Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль игры в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых, вследствие заимствования из современной западной массовой культуры целого ряда развлекательных игр, появилась негативная тенденция — формирование типа личности, обнаруживающей психологическую и социальную зависимость от игры. Популярность азартных игр в современном обществе разрушает традиционные отношения порождает мир разрушенных контактов человека. В обществе возникла новая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ИГРЫ
    • 1. 1. Теоретические традиции осмысления игры
    • 1. 2. Генезис игры, ее классификация и функции
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И ФУНКЦИЙ ИГРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Экспансия игрового начала в жизнь современного российского общества
    • 2. 2. Деловая игра как форма адаптации к социальным изменениям

Роль игры в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, за последние 15−20 лет произошло изменение роли и функций игры в современном обществе. Демократические изменения в обществе привели к свободному и открытому проявлению игры в рамках привычной социальной деятельности. Элементы игры пронизывают труд, художественное и научное творчество. Если раньше игра выступала средством развлечения людей, то теперь она все больше становится средством наживы. В современном обществе, индивиды играя удовлетворяют свои потребности. Игра позволяет извлечь пользу из-отдельных людей и общества в целом. Выигрышем в игре стали контроль, власть, деньги и т. д.

Во-вторых, в современном обществе появилось огромное количество игр, которым присуща новая технология игровой деятельности, происходящая в нетрадиционном виртуальном игровом пространстве. Информационные технологии становятся инструментом игры. Такая игра, позволяя автоматизировать игровые операции, создает новые семиотические системы.

В-третьих, появление новых игровых технологий привело к изменению процесса социализации, приобщению индивидов к адаптационным моделям поведения. Игра, являясь моделью поведения и проявления сложных самоорганизующихся систем, включает в себя альтернативные сценарии жизни общества. Имитируя реальный мир, она позволяет воспроизводить социальную активность индивидов и накопить опыт, адаптирующий личность к социальным изменениям в обществе.

В-четвертых, вследствие заимствования из современной западной массовой культуры целого ряда развлекательных игр, появилась негативная тенденция — формирование типа личности, обнаруживающей психологическую и социальную зависимость от игры. Популярность азартных игр в современном обществе разрушает традиционные отношения порождает мир разрушенных контактов человека. В обществе возникла новая болезнь, характеризующаяся сверхувлечением человека игрой. Игровой вид наркомании формирует в обществе ущербный тип личности.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении двух с половиной тысячелетий, существует давняя традиция, связанная с теоретическим анализом игровой деятельности в обществе.

В европейской философии начало теоретического изучения игровой деятельности в обществе заложено древнегреческими философами. Великие мыслители прошлого — Платон1 и Аристотель2 видели в игре разумное основание индивидуального и общественного человеческого бытия.

Философ эпохи Возрождения Н. Кузанский подчеркивал, что игра дает человеку творить самого себя и окружающий его мир, возможность стать счастливым и, как следствие, способность принимать ответственные решения3.

В Новое время философ Ж. О. Ламетри рассматривал игру как деятельность, осуществляемую на основе глубокой внутренней потребности4. В частности, представитель немецкой классической философии И. Кант усматривал в игре активные и созидательные силы в социальных процессах5.

К. Маркс исследовал игру в тесной связи с развитием трудовых типов деятельности. Игра выступает здесь в качестве исходного и конечного пункта развития многообразных форм деятельности6.

Представители психоаналитического направления в философии З. Фрейд, Э. Фромм1 игровую деятельность воспринимали как проявление способностей человека.

1 Платон. Пир. Собр. Соч. Т. 3. С. 241.

2 Аристотель Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1984. — С.324.

3 Кузанский Н. Игра в*шар./ / Николай Кузанский. Сочинения: в 2-х т. М., 1980 т.2 с. 234.

4 Ламетри Ж. О. Сочинения. М.: Мысль, 1976. — С.435.

5 Кант И. О педагогике. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — С.45.

6 Маркс. К. Капитал. Критика политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. С. 23.

Прагматизм в лице Д. Дьюи игру рассматривал как особый инструмент познания материального мира2.

Философы экзистенциального направления К. Ясперс, Ж.-П. Сартр3 выступали за необходимость игровой деятельности в обществе, во избежание стать человеку никем.

Особое отношение к игре высказывали русские философы Н. Ф. Федоров, П.А.Сорокин3 считая, что игра — это многовекторное образование, способствующее созданию и активному воссозданию позиций.

В современной отечественной науке также существует ряд исследований по проблеме игры. К числу первых исследователей, работы которых посвящены игровой деятельности, можно отнести Демина М.В.4 В этих исследованиях игра рассматривается как многообразное проявление общественного бытия: как отношение субъекта к окружающей социальной действительности и активный инструмент познания.

Разнообразные аспекты игровой деятельности выделены в исследованиях отечественных педагогов Н. П. Аникеевой, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, Г. П.Щедровицкого5 и психологов Г. Л. Лэндрета, Д. Б. Эльконина, Э. Г. Эриксона,.

1 Фрейд 3.

Введение

в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989 с. 137, Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Пер. с англ. — Минск: Изд. В. П. Ильин, 1997. — С. 167.

2 Дыои Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. М.: Совершенство, 1997. — С.74.

3 Ясперс К. Смысл и значение истории. / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991 с. 164- Сартр Ж.-Л. Тошнота: Избр. Произведения / Пер. с фр. — М.: Республика, 1994. — С.57.

3 Федоров Н. Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982 с. 78, Сорокин П. А. Система социологии. Г. 1 Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. -М.: Наука, 1993.-С. 89.

4 Демин М. В. Игра как специфический вид деятельности / Философские науки 1983, № 2, С.14;

5 Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя М.: Просвещение, 1987 С.54- Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. 4.2 / Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М., 1952 С.64- Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры / Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) М., 1966. — С.47. а также и зарубежных Э. Берна6. Игровая деятельность рассматривается этими авторами как средство познания и самопознания личности.

В последнее десятилетие 20 века интерес к данной проблеме сильно возрос в связи с появлением Интернета и компьютерных игр. Появление новых игровых пространств, изменили роли и функции игры. Вследствие этого появился целый ряд работ современных российских ученых: В этих работах были исследованы различные аспекты данной проблемы: В. Я. Бабенко интересовали национальные характеристики игры1. А. В. Лукьянов рассматривал У историко-философские аспекты игры, С. М. Поздяева исследовала культурологические аспекты проблемы, B.C. Хазиев исследовал нравственные проблемы игровой" деятельности4, Ф. С. Файзуллин занимался социологической стороной проблемы5. Для нас оказались полезными работы по методологии социального познания таких авторов, как Г. С.Арефьева6, в работах которой разрабатывались методологические подходы к изучению общества, B.C. Барулина7, исследовавшего диалектику сфер общественной жизни.

Определенный интерес к данной проблеме существует и у исследователей Башкортостана. Однако следует отметить, что процесс осознания значимости данной проблематики для исследователей Башкортостана находится только на начальной стадии. В некоторой степени этому способствовали научно-практические конференции, посвященные другим проблемам, но на которых, в числе прочих, нашли отражение аспекты современного положения игровой деятельности и • проблем, с которыми приходится сталкиваться в.

6 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Спб. — М.: Университетская книга, 1996.

1 Бабенко В. Я. Украинцы башкирской АССР: поведение малой этнической группы в полиэтнической среде. — Уфа, 1992. — С.160.

2 Философия Иоганна Готлиба Фихте. — Оренбург, Изд. центр ОГАУ, 1997. — С.235.

3 Поздяева С. М. Социальная антропология. Уч. пособие. -Уфа: Рио БашГУ, 2004.

4 Хазиев B.C. Философия и истина / /Вопросы философии. — 1990. № 2 с.67−68.

5 Файзуллин Ф. С. Урбанизация общества: закономерности развития и проблемы управления. -М.-Уфа, 1992.-С. 166.

6 Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988. — С.268.

7 Барулин B.C. Дидактика сфер общественной жизни М.: Изд-во МГУ 1993. ч.1. — 334с., ч.2. -236 с. трансформирующемся обществе. Так, среди исследователей Башкортостана можно выделить сторонника социально-философского направления Р.Р.Ильясова1. Игровой феномен человека мыслится исследователем в широком плане: как форма действия, как атрибут многих форм деятельности и как форма развертывания внутреннего механизма самореализации.

При всем обилии теоретического рассмотрения данной проблемы в настоящее время существует ряд неизученных вопросов, таких как теоретические традиции рассмотрения категории игры, генезиса игры, ее классификации и функции, изменение роли и функций игры в трансформирующемся современном обществе, деловых игр как способов адаптации человека к социальным изменениям в современном обществе, которые составили проблемное поле «данного диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является игра как социокультурный феномен.

Предметом исследования — роль и функции игры в трансформирующемся современном российском обществе.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью данной диссертационной работы является исследование игры в трансформирующемся обществе и изменение роли и функций игры на его современном этапе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• рассмотреть теоретические традиции осмысления игры;

• исследовать генезис игры, ее классификацию и функции;

• выявить изменение функций игры в различных сферах современного общества;

• проанализировать особенности деловой игры и возможности ее использования как формы адаптации к социальным изменениям в современном российском обществе.

1 Ильясов P.P. Социально-философский анализ феномена игры. Дне. канд. филос.н. -Уфа. 1998.-С. 214.

Методологической основой диссертационного исследования является деятельностный подход. В диссертационном исследовании также используются принципы объективности и историзма, а также элементы социокультурного, системного и структурно-функционального подходов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором:

• выявлены экономические, социальные, культурные факторы генезиса игры, определенных форм игры в обществе;

• определены следующие функции игры: методологическая, компенсаторная, гедонистическая, креативная, которые в современном обществе решают задачи адаптационного характераа также функции познавательная, коммуникативная, нормативная (социализирующая), развивающая, интегративная;

• выявлено изменение роли игры в обществе, превратившейся в компенсацию нереализованных потребностей личности, причины которой кроятся в современном обществе, и нивелировавшихся традиционных функций игры в трансформирующемся обществе;

• обосновано, что в условиях заимствования отечественной культурой игр из западного шоу-бизнеса сформировался игровой тип личности, формирующий свою субкультуру, которая ориентирована на разнообразные виды игры и обладающей соответственно такой психологической чертой как азарт;

• выявлены три формы зависимости от игры: (игромания) — бегство людей от реального мира в игровой мир (эскапизм), врастание игры в жизньжизнь-игра (экспансия игры);

• доказано, что деловая игра как тренинг, воспроизводит социальную активность и способствует адаптации человека к социальным изменениям в трансформирующемся обществе.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что результаты исследования дают возможность представить игровую деятельность как совокупность образцов поведения процесса социализации личности. Проведенный в ходе исследования анализ игровой деятельности в социуме может быть использован для моделирования различных социальных процессов, а также в содержании отдельных научных и учебных дисциплин по проблемам человека.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее результатов исследования при анализе конкретных аспектов социальной действительности: экономики, политики, образования, морали, правав возможности их применения в качестве методологического основания при разработке научных дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла в образовательных учреждениях, в возможности применения при разработке учебных программ по подготовке и переподготовке управленческих кадров, социальных работников, педагогов, менеджеров, маркетологов и работников других специальностей.

Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе философско-культурологических Чтениях памяти профессора Д. Ж. Валеева, Первых Садыковских чтенияхдокладывались на методологическом семинаре кафедры философии Башгосуниверситета, использовались при проведении учебных занятий с учащимися по курсу «Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники на отделении программного обеспечения вычислительной техники, автоматизированные системы обработки информации и управления, экономики и бухгалтерского учета, статистики, государственного и муниципального управления, земельно-имущественных отношений, правоведения, на уроках по курсу «Истории Отечества» со школьниками гуманитарно-экономической школы № 135, а также в составлении методических рекомендаций для преподавателей ССУЗов.

Основные выводы представлены в 3-х публикациях автора общим объемом свыше 9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 231 наименования. Общий объем диссертации — 133 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая анализ игры как социокультурного феномена в обществе мы можем сделать следующие выводы.

1. Игра является традиционной деятельностью человека. Игра свободно проявляется в человеческой деятельности, как осознание и изучение окружающего мира, как личное творчество и активность индивидов, их самопознание и самовыражение. Игра выступает в жизни человека многогранным явлением, вбирая в себя различные виды деятельности индивидов.

2. Анализ разносторонней человеческой деятельности свидетельствует о присутствии игры человеческой деятельности, как в социальной, так и культурной.

3. Игра возникает в архаичном обществе как форма опыта в процессе деятельности индивидов, с присущими ей многообразными характеристиками, в соответствии с отражением в игре различных сторон их общественной деятельности.

4. Игра является важной частю культуры. Как явление культуры игра испытывает серьезное влияние динамики исторического процесса новой формации, идеологии разных социальных групп индивидов. Игра охватывает совокупность связанных с ней знаний и умений индивидов, позволяющих удовлетворять их потребности в игре, совершенствовать свои игровые способности, как условие творческого самовыражения и развития личности, необходимого для профессионального труда, разнообразной социальной практики и освоения важного досуга, как необходимое условие для человека в процессе воспроизводства культуры, для полноты ощущения счастья личности. В игре сфокусированы динамические процессы жизни общества: устремления к желаемому индивидов, полет их мысли, мышечная разрядка, «игру случая» и т. д.

5. Игра как отраженная модель поведения индивидов, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем в обществе включает в себя альтернативные сценарии разных процессов жизни социума. Человек одновременно исполняет множество социальных ролей, играя в самые разные игры. Каждый отдельный индивид, общность, каждая социальная группа, каждая общественно-экономическая формация играет в свои, выработанные ими собственные йгры, которые отражают характерные черты социума.

6. Общество как самоорганизующаяся система, выступая во всем разнообразии различных типов и форм деятельности индивидов, представлена игровым фактором, который сближает все самоорганизующие системы.

7. В современном обществе игра утверждает новые жизненные ценности индивидов. Современный человек свободен в выборе целей и средств достижения в трансформирующемся обществе, в том числе и в игре. Востребованность качественной игры в социуме при обязательном соблюдении правил является актуальным для современного российского общества.

8. Индивидуализация жизни личности в современном обществе отразилась в современных играх, изменила ее роль и функции, сгладив различия ранее существовавших функций, и превратив такие функции, как компенсаторная, гедонистическая и креативная в главенствующие в социуме.

9. Игра превратилась в современном обществе в реальный мир. Компьютерные технологии игры уводят человека в параллельный мир, где он может все, где он свободен от условностей, норм поведения, навязываемых обществом.

10. В игру в трансформирующемся российском обществе вступает государство. Государство играет со своими гражданами в политические и экономические игры.

11. Современные игры отражают социальное расслоение общества, где есть игры богатых, и игры, в которые играют бедные. Сложилось определенное разделение игр длц индивидов по доступности, сервису, гарантиям.

12. В современных условиях социума возникает культурный феномен, называемый «массовой культурой», формирующий в обществе ущербный тип личности, который характеризуется сверхувлечением индивидов игрой, бегством их из реального мира в игровой мир, который видится человеку как подлинный.

13. Игра вторгается в политическую, экономическую и духовную сферы общественной жизни. Игра стимулирует процесс самовыражения человека в обществе. Идеал общества — это стремление занять индивидами такое положение в социуме, которое способствует их способностям.

14. Нововведения в разных сферах общества требуют адаптации индивидов к социальным изменениям. Деловая игра становится социальной технологией и позволяет индивидам формировать гармоничное восприятие мира.

15. Деловые игры, тесно связанные с внешним миром, позволяют накопить ориентированно-управленческого опыт индивиду, близкий к реальному, высоко мотивируют участников игры, воспитывают деловые качества человека на основе игровых имитаций, адаптируют личность к социальным изменениям в обществе.

16. Устранение негативных моментов, сопровождающих игру в современном российском обществе предполагает следующие рекомендации: 1) идея честной игры, 2) принятие организационно-оформленных процедур и регламентации в игре, 3) создание в обществе службы по компьютерному привыканию, для исследования проблемы зависимости человека от игры.

