— оценочную структуру игры G. Далее полагаем п > 2- X, |> 2 (г е N) — | А |> 2.Игра протекает следующим образом. Каждый игрок / е N независимо от остальных выбирает стратегию xf еХп в результате складывается ситуация x = (x,)ieNt приводящая к исходу a=F{x). Если (ара2) е соп то исход а2 считается не менее предпочтительным для игрока /, чем исход ах. Далее мы используем запись ах<�а2 как эквивалентную для (al, a2) e iчерез < обозначается строгая часть отношения со,. Заметим, что отношение предпочтения, заданное на множестве исходов, переносится и на ситуации игры: для любого игрока / сравнимость по предпочтению двух ситуаций эквивалентна сравнимости соответствующих им исходов.
Если все отношения co^ieN) являются отношениями порядка, то игра G называется игрой с упорядоченными исходами. Если отношения co^ieN) являются отношениями квазипорядка — игрой с квазиупорядоченными исходами.
Для анализа кооперативного аспекта игры G необходимо для каждой коалиции SqN определить множество ее стратегий X, и ее отношение предпочтения cos. В данной диссертации мы полагаем для S с N:
Х = (2) =ГН • (3) ieS.
Замечание 1. Равенство (2) означает, что коалиция S в состоянии «воспроизвести» любую ситуацию, обусловленную возможностями входящих в нее игроков. Таким образом, при создании коалиции S, она действует как один игрок, агрегируя возможности входящих в нее членов. Равенство (3) постулирует, что для коалиции S предпочтительней тот исход, который является более предпочтительным для всех ее игроков. Если все coi (/ € N) являются отношениями (квази) порядка, то cos также будет отношением (квази) порядка.
3. Перейдем к описанию основных кооперативных принципов оптимальности для игр вида (1). В дальнейшем изложении существенную роль будут играть характеристические множества коалиций игры G. Заметим, что характеристические множества вводились разными авторами для различных классов игр: Г. Иенчем для игр с векторными выигрышамиАуманом [40] и Пелегом [41] для кооперативных игр без побочных платежейВ.В. Подиновский [28,29] для игр с бинарными отношениями предпочтенияВ.В. Розеном [30] для игр с упорядоченными исходами.
Определение 1 В игре G вида (1) исход, а называется гарантированным исходом коалиции S, если существует такая стратегия xs е Xs, что выполняется соотношение cos.
QJyms е Xms) F (xs, y) > а.
Множество U (S) всех гарантированных исходов коалиции S есть a>s.
U{S) = {а е A: (3xs е Xs) (Vyms е Xms) F (xs, yms)> а}.
COS C°S.
Заменяя в определении 1 нестрогое предпочтение > на строгое предпочтение >, получим множество U (S) строго гарантированных исходов коалиции S:
Og.
US) = {аеЛ: (3xs е Xs)(Vyms е ^nJ^CWms) > а).
Определение 2 В игре G вида (1) исход, а называется незапрещенным исходом коалиции S, если для каждой стратегии yms е XNXS, существует такая стратегия cos xs е А', что F (xSiyNXS) > а. Множество V (S), состоящее из всех незапрещенных исходов коалиции S, определяется равенством a>s {a е, А: е Xnxs)(3xs е Xs) F (xs, yms) > а) .
Заменяя в определении 2 нестрогое предпочтение на строгое, получим множество V*(S) строго незапрещенных исходов коалиции S:
0.S.
У* (S) = {а е А: ('/yNXS е XNSS)(3xs е Xs) F (xs, yNXS) > a}.
Утверждение 1 В игре G вида (I) для всякой коалиции SciN выполняются следующие включения: a) U'{S)^U (S);
C)U (S)CV (S) — d) U'(s)cVS). ms ms.
Доказательство. Включения а) и b) очевидны, так как > с >. Включения с) и d) выполняются в силу логического закона перестановки разноименных кванторов в направлении 3V=> V3. Утверждение 1 доказано.
Перейдем к понятию допустимости исхода для коалиции S.
Определение 3 Стратегия xs е Xs называется возражением коалиции S на 3 исход а, если при любой стратегии yNXS e выполняется F (xs, yms)>a. Исход, а называется допустимым для коалиции S, если она не имеет на него возражений в форме стратегий. В противном случае, а называется недопустимым для коалиции S.
С содержательной точки зрения недопустимость исхода означает его неприемлемость для коалиции S. Действительно, в этом случае у коалиции S существует стратегия, которая гарантирует ей при любом выборе стратегий игроками дополнительной коалиции NS получение исхода, строго лучшего для нее, чем исход а. Множество исходов допустимых в игре G для коалиции S, будет обозначать DS (G): as.
DS (G) = {а е А:-, е Xs) (Vy^ е Х^) F (xs, yNV5)> а }.
Таким образом, исход, а допустим для коалиции S тогда и только тогда, когда он не является строго гарантированным исходом этой коалиции.
Пусть % - некоторое фиксированное семейство коалиций игры G. Определим % - допустимый исход игры G как исход, допустимый для всех коалиций из ТС • Обозначая через DK (G) множество допустимых исходов игры G, имеем:
SeK.
Следующие конкретизации семейства % особенно важны.
1. Индивидуально рациональные исходы — это исходы, допустимые для всех ее одноэлементных коалиций (т.е. для всех игроков). Множество индивидуально рациональных исходов будем обозначать D (<7).
2. Исходы, допустимые для коалиции N всех игроков, называются оптимальными по Парето. Исход, а оптимален по Парето, если не существует такой стратегии ам х е XN, что F{x) > а.
3. Дележи — это исходы, допустимые для всех одноэлементных коалиций и для коалиции всех игроков N. Множество дележей игры G будем обозначать через.
D{G).
4. Исходы, допустимые для всех коалиций игры G, составляют ее orядро: оно обозначается через Са (G).
Замечание 2 Любой исход игры является допустимым для пустой коалиции.
В дальнейшем мы исключаем из рассмотрения пустую коалицию, если не оговорено противное.
Утверждение 2 Каковы бы ни были семейства коалиций %j и 70 условие влечет йКг (G)с: DKi (G). Доказательство. Следует непосредственно из определений.
Следствие Для любой игры G вида (1) выполняются включения св (с)свдсад.
4. Наряду с условием допустимости ситуации (или исхода), в теории игр иногда рассматривается одно его усиление — условие вполне допустимости. Оно может быть введено следующим определением.
Определение 4. Метастратегией коалиции S называется отображение.
Теоретико-игровой смысл метастратегии коалиции Sэто условный выбор коалицией S своей стратегии в зависимости от выбора стратегии дополнительной коалиции NS.
Заметим, что пара (^.у^.?) однозначно определяет ситуацию (xs (^д-^), yx, s)' исход в которой обозначается F (xSiyNXS).
Определение 5 Метастратегия xs коалиции S называется возражением этой коалиции на исход а, если при любой стратегии yNXS е Xms выполняется ws.
F (xs, yNs)>a.
Исход, а называется вполне допустимым для коалиции S ciN, если у коалиции S нет на него возражений в форме ее метастратегии.
Замечание 3 Поскольку возражение в форме стратегии является так же возражением в форме метастратегии, то всякий вполне допустимый для коалиции S исход такэ/се допустим для нее.
Утверждение 3 Исход, а является вполне допустимым для коалиции S тогда и только тогда, когда он не является строго незапрещенным исходом этой коалиции.
Доказательство. Предположим, что исход, а является строго не запрещенным исходом коалиции S, то есть.
0)s eXj F (xs, yNX3)>a. (4).
Фиксируя для каждой стратегии yNSS существующую согласно (4) стратегию xs е Xs, получаем метастратегию xs коалиции 5, для которой при любой yms е Хк s выполняется F (xs, yms) > а. Тогда xs будет возражением на исход, а коалиции S в форме метастратегии, то есть исход, а не будет вполне допустимым. Множество исходов, вполне допустимых для коалиции S cz N, обозначается далее Ds (G). Для любого семейства коалиций полагаем.
SeK.
Определение 6 Множество исходов, вполне допустимых для всех коалиций игры G, называется /?- ядром и обозначается В силу утверждения 3 выполняется С Ca (G).
5. Напомним определение равновесной ситуации в игре G. Определение 7 Ситуация х е XN игры G называется приемлемой для коалиции StzN, если не существует такой стратегии xseXs, для которой Н.
F{x\xs)>F (x).
Ситуация приемлемая для всех коалиций 5е % с2 называется ситуацией тс-равновесия. В частности, ситуация, приемлемая для всех игроков игры, называется ситуацией равновесия. Она характеризуется условием: для любого ieN и любой ш, стратегии дг.'е^ выполняется F (.x||.
Частным случаем ситуации равновесия является ситуация равновесия по Нэшу. Она характеризуется условием: для любого ieN и любой стратегии ш,.
X > выполняется F (x\x,).
ИСХОДОМ ПО ПОрЯДКу COj.
Ситуация, приемлемая для всех коалиций игры G, называется ситуацией сильного равновесиямножество всех ситуаций сильного равновесия игры G обозначается SE (G).
Утверждение 4 Если ситуация xeXN является приемлемой для коалиции S, то исход в этой ситуации F (x) будет вполне допустимым для коалиции S, а следовательно допустимым для нее.
Доказательство: Достаточно доказать для произвольной коалиции S с= N и ситуации xeXN, что если исход F (x) не является вполне допустимым для коалиции S, то ситуация х не будет приемлемой для S. Действительно, предположим, что исход F (x) не является вполне допустимым для коалиции S. Тогда у коалиции S существует возражение на исход F (x) в форме метастратегии xs, т. е. tos соотношение F (xs, yms)> F (x) выполняется при любой стратегии yN, seXss. Полагая yNS = xNXS, получаем o) s.
OS.
Обозначая xs (xNXS) = xs имеем F (xs', хыкз)>F (x). Так как ситуация (xs', xNXS) v. t совпадает с ситуацией xs', получаем F (xs, yNs)> F (x) в противоречие с тем, что ситуация х является приемлемой для коалиции S.
Следствие 1 Если хситуация равновесия в игре G, то исход в ней является вполне допустимым исходом игры G, а, следовательно, индивидуально рациональным.
Следствие 2 Если хситуация сильного равновесия в игре G, то исход в ней принадлежит [3 — ядру, а значит и аядру игры G.
6. Дадим теперь, следуя Э. Мулену [18], для введенных выше принципов оптимальности общее описание в терминах угроз. Заметим вначале, что понятия допустимости и вполне допустимости, введенные для исходов игры, переносятся на ее ситуации: ситуация xeXN называется (вполне) допустимой, если исход F (x) (вполне) допустим.
Фиксируем коалицию S с N. Отображение: Xs -> Xms называется предостережением для коалиции S в ситуации xeXN, если оно удовлетворяет следующим двум условиям:
1) если xs'=xs, то %ms (xs,) = xN, s;
0>s.
2) если jcjVjc^to F{xs^s (xs'))^ F{x).
Теоретико-игровой смысл предостережения состоит в том, что оно дает «сценарий реагирования» дополнительной коалиции NS на возможные отклонения коалиции S от сложившейся ситуации х.
Г) если коалиция S не отклоняется от своей первоначальной стратегии xs, то реагирования дополнительной коалиции не происходит;
2') если коалиция S отклоняется от первоначальной стратегии, заменяя xs на xs', то результат реагирования дополнительной коалиции NS есть ее стратегия (xs'), такая, что исход в полученной ситуации не будет строго лучшим для коалиции S по ее отношению предпочтения cos, чем исход в первоначальной ситуации х.
Таким образом, наличие указанного отображения предостерегает в ситуации х коалицию S от изменения своей первоначальной стратегии.
Определение 8 Говорят, что ситуация х е XN игры G стабилизируется с помощью простых угроз, если для нее существует «сценарий предостережений» в виде набора предостережений S с N.
Замечание 4 Пассивное предостережение дополнительной коалиции NS есть ее предостережение вида %NS (xs*) = xNXS (т.е. на любое отклонение коалиции S от первоначальной стратегии дополнительная коалиция не реагирует). Очевидно, что ситуация х является ситуацией сильного равновесия тогда и только тогда, когда для нее существует сценарий пассивных предостережений.
Утверждение 4. Ситуация х игры G является допустимой для коалиции S тогда и только тогда, когда в ситуации х существует предостережение со стороны дополнительной коалиции NS.
Доказательство: Ситуация х допустима для коалиции S тогда и только тогда, когда-то есть уs fxseXs) (Зу ms.
Последнее эквивалентно существованию отображения %NXS: Xs -" Лс й>, у условием: F (jf,' xs'))t>F (x) Vx s’eXs, т. е. эквивалентно существованию предостережения для коалиции S в ситуации х (можно положить.
Следствие 1 Ситуация х игры G является допустимой для всех игроков (индивидуально рациональной) тогда и только тогда, когда в ситуации х существует сценарий предостережений вида, т. е. сценарий предостережений со стороны коалиций АЛ/, где i eN.
Следствие 2 Ситуация х является допустимой для всех коалиций игры G (т.е. принадлежит ее а-ядру) тогда и только тогда, когда в ситуации х существует сценарий предостережения вида (4ns) S^N, т. е. сценарий предостережений со стороны всех коалиций NS, где S czN.
Аналогичным образом могут быть охарактеризованы ситуации, вполне допустимые для коалиций игры G. А именно, ситуация х игры G является вполне допустимой для коалиции S тогда и только тогда, когда в ситуации х существует предостережение со стороны коалиции NS, не зависящее от отклонения коалиции S (т.е. предостережение в виде константной функции).
7. В данной диссертации основное внимание уделено принципам оптимальности, основанным на понятии допустимости исхода. В соответствии с этим, исследуются вопросы, связанные с существованием в играх с упорядоченными исходами индивидуально рациональных исходов, дележей, и а-ядра, а также вопросы, касающееся структуры этих множеств. Этот материал составляет содержание первых двух глав работы. Содержанием третьей главы диссертации являются обратные задачи для класса кооперативных игр с квазиупорядоченными исходами. Обратная задача в теории игр есть задача восстановления игры по некоторым ее характеристикам (пример решения обратной задачи в классической теории игр — известная теорема (см. например [И] или [3]), дающая восстановление игры п лиц с численными выигрышами по заданной характеристической функции V (S). В нашем случае обратная задача принимает следующий вид: по заданной оценочной структуре и некоторой информации о возможностях игроков или коалиций требуется построить реализационную структуру игры, т. е. восстановить саму игру.
1. Аракелян А. А. Решение для системы нерефлексивных транзитивных отношений заданных в метрическом пространстве.//Уч.зап.Ереван.ун-та. Естеств. Науки., 1973,№ 1 (122), с. 155−159.
2. Аракелян А. А. Бинарные отношения на компактных пространствах и их ядра. // В сб. Успехи теории игр. изд. МИНТИС, Вильнюс, 1973, с.125−126.
3. Берж К. Общая теория игр нескольких лиц. М.: ФМ, 1961, 127с.
4. Бондарева О. Н. Решение и ядро ациклического отношения на константе // Успехи теории игр. изд. МИНТИС, Вильнюс, 1973, с. 127−130.
5. Вилкас Э. Й. Относительность в играх и решениях. М.: Наука ФМ, 1990, 256с.W.
6. Вилкас Э. И. Понятия относительности в теории игр. // Современные направления теории игр. изд. МОКСЛАС, Вильнюс, 1976, с.25−43.
7. Вилкас Э. И. Согласованность коалиционных утверждений // Успехи теории игр. изд. МИНТИС, Вильнюс, 1973, 83−92.
8. Вилкас Э. Й., Майминас Е. З. Решения: теория, информация, моделирование. -М.: Радио и связь, 1981, 328с.
9. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. // Сб. переводов под ред. Шахнова И. Ф. М.: Мир, 1976, 203с.
10. Воробьев Н. Н. Современное состояние теории игр. УМН, чХХУ вып.2 (152), 1970, с.81−140И. Воробьев Н. Н. Теория игр для экономистов-кибернетиков. М.: Наука, 1985, 272с.
11. Данилов Н. Н., Зенкевич Н. А. Неантагонистические игры двух лиц. Учеб пособ. изд. Кемеровского РУ. Кемерово, 1990, 99с.
12. Зенкевич Н. А., Сурвило Т. Г. К вопросу об играх с неопределенными платежными материалами //Вестник ХГУ им Н. Катанова, Вып.1, сер.1, Абакан, 1996, с. 14−17.
13. Кукушкин Н. С., Морозов В. В. Теория неантагонистических игр. М.: изд. МГУ.- 1984, 104с.
14. Кулаковская Т. Е. Классические принципы оптимальности для бесконечных кооперативных игр. // В сб. Современные направления теории игр. изд. МОКСЛАС. Вильнюс, 1976, с.94−108.
15. Льюс Р, Райфа X. Игры и решения: пер с анг. Под ред. Юдина Д. Б. М.: ИЛ. 1961.
16. Миркин Б. Г. Проблема группового выбора. М.: Наука, 1979.
17. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: аксиомы и модели.//Пре. С анг. М.: Мир, 1991,464с.
18. Пасечник М. В. Условия непустоты Са ядра в антагонистических играх с упорядоченными исходами. // Механика. Математика Сб. науч. трудов Саратов. Изд. Сарат. ун-та, 2001 — Вып. З — С 101−104.
19. Пасечник М. В. Дележи в бесконечных играх с квазиупорядоченными исходами. // Механика. Математика. Сб. науч. турдов Саратов. Изд. Сарат. ун-та, 2002, — Вып.4 — С. 114−117.
20. Пасечник М. В. Условия единственности дележа в антогонистических играх с упорядоченными исходами // Компьютерные науки и информационые технологии // Тез. К63 докл. Междунар. Конф. Саратов. Изд. Сарат. Ун-та, 2002, с. 84.
21. Пасечник М. В. Характеризация множества индивидуально рациональных исходов и множества дележей в играх с кввазиупорядоченными исходами// Математика. Механика: Сб. науч. тр. Саратов Изд. Сарат. 2003. — Вып.ЗС.84−87.
22. Пасечник М. В. Розен В.В. Игры с квазиупорядоченными исходами, имеющие единственный индивидуально рациональный исход// Математика. Механика. Сб. науч. тр. Саратов Изд. Сарат. ун-та, 2002. Вып. З — С. 87−90.
23. Пасечник М. В. Характеризация гарантированных исходов коалиций в играх с квазиупорядоченными исходами, /в. Рус. — Деп. в ВИНИТИ 09.03.04 № 405-В 2004.
24. Петросян J1.A., Данилов Н. Н. Кооперативные дифференциальные игры и их приложения. Томск, 1985, с.
25. Петросян JI.A., Зенкевич Н. А. Семлина Е.А. Теория игр. М.: Книжный дом. Университет Высшая школа. — 1998, 301с.
26. Печерский C. J1., Соболев А. И. Проблема оптимального распределения в социально-экономических задачах и кооперативные игры. Наука JIO. -1983. 176с.
27. Подиновский В. В. Общие антогонистические игры. ЖВМ и МФ, том 21, № 5,1981. С.1140−1153.
28. Розен В. В. Порядковые инварианты и проблема «окружения» для игр с упорядоченными исходами. Кибернетика и системный анализ, № 2, 2001, с. 145−159.
29. Розен В. В. Игры с упорядоченными исходами и моноконтактно порожденные решетки // В сб. упорядоченные множества и решетки. Вып. 5, изд. СГУ. Саратов, 1978, с.90−97.
30. Розен В. В. Математические модели принятия решений в экономике. М.: Книжный дом. Университет — Высшая школа, 2002, 288с.
31. Розен В. В. Ситуации равновесия в играх с упорядоченными исходами.// Сб. Современные направления теории игр. Вильнюс, изд. МОКСЛАС, 1976, с.115−118.
32. Розен В. В. Смешанные расширения игр с упорядоченными исходами. -ЖВМ и МФ, № 6,1976, с.1436−1450.
33. Розен В. В. Цель оптимальность — решение. М.: Радио и связь, 1982, 169с.
34. Скорняков Л. А. Элементы теории структур. М.:
35. Смоляков Э. Р. Равновесные модели при несовпадающих интересах участников. М.: Наука, 1986, 224с.
36. Соболев А. И. Кооперативные игры. Проблемы кибернетики. Вып.39 М.: 1982, с.201−222.
37. Харшаньи Д, Зельтен Р. Общая теория выбора равновесия в играх. // пер. с англ. Под ред. Зенкевича Н. А. СПб, 2001,406с.
38. Яновская Е. Б. Решение бесконечных антогонистических игр в конечно-аддитивных стратегиях. Теория вероятностей и ее применение. 1970, t. XV, № 1, с.162−168.
39. Aumann R.J. Utility theory without the completeness axiom. Econometrica, 1962, v.30, № 3 p.445−462.
40. Peleg B. The independence of Game theory of utility theory. Bull. American Math/ Soc. Vol. 72, № 6,1966. P.995−999.
41. Farquharson R. Sur une generalisation de la notion d’equilibrium. Cr Acad sci. Paris, 1955, 240, № 1 p.46−48.
42. Яновская Е. Б. конечно-аддитивные расширения бескоалиционных игр. //В сб. Современные направления теории игр. Изд. MOKCJ1AC. Вильнюс, -1976, с.136−142.
.