Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая помощь мигрантам в перестройке ценностно-смысловых составляющих образа мира: На примере вынужденных переселенцев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная и реализованная психолого-консультативная программа, направлена на трансформацию ценностно-смысловых составляющих жизненного мира мигрантов. Для мигрантов, демонстрирующих достаточную степень «открытости» достаточно эффективны традиционные методы психологического консультирования: библиотерапия, методы социально-психологического тренинга (групповая дискуссия — биографическая… Читать ещё >

Содержание

  • ГДЛВА 1. МИГРАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
    • 1. 1. Типы миграции и психологические инварианты миграционных процессов
    • 1. 2. Психология миграции (миграция в парадигме отражения и парадигме порождения новой реальности)
    • 1. 3. Практика психологического консультирования, основанная на разных парадигмах
  • ГЛАВА 2. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОБРАЗА МИРА ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ
    • 2. 1. Описание программы исследования и выборки
    • 2. 2. Исследование особенностей построения образа жизни вынужденными мигрантами
    • 2. 3. Особенности образа мира вынужденных мигрантов с разными стратегиями построения своего образа жизни
  • ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ КАК УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ К ПОСТРОЕНИЮ НОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ
    • 3. 1. Описание программы формирующего этапа исследования
    • 3. 2. Трансформация готовности к изменению образа жизни и образа мира вынужденных мигрантов в условиях специально организованной психологической помощи

Психологическая помощь мигрантам в перестройке ценностно-смысловых составляющих образа мира: На примере вынужденных переселенцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Стремительно ускоряющиеся и меняющие свои соотношения процессы эволюции общества обгоняют развитие способности человека отвечать на вызовы неожиданностей и неопределенностей, которыми переполняет нашу жизнь социальная турбулентность. Одним из ее проявлений является вынужденная миграция людей из регионов межэтнической напряженности, социальной конфликтации. Социальный заказ, обращенный к психологии, связанный с разработкой проблем психологической помощи мигрантам, получил свое оформление на Гражданском Форуме (2001), на втором Международном круглом столе по проблемам культурной и психологической социализации детей российских мигрантов и беженцев (Институт психологии РАН и Комитет по делам национальностей Государственной Думы РФ, 2001).

В различных типах миграции, как распространенном социальном феномене, всегда представлен психологический план, в содержании которого есть много общего, но много и различного. Человек, выезжающий за рубеж, получает статус «эмигранта" — на территории Российской Федерации внутренние мигранты имеют два статуса: «беженец» и «вынужденный переселенец». Это люди, вынужденные в силу обстоятельств политического, военного и религиозного характера покидать место постоянного жительства и искать приют на территории другого государства или в другой части своего государства. Главное различие этих понятий состоит в том, что «вынужденный переселенец» — гражданин России, а «беженец» не является гражданином России. Лица, покинувшие места жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, претендовать на получение статуса вынужденного мигранта не могут, но для психолога и такие мигранты являются предметом профессионального интереса. Существует достаточно обширная литература по психологическим аспектам всех типов миграции (54),(114),(122),(124). Анализ ее показывает, что сущность психологии миграции заключается в деформации смысловых составляющих образа жизни, которые, по определению В. П. Зинченко, представляют собой «пятое измерение бытия», и в таком понимании предстают как «реальная, укорененная в бытии сила, определяющая наше поведение, образ жизни, сознание» (2003).

Таким образом, для познания психологических коллизий, сопровождающих миграционные процессы, необходимо использование такого подхода, который в отличии от традиционного понимания психики в ее регуляционной функции (как отражения, обеспечивающего адаптацию к новым условиям) позволял бы увидеть ее как важнейшее звено в механизме самоорганизации человека, обеспечивающее избирательное взаимодействие его с окружающим миром. Принцип системной детерминации, лежащий в основании теории психологических систем (ТПС) позволяет объяснить сложнейшие механизмы пространственно-временной организации человека, а используемый в ней трансспективный анализ выводит за пределы традиционно формулируемого принципа развития к принципу становления многомерного мира человека в его пространственно-временной развертке и ценностно-смысловой насыщенности. Замысел работы заключался в том, чтобы, опираясь на понимание человека, возникающее в рамках системных методологических и теоретических установок, выявить новые аспекты в таком широком и достаточно определившимся направлении, каковым является сегодня психологическая помощь мигрантам (В.В. Гриценко, Н. М. Лебедева, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, Е. И. Шлягина Н.Б. Михайлова).

Цель исследования — выделить психологическое содержание феномена вынужденной миграции и определить научные основания психологического консультирования вынужденных мигрантов.

Объект исследования — вынужденная миграция как психологический феномен.

Предмет исследования — перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира мигрантов в условиях психологического консультирования.

Гипотеза. Предполагается, что в теоретическом анализе можно выявить общую, инвариантную составляющую феномена «психология миграции», а затем, опираясь на этот инвариант, учесть то особенное, что связано со статусом «вынужденного переселенца» и те индивидуально-психологические особенности людей, на которые должен ориентироваться психолог, оказывающий профессиональную помощь и поддержку. Психологическое содержание миграции составляет процесс освоения нового жизненного пространства, который выступает в форме созидания его — как пространства для самореализации сущностных сил и потенций. В другом случае можно прогнозировать распад человека как психологической системы, который может происходить в форме «обвала ценностей» и мотивационной структуры, появления синдрома «социальной смерти», смысложизненных расстройств, депрессии, суицидов и т. д.

Задачи исследования:

1. В процессе теоретического анализа выявить психологическое содержание феномена вынужденной миграции и провести сопоставительный анализ его с другими видами миграции.

