Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма государственной адресной поддержки малых предприятий промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнение зарубежной и отечественной практики поддержки развития малых предприятий свидетельствует о том, что в отечественной, в том числе системе государственной поддержки малого предпринимательства г. Москвы при формировании целевых программ не используется такой важный источник финансирования как крупные предприятия (корпорации), которые могут способствовать развитию малых предприятий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ РОЛИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Объективная необходимость развития малого предпринимательства
    • 1. 2. Исследование опыта экономически развитых стран в поддержке малых предприятий
    • 1. 3. Анализ развития предпринимательства в России
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Формирование нормативно-правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства структурами федерального и регионального уровня
    • 2. 2. Развитие государственной инфраструктуры поддержки малых предприятий промышленности
    • 2. 3. Развитие окружных структур поддержки малых предприятий
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
  • Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 3. 1. Теоретическое обоснование подхода к формированию механизма адресной поддержки малых предприятий промышленности
    • 3. 2. Оценка критериев развития малых предприятий отраслей промышленности
    • 3. 3. Модели формирования государственной политики в области адресной поддержки малых предприятий
    • 3. 4. Анализ результатов практического использования механизма адресной государственной поддержки малых предприятий на примере
  • Юго-Восточного АО г. Москвы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Формирование механизма государственной адресной поддержки малых предприятий промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Мировыми государственными и деловыми кругами признано, что малые предприятия являются необходимым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого отрасли и сферы народного хозяйства и общество в целом не могут нормально развиваться. Малые предприятия способствуют укреплению рыночных отношений, основанных на праве свободного использования гражданином своих способностей на благо общества и праве частной собственности.

За период экономических преобразований в России в сфере малого предпринимательства произошла сегментация рынков, проявилась тенденция увеличения количества малых предприятий, в том числе ориентированных на производственный сектор. Значение этого явления определяется тем, что именно малые предприятия промышленности оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придают экономике необходимую гибкость, содействуют развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, способны быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров. Это особенно важно в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Присутствие на рынке малых предприятий повышает уровень конкуренции товаров и формирует заинтересованность производителей в достижении качества промышленной продукции удовлетворяющей запросам потребителей.

Опыт экономически развитых стран показывает, что малые предприятия промышленности успешно функционируют только при условии целенаправленного участия государства в разработке и реализации системы мер их поддержки. Такая позиция государства исходит из объективной необходимости развития малого предпринимательства как сектора экономию! и понимания незащищенности малых предприятий по сравнению с крупными.

Для России проблема малых предприятий промышленности занимает одно из ключевых мест в стратегии перехода к устойчивому экономическому росту и социальной стабильности общества. Между тем, после периода интенсивного развития (1991;1993 г. г.) в 1994 году резко замедлились темпы прироста количества малых предприятий и численности, занятых на них работников. Это сокращает возможности роста покупательской способности населения и оживления его экономической активности в целом.

Для обеспечения гарантированного Конституцией Российской Федерации права заниматься не запрещенной экономической, в том числе предпринимательской, деятельностью органы государственной власти должны способствовать соблюдению прав граждан и обеспечивать свободу предпринимательства. Предпринятые государством до настоящего времени меры по развитию малого предпринимательства, включая формирование законодательной базы, принятие федеральных программ его государственной поддержки не привели к активной деятельности по образованию малых предприятий в отраслях промышленности.

Это обусловлено устоявшимся отношением к малому предпринимательству как социально-экономическому явлению в целом без выделения отдельных его составляющих. В частности, малых предприятий промышленности. Между тем, государственная поддержка малых предприятий промышленности должна носить стимулирующий, селективный характер. Это обусловлено спецификой этих предприятий, в частности, необходимостью инвестиций преимущественно в основной капитал и профессиональное развитие работников. Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого предпринимательства, формирование преимущественно экономических и правовых инструментов управления развитием малого предпринимательства с учетом его отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.

В современных условиях обеспечение устойчивого динамичного развития промышленного комплекса России требует выявления приоритетных отраслей промышленности, и использования всего арсенала методов государственной поддержки малого предпринимательства для стимулирования развития малых предприятий и расширения сферы их деятельности в отраслях промышленности.

Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования, посвященного решению теоретико-методологических и практических проблем формирования механизма адресной государственной поддержки малых предприятий промышленности.

Разработанность темы. Исследователи не единодушны в понимании сущности предпринимательства и специфических особенностей его малых форм. Малому предпринимательству, как особой форме экономической деятельности, уделяли большое внимание — А. Смит, Дж. Кейнс, Ф. Найт, Й. Шумпетер, К. Маркс, П. Самуэльсон, JI. Эрхард и многие другие ученые. У истоков теории предпринимательства вообще и предпринимательской функции в частности стояли известный английский экономист Р. Кантильон, которому предписывают приоритет в введении в научный оборот понятия «предприниматель», и французский экономист Ж.-Б. Сэй, который в предпринимательстве отдавал приоритет производству перед торговлей.

