Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

S исследование, уточнение и разграничение экономического содержания понятий «стратегия банка», «кредитная стратегия банка» и «стратегия кредитования» в современных условиях рыночной экономикиS разработка концептуальных основ формирования банковской стратегии кредитования, ориентированной на малый бизнесS выявление рычагов управления и минимизации кредитного риска, возникающего при кредитовании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты исследования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса
    • 1. 1. Экономическое содержание банковской стратегии и специфика ее формирования в современных рыночных условиях
    • 1. 2. Принципы и особенности формирования кредитной стратегии банка
    • 1. 3. Место стратегии кредитования субъектов малого бизнеса в реализации кредитной стратегии коммерческого банка
  • ГЛАВА 2. Формирование стратегии кредитования предприятий малого бизнеса коммерческим банком
    • 2. 1. Особенности формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса банком в современных рыночных условиях
    • 2. 2. Специфика управления кредитным риском при формировании стратегии кредитования банка, ориентированной на малый бизнес
  • ГЛАВА 3. Совершенствование процесса формирования стратегии кредитования
    • 3. 1. Разработка алгоритма формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком
    • 3. 2. Совершенствование порядка принятия решений о кредитовании субъектов малого бизнеса

Особенности формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время наблюдается стремительный процесс преобразований в банковской системе России, который является важнейшим фактором развития экономики, в том числе малого бизнеса. В этой связи особую значимость приобретает вопрос формирования коммерческим банком постоянного круга надежных и рентабельных заемщиков, которые в относительно короткие сроки могут обернуть достаточно большой объем денежных ресурсов, вернуть основной долг и выплатить банку законное вознаграждение в виде процентов за кредит. Таким образом, в силу методологической и практической значимости формирования качественного кредитного портфеля коммерческим банком, особую актуальность приобретает вопрос разработки универсального для всех банков порядка реализации кредитной стратегии путем формирования стратегии кредитования для каждого субъекта экономики в отдельности.

С учетом потенциала роста малого бизнеса в Российской Федерации, кредитование субъектов малого предпринимательства для большинства коммерческих банков рассматривается как один из основных источников дохода. В связи с чем, исследование проблемы «оторванности» малого бизнеса, как хозяйствующего субъекта экономики, от кредитной системы, бесспорно, приобретает особую актуальность. Вместе с тем, современное состояние кредитного рынка порождает настоятельную необходимость анализа перспектив развития сферы кредитных услуг сектору малого бизнеса. В результате, особое значение приобретает анализ контроля и управления кредитным риском при формировании стратегии кредитования банка, ориентированной на малый бизнес.

Таким образом, актуальность темы исследования предопределена существующими в настоящее время проблемами экономического, политического, пруденциального характера в сфере банковского кредитования и значимостью малого бизнеса в современных рыночных условиях.

Степень разработанности проблемы. В процессе исследования автор опирался на теоретические и практические разработки ученых Клуба банковских аналитиков России: В. А. Бузуева, Д. В. Мисюлина, И. Цветковой и др. авторова также на работы, посвященные стратегическому планированию и проблемам кредитования малого бизнеса: Э. А. Уткина, И. В. Ларионовой, А. И. Муравьевой, A.M. Игнатьева, А. Б. Крутик. Разработке проблем становления малых предприятий и их взаимодействия с банками и банковской системой посвящены труды следующих ученых: В. Н. Ендроновой, С. Ю. Хасяновой, Г. А. Ермиловой, В. Кашина, А. Сиганькова.

Существенный вклад в обоснование необходимости изучения проблем малого бизнеса внесли работы следующих зарубежных ученых: А. Брю, X. Муент, Д. Стори, где выявлен ряд проблем развития малого предпринимательства в современных рыночных условиях, исследованы основные направления развития банковской системы. Большую ценность представляют исследования, проведенные учеными программы Tasic и Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Тем не менее, неоднозначность экономической природы малого бизнеса и сложность комплексного изложение процесса кредитования банком малого бизнеса в современных условиях не позволили выработать универсальную стратегию кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком, которая позволит эффективно управлять кредитными рисками.

Таким образом, разработка практического алгоритма формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса, в целом, и совершенствование порядка принятия решения о кредитовании предпринимателей, в частности, являются актуальной и важной проблемой, решение которой поможет создать прочные основы стабильной экономики России и поможет укрепить стабильность и доходность коммерческих банков.

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования является выявление специфики кредитования предприятий малого бизнеса и разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию банковской стратегии кредитования, ориентированной на малый бизнес. Исходя из поставленной цели, основное внимание было сосредоточено на следующих задачах:

S исследование, уточнение и разграничение экономического содержания понятий «стратегия банка», «кредитная стратегия банка» и «стратегия кредитования» в современных условиях рыночной экономикиS разработка концептуальных основ формирования банковской стратегии кредитования, ориентированной на малый бизнесS выявление рычагов управления и минимизации кредитного риска, возникающего при кредитовании предприятий малого бизнеса в современных рыночных условиях- •S разработка алгоритма формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком- •S совершенствование порядка принятия решения о санкционировании кредита по кредитной заявке клиента — малого предприятия в коммерческом банке на основе разработки «Меморандума кредитования коммерческим банком субъектов малого бизнеса».

Объектом исследования выступают российские коммерческие банки, осуществляющие кредитование предприятий малого бизнеса.

Предметом исследования являются отношения, складывающиеся в процессе организации кредитной работы в коммерческом банке, при формировании стратегии, ориентированной на малый бизнес.

Теоретико-методологическая основа исследования. В работе дается теоретическое обоснование необходимости выделения стратегии кредитования малого бизнеса в структуре кредитной стратегии банка, направленной как на достижение приоритетных целей отдельного банка (получение прибыли, диверсификация кредитного портфеля), так и на обеспечение стабильности кредитно-финансовой системы в целом. Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых.

Диссертационная работа на тему «Особенности формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком» выполнена в рамках Паспорта специальности ВАК 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит, раздела 9 Кредит и банковская деятельность, п. 9.9 Проблемы обеспечения сбалансированной банковской политики в области инвестиций, кредитования и формирования банковских пассивов по всему вектору источников и резервовп.9.17 Совершенствование системы управления рисками российских банков.

