Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Идея мира в европейской политической мысли Нового времени: Генезис и эволюция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обширную историографию имеет богатое творческое наследие Иммануила Канта. Кантовский трактат «К вечному миру» занимает видное место в созданной им философской системе, и потому его анализу исследователи уделяют специальное внимание, изучая его в разных аспектах. Так, еще в конце XIX века доцент Московской духовной академии П. В. Тихомиров в очерке «Вечный мир в философском трактате Канта… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС ИДЕИ ВСЕОБЩЕГО ВЕЧНОГО МИРА И РАЗРАБОТКА ЕГО ОСНОВ В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XV11 ВЕКОВ
    • 1. Идея мира в эпоху Возрождения
    • 2. идея мира в политических учениях XVII века. договор как основа вечного мира
  • выводы первой главы
  • ГЛАВА II. ИДЕЯ МИРА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVIII ВЕКА
    • 1. Международный трибунал как основа вечного мира в. проектах У. Пенна, и. Бентама, ш. Сен-Пьера
    • 2. Идея вечного мира в трактовке Жан-Жака Руссо
    • 3. «к Вечному миру» Иммануила Канта
  • Выводы второй главы
  • ГЛАВА III. ВЕЧНЫЙ МИР В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XIX ВЕКА
    • 1. Идеи экономического сотрудничества как залог всеобщего мира в учениях социалистов. Марксизм о войне и мире
    • 2. От трактатов и проектов — к общественным движениям за мир
  • Выводы третьей главы

Идея мира в европейской политической мысли Нового времени: Генезис и эволюция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема войны и мира была и остается одной из глобальнейших проблем человечества. Испокон веков мир рассматривался людьми как благо, а война как величайшее зло, которое уносит человеческие жизни, разрушает и уничтожает памятники духовной и материальной культуры. Лучшие умы человечества, философы, гуманисты, религиозные деятели на протяжении столетий пытались решить эту проблему, призывая политиков прекратить кровопролитные конфликты и предлагая свои проекты по установлению всеобщего вечного мира.

За много веков своего существования идея мира в трудах мыслителей разных эпох претерпела определенную эволюцию, этапы которой соответствуют уровню развития и особенностям того или иного исторического периода. Зарождение идеи всеобщего вечного мира произошло в политических учениях эпохи Возрождения. Как известно, в Античности и в Средневековье мир мыслился соответственно как ценность внутри-полисная или союза христианских государств. Гуманисты эпохи Возрождения наполнили идею мира этическим содержанием, выступили с призывом к бесконфликтному общению всего человечества, провозгласили ценность мира для всех людей вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности. В XVII—XVIII вв. идея мира обогатилась разработками рационалистической философии, и на фоне сформировавшейся к тому времени международной политической системы приобрела механизмы своей реализации в виде рационального межгосударственного договора и образования международного арбитражного суда. Немецкая классическая философия обогатила идею мира диалектическим содержаниемсоциалистические учения эпохи промышленного переворота увязали мечту о мире с изменением или уничтожением неправильно организованных процессов производства и распределения. Наконец, с середины XIX столетия на основе многовекового гуманистического опыта началось формирование общественного движения за мир, которое стало частью практической политической жизни человечества, выйдя за рамки умозрительных схем и теорий.

Таким образом, идея мира, зародившаяся в древности, привлекала внимание мыслителей разных эпох, и с течением столетий прошла определенную эволюцию, приобретая новые черты и содержание. Возникавшие в тот или иной период концепции и проекты мира, оказывали влияние на последующее развитие идеи мира, образуя, таким образом, своеобразную «мирную» традицию в истории политической мысли, изучение которой проясняет и общую эволюцию культуры общества. Кроме того, исследование вектора развития идеи мира придает изучению ее эволюции практическую актуальность, поскольку фиксирует переход от абстрактных схем к конкретным политическим проектам, отражает применение теоретических разработок в общественно-политической практике.

Степень разработанности проблемы и характеристика источников. В основу диссертационного исследования легли оригинальные труды мыслителей прошлого, в которых впервые была заявлена тема вечного мира или имели место постановка новых проблем этой многоаспектной темы и оригинальное их решение. Идея всеобщего вечного мира одним из первых была озвучена виднейшим гуманистом эпохи Возрождения Эразмом Роттердамским (1466−1536) в трактате «Жалоба мира» (1517).1 В XVII веке проблемы мира и поиска механизмов его реализа.

1 Эразм Роттердамский. Жалоба мира // Трактаты о вечном мире. М. 1963 ции разрабатывались английскими мыслителями Томасом Гоббсом (1588−1679) в «Левиафане» (1651)2 и Джоном Локком (1632−1704) в трактате «О государственном правлении» (1689).3 Правовое рассмотрение проблемы мира и идея создания международного трибунала впервые были озвучены Гуго Гроцием (1538−1645) в трактате «О праве войны и мира».

1625). Чешский мыслитель Ян Коменский (1643−1670) предложивший человечеству «Всеобщий совет человеческому роду» (1670) стал родоначальником идеи мирового суда или «трибунала мира». В трактатах о мире эпохи Просвещения — «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе» (1693) английского общественного деятеля Уильяма Пенна (1644−1718), «План всеобщего мира» (1786−89)5 Иеремии Бентама (1748−1832), «Проект вечного мира в Европе» (1713−1717) французского аббата Шарля де Сен-Пьера (1658−1743) — была осуществлена детальная разработка идеи создания международного суда с целью обеспечить вечный мир. «Суждение о вечном мире» (1761) французского просветителя Жан-Жака Руссо (1712−1778) отличается рационализмом и в то же время парадоксальностью высказываний о возможностях и способах реализации мира. «К вечному миру» (1795) Иммануила Канта (1724−1804) представляет собой наиболее полное, системное, структурированное рассмотрение идеи мира в философском и политико-правовом аспектах, впитавшее в себя все разработки мыслителей предшествующих эпох, и оказавшее влияние на последующее развитие идеи мира и ее воплощение на практике.6 Сочинение Сен-Симона «О преобразовании европейп ского сообщества» (1760−1825) сконцентрировало основные идеи со.

2 Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: в 2-х тт. М., 1991. Т.2.

3 Локк Дж. О государственном правлении // Локк Дж. Избранные произведения: в 2-х тт. М., 1960. Т.2.

4 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.

5 Bentham I. A plan for universal and perpetual peace // Peace projects of the 18 century. N-Y. — L., 1973.

6 Произведения Эразма Роттердамского, Яна Амоса Коменского, УПенна, Ш. И.Сен-Пьера, Ж.-Ж.Руссо, ИКанта и др. вошли в сборник «Трактаты о венном мире» (М. 1963), составленный И. С. Андреевой.

7 Сен-Симон А. О преобразовании европейского сообщества // Родоначальники позитивизма. Выпуск 3. СПб., 1911. циалистов начала XIX века об основах всеобщего мира. Политическая программа «Международной Лиги за мир и свободу», 8 созданная в Женеве в 1867 году, включила в себя многие идеи мыслителей XVII—XIX вв.еков и, таким образом, ознаменовала начало перехода от теоретических схем к реальной общественно-политической практике. Именно эти произведения составили источниковедческую базу диссертационной работы.

Проблема войны и мира — одна из актуальнейших проблем прошлого и настоящего, и исследованием ее занимались и занимаются специалисты в различных областях, рассматривая ее в самых разных ракурсах: военные историки, философы, социологи, политики, психологи предлагают свое видение и решение вопроса о войне и мире.9 Солидную традицию изучения западноевропейской мысли в отечественной науке представляют труды представителей историко-философской школы Московского университета В. Ф. Асмуса, В. В. Соколова, И.С. Нарско-го, В. Н. Кузнецова, Т. И. Ойзермана и др.10 Однако, являясь необходимой базой историко-политологической разработки темы, все эти общие исследования специально не касаются изучения эволюции идеи мира в истории политических учений.

8 Annales du Congres de Geneve, Geneva. 1868.

9 Среди многочисленных отечественных исследований общего плана можно, в частности выделить следующие работы, чья тематика отражает многообразие аспектов проблемы войны и мира: Сидоров О. И. Война и религия. М., 1979; Философия мира против идеологии войны. М., 1988; Мир как проблема человека. М.1990; Война и мир в ранней истории человечества. М., 1994; Проблема войны и мира в истории. Ставрополь, 1993; Серебрянников В. В. Социология войны. М., 1997; Докучаев А. В. Война и культура (культурологические и социально-культурные интерпретации феномена войны). М., 2000, и др. Среди исследований зарубежных авторов об общих проблемах мира и войны можно выделить следующие работы: Murty К. The quest for peace. Dehli, 1986; UNESCO Yearbook on peace and conflict studies. Paris, 1981; Bertz R., Herman Т. Peace and war. L., 1973; Russel B. Why men fight. A method of abolishing the international duel. N-Y, 1920; Mangone G J. The idea and practice of World goverment. N-Y, 1951; Morrisey W. Apolitical approach to pacifism. Mellen, 1996 и др.

10 Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974; Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976; Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М. 1986; Кузнецов В. Н. Дени Дидро. М., 1963; Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978; Нарский И. С. и др. Марксистская философия в XIX веке: в 2-х книгах. М., 1979 Соколов В. В. Вольтер (общественно-политические, философские и социологические воззрения). М., 1956; Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; Соколов В. В. От философии античности к философии Нового времени: субъект-объектная парадигма. М., 2000; Ойзерман Т. И. Философия Канта. М., 1974; Ойзерман Т. И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979; Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982; Ойзерман Т. И. Научно-философское воззрение марксизма. М. 1989 и др.

Литературу непосредственно по данной теме условно можно разделить на две группы: во-первых, это работы, посвященные собственно изучению генезиса и эволюции мирной традиции с точки зрения исторического, историко-философского и политико-правового анализаа, во-вторых, ряд научных исследований отдельных оригинальных концепций и философских трактатов о мире тех или иных мыслителей прошлого.

Одним из первых отечественных специальных исследований «мысли о мире» можно считать труд Л. А. Камаровского «Успехи идеи мира» (1898). Рассматривая историю человечества в целом, он характеризует «определенные фазисы, через которые прошла идея мира, чтобы из туманного представления постепенно превратиться в великий и плодотворный общественный принцип нашего времени».11 В советской историографии из огромного потока литературы, посвященной «мирной» тематике, корректной постановкой задач исследования и их адекватным решением выделяются работы И. С. Андреевой, Ю. Я. Баскина, В.В. Ер-мошина, А. С. Капто, А. О. Чубарьяна и др. В частности, диссертация И. С. Андреевой, а затем и ее монография, стали фактически первым серьезным научным исследованием эволюции идеи мира в западноевропейской философии.12 Ю. Я. Баскин одним из первых охарактеризовал идею вечного мира в философии и политической литературе Нового 1 времени. Политико-правовые аспекты эволюции идеи мира в истории общественной мысли Нового времени были последовательно и тщательно рассмотрены В. В. Ермошиным.14 Методологическим проблемам философии мира посвящен фундаментальный труд А. С. Капто.15 Изменения.

11 Камаровский Л. А. Успехи идеи мира. М., 1898. с.З.

12 Выхристюк-Андреева И. С. Проблема всеобщего мира в западноевропейской философии (до возникновения марксизма). Автореф. дисс.док. филос. наук. Тбилиси, 1973; Андреева И. С. Проблема мира в западноевропейской философии. М., 1975.

13 Баскин Ю. Я. Идея вечного мира в философии и политической литературе Нового времени // Советский ежегодник международного права 1964;1965гг. М., 1966.

14 Ермошин В. В. Проблема войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. М., 1989.

15 Капто А. С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М., 1990. представлений о Европе без войн в истории социально-политической мысли прослежены в книге А. О. Чубарьяна.16.

В постсоветское время проблемы войны и мира в историко-политологическом и историко-философском аспектах привлекают меньшее внимание исследователей. Тем не менее значимыми для нашей работы стали два издания: совместный российско-американский проект «Мир/Peace: альтернативы войне от Античности до конца Второй мировой войны. Антология"17 и труд интернационального коллектива историков «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира».18.

Особый пласт литературы посвящен изучению конкретных мирных проектов и анализу идеи мира в интерпретации тех мыслителей, которые уделяли этой проблеме специальное внимание, обогащая таким образом многовековую мирную традицию на протяжении многих столетий. Необходимо еще раз отметить, что первые «специализированные» трактаты о мире появляются в эпоху Возрождения — они и стали объектом пристального внимания ученых. Так, гуманистическое наследие Эразма Роттердамскогоего пацифистская «Жалоба мира» стали основой для многих научных исследований его творчества.19 Анализу особенностей трактовки идеи мира Гуго Гроцием и его трактату «О праве войны и мира» посвящены статьи А. Желудкова, А. Саккетти.20.

Проекты мира, разработанные французскими Просветителями, в частности Сен-Пьером и Руссо, анализирует и сравнивает А. Н. Лодыженский в брошюре «Проекты вечного мира».21 Что касается творчества Ж.-Ж. Руссо, то исследователи в основном уделяют внимание его теории общественного договора и анализу таких сочинений, как «Общественный договор», «Исповедь», «Рассуждение о.

Чубарьян А. О. Европейская идея в истории. М., 1987.

17 Мир/Peace: альтернативы войне от Античности до Второй мировой войны. Антология. М., 1993.

18 Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. М. 1998.

19 Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1974; Эразм Роттердамский и его время. М., 1989 и др.

20 Саккетти А. Гуго Гроций о войне и мире // Советский ежегодник международного права. М., 1966; Желудков А. Гуго Гроций и его трактат «О праве войны и мира» // Г. Гроций. О праве войны и мира. М., 1994 венный договор", «Исповедь», «Рассуждение о неравенстве».22 Все они характеризуют Руссо как просветителя и энциклопедиста, однако, не обращают особого внимания на значимое для рассмотрения эволюции идеи мира эссе «Суждение о вечном мире».

Обширную историографию имеет богатое творческое наследие Иммануила Канта. Кантовский трактат «К вечному миру» занимает видное место в созданной им философской системе, и потому его анализу исследователи уделяют специальное внимание, изучая его в разных аспектах. Так, еще в конце XIX века доцент Московской духовной академии П. В. Тихомиров в очерке «Вечный мир в философском трактате Канта» отмечал, что Кант затронул тему важную для человечества, разработка этой темы серьезна и основательна, и предлагаемая практическая программа прогрессивна.23 Выдающийся российский историк философии — В. Ф. Асмус в монографии «Иммануил Кант», выпущенной издательством «Наука» к 250-летию немецкого философа, рассматривает трактат в контексте взглядов Канта на философию истории.24 А. В. Гулыга в исследовании «К вечному миру Канта» отмечает, что у Канта «проблема мира превращается в реальную философскую проблему. Этика Канта представляется неполной без завершающей ее мирной программы"/3 И. С. Нарский, рассматривая концепцию вечного мира Канта, характеризует ее как «завершающую историософию Канта и вообще его прикладную этику». Э. Ю. Соловьев рассматривает высказанные Кантом идеи о вечном мире в контексте взаимосвязи политики и.

21 Лодыженский А. М. Проекты вечного мира и их значение. М., 1880.

22 Алексеев-Попов В. С. О социально-политических идеях Жан-Жака Руссо // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969; Асмус В. Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962; Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М&bdquo- 1976 и др.

23 См. Тихомиров П. В. Вечный мир в философском трактате Канта. М., 1899.

24 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

25 Гулыга А. В. К вечному миру Канта. М., 1989. С. 16.

26 Нарский И. С. Кант. М., 1976. С. 175.

27 морали, а Ю. Я. Баскин — в контексте вклада мыслителя в развитие со.

2S временного международного права.

Большое количество работ в отечественной и зарубежной историографии посвящено учениям первых социалистов об общественно-политическом строе и его справедливом преобразовании, в контексте которых исследователями выделяются их взгляды на проблемы войны и мира.29 Особое место в историографии темы занимают исследования политической доктрины К. Маркса и Ф. Энгельса, «особое», прежде всего, в силу своего огромного количества и детальной проработки малейших нюансов движения творческой мысли основоположников марксизма. Идеи Маркса о том, что мир представляет собой не случайное, а закономерное состояние общества, определяемое железной логикой социальных (классовых и национальных) интересов, что историческое развитие неизбежно приведет человечество к победе коммунизмаобщества социальной гармонии, что в процессе этого движения возникнет и разовьется новый гуманистический тип личности и т. д. — советским историографам представлялась как «вершина», конечный итог развития всей многовековой миротворческой традиции, а все предшествующие идеи и концепции мира выступали как необходимые, но недостаточные для толкования причин войн и поисков путей мира.30.

27 Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнигельность морали и права. М., 1992.

28 Баскин Ю. Я. Кант. М&bdquo- 1984.

29 Либкхнет В. Роберт Оуэн, его жизнь и общественно-политическая деятельность. СПб., 1905; Волгин В. П. История социалистических идей. М. — Л., 1931. Т.2, вып. 1- Плеханов Г. В. Французский утопический социализм XIX века // Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. М., 1957. Т. ЗВолгин В. П. Сен-Симон и сенсимонизм. М., 1961; Зильберфарб И. Социальная философия Шарля Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX века. М., 1964; Борщевский Л. В. Отношение Сен-Симона, Оуэна и Фурье к проблемам вечного мира // Вестник Ленинградского Университета. Экономика. Философия. Право. М., 1974. Вып.5- Кучеренко Г. С. Сен-Симон и Тьерри в поисках мирной ассоциации народов // Новая и новейшая история, № 2, 1974, и др.

30 См.: История марксизма-ленинизма. Т.1. Формирование, развитие и распространение марксизма, утверждение его в рабочем движении, 40-е годы XIX века-1871 год. М., 1986; Лоскутов В. А. Историческая природа марксизма: основание и система развития. Свердловск, 1990; Михальченко Н. И. Марксистская политическая идеология. Киев, 1991; Мощелков Е. Н. Современные дискуссии о коммунистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1991 и др.

Среди зарубежных исследований идеи мира в истории политической мысли можно особо отметить вышедшие в разные годы работы М. К. Джакоб, Дж. Р. Джакоба, Дж.Т. Джонсона, Г. Дж. Мангоуна, У. Моррисея, Дж. Фергюсона.31.

Этот небольшой историографический обзор позволяет утверждать, что идея мира, ее генезис, эволюция в истории мысли исследовались специалистами в различных аспектах. Прежде всего мир рассматривается как определенное состояние общества, когда политика осуществляется ненасильственными средствами, как общественный идеал и как проблема человека. Но к освещению этих сюжетов подходят в основном с позиций историко-философского или, в лучшем случае, политико-правового анализа проблемы. В этой связи, очевидно, что комплексное историко-политологическое исследование идеи вечного мира, предполагающее рассмотрение ее эволюции не только на отдельно взятом историческом или философском фоне, а в контексте постепенной выработки политических механизмов ее реализации, в ее отношении к сфере «политического», во взаимосвязи с политическими реалиями, в научной литературе представлено недостаточно.

Цель и задачи исследования

Актуальность, степень разработанности проблемы определили тему настоящего исследования, его цель и задачи. Основной целью диссертационной работы стало выяснение логики развития идеи мира в истории политической мысли Европы XVI—XIX вв.еков, для чего необходимо было последовательно:

— выявить генезис идеи всеобщего мира и ее содержание в политических учениях эпохи Возрождения;

31 Mangone G. J. The idea and practice of world government. N-T., 1951; Peace projects of the XVII century. N-Y, L. 1972; Peace projects of the XVIII century. N-Y, L. 1974. Ferguson J. Classical looks at Peace studies // Peace studies: the hard questions. London, 1987; Johnson J. T. The quest for peace. Three moral traditions in Western cultural history. N-J., 1987; Morrisey W. A political approach to pacifism. Mellen, 1996 и др.

— раскрыть специфику трактовки идеи мира в политических учениях XVII века;

— рассмотреть взгляды Руссо на проблему мира, определить общее и особенное в трактатах о мире мыслителей эпохи Просвещения;

— реконструировать концепцию «вечного мира» И. Канта;

— охарактеризовать особенности идеи мира в социалистических учениях начала XIX века и политической теории марксизма;

— провести анализ программных установок первых общественных движений за мир, и, в конечном счете, показать преемственность развития «мирной традиции» и проследить ее эволюцию в западноевропейской политической мысли Нового времени.