2. В пилотажном исследовании определить характерные особенности построения нового образа жизни людьми, оказавшимися в условиях вынужденной миграции.

3. Провести исследование образа мира вынужденных мигрантов в их обусловленности разными стратегиями построения образа жизни в новых социально-экономических и культурных условиях.

4. Опираясь на выявленные закономерности, сообразовать с ними реальную практику консультирования вынужденных мигрантов, выявляя тем самым прикладные возможности теории психологических систем.

Положения, выносимые на защиту.

1. Психологические коллизии, сопровождающие процесс вынужденной миграции, уходят своими корнями в те трансформации, которые происходят на уровне смысловых составляющих образа мира мигрантов, обусловливающие те деформации, которые объективируются в поведении мигрантов, особенностях переживания ими вынужденно возникающего «экзистенциального вакуума», стратегиях построения нового образа жизни и т. д.

2. Психологическая помощь людям, резко меняющим образ жизни, а вместе с ним и всю систему ценностно-смысловых оснований, обеспечивавших реальность их актуального бытия, должна базироваться на психотерапевтических установках, которые учитывают реальные механизмы перестройки жизненного мира вынужденных мигрантов.

3. Эффективность перестройки определяют следующие факторы: континуум «открытостьзакрытость» человека как самоорганизующейся системы, готовность к изменению образа жизни и образа мира, уровень активности человека, проявляющийся в возможности человека отвечать на вызовы общества риска инновационной деятельностью.

4. На основе учета этих факторов выделяются типы вынужденных мигрантов, ориентируясь на которые можно оказывать им адресную помощь.

Теоретико-методологические основания исследования. В своей работе мы опирались на представление о человеке как открытой психологической системе (Л.С. Выготский, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. Е. Клочко, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков и др.). Конкретной методологической базой исследования стала теория психологических систем (В.Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Э. В. Галажинский и др.). Своеобразие этого научного направления заключается в том, что человек рассматривается в нем хронотопически, что позволяет выйти к пониманию многомерности человеческого бытия в создаваемом им самим многомерном мире.

Научная новизна исследования. Показано, что эффективность работы психолога определяется тем, насколько он способен отрефлексировать свою профессиональную позицию: помогает ли он человеку приспособиться к новым условиям жизни или помогает перестроить образ жизни, активизируя движение ценностно-смысловых составляющих образа мира таким образом, чтобы новые условия воспринимались человеком как пространство для саморазвития и самореализации.

Показано, что вынужденная миграция опасна тем, что, будучи именно «вынужденной», она вовлекает в себя совершенно разных людей, одни из которых способны открываться в новых условиях, а другие обречены на «закрытие», которое становится мощнейшим источником личностной деструкции.

Выявлено, что в новой консультативной практике центром всей работы является помощь человеку в осознании того, что миграция открыла для него не просто новое «пространство для жизни», к которому надо приспособить имеющийся «опыт», но что сам опыт должен быть творчески перестроен в условиях открывающегося нового «пространства жизни».

На основе указанных методологических установок были разработаны принципы так называемого «открытого консультативного процесса», основанного на понимании человека как открытой психологической системы.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, расширено психологическое содержание феномена вынужденной миграцииопределены принципы психологического консультирования мигрантов, основывающиеся на новом понимании человека, складывающемся в постнеклассической психологии, т. е. на представлении о нем как сложной саморазвивающейся и самоорганизущейся открытой системе. Это позволило выйти за пределы традиционного понимания прикладных психологических проблем миграции исключительно как проблем помощи человеку в его адаптации к новым условиям. На основе данных методологических установок были разработаны принципы так называемого «открытого консультативного процесса».

Практическая значимость исследования заключается в использовании ее результатов и выводов, психолого-консультативной программы для практической работы в таких сферах социальной работы как психолого-консультативная и психотерапевтическая деятельность, миграционная служба, служба занятости, и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на Круглом столе психологической сети Красного Креста «Принципы и методы социально-психологической реабилитационной работы с вынужденными мигрантами» (Москва, 2001), на 5-ой межвузовской научно-практической конференции «Открытое образование: инновационная значимость, психологические, социальные и дидактические аспекты» (Ростов-на-Дону, 2003), на 3-ем Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003), на 8-ой межвузовской научно-практической конференции «Национальная идея России: прошлое, настоящее, будущее» (Ростов-на-Дону, 2005). Практические результаты исследования и психолого-консультативная программа используются в психолого-консультативной деятельности (консультирование мигрантов) Ростовского регионального отделения РОКК. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследованияметоды сбора эмпирических данных: разработанные программы наблюдения, интервью с мигрантами, методика определения локализации контроля (методика Е.Г. Ксенофонтовой), «Методика предельных смыслов» Д.А.Леонтьева- «Методика смысло-жизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, психолого-консультативные методы.

Методы обработки и интерпретации данных: качественный анализ полученных результатов, математические методы статистической обработки данных.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1999;2001гг.) — анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследованияотработка понятийного аппаратаопределение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.

Второй этап (2001;2003гг.) — составление программы пилотажного исследования, подбор методик для решения его задачпроведение пилотажного исследованиякачественная и количественная обработка полученных результатов.

Третий этап (2003;2005гг.) — составление программы формирующего этапа исследования, подбор методик для решения его задачпроведение формирующего исследованиякачественная и количественная обработка полученных результатов с последующей интерпретациейподведение итогов и литературное оформление диссертации.

В исследовании принимали участие вынужденные мигранты, проживающие в г. Ростове-на-Дону и в г. Пятигорске (всего 140 человек).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены исходной методологической обоснованностью исследования, комплексом апробированных и валидизированных методик, адекватных целям и задачам исследования, использованием качественных и количественных методов анализа результатов, репрезентативностью объема выборки участников исследования.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложений.

Итак, результаты исследования позволяют сделать вывод, что мигранты отличаются особенностями построения образа жизни, а именно: различаются факторы, обусловившие миграциюусловия, в которых происходила миграциядлительность миграции, физические, материальные и моральные ущербы и издержкиполученные в результате миграции, настоящие условия жизни и деятельностиспецифика субъективной оценки жизненной ситуации, т. е. модальность субъективной оценки наличной ситуации, ближайших и отдаленных перспектив своей жизни, жизни близких, родственников и т. д.- доминирующая модальность переживания ситуации вынужденной миграции, т. е. характер и дифференцированность «удачных» и «неудачных» процессов и способов переживания собственно травматического события, его ближайших и отдаленных последствийстереотипы восприятия отношения нового социального окруженияособенности вхождения в. новое социокультурное пространство.

2.3. Особенности образа мира вынужденных мигрантов с разными стратегиями построения своего образа жизни.

На втором этапе пилотажного исследования выявлялись: особенности ценностно-смысловых составляющих образа мира вынужденных мигрантов- (предельные смыслы и смысло — жизненные ориентации).

— параметры самосознания, проявляющиеся в большем или меньшем осознании себя субъектом, ответственным за качество собственной жизни (локус контроля).

Для изучения ценностно-смысловой системы «образа мира» вынужденных мигрантов мы использовали методику предельных смыслов (МПС) Д. А. Леонтьева (91). По мнению автора методики, мировоззренческие структуры, выявляемые с помощью МПС, «являются проекцией в плоскость сознания (образа мира) динамических смысловых систем, образующих содержательно-смысловой уровень структуры личности» [91, с. 6].

При структурном анализе смысловых схем используются такие понятия, как смысловая категория (словесная формулировка, используемая клиентом для ответа на вопрос «зачем?» — цепь (линейная последовательность смысловых категорий, обосновывающих друг друга) — предельный смысл или предельная категория (конечная категория в цепи, которая уже не может получить дальнейшее обоснование через вопрос «Зачем?») — узловая категория или узловой смысл (категория, служащая обоснованием долее чем одной нижележащей категории, то есть точка, в которой несколько цепей сливаются в одну) — исходная категория (категория, вводимая психологом в первом вопросе «Зачем?»).

Содержательный анализ направлен на выявление сравнительной частоты встречаемости в ответах мигрантов тех или иных типов категорий. Автор методики выделил три специфических вида категорий: категории децентрации, рефлексивности и негативности.

Структурный и содержательный анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы об особенностях ценностно-смысловой системы «образа мира» мигрантов, выделенных нами в разные группы:

Ответы мигрантов первой группы в сравнении с ответами мигрантов второй, третьей и четвертой групп отличаются большим количеством предельных категорий, большим количеством узловых категорий, т. е. наличием разветвление цепей смысловых связей от заданной категории вниз на несколько цепочекбольшей связностью (смысловое древо имеет вид связной единой системы с одним или двумя предельными смыслами), большей средней длиной цепей и более высокой продуктивностью, наличием большого количества неповторяющихся категорий. (Типичный вариант ответа представителя этой группы испытуемых приведен в Приложении 1) Мигранты чаще используют категории, субъектом которых выступают другие люди: родные, близкие, дети, внуки. Это интерпретируется автором методики как свидетельство того, что человек рассматривает свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними [91,с. 10].

Ответы мигрантов, отнесенных нами во вторую группу, отличаются значительным количеством так называемых «рефлексивных» категорий, категорий, описывающих не практическое действие, а ментальные процессы (ощущать, чувствовать, помнить, знать и т. п.), что можно рассматривать как признак застревания на стадии планирования и обдумывания и наличия трудностей в переходе от замысла к воплощению. С помощью структурного анализа выявлено следующие особенности: средняя (по сравнению с ответами мигрантов первой и четвертой групп) длина цепи неповторяющихся смысловых категорий, достаточно разветвленная смысловая система, сводящаяся к двум или трем предельным смыслам. Отношение общего количества неповторяющихся категорий к числу исходных меньше, чем в ответах мигрантов второй группы, т. е. продуктивность несколько снижена. (в Приложении 2).

Мигранты третьей группы дают ответы, в которых присутствуют и категории негативного плана, и «рефлексивные», с небольшим преобладанием негативных. Как и в ответах мигрантов второй группы, длина цепи неповторяющихся смыслов меньше, чем в ответах мигрантов первой группы, показатель продуктивности также более низкий, чем у клиентов первой группы, но выше, чем у мигрантов четвертой группы. Показатель отношения числа узловых категорий к числу предельных имеет среднее значение (в Приложении.

3).

Характерной особенностью ответов мигрантов четвертой группы является небольшое число предельных категорий. Смысловая схема имеет линейный вид, т. е. представляет собой изолированную цепочку. Как правило, через 2−3 шага клиенты выходят на предельный смысл. Обнаруживается низкая продуктивность, незначительное количество неповторяющихся категорий. В смысловых цепях наличествует большее (по сравнению с другими группами) количество категорий, выражающих отрицание, что рассматривается как наличие гомеостазической ориентации личности, как склонность к ограничению активности, являющейся способом избегания травматических переживаний, (в Приложении 4).

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет выявить параметры ценностно-смысловых составляющих образа мира личности. Методика включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентаций (цели в жизнипроцесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизнирезультативность жизни, или удовлетворенность самореализацией) и два локуса контроля (локус контроля-Я (Я — хозяин жизни) — локус контроля-жизнь, или управляемость жизни) (92).

В первой группе у большинства мигрантов показатели осмысленности жизни выше средних, цели — выше средних, процесс — выше средних, результат.

— средние, локус контроля-Я и локус жизни — выше средних.

Во второй группе у большинства испытуемых показатели осмысленности жизни — средние, цели — выше средних, процесс — средние, результат — средние, локус контроля-Я — средние и локус контроля жизни — выше средних.

Для третьей группы мигрантов характерны следующие показатели: осмысленность жизни — ниже средних, цели — средние, процесс — ниже средних, результат — ниже средних, локус контроля-Я — ниже средних и локус контроля жизни — средние.

В четвертой группе у большинства мигрантов показатели осмысленности жизни — ниже средних, цели — ниже средних, процесс — ниже средних, результат.

— ниже средних, локус контроля-Я и локус контроля жизни — ниже средних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный теоретический и эмпирический анализ проблемы миграции в различных ее видах и формах существования позволяют говорить об общей, инвариантной составляющей феномена миграции, каковой являются трансформации, образа жизни и образа мира мигрантов. Существуют взаимосвязи между образом мира и образом жизни, проявляющиеся в противоречиях между образом жизни и образом мира, обусловленное существованием актуальной тенденции к установлению соответствия между образом жизни и образом мира, а, с другой стороны, постоянно возобновляемым их несоответствием, инициируемым как со стороны внешних (средовых, ситуативных), так и внутренних (психологических новообразований, порождаемых в процессе жизни) факторов. Психологический механизм трансформации образа мира и образа жизни людей представляется как акт объективации в сознании происходящих изменений, требующих коррекции форм поведения, составляющих образ жизни человека, и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека. Готовность к изменению образа жизни проявляется в способности человека к той духовной работе, которая позволяет человеку сохранять целостность собственного Я, идентифицировать себя с собой и другими людьми, удерживать внутренний порядок и стиль собственной жизни. То, что на уровне личности рассматривается как идентичность, на поведенческом уровне выступает как процесс решения совокупности жизненно значимых проблем. Если человек принимает решение по поводу себя и своей жизни, то это означает не только вклад в формирование структуры идентичности, но и в содержание образа жизни, его упрочнение или динамику — за счет определенной реконструкции элементов образа жизни или достаточно выраженного коренного изменения его.

Существуют типологические особенности, свойственные людям, оказавшимся в условиях вынужденного изменения образа жизни, независимо от многих индивидуальных различий. В основе возникновения психологических проблем, обусловленных изменением образа жизни, с которыми человек не может справиться самостоятельно и вынужден обращаться за помощью к психологу, проблем, имеющих определенное содержание и качество, проявляющееся в уровнях переживания и осмысленности, лежат противоречия, которые возникают в системе «образ жизни — образ мира» человека. Для добровольных мигрантов таким противоречием выступает достаточно сильная потребность личности в самореализации, особые параметры ценностно-смысловых составляющих ее образа мира и неблагоприятные условия макро-и микросреды в месте проживания. В ситуации вынужденной миграции речь идет о разорванных связях человека с его новым окружением, которое уже «окружает», но еще не открылось в своих ценностно-смысловых измерениях, в своем соответствии человеку. Самореализации ограничена «внешними» условиями, резким изменением среды существования. Психологические коллизии, сопровождающие процесс вынужденной миграции, уходят своими корнями в те трансформации, которые происходят на уровне смысловых составляющих образа мира мигрантов, обусловливающие деформации, которые объективируются в поведении мигрантов, особенностях переживания ими вынужденно возникающего «экзистенциального вакуума», стратегиях построения нового образа жизни и т. д. Являясь определенным источником развития человека как открытой психологической системы, эти противоречия могут становиться источником деструкции системы или, по крайней мере, такой ее деформации, которая может оказаться необратимой. Источником типологических различий и завязанных на них психологических проблем, является готовность человека к изменению образа жизни и образа мира и уровень этой готовности у конкретного человека.

Задача психолога-консультанта — решить для себя вопрос о том, какую позицию он должен занять для эффективной помощи человеку в постановке и решении этой задачи. С нашей точки зрения, самая продуктивная позиция — это позиция медиативная, посредническая. Сделать все возможное, чтобы временно потерявшая свою направленность (в следствии распада эмоционально-установочных комплексов) эмоция не стала бы фактором саморазрушения системы, не обрела бы параметры авто деструкции. Ее нужно направить на творческую реконструкции жизненного пространства, на открытие психологической системы, закрывающейся по независимым от нее обстоятельствам. Здесь психолог не ведет, не лидирует, не решает задачу вместо клиента, и даже не решает ее вместе с клиентом. Он уподобляется медиатору, каковым выступает взрослый в своих функциях и взаимоотношениях с ребенком. В психологической практике с вынужденными мигрантами речь идет о разорванных связях человека с его новым окружением, которое уже «окружает», но еще не открылось в своих ценностно-смысловых измерениях, в своем соответствии человеку. Основа же самоорганизации в психологических системах заключается в том, что в нее попадает и становится ее внутренним только то, что соответствует системе.

Полученные в ходе исследования данные позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Психологический механизм трансформации образа мира и образа жизни людей представляется как акт объективации в сознании происходящих изменений, требующих коррекции форм поведения, составляющих образ жизни человека, и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека.

2. Готовность к изменению образа жизни как интегративное психологическое образование характеризует способность человека принимать неизбежность и необратимость жизненных потерь, вынужденных изменений значимых условий жизни.

3. Результаты пилотажного исследования позволяют сделать вывод, что мигранты отличаются особенностями построения образа жизни, а именно: различаются факторы, обусловившие миграциюусловия, в которых происходила миграциядлительность миграции, физические, материальные и моральные ущербы и издержкиполученные в результате миграции, настоящие условия жизни и деятельностиспецифика субъективной оценки жизненной ситуации, т. е. модальность субъективной оценки наличной ситуации, ближайших и отдаленных перспектив своей жизни, жизни близких, родственников и т. д.- доминирующая модальность переживания ситуации вынужденной миграции, т. е. характер и дифференцированность «удачных» и «неудачных» процессов и способов переживания собственно травматического события, его ближайших и отдаленных последствийстереотипы восприятия отношения нового социального окруженияособенности вхождения в новое социокультурное пространство.

4. Соответственно были выделены особенные характеристики ценностно-смысловых составляющих образа мира у выше обозначенных групп мигрантов: особенности ценностно-смысловых составляющих образа мирапредельные смыслы и смысло — жизненные ориентации и параметры самосознания, проявляющиеся в большем или меньшем осознании себя субъектом, ответственным за качество собственной жизни (интернальность).

5. Проведенные эмпирические исследования дают основания для вывода о том, что существуют определенные закономерности в возникновении психологических проблем, связанных с вхождением мигранта в новую социально-экономическую и культурную среду.

6. Содержание проблемы психологического консультирования заключается в том, чтобы организовать переход человека от гомеостазического по своей сути настоящего (приспособиться к новой среде — здесь и сейчас) к будущему — свободному, инициативному (гетеростазическому, нормотворческому) становлению человека в новой для него среде. Для этого индифферентная среда должна максимально быстро трансформироваться в условия жизни. Как показано в эмпирическом исследовании, активизация в период психологического консультирования мыслительной деятельности клиентов, направленной на рефлексию ценностно-смыслового содержания нового образа жизни способствует перестройке образа мира.

7. Разработанная и реализованная психолого-консультативная программа, направлена на трансформацию ценностно-смысловых составляющих жизненного мира мигрантов. Для мигрантов, демонстрирующих достаточную степень «открытости» достаточно эффективны традиционные методы психологического консультирования: библиотерапия, методы социально-психологического тренинга (групповая дискуссия — биографическая, тематическая, интерактивная, свободнаяролевая игра, психогимнастические упражнения, релаксационные техники, арттерапия, психодраматические техники и др.) Для групп мигрантов, проявляющих определенную степень «закрытости», более эффективными оказались оригинальные методы, направленные на трансформацию, изменение образа мира клиентов, порождение новых смыслов и ценностей (в частности — метод реконструкции ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности, разработанный Краснорядцевой О. М. как метод исследования особенностей ментального пространства личности).

8. Результаты формирующего этапа исследования и многолетняя практика работы с клиентамимигрантами показала, что ориентируясь на перечисленные типологические особенности человека, можно эффективно помогать решению мигрантом своей задачи, которую, следует определить как превращение ценностей из идеальной формы в аффективно-смысловую, индивидуально-личностную составляющую жизненного мира конкретного человека, его особое измерение.

9. Психологическая помощь людям, резко меняющим образ жизни, а вместе с ним и всю систему ценностно-смысловых оснований, обеспечивавших реальность их актуального бытия эффективна в том случае, если она базируется на психотерапевтических установках, которые учитывают реальные механизмы перестройки жизненного мира вынужденных мигрантов, степень открытости или закрытости человека как самоорганизующейся системы, готовность к изменению образа жизни и образа мира, уровень активности человека, проявляющийся в возможности человека отвечать на вызовы общества риска инновационной деятельностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. — М.: Наука, 1973. 288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 279−297.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прагма, 1993. 355 с.
  5. Е.Ю., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988. 120 с.
  6. М.А. Проявление личностной ригидности в динамике становления профессиональных установок. Автореферат дисс.канд. психол. наук. — Барнаул, 2002. 24 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  8. Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997. 239 с.
  9. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3−16.
  10. М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 332 с.
  11. П.Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. — М.: Изд-во1. МГУ, 1980. 355 с.
  12. Ю. В поисках убежища в России // Миграция. 1997. № 2. С. 911.
  13. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. 151 с.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
  15. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Смысл, 2001. 416 с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 543 с.
  17. Бек А. Когнитивная терапия депрессий / Московский психотерапевтический журнал,, 1996, № 3. С. 101−107.
  18. А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д.: РГПУ, 2002. 360 с.
  19. Р. Аккультурация // Антология исследований культуры. Т.1. СПб.: Университет книга, 1997. С. 348−370.
  20. Н.П. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М., 1998. 46 с.
  21. С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001. 255 с.
  22. С.К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление). М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. 296 с.
  23. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
  24. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  25. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер, 1999. 528 с.
  26. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. 440 с.
  27. Ф.Е. Переживание горе и утраты // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 3. С. 17−30. .
  28. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 200 с.
  29. А. Психологическая помощь беженцам в Норвегии // Мигранты из дальнего зарубежья. Бюллетень № 3. 2000. С. 48−51.
  30. А., Хухлаев О., Шарова О. Познавательная сфера детей афганских беженцев младшего школьного возраста // Мигранты из дальнего зарубежья. Бюллетень № 6. 2001. С. 18−30.
  31. Н.Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6 /Под ред. JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2002. С. 140−154
  32. JI.C. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 488с.
  33. Вынужденная миграция и права человека. М.: ИЭА РАН, 1998. 150 с.
  34. Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий /Сибирский психологический журнал. Томск, 2000, вып. 13. С. 30−33.
  35. Э.В. Системная детерминация самореализации личности -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. 212 с.
  36. А. Перенос и контрперенос // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мертенс. СПб.: Б & К.2001. С. 240−245.
  37. Географические исследования в Забайкалье: Тезисы докладов. — Чита: Изд-во ЗабГПУ. 2002. 145 с.
  38. И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности. Автореферат дисс.канд. психол. наук. —. Барнаул, 2000. 20 с.
  39. Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. — М., 1990. 302 с.
  40. Д.С. Практикум по психологическому исследованию. М.: Издательский Дом «Бахрах — М». 245 с.
  41. В.И., Александрович Ю. С. Качество жизни (QOL) — новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001. 139 с.
  42. И.А. Проблема готовности и организации предсоревновательной подготовки в спорте //Теория и практика физической культуры, 2001, № 8. С. 22−26.
  43. В.В. Русские среди русских: Проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из стран ближнего зарубежья в России. М.: ИЭА РАН, 1999. 351 с.
  44. О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореферат. доктора пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2000. 34 с.
  45. Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира людей как психоисторическая проблема: Диссертация. канд. психол. наук. — Барнаул, 2001. 189 с.
  46. Н.Р. Образ города как социальный феномен. — СПб, 1999. 191 с.
  47. А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога.!998. № 4. С. 3−17.
  48. . Е.И. Роль ценностно-смысловой ориентировки в психологической подготовке женщины к родам //Журнал практического психолога, 2002, № 4−5. С. 23−28.
  49. .В. Теория личности Курта Левина. М.: Просвещение, 1981. 200 с. 51.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 301 с.
  50. P.P. Депривация потребности в самореализации как фактор миграционной готовности личности. — Диссертация.канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 179 с.
  51. В. Ландшафт и культура //Общественные науки современность, 1997, № 1. С. 134−146.
  52. В.К. Проблемы психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных мигрантов: исследования и опыт практической работы. М.: Смысл, 2001. 279 с.
  53. Д., Ллойд Б. Портативная студия: Арт-терапия и политический конфликт // Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. С. 382−422.
  54. Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. 160 с.
  55. В.Е. Инициация мыслительной деятельности. Автореферат дисс.докт. психол. наук. -М., 1996. 46 с.
  56. В.Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникации, толерантность. -Томск: Изд. Томского ун-та, 2002. С. 30 44.
  57. В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии //Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии» (20 апреля 2001 года). Караганда: Изд-во КарГУ, 2001. С. 101−110
  58. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
  59. В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. Вып. 8−9. С. 715.
  60. В.Е. Щит Персея и круг Хомы: психоисторический этюд // Сибирский психологический журнал. 2004. Вып. 19. С. 11−17.
  61. Ю.В. Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни. Диссертация. канд. психол. наук. — Барнаул, 2002. 189 с.
  62. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии, 1993, № 1. С. 13−23.
  63. И.М. Диагностика профессиональных установок подростков //Вопросы психологии, 1997, № 2. С. 122 130.
  64. Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб: Издательство С-Петербургского университета, 2000. 292 с.
  65. Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности. Автореферат дисс.докт. психол. наук. -СПб,-2001. 39 с.
  66. JI.A. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений /Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 /Под ред. Г. С. Никифорова, JI.A. Коростылевой. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 232 с.
  67. JI.A., Никонова А. Н. Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути /Психологические проблемы самореализации личности. Вып 5/Под ред. Г. С. Никифорова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. 232 с.
  68. О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности: Учебное пособие. — Барнаул, 1998.- 114 с.
  69. О.М. Психологические механизмы возникновения и реализации мышления в реальной жизнедеятельности. — Автореферат дисс.докт. психол. наук. М., 1996. 47 с.
  70. О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. — Томск, 1998.-Вып. 7. С. 25−28.
  71. Краткий психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского, В. Г. Ярошевского. -М: Политиздат, 1985. 432 с.
  72. С.Н. Системная детерминация формирования категориальной установки личности. Автореферат дисс.канд. психол. наук. -Новосибирск, 1999. 26 с.
  73. А.Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., Смысл, 1995. 177 с.
  74. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. 306 с.
  75. К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 574 с.
  76. A.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 392 с.
  77. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 1999. 560 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  79. А.Н. Образ мира //Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т. II. -М.: Педагогика, 1983. С. 251 — 261.
  80. А.Н. Психология образа //Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 1979, № 2. С. 3 — 13.
  81. Д.А. Возвращение к человеку //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Москва: Смысл, 1997. С. 3 -19.
  82. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал, 1992, т. 13, № 2. С. 107 117.
  83. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. -М.: Смысл, 1999. 487 с.
  84. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива впостсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.С. 156−176.
  85. Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). М.: Смысл, 2000. 20 с.
  86. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. 18 с.
  87. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: Личностные детерминанты и возможности формирования /Вопросы психологии. № 1, 2004. С. 13−23.
  88. А. Введение в эзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. № 4, 2004. С. 3−21.
  89. Магомед-Эминов М. Ш. Психопатология смысла // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 2. С. 44−63.
  90. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 368 с.
  91. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 430 с.
  92. Мей Р. Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2 (16). С. 90−95.
  93. Мид. М. Культура и преемственность // Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 322−361.
  94. П.А., Михеева H.H. Перспективы развития Дальнего востока и Забайкалья: региональные программы //Проблемы прогнозирования. — МАИК: «Наука / Интерпериодика». М., 2002, № 1. С. 32−45.
  95. Н.Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции //Психологический журнал, 2000. т. 21. № 1. С. 26 — 38.
  96. Л.А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров //Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 122 -125.
  97. К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб.: СПб. филиал ИС РАН, 1997. 42 с.
  98. Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях человека и среды //Человек. Среда. Общение. Таллин, 1980. С. 5- 25.
  99. В.Г. Свойства личности и фиксированная установка //Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 130- 136.
  100. В.Н. Психологические характеристики человека и изменения окружающей среды //Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде. М.: Изд-во Начала-пресс, 1992. С. 104 -109.
  101. Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. 462 с.
  102. Л.В., Тутушкина М. К. Уровни и диапазоны самоактуализации женщин //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 /Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001, с. 182 -191.
  103. В.И. Экологическая психология как развивающаяся отрасль психологических исследований //3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15−17 сентября 2003 г.). Тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. С. 12−23.
  104. В.И., Федоров В. В. Символизм архитектурной среды как предмет экопсихологии развития /2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы. М. — Самара: Изд-во МГППИ, 2001. С. 55−61.
  105. Ю.Г. «Место» как основное понятие психологии пространственной среды //2-ая Российская конференция по экологической психологии. Материалы (Москва, 12−14 апреля 2000 г.) /Под ред. В. И Панова. М. — Самара: Изд-во МГППИ, 2001.С. 32−36.
  106. Н., Пезешкиан X. Позитивная психотерапия -транскультуральный и междисциплинарный подход // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. № 4. С. 63−73.
  107. X. Транскультуральная психотерапия в России // Московский психотерапевтичекий журнал. 1999. № 2−4. С. 47−74.
  108. В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 1975. 231 с.
  109. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: на материале политического менталитета. М.: Изд-во МГУ, 1997. 212 с.
  110. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, 1996. 512с.
  111. В.В. Образ мира и психологическое исследование познания // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 1984. № 4. С. 15 24.
  112. О.В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых условиях труда. Диссертация.канд. психол. наук. — Барнаул, 2002. 165 с.
  113. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  114. С.Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 /Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.С. 111−120
  115. A.B., Велисев У. Ф., Прочаска Дж. О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение компьютеров //Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 113 122.
  116. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 2. М.: Смысл, 2001. 128 с.
  117. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности: Учебно-методическое пособие /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2002. 479 с.
  118. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: Опыт исследований и практической работы. М.: Смысл, 2001. 279 с.
  119. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
  120. В.Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.- 2004. 256 с.
  121. C.JI. Принцип творческой самодеятельности. (К философским основам современной педагогики) / Вопросы психологии. № 4.1986. С.101−107.
  122. C.JI. Проблемы общей психологии, ч. II. — М.: Педагогика, 1973. 423 с.
  123. Л.И. Русский экзистенциализм: учет национальных особенностей при анализе психологических явлений /Л Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. -М.: Смысл, 2001. С. 18−20.
  124. Д. Ландшафт и архитектура. М.: Стройиздат, 1965. 194 с.
  125. Н.М. Кризис общества кризис личности //Культурно-исторические формы поведения человека: Сб. статей и материалов региональной научно-практической конференции. — Чита: Поиск, 2003. С. 33−38.
  126. E.B. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000. 390 с.
  127. А. Население Читы разъезжается //Ресурсы Забайкалья, 2002, № 1 (5). С.23−28.
  128. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии № 6.1998. С. 3 — 17.
  129. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  130. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. 451 с.
  131. С. Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 232 с.
  132. Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 2. С. 21−43.
  133. Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.- Академия, 2002. 368 с.