Инструментарно-методический аппарат базируется на комплексе общенаучных и экономических методов исследований: аналитическом, логическом, экономико-статистическом и расчетном с использованием программы Microsoft Excel и графических редакторов.

Нормативно-правовая и статистическая основа исследования основывается на законодательных и нормативных актах Российской Федерации, а также на материалах Банка России, Министерства финансов РФ и Федеральной государственной статистической службы РФ.

Информационно-эмпирическая база исследования. Основой является личный опыт работы автора с малыми предприятиями по вопросам кредитования в Юго-Западном банке Сбербанка России в рамках Программы Европейского банка Реконструкции и Развития.

Положения, выносимые на защиту: 1. Стратегия кредитования хозяйственных субъектов экономики, как тактический элемент банковской стратегии, зависит от специфики кредитной стратегии коммерческого банка, содержание которой определяется структурой клиентской базы конкретного коммерческого банка, а также региональными особенностями рынка банковских услуг.

2. Кредитование малого бизнеса — сегмент кредитного рынка, обладающий мощным потенциалом развития, который уже сегодня заставляет коммерческие банки совершенствовать порядок организации процесса кредитования, точно ориентированный на запросы малых предприятий, с учетом специфических особенностей их функционирования. Выделение приоритетных для малого бизнеса принципов кредитования (целенаправленность и дифференциация условий кредитования) позволяет консолидировать анализ особенностей кредитного процесса в коммерческом банке, ориентированного на малый бизнес.

3. С учетом специфики кредитования предприятий малого бизнеса, принципиальным условием рентабельности для банка является вовлечение большого числа клиентов в кредитный процесс, что во многом зависит от умения правильно распознавать кредитные риски, с учетом различных аспектов деятельности заемщика и анализа специфических «зон риска».

4. В управлении кредитными рисками, возникающими в процессе кредитования малых предприятий, необходимо учитывать как специфические особенности малого бизнеса, влияющие на возникновение этих рисков, так и особенности формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса для подготовки на их основе аргументированной концепции формирования стратегии кредитования предпринимателей коммерческим банком.

5. Стратегия кредитования субъектов малого бизнеса основывается на формировании порядка организации работы сотрудников коммерческого банка, занятых в процессе кредитования субъектов малого бизнеса, который описывается в «Меморандуме кредитования коммерческим банком субъектов малого бизнеса», основные положения и алгоритм которого отражается в «Регламенте работы по выдаче кредитов малым предприятиям».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном решении важной проблемы — совершенствование порядка работы коммерческого банка в процессе кредитования субъектов малого бизнеса с учетом оптимизации взаимодействия сложноорганизованных систем «банк» и «заемщик-малое предприятие», а также разработки усовершенствованного алгоритма санкционирования кредита малому предприятию в современных рыночных условиях.

Основные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны, состоят в следующем:

1. Уточнено экономическое содержание дефиниции «стратегия коммерческого банка», как программы действий банка, обеспечивающей стабильность его развития в долгосрочной перспективе, а также уточнено экономическое содержание дефиниции «кредитная стратегия» коммерческого банка, как основы формирования стратегии кредитных учреждений, связанной с движением кредита, что позволило выделить границы данной дефиниции в «стратегии коммерческого банка».

2. Обоснована целесообразность выделения в самостоятельную дефиницию понятия «стратегия кредитования», как специального элемента кредитной стратегии банка, экономическое содержание которого заключается в определении плана действий работников, участвующих в процессе кредитования, алгоритм которого отражается в Регламентах работы. Предложен универсальный «Меморандум выдачи кредитов малым предприятиям», позволяющий организовать процесс качественного кредитования в условиях действующего законодательства, где раскрыта стратегия кредитования предприятий малого бизнеса коммерческим банком.

3. Предложен усовершенствованный алгоритм формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком, позволяющий упорядочить и формализовать процесс кредитования малых предприятий коммерческим банком, включающий в себя:

S выявление признаков малого бизнеса и его особенностей, влияющих на возникновение рисковS разработку основ формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса;

S формирование оптимальной структуры рисков, с учетом оценки выявленного риска и значимости его для банкаS выбор кредитного продукта, предлагаемого коммерческим банком субъектам малого бизнеса, с учетом оценки особоприоритетных принципов — целенаправленность и дифференциация условий кредитования;

S разработку Регламента работы по выдаче кредитов малым предприятиям, с учетом выявленных особенностей малого бизнеса, влияющих на возникновение рисков и управление этими рисками.

4. Предложены элементы стратегии кредитования, позволяющие минимизировать кредитные риски в процессе кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком: создание резервов по ссудеориентация на срок «жизни» малого предприятияповышенная процентная ставкапринятие в качестве обеспечения личных поручительств как собственников бизнеса и их супругов, так и руководителей бизнесаустановление индивидуальных графиков погашения кредитов для каждого кредита и заемщика в отдельности.

5. Усовершенствован порядок принятия решений о санкционировании кредитов малым предприятиям коммерческим банком на основе формализации анализа финансового цикла малого предприятия, участвующего в процессе кредитования, с учетом выявленной его специфики и кредитных рисков.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью совершенствования процесса банковского кредитования предприятий малого бизнеса с учетом возможности использования универсального «Меморандума выдачи кредитов малым предприятиям» и усовершенствованного алгоритма кредитования предприятий малого бизнеса, что позволит банкам увеличить эффективность и рентабельность, как кредитных банковских операций, так и совершенствовать деятельность всего банковского института в целом, что подтверждено справками о внедрении из АКБ «Капиталбанк», ОАО РАКБ «ДонХлебБанк» и ОАО «Донбанк» филиал «Каменка».

Предложенные АКБ «Капиталбанк», ОАО РАКБ «ДонХлебБанк» и Ростовскому региональному государственному Фонду поддержки малого предпринимательства упрощеные формы финансовой отчетности для малых предприятий, позволяют оптимизировать кредитные риски, а также производить адекватную оценку финансового состояния малого предрприятия за любой отчетный период, что подтверждено справками из вышеперечисленных организаций.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, а также на ежегодных конференциях преподавателей и молодых ученых в Ростовском государственном экономическом университете, публиковались в тематических сборниках. Основное содержание диссертационного исследования опубликовано в 6-ти работах, общим объемом 1,4 п.л.

Заключение

.

Анализ глубинных причин надежности банковской системы, следует рассматривать как интегрированную характеристику надежности ее элементов — коммерческих банков, которая, в свою очередь, определяется правильно выбранной стратегией. Процесс выбора стратегии, сводит воедино представления руководства кредитной организации об имеющихся и предполагаемых возможностях, ее сильных и слабых сторонах, потенциале и т. д. Его результатом является решение о том, когда и как именно необходимо инициировать разработанные банком процессы, какие именно ресурсы будут задействованы по мере их прохождения, каков будет характер деятельности, какие управления и отделы банка будут вовлечены в нее и т. п. Отсюда следует, что выработка стратегии развития является одним из наиболее важных элементов в структуре управления кредитной организации.

Надежность банковской системы предполагает наличие также ключевой составляющей стратегии развития банка — кредитной стратегии, определяющей конкретное кредитное поведение и способной эффективно управлять рисками. Кредитная стратегия направлена на решение следующих задач: установление в банке единой практики работы с кредитамиэффективное взаимодействие подразделений банка при кредитовании на всех организационных уровняхметодическое обеспечение сотрудников кредитных подразделений на всех организационных уровнях по всем аспектам кредитного процессасодействие в стандартизации и упрощении кредитной работыобеспечение механизмов взаимодействия в обязанностях и процедурах, а также централизованное введение измененийобеспечение механизма управления и контроля за кредитными рискамиизбежание дублирования усилий и обеспечение гармоничной деятельности сотрудников посредством установления четко определенных обязанностей- ¦ улучшение управления и внутреннего контроля за кредитным портфелем банка.

Успех кредитной стратегии зависит от того, насколько полно воплощены ее установки в разрабатываемых банком нормативных документах, таких как «Положение о кредитной политике» и «Положение о кредитовании». Оперативные процедуры кредитного процесса обычно отражаются в «Регламентах работы по выдаче кредитов».

Стратегия почти всех банков в той или иной мере направлена на усовершенствование форм и методов кредитования. Поскольку кредитная стратегия — это основа кредитного процесса, постольку основным механизмом реализации кредитной стратегии является стратегия кредитования различных субъектов экономики.

Для современной экономики России характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных с тенденцией к монопольным структурам, а также средних и мелких, складывающихся под влиянием ряда факторов. Малому же предпринимательству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производства и личного потребления. Поэтому, предпосылками для их развития являются: мобильность, т. е. способность быстро реагировать на требования рынка, маневренность по сравнению с более сильными соперниками, стремление заполнить те ниши, которые по различным причинам невыгодны крупным фирмам.

В последнее время наблюдается рост малого предпринимательства, которое стало привлекать к себе все более пристальное внимание, как ученых-экономистов, политиков в различных странах, так и кредитно-финансовые учреждения. В целом можно полагать, что новый рывок в динамике числа малых предприятий, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного инвестирования.

Проведенное в данной работе исследование показало, что в настоящее время, в части развития кредитования малого бизнеса существует ряд проблем, в том числе: во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторовво-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечениев-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса в-четвертых, отсутствие единой аналитической системы показателей кредитоспособности, позволяющей минимизировать кредитные риски для банкав-пятых, отсутствие статистических данных по малому бизнесу.

В то же время, условием стабильного развития кредитования предприятий малого бизнеса коммерческими банками является не только благоприятная макроэкономическая среда, но и наличие правильно разработанной, с учетом всех особенностей кредитования малых предприятий стратегии кредитования банка.

Поэтому, в исследовании особо подчеркивается, что при формировании стратегии кредитования коммерческим банком субъектов малого бизнеса, необходимо особое внимание уделять следующим особенностям, выявленным в ходе анализа признаков малого предпринимательства:

1. краткосрочность кредитов для малых предприятий — до 3-х лет;

2. индивидуальность процентных ставок для каждого клиента, т. е. чем больше услуг предприниматель «берет» в банке, тем ниже может быть процент по кредиту;

3. кредит может быть выдан под обеспечение, удовлетворяющее банк, т. е. залогом может служить все, что используется в предпринимательской деятельности, а также находится в личном пользовании, — дача, автомобиль.

4. при оформлении кредитов пакет документов должен быть минимальным;

5. при оформлении кредитов необходимо предусмотреть возможность получения кредита наличными (с установлением определенного лимита для всех);

6. при рассмотрении заявки малого предприятия необходимо значительно сократить сроки рассмотрения заявок на получение кредита;

7. погашения кредита должно предусматривать график или иметь следующую схему: проценты погашаются ежемесячно, основной долг — по индивидуальному графику.

Наряду с особенностями кредитного процесса такого экономического субъекта, как малое предприятие, следует особо выделить специфику управления рисками. Другими словами, автор считает, что ключевым фактором, определяющим эффективность общей кредитной стратегии банка, является кредитный риск, поэтому управление кредитным риском — это основа работы банка в процессе кредитования. При этом в работе описано важнейшее условие защищенности коммерческого банка в процессе кредитования им предприятий малого бизнеса — это наличие специфических зон риска" самого малого бизнеса для банков, которые включают в себя 8 факторов:

1. неадекватность позиций малого бизнеса как собственника капитала;

2. многопрофильность малого бизнеса, т. е. отсутствие долговременных планов работы на одном поприще;

3. оторванность малых предприятий от крупного бизнеса, т. е. от гарантов и так необходимых им кредитно-инвестиционых ресурсов;

4. деформализация хозяйственной среды малого бизнеса;

5. неадекватьность оценки собственного финансового состояния малыми предприятиями;

6. специфика кадрового состава малого предприятия;

7. отсутствие ликвидного залога, удовлетворяющего нормативам ЦБ РФ;

8. безграмотность малых предприятий в сфере предлагаемых услуг коммерческими банками.

Эффективность мер защитного и превентивного управления кредитным риском при кредитовании предприятий малого бизнеса, по нашему мнению, определяется минимизацией рисков в тех пределах, в которых это позволяет текущая рыночная конъюнктура для сохранения позиции банка на рынке услуг кредитования малого предпринимательства, если это отвечает приоритетам и целям долговременной кредитной стратегии банка.

Управление кредитным процессом для банков включает не только регулирование уровня кредитного, но и процентным риском. Дело в том, что при использовании критериев минимизации процентного риска в портфеле банка накапливаются малые, как правило — краткосрочные, кредиты и большие кредиты, которые в большинстве случаев носят долгосрочный характер. А, следовательно, предложенные в диссертации методы управления кредитным и процентным рисками хороши для диверсификации кредитного портфеля банками и разделения клиентуры на различные категории, которые не имеют общих интересов и общего информационного фронта.

Таким образом, представляется обоснованным при формировании стратегии кредитования коммерческого банка субъектов малого бизнеса, разрабатывать механизмы управления и минимизации рисков с учетом выделенных 7-ми особенностей стратегии.

Наиболее эффективными в практике банков путями, направленными на снижение рисков, являются: правильная оценка кредитоспособности заемщикабанк должен очень хорошо разбираться в текущих проблемах своего клиента, понимать, что раскрывает или, наоборот, скрывает тот или иной показатель в финансовой отчетности, насколько перспективна та область, в которой сегодня работает малое предприятие. В вопросах кредитования предприятий малого бизнеса необходим взвешенный подход, сочетающий практические навыки с научными разработками.

В диссертации выдвигается конкретное предложение по формированию технологии применения стратегии управления рисками при кредитовании предприятий малого бизнеса, которая состоит из следующих четырех этапов:

1. Расчет текущих позиций банка.

2. Расчет состояния банка на основе текущей структуры кредитного портфеля на момент расчета (наличие диверсификации портфеля или ограничение риска на одно заемщика).

3. Расчет оптимальной структуры кредитного и процентного рисков по отношению к прибыли с учетом варьирования сценариев поведения рынка предпринимательства.

4. Моделирование результатов применения заданной стратегии кредитования малого предпринимательства с учетом различных сценариев поведения рынков.

Таким образом, можно говорить о том, что основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней стратегии банка, являющейся по сути, философией банка.

Учитывая специфику предмета исследования, автор считает, что в коммерческих банках назрела необходимость совершенствования механизма кредитования малого бизнеса с целью выработки и дальнейшего применения особой методики кредитования для малого бизнеса. С этой целью диссертантом предложен универсальный Меморандум кредитования коммерческим банком субъектов малого бизнеса, в котором отражены все основные положения и порядок организации работы кредитным отделом для предоставления кредитов малым предприятиям.

Предлагаемая организация кредитной работы способна повысить качество и производительность за счет разделения различных типов деятельности: отделить функцию по продаже банковских продуктов от функции оценки рисков, устранить возможное влияние клиента на уровень, который непосредственно производит анализ кредитного предложения. Это своего рода совершенствование процесса формирования стратегии кредитования, ориентированной на малый бизнес с целью выработки и дальнейшего применения особой методики кредитования малого бизнеса с учетом выявленной специфики у малых предприятий.

Таким образом, оценка кредитных проектов малых предприятий в настоящее время тяготеет к определенной формализации и унификации, что влечет за собой ряд проблем, возникающих при кредитовании предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

Во-первых, довольно сложно грамотно учесть все ключевые признаки клиента, так как многие из них плохо формализуемы.

Во-вторых, оценки, как правило, достаточно субъективны.

В-третьих, используемые в расчетах оценки не являются застывшими во времени величинами, поскольку сдвиги в социально-экономических условиях приводят к изменению уровня риска каждого признака. Иными словами, система коэффициентов должна соответствовать специфике ведения учета малыми предприятиями.

Поэтому, очень важным моментом в кредитовании предприятий малого бизнеса является грамотная оценка финансового состояния малого предприятия. Теоретическое исследование данной проблемы позволило стандартизировать финансовые отчеты, предоставляемые субъектами малого бизнеса в банк с целью получения кредита. Так, в диссертации предложены следующие универсальные формы отчетности для предприятий малого бизнеса, позволяющие минимизировать риски при кредитовании малых предприятий:

•S «Баланс» предприятия малого бизнеса с оптимальной схемой анализа структуры его активов и пассивов;

•S «Отчет о прибылях и убытках» предприятия малого бизнеса с оптимальной схемой анализируемых статей, а также возможностью проверки правильности внесения финансовых показателей в отчета также предложены аналитические формы для кредитных работников, позволяющие прогнозировать развитие бизнеса малого предприятия в ближайшем будущем:

•S «Отчет о денежных потоках» предприятия малого бизнеса, позволяющий выбрать оптимальные условия для кредитования;

S «Структура финансового цикла» предприятия малого бизнеса.

Таким образом, при проведении качественной оценки заемщика при кредитовании предприятий малого бизнеса с целью эффективного управления рисками необходимо:

1. объединить при создании рейтинга оценку залогов и финансового состояния;

2. при кредитовании предприятий малого предпринимательства убрать множественность показателей и формализацию расчета, т.к. показатель, теоретически верный, может «не работать» в конкретных условиях, искажая картину;

3. оценить правильную организацию бизнеса заемщика и ее производительность;

4. понимать, что наличие прибыли не гарантирует устойчивость бизнеса, этой гарантией является наличие собственных средств в размерах, позволяющих предприятию справляться с возможными проблемами самостоятельно.

Таким образом, проведенное исследование показало, что только при комплексном снижении всех рисков и рациональном подходе к анализу кредитного риска заемщика возможно эффективное сотрудничество банков с малыми предприятиями. А также то, что стратегия кредитования банка при кредитовании предприятий малого предпринимательства представляет собой комплекс процедур, позволяющих дать прогноз по агрегированным позициям кредитного учреждения на основании количественных оценок исходных данных и определяемых стратегией рисков. Манипулируя величинами внутренних рисков, можно при любом сценарии найти оптимальное сочетание их значений и подготовить на его основе ар1ументированные стратегии управления банком при том или ином поведении рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Инструкция Банка России № 1 «О порядке регулирования деятельности банков» с изменениями и дополнениями.
  5. Инструкции ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков».
  6. Письмо Банка России от 3 июля 1997 г. № 479 «О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации».
  7. Положение Банка России от 26 июня 1998 г. № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета».
  8. Положение Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».
  9. Положение Банка России от 24 сентября 1999 г. № 89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков».
  10. Положение Банка России от 12 апреля 2001 г. № 137-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».
  11. Положения Банка России от 9 июля 2003 г. № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».
  12. Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов навозможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
  13. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
  14. Федеральный закон от 02 января 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности».
  15. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  16. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  17. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
  18. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
  19. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (с изменениями от 25 июля 2002 г.).
  20. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  21. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
  22. М.Г. Кредитные операции: классификация, порядок привлечения и учет. М.: АО «Консалтбанкир», 1995. С. 88.
  23. О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2003.
  24. О.В. Финансовый учет: Учеб. Пособие / Международный педагогический университет. Магадан: Изд. МПУ, 1997.
  25. А.Н., Грищенко С. Е. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России. М.: МАКС Пресс, 2003.
  26. В.В. Как кредитному инспектору проверять инвестиционный проект? // Корпоративный менеджмент. 2003. № 177.
  27. И.Э., Царьков В. А. Бизнес-план развития Банка на основе динамической модели. //Клуб банковских аналитиков. 21.01.2003.
  28. Л. М., Полищук А. И. Роль банковской системы в экономике / Учебное пособие, МЭИ, 1999.
  29. ЮЛ. Организация и управление малым бизнесом. М.: Финансы и статистика, 2003.
  30. Анализ системы кредитования реального сектора экономики за 9 месяцев 2003 г. М.: НИСИПП, 2003.
  31. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  32. И.Р. Проблемы кредитования малого бизнеса. // Финансист. 20.02.2003.
  33. О.Н. Контроль за рисками концентрации. // Банковское дело. 1998. № 1.
  34. Д.В. Ликвидность банков: скрытая угроза. // Деньги и кредит. 2001. № 7. С. 49−52.
  35. А.Н. Развитие предпринимательства в России. // Регион: политика экономика, социология. 2002. № 3−4.
  36. О.А. Тенденции развития и направления совершенствования краткосрочного кредитования предприятий. // Банковское дело. 2002. № 6. С. 13.
  37. И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 192.
  38. Е. Проблемы управления кредитными рисками. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4.
  39. Банковская система России. Настольная книга банкира. / Ред. Коллегия А. Г. Грязнова, О. И. Лаврушин, Г. С. Панова, T.l. М.: Дека, 1995. С. 413.
  40. А. Кредитование инвестиционных проектов: макроэкономический аспект снижения рисков. // Финансовый бизнес. 2002. № 1. С. 12−15.
  41. Д.А., Никонова Т. В., Одегов Ю. Г. Банковский менеджмент. Управление персоналом. Учебное пособие. / Экзамен, 2004.
  42. JI.II. Устойчивость коммерческих банков. М.: Банки и биржи, 1996.
  43. А.В. Банковские риски: Проблемы учета, управления и регулирования. М.: БДЦ-Пресс, 2004. С. 256.
  44. Бенкер., Холт Р. Полный цикл финансового учета. М.: АО «Виктори», 1993.
  45. А. Как взять кредит в банке. М.: Инфра-М, 1996.
  46. Большой экономический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна М.: Институт новой экономики. 1999. С. 424.
  47. Бор 3., Пятенко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. М.: Дело и Сервис, 1997. С. 288.
  48. Бор М.З., Пятенко В. В. Стратегическое управление банковской деятельностью. М.: 1995. С. 24−41.
  49. А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики. // Деньги и кредит. 2003. № 6. С. 15−16.
  50. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997.
  51. А.А. Кредитный риск как объект управления на предприятии. // Финансы и кредит. 2002. № 15. С. 66−72.
  52. А.В. Кредитный риск как объект управления на предприятии. // Финансы и кредит. 2002. № 14. С. 10−21.
  53. В.А. Эволюция управления кредитными рисками. // Клуб банковских аналитиков. 09.08.2003.
  54. В.П. Малый бизнес, средний класс и большие ожидания. // Закон. 2003. № 9. С. 72−78.
  55. Бюллетень банковской статистики. 2002. № 2(105).
  56. В стратегии развития банковского сектора РФ не отражено ряд важных проблем, касающихся малого и среднего предпринимательства // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, ИА «Альянс-Медиа, 21.01.2003.
  57. Ш. М., Мусаева Р. А. Стимулирование кредитных вложений в реальный сектор экономики. // Финансы и кредит. 2004. № 7(145).
  58. К.Д. Управление рисками в коммерческом банке. — Международный банк реконструкции и развития. Мировой банк. 2003.
  59. А.С., Кузнецов В. В. Повышение эффективности функционирования банка на основе совершенствования процесса обслуживания его клиентов. // Финансы и кредит. 2004. № 7(145).
  60. А. Стратегия иностранных банков в России. // Вопросы экономики. 2002. № 12. С. 68−84.
  61. Вестник Банка России. 2004. № 28 (752).
  62. B.C. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
  63. О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1999.
  64. Возможные формы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. / Tasic, 1999.
  65. В.В. Малый бизнес: made in Russia. Ростов н/Д, 1999.
  66. В.Н., Вяткин И. В., Гамза В. А. Риск-менеджмент. М.: Дашков и К, 2003. С. 512.
  67. В.А. О системе финансирования среднего и малого предпринимательства. // Финансы и кредит. 2004. № 3(141).
  68. В.В. О денежно-кредитной политике в ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. 2000. № 6. С.5−13.
  69. Н.Р., Русанов Ю. Ю. Управление банковскими рисками. М.: МБИ., 2004.
  70. В.Г. Сделки в кредитной сфере. М.: МЗ-Пресс, 2003. С. 96.
  71. П.Г. Риски в современном бизнесе. М.: Алане, 1994. С. 237.
  72. Х.В., Братанович С. Б. Анализ банковских рисков: Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском. М.: Весь Мир. 2004. С. 289.
  73. Т.Н. Проблемы неопределенности, информации и риска кредитования коммерческими банками. // Финансы и кредит. 2004. № 2(140).
  74. X. У. Универсальный банк банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Перевод с немецкого М.: Международные отношения, 1999.
  75. Д., Митина Н., Преображенский Б. Риски в инновационной деятельности. // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 18−24.
  76. Н.Е., Смулов A.M. Потенциал российских банков — основной источник финансовых ресурсов для подъема реального сектора экономики. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 5.
  77. Н.Е., Смулов A.M. Модели и методы анализа финансовых инструментов кредитной политики банка и динамики его развития в условиях переходного периода. М.: Препринт ЦЭМИ РАН. 1997.
  78. Н.Е., Хачатрян С. Р., Вороновская О. Е. Моделирование кредитно-инвестиционной политики развития малого бизнеса с учетом рисков. М.: Препринт ЦЭМИ РАН. 1999.
  79. С.Е. Тенденции развития российских банков в начале нового века. // Банковский аналитический журнал. 2001. № 01 (68). С.5−11.
  80. В.Н., Бахтин Д. В. Стимулирование повышения спроса на кредитные услуги банков: направления маркетинговых усилий по оптимизации клиентской базы. // Финансы и кредит. 2004. № 12(150).
  81. А. Оценка риска в банковском менеджменте. // Банковские технологии. 1999. № 1.
  82. В.Н., Хасянова С. Ю. Современная стратегия и тактика российских коммерческих банков в области кредитования // Финансы и кредит. 2002. № 3(93).
  83. Н.Б. Управление кредитными рисками в банковской сфере. // Финансы и кредит. 2004. № 3(141).
  84. Г. А., Симачев Ю. В., Широнин В. М. Финансы малых и средних предприятий М.: 2002.
  85. B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.
  86. Е.Ф. Банки и банковские операции. М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1997.
  87. В. В. Основные направления совершенствования системы управления активами и пассивами и минимизации рисков. // Клуб банковских аналитиков. 21.01.2003.
  88. JI.A. Новые тенденции в развитии банковского маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1.
  89. В.В. Технология стратегического управления банковской ликвидностью. // Банковский аналитический журнал. 2000. № 5(60). С.59−66.
  90. Изучение состояния и перспектив развития сферы банковских финансовых услуг малому бизнесу. / Рабочий центр экономических реформ. М.: Либеральная альтернатива, 2002.
  91. Н.Н., Крылов С. И. Управление финансовыми потоками организации и финансовый анализ как его обеспечивающая функция. // Финансы и кредит. 2004. № 3(141).
  92. Институциональные особенности отечественной банковской системы // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования // http://www. forecast, ru
  93. С.И. Управление банковским кредитным риском. / Новое знание. 2004. С. 336.
  94. В.Ш., Чичмели И. В. Развитие кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации // Институт предпринимательства и инвестиций. 30.04.2004.
  95. А.И. В планах Сбербанка все более активное кредитование малого бизнеса // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, ИА «Альянс-Медиа, 06.04.2004.
  96. В. Управление рисками при банковском кредитовании субъектов малого предпринимательства. // Банковские технологии. 2000. № 9.
  97. И.А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. / Эдиториал УРСС. 2002. С. 400.
  98. У. Стратегическое планирование в организациях. М.: 1994.
  99. В. Региональная стратегия коммерческих банков России. // Регион: экономика и социология. 1998. № 4. С. 106−121.
  100. П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности. / Питер. 2001. С. 224.
  101. Корнай Янош Дефицит. М.: Наука, 1990.
  102. О.Г. Анализ и управление рисками в деятельности малых и средних кредитных организаций. // Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 43−52.
  103. В.Н., Сызакин Б. В. Стратегия управления банком: российские особенности. // Банковские технологии. 2002. № 1.
  104. Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2000.
  105. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд. / Питер. 2003.
  106. Краткий словарь иностранных слов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1950.
  107. Кредитование малого бизнеса: Учебное пособие В. А. Черненко, С. А. Малькова, Е. Б. Подъячева / СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001.
  108. Кредитный департамент банка: организация эффективной работы. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  109. Н.Н. Бизнес-планирование в коммерческом банке. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 304.
  110. О. Перспективы малого бизнеса. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2003.
  111. О.О. Кредит, как стоимостная категория социалистического воспроизводства. М.: Финансы и статистика, 1989.
  112. И. В. Стабильность банковской системы в условиях переходной экономики. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2001. С. 193.
  113. КВ. Управление активами и пассивами в коммерческом банке. М.: Консалтбанкир, 2003. С. 272.116 .Лебедева С. Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
  114. В. Кредит и банки. М.: Перспектива, 1993.
  115. В.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М.: Русский язык, 1994.
  116. Ю.И., Головин Ю. В., Букато В. И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика, 2001.
  117. B.C. Справочник кредитного работника коммерческого банка. М.: Гелиос АРВ, 2003. С. 608.
  118. JI.C. Бизнес-планирование для малого предприятия. М.: Вершина, 2003. С. 176.
  119. Малое предпринимательство в России. М.: Гскомстатистика, 2003.
  120. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / Исследования Фонда «Либеральная миссия». М.: Новое издательство, 2004. С. 268.
  121. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. // Аналитический сборник. М.: Институт предпринимательства и инвестиций.
  122. Малый бизнес в России: Аналитическое пособие / Ред. Т.Г. Долгопятов- Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. М.: КОНСЭКО, 1998. С. 325.
  123. Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. М.: ДеКА, 1998. С. 432.
  124. Ю.С. Финансовый менеджмент банка. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 399.
  125. Ю.С., Дубанков А. П. Экономика банка. Разработка по управлению финансовой деятельностью банка. М.: БДЦ-Пресс, 2003. С. 168.
  126. М. Банковские ставки сделаны. Стратегии российских банков уже начали себя окупать. // Российские банки. 2002. — № 41(78).
  127. Н.Н. О кредитной деятельности банков. //'Деньги и кредит. -2001.-№ 7.-С. 57−59.
  128. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления. / Камионский С. А. Общая ред. и предисловие Д. М. Гвишиани. М.: Деловая библиотека «Омскпромстройбанка», 1998.
  129. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  130. ХЪЪ.Мисюлин Д. В. О ведущей роли стратегического планирования в деятельности и развитии коммерческого банка. // Клуб банковских аналитиков. 01.07.2003.
  131. Д.В. От стратегии к финансовым показателям деятельности банка М.: БДЦ-Пресс // Расчеты и операционная техника в коммерческом банке. 2000. № 2(6).
  132. О.И. Механизмы устойчивого развития малых предприятий. Н. Новгород, 2004.
  133. В. Риск в бизнесе. // Закон. 2000. № 7. С. 53−55.
  134. Э.М. Кредитный департамент банка: организация эффективной работы: Перевод с английского / Альпина, 2004. С. 256.
  135. Э.М. Процесс одобрения кредитов. // Кредитный департамент банка: организация эффективной работы. М.: Альпина, 2003.
  136. Морсман-мл. Э. М. Управление кредитным портфелем: Перевод с английского. / Альпина, 2004. С. 206.
  137. И.А., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. / Альпина, 2004. С. 302.
  138. С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1970.
  139. У. Как «подружить» малый бизнес и банки? / Общественный Фонд «Деловая перспектива». 28.09.2001.
  140. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. / Официальный сайт Минэкономразвития России: http://www.economy.gov.ru
  141. Основы банковского менеджмента. М.: Инфра-М, 1995. С. 30.
  142. Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  143. И. Банки пошли в малый бизнес. // Финанс. 2003. № 27. С. 2627.
  144. М.В. Кредитный риск-менеджмент и моделирование нового актива в портфеле. // Финансы и кредит. 2004. № 6. С. 12−18.
  145. М.А. Планирование как основа управления деятельностью банка. М.: Финансы и статистика, 2002.
  146. М.А. Управление рисками как составная часть процесса управления активами и пассивами банка. // Банковское дело. 1998. № 3.
  147. В.В. Банки на переходе. М.: ДеКА, 2001.
  148. М. Конкурентная стратегия. М.: 1991.
  149. ОД. Риск-менеджмент на российских предприятиях: проблемы и перспективы развития. //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6. С. 3−6.
  150. С.И. Банковские операции. Минск: Высшая школа, 2003. С. 351.
  151. Расчеты РЭО из источников ЦБ РФ, 2003 г.
  152. Е.Г. Способы погашения предприятием займов и кредитов. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос. ун-т экономики и финансов, 2003.161 .Рогов М. А. Риск менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 119.
  153. Российские банки становятся реальным конкурентом «серому» кредитному рынку в борьбе за мелкого заемщика. // Новости малого бизнеса. 23.02.2001. № 8(98).
  154. Россия в цифрах, 2001. / Официальное издание Госкомстата России, 2001.
  155. Ростовская область: банкиры в 2003 г готовы кредитовать малый бизнес. //ИА «Альянс Медиа» по материалам «Регион-Информ». 17.12.2002.
  156. Ростовская область: в области на поддержку малого бизнеса потрачено в четыре раза больше, чем планировалось. // ИА «Альянс Медиа» по материалам «Регион-Информ». 10.12.2002.
  157. Рудько-Силиванов В.В., Савалей В. В., Авдеев Ю. А. Взаимодействие реального и кредитно-финансового секторов экономики. Владивосток.: ДВГАЭУ, 2001.
  158. Руководство по финансовым технологиям, применяемым Европейской комиссией в контексте региональной политики. / Guide to financial engineering. Перевод выполнен Ресурсным центром малого предпринимательства, 1998.
  159. Ю.Ю. Роль и значение рисков в банковском финансовом менеджменте. // Финансы и кредит. 2004. № 5(143).
  160. Ю.Ю. Теория и практика риск-менеджмента кредитных организаций России. / Экономисть. 2004. С. 192.
  161. В.П., Беркович М. И. Взаимодействие предприятий и банков: организационно-экономический аспект. Кострома, 2003.
  162. Сабо Антал Особенности развития предпринимательства и малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой. М.: ECONOMIC COMMISSION FOR EUROPE, 1999.
  163. А.Б. Некоторые аспекты системы управления банковскими рисками. // Аспирант и соискатель, 2002. № 2. С. 22−26.
  164. К.И. Риски предприятия и некоторые аспекты управления ими. // Вестник ДВГАЭУ. 2000. № 1. С. 89−100.
  165. А. Кредитная политика и кредитная культура: отражение во внутренних инструкциях западного банка. // Банковское дело. 2000, июнь.
  166. А. Кредитование малого бизнеса. // Новости малого бизнеса. 2000. № 3.
  167. А.Ю. Причины, сдерживающие кредитование реального сектора экономики. // Аналитический банковский журнал. 1999. № 11(54) С.15−17.
  168. Дж.Ф. (мл.) Управление финансами в коммерческих банках. Catallaxy, Москва, 1994.
  169. Д. Без выбора нет стратегии. // Эксперт, Северо-Запад. 2002. № 43(104).
  170. В.А. Участие отечественного малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России. // Внешняя торговля. 2002. № 2−3.
  171. В.Дж. Конкурентные стратегии развития банка. // Аналитический банковский журнал. 1999. № 8(51). С. 60−66.
  172. Л.Э. Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия. // Деньги и кредит. 2000. № 10. С. 12−16.
  173. А.В. Риск-менеджмент и управление ресурсами коммерческого банка. // Клуб банковских аналитиков. 04.07.2003.
  174. А.В. Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом банке. М.: БДЦ-Пресс, 2002. С. 176.
  175. О., Хромов М. Кредитный бум и стратегии различных групп банков. // Банковское дело в Москве. 2002. № 11(95).
  176. О., Хромов М. Работяги или офшорники. // Эксперт. 2003. № 13(368) от 7 апреля.
  177. В.В., Дмитриева Н. Ю. Управление кредитными рисками. // Финансы и кредит. 2004. № 1(139).
  178. Справка о состоянии банковского сектора регионов ЮФО за первое полугодие 2003 года. // ИА «REGNUM». 04.09.2003.
  179. Статистика малого и среднего бизнеса России 2004 г. М., SIORA -Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса — http://www.siora.ru
  180. Статистическая информация по малому предпринимательству России (по субъектам РФ) 2002 г. М., 2002.
  181. Стивен Бэтстоун, Широнин В. М. Российское обозрение малых и средних предприятий. М.: 2002.
  182. Е.П. Оценка рисков банков при кредитовании юридических лиц. //Банковское дело. 1998. № 2.
  183. Е.П. Управление ссудными операциями как составная часть банковского менеджмента. // Деньги и кредит. 1998. № 2.
  184. А.А. Современные проблемы мирового банковского сообщества. // Аудитор. 2002. № 8.
  185. Л.И. и др. Банковский кризис. М.: 1998.
  186. Л.И., Михайлов Л. В., Тимофеев Е. В. Центр банковского анализа. — www.cemi.rssi.ru/rus/cba/strt-cba.htm
  187. A.M., Ребелъский Н. М. Конкуренция в банковском секторе России. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 304.
  188. В.А. Кредитные риски и развитие банковской системы. // Деньги и кредит. 2003. № 6. С. 25−27.
  189. Тенденции развития банковской системы во втором-третьем кварталах 2002 г. М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, ноябрь, 2002.
  190. Тенденции развития малого бизнеса в 2003 году и дальнейшие перспективы // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, портал «Русское экономическое общество», 2004.
  191. Е.В. Залоговые операции коммерческого банка. СПб.: С.-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2002.
  192. Л.А., Бабенко А. Б. Банковские риски и их регулирование. / Сб. научных трудов «Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма». Тюмень: ТюмГУ, 1995.
  193. Л.А., Микищенко А. А. Кредитные риски в деятельности коммерческого банка. / Сб. научных трудов «Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма». Тюмень: ТюмГУ, 1997.
  194. Е. Российские банки заинтересовались кредитование бизнеса. // РИА «РосБизнесКонсалтинг». 27.03.2003.
  195. М.Н. Оценка потребности в банковском кредите для финансирования текущих расходов в системе финансового менеджмента предприятия. // http://www.aup.rU/articles/fmance/5.htm 23.07.2001.
  196. Универсальный банк банк будущего: Финансовая стратегия на рубеже века: Перевод с немецкого. Ханс-Ульрих Дёриг / М.: Международные отношения, 2001.
  197. Э.А. Стратегический менеджмент: способы выживания российских банков. М., 1996.
  198. Философский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1983.
  199. Фонд поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития http://www.microcredit.ru/results/history
  200. В.И., Жабров В. В. Маркетинг клиентской базы коммерческого банка. М.: Маркет ДС, 2003. С. 220.
  201. Р., Питера М. Предпринимательство. М.: Вып.1, 1991.211 .Цветкова И. Основные направления стратегического развития крупнейших российских банков. // Клуб банковских аналитиков, 2003.
  202. В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования, технология банковских ссуд, околобанковское рыночное пространство. М.: Высшая школа, 2004. С. 291.
  203. В.А., Малькова С. А., Подъячева Е. Б. Кредитование малого бизнеса. СПб.: С.-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2001.
  204. В.З. Банки и банкиры. М.: Финансы и статистика, 1998.
  205. В.Н. Мониторинг финансового состояния коммерческого банка как один из маркетинговых методов исследования конкурентной среды. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2.
  206. JI.M. Экономика России: от кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999.
  207. О.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2003г. М.: НИСИПП, 2003.
  208. Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 1995.
  209. Е. Б. Финансовый менеджмент в банке: бюджетирование, бизнес-планирование, управление рисками. М.: МАКС Пресс, 2004.
  210. С.И. Изучение клиентуры как этап маркетингового анализа банковского филиала. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2.
  211. С.И. Маркетинговые стратегии управления филиалом коммерческого банка. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 6.
  212. А.И., Черненко В. А., Климов А. Ю. Теория и практика кредитования малого бизнеса. Новосибирск.: Новосиб. гос. акад. экономики и упр., 2002.
  213. Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. // Деньги и кредит. 1992. № 1.
  214. В. Банки на конкурентном рынке: стратегия выживания. // Вопросы экономики. 1995. № 11. С. 118−122.
  215. М.М. Ликвидность банков и кредитная политика. // Деньги и кредит. 1992. № 11. С. 29−37.
  216. М.М. О трактовках кредита. // Деньги и кредит. 1999. № 4.
  217. Andrews К. The Concept of Corporate Stratagy. 3rd ed. Homewood, III.: Richard D. Irwin, 1987.
  218. Antosencov E. Small Enterprises and Employment Problems in the USSR during the Transision to a market economy. // Labour and Society. 1991. 16,1, pp.25−36.
  219. Drucker Peter. The Practice of Managment. // New York: Harper & Brothers, 1954.
  220. Lewellyn D. The Future Business of Banking // Banking World. London, 1995. Vol. 13. № 1. p.16−19.
  221. Morgan G.P. Risk metrics technical document. // Reuters.
  222. Storey D.J. Understanding the small business sector. — London, Routledge, 1994.
  223. Surowiecki J. The return of Michael Porter. / Fortune, 2000.
  224. Thompson A.A. Jr., Strickland III, A.J. Strategic Management: Concepts and Cases. 3rd edition Piano, Tex: Business publications, 1984.
  225. Von Neumann J. and Morgenstern O. Theory of Games and Economic Behavior, 2nd ed. Princeton Univercity Press, 1947. p.79−84.
  226. Vorgelegt von Tapas Mitra Finanzsystementwicklung fur Innovationen im indischen Kleinstgewerbe / Marburg, 2001.
  227. World economic survey. // New York. United Nations. 1992. p. 167.
Заполнить форму текущей работой