Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Живой интерес к биоэтической проблематике проявляют современные богословы. Особо следует отметить многочисленные разработки и рекомендации католических теологов относительно всех сфер биомедицины. Католическая церковь на сегодняшний день приобрела устойчивую традицию публичного обсуждения биоэтических проблем, по многим из которых выработана конкретная позиция, отраженная в своде официальных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мировоззренческие основы современной танатологии
    • 1. 1. Феномен НДЕ как танатологический феномен
    • 1. 2. Православная традиция об умирании и смерти
  • Глава 2. Человек перед лицом смерти: Православное христианство и биоэтика
    • 2. 1. Биоэтика в социокультурном контексте Православия
    • 2. 2. Эвтаназия как способ решения проблемы смерти. Нравственный опыт хосписов

Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы Актуальность темы исследования.

Проблема смерти в ее этическом измерении является чрезвычайно сложной и многоплановой. Бинарная оппозиция «жизнь-смерть» в рамках классического рационализма предопределила включенность ее составляющих в социокультурный контекст как изолированных автономных явлений, с присущим оттенком негативности и даже непристойности темы смерти и всего того, что так или иначе с ней связано. Игнорирование смерти, в конечном счете, привело к тому, что образ ее неизменно был вытеснен на периферию индивидуального и общественного сознания, а сама смерть стала восприниматься как безусловный биологический конец, естественное истощение витальных функций организма человека. Смерть есть отрицание жизни как наивысшей ценности и в этом аспекте понимается как безусловное зло, поэтому стратегия жизни должна быть направлена на максимальное ее продолжение всеми доступными средствами — такова в общем виде «классическая» концепция смерти, выработанная в рамках западноевропейского рационализма. Неклассическая философия, которая, собственно, актуализировала проблему смерти, определив ее особый онтологический статус, выработала свою «нетрадиционную» поливариантную концепцию смерти, в разработке которой особое место принадлежит М. Хайдеггеру.

В настоящее время в рамках биоэтических дискуссий в осмыслении проблемы смерти происходят существенные изменения. Биоэтикаинтеграционная междисциплинарная наука, которая исследует смерть как проблему метафизики и одновременно, в силу своего прикладного характера, намечает пути решения конкретных проблемных ситуаций, порождаемых биомедицинской практикой. Совмещение теоретического и конкретноприкладного уровней исследования проблемы смерти позволяет дистанцироваться от сугубо одностороннего ее изучения в пользу выработки общего исследовательского подхода. Так, например, одной из первостепенных задач биоэтики выступает определение универсального общенаучного критерия смерти, тогда как в науке сегодня превалирует традиционное натуралистическое понимание смерти как прекращения жизнедеятельности организма. Вопрос о необходимости дефиниции смерти является определяющим в решении таких биоэтических проблем как трансплантация органов и тканей человека, а так же допустимость применения различных форм эвтаназии. Данная проблема по сути своей затрагивает один из фундаментальных мировоззренческих вопросов о сущности человека вообще и не может быть решена в узких рамках какой-либо одной из областей знания.

Сегодня считается установленным, что смерть как биологический феномен представляет собой не одномоментный акт, а процесс, состоящий, из нескольких стадий или фаз. Современные психологи выделяют стадии так называемой психологической смерти (dying), непосредственно предваряющие биологическую смерть (death) и указывают на особое значение предсмертия для самого человека, оказавшегося перед лицом смертельной болезни. Результаты медико-психологических исследований психологии терминальных больных позволяют по-новому взглянуть на традиционные религиозные представления об умирании и смерти. Религия и медицина — те области, которые изначально занимали ведущее место в решении вопросов, связанных с умиранием и смертью. Однако последние достижения медицины и, в частности, биомедицины, наметили существенный разрыв между этими областями, обнажив те противоречия, которые призвана сгладить биоэтика.

