Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие новых форм моделирования и инструментальная поддержка информационно-коммуникационного взаимодействия экономических агентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Динамичные процессы комплексной трансформации экономики России, предопределенные повсеместным революционным проникновением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющим выходить на качественно новые витки развития в различных областях жизнедеятельности современного общества посредством формирования эффективной системы взаимодействия его субъектов в электронной среде… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава. Электронное взаимодействие экономических агентов: теоретико-методологические основы
    • 1. 1. Историко-экономический контекст формирования системы электронного взаимодействия экономических агентов: сущность и понятийно-терминологические конструкции
    • 1. 2. Структура, модели и виды отношений взаимодействия экономических агентов в электронной среде
    • 1. 3. Барьеры на пути формирования эффективной системы электронного взаимодействия экономических агентов в России
  • 2. Глава. Развитие эффективной системы электронного взаимодействия экономических агентов: практический опыт, модели, методология
    • 2. 1. Организация эффективного электронного взаимодействия экономических агентов
    • 2. 2. Модель рынка электронной отчетности: структурный и динамический аспекты (на материалах Ростовской области)
    • 2. 3. Оценка эффективности программных средств, обеспечивающих электронное взаимодействие экономических агентов: методические подходы и практические рекомендации
  • 3. Глава. Совершенствование процесса моделирования электронного взаимодействия экономических агентов
    • 3. 1. Информационно-эконометрическая модель зависимости степени интенсивности электронного взаимодействия экономических агентов от макроэкономических индикаторов

    3.2. Способы реализации основных задач повышения качества и эффективности муниципального управления на основе формирования и развития системы электронного взаимодействия экономических агентов г. Ростова-на-Дону.

    3.3. Анализ и моделирование электронного взаимодействия экономических агентов.

Развитие новых форм моделирования и инструментальная поддержка информационно-коммуникационного взаимодействия экономических агентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Динамичные процессы комплексной трансформации экономики России, предопределенные повсеместным революционным проникновением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющим выходить на качественно новые витки развития в различных областях жизнедеятельности современного общества посредством формирования эффективной системы взаимодействия его субъектов в электронной среде, диктуют объективную необходимость исследования современных экономико-математических методов и инструментальных средств для повышения обоснованности принимаемых решений на всех уровнях иерархии народнохозяйственного комплекса страны. Отмеченное возрастание роли инфокоммуникаций в фокусе взаимодействия экономических агентов требует постоянного анализа и совершенствования теории, моделей, методических и методологических подходов к организации процесса применения новых ИКТ в системе государственного управления и местного самоуправления. В дополнение к этому мировой финансово-экономический кризис конца первого десятилетия XXI века способствовал еще большей актуализации проблемы построения в стране комплексного электронного пространства указанного взаимодействия, решение которой позволило бы повысить эффективность экспансии информационных технологий в систему современного государственного менеджмента и модернизировать процессы предоставления госуслуг.

Названные обстоятельства позволяют заключить, что в меняющихся условиях хозяйствования анализ, разработка моделей и инструментальных средств для повышения эффективности взаимодействия экономических агентов, в том числе государства с современными общественными институтами, бизнесом, гражданами, базирующегося на применении ИКТ, является актуальной задачей.

Степень разработанности проблемы. К ключевым работам, оказавшим влияние на становление и развитие методологической базы исследования, в том числе понятийно-терминологического аппарата, сущности, структуры, моделей, наиболее перспективных направлений и видов взаимоотношений хозяйствующих субъектов, возникающих в результате использования ИКТ с целью повышения эффективности управления в экономических системах различного уровня, можно отнести исследования Т. Авдеевой, Ю. Бахтиной, Ю. Борздого, Дж. Вебстера, Г. Голдкухла, А. Голубевой, А. Данилина, В. Дрожжинова, А. Карпова, В. Конявского, О. Патокиной, М. Портера, М. Саймондса, Е. Стырина, А. Тамбиева, М. Формана, Дж. Фоунтейна, Ю. Хохлова, Н. Чена, А. Штрика1 и др. ученых.

Решению проблем экономико-математического моделирования, управления и создания информационных систем в экономике посвящены работы В. Бекермана, О. Белокрыловой, С. Еремеева, В. Захарова, В. Леонтьева, И. Лифица, Н. Лябаха, Л. Матвеевой, В. Москвина, А. Нариньяни, А. Никитаевой, Р. Солоу, Д. Филиппова, Р. Хикса и др.2.

1 Авдеева Т. Г. Проблема «цифрового разрыва» в международных экономических дискуссиях // Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ: Материалы межд. сем. — М.: Дом Правительства РФ, 2001; Бахтина Ю. В. Концепция системы повышения эффективности взаимодействия государства и общества на основе информационных технологий // Тез. докл. круглого стола «Современные проблемы государственного администрирования и модернизация российской экономики», 14−16 апр. 2010 г. — М., 2010. — С. 10−11- Борздый Ю. В. Обзор современных подходов к моделированию «электронного правительства» // Бизнес-информатика. — 2009. — № 4(10). — С. 60−67- Webster J., Watson R.T. (2002) Analyzing the past to prepare for the future: Writing a literature review. MIS Quarterly, 26(2), xiii-xxiiiGoldkuhl G., Persson A. (2006) From e-Iadder to e-diamond — re-conceptualising models for public e-services, Proceedings of the 14th European Conference on Information Systems, GoteborgГолубева A.A., Патокина O.A. Особенности формирования спроса на электронные G2B услуги в российских регионах: результаты эмпирического исследования // Интернет и современное общество: Труды XI всероссийской объединенной конференции, Санкт-Петербург, 28−30 окт. 2008 г. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. — С. 143 146- Данилин A.B. Технологии интеграции государственных информационных систем и организации межведомственного взаимодействия // Реализация проектов электронного правительства. — 2008. — № 19. — 52 сСовершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт // A.B. Гиглавый, Ю. М. Горностаев, В. И. Дрожжинов, С. Н. Сериков, A.A. Штрик / Под ред. В. И. Дрожжинова.- М.: Эко-Трендз, 2002. — 264 сКарпов А. Г. Анализ развития рынка услуг удостоверяющих центров. Динамика за год // III междунар. научно-практическая конф. «Актуальные проблемы создания системы удостоверяющих центров России. Аспекты международного сотрудничества в области ЭЦП», 8−10 нояб. 2006 г., — СПб. Web: http://www.reestr-pki.voskhod.ruГадасин B.A., Конявский В. А. Системные понятия электронного взаимодействия // «Безопасность информационных технологий», — Минобраз РФ, МИФИ, 2002. — № 3. — С. 39−48- Портер М. Воздействие конкуренции на форму стратегии / В кн.: Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. — СПб.: Питер, 2001. — 88 сSymonds M. (2000) Government And The Internet // The Economist. June 24thСтырин E.M. Системный подход в формировании инфраструктуры электронного правительства // Web: http://open-gov.ru/?p=758#more-758- Тамбиев А. Х. «Электронное правительство» субъекта РФ. — М., 2004. — 77 сFountain J. (2001) Building the Virtual State. Information Technology and Institutional Change. Washington: Brooking Institution PressХохлов Ю.Е., Шапошник С. Б. Готовность регионов ЮФО к предоставлению государственных услуг в электронном виде // Материалы семинара «Развитие МФЦ в ЮФО: региональные и муниципальные аспекты», 2425 сент. 2009 г. — Волгоград, 2009; Chen H. (2002) Digital govemment: technologies and practices // Decision Support Systems, Vol. 34 3 P. 223−227.

2 Beckerman W. (1956) Distance and the Pattern of intra-European Trade // Review of Economies and Statistics. Vol. 38, pp. 31−40- Белокрылова О. С., Цыганков С. С. Стратегия борьбы с коррупцией в сфере бюджетного заказа // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 8. — С. 223−225- Еремеев С. Г. Электронное правительство мегаполиса. // Экономика и управление. — 2009. — № 3 (43). — С. 24−27- Захаров B.M. Роль систем информационного обеспечения органов государственной власти субъекта Российской Федерации в реализации стратегии устойчивого развития // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информ. работы. — 1997. — № 8. — С. 25−27- Леонтьев B.B. Межотраслевая экономика. — M., 1997. — 315 сЛифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие, — М.: Высшее образование, 2007. — 390 сЛябах H.H., Чефранов С. Г. Информационно-аналитическая поддержка сценариев развития региональной экономики. — Ростов-на-Дону: ИнфоСервис, 2005. -Вып.1. — 48 сМатвеева Л.Г., Шевченко И. К. Использование информационных технологий в процессе управления сложноструктурированными экономическими системами // Перспективные системы и задачи управления: Мат.

Исследованием фактов и явлений, свидетельствующих об изменениях современной системы хозяйствования и заложивших основу теорий новой экономики и постиндустриального общества, занимались такие ученые, как С. Глазьев,.

•з.

М. Гохберг, Ф. Махлуп, Т. Николаева и др.

Вышеперечисленные авторы в той или иной мере оказали влияние на становление методологических основ проблематики электронного взаимодействия хозяйствующих агентов. Также, на результаты работы повлияли труды российских ученых и специалистов во главе с В. Булгаком и Л. Варакиным, в которых делается попытка выявления корреляции между инфокоммуникациями и состоянием экономической системы общества4.

В соответствии с доминирующим подходом к исследованию коммуникаций между экономическими агентами, осуществляемых посредством новых ИКТ, необходимо делать акцент именно на эффективности используемых технологий, а не на простой автоматизации фактических трансакций. В связи с этим в настоящей диссертации рассматривается проблема эффективности в той степени, которая необходима для исследования процесса построения и дальнейшего развития системы электронного взаимодействия экономических агентов. Последней из обозначенных проблем посвящены труды Г. Багиева, Д. Дорогавцева, К. Митуса, К. Скрипкина, П. Угланова, М. Хаммера, Дж. Чампи5 и др. лы 2-ой Всероссийской научно-практической конф. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007; Москвин В. А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков, риск-менеджеров, — М.: Финансы и статистика, 2006. — 384 сНариньяни A.C. Модель или алгоритм: новая парадигма информационной технологии // Информационные технологии. — М.: Машиностроение, 1997. № 4. — С. 11−16- Никитаева А. Ю., Матвеева Л. Г. Моделирование системы взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономике // Перспективные системы и задачи управления: Мат-лы 2-ой Всероссийской научно-практической конф. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007; Solow R. (1987) We’d Better Watch Out // New York Review of Books, 12.07.1987. P. 36- Филиппов Д. В. Институциональные особенности организации электронного правительства на муниципальном уровне // Регион: экономика и социология. — 2009. — № 4. — С. 243−248- Heeks R.B. (2006) Benchmarking eGovernment: Improving the National and International Measurement, Evaluation and Comparison of eGovernment. ?Government Working Paper Series No 18.

3 Глазьев С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. — М.: Наука, 1992. — 207 сГохберг М. Л. Новая инновационная система для «новой экономики». — М.: ВШЭ, 2002. — 32 сMachlup F. (1984) The Economics of Information and Human Capital. -Princeton. 644 pНиколаева Т. П. Информационная экономика и тенденции ее развития: Дис.. д-ра экон. наук. -СПб., 1999. — 298 с. РГБ ОД, 71:00−8/199−7.

4 Варакин Л. Е. Электросвязь и экономика: информационно-экономический закон // Электросвязь. — 1992. — № 12- Новые методы прогнозирования развития телекоммуникаций и их применение в отрасли «Связь Российской Федерации» / Булгак В. Б., Варакин Л. Е., Москвитин В. Д., Каледина H.H., Шамаева Л.Ф.- под ред. В. Б. Булгака и Л. Е. Варакина. — М.: MAC, 2000. — 105 сВаракин Л.Е. Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. — М.: MAC, 2006. — 160 с.

Багиев Г. Л., Асаул A.H. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 231 сДорогавцев Д. Н. Подходы и методы оценки экономической эффективности от внедрения информационных технологий // Проблемы информационной экономики. Национальная инновационная система России: проблемы становления и развития / Под. ред.

Вместе с тем, новизна проблематики виртуальных отношений экономических агентов в сопряжении с ее многоаспектностью и сложноструктурированностью во многом детерминировали дефицит исследований, проводимых с позиций экономики как науки, вследствие чего вопросу развития модельного и инструментального аппарата анализа информационно-коммуникационного взаимодействия хозяйствующих субъектов не было уделено достаточного внимания. В то же время, следует указать, что в силу междисциплинарного характера проблемы электронных взаимоотношений экономических агентов более известными в этой сфере являются работы социологов, философов, политологов, представителей ряда других направлений научной мысли, а также специалистов-практиков. Эти обстоятельства определили постановку цели и задач диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является моделирование и инструментальная поддержка процесса информационно-коммуникационного взаимодействия экономических агентов для повышения управляемости и эффективности данного взаимодействия.

Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач: создать концептуальную модель, аккумулирующую в себе основные ограничения и барьеры, препятствующие формированию эффективной системы электронного взаимодействия российских экономических агентов, и основанную на исследованиях основных существующих концепций, моделей и форм отношений экономических субъектов — участников электронного взаимодействияразработать математическую модель, отражающую зависимость степени интенсивности электронного взаимодействия экономических агентов от макроэкономических индикаторов (на примере отношений государства и бизнеса (модели С2В)) с целью повышения управляемости такого взаимодействия;

Нижегородцева P.M. — М.: Доброе слово, 2006. — T.V. — 424 сМитус К. Н. Модель совокупной стоимости владения SaaS // В1сник Хмельницького нащонального ушверситету. — 2010. — Т.2. — № 3. — С. 204−206- Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем. — М.: ДМК Пресс, 2008. — 296 сУгланов П. Н. Сущность экономической эффективности производства // Вестник Тамбовского университета. — 2007. — Вып. 3 (47). — С. 6571- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.-332 с. сконструировать алгоритм моделирования электронного взаимодействия экономических агентов, разработанный на основе анализа развития национального ИКТ-сектора страны и его наиболее сформированного в разрезе проблематики исследования элемента — отрасли электронной отчетностивыявить и систематизировать наиболее распространенные подходы к оценке эффективности программных комплексов, обеспечивающих взаимодействие экономических агентов в электронной средепредложить математический инструментарий, позволяющий осуществлять сравнительный анализ программных средств, обеспечивающих электронное взаимодействие экономических субъектов, в контексте одной из наиболее развитых отраслей инфокоммуникационного рынка страныразработать и апробировать на системе местного самоуправления концептуальные положения использования технологий электронного взаимодействия экономических агентов с целью повышения качества и эффективности муниципального управления.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают системы и экономические субъекты электронного взаимодействия инфокоммуникационной отрасли. Предметом исследования являются экономические условия и процессы, формы, модели и инструменты электронного взаимодействия экономических субъектов посредством развития новых информационно-коммуникационных технологий.

Диссертационная работа выполнена в рамках паспорта специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки): п. 1.1. Разработка и развитие математического аппарата анализа экономических систем: математической экономики, эконометрики, прикладной статистики, теории игр, оптимизации, теории принятия решений, дискретной математики и других методов, используемых в экономико-математическом моделировании и п. 2.5. Разработка концептуальных положений использования новых информационных и коммуникационных технологий с целью повышения эффективности управления в экономических системах.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на совокупности теоретических положений и практических выводов, в соответствии с которыми повышение обоснованности и эффективности управленческих решений в системе виртуальных отношений экономических агентов на разных иерархических уровнях народного хозяйства, строящейся на применении современных ИКТ, возможно за счет использования комплекса экономико-математических моделей и инструментария, совмещающих в рамках системного подхода преимущества экспертных методов, методов системного анализа и синтеза, корреляционного анализа и теории системного логико-структурного проектирования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные различным аспектам концепции электронного правительства (ЭП), проблемам постиндустриального общества и его экономики, взаимодействия государства, бизнеса, общества, науки и граждан, в том числе в интернет-среде, изучению тенденций глобализации и информатизации экономических процессов, оценке эффективности применения современных информационно-коммуникационных технологий, моделированию наиболее развитых секторов инфокоммуникационной инфраструктуры и др., а также фундаментальные положения современной экономической теории и общенаучные подходы к анализу хозяйственной деятельности, представленные в научной литературе.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных статслужб России, материалов, публикуемых в периодической печати и монографических исследованиях отечественных и зарубежных ученых, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, бизнес-документации ряда российских предприятий, материалов специализированных исследовательских компаний, интернет-ресурсов и собственных авторских наработок. Также, в ходе разработки проблемы использовались законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Исследование осуществлялось с применением различных методологических подходов, в том числе нормативного и системного подхода, логических методов, методов экономического, структурно-функционального и сравнительного анализа, эконометрического моделирования, категориального и субъектно-объектного анализа, инструментальных методов выявления динамики ключевых процессов в сложных социально-экономических системах.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Теоретико-прикладной процесс выявления факторов социально-экономического, технико-технологического, политико-правового, организационного, информационного, морально-психологического и культурного характера обусловливает технологическое обновление и не всегда способствует его эффективному развитию. В целях преодоления существующих барьеров, препятствующих развитию новых информационных и коммуникационных технологий и ускорению проведения транзакций, целесообразно использовать дескриптивную модель проблемного поля создания эффективной системы электронного взаимодействия экономических агентов России.

