Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная языковая картина мира сотрудников правоохранительных органов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональная языковая картина мира сотрудников правоохранительных органов отражает сравнительно ограниченный круг феноменов, связанных с нарушениями законодательства и осуществлением правоохранительной деятельности. Сферами реализации профессиональной языковой картины мира сотрудников правоохранительных органов становятся знаки и значения профессионального жаргона, межлексические связи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. 1. Лингвистические и экстралингвистические основы изучения профессиональной? языковой картины- мира сотрудниковправоохранительных органов
    • 1. 1. Базовые категории исследования профессионально-детерминированных элементов лингвокультуры
      • 1. 1. 1. Профессиональная" языковая личность
      • 1. 1. 2. Профессиональная-языковая картина мира
    • 1. 2. Понятие «правоохранительные органы» в русской языковой картине мира
    • 1. 3. Экстралингвистический контекст формирования, профессиональной языковой картины мира сотрудников правоохранительных органов
      • 1. 3. 1. Институциональный контекст
      • 1. 3. 2. Социально-психологический контекст
  • Выводы
  • Глава 2. Реализация профессиональной языковой картины мира в жаргоне сотрудников правоохранительных органов
    • 2. 1. Объективация жаргонной лексикой понятий «человек» и «деятельность «
      • 2. 1. 1. Объективация-понятия «человек»
      • 2. 1. 2. Объективация понятия «деятельность»
    • 2. 2. Синонимия в жаргоне
      • 2. 2. 1. Синонимические ряды в понятии «человек»
      • 2. 2. 2. Синонимические ряды в понятии «деятельность»
    • 2. 3. Семантико-прагматические особенности жаргона
  • Выводы
  • Глава 3. Реализация профессиональной языковой картины мира в ассоциативно-вербальной сети сотрудников правоохранительных органов
    • 3. 1. Концепт «преступление»
    • 3. 2. Концепт «милиционер»
    • 3. 3. Концепт «преступник»
    • 3. 4. Концепт «потерпевший»
  • Выводы
  • Глава 4. Реализация профессиональной языковой картины мира сотрудников правоохранительных органов в речевом жанре «постановление
    • 4. 1. Профессиональная обусловленность содержания понятия «постановление»
    • 4. 2. Универсальность документального массива профессиональной языковой картины мира
    • 4. 3. Отличительные признаки постановления в системе официальных документов
    • 4. 4. Структура постановления
    • 4. 5. Жанрообразующие характеристики постановления как единицы общения
  • Выводы

Профессиональная языковая картина мира сотрудников правоохранительных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа выполнена в рамках лингвокультурологии. Объектом исследования является профессиональная языковая картина мира сотрудников правоохранительных органов. Предметом изучения стали механизмы реализации данной картины мира в языковой системе, ассоциативно-вербальной сети и тексте.

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими факторами: 1) интенсивным развитием исследований, посвященных процессу и результатам языкового картирования мира- 2) недостаточной изученностью профессионально детерминированных механизмов лингвистической концептуализации действительности- 3) значимой ролью сотрудников правоохранительных органов как субъектов социальной регуляции и социальной коммуникации.

В основу выполненной работы положена следующая гипотеза: картина мира сотрудников правоохранительных органов как социально ограниченной и относительно автономной группы обладает спецификой, обусловленной особенностями деятельности данного социального институтаэта специфика получает реализацию в профессиональном жаргоне, ассоциативно-вербальной сети, текстах и поддается лингвистическому исследованию.

Целью диссертационного исследования является комплексная характеристика механизмов и результатов языкового картирования мира сотрудниками правоохранительных органов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть базовые категории исследования профессионально-детерминированных элементов лингвокультуры;

2) охарактеризовать экстралингвистические факторы, влияющие на формирование профессиональной картины мира сотрудников правоохранительных органов;

3) определить ключевые элементы языковой картины мира, воплощен-ной.в жаргоне сотрудников правоохранительных органов;

4) осуществить сравнительный анализ реализации концептов, «преступление», «милиционер», «преступник», «потерпевший» в ассоциативно-вербальной сети сотрудников правоохранительных органов и профессионально-немаркированной ассоциативно-вербальной сети носителей русского языка;

5) выявить особенности речевого жанра «постановление» как институционально регулируемого1 текстового воплощения профессиональной языковой картины мира сотрудников правоохранительных органов.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые установлены характеристики языкового картирования мира сотрудниками правоохранительных органов, находящие отражение в профессиональном жаргоне, ассоциативно-вербальной сети и тексте.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении предметной области лингвокультурологии применительно к изучению профессиональных социолектов, профессионально детерминированных элементов ассоциативно-вербальной сети и профессионально специфичных речевых жанров.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в вузовских курсах языкознания, социолингвистики, теории коммуникации, психолингвистики, лингвистики текста и теории дискурса, в спецкурсах по лингвокультурологии, юрислингвистике, теории речевого воздействия.

Материалом исследования послужили: 233 жаргонные единицы, полученные путем сплошной выборки из наивно лингвистических словарей, размещенных в Интернете, и из анкет 55 сотрудников правоохранительных органов (прокуратуры, милиции и управления Федеральной службы исправления наказания г. Элиста);

— 309 ассоциатов, полученных в ходе свободного ассоциативного эксперимента от респондентов — сотрудников младшего и среднего начальствующего состава милиции г. Элиста и студентов неюридических факультетов Калмыцкого госуниверситета;

— 80 текстов постановлений следователей органов милиции и прокуратуры о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

Для решения поставленных в работе, задач использовались следующие методы исследования: описательный и сопоставительный анализ, компонентный метод, количественный анализ частотности употребления единиц, свободный ассоциативный эксперимент, анкетирование, моделирование речевого жанра, интроспекция.

Теоретическую базу исследования составили научные концепции, разработанные в рамках следующих научных направлений:

— теория языковой личности (Г.И. Богин, С. Г. Воркачев, В. В. Зеленская, Ю. Н. Караулов, С. Л. Мишланова, М. Н. Панова, И. В. Сентенберг, С.А. Сухих);

— аксиологическая лингвистика, лингвоконцептология, психолингвистика (Е.Ю. Артемьева, Е.В. Бабаева-Якимович, В. И. Карасик, H.A. Красавский, Е. С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Д. С. Лихачев, Д. В. Оборина, В.И. Постовало-ва, Б. А. Серебренников, Г. Г. Слышкин, И. А. Тарасова, Н. В. Уфимцева, А.Д. Шмелев);

— теория дискурса (Ч.Б. Далецкий, В. Б. Кашкин, П. А. Корчемный, Л. Н. Лазуткина, A.A. Леонтьев, A.B. Олянич, Т. А. Пашкова, М. Ф. Секач, З. С. Смелкова, О. Г. Усанова, Е.В. Харченко);

— теория государства и права (Т.А. Бондаренко, Н. Б. Голиков, К.Ф. Гу-ценко, C.B. Егорышев, А. Т. Иваницкий, М. А. Ковалев, В. В. Мечиков, В. И. Моряков, О. В. Мосин, С. Ю. Поярков, А. Д. Сафронов, Т. А. Сёмик, H.H. Сил-кин, В.М. Фокин);

— теория функциональных стилей, речевых актов и прикладной коммуникации (М.М. Бахтин, Е. И. Беглова, В. Д. Бондалетов, В. В. Виноградов, Н. Д. Гол ев, Т. В. Губаева, В. В. Дементьев, H.H. Ивакина, В. П. Коровушкин, Дж. Остин, К. Ф. Седов, Дж. Серль, О. Б. Сиротинина, Н. М. Татарникова, Е. В. Харченко, Т. В. Шмелева и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная языковая картина мира сотрудников правоохранительных органов отражает сравнительно ограниченный круг феноменов, связанных с нарушениями законодательства и осуществлением правоохранительной деятельности. Сферами реализации профессиональной языковой картины мира сотрудников правоохранительных органов становятся знаки и значения профессионального жаргона, межлексические связи в рамках ассоциативно-вербальной сети, особенности текстопостроения жанров институционального дискурса.

2. Основными понятиями, объективируемыми в жаргоне сотрудников правоохранительных органов, являются «человек» и «деятельность». Тематическое поле «человек» включает следующие группы номинантов:

— сотрудники правоохранительных органов с дифференциацией по принадлежности к структурному подразделению и по занимаемой должности;

— лица, вступившие в отношения с закономв данную группу входят подгруппы «преступник» (с дифференциацией по составу преступления и отягощающим или смягчающим обстоятельствам его квалификации), «осужденный» (с дифференциацией по виду наказания и статусу в тюремном социуме), «потерпевший»;

— лица, обладающие определенными общечеловеческими моральными качествами и социальными признаками: «авторитет», «порядочность», «глупость», «близость отношений».

Тематическое поле «деятельность» имеет структуру когнитивного сценария и включает обозначения действиши их атрибутов на стадиях «престу-пление>^ «задержание», «следствие», «наказание».

3. Базовыми концептами профессиональной языковой картинымира сотрудников правоохранительных органов1 являются концепты «преступление», «милиционер», «преступник», «потерпевший». В ассоциативно-вербальной сети проявляются, следующие особенности данных концептов, отличающие их от одноименных концептов общеязыковой русской картины мира:

— концепт «преступление» — пониженная* степень оценочности, преобладание оценки по юридическому признаку над моральной и эмоциональной оценкой;

— концепт «милиционер» — повышенная актуальность признака. принадлежности к конкретному структурному подразделению правоохранительной системы, пониженная актуальность признака «нравственные характеристики представителя профессии» и одновременно повышенная позитивность этого признака;

— концепт «преступник» — повышенная актуальность признака «результат оперативно-следственных действий по задержанию преступника», пониженная актуальность признака «место содержания преступников»;

— концепт «потерпевший» — отсутствие отождествления с собой.

4. Речевой жанр «постановление» является значимым текстовым, воплощением профессиональной языковой картины мира сотрудников правоохранительных органов, поскольку он маркирует начало осуществления правоохранительных действий, их важнейшие этапы и окончание. Основной жанрообразующей характеристикой постановления является автор-следователь, образ которого включает черты составителя, субъекта доказывания и информанта. Процессуальные полномочия и статусная ориентированность общения автора обусловливают специфические характеристики жанра (информативность, императивность, перформативность) и его функции (правовую и нормативно-регулятивную).

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры английской филологии ВГПУ, научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика», были представлены в виде докладов на Второй международной научно-практической конференции «Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире» (Волгоград, 2008), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы» (Волгоград, 2008), межрегиональной научной конференции «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (Волгоград, 2009). По теме исследования опубликовано 6 работ общим объемом 2,55 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и 8 приложений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой