Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют философские положения о деятельности как условии развития личности, о переходе количественных изменений в качественнее, общенаучные принципы системного подхода в управлении социальными процессами (В .Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), методология педагогических исследований (В .И. Загвязинский, В. И. Журавлев, В. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Профессиональная готовность менеджеров туризма как педагогическая проблема
    • 1. 1. Общенаучная трактовка профессиональная готовность" понятия
    • 1. 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки менеджеров туризма к профессиональной деятельности
    • 1. 3. Информационные технологии как слагаемое профессиональной готовности менеджеров туризма
  • Глава II. Опытно-экспериментальное изучение развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий
    • 2. 1. Анализ развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий
    • 2. 2. Модель формирования профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий
    • 2. 3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Развитие профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние десятилетия значительно возросла социальная значимость туризма во всех сферах современного общества: экономике, культуре, науке, образовании и др. О важности туристской деятельности, как отмечается в материалах Интернет-сайта Всемирной туристской организации (ВТО), говорит то, что на долю туризма приходится 10% мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. По прогнозам этой организации высокие и устойчивые темпы роста туристской индустрии сохранятся до 2010 года, а количество туристских поездок составит свыше 900 млн. с оборотом капитала в сумме 1,1 триллиона американских долларов.

Успешное развитие туризма зависит от реализации ряда условий (прир одно-рекреационных, социально-культурных, историко-архитектурных, инфраструктурных, кадровых и др.), а основными предпосылками успешного развития туризма в Российской Федерации (И.В. Зорин, В. А. Квартальнов и др.) являются проведение целенаправленной государственной политики в сфере туризма, совершенствование правовой базы и, что особенно «важно, развитие эффективно действующей системы подготовки специалистов туристского профиля.

Преобразования высшего профессионального образования, на современном этапе связано с разработкой технологий планирования и организации научных исследований в сфере образования (A.M. Новиков, B.C. Леднев и др.), технологий управления учебным процессом (Б. С. Гершунский, В. М. Монахов и др.), а также контроля^ оценки качества подготовки специалистов (В.А. Кальней, С. Е. Шишов и др.).

В Положении о Государственном комитете Российской' Федерации по высшему образованию (23 октября 1993 г.) инновационная политика в области технологий обучения называется одной из приоритетных его функций. В решении коллегии Госкомвуза России от 6 апреля 1994 г. «О технологиях обучения в высшей школе» прямо указано, что в условиях структурно-содержательной реформы высшего образования значительно возрастает роль подсистемы, обеспечивающей разработку и внедрение новых технологий в вузовскую практику. Такое внимание к этому направлению реформы высшего образования объясняется тем, что все попытки ученых найти научно-педагогическую формулу, основанную на принципах классической традиционной дидактики и способную преодолеть все трудности, с которыми встречаются вузовские преподаватели в современных условиях, не увенчались пока успехом. Сегодня, как утверждают П. И. Образцов, B.C. Идиатулин необходимо привести существующие теории обучения в соответствие с требованиями современной педагогической практики, придать им более операциональный и инструментальный характер с точки зрения современных целей и задач подготовки специалистов.

Технологизация подготовки специалистов в современной научной и научно-технической литературе рассматривается в разнообразных аспектах: технологии обучения (В.М. Монахов, М. А. Чошанов и др.), технологии воспитания (В.Ю. Питюков, Э. Б. Чиркова и др.), технологии управления педагогическими системами (Б. С. Герушинский, О. Н. Митин и др.), технологии мониторинга качества (В.А. Кальней, С. Е. Шишов и др.), подготовки технологии компьютерного обучения (Г.А. Бордовский, В. П. Беспалько и др.).

В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам совершенствования профессиональной готовности на осное информатизации высшего профессионального образования (Б. С. Гершунский, A. JI. Денисова, С. Р. Доманова, А. Н. Тихонов, Г. А. Козлова, И. В. Марусев, И. В. Роберт, Ю. М. Цевенков, Е. Ю. Семенова и др.), встречаются такие синонимические категории, как «новые информационные технологии», «компьютерные технологии», «технологии компьютерного обучения» и др.

В контексте нашего исследования рассмотрение информационных технологий (информационная технология — совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации) обусловлено спецификой профессиональной подготовки и последующей профессиональной деятельности менеджера туризма. Интенсивность развития туризма, как отмечалось выше, требует оперативного решения профессиональных вопросов, что невозможно без владения специалистом информационными технологиями.

В связи с этим нами было выявлено объективно существующее противоречие между потребностью туристской отрасли в специалистах, профессионально владеющих информационными технологиями для оперативного решения профессиональных задач и недостаточной подготовкой студентов туристских ВУЗов в области информационных технологий. Исходя из данного противоречия была сформулирована проблема исследования: теоретическое обоснование и эмпирическая разработка развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Цель исследования — разработать содержание, структуру и педагогические условия развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Объект исследования — профессиональная готовность будущих менеджеров туризма.

Предмет исследования — развитие профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования — процесс развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности будет эффективным, если: профессиональную готовность рассматривать как результат профессиональной подготовки, определяющий успешность профессиональной деятельности специалистабудет реализована модель развития профессиональной готовности будущих менеджеров' туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, включающая в себя цели, задачи, процессуальную сторону, компоненты профессиональной готовностибудут выявлены педагогические условия реализации модели развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологийв- профессиональной деятельности такие, как функциональная интеграция вузовских структур и подразделений, осуществляющих профессиональную подготовку студентов, программная ориентация учебного материала, обеспечивающего сбалансированность общей и специальной подготовки в процессе профессионального образования, компонентное сочетание обязательных и элективных дисциплин в соответствии с общими требованиями государственного образовательного стандарта, прикладной характер учебных дисциплин, обеспечивающий формирование активной' профессиональной позиции студентов как будущих специалистов сферы туризма.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. На основании" анализа специальной литературы уточнить понятие профессиональной готовности с учетом требований к информационно технологической подготовки специалистов сферы туризма.

2. Разработать и экспериментально проверить модель развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

3. Выявить педагогические условия реализации модели развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о деятельности как условии развития личности, о переходе количественных изменений в качественнее, общенаучные принципы системного подхода в управлении социальными процессами (В .Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), методология педагогических исследований (В .И. Загвязинский, В. И. Журавлев, В. В. Краевский, М.Н. Скаткин). Исследование опиралось на системно-целостный, личностно-деятельностный подходы к познанию и преобразованию педагогической действительностиконцепция моделирования педагогического процесса (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, А. К. Маркова и др.) —. теория развития мотивации учения (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Т. В. Габай, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — психолого-педагогические идеи современнойдидактики, касающиеся оптимизации образования и непрерывного обучения. (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Краевский A.M. Новиков и др:) — общие основы развития образования (В.И. Андреев, В. К Кириллов, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина, и др.) — концепция’моделирования и конструирования педагогического процесса (В.И. Андреев, В. П'. Беспалько и др.) — по проблемам информатизации образования. (А.Н. Гейн, Б. С. Гернгунский,. А. П. Ершов,' Ю: С. Иванов,.

A.А. Кузнецов, М. Н. Лапчик, И. В'. Роберт и др.) — методология, профессионального образования- (С.Я: Батышев, И. В. Зорин,.

B.А. Квартальное, A.M. Новиков и др.), идеи построения и оценки системы непрерывного профессионального образования (В.И.

Жолдак, И. В. Зорин, В. А. Кальней, В. А. Квартальнов, A.M. Новиков, B.C. Леднев, С.Е. Шишов).

Решение поставленных задач, проверка результатов исследования и теоретических выводов осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: изучения специальной литературы, диссертационных исследований, Государственных образовательных стандартов и учебных программ информационно-технического циклаконстатирующего и формирующего экспериментованализа и оценку результатов.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Российской международной академии туризма (310 студентов 2 курса факультета «Менеджмента и экономики туристского бизнеса»).

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002;2003 гг.) — поисково-аналитический: На этом-этапе шло осознание информационных технологийкак условия развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма. Было изучено современное состояние проблемы, проведен анализ имеющейся литературы, программно-методической документации. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

Второйэтап (2003;2004 гг.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе была разработана модель развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма и произведена её опытно-экспериментальная проверка в системе профессиональной подготовки студентов Российской международной' академии-туризма.

Третий этап (2004;2005 гг.) — завершающий. Связан с внедрением разработанной модели развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма в систему профессионального обучения в Российской международной академии < туризма: Это позволило произвести коррекцию выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизировать эмпирические материалы исследования, организовать широкое внедрение разработанной модели, осуществить литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнено понятие «профессиональная готовность менеджеров туризма» с учетом требований к их информационно-технологической подготовке, которая определяется субъективным состоянием личности, воспринимающей и оценивающейся себя как готовую к выполнению профессиональной деятельности, связанной с информационными технологиями и стремящейся выполнять эту деятельность оптимально с точки зрения затрат (временных материальных, физических и др.), способов (организации, координации осуществления, контроля, оценки и др.) и других параметров, что позволило обосновать владение информационными технологиями, как компонента профессиональной готовности, обеспечивающего профессиональную подготовку будущих менеджеров туризма к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в современных условияхразработана модель развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма в аспекте информационных технологий, включающая в себя: цели (сформировать знания и умения по взаимодействию туристских фирм между собой и с другими партнерами (перевозчиками, гостиничными цепями и др.) — задачи (познакомить с современной вычислительной, техникой (персональный компьютер и др.), периферийным оборудованием (принтер, факсимильный аппарат, модем, копировальнаятехника и др.) и программным обеспечением (Microsoft Windows, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Outlook, Microsoft Access и др.), предназначенным дляавтоматизации туристского офиса, с правилами и особенностями работы с перевозчиками, сформировать навыки работы, с GDS (Amadeus, Galileo и др.,)) — субъектов процесса формирования профессиональной готовности (преподаватели и студенты) — процессуальную сторону (средства формирования готовностикомпьютерная техника и программное обеспечениеметоды формирования готовности — продуктивные, репродуктивные, творческиеформы работыколлективная, групповая и индивидуальная, формы контроля и самоконтроля — опросы, тесты, зачеты, экзамены и др.) — компоненты профессиональной готовности в когнитивной, деятельностной и рефлексивнй сферахвыявлены педагогические условия реализации модели развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности такие, как структурная интеграция, обеспечивающая сочетание процессов формирования профессиональной готовности с общей профессиональной подготовкой и производственной практикойпрограммно-целевой ориентации, направленной на профессиональную подготовку будущих менеджеров туризма в соответствии с программой профессионального обученияпрактической ориентированности, обеспечивающей формирование и развитие умений студентов реализовывать полученные умения в области информационных технологий на практике при решении профессиональных задач (создание туристского продукта, бронирование услуг, информационное сопровождение на маршруте и др.).

Теоретическая значимость состоит в том, что методика профессионального обучения дополнена эксплицитно представленной методикой развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций для преподавателей туристских ВУЗов по формированию профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной i деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компонентом профессиональной готовности менеджера туризма является его субъективное состояние, которое определяется готовностью к.

•s выполнению профессиональной деятельности, связанной с использованием информационных технологий для решения профессиональных задач.

2. Модель развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности представляет собой совокупность: целей и задач формирования профессиональной готовности будущих менеджеров туризма, направленных на овладение студентами профессиональными знаниями и умениями в области партнерских по взаимодействий в туристском бизнесе на основе использования информационных технологийсубъектов процесса формирования профессиональной готовности (обучающих и обучающихся) — процессуального блока, представленного средствами, методами, формами работы и контроля и самоконтроля формирования профессиональной готовностирезультатами, выраженными в компонентах профессиональной готовности (когнитивном, деятельностном и рефлексивном).

3. Педагогическими условиями реализации модели развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности как совокупности факторов учебного процесса, влияющих на процесс развития профессиональной готовности являются: структура изучаемого курса1 должна быть построена на основе дифференциально-интегрированного подхода к построению структуры учебных дисциплинпрограммно-целевая ориентация в подготовке методических рекомендаций по изучению информационных технологийпрактическая ориентированность включаемого в содержание учебных программ материалаиспользование активных методов и форм обучения, формирующих профессионально-значимые умения, такие как: способность думать, способность сотрудничать, способность адаптироваться и др.- подготовка преподавателя, обладающего высоким уровнем владения активными формами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в тезисах научно-практических конференций (Москва, Московская область. 2003;2005 гг.), обсуждались на постоянно действующем семинаре для аспирантов и соискателей РМАТ (2002;2005 гг.).

Работа апробировалась на заседаниях кафедры педагогики и психологии, информатики и вычислительной техники (РМАТ).

Материалы исследования используются на кафедре информатики и вычислительной техники, Институте менеджмента иностранного туризма, УЦ «РМАТ-Измайлово», Институте дополнительного профессионального образования (РМАТ).

Внедрение результатов исследования осуществлено в учебном процессе Российской международной академии туризма.

Заключение

.

Итак, развитие профессиональной готовности представляет собой актуальную проблему современной педагогики. Готовность, в первую очередь, связывается с условием успешного выполнения профессиональной деятельности человека. Формирование профессиональной готовностичрезвычайно широкое и емкое понятие, теснейшим образом связанное с развитием личности.

В определении профессиональной готовности сегодня выделяются подходы, позволяющие трактовать ее как готовность к высокопродуктивной деятельности, как «проявление способностей», как «ансамбль, синтез свойств личности», как интегральную характеристику личности и деятельности человека. Изучение проблемы профессиональной готовности связывают с вопросами установки, готовности личности к трудовой деятельности, с профессиографическим подходом к изучению различных профессий, с вопросами профпригодности человека к деятельности и его профессионального самоопределения, а также с проблемой жизненного опыта.

В современных исследованиях выделяются факторы развития профессиональной готовности: овладение нормами профессии в мотивационной сфере (осознанием нравственных ориентиров, мотивов, духовных ценностей в профессии, и др.) и в операциональной сфере (усвоением необходимых профессиональны знаний, способов действий и профессионального мышления и др.) — высокая производительность осуществления трудовой деятельностипрофессиональное целеполагание и умение самостоятельно определять и реализовывать стратегию и тактику профессиональной жизнипрофессиональное саморазвитиетворческий подход к педагогической деятельностисочетание профессиональных компетентностей (специальной, социальной и общенческой, личностной, индивидуальной) — повышение социального престижа профессииумение состязаться с другими профессионалами в своей области и в смежных областяхиндивидуальная активность субъекта.

Соотношение склонностей, мотивов, целей и смыслов создает определенные профессиональные установки человека — стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней успеха, определенного социального статуса. Для эффективного труда необходимо осознанное отношение к труду, что связано с осмыслением человеком предмета профессии, ее задач, действий, условий, результатов, межличностных отношений в ней. Профессиональная готовность подразумевает овладение высокими уровнями профессиональной деятельности, предполагает изменение и развитие специалиста в ходе осуществления труда, внесение им своего индивидуального творческого вклада в выбранную профессию, что способствует стимулированию интереса в обществе к результатам труда специалиста.

Профессиональной готовностью в туристской сфере, как свидетельствует проведенный нами анализ, обладает тот специалист, который успешно решает профессиональные задачи в выбранной туристской специальностиучаствует в процессе создания нужного обществу социального продукта в сфере туристских услуг (объективные критерии) — личностно расположен к туристской профессии, к труду в ней, удовлетворен своей работой (субъективные критерии) — достигает желаемых обществом результатов развития туристской сферы в выбранном направлении (результативный критерий) — использует социально приемлемые в современном обществе способы, технологии, положительно характеризующие психологический процесс его деятельности (процессуальные критерии) — осваивает нормы, эталоны туристской профессии, стремясь к мастерству (нормативные критерии) — стремится осознанно развивать свою индивидуальность средствами туристской профессии (индивидуально-вариативные критерии) — достигает необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений (критерий наличного уровня) — имеет и осознает перспективу, зону своего ближайшего профессионального развития в выбранной туристской специальности (прогностический критерий) — открыт для постоянного профессионального обучения в сфере туризма, накопления опыта, изменения (критерий профессиональной обучаемости) — обогащает опыт туристской профессии за счет личного творческого вклада (критерий творчества) — социально активен в обществе, небоится попасть в условия конкурентности в сфере туризма, ищет резервы решения проблем внутри выбранной профессии (критерий социальной активности) — предан туристской профессии, стремится поддержать ее в современных рыночных условиях (критерий профессиональной приверженности) — готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать (качественный и количественный, критерии).

Таким образом, профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, качеством личности и выступает регулятором' успешности профессиональной деятельности, разновидностью установки. Для удобства анализа профессиональной готовности будущих менеджеров-туризма к использованию информационных технологий всвоей профессиональной деятельности, обозначенные выше критерии, были сгруппированы, в три компонента — когнитивный, деятельностный и рефлексивный.

Всё" это позволилоуточненить понятие профессиональной, готовности менеджеров туризма с учетом требований к их информационно-технологической подготовке, которая определяется субъективным состоянием личности, воспринимающей и оценивающейся себя как готовую к выполнению профессиональной деятельности, связанной с информационными технологиями и стремящейся выполнять эту деятельность оптимально с точки, зрения затрат, способов, средств и других параметров, что позволило обосновать владение информационными технологиями как компонент профессиональной готовности, обеспечивающий профессиональную подготовку будущих менеджеров туризма к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в современных условиях.

Еще одним результатом исследования стала модель развития профессиональной готовности будущих менеджеров туризма к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности и педагогические условия её реализации, к которым структурная интеграция, программно-целевая ориентация, практическая ориентированность.

Проведенное исследование позволило выявить перспективное направление дальнейшего изучения исследуемого вопроса, а именноразвитие профессиональной готовности будущих менеджеров туризма средствами информационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. -М.: Адепт, 1998. — 217 с.
  2. В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний. — М., 1994.- 110 с.
  3. В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: «Наука», 1982. — 196 с.
  4. В. Г., Гольцова И. Г. Об адекватности экзаменационных оценок // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 40−42.
  5. .Г. Избранные труды.: В 2 т. М., 1980. Т 1. 230 с.
  6. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973.-280 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.-380 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. JI., 1968. 339 с.
  9. А. Психологическое тестирование. В 2 т. М, 1982. -т.1. -303с- т. 2.-312с.
  10. В. И. Проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга: VI Всерос. науч.-практ. конф., (2225 июня 1998 г.): Тезисы / Редкол.: Андреев В. И. и др. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1998. 132 с.
  11. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. — 200 с.
  12. Ю. К. Избранные педагогические труды. М., 1989. -558 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. -254с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Киев: Рязанская школа, 1984. — 293 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 191с.
  16. . Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-г 304 с.
  17. С. Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. М.: Педагогика, 1993. — 198 с.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. м., 1995.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
  20. В. П. Программированное обучение (дидактические основы). — М., 1970. 210 с.
  21. В. П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж.: Изд-во Воронежского университета, 1977. 304 с.
  22. В. П. Система тестов TOEFL: педагогические несуразности. // Педагогика. 2002. № 4.
  23. В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
  24. В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. // Педагогика, 1993. № 5. — с. 16−25.
  25. В. П. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание, 1971. — С. 4−5, 60−63.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Уч.- метод. пос.-М.: Высш. шк., 1989.-144 с.
  27. И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения: — М: Просвящение, 1990.
  28. Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО, Европейский центр по высшему образованию. — М., 1996.
  29. JI. С. Педагогическая психология. М., 1995.
  30. JI. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. — Т 3.
  31. Т. В. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 1995.
  32. П. Я., Решетова 3. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1996. — 39 с.
  33. . С. Прогностика управленческих решений в образовании: // Сов. Педагогика, 1988. № 1. — с. 50−56.
  34. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 265 с.
  35. М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. -№ 3. — С. 49 — 53.
  36. М. Н., Красанянская К. А. Применение, математической статистики в педагогических исследованиях (непараметрические методы). -М., 1977 65 с.
  37. М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Уч. пособ. — Л: ЛГУ, 1979. 224 с.
  38. М.И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность М.: Наука, 1986. 100 с.
  39. Д. В. Методика и практика применения зарубежных моделей обучения профессионала-менеджера в высших образовательных учреждениях туристского профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.-18 с.
  40. В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1994. — 127с.
  41. В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  42. . Н., Солдатин В. И. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы М.- ИЦПКПС, 1998. 38 с.
  43. И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -Ростов н/Д, 1997. 384 с.
  44. И. В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2000. 223 с.
  45. И. В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография. М.: Советский спорт, 2001. — 264 с: ил.
  46. И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. Учебник. -М., 1997.-240с.
  47. Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1989, № 3. с. 23.
  48. Е. Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1998. -24 с.
  49. Е. Н. Учебные программы по специальности «Менеджмент организации»: Дисциплины специализации «Менеджмент туризма»: Учебно-методическое пособие. М.: РИБ «Турист», 2002. 77 с.
  50. В. Е., Каплан М. В. К основам статистической обработки успеваемости мониторинга качества образования / Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 5. — с. 32 — 39.
  51. В. А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  52. Квалификационные требования (профессиональный стандарт) к основным должностям работников туристской индустрии: Приложение к Постановлению Минтруда и Соцразвития России от 27 мая 1999 г. № 8 /7 Туристский бизнес. -1999. № 9. — С. 8−16.
  53. В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5 т. М&bdquo- 1998. — т. 1 — 192 е.- т. 2 — 256 е.- т. 3 — 384с.- т. 4 — 312 е.- т. 5 -248 с.
  54. В. А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000.- 360 с.
  55. В. А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М., 1997. — 75с.
  56. В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М., Финансы и статистика, 1999. — 496с.
  57. В. А., Зорин И. В. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. (Зарубежный опыт). М., 1990. — 137 с.
  58. В. А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма 1987 -1997 гг.-М., 1997.-214 с.
  59. М. В. Педагогическая технология. М., 1989.
  60. Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: МПУ, 1992. — 23 с.
  61. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В. И. Гриценко, А. М. Довгяло, А. Я. Савельева. Киев: Наукова думка, 1992. — 652 с.
  62. Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред.кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд. МГУ, 1994. — 370 с.
  63. Е.Т. Фактор готовности в формировании установки на успешность профессиональной деятельности. Образовательный портал Ханты-Мансийского автономного округа http://www.eduhmao.ru
  64. А. В.Формирование готовности старшеклассников к выбору профессий в сфере туризма (на примере муниципальной системы дополнительного образования).
  65. Краткий психологический словарь /Сост.Л.А.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С. 21.
  66. А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2-М, 1983.-318с.
  67. А. Н. Мышление // Философская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1964. -С. 514−519.
  68. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.304
  69. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. -Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999. 294 с.
  70. М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. -Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1987. С.41−46.
  71. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991.- 224 с.
  72. .Т. Педагогика. М., 1992.
  73. Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах. Межвузовский сборник научных трудов. -Новосибирск: НГУ, 1986, С. 33−39.
  74. А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как, выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М., «Интеллект — центр», 2001. — 296 с.
  75. Д. И., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001.-127 с.
  76. М. Методологические основы дидактики. М., 1987. — 221с.
  77. Е.И. Компьютеризация обучения : Проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. 80 с.
  78. Методология профессионального туристского образования: Монография. М.: Советский спорт, 2001. — 200 с.
  79. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  80. Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. -М.: Мастерство, 2002. 288 с.
  81. А. М. Профессиональное образование России. -М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.
  82. A.M. Как работать над диссертацией. 4-е изд. М.: Эгвес, 2003.-216 с.
  83. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 320
  84. A.M. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. — 176 с.
  85. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. — М.: 1998. 134 с.
  86. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — С. 209.
  87. В.А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективность обучения с применением автоматизированных обучающих систем. М.: НИИВШ, 1985. — 48 с. (обзор информ. НИИ пробл. высш. шк. Сер. «Средства ообучения в высш. и сред. спец. школе». — Вып.2).
  88. П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орловский государственный технический университет. — Орел, 2000. — 145 с. — Библиогр. 87 назв.
  89. П.И., Шляпцев С. Н. Научно-методические подходы к разработке компьютерных педагогических технологий на основе формирования системы динамических образов. Сб.научн. трудов ВИПС. -Орел, 1996. — № 6. — С.18−21.
  90. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 / Под ред. Докт. Филол. Наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 16-е изд., испр. М.: Рус. Яз., 1984. -797 с.
  91. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / АН. М., 1993. — 960.
  92. . Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории.-СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
  93. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998 — 120 с.
  94. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. — С. 253.
  95. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255 с.
  96. П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М Педагогическое общество России, 1999. — С. 5.
  97. П. И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 640 с.
  98. П. И., Портнов М. Л. Опрос как средство обучения.- М.: Педагогическое общество России, 1999. -С. 4−13, 74−79, 124−139, 208 229.
  99. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. Шк., 1984. — 174 с.
  100. К.К. Структура и развитие личности / Отв. Ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. 254 с.
  101. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224с.
  102. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 321 с.
  103. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. док. пед. наук. М.: 1995.-40 с.
  104. М.Д. Компьютеры в образовании. // Macmillian Publishing Company.- N.Y. 1992.
  105. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 2. — М., 1989.-249 с.
  106. В. А. Исследование и разработка системы централизованного контроля знаний: Дис. .канд. пед. наук. М., 1998. 164 с.
  107. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999 — 430 с.
  108. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  109. В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224с.
  110. М. Н. Методология и методика педагогических исследований.-М., 1986.- 150с.
  111. М. Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е, М., 1984. -95 с.
  112. Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения // Сб.научн.тр. М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. — С. 15−26.
  113. Н. Ф. Методика составления обучающих программ: Учеб. пособие. М., 1980. -46с.
  114. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. — 344с.
  115. Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста// Современная высшая школа. 1986. — № 2 (54). — С.75−83.
  116. Ю. Г. Система образования Франции: Аналитический обзор материалов французско-российского семинара. -М.: Логос, 1994.
  117. Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке. М.: Новая школа, 1994. -344 с. Теоретические основы процесса обучения в современной школе / Под ред. В. В Краевского, И. Я. Леренера. — М., 1989.
  118. Терминологический словарь по основам педагогической технологии / Белкин А. С. и др.- Под ред. Белкина А. С. Шадринск.: Шадрин, гос. пед. ин-т, каф. педагогики и психологии, 1996. — 230 с.
  119. Туризм: обзор материалов (ТОМ) / Федеральная программа развития туризма в России. -М.: ОН-Лайн. 1996, 54 с.
  120. А.Н. Единое информационное пространство высшей школы России: основные проблемы и направления развития //Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 2−6.
  121. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. Проф., д.э.н. Чудновского А. Д. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКСМОС, 2003. — 400 с.
  122. В. Т. Профессиональная подготовка специалистов по менеджменту культурно-познавательного туризма в гуманитарном ВУЗе: дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999. 201 с.
  123. Формирование учебной деятельности студентов / Под. ред. В. Я. Ляудис.-М. 1989.-110 с.
  124. Л. М., Кулагина И. Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений. Минск, 1995. — 50 с.
  125. С. А. Методические основы проектирования Электронного учебника. Проектирование образовательных информационных ресурсов и технологий. Сб. докладов и сообщений. М.- ИЦПКПС, 1998, 75 с.
  126. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе.-М., 1996.-288 с.
  127. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996.
  128. С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с, приложения.
  129. С. Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». СПб, 1994.-С. 18−22.
  130. С. Е. Образовательные стандарты и качество обслуживания // Образовательные стандарты и контроль качества. Сборник научных трудов Вологда, 1996. — С.25−34.
  131. С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.-320 с.
  132. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. док. пед. наук. Екатеринбург: УГППУ. 1995. -45 с.
  133. Е. В. Психологический аспект проблемы личности //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  134. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Сов. педагогика, 1983. № 11. — С.48.
  135. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 351 с.
  136. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М., 1997. — 300с.
  137. В.В. Педагогическая технология. Ярославль, 1997.
  138. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999. — 96 с. 142. «Adams A.G. Kroch Е. The computer in the teaching of economics. Journal of Economic Educational, 20 (3): (1989). 269−280.
  139. Kommers, D. Jonassen, и T. Mayes (Eds) Cognitive tools for learning. Berlin: Springer Verlag. (pp.63−76)
  140. M.E. и Stith J.H. Spreadshetts in the physics laboratory. The physics Teacher. (1990, September). 378−384.
  141. Nckerson R.S., Zodliates P.P. Technology in Education: Looking Toward 2020. Lawrence. Erlbaum Association, Publisher. (1988)
  142. Perkins D.N. Person-plus: A distributed view of thinking and learning. In G. (1993).
  143. Resources in education Educational Resources information Center Washington D.C.: Dept. Of Health, Education and Welfare, National institute of Education. 1992. 6. 308 с
  144. Salomon G. On the nature of pedagogic computer tools. The case of wiring partner. In S.P. LaKoie and S.J. Deny (Eds), Computers as cognitive tools Hillsdale, HJ: Lawrence Erlbaum Associates. (1993). (pp.179−196).
Заполнить форму текущей работой