства и совершенствовании инструментария управления прибылью.

Исходя из этого, научная новизна исследования конкретизируется в следующих положениях: выявлены специфические особенности государственного регулирования вертикально-интегрированной отраслевой монополии с коммуникационной инфраструктурой (привязанность инженерной инфраструктуры к территории, последовательность передачи и распределения ресурсов, отсутствие в регионе альтернативных источников поступления ресурсов), позволяющие совершенствовать систему управления прибылью.

— анализ состояния и тенденций развития региональной естественной монополии в сфере газификации и эксплуатации газового хозяйства ОАО «Тамбовоблгаз», позволил структурировать поэлементные (увеличение объема производства и реализации продукции, увеличение цены реализации продукции, сокращение затрат на производство продукции и структурные сдвиги в производимой и реализуемой продукции) и комплексные (разница между ценой реализации товара и затратами на его производство, увеличение произведения объема производства продукции и единичной прибыли) резервы повышения прибыли.

— на основе модели формирования прибыли, для предприятия ОАО «Тамбовоблгаз» рассчитаны матрицы принятия управленческих решений при вариации цен, переменных затрат и объемов поставок газа.

— для повышения точности управления прибылью разработаны коэффициенты страхования риска по абсолютной и относительной безубыточности, по цене товара, затратам и объему реализации продукции, которые опосредовано сигнализируют предприятию, насколько надежно принятое управленческое решение.

— разработан алгоритм управления прибылью включающий в себя шесть этапов: формирование исходной информации, определение самой прибыли и ключевых экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятияанализ полученной информации на предмет приемлемости принятого вариантаанализ рентабельности производится по видам продукции для выявления последующей реализации резервов повышения прибыливнесение изменений в технику и технологию, организацию производства и управления по видам продукции в целях повышения прибылипринятие решения и расчет показателей по видам продукции и обобщенной информации предприятию в целом.

— разработаны варианты оптимизации управленческих решений на основе критериев максимизации прибыли, выручки и коэффициента отдачи затрат для предприятия ОАО «Тамбовоблгаз».

Информационная база исследования. В качестве информационной базы исследования были использованы законодательные и нормативные акты РФ и субъектов Российской Федерации, статистические данные Государственного комитета по статистике РФ и Тамбовской области, материалы периодических изданий, монографическая релевантная литература, материалы международных, российских и региональных сетевых конференций, размещенных в Internet.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов, полученных в диссертации, для совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий на уровне региона. Разработанная модель управления прибылью, позволяет принимать оптимальные управленческие решения при вариации прибылеобразующих факторов.

Разработанные методические материалы и рекомендации нашли практическое применение на предприятии ОАО «Тамбовоблгаз» и использованы в учебном процессе при чтении курсов: «Теория и проблемы регулирования деятельности естественных монополий на региональном уровне" — «Управление прибылью».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры «Экономики и управления» Тамбовского государственного технического университета, на II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово — хозяйственного контроля деятельности коммерческой организации» (г. Воронеж, 2004).

Предложенная модель управления прибылью внедрена на предприятии ОАО «Тамбовоблгаз».

Публикации. По проблемам диссертационного исследования опубликовано 4 работы, авторским объемом 1,95 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 160 наименований.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В условиях централизованного государственного воздействия на экономику сформировались естественные монополии, функционирующие как на федеральном уровне (транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и др.), так и в пределах отдельно взятого региона, города, района и населенного пункта (местные системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т. д.). Следовательно, субъектом естественной монополии, применительно к региональной экономике, является юридическое лицо, непосредственно занятое производством и реализацией товаров с использованием присущей ему коммуникационной инфраструктуры в условиях естественной монополии в географических границах локального товарного рынка.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий должно учитывать следующие особенности их функционирования:

— использование сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории, что обуславливает специфичность распределения ресурсов и существенным образом влияет на формирование отношений между заинтересованными сторонами;

— процессы производства, передачи и распределения электричества, воды, тепла, газа являются непрерывными и строго последовательными. В связи с этим процесс производства в целом оказывается чувствительным к внешним воздействиям и требует четкой координации на каждой из стадий и между стадиями производства;

— потребитель, в своем подавляющем большинстве, не в состоянии отказаться от потребления многих услуг естественных монополистов на более или менее длительный срок, особенно в условиях отсутствия каких-либо альтернативных источников;

— многие виды продукции и услуг естественных монополистов нельзя запасать и хранить, их недопроизводство в один период не компенсируется избытком в другой. Таким образом, они являются специфическим во времени благом. Производство и распределение таких благ должно быть устойчивым и ритмичным;

Анализируя институциональные условия функционирования естественных монополий, мы выявили, что особенностью газовой промышленности в России является доминирование вертикально интегрированной корпорации-монополии РАО «Газпром», которая выступает в качестве квазифискального института, на его долю приходится до 90% добычи и поставок газа. Регулирование газовой промышленности в России охватывает сферу сложных взаимоотношений между «Газпромом» и рядом государственных органов. В настоящее время различные государственные комитеты отвечают за установление оптовых цен на газ, а также тарифов на диспетчерские и другие услуги, оказываемые дочками «Газпрома» .

Государственное регулирование деятельности естественных монополий должно, во-первых, обеспечить баланс интересов производителей и потребителей, одновременно гарантируя производителям достаточную норму прибыли для покрытия постоянных и переменных издержек и защищая потребителей от злоупотреблений монополий. Во-вторых, изучать издержки производителей с тем, чтобы правильно устанавливать их верхний уровень или регулировать величину нормы прибыли. В-третьих, способствовать укреплению платежной дисциплины потребителей, особенно в части бюджетных и других организаций и одновременного создания дополнительного источника государственной поддержки малообеспеченных слоев населения. В-четвертых, сократить разрыв между ценами на внутреннем и внешнем рынках, путем повышения внутренних цен на газ и увеличение таможенных пошлин с целью получения одинаковой прибыли от поставок на эти рынки.

Исследование состояния газовой отрасли позволяет выделить следующие проблемы совершенствования государственного контроля и регулирования деятельности естественных монополий в регионе:

— дефицит топливно-энергетических ресурсов в ряде регионов вызывает необходимость решения проблем связанных с устойчивым, бесперебойным снабжения предприятий, организаций и населения газом, используемым и в качестве источника тепла и сырья для отраслей промышленности;

— формирование рациональной структуры форм собственности на газовые месторождения, добываемый и распределяемый газ, основные средства добычи, трубопроводную сеть, газораспределительные системы;

— к наиболее острым проблемам управления газоснабжением относится ценообразование, так как конкуренция на рынке газа отсутствует.

Государственное регулирование естественных монополий на региональном уровне требует определения четких границ по следующим направлениям: основные сферы деятельности местных естественных монополийобязанности и права субъектов естественных монополийпорядок формирования органа регулирования естественных монополий, его права и полномочияисточники и порядок финансирования органа регулирования естественных монополийпорядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и разрешение возникающих при этом разногласий и споровответственность за нарушение целенаправленных требованийпорядок принятия решений органом регулирования естественных монополийпорядок исполнения и обжалования этих решений.

Одним из важных направлений совершенствования государственного контроля и регулирования субъектов естественных монополий регионального уровня является их реструктуризация. В основе реструктуризации должно лежать уточнение сфер экономической деятельности, относимых к естественным монополиям регионального и муниципального уровня. По мере развития рыночного хозяйства в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Тамбовской области, конкретными действиями со стороны региональных органов власти по отношению к естественным монополиям, могут быть применены такие методы регулирования, как: прямое ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию естественных монополийопределение групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме их потребностейзаключение соглашения между органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) с субъектом естественной монополии по вопросам качества обслуживания, программирования инвестиций, обязательств заинтересованных сторон в отношении изменений цен (тарифов) с целью обеспечения наиболее целостного подхода, ориентированного на среднесрочные и равноправные согласуемые задачи.

Газовая промышленность — одна из самых молодых отраслей народного хозяйства России и в частности Тамбовской области. В январе 1944 года было принято решение строить магистральный трубопровод газопровода Саратов — Москва, который пересекал восточную часть Тамбовской области с Юга на Север через Кирсановский, Моршанский и Пичаевский районы. С 1959 по 1961 годы активно велась работа по строительству газовых сетей в городе Тамбове. Развитие газового хозяйства в области потребовало создания организации контролирующей и работающей по расширению газификации области, так в октябре 1965 года было создано производственное управление по эксплуатации газового хозяйства «Тамбовоблгаз».

Сравнение темпов выручки от реализации продукции за последнее десятилетие позволяет отметить не равномерность развития предприятия. Среднегодовой темп роста реализации продукции составил 100,2%. В Тамбовской области наметилась тенденция роста реализации сетевого газа и снижения сжиженного газа, это вызвано объективными условиями, так как зона газификации городов и поселков значительно расширилась и потребность в сжиженном газе у населения и предприятий снижается.

Изменение показателей чистой прибыли также свидетельствуют о не равномерности развития предприятия, причем следует отметить, что за последние два года темпы падения прибыли превысили 70% в год, это свидетельствует о наличии проблем в деятельности предприятия. Расчет структуры доходов и расходов предприятия ОАО «Тамбовоблгаз» показал, что сумма доходов в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизилась на.

107 423 тыс. руб., а расходы уменьшились на 101 876 тыс. руб., что привело к снижению профицита доходов и расходов на 5547 тыс. руб. Снижение чистой прибыли произошло за счет влияния факторов связанных с ростом реализации продукции на сумму 11 657 тыс. руб, а другие факторы повлияли на замедление объемов снижения прибыли на сумму 6110 тыс. руб.

На основе классификации прибылеобразуюгцих факторов, мы структурировали резервы повышения прибыли. К поэлементным резервам относятся: увеличение объема реализации продукции и цен, сокращение затрат на сбыт и структурные сдвиги в реализуемой продукции. К комплексным резервам относятся: разница между ценой реализации газа и затратами на его сбыт, увеличение произведения объема сбыта продукции и единичной прибыли.

Разумеется, процесс управления прибылью зависит как от использования действующих факторов, так и от их последствий. Действие всех факторов легко формализуется, и это позволяет использовать процесс моделирование в целях информационного обеспечения и изучения закономерностей изменения прибыли, проигрывания различных рыночных ситуаций, вся совокупность которых полностью вбирает в себя неопределенность рынка. Разработанная модель в диссертационном исследовании позволяет управлять прибылью на основе проигрывания различных рыночных ситуаций, закономерностей изменения прибылеобразующих факторов. Параметрические модели индекса прибыли могут быть использованы для индикативного прогнозирования ее абсолютной величины.

Прогноз тех или иных экономических и финансовых показателей даже на незначительную временную перспективу для всех предприятий носит вероятностный характер. Это связано с тем, что на величину этих показателей очень сильно влияют не только внутренние для предприятия факторы производства, но и многочисленные внешние факторы. В диссертационной работе разработано пять страховых коэффициентов риска: по абсолютной и относительной безубыточности, по цене газа и затратам по сбыту, по объему реализации продукции. Которые опосредовано, сигнализируют предприятию, насколько надежно принятое управленческое решение, какими запасами прочности оно обладает, сколь вероятно, что неопределенность рыночной ситуации может вывести предприятие из состояния устойчивости, стабильности, прибыльности работы. И чем выше эти коэффициенты, тем надежнее будет чувствовать себя в рынке предприятие.

В работе предложен алгоритм планирования и управления прибылью включающий в себя шесть этапов: формирование исходной информации, определение самой прибыли и ключевых экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятияанализ полученной информации на предмет приемлемости принятого вариантаанализ рентабельности производится по видам продукции для выявления последующей реализации резервов повышения прибыливнесение изменений в технику и технологию, организацию производства и управления по видам продукции в целях повышения прибылипринятие решения и расчет показателей по видам продукции и обобщенной информации предприятию в целом .

Для оптимизации управленческого решения предприятие должно выбрать для себя критерий его оптимизации. Главным, важнейшим критерием оптимизации применяемого решения для рыночной экономики, безусловно, является прибыль предприятия. В качестве альтернативного критерия, который при определенных условиях может оказаться лучше всех других, можно предложить, например, критерий максимума выручки от реализации товарной продукции, коэффициент отдачи затрат и ряд других специфичных критериев.

При принятии решений по разным критериям очень важно знать, какие значения будут принимать другие критериальные показатели. Приведем их значения для рассмотренного варианта для предприятия ОАО «Тамбовоблгаз». Так, если использовать критерии максимальной прибыли, показатель выручки составит 0,987, а коэффициент отдачи затрат 0,98. Если использовать максимум коэффициента отдачи затрат, то показатель прибыли окажется равным 0,29, а показатель выручки 0,9492.

Проблема нормирования прибыли оказывает заметное влияние на развитие рыночных институтов, частной собственности и конкуренции. Способ нормирования прибыли в регулируемых ценах существенно влияет на инвестиционную деятельность естественных монополий и эффективность их капитальных вложений.

Существуют два подхода к регулированию цен естественных монополий: рыночный подход, согласно которому, инвесторы будут вкладывать средства в осуществление тех инвестиционных проектов, которые обеспечивают норму отдачи на вложенный капитал, покрывающую альтернативную стоимость капитала (процент). В соответствии с традиционным подходом регулируемые цены должны предприятию приносить прибыль («инвестиционную составляющую»), достаточную для финансирования всех капиталовложений или значительной их части.

Мы предлагаем, использовать метод нормирования рентабельности по отношению к использованному капиталу. Суть метода заключается в том, что прибыльность компании должна быть достаточной, чтобы обеспечивать ее инвесторам тот уровень отдачи на вложенный капитал, какого они могли бы достичь, инвестируя капитал в другие направления со сравнимым риском.

Для введения в отечественную практику регулирования цен метода нормирования прибыли по стоимости капитала надо уметь оценивать, сколько стоит регулируемым компаниям используемый ими капитал. Регулируемые компании конкурируют со всеми остальными компаниями в экономике за различные ресурсы — труд, материалы и капитал. Если эти ресурсы торгуются на открытых рынках, то на них устанавливаются объективные цены, которые могут быть использованы для расчета стоимости услуг регулируемой компании. Это применимо также к определению стоимости капитала. Регулируемая компания должна выходить на открытый рынок капитала и продавать свои ценные бумаги наряду с другими возможными эмитентами. Поэтому существует рыночная цена (ставка процента на заемные средства и ожидаемая отдача на акционерный капитал), которую регулируемая компания должна быть в состоянии платить за привлечение всего требуемого капитала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Т., Смагина В. В. Оценка и анализ финансового состояния предприятия. Тамбов, 2001.
  2. И.Т., Смагина В. В. Оценка и анализ производственных затрат, реализации и эффективности труда. Тамбов, 2002.
  3. М.С. Добавленная стоимость и прибыль в системе микро- и макроанлиза финансово-экономической деятельности //Финансовый менеджмент., № 4, 2002.
  4. С.Б., Розанова Н. М., Поповская Е. В. Вертикальные ограничения в российской экономике. М., 1998.-81 с.
  5. P.A. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и его применения // Законодательство и экономика.-1995.- № 3−4.-с. 113−119.
  6. В.Б., Рудаков М. Н. Теория организации: Учебное пособие. Петрозаводск, 2001. 316 с.
  7. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках / С. Б. Авдашева, В. П. Балюкевич, AB. Горбачев и др.- Бюро экономического анализа. М., 2000.-302 с.
  8. М.С. Прибыль и рентабельность в условиях хозяйственной реформы. М., 1968.
  9. Г. В. Прибыль в экономическом стимулировании производства. М., 1968.
  10. В.А. Моделирование сложных вертикально-интегрированных производственных систем в нефтегазовой отрасли //http://www.cfin.ru
  11. М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие для вузов: Пер. с англ. М., 1999. — 743 с.
  12. И.П. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М., 2003.
  13. И.П. Основы финансового менеджмента М., 2003.
  14. AB., и др. Монополизм и антимонопольная полшика /Барышева A.B., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и др.-М.: Наука, 1994.- 240 с.
  15. У. Экономическая теория и исследование операций: Пер. с англ. / Под ред. М. М. Голанского, ЮЛ. Ольсевича. М., 1965.-496с.
  16. Н.И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект. Экономика и организация промышленного производства, 1999, № 4, с.85−100.
  17. Н.И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты. Экономика и организация промышленного производства, 2001, № 3, с. 49−64.
  18. И.А. Управление прибылью. К., 2003.
  19. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. М., 1994.
  20. Бокарева М. А Монополизм и антимонопольное регулирование: опыт, проблемы, решения.- М.: НИИПИН, 1991.- 147с.
  21. Ю.В., Швандар В. А. Производство прибыли. М., 1998. 256 с.
  22. В. Финансовый инжиниринг. Спб., 2004.
  23. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М., 1997. -1120 с.
  24. В.Б. Международные монополии и буржуазная экономическая мысль. -М., 1980.-184 с.
  25. С. (2001). Газпром наше все: заметки постороннего, http://www.polit.ni/ documents/414 213, html, 10 мая.
  26. Д.В. Управление прибылью в транснациональных корпорациях //http:www.cfin.ru от 27.11.2003.
  27. Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования. Вопросы экономики, 1995, № 11, с. 80−87.
  28. Газовая промышленность и электроэнергетика: меры регулирования и реформы //Вопросы экономики, 2002., № 6., с. 32−87.
  29. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х томах / Под. общей ред. В. М. Гальперина. СПб., 2002. Т. 1. — 349 с, Т.2. — 503 с.
  30. Э. Ковачич В. Е. Антитрестовское законодательство и экономика: Пер. с англ.- Вашингтон: Международный институт права США 1995.- 375с.
  31. Е.П. Прибыль как индикатор эффективности // Маркетинг в России и за рубежом 2000, декабрь.
  32. А., Павленко Ю, Реформирование естественных монополий. -Вопросы экономики, 2000, № 1, с.137−146.
  33. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей / Под ред. О. В. Коломийченко, В. Н. Ворожейкина. -СПб, 2001.-255 с.
  34. Государственно-монополистический капитализм США: монополистический капитал / JI.C. Демидова, В. Ф. Железова, Ю. Б. Кочеврин и др. М, 1989. — 232 с.
  35. Дж. К. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. -М, 1969. 478 с.
  36. Е.З. Линейная и нелинейная регрессии. М, 1981.- 302 с.
  37. Доллан Э. Дж, Лидсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. /Пер. с англ, С.-Пб, 1992,-43 с.
  38. Ю.М. Прибыль и повышение эффективности социалистического производства. М, 1968.
  39. Зуденко В. В, Денисенко М. А О разработке методики экспресс анализа эффективности формирования вернтикально-интегрированных финансово-промышленных структур //http://www.cfin.ni
  40. И.Д. Современные монополии и конкуренция: (Формы и метода монополистической практики). М, 1980. 254 с.
  41. К. Маркс. Т. 1,2,3. М&bdquo- 1978.
  42. Н., Райзберг Б. Региональные проблемы газоснабжения //Экономист № 6,2003. с.43−50.
  43. Р.Б. Что знают экономисты / Пер. с англ., М., 1993- 276 с.
  44. Н.И., Авилов Г. Е. Сотрудничество государств СНГ по вопросам антимонопольной политики и развития конкуренции //Законодательство и экономика.-1995, — № 3−4.- с.70−71.
  45. К.Б. Монополии и их буржуазные критики. М., 1966.-228 с.
  46. В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии. Вопросы экономики, 1998, № 4, с. 115−133.
  47. О.В. и др. Регулирование естественных монополий: анализ мирового опыта и построение системы регулирования в Российской Федерации / О. В. Коломийченко, Е. ИКотелкина, ИП. Соколова: Антимонопольное законодательство. Вып.1. С-Пб, 1995.- 70 с.
  48. Конкурентная политика в условиях переходной экономики: Сборник тезисов П Международной конференции 17−20 февраля 1997 года /Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке экономических структур, — М.: ГКАП. 1997, — 54 с.
  49. В., Королев С. Механизм обеспечения экономического роста фирмы // Экономист № 3,2004., с.52−59.
  50. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- С-Пб., 1994.- 697 с.
  51. Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. М., 1993. -192 с.
  52. Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. М., 2003. ч
  53. Н., Лыкова Л. Формы монополизма в советской экономике //Вопросы экономики1990.- № 6.- с.46−53.
  54. E.H. Институциональные соглашения в условиях естественных монополий. М., 2004.
  55. Курс экономической теории: учебное пособие / Под общ. ред. проф. Чепурина М. И., проф. Киселевой Е.А.- Киров, 1994.- 624 с.
  56. Львов Ю, А Основы экономики и организации бизнеса. СПб., 1992. — 383 с.
  57. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. М., 1992. Т.2. — 400 с.
  58. Маленькая победоносная война (2001). Время новостей, ISI Emerging Markets, http:// www.securities.com.
  59. К., Энгельс Ф. Сочинения: В 30-ти т. т.26 ч.2 — 2-е изд. — М.: Госполитиздат.-1963.- 703 с.
  60. А. Принципы политической экономики: Пер. с англ.: в 3-х т. М,-Прогресс, 1983−1984. Т.1.-1983.- 416 е.- т.2.-1984.- 312 е.- т.З.-1984.- 352 с.
  61. Материалы конференции ОЭСР и всемирного банка по конкуренции и регулированию в отраслях коммуникационной инфраструктуры. Будапешт 29 июня- 1 июля 1994 г. — Paris: OCDE, 1994. — 160 с. — (Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой).
  62. Мен Т. Богатство Англии во внешней торговле //Экономическая теория: Хрестоматия. М., 1995.
  63. К. Экономика организаций: Пер. с франц. / Под ред. АГ. Худокормова. -М, 1996. -160 с.
  64. С.М. Современный капитализм. Краткая политэкономия. М., 1974.-262 с.
  65. Ю.В. Проблемы становления конкурентной среды хозяйствования // Общество и экономика. -1993.- № 9−10.- с. 25−52.
  66. Методы определения монопольно высокой (низкой) цены и монопольной прибыли / Н. С. Батаева, И. В. Гречишкина, АА Никифоров, АН. Чеканский, АЕ. Шаститко- Бюро экономического анализа. М., 2001 .-208 с.
  67. Дж. С. Основы политической экономии. В 2-х томах: Пер. с англ: М., 1980. Т.1. — 495 е., Т.2. -480 е., Т.З. — 447 с.
  68. А.А. Управление затратами и прибылью. Спб., 2003.
  69. М. Паутина монополизма //htpp: www. cfin/ от 26.08.2004 года.
  70. В. Существующее состояние рынка электрической энергии в России и проблема его развития. Промышленная политика в Российской Федерации, 2001, № 1, с. 47−66.
  71. Д.С. Прибыль и рентабельность промышленного предприятия. М., 2000.
  72. Монополизм и антимонопольная политика / АВ. Барышева, Ю. В. Сухотин,
  73. B.Н. Богачев и др. М: Наука, 1994. — 240 с.
  74. Монополистическое ценообразование (проблемы и закономерности) / Под ред.
  75. C.М. Никшина. М., 1980. — 382 с.
  76. В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий (две концепции). Вопросы экономики, 2001, № 9, с. 28−38.
  77. В. О методологических основах регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Нормирование прибыли. -Промышленная политика в Российской Федерации, 2002, № 3, с. 9−23.
  78. Начала политической экономии и налогообложения. Д. Рикардо Гл. 9. Под ред. П. Саффы. Vol. 1.1951.
  79. Недобросовестная конкуренция: Обзорная информация /Институт законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете Российской Федерации. Сер. «Законодательство зарубежных государств „- вып. 11- М., — 1992.295 с.
  80. А.А. Государственное регулирование монопольных цен в переходной экономике. Диссертация на соискание ученой степени д.э.н.-М., 1999.
  81. P.M. Курс микроэкономики: Учебник. 2-е изд. измен. -М.: НОРМА, 2000.-572 с.
  82. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации „О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“: Федеральный закон РФ от 25 мая 1995 г. № 83-Ф3 // Собрание Законодательства РФ.-1995.- № 22.- ст. 1977.
  83. О газоснабжении в Российской Федерации (1999). Федеральный. закон № 69-ФЗ.
  84. О государственном регулировании деятельности предприятий-монополистов: Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 20 января 1992 г. № 2218−1 // Законодательство и экономика. -1992.- № 6 — с. 6.
  85. О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке па территории Российской Федерации (2000). Постановление Правительства РФ № 1021 от 29 декабря,
  86. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.-1995.- № 34- ст. 3426.
  87. О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 // Собрание Законодательства РФ -1995.- № 49.- ст. 4770.
  88. Об основных итогах деятельности Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации в 2000 году и задачах на ближайшую перспективу (2001), доклад.
  89. Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий (1997). Указ Президента РФ № 426.
  90. Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации (1998). Постановление Правительства РФ № 162 от 5 февраля.
  91. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. ОК 004−93. М.: Центр по экономическим классификациям, 1994. — часть 1 -164 с, часть 2 -173 с, часть 3 книга 1 — 348 с, часть 3 книга 2 — 684 с, часть 4 — 200 с.
  92. Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002−93. М.: Издательство стандартов, 1994. — 57 с.
  93. Общесоюзный классификатор Отрасли народного хозяйства“ (с изменениями, утвержденными Госстандартом СССР в 1987—1991 гг. г., и Госстандартом России в 1992—1994 гг.) -М.: ВЦ Госкомстата России, 1994. -117с.
  94. Общесоюзный классификатор. Промышленная и сельскохозяйственная продукция. Высшие классификационные группировки. 1 75 044. М.: Статистика, 1977.-813 с.
  95. АН. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. -416 с.
  96. Д., Питтман Р. Конкурентная политика для естественных монополий / Журнал для акционеров. -1993.- № 1.- с.33−36.
  97. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел JI. Микроэкономика: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Дело, 2001. — 808 с.
  98. М. Конкуренция: Пер. с англ. М., 2002. — 496 с.
  99. Правоторова Л. А Монопольная прибыль: видимость и сущность. М., 1983. -189 с.
  100. Производственные финансовые инструменты: прибыли и убытки. М., 2004.
  101. Пул» в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики., М., 1999.
  102. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. -М., 1986.-472 с.
  103. Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. -М., 2001.-39 с.
  104. С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов: Пер. с англ.-М., 2000.-720 с.
  105. П. Промышленные монополии (тресты) в Соединенных Штатах. С-Пб.-1989.-250 с.
  106. В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. М., 1974.- 276 с.
  107. П.А. Основания экономического анализа: Пер. с англ. СПб., 2002. -604 с.
  108. Н.Т., Сауткин С. И. Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании. Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 6, с. 115−129.
  109. С. Калифорнийский кризис: частные интересы против социальных. -Экономист, 2002, № 8, с. 10−17.
  110. Сио К. К. Управленческая экономика. Пер. с англ. М., 2000. — 671с.
  111. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Отв. ред. акад. Абалкин Л. И. / кн. 1−3- М., 1993.- 572 с.
  112. Дж. Теория олигополии. В кн.: Теория фирмы. СПб, 1995, с. 401.
  113. В. Государство и естественные монополии. Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 9, с. 86−97.
  114. И.М. Монополии и антимонополистическое движение в США конца XIX века/АН СССР ИНИОН.-М., 1991,-157 с.
  115. О. Роль государства в ограничении монополий (опыт Франции) // Экономист. 1991.- № 5.- с.48−53.
  116. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х томах: Пер. с англ. СПб., 2000. Т. 1.-328с., Т.2.-450с.
  117. Томас Ди Лоренцо. Миф о «естественной монополии». Экономика и организация промышленного производства, 2001, № 4, с.81−98.
  118. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. -М., 1993. 864 с.
  119. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах: Пер. с англ. М., 1992. Т.1. -384с.
  120. РФ. К теории экономической динамики. Новые выводы экономической теории и их применение в экономической политике: Пер. с англ. М., 1959. — 212 с.
  121. П. Экономический образ мышления: пер. с англ. М., 1991. — 704 с.
  122. Дж. Стоимость и капитал: Пер. с англ.—М.: Прогресс. -1988. 487 с.
  123. АИ., Воронин В. П. Мониторинговый анализ как информационная основа социально-экономического управления предприятием //Менеджмент в России и зарубежом, № 3,2002., с.39−47.
  124. Г. И. Концептуальные основы управления затратами //Менеджмент в России и за рубежом, № 4,2002., с.23−31
  125. Э. Теория монополистической конкуренции: Пер. с англ. М., 1996. -351с.
  126. АЕ. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии- Бюро экономического анализа М., 2000.-79 с.
  127. АЕ. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд., перераб. и доп. —М., 2002. — 591 с.
  128. АЕ. Экономическая теория институтов. М., 1997. -105 с.
  129. JI.E. Монополия или конкуренция? Антитрестовский американский ежегодник.: 1990. М., — 1991. — с.47−59.
  130. А. (2001). Газпром это символ потенциального могущества всей российской экономики, Мимеографированный бюллетень.
  131. Й. Теория экономического развития. М., 1992.
  132. К. Эффективная экономика шведская модель. Экономика для начинающих и не только для них. / Пер. со швед. -М., 1991 .-349 с.
  133. В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. М, 2001.
  134. Яковлев, А А Антимонопольная политика в России: основные этапы и перспективы развития / Проблемы прогнозирования. -1994. № 2. — с.5−16.
  135. Artana D, N. Fernando and S. Urbiztondo (1998). Regulation and Contractual Adaptation in Public Utilities: the Case of Argentina, Washington D.C. IMF-15.
  136. Arthur Andersen (2001). Russian Electricity Reform: Recommendations Report, Moscow 14 April.
  137. Averch H, Jonson L. Behaviour of the Firm under Regulatory Constraint. -American Economic Review, 1962, vol. 52, p. 1052−1069.
  138. Bain J.S. Industrial Organization. New York: Wiley&Sons, 1968.
  139. Barness Irston R. The Economics of Public Utility Regulation. -New York: F.S. Crofts & Co., 1942.
  140. Baumol W, Contestable Markets: An Uprising in the Theory of Industry Structure. -American Economic Review, 1982, vol. 72, p. 137−164.
  141. Beato P. and J. Laffont (2001). Competition in infrastructures for developing countries, Mimeo.
  142. Becker K.G. Natural Monopoly Equilibria: Nash and Von Stackelberg Solutions. Journal of Economics and Business, 1994, vol. 46, p. 135−139.
  143. Bork R.H. The Antitrust Paradox. New York: Basic Books, 1978.
  144. Brock W. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure: A Review Article. Journal of Political Economy, 1983, vol. 91, p. 1055−1056.
  145. Canoy M. Natural Monopoly and Differential Pricing. Journal of Economics. 1994, vol. 59, p. 287−309.
  146. Carlton D.W., Perloff J.M. Modern Industrial Organization. ,-HarperCollinsPublishers, 1990.
  147. Christensen L.R., Greene W.H. Economies of Scale in U.S. Electric Power Generation. Journal of Political Economy, 1976, vol. 84, p. 655−673.
  148. Chung H.-J. The Economics and Politics of Regulation. Cambridge Journal of Economics, 1997, vol. 21, p. 703−728.
  149. Coase R.H. The Theory of Public Utility Pricing and its Application. The Bell Journal of Economics and Management Science, 1977, vol. 1, p. 113−123.
  150. Cournot A. Researches into Mathematical Principles of the Theory of Wealth-New York, 1972.
  151. Crew M.A., Kleindorfer P.R. The Economics of Public Utility Regulation. -Houndsmill, 1986.
  152. Dernsetz H. Barriers to Entry. The Organization of Economic Activity. Basil Blackwell, 1989, vol. 2, p. 25−39.
  153. Fleming UCB Research (2000). Gazprom. Time is up for the ring fence, Russia Oil and Gas report, October.
  154. Foster C.D. Privatization, Public Ownership and the Regulation of Natural Monopoly. Cambridge and Oxford: Blackwell, 1992.
  155. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago: University of Chicago Press, 1962.
  156. Gaskin D. Dynamic Limit Pricing. Journal of Economic Theory, 1971, vol. 16, p. 306−322.
  157. Gilbert R. and D. Newbcry (1994). The dynamic efficiency of regulatory constitutions, Rand Journal of Economics, 25(4), pp. 538−554.
  158. Goncrc R., M. Maher and G. Nicolctti (2000). The implementation and effects of regulatory reform: Past experience and current issues, OECD Economics Department Working Papers, No. 24, Paris.
  159. IEA (2002). 2000 Survey of Energy Policies of the Russian Federation.
  160. Jorde T.M., Teece D.J. Rule of Reason Analysis of Horizontal Arrangements: Agreements Designed to Advance Innovation and
  161. P. (2000). Deregulation and regulatory reform in the U.S. electric power sector, in S. Pcltzman and C. Winsion (eds.), Deregulation of Netivork Industries: What’s Next?, AEI-Brookings Joint Center for Regulatory Studies, Washington D.C.
  162. Kahn A.E. The Economics of Regulation. Principles and Institutions. The MIT Press. Cambridge, Mass., 1995.
  163. Kim S. and A. Horn (1999). Regulation policies concerning natural monopolies in developing and transition countries, DESA Discussion Paper No. 8, United Nation’s.
  164. Kolbe A.L., Tye W.B., Myers S.C. Regulatory Risk: Economic Principles and Applications to Natural Gas Pipelines and Other Industries. -Kluwer Academic Publishers. Boston, 1993.
  165. Meyer R., Leland H. The Effectiveness of Price Regulation. -Review of Economics and Statistics, 1980, vol. 62, p. 555−566.
  166. Nelson R.A. Regulation, Capital Vintage and Technical Change in the Electric Utility Industry. Review of Economics and Statistics, 1984, vol 66, p. 59−69.
  167. D. (1999). Privatization, Restructuring, and Regulation of Network Utilities, MIT Press, Cambridge and London.
  168. C. (2001). Rethinking regulations, IEA/OECD, Mimeo, Paris. OECD (2000). OECD Economic Surveys: The Russian Federation, Paris. OECD (200 W). OECD Economic Surveys: United States, Paris.
  169. Panzar J.C., Willig R.D. Free Entry and Stability of Natural Monopoly. Bell Journal of Economics, 1977, vol. 8.
  170. Pinto B., V. Drcbcntsov and A. Morozov (2000). Dismantling Russia’s nonpayments system: Creating conditions for growth, World Bank Technical Paper 471.
  171. Posner R. A. The Social Cost of Monopoly and Regulation. -Journal of Political Economy, 1975, vol. 83, p. 117−135.
  172. Posner R.A. Natural Monopoly and its regulation. Stanford Law Review, 1969, vol. 21, p. 548−643.
  173. Primeaux W.J., Jr. Electricity Supply: An End to Natural Monopoly. London, 1989.
  174. Schwartz M. The Nature and Scope of Contestability Theory. -Oxford Economic Papers, 1986, vol. 38, Supplement, p. 37−57.
  175. Slay B. and V. Capclik (1998). Natural monopoly regulation and competition policy in
  176. Slay B., Capelik V. The Struggle for Natural Monopoly Reform in Russia. -Post Soviet Geography and Economics, 1997, vol. 38, p. 396−429.
  177. P. (1994). Contracts, administrative law, or regulatory specificity: Workable regulatory frameworks for developing countries, Washington D. C, Institute for Policy Reform Working Paper TPR97.
  178. F. (2000). Regulation, industry structure, and performance in the electricity industry, OECD Economics Department Working Papers No. 238, Paris.
  179. Stigler G. The Theory of Economic Regulation / In: Stigler G. The Citizen and the State. Chicago, 1975.
  180. Taggart R. Effect of Regulation on Utility Financing: Theory and Evidence -Journal of Industrial Economics, 1985, vol. 22, p. 257−276.
  181. Thompson C. Woody and Smith Wendell R. Public Utility Economics. New York: McGraw-Hill, 1941.
  182. Troika Dialog (2000). Russian Banking Reform: To Be or Not To Be, accessed from ISI Emerging Markets http://www.sccurities.com/ in September 2001.
  183. United Financial Group (2000). Gazprom: The world’s largest non-profit organisation, Mimeo, March.
  184. Типы систем государственного регулирующего воздействия на субъекты естественных монополийп. п Системы государственного влияния -^цадеятельность субъектов ^^^^ естественных Основные черты Американская система Европейская система1 2 3 4
  185. Основные страны представители США, Япония, Англия Швеция, Австрия, Франция, Германия
  186. Средства государственного регулирования 1. Административные: регулирование цен путем установления нормы прибыли. 2. Экономические: денежно-кредитная, налоговая, бюджетная политика, включая расходы бюджета на госкредиты, дотации, субсидии и гарантии.
Заполнить форму текущей работой