Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История становления и развития ливийско-российских отношений: 1969-2000 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня роль России в мировом геополитическом пространстве, к сожалению, несопоставима с той, которую играл в мире бывший Советский Союз. Однако арабский мир и Ливия, в первую очередь, продолжают верить в великую Россию и творческие силы ее народа. В статье «50 лет ливийско-российских отношений: реальность и перспективы» ливийский исследователь А. Ат-Тагир писал, что «сильная Россия — в интересах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Ливия в системе современных международных отношений
    • 1. Отношения Ливии со странами Запада
    • 2. Ливия и арабский мир
    • 3. Политика Ливии на Африканском континенте
  • ГЛАВА II. Отношения Ливии с Советским Союзом
    • 1. Роль СССР в период борьбы ливийского народа за независимость
    • 2. Политические связи Ливии и СССР в 70-е-80-е гг
    • 3. Советско-ливийское экономическое сотрудничество
  • ГЛАВА III. Ливийско-российские отношения 90-е гг. XIX в.- 2000 г.)
    • 1. Политические взаимоотношения Ливии с Россией как правопреемницей СССР
    • 2. Ливийско-российское технико-экономическое сотрудничество: проблемы и перспективы
    • 3. Состояние и возможности российско-ливийских торговых связей

История становления и развития ливийско-российских отношений: 1969-2000 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История взаимоотношений Ливии и России показывает, что наши страны всегда тяготели друг к другу. В отличие от России Ливия не сразу стала субъектом международных отношений. В момент зарождения связей между нашими государствами ее юридический статус определялся принадлежностью к Османской империи, затем на нее был распространен суверенитет Италии, и лишь через несколько лет после окончания второй мировой войны Ливия обрела политическую независимость, став в 1951 году первым государством Северной Африки, освободившимся от пут колониализма.

Однако лишь свержение монархического режима в 1969 году позволило стране проводить поистине самостоятельный внешнеполитический курс.

Политика России в отношении Ливии не раз менялась в соответствии с переменами в самой России. Внимание Российской империи к Триполитании и Киренаике объяснялось геополитическими интересами самодержавия, стремившегося обеспечить свое постоянное военное присутствие в бассейне Средиземного моря в преддверии итало-турецкой войны 1911;1912 гг. В ходе визита русского царя Николая II в Италию и его встречи в г. Раккониджи с итальянским королем Виктором-Эммануилом III 23 октября 1909 г. был подписан российско-итальянский договор, согласно которому Россия укрепляла свои позиции на Балканах, впервые добившись признания свободы действий в проливах Босфор и Дарданеллы со стороны Италии. В свою очередь, признание Россией Триполитании и Киренаики зоной итальянских интересов ускорило распад Османской империи, вечной соперницы России на Балканах. Россия стала последней европейской державой, подписавшей подобный договореще в 1887 г. итальянское правительство заключило секретное соглашение с.

Германией и тройственное с Англией и Австро-Венгрией, а в 1900;1902 гг. — соглашения с Францией и Англиейвсе эти соглашения признавали права Италии на Триполитанию и Киренаику.

Следует отметить, что общественное мнение в России, в основном, осудило действия царского правительства, выступив в поддержку сопротивления ливийцев итальянской агрессии. Хорошо вооруженные колонизаторы впервые в военной практике применили авиацию против бедуинов. Ослабленная Турция практически не помогла своим подданным. Итогом бойни стало закрепление владычества Италии в Триполитании и Киренаике.

Возникновение советского государства ознаменовалось принципиальным изменением политики России, а затем и Советского Союза, в отношении Ливии. Во главу угла советской внешней политики был положен принцип поддержки антиколониальных движений.

Последовательная позиция Советского Союза в Организации Объединенных Наций, в Совете министров иностранных дел четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), на Лондонском совещании заместителей министров иностранных дел и на сессии Совета министров четырех держав в Париже в 1948 г. во многом способствовала принятию Генеральной Ассамблеей ООН решения о провозглашении Ливии суверенным государством.

В последующие годы несмотря на стремление СССР к развитию сотрудничества с Ливией установившийся в стране монархический режим сдержанно относился к советским инициативам. Посольство СССР в Ливии открылось лишь в 1956 годуЛивия же учредила свое посольство в Москве еще 6 лет спустя — в 1962 году.

После свержения монархии в Ливии 1 сентября 1969 года Советский Союз стал первой великой державой, признавшей 4 сентября 1969 г. новый республиканский режим. Руководство Ливийской Арабской Республики сразу же заявило о стремлении развивать сотрудничество с СССР во всех сферах. Последующие годы стали периодом интенсивных политических, торгово-экономических, культурных и прочих связей между двумя государствами.

С распадом СССР отношения России со странами Африки в целом и Ливией, в частности, пережили спад. Лишь с середины 90-х гг. российско-африканское сотрудничество начинает активизироваться.

Актуальность проблемы.

Как представляется, изучение проблемы взаимоотношений новой России с ее африканскими партнерами, в том числе с Ливией, приобретает особую важность в условиях, когда происходит существенная ревизия фундаментальных принципов международных отношений. Изучение опыта ливийско-советского сотрудничества и состояния и перспектив развития двусторонних ливийско-российских отношений, чему посвящена настоящая диссертация, может, по мнению автора, помочь обеим странам в решении стоящих перед ними актуальных задач развития.

И, наконец, несомненный интерес для автора представили издания международных организаций: статистические сборники, справочники и др., содержащие сведения о странах Африки, в том числе Ливии.1.

Историография работы.

При анализе различных аспектов ливийской внешней политики и ливийско-советских отношений диссертант опирался на труды советских и российских ученых. Важнейшими из них являются широко документированные монографии Н. И. Прошина «История Ливии. Конец XIX в. — 1969 г.», (1975 г.) и «История Ливии в новое время» (1981 г.), а также фундаментальный труд А. З. Егорина «История Ливии. XX век» (1999 г.), подведший итог многолетней деятельности автора не только в.

1 например, The Middle East and North Africa. L. 1997;2003 — ООН. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Нью-Йорк. 1986;2003; U.S.Congress.House.Committee on научной области, но и в качестве сотрудника посольства СССР в Ливии, на собственном опыте познавшего все особенности политического климата в стране и лично знакомого с ее лидером, М. Каддафи, снискавшим симпатии и глубокое уважение автора.

Большую помощь диссертанту в написании работы оказала монография А. Шведова и В. Румянцева «Советско-ливийские отношения» (1986 г.), в которой советским исследователям впервые в международном востоковедении удалось, используя огромный документальный материал, проследить процесс зарождения, становления и развития дружественных связей между нашими народами, начиная со второй половины XVTT века.

В 90-е гг. был опубликован целый ряд фундаментальных работ, посвященных роли и месту Африки в современных международных отношениях и перспективам развития континента. В этой связи можно отметить работы А. М. Васильева, Ан.А.Громыко, В. Г. Солодовникова, Г. Б. Старушенко. Н. Д. Косухина, Л. В. Гевелинга, В. В. Лопатова, Р. Н. Исмагиловой, Ю. Г. Сумбатяна, Р.Авакова. Г. Мирского. А. Б. Давидсона, А. М. Хазанова, М. М. Голанского, Г. О. Рубинштейна, Е. А. Тарабрина, и др. Автор опирался также на труды Аршаруни Н. А., Бодянского В. Л. и Шагаля В. Э., Вавилова В. В., Кукушкина В. Ю., Козырина А. Н., Лаврентьева Г. А., Лаврентьева В. Л., Смирновой Г. И., Товмасяна С. А. и др. В работе были использованы монографии «СССР и страны Африки». М. 1981; «Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки М.1975, книга Г. В. Фокеева «Внешняя политика стран Африки». М.1981.

Большую помощь автору оказали труды сотрудников Института Африки РАН, посвященные различным аспектам российско-африканских отношений.

Особый интерес для диссертанта представила монография директора Института Африки РАН А. М. Васильева «Россия на Ближнем и Среднем.

International Relations. U.S.-Libya Relations: A New Era? Hearings before Subcomiaon.

Востоке. От мессианства к прагматизму". М.1998, где подвергаются серьезному анализу отношения СССР/России с арабскими странами, в том числе с Ливией. К числу использованных автором исследований, специально посвященных взаимоотношениям СССР/ России со странами Африки, относятся монографии «Новая роль России в мире и Африке». М.1998; «Африка в современном мире и российско-африканские отношения». М. 2000; «Африка во внешнеполитических приоритетах России». М. Ин-т Африки РАН, 2003, а также работы д.э.н. В. В. Лопатова, посвященные проблемам торгово-экономических отношений СССР/России со странами Африки.

Среди работ западных авторов следует выделить труды Дж. Райтанекоторые из них были переведены на арабский язык. Однако нельзя не отметить, что при, безусловно, глубоком знании истории Ливии, автор делает несправедливые, на наш взгляд, нападки на российскую политику в Ливии2. Тенденциозная оценка позиции СССР в вопросе предоставления Ливии независимости дается и в работе американского ученого арабского происхождения М. Хаддури «Современная Ливия». Аргументированная критика и Дж. Райта и М. Хаддури содержится в упоминавшейся выше монографии советского историка Н. И. Прошина, также переведенной на арабский язык.

Среди зарубежных изданий, посвященных непосредственно истории ливийско-российских отношений, следует выделить также монографию немецкого исследователя Герда Линда. Автор подробно разбирает развитие отношений двух стран, придавая, на наш взгляд, слишком большое значение идеологическому аспекту ливийско-российского сотрудничества.4.

Africa of the Comm. on International Relations. Wash. 1986;2000.

2 Тарик Либия мунзу акдам аль-усур. Триполи. 1972, с. 185−186.

3 Khadduri М, Modern Libya. A study of political development Baltimore, 1963, p. 262.

4 Linde, Gerd. Zum sowjetisch — Libyschen Verhaltnis.-Koln, 1975.

В ряде монографий зарубежных авторов, посвященных постмонархической Ливии, затрагивается и внешнеполитическая деятельность ВСНЛАД. На наш взгляд, достойны внимания книги Дж. Бермана, Д. Бланди, А.Махрауа.5 Эти работы не лишены некоторых инсинуаций, но они политически корректны, чего нельзя сказать о книге М. Сикера, носящей ярко выраженный тенденциозный характер.6.

Среди немногих работ, затрагивающих международное положение ВСНЛАД в годы блокады, следует упомянуть книгу Дж. Симмонса «Libya: The Struggle for Survival», изданную в Лондоне в 1996 г. В работе также рассматривается такой аспект внешнеполитической деятельности Ливии, как борьба с международным терроризмом.

Активность ВСНЛАД на Африканском континенте привлекает внимание зарубежных ученых. В числе книг, изданных на эту тему, можно отметить коллективную работу американских ученых под редакцией Р. Лемарханда? и монографию Р. Отаека «Африканская политика Ливии (1969;1985), изданную в Париже в 1985 г.

Несомненный интерес для диссертанта представили работы ливийских авторов. Здесь следует отметить диссертацию К. Мухтара «Ливия в контексте внешней политики Российской империи и Советского Союза (10-е — конец 40-х гг. XX в.)», успешно защищенную в Москве в 1998 г. К. Мухтар проделал огромную творческую работу в российских архивах, что, безусловно, повышает научную значимость исследования, хотя его выводы не всегда бесспорны. К сожалению как в арабо-язычных работах ливийских авторов, привлеченных в качестве научной литературы, так и в трудах ливийских ученых на европейских языках отсутствуют.

5 Веагшап, Jonatan. Qaddafi' s Libya.L.1986; Blundi, David. Qaddafi and the Libyan Revolution. Boston. 1987; Mahrad, Ahmad. Politische Entwicklung in Libyen: Ein Presschericht Centaurus — Vevl.-Ges. 1990.

6 M.Siker. The Making of a Pariah State. The Adventurist Politics of M.Qaddafi.N.Y. 1987.

7 The Green and the BlackQaddafi’s Policies in Africa. Td. By Lemarchand R. Bloomington. 1988 исследования, специально разрабатывающие проблематику российской политики в отношении Ливии. Однако этой теме посвящен целый ряд статей в арабской периодической печати. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются подборки статей в известном журнале «Аль мустакбаль аль арабий"8, а также в научном журнале «Рималь"9.Помощь автору оказали также статьи в периодических изданиях «Аш-Шура» (Триполи), «Аль-Фаджр аль-Джажид"(Триполи), «Ас-Саура"(Триполи).

Безусловным подспорьем для автора явилась российская и западная периодическая печать. Это касается, в первую очередь, последней главы, где рассматриваются проблемы современных ливийско-российских отношений.

Источниковедческая база диссертации.

В своей работе автор использовал целый ряд источников, дающих возможность оценить характер, направления и эволюцию взаимоотношений Ливии с внешним миром, в первую очередь, с СССР/Россиейчасть из них впервые введена в научный оборот.

Рассматривать особенности ливийско-российских отношений, равно как и оценить роль и место Ливии в Африке и мире, на наш взгляд, невозможно в отрыве от идейно-политической платформы, на которой базируется внешнеполитический курс ливийского руководства В этой связи представляется целесообразным охарактеризовать теоретические установки лидера ливийской революции и на протяжении почти 35 лет руководителя страны М. Кадцафи, провозгласившего «особый курс» страны, отличный как от социализма, так и от капитализма. Знакомство с «третьей мировой теорией» М. Каддафи, изложенной в его «Зеленой книге"10 и во многом опирающейся на догмы ортодоксального ислама,.

8 «Аль Мустакбаль аль арабий», № 230, апрель 1998, Бейрут.

9 «Рималь», № 4,1999, Москва.

10 М.Каддафи. Зеленая книга. 4.1. Проблемы демократии и ее развитие. Народная власть. Часть 2 Решение экономической проблемы. Социализм. 4.3. Социальные аспекты третьей мировой теории. Триполи. 1976;1979. объясняет такие аспекты внешней политики Ливии, как, с одной стороны, стремление к лидерству в арабском мире, а, с другой, — поддержку борьбы против колониализма, курс на сотрудничество с СССР, другими социалистическими странами. Диссертантом были использованы также государственные документы Ливии, архивные материалы Министерства иностранных дел страны, официальные публикации ливийского правительства (соглашения и договоры), статистические материалы и разработки Международного центра по изучению и исследованию «Зеленой книги».

При анализе взаимоотношений Ливии с арабским миром были использованы тексты двусторонних соглашений, материалы Лиги Арабских Государств (ЛАГ), а также впервые использован Сборник унитарных соглашений «Аль-Машари'аль вахдавийа фи ль — ал ям альарабий» и др. Большую помощь автору оказали также документы и материалы Арабского Центра стратегических исследований, а также Центра по изучению арабского единства.

Несомненный интерес для диссертанта представили и российские источники. Хотелось бы отметить, в частности, такой источник, как первое и уникальное в русской литературе описание Триполи, содержащееся в «Книге о тайном и сокровенном сокрытии, мною, пленником в неволе, писанной», автором которой, по предположению русского историка П. А. Сырка, мог быть боярский сын Ф. Ф. Дорохин, захваченный в плен крымскими татарами и пробывший в Турции с 1662 по 1674 гг. Дальнейшее, более подробное знакомство россиян с Ливией произошло почти 2 века спустя благодаря трудам известных русских путешественников и ученых Н. С. Всеволожского и А. В. Елисеева.

Источниками при подготовке диссертации послужили документы внешней политики СССР, официальные публикации правительств СССР и РФ. Источниковедческой базой работы явились также изданные в разное время в Москве Народным комиссариатом иностранных дел и Министерством иностранных дел СССР сборники документов, а также «История дипломатии» и «История внешней политики СССР (1917;1985 гг.)». Несомненный научный интерес представили для диссертанта сборники договоров и соглашений, заключенных СССР/Россией со странами Африки, а также статистические сборники, содержащие данные о внешней торговле СССР/России.

Особое место среди опубликованных источников такого рода занимает «Концепция внешней полигики Российской Федерации», в которой определены приоритеты российской внешней политики, в том числе ее политики на Африканском континенте.11 Автор также широко использовал материалы Интернета, в частности официальные коммюнике, договора и соглашения, подписанные между Россией и Ливией, содержащиеся на сайте МИДа РФ.

Несомненным подспорьем в работе стал Сборник документов и материалов, изданный в Москве в 1981 году по итогам визита в СССР ливийского лидера М. Каддафи, состоявшегося 27−29 апреля 1981 г.

Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий рассмотрение любого исторического явления в его становлении и развитии, во взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Сочетание проблемно-хронологического и сравнительно-исторического методов позволило проследить эволюцию внешней политики Ливии и ливийско-российских отношений и показать их состояние на современном этапе.

Научная новизна представленной работы состоит в том, что в ней впервые проведено всестороннее исследование истории становления и развития отношений Ливии с Россией. Данная тема не получила до сих пор достаточно полного освещения как в российской и в ливийской, так и в западной научной литературе, а также в литературе третьих стран. Издания, посвященные датой проблеме, затрагивают лишь отношения Ливии с Советским Союзом. Однако в силу кардинальных изменений в международных отношениях последнего десятилетия многие содержащиеся в этих работах выводы требуют переоценки.

В диссертации предпринята попытка проанализировать с позиций современного научного подхода и на основе новых источников весь комплекс взаимоотношений Ливии с СССР/ Россией, исследовать произошедшие в них за период с 1969 по 2000 г. изменения и выявить новые тенденции, характерные не только для отношений данных двух стран, но и для взаимоотношений Ливии с внешним миром и ее международной политики в целом.

Целью исследования является объективный анализ основных направлений ливийско-советских и ливийско-российских отношений на разных их этапах, а также тенденций внешней политики ВСНЛАД в целом.

При этом автор ставил перед собой следующие основные задачи:

— охарактеризовать основные принципы и направления ливийской внешней политикивыявить внешние и внутренние политические и экономические факторы, оказывающие влияние на формирование внешнеполитической стратегии Ливии в тот или иной период ее истории;

— дать объективную оценку истории взаимоотношений Ливии с США, другими странами Западаисследовать роль Ливии в арабском мире и ее позиции на африканском континенте;

— рассмотреть основные направления политических, технико-экономических, торговых отношений Ливии с Советским Союзом;

11 Концепция внешней политики Российской Федерации. Дипломатический вестник. М. 1993.№ 12.

— осветить историю становления и нынешнее состояние ливийско-российских отношенийнаметить перспективы и направления активизации двустороннего сотрудничества в различных сферах.

Хронологические рамки работы охватывают период с момента свершения ливийской революции 1969 г. и прихода к власти в стране ее нынешнего лидера Муамара Каддафи и вплоть до 2000 годав ряде случаев диссертант выходит за эти рамки, доводя исследование до настоящего момента.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что в ней содержится анализ отношений России с одной из наиболее влиятельных стран Африканского континента. При этом данное конкретное страновое исследование осуществляется на фоне анализа глобальных перемен, затрагивающих как Африку и Россию, так и мир в целом. Положения и выводы работы позволяют составить представление о ситуации в международных отношениях вообще и в Африке, в частности. Содержащийся в работе материал и сделанные диссертантом выводы могут быть использованы в научных исследованиях, в учебном процессе, а также в дипломатической работе внешнеполитических ведомств и в практической работе государственных и коммерческих структур России и Ливии.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в его работах:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сентябрьская революция 1969 г., осуществленная молодыми ливийскими офицерами, принесла народу Ливии поистине впечатляющие успехи. За истекшие годы в стране произошли огромные изменения. Из отсталой провинции на задворках капиталистического мира она превратилась в Великую Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию, сумевшую отстоять свою политическую и экономическую независимость и героически выстоять в трудную годину варварского нападения США на ее территорию и в годы изнурительной блокады.

Несмотря на жесточайшие условия международных санкций, наложенных ООН, Ливия еще больше сплотилась вокруг своего вождя. Бедуин и сын бедуина, неординарная личность, первый ливиец, реально правящий Ливией, М. Каддафи сумел вывести свой народ из тяжелейшего испытания, коим, безусловно, была международная экономическая изоляция. Опираясь на собственные силы, страна активно развивается. Сейчас ВВП Ливии на душу населения по-прежнему самый высокий в Африке, а ее золотовалютному запасу могут позавидовать даже развитые европейские страны: ежегодные доходы только от продажи нефти составляют в среднем 9 млрд. долларов225.

М.Каддафи не раз на деле доказал свой тезис: «Герои истории — это личности, жертвующие собой во имя общего дела». Вопреки внутреннему сопротивлению бывших соратников по революции он пошел на непопулярные мероприятия по либерализации экономики, призвав к экономическим реформам, направленным на построение «народного капитализма» и полную ликвидацию госсектора в экономике. По мысли.

225 The Economost, 7.02.1998. P. 54. ливийского лидера, отмена государственной собственности должна охватить все сферы экономики, включая нефтедобычу, транспорт, банки.

Что касается внешнеполитической сферы, то в этой области также произошли существенные изменения. Период конфронтации с США, другими странами Запада остался позади. Сегодня ВСНЛАД вносит вклад в общее дело борьбы с терроризмом. Позиция Ливии в вопросе урегулирования арабо-израильского конфликта также претерпела заметную эволюцию. Событием стало посещение в мае 1993 г. 190 гражданами ВСНЛАД святых мест ислама в Иерусалиме.

Положительный резонанс в мире имело решение ВСНЛАД об уничтожении оружия массового поражения. Этот шаг ливийского руководства способствовал повышению престижа государства и изменению его имиджа в глазах мировой общественности. Британский министр иностранных дел назвал это решение «достойным аплодисментов», а ливийского лидера — «выдающимся государственным деятелем"227. Бывший министр иностранных дел РФ И. Иванов оценил акт доброй воли ВСНЛАД как «ответственный шаг, способствующий прекращению распространения оружия массового поражения, а также поддерживающий усилия по достижению безопасности на Ближнем Востоке и в Африке"228.

Усилия ливийской дипломатии по выводу страны из международной изоляции получили поддержку во всем мире. «Правительство правильно поступает, пытаясь включить Ливию в мировое сообщество путем переговоров, а не угроз и штрафных санкций, как это любят делать США», — пишет лондонская «Файнэншиэл тайме"229.

226 Каддафи М. Зеленая книга. М 2000. С. 81.

227 Ан-Нахар. Тараблус. 21. 02.2003.

228 Там же.

229 Financial Times. L., 12.08.2002.

Конструктивный подход ливийского руководства к проблемам международной политики встретил понимание даже в США. В марте 2004 г. ВСНЛАД была вычеркнута из списка «стран-изгоев».

В результате исследования роли Ливии в системе международных отношений, характера ее связей с капиталистическим миром, арабскими странами и государствами Африки, а также анализа всех перипетий сотрудничества Ливии с СССРРоссией в исторической ретроспективе и определения места ливийско-российских отношений в общем контексте внешней политики ВСНЛАД, диссертант пришел к следующим выводам:

— Основными принципами внешней политики Ливии были и остаются уважение независимости и национального суверенитета всех стран, невмешательство в их внутренние дела, недопустимость использования силы или угрозы ее применения по отношению к какой-либо стране.

— Приоритетными во внешней политике СНЛАД всегда были и остаются отношения с Западом. Несмотря на блокаду, доля таких стран, как Италия, Германия, Франция, во внешнеэкономических связях Ливии достаточно высока. Важный фактор, побудивший Запад к снятию санкций.

— природные богатства Ливии: выгода экономического сотрудничества с ВСНЛАД подталкивает европейские страны и США к расширению присутствия в стране.

— Ратовавший ранее за арабское единство и разочарованный малоэффективной поддержкой Ливии со стороны арабских стран в вопросе санкций, М. Кадцафи в последние годы отдает приоритет в своей внешней политике африканскому направлению. Выступление М. Каддафи в качестве инициатора создания Африканского Союза, внимание Ливии к решению таких африканских проблем, как бедность, конфликты и пр., способствуют повышению престижа Ливии на континенте, позволяя ей играть лидирующую роль в борьбе Африки за более достойное место в современном глобальном мире.

— Отношения Ливии с Советским Союзом прошли большой исторический путь, на котором встречалось немало трудностей. Однако взаимный интерес наших народов друг к другу неизменно оказывался сильнее всех препятствий. В самые тяжелые периоды истории Ливии СССР оказывал ей поддержку в борьбе за независимость, сумел предотвратить расчленение страны в послевоенные годы, одним из первых поддержал ливийскую революцию. Особые дружественные отношения завязались между нашими странами в 70-е годы, когда Советский Союз оказал беспрецедентную помощь ВСНЛАД в становлении и развитии ее экономики и вооруженных сил. СССР не остался в стороне и после воздушного нападения американцев на ливийскую территорию в 1986 г.

— Охлаждение в ливийско-российских отношениях в начале 90-х годов объясняется трудным переходным периодом, который переживала Россия после распада СССР, а также рядом причин субъективного характера. Однако самый сложный этап в ливийско-российских отношениях остался позади, и двустороннее сотрудничество начинает набирать темпы. Нынешний этап развития обеих стран и глубокие изменения на мировой арене требуют совершенствования наших связей, придания им дополнительной динамики в различных сферах.

— Сближение позиций двух стран по глобальным международным проблемам в конце 90-х гг., несомненно, способствует развитию ливийско-российских политических отношений. Особого внимания в этой связи заслуживает позиция Ливии в вопросе борьбы с терроризмом.

— Грандиозный план развития ливийской экономики открывает широкие перспективы для деятельности в стране российских компаний, что, в свою очередь, должно способствовать развитию двусторонних торгово-экономических отношений. С отменой санкций в отношении.

Ливии на повестке дня вновь оказывается проблема возможности и необходимости возобновления российско-ливийского военно-технического сотрудничества.

— Расширение рамок российско-ливийского сотрудничества позволяет решать совместными усилиями и проблему взаимодействия исламского и православного миров, что имеет большое значение для России, значительная часть населения которой — мусульмане. Конструктивный подход Ливии к проблеме Чечни вносит свой вклад в решение этой проблемы. Укрепление российско-ливийских взаимоотношений будет, на наш взгляд, способствовать и повышению роли России в решении ближневосточных проблем.

Сегодня роль России в мировом геополитическом пространстве, к сожалению, несопоставима с той, которую играл в мире бывший Советский Союз. Однако арабский мир и Ливия, в первую очередь, продолжают верить в великую Россию и творческие силы ее народа. В статье «50 лет ливийско-российских отношений: реальность и перспективы» ливийский исследователь А. Ат-Тагир писал, что «сильная Россия — в интересах всех арабов, в том числе ливийцев. Улучшение политического положения этой страны и достижение ею стабильности служит делу укрепления стабильности и безопасности во всем мире, и Ливия стремится помочь России выйти из сферы зависимости от политики Запада, вернуться на международную арену в качестве реальной силы и способствовать укреплению ее политических и экономических отношений с арабским миром.»,.230.

Со своей стороны, Ливия также нуждается в упрочении своего положения на международной арене, в ликвидации последствий многолетней экономической блокады, в преодолении застоя в различных сферах, и Россия может оказать ей помощь в достижении этих целей.

230 Рималь. Тараблус. 1999.С.46.

И, наконец, укрепляя отношения с Ливией, Россия тем самым «возвращается» на Африканский континент, что позволит ей реализовать многие внешнеполитические задачи и расширить рамки экономического сотрудничества со странами континента, чему, на наш взгляд, может способствовать роль, которую играет ВСНЛАД в новой общеафриканской организации Африканский Союз.

Все сказанное позволяет надеяться на то, что Ливия и Россия откроют новый этап в своих взаимоотношениях, что не может не вызывать оптимизм у народов обеих стран.

Показать весь текст

Список литературы

  1. фициальные документы, договора, соглашения, речи и выступления руководителей страны.
  2. Визит Муамара Каддафи в Советский Союз 27−29 апреля 1981 г. Документы и материалы. М. 1981.
  3. М. «Зеленая книга», М., 1989.
  4. Национальный сборник. Заявления, речи и выступления полковника М.Каддафи. Тараблус. Б.г.
  5. Аль баян аль-хитамий фи муатамар аль-кимма аль арабийа. Тараблус. 1977.
  6. Материалы международного центра по изучению Зеленой книги. Триполи. 1986−2000 (арабск.яз.).
  7. Материалы Центра стратегических исследований. Бейрут. 19 962 000 (арабск.яз.).
  8. Материалы ЛАГ (1970−2000) (арабск.яз).
  9. Аль-машари' аль-вахдавийа фи ль алям-аль-арабий. Аль-Бейрут. Б.Г.
  10. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Сборник документов. М., 1972−1987.
  11. Ю.Внешние экономические связи СССР в 1988 г. М.1989. 11. Зарубежный Восток и современность. В 3-х томах. М., 1980−1981.12.стория внешней политики СССР (1917−1985) в 2-х томах.М., 1986 г.
  12. История дипломатии. Т. 1−5. М., 1959−1979. Н. Курс международного права. Т. 1−6. М. 1967−197 315.00Н. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Нью-Йорк. 1986−2000.
  13. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск 26. М., 1973.
  14. Great Britain. Foreign Office. Treaty series. L., 1972. № 42.
  15. Hearings before the Subcomm. On Africa of the Comm. On international relations. House of representatives. Wash. 1996−2000.
  16. The White Book. Some examples of the Damages caused by the Belligerents of the World War II to the people of the Jamahiriya. Tripoli: Libyan Studies Center Al-Jihad.B.r.
  17. World Military Expenditures and Arms Transfers. 1986−1989. Wash., 1989.
  18. Статистические справочные материалы
  19. Африка в цифрах. Статистический справочник.М. 1972−1990.
  20. Африка. Энциклопедический справочник. В 2-х т. М., 1986.
  21. Документы внешней политики СССР в 5-ти т. М., 1961.
  22. Внешняя торговля СССР. Стат.сборники. М., 1960−1991.
  23. Сборник предложений СССР, УССР, БССР, вносившихся в ООН в 1946—1950 гг. М., 1952.
  24. Страны Мира. Справочник. М., 1999.
  25. Economic Report of Africa. 1999. N.Y., Geneva, 2000.
  26. Handbook of International Trade and Development Statistics 19 961 997, N.Y., Geneva, 1998−1999.
  27. World development Report 2000−20 001, N.Y., 2000.
  28. Аль-Барази Таммам. Амрика ва’ль араб. Шагид ыян 1983−1990. Бейрут. 1992.
  29. Ат-тарик иля султат аш-шааб. Тараблус, 1977.
  30. Аль-Мухтар ат-Тахир Карфа. Либия фи сиясат аль-иттихад ас-суфьятий аль-хариджийа. М., 1998.
  31. Имам Абдалла. Аш-шар' ат-тавиль. Либия. Каир. 1969.
  32. Махмуд фатхи. Хауля фальсафа ас-саура. Тараблус, 1985.
  33. Тарик Ливия мунзу акдам аль-усур. Т., 1972.7.0мар аль-Мухтар: нашатуху ва джихадуху мин 1862−1931. Тараблус, 1981.
  34. Ан-назария ва-ль-вакыа. Тараблус, 1985.
  35. Хусейн Гейкал М. Хикая аль-араб ва суфьет. Аль-Кувейт. Б.Г.1. Работы российских авторов
  36. Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки. М., 1985.
  37. Актуальные проблемы межафриканских отношений. М, 1983.
  38. Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы). М, 1983.
  39. Арабские страны: История, экономика, политика. М., 1984.
  40. Арабские страны. Проблемы развития. М., 1995.
  41. Африка в современном мире и российско-африканские отношения. М., 2001.
  42. Африка в контексте отношений Север-Юг. IX Конференция африканистов (Москва, 21−23 мая 2002 г.). Тезисы. М., 2002.
  43. Африка во внешнеполитических приоритетах России. М., 2003.
  44. Н.А. Основные социально-экономические проблемы стран Северной Африки (Алжир, Тунис, Ливия). М., 1976.
  45. Ю.Ближневосточная командировка. М., 2000.
  46. П.Бодянский В. Л. Шагаль В.Э. Современная Ливия (справочник). М., 1965.
  47. В.В., Кукушкин В. Ю. «Третья всемирная теория» М.Кадцафи и практика политического и социально-экономического развития Ливии. М., 1982.
  48. A.M. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. От мессианства к прагматизму. М., 1993.1Внешнеэкономические связи Российской Федерации в 1992—1993 гг. М., 1994.
  49. Внешняя политика СССР и Африка. М., 1996.
  50. Военно-техническое внешнеторговое сотрудничество. М., 2000. П. Воробьев С. А., Егорин А. З. Ливия. М., 1995.
  51. Глобальные и стратегические исследования. М., 2002.
  52. Гуманитарные аспекты международных отношений стран Африки. М., 1993.
  53. Т.Л., Кукушкин П. В. Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 1996.
  54. Т.Л., Кукушкин П. В. Советско-африканские отношения в свете нового политического мышления. М., 1998.
  55. Т.Л., Лопатов В. В. Россия и Африка. Взгляд в будущее. М., 2000.
  56. А.З. Ливийская революция. М., 1989.
  57. А.З. Ливия: 25 лет революции. М., 1994.
  58. А.З. Современная Ливия. М., 1996
  59. А.С. История Ливии. XX век. М., 1999.
  60. К. Внешняя политика Ливии и интеграционный процесс в Магрибе. М., 1990.
  61. История внешней политики СССР. 1917−1990. В двух томах. М., 1991.
  62. Л.Н. Становление национально-освободительного движения в арабских странах Азии (1908−1914 гг.). М., 1986.
  63. В.Ю. Нефть и развитие: Ливия и Алжир. М., 1985.
  64. Г. А. Ливийская Джамахирия: годы перемен. М., 1983.
  65. В.Л. Ливия: Справочник. М., 1985.
  66. В.Л. Ливия. Справочник. М., 1996.
  67. В.В. Актуальные проблемы торгово-экономических отношений России с Африкой. М., 1995.
  68. В.В. Современное состояние торгово-экономических отношений России с африканскими странами. М., 2000.
  69. Международные экономические организации. Справочник. М., 1982.
  70. В. А. Россия и арабские страны Северной Африки в 90-е гг. XX в. — Россия в Африке и Африка в России. Материалы научной конференции «Африка: общество, культура, языки». М. Спб., 16−18 мая 2001 г.
  71. Некоторые аспекты политики западных держав в Африке. М., 1998.
  72. Новая роль России в мире и Африке. М., 1995.
  73. Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М., 1998.
  74. Н.И. История Ливии (конец XIX 1969 г.). М., 1975.
  75. Н.И. История Ливии в новое время. М., 1981.
  76. Россия и арабские страны: проблемы и перспективы сотрудничества. М., 1994.
  77. Г. И. Опыт ливийской революции. Преобразование социально-экономических и политических структур. М., 1992.
  78. Г. З. Первый съезд народов Востока. М., 1961.
  79. С.А. Ливия на пути независимости и социального прогресса. М., 1980.
  80. В.Л. Ливия. М., 1982.
  81. А., Румянцев Б. Советско-ливийские отношения. М., 1986.
  82. Халед Исса Фуад. Лига арабских государств и основные соглашения об экономическом сотрудничестве, заключенных в ее рамках. М., 1998.
  83. Bearman J. Qadhafi’s Libya. L. 1986.
  84. Blundy D. Qadhafl and the Libyan revolution. Boston. 1987.
  85. Bianco M. Gaddafi: Voice from the desert. L. 1975.
  86. Clam, Jean-Joseph. Die Krise um Libyen. Bonn. 1987.
  87. Davis I. Libyan politics: Tribe and a revolution. NY. 1970.
  88. Haley P.E. Gaddafi and the United States Sincel969. № 4. 1984.
  89. Khadduri M. Modern Libya. A study of political development. Baltimore, 1963.
  90. Linde, Gerd. Zum sowjetisch Libyscheu verhaltnis-KOln, 1975.
  91. Mahrad Ahmad. Politische Entwicklung in Libyen. Verl-Ges. 1990. lO.Otaekr. La politique africaine de laLibyz (1969−1985). P. 1985.1 l. Padmore L. Panafricanisme on communisme. P. 1955.
  92. Rodinson M. Marxism and the muslim world. L., 1979.
  93. Simons G. Libya: the struggle for survival. L. 1996.
  94. Sicker M. The making of a pariah state. The adventurist polities of1. M.Qaddafi. N.Y. 1987.15.4Wright J. Libya: Modern History. Baltimore, 1982.
  95. Wright J. Libya. № 4. 1969.
  96. The green and the black: Qadhafi’s policies in Africa. Bloomington. 1988.3.Периодика1.Азия и Африка сегодня. М.2.Восток. М.3.Время. МЫ. М.4.БИКИ. М.
  97. Дипломатический вестник. М. 6.3а рубежом. М.7.Известия. М.8.Красная Звезда. М.9.Комсомольская правда. М.10.Независимая газета. М.11.Моя Африка, № 6, 2001. М.12.Пульс планеты. М.13.Российская газета. М.
  98. Российский экономический журнал. М.15.Труд. М.16. Arab Law quarterly L.17.Arab oil review. L.
  99. Arabia: The islamic world review. L.
  100. Arabic sciences and philosophy. L.
  101. Ахбар аль-яум. Аль-Кахира.
  102. Аль-джамахирийа. Тараблус.35. Аль-Джихад. Тараблус.
  103. Аз-Захф аль-ахдар. Тараблус.37.Аз-заман. Тараблус.
  104. Маарад Тараблус ад-дувалий. Тараблус.
  105. Аль-мустакбаль аль-арабий, Бейрут.40.Ан-Нафт аль-Арабий. JI.
  106. Аль-Фаджр аль джадид Тараблус.42.Саут аль-Умма Тараблус.43.Ас-сабах. Тараблус.44.Рималь, М.45.Аш-шамс. Тараблус.
Заполнить форму текущей работой