Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль высших учебных заведений Бурятии в формировании кадрового потенциала республики, 1932-1996 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительной чертой командно-административной системы управления была жесткая регламентация всех социально-трудовых отношений, которые были крайне формализованы и складывались в условиях государственной формы собственности. Основным принципом действия этой системы было достижение эффективности функционирования путем поддержания баланса всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении государства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление высшего образования в Бурятии как важнейший фактор укрепления кадрового потенциала республики (1932−1960 гг.)
  • Глава 2. Рост кадрового потенциала республики в условиях дальнейшего развития высшей школы (1960−1985 гг.)
  • Глава 3. Формирование рынка труда специалистов вузами Бурятии в условиях перехода к рыночной экономике (1985−1996 гг.)

Роль высших учебных заведений Бурятии в формировании кадрового потенциала республики, 1932-1996 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие рыночных отношений в России нашло свое закономерное отражение в реформировании системы высшего образования. Масштабность и многовариантность преобразований в содержании и структуре высшего профессионального образования, задачи формирования кадрового потенциала, необходимость создания системы мониторинга потребности рынка труда в специалистах, оптимизация структуры и объемов их подготовки, различная динамика социально-экономического развития регионов, резкое снижение числа иногородних студентов в крупных вузовских центрах лежат в основе регионизации деятельности высшей школы. Успех реформы все больше определяется степенью включения потенциала регионов в решение проблем высшей школы, децентрализацией и демократизацией этой сложной сферы общества.

Формирование интеллектуального и кадрового потенциала осуществляется в настоящее время в региональных системах высшего образования. Уровень подготовки кадров высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить постановку ключевых задач, научное сопровождение их решения и техническую реализацию идей определяют в конечном итоге эффективность социально-экономического развития Республики Бурятия.

Человеческий капитал республики, ее трудовые ресурсы являются наиболее ценным производственным ресурсом по сравнению с сильно изношенным основным капиталом. Бурятия в 1996 г. отличалась высокой степенью износа основных фондов (43,0%), низким уровнем спроса на товарном рынке, отсутствием новых технологий и инвестиций, высоким уровнем безработицы. Республика относилась к числу территорий, подверженных глубокой депрессии. По рейтингу среднедушевого производства промышлен4 ной и сельскохозяйственной продукции среди 89 субъектов Российской Федерации Бурятия занимала 68-е место.

Одна из основных причин сложившегося положения — недооценка образования, в том числе и высшего, как фактора повышения развивающегося потенциала республики, а следовательно, формирования условий и инструментов выхода из кризиса, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления экономической, социальной и национальной безопасности региона.

В настоящее время образование выдвигается на одно из первых мест среди факторов развития человечества. Вложения в человеческий капитал, по существующим оценкам, гораздо эффективнее, чем инвестиции в основные фонды. Выявлено, что в ходе экономического развития роль накопления человеческого капитала и интеллектуального потенциала неуклонно возрастает. В 80-х гг. текущего столетия четко обнаружилась тенденция мирового развития, свидетельствующая о том, что место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий, зависит прежде всего от двух взаимоопределяющих факторов: качества подготовки специалистов и тех условий, которые страна или социоэкономическая система создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала. Востребованность этого ресурса является важнейшим стимулом его активизации. В результате, например, в США доля образовательного капитала в совокупном национальном богатстве страны намного превосходит долю физического капитала и достигает, по оценкам, 70%, а повышение среднего уровня образования населения на один год увеличивает ВНП страны на 4−9%. Таким образом, развитие образования, в том числе и высшего, является не только необходимым условием, но и рычагом эффективного экономического развития. Как отмечают теоретики постиндустриальной экономики, решающими факторами 5 производства являются информация, высококвалифицированный труд и передовая технология. В преддверии третьего тысячелетия социально и экономически преуспевающие страны мира вплотную подошли к формированию образовательных обществ.

В этих условиях регионы России, в том числе и Республика Бурятия, приступили к реализации собственной образовательной стратегии в рамках единого образовательного пространства страны. Общепризнанно, что эффективность экономического развития республики во многом зависит от состояния кадрового потенциалапрофессиональной, технической, экономической и научной подготовки специалистов. Это обязывает рассматривать высшую школу как институт государства и, одновременно, как институт рыночной экономики, обеспечивающий непрерывное предоставление широкого спектра образовательных услуг населению. Имеется органическая взаимосвязь между рынком образовательных услуг и рынком квалифицированной рабочей силы. Необходимость получения качественного высшего специального образования для молодежи является одним из важнейших условий получения высокооплачиваемой работы и профессионального роста. Тем не менее, высокий уровень образования не защищает от безработицы, а напротив, в ряде случаев становится своего рода фактором риска. Высокая доля лиц с высшим образованием среди безработных зависит от реального состояния и уровня развития экономики в регионе.

Имеющаяся статистика не позволяет полностью оценить масштабы безработицы специалистов с высшим образованием. Во-первых, лишь небольшая часть потерявших работу специалистов обращается за помощью в трудоустройстве к службам занятости. Объясняется это прежде всего тем, что более 90% вакансий, предлагающихся безработным на биржах труда — для рабочих. Во-вторых, трудно дать точную оценку скрытой безработицы среди этой катего6 рии, в-третьих, определяя масштабы безработицы среди специалистов, следует учитывать широкое распространение частичной занятости. Наиболее уязвимы с точки зрения риска длительной безработицы молодые специалисты, особенно на локальных рынках труда, для которых положение безработного становиться реальным в связи с неспособностью системы высшего образования адекватно реагировать на изменения, происходящие на формирующемся рынке труда. Не имея опыта работы и практических навыков для удовлетворения имеющегося на рынке труда спроса на рабочую силу, примерно треть всех выпускников вузов республики при трудоустройстве сталкивается со сложностями. Чрезмерная специализация, являющаяся отличительной чертой отечественной высшей школы, снижает мобильность кадров, что в условиях рыночной экономики ведет к издержкам, связанным с удлинением периода поиска работы и увеличением структурной безработицы. Кроме того, эти процессы оказались отягощены наличием предшествующей скрытой безработицей. Отмена целевого государственного распределения требует большой работы со стороны вузов. Анализ ситуации на рынке труда специалистов, выяснение конкретных причин невостребованности своих выпускников становятся одними из основных направлений деятельности вузов.

В начале 90-х гг. в системе профессионального образования республики сохранялся узкоотраслевой принцип подготовки специалистов, не учитывающий потребность в кадрах народного хозяйства региона. Профессиональное образование, находясь в системной связи с экономикой и социальными структурами общества, также оказалось в кризисе. Сущностные закономерности и возможные последствия реформ переходного периода к рыночной экономике отличались своей противоречивостью, за которой скрывались как рост нового качества в образовательном пространстве, так и разрушительные процессы. От7 сутствие должного финансирования привело к усилению коммерциализации деятельности вузов.

Следует отметить, что кризисные явления переходного периода оказались и благоприятным фактором для скорейшего осознания необходимости развития инновационной системы профессионального образования, проявившегося в изменении структуры подготовки специалистов. Во всех вузах республики, перешедших в новый статус университетов и академий, осуществился переход по отдельным специальностям к многоуровневой и ступенчатой системам подготовки специалистов. Таким образом, в этих условиях высшая школа должна была самообновиться, приспособиться к новым социальным требованиям, осуществить необходимые изменения, пересмотрев свои предложения в области образования и обучения в соответствии с реальными перспективами в области занятости.

Однако, чтобы реально представить себе будущее, критически осмыслить настоящее, необходимо взглянуть в прошлое. Нет сомнения, что современное состояние высшей школы Бурятии во многом предопределено предшествующим его развитием. История высшего образования неразрывно связана с будущей эволюцией профессионального образования, перспективами развития экономики в регионе и решением проблем безработицы специалистов. Как известно, системы образования являются достаточно консервативными, обладающими значительной инерцией, поэтому любые новые структурные преобразования вызывают внутри этих систем скрытые и явные противодействия. Сложившиеся в прошлые годы структура и масштабы подготовки кадров в местных вузах влияют сегодня на формирование занятости и уровень безработицы специалистов. Динамика занятости населения складывается из взаимодействия исторически сложившихся и вновь сформировавшихся тенденций. В целях комплексного осмысления этих исторических процессов необходимо обратиться не только 8 к периоду 70−80-х гг., когда в условиях экстенсивного роста советской экономики усилилась диспропорция между развитием системы высшего образования и динамикой трудовых ресурсов, но и к истокам становления высшей школы республики.

История становления и развития системы высшего образования Бурятии, ее роли в формировании кадрового потенциала требует объективной оценки с современных позиций. Тем более, что существующая тесная объективная взаимосвязь между высшей школой и кадровой политикой никогда не являлась предметом пристального исследования со стороны историков. В последние годы наблюдается явное возрастание интереса к истории высшей школы Бурятии, наметились новые аспекты его изучения, расширились возможности исследования новых документов и материалов. Накопленный значительный опыт в подготовке специалистов требует всестороннего исследования и научного обобщения. Необходим анализ всей совокупности причинно-следственных связей и отношений, обусловивших исторический процесс формирования кадрового потенциала республики вузами.

Проблемы занятости и безработицы специалистов в известной мере обусловлены структурой подготовки кадров сложившейся на предшествующих этапах развития системы высшего образования в республике. Без исчерпывающей объективной информации о составе, структуре, масштабах выпуска специалистов вузов Бурятии в разные годы невозможно обоснованное и результативное управление процессами на рынке труда, проведение региональной политики занятости. Такой ретроспективный анализ поможет решению современных задач сложной кадровой политики в отношении специалистов с высшим образованием, удельный вес которых в структуре экономически активного населения составил в 1996 г. 23,0%. Эта область научного исследования позволяет последовательно осмыслить тенденции развития, противоречия, различные аспекты проблемы, сопоставить выпус9 ки специалистов с высшим образованием и реальные потребности в высококвалифицированных кадрах на разных этапах исторического процесса. При исследовании данной проблемы необходимо опираться на глубокий анализ структуры экономики региона, производственно-техническое состояние отраслей, места республики в общественных и хозяйственных связях, уровня жизни населения и миграционных потоков. Только на основе обобщения исторического опыта функционирования высшей школы Бурятии и ее роли в формировании трудовых ресурсов возможно в известной мере определить тенденции ее развития, изменение функций и направлений деятельности в современных условиях. Таким образом, актуальность исторического осмысления изменений, происходивших в системе высшего образования республики, очевидна. Обобщение накопленного теоретического и эмпирического материала позволит с меньшими издержками преодолеть переходный период к рыночной экономике и снизить уровень массовой безработицы среди квалифицированной рабочей силы.

Степень научной разработки проблемы. Начальный этап в изучении роли высших учебных заведений Бурятии в формировании кадров специалистов объективно связан с проблемой осмысления социально-экономических условий и культурных предпосылок, способствующих организации и нормальному функционированию высшей школы. Ряд фундаментальных историко-педагогических исследований анализируют общий ход преодоления культурной отсталости местного населения: охват детей обучением, расширение сети семилетних и средних школ, рост численности выпускников школ, ликвидация неграмотности взрослого населения. На основе использования обширной литературы и неопубликованных ранее материалов (рукописи, отчеты) авторы: А. П. Панчуков, В. И. Андреев, А. А. Дуринов, С.С. Бадмацыре-нов, С. Г. Дугаров — обобщают опыт школьного строительства после образования автономной республики и раскрывают предпосылки,.

10 способствующие открытию первых высших учебных заведений в Бурятии [1]. В условиях экономически и культурно отсталого региона в результате быстрого развития школьного образования появилась возможность отбора и последующего обучения в вузах местной молодежи, что явилось важнейшей предпосылкой организации в республике высшей школы.

Несомненными являются достижения в области исследования высшей школы Бурятии. Различные аспекты становления и развития системы высшего образования рассмотрены в трудах М. П. Хабаева, И. А. Батудаева, И. И. Осинского, Б. Б. Батуева, Б. П. Крянева, П. И. Бартанова, В. М. Пыкина, Д. Б. Санжиевой, С. А. Тыхеевой, Д. Ш. Фролова, В. Р. Филиппова, А. Г. Давыдова, В. Х. Харнахоева, Н.Н. Горин-ского [2]. Работы этих авторов внесли значительный вклад в систематизацию материала, в них проанализированы отдельные аспекты организации учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов в вузах, укрепления материально-технической базы высшей школы республикипоказан рост профессорско-преподавательского состава и контингента студентов. Значительный интерес вызывают работы М. П. Хабаева, первого ректора педагогического института, в которых рассматриваются вопросы становления высшей школы Бурятии, анализируются специфические трудности организации подготовки высококвалифицированных кадров в условиях экономически и культурно отсталого региона [3]. Особого внимания заслуживает фундаментальная монография И. И. Осинского 'Альма-матер", в которой раскрывается роль пединститута в развитии образования, науки и культуры республики с момента открытия, исследуется процесс создания Бурятского государственного университета [4]. В работе приводятся обширные данные о выпускниках вуза, занятых в различных сферах общественной жизни региона.

Кроме того, издано ряд работ к юбилейным датам институтов [5]. В них представляет большую ценность фактический материал по истории вузов, подведены некоторые итоги деятельности вузов на отдельных этапах.

Вместе с тем необходимо отметить, что до сих пор нет специальных монографических исследований по истории высшей школы республики, обобщающих деятельность отдельных вузов на основе последних достижений отечественной исторической науки, на базе новых источников. В опубликованных трудах не получила достаточного освещения и проблема формирования кадров специалистов местными вузами (масштаб и структура), практически не анализировалась степень соответствия профессиональной структуры выпускников вузов структурным изменениям в народном хозяйстве республики.

Проблему подготовки кадров нельзя рассматривать в отрыве от конкретной социально-экономической ситуации на разных этапах исторического процесса. Научный и практический интерес для достижения целей нашего исследования представляют крупные монографии обобщающего характера по истории Бурятии и труды ученых по истории развития отдельных отраслей, прежде всего, промышленности и сельского хозяйства [6]. В этих работах авторы затрагивают проблемы потребности отраслей в высококвалифицированных кадрах и вопросы эффективности использования специалистов с высшим образованием на предприятиях и в учреждениях.

Так как история высшего образования является неотъемлемой составной частью культурного строительства в Бурятии, процесс подготовки кадров специалистов высшими учебными заведениями закономерно рассматривается и в работах, посвященных истории культуры [7]. Rэтих трудах в определенной мере раскрывается интеллектуальный потенциал республики, вклад местных вузов в его формирование.

Часть исследуемой проблемы закономерно затрагивается в трудах по истории интеллигенции, поскольку кадры специалистов с высшим образованием являются важнейшей социально-профессиональной группой интеллигенции [8]. Большое место в научное литературе по интеллигенции занимают материалы о формировании, путях пополнения и использовании кадров специалистов высшей квалификации. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации разных лет.

Особую ценность представляют труды Соктоева И. А., Занда-нова И.М., Халзанова К. Х., изданные в первой половине 60-х годов [9]. Они явились первыми специальными работами, посвященными процессу формирования кадров специалистов в Бурятии. В них характеризуется обеспеченность отдельных отраслей народного хозяйства кадрами специалистов в 1920;1950 гг.- анализируются проблемы формирования кадров в условиях экономически и культурно отсталого регионаисследуются особенности, источники, пути и формы подготовки кадров специалистов. Учеными систематизирован большой фактический материал.

Во второй половине 60-х-70-х гг. выходят в свет ряд сборников научных статей [10]. В них авторы отмечают большие достижения в развитии высшего образования республики на основе анализа и обобщения большого статистического материала. Как и во всех работах этого времени, в данных трудах прослеживается чрезмерная идеологизация, определенный схематизм в подаче материала, статьи носят в основном описательный и фрагментарный характер.

Для нашего исследования значительный научный интерес представляет монография Митупова К. Б-М. «Становление социалистической социальной структуры Бурятии (1938;1960 гг.)», в которой показан рост численности и повышение квалификационного уровня отдельных отрядов интеллигенциивыявлены условия, способствующие улучшению ее качественного состава [11]. Впервые в.

13 этой работе обращено внимание на то, что квалификационный состав и качественный уровень был лучше в тех отраслевых отрядах специалистов, куда пополнение приходило из вузов республики.

Неотъемлемой частью изучения данной проблемы являются научные труды, посвященные анализу трудовых ресурсов Бурятии, особенностям становления и развития социально-профессиональной структуры интеллигенции, региональным особенностям занятости населения, вопросам совершенствования подготовки кадров специалистов, путям повышения качества кадрового потенциала республики.

12]. Характерной особенностью этих работ является оценка авторами динамики изменения кадрового потенциала Бурятии преимущественно с количественной стороны, т.к. до конца 80-х гг. регион отличался высоким уровнем миграционной подвижности населения и низким уровнем трудообеспеченности отраслей народного хозяйства. В результате уделялось недостаточно внимания качественным структурным сдвигам внутри профессионального и квалификационного состава специалистов, не исследовалась роль местных вузов как основного источника повышения обеспеченности республики кадрами специалистов.

Определенное значение для историографии нашей проблемы имеют научные труды по истории высшей школы Восточной Сибири.

13]. Использованные в работах материалы, в том числе и по Бурятии, отражают отдельные аспекты формирования кадрового потенциала республики вузами и дают возможность провести сравнительный анализ уровня обеспеченности специалистами с высшим образованием Бурятии с регионами Восточной Сибири.

Особый интерес вызывают работы, в которых предпринимаются попытки рассмотреть систему высшего образования в России в динамике ее изменений, т.к. хронологические рамки нашего исследования охватывают длительный период [14]. Кроме того, высшая школа Бурятии по своим масштабам, структуре и направле.

14 ниям подготовки специалистов сложилась как часть единой плановой централизованной образовательной системы бывшего Советского Союза. Одним из последствий такой модели развития высшей школы явилось слабое региональное профилирование высшего образования в соответствии с потребностями населения отдельных территорий и структурой хозяйственной специализации регионов. Следовательно, механизм планирования подготовки и распределения специалистов, существовавший в стране до конца 80-х гг., представляет значительный интерес для нашей работы.

Предметом пристального внимания советских исследователей, начиная с 70-х годов, стали проблемы, связанные с эффективностью использования кадрового потенциала страны, в связи с тем, что накопленный инженерно-технический потенциал оказался невостребованным и избыточным на фоне невысокого технического уровня производства [15]. Но парадокс был не в причинах этой невостребованности, а в том, что в этот период продолжали наращиваться темпы подготовки тех специалистов, потребность в которых значительно снизилась. Аналогичные процессы протекали и в Бурятии.

В дальнейшем, с начала 80-х гг. акцент в исследованиях историков по проблеме подготовки кадров специалистов вузами страны несколько изменился. Появилось ряд работ о необходимости совершенствования планирования потребности в специалистах и повышения уровня их использования в народном хозяйстве страны [16].

Аналогичные проблемы поднимались в трудах отдела социально-экономических исследований Бурятского научного центра Сибирского отделения АН СССР. В научно-тематических сборниках были проанализированы проблемы, связанные с недостаточно высокой эффективностью и нерациональной организацией труда ИТР, нарастанием дисбаланса между структурой профессионального образования и реальными потребностями в кадрах [17]. Впер

15 вые в этих работах затронуты вопросы скрытой безработицы специалистов, появления «рабочих-интеллигентов» .

В связи со вступлением страны в середине 80-х гг. в полосу социально-экономических преобразований, кардинальными изменениями в содержании и структуре высшего профессионального образования, необходимостью создания системы мониторинга потребности рынка труда в специалистах появились публикации о проблемах подготовки кадров специалистов в рыночных условиях [18]. В работах анализируются перспективы развития высшей школывопросы расширения структуры подготовки кадров, трансформации направлений подготовки специалистов, маркетинга образовательных услуг.

Распад централизованной модели функционирования высшей школы России выдвинул на первый план задачи проведения эффективной региональной политики. По сути новый для высшей школы вопрос регионализации потребовал выработки концептуальных основ реформирования региональных систем высшего образования, принципов их взаимодействия в едином образовательном пространстве страны, решения организационных, методологических и других вопросов. Коренные изменения региональной политики в области высшего образования нашли отражение в работах А. П. Беляева, В. Г. Кинелева, В. В. Беляева, Г. М. Нохрина, Ю. Богомолова, Е. Балацкого, О. Лаврентьева и ряда других авторов [19].

История развития высшей школы Бурятии в условиях перехода к рыночной экономике не стала еще предметом детального самостоятельного исследования историков. Данные проблемы в определенной мере затрагиваются в сборниках статей, материалах научных конференций, журнальных и газетных публикациях [20]. В этих работах ведется активный научный поиск стратегии развития высшей школы республики, предпринимаются попытки обобщения опыта функционирования отдельных институтов в условиях карди.

16 нального расширения самостоятельности вузов, значительное внимание уделяется разработке и внедрению многоуровневой системы высшего образования. Авторы публикаций отмечают, что кадровое обеспечение структурной перестройки экономики ложится полностью на местные учреждения профессионального образования, в связи с чем ставится вопрос о необходимости дальнейшего расширения структуры специальностей в вузах.

Среди многообразия проблем, поднимаемых в работах, наиболее актуальными являются вопросы востребованности выпускников вузов на региональном рынке труда [21]. Авторы предлагают конкретные меры и разнообразные подходы, повышающие конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда, отмечают необходимость маркетинговых исследований рынка образовательных услуг в целях постоянной корректировки структуры и объемов подготовки кадров. Кроме того, в научных статьях акцентируется внимание на то, что отмена целевого государственного распределения выпускников требует большой работы со стороны вузов, которые обязаны содействовать своим выпускникам в трудоустройстве, что, в свою очередь, повышает престижность самого вуза.

Итак, обзор научной литературы по нашему исследованию позволяет сделать следующие выводы:

1. проблема формирования кадрового потенциала Бурятии местными вузами до сих пор не являлась объектом специального научного исследования;

2. история становления и развития высшей школы Бурятии и исторический процесс формирования кадрового потенциала республики рассматривались в научных трудах отдельно;

3. большинство изученных работ освещают роль высшей школы Бурятии в рамках культурного строительства и развития образования в республике;

4. несмотря на то, что литература советского периода несет на себе печать своего времени и написана в духе существовавших концепций и положений, она содержит богатый фактический и статистический материал, в силу чего сохраняет научно-историческую ценность на современном этапе и служит определенной базой для нашего исследования;

5. в связи с повышением социальной значимости высшего образования в научной литературе наблюдается явное возрастание интереса к проблеме формирования вузами кадров специалистов;

6. очевидна необходимость дальнейшей разработки данной проблемы в связи с быстрым изменением профессиональной структуры выпускников и изменением спроса на региональном рынке труда.

Актуальность темы

ее недостаточная изученность определили цель исследования, его объект и предмет.

Цель исследования — изучение роли высших учебных заведений республики в формировании кадрового потенциала республики на большом историческом отрезке времени (1932;1996 гг.), выявление общих черт и особенностей этого процесса на различных этапах в рамках рассматриваемого периода.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— на конкретно-историческом материале рассмотреть историю организации, становления и развития сети высших учебных заведений республики как основной базы формирования высококвалифицированных специалистовпоказать влияние политических и социально-экономических процессов на становление высшей школы, роль центральных и местных органов власти в опганизатши высшей тпколы:

— выявить специфику и структуру подготовки кадров во всех высших учебных заведениях, динамику численности выпуска.

18 специалистов, оценить практические итоги деятельности высшей школы;

— проанализировать процесс формирования и развития отраслевых отрядов специалистов с высшим образованием, проследить динамику количественных и качественных изменений в структуре кадров специалистов;

— показать взаимосвязь масштабов и структуры подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования и уровня обеспеченности специалистами с высшим образованием отраслей народного хозяйства;

— исследовать влияние социально-экономических, культурных, демографических, территориальных, национальных и других особенностей республики на расширение структуры подготовки кадров в местных вузах;

— раскрыть роль вузов как основного источника формирования кадров в социальном, экономическом и культурном строительстве республики в условиях развития социалистического общества и на стадии перехода к рыночной экономике.

Объектом исследования является история формирования кадрового потенциала Бурятии местными высшими учебными заведениями в период с 1932 по 1996 гг. Этот процесс включает в себя изучение истории высшей школы республики, в том числе всех отдельно взятых вузовисследование уровня обеспеченности отраслей народного хозяйства региона специалистами с высшим образованием, подготовка которых осуществлялась на местеа также степени соответствия потребности отраслей экономики в высококвалифицированных специалистах и численности выпуска вузов по отдельным специальностям и направлениям подготовки студентов.

Предмет исследования — высшая школа Бурятии и ее роль в формировании кадрового потенциала республики на различных этапах в рамках изучаемого периода (1932;1996 гг.).

Хронологические рамки данной работы охватывают период с 1932 по 1996 гг. Таким образом, предпринята попытка ретроспективного анализа роли высшей школы Бурятии в формировании кадрового потенциала региона в динамике ее изменений за 64 года. Для достижения системности в изложении материала взятый нами длительный исторический период времени разбит на 3 этапа, каждый их которых обладает внутренней логикой и структурой: 1 этап — 1932;1960 гг.- 2 этап — 1960;1985 гг.- 3 этап — 1985;1996 гг. Мы считаем, что вполне логично начать исследование данной темы с 1932 г., когда в республике были созданы первые учебные заведения. Первый этап — период становления высшего образования в республике, во время которого были частично удовлетворены потребности учреждений образования и предприятий сельского хозяйства в квалифицированных кадрах. Второй этап исследования начинается с организации в регионе двух крупных институтов, в которых началась подготовка инженерных кадров и специалистов в сфере культуры. За этот период вузы выпустили более 70% специалистов, подготовленных в республике за весь анализируемый отрезок времени. Во второй половине 80-х гг. началось кардинальное реформирование высших учебных заведений Бурятии в условиях перехода к рыночным отношениям. На первый план выступает структурная перестройка системы высшего образования, которая осуществлялась в соответствии с реальными потребностями экономики. Ограничение верхней хронологической границы 1996 г. объясняется тем, что к этому времени в условиях социально-экономического кризиса высшая школа республики обрела не только ощутимые черты стабильности, но и определенные тенденции к развитию в новых условиях, что позволило выделить этот короткий по вре.

20 мени этап в самостоятельный период исследования. Таким образом, данная работа охватила почти весь исторический путь, пройденный системой высшего образования Бурятии с момента ее становления.

Территориальные рамки исследования включают в себя всю площадь Республики Бурятия в современных границах.

Методология исследования. В методологическом плане автор использовал исходные принципы исторической науки. Прежде всего общеметодологический принцип историзма, предполагающий рассмотрение исторических явлений, фактов, событий и процессов в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, во взаимосвязи, в изменении и развитии. Принцип историзма позволяет дать оценку анализируемому периоду истории в целом, выявить причинно-следственные связи, позволяющие проследить истоки проблемы, ее развитие, взаимосвязь с другими общественными, экономическими и политическими процессами, протекающими на территории Бурятии в рассматриваемый период. Использование этих принципов позволяет раскрыть роль местных вузов в формировании кадрового потенциала республики в исторической взаимосвязи.

Автором использовались следующие методы исследования:

— метод исторического описания позволяет проследить проблему в событийно-историческом плане;

— хронологическо-проблемный метод предусматривает исследование избранной темы по периодам, а внутри их — по проблемам;

— метод классификации, как специально-исторический метод, способствует систематизации материала и выделению основного при изучении источников;

— метод статистического анализа используется для изучения количественных и качественных изменений в численности и.

21 структуре выпускников высшей школы, для анализа уровня обеспеченности народного хозяйства республики кадрами специалистов с высшим образованием.

Также в работе применены методологические основы анализа системы статистических показателей высшей школы России, разработанные Научно-исследовательским институтом высшего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Сравнительный анализ и количественная оценка степени сходства (различия) профессиональных структур выпуска высшей школы Бурятии с аналогичными среднестатистическими показателями предпринят с использованием строгих математических методов сравнения, которые дают возможность содержательной трактовки полученных результатов.

Источниковая база диссертации. В процессе работы над диссертацией использовались опубликованные и неопубликованные материалы архивов, научные труды, статистические сборники, периодика.

По своему происхождению и содержанию использованные источники можно разделить на две группы. Первая группа источниковдокументы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Бурятия (НА РБ), архиве Бурятского научного центра, архивах высших учебных заведенийтекущих архивах Министерства образования и науки РБ, Министерства труда и социального развития РБ, Госкомстата РБежегодные отчеты государственных вузов формы № 3нк (сведения о высшем учебном заведении на начало учебного года).

Основной материал, касающийся истории высшей школы, сосредоточен в НА РБ. В работе были использованы фонды БГУ (ф.р. 666), БГСХА (ф.р. 464), ВСГАКИ (ф.р. 755), ВСГТУ (ф.р. 1715), а также фонды бывшего партархива, находящиеся на хранении в НА РБ.

В научном архиве БНЦ СО РАН использовался ф. 2 — БКНИИ, ф. 3 — Президиума БФ СО АН СССР.

Вторую большую группу составляют опубликованные источники. Прежде всего это сборники документов, опубликованные материалы справочного и статистического характера, периодическая печать. Большое значение для освещения избранной темы имело использование автором статистических сборников СССР, РСФСР, Республики Бурятия по народному хозяйству, труду и занятости, образованию населения, социальному положению и уровню жизни населения, по высшим и средним учебным заведениям (за весь период исследования), а также Международных ежегодников по образованию, издаваемых ЮНЕСКО.

Сведения по исследуемой проблеме содержатся и в материалах переписи населения 1926 г., 1939 г., 1959 г., 1970 г., 1979 г.- микропереписи населения 1994 г.

Третья глава предпринятого исследования написана, в основном, на материалах местной периодической печати в связи с отсутствием научных работ по данной теме.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка раскрыть роль высшей школы Бурятии в формировании кадрового потенциала республики, в целостном взгляде на данную проблему, во введении в научный оборот новых фактов и материалов.

Исследуемая проблема рассматривается комплексно, во взаимосвязи с общим ходом социально-экономического и культурного развития республики. Сделана попытка осмысления положительного и негативного опыта формирования кадров специалистов с высшим образованием в условиях экономически и культурно отсталого региона, в условиях командно-административной системы управления. Особое внимание уделяется исследованию данной темы на этапе перехода к рыночной экономике.

В работе дан анализ роли и места вуза в системе рыночных отношений, показана взаимосвязь между рынком образовательных услуг.

23 и рынком квалифицированной рабочей силы. Рассмотрены причины невостребованности выпускников вузов на региональном рынке труда в условиях социально-экономического кризиса, что позволило автору сделать ряд выводов и конкретных предложений по дальнейшему изменению структуры и численности выпуска вузами Бурятии в связи с происходящими объективными процессами в структуре экономически активного населения и повышением социальной значимости высшего образования, что, в свою очередь, позволит повысить профессиональную мобильность и социальную защищенность выпускников вузов.

Практическая ценность проведенного исследования заключается в возможности использования его основных результатов в исторической науке. Наблюдения, фактический материал, выводы и основные положения диссертации могут быть использованы в обобщающих трудах по истории Бурятии, истории культуры, интеллигенции и народного образованияпо истории становления и развития социально-профессиональной структуры населения, при изучении региональных проблем занятости населения.

Изучение и практическое осмысление уроков прошлого, использование его опыта и позитивных моментов представляют теоретический и практический интерес для вузовской науки, для дальнейшего развития системы высшего профессионального образования. Основные результаты могут быть использованы в учебном процессе вузов, в профориентационной работе вузов, при планировании расширения структуры подготовки специалистов по новым направлениям, специальностям и специализациям.

Кроме того, сделанные выводы и рекомендации могут быть полезны органам государственной службы занятости при разработке специальных программ, направленных на расширение занятости молодых специалистов в рамках рациональной политики занятости насе.

24 ления республики, а также в системе государственных мероприятий по профессиональной ориентации выпускников средних школ.

Некоторые результаты работы могут быть использованы органами управления высшей школой при разработке прогнозов спроса на специалистов и программ развития высшего профессионального образования.

Апробация работы. По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Роль вуза в повышении конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда // Общая педагогика и методика преподавания: Сб. тр. молодых ученых Байкальского региона. — Улан-Удэ, 1999. — С. 5−9.

2. Высшее образование как фактор стратегического развития и национальной безопасности региона // Там же. С. 9−15.

3. Роль вузов Бурятии в подготовке интеллигенции (1960;1985 гг.) // Актуальные проблемы истории интеллигенции Бурятии. — Улан-Удэ, 1999. — С. 149−157.

Структура диссертации определена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В представленной работе предпринята попытка анализа эволюции высшего профессионального образования Бурятии за 1932;1996 гг. с точки зрения роли вузов в формировании кадрового потенциала республики. Профессиональная структура и квалификационные характеристики кадров специалистов имеют решающее значение при формировании трудовых ресурсов. Накопленный здесь качественный потенциал определяет в конечном итоге уровень и дальнейшие перспективы социально-экономического и культурного развития республики.

Предшествующие десятилетия характеризуются кардинальными сдвигами в масштабах и профессиональной структуре подготовки специалистов высшей квалификации. Поэтому исследование данной проблемы предполагало комплексный подход в достижении поставленных целей на разных этапах исторического процесса в рамках рассматриваемого периода. В своем развитии высшая школа Бурятии прошла 3 этапа: 1) 1932;1960 гг. — период становления высшего образования- 2) 1960;1985 гг. — период расширения и дальнейшего развития высшей школы- 3) 1985;1996 гг. — период структурной перестройки системы высшего образования в условиях перехода к рыночной экономике. Задача обеспечения народного хозяйства республики кадрами специалистов решалась на отдельных этапах по-разному в зависимости от конкретно-исторической обстановки и поэтому имела значительные особенности.

Проблема подготовки кадров специалистов с самого начала выступала как сложнейшая социально-экономическая и политическая проблема. Высшее образование в Бурятии формировалось в условиях 3Icciio?.ihtiscicii и культурно otct? ji9tv" > пргилня R 70-е г гиты пеопубпика ощущала огромные потребности в специалистах. Благодаря энергичным мерам, предпринятым местными органами власти, в 1932 г. были.

202 практически одновременно открыты два вуза: агропединститут и зооветеринарный институт. Профиль высших учебных заведений учитывал аграрный характер экономики и острую потребность в специалистах народного образования. Всего за 1932;1941 гг. было подготовлено 520 специалистов, из них педагогов — 407, специалистов сельского хозяйства — 113, т. е. 36,0% всех специалистов с высшим образованием были выпускниками местных вузов.

Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием для высшей школы. Бурятский зооветеринарный институт был закрыт, около половины преподавателей и студентов пединститута ушли на фронт. За годы войны пединститут окончило 310 человек. Качества, приобретенные высшей школой в эти годы, дали возможность добиться значительных успехов в развитии и совершенствовании системы высшего образования в послевоенный период.

В 1950;1960 гг. вузы подверглись значительной структурной реорганизации. В 1956 г. закрывается учительский институт в связи с необходимостью всем учителям иметь высшее образование. За годы существования им был подготовлен 1281 учитель для семилетних школ. С 1955 г. в республике начинает развиваться высшее техническое образование, когда в зоотехническом институте был открыт технологический факультет, который произвел 3 выпуска и подготовил 291 инженера.

Таким образом, в 1960 г. закончился период становления высшей школы. За этот период вузы внесли значительный вклад в формирование кадрового потенциала республики. Всего за 1932;1960 гг. педагогический и учительский институты окончило 4716 человек, из них 3435 — педагогический, 1281 — учительский, зооветеринарный — 816. За пери-птт г 1Q40−1960 гг численность специалистов с высшим образованием увеличилась в 6,9 раз и составила в 1960 г. 9,4 тыс. чел. Удельный вес высококвалифицированных специалистов в составе всех специалистов.

203 за тот же период увеличился с 29,4% до 35,9%. Сложившаяся к 1960 г. структура занятости специалистов в значительной степени была определена структурой специальностей, имеющихся в вузах республики.

Огромное воздействие на формирование кадров специалистов оказала высшая школа Бурятии в 1960;1985 гг. Уровень развития высшего образования позволил значительно поднять качество трудовых ресурсов. Проведенный анализ показывает, что определяющими факторами второго этапа являлись значительные успехи в развитии высшей школы, создание новых вузов (технологического института и института культуры) — расширение существовавших, укрепление материально-технической и учебной базрост контингента студентов. Выпуск молодых специалистов вырос за этот период на 387,2%. Но темпы роста данного показателя по отдельным институтам значительно варьировались. За 20 лет (1965;1985 гг.) выпуск специалистов увеличился в БГПИ на 207,8%, ВСТИ — 989,8%, БСХИ — 260,1%, ВСГИК — 327,7%. Профессиональная структура выпусков вузов в целом адекватно отражала характер изменений в народнохозяйственном комплексе республики. Если в 1960 г. было выпущено 866 молодых специалистов, из них 321 (37,0%) из сельскохозяйственного института и 545 (63,0%) из педагогического института, то в 1985 г. выпуск составил 3353 человека, в том числе по вузам: БГПИ — 879 (26,2%), БСХИ — 749 (22,4%), ВСТИ — 1168 (34,8%), ВСГИК — 557 (16,6%). Таким образом, главный приоритет образовательной политики республики, как и в целом всего государства, заключался в преимущественном, по сравнению с другими звеньями профессионального образования, развитии высшей школы технического профиля. Технологический институт имел наибольший удельный вес в выпуске м01&trade-7&trade-" ^ттрття ttrptor Г34.8%) и значительно опережал другие вузы по темпам роста выпускников (989,8%).

За этот период численность специалистов с высшим образованием увеличилась на 529,8%- доля специалистов высшей квалификации в составе всех специалистов возросла с 35,7% до 41,1%. В результате темпы роста кадров специалистов с высшим образованием были выше аналогичных показателей в целом по стране (408,6%) и РСФСР (381,1%).

Вместе с тем следует отметить, что политика государства в области высшего образования, основанная на командно-административной системе управления, оказывала противоречивое влияние на процесс формирования кадрового потенциала Бурятии. Узкопрофессиональная направленность и отраслевой характер подготовки студентов при ежегодном значительном количестве выпускников привели к перепроизводству инженеров по ряду специальностей. К тому же в соответствии с планом распределения выпускников ВСТИ в республике оставалось в среднем 10−15% молодых специалистов, остальные направлялись в другие регионы Российской Федерации. Но основной контингент (70−80%) студентов технологического института состоял из местных жителей, поэтому наблюдалось возвращение большого числа выпускников в республику. Тем не менее, местные вузы продолжали увеличивать выпуск специалистов для сферы материального производства. За этот период выпуск специалистов производственной сферы вырос на 323,3%, а специалистов непроизводственной сферы — на 128,7%.

Таким образом, постоянное расширение подготовки специалистов для сферы материального производства порождало, к концу анализируемого периода, парадоксальную ситуацию: те кадры специалистов, в которых общество испытывало действительно возрастающую потребность, росли гораздо медленнее, чем те, количественная потребность в которых уменьшилась по мере их невостребованности. Рабочие места инженеров увеличивались соответственно экстенсивному росту производства, количество же рабочих мест специалистов социаль.

205 ной сферы могло расти только при опережающем росте финансирования здравоохранения, сферы обслуживания, образования, в том числе и высшего, что в принципе было невозможно в условиях «остаточного» подхода к социальной сфере.

Отличительной чертой командно-административной системы управления была жесткая регламентация всех социально-трудовых отношений, которые были крайне формализованы и складывались в условиях государственной формы собственности. Основным принципом действия этой системы было достижение эффективности функционирования путем поддержания баланса всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении государства, посредством административного, внеэкономического принуждения. В результате сложился законченный тип бюрократически-централизованной системы высшего образования, где планирование осуществлялось «от достигнутого уровня» без всякого учета изменений в характере развития экономики. Валовой подход в экономике начал господствовать и в образовании. Интересы управляющих ведомств стали преобладающими, сложилась ведомственная централизация и замкнутость в подготовке специалистов отраслей народного хозяйства. Планирование подготовки специалистов в министерствах просвещения, сельского хозяйства, культуры, промышленности и др., которые имели свои вузы, не всегда согласовывалось с Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Система планирования, стоявшая между «производителем» кадров (учебными заведениями) и «потребителем» (предприятиями, учреждениями) порождала необоснованность заявок «потребителей», которые составлялись на основе спущенного сверху штатами уаы1п^н?1Я. Попето пс 5liji за:*нтерес?ряи «пягчетах реальной потребности в специалистах для различных областей и сфер. Система высшего образования становилась все более замкнутой, исхо.

206 дящей из собственных интересов. Одним из таких интересов было постоянное расширение, от чего зависели и финансирование, и престиж, и сохранение кадров. Кадровые службы предприятий, в свою очередь, завышали заявки на специалистов, поскольку боялись пересмотра штатного расписания, что повлекло бы изменение фонда заработной платы. Это объяснялось отсутствием реальной хозяйственной самостоятельности предприятий.

В то же время система высшего образования не была достаточно заинтересована в качественной подготовке кадров, поскольку государство являлось главным распределителем рабочей силы и гарантировало распределение выпускников вузов вне зависимости от качества их подготовки. Поэтому высшая школа развивалась автономно от производства, а содержание обучения в ней было оторвано от требований к нему со стороны предприятий. В результате молодые специалисты не имели опыта принятия самостоятельных решений, достаточной практической подготовки и реальных представлений о мировых стандартах профессионального уровня и подготовки кадров.

Дальнейшее развитие системы высшего образования требовало определенной коррекции в профессиональной структуре выпусков, о чем свидетельствовали сдвиги в структуре образовательных потребностей молодежи, увеличивались конкурсы на гуманитарные специальности и, соответственно, уменьшались на инженерно-технические. Но высшая школа в это время отличалась отсутствием достаточной гибкости в вопросах оперативной организации обучения студентов по новым специальностям.

Таким образом в 1960;1985 гг. развитие высшего образования в Бурят-:-, п с целом по стр?.нру ряггмятривалось главным образом в связи с формированием материально-технической базы, масштабы его развития определялись в соответствии со степенью наращивания объ.

207 ема производства, а критерии его эффективности увязывались с характером и содержанием процессов, происходящих в политике, экономике, социальной сфере общества. Профессионально-квалификационная структура кадров специалистов республики требовала соответствующей структурной перестройки подготовки специалистов в вузах республики и, в то же время, совершенствование подготовки кадров являлось необходимым условием дальнейшего развития народного хозяйства Бурятии.

Середина 80-х гг. ознаменовалась началом глубоких перемен в жизни советского общества. Страна вступила в полосу социально-экономических преобразований, реформирования политической системы и перехода к рыночным отношениям. Эти изменения нашли закономерное отражение в высшей школе Бурятии и определили необходимость выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации системы высшего образования к новой ситуации, сбалансированного ее взаимодействия с формирующимися рынком образовательных услуг, рынком труда специалистов, приспособления к условиям и потребностям многоукладной экономики. На принципиально иной основе должны были решаться проблемы реформирования региональных систем высшего образования, а также принципов их взаимодействия в едином образовательном пространстве страны.

Анализируя систему высшего профессионального образования Бурятии за 1985;1996 гг., мы видим радикальные изменения в ее функционировании. В ситуации сокращения численности студентов (на 9,9%), оттока части преподавателей в начале 90-х гг., финансового обеспечения на уровне 40%, высшая школа сумела обрести не только ощутимые TicpTL: стабильности, но и иямртитк определенные тенденции к развитию. Произошли большие сдвиги в структуре специальностей, по которым велась подготовка студентов в вузах республики. Если в 1985/86.

208 учебном году институты осуществляли обучение студентов по 34 специальностям, то на начало 1996/97 учебного года — по 6 направлениям и 73 специальностям. Эти изменения были связаны с реальной оценкой вузами конъюнктуры спроса на рынке труда специалистов. Резко возрос удельный вес выпускников по следующим группам специальностей: гуманитарно-социальные — на 98,8%, образование — на 35,7%, экономика и управление — на 43,2%. Практически на одном уровне остался выпуск специалистов культуры и искусства, естественно-научных специальностей. Наибольшее снижение удельного веса выпуска прошло по специальностям сельского хозяйства — на 42,2%, инженерно-технические — на 32,5%, строительства и архитектуры — на 31,6%.

За этот период высшая школа республики прошла определенный путь трансформации в направлении повышения ее гибкости и увеличения восприимчивости к инновационным процессам. Было осуществлено реформирование структуры высшего образованияобновлены содержание, формы и методы управления вузамиповысилось качество обучения студентов за счет развития системы непрерывного образования и многоуровневой системы подготовки специалистов, значительно расширилось предложение образовательных услуг, повысилась самостоятельность университетов и академий.

Но несмотря на положительный характер изменений в системе высшего образования оставался нерешенным ряд проблем и, в первую очередь, вопросы трудоустройства молодых специалистов, ежегодно пополняющих региональный рынок труда. Значительный ежегодный выпуск молодых специалистов (в среднем около 3 тыс. чел. в год) при общем падении производства, неполной занятости и безработице, разрыве сслзсй с базсвьгми предприятиями р^пу^тгшт и регионов Сибири и Дальнего Востока сказался на их востребованности. В 1996 г. удель.

209 ный вес выпускников, не получивших направление на работу, составил 30,7% (615 чел.), при этом 13,3% (390 чел.) — из-за отсутствия заявок.

Сложившаяся ситуация на рынке труда затрудняла профессиональную и социальную мобильность выпускников вузов. Только за 1993;1996 гг. численность безработных выросла на 238,0% и составила 14,3% от численности экономически активного населения. Был очень высок реальный объем скрытой безработицы. По некоторым результатам исследований в 1996 г. он составил 20−25%. На конец 1996 г. 11,3% всех безработных составляли выпускники высших и средних учебных заведений, причем их доля увеличилась вдвое по сравнению с 1993 г. Численность незанятых молодых специалистов с высшим образованием увеличилась с 13 до 17%. Приведенные данные позволили нам сделать вывод о невостребованности на рынке труда в первой половине 90-х гг. наиболее образованной молодежи.

Объективные условия развития рыночной экономики требовали дальнейшего повышения образовательного уровня трудовых ресурсов в регионе. Но процесс приватизации основных фондов привел к разукрупнению, децентрализации производства, к интенсификации труда на частных и малых предприятиях, но не на основе повышения его технической вооруженности, а на основе ужесточения экономического принуждения. Рынок труда требовал притока дешевой малои среднеквалифицирован-ной рабочей силы. Так, например, потребность в работниках, заявленная в 1996 г. предприятиями и организациями в государственную службу занятости, составила всего 350 чел., из них 95,4% - рабочие.

Ситуация на рынке труда для молодых специалистов усугублялась в связи с тем, что система высшего образования республики, как и в целом в России, быття ориентирована на решение проблем занятости. Два важнейших взаимосвязанных направления — профессио.

210 нальная подготовка и трудоустройство выпускников функционировали отдельно друг от друга.

Таким образом, наиболее острым в условиях формирующейся рыночной экономики являлось противоречие между возрастающим уровнем общей и специальной подготовки молодежи и невостребованностью образования, что в свою очередь вело к расширению разрыва образовательного и квалификационного уровня большинства молодых специалистов и, в конечном итоге, к снижению качества предлагаемой ими рабочей силы. По мнению зарубежных аналитиков, знаний, полученных в вузе, достаточно на первые 3−5 лет работы, после чего требуется переподготовка, к тому же моральное старение знаний ускоряется в период кризисов.

Что касается социальной значимости получаемого образования, то, согласно социологическим опросам, около 75% студентов связывали реализацию своих жизненных планов с получением высшего образования, резонно полагая, что специалисты с высоким интеллектуальным потенциалом будут пользоваться спросом на рынке труда. Такая тенденция начала обозначаться к концу анализируемого периода. В связи с изменениями, происходящими на рынке труда республики, по мере его развития и становления, более востребованными стали квалифицированные работники, возросла вероятность трудоустройства лиц, получивших профессиональную подготовку или повысивших свою квалификацию. В середине 90-х гг. рынок труда стал предъявлять все более жесткие требования к наемным работникам в части образования и квалификации. Повышение спроса со стороны работодателей на квалифицированные кадры отразилось, хотя и незначительно, на составе безработных по уровню сбргзсгаш&trade-. Если в IQQ^ г уттеттьный вес специалистов в составе безработных составлял 12,8%, то в 1996 г. — 12,3%. Доля численности населения с высшим образованием, занятого в экономике,.

211 в 1996 г. была в 2 раза больше доли лиц с высшим образованием в составе безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости: 25,0% и 12,3% соответственно.

Высшая школа Бурятии в условиях экономического спада формировала кадры для экономики с ее структурными, технологическими, социальными и иными новациямислужила как бы амортизатором нарастающей безработицы молодеживыполняла функцию сохранения культурно-образовательного и научного капитала. За 1985;1996гг. вузы подготовили более 31 тысячи специалистов с высшим образованием или 38,8% от общего выпуска специалистов вузами республики за весь период с 1932 по 1996 гг.

Итак, суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что за 1932;1996 гг. высшая школа Бурятии внесла значительный вклад в формирование кадрового потенциала республики. За этот период высшими учебными заведениями было подготовлено более 96 тысяч специалистов с высшим образованием. Несмотря на то, что система высшего образования представлена всего 4 вузами, структура профессиональной подготовки специалистов была достаточно оптимальной. Все основные отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, образование, культура и искусство) получали пополнение кадров специалистов из местных вузов, что в условиях дальнейшей регионализации системы высшего образования страны является надежной базой для эффективного формирования кадрового потенциала республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. История бурятской школы (1804−1962 гг.). -Улан1. Удэ, 1964.- 567 с.
  2. А. Университет: пора становления // Бурятия. 1996. -30апр.
  3. С.С. Октябрь и всеобуч в Бурятии (1917−1967 гг.).1. Улан-Удэ, 1968. 242 с.
  4. П.И. Высшая школа в годы создания развитого социализма // Становление высшего образования в Бурятии. Иркутск, 1981,-С. 29−55.
  5. И. А. О роли педагогического института в культурномстроительстве республики // В братской семье народов. Улан-Удэ, 1974. — С. 453−460.
  6. .Б. Развитие высшего и среднего специального образования (1924−1963 гг.) // Народное образование Бурятии за 40 лет. Улан-Удо, 1964. С. 154−165.
  7. В.В., Нохрин Г. М. Развитие профессионального образования в регионе // Специалист. 1995. -№ 1.-С. 34−35.
  8. А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 1993. -№ 4.-С. 68−72.
  9. В.Н. Первый технический университет в Бурятии (набазе ВСТИ) // Правда Бурятии. 1995. — 5 янв.
  10. Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства квалифицированных кадров // Экономист. -1992.-№ 5. С. 72−82.
  11. А.А., Клочков Л. Н., Люкманов В. Б. Маркетинг на рынке выпускников вузов // Проблемы прогнозирования. 1993. -№ 1. — С. 113−116.213
  12. Н.Ц. Проблемы трудовых ресурсов при территориальной организации производства // Труды отдела экономических исследований БФ СО АН СССР. Улан-Удэ, 1974. -Вып. 7. — С. 71−87.
  13. Н.Ц. Региональные особенности занятости населения и использования трудовых ресурсов Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1973.-146 с.
  14. Н.Ц., Ушнаев Ф. М. Трудовые ресурсы и их использование внародном хозяйстве Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1974. -167 с.
  15. Бурятия в цифрах: Стат. сб. Улан-Удэ, 1997. — 169с.
  16. Бурятия от ликбеза до филиала Академии Наук / Сост.: С. Г. Дугаров, АА. Аюрзанайн- Отв. ред. М. Н. Мангадаев. Улан-Удэ, 1969.415 с.
  17. Бурят-Монгольская АССР за 10 лет. Верхнеудинск, 1933.-110 с.
  18. Бурятская АССР в цифрах. 1923- 1973 гг. Улан-Удэ, 1973.-197 с.
  19. Бурятия славит Октябрь: Сб. статей. Улан-Удэ, 1967. — 347 с.
  20. Бурятия шагает в коммунизм: Сб. статей. Улан-Удэ, 1973. -242 с.
  21. Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Бан-зарова (1932- 1982 гг.). Улан-Удэ, 1982. -79 с.
  22. Бурятский государственный университет: Краткий справочник. -Улан-Удэ, 1996. 51 с.
  23. Бурятский сельскохозяйственный институт (1931 1981 гг.). -Улан1. Удэ, 1981.-80 с.
  24. Бурятский сельскохозяйственный институт: 60 лет (1931−1991). -Улан-Удэ, 1991. -32 с.
  25. .Р., Дерюгина В. Н., Раднаев Г. Ш. Очерк народного хозяйства Бурятии. Улан-Удэ, 1963. — 200 с.
  26. Вопросы использования трудовых ресурсов Бурятской АССР: Сб.статей.-Улан-Удэ, 1967. 121 с.
  27. Вопросы развития высшей школы в Восточной Сибири. -Иркутск, 1979.-231 с.214
  28. Вопросы совершенствования подготовки кадров клубных и библиотечных работников / Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры Улан-Удэ, 1986.-152 с.
  29. Вопросы социального развития национальных районов Сибири при социализме / Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск, 1980. — 173 с.
  30. Вопросы трудовых ресурсов в районах Сибири. Новосибирск, 1961.-198 с.
  31. Восток-Запад: диалог культур: Тез. докл. и сообщ. междунар. науч.-практ.конф. 20−26 июня 1996 г. 4.2. Тенденции развития высшего образования на пороге XXI века / Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. Улан-Удэ, 1996. — 69 с.
  32. Восточно-Сибирский технологический институт (1962 1992 гг.).1. Улан-Удэ, 1992.-119 с.
  33. ВСГАКИ: вчера, сегодня, завтра. Улан-Удэ, 1996. — 28 с.
  34. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны // Высшее образование в России. 1995. -№ 2.-С. 5−14.
  35. Высшие и средние специальные учебные заведения Республики Бурятия: Стат. сб. Улан-Удэ, 1997. — 66 с.
  36. Высшие и средние учебные заведения Республики Бурятия: Стат.сб. Улан-Удэ, 1993. — 70 с.
  37. В.И. Изменение в структуре кадров специалистов Бурятской АССР в условиях развитого социализма // Интернационализация общественной жизни и проблемы развития социалистических наций. Иркутск, 1979. — С. 75−87.
  38. А.Г. Бурятский сельскохозяйственный институт (19 321 972 гг.). Улан-Удэ, 1972. — 33 с.
  39. Демографическое и социальное развитие Бурятской АССР / СО АН
  40. СССР, БНЦ. Улан-Удэ, 1990. — 189 с.
  41. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по подготовке и воспитанию кадров для народного хозяйства. Иркутск, 1972. -179 с.215
  42. Дружба навеки: Сб. статей / СО АН СССР, Бурят, филиал. -Улан1. Удэ, 1985. -204 с.
  43. С.Г. Развитие общего среднего образования в Бурятии (1958−1968 гг.). Улан-Удэ, 1972. — 276 с.
  44. А.А. Развитие бурятской национальной школы // Бурятия отликбеза до филиала Академии наук. Улан-Удэ, 1969. -С. 36−76.
  45. П.С. Деятельность Бурятской партийной организации поразвитию промышленности в 1951 1959 гг.: Автореф. дис.. канд. истор. наук. — Иркутск, 1969. — 32 с.
  46. С.В. Из истории развития заочного отделения Бурятского педагогического института // Высшее образование в Бурятии: история, современность, перспективы: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. (май 1996 г.). Улан-Удэ, 1996. — 4.1. — С.20−22.
  47. В., Приходько В., Федоров И. Высшая техническая школа на рубеже веков // Высшее образование в России. -1994.-№ 1.-С. 51−63.
  48. JI.A. Сельское хозяйство Бурятии (1930−1950-е гг.). -Улан1. Удэ, 1996. 280 с.
  49. И.М. О путях повышения обеспеченности Бурятской АССР кадрами специалистов // Вопросы трудовых ресурсов в районах Сибири. Новосибирск, 1961.-С. 146−155.
  50. И.М. Подготовка кадров специалистов в Бурятской АССР // Исследования и материалы по истории Бурятии: Научные труды БКНИИ СО АН СССР. Улан-Удэ, 1963. — С. 54−80.
  51. А.Е., Марголис Ю. Д., Рачковский В. А. Высшая школа России: вехи истории // Высшее образование в России. 1992. — № 1.-С. 50−61.
  52. Из истории партийной организации Бурятии. Улан-Удэ, 1959. -Вып. 1.-249 с.216
  53. Из истории партийной организации Бурятии. Улан-Удэ, 1961.-Вып.2. — 259 с.
  54. Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт. 1997. -№ 47.-С. 12−14.
  55. Институт культуры: подготовка кадров: Тез. науч.-практ. конф. 28июня 3 июля 1993 г. — Улан-Удэ, 1993. — 148 с.
  56. Интеллигенция национальных районов Сибири в условиях развитого социализма. Иркутск, 1983. — 65 с.
  57. История Бурятской АССР. В 2-х т. / Редкол.: П. Т. Хаптаев и др.
  58. Улан-Удэ, 1959. Т.2.- 643 с.
  59. История культурного строительства в Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1983. -259 с.
  60. История рабочего класса, крестьянства и интеллигенции национальных районов Сибири: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. / БФ СО АН СССР.-Улан-Удэ, 1971.-189 с.
  61. История Сибири с древнейших времен до наших дней: Т.4. Сибирьв период строительства социализма. JL: Наука, 1968. — 456 с.
  62. С.В., Пыкин В. М. Бурятский педагогический институт.
  63. Ректоры. Улан-Удэ, 1998. — 103 с.
  64. С.В., Языкова Н. В. Готовим педагогические кадры // Высшее образование в России. 1998. -№ 4.-С. 113−114.
  65. В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? // Высшее образование в России. 1993. -№ 4. -С. 14−24.
  66. Ковалева JL, Николаев С. Врачей станут лечить в Бурятии // Правда Бурятии. 1997. — 24 дек.
  67. Концепция и региональная программа развития высшего, среднегои начального профессионального образования Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1997. — 37 с.
  68. А. Г. Трудовой потенциал и занятость в условиях интенсификации. М., 1990. — 164 с.217
  69. В.Г., Траскунова М. М., Константиновский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск, 1980.-192 с.
  70. А.Н. Профессиональное образование в 60−80-х годах: путьк инфляции // Отечественная история. 1994. — № 4−5. — С. 143−157.
  71. О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М., 1989. — 101 с.
  72. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшегообразования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков // Высшее образование в России. 1996. -№ 2.-С. 130 140.
  73. .П. К вопросу образования первого вуза в Бурятии // Высшее образование в Бурятии: история, современность, перспективы: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. (май 1996 г.). -Улан-Удэ, 1996. -Ч. 1.-С. 28−30.
  74. .П. Становление высшего образования в Бурятии в период строительства социализма // Становление высшего образования в Бурятии. Иркутск, 1981. — С. 63−69.
  75. Культура Бурятии в условиях развитого социализма. Новосибирск, 1983. 193 с.
  76. Культурное строительство в Бурятской АССР (1917−1981 гг.): Док. и материалы / Сост. Г. JI. Санжиев и др. Улан-Удэ, 1983. — 568 с.
  77. Методика прогнозирования и оценки состояния системы высшегои среднего профессионального образования: Труды / НИИВО. -М., 1997.-75 с.
  78. .М., Санжиев Г. Л. Руководство Бурятской партийной организации культурной революцией в республике (1929−1937 гг.). Улан-Удэ, 1962. — 574 с.
  79. К. Б.-М. Становление социалистической социальной структуры Бурятии (1938−1960 гг.) / БИОН БФ СО АН СССР. -Новосибирск, 1986. 135 с.218
  80. С.Б. Качество жизни населения Республики Бурятия вусловиях реформ. Улан-Удэ, 1999. — 74 с.
  81. Д. Трудовые ресурсы Бурятии // Байкал. 1981. -№ 6.-С.116.120.
  82. Народное образование в Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1960. -233 с.
  83. Народное образование Бурятской АССР за 40 лет. Улан-Удэ, 1964. — 264 с.
  84. Народное хозяйство Бурятской АССР: Стат. сб. Улан-Удэ, 1971.- 256 с.
  85. Народное хозяйство Бурятской АССР в десятой пятилетке (19 761 980 гг.): Стат. сб. Улан-Удэ, 1981.-174 с.
  86. Народное хозяйство Бурятской АССР в одиннадцатой пятилетке (1981−1985 гг.): Стат. сб. Улан-Удэ, 1986. — 144 с.
  87. Народное хозяйство РСФСР в 1961 г.: Стат. сб. М., 1962. -558 с.
  88. Народное хозяйство РСФСР за 70 лет: Стат. ежегодник. М., 1987.-471 с.
  89. Народное хозяйство СССР в 1961 г.: Стат. ежегодник. М., 1962.864 с.
  90. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбил. стат. сб. М., 1987.766 с.
  91. Научно-технический прогресс как фактор социально-экономического развития региона. Улан-Удэ, 1988. — 273 с.
  92. Национальный Архив Республики Бурятия (НА РБ), ф. 1, on. 1, д. 717.
  93. НА РБ, ф.1, on. 1, д. 1634.
  94. НА РБ, ф. 60, on. 1, д. 125.
  95. НА РБ, ф. 196, оп. 6, д. 58.93. НАРБ, ф. 248, оп. 1, д. 5.
  96. НА РБ, ф. 248, on. 1, д. 756.
  97. НА РБ, ф. 248, on. 1, д. 854.
  98. НА РБ, ф. 248, оп. 20, д. 967.
  99. НА РБ, ф. 248, оп. 21, д. 577.219
  100. НА РБ, ф. 250, on. 1, д. 494.
  101. НАРБ, ф. 462, on. 1, д. 4.
  102. НА РБ, ф. 475, оп. 2, д. 62.
  103. НА РБ, ф. 666, on. 1, д. 14.
  104. НА РБ, ф. 666, on. 1, д. 29.
  105. НА РБ, ф. 60, оп. 3, д. 685.
  106. Некоторые вопросы подготовки кадров и коммунистического воспитания трудящихся в Бурятской парторганизации / Бурят, гос. пед. ин-т. Улан-Удэ, 1972. — 92 с.
  107. Образование населения России (по данным микропереписи населения 1994 г.): Стат. сб. М., 1995. — 48 с.
  108. И.И. Альма-матер. Улан-Удэ, 1999.- 639 с.
  109. Очерки истории Бурятской АССР периода развитого социализма / СО АН СССР. Бурят, фил. Ин-т обществ, наук Новосибирск, 1983.- 303 с.
  110. Очерки истории бурятской организации КПСС. Улан-Удэ, 1970.218 с.
  111. Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917−1980). Новосибирск, 1986.-236 с.
  112. Очерки истории культуры Бурятии. / СО АН СССР. Бурят, фил. Ин-т обществ, наук. Улан-Удэ, 1974. — Т.2. — 645 с.
  113. А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. -№ 3.-С.79−85.
  114. А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. -512 с.
  115. Планирование, подготовка и использование специалистов в СССР и зарубежных странах. М., 1990. — 245 с.
  116. Подготовка кадров культуры и искусств: Методология и методика реализации регионального и национального компонентов государственного образовательного стандарта Российской Федерации. -Улан-Удэ, 1997.- 67 с.220
  117. А.П. Имени Филиппова // Бурятия. 1998. — 22окт.
  118. Проблемы национальной политики и образования: Сб. статей. -Улан-Удэ, 1995. 4.2. — 164 с.
  119. Р.И. Новый статус обязывает, или трудно ли стать «академиком» // Бурятия. 1995. — 13 сент.
  120. В.М. Вклад БГПИ в подготовку учительских кадров в 1981 1995 гг. И Высшее образование: история, современность, перспективы: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. (май 1996 г.). -Улан-Удэ, 1996. — Ч. 1.- С. 32−34
  121. Г. Ш. Народно-хозяйственный комплекс Бурятской АССР: (структура, использование ресурсов, проблемы развития). Новосибирск, 1979. 253 с.
  122. Развитие производительных сил Бурятской АССР. Проблемы и поиски / СО АН СССР. Бурят, фил. Улан-Удэ, 1988. — 160 с.
  123. В.А. Экономические проблемы определения перспективной потребности кадров. М., 1987. — 254 с.
  124. Е.С. Распределение и использование трудовых ресурсов. -М., 1971.-312 с.
  125. Рынок труда: демографические, социально-экономические и психологические аспекты: Сб. науч. тр. / Вост.-Сиб. гос. технолог, ун-т. Сер. «Эконом, науки». Улан-Удэ, 1996. — Вып. 2. — 148 с.
  126. Д. Б. Высшее образование в Бурятии в 30-е годы // Высшее образование в Бурятии: история, современность, перспективы: Материалы науч.-практ. конф. (май 1996 г.). Улан-Удэ, 1996. -4.1.-С. 36−38.
  127. Сборник научно-методических статей ВСГТУ. Улан-Удэ, 1995. -128 с.
  128. В.Ф. Профессиональные отряды интеллигенции. М., 1985.-267 с.
  129. Е.Е., Тармаханов Е. Е. Некоторые вопросы индустриального развития Бурятии в 1950-х гг. // Вестник Бурятского госу221дарственного университета. Сер. 1, История. Улан-Удэ, 1997. -Вып. 1. — С. 123−136.
  130. Система статистических показателей высшей школы в отечественной и международной практике: Труды / НИИВО. М., 1994. — 56 с.
  131. Совершенствование структуры высшей школы: региональный аспект // Регионология. 1994. — № 4. — С. 79−87.
  132. Современные проблемы совершенствования системы обучения. -Улан-Удэ, 1998.-84 с.
  133. И.А. Основные этапы высшего образования в Республике Бурятия // Высшее образование в Бурятии: история, современность, перспективы: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. (май 1996 г.). -Улан-Удэ, 1996. 4.1. — С.38−41.
  134. Социалистическое строительство в Бурят-Монголии. Улан-Удэ, 1936. -136 с.
  135. Социалистическое строительство Бурятии за 10 лет. Улан-Удэ, 1933.-184 с.
  136. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб.- М., 1998.-478 с.
  137. Социальное развитие села Бурятской АССР / СО АН СССР. Бурят. науч. центр. Ин-т обществ, наук- Отв. ред.: Ю. Б. Рандалов, Е. А. Голубев. Улан-Удэ, 1989. — 270 с.
  138. Социальные проблемы перехода от образования к труду. -М., 1991.- 192 с.
  139. Становление высшего образования в Бурятии: Сб. статей. -Иркутск, 1981.-164 с.222
  140. В.В. Школа: время выбора (Опыт и проблемы развития общеобразовательной школы Восточной Сибири в 80-е годы). Красноярск, 1992. — 144 с.
  141. Е.Е. Промышленность и рабочий класс Советской Бурятии (1938−1958 гг.) / СО АН СССР. Бурят, фил. Новосибирск, 1979.-334 с.
  142. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 140−155- № 4. — С. 111−125.
  143. Территориальные аспекты экономического развития Бурятской АССР / СО АН СССР. Бурят, фил. Улан-Удэ, 1987. — 162 с.
  144. Торжество ленинских идей в системе просвещения Бурятии. -Улан-Удэ, 1985. 287 с.
  145. М. Высшее сельскохозяйственное образование: итоги и перспективы // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 25−29.
  146. Труд и занятость в Бурятии: Стат. сб. Улан-Удэ, 1997. — 59 с.
  147. Ускорение социально-экономического развития Бурятии. -Улан-Удэ, 1989. 141 с.
  148. М.П. Очерки истории формирования высшего педагогического образования в Бурятии. Улан-Удэ, 1983. — 86 с.
  149. М.М. Промышленное развитие Бурятии: опыт и проблемы 70-х годов. Улан-Удэ, 1993. — 153 с.
  150. К.Х. Формирование кадров национальной интеллигенции в автономных республиках Сибири. М., 1965. — 78 с.
  151. Е.Н. К вопросу изучения трудовых ресурсов (на примере Бурятской АССР) // Изучение природы, хозяйства и населения Сибири. Иркутск, 1975. — С. 131−143.
  152. В.Х., Горинский Н. Н. Становление высшего образования в Бурятии // Высшее образование в Бурятии: история, современность, перспективы: Материалы науч.-практич. конф. (май 1996 г.). Улан-Удэ, 1996. — С. 32−34.
  153. С.Г. Социально-профессиональная структура советской многонациональной интеллигенции (на примере Бурятской АССР): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1980. — 24 с.
  154. П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона. -Улан-Удэ, 1998. 221 с.
  155. Д.И., Жильцов У. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М., 1988. — 194 с.
  156. В. Проблемы подготовки кадров с высшим образованием //АПК: экономика, управление. 1995. -№ 6.-С. 35−38.
  157. Ф.И. Формирование промышленности Бурятии и ее развитие в послевоенный период. Улан-Удэ, 1969. — 158 с.
  158. Экономическое и социальное развитие Бурятской АССР. -Улан-Удэ, 1983. 215 с.
  159. В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России. 1994. -№ 1.-С. 96−107.
Заполнить форму текущей работой