Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на разнообразие подходов, оценок и прогнозов становления информационного общества, они оказались выстроенными в основном по одной схеме: современные средства связи и информационные технологии создали новую ситуацию, в которой, с одной стороны, имеются дополнительные возможности для прогресса и, в том числе решения мировоззренческих противоречий, а с другой стороны, возникает все большее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Ценностные ориентации человека в информационном обществе
    • 1. Мировоззренческие предпосылки и основания информационной трансформации нравственных ценностей
    • 2. Проблема нравственной идентификации человека в информационном обществ. ^
    • 3. Ценностные конфликты и коллизии информационного общества
  • Глава вторая. Основные тенденции изменения нравственных ценностей в информационном обществе. ^
    • 1. Место нравственных ценностей в аксиологическом пространстве информационного общества. ^
    • 2. Функционирование нравственных ценностей в системе средств массовой информации. ^
    • 3. Нравственные ценности и права человека в ситуации новых информационно-коммуникационных технологий. ^

Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных продуктов, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Исследователи связывают происходящие изменения с информатизацией, все более ощутимо заявляющей о себе во всех сферах. Они констатируют процесс перехода глобальной цивилизации в новое качественное состояние — информационное общество.

Несмотря на разнообразие подходов, оценок и прогнозов становления информационного общества, они оказались выстроенными в основном по одной схеме: современные средства связи и информационные технологии создали новую ситуацию, в которой, с одной стороны, имеются дополнительные возможности для прогресса и, в том числе решения мировоззренческих противоречий, а с другой стороны, возникает все большее количество обостряющихся проблем, которые авторы относят то к помехам на пути к новому обществу, то к его неизбежным следствиям. Проявлениями информационного общества не без оснований принято считать утверждение информационной картины мира, изменение жизнедеятельности и социального мироустройства на основе активного и полного использования знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, осознание единства законов функционирования информации в природе и обществе, практическое их применение, создание индустрии производства и переработки информации.

Переход общества к новой эпохе способствует вводу в философский дискурс понятий «информация», «информационное общество», «общество знаний». Наряду с материей и энергией, информация, превращаясь в важнейший глобальный ресурс человечества, стала рассматриваться как одна из трех не сводимых друг к другу составляющих окружающего мира. Новая информационная среда нацеливает на формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся нравственные характеристики информационного общества. Из имманентного ему оперирования идеями, образами, интеллектом, знаниями возникает исследовательский интерес к изучению символических реальностей и их этических копий. Актуализируется также вопрос о влиянии подобных реальностей на сознание как индивидуальное, так и общественное, а кроме того, формирование персональной картины мира человека, его мировоззрения. В связи, с чем появляется возможность интерпретации динамики развития нравственных ценностей, сопровождающей мировоззренческие трансформации.

Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные идеи, характеризующие качественно новую цивилизацию информационного типа, были выдвинуты в трудах известных западных философов, в числе которых Т. Адорно, М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, К. Ясперс и др.

Сама идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х — начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши. Исследователями и разработчиками теории информационного общества стали М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д. Белл, З. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит, А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн и др.

Одним из первых исследователей, попытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И. Масуда, уделивший особое внимание трансформации человеческих ценностей в информационном обществе и выдвинувший утопическую концепцию о бесконфликтности данного вида общественного устройства1.

Изучение социально-философских аспектов становления информационного общества продолжилось исследованиями Дж. Барлоу, Д. Белла, Д. Келлнера, М.-Маклюэна," JI. Мановича, Б. Петерса, Т. О’Рейли, Г. Рейнгольда, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы, Т. Хариссона, а также российских специалистов И. Ю. Алексеевой, Д. В. Иванова, А. И. Ракитова, JI.B. Скворцова, М. Ю. Тихонова и др.

Проблемам мировоззренческой и духовной трансформации общества в новой стадии развития — информационной цивилизации, особое внимание было уделено Д. Беллом, М. Кастельсом, Н. Луманом, Т. Парсонсом, Э. Тоффлером, Ф. Уэбстером, а также отечественными авторами — Р. Ф. Абдеевым, В. J1. Иноземцевым, H.H. Моисеевым, В. Б. Симоненко, А. И. Ракитовым и др.