2. Использование методов статистического анализа и разработанной информационно-эконометрической модели зависимости степени интенсивности электронного взаимодействия экономических агентов от макроэкономических индикаторов позволяет повысить качество информационно-коммуникационных отношений хозяйствующих субъектов за счет возможности получения корректных прогнозов развития виртуальных отношений хозяйствующих субъектов исходя из тенденций развития народнохозяйственного комплекса общества.

3. Содержательно оправданным с позиции моделирования является применение методологии конструирования алгоритма электронного взаимодействия экономических агентов, позволяющего осуществлять обоснованное использование новых инфокоммуникаций с целью повышения эффективности управления в экономических системах за счет применения разработанного комплекса формальных и содержательных моделей. Применение данного алгоритма целесообразно, поскольку в условиях поступательной экспансии современных ИКТ исследования национального информационно-коммуникационного сектора страны и его наиболее развитых элементов становятся более востребованными.

4. Предложенная система, объединяющая существующие показатели оценки эффективности программных средств, позволяет делать мотивированные выводы и принимать взвешенные управленческие решения, касающиеся качества и эффективности применяемых технологий электронного взаимодействия экономических субъектов, за счет объединения в единый комплекс многообразия взглядов, наблюдающихся в экономической науке и практике, которое обусловлено сложностью объекта исследования и разнонаправленностью интересов экспертов, задействованных в процессе анализа результатов применения ИКТ хозяйствующими субъектами — участниками информационно-коммуникационного взаимодействия.

5. Много факторный сравнительный анализ инструментальных средств и программных решений, применяемых в процессе моделирования электронного взаимодействия экономических агентов с учетом оценки влияния стоимостных и качественных параметров программных средств и стоимости их обслуживания, является необходимой компонентой оценки эффективности применяемых ИКТ, предназначенных для обеспечения процесса данного взаимодействия, поскольку позволяет сделать наиболее обоснованный выбор используемых программных средств.

6. Применение концептуальных положений использования технологий электронного взаимодействия экономических агентов на уровне города позволяет повысить эффективность и качество процесса муниципального управления. Преимущества данной системы позволяют интегрироваться в проекты электронного взаимодействия федерального и регионального уровней и, как следствие, совершенствовать систему информационно-коммуникационных отношений между экономическими агентами на муниципальном уровне.

Научная новизна исследования состоит в развитии аппарата анализа и управления социально-экономическими процессами электронного взаимодействия экономических агентов посредством уточнения и формализации понятийно-категориального аппарата исследования, разработки и применения комплекса моделей (включающего дескриптивную модель проблемного поля создания эффективной системы электронного взаимодействия экономических агентов, информационно-эконометрическую модель зависимости степени интенсивности электронного взаимодействия экономических агентов от макроэкономических индикаторов, соответствующий алгоритм моделирования электронного взаимодействия экономических агентов и др.) и концептуальных положений использования ИКТ, лежащих в основе виртуальных отношений между государством и гражданами, бизнесом, другими общественными институтами. К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания, можно отнести следующие:

1. Сформирована дескриптивная модель проблемного поля создания эффективной системы электронного взаимодействия экономических агентов, в которой на базе методологии системного подхода обобщены результаты исследований, обуславливающих развитие, сдерживание и барьеры технологического обновления системы электронного взаимодействия в практике России. Данная модель, базирующаяся на типологии, проведенной по принципу нестрогого отнесения к тому или иному блоку барьеров, препятствующих развитию ИКТ-рынка, в отличие от ранее полученных результатов ученых (Т. Авдеевой, В. Дрожжинова, Ю. Хохлова, А. Штрика и др.), обладает потенциалом аккумулирования широкого спектра существующих барьеров, не рассматриваемых ранее в комплексе, что позволило сформировать концептуальную платформу для развития теоретико-методологических положений и разработки практических рекомендаций по использованию новых инфокоммуникационных технологий с целью повышения эффективности управления процессом взаимодействия государства с институтами современного гражданского общества, бизнесом, гражданами.

2. Разработана информационно-эконометрическая модель зависимости степени интенсивности электронного взаимодействия экономических агентов от макроэкономических индикаторов с использованием инструментария статистического анализа, являющаяся модификацией модели Л. Варакина. В отличие от существующих инструментов, предложенных в работах известных ученых (В. Булгакова, Л. Варакина, В. Москвитина), модель дает возможность делать корректные прогнозы развития виртуальных отношений хозяйствующих субъектов (в частности в модели G2B) исходя из прогнозов развития экономики. Предложенная модель, позволяющая установить связь между ее основными количественными показателями: валовым национальным продуктом и той частью производственной информации, которая задействована в процессе использования ИКТ с целью повышения эффективности взаимодействия госсектора с частными хозяйствующими субъектами, апробирована на экономической системе мезоуровня народнохозяйственного комплекса страны (на материалах Ростовской области).

3. Сконструирован алгоритм моделирования электронного взаимодействия экономических агентов на основе структурно-логического и концептуального подходов для обоснованного использования новых информационных и коммуникационных технологий с целью повышения эффективности управления в экономических системах, отличающийся от работ общепризнанных ученых (Л. Матвеевой, А. Никитаевой) применением совокупности разработанных автором моделей, что позволило выработать комплексный подход к изучению системы виртуальных отношений хозяйствующих субъектов на разных иерархических уровнях.

4. Предложена система показателей оценки эффективности программных средств, обеспечивающих взаимодействие экономических агентов, которая, в отличие от предложений известных ученых (Г. Багиева, Д. Дорогавцева, К. Митуса, К. Скрипкина, П. Угланова), характеризуется системным объединением целого ряда количественных показателей: годового экономического эффекта, срока окупаемости капитальных вложений и коэффициента их экономической эффективности, а также методики расчета совокупной стоимости владения программными средствами, — что позволяет эффективно планировать капитальные затраты для достижения наилучшей отдачи от применения информационных технологий и, соответственно, применять наиболее эффективные технологии, обеспечивающие виртуальные отношения между хозяйствующими субъектами.

5. Развит инструментарий, позволяющий производить многофакторный сравнительный анализ используемых информационно-коммуникационных технологий на основе выявления экономико-математических и логических закономерностей, что позволяет оценивать, сравнивать и применять различные варианты программных решений, обеспечивающих существование системы электронного взаимодействия экономических агентов, на основе влияния таких факторов, как: расходы на приобретение, расходы на обслуживание программных средств и их качество. При этом специфической особенностью, отличающей данный инструментарий от других, разработанных известными учеными (И. Лифицем, В. Москвиным), является его адаптация к условиям отрасли электронной отчетности.

6. Разработаны и апробированы на примере Администрации города Ростова-на-Дону концептуальные положения использования технологий электронного взаимодействия экономических агентов с целью повышения качества и эффективности управления муниципальным образованием. В отличие от ранее сделанных выводов исследователей (С. Еремеева, В. Захарова, А. Тамбиева, Д. Филиппова), разработанные положения подразумевают использование формализованного инструментария, основанного на методе экспертных оценок и предназначенного для проведения расчета и сравнительного анализа многопараметрических рейтинговых оценок индикаторов развития услуг электронного муниципалитета, что позволяет производить отыскание «узких мест» внедряемых новых технологий.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблематики и состоит в разработке концептуальных основ и практических рекомендаций по использованию новых ИКТ с целью повышения эффективности управления процессом взаимодействия органов государственной власти (ОГВ) с институтами гражданского общества, бизнесом, гражданами в коммуникативно-информационной среде, а также экономико-математического и модельно-аналитического инструментария активизации появления, использования и развития его составляющих. Практическая значимость диссертационного исследования усиливается адаптацией и апробацией предложенного в ней инструментария на региональном и муниципальном уровнях (Ростовская область и г. Ростов-на-Дону).

Материалы исследования и его выводы могут найти применение в: деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях при разработке программ, определяющих формы и механизмы взаимодействия хозяйственных субъектов в условиях становления новой экономикидеятельности руководителей и специалистов исследовательских и консалтинговых центров и предприятий ИКТ-сферы.

Также результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по дисциплинам: «ИКТ в экономической науке и образовании», «Моделирование экономических процессов и систем» и др.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 16 научных работ общим объемом 4,45 п.л. (лично автором 3,25 пл.), из них 3 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Апробация результатов диссертационного исследования. Рекомендации и разработки автора были применены в практической деятельности ОАО «ИнфоТеКС Интернет Траст» при подготовке и принятии управленческих решений, в том числе при выборе модели развития Ростовского филиала. Кроме того, положения диссертационного исследования нашли отражение в предложениях, подготовленных автором в ходе разработки научно-методической документации для концепции электронного развития города Ростова-на-Дону, проводимой в рамках муниципального контракта от 22.04.2010 № 59 между Администрацией г. Ростова-на-Дону и ЮГИНФО ЮФУ.

Основные научные и практические результаты диссертационной работы докладывались автором и получили положительную оценку на следующих конференциях: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007) — Весенняя конференция молодых ученых-экономистов.

Экономические проблемы современной глобализации" (Санкт-Петербург, 2007) — Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ» (Ростов-на-Дону, 2007, 2008, 2010, 2011) — Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века — будущее Российской науки» (Ростов-на-Дону, 2007, 2009) — 14-я Международная Конференция молодых ученых-экономистов «Предпринимательство и реформы в России» (Санкт-Петербург, 2008) — Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии в экономической деятельности» (Ростов-на-Дону, 2007, 2010, 2011).

Объем и структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, девяти параграфов, объединенных тремя главами, заключения, списка использованных источников, включающего 246 наименований, 6 приложений. В диссертации 13 таблиц, 37 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время в Российской Федерации одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики является сектор информационно-коммуникационных технологий, но несмотря на это, если говорить о российской социально-экономической системе в целом, глубина проникновения ИКТ в некоторые сферы деятельности, в том числе госуправление, остается по-прежнему недостаточно высокой, особенно по сравнению со странами, лидирующими в области информатизации различных сторон общественной жизни.

В контексте осознания важности и необходимости ориентации российской экономики на информационно-коммуникационный вектор динамики, актуализируется проблематика организации эффективного электронного взаимодействия экономических агентов, в том числе государства с бизнесом и гражданами, на разных уровнях иерархии, в частности, вопросы становления теоретико-методологического базиса, направленного, в конечном счете, на управление, а также разработку и развитие математического аппарата анализа экономических систем, затрагивающих в первую очередь мезои микроуровни народнохозяйственного комплекса России.

Как показало проведенное исследование, научную основу подхода к разработке концептуальных положений и инструментальных средств в разрезе данной проблематики должны составлять нормативный и системный подходы, а также системный анализ — всестороннее изучение факторов внешнего окружения и внутренней среды такого сложного социально-экономического явления, как информационно-коммуникационное взаимодействие экономических агентов, вбирающего в себя всю совокупность связей и отношений, возникающих в связи с электронизацией коммуникаций между государственным аппаратом, обществом и бизнес-образованиями.

Выявлено, что сложность, объем и многообразие задач формирования системы электронного взаимодействия экономических агентов неизбежно смещают акцент с необходимости рассмотрения основных классических производительных факторов на потребность исследования такого фактора, как информация, которая в современном экономическом пространстве имеет значительный вес, что приводит к образованию новой экономики при одновременном формировании постиндустриального общества, рассматриваемого в работе в качестве новой ступени общественного развития.

Проведение полиаспектного анализа различных подходов к понятиям и категориям, лежащим в основе процесса информационно-коммуникационного взаимодействия экономических агентов, позволило сделать вывод, что отмеченный процесс, ставший возможным в условиях постиндустриальной модели экономики, основанной на знаниях, носит объективный причинно-следственный характер и в существующих обстоятельствах представляет собой форму организации деятельности госсектора, возникающую ввиду использования новых информационных и коммуникационных технологий с целью повышения эффективности управления в системе взаимодействия органов государственной власти с гражданами, бизнес-структурами и другими экономическими агентами, а также между собой и в отношении к их внутренним процедурам деятельности. В диссертации показано, что в современных условиях научная работа по выдвижению и обоснованию концептуальных положений использования ИКТ для организации взаимодействия экономических агентов представляет собой междисциплинарное исследование, проводимое на стыке многих областей человеческих знаний, неотъемлемой составляющей которого является применение реинжиниринга процессов реального государственного менеджмента.

В ходе анализа различных подходов к моделированию ИКТ-взаимодействия экономических агентов проведена типология барьеров на пути формирования эффективной системы данного взаимодействия, обобщена и изучена мировая и отечественная практика разработки новых моделей, форм и видов отношений хозяйствующих субъектов в информационно-коммуникационном пространстве, в частности выявлено, что в научной литературе применяются альтернативные фазисные и алмазная модели развития цифрового правительства.

В работе представлена классификация основных электронных государственных услуг (сервисов), освещен комплекс вопросов, связанных с изучением одного из наиболее перспективных и передовых направлений развития виртуального взаимодействия экономических агентов — отраслью электронной отчетности, рассматриваемой с точки зрения цельной экономической подсистемы хозяйственного сектора анализируемого социума.

Отрасль электронной отчетности представляет собой естественный базис развития инфокоммуникационного взаимодействия хозяйствующих субъектов, поскольку эффективная динамика наиболее «агрессивно» развивающихся отраслей ИКТ-рынка способствует реализации потенциала всего информационного сектора экономики, который в перспективе должен стать основой для экономического роста Российской Федерации.

Исследование роли отрасли электронной отчетности, основывалось на применение разработанного М. Портером инструментария, позволяющего оценивать конкурентную ситуацию в отрасли. В ходе диссертационной работы выявлено, что данный инструментарий возможно применять не только к отдельно взятому направлению развития информационно-коммуникационного взаимодействия экономических агентов, но и ко всей сфере в целом. Однако эффективные взаимоотношения между хозяйствующими субъектами в киберпространстве могут быть налажены только при условии наличия эффективных ИКТ-решений, поэтому в работе предложены рекомендации по проведению оценки эффективности программных комплексов, обеспечивающих защищенный электронный документооборот (имеющий юридическую значимость) между органами государственной власти и подотчетными организациями, а также представлен формализованный инструментарий, позволяющий проводить многофакторный сравнительный анализ программных решений, применяемых в процессе выстраивания моделируемых виртуальных отношений экономических агентов с учетом оценки влияния цены и качества программного средства и стоимости его обслуживания.

В соответствии с вышеобозначенными посылками разработаны и апробированы на примере Администрации города Ростова-на-Дону концептуальные положения по повышению качества и эффективности муниципального управления на основе формирования и развития инфокоммуникационного взаимодействия между экономическими агентами, сочетающие в себе: ключевые принципы, на которых должно основываться построение электронного муниципалитета (выбор, рационализация, эффективность, конфиденциальность, доступность, открытость, масштабируемость, защищенность от мошенничества), способы реализации его основных задач и механизм его исполнения.

Следует отметить, что для реализации эффективной системы электронного взаимодействия экономических агентов муниципального уровня необходимо выполнение следующего комплекса мероприятий:

1. Проведение разграничения муниципальных ресурсов в сети Интернет.

2. Выявление наиболее востребованных муниципальных и переданных на муниципальный уровень государственных услуг.

3. Изменение принципа структуризации и группировки муниципальных услуг и стандартов их оказания с «производителя» на «потребителя».

4. Выделение целевых категорий пользователей муниципальных и переданных на муниципальный уровень государственных услуг для выбора наиболее предпочтительного способа коммуникаций.

5. Учитывая необходимость межведомственной интеграции и существующих законодательных ограничений, проведение поэтапного структурирования оказываемых в рамках электронного муниципалитета услуг.

6. Решение вопросов интеграции, в том числе за счет частно-государственного партнерства.

7. Применение ряда приемов и технологий, которые влияют на оценочные индикаторы развития виртуального взаимодействия экономических агентов и могут быть реализованы в настоящее время без существенных административных, организационных и финансовых затрат.

8. Создание межведомственной рабочей группы по реализации проекта создания муниципального цифрового правительства.

Ключевым направлением создания действенной модели электронных отношений между экономическими агентами в Ростове-на-Дону будет являться осуществление взаимодействий органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ, поэтому основным показателем по этому направлению будет являться процент базовых общественных услуг, доступных через сеть. В связи с чем для слежения за прогрессом выполнения концепции информационно-коммуникационного взаимодействия экономических агентов предлагается использовать оценки степени реализации этих услуг по следующей шкале: {0} нет такой услуги в сети- {1} публикация информации в сети- {2} одностороннее взаимодействие- {3} двустороннее взаимодействие- {4} проведение трансакций полностью с использованием ИКТ (включая доставку и оплату услуг). Сегодня степень реализации в Ростове-на-Дону общественных услуг находится на {1} или {0} уровне, частично на уровне {2}.

Указанная концепция также предполагает использование индикаторов мониторинга ее реализации, распределенных в соответствии со следующими категориями показателей: преимущества для пользователейзона покрытия услугихарактеристики времени и качествадоступность услуги.

Эвристический потенциал представленных предложений по реализации задачи повышения качества местного самоуправления состоит в том, что их осуществление позволяет достичь стратегических результатов социально-экономического развития Ростова-на-Дону, в том числе путем нахождения наиболее эффективных форм диалога муниципальных властей и бизнес-структур. Однако подобное развитие города в значительной мере зависит от состояния хозяйственных систем, принадлежащих к более высоким иерархическим уровням, вследствие чего в работе предложен авторский подход к моделированию связи состояния рыночного хозяйства с инфокоммуникационным элементом отношений государства и бизнеса (модели С2В — наиболее бурно развивающегося и показательного сектора цифрового правительства). Данный подход, по сути, отражает зависимость между валовым национальным продуктом и частью производственной информации, задействованной в процессе изготовления ИКТ, обеспечивающих взаимодействие в С2В-модели.

Сделан следующий вывод разработанной информационно-эконометрической модели зависимости степени интенсивности электронного взаимодействия экономических агентов от макроэкономических индикаторов: с одной стороны, чем выше благосостояние региона, тем шире перечень С2В-услуг, предоставляемых госсектором частным хозяйствующим субъектамс другойчем больше объем производственной информации, использованной в модели «С2В», тем выше благосостояние региона.

Определение конкретных форм и условий взаимодействия экономических акторов (в особенности микрои мезоэкономических субъектов) в электронной среде предопределило необходимость разработки алгоритма моделирования электронного взаимодействия хозяйствующих агентов на основе структурно-логического и концептуального подходов для обоснованного использования новых ИКТ с целью повышения эффективности управления в экономических системах. Данный алгоритм отличается применением совокупности разработанных формальных и содержательных моделей и инструментария, что позволило выработать комплексный подход к изучению системы виртуальных отношений хозяйствующих субъектов на разных иерархических уровнях.

Повышение управляемости и эффективности информационно-коммуникационного взаимодействия экономических агентов, в том числе, предполагает закрепление определенных обязанностей и полномочий за отдельными органами управления. В данной связи важным представляется продуктивное использование экономико-математического инструментария, а именно схем, моделей и рекомендаций, позволяющих выбрать правильное направление моделирования электронных государственных сервисов, дать адекватную оценку программным комплексам, обеспечивающим возможность оказания данных сервисов, а также согласовать микрои мезоэкономические интересы хозяйствующих субъектов — участников ИКТ-взаимодействия, что сыграет существенную роль в ускорении экономического развития России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 2010 годы)» (утв. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.06.2010 № 403) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 20, ст. 2372.
  3. Распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Приказ ФНС РФ от 02.07.2009 № ММ-7−6/353@ «Об утверждении Требований к сертификату ключа подписи и списку отозванных сертификатов дляобеспечения единого пространства доверия сертификатам ключей электронной цифровой подписи» // СПС Консультант Плюс.
  5. Письмо ФНС РФ от 31.01.2008 № ЧД-6−25/62@ «О ходе реализации основных направлений развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками» // СПС Консультант Плюс.
  6. Регламент получения сертификатов ключей подписи и использования электронной цифровой подписи // Web: http://www.sberbank-ast.ru/docs/ca/reglament.docx
  7. Проект документа «Концепция информатизации сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области».
  8. Т.Г. Проблема «цифрового разрыва» в международных экономических дискуссиях // Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ: Материалы межд. сем. М.: Дом Правительства РФ, 2001.
  9. И.Р. Мировой опыт реализации концепции «электронного правительства» // Информационное общество. 2002. — № 1. — С. 56−62.
  10. М. Политологический дискурс в E-Government // Теория и практика деятельности общественных органов. Кошице, 2004.
  11. Ю.М. Интернет-технологии как фактор трансформации механизмов представительной демократии // Известия Саратовского университета. 2009. — Т. 9. — Вып. 1. — С. 131−132.
  12. Аналитическое исследование «Необходимость внедрения электронного правительства: основные выводы» (подготовлено Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию) // Web: http://www.admhmao.ru/admreform/publikac/publik40.htm.
  13. Аристотель. Политика //Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. М., 1983. — Т. 4. — 547 с.
  14. Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.- 231 с.
  15. JI.В. Анализ туристической отрасли по модели конкуренции М. Портера // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 5. — С. 82−86.
  16. О.С., Цыганков С. С. Стратегия борьбы с коррупцией в сфере бюджетного заказа // Международный журнал экспериментального образования. -2010.-№ 8.-С. 223−225.
  17. П.В. «Электронное правительство» и компетентность госслужащих // Государственная служба. 2002. — № 5. — С. 139−146.
  18. И.Ю. Электронное государство // Общественные науки и современность. 2004. -№ 6. — С. 105−111.
  19. C.B. По обе стороны цифрового барьера // Мир Internet". СПб., 2001. № 8.-С. 14−18.
  20. C.B. Социальные мифы «электронной демократии» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. — Т. 7. — № 4. — С. 209−212.
  21. Ю.В. Обзор современных подходов к моделированию «электронного правительства» // Бизнес-информатика. 2009. — № 4(10). — С. 60−67.
  22. Н.В., Чугунов A.B. Интернет и социально-экономические процессы в современном обществе // Информационное общество. 2001. — № 1. — С. 8−15.
  23. А. Решения для «электронного правительства» // Открытые системы. СУБД. 2005. — № 4. — С. 30−37.
  24. В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. СПб.: Питер, 2002. — 688 е.: ил.
  25. В.Б., Варакин J1.E., Москвитин В. Д. и др. Новые методы прогнозирования развития телекоммуникаций и их применение в отрасли «Связь Российской Федерации» / под ред. В. Б. Булгака и Л. Е. Варакина. M.: MAC, 2000. — 105 с.
  26. Л.Е. Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. M.: MAC, 2006. — 160 с.
  27. Л.Е. Электросвязь и экономика: информационно-экономический закон // Электросвязь. 1992. — № 12. — С. 2−6.
  28. Т.В. Клан чиновников заинтересован в клонировании Административная реформа буксует // Парламентская газета. 2005. — № 148.
  29. К.С., Гордиенко Л. Ю. Институциональный подход к исследованию значения знания в процессе управления организационными трансформациями на предприятии // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. 2009. — Вып. 37−1. — С. 202−208.
  30. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 252 с.
  31. О.Н. Готовность российского населения к жизни и работе в информационном обществе // Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ: Мат-лы междунар. семинара. М.: Дом Правительства РФ. — 2000.
  32. В.А., Конявский В. А. Системные понятия электронного взаимодействия // «Безопасность информационных технологий», Минобраз РФ, МИФИ, 2002. — № 3. — С. 39−48.
  33. Г. Дорогие ПК 3 // Корпоративные системы. — 2005. — Спецвып. 4: Корпоративный ПК. Web: http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID= 16 064.
  34. C.B. Интернет-ресурс как инструмент государственного управления // Учен. зап. Казан, ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. — Т. 151. — Кн. 5. — Ч. 1. — С. 122−128.
  35. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. — 207 с.
  36. В.А. Предоставление государственных услуг на основе сервисно-ориентированной доверенной третьей стороны // Официальный сайт Ассоциации региональных банков России http://www.asros.ru.
  37. А.П., Шевчук О. Б. Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе. Киев, 2003.
  38. Ю. А. Григорьев П.В., Щенников М. А. Новые политические технологии в современной России: монография. М.: Изд-во Моск. гуманитар, унта, 2009. — 205 с.
  39. A.A. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент, 2005. Вып. 2. — С. 120−139.
  40. М.Л. Новая инновационная система для «новой экономики». М.: ВШЭ, 2002. — 32 с.
  41. М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. — 328 с.
  42. И.С. Основные стратегии формирования электронного правительства // Web: http://www.irina.guthrielife.com/papers/leadersexperience.pdf.
  43. К. Знание-ёмкая экономика: концепции, тенденции, стратегии // Информационное общество. 2002. — № 1. — С. 27−33.
  44. A.B. Среда электронного взаимодействия для электронного правительства // Информационное общество. 2003. — № 1. — С. 42−52.
  45. A.B. Технологии интеграции государственных информационных систем и организации межведомственного взаимодействия // Реализация проектов электронного правительства. 2008. — № 19.-52 с.
  46. A.B. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства». М.: Инфра-М, 2004. — 336 с.
  47. A.B. Электронные государственные услуги и процессы // СЮ. -2004. № 1. Web: http://pda.cio-world.ra/?action=article&id=31 704.
  48. В.И., Штрик A.A. Интегрированное электронное правительство России. // Информационное общество. 2009. — № 6. — С. 42−51.
  49. В.И., Штрик A.A. Концептуальные основы строительства электронного правительства // Web: http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=61 779.
  50. Ежегодный доклад Программы развития ООН. Бонн, 1997.
  51. С.Г. Электронное правительство мегаполиса. // Экономика и управление. 2009. — № 3 (43). — С. 24−27.
  52. Жук M. А. Автореферат. Методология моделирования виртуальной интеграционной площадки в экономико-информационном пространстве региона. Автореф. дис.. докт. экон. наук: 08.00.13. Оренбург, 2011.
  53. В.М. Роль систем информационного обеспечения органов государственной власти субъекта Российской Федерации в реализации стратегии устойчивого развития // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информ. работы. -1997.-№ 8.- С. 25−27.
  54. А.Б. Вопросы эффективности процесса управления и его организации // Современные проблемы науки и образования. 2007. — № 6. — С. 150−154.
  55. Е.З. Электронное правительство Москвы: анализ динамики развития // Информационное общество. 2006. — № 2/3. — С. 59−75.
  56. C.B., Балта Е. Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности // Налоговый вестник. 2010. — № 6. — С. 72−80.
  57. Измерение информационного общества, 2010 год.
  58. М.М., Аль-Сараирех Шади. Создание электронного правительства с учетом международного опыта // Банкаусю весшк, СНЕЖАНЬ. 2006. — № 16 (345). -С. 16−25.
  59. И.В., Полтарыхин A.JL, Андронова Н. С., Хренова Ю. В. Маркетинг: учебное пособие. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. — 560 с.
  60. М.Р., Хохлов Ю. Е. Стандарты Всемирной паутины в разработках электронного правительства // Информационное общество. 2009. -№ 2,-С. 21−31.
  61. A.B. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества // Информационное общество. 2003. — № 5. — С. 24−35.
  62. Д.С. Выбор подходящего метода трансформации финансовой отчетности // Вестник ЧГУ. 2011. — Т. 7. — № 2 (29). — С. 15−19.
  63. И., Рудычева Н. Утроенная эффективность: порталы + «одно окно» // Официальный сайт CNews. Web: http://www.cnews.ru.
  64. Л.А., Муратова Г. В., Ткачева Л. А. Переподготовка специалистов в области информационных технологий и телекоммуникаций в Южном федеральном университете // Web: http://tm.ifmo.ru/tm2007/src/191e.pdf.
  65. А.Н. Электронное государство в «суверенной демократии» // Интернет и современное общество: Труды X Всероссийской объединенной конференции, 23−25 окт. 2007 г. СПб.: Изд-во Фак-та филологии и искусств СПбГУ, -2007. -С. 216.
  66. И.Н. Реализация концепции электронного правительства: новый этап // Информационное общество. 2004. — № 6. — С. 18−26.
  67. А.Н. Эффективность как фундаментальная экономическая категория. // Экономика региона. 2007. — 4.2. — № 18. — С. 32−38.
  68. В.В. Межотраслевая экономика. М., 1997. — 315 с.
  69. И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие, М.: Высшее образование, 2007. — 390 с.
  70. Л.Ш., Райзберг Б. А., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2008. — 494 с.
  71. Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987. — 510 с.
  72. Н.Н., Чефранов С. Г. Информационно-аналитическая поддержка сценариев развития региональной экономики. Ростов-на-Дону: ИнфоСервис, 2005. — Вып. 1. -48 с.
  73. Ф. Производство и распространение знаний в США. / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1966. 462 с.
  74. Н.Е. Технологии сдачи отчетности налогоплательщиками через Интернет // Официальный сайт ООО «НПП «Гарант-Сервис». Web: http://www.garant.ru/action/interview/103 03.
  75. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1999. — 208 с.
  76. Е. «Электронное правительство»: словацкий опыт для России / Е. Мигаликова // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. — № 4(17). — С. 21−25. — ISSN 1682−2358.
  77. К.Н. Модель совокупной стоимости владения SaaS // Вюник Хмельницького нащонального ушверситету. 2010. — Т.2. — № 3. — С. 204−206.
  78. Мониторинг и оценка «электронных правительств». Аналитический отчет Компании «Процесс Консалтинг». М. 2003, — 36 с.
  79. В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков, риск-менеджеров, М.: Финансы и статистика, 2006. — 384 с.
  80. A.C. Модель или алгоритм: новая парадигма информационной технологии // Информационные технологии. М.: Машиностроение, 1997. № 4. -С. 11−16.
  81. Национальная стратегия информационного развития России (разработана РИО-Центром) // Журнал «Стратегия России», 2004. № 9.
  82. Я. «Электронное правительство»: что мешает проекту // Web: http ://www. ecm-j ournal .ru/docs/Ehlekti'onnoe-pravitelstvo-chto-meshaet-proektu. aspx.
  83. C.A., Кривошеин H.B., Андреев И. Л., Яскевич Я. С. Словарь прикладной интернетики // Сетевой холдинг WEB-PLAN Group, 2011. Web: http://www.nbuv.gov.ua/texts/libdoc/01nsaopi.htm.
  84. А.Ю., Матвеева Л. Г. Моделирование системы взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономике // Перспективные системы и задачи управления: Мат-лы 2-ой Всероссийской научно-практической конф. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007.
  85. Т.П. Информационная экономика и тенденции ее развития: Дис.. д-ра экон. наук. СПб., 1999. — 298 с. РГБ ОД, 71:00−8/199−7.
  86. Ю.А. «Электронное правительство» как постиндустриальная философия государственного управления // Теория и практика общественно-научной информации 2005. — № 19. — С. 153−170.
  87. А.Н. Час икс: Асоциальная сеть // Ведомости. 30.11.2010. — № 226 (2744).
  88. Отчет Минсвязи Японии: Census Measures Information Consumption // MPT News. Japan 1991, № 10.
  89. Е.А. Методологические и инструментальные основы оценки влияния вуза наукограда на эффективность регионального развития: Автореф. дис.. докт. экон. наук. М., 2010. — 52 с.
  90. И.Б. Электронное правительство как составляющая новой экономики // Web: http://www.dofa.ru/Dumnaja/3IKESB/polubina.doc.
  91. A.A. Информационные системы в управлении // Вестник Московского ун-та. 2006. — № 3. — С. 21−40.
  92. И.В. Электронное правительство в РФ: начало конца или конец начала? // Мат-лы форума «Современный механизм управления регионом». Тюмень, 24−25 сент. 2009 г., Тюмень, 2009.
  93. М. Воздействие конкуренции на форму стратегии / В кн.: Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. СПб.: Питер, 2001. — 88 с.
  94. ИЗ. Пронина Л. И. Проблемы совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений и организации предоставления государственных (муниципальных) услуг // Муниципальная экономика. 2010. -№ 2. — С. 75−87.
  95. В.И. Диспропорции социально-экономического развития регионов России: пути и механизмы преодоления // Власть. 2010. — № 5. -С. 15−19.
  96. A.B. Ведомственный информационный портал эффективный коммуникационный инструмент для государственных структур. // ВКСС эксперт. -2001. -№ 6. — С. 123−125.
  97. Сингапур лидер нового поколения налоговых юрисдикций азиатского региона // Оффшор Экспресс. Web: http://www. nalo gi .net/print. htm? id=98&str=razn
  98. К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. -М.: ДМК Пресс, 2008. 296 с.
  99. Т.В. Формирование информационного сектора экономики: теоретико методологический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — Тамбов, 2008. — Вып. 4(60). — С. 290−299.
  100. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с.
  101. Сморгунов J1.B. Сравнительный анализ административных реформ: От нового государственного менеджмента к концепции «governance» // Полис. 2003. — № 4. — С. 50−58.
  102. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт // А. В. Гиглавый, Ю. М. Горностаев, В. И. Дрожжинов, С. Н. Сериков, А. А. Штрик / Под ред. В. И. Дрожжинова.- М.: Эко-Трендз, 2002. 264 с.
  103. В.Е. Влияние информационных технологий на государственные структуры в современном обществе (немецкий опыт) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2009. — № 97. — С. 330−338.
  104. Стенограмма заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Качество жизни граждан России в региональном измерении» от 09.12.2009.
  105. И.А. Новая экономика: гипотеза или реальность? // Мировая экономика и международные отношения. 2008. — № 2. — С. 16−23.
  106. И.А. Сравнительная характеристика рынков информационных продуктов и услуг зарубежных стран // Аудит и Финансовый Анализ. 2008. — № 1. -С. 269−273.
  107. Е.М. Системный подход в формировании инфраструктуры электронного правительства// Web: http://open-gov.m/?p=758#more-758.
  108. Е.М. Электронное правительство: опыт России (по материалам научных семинаров факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова) // Вестн. Моск. ун-та. 2007. — Сер. 21. — № 4. — С. 106−117.
  109. A.B. Стратегия развития электронного правительства // Вестн. Моск. ун-та. 2006. — Сер. 21. — № 2. — С. 2−16.
  110. А.Х. «Электронное правительство» субъекта РФ. М., 2004. — 77 с.
  111. В.В. Культура предпринимательства. СПб: Питер, 2000. — 368 с.
  112. М.Ю. Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков служит интересам каждого из нас // Ваш консультант. 2005. — № 23.
  113. П.Н. Сущность экономической эффективности производства // Вестник Тамбовского университета. 2007. — Вып. 3 (47). — С. 65−71.
  114. Е.В. Сущность концепции «электронное правительство» и мировой опыт ее реализации // Вестник Астраханского технического университета. 2010. — № 1. — С. 10−14.
  115. Д.В. Институциональные особенности организации электронного правительства на муниципальном уровне // Регион: экономика и социология. -2009. № 4. — С. 243−248.
  116. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе / Пер. с англ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 332 с.
  117. Ю.Е. Без решения проблемы информационного неравенства в России не будет полноценного электронного правительства // Информационное общество. 2007. — № 1−2, с. 40−42.
  118. Ю.Е. Стимулы и барьеры на пути реализации Стратегии развития информационного общества в России // Информационное общество. 2008. — № 1−2. -С. 37−46.
  119. Ю.Е., Шапошник С. Б. Готовность регионов ЮФО к предоставлению государственных услуг в электронном виде // Материалы семинара «Развитие МФЦ в ЮФО: региональные и муниципальные аспекты», 2425 сент. 2009 г. Волгоград, 2009.
  120. П. Экономический образ мышления: пер. с англ. М.: Новости, 1991. — 704 с.
  121. Н.А. Возникновение и эволюция понятия «электронное правительство» // Интернет и современное общество: Труды XI Всероссийской объединенной конференции. СПб, 28−30 окт. 2008 г., СПб.: Фак-т филологии и искусств СПбГУ, 2008. — С. 192−196.
  122. Г. Н. Сравнение программных продуктов по критерию «производительность» // Программные продукты и системы. 2008. — № 4. — С. 91−93.
  123. И.П. Информационно-коммуникационная инфраструктура и доступ к ИКТ предприятий и домохозяйств // Информационное общество. 2006. — № 2−3. -С. 28−43.
  124. А.Ю. «Электронное правительство»: основные трактовки понятия и функциональности // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2007. -Т. 7. — Вып. 2. — С. 121−126.
  125. К. Средства криптографической защиты информации (СКЗИ) // Журнал «Information Security / Информационная безопасность». 2007. — № 6. -С. 54−55.
  126. Четверо из каждых десяти жителей России знают, что услугами государственных служб можно пользоваться через интернет, еще трое что-тослышали об этом // Фонд «Общественное мнение». Web: http ://bd.fom.ru/report/map/ep200710pressr.
  127. A.B. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учебно-методическое пособие по курсу «Интернет и политика» // Каф. политологии философского ф-та СПбГУ. СПб, 2000. — 52 с.
  128. А. Методы оценки эффективности ИТ на этапе эксплуатации // Web: http://www.spellabs.ru/download/it-efficiency.pdf.
  129. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации / Под ред. В. И. Дрожжинова, Е. З. Зиндера. М.: Эко-трендз, 2004. — 352 с.
  130. А.Н. Электронное правительство как фактор инновационного развития парадигмы государственного управления // Вестник Казанского технологического университета. 2008. — № 4. — С. 246 — 251.
  131. Н. Интервью с Логвиновым H.A. «Виртуальная конференция: Какие дополнительные способы мотивации вы используете в связи со снижением спроса?» // «Эксперт ЮГ», 20 июля 16 августа 2009 г. — № 28−29 (67−68).
  132. E-Government Act of 2002. (Pub. L. 107−347, 116 Stat. 2899, 44 U.S.С. § 101, H.R. 2458/S. 803). Web: http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname=107congpubliclaws&docid=f:publ3 47.107.pdf.
  133. M. (1956) Resource and Output Trends in the United States Since 1870 // American Economic Review. Vol. 46, pp 5−23.
  134. CI. (o.J.) White Paper Electronic Government. Web: http://www.cybercity.ch/White%20Paper%20eGovernment.pdf., 14. Marz. 2001.
  135. W. (1956) Distance and the Pattern of intra-European Trade // Review of Economics and Statistics. Vol. 38, pp. 31−40.
  136. Baum Ch., Maio A. Di (2000) Gartner’s Four Phases of E-Government Model, 21 November.
  137. Ch. (2000) eGovernment und Recht, in: Gisler M. / Spahni D. (Hg.): eGovernment: Eine Standortbestimmung, Verlag Paul Haupt, Bern, S. 157- 181.
  138. R., Beuchat A. (2001) Vertrauen und Sicherheit im Netz. In: Gisler, M.- Spahni, D. (Eds.): eGovernment, 2nd Edition., Bern et al., pp. 53−74. in German.
  139. Chadwick A. What is E-Government?. in a thousands words. Web: http://www.rhul.ac.uc/sociopolitical-science/e-government.
  140. S., Emanuels S. (2002) Transformation Not Automation, Proceedings of 2nd European Conference on EGovernment, St Catherine’s College Oxford, UK, pp. 91−102.
  141. H. (2002) Digital government: technologies and practices // Decision Support Systems, Vol. 34 3 P. 223−227.
  142. Commission of the European Communities (2003) «The Role of eGovernment for Europe’s Future», Brussels, 26.9.2003, COM (2003) 567 final, SEC (2003) 1038. Web: http://ec.europa.eu/informationsociety/eeurope/2005/doc/allabout/egovcommunicati onen.pdf.
  143. N., Crabtree J. (2003) SmartGov Renewing Electronic Government for Improved Service Delivery. London: iSociety, July. — Web: http://www.theworlcfoundation.com/pdf/18 437 3012X.pdf.
  144. P., Foray D. (1995) Assessing and Expanding the Science and Technology Knowledge Base // STI Review. № 16. Paris: OECD.
  145. Deloitte & Touche (2001) «The citizen as customer» CMA management Vol. 74. No 10, p.58.
  146. H.S., Wang G. (1993) The Information Society: A Retrospective View. -Newbury Park-L.
  147. Downes L. Mui C. (2000) Unleashing Killer App. Boston: Harvard Business School Press.
  148. European Commission (1994) Europe And Global Information Society. Recommendations of the high-level group on the information society to the Corfu European Council (Bangemann group), p. 10.
  149. European Commission (2000a) eEurope an information society for all, 23−24 March 2000, Lisbon. Web: http://europa.eu.int/comm/informationsociety/eeuropa/pdf/com081299en.pdf.
  150. Z. (2002) E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development. International Journal of the Computer, The Internet and Management. Vol. 10. No 2, pp. 1−22.
  151. M. (2005) e-Government: Using IT to transform the effectiveness and efficiency of government, No 4. Web: http://siteresources.worldbank.org/INTEDEVELOPMENT/Resources/FormanEgov (605).ppt.
  152. J. (2001) Building the Virtual State. Information Technology and Institutional Change. Washington: Brooking Institution Press.
  153. R. (2006) E-government: What is it, and will it transform government? Policy Quarterly, No 2(2), 37−43.
  154. Gil-Garcia J.R., Pardo T.A. (2005) E-Government success factors: mapping practical tools to theoretical foundations. Government Information Quarterly, No 22 (2), pp. 187−216.
  155. M., Spahni D. (2000) Electronic Government ein Uberblick. (Arbeitsbericht CC eGovernment). — Bern.
  156. M., Spahni D. (Hrsg.) (2001) eGovernment. Eine Standortbestimmung. -Bern.
  157. G., Persson A. (2006) From e-ladder to e-diamond re-conceptualising models for public e-services, Proceedings of the 14th European Conference on Information Systems, Goteborg.
  158. M. (2002) Democracy by Disclosure. The Rise of Technopopulism. Washington DC: The Brookings Institution, pp. 201.
  159. L.E. (1972) Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review No 50. July August, pp. 37−46.
  160. M. (1990) Reengineering Work: Don’t automate, obliterate, Harvard Business Review, Jul/Aug 1990, pp. 104−112.
  161. R.B. (2002) eGovernment in Africa: promise and practice, Information Polity, 7(23), pp. 97−114.
  162. R.B. (2004) Basic Definitions Page. eGovernment for Development, IDPM, University of Manchester. Web: www. egov4dev.org/egovdefn.htm.
  163. R.B. (2006) Benchmarking eGovernment: Improving the National and International Measurement, Evaluation and Comparison of eGovernment. iGovernment Working Paper Series No 18.
  164. J., Belanger F. (2001) Privacy strategies for electronic government, E-government series. Endowment for the business of Government, Pricewaterhouse Coopers, Arlington, VA.
  165. D. (2001) E-Gov. E-Business Strategies for Government. N.Y.
  166. M. (2009) e-Government Across the Globe: How Will 'e' Change Government? Web: http://www.gfoa.org/services/gfr/archives/2001/08/gfr0801.pdf.
  167. Informatikstrategieorgan Bund ISB (2002): Regieren in der Informationsgesellschaft. Die E-Government-Strategie des Bundes. Anhang I: Begrifflichkeiten und Defmitionen. Bern. Web: http://www.admin.ch/ch/d/egov/egov/strategie/StrategieAnhangId2003.pdf.
  168. R.L. (1988) The Information Society: An International Perspective. N.Y.
  169. Koordinationsgruppe Informationsgesellschaft (KIG). In: E-Government in der Schweiz Web: http://www.netconsult.ch.
  170. Layne K, & Lee J. (2001). Developing fully functional e-government: A four stage models, Government information Quarterly 8, 122−136.
  171. Low L. (2001) Singapore’s Strategies and Policies for the Knowledge-Based Economy. Singapore: National University of Singapore.
  172. F. (1984) The Economics of Information and Human Capital. -Princeton. 644 p.
  173. F. (1962) The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton.
  174. Y. (1981) The Information Society as Post-Industrial Society. Wash.
  175. J. (2007) ePublic services in Europe: past, present and future: Research findings and new challenges. Web: ftp://ftp.cordis.europa.eu/pub/ist/docs/epublic-services.pdf.
  176. M. J. (2002) The Evolution of e-Government among Municipalities: Rhetoric or Reality? // Public Administration Review. 2002. Vol. 62. No 4. (pp. 424−433).
  177. Ch., Carugati A. & Krsemmergaard P. (2009) Technological and Organizational Challenges in e-Government Maturity: a Literature Review, Proceeding of the 10th Workshop di Organizzazione Aziendale, Cagliari, No 29.-30. April 2009.
  178. S. (2000) eGovernment in Eastern Africa, KPMG, Dar-es-Salaam.
  179. M., Rubin M. (1978) The Information Economy: Development and Measurement. Washington.
  180. M.E. (1998) Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. ISBN: 5 551 859 304. Publisher: Free Press.
  181. Reinermann H., von Luecke J. (2001) Speyerer Definition von Electronic Governance. Ergebnisse des Forschungsprojektes Regieren und Verwalten im Informationszeitalter. Speyer. Web: http: //foev.dhv-speyer.de/ruvii/SP-EGvce.pdf.
  182. K., Long Y. (2005) Synthesizing E-government Stage Models a Meta-synthesis Based on Meta-ethnography Approach, Industrial Management & Data Systems, No 105 (4), pp. 443−458.
  183. R. (1987) We’d Better Watch Out // New York Review of Books, 12.07.1987. P. 36.
  184. T. (1983) The Wealth of Information. London.
  185. M. (2000) Government And The Internet // The Economist. June 24th.
  186. A., Toffler H. (1995) Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. Turner Publishing, Inc. Atlanta. Pp. 112.
  187. The E-Government Imperative: main findings. Paris: Policy brief, OECD, March, 2003- 199 pp.
  188. UN, «Benchmarking E-government: A Global Perspective», Assessing the Progress of the UN Member States. Web: http://www.unpan.org/egovernment.asp.
  189. UN Department of Economic and Social Affairs, Division for Public Administration and Development Management. Electronic & Knowledge Governments: Definitions. Web: http://unpanl.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan008633.pdf.
  190. UN Global E-Government Survey 2003. Web: http://unpanl .un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpanO 16 066.pdf.
  191. UN E-Government Survey 2010. Leveraging e-government at a time of financial and economic crisis / Department of Economic and Social Affairs. New York, 2010. Web: http://www2.unpan.org/egovkb/documents/2010/EGov2010Complete.pdf.
  192. J., Watson R.T. (2002) Analyzing the past to prepare for the future: Writing a literature review. MIS Quarterly, 26(2), xiii-xxiii.
  193. C.G. (2001) e-Government in the Asia-Pacific Region. Manila: ADB. -Web: http://www.adb.org/documents/papers/egovernment/egovernment.pdf.
  194. D.M. (2004) E-government and the transformation of service delivery and citizen attitudes. Vol. 64, No. 1.
  195. World Bank (2001) Issue Note: E-Government and the World Bank. November 5.
  196. World Bank (2003) World Development Indicators. Web: http://www.worldbank.org/data/wdi2003.
  197. World Bank (2003) Definition of E-Government. Web: http://wwwl.worldbank.org/publicsector/egov/definition.htm.
  198. Большинство россиян не видят государства в Интернете. http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4277.
  199. За 4 года интернета в России стало больше в 5 раз. http ://rumetrika.rambler .ru/re vie w/2/4308.
  200. Интернет-правительство РФ выходит в народ. http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4397.
  201. Россияне еще не привыкли к электронным чиновникам. http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4226.
  202. Официальный сайт Администрации Ростовской области www.donland.ru.
  203. Официальный сайт Госкомстата России www.gks.ru.
  204. Официальный сайт ЗАО «Кордон» www. kordon-rnd.ru.
  205. Официальный сайт ОАО «Универсальная электронная карта» www.uecard.ru.
  206. Официальный сайт проекта ТАСИС «Развитие интерактивных услуг электронного правительства для бизнеса на Северо-Западе России» (Development of Internet based interactive Government to Business Services in Northwest Russia)) http://g2b.nw.ru.
  207. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области http://rostov.gks.ru.
  208. Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службой РФ по Ростовской области www. r61.nalog.ru.
  209. Официальный сайт CNews Analytics www.cnews.ru.
Заполнить форму текущей работой