Религиозное сознание сегодня выступает одним из полноправных участников процесса формирования биоэтического мировоззрения, в котором Православная Церковь заняла свое определенное место. В вопросе об отношении к умиранию и смерти наиболее ярко проявляется несоответствие между нормами христианской морали и существующей биомедицинской практикой, которое привело сегодня к постановке вопроса о приемлемости активной эвтаназии как одного из способов решения проблемы смерти. Православная традиция рассматривает умирание и смерть в перспективе воскресения, выражающего наиболее полно идею бессмертия человека, личностного активного бытия в загробном мире. Выводы современной танатологии о существовании феномена НДЕ (near-death experience) или опыта «околосмертных» переживаний у реанимированных людей, переживших клиническую смерть, дополняют традиционные религиозные концепции о «жизни после смерти» и формируют особое отношение к смерти, которое предполагается включить в контекст этического анализа.

Основу представленной в работе проблематики составляют нравственные конфликты и противоречия, возникающие в области репродуктивных технологий, контрацепции, генной инженерии, клонирования, трансплантологии и особенно тех областей, которые непосредственно касаются проблем умирания и смерти — определение критериев физической смерти, практика эвтаназии, паллиативная помощь терминальным больным, а так же их осмысление с точки зрения Православия. Актуальность представленной проблематики обусловлена социальной необходимостью в создании целостной концепции «Православной биоэтики» в странах с доминирующим православным вероисповеданием (особенно для России) и благоприятных условий для полноправного диалога различных традиций и культур. Степень разработанности проблемы.

Необходимость принятия неоспоримого факта неминуемости смерти для каждого человека как окончания его индивидуального земного существования, явилась тем фактором, который определил одно из центральных положений темы смерти во многих сферах общественного сознания, которые выработали свои определенные трактовки и способы выражения соответствующих им символических форм. Символическая атрибутивность смерти, от древнейших заупокойных культов, обрядов инициаций, всевозможных форм ритуальной смерти до вполне сложившихся танатологических систем, определяла включенность индивида в сложный процесс освоения смерти. Отсюдамногообразие меняющихся на протяжении всей человеческой истории образов смерти, которые включаются в общий социокультурный контекст. Многовековая история взаимоотношений человека со смертью стала объектом пристального изучения ученых различных областей знания как один из важнейших компонентов истории ментальное&trade-. Среди них необходимо отметить работы Ф. Арьеса, М. Вовеля, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Ф. Хуземана, В. Янкелевича, Э. Тайлора, М. Элиаде, А. Тойнби, А. Кестлера, отечественных исследователей С. Токарева, С. Рязанцева, А. Лаврина, П. Гуревича, Ю. Смирнова, В. Сабирова, В. Минеева, В. Нефедова, В. Рабиновича, М. Федоровой и др. Предложенная Ф. Арьесом, схема восприятия смерти, включающая пять этапов от древней «прирученной смерти» до современной «перевернутой» или «медикализированной» смерти заслуживает особого внимания в рамках нашего исследования.

Появление во второй половине XX века такого специфического культурного явления как танатология, которая выделилась в самостоятельную науку из сферы медицины, открыло новые горизонты в осмыслении феномена смерти. В начале 1970;х годов, в частности, на Западе появляется огромное количество исследований, посвященных проблемам умирания и смерти, авторами которых были в психологи и психотерапевты, заявившие об особом психологическом значении предсмертного состояния для человека. Своеобразным толчком к появлению такой литературы явилась, вышедшая еще в 1957 году, книга американского психолога-клинициста и психиатра Германа Фейфеля «Значение смерти», а классической для танатологии стала книга Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании», в которой впервые исследование смерти было представлено в двух аспектах: смерть как свершившийся акт (death) и смерть как процесс умирания (dying). Исследованию необычных состояний реанимированных после клинической смерти больных, их осмыслению и интерпретации были посвящены работы Р. Моуди, С. Грофа, Д. Хэлифакс, К. Осиса, Э. Харальдсон, Д. Уиклера, М. Ровслинга, Р. Нойеса,.

JI. Уотсона, К. Ринга, М. Сабома, А. Ландсберга, Ч. Файе, П. Калиновского и мн. др.

Православное христианство, основываясь на текстах Священного Писания, трактуемых во всем контексте христианского учения, а так же святоотеческом наследии, разработало свое учение о смерти и загробном существовании души, в свете которого православный христианин сможет понять и оценить современные «околосмертные» опыты. Особое внимание следует уделить трудам святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, архиепископа Иоанна (Максимовича), о. Серафима Роуза, о. С. Булгакова, свящ. Н. Василиадиса, так же заслуживают внимания сборник «Вечные загробные тайны. Как живут наши умершие, их союз с живыми, их блаженство и муки» (Сост. Игумен Антоний, 1908), книга монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. По учению Православной Церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки», сокращенная версия которой представлена в журнале «Наука и религия» (за 2004 год).

Необходимо отметить, что первое серьезное исследование феномена «околосмертных» переживаний было предпринято еще в XIX веке профессором геологии Альбертом Хеймом. Пережив катастрофу в горах, едва не закончившуюся для него трагически, Хейм заинтересовался субъективными переживаниями, сопровождающими человека в пограничных ситуациях между жизнью и смертью. Это побудило его в течение многих лет собирать и записывать рассказы и наблюдения людей, переживших подобное состояние, которые обладали удивительным сходством независимо от конкретных обстоятельств их сопровождавших. Заметим, что нередко побудительной причиной появления подобных наблюдений был субъективный опыт самих авторов, их описывающих. Удивительным по своему содержанию и глубине визионерских видений является опыт К. Г. Юнга, изложенный им в своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления», который по своему ярчайшему художественному описанию можно соотнести с известнейшими литературными произведениями. Среди них наиболее популярна широко цитируемая современными авторами повесть JI. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», где блестящим литературным языком описана динамика психологического состояния умирающего человека. Поразительное сходство с данными танатологических исследований психологии терминальных больных очевидно. Особого внимания заслуживают автобиографические описания индивидуально-симптомативных ощущений околосмертного состояния выдающихся русских философов В. Розанова («Лучинка») и С. Булгакова («Моя болезнь»).

Необходимо отметить, что для русских философов проблема смерти актуализируется, прежде всего, как духовно-нравственная проблема. Философский опыт размышлений о смерти, представленный в художественных, поэтических и собственно философских произведениях XIX—XX вв.еков, составляет базис русской философской танатологии. Среди них особо следует отметить произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева, Н. Федорова, В. Розанова, С. Булгакова, С. Трубецкого, П. Флоренского, Н. Бердяева, Г. Флоровского, Н. Лосского, Л. Карсавина, И. Ильина и др.

Увеличению числа публикаций по проблеме смерти способствовали бурные дискуссии о критериях ее диагностики и определения. С принятием нового критерия — «смерти мозга» — особую актуальность приобрели проблемы трансплантации органов и тканей человека и эвтаназии, которые и по сей день являются центральными темами танатологических, этико-правовых, социальных, философских и особенно биоэтических дискуссий. Большинство из них представлено на страницах журналов «Человек», «Вопросы философии», «Философские науки», а так же в сборниках статей под общим названием «Фигуры Танатоса».

Философский подход к проблеме дефиниции смерти определяет те методологические принципы, основываясь на которых наука, и, в частности, медицина будут разрабатывать те или иные критерии смерти. Научная разработанность проблемы в конечном итоге зависит от той философской концепции смерти, которая превалирует на данный момент. Выделение умирания (dying) как важной стадии процесса смерти заслуживает особого философского рассмотрения. В рамках классической философии смерть лишена какой бы то ни было конкретности, она не персонифицирована, а сам процесс умирания определяется выработанной в данной социокультурной среде «приемлемой» моделью смерти. Неклассическая философия впервые открывает смерть как субъективную реальность осознающего смерть субъекта — «смерть моя», сконцентрированную на глубоко личностном внутреннем переживании смерти как «самой сокровенной возможности» (Хайдеггер). Экзистенциальный анализ смерти наиболее ярко являет себя в онтологии М. Хайдеггера. Подлинной характеристикой человеческого бытия выступает, по Хайдеггеру, бытие-к-смерти, именно смерть выражает законченную возможность «незавершенного» человеческого существования. В противоположность Хайдеггеру, Ж. Сартр и А. Камю рассматривают смерть как разрушающий индивидуальность обезличивающий феномен, погружающий человека в поток бессмысленного существования. Э. Левинас исследует феномен смерти в пространстве коммуникативного взаимоотношения с Другим. В рамках психоанализа исследование смерти представлено двумя вариантами концептуализации — на уровне индивидуального (3. Фрейд) и коллективного (К. Г. Юнг) бессознательного, которые в дальнейшем были развиты в работах Г. Маркузе, Э. Фромма, Ж. Лакана, а так же в исследованиях по трансперсональной психологии С. и К. Гроф, Д. Хэлифакс и др. Особого внимания заслуживают разработки психоделической терапии умирающих раковых больных, проводимые в рамках программы «Спринг Гроув» С. Грофом и его коллегами. В работах философа-постмодерниста Ж. Бодрийяра, который переводит рассмотрение смерти в плоскость социального, история человеческого общества предстает как история трех этапов вытеснения «симуляции» смерти, зависящих от изменений в законе стоимости. Амбивалентность жизни и смерти маскируют, по Бодрийяру, три типа дискурсов — экономический, психоаналитический и лингвистическийвыталкивая смерть из социального пространства. Эпистемологический анализ М. Фуко акцентуализирует смерть в качестве предмета социокультурной политики. В своем труде «Рождение клиники» Фуко указывает на парадоксальное открытие медицины: смерть, как главная составляющая «концептуальной троицы» жизнь-болезнь-смерть, оказывается единственно достоверным источником познания живого.

Особого внимания заслуживает оригинальная система танатологии французского философа В. Янкелевича, который раскрывает антиномичное небытийное содержание смерти, представленной как событие до, во время (умирание) и после смерти.

В рамках биоэтики, философия наряду с религией, медициной, психологией, правом, оказывается равноправной участницей научного дискурса, в полной мере ответственной за решение проблем жизни и смерти человека. Философско-этическим и методологическим проблемам биоэтики посвящены работы отечественных исследователей JI. Коноваловой, Б. Юдина, И. Фролова, А. Гусейнова, Р. Апресяна, Е. Дубко, В. Назарова, П. Тищенко, В. Тихоненко, А. Иванюшкина, И. Силуяновой, Р. Карпинской, Г. Царегородцева, А. Огурцова, А. Орлова, И. Зеленковой и мн. др. В своих работах эти авторы, безусловно, обращаются и к проблеме смерти, определяя тем самым ее центральное положение в контексте биоэтики. Проблемы умирания и смерти особо актуализируются в работах Ю. Хен, Ф. Кондратьева, JI. Коноваловой, А. Иванюшкина, И, Силуяновой, А. Гнездилова, Д. Матяш, а так же зарубежных исследователей Д. Уиклера, Ф. Фут, Д. Рейчелз, П. Сандерс, Д. Хамфри, X. Энгельхард и мн. др. Анализу правового обеспечения отечественного и зарубежного здравоохранения посвящены работы М. Малеиной, Ф. Нежметдиновой, Н. Ислановой. Ведущим зарубежным изданием по проблемам биоэтики является 5-ти томная американская Encyclopedia of Bioethics. 2nd edition. Edited by W. T. Reich. New York: Macmillan, 1995.

Живой интерес к биоэтической проблематике проявляют современные богословы. Особо следует отметить многочисленные разработки и рекомендации католических теологов относительно всех сфер биомедицины. Католическая церковь на сегодняшний день приобрела устойчивую традицию публичного обсуждения биоэтических проблем, по многим из которых выработана конкретная позиция, отраженная в своде официальных ее документов. Важнейшие из них: энциклика Папы Павла VI — Humane vitaeХартия работников здравоохранения, подготовленная Папским Советом по апостольству среди работников здравоохраненияэнциклика Папы Иоанна Павла II — Evangelium vitae. Именно на почве Католицизма возникает феномен «христианской биоэтики», благодаря многочисленным разработкам теологов, которые не оставляют без внимания ни одну биоэтическую проблему. Особого внимания заслуживает учебник «Биоэтика» католических авторов Э. Сгречча и В. Тамбоне, а так же издаваемая в России с 2002 года «Католическая энциклопедия», в которой рассматриваются некоторые биоэтические проблемы. Крупным исследованием религиозных оснований современной биомедицинской практики в Европе является сборник «Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской религиозной морали», вышедший в России в 1992 году.

Отношение Православной Церкви к проблемам биоэтики нашло свое отражение в официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», текстах Заявлений Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии, документах Комиссии Православной Церкви в Америке по медицинской этике, Православно-христианской Ассоциации медицины, психологии и религии (OCAMPR), Православной ассоциации биоэтических исследований (АОЕВЕ, Париж) и др. Среди авторов, рассматривающих медико-биологическую деятельность в контексте Православного вероучения, особо следует выделить работы митрополита Антония Сурожского, В. Ф. Войно-Ясенецкого, И. Силуяновой, протопресвитера И. Брека, протопресвитера С. Харакаса, диакона А. Кураева, священников С. Филимонова, М. Першина, М. Обухова, Н. Балашова, православных авторов А. Бочарова и А. Чернышева и мн. др. В целом, среди публикаций по тем или иным биоэтическим проблемам и их православному осмыслению преобладают статьи в таких журналах как «Человек», «Альфа и Омега», «Церковь и время», в зарубежных изданиях St. Vladimir’s Theological Quarterly, Christian Bioethics, специально посвященном проблеме эвтаназии сборнике Choosing Death: Active Euthanasia, Religion, and Public Debate. Edited by Ron P. Hamel. — Philadelphia: Trinity Press International, 1991, а так же электронных изданиях Библиотеки православного христианина «Благовещение» (http://www.wco.ru/biblio'), сайтов Православного медицинского сервера (http://vvww.pms.orthodoxy.ru'). Христианского Медицинского Сервера (http://www.cmserver.org), Первого Московского хосписа (http://www.hospise.ru'), специально посвященного борьбе с абортами сайта православного медико-просветительского центра «Жизнь» (http://www.pms.orthodoxy.ru/zhizn/index.htm) и др.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является этико-философский анализ проблем, порождаемых биомедицинской практикой, в частности, выявление специфики постановки и решения проблемы смерти в биоэтике и Православной традиции. В ходе исследования решаются следующие задачи:

1. Проанализировать научные и научно-ориентированные практические исследования феномена НДЕ и их влияние на формирование отношения к смерти современного человека.

2. Рассмотреть Православное учение об умирании и смерти.

3. Выявить специфику основных биоэтических проблем и пути их решения с точки зрения Православной Церкви.

4. Проанализировать биоэтические дискуссии по проблеме эвтаназии в современной литературе.

Объектом исследования является феномен смерти в его этическом измерении. Предметом исследования является выявление особенностей соотношения между нормами христианской морали и современной биомедицинской практикой.

Научно-практическая значимость работы. Представленное исследование использовалось для составления лекций по курсу «Биоэтика в контексте религиозного сознания» для специальности «религиоведение», а так же может быть использовано при подготовке лекционных курсов по этике, социальной философии, методологии и философии науки, концепций современного естествознания, психологии и психотерапии.

Методологические основания исследования. Диссертация построена на ряде проблемно-теоретических методов исследования. Сравнительно-исторический метод позволяет выделить основные подходы к биоэтической проблематике. Междисциплинарный статус биоэтики и ее прикладной характер позволяют раскрыть взаимодействие основных категорий, идей и понятий, выработанных как в рамках философии, этики, так и в рамках других областей знания, вовлеченных в исследование представленной проблематики (религии, медицины, социологии, психологии, права), через системный и диалектический методы. Так, исследование диалектики взаимодействия биоэтики и религиозного сознания позволяет проследить процесс формирования Православной биоэтики в рамках современной прикладной этики. Методы социологического и этико-психологического исследования определяют особый статус хосписа как организации, способа коммуникативного взаимодействия. Теоретическими предпосылками для работы послужили фундаментальные исследования феномена смерти, предпринятые в работах М. Хайдеггера,.

B. Янкелевича, Ф. Арьеса, Ф. Хуземанаспециальные исследования по проблемам биомедицинской этики, рассматривающие различные способы и пути их решения современных отечественных авторов JI. Коноваловой, А. Гусейнова, Р. Апресяна, И. Силуяновой, зарубежных православных авторов.

C. Харакаса и И. Брекамеждисциплинарные работы, позволяющие рассматривать биоэтику в аспектах методологииматериалы круглых столов, философских и богословских дискуссий по обозначенным проблемам. Научная новизна исследования заключается в целостном этико-философском анализе проблемы смерти в аспекте современных исследований в биоэтике, на основе которого представлены характеристики и взаимодействия научных и религиозных концепций биоэтики.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования были изложены в научных публикациях и прошли апробацию на Международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке: этика, религиоведение, педагогика» (С.-Петербург-Шуя, 2003), научно-практической конференции «Шереметевские чтения» (Иваново, 2003), научно-практической конференции «Проблема насилия в современном обществе» (Иваново, 2004), Межвузовской научно-практической конференции «Истина и пути ее постижения» (Иваново, 2006), Межвузовской научной конференции «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» (II областной фестиваль «Молодая наукаразвитию Ивановской области», Иваново-Шуя, 2006), Международном научном симпозиуме «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» памяти А. Тарковского (Шуя, 2006), на заседаниях кафедры философии и культурологи Тульского государственного педагогического университета им. JI. Н. Толстогоодна статья опубликована в рецензируемом ВАК научном журнале «Вестник Тамбовского Университета (Серия: Гуманитарные науки)», а так же ряд статей опубликованы в сборниках научных трудов «В движении к открытому научному пространству: интеграция наук» (Шуя, 2006), «Наука и образование глазами молодых ученых» (Шуя, 20 042 006).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из двух глав, включающих четыре параграфа, введения, заключения и библиографии.

Заключение

.

Настоящее диссертационное исследование было предпринято с целью этико-философского анализа проблем, порождаемых биомедицинской практикой, в частности, выявления специфики постановки и решения проблемы смерти в биоэтике и Православной традиции. В ходе реализации поставленной цели были исследованы социо-культурные предпосылки, формирующие определенное отношение к смерти в рамках современной танатологии (религиозная и научно-ориентированные концепции смерти) — проанализированы основные проблемные ситуации, возникающие в связи с бурным развитием биомедицины, особенно те из них, которые непосредственно касаются проблем умирания и смерти, а так же представлена их оценка, отражающая отношение к каждой из них Православной Церкви.

Результатом проделанной научной работы явились следующие основные выводы:

1. В диссертационном исследовании выявлено, что в настоящее время Православная биоэтика оказывает значительное влияние на процесс формирования биоэтического мировоззрения. Анализ позиции Православной Церкви показывает, что она выработала свое отношение ко многим биоэтическим проблемам, относительно которых нет точных указаний ни в Священном Писании, ни в святоотеческом Предании, что определило перспективу внутри-православного диалога в решении некоторых биоэтических проблем.

2. Определено, что выводы современной танатологии о существовании феномена НДЕ, полученные благодаря развитию реанимационной практики, дополняют религиозные концепции о «жизни после смерти» и формируют особое отношение проблеме смерти, которая воспринимается не как одномоментный акт, а как процесс перехода. Данный процесс имеет временную протяженность и состоит из нескольких последующих стадий, или фаз, каждая из которых имеет свои особенности.

3. Мы считаем, что «проблема смерти в биоэтике», определяемая как процесс перехода, имеет ярко выраженное этическое содержание.

4. В диссертационном исследовании мы приходим к выводу, что Православная Церковь имеет свое особое представление смерти, она сохранила консервативное отношение ко всем биоэтическим вопросам, которые связаны с умиранием и смертью. Единственным вопросом, не имеющим однозначного отношения среди православных богословов, является вопрос о приемлемости критерия мозговой смерти. Выводы современных исследований психологии терминальных больных совпадают с православным осмыслением умирания и смерти (концепция «смерти как стадии роста»).

5. Определено, что хосписное движение, основанное на христианских идеалах служения и милосердия, выступает единственной альтернативой активной эвтаназии и возможностью для подлинной христианской кончины.

На основании вышеизложенных выводов можно выделить одно из перспективных направлений дальнейшего исследования обозначенных проблем.

Мы предполагаем, что в перспективе будущего исследования необходимо обратиться к внутриконфессиональному (православие, католицизм, протестантизм) диалогу в рамках христианской биоэтики и определить основные подходы и пути решения тех или иных биоэтических проблем и их специфику относительно конкретных вероучительных расхождений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Реинкарнация // Жизнь после смерти: сборник / Под ред. П. С. Гуревича. — М.: Советский писатель, 1990. — С. 230−248.
  2. Р. Г. Идея морали. М.: «Сварог», 1995. — 348 с.
  3. Архиепископ Амвросий. Православие и медицина аспекты современной деятельности // Церковь и медицина: взаимодействие в сохранении духовного и физического здоровья человека. Материалы конф. -Иваново: Б. и., 2002. — 36 с.
  4. Архиепископ Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в духовной жизни // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1995. -№ 22.-С. 132−157.
  5. Архиепископ Иоанн (Максимович). Жизнь после смерти // Иеромонах С. Роуз. Душа после смерти. М.: «Лепта-Пресс», 2003. — 458 с.
  6. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Григория Паламы. М., 1996.-288 с.
  7. Архимандрит Рафаил (Карелин). В аду на земле. М., Саввино-Сторожевский монастырь, «Центр Благо», 2001. — 160 с.
  8. Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс Академия», 1992. — 528 с.
  9. А. «Геном человека»: некоторые этико-правовые проблемы настоящего и будущего // Человек. 1995. — № 2. — С. 4−13.
  10. В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: на краю исследовательской ойкумены? // Этика: новые старые проблемы: К 60-летию А. А. Гусейнова: сб. науч. тр. / Отв. ред. Р. Г. Апресян. М.: Гардарика, 1999.-С. 91−107.
  11. И. Этика в век технологии: Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. — 380 с.-15 412. Батай Ж. Внутренний опыт: Пер. с фр. СПб.: АХЮМА: Мифрил, 1997. -334 с.
  12. В. О. Состояние здоровья детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения и искусственного осеменения: Дис. .канд. мед. наук. / НЦАГиП РАМН. М., 1993. — С. 123−125.
  13. С. Психология страха смерти // Альфа и Омега. 1997. -№ 3(14).-С. 308−324.
  14. Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с.
  15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и словарем. М.: Российское Библейское Общество, 2001. — 292 с.
  16. Биоэтика // Католическая энциклопедия. Т. 1. А-3. М., Издательство Францисканцев, 2002. — С. 589.
  17. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / РАН, Рос. нац. ком. по биоэтике, Ин-т человека- Отв. ред. и сост. В. Н. Игнатьев. М.: Эдиториал УРСС, 1998.-470 с.
  18. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. — № 10. — С. 3−25.
  19. М. В. Интеграция знаний в биоэтике : Автореф. дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 01. Барнаул, 2004. — 24 с.
  20. А. С. Очерки современной церковной психологии / А. С. Бочаров, А. В. Чернышев. Решма: Редакция «Свет Православия», 2004.-298 с.
  21. А. С., Чернышев А. В. О небесном и земном. Актуальные вопросы современной медицины, психологии и философии в свете Православия. М., «Паломншеь», 2001. — 159 с.
  22. С. Н. Моя болезнь (январь 1926) // Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1991. — 165 с.
  23. С. Н. Православие. М.: Фолио, 2001. — 472 с.25
Заполнить форму текущей работой