Определенный вклад в развитие данной проблематики внесла саратовская философская школа в лице таких ее представителей, как В. Б. Устьянцев, О. Ф. Филимонова, А. Ю. Шеховцев и др.

Виртуальные и симулятивные аспекты новой информационной реальности были рассмотрены в трудах классиков постмодернизма Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ф. Гваттари. В отечественной философии проблемы виртуалистики нашли свое отражение в работах Э. А. Бирюковой, Д. В. Иванова, H.A. Носова, В. П. Котенко, Ю. Т. Яценко и др.

Аксиологической составляющей проведенного исследования, определившей сравнительный этико-философский анализ традиционного и информационного типов ценностей, явились этические труды Н. Гартмана, Д. фон Гильдебранда, М. Шелера, а также работы современных отечественных авторов в области философской и прикладной этики — Р.Г.

1 cm.: Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. — Washington, dc:. World Future Society, 1981.-171 p.

Апресяна, В. И. Бакштановского, A.A. Гусейнова, E.JI. Дубко, О. Г. Дробницкого, П. Е. Матвеева, В. Н. Назарова и др.

Вместе с тем существует ограниченное число работ, посвященных специальному этико-философскому анализу проблем информационного общества и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Особое место среди них занимают Материалы Европейской региональной конференции «Этика и права человека в информационном обществе», организованной Комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы (Страсбург, 13−14 сентября 2007 г.), а также аналитический обзор «Этические аспекты новых технологий» в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех», подготовленный Мэри Рандл и Крис Конли2, сыгравшие важную роль в разработке авторской концепции нравственных ценностей информационного общества.

Анализ имеющейся литературы показывает, что на данный момент в гуманитарной науке накопился значительный пласт исследований, посвященных информационному обществу в целом и отдельным аспектам информационной этики в частности. Однако они не дают целостного представления о состоянии и характере трансформации нравственных ценностей информационного обществ, особенно в контексте их сравнительного анализа с традиционными нравственными ценностями. Данное исследование является попыткой систематизировать и обобщить представления о характере и механизмах развития и изменения нравственных ценностей информационного общества, что является существенным основанием для прогнозирования нравственных и этико-правовых последствий информационной революции в обществе, а также необходимой.

2 Этические аспекты новых технологий: обзор / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Федеральное Агентство по Культуре и Кинематографии, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российская Национальная Библиотека — пер. с англ. Е. В. Мапявская — сост.: М. Рандл, К. Конли — ред.: Е. И. Кузьмин, Т. А. Мурована, В. Р. Фирсов. — М.: Права человека, 2007. — 100 с. предпосылкой для построения не только прикладной, но и фундаментальной теории информационной этики.

В этой связи цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе этико-философского анализа исследовать механизмы изменения и процесс трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества и новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи: — выявить нравственно-философские основания мировоззренческих трансформаций в информационном обществе;

— определить границы и возможности нравственной идентификации личности в новой информационной среде и коммуникационном пространстве;

— описать и проанализировать нравственные конфликты и коллизии информационного обществаопределить основные тенденции изменения нравственных ценностей в информационном обществе;

— дать сравнительный анализ традиционной (классической) структуры ценностей, основанной на аристотелевской таблице соотношения добродетелей и пороков, и информационной, медийной структуры нравственных ценностей;

— показать механизмы функционирования нравственных ценностей в системе средств массовой информации (СМИ) — проанализировать влияние новых информационно-коммуникационных технологий на изменение традиционных нравственных ценностей в современном мире.

Объектом исследования являются мировоззренческие и аксиологические аспекты становления информационного общества.

Предмет исследования — нравственные ценности информационного общества как совокупность этических принципов, нравственных норм социума, нравственных качеств личности (добродетелей и пороков) в процессе их трансформации.

В качестве методологических оснований исследования выбраны: системный подход, позволяющий установить взаимную обусловленность мировоззренческих, антропологических, аксиологических и собственно нравственных компонентов информационного обществаметод сравнительного анализа, способствующий выявлению особенностей нравственных ценностей информационного общества на основе их сопоставления с традиционными, классическими нравственными ценностямиаксиологический метод, позволяющий проанализировать и выстроить ценностный срез мировоззрения современного информационного общества, и определить иерархию принятых в нем ценностей, структурное соотношение элементов ценностной системы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— определены границы и возможности нравственной идентификации личности в новой информационной среде и коммуникационном пространстве;

— выявлены и проанализированы причины и особенности нравственных конфликтов и коллизий информационного общества;

— проведен сравнительный анализ традиционной (классической) структуры ценностей, основанной на аристотелевской таблице соотношения добродетелей и пороков, и информационной, медийной структуры нравственных ценностейдоказан инверсированный характер последнейпроанализированы особенности трансформации нравственных ценностей в системе средств массовой информации на основе ключевых дилемм медиаэтики;

— рассмотрено влияние новых информационно-коммуникационных технологий на изменение традиционных нравственных ценностей в современном мире в их соотношении с правами человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мировоззренческие трансформации в информационном обществе определяют основные тенденции изменения нравственных ценностей. Главными из них являются: перемещение интересов субъекта с духовной, интеллектуальной сферы в материальную, телесно-вещнуюпревращение культа знания и просвещения в культ удовольствия и естественностиосвобождение от стремления к нравственному идеалу и ориентация на нормы гедонизма и утилитаризмаподмена творчества — потреблением, жизни — игрой, реальных отношений — виртуальными. Это, в свою очередь, обуславливает и виртуальное (иллюзорное по содержанию) поведение субъекта — активность без возможности ответственности за принятое решение.

2. В информационном обществе существуют два основных типа идентичности: ?рзе-идентичность (ощущение собственной личности) И 1ёеш-идентичность (формальный тип идентичности, зависящий от виртуальной ситуации). Создание компьютерных профилей, формирует, прежде всего, ?ёет-идентичность пользователя, которая подменяет его? рБе-идентичность. Это оказывает существенное влияние на позитивную свободу и моральный выбор индивида, поскольку мир, с которым он взаимодействует, навязывается ему и выбирается за него. Нравственно мотивированный подход заключается в том, чтобы информационное общество защищало 1рБе-идентичность в качестве исходной точки для? ёеш-идентичности. Это должно способствовать стимулированию ответственности, как результата признания ценности самого индивида, а не его профилей. Необходимой предпосылкой для этого должны стать контроль и защита человеком личных данных.

3. Ценностные конфликты и коллизии в информационном обществе во многом провоцируются некачественной, ложной и иллюзорной информацией, создаваемой для замещения базовых фактов артефактами. Данный информационный феномен получил в научной литературе название «инфологема». Инфологемы появляются как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий, нравственный вред которых определяется тем, что у человека — объекта манипулирования —- создается впечатление, что он сам управляет своим поведением, осуществляя осознанный выбор на основе рационального анализа ситуации. Инфологемы формируют устойчивые стереотипы индивидуального и социального поведения. Значительная часть ценностных инфологем имеет в своей основе единство двух присущих человеку стереотипов: ксенофобии — ненависти к иному (чужому) и стремление найти врага — виновника всех бед.

4. Сравнение классической системы ценностей с системой ценностей информационного общества позволяет говорить о перевернутости, инверсированности последней. Высший ряд занимают здесь ценности приятного и неприятного, основанные на ощущении наслаждения и страдания, удовольствия и боли. Они детерминируют другие ценностные ряды, в том числе ряд нравственных ценностей, принимающих в силу этого универсальную гедонистическую и утилитаристскую окраску. При этом имеет место не только изменение структуры ценностей, снижение или возвышение их в иерархическом ряду, но главным образом их субъективная трансформация, сужение ценностного смысла, ограничение рамками информационного пространства.

5. Современные медийные средства оказывают трансформирующее влияние на психику и сознание человека, что приводит к радикальным сдвигам в структуре морального сознания и к качественному изменению традиционных моральных реакций. При этом эффект трансформации возникает в силу ряда причин: онтологической двусмысленности телевизионного изображения (эффект фантома) — рассеянности восприятия (индивидуум как дивизум) — возникновения обывательской ограниченностиутраты пропорцийотношения к новости как к решениюпрививки лживосприятия мира как матрицы (шаблонизация опыта) — превращения телевизионной передачи в товар.

6. Особенностью трансформации нравственных ценностей в условиях новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), к которым относятся управление цифровой идентичностью и биометрия, радиочастотная идентификация, геопространственная сеть и сети с ячеистой структурой и др., является их преломление через естественно-правовую культуру общества, через права человека, что позволяет ввести их в новый глобальный этико-правовой контекст. Поскольку выбор вариантов исполнения и использования таких технологий влечет за собой моральные последствия и оказывает прямое влияние на характер трансформации нравственных ценностей, эти технологии создают значимые инфоэтические проблемы, главными их которых являются соблюдение прав человека и основных свобод в киберпространстве, а также содействие большей доступности информации и средств коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут стать стимулом для дальнейшего изучения процессов развития и трансформации нравственных ценностей в современном информационном обществе, способствовать становлению и развитию информационной этики в качестве прикладной и фундаментальной дисциплины знания. Представленные в работе материалы и выводы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов по дисциплинам «Философия», «Социология», «Культурология», «Ценности культуры мировых цивилизаций" — при чтении спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области профессиональной и прикладной этики.

Положения и выводы, представленные в диссертации, отражены в 25 научных публикациях, в том числе трех — в издании, рекомендованном ВАК. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка литературы. Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Заключение

.

Современное общество характеризуется все возрастающими темпами информатизации, виртуализируется, вследствие чего формируется особое, информационное, сознание, которое меняет традиционное нравственно-философское мировоззрение, трансформируя традиционные нравственные ценности. Трансформация нравственных ценностей характеризуется их гедонистической и утилитаристской окраской, что отмечено следующими признаками:

1. Интересы субъекта перемещаются с духовной сферы в телесно-вещную;

2. Культ знаний и просвещения превращается в культ удовольствия и естественности;

3. Информация, получаемая субъектом, иллюзорна и поверхностна, что не требует от него ценностного выбора при потреблении информации;

4. Потерянные ценности и моральные установки замещаются агрессией, игрой с иллюзиями и телоцентризмом.

Таким образом, главными ценностями такого общества становятся информация, и связанные с ней, виртуализация и симукляризация, трансформирующие взаимоотношения людей и нравственные формы общения между нимипревалируют аспекты утилитарности и прагматичности — как во взаимоотношениях субъектов, так и в отношении к информации, что снижает саму ценность человеческой личности.

В таких условиях, одной из проблем становится нравственная идентификация личности. Необходимо различать понятия «идентификация» и «идентичность», так как они имеют различный ценностный смысл. Идентичность — результат, т. е. отстаивание и защита своей личностной уникальности и самодостоверности. Идентификация — приспособление, процесс постоянного выбора, принятие норм, традиций, установок. Соответственно, различаются также? рБе-идентичность (ощущение собственной личности) и? ёет-идентичность (более формальная идентичность, зависящая от контекста, окружения и ситуации). Защитники неприкосновенности частной жизни и прав человека подчеркивают, прежде всего, угрозу 1р8е-идентичности. Характерная черта информационного общества заключается в том, что в нем субъект обладает виртуальной свободой, что снижает чувство ответственности. Снижение чувства ответственности порождает утилитарную жизненную позицию, а новый уровень мотиваций этой позиции, в свою очередь, порождает мотивы-симулякры и потребности-симулякры.

Ценностный позиции в информационном обществе, таким образом, противоречивы. С одной стороны, доступность и изобилие информации расширяют творческий потенциал человека, расширяют границы его духовного самовыражения. С другой стороны, те же доступность и изобилие информации провоцируют внутренние ценностные конфликты в сфере жизненного выбора и жизненных позиций, что провоцируется иллюзорной, ложной информацией, или «инфологемами». При помощи инфологем происходят различные манипуляции, формирующие стереотипы индивидуального и социального поведения. В целом, ценностные конфликты личности в информационном обществе могут иметь следующие характеристики:

1. Утрата приватности, что унифицирует и деперсонализирует личность.

2. Личная ответственность заменяется коллективной ответственностью.

Анализ структуры и иерархии нравственных ценностей в информационном обществе показал, что по сравнению с традиционной системой нравственных ценностей (М. Шелер) нравственные ценности информационного общества перевернуты и инверсированы. Ценности приятного и неприятного, занимавшие в системе М. Шелера низший ряд, в информационном обществе детерминируют остальные ряды ценностей, поэтому ценности такого общества принимают ярко выраженный гедонистический и утилитарный характер. Информационными рамками ограничивается также и смысл ценностей, они упрощаются и сужаются.

Причины такой трансформации нравственных ценностей можно найти, исследуя взаимосвязь между медийными средствами и человеческим поведением, в результате чего делается ряд выводов о негативных итогах подобного влияния:

1. Человек теряет непосредственную связь с реальным миром.

2. Обесценивается телесность мира, что, в итоге, приводит к потере чувственности в его восприятии.

3. Теряется моральная ответственность субъекта, и, соответственно, снижается уровень его социализации.

Дилемма информационной этики заключается в том, что существует потребность как в расширении, так и в ограничении информационных прав на 1) доступ к источникам информации- 2) ее свободное выражение и распространение.

Эта дилемма развивает и конкретизирует себя в проблеме прав человека в информационном обществе. Каждое правило из Всеобщей декларации прав человека, применимое к проблемам информационного общества, имеет форму дилеммы. Эти дилеммы не предполагают единственный выборкаждая из них решается в рамках конкретной ситуации. Ориентиром для верного нравственного выбора служат следующие задачи информационного общества:

1. Соблюдение прав и свобод человека в киберпространстве;

2. Информация, представляющая собой общественное достояние, должна быть открыта и общедоступна;

3. Должно быть увеличено разнообразие контента в информационных сетях;

4. Средства коммуникации и информация должны быть доступны для всех, во избежание риска информационного неравенства.

Права человека в этом случае являются тем нравственным минимумом, на который можно опереться при решении проблемы конфликта ценностей. Информационная этика, как и любая другая сфера прикладной этики, характеризуется ситуативным разрешением проблем, с учетом специфики данной сферы деятельности. С одной стороны, ценности универсализируются и упрощаютсяс другой стороны в каждой из прикладных этик — конкретизируются, кодифицируются, усложняются, приобретая правовую окраску, формируя специфические нравственные принципы и профессиональные добродетели. В этом случае, основной задачей информационной этики является предвидение возможных последствий развития информационно-коммуникационных технологий, предупреждение предполагаемых конфликтов ценностей, поиск нравственных ориентиров информационного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Дело, 1994.
  2. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество, 1999.
  3. И.Ю. Информация и интеллект как ценности современной эпохи // Информационное общество, 2009, вып. 1.
  4. С.Ф. Человек и машина. (Философские проблемы кибернетики) / С. Ф. Анисимов — Общ-во по распространению полит, и научных знаний РСФСР. М., 1959 .
  5. В.В. Перепотребление // Человек в перспективах цивилизационного развития. Сборник научных статей. Саратов: «Издательский Дом «Марк», 2009.
  6. В.В. Виртуалистика. Саратов: СГУ, 2008.
  7. В.В. Тотальность виртуального. Саратов: СГУ, 2005.
  8. Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008.
  9. Барбур, Иен. Этика в век технологии. М.: Библейско-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2001.
  10. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Зигмунт Бауман- Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева — Центр исслед. постиндустр. о-ва — Журн. «Свободная мысль». М.: Логос, 2002 .
  11. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. — М.: Прогресс — Традиция, 2001.
  12. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  13. Д. Культурные противоречия капитализма // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. -М.: Политиздат, 1990.
  14. Д. Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза. М.: Экзамен, 1973
  15. Д. Социальные рамки информационного общества. М.: Харвест, 1980.
  16. И. Введение в основания нравственности и законодательства. -М., 1998.
  17. A.B. Формирование информационно-профессиональной культуры будущего менеджера: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.B. Беребердин — Челябин. гос. пед. ун-т- науч. рук. Н. М. Яковлева. Челябинск, 2006.
  18. Э.А. Виртуальная этика: философский анализ образных контекстов духовно оздоровляющей деятельности человека / ГОУ ВПО «РХТУ им. Д.И.Менделеева», Новомосковский институт. -Новомосковск, 2007.
  19. Э.А. Философская оценка влияния виртуально-социальных коммуникаций на духовное здоровье человека // Вестник Университета Российской академии образования. № 3(50), 2010.
  20. И.И. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры / И. Боброва & В. Зимин .— М. — СПб.: Вершина, 2006 .
  21. . Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр — пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской .—- М.: Республика: Культурная революция, 2006 .
  22. . Символический обмен и смерть. — М.: «Добросвет», 2000.
  23. . Соблазн. М., 2000.
  24. В.Б., Дубовской C.B. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность. 2000. № 1.
  25. A.A. Психологическая герменевтика М., 1998.
  26. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
  27. И. Конец знакомого мира : социология XXI века / И. Валлерстайн — Центр исследований постиндустриального общества- пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева .— М.: Логос, 2003 .
  28. Е. Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: МГУ, 1999.
  29. Т.Е. О духовно-нравственном воспитании // Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты: науч.-практ. конф. (2009- Волгоград): материалы. / отв. ред. A.A. Огарков [и др.]. М.: ООО «Глобус», 2009.
  30. Виртуальные реальности и современный мир // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 3. Под ред. H.A. Носова. М.: Институт человека РАН, 1997.
  31. В.А. Медиасфера философии образования. Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2007.
  32. В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества. Автореф. диссерт. на соискание учен.ст. д.филос.н. — СПб.: 2007.
  33. Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. // Режим доступа: http ://www, un. org/ru/ documents/udhr/
  34. H. Этика. СПб., 2002.
  35. B.H. Принципы философского исследования человека на рубеже XXI века // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI века. -Саратов, 1999.
  36. В.Н., Тягунова JT.A. Виртуализация социума. Саратов, 2007.
  37. В.Н. Система ценностей и идентификация человека // Человек в современных философских концепциях: Материалы третьей международной конференции. Волгоград. 2004.
  38. С.Е. Процесс информатизации социальной сферы современного российского общества: социологический анализ: автореферат дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / С. Е. Гасумова — Перм. гос. ун-т- науч. рук. А. Г. Антипьев .— Екатеринбург, 2008.
  39. Д. фон. Этика. СПб., 2001.
  40. А. Россия и информационное общество.- М.: ACT, 2002.
  41. Т. Левиафан. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991
  42. Н.В. Универсальность этического // Эстетики и этика в изменяющемся мире. Матер.межд.науч.конф. к 25-летию кафедры эстетики и этики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009.
  43. Дж.П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  44. C.B. Информационная культура личности в постиндустриальном обществе : автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / C.B. Гриценко — Перм. гос. сельскохоз. акад. им. Д.Н. Прянишникова- науч. рук. В. Н. Кукьян .— Пермь, 2005.
  45. Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ДИА-пресс, 2000. Т. 1.
  46. П.С. Закономерности и социальные перспективы научно-технического прогресса // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986.
  47. A.A., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 1998.
  48. У. Наступление информационно века // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  49. В.Ю. Этика как philosophia prima // Эстетики и этика в изменяющемся мире. Матер, межд. науч. конф. к 25-летию кафедры эстетики и этики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009.
  50. Декларация независимости США // Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm
  51. Декларация прав человека и гражданина // Режим доступа: http://www.agitclub.ru/spezhran/spezdeclaracial789.htm
  52. . Различие и повторение. СПб., 1998.
  53. А.Н. Информационная культура личности : учебно-методическое пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева .— М.: Либерея-Бибинформ, 2007 .
  54. K.JI. Онтология человека в информационном обществе: сущность и существование: автореферат дис. д-ра филос. наук: 09.00.01 / К. С. Ерофеева — Иван. гос. ун-т — науч. рук. А. Н. Портнов .— Иваново, 2009 .
  55. В.Г. Информации благо? // Информационное право: Информационная культура и информационная безопасность. — СПб, 2002.
  56. ДВ. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.
  57. В. H. Социально-философские концепции постсовременности // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / A.M. Аматов, Т. С. Батракова, Т. А. Бахор и др.- под общей ред. проф. О. И. Кирикова. Книга 19. Глава XXI.
  58. Информациологические проблемы человечества в XXI веке / Под ред. Ю. М. Воронцова. -М.: Информациология, 2000.
  59. Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004.
  60. C.B. Самоактуализация личности в условиях современной информационной среды : автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / C.B. Карпенко — Кубан. гос. ун-т- науч. рук. A.A. Симанкова. -Краснодар, 2007 .
  61. П. Сетевое будущее // Эксперт. 2000. № 32.
  62. Э. Техника современных политических мифов. М, 1990.
  63. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: 2000.
  64. М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  65. М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. -2001. -№ 1.
  66. Г. С. «Тайна прогресса» и возможность истории // Вопросы философии. 2009, № 2.
  67. В.З. Качество информации и мир инфологем (фрагменты теории). Проблемы информационного взаимодействия. Новосибирск, 1993.
  68. Н. Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. 2011. № 1.
  69. Н.П. Научно-технический прогресс и утопия // Нравственность и хлеб насущный: сб. мат-лов науч.-практ.конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2006.
  70. H.H. Социально-историческая антропология: Учебник. М.: Ключ-С, 1998.
  71. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997.
  72. П. Этика капитализма- Эволюция и общество: Критика социобиологии / П. Козловски. СПб.: Экономическая школа, 1996.
  73. Коновалова J7.B. Прикладная этика // Вып. 1. М., ИФРАН, 1998
  74. С.Н. Реальная виртуальность: границы наблюдения в информационных пространствах искусственно созданных миров // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.
  75. Р. Социальные последствия современного технического прогресса // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  76. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / Под общ. ред. докт. филос. наук Ю. В. Петрова. Томск: Изд-во HTJI, 2004.
  77. A.A. Глобальное коммуникационное общество / A.A. Лазаревич — Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии .— Минск: Белорусская наука, 2008 .
  78. . Эра пустоты. Очерки современного индивидуализма. -Пер. с фр. В. В. Кузнецова. СПб.: «Владимир Даль», 2001.
  79. В.А. Формирование информационного общества / В. А. Лисичкин, М. М. Вирин — Рос. акад. наук, Ин-т социал.-полит, исслед. — М.: ИСПИ РАН, 2008 .
  80. Н.В. Информационное общество: перманентная эволюция / Н. В. Литвак.— М.: Колос, 2008 .
  81. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.
  82. Дж. Два трактата о правлении. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.- (Филос. Наследие. Т. 103).
  83. В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000.
  84. Н. О. Ценность и бытие //Бог и мировое зло. М., 1994.
  85. Н.П. Информационное общество: состояние и перспективы // Режим доступа: http^/huminf.tsu.ru/e-iurnal/magazine/l/lukina.htm
  86. Н. Общество как социальная система / Николе Луман — пер. с нем. А. Антоновский .— М.: Логос, 2004.
  87. Н. Реальность массмедиа / Никлас Луман — пер. с нем. А. Ю. Антоновского .— М.: Праксис, 2005.
  88. Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества // История философии: энциклопедия под ред. A.A. Грицанова. М., 2002.
  89. Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  90. А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. 3. изд. — СПб. и др.: Питер, 2003.
  91. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука, Физматлит, 1998.
  92. Ф. И. Социальная антропология. М., 1997.
  93. Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль, 1996, № 1.
  94. H.H. Универсум. Информация. Общество / H.H. Моисеев. М.: Устойчивый мир, 2001 .
  95. В.Н. Свобода массовой информации в интернете. Правовые условия реализации / В.М. Монахов- Фонд защиты гласности. М.: Галерия, 2005.
  96. С. Век толп. М., 1996.103 .Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе: Сб. статей.: Переводы / Сост. П. С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986 .
  97. На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (18 291 903). М.: Пашков дом, 2004.
  98. В.Н. Прикладная этика: Учебное пособие М.: Гардарики, 2005.
  99. Т. А. Образ «Я» интернет-зависимых и интернет-независтмых агентов в виртуальном пространстве. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. соц. наук. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2006.
  100. Д. Мегатренды. -М.: «Издательство ACT», 2003.
  101. В.Н. Онтология телесности : смыслы, парадоксы, абсурд. -М.: Когито-Центр, 2006 .
  102. , Л.Н. Виртуальность этап или тупик ноосферы? // Творческое наследие В. И. Вернадского и современность. Сборник трудов Международной конференции 10−12 апреля 2001 г. в г.Донецке. -Донецк: «Донбасс», 2001.
  103. Новая технократическая волна на Западе / Состав. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986.111 .Новиков В. В., Тирасполъский JI.M. Космизм и Интернет // На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829−1903). М.: Пашков дом, 2004.
  104. С., Минк А. Компьютеризация общества. Доклад Президенту Франции. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1975.
  105. Нравственность и хлеб насущный: сб. мат-лов науч.-практ.конф. -Пенза: РИО ПГСХА, 2006.
  106. И.В. Психологические условия развтия информационной культуры будущего специалиста в процессе обучения в вузе: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / И. В. Петрова — Белгор. гос. ун-т — науч. рук. Н. И. Исаева. Белгород, 2009.
  107. B.C. Контуры будущего цивилизаций. Ростов-на-Дону, 2000.
  108. Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. Ростов-на-Дону, 2002.
  109. М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. -Н.Новгород: ВГИПИ, 1998.
  110. Г. Коммуникационные технологии двадцатого века. М., 2000.
  111. Г. Г. Информационные войны. -М., 2000.
  112. В.Ф. Негативные аспекты информационной революции XX века // Актуальные проблемы информационного противоборства. М., 2000. С. 133−134.
  113. О.С. Россия в условиях техногенной цивилизации // Нравственность и хлеб насущный: сб. мат-лов науч.-практ.конф. -Пенза: РИО ПГСХА, 2006.
  114. Н.М. Россия и вызовы глобализации //Социс. 2002. — № 4. С. 6.
  115. , Н. Ф. Новые-старые ценности человека информационной эпохи // Информационная эпоха: проблема ценностей: Сб. науч. работ. -М.: АМИ, 2007.
  116. Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства // Социс. 2001. № 1.
  117. Ю. Какие сверхреволюции спасут нас // Учительская газета, № 37, 1991.
  118. Е.Г. Личность в информационном обществе: дискурс и образование: автореферат дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Е. Г. Сахновская — Урал. гос. ун-т путей сообщения- науч. рук. О. В. Коркунова. Екатеринбург, 2008.
  119. О.Б. Американская модель информационного общества и ее альтернативы // Информационное общества в России: проблемы становления. Вып. 3. М.: 2003. — С.34−39.
  120. Э.Г. Информационное общество // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2001, Т. II.
  121. Г. Г. Влияние информационной культуры на функциональную грамотность социального субъекта : автореферат дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Г. Г. Сорокин — Тюмен. гос. ун-т- науч. рук. В. В. Гаврилюк. Тюмень, 2006 .— 24 с.
  122. B.C. Стратегии ненасилия и развитие цивилизации // Философия и этика: сборник научных трудов. К 70-летию академика A.A. Гусейнова. М.: Альфа-М, 2009.
  123. Д. Электронно-цифровое общество. М.: Рефл-бук, 1999. С. 54.
  124. E.H. Процесс информатизации общества и роль образования в данном процессе // Нравственность и хлеб насущный: сб. мат-лов науч.-практ.конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2006. — С.149−152.
  125. Я., Новиков В. Виртуальная игра в бисер // Мир Internet. 2001. № 11.
  126. O.K. Психологические аспекты процесса компьютеризации.-М: Дело, 1993. С. 8.
  127. ТойнбиДж. Постижение истории. М., 1999.
  128. Э. На пороге будущего // «Американская модель» с будущим в конфликте. М., 1984.
  129. Э. Третья волна. —М.:АСТ, 2010.
  130. Э. Шок будущего. -М.: ACT, 2001.
  131. В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев — Ун-т информатизации и управления. М.: Дашков и Ко, 2009.
  132. Тревоги мира. Социальные последствия глобализации мировых процессов. Доклад ЮНРИСД. М: Научно-исследовательский институт социального развития при ООН, 2004.
  133. Е. О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. № 2.
  134. Г. Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. — № 10.-С. 37−49.
  135. Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи / Перевод с немецкого. Донецк: Издательство «Донбасс», 1999.
  136. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: ACADEMIA, 1995.
  137. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. — СПб.: Наука, 2000.
  138. Хейзинга Й. Homo Ludens- Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова- Коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс — Традиция, 1997.
  139. М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. -М., 1994.
  140. . Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986.
  141. Этика прав человека. Материалы международной конференции/МГУ им. Ломоносова. Тула, 1994.
  142. Этика: Энциклопедический словарь М.: Гардарики, 2001
  143. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы / Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». СПб.: Российская национальная библиотека, 2004.
  144. А.В. Самоопределение в ситуациях постмодерна // Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 9.1. Воронеж, 2002.
  145. Вaudrillard, J. Simulacra and Simulation. University of Michigan Press, 1994.161 .Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. —N.Y.: Basic Books, 1973,
  146. Comparative Ethics in Global Age. Washington: The Council for Research in Values and Philosophie, 2006.
  147. MacLuhan M. The Gutenberg Galaxy. Toronto, 1962.
  148. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. -Washington, dc:. World Future Society, 1981.
Заполнить форму текущей работой