Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегические направления привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций в экономику России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование мирового опыта формирования механизма государственного регулирования ПИИ позволяет представить методические и практические рекомендации в направлении разработки такого механизма в отечественной практике. Во-первых, целью государственного регулирования ПИИ является максимизация положительной роли ПИИ в экономике, а также оптимизация их потоков по отраслям и регионам. При этом меры… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
    • 1. 1. Роль прямых иностранных инвестиций в развитии национальной экономики: теоретический аспект
    • 1. 2. Экономическая сущность, формы организации и факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику
    • 1. 3. Особенности развития международного инвестиционного процесса в условиях глобализации мирохозяйственных связей
  • 2. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТОКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПИИ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
    • 2. 1. Теоретико-методические основы формирования механизма регулирования потоков иностранного инвестирования в стране-реципиенте
    • 2. 2. Цели и инструменты государственного регулирования ПИИ в принимающей стране: мировой опыт и стратегические ориентиры для российской экономики
  • 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
    • 3. 1. Особенности и перспективы развития процесса прямого иностранного инвестирования в России
    • 3. 2. Рекомендации по совершенствованию механизма государственного регулирования ПИИ в России

Стратегические направления привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций в экономику России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время Россия привлекательна для иностранных инвестиций, прежде всего своей обеспеченностью природными ресурсами, динамичными темпами экономического роста и емким внутренним рынком. Значительные улучшения произошли в законодательных условиях деятельности иностранных инвесторов. Однако инвестиционные потребности страны и возможности производительного приложения иностранного капитала далеки от их полного удовлетворения и использования. Особенно если речь идет о прямых иностранных инвестициях (ПИИ). Так, несмотря на положительную динамику роста ПИИ в страну, их доля в ВВП остается относительно скромной по сравнению не только с развитыми, но и с развивающимися экономиками. Имеется ряд ограничений в секториальном и региональном распределении ПИИ в России, не достаточно разнообразна географическая структура и наукоемкость привлекаемых иностранных вложений. В значительной степени поступающий в страну капитал представляет собой репатриацию ранее вывезенной из страны прибыли и характеризуется как спекулятивный и «монетарный». Остаются нерешенными и такие проблемы, как коррупция, непредсказуемость и непрозрачность инвестиционной политики, узкие места институциональной среды.

Процессы глобализации и региональной интеграции, сопровождающиеся усилением мобильности капитала, определяют значимость и необходимость ПИИ в обеспечении долгосрочного экономического роста России, активное включение страны в мировые инвестиционные потоки. При этом страна должна «вписаться» в закономерности и особенности трансграничного перемещения капитала, которые диктуют наиболее развитые экономики, на условиях соблюдения своих национальных интересов и стратегии развития.

С одной стороны, сохраняющиеся диспропорции в привлечении и распределении ПИИ по отраслям и регионам страны, с другой — значимость иностранного капитала как ключевого источника инноваций в производстве и управлении, фактора трансформации отечественной институциональной среды, определяет актуальность поиска новых механизмов регулирования ПИИ в российской экономике. Многие практические рекомендации в направлении регулирования международных инвестиционных потоков в России не учитывают ряд аспектов связанных с особенностями современного инвестиционного климата страны, а также не принимаются во внимание объективные процессы глобализации инвестиционного процесса, и поэтому в большинстве случаев существующие инструменты регулирования потоков иностранного капитала устарели или малоэффективны. В связи с этим приобретает своевременность исследование направлений максимально возможного использования имеющихся возможностей страны для изменения «качественных» характеристик притока ПИИ и повышения эффективности управления ими на макроуровне.

Степень разработанности проблемы. Анализ факторов и условий привлечения ПИИ в национальную экономику, влияние иностранного капитала на экономические процессы в стране получили достаточно широкое развитие в зарубежной и отечественной экономической литературе.

Среди представителей зарубежной экономической мысли исследованию проблем привлечения и регулирования ПИИ в рамках национальной экономической системы посвятили свои работы: Р. Алибер, Г. Александер, Д. Бейли, Р. Верной, Д. Даннинг, Дж. М. Кейнс, Ч. Кинлбергер, Ф. Махлуп, Н. Мун, А. Солимано, Т. Полан, С. Хаймер, П. Фишер, У. Шарп и др.

В отечественной экономике также уделяется значительное внимание теории и практике прямых иностранных инвестиций. В частности общим проблемам иностранного инвестирования посвящены работы: А. Абрамова, Е. Балацкого, Т. Я. Белоус, С. Ю. Глазьева, Г. Клейнера, В. П. Колесова, Д. Львова, А. Радыгина, Н. Райской, Я. Сергиенко, Ю. Юданова, А. Френкеля, Е. О. Ясина и других российских ученых.

Отдельное внимание среди различных аспектов роли иностранных инвестиций в социально-экономическом развитии страны уделяется проблемам государственного регулирования и выбору инструментов стимулирования притока ПИИ. В российской практике такие исследования актуализировались в процессе проводимых реформ либерализации экономики, задач повышения ее открытости и конкурентоспособности.

В исследовании подходов и механизмов государственного регулирования ПИИ в России внесли вклад такие ученые как: Амосов А., Астапович А. З., Григорьев Л., Губанов С., Куликова Н., Кузнецов А., Марголин A.M., May В., Орешин В. П., Рудь Н. Ю., Силкин В. В., Хмыз О. В., А. Фоломьев, Яковец Ю. и другие.

Несмотря на значительное число научных работ и публикаций, посвященных проблеме регулирования ПИИ, целям и задачам государственной инвестиционной политики, тем не менее, остаются слабо изученными вопросы разработки и практической реализации комплексного механизма государственного регулирования иностранными потоками капитала исходя из современных тенденций развития экономики России, стратегических целей повышения конкурентоспособности и инновационности страны, многоаспектного влияния ПИИ на устойчивый экономический рост. Кроме того, не уделяется должного внимания экономическому инструментарию государственной политики, который направлен на максимизацию положительных и нивелирование отрицательных эффектов воздействия ПИИ на развитие страны в целом, ее отдельных регионов и отраслей в контексте глобальных изменений в международных потоках иностранного капитала.

Актуальность рассматриваемой проблемы, практическая значимость исследования направлений регулирования ПИИ в России определили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании и разработке рекомендаций в направлении регулирования ПИИ в России, формировании предложений по совершенствованию комплекса мер и инструментов механизма государственного управления международными инвестиционными потоками для российской экономики на современном этапе развития.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:

— исследовать теоретические представления о роли и особенностях прямых иностранных инвестиций в реализации стратегических интересов национальной экономикиконкретизировать экономическое содержание и сущность прямых иностранных инвестиций;

— выявить основные характеристики процесса глобализации иностранного инвестирования и особенности его проявления в современных условиях;

— обосновать структуру механизма регулирования процесса иностранного инвестирования в национальных рамках, раскрыть сущность его ключевых составляющих;

— изучить мировой опыт формирования общих аспектов государственного регулирования и стимулирования притока ПИИ в страну, а также обозначить методические и практические рекомендации в направлении возможности применения отдельных составляющих такого регулирования в России.

— на основе анализа зарубежного опыта раскрыть общие принципы формирования и реализации механизма государственного регулирования ПИИ;

— оценить позиции российской экономики в мировых процессах прямого инвестирования, как наиболее конструктивной формы инвестиционных капиталов, и выделить объективные ограничения и узкие места в их привлечении;

— сформулировать ключевые задачи государственного регулирования ПИИ в России на основе анализа предпосылок и ограничений притока ПИИ, мотивов иностранных ТНК и роли страны в международных инвестиционных потоках;

— представить основные составляющие (направления формирования и реализации, меры, инструменты) результативного механизма государственного регулирования процесса иностранного инвестирования в современной российской экономике.

Объектом исследования является объем, структура, тенденция развития и особенности ПИИ в Росию,.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе регулирования ПИИ в российской экономике.

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные и теоретические положения по проблемам осуществления и разнонаправленного влияния ПИИ на экономику страны-реципиента, целесообразности, специфики и потенциальных возможностей государственного регулирования этих процессов, представленные в публикациях ведущих зарубежных и отечественных ученных-экономистов, а также в научных докладах, научных разработках органов исполнительной власти.

Методологическую основу исследования составляет системный подход к изучению социально-экономических явлений и процессов в отечественной экономике. В работе использованы общенаучные методы историко-логического, системно-функционального, сравнительного анализа, а также методы научной абстракции, индукции и дедукции, моделирования, экономико-статистические методы.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные сборников и официальных статистических отчетов Федерального агентства по статистике РФ, Банка России, ШАСТАВ, исследования и прогнозы международных экономических организаций, законодательные и нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти, в том числе федеральные законы, связанные с вопросами государственного регулирования иностранных .¡-инвестиций, материалы программных разработок государственных органов власти, интернет-сайты ведущих научно-исследовательских организаций, а также результаты исследований российских и зарубежных экономистов.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании научной позиции автора, согласно которой привлечение стратегических иностранных инвесторов в условиях современной российской экономики требует смещение акцентов в определении сложившихся подходов к государственному регулированию ПИИ с политики предоставления льгот и других преференций на стимулирование притока долгосрочных ПИИ инновационной направленности за счет улучшения инвестиционного климата на федеральном и региональном уровне, интегрированного подхода к разработке и реализации инвестиционной политики, ориентированной на защиту национальных интересов, повышения транспарентности режима привлечения ПИИ, что будет способствовать формированию результативной стратегии привлечения иностранного капитала с учетом рационального использования экономического потенциала страны и хозяйствующих субъектов, экономической интеграции, изменению специализации России в системе мирохозяйственных связей, решение общенациональных задач устойчивого развития. На основании этого автор выносит на защиту ряд положений диссертации.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1 Исследование сущности и проблем взаимосвязи факторов и мотивов, определяющих направленность, характер и месторасположение ПИИ, позволяет представить упрощенную модель процесса формирования потоков прямых иностранных инвестиций на основе стратегических решений ТНК. В основе данной модели — факторы (драйверы), побуждающие компании инвестировать за рубеж и расширять границы своей деятельности (условия страны базирования, привлекательность принимающей страны, экономическая политика) и определяющие мотивы и виды ПИИ (поиск новых потребителей (ПИИ поиска рынков) — сокращение издержек (ПИИ поиска путей снижения затрат) — получение доступа к ключевым факторам производства (ПИИ поиска ресурсов) — приобретение новых технологий для повышения производительности (ПИИ поиска новых технологий)). Указанные факторы и мотивы в конечном итоге и формируют область стратегических решений ТНК в отношении формы и целей ПИИ, а также выбора страны инвестирования.

2. Развитие инвестиционных процессов в условиях современной экономики имеет определенные особенности и подчиняется ряду закономерностей: глобализация мировой экономики, в т. ч. финансовая глобализацияинновационный тип развития ряда стран, что определяет инновации в качестве основного фактора конкурентоспособности современных ТНК, и соответственно приводит к росту значимости инвестиций в научные исследования и разработкилиберализация национальных рынков, в том числе режимов ПИИусиливающаяся конкуренция между ТНК, приводящая к расширению географии их операций с выходом на новые рынкиформирование крупных инновационных центров, способных выполнять роль координаторов больших инновационных проектов.

3. Механизм регулирования потоков иностранного инвестирования в национальной экономике представляет собой систему рыночных и нерыночных (административных) мер и инструментов регулирования притока ПИИ и оттока национального капитала за рубеж, а также сочетание и совместную реализацию экономических интересов субъектов процесса иностранного инвестирования (ТНК, компании, государства, регионы, международные организации). Такой механизм разрабатывается с учетом глобальных тенденций развития инвестиционного процесса, а также исходя из частных механизмов воздействия ПИИ на экономику принимающей страны. Регулирование потоков ПИИ осуществляется в сложной взаимозависимости на глобальном, национальном и региональном уровнях. Механизм регулирования ПИИ формируется преимущественно на уровне государственных органов управления, и, следовательно, включает, прежде всего, совокупность государственных подходов и решений в рамках которых иностранные инвесторы осуществляют свою деятельность.

4. Исследование мирового опыта формирования механизма государственного регулирования ПИИ позволяет представить методические и практические рекомендации в направлении разработки такого механизма в отечественной практике. Во-первых, целью государственного регулирования ПИИ является максимизация положительной роли ПИИ в экономике, а также оптимизация их потоков по отраслям и регионам. При этом меры государственного регулирования ПИИ включают инструменты, направленные на стимулирование притока ПИИ, его ограничение, а также на создание благоприятного инвестиционного климата. Во-вторых, необходимо развитие детально проработанной и прозрачной институциональной и нормативной среды. В-третьих, развитие базовых отраслей, национальных финансовых и инвестиционных институтов должно осуществляться на основе, прежде всего, собственных ресурсов. В-четвертых, значительную роль имеет стабильность общей социально-политической ситуации в стране, а также интеграция в систему мирохозяйственных связей на условиях реализации национальных интересов.

5. Анализ современного процесса иностранного инвестирования в экономике России позволяет определить систему ограничений привлечения ПИИ в страну, обусловленную системными и институциональными ограничениями развития хозяйственной системы: монетарный и спекулятивный характер притока ПИИотраслевые и региональные диспропорции распределенияограниченная роль в модернизации экономики, обновлении производственных фондов российских предприятийугроза экономической безопасности. В российской экономике, с точки зрения инвестиционного климата, сохраняются: значительные дисбалансы инвестиционной политикинизкое качество рыночных институтов, в т. ч. защиты прав интеллектуальной собственностиизбыточный протекционизм в отдельных отрасляхкоррупциябюрократиянизкий уровень инновационного развития.

6. Алгоритм разработки эффективной инвестиционной политики в отношении ПИИ, предполагает три циклически повторяющихся этапа: идентификация национальных приоритетов в отношении ПИИ, а также критических ограничений и узких мест в этом направленииопределение инструментов и мер регулирования ПИИсоотнесение предлагаемых мер с реальными институциональными и управленческими возможностями государства по их реализации. По своему характеру политика регулирования ПИИ в российской практике должна быть направлена на защиту национальных интересов, не только в отношении протекционизма национальных компаний, но и с точки зрения повышения доли страны в производственных, исследовательских и управленческих звеньях цепочек создания стоимости иностранных ТНК.

Научная новизна результатов исследования заключается в обосновании концепции формирования комплексной системы мероприятий, обеспечивающих возможность результативного государственного регулирования ПИИ в современной российской экономике, и состоит в следующем:

— на основе обобщения теоретических подходов к исследованию закономерностей развития глобального мирового хозяйства выделена совокупность предпосылок, определяющих потоки ПИИ в национальную экономику: объективные процессы глобализации инвестиционного развитияусловия (факторные преимущества и ограничения) развития страны-реципиентанациональные, региональные и отраслевые приоритеты инвестиционной политикиспецифические цели ТНКмеры государства в направлении минимизации (устранения) угроз влияния ПИИ на устойчивое развитие экономики;

— обобщена и дополнена классификация ПИИ, в соответствии с которой они делятся на производственные и непроизводственные (потоки ПИИ в форме трансграничных слияний и поглощений, преследующие цель изменения собственности на производственные активы, возвратные и транзитные ПИИ), что позволяет более объективно оценить современные инвестиционные процессы, в том числе не связанные с генерированием необходимых ресурсов для расширения и модернизации капитальной базы экономики, и предложить меры, позволяющие на практике минимизировать потоки «непроизводственных» ПИИ;

— обоснованы принципы формирования и реализации механизма государственного регулирования ПИИ, следующие из мирового опыта управления инвестиционными процессами, а также общих методических рекомендаций в данном направлении, среди них: стратегическая ориентацияпостепенность и выборочность преобразований в инвестиционной политикеуправляемостьдифференцированностьгибкостьсохранениепрогнозируемостьбезопасность;

— определена система задач государственного регулирования ПИИ в российской практике, обусловленная с одной стороны — конкурентными преимуществами страны как реципиента ПИИ, с другой — особенностями развития процесса иностранного инвестирования, и включающая: формирование стратегии привлечения ПИИразвитие инструментария государственной поддержки и системы мониторинга ПИИоценку эффективности ПИИразработку перспективных направлений инновационного развития экономики с участием ПИИсовершенствование информационного обеспечения и др.;

— предложен комплекс системных мер в области разработки и реализации результативного механизма государственного регулирования ПИИ в России, сгруппированных по следующим направлениям: совершенствование законодательства и организационной структуры управления, стратегии режима ПИИснижение административных барьеровформирование и изменение характера эффективной инвестиционной политикикорректировка региональной политики привлечения ПИИустранение процедурных и институциональных ограничений в отношении ряда инструментов привлечения ПИИ (ОЭЗ, концессионных соглашений) — повышение роли наукоемких ПИИ в экономике.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и их соответствием потребностям экономики России. Ряд положений диссертации могут послужить теоретической базой для последующей конкретизации основных принципов государственного регулирования ПИИ, перспективных методов стимулирования притока ПИИ в страну, изучения условий и механизма регулирования иностранных инвестиций, роли ПИИ в экономическом развитии страны. Отдельные положения диссертационного исследования могут оказать практическую помощь при разработке и реализации инвестиционной политики регулирования ПИИ на федеральном и региональном уровнях, усилении взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов при решении вопросов определения приоритетов иностранного инвестирования.

Полученные результаты исследования могут быть включены в тематику учебных дисциплин: «Мировая экономика», «Инвестиции», «Менеджмент инвестиций и инноваций», «Международные экономические отношения», «Государственное управление экономикой», «Управление инвестиционной деятельностью», специальных курсов, посвященных проблемам регулирования инвестиционного процесса.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на международных и российских научно-практических конференциях в г. Одессе, Волгограде, Сочи. Сформулированные в работе теоретико-методологические подходы используются кафедрой «Мировая экономика», «Экономика и управление на предприятии» РГТЭУ, КубГУ в процессе преподавания учебных дисциплин «Мировая экономика», «Международные экономические отношения». Основные положения работы нашли отражение в 8 печатных работах, общим объемом 3,2 п.л., в том числе авторских — 2 п.л.

Структура и объем работы обусловлены логикой исследования и последовательно раскрывает обозначенные цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка (205 наименований), 2 приложений. Работа изложена на 190 листах и сопровождена 23 таблицами, 15 рисунками.

Заключение

.

Основным результатом диссертационного исследования является методические и практические рекомендации в направлении формирования и реализации механизма государственного регулирования ПИИ в контексте сложившихся тенденций привлечения и регулирования иностранного капитала в современную экономику России.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. В современных условиях к ПИИ относят как международное перемещение материальных, так и нематериальных активов. Именно наличие в ПИИ нематериальных активов делает их для стран-реципиентов особенно привлекательными.

2. Теоретически стимулирование ПИИ осуществляется при условии, что они обеспечат рост добавленной стоимости в экономике и более высокие темпы экономического роста. Ожидается, что в условиях нехватки собственных ресурсов, потоки ПИИ будут генерировать необходимые ресурсы для расширения и модернизации капитальной базы экономики. Однако на практике, далеко не все потоки ПИИ формируют внешние финансовые ресурсы для инвестиций, поскольку они могут происходить из тех же стран, где расположена сама компания-объект инвестирования (инвестиции «туда и обратно» (round-tripping)), или они предназначены в качестве ПИИ для другой страны («транзитные» инвестиции (trans-shippin)).

3. В зависимости от источника формирования предпосылки осуществления ПИИ можно подразделить на несколько групп: объективные процессы глобализации, способствующих передвижению капитала между странами на основе поиска наиболее выгодных условий и перспективных сфер приложенияусловия (ограничения) развития национальной экономикиреализация специфических целей ТНКмеры государственного регулирования. На практике перечисленные группы формируют сложный комплекс факторов, которые в конечном итоге и определяют специфику процесса иностранного инвестирования (его характер, видовую структуру, направленность и т. д.) в национальных рамках.

4. В последние несколько лет преобладающей формой ПИИ становятся трансграничные слияния и поглощения (СиП). По данным ЮНКТАД стоимостной объем СиП в 2005 г. возрос против 2004 г. на 88%, достигнув 716 млрд долл., при этом число сделок увеличилось на 20% и составило 6 134.

5. Глобальный инвестиционный климат определяют ТНК, которые используют ресурсы и конкурентные преимущества многих стран в своих интересах. ТНК из развитых стран формируют свои конкурентные преимущества за счет передовых технологий, брендов и другой интеллектуальной собственности. ТНК из развивающихся стран в большей степени полагаются на преимущества связанные с возможностями процесса производства, развития сетей, совершенствования организационной структуры.

6. Основные характеристики процесса иностранного инвестирования определяются совокупностью взаимосвязанных тенденций развития современной мировой экономики: глобализацияинновационный тип развития ряда стран, что приводит к росту значимости в мировом хозяйстве инвестиций в научные исследования и разработкилиберализация национальных рынков, в том числе режимов ПИИусиливающаяся конкуренция между ТНКформирование крупных инновационных центров.

7. Для процесса иностранного инвестирования характерна двойственная природа. С одной стороны, инвестиционные потоки «подстегивают» инновационную составляющую современного экономического развития и ускоряют внедрение достижений НТП, как в форме технологических нововведений, так и в форме управленческих технологийс другой — значительная часть инвестиционных ресурсов обращается на фондовом рынке, где доминирует спекулятивная составляющая.

8. Механизм регулирования ПИИ следует рассматривать как совокупность мер и инструментов, направленных не только на стимулирование притока ПИИ в страну, но и на оптимизацию данного процесса — упорядочивание структуры, форм и направленности иностранных инвестиции в соответствии с потребностями и стратегическими интересами объекта инвестирования. Анализ существующих работ в направлении формирования и реализации механизма регулирования ПИИ в стране-реципиенте позволяет представит следующую его характеристику:

— основу механизма составляет совокупность мер и инструментов регулирования потоков ПИИ на глобальном, национальном и региональном уровнях;

— обеспечивает согласованное взаимодействие экономических интересов субъектов процесса иностранного инвестирования;

— механизм регулирования ПИИ включает не только «административные» (государственные, решения международных организаций) меры, но и рыночные;

— составляющие элементы такого механизма (меры и инструменты) формируются преимущественно на уровне государственных органов управления, а также официальных международных организаций.

9. Решающую роль для превращения страны в крупного получателя иностранных инвестиций играет создание благоприятного инвестиционного климата, который формируется не только исторически обусловленными сравнительными преимуществами страны, но и целенаправленной политикой государства. При этом меры государственной политики регулирования ПИИ могут носить стимулирующий, ограничивающий или запрещающий характер. Активная политика в отношении ПИИ должна быть, с одной стороны, достаточно гибкой в соответствии с изменениями в приоритетах и в эффективности их использования, с другой стороны, отличаться стабильностью.

10. На этапе быстрой индустриализации в динамично развивающихся странах сохраняется жесткий контроль государства по отношению к иностранным инвестициям, который постепенно, по мере стабилизации экономической ситуации в стране, уступает место либерализационным процессам. Следует отметить, что экономические критерии регулирования ПИИ в стране в любом случае должны предусматривать определенный баланс сочетания жесткого государственного контроля и определенной свободы действий иностранных инвесторов.

11. Конкретизация общих аспектов формирования механизма государственного регулирования ПИИ на примере опыта ряда стран, позволяет представить методические и практические рекомендации в направлении разработки такого механизма в российской практике: необходимо развитие детально проработанной и прозрачной институциональной и нормативной средыразвитие базовых отраслей, территориально-производственных кластеров и создание национальных финансовых и инвестиционных институтов осуществляется на основе, прежде всего, собственных ресурсовдо известной степени необходимо адаптировать мировую экономику и ее отдельные сегменты к российской экономике, а не наоборот.

12. Среди принципов разработки механизма государственного регулирования ПИИ в стране-реципиенте в работе рассматриваются: стратегическая ориентацияпостепенность и выборочность преобразований в политике регулирования ПИИуправляемостьдифференцированностьгибкостьсохранение сбалансированной структурыпрогнозируемостьбезопасность.

13. Современная позиция России как реципиента ПИИ в диссертационной работе исследовалась по ряду направлений: место страны в мире по объемам привлекаемых инвестиций, макроэкономические факторы привлечения ПИИ в страну (оценка инвестиционного климата зарубежными инвесторами), структура, объем и динамика ПИИ, в том числе в отраслевом и региональном разрезе. Анализ указанных направлений позволил выявить ряд ограничений ПИИ в реализации стратегических интересов страны: монетарный и спекулятивный характер притока ПИИотраслевые и региональные диспропорции распределения: обогащение зарубежных и отечественных компаний за счет эксплуатации высокорентабельных добывающих отраслейне значительная роль в модернизации экономикиугроза экономической безопасностикраткосрочный характер большинства ПИИ.

14. Абсолютные показатели привлекаемых в России ПИИ не отражают их реальной роли в развитии экономики, поскольку большая их часть не связана с международными денежными и товарными потоками. В структуре привлекаемых в страну ПИИ необходимо выделить: реинвестированные доходы иностранных фирм, обусловленные высокой рентабельностью российских добывающих производств с их участиемроссийский капитал ранее вывезенный из страны и впоследствии привлекаемый под видом ПИИ- «реальные» ПИИ, участвующие в воспроизводственных процессах российской экономики.

15. По сравнению с развитыми странами, объемы ПИИ в российской экономике незначительны. Так, ежегодный приток иностранных инвестиций в экономику европейских стран превышает 15% от ВВП, в России — не более 1,5%. В развивающиеся страны в 1998;2005 гг. поступило ПИИ на сумму 2 трлн. долл., на долю России пришлось менее 1% привлеченных капиталов.

16. В мировой практике существуют различные рейтинги инвестиционной привлекательности экономки (А.Т. Kearney, CalPERS, исследования Pricewater-house Coopers (Global CEO Survey), Moody’s Investors Service, Fitch Ratings, Standard & Poor’s и др.). Анализ рейтингов инвестиционной привлекательности России показывает, что в настоящее время проблема кредитоспособности и финансовой устойчивости в целом решена, но сохраняются значительные дисбалансы российской инвестиционной политики. Если объективные условия экономического развития и действия российского бизнеса приводят к росту инвестиционной привлекательности страны, то деятельность государства, напротив, снижает эту инвестиционную привлекательность с точки зрения долгосрочных инвесторов.

17. В системе первоочередных задач государственного регулирования ПИИ необходимо уделить внимание вопросам конкретизации перспективных направлений инновационного развития экономики с участием иностранного капитала, разработки эффективного инструментария государственной поддержки ПИИ, развитию системы мониторинга ПИИ, оценки эффективности ПИИ, борьбе с коррупцией, снижению бюрократических и административных барьеров, совершенствованию информационного обеспечения.

18. Среди ключевых направлений совершенствования механизма государственного регулирования ПИИ в России в работе представлены следующие области: смена парадигмы ПИИ с учтем глобальных тенденций развития инвестиционного процессазаконодательное регулирование ПИИполитика в отношении ПИИразработка оптимальной структуры национальных органов управления ПИИинструментарий государственного воздействия на привлекаемый и уже функционирующий иностранный капитал в странемеры и инструменты привлечения наукоемких ПИИрегиональный аспект регулирования ПИИроль Россия в системе международного регулирования ПИИ. По каждому из этих направлений в заключительной части работы рассмотрены реализуемые инициативы государства в данной области, а также предложены возможные инструменты и меры по оптимизации существующих инициатив.

В рамках перечисленных областей предлагаются, в том числе следующие составляющие эффективного механизма государственного регулирования иностранных инвестиций в российской практике: формирование стратегии ПИИ исходя из развития российской экономики по эволюционному пути (инновационно-прорывному) — стратегия постепенного замещения преференциального на национальный режим ПИИ при одновременном формировании эффективной институциональной основы, развитии делового климата и разработки системы специфических льгот и гарантий, предоставляемых законодательно иностранным инвесторамсовершенствование законодательства, снижение административных барьеров в регулировании ПИИ, изменение региональной политики привлечения ПИИ, устранение процедурных и институциональных ограничений развития ОЭЗ, концепции ГЧП, в т. ч. концессионных соглашенийразработка эффективной инвестиционной политики, направленной на «комплексную» защиту национальных интересов и предполагающей ряд последовательных этапов (стратегическое планирование, разработка инструментария, оценка возможностей) — повышение роли наукоемких ПИИсоздание единого координирующего органа взаимоувязывающего весь перечень разноплановых вопросов в отношении ПИИ (Всероссийского агентства по поддержке иностранных инвестиций, действующий по принципу «одного окна»).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г.-М., 2002.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации в двух частях. М., 2006.
  3. ФЗ от 26 июня 1991 г. № 1488−1-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ».
  4. ФЗ от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  5. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российскую Федерацию» ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-Ф3, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ.
  6. ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 г.
  7. ФЗ «О концессионных соглашениях», № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г.
  8. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 (с изменениями от 25 апреля 2006 г.) «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 695 «О Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение».
  10. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 (с изменениями от 20 января, 16 апреля 1996 г.) «О частных инвестициях в Российской Федерации».
  11. А., Радыгин А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма // Вопросы экономики. 2007. — № 6. — С. 28−44.
  12. Е.С., Воронкова О. Н., Гаврилко H.H. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов н/Д, 2003. 420 с.
  13. А. Результативны ли иностранные инвестиции? // Экономист. -2007. -№ 1.- С. 29−36.
  14. В.Я. Австралия: экономика и иностранные инвестиции // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. — № 8. — С. 39−51.
  15. А., Григорьев Л. Иностранные инвестиции в России: проблема и перспективы. Аналитический доклад независимых экспертов // РЖ. Сер 2. Экономика, 1994.-№ 4.
  16. В.Р., Жиц П.И. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития. Саратов, 2003. — 195 с.
  17. Е. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность // МЭиМО. 2003. -№ 11.
  18. Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост // МЭиМО. 2002. — № 1. — С. 60−68.
  19. А.Э. Инвестиционные проекты в Западной и Восточной Европе // Финансы и кредит. 2006. — № 23. — С. 21−39.
  20. Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // МЭиМО. 2003. — № 9. — С. 60−66.
  21. Т.Я. Деформация денежного обращения и инвестиционный процесс в России. Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику России. М., 2004.
  22. Я.М. Использование иностранных инвестиций в Китае // Российский внешнеэкономический вестник. 2004. — № 1. — С. 5−13.
  23. И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев, 1995.
  24. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  25. О.В. Глобальный механизм регулирования инвестиционных процессов и его роль формировании потоков прямых иностранных инвестиций / Дис. на соискание степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2004. — 198 с.
  26. В. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России // МЭИМО. 2004. — № 5. — С. 74−82.
  27. В. Глобализирующаяся экономика: развитие по второму началу термодинамики? // Экономические стратегии. 2004. — № 2. — С. 22−27.
  28. Вернуть лидерство // Эксперт. 2005. — № 45.
  29. Внешняя торговля, офшор, налоги, банки за рубежом. Тома Ш-1У. Проект ПОЛПРЕД: М., 2004.
  30. Т.А. Инвестиционная активность в стратегии экономического роста (Методологический аспект). / Дисер. на соискание уч. степени док. экон. наук. -М., 2004.
  31. ЛА., Годжуров Н. В. Инвестиционная система России: новые рубежи развития // Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Региональное экономическое пространство: интеграционные процессы. Волгоград, 2005. — 244 с.
  32. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т. 1./ Глав, редкол. В. Н. Черковец. -М., 1987. -606 с.
  33. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. -М., 1999.
  34. С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // РЭЖ. 2007. — № 1−2.
  35. Глобализация и Россия. М., 2004.
  36. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В. П. Колесова. М., 2002.
  37. М. Финансовая глобализация и ограничения национальной денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2007. — № 7. — С. 20−35.
  38. С. Системный выбор России // Экономист. 2007. — № 4. — С. 3−22.
  39. Д.К. Экономические теории и цели общества. -М., 1979.
  40. Л.Н. Концептуальные положения инновационно-инвестиционной политики в условиях трансформации хозяйственной системы. Краснодар, 2005.
  41. М. Риски чужих денег. // Эксперт. 2007. — № 24.
  42. М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики. 2006. — № 12. — С. 20−37.
  43. B.C. Привлечение иностранного капитала: опыт развивающихся стран. -М., 1999. -112 с.
  44. Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. М., 2002.
  45. Р., Романова Е. Инвестиционная активность американских ТНК как субъектов процесса глобализации // РЭЖ. 2004. — № 2. — С. 42−55.
  46. В. Перспективы привлечения ПИИ при вступлении России в ВТО // Вопросы экономики. 2003. — № 10. — С. 27−33.
  47. В. Факторы роста российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 8. — С. 8−13.
  48. Инвестиционный климат в России (доклад к 15 съезду РСГ1Г1) // Вопросы экономики. 2006. — № 5. — С. 48−77.
  49. Иностранные инвестиции в некоторые сферы экономики России // Внешнеэкономический вестник. 2006. — № 1.
  50. Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора (экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая
  51. Россия») // Вопросы экономики. 2007. — № 9. — С. 27−45.
  52. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. — 307 с.
  53. В.Г. Экономическая политика России: история и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 3. — С. 16−22.
  54. Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. М., 1993.
  55. A.B. Условия для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику в период реформы: Дисс. на соиск. уч. степени канд. экон. наук: спец. 08.00.05 Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 1999. — 157 с.
  56. ., Яковец Ю. Альтернативы структурной динамики // Экономист. -2007.-№ 1.-С. 12−24.
  57. А. Структура российских прямых капиталовложений И МЭиМО. -2007. № 4. — С. 69−79.
  58. Н., Фейт Н. Политика стран Центральной и Юго-Восточной Европы в отношении ПИИ // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 1. — С. 13−21.
  59. В.М. Экономическая цивилизация и постиндустриализм в общеисторических и российских координатах. Сб. Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Ю. М, Осипова, Е. С. Зотовой. М., 2000. С. 54.
  60. C.B. (Ледяева C.B. Прямые иностранные инвестиции и формирование механизмов их привлечения в экономику России: Дисс. на соиск. уч. степени канд. экон. наук: спец. 08.00.01 Хабаровск, 2002. — 165 с.
  61. Е.Л. Стратегическое оперирование инвестиционными факторами в промышленности: Дисс. на. соиск. уч. степени доктора, экон. наук: спец. 08.00.05 -Краснодар, 2002. 356 с.
  62. В. Инвестиционные процессы в российской экономике // Вопросы экономики. 2006. — № 4. — С. 4−27.
  63. Ю., Рахлина Л. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // МЭиМО. 2006. — № 3. — С. 87−94.
  64. Д.С. Экономика развития. М.: «Экзамен», 2002. — 512 с.
  65. A.M. Инвестиционная политика государства: какие критерии выбрать И Государственная служба. 2001. — № 3.
  66. Ф. Производство и распространение знаний в США: Пер. с англ. -М., 1966.
  67. May В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту // Вопросы экономики. 2007. — № 2. — С. 4−25.
  68. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации и 20 012 006 гг. Российский статистический ежегодник. 2006 г.
  69. Международные экономические отношения / Под ред. НН. Ливенцева. -М, 2004. 512 с.
  70. Международные экономические отношения / Под ред. Б. М. Смитиенко. -М., 2005.-450 с.
  71. Международные экономические отношения / Под ред. В. Е. Рыбалкина. М., 2002.-368 с
  72. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / По ред. Л. Н. Красавиной. М., 2000.
  73. А.Ю. Процесс глобализации мировой экономики: институциональный аспект: Автореф. дис.канд. экон. наук. М.:МГУ, 2001.
  74. Дж. С. Основы политической экономии. В 3-х томах. — М., 19 981.
  75. ПА. Системные трансформации в экономике.—Владивосток, 2001. 536 с.
  76. А. М. Индикативное планирование совокупного спроса с учетом инвестиционной привлекательности региона // Инвестиции в России 2000 — № 3.
  77. Е.Б. Основы экономической теории. М., 1997. — 496 с.
  78. А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М., 2001. — 316 с.
  79. А. Прямые инвестиции: непрямой путь в экономику // Вопросы экономики. 2007. — № 7. — С. 63−75.
  80. A.B. Структурный анализ международного движения капитала // Деньги и кредит. 2007. — № 1.
  81. Об итогах социально-экономического развития РФ за 2006 г. и задачах экономической политики Правительства РФ на 2007 г. М.: Минэкономразвития России, 2007.
  82. Обзор экономической политики в России за 1999 год / С. В. Алексашенко, А.З. Ас-тапович и др. Бюро экономического анализа. — М.: ТЕИС, 2000. — 800 с. С. 396−397.
  83. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // МЭиМО. 2005. — № 9. — С. 12−21.
  84. Отчет о мировом развитии за 2005 год UNCTAD, N.Y., 2002.
  85. М. Зарубежный опыт приватизации: участие иностранного капитала
  86. Экономика и жизнь. 1996. — № 43.
  87. А., Поспелов И. Инновационно-прорывной путь развития: прогнозные параметры // Экономист. 2007. — № 1. — С. 15−28.
  88. В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики // Вопросы экономики. 2006. — № 7. — С. 4−23.
  89. М. Конкурентные преимущества стран. М., 1993.
  90. М.Е. Стратегия конкуренции: методика анализа отраслей и деятельности конкурентов. М., 1997.
  91. М. Конкуренция. М., 2000.
  92. Приток капитала // Эксперт. 2007. — № 20.
  93. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005−2008 гг.). М., 2005.
  94. В. Суверенитет и капитал // Ведомости. 2007. — 27 апреля.
  95. З.К. Мировая экономика. М., 2002. — 320 с.
  96. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций // Радыгин A., May В. и др. МД998.
  97. Н., Сергиенко Я., Френкель А. Стабильное развитие экономики и инвестиционный спрос // МЭиМО. 2004. — № 11. — С. 69−78.
  98. М. Границы безграничных предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 1. — С. 90−96.
  99. А. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования (материалы к лекциям и семинарам) // РЭЖ. 2000. — № 7. — С. 74−75.
  100. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 20 052 006 гг. Рейтинговой агентство Эксперт РА, 2006.
  101. И. О смене акцентов в анализе и регулировании деятельности иностранных предприятий: потенциал философии «нового протекционизма» //РЭЖ. -2007. № 5−6.
  102. И. И., Гришина И. В. Сложившаяся и перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности // Инвестиции в России. 1998. — № 1. — С. 37 — 39.
  103. Романова 3. Иностранные инвестиции: латиноамериканские уроки // Экономист. 2004. — № 8. — С. 14−23.
  104. Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 28) -М.:ИЭПП, 2007.-751с.
  105. Н.Ю. Влияние факторов роста экономики страны на развитие прямых иностранных инвестиций (международный опыт и российские реалии) // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. — № 4. — С. 25−34.
  106. Н.Ю. Ключевые проблемы привлечения наукоемких прямых иностранных инвестиций в Россию в условиях глобальной экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 4. — С. 24−28.
  107. Я., Райская Н., Френкель А. Экономика России в 2007 году: основные тенденции развития // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 11. — С. 16−24.
  108. А. Региональная политика и экономическая безопасность // Вопросы экономики. 1995. — № 1.
  109. И.В., Бакланова Ю. О., Агаев A.A. Инвестиционный климат территории: мировой и национальный взгляд // Менеджмент в России и за рубежом.--2006. № 2. — С. 34−40.
  110. И.А. Международная конкуренция и Россия. М., 2004.— 389 с.
  111. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. М., 2003.
  112. Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025 года). М.: ИМЭПИ РАН, 2004.
  113. С.Н., Борисов С. Т. Влияние инвестиционной среды на рыночные отношения // Транзитивная экономика на постсовестком пространстве. Краснодар, 2002.
  114. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М., 2003.
  115. А., Яковлева Е. Инвестиционный имидж России // МЭиМО. 2006. -№ 9.-С. 25−31.
  116. И.В., Александрова E.H., Кравченко Т. Е., Анисимов В. Г. Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста // ФИК. 2006. — № 32.
  117. Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости): Пер. с англ. / Под ред. Ю. Ольсевича. М., 1996.
  118. А., Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию // Вопросы экономики. 2007. — № 7. — С. 4−19.
  119. Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения:
  120. Доклад о мировом развитии 2005 г. / МБРР, 2005.
  121. Управление экономикой: тенденции развития // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 3. — С. 32−35.
  122. Р.Ф. К теории экономической динамики: новые выводы экономической теории и их применение в экономической политике / Пер. с англ. И. К. Дашковского. / Под. ред. Л. П. Куракова. -М., 1999. Т. 1. — 160 с.
  123. П. Экономический образ мышления. М., 1991.
  124. . Внешний сектор российской экономики // Вопросы экономики. -2007.-№ 11.-С. 76−91.
  125. . Пасынки глобализации // Эксперт. 2007. — № 4.
  126. П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения для промышленности. М.,. 1999. — 320 с.
  127. А. Обоснование инновационного типа воспроизводства // Экономист. 2005. — № 8. — С. 40−45.
  128. Энциклопедия рынка. Т.1. Банки. Страхование / Под ред. Б. Г. Декина, А. И. Рябова и др. М., 1994. — 650 с.
  129. В.Ю. Экономика России: перемены и перспективы. М., 1996.
  130. Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. — № 4. — С. 4−30.
  131. Adams R., Philippa G., Greg Mc. The trade and investment effects of preferential trading arrangements old and new evidence // Working paper, Productivity Commission, Canberra. — 2003, May.
  132. Addison Т., Almas H. The new global determinants of FDI flows to developing countries // Discussion Paper 2003/45, UNU/WIDER, World Institute for Development Economics Research. 2003, May.
  133. Ahmad A., Barnes C, Kanbley I. Formal and Informal Investment Barriers in the G-7 Countries: Summary and Conclusions. // Occasional Papers Indian Can. 1994. -Vol. 2. -№ l.-pp. 1-ю.
  134. Australian Bureau of Statistics, Cat. № 5352 Commonwealth of Australia, 2006.
  135. Balance of Payments Manual. 5 Edition. Washington DC, IMF, 1996.
  136. Banga R. What triggers outward foreign direct investment from Asian developing countries? UNCTAD, 2006.
  137. Blomstrom M. Foreign Investment and Spillovers: A Study of Technology Transfer to Mexico// London 1989.
  138. Blomstrom M., Kokko A. The Economics of Foreign Direct Investment Incentives // NBER Working Paper. 9489, 2003.
  139. Blonigen B. A review of the empirical literature on FDI determinants // Working Paper 11 299, National Bureau of Economic Research (NBER). 2005, May.
  140. Braunerhjelm P., Svensson J. Host Country Characteristics and Agglomeration in Foreign Direct investment // Appl. Economics, Andover 1996, vol.28, no.7.
  141. Brittan L. Investment Liberalization: the Next Great Boost to the World Economy. // Transnational Corporations. 1995. — Vol. 4. — № 1. pp. 2.
  142. Blomstrom M. Foreign Investment and Spillovers: A Study of Technology Transfer to Mexico// London 1989.
  143. Buckley P., Casson M. The future of the international enterprise // Journal of International Business Studies. 2002. — No. 4. — P. 637−655/
  144. Compendiam A. International Investment Instrument. Vol. I-III, UNCTAD, Geneva. -1996.
  145. The Determinants of Foreign Direct Investment: A Survey of the Evidence. N.Y.: UN, 1992-pp. 8−10.
  146. Dunning J.H. The multinational enterprises: the background. NY, 1971. P. 71.
  147. Encyclopedia of Public International Law. 1991. — Vol. 8. — pp. 246.
  148. Erdilek A. Case study on outward foreign direct investment by enterprises from Turkey. UNCTAD, 2005.
  149. International Financial Statistics / IMF, aug. 2007.
  150. Investment Policy Review of Russia 2006: Enhancing Policy Transparency, p. 16.
  151. Global Competitiveness Report 2006−2007 / World Economic Forum, 2006.
  152. Gold D. The Determinants of FDI and their Implications for Host Developing Countries. // CTC Reporter. 2004. — № 31. — pp. 21−24.
  153. Guisinger S. Total Protection: A New Measures of the Impact of Government Intervention on Investment Profitality. // Journal of International Business Studies. 1989. -Vol. 2. — № 20. — pp. 280 — 295.
  154. Johnson G. H. Technology and economic interdependence. New York, 1976. P.48.
  155. Hymer S. International Operations of national Firms. Study of Foreign Direct Investment. Cambridge, MTT Press. 1995. — P. 6−9, 2−28.
  156. Quinn J.B. Strategic Outsourcing: Leveraging Knowledge Capabilities // Sloan Management Review. 1999. Summer.
  157. Kindleberger, Charles P. The International Corporation: A Symposium. Cambridge, MA:. MIT Press, 1970.
  158. Kojima K. A macroeconomic Theory of Foreign Direct Investment / Towards a New World Trade Policy: the maidenhead papers / Ed. By C.F. Bergson London. 1975.
  159. Kokko A. The home country effects of FDI in developing economies. Paper prepared for UNCTAD. 2006.
  160. Kregel I. Capital Flows: Globalization of Production and Financial Development // UNCTAD Review. 1994. — pp. 23−38.
  161. Lim D. Fiscal Incentives and Direct Foreign Investment in Less Developed Countries // Journal of Development Studies, Bradford 1983, vol. 19, no. 2 p.209.
  162. Lipsey R. Foreign Direct Investors in Three Financial Crises // Working Paper 8084,2001.
  163. McCausland, W.D. The costs of inward direct foreign investment to developing countries. If Applied Economics Letters- July 2002, Vol. 9 Issue 8.
  164. MacMillan J.C. Controlling Competitive Dynamics by Taking Strategic Initiative // The Academy of Management Executive. 1988. May.
  165. McDonald R., Siegel D. R The Value of Wailing to Invest // Quarterly Journal of Economics. № 101. November 1986. P. 707−728.
  166. Medvedev D. The Impact of Preferential Trade Agreements on Foreign Direct investment Inflows // Policy Research Working Paper. The World Bank. — 2006. — 63 p.
  167. De Mello Luiz R. Foreign direct investment in developing countries and growth: A selective survey. // Journal of Development Studies- Oct. 1997. Vol. 34 Issue, pp. 15.
  168. Mody A., Razin A., Sadka E. The Role of Information in Driving FDI Flows: Host-Country Transparency and Source-Country Specialization//NBER Working Paper 9662,2003.
  169. Moon H., Roehl W. Unconventional foreign direct investment and imbalance theory. -International Business Review, 2001. 10, pp. 197−215.
  170. Mushtaq H. Khan Investment and Technology Policy. UN DESA, 2007.
  171. OECD Benchmark Definition of Foreign Direct Investment. Third Edition, Paris, OECD, 1996.
  172. OECD Investment Policy Review of Russia 2006: Enhancing Policy Transparency. OECD, 2007.
  173. Pagan I.C., Wilkie I.S. Transfer Pricing Strategy in a Global Economy. Amsterdam, 1993.
  174. Pindyck R.S., Solimano A. Economic Instability and Aggregate Investment. NBER Working Paper Series. June 1993. Working Paper .№ 4380. P. 1−53.
  175. Pollan, T. Legal Framework for the Admission of FDI (Utrecht: Eleven International). The publication Handbook of Statistics 2006−2007. UNCTAD, may 2007.
  176. Ramaswamy K. Multinationality and performance: a synthesis and redirection. -Advancesin International Comparative Management. 1992, 7, pp. 241−267.
  177. Razin A., Sadka E. Gains from FDI Inflows With Incomplete Information // NBER Working Paper 9008, 2002.
  178. Report of the Secretary-General of UNCTAD to UNCTAD XII, Globalization for development: Opportunities and challenges, TD/413, 4 July. UNCTAD (2007).
  179. Revision of the Balance of Payments Manual, Fifth Edition. IMF, 2004, p.70.
  180. Ruigrok, W., Wagner H. Internationalization and performance: an organizational learning perspective. Management International Review. — 2003. — № 43,1, pp. 63−83.
  181. Rybinski K. Globalization and Its Implications for Monetary Policy // BIS Review 2006.-No 32. P. 3.
  182. Schjelderup G. Investment Incentives and International Tax Paradoxes // Public Finance. 1992. — Vol. 47. 3.-pp. 476−486.
  183. Schneider E., Ensle D. Shadow Economics: Size, Causes and Consequences // Journal of Economic Literature. 2000. — March. — P. 81.
  184. Small and Medium-sized Transnational Corporations. Executive Summary and Report on the Osaka Conference. -Geneva, 1994.
  185. Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. Cambridge, 1994.
  186. Sullivan D. Measuring the degree of internationalization of a firm. Journal of International Business Studies. — 1994, 25, pp. 325−342.
  187. The Trade and Development Report 2007. UN, New York and Geneva, 2007.
  188. Zhao H. Technology Imports and Their Impacts on the Enhancement of China’s
  189. Technological Capability // Journal of Development Studies, Bradford, 1995. vol. 31.
  190. Vernon R. The multinational Enterprise: Power versus Sovereignty. Boston, 1972.
  191. Vernon R. Transnational Corporations: Where are they Coming from? Where are they Headed? // Transnational Corporations. 1992. — Vol. 1. — № 3. — pp. 25 — 26.
  192. Wain I. How to Go Global and Why. //Fortune. 1989. — Vol. 120. — № 5. — pp. 56.
  193. World Development Report 1996. Geneva, 1996. — pp. 36−38.
  194. World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D, table Ш. 6. UNCTAD, 2006.
  195. World Investment Report 2006: FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development. UN, New York and Geneva, 2007. — 350 pp.
  196. World Economic Outlook: A Survey by the Staff of the International Monetary Fund, April, 2003. IMF, 2003. — 300 pp.
  197. Всемирный банк-http://www.worldbank.com
  198. С. Проблемы отечественной промышленности в свет присоединения России к ВТО. официальный сайт С. Глазьева.
  199. Доклад ОЭСР «Российская Федерация повышение прозрачности политики» — ОЭСР, 2006 — http://www.oecd.org
  200. Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ РФ) http:// www.economy.gov.ru
  201. Наблюдательный совет по иностранным инвестициям (FIAC Survey on «Russia: Investment Destination» (2005) http://www.fiac.ru/197. ОЭСР http:// www.oecd.org
  202. Официальный сайт журнала «Эксперт» URL: http://www.expert.ru
  203. ПОЛПРЕД Справочники -URL:http://www.polpred.com
  204. Система Организаций Объединенных Наций -URL:http:// www.un.org
  205. Федеральная служба государственной статистики URL: http:// www.grs.ru
  206. California Public Employers' Retirement System http://www.calpers.ca.gov
  207. Checklist for Direct Investment Incentives Policies. OECD, 2003 -http://www.oecd.org.
  208. The OECD Declaration and Decisions on International Investment and Multinational Enterprises http://www.oecd/
  209. ШТСТАБ. http://www.unctad.org/fdi
Заполнить форму текущей работой