Эксплуатация судовых энергетических установок
С графика Ne = f3(v, nc) положение ограничительных характеристик (точки, А и В) переносим на диаграмму изменения Ре = f2(v, nc) получаем точки А' и В' соответственно, через которые проходит граница достижимой полезной тяги, а также границей служит линия изменения Ре при достижении псн. Расчет и построение номограммы для определения пропульсивного КПД и шкалы часового расхода топлива ГД. На оси… Читать ещё >
Эксплуатация судовых энергетических установок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данная работа является частью курса «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок». Работа предназначена для систематизации знаний и приобретения практических инженерных навыков, требуемых от судовых механиков уровня управления в области эксплуатации СЭУ, связанной с определением допустимых режимов работы пропульсивного комплекса, выбором параметров длительного экономичного режимов работы ГД.
Промежуточным результатом проектирования является паспортная диаграмма судна, на основе которой рассчитывается и достраивается режимная карта.
Расчёт и построение графиков
Исходные данные Размерения корпуса судна:
Длинна судна между перпендикулярами L=170,86 м;
Ширина судна по миделю В=21,87 м;
Осадка по грузовую марку Тг=9,0 м;
Гидродинамические характеристики гребного винта:
Диаметр винта Dв=6,05 м;
Шаг винта Н=5,75 м;
Число лопастей Z=4;
Дисковое отношение и=0,55 м;
Водоизмещение судна в грузу Vг=30 700т;
Скорость полного хода нr=16 узл;
Эффективная мощность ГД на полном ходу Ne=10 000 КВт;
Частота вращения вала ne=1,78 c-1;
Передача мощности от ГД к гребному валу прямая;
КПД линии валопровода звл=0,98.
Расчет и построение паспортной диаграммы судна
Коэффициент полноты корпуса судна определяем по формуле:
где V — объемное водоизмещение судна в грузу, м3.
где с — плотность морской воды, с = 1025 кг/м3. Тогда Принимаем за базовый номинальный режим работы пропульсивного комплекса по исходным паспортным данным. Определяем коэффициент попутного потока щ и засасывания t по формулам:
Вычисляем величину относительной поступи гребного винта на принятом номинальном режиме:
Сводим расчет паспортной диаграммы в табл. 1.
Задаемся несколькими значениями лр, при этом одно значение лр берем больше лрн, а два значения меньше лрн: лр1 = 0,45; лр2 = 0,50; лр3 = 0,55; лр4 = 0,60.
По кривым действия гребного винта определяем безразмерный коэффициенты упора k1 и момента k2 для каждой выбранной величины лр.
Затем задаемся четырьмя значениями частоты вращения вала nс, начиная от nс = 0,7 nсн до величин nс полного хода nспх = nсн, nc1 = 1,25; nc2 = 1,48; nс3 = 1,60; nc4 = 1,78 сО1.
Вычисления v, Ре, Ne согласно методическим указаниям и форму лам данного раздела сводим в таблице 1.
Таблица 1 — Расчет построения паспортной диаграммы
Определяемая величина | Способ определения | Постоянные величины | Пс сО1 | Относительная поступь лр | ||||
0,45 | 0,50 | 0,55 | 0,60 | |||||
Безразмерный коэффициент упора k1 | По кривым действия гребного винта | |||||||
Безразмерный коэффициент упора k2 | По кривым действия гребного винта | |||||||
Скорость судна v, узл | лрc1nc | |||||||
Полезная тяга гребного винта Pe, кН | k1 c2 nc2 | |||||||
Эффективная мощность главного двигателя Ne, кВт | K2 c3 nc3 | |||||||
По результатам расчетов строим графики изменения эффективной мощности главного двигателя Ne = f3 (н, пс) и полезной тяги гребного винта Ре = f2 (н, пс) в зависимости от скорости судна v при выбранных постоянных частотах вращения гребного винта пс = const, (приложение рис. 1).
На паспортной диаграмме Ne = f3 (н, пс) наносим положение ограничительных характеристик для работы главного двигателя по механической напряженности, а на графике Ре = f2 (н, пс) строим границу предельной тяги, достижимой при данных гребного винта, и ГД для соответствующей скорости хода судна.
Определяем допустимый номинальный крутящий момент:
Мен = Ne /2¶ nc =10 000/2*3,14*1,78=894 кНм.
Для построения ограничительной характеристики на диаграмме Ne = f3(v, nc) требуется определить два значения Ne для разных пс при Мен = const, т.к. зависимость Ne при Мен = const прямая линия АВ.
Первую точку, А берем для номинального режима Nен = 10 000 кВт и nсн = 1,78сО1. Находим вторую точку В при nс3 =1,6 сО1, для чего вычисляем Nеб при Мен = const.
Nеб =2¶ nс3 Мен=2*3,14*1,6*894=8983 кВт.
При работе двигателя в режиме так называемого «легкого» винта (на пример, при меньших осадках судна), когда лр, > лрн = 0,56, ограничительной характеристикой служит зависимость изменения Ne при постоянной номинальной частоте вращения псн = const (на диаграмме линия nсн = 1,78 сО1 правее точки А).
С графика Ne = f3(v, nc) положение ограничительных характеристик (точки, А и В) переносим на диаграмму изменения Ре = f2(v, nc) получаем точки А' и В' соответственно, через которые проходит граница достижимой полезной тяги, а также границей служит линия изменения Ре при достижении псн. Расчет и построение номограммы для определения пропульсивного КПД и шкалы часового расхода топлива ГД. На оси абсцисс в левой части диаграммы наносим шкалу для определения буксировочной мощности Nб в пределах возможной работы СПУ, для чего определяем:
Nб min при v = 10 узл. и Ре = 400 кН; Nб min =0,515×400×10 = 2060 кВт; Nб max при v = 17 узл. и Pe = 800 кН, Nб max = 0,515×800×17 = 7004 кВт.
Проводим расчет для заполнения табл. 2, взяв два значения: Ре = 400 кН и Ре = 800 кН.
Таблица 2 — Расчет N6 = f (Pе) при v = const
v, узл | Ре = 400 кН Ре1×0,515x v = Nб1, кВт | Ре = 800 кН Pe2x0,515xv = Nб2, кВт | |
400×0,515×10=2060 400×0,515×11=2266 400×0,515×12=2472 400×0,515×13=2678 400×0,515×14=2884 400×0,515×15=3090 400×0,515×16=3296 400×0,515×17=3502 | 800×0,515×10=4120 800×0,515×11=4532 800×0,515×12=4944 800×0,515×13=5356 800×0,515×14=5768 800×0,515×15=6180 800×0,515×16=6592 800×0,515×17=7004 | ||
По данным табл. 2 строим в III квадранте диаграммы (рис. 2) график изменения Nб в зависимости от Ре при разных значениях v. Взяв два значения Nel = 4000 кВт и Ne2 = 9000 кВт и учитывая прямую передачу мощности от ГД к ГВ без редуктора, заполняем табл. 3.
Таблица 3 — Расчет N6 = f (Nе) при з = const
з | Ne1 = 4000 кВт з Ne1 звл = N61, кВт | Ne2 = 9000 кВт з Ne2 звл = N62, кВт | |
0,5 0,6 0,7 0,8 | 0,5.4000.0,98=1960 0,6.4000.0,98=2352 0,7.4000.0,98=2744 0,8.4000.0,98=3136 | 0,5.9000.0,98=4410 0,6.9000.0,98=5292 0,7.9000.0,98=6174 0,8.9000.0,98=7056 | |
По данным табл. 3 строим график изменения буксировочной мощности N6 от Ne при разных значениях з (IV квадрант паспортной диаграммы, рис. 2).
Для построения диаграммы часового расхода топлива Вч на ГД при различных значениях эффективного КПД двигателя зе в зависимости от величины развиваемой ГД эффективной мощности Ne выбираем из паспорт ных данных ГД или из результатов теплотехническихиспытаний величину удельного расхода топлива bе = 0,170 кг/кВт· ч, принимаем значение теплоты сгорания топлива Qнр = 42 000 кДж/кг.
Определяем эффективный КПД двигателя по формуле.
Взяв два значения Nel= 6000 кВт и Ne2 = 10 000 кВт, заполняем табл. 4
судно двигатель винт топливо Таблица 4 — Расчет часового расхода топлива
зе | Ne1 = 6000 кВт 3600 Ne1 / зе Qн = B1 | Nе2 =10 000 кВт 3600 Ne2 / зе Qн= B2 | |
0,5 0,49 0,48 | 3600×6000/0,50×42 000=1029 3600×6000/0,49×4200=1050 3600×600/0,48×42 000=1071 | 3600×10 000/0,50×42 000=1714 3600×10 000/0,49×42 000=1749 3600×1 0000/0,48×42 000=1786 | |
Литература
1. Методические указания к курсовому проектированию «Расчет и построение режимной карты пропульсивной установки судна» Радченко О. П., Попов В. В., КГМТУ, Керчь, 2010 г.
2. Взаимодействие элементов судового пропульсивного комплекса: Учебное пособие / Под ред. В. П. Мануйлова. — М.: ЦРИА «Морфлот», 1982.-48 с.
3. Завьялов А. А., Небесное ВВ. Расчет и построение паспортной диаграммы пропульсивной установки судна с ВРШ // Судовые энергетические установки: науч.-техн. сб. — 2003. — Вып. 8. -Одесса: ОНМА. -С.100−103.
4. Завьялов А. А., Небесное В. В, Тяговые возможности транспортного судна при буксировке //Судовые энергетические установки: науч.-техн. сб. — 2003. — Вып. 9. — Одесса: ОНМА. — С. 69−73.