17. Дальнейшее исследование игры, может быть связано со следующими аспектами: а) особенности новых игр в современном обществе, б) выбор целей и способов достижения большей свободы в игре, при переходе к новой системе ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Культурология Й.Хейзинга /Вопросы философии. 1987, № 3 с.45−49.
  2. Е.А. Творческий потенциал личности.- Н.-Новгород: ВГАФТ, 1998.-342 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. JL: Онега, 1969. 342 с.
  4. .Г. О проблемах современного человека М.: Наука, 1977. 380 с.
  5. А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск: Прима, 1998. -231 с.
  6. Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1987. 144 с.
  7. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988.- 259 с.
  8. Г. С. Общество, познание, практика М.: Мысль, 1988.- 258 с.
  9. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1984.
  10. Ю.Арончик И. Л. Спорт в мире культуры /Философия культуры: межвузовский сборник научных статей.- Самара, 1993. с. 86−89
  11. П.Арутюнов Ю. С. Методологические вопросы деловых игр / Применение активных методов обучения. Доклад научно-технической школы-семинара. Липецк, 1987.- 89с.
  12. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающегопоколения.-Уфа: Башк. пед. ин-т, 1996. -242 с.
  13. П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности.-М.: МНИИПУ, 1988. 432 с.
  14. Н.Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1993 ч. 1 -334 с, ч.2 236 с.
  15. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесанса. М.: Уцим Прогресс, 1965. — 424 с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества.-М.: Искусство, 1979. 345 с.
  17. А.А., Королев С. А. Игровые задачи и ЭВМ.- Минск: Медиа, 1991.- 423 с.
  18. Я.М. Деловые игры.- Рига: Авотс, 1989.- 176 с.
  19. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Модернизм, 1995.- 456 с.
  20. К. Общая теория игр нескольких лиц.- М.: Физматгиз, 1961.- 126 с.
  21. Н.А. О назначении человека М.: Кнорус, 1998. — 245 с.
  22. Н.А. Смысл творчества М.: Кнорус, 1998. — 265 с.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Спб.-М.: «Университетская Книга, 1996. 398 с.
  24. М.М. Основные направления развития деловых игр. / Деловые игры в мире: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию деловых игр. 23−26 июня 1992 г. с.34−37
  25. В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. -1989. -№ 6. с. 31−42
  26. Г. Коллективное поведение. / Американская социологическая мысль.- М.: МГУ, 1994.- 215 с.
  27. Н.Н. Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки /Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Москва: МГУ, 1977. — 128 с.
  28. Большая энциклопедия /Под ред. Южакова С. СПб. М.: Наука, 1902.- 589 с.
  29. Л.Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск: Прима -Медиа, 1997.-342 с. .
  30. Дж. Инновационное обучение / Вопросы образования № 1 М., 1983.-с. 34−38
  31. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Прогресс, 1978. 342 с
  32. К. Духовное развитие ребенка. /Пер. с нем. М.: Новая Москва, 1924. 326 с.
  33. К. Работа и ритм / Рус. пер. С. К. Заяицкого М.: Наука, 1923. 305 с.
  34. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой.- М.: Смысл, 1996. 342 с.
  35. А. Психическое развитие личности. М.: Прогресс, 1967. 305 с.
  36. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1994. — 243 с.
  37. К.Н. Этика и педагогика творческой деятельности. Т1−2.- М.: Наука, 1911−1912. т.1 -234 с, т.2−254 с.
  38. А. А. Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. -М.: ВНМЦПТОМ, 1990. 89 с.
  39. В.Н. Философия и социология гуманитарных наук,— Спб.: Аста-Пресс, 1995.- 265 с.
  40. Н.Н. Математическая теория игр. JL: Онега, 1963.- 576 с.
  41. М. Что такое игра? / Культура, 1982. № 4 -176 с.
  42. Д. История происхождения и распространения деловых обучающих игр. /Деловые игры в мире: материалы Международной научной конференции, поев. 60-летию деловых игр. 23−26 июня 1992 г., с. 22−26
  43. В. Этика. -Петроград: Онега, 1986. 368 с.
  44. В час досуга/Сост. И. Н. Крайнева.- Спб: «Кристал», 1996. 245 с.
  45. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 480 с.
  46. О.С. Социальные аспекты развития /Советская педагогика.-1988. № 5. с. 56−64
  47. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. -М.: Прогресс, 1989.-342 с.
  48. О.С. Каникулы. Игра. Воспитание. М.: Искусство, 1988. 243 с
  49. Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста / Вопросы психологии.- 1993.- № 2. с. 17−26
  50. Г. Г., Галимов P.P., Иванов В. Н., Патрушев В. И. Региональный социум: проблемы социальной технологии. М.: Аста Пресс, 1993. 341 с.
  51. Г. В. Эстетика. В 2-х т. Спб: Наука, 1988.- 622 с.
  52. И. Игра и познание (к постановке проблемы) общественные науки и современность. 1995.-№ 1, с. 45−49
  53. Г. Игра в бисер. М.: Аста Пресс, 1969.- 464 с.
  54. Г. Степной волк. Избранное.- М.: Аста Пресс, 1977. 489 с.
  55. Г. Тропа мудрости.- Новосибирск: Новосиб. кн. Изд-во, 1995. 413 с.
  56. Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. /Игровое моделирование: методология и практика.-Новосибирск: Наука, 1987.- 177 с.
  57. О.Ю. Организационно- педагогические игры в профессиональной подготовке учителя: Дисс канд. пед. нук. Челябинск, 1992. 109 с.
  58. С.В. Самовыражение и развитие личности в игре: автореферат канд дис. М., 1991.- 342 с.
  59. Л.П. Общение с собой: Начало психологии активности.- М.: Прогресс, 1991. 320 с.
  60. К. Душевная жизнь ребенка Пер. с нем. Киев, 1916.- 390 с.
  61. .З. Задачи современной эстетики. Очерки морали. Спб., 1898. 154 с.
  62. А.А. Модулирование и конструирование социума.- М.: ИС РАН, 2000.-341 с.
  63. В.В. Проблема развивающегося обучения: Опыт передового и эксперементального исследования.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с
  64. М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности /Философские науки.-1983.-№ 2, с. 54−61
  65. М.В. Труд и игра, как виды и аспекты человеческой деятельности / /Вестник Моск. Ун-та.-1983.-серия 7, Философия -№ 1, с. 14−22
  66. Де Сент-Экзюпери А. Земля людей. М.: Искусство, 1968. 453 с.
  67. Дженнигс Социальная психология. /Пер. с англ. М.: Наука, 1982. 342 с.
  68. Деловые игры /Под ред. Дятлова К.Т. М. Аста Пресс, 1998. 56 с.
  69. Деловые игры в системе подготовки руководителей и специалистов/ Под ред. Дятлова В. А. М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа им. М. Губкина, 1999. 34 с.
  70. Деловые игры в системе подготовки руководителей в ОАО Газпром. /Под ред. Беляева А. И. М.: Аста Пресс, 1989. -76 с.
  71. Е.Н. Свободное время и развитие личности. Вопросы психологии.-1987.- № 1, с. 34−37
  72. Дж. Психология и педагогика мышления /Пер. с англ. М.: Совершенство, 1997, — 60 с.
  73. Дж. Школа и общество /Пер. с англ.-М.: типография торгового дома А. Н. Печковский, П. А. Буланже и К., 1907. 208 с.
  74. М. Практическая метафизика М.: Захаров, 2004.- 276 с.
  75. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры.- М.: Наука, 1980.- 272 с.
  76. Р.Ф. Деловые игры в деле /Экономика и организация промышленного производства. 1980 № 9, с. 75−87
  77. В.Н., Патрушев Н. И. Социальные технологии. М.: Союз, 1999. — 342
  78. Игорный бизнес: Пер. с англ. и фр. /Ред.-сост. А. В. Пурник. М.: НВЦ «Библиомаркет», 1994. 208 с.
  79. Игровое моделирование в экономических макросистем. JI.: Онега, 1979,-107с.
  80. Игры в компании друзей. / Сост. Н. Н. Докучаева.- Спб.: Кристал- Валери Спб. 1997.-224 с.
  81. Игры народов СССР: Сборник материалов, составленный В. Н. Всеволодским -Гернгроссом и др.-М-Л.: Наука, 1933.- 563 с.
  82. Игры народов СССР /Сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев.-М.: Физкультура и Спорт, 1985. -269 с
  83. Игры обучение, тренинг, досуг. В 4-х кн. /Под ред. В. П. Петрусинского.-М.: Новая школа, 1989. — 368 с.
  84. Р. Р. Социально-философский анализ игры. Автореферат дис. канд.филос.н., Уфа: БашГУ, 1998. 18 с.
  85. Э.К. Философия и культура. М.: Республика, 1991.-465 с.
  86. К.Г. В поисках сущности игры //Философские науки, 1980- № 2, с. 24−26
  87. М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа).-М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  88. М.С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки. 1970, № 5. С.36−46
  89. И. Трактаты и письма.- М.: Наука, 1980. 710 с
  90. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Пер. с англ. / М. Кастельс М.: ГУ ВШЕ 2000.- 608 с.
  91. Э.А. Социология 20 века. Ростов н/Д, Феникс, 1996. — 512 с.
  92. Р. Клинические ролевые игры и психодрамма. М.: Психология, 1986.- 430 с.
  93. Г. Философские аспекты теории игры // Вопросы философии, 1968 № 4, с 25−28
  94. Кон И. С. Как построить свое «Я» /Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.- 354 с.
  95. Кон И. С. Открытие «Я». -М: Политиздат, 1979.- 376 с.
  96. Кон И. С. Социология личности. М.: Наука, 1967. 267 с.
  97. М. Компьютерное обучение. Система и среда. // Информатика и образование. 2003- № 3, с 78−79
  98. О.А. Игры в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М.: Рос. пед. агенство, 1977. -192 с.
  99. Е.В. Хочу!, Могу! Умею! Обучение, погруженное в общение. -М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997.- 242 с.
  100. Я. Воспитание личности. М.: «Академия», 1997.- 287 с.
  101. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М: Экономика. 1993.- 399 с.
  102. Кривко-Оганесян Т. А. Мир игры. М.: Искусство, 1997.- 154 с.
  103. Е.А., Кроник А. А. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  104. М.М. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М.:Наука, 1988, — 89 с.
  105. Н. Игра в шар / / Николай Кузанский. Сочинения: в 2-х т. / Пер. с лат. М.: Наука, 1980. т.2 — 317 с
  106. И.Ю. Возрастная психология: (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 176 с.
  107. В.У. Методика использования деловых игр в преподавании экономической теории. М.: Высшая школа, 1991. 242 с.
  108. С. Страх и трепет./Пер. с дат. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  109. П. Переживания доисторического периода. /Собрание сочинения. Выпуск 5.-1900.-366 с.
  110. Ламетри Ж. О Сочинения. М.: Мысль, 1976. — 551 с.
  111. Ла Мот А., Ротклифф Д. Секреты программирования игр. -Санкт-Петербург: Издательство Питер Пресс.-1944.- 698 с.
  112. Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социальные исследования. 1996. № 5.- с.3−19
  113. Н.К. Материалы конференции «Технологии виртуальной реальности». М.: ГосНИИАС, 1995.-С.45−49
  114. В.А. Воспитание творчества. -М.: Знание, 1977.- 256 с.
  115. А.Н. Личность. Деятельность. Коллектив. М. Политиздат, 1975. 365 с.
  116. А.Н. Психологические основы игры. / Леонтьев А. Н. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Наука, 1983. т.1 356 с, т.2- 453 с
  117. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. 4.2 / / Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т.-М. 1952. -317 с.
  118. Лечебная физическая культура /Под ред. Саркисовой-Серазини И.М.-М.: Прогресс, 1960. -325 с.
  119. Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (18-начало19 века).-Спб.: Искусство-СПБ, 1994. 342 с.
  120. Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» Уч. Зап. Тартус. Ун-та Тарту.-1967. -156 с.
  121. А.В. О воспитании и образовании. М.: Прогресс, 1976 342 с.
  122. Р.Д., Райфа X. Игры и решения: Введение и критический обзор. -М.: Межд. Пед. Академия, 1994.- 644 с.
  123. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений /Пер. с англ. М.: Междунар. пед. акдемия, 1994.- 368 с.
  124. Мазаев А. И Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. — 392 с.
  125. М.Б. Язык трубадуров. М.: Премиа-Медиа, 1975. 341 с.
  126. Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. / Пер. с англ. М.: Наука, 1970.- 708 с.
  127. В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М.: МГУ, 1994.- 121 с.
  128. В.Н. Игропрактики, методология: «Незримое сообщество» выходит из подполья / Социс № 2, 1992. с.50−57
  129. К. Капитал. Критика политической экономии /Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. М.: Наука, 1989 -. т.23. 724 с
  130. Н. Играющие с человеком // Народное образование.-2004. № 2 с. 241−248
  131. С. Психология игры. Спб.: Университетская книга, 1999.- 342 с.
  132. Миллер Д, П. Экзамен деловая игра //Высшее образование. — 1994.-№ 1 с 34−38
  133. Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида /Отв. ред. Б. А. Грушин. -М.: Наука, 1990.-220 с.
  134. В.М. Информационные технологии обучения. Вопросы психологии,-1988. № 2 с. 54−58
  135. М. Опыты: Избранные произведения. В 3-х тт. / Пер. с фр. -М.: Голос, 1992.- 576 с.
  136. Мор Т. Утопия // Утопический роман 16−17. веков. М., 1971.- 140 с.
  137. Н.А. Материалы конференции «Технология виртуальной реальности». М., ГосАИИАС, 1995. с. 56−63
  138. М.Ф. Искусство как игра. //Вестник МГУ, Сер.7. Философия, 1996.-№ 2.- с. 23−28
  139. С.И. Словарь русского языка: около 57 000 слов. М.: Рус. язык, 1987.- 723 с.
  140. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? -М.: Радуга, 1991.-408 с.
  141. А.В. Методологические основы личностного развития в компьютерном образовании //Информатика и образование. 2000. № 2 с. 145 153
  142. . Электронные игры Пер. с бол. М.: Радио и связь, 1983.- 112 с.
  143. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.-Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 430 с.
  144. А.В. Личность. Сознание. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 387 с.
  145. . Речь и мышление ребенка /Пер. с фр. и англ.- М.: Педагогика-Пресс, 1994. 528 с.
  146. В.Я. Деловые игры М.:Медиа, 1999.-72 с.
  147. Платон Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Мысль, 1972. т.2 -659 с.
  148. Г. В. Письма без адреса / Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: В 5 тт. -М., 1958. т.5 -393 с.
  149. В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишенеу: Центральная типография. -1997.- 243 с.
  150. С.М. Социальная антропология. Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ.- 2004.-216 с.
  151. Политика Аристотеля М.: Мысль, 1911. -456 с
  152. Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. /Науч. ред. И. Д. Коротец. Ростов -н-Д: Феникс, 1997. — 487 с.
  153. К. Открытое общество и его враги. В 2-х т./ Пер. с англ. В. Н. Садовского М.: Международный фонд «Культурная инициатива» 1992.- т.1 582 с, т. 2 446 с.
  154. Психология. Словарь М.: Мысль, 1989. -617 с
  155. Психологическая теория коллектива /Под ред А. Н. Петровского, -М.: Наука, 1973. 453 с.
  156. Е.А. Детские игры: преимущественно русские. М.: ТЕРРА- «Книжная лавка-РТР», 1987.- 376 с
  157. Д. Субкультура среднего класса. / Пер. с англ. Роуз К. П., издание 2-ое, М.: Прогресс, 2005.- 232 с.
  158. Рид Г. Образование через искусство М.: Искусство, 1978. -245 с.
  159. В.М. Существование и реальность: смысл и эволюция понятий в европейской культуре/Вопросы методологии 1994.-№ 4 с.56−58
  160. В.М. Философия техники М.: Медиа, 2001.-265 с.
  161. Ф.Б. Критерии разумных потребностей личности //Вопросы философии.-1985.-№ 1. с.32−36
  162. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.- JL: Наука, 1987.- 342 с.
  163. Сартр Ж-П Тошнота: Избранные произведения /Пер. с фр. М.: Республика, 1994.- 496 с.
  164. Е.Н. Структура и временная организация игры. / Игровое моделирование: практика и методология.- Новосибирск: Наука, 1987.- 78 с.
  165. А. Акция и биржа: как преумножить капитал. М.: Республика, 2000. -476 с.
  166. B.C. Сочинения : в 9-ти т. М.: Республика, т. 1 456 с, т.6 — 354 с, т.7- 436 с.
  167. П.А. Система социологии. Т.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. М.: Наука, 1993.447 с.
  168. Г. Основания психологии.-Спб.: Мифрил, 1987. -320 с.
  169. А.С. Нарушение игровой деятельности. -М.: Республика, 1972.-479 с.
  170. . Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье //Спиноза Б Избранные произведения: В 2-х тт. М., Госполитиздат, 1957. т.2 567 с.
  171. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Наука, т.1- 634 с.
  172. К.У. Творчество как свободная деятельность //Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК, М., 2001. с.5−8
  173. Э. Первобытная культура Спб.: Мифрил, 1896. -т.1- 457 с.
  174. В.Н. Игра. Творчество. Жизнь М.: Искусство, 1966. -216 с.
  175. Тоффлер Третья волна. М.: Издательство ACT, 2004.- 781 с.
  176. В.П. О ценностях жизни и культуры. М.: Искусство, 1973 -243 с.
  177. А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности. /Игровое моделирование: методология и практика.- Новосибирск: Наука, 1987.- 68 с.
  178. Д.Н. Психологические исследования. М.: Прогресс, 1966. 463 с.
  179. А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей //Дошкольное воспитание, 1964.-№ 4. с. 17−25
  180. В.И. Место и роль игрового феномена в культуре //Философские науки. 1980.-№ 2. с.77−79
  181. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии /Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. M.-JL, 1950, т.8- 679 с.
  182. В. Искусство и игра //Вопросы философии и психологии. 1911. № 6. с.31−36
  183. Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. -711 с.
  184. В.Г. Лицо России //Вопросы философии 1990.-№ 8.- с.131−159
  185. И.Г. Назначение человека /Фихте И. Г. Сочинения в двух томах.-СПб: Мифрил, 1993.- Т.2 657 с.
  186. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1998.- 324 с.
  187. Э. Человек для себя. Иметь или быть? /Пер. с англ.-Минск: Изд. В. П. Ильин, 1997.-415 с.
  188. B.C., Шарипов Х. Г. Истина. Образование. Жизнь. Уфа БГПИ, 1998. — 48 с.
  189. Г. Синергетика: Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах /Пер. с англ.-М.: Мир, 1985. 421 с.
  190. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер с нем.-М.: Республика, 1993. 447 с.
  191. Д. Постмодернизм и культура 20 века. / Пер. с англ. Вологжаниной Д. С. М.: Прогресс, 2001.- 342 с.
  192. Р. Франк JL, Гольденсон Р. Понимание детской игры. Нью-Йорк, 1952.-376 с.
  193. Й. Человек играющий. В тени завтрашнего дня /Пер. с англ.-М.: «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 464 с.
  194. С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. Петроград, 1920. -608 с.
  195. Холл JL, Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение) /Пер. с англ.- СПб.: Питер Пресс, 1997. 598 с.
  196. Художественное моделирование, конфликты и теория игр. Сб. «Содружество наук и тайны творчества». М.: Искусство, 1968. 346 с.
  197. И. Три модели культуры. Сб: «Квинквагенарио». Тарту, 1972. 231 с.
  198. Чесли, Фокс. Треннинг. / Пер. с англ. М.: Республика, 2002.- 236 с.
  199. П. Делать мнение: новая политическая игра. М.: Прогресс, 1980. -276 с.
  200. С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. т.1 М.: Искусство, 1962.-450 с.
  201. . Ф.В. Философия искусства. М.: Издат-во Наука 1999.- 645 с.
  202. JI. В. На весах Иовы . / /Соч. т.2 М.: Наука, 1999. 654 с.
  203. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т.-М.: Наука, 1957, т.6 358 с.
  204. Х.А. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества.-Свердловск: Изд-во УРГУ. -1990. -215 с.
  205. Ф. Эстетика. Философия. Критика Соч. в 2-х т. Т.1 М., 1983. -608 с.
  206. С .А. Игра и дети. М.: Искусство, 1970. 456 с.
  207. С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа. 1994.-376 с
  208. Шмаков С. А Ее Величество игра. М.: Прогресс, 1991. — 187 с.
  209. С.А. Культура досуг — ребенок. М.: Прогресс, 1994. — 241 с
  210. Шмаков С. А От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. М.: Новая школа, 1995.-198 с.
  211. В.П. Психология раннего детства. Петроград, 1922.- 247 с.
  212. Г. П. Избранные труды.- М.: Школа, 1995.- с. 115−154
  213. Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры /Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума).- М.: Наука, 1966.- с.132−145
  214. Г. История первобытной культуры . Вып. 2 М.: Наука, 1923. 345 с.
  215. О. Продавец-Биржа-Покупатель. М.: Прогресс, 1992. — 278 с.
  216. Т.П. Политические игры в процессе принятия государственных решений. М.: Республика, 2002. 58 с.
  217. Г. История и система христианского миросозерцания. СПб.: Мифрил, 1907. -192 с.
  218. Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. -304 с
  219. М. Игра в жизни и искусстве //Современная драматургия. 1982. № 2, с.41−48
  220. Э. Детство и общество. СПб.: ИТД Летний сад, 2000. 350 с.
  221. К. Смысл и назначение истории. /Пер. с нем.-М.: Политиздат, 1991.-675 с.
  222. Е.А. Корпоративная культура, идеология и имдж: Теоретико-методологический аспект: Дис. Канд. социол. Наук. М., 1999.- 157 с.
  223. Dowries D., Davis В., Stone P. London: Routledge. 1976. p. 247
  224. Dreger R. M. Fundamentals of personality New York. 1962. -p.450
  225. Ferenczi S. Further Contributions to the Theory and Techniques of Psychoanalysis. New York. 1926.-p.257
Заполнить форму текущей работой