История государства Бохай: по материалам исследований южнокорейских ученых
В 737 году умер Да Уи и на престол взошел Да Циньмао. Период его правления был временем взлета Бохайского государства. Да Циньмао не раз переносил столицу в связи с международными событиями, в частности с мятежом Ань Лушаня (754−763) в Тан. В ходе мятежа Бохай занял выжидательную позицию, не вмешиваясь во внутренние дела в Китае. После подавления мятежа империя Тан, ослабленная 11-летней… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- С
- Глава 1. Изучение Бохая в Республике Корея С
- 1. 1. Изучение Бохая на Корейском полуострове до образования Республики Корея С
- 1. 2. Изучение Бохая в республике Корея С
- Глава 2. Образование государства Бохай, происхождение бохайцев
- Внешний и внутренний статус Бохая С
- 2. 1. Образование государства Бохай и происхождение бохайцев
- 2. 2. Бохай как империя С
- Глава 3. Проблема периода Южного (Силла) и Северного (Бохай) государств в истории Кореи С
- Глава 4. Причины гибели Бохая и дальнейшие судьбы бохайцев
- 4. 1. Причины гибели Бохая С
- 4. 2. Судьбы бохайцев после гибели государства С
- Заключение С
- Приложения С
- Список использованных источников и литературы С
История государства Бохай: по материалам исследований южнокорейских ученых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бохай (698−926 гг.) является первым из средневековых государств, в состав которого входил юг современного Дальнего Востока России. Учёные Китая, России и Японии имеют давние традиции по изучению Бохая. Сравнительно позже началось развитие научного бохаеведения в странах Корейского полуострова. Но при этом изучение бохайского государства в Республике Корея быстро развивается и сочетает умелое использование летописного и археологического материалов.
Актуальность темы
обусловлена тем, что государство Бохай (в корейском чтении Пархэ) существовало в средние века на территории России, КНР и КНДР. Это первое государство на юге Дальнего Востока России, что уже определяет важность его изучения для понимания хода исторического процесса в Дальневосточном регионе. Скудность сведений письменных источников об этом государстве делает важным поиск и привлечение новых материалов по его истории. Одним из таких источников могут служить работы ученых Республики Корея, мало известные в России. При этом можно сказать, что исследования южнокорейских специалистов по истории бохайского государства являются одними из ведущих в мире. Всего по истории Бохая исследователи юга Корейского полуострова с 1945 г. по 1998 г. опубликовали около 400 работ. За тот же промежуток времени в СССР и России по данной теме вышло около 300 публикаций, в Китае — 1030 работ, а в Японии — 449. Северокорейские историки издали 98 публикаций [Хан Кю Чхоль 1992; 1999].
К 2001 году положение было следующим- 333 публикации у российских ученых, 1176- у китайских, 677- у японских, исследователи стран Корейского полуострова опубликовали 619 работ [Хан Кю Чхоль 2006: 65−68].
Китайское и японское бохаеведение опираются на изучение летописных данных и материалы раскопок бохайских памятников в Северо-Восточном Китае, чем они в корне отличаются от южнокорейского изучения Бохая, которое сравнительно недавно стало обращать внимание на археологические материалы.
К началу нового тысячелетия историческая наука на юге Корейского полуострова, в частности бохаеведение, быстро развилась и на данный момент играет большую роль в международном изучении истории и культуры Бохая. В трудах южнокорейских ученых имеется информация, отсутствующая или недостаточно освещенная в российском бохаеведении. Корейские ученые рассматривают историю Бохая в таких аспектах, которым не уделено достаточного внимания в бохаеведении России. Все это дает дополнительную информацию, либо поднимает вопросы, способные пролить новый свет на историю Бохая. Поэтому изучение трудов южнокорейских ученых актуально для обогащения сведениями истории этого государства.
Целью исследования является рассмотрение истории Бохая по материалам южнокорейских ученых.
Данная цель конкретизируется постановкой и реализацией трех основных задач: рассмотреть основные проблемы изучения истории бохайского государства, рассматриваемые учеными юга Корейского полуострова, проанализировать основные концепции изучения Бохая в Республике Корея, выявить новые для российской исторической науки факты из истории Бохая.
Объектом исследования в диссертации является история Бохая в работах южнокорейских исследователей.
Предмет исследования — сведения по истории Бохая, ранее неизвестные, либо малоизвестные в отечественном бохаеведении.
Хронологические рамки исследованияVII-XII вв. н.э. — время образования, существования и гибели государства Бохай и бохайского этноса.
Методологической основой данной работы является принцип историзма, а также сравнительно-исторический метод.
Принцип историзма это подход к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени. Включает рассмотрение объекта как системы, обладающей определенной внутренней структурой, изучение процесса его развития, выявление качественных изменений объекта, законов перехода от одного состояния к другому.
Сравнительно-исторический метод — метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений.
Научная новизна заключается в том, что данная диссертация является первой в отечественной науке работой, посвященной изучению государства Бохай на основании данных, полученных учеными Республики Корея. При этом, сравнивая приводимые южнокорейскими учёными данные по истории Бохая с аналогичными материалами из других стран, автор старался найти те новые идеи, которые внесла южнокорейская наука в бохаеведение. Многие материалы бохаеведов юга Корейского полуострова, которые использовались в работе, до этого были неизвестны в отечественной науке в силу различных причин.
Историография. Рост интереса к истории Бохая со стороны историков Республики Корея оказывает большое влияние на международное бохаеведение, но, к сожалению, работы южнокорейских учёных мало известны в России из-за языкового барьера. К началу XXI века по изучению Бохая на Корейском полуострове в российской науке были представлены только две статьи Э. В. Шавкунова и небольшие разделы в нескольких монографиях [Шав-кунов 1992, 1993; Воробьев 1994; Толстокулаков 2002; Тихонов 2003]. Даже в книге «Государство Бохай (698−926) и племена Дальнего Востока России», опубликованной в 1994 г., было использовано только несколько публикаций на корейском языке, но и эти работы были изданы на севере Корейского полуострова. Статьи, написанные д.и.н. Э. В. Шавкуновым, опирались на материалы, содержащиеся в опубликованных на английском языке работах южнокорейского учёного Сонъ Ки Хо на английском языке и результаты совместных российско-корейских археологических работ в 1993 году. Темы изучения Бохая в Республике Корея также касались в своих работах М. В. Воробьев, В. М. Тихонов, И. А. Толстокулаков [Воробьев 1994; Толстокулаков 2002; Тихонов 2003].
В этих публикациях были в общих чертах затронуты основные проблемы корейского бохаеведения и дана краткая характеристика точек зрения некоторых южнокорейских исследователей.
В своих работах Э. В. Шавкунов достаточно высоко оценил работы южнокорейского коллеги. В частности, он указывал, что благодаря публикациям Сонъ Ки Хо на английском языке многие труды по истории и культуре Бохая, изданные на севере и юге Корейского полуострова, стали известны российским бохаеведам.
Ценность публикаций Сонъ Ки Хо, по мнению Э. В. Шавкунова, состоит ещё и в том, что южнокорейский исследователь подробно анализирует основные концепции и точки зрения учёных разных стран относительно проблемы этнокультурной принадлежности Бохая и его населения. Он также даёт краткую характеристику наиболее значительных работ по истории Бохая, опубликованных в Корее до второй мировой войны и последующих публикаций в Корейской Народной Демократической Республике, Республике Корея, в Китае, Японии, России и бывшем СССР [Шавкунов 1992: 71].
Но при этом Э. В. Шавкунов рассматривал в основном работы, написанные на английском языке, что не дает полного представления о развитии изучения истории Бохая на юге Корейского полуострова, так как немногие южнокорейские специалисты имеют на своем счету англоязычные работы.
Таким образом, несмотря на большое количество трудов, выпущенных по истории Бохая в России, на 2003 г. менее десяти отечественных научных публикаций были связаны с изучением бохайского государства в Республике Корея.
Такое изучение южнокорейского бохаеведения в России связано с тем, что большинство отечественных учёных не рассматривают Бохай как корейское государство. Поэтому в основном российские исследователи при изучении Бохая опираются на китайские летописные данные. Только в 90-е г. XX в. корееведы России обратили внимание на Бохай.
Работы южнокорейских исследователей вызывают интерес у бохаеведов других стран. Так, например, известны публикации японских и китайских учёных, посвящённые изучению истории Бохая и его отношений с Силла. Развивается изучение Бохая в Европе и Америке. Примером этому являются работы немецкого историка Реккеля и американского профессора Джемисона [Сонъ Ки Хо 1992; Reckel 1995, 2001]. Реккель изучает этнический состав населения Бохая и влияние империи Тан на бохайцев. Джемисон принял участие в дискуссии по проблеме отношения истории Бохая к истории Китая и Кореи. На основании рассмотрения письменных и археологических источников он утверждает, что Бохай является частью истории Маньчжурии, а не какого-либо современного государства [Сонъ Ки Хо 1992].
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании работ и трудов по истории средневековья Российского Дальнего Востока. Главы диссертации могут быть полезны для лекторов ВУЗов, читающих курсы по истории Восточной Азии в средние века.
Основными источниками для написания данной работы послужили публикации южнокорейских исследователей в том числе фундаментальные работы Хан Кю Чхоля «История внешнеполитических отношений Бохая», Сонъ Ки Хо «Изучение политической истории Бохая», десятый том «Истории Кореи» — «История Бохая» и другие. В этих работах представлены посящен-ные Бохаю материалы из китайских, корейских и японских летописей с комментариями.
История внешнеполитических отношений Бохая" Хан Кю Чхоля является переработкой докторской диссертации, защищённой в 1991 г. и посвя-щённой истории Бохая в Республике Корея.
Монография Хан Кю Чхоля состоит из 4 глав. Первая глава посвящена образованию бохайского государства и положению Южного и Северного государств, вторая — переговорам между Бохаем и Силла, третья — противостоянию Бохая и Силла и четвертая — оставшемуся бохайскому населению и Корё.
Как видно, основной упор в своей работе Хан Кю Чхоль сделал на отношения между Силла и Бохаем. Это было обусловлено тем, что до сих пор в Республике Корея муссируется вопрос о времени существования Силла и Бохая как о периоде Южного и Северного государств в корейской истории.
Работа Сонъ Ки Хо освещает политическое развитие Бохая. Как и предыдущий труд, она разделена на 4 главы. Последовательно представлены процесс создания государства, развитие в VIII в., положение в IX в. и гибель Бохая в 926 г. Данную работу Сонъ Ки Хо от публикаций других южнокорейских историков выгодно отличает использование большого количества источников, до этого малоизвестных не только в отечественной науке, но и за рубежом. Автор также представил много новых идей и сведений, в частности, привёл материал о переименовании Бохая в Корё при Мунване в дипломатических посланиях в Японию. Сонъ Ки Хо попытался проследить когу-рёское самосознание среди правящего класса Бохаяимперские претензии бохайских правителейсохранение племенной структуры у вассальных Бо-хаю мохэских народовроль вождей (сурёнов) в бохайском обществе и так далее. Всё это очень важно и отсутствует в российском изучении истории Бохая.
В 1996 г. вышел 10 том «Истории Кореи» — «История Бохая». Он был написан группой авторов, том числе Хан Кю Чхолем, Сонъ Ки Хо и Им Санъ Соном (Лим Сан Суном). В этой работе было использовано большое количество источников и вкратце освещены основные проблемы бохайской истории на юге Корейского полуострова.
При рассмотрении истории Бохая по материалам исследований ученых Республики Корея мы остановимся на наиболее разработанных ими направлениях, представляющих определенную новизну для российских исследователей. Это образование государства Бохай и происхождение бохайцев, вопрос о статусе бохайского правителя, проблема отношений Силла и Бохая, причины гибели Бохая и дальнейшие судьбы бохайского населения. Также представляется важным рассмотреть процесс развития бохаеведения на юге Корейского полуострова.
Большинство этих направлений не рассматривались в российской науке, делавшей упор на других моментах изучения Бохая. Для общего представления о положении изучения Бохая в России и сравнения его с южнокорейским бохаеведением мы вкратце рассмотрим историю изучения Бохая в России.
Изучение Бохая в России в историческом аспекте началось в середине XIX века, когда Н. Я. Бичурин уже в 1850-е годы внес в свою книгу «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена"(СПб, 1851) «Прибавление о царстве Бохай» [Бичурин 1950]. Археологическое изучение Бохая началось в 1870—1871 гг., когда Русское Географическое Общество отправило в Южно-Уссурийский край экспедицию П. И. Кафарова, который разработал первую средневековую периодизацию памятников Приморья [Васильева 1989: 39].
Впоследствии интерес к истории Бохая проявляли Ф. Ф. Буссе, A. J1. Кропоткин, В. К. Федоров, А. В. Гребенщиков и другие. В 1929 году появилась работа З. Н. Матвеева «Бохай» [Матвеев 1929], в которой были собраны материалы из китайских и японских летописей по бохайскому государству. В течение долгого времени этот труд был наиболее полным собранием сведений по политической истории Бохая [Васильева 1989: 41].
После относительного затишья в изучении бохайского государства в 3040-е гг. XX века в 1953 году начала работать Дальневосточная археологическая экспедиция под руководством А. П. Окладникова, в 1950;х гг. в районе реки Кроуновки провел раскопки Э. В. Шавкунов.
В 1962 году Э. В. Шавкунов защитил первую кандидатскую диссертацию по изучению Бохая — «Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье», а в 1968 году была опубликована монография [Шавкунов 1968].
В 1960;1970;е гг. советские археологи провели раскопки на ряде бохайских памятников, в том числе на Новогордеевских городище и селище, городищах Николаевское-1 и НиколаевскоеII.
Большое число изучаемых бохайских памятников в 1980 — 1990;е гг. и археологический материал, найденный на них, дали возможность более полно изучать бохайскую черепицу и керамику, бронзовые изделия, стекло и так далее.
Кроме этого, российские ученые совместно с монгольскими коллегами проводят раскопки киданьского памятника в Монолии, где были также найдены следы пребывания бохайцев после гибели их государства (Крадин 2005а).
Изучением Бохая в конце XX — начале XXI в. в России занимались Э. В. Шавкунов, О. В. Дьякова, В. И. Болдин, Н. Г. Артемьева, A.JI. Ивлиев, Т. А. Васильева, Н. Н. Крадин, Н. В. Лещенко, JI.B. Конькова, Е. И. Гельман, В. Е. Медведев, JI.E. Семениченко и другие [Государство Бохай. 1994]. История же Бохая в СССР и России в основном была написана З. Н. Матвеевым, Э. В. Шавкуновым, А. П. Окладниковым, В. М. Воробьевым и А. Л. Ивлиевым.
Наиболее подробно российские исследователи изучали период образования бохайского государства. Образование первого государства на юге современного Дальнего Востока России было напрямую связано с политическими процессами в Маньчжурии и Корейском полуострове. После разгрома Когурё в 668 г. и ослабления мохэских племен, проживавших на территории Маньчжурии и прилегавших ей территориях, империя Тан провела массовые переселения когурёсцев и мохэсцев в Китай и установила контроль над ними.
Но в 696 году киданьские племена начали войну с империей Тан, чем воспользовались переселенные ранее в Северный Китай когурёсцы и мохэс-цы, которые подняли восстание. Их возглавили Цици Чжунсян, бывший когда-то на службе у Когурё и теперь перешедший к киданям, и Цисы Биюй, вождь мохэ. Против них были посланы китайские войска под командованием Ли Кайгу [Ивлиев 2005]. Цыси Биюй был разбит и погиб, и китайская армия выступила против Да Цзожуна, сына Цици Чжунсяна, сам Цици Чжунсян к тому времени умер. Да Цзожун отступил за хребет Тяньмэньлин, где в решающем сражении разбил преследовавшие его войска империи Тан и объявил о создании государства Чжэнь [Матвеев 1929: 14].
Постепенно отношения между Китаем и Чжэнь нормализовались и в 713 году империя Тан пожаловала Да Цзожуну титул правителя княжества Бохай и таким образом признала новое государство [Государство Бохай. 1994; Ив-лиев 2005].
В 719 году Да Цзожун умер и на престол взошел его сын Да У и [Матвеев 1929: 14]. Он ввел свой девиз правления, что до этого было прерогативой императоров Китая и Японии. В 727 году бохайский правитель впервые отправил посольство в Японию. Да Уи проводил активную внешнюю политику, рассчитанную на покорение мохэских племен. После этого он стал вести более независимую политику по отношению к Тан. Китай принял ответные меры и когда послы из племен хэйшуй мохэ прибыли в Китай, император принял их, а на землях хэйшуй мохэ было создано танское ведомство. Уи воспринял это как угрозу своему государству и решил напасть на хэйшуй мохэ [Окладников Деревянко 1973; Государство Бохай. 1994].
Выступивший против этой политики младший брат бохайского правителя Да Мэньи был вынужден бежать в Китай. Это привело к дальнейшему развитию конфликта, результатом которого стал 732 год, когда Да Уи неожиданно начинает военные действия против Китая [Ивлиев 2005].
Бохайский флот под командованием Чжан Вэньсю нападает на танский порт Дэнчжоу, а бохайская армия вторглась в переделы Китая и дошла до гор Мадушань. Тан сумела создать коалицию из хэйшуй мохэ, шивэй и Силла, направленную против Бохая.
Здраво оценив международную обстановку, Да Уи решил пойти на примирение с Китаем, попытавшись свести весь конфликт к борьбе между ним и его братом. В Восточную столицу империи Тан были отправлены наемники, чтобы убить Да Мэньи. Последний, однако, сумел отбиться, убийцы были схвачены и казнены [Матвеев 1929: 19- Ивлиев 2005]. В 733 году из Бохая в Китай прибыло посольство с просьбой о прощении. Отношения между государствами снова нормализовались.
В 737 году умер Да Уи и на престол взошел Да Циньмао. Период его правления был временем взлета Бохайского государства [Государство Бохай. 1994; Ивлиев 2005]. Да Циньмао не раз переносил столицу в связи с международными событиями, в частности с мятежом Ань Лушаня (754−763) в Тан. В ходе мятежа Бохай занял выжидательную позицию, не вмешиваясь во внутренние дела в Китае. После подавления мятежа империя Тан, ослабленная 11-летней гражданской войной, стремилась сохранить прежнее международное положение, развивая хорошие отношения с теми племенами и государствами, которые проявили лояльность во время мятежа. Поэтому в 762 году правитель Бохая получил от Тан высший титул «гована» — правителя государства. Кроме этого, Да Циньмао поддерживал очень плотные отношения с Японией. Большое внимание правитель Бохая уделил и внутреннему устройству страны. В его правление фактически сложилось система пяти столиц — Верхней (Лунцюаньфу), Средней (Сяньдэфу), Восточной (Лунъюаньфу), Южной (Наньхайфу) и Западной (Ялуфу) [Ивлиев 2005: 259- Никитин 2005], была укреплена система чиновничества. Административная система бохай-ских земель, помимо 5 столиц, состояла из 15 областей, 62 округов и 125 у.е.здов [Шавкунов 1968; Государство Бохай. 1994; Ивлиев 2005].
В 793 г. Да Циньмао умер, после чего Бохай вступил в период борьбы за престол, который продолжался до 818 годаначала правления Да Жэньсю, укрепившего сильно ослабшую королевскую власть внешними завоеваниями. Этим также известен и его преемник Да Ичжэнь. О последующих правителях мало что известно, кроме последнего короля бохайского государства.
В 906 году империя Тан, раздираемая междоусобными войнами, пала, чем воспользовались киданьские племена. Их вождь Абаоцзи проводил активную завоевательную политику и в 915 году дошел до р.Ялуцзян. В 916 году он объявил себя императором государства киданей [Ивлиев 2005].
В конце 925 года Абаоцзи собрал огромную армию и обрушился на Бохай. В состав этой армии входили уйгуры, туфани, дансяны, шивэй, шато и угу [Ивлиев 2005]. Бохайская армия была разгромлена и уже весной 926 г. киданьская армия установила контроль над Бохаем. На его территории было создано марионеточное киданям государство Дундань. Часть бохайского населения была переселена на земли киданей.
После гибели Бохайского государства многие его жители стали служить киданям. Бохайцы служили в чиновничьем аппарате и армии, в том числе и в столице, принимали участие во внешнеполитической жизни киданьского государства. Так например, в 930 году в Японию были отправлены бохайцы в качестве послов государства Дундань [Матвеев 1929: 28].
Но часть бохайского оставшегося населения смогла создать свое государство Динъань. В ляоских летописях оно выступает как племя ужэ [Ивлиев 2005]. В конце концов, Динъань пало под ударами киданей на рубеже XXI вв.
Однако это не прекратило сопротивления бохайцев. В 1029 г., в ответ на усиление налогового гнета, восстало бохайское население Восточной столицы. Его возглавил Да Яньлинь, объявивший себя императором нового государства Син Ляо и установивший свой девиз правления [Ивлиев 2005]. Однако через 6 месяцев из-за измены одного из военачальников Син Ляо, город пал, правитель попал в плен, восстание было подавлено [Окладников, Дере-вянко 1973; Ивлиев 2005].
Но на этом бохайские восстания не прекратились. В 1114 году началась война между киданями и чжурчжэнями. Этим воспользовался бохайский аристократ Гао Юнчан, захвативший Восточную столицу киданей и провозгласивший себя императором. Он довольно успешно боролся с киданями, но не смог договориться с чжурчжэнями, которые в сравнительно короткий срок уничтожили его государство [История Золотой империи 1998].
Но история бохайского этноса на этом не закончилась. Бохайцы играли большую роль в чжурчжэньской империи Цзинь [Воробьев 1973], известны бохайские деятели, оказывавшие большое влияние на чжурчжэньскую внешнюю политику [Гончаров 1986].
Как видно из вышеизложенного материала, основными участниками создания бохайского государства были мохэсцы и когурёсцы. Но при этом, российские исследователи предполагают, что помимо этих двух основных групп в создании Бохая участвовали и другие этносы, вошедшие в состав нового государства.
Наиболее активно этим вопросом занимался Э. В. Шавкунов. По его мнению, в состав Бохая входили не только этносы, проживавшие по соседству с Бохаем, но и этнические группы из Средней Азии [Шавкунов 1990], доказательства этому он искал в археологическом материале в Приморье [Шавкунов 1985, 1988, 1990,1996].
По мнению Э. В. Шавкунова в составе бохайского государства также были древние айнские и нивхские племена, тюрки. На западных территориях государства проживали монголоязычные шиберы и кидани [Государство Бохай. 1994: 39].
Ещё одним этносом, вошедшим в состав Бохая, Э. В. Шавкунов считал уйгуров. Указанием на это он считал то, что второй правитель бохайского государства Да Уи имел титул генерал-губернатора Девяти уйгурских родов и генерал-губернатора Яньчжань, территория которых находилась в северовосточной части современной Внутренней Монголии [Шавкунов 1995: 122]. Поэтому Э. В. Шавкунов полагал, что уйгурские племена были в составе бохайского государства, и предположил, что многие уйгуры бежали в Бохай после разгрома Уйгурского каганата енисейскими кыргызами [Шавкунов 1995: 122].
Таким образом, по мнению Э. В. Шавкунова, помимо традиционных участников создания бохайского государства — мохэсцев и когурёсцев, в Бохае также проживали многочисленные группы, отличавшиеся друг от друга этнически.
Следует отметить, что гипотезы Э. В. Шавкунова о проживании в Бохае уйгурского и согдийского населения не нашли достаточного обоснования в письменных источниках и археологических материалах и поэтому не поддерживаются многими отечественными исследователями.
В ходе изучения истории Бохайского государства советские и российские исследователи уделяли большое внимание и общественному строю Бохая. Многие советские исследователи считали Бохай феодальным государством.
Э.В.Шавкунов рассматривал Бохай как восточную деспотию, либо как раннефеодальное государство. Также особо следует отметить работы Н. Н. Крадина, посвященные изучению характера бохайского общества [Кра-дин 1990, 2005; Государство Бохай. 1994: 46−52]. Он пришел к выводу о том, что государство Бохай было раннеклассовым образованием, в котором ведущей формой эксплуатации было налогообложение простых членов общины [Государство Бохай. 1994: 200]. При этом наиболее вероятно, что раннее государство у бохайцев сформировалось в период правления Да Циньмао [Государство Бохай. 1994:48].
Изучение Бохая в СССР и России в основном шло по археологическим материалам, сравнительно недавно российские специалисты стали больше уделять внимания исследованию летописных данных. Совместное изучение археологических и письменных источников может привести к интересным результатам, которые невозможны при одностороннем исследовании.
Основные результаты нашего исследования представлены в восьми публикациях.
Автор благодарит за большую помощь научного руководителя к.и.н. A.JI. Ивлиева, к.и.н. Е. И. Гельман, д.и.н. Н. Н. Крадина и других сотрудников отдела средневековой археологии ИИАЭ, а также к.и.н. В. В. Кожевникова, которые уделили время для знакомства с работой, дали автору важные замечания и советы, докторанта Кембриджского университета преподавателя корейского языка Ю Су Чжона, к.и.н. профессора университета Кукмин (Сеул,.
Республика Корея) А. Н. Ланькова за помощь в переводе иероглифических текстов и ценные консультации.
Заключение
.
Изучение Бохая в Республике Корея имеет свои особенности. Южнокорейские ученые при исследовании бохайской истории опираются на средневековые корейские летописи. К тому же упор на изучение освещенных в этой диссертации вопросов позволяет им находить материалы, малоизвестные в других странах. Ещё одной особенностью южнокорейского бохаеведения является рассмотрение вопросов, связанных с причинами гибели Бохая и бо-хайско-силланскими отношениями, которые практически не изучены в российской науке. Сравнительно мало внимания российские и советские исследователи уделяли и темам оставшегося бохайского населения, миграциям бохайцев между Ляо и Корё т.д. Таким образом, при рассмотрении проблем происхождения бохайцев, бохайско-силланских отношений, причин гибели Бохая и судеб бохайцев после 926 года мы обнаруживаем интересные сведения, до этого неизвестных российским специалистам. К ним относятся материалы о силланском посольстве к Да Цзожуну, новые представления об отношениях Бохая и Силла, имперском статусе бохайского правителя, системе отношений центральной и провинциальной власти, плане нападения Бохая и-Японии на Силла, перебежчиках в Японию в начале X века, версиях о причинах гибели Бохая, данных о численности бохайцев, бежавших в Корё в разное время и многое другое.
В южнокорейской исторической науке Бохай воспринимается как корейское государство, унаследовавшее государственность и культуру древнеко-рейского королевства Когурё.
Поэтому история Бохая рассматривается и в других аспектах, отличных от российского бохаеведения. Среди этих аспектов выделен ряд ключевых проблем изучения Бохая в Республике Корея, из которых наиболее серьёзно встал вопрос о месте бохайского государства в корейской истории.
Данная проблема тесно связана с основными вопросами бохаеведенияпроисхождения бохайцев, существования периода Южного и Северного государств (Намбукгук сидэ) и судеб бохайского населения после 926 г. Поэтому, несмотря на то, что большинство корейских учёных признают важную роль Бохая в истории Кореи, они расходятся в оценке места и роли этого государства на Корейском полуострове. Так до сих пор остается открытым вопрос об определении периода сосуществования Бохаем и Силла как эпоху Северного и Южного государств в истории Кореи.
Причинами того, что до сих пор остается открытой тема о месте Бохая в корейской истории, является то, что в Корее не решены окончательно вопросы о том, кто же были основателями бохайского государства — мохэсцы или когурёсцы. Если Бохай не является корейским государством, то в корейской истории не было периода Южного и Северного государств, а только эпоха Объединённого Силла (Тхонъиль Силла). И так же не совсем ясно, кого можно считать бохайцами после гибели Бохая в 926 г.
В пользу родства бохайцев с жителями Корейского полуострова корейские исследователи приводят записи о том, что после падения Бохая в 926 г. многие бохайцы бежали в Корё, где играли большую роль во внешней и внутренней политике этого государства. Учитываются и данные корейских и японских летописных источников, в которых также упоминаются связи бохайцев и когурёсцев. В итоге многие южнокорейские учёные сделали окончательный вывод о том, что Бохай был основан когурёскими беженцами. Но при этом историки Республики Корея игнорируют большую роль мохэсцев в процессе создания бохайского государства.
Конечно, имеются некоторые расхождения во взглядах представителей науки юга Корейского полуострова. Встречаются и сильно отличающееся от общего мнения взгляды на историю Бохая. В частности, корейский историк И Ён Бом отрицал принадлежность Бохая к корейской истории, а Сонъ Ки Хо приходит к выводу о том, что основатель государства Тэ Чжо Ёнъ был не ко-гурёсцем, а когурёским мохэсцем. Действительно, практически все доводы о когурёском происхождении основателя Бохайского государства можно опровергнуть.
Многие южнокорейские учёные рассматривают Бохай и Силла как родственные друг другу страны. Но этому противоречит тот факт, что почти вся история отношений между этими государствами представляла собой политическое и военное противостояние. По мнению историков юга Корейского полуострова оно было вызвано территориальными претензиями обоих государств, захватывавших ослабевшие мохэские племена.
Большинство фактов указывает на то, что Силла и Бохай не являлись странами, которые бы рассматривали друг друга как родственные государства. Поэтому исследователи Республики Корея стали делать упор на признание бохайцев как соотечественников со стброны Корё. Основанием для этого стало мнение, что будто бы Корё было преемником Бохая после гибели последнего в 926 г. и объединило все население Корейского полуострова в единую корейскую нацию. Однако, Корё возникло за несколько лет до гибели Бохая и не претендовало на его наследие.
В целом, можно сделать вывод о том, что в южнокорейском изучении Бохая нет единого мнения о его месте в корейской истории. Даже те, кто рассматривают его как корейское государство, все равно расходятся в исторической оценке значения Бохая в древней истории Корейского полуострова.
Большое значение в южнокорейском бохаеведении уделено вопросу его независимости. Учёные Республики Корея стараются представить Бохай как суверенное государство, оказывавшее большое влияние на политические отношения в Восточной Азии. Это в принципе не встречает возражений коллег из России и Японии, чего нельзя сказать о китайских историков, которые в своем большинстве утверждают, что он был «автономией», «местной администрацией» Танского Китая.
На данный момент южнокорейские историки активно занимаются археологическими материалами, которые при изучении вместе с летописными данными могут внести новизну в изученииБохая.
Список литературы
- Бичурин Н.Я. (Иакинф). История первых четырех ханов дома Чингисова /
- Воробьев М.: Наука, 1983. — 368 с. Воробьев М. В. Маньчжурия и Восточная Внутренняя Монголия (с древнейших времён до IX в.) / М. В. Воробьев — Владивосток: Дальнаука, 1994.- 408 с.
- Государство Бохай (698−926) и племена Дальнего Востока России / Н. Г. Артемьева, В. И. Болдин, Т. А. Васильева и др.- под ред. Э. В. Шавкунова.- М.: Наука, 1994.-219 с.
- Ивлиев A.JI. Кидани на Дальнем Востоке / A.JI. Ивлиев // Восточная Азия и соседние территории в средние века. / Наука, Новосибирск, 1988. С. 21−23.
- Ивлиев A. J1. Очерк истории Бохая / A. J1. Ивлиев // Российский дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гепотезы. / Дальнаука. Владивосток, 2005. С. 449−475.
- Ким А. А. Причины войны между империями Сун и Цзинь в 1125 г. в отечественной историографии / А. А. Ким // Седьмая Дальневосточная конференция молодых историков. / ДВГУ. Владивосток, 2002. С. 142−147.
- Ким А. А. Происхождение чжурчжэней в отечественной историографии / А. А. Ким // Интеграция археологических и этнографических исследований. / Издательство Омск, педагогич. ун-та. Омск Ханты-Мансийск, 2002а. -С. 49−51.
- Ким А. А. Учёные Республики Корея об изучении Бохая в России / А. А. Ким // Россия и АТР. Владивосток, 2003: — № 2. — С. 78−80.
- Ким А. А. Изучение истории Бохая в Республике Корея / А. А. Ким // Россия и АТР. Владивосток, 2003а — № 3. — С. 30−34.
- Ким А. А. Учёные Республики Корея о происхождении бохайцев / А. А. Ким // Интеграция археологических и этнографических исследований. / Издательство Омск, педагогич. ун-та. Омск, 20 036. С. 199−201.
- Ким А. А. Учёные Республики Корея о происхождении бохайцев / А. А. Ким // V Конгресс археологов и этнографов России. Тезисы докладов. Омск -Москва, 2003 г.- С. 325.
- Ким А.А. К изучению истории Бохая в Республике Корея в 90-х гг. XX в. / А. А. Ким // Интеграция археологических и этнографических исследований. / Наука. Алмааты- Омск, 2004.- С. 20−22.
- Кожанов С.Т. Начальный период войны между империями Сун и Цзинь (1125−1127 гг.) / С. Т. Кожанов // Дальний Восток и соседние территории в средние века. История и культура востока Азии. / Наука. Новосибирск, 1990. С. 39−48.
- Крадин Н.Н. О формационной природе бохайского государства / Н. Н. Крадин // Материалы по средневековой археологии и истории Дальнего Востока СССР. / Дальнаука. Владивосток, 1990. С. 18−27.
- Крадин Н.Н. Становление и эволюция средневековой государственности / Н. Н. Крадин // Российский дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гепотезы. / Дальнаука. Владивосток, 2005. -С.439−448.
- Кычанов Е.И. Чжурчжэни в XI в. / Е. И. Кычанов // Материалы по истории Сибири. Древняя Сибирь. Вып.2. Сибирский археологический сборник. /Наука. Новосибирск, 1966. С. 269−281.
- Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка / Ги Бэк Ли. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2000. — 464 с.
- Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Ред. Н. Ц. Мункуев.- М.: Наука. Гл.ред.вост.лит., 1984. 486 с.
- Никитин Ю.Г. Тан, Бохай и «восточные варвары» (Восточная периферия Бохая) / Ю. Г. Никитин // Российский дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гепотезы. / Дальнаука. Владивосток, 2005.-С. 517−541.
- Пак М. Н. Очерки ранней истории Кореи / М. Н. Пак. М.: МГУ, 1979. — 239 с. с илл.
- Рю Хакку. Проблемы ранней истории Кореи в японской историографии /
- Хакку Рю.- М.: Наука, 1975. 200 с. Семениченко JI.E. Новые данные о сельском хозяйстве бохайцев Приморья (по материалам археологических исследований) / JI. E Семениченко.,
- B.И Болдин // Материалы по археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1981. С. 66−70.
- Сунь Цзиньцзи. Этническое происхождение бохайцев / Цзиньцзи Сунь, Шэнъу Ай, Янь Чжуан // История и археология Дальнего Востока. К 70-летию Э. В. Шавкунова. / Изд-во ДВГУ. Владивосток, 2000. С. 107 115.
- Тихонов. М.: Муравей, 2003. — 464 с. Толстокулаков И. А. Очерк истории культуры Кореи / И. А. Толстокулаков.
- Владивосток: ДВГУ, 2002. 238 с. Хан Кю Чхоль. Кидани и чжурчжэни как оставшиеся бохайцы / Кю Чхоль Хан // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300 — летаю образования государства Бохай. / ДВО РАН. Владивосток, 2001.1. C. 66−71.
- Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье / Э. В. Шавкунов.-Л.: Наука, 1968. 128 с.
- Шавкунов Э.В. Согдийско-иранские элементы в культуре бохайцев и чжур-чжэнэй / Э. В. Шавкунов // Проблемы древних культур Сибири. / Наука. Новосибирск, 1985.-С. 146−155.
- Шавкунов Э.В. Согдийская колония VII X вв. в Приморье / Э. В. Шавкунов // Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века. /ДВО РАН. Владивосток, 1988. — С. 100−105.
- Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока / Э. В. Шавкунов. — М.: Наука, 1990. — 282 с.
- Шавкунов Э.В. С объективных позиций : Бохай в трудах корейских исследователей (по публикациям Сон Ки Хо (Республика Корея)) / Э. В. Шавкунов // Россия и АТР. Владивосток, 1992. — № 2. — С. 70−80.
- Шавкунов Э.В. О зарубежных концепциях истории Бохая / Э. В. Шавкунов // Вестник ДВО РАН. Владивосток, 1993. — № 1. — С. 88−94.
- Шавкунов Э.В. Предварительные итоги российско-корейских археологических раскопок 1993 г. / Э. В. Шавкунов // Вестник ДВО РАН. Владивосток, 1994. — № 2. — С. 105−110.
- Шавкунов Э.В. Бохай в судьбах народов Восточной Азии / Э. В. Шавкунов // Вестник ДВО РАН. Владивосток, 1995. -№ 4. — С. 115−124.
- Шавкунов Э. В. Декор бохайской кровельной черепицы и его классификация /Э.В. Шавкунов // Археология Северной Пасифики. / ДВО РАН. Владивосток, 1996. С.127−144.
- Шавкунов Э.В. Государство Бохай и средневековая Корея / Э. В. Шавкунов // Россия и АТР. 1997. № 2. — С.44−48.
- Яо Фэн. Политика национальной автономии империи Тан в отношении Бохая / Фэн Яо // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300 -летию образования государства Бохай. / ДВГУ. Владивосток, 2001. С. 90−97.1. На корейском языке
- Ан Чжу Соп. Корё-коран чонжчэнъ (Корёско-киданьская война) / Чжу Соп Ан. -Сеул: Кённинмунхва, 2003. 239 с.
- Вэрёчхимрягыль пантэхан пархэ инмины тхучжэн. Че 8 чан (Глава 8. Борьба бохайского населения против иноземного вторжения) // Чосонминчокы панч-химрякручэнса кочосон пархэ пхён. Сеул: 1995. — С. 285−331.
- И Нам Сок. Кхраскхинокобун пальгуль сонквава кокохакчжок ыы (Результаты раскопок Краскинского могильника и его археологическое значение) / Нам Сок И //Чонман. Сеул, 1993. -№ 8. — С. 36−40.
- И Нам Сок. Кхыраскхино кнмульчжи чхультхоюмокыль тхонхэ пон пархэы чжибанмунхва (Бохайская провинциальная культура, рассмотренная через археологические архитектурные реликвии на Краскино) / Нам Сок И // Чонман. Сеул, 1994.- № 10. — С. 38−43.
- И Пёнъ Кон. Пархэ кончхук тэхаё (О бохайской архитектуре) / Пёнъ Кон И // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — С. 39920.
- И Пёнъ Кон. Чжунгукэсоы пархэкончхук ёнгухёнхван мит мунчжэчом ёнгу (Изучение проблемных моментов и научного положения бохайской архите-куры в Китае) / Пёнъ Кон И// Когурёёнгухвэ чэ 35 чха чонги хаксульпальпхё пальпхёмунчжип. Сеул, 2004. — С. 12−25.
- И Хе Хёнъ. «Пархэ мёльманы вонъин» э тэхан тхорон ёчжи (Основное содержание дискуссии о причинах гибели Бохая) / Хе Хёнъ И // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — С. 141−144.
- Им Санъ Сон. Пархэ чжибэсе ёква сонси (Правящая власть и роды Бохая) / Санъ Сон И // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999.-С. 101−118.
- Им Санъ Сон. Соуль тэхаккё пакмулькван кванчжан пархэ юмуль тэхаё (О бохайских предметах, хранящихся в музее национального Сеульского университета) / Им Сань Сон // Пархэ конгук .1300 чунён (698 1998). / Хакъён-мунхванса. Сеул, 1999а. С. 211−212.
- Ким Ви Хён. Пархэ юмин ква Ху Пархэ мит Тэпархэгук (Оставшееся население Бохая и государства Поздний Бохай и Великое Бохайское государство) / Ви Хён Ким // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999.-С. 145−158.
- Ким Ын Гук. Пархэ мёльманы вонъин (Причины гибели государства Бохая) / Ын Гук Ким // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакёнмунхванса. Сеул, 1999. С. 119−140.
- Ким Ын Гук. Пархэи мёльман вонин- сикан-кончжок чопкын (временной и пространственный подходы) / Ын Гук Ким // Сэропке пон пархэса. / Когурё-ёнгучедан. Сеул, 2005. С. 77−88.
- Ким Чжонъ Бок. Пархе-тане чончжэн ква кые ыми (Война Бохая и Тан, ее значение) / Чжонъ Бок Ким // Сэропке пон пархэса. / Когурёёнгучедан. Сеул, 2005. -С. 117−131.
- Ким Чжонъ Бэ. Пархэса инсикы сэ чжипхёныль вихаё (За новые горизонты понимания истории Бохая) / Чжонъ Бэ Ким // Чонман. Сеул, 1993 — № 8. — С. 10−13.
- Ким Чжонъ Хван. Тхониль Силла ва Пархэ-- намбукгуксидэ (Объединённое Силла и Бохай период Южного и Северного государств) / Чжонъ Хван Ким // 3 к. Сансанхан хангукса. — Сеул: Тосопхульпхан пхурынсупх, 1996. — 337 с.
- Ким Чхан Кюн. Сильчхыкквачжоныль тхонхэ пон Корысакхопхыкха чжольтхоы сонкёк (Характеристика Корсаковского храма, выясненная в процессе практических исследований) / Чхан Кюн Ким // Чонман. Сеул, 1993. — № 8. — С. 31−35.
- Ким Хян Чжо. Пархэгукы ильбу минчжокмунчжэе тэхаё (О проблеме национальности части населения Бохайского государства) / Ким Хян Чо, Чхэ Тхэ Киль // Пархэса Ёнгу. 1 чип. / Ёнбёнтэхакчхульпханса- Соультэхаккёчхульпханбу. -Сеул, 1991.-С. 244−267.
- Когурё ёнгухвэ кукчэхаксультэхвэ чонхаптхорон (Основная дискуссия международной конференции научного общества Когурё) 1 день 11 сентября 1998 г. // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — С. 159−188.
- Когурё ёнгухвэ кукчэхаксультэхвэ чонхаптхорон (Основная дискуссия международной конференции научного общества Когурё) 1999а. 2 день 12 сентября 1998 г. // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999а.- С. 279−300.
- Медведев В.Е. Росиа ёнхэчжу пархэ чолтхо (Бохайский храм в российском Приморье) / В. Е. Медведев. Сеул: Хакьёнмунхванса, 1998. — 475 с.
- Мун Мёнъ Дэ. Кхорысакхопхыкха чжольтхо палькурыль тхонхэ пон пархэмун-хваы тхынчин (Особенность бохайской культуры, увиденная при раскопках Корсаковского храма) / Мёнъ Дэ Мун // Чонман. Сеул, 1993. — № 8. — С. 2630.
- Мун Мёнъ Дэ. Кхыраскхино савончжи ральгуло чханранхэттон пульгёмунхва мосып сыроне (Обнаружение облика буддистской культуры на выдающихся раскопках бохайского храма в Краскино) / Мёнъ Дэ Мун // Чонман. Сеул, 1994.-№ 10. -С. 32−37.
- Ом Чжан Рок. Ёнбён чигу пархэсигиы етсонтхое квахан кочхаль (Исследование, связанное с древним храмом бохайской эпохи в районе Ёнбён) / Ом Чжан Рок // Пархэса Ёнгу 1. / Ёнбёнтехакчхульпханса: Соультехаккё чхульпханса. Сеул, 1995.- С. 120−156.
- Пак Си Хёнъ. Пархэ Са (История Бохая) / Си Хёнъ Пак. Сеул: 1991. — 325 с.
- Пак Си Хёнъ. Пархэ Са (История Бохая) / Си Хёнъ Пак. Сеул: Тосочхульбан иронквансильчхон, 1995. — 326 с.
- Пак Си Хёнъ. Пархэса ёнгу вихаё (Для изучения Бохая) / Си Хёнь Пак // Пархэса ёнгу вихаё/ Чончичхульпхан. Сеул, 2000. С. 7−68.
- Пак Сон Бонъ. «Пархэ сальмангё чжончжэёбуэ тэхаё» нонпхён (Комментарии к «О том, был ли в Бохае шаманизм») / Сок Бонъ Пак // Пархэконгук 1300 чунён (698 926 г.). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — С. 331−335.
- Пак Чжин Сук. Пукхан, ильпон, росиае пархэса инсик (Понимание истории Бохая в Северной Корее, Японии и России) / Чжин Сук Пак // Сэропке пон пархэса. / Когурёёнгучедан. Сеул, 2005. С. 237−249.
- Панъ Хак Бонъ. Пархэ Чжонъ Хё кончжу мёнчипёнсое тэхан коек (Труд о могиле бохайской принцессы Чжонъ Хё) / Хак Бонъ Панъ // Пархэса Ёнгу 1. / Ёнбён-техакчхульпханса: Соультехаккё чхульпханса. Сеул, 1995. — С. 1−42.
- Панъ Хак Бонъ. Чжонъ Хе кочжумё ва Чжонъ Хё кочжумёэ техаё (О могилах принцесс Чжонъ Хё и Чжонъ Хе) / Хак Бонъ Панъ // Пархэса Ёнгу 1. / Ёнбён-техакчхульпханса: Соультехаккё чхульпханса. Сеул, 1995а. — С. 43−76.
- Панъ Хак Бонъ. Пархэы мёльман вонъинэ тэхаё (О причинах гибели Бохая) / Хак Бонъ Пан // Пархэса Ёнгу 1. / Ёнбёнтехакчхульпханса: Соультехаккё чхульпханса. Сеул, 19 956. — С. 201−218.
- Панъ Хак Бонъ. Пархэ сямангё чжончжэёбуэ тэхаё (О том, был ли в Бохае шаманизм) / Хак Бонъ Панъ // Пархэконгук 1300 чунён (698 926 г.). / Хакъён-мунхванса. Сеул, 1999. — С. 303−330.
- Панъ Хак Бонъ. Пархэкончхук тэхаё квахан- тхорон (Дискуссия, связанная с бохайской архитектурой) / Хак Бонъ Панъ // Пархэконгук 1300 чунён (698 -926 г.). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999а. С. 421-^22.
- Пархэрыль чхачжасо: Пархэ конгук 1300 чунён кинём (В поисках Бохая: К 1300 -летнему юбилею образования государства Бохай) Сеул, 1998. — 70 с.
- Пархэса (История Бохая) // Хангукса к. 10. /под ред. Сонъ Ки Хо, Хан Кю Чхоль и Им Санъ Сон. Сеул, 1996. — 263 с.
- Пархэса Ёнгу 3 чип (Изучение истории Бохая, 3 часть) Сеул: Ёнбёнтехакчхульпханса: Соультэхаккёчхульпхансабу, 1993. — 338 с.
- Росиа ёнхэчжу ва пархэса (Приморский край России и история Бохая) /Отв.ред. Шавкунов Э. В. Перевод с русского языка Сонъ Ки Хо и Чонъ Сок Бэ. Сеул: Минымса, 1996. — 341 с.
- Се Чжонъ Хо. Пархэса ёнгуы хёнхванква квачжэ тэхан тхорон (Настоящее положение изучения истории Бохая и дискуссия о задачах исследования) /
- Чжонъ Хо Се // Пархэконгук 1300 чунён (698 926 г.). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999.- С. 37−38.
- Се Чжонъ Хо. «Пархэ кончхугэ техаё» е кванхан тхорон (Дискуссия, связанная с бохайской архитектурой) / Чжонъ Хо Се // Пархэконгук 1300 чунён (698 -926 г.). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999а. С. 423−425.
- Сонъ Ки Хо. Пархэ, нампукхан чжун — иль — роы чжагук чжонсим хэсок (Представления об истории Бохая республике Корея, КНДР, Китае, Японии и России) / Ки Хо Сонъ // Ексабипхён. Каыл. — Сеул: 1992. — С. 333−343.
- Сонъ Ки Хо. Пархэрыль чхачжасо (В поисках Бохая) / Ки Хо Сонъ. Сеул: Сольчхульпханса, 1993. — 295 с.
- Сонъ Ки Хо. Пархэ чжончхи ёкса ёнгу (Исследование политической истории Бохая) / Ки Хо Сонъ. Сеул: Ипьчжокаль, 1995. — 282 с.
- Сонъ Ки Хо. Пукхане пархэса ёнгува «Пархэса» (Изучение истории Бохая в Северной Корее и «История Бохая») / Ки Хо Сонъ // Пархэса. / Тосочхульбан иронквансильчхон. Сеул, 1995а. — С. 7−23.
- Сонъ Ки Хо. Пархэрыль таси понда (Снова рассмотреть Бохай) / Ки Хо Сонъ. -Сеул: Тосочхульпхан чурюсон, 1999. 251 с.
- Сонъ Ки Хо. Пархэ мунхвасаы ёнгу хёнхванъ ква квачжэ (Задачи и положение изучения истории бохайской культуры) / Ки Хо Сонъ Сеул, сентябрь 2003. -С. 251−269.
- Сюй Чжи Фань. Пукхан кённе пархэючжокква чхультхоюмуль (Бохайские памятники в КНДР и их изучение) / Чжи Фань Сюй // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — С. 213−238.
- Хамада Косаку. Мунвансидэ пархэы ёксачжок сонкёк (Эпоха Мунвана — исторический характер Бохая) / Косаку Хамада // Пархэ конгук 1300 чунён (698 -1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — С. 71−93.
- Хан Кю Чхоль. Корёэсо токрипунтонкикачиы пархэ са инсик (Представление об истории Бохая с периода Бохая до движения за независимость) / Кю Чхоль Хан // Ёксапхибён. Каыл. Сеул: 1992. — С. 344−353.
- Хан Кю Чхоль. Ёнхэчжу пархэючжок палькульква хянхэ пархэса ёнгуы квачжэ (Раскопки бохайских памятников в Приморье и дальнейшие задачи по изучению истории Бохая) / Кю Чхоль Хан //Чонман. Сеул: 1993. -№ 8. — С. 41−45.
- Хан Кю Чхоль. Пархэы тэквангеса (История внешнеполитических отношений Бохая) / Кю Чхоль Хан. Сеул: Тосочхульбан синсовон, 1994. — 415 с.
- Хан Кю Чхоль. Кхыраскхино пархэючжокчжиы ёксачжок сонгёк пальхёчжё (Проясняющийся исторический характер бохайского памятника на Краскино) / Кю Чхоль Хан // Чонман. Сеул 1994а. — № 10. — С. 44−49.
- Хан Кю Чхоль. Пархэса ёнгуы хёнкван ква квачжэ (Современное состояние истории Бохая и темы исследования) / Кю Чхоль Хан // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — С. 15−36.
- Хан Кю Чхоль. Тонбуккончжоне пархэёнгу кёльквае техан пхёнга (Оценка результатов изучения Бохая на северо-востоке) / Кю Чхоль Хан //Чунгуке тонбуккончжон ёнгу сонквае техан пунсок ква пхёнга / Когурёёнгухвэ. Сеул: 2006. С. 63−83.
- Хангукса (История Кореи) Сеул: Кукчжэкёюкчхынхынвон, 1996. — 306 с.
- Хэдонъсонгук Пархэ (Процветающее государство Бохай) Сеул: Соульдэ пакмулькван, 2003. — 151 с.
- Чхонсонёныль вихан хангукса (Корейская история для молодёжи) Сеул, 1998. -508 с.
- Че Мёнъ Хён. Соультэхаккёы пакмулькван сочжан пархэ юмуль (Бохайские предметы, хранящееся в музее национального Сеульского университета) / Мёнъ Хён Че // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999.-С. 207−210.
- Чи Хе Ы. «Пархэго» рыль пхёнэмё. И чхэгы понъёкэ тэхаё. (Издание «Государство Бохай». О переводе этой книги) / Хе Ы Чи // Пархэго/ Хангукгочончхонсо. Сеул, 2000. С. 5−9.
- Чо Дон Коль. Хёндэ хангуксахакса (Современная историография Кореи) /Дон Киль Чо. Сеул: Накамчхульпхан, 2000. — 601 с.
- Чонъ Ён Чжин. Пархэ мудом ёнгу (Исследование бохайских могил) / Ён Чжин Чонъ // Пархэса Ёнгу 1. / Ёнбёнтехакчхульпханса: Соультехаккёчхульпханса. -Сеул, 1995.- С. 77−119.
- Чонъ Ён Хо. Пархэы пульгё ва пульсан (Бохайский буддизм и статуэтки Будд) / Ён Хо Чонъ //Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — с.337−346.
- Чонъ Хо Тхэ. «Сангён ёнчхонбу ва сэро пальгультвэн сарихам» э тэхан тхоро-нёчжи (Дискуссия о Верхней столице и раскопанной шкатулке с мощами Будды) / Хо Тхэ Чонъ //Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999. — С. 277−278.
- Чонъ Хо Тхэ. Пархэы кобун пёнхва ва пархэ мунхваы сонкёк (Изменение бохайских погребений и характер культуры Бохая) / Хо Тхэ Чонъ //Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999а. — С. 347−367.
- Чонъ Чжин Хон. «Пархэса сарё ва пархэса инсикы пёнчхон"е тэхэсо (Об «исторических материалах и изменениях представлений об истории Бохая») / Чжин Хон Чонъ // Пархэ конгук 1300 чунён (698 926 г). / Хакъёнмунхванса. Сеул, 1999а.-С. 67−69.
- Чхэ Бон Рёль. Пархэы сусукэги (Загадка Бохая) / Бон Рёль Чхэ. Сеул: 1995. -225 с.
- Шавкунов Э.В. Ёнхэчжуе нама инын Пархэ (Оставшийся в Приморье Бохай) / Э. В. Шавкунов. Сеул: Корёхаксульмунвачэдан, 1999. — 362 с.
- Ю Тык Кон. Пархэ Го (Исследование Бохая) / Тык Кон Ю. Сеул: Хангукгоч-жончхонсо, 2000. — 197 с. + 90 с. оригин. текста.
- Юн Чжэ Ун. Тонасиа хэянъканъгук Пархэ (Бохай как морская держава Восточной
- Азии) / Чжэ Ун Юн // Сэропке пон пархэса. / Когурёёнгучедан. Сеул, 2005.1. С. 151−169.
- На английском, немецком и китайском языках1. liev A.L. Archeological investigation of Bohai sites in Primorski territory of Russia / A.L. Ivliev // Пархэ конгук 1300 чунён (698 1998). / Хакъён-мунхванса. Сеул, 1999.-Р. 191−206.
- Moon Myung Dae. A study of Bohai (hieroglyph) Buddhist image / Myung Dae Moon // The First international Symposium of Bohai Culture. Vladivostok, 1996.-p. 29.
- No Tae Don. On the Marriage Customs of the P’ohais and Jurchens: with focus on Levirate / Tae Don No // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. / ДВО РАН. Владивосток, 2001. С. 113−118.
- Reckel J. The ethnological structure of the Pohai-people / J. Reckel // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. / ДВО РАН. Владивосток, 2001. С. 98−109.
- Song Ki Но. Several questions in Studies of History of Parhae / Ki Ho Song // Korean Jornal. Seoul: 1990. — Vol. 30. № 6. — P. 4−20.
- Song Kiho. On the nature of the «Sureong» in Parhae / Kiho Song // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай./ДВО РАН. Владивосток, 2001. С. 119−125.
- В работе также использовались следующие Интернет ресурсы:
- Ким Г. Советские корейцы в Северной Корее / Г. Ким Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: www.world.lib.m/k/kim i о. (20.04.2002).
- Ланьков А. 2 источника и 2 составные части корейского национализма / А. Ланьков Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: www.world.lib.ru/k/kim i о. (15.03.2004)