  134. Г., Шайгерова JI. Кризис идентичности у вынужденных мигрантов из Афганистана // Мигранты из дольнего зарубежья. Бюллетень № 2. 2000. С. 17−22.
  135. Г. У. Новая специализация — психолог-консультант по работе с вынужденными мигрантами // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 2. С. 5−11.
  136. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.256 с.
  137. Г. У., Черкасов П. А., Шайгерова JI.A. Проблемы адаптации вынужденных мигрантов в России // // Психологи о мигрантахи миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. 2000. № 1. С. 9−25.
  138. Г. У., Шайгерова J1.A. От гражданина до беженца: ценности и мотивы поведения русских ближнего зарубежья // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭАРАН, 1994. С. 120−138.
  139. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. 59 с.
  140. Г. У., Шайгерова Л. А., Шлягина Е. И. Нарушения этнической идентификации у русских мигрантов // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 144−150.
  141. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. -М.: Экономика, 2002. 413 с.
  142. Д. Проблема мотивации к психотерапии у вынужденных мигрантов // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 2. С. 86−92.
  143. Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. (Ред.) Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1999. С. 167−184.
  144. Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. -М.: Знание, 1996. 266 с.
  145. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  146. O.K. Теория психологических систем //Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». 1982. № 2. С. 3 — 13.
  147. Тихо нравов Ю. В. Экзистенциальная психология: Учебно-справочное пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез", 1998. 236 с.
  148. Ю.В. Динамика ценностно-смысловых составляющих образа мира супругов в процессе становления семейных отношений. — Автореферат диссертации.канд. психол. наук. — Барнаул, 2002. 23 с.
  149. Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  150. A.A. Письма // Пути в незнаемое. М.: Педагогика, 1973.386 с.
  151. Е.П. жизненное самоопределение людей с выраженными различиями в показателях континуума «ригидность-флексибильность». -Диссертация. .канд. психол. наук. Барнаул, 2002. 166 с.
  152. В. Воля к смыслу. M.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
  153. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
  154. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 232 с.
  155. Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992. 430 с.
  156. Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. — М.: ПЕР СЭ, 2001. 351 с.
  157. Э. Как понять иностранца без слов // Фаст Д. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: Вече, Персей, ACT, 1995. 450 с.
  158. А.Б., Гаранян Н. Г. Соматизация: культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели // Московский психотерапевтический журнал. 2000. № 2. С. 5−50.
  159. С.А., Холкомб В. Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М.: Сострадание, 1997. 54 с.
  160. О. Страх у детей вынужденных мигрантов: причины и содержание // Мигранты из дальнего зарубежья. Бюллетень № 4. 2000. С. 12−19.
  161. О. Шарова О., Вершок А. Познавательная сфера детей афганских беженцев младшего школьного возраста // Мигранты из дальнего зарубежья. Бюллетень № 6. 2001. С. 18−30.
  162. O.E. «Самый счастливый день» (заметки о первой подростковой межкультурной конференции) // Мигранты из дальнего зарубежья. Бюллетень № 6. 2001. С. 45−51.
  163. O.E. Арт-терапия в работе с детьми вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных мигрантов: исследования и опыт практической работы. М.: Смысл, 2001. С. 264−278.
  164. O.E. Особенности содержания страха у детей вынужденных мигрантов. Авт. дис. канд. психол. наук. М., 2001. 26 с.
  165. М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. 174 с.
  166. П. Тейяр де. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
  167. JI.A. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 2. С. 75−85.
  168. О. Стратегии поведения детей беженцев в ситуации межкультурного взаимодействия // Мигранты из дальнего зарубежья. Бюллетень № 5. 2000. С. 15−21.
  169. О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности. — Автореферат диссертации.канд. психол. наук. Барнаул, 1998. 22 с.
  170. Н.П. Личностные особенности подростков-мигрантов // Психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 3. С. 143−146.
  171. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996 344 с.
  172. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  173. К. Собрание сочинений в 2 тт. Т. 1.- М.: Академия- СПб.: Белый Кролик, 1996. 352 с.
  174. Boneva Bonka, Н. Friese Irene. Achievement, Powe and Affiliation Motives as Clues to (E)migration Desires: A Four-Countries Comparison. European Psychologist.- 1998.-V. 3.-№ 4. P. 247−255.
  175. Brawn D., Brooks L.&oth. Career Choice and Development. Applying Contemporary Theories to Practice.- San-Francisco. 1984/
  176. Cattell R. B/ The description of Personality: Principles and findings in a factor analysis. American Journal of Psychology, 1945. P.69−90.
  177. Crites J. Vocational Psychology. The Study of Vocational Behaviour and Development. N.Y., 1969.
  178. Ericson E.H. Identity, youth and crisis. L.: Faber and Faber, 1968.7.
  179. Ericson E.H. The problem of ego identity // Stein M.R. et al. (eds.) Identity and anxiety: Survival of the person in mass society. Glencoe: The Free Press, I960.
  180. Eysenk H.J. The science of personality: Homothetic! Psychological Review, 1961. P. 339−342.
  181. Gregory R.J. Psychological Testing: History, Principles and Applications. Boston: Allyn and Bacon. 1992.
  182. Guilford J.P. psychometric Methods (2 nd edition) New York: Mc Graw-Hill. 1954.
  183. Holzkamp K. Theorie und Experiment in der Psychologie: Berlin, N-Y.: De Gruyter, 1981.
  184. Lea H.D., Leibowitz Z.B. (Eds) Adult Career Development: Concepts, Issues & Practices. Alexandria. 1992.
  185. Lifton R.J. Understanding the traumatized self //Human adaptation to extreme stress. New York- London, 1988. P. 7 31.
  186. Mathematical Psychology. Ed. by R. Duncan Luce, et al. N.Y.London, 1963 .Vol 1,2,3.
  187. Marcia J.E., Friedman M.L. Ego identity status in college women // J. Person. 1970. V. 38. N 2. P.249−268.
  188. Nurmi J.-E. How do adolescents see their future? A review of the development of future orientation and planning //Devel.Rev. 1991. № 11 p. 1 -59.
  189. Prochaska J.O., DiCtemente C. C. The transtheoretical approach: Crossing traditional boundaries of change. Homewood, II.: Dorsey Press, 1984.
  190. Rovine M.J., von Eye A. Applied Computational Statistic in Logitudinal Research. Boston, etc.: Acad. Press, 1982. 372p.
  191. Swann W.B., Jr. Tode know or to de adored: The interplay of self-enhancement and self-verification. New York, NY: Guilford, 1990. 128p.
  192. Swann W.B.& Tafarodi, R.W. Embracing criticism in the wake of praise: Compensatory self-verification among people with negative self-views. Manuscript under review: Journal of Personality and Social Psychology. 1991. 23 Op.
  193. Thibodeau R.,& Aronson E. Taking a closer look: Reasserting the role of the selfconcept in dissonance theory. Personality and Social Psychology Bulletin, 1992, 18, № 5. P.591−602.
  194. Thurstone L.L. A method of scaling psychological and educational tests. Journal of Educational psychology. 1925.p.433−451.
  195. W.B., Osipow S.H. (Eds) Handbook of Vocational Psychology. N. Jersey- London. 1983. Vol.1.
Заполнить форму текущей работой