Особенно остро вопрос о социально-экономической роли малых предприятий встал в начале XX века с появлением крупных предприятий. Этот процесс сопровождался вытеснением с рынка мелких промышленных и торговых предприятий.

Экономическая наука советского периода рассматривала теоретические аспекты предпринимательства с позиций критики буржуазных теорий. Исходной предпосылкой критики было положение о несовместимости частного предпринимательства с социалистической системой воспроизводства, а также несомненное преимущество больших масштабов производства.

Однако с начала 90-х годов в исследованиях отечественных экономистов намечается изменение подходов в рассмотрении сущности малого предпринимательства. Это обусловлено, в том числе, преобразованиями в экономической сфере на основе установления многообразия форм собственности и рыночной трансформации народного хозяйства страны. Наиболее известны труды А. В. Авиловой, JI.B. Бабаевой, С. В. Брюховецкой, С. Н. Колесникова, В. Радаева, А. Ю. Чепуренко и ряда других исследователей. ^.

Создание в этот период методологических основ отечественной теории малого предпринимательства непосредственно связано с именами ученых-экономистов А. Я. Лившица, В. А. Рубе, М. Г. Лапусты, Ю. Л. Старостина и других. В их трудах развитие предпринимательства рассматривается с макроэкономических позиций, на примере отдельных сфер и отраслей.

Формирование рыночных отношений в Российской Федерации поставило государственное управление предпринимательской сферой в разряд одной из основных проблем взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти, вызвало интерес научной и предпринимательской общественности.

В частности, необходимо отметить таких исследователей как, например, А. О. Блинов и В. В. Высоков, которые большое внимание уделяют законодательному регулированию предпринимательской деятельности. Традиционно правовые вопросы малого предпринимательства освещает Н.Г. Агур-баш, региональные проблемы — Ф. И. Шамхалов, В. В. Котилко.

Практически во всех работах названных авторов основное внимание уделено исследованию правовых, экономических, финансовых и др. аспектов функционирования малого предпринимательства в условиях перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной. Вместе с тем, не известны работы, посвященные формированию комплексного механизма управления малым предпринимательством, способного эффективно влиять на динамику развития малых предприятий в отраслях, представляющих для государства наибольший интересрекомендаций по практической реализации государственной политики социального партнерстваотсутствует теоретическое обоснование понятия государственной поддержки малого предпринимательства. В результате сложившегося положения содержание государственной поддержки малого предпринимательства в целом, включая и малые предприятия промышленности, искусственно подменяется административными мерами государственного регулирования, что сдерживает возможности ускоренного развития экономики страны.

Этим определяется выбор темы диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью работы является разработка организационно-экономического механизма государственной адресной поддержки малых предприятий производственной направленности, позволяющего решать важнейшие социально-экономические задачи в рамках единой модели развития промышленного сектора страны.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:

— уточнить теоретико-методические положения, характеризующие понятия «государственная поддержка малых предприятий промышленности», «модель базовой государственной поддержки» ;

— исследовать возможность применения зарубежного опыта развития малого предпринимательства производственной направленности для повышения адресности государственной поддержки отечественных малых предприятий промышленности;

— выполнить анализ основных этапов, особенностей и существующих тенденций в государственной политике под держки развития малых предприятий промышленности;

— оценить текущее состояние, обосновать критерии и определить наиболее перспективные направления развития малых предприятий промышленности на основе оценок эффективности использования производственно-ресурсного потенциала;

— исследовать действующую практику государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и ее регионах, раскрыть основные формы и методы работы государственных органов с субъектами малого предпринимательства;

— выявить основные факторы, влияющие на эффективность государственной поддержки малого предпринимательства для достижения партнерства в отношении между государством и предпринимателями малых форм;

— разработать комплекс мероприятий, направленных на защиту интересов субъектов малого предпринимательства и активизацию ресурсного потенциала малых предприятий промышленности в реальном секторе экономики региона.

Объектом исследования являются малые предприятия промышленности на примере г. Москвы.

Предметом исследования является теоретические положения, методы и подходы к осуществлению адресной поддержки развития малых предприятий промышленности.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются концепции и фундаментальные положения трудов ведущих ученых и практиков, обосновавших идею о необходимости государственного регулирования экономикидостижения отечественной и зарубежной науки, которые легли в основу методологии и анализа сущности, динамики и перспектив государственной политики в отношении малых предприятий промышленностипубликации в периодической печати.

Поставленные в работе задачи решались с использованием методов сравнительного, логического, экономико-математического и статистического анализов, применения метода экспертных оценок.

Законодательная база исследования. Основными законодательными актами, регулирующими развитие малых предприятий, являются: Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» — закон г. Москвы «О промышленной деятельности в г. Москве» — Федеральные и региональные программы по поддержке малых предприятий (1994;1995, 1996;1997, 1998;1999, 2000;2001 годов) — Комплексные программы развития промышленности (1998;2000 и 2001 -2003 годов) решения Правительства г. Москвы, регулирующие сферу малых предприятий промышленности.

Информационной базой исследования являются материалы Госкомстата РФ, Департамента по поддержке и развитию малого предпринимательства г. Москвы, Департамента науки и промышленной политики г. Москвы, данные текущей отчетности предприятий малого предпринимательства г. Москвы по административным округам.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплексного подхода к формированию системы эффективной государственной адресной поддержки малых предприятий промышленности, а также практических предложений по активизации предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики. Выносимые на защиту основные научные результаты исследования, полученные лично автором и содержащие элементы новизны, состоят в следующем:

— дана авторская интерпретация содержания понятий «государственная поддержка малых предприятий промышленности», «модель базовой государственной поддержки» ;

— уточнены отличия государственной поддержки от государственного регулирования в сфере малого предпринимательства, включающие организационные моменты стимулирования развития малых предприятий промышленности;

— выполнен сравнительный анализ моделей государственной поддержки малых предприятий промышленности с позиций системного анализа зарубежного опыта;

— на основе анализа деятельности системы органов муниципального управления выявлена специфика региональной политики государственной поддержки малых предприятий промышленности на примере г. Москвы, учет которой позволяет осуществлять их ускоренное развитие;

— разработан методический подход к использованию методов микроэкономического анализа результатов деятельности малых предприятий промышленности, позволяющий учитывать влияние основных факторов производства на изменение объемов производимой продукции и услуг;

— разработана модель определения объемов производства малых промышленных предприятий, учитывающая отраслевые особенности влияния экзогенных и эндогенных факторов производства;

— предложен организационно-экономический механизм государственной адресной поддержки малых предприятий промышленности, учитывающий их вклад в социально-экономическое развитие территории, включающий алгоритм действий органов управления и оценку экономических показателей отраслей промышленности;

— разработаны практические рекомендации для государственных и общественных организаций, направленные на повышение активности малых предприятий предпринимательского сектора экономики.

Практическая значимость исследования определяется прикладным характером проблем формирования государственной системы эффективной политики поддержки малых предприятий. Предложенные выводы и рекомендации формируют концептуальную основу разработки программ поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области менеджмента, государственного и муниципального управления.

Результаты работы использованы при разработке комплексной программы поддержки малого предпринимательства в ЮВ АО г. Москвы.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались автором на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления.

2002 год" - «Актуальные проблемы управления — 2003 год» г. Москва ГУУОрловского государственного технического университета (2002 г.) — Третьей межвузовской научно-практической конференции молодых ученых по актуальным вопросам менеджмента и бизнеса (2003 г.) — Четвертой межвузовской конференции молодых ученых по актуальным вопросам менеджмента и бизнеса (2004 г.) Московский гуманитарный университет.

Опубликовано 7 работ общим объемом 3,0 п.л. в т. ч. по теме диссертации — 7 работ общим объемом 3,0 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений. Библиографический список включает 140 названий. Объем работы составляет 136 страниц текста.

Результаты работы позволили сформулировать ряд практических рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности государственных и общественных организаций по проведению политики адресной государственной поддержки малого предпринимательства. Среди наиболее важных будущих задач можно назвать:

— прежде всего, должна быть в дополнении к уже принятым изменениям продолжена налоговая реформа в интересах малого бизнеса, что предполагает, во-первых, отказ от чисто фискального подхода со стороны государства к этому сектору экономики. Во-вторых, — придание стимулирующей направленности их налоговой поддержки.

— необходимо оказать прямую помощь мелким предпринимателям по упрочнению их финансового «фундамента». Это предполагает, в первую очередь, дальнейшее развитие системы целевых фондов поддержки как основного канала финансовой помощи малым предприятиям. Особое внимание следует уделить такому методу поддержки, как предоставление гарантий и поручительств по кредитам. Способствовать укреплению ресурсной базы будет финансовый лизинг, обеспечивающий целевое использование выделенных ресурсов.

— создание в каждом субъекте РФ базового «блока» институтов поддержки (региональный фонд поддержки, агентство или бизнес-центр, консультационные и обучающие структуры, администрация по делам малого бизнеса, общественные объединения предпринимателей), повсеместное создание специализированных органов поддержки на местном уровне.

В целом же, необходима разработка и реализация федеральной программы по формированию принципов, методов и средств государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, чтобы определить и внедрить в практику комплексы энергетических, социальных и политических условий, необходимых для успешного функционирования и развития субъектов малого бизнеса.

На наш взгляд, нужен серьезный общегосударственный поворот в сторону малого предпринимательства, нужно, наконец, понять, что для России этот сектор экономической активности может сыграть роль локомотива, роль серьезного стабилизатора не только экономического развития, но и общественного благополучия в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях структурной реформы народного хозяйства именно мелкие и средние фирмы продемонстрировали поразительную мобильность и восприимчивость к авангардным технологиям. Именно мелкие предприниматели чаще идут на передний край научно-технического прогресса, поскольку они в меньшей степени, чем экономические гиганты, обременены инерцией старых технологий и управленческих схем.

К настоящему времени в России действуют около 883,4 тысяч предприятий малого бизнеса, на которых занято около 15 миллионов человек. Вместе с тем, несмотря на обилие публикаций, посвященных теме малого предпринимательства и усиливающейся снизу критике властей по поводу слабой эффективной экономической политики, отношение самой власти к проблеме малого предпринимательства кардинально не изменилось.

Сформированная за 1991;2003 гг. система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, основывается на принятых нормативно-правовых актов и государственном финансировании целевых программ, большинство из которых не было реализовано. Это произошло по целому ряду причин. Одной из основных причин срыва реализации федеральных целевых программ является одноканальное их финансирование. Другой причиной отсутствие четко сформулированной государственной модели поддержки малого предпринимательства.

Отсутствие стабильности в налогообложении доходов и имущества предпринимателей в целом и предприятий привело к однобокой в структуре малого предпринимательства. В структуре производства товаров и услуг преобладают предприятия, имеющие короткий финансовый цикл и очень маленькими инвестициями в основной капитал.

В условиях отсутствия государственного регулирования в каждом регионе создавалась своя собственная система государственной поддержки малого предпринимательства, которая использовала различные модели государственной поддержки малого предпринимательства. В работе был проведен анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в г. Москве, которая располагает наибольшим экономическим потенциалом малых предприятий.

Проведенное в работе исследование сложившейся системы и практики государственной поддержки малого предпринимательства и разработанных мировой практикой их моделей позволяет сделать сформулировать следующие основные выводы и выработать предложения.

1. Объективная необходимость и социальная роль малого предпринимательства в обществе определяется созданием новых рабочих мест и снижением системных рисков в экономике. В развитых странах малое предпринимательство обеспечивает работой значительную часть трудоспособного населения. Малое предпринимательство является неотъемлемым составным элементом национальной экономики, формирует активную социальную среДУ.

2. Анализ мировой практики развития малого предпринимательства свидетельствует, что оно нуждается в системной поддержке со стороны государства. Значение малого предпринимательства определяется тем, что оно заполняет ниши неудовлетворенного спроса конечных потребителей. Этим объясняется широкое распространение малого предпринимательства как фактора общественного производства в гармонично развивающихся странах.

Успешное развитие малого предпринимательства во многом определяется активной деятельностью правительства по созданию экономической, законодательной и социальной среды, стимулирующей малое предпринимательство. Основу государственной поддержки составляет формирование условий способствующих саморазвитию малых предприятий.

Важным аспектом государственной политики по поддержке малого предпринимательства является ее эффективность как следствие направленности на удовлетворение интересов всего общества, а не отдельных социальных групп.

3. Значение развития малого предпринимательства в России определяется тем, что к началу 2003 года закончился этап реформирования промышленности, характеризующейся кардинальным изменением институциональной базы ее развития и адаптацией к условиям рыночной экономики. В дальнейшем, в условиях глобализации рынков и развития международного сотрудничества основными направлениями государственного регулирования отраслей народного хозяйства становится стимулирование структурных изменений, повышение уровня инновационной активности, внедрение в производство высоких технологий и развитие наукоемких производств. Значительную роль в реализации этих процессов должны сыграть малые предприятия промышленности.

4. Система малого предпринимательства складывалась в ведущих странах мира, как правило, в течение ряда поколений. Однако, есть примеры целенаправленного создания слоя малого предпринимательства в более короткие сроки. К ним относится опыт Великобритании, правительство которой рассматривало развитие малого предпринимательства как средство преодоления послевоенного кризиса. Это свидетельствует о том, что целенаправленная работа и использование зарубежного опыта может позволить России достичь позитивных результатов в этой области в достаточно ограниченные сроки.

Наиболее приемлемой моделью государственной поддержки малого предпринимательства в России является патерналистская, отвечающая российским традициям общественного уклада и учитывающая роль предприятий в социально-экономическом развитии регионов.

5. Гражданским кодексом РФ, понятию «предпринимательство» дана завершенная формулировка и четкий статус. Определено положение физических и юридических лиц и других участников экономического оборота, установлена система организационно-правовых форм юридических лиц, систематизированы права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц. Вместе с тем, необходимы не отдельные мероприятия, а комплексная системы мер законодательного, социально-экономического, организационного и др. характера, обеспечивающая адресную поддержку малого предпринимательства. В частности, в числе мер организационного характера должен быт сформирован аппарат, позволяющий объективно относить предприятия к категории малых.

6. Выполненный анализ свидетельствует, что развитие малого предпринимательства по регионам Российской Федерации происходит неравномерно. Это не отвечает задаче построения в России социально ориентированной рыночной экономики. Необходима разработка механизма, позволяющего органам государственного управления на основе анализа эффективности использования предпринимателем основных видов ресурсов организации и применения достижений научно-технического прогресса, принимать решения об оказании адресной поддержки малым предприятиям отраслей и сфер экономики и оценивать влияние этой поддержки на улучшение социально-экономического положения конкретного региона. Учитывая имеющийся опыт развития и поддержки малых предприятий в городе Москве, наличие достаточно полной и объективной статистической информации, целесообразно выполнение исследования по формированию механизма государственной адресной поддержки малого предпринимательства, осуществлять на примере данного субъекта Российской Федерации.

7. Современный рынок представляет хорошо отлаженную систему взаимодействия товаропроизводителей и потребителей, которая опирается на устойчивую правовую базу.

Российское государство уделяет внимание решению проблемы формирования законодательной базы государственной поддержки малого предпринимательства структурами федерального и регионального уровней. В частности, за период с 1998 года разработано значительное количество законодательных и нормативных актов федерального и регионального уровней, направленных на решение оперативных проблем малого предпринимательства, улучшение условий его функционирования и др.

Вместе с тем, основная часть принимаемых документов регламентирует общие принципы организации и осуществления предпринимательской деятельности и недостаточно внимания уделяет регулированию конкретных секторов малого предпринимательства, непосредственной адресной поддержки развития малых предприятий, позволяющей реализовать интересы государства путем ориентации предпринимателей на инновационную деятельность в отраслях промышленности.

Одной из причин сложившегося положения является то, что функции контроля за реализацией федеральных программ государственной поддержки малых предприятий в процессе реформирования государственных структур неоднократно передавались, что привело к потере оперативного контроля за данным процессом.

В настоящее время система государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне практически отсутствует, но в ряде регионов существует в достаточно развитом виде. К таким регионам относятся г. Москва и г. Санкт-Петербург, в которых в настоящее время сосредоточено соответственно 20 и 15 процентов общего количества зарегистрированных в стране малых предприятий.

8. Анализ структуры государственной поддержки малого предпринимательства в г. Москве показывает, что ее основными звеньями являются: Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства МосквыОбщественно-экспертный совет при Мэре и Правительстве МосквыМосковский фонд поддержки малого предпринимательства. Элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства присутствуют на городском и окружных уровнях, однако практически не использованы резервы общественной поддержки малых предприятий, что приводит к снижению ее эффективности при отсутствии государственного финансирования.

Кроме того, на уровне городского управления действуют около 100 различных общественных союзов и объединений предпринимателей, в уставные задачи которых входит поддержка малого предпринимательства. Некоторые ассоциации и центры, созданные для развития предпринимательства, проводят деятельность в пользу узкого круга предприятий. Важное значение для развития предпринимательства и формирования общественной поддержки малых предприятий имеет деятельность Московской торговой промышленной палаты. Вместе с тем, размер вступительного взноса в МТПП является препятствием для начинающего предпринимателя. Все перечисленное затрудняет образование и развитие новых малых предприятий.

9. Выполненный анализ практики создания малых предприятий промышленности позволил установить, что в момент его образования добросовестные предприниматели в большей степени нуждаются не в свободных финансовых ресурсах, а в возможности сформировать на их основе производственную инфраструктуру, получить помещения, пригодные для развертывания производства.

Предложена схема, состоящая из пяти основных этапов и позволяющая муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства, совместно с префектурой и управами районов, путем целевого выделения нежилых помещений регулировать количество малых предприятий по отраслям промышленности и номенклатуре изделий с учетом перспектив социально-экономического развития муниципальных образований.

10. Сравнение зарубежной и отечественной практики поддержки развития малых предприятий свидетельствует о том, что в отечественной, в том числе системе государственной поддержки малого предпринимательства г. Москвы при формировании целевых программ не используется такой важный источник финансирования как крупные предприятия (корпорации), которые могут способствовать развитию малых предприятий промышленности путем передачи им части работ по выполнению заказов на основе субподряда. Кроме того, в деятельности систем государственной поддержки малого предпринимательства отсутствует механизм адресности в поддержке конкретных отраслей, что не позволяет в полной мере учитывать интересы региона и формировать политику его социально-экономического развития и в условиях недостатка государственного финансирования эффективно управлять развитием малых предприятий. Необходима разработка методики, позволяющей на основе использования адресного подхода к оценке перспектив развития малых предприятий разных отраслей и с учетом потребностей конкретного региона, муниципального образования оперативно и обоснованно решать вопросы оказания адресной государственной под держки малых предприятий промышленности.

11. Анализ содержания нормативно-правовых документов свидетельствует, что их основное внимание обращено на регулирование развития малого предпринимательства методами административного управления и недостаточно учитываются социально-экономические аспекты. Такой подход не позволяет осуществлять адресную поддержку развития малых предприятий наиболее необходимых данному региону или обществу в целом на конкретном временном этапе. В настоящее время существует объективная потребность изменить преимущественно торговую направленность малых предприятий на производственную.

12. Обоснована возможность использования моделей регионального роста, основанных на применении производственных функций, для разработки механизма адресной государственной поддержкималых предприятий конкретных отраслей и сфер экономики.

Выполнен структурный анализ факторов развития отраслей, разрвбо-таны математические модели, позволяющие государственным органам вырабатывать политику адресной поддержки малого предпринимательства по отраслям народного хозяйства.

13. Предложена организационная модель формирования политики государственной поддержки малого предпринимательства, включающая, в том числе, разработку прогноза дополнительной потребности в товарах и услугах, расчет необходимых ресурсов на развитие отраслей и инвестиций в развитие малого предпринимательства, формирование бюджета по поддержке малого предпринимательства и бюджета развития региона. Возможно решение прямой задачи — на основе данных о потребности в продукции и услугах, инвестиционных возможностях и знании параметров производственной функции для отраслей — осуществить адресную поддержку развития малых предприятий. И обратная задача — на основе информации о потребности в продукции и услугах, знании параметров производственной дирекции отраслевых малых предприятий — осуществлять их выбор и контроль за деятельностью для пополнения бюджета региона.

14. На основе разработанных моделей и анализа возможностей их использования сформирован цельный механизм адресной государственной поддержки малых предприятий, включающий следующие основные элементы:

— выбор модели регионального роста и установление факторов и тенденции развития регионов;

— оценка перспектив развития малых предприятий по отраслям и сферам экономики с учетом имеющихся в регионе ресурсов и особенностей его социально-экономического развития;

— разработка организационной моели формирования государственной политики в области поддержки развития малого предпринимательства (расчет величины предельного продукта на единицу инвестиций);

— разработка организационно-функциональной модели адресной государственной поддержки малых предприятий отраслей и сфер народного хозяйства в регионе;

— практическая реализация механизма адресной государственной поддержки малых предприятий отраслей и сфер народного хозяйства в регионе;

— корректировка управляющих воздействий и контроль получаемых результатов.

15. Представлены результаты практического использования предаюженного механизма адресной государственной поддержки малых предприятий на примере Юго-Восточного административного округа г. Москвы, показавшие его эффективность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты РФ
  2. Конституция Российской Федерации: комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. М.: Юрайт, 1998. — 144с.
  3. Налоговый кодекс РФ: часть вторая от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 06.08.2001 № 110-ФЗ, от 27.11.2001 № 148-ФЗ, от 31.12.2001 № 198-ФЗ) // Парламентская газета. 2002. — № 18.-10 января.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Парламентская газета. — 2002. № 2−5. — 5 января.
  5. О государственной под держке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ // Российская газета.- 1995.-№ 117.-20 июня.
  6. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 08.01.98 № 6-ФЗ // Российская газета. 1998. — № 10. — 20 января- № 11 — 21 января.
  7. О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности: Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ (ред. от 31.03.99 № 63-Ф3) // Информационная база «Консультант Плюс: Версия Проф».
  8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 25.09.98 № 158-ФЗ (ред. от 26.11.98 № 178-ФЗ, от 22.12.99 № 125-ФЗ) // Российская газета 1998. — № 188. — 3 октября.
  9. О лизинге: Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ // Российская газета.- 1998. № 211. -5 ноября.
  10. Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Постановление Правительства РФ от 08.01.96 № 456 // Государство и право. 1998. — № 6. — С. 25−37.
  11. Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998−1999 годы: Постановление Правительства РФ от 03.07.98 № 697 // Российская газета. 1998. — № 155. — 14 августа.
  12. Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы: Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 121 // Собрание законодательства РФ.- 2000. № 8. — 21 февраля. — Ст. 959.
  13. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации: Постановление Правительства от 19.12.2001 № 1522 // Бизнес для всех. Специальный выпуск. -2001.-№ 26.-С. 11−15.
  14. Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  15. С. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации / С. Авдашева, О. Ястребова // Вопросы экономики. -2001. -№ 5. -С.113−123.
  16. А.В. Кредитные гарантии для малого бизнеса // Международная экономика и международные отношения. — 1997. № 3. — С.66−68.
  17. Ш. Р. Торгово-промышленная палата: современные тенденции. -Казань: Издательство СИЛУ С, 2001. 101с.
  18. Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно-развитых странах. М.: Анкил, 2000. — 86с.
  19. Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. М.: Анкил, 2000. — 48с.
  20. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  21. Т. «Канадский Форум» // ЭФИ. ТРТ. — 2002. — 26 февраля. -22 часа. 00 минут.
  22. Дж. Экономика: толковый словарь. -М.: Инфра-М, Изд-во «Весь-мир», 2000, 840 с.
  23. А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89,1997. — 335с.
  24. А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. — 1999. -№ 2. С.29−34.
  25. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азримяна. М.: Институт новой экономики, 1997. — 689с.
  26. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. -СПб.: НОРИНТ, 2001. 1535с.
  27. И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика. 1999. — № 9. — С.148−159.
  28. К. Система поддержки малого предпринимательства в Германии // Деньги и кредит. 2001. — № 7. — С.13−19.
  29. С.В. Система государственной поддержки малого предпринимательства // Вестник академии. 1996. — № 3−4. — С.90−97.
  30. Б ух в ал ьд Е. Гарантии по европейским кредитам реальная помощь малому бизнесу / Е. Бухвальд, А. Виленский // Финансовый бизнес. — 2000. — № 6. — С.28−33.
  31. Валиуллин 3. Финансовый «бум» в Татарстане // Казань. 2002. — № 2. -С.33−35.
  32. О.С. Стратегическое управление: Учебник. -М.: Гардарики, 2002. 296 с.
  33. Д. Новый КЗоТ: оптимизма почему-то нет// Казанские ведомости. 2002. — 7 февраля. — С.2.64."Времена" В. Познера о малом бизнесе // Бизнес для всех. 2002. — № 1. -1 января — С. 1, 7.
  34. В.В. Малый бизнес: made in Russia. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1999. — 119 с.
  35. Н. Агентства влияния // Время и деньги. — 2002. 16 января. -С.1.
  36. Н. Ставки аренды подскочили в шесть-восемь раз. Господдержка предпринимателей продолжается! // Время и деньги. 2002. — № 3. — 9 января.—С.З.
  37. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Маркетинг. 2000. — № 5. — С.78−89.
  38. К. Доклад Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на III Всероссийской конференции представителей малых предприятий // Web-сайт Правительства РФ htpp:// www.gov.ru.
  39. В.А. Основы технологии лизинговых операций: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000. — 512с.
  40. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ / Кокорев А. О. и др. // Вопросы экономики. 2002. — № 6. — С. 92−107.
  41. Доклад Московского представительства Всемирного банка об экономической ситуации в России «Перспективы сохранить высокие темпы развития по-прежнему непрочны» // Российская газета. 27 ноября 2001 г.
  42. А. Бизнесменов взяли под госкрышу // Российская бизнес-газета. -2002. 29 января. — С.З.
  43. Н.Е., Майн Е. Ф. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М., 1997г
  44. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика / Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с. 78.3яблюк Н. Г. Государство и малый бизнес США (социально-политический аспект). М.: MOM, 1987. — 244с.
  45. В.А. Методологические основы малого бизнеса в регионе / В. А. Ильин, Е. М. Жирнов. С.-П.: Фокус, 1998. — 79с.
  46. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
  47. Использовать опыт коллег // Волга-бизнес. 2000. — № 55. — апрель. -С.43−87.
  48. И. Налоговый предел для малого бизнеса // Российская бизнес-газета. 2002. — № 2. — 15 января.
  49. С.Н. Инструментарий бизнеса: современные методологии управления предприятием. -М.: Издательско-консультационная компания Статус-кво 97,2001. 320с.
  50. Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. -№ Ю. — С.40−50.
  51. Т. Малый бизнес БОЛЬШИЕ проблемы // Лидер Татарстана. -2002. -№ 1.-С. 22−24.
  52. В.И. Методологические основы развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 1995. — № 5 — С.97−105.
  53. Л.П., Кураков В. Л. Большой толковый словарь экономиических июридических терминов. -М.: Вуз и школа, 2001. 720 с.
  54. В.В., Рябцева В. М. Региональная статистика. -М.: МИД, 2001. -380 с.
  55. Курс экономической теории: Учебник для вузов / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселева. Киров: Издательство АСА, 1997. — 625с.
  56. Н. Нужна ли малому бизнесу ОПОРа? // Комсомольская правда. 2001. — 11 декабря. — С.6.
  57. М.Г. Малое предпринимательство: Учебное пособие / М.Г. Ла-пуста, Ю. Л. Старостин. М.: ИНФРА-М, 1998. — 320с.
  58. А.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Серия: Экономика, приложение к журналу Право и экономика.- Мн.: Право и Экономика, 1999. — 243с.
  59. А. Почему Путин ударился в мелкий бизнес? / А. Макурин, А. Седов // Комсомольская правда. — 2001. 18 декабря. — С. 10.
  60. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 288 с.
  61. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс // Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2001.-688 с.
  62. Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния // Малое предприятие. 2001. — № 1−2 — С.23−56.
  63. Малому бизнесу нужна поддержка государства // БОСС. — 2000. № 3. — С.34−76.
  64. Малые предприятия переписали // Коммерсантъ. № 57. — 31 марта. — 2001 года. — С.2
  65. Малый бизнес у нас и в Японии // Деловой мир. — 1992. № 26. — С.2−6.
  66. Н.Н. Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов. Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000,
  67. А.В. Тенденции развития малого бизнеса в социально-экономической системе: Дис. канд. экон. наук: 27.06.97 / Каз. гос. ун-т им. В. Ульянова Ленина. — Казань, 1997. — 157с.
  68. Мустафаев Н.А.: «Бизнес Татарстана будет зависеть от других регионов» // Предприниматель (приложение к газете «Комсомольская правда — Татарстан»). 2002. — № 1. — 12 февраля. — С.1.
  69. П. РСПП спешит за границу // Ъ. 2002. — 25 января. — С.2.
  70. JI. Финансовая поддержка малого предпринимательства / JI. Никифоров, Т. Кузнецов // Журнал для акционеров 2001. — № 2. -С. 17−20.
  71. Нужные деньги в нужное время // Женщина. — 2001. № 3. — февраль-март.- С.4−5.
  72. А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 399с.
  73. Правительство и малый бизнес: любовь, похожая на сон // Деловое Поволжье. 2002. — № 12 (март). — С.З.
  74. Предпринимательство: пределы государственно-правового вмешательства: материалы конференции. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. — 17с.
  75. Продавать научные разработки должны бизнесмены // Время и деньги. 2002. — 10 января. — С.2.
  76. Проект ТАСИС. Поддержка развития малого предпринимательства // Web-сайт Ресурсного центра малого предпринимательства htpp:// www.rcsme.ru.
  77. А.В. Ограниченные возможности институтов (на примере малого предпринимательства) // Внешнеэкономический бюллетень. — 2001. -№ 12.- С.6−8.
  78. И.М. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. — М.:. Наука, 1989. 128с.
  79. Роль мелкого бизнеса в экономике развитых стран: обзор. М.: ИНИОН, 1992. — 18с.
  80. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. -231с.
  81. П. Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1997. — 843с.
  82. А. Выделение кредитов: итоги 2001 года // Деньги. ТРТ. -2002. — 27 января. — 18 часов 45 минут.
  83. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. М.: Дело, 2000.- 967с.
  84. С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М.: ТОО контур, 1999. — 288с.
  85. Н.Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2002. — 128 с.
  86. B.C. Стратегический менеджмент: Учебник. -Ростов н/Дон: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 448 с.
  87. Социологический энциклопедический словарь, под ред. Акад. Г. В. Осипова. М., Инфра-М, 1998 г., с. 181
  88. Статистики перепишут предпринимателей // Время и деньги. — 2002. -№ 36−37. 22 февраля. — С.1.
  89. В.А. К вопросу о государственном регулировании в переходной экономике России // Экономические и математические методы. -1998. -№ 4-С.149−159.
  90. ТПП: Концепция «Присоединение России к ВТО» // Российская газета.- 2002. 2 февраля. — С.4.
  91. Украинские бизнесмены пошли в регионы // Время и Деньги. 2001. — 4 апреля. — С.З.
  92. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева и др. -М.: ИНФРА-М, 1998.- 669 с.
  93. В. Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия // Власть 2001. — № 1. — С.35- 42.
  94. Р.А. Инновационный менеджмент. — Казань: Наука-сервис, 2000. 615с.
  95. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 9, ст. 1096.
  96. Финонен: толковый словарь. -М.: 2-ое ищц. Инфра-М, «Весь Мир», 2000−496 с.
  97. Л.Г. Основы государственной экономической политики. — М.: Издательство Бек, 1997. 352с.
  98. Р., Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991
  99. А.Е. Российские директора и региональная власть. Поиск оптимальных моделей взаимодействия // Социологические исследования. -2001. -№ 11.-С. 45−57.
  100. Что мешает малому предпринимательству? Казань: Госкомстат РТ, 2000.-98с.
  101. Ф.И. Предпринимательство в России: территориально-отраслевой мониторинг / Ф. И. Шамхалов, В. В. Котилко. — М.: ОАО Издательство Экономика, 1997. 352с.
  102. Ф.И. Государственная поддержка предпринимательства в России. М.: Бизнес, 1997. — 158с.
  103. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. -М.: Издательство Экономика, 2000. 384с.
  104. Ю. Предприниматели взяли проверяющих под карандаш // Деловое Поволжье. 2002. — № 7. — 19 февраля. — С. 3.
  105. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1996. — № 5−6.-С. 43−59.
  106. Японский менеджмент в Казани // Бизнес для всех. — 2001. -март. № 6. -С.5
  107. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ1. МАЛОГО БИЗНЕСА В США
  108. СТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЯПОНИИ1. Региональные службы
  109. Подразделения префектур и муниципалитетов городов1. Институт малого бизнеса1.:
  110. Информационно-технические центры1. Местные власти
Заполнить форму текущей работой