Положения, выносимые на защиту.

— В политических учениях античности и средневековья отсутствовало понятие всеобщего вечного мира. Впервые идея всеобщего вечного мира — мира для всех, безотносительно к национальной или религиозной принадлежности — была высказана в эпоху Возрождения.

— В политических учениях XVII века идея мира получает практическое наполнение. Характерными чертами идеи мира в эту эпоху стало обретение ее основы — договора, и инструмента реализации — международного арбитражного суда.

— Трактаты о мире XVIII века отличаются подробнейшей разработкой механизмов организации международного Трибунала (Конгресса, Парламента), основная цель которого — посредством представителей всех государств решать конфликтные вопросы мирными способами, способствуя установлению всеобщего вечного мира.

— Трактат Канта «К вечному миру» систематизировал разработки мыслителей XVII—XVIII вв.еков и, в свою очередь, оказал влияние на дальнейшее развитие идеи мира. Главной отличительной чертой трактата стал предложенный немецким мыслителем способ установления вечного мира: Кант предложил не создание некоего надгосударственного арбитражного органа, а объединение государств в союз мира, международную федерацию народов, каждый участник которой откажется от части своей свободы ради общего блага и всеобщего мира.

— В XIX веке новые темпы и условия жизни выводят на политическую арену все более широкие массы граждан, которые становятся активными участниками политической жизни. Появляются первые общественные движения, ставящие целью борьбу за мир и оказание влияния на политиков при принятии ими решений. Программные документы обществ мира, включили в себя и те идеи, которые выработали мыслители Просвещения — создания международного Конгресса представителей всех государств, «Соединенных Штатов Европы», роспуска армий и т. д.

— Идея мира, зародившись в древности, на протяжении столетий эволюционировала, меняла свое содержание, приобретала новые формы. Понимание мира как первозданной гармонии и нравственного самосовершенствования сменилось пониманием мира как бесконфликтных отношений между государствами. Ценность гражданского мира расширилась до значимости международного мира. Этическое обоснование его необходимости сменилось рационалистическими соображениями пользы и выгоды. Общие требования прекратить войны переросли в разработку конкретных предложений, механизмов и способов установления мира. Идея мира вышла за рамки философских трактатов и стала частью общественной и политической жизни людей.

Хронологические рамки исследования — XVI—XIX вв.ека. Четыре века истории западноевропейского гуманизма дают возможность проследить его зарождение, различные тенденции развития, основные этапы эволюции от абстрактных гуманистических проектов к социально-политическим программам общественных движений за мир между народами.

Научная новизна проведенного исследования заключается, прежде всего, в комплексной историко-политологической характеристике развития идеи всеобщего вечного мира в истории политических учений Нового времени и проявляется в следующих элементах:

1. Выделены основные этапы развития идеи мира: начало идеи всеобщего мира в политической мысли Возрожденияобоснование и разработка «инструментальной» основы мира и формирование рационалистической концепции мира в трактатах XVII—XVIII вв.ековразработка идеи социально-экономических преобразований как условия всеобщего мира в «мирных» проектах раннего социализма и марксизма в первой половине XIX векапрактическая реализация идеи мира в программных документах общественных движений в защиту мира со второй половины XIX века.

2. Рассмотрены истоки зарождения и аргументировано положение о возникновении идеи всеобщего вечного мира в политических учениях мыслителей эпохи Возрождения, определена ее специфика, обусловленная этическим и гуманистическим характером философии того времени.

3. Обоснован вывод о том, что главную особенность развития идеи мира в XVII веке определили идеи Г. Гроция, Э. Крюссе, Т. Гоббса, Дж. Локка о международном суде и договоре как инструментах и основе мира.

4. Выявлена рационально-правовая тенденция развития идеи мира в эпоху Просвещения, проявившаяся в том, что необходимость установления мира обосновывалась требованиями пользы и экономической выгоды, разрабатывались проекты устройства международного суда (трибунала, конгресса) как инструмента реализации вечного мира. Особенности тенденции рассмотрены на примере трактатов У. Пенна, И. Бентама, Ш. Сен-Пьера, Ж.-Ж Руссо.

5. Реконструирована концепция И. Канта в защиту вечного мира, систематизировавшая идеи предшественников, обоснован вывод о том, что ее центральное положение о «всемирной федерации народов» оказало значительное влияние на дальнейшее развитие идеи мира.

6. Проанализированы особенности идеи мира в XIX веке, связанные, с социалистическим тезисом о реорганизации производства в интересах всего общества и глобального сотрудничества в пользу всех людей как основы мира, а также марксистским положением о борьбе за мир. Обоснован вывод о неправомерности считать марксизм «вершиной» европейского гуманизма.

7. Обосновано положение о том, что деятельность Лиги мира и свободы и других международных организаций второй половины XIX века ознаменовала переход идеи мира в практическую социально-политическую плоскость. Таким образом, показана преемственность, внутренняя логика развития «мирной» традиции в истории европейской мысли — от критики войны и морализаторства, через «инструментальные» проекты к конкретным социально-политическим программам общественных движений за мир.

Кроме того, в диссертационном исследовании осуществлены и введены в научный оборот оригинальные переводы текстов классиков политической мысли, программ общественных движений за мир («План Всеобщего вечного мира» И. Бентама, «Программа» и «Резолюция» Лиги мира и свободы, а также работ ряда зарубежных ученых М.К. Джако-ба, Дж. Р. Джакоба, Дж. Т. Джонсона, Е. Н. Карра, Дж. Фергюсона и др.).

Методологической основой работы послужили историко-политоло-гический подходобщие методы реконструкции, сравнительного и комплексного анализаметодологические и теоретические выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов по истории политико-правовой и социально-политической мысли.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования могут послужить одной из отправных точек более углубленного анализа эволюции идеи мира в истории общественно-политической мысли, дальнейшему изучению ее развития на пути реализации в деятельности общественных движений за мир и политических миротворческих организаций. Кроме того, выводы, изложенные в работе, могут быть использованы в учебном процессе при разработке спецкурсов по истории политических учений.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры Истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Выводы главы.

В XIX веке промышленная революция, новые темпы производства, потребность новых рынков сбыта и источников сырья обусловили ярко выраженную экономическую подоплеку войн «века пара». Большинство мыслителей XIX столетия, в противовес политикам, осуждали войны, в первую очередь, с точки зрения их экономической нецелесообразности, и находили основы вечного мира в использовании принципа всеобщего сотрудничества в организации системы производства и распределения. Социалистическая школа первой половины XIX века по-своему наполнила содержание идеи мира, связывая установление мира не столько с учреждением международного арбитражного суда — идеей, популярной у мыслителей предшествующего столетия, сколько со справедливым переустройством системы экономических отношений на основе идеи всеобщего объединения и сотрудничества. При этом, хотя ими и предполагалось создание международной ассоциации, но она наделялась не столько судебными функциями, сколько координирующими полномочиями.

Более радикальный взгляд на способы установления вечного мира высказывал марксизм, находивший его основы в радикальном изменении существующей экономической и социально-политической системы.

В политических учениях XIX века сформировалась новая тенденция в развитии идеи мира. Мыслители «уходили» от разработки «инструментов мира» к разработке принципов преобразования социально-экономических отношений, которое полагалось как основа всеобщего мира.

В XIX веке в развитии идеи мира произошел важный качественный «скачок» — она вышла за рамки умозрительных трактатов и стала составляющей программных документов массовых общественных движений за мир, начавших появляться в Европе уже в первой половине XIX века. Многовековой опыт разработки проблематики мира был взят на вооружение европейцами, объявившими целью свое деятельности борьбу за установление всеобщего миратеоретические разработки о мире были, наконец, востребованы на практике. Таким образом, формирование пацифистского движения во второй половины XIX века стал логичным завершением развития идеи мира по пути ее рационализации, обретения все более практического содержания и значения. В свою очередь, идеи пацифистов оказали влияние на учреждение Лиги наций, затем ООН — миротворческих политических организаций, наделенных полномочиями принимать и осуществлять решения по и прекращению войн и установлению мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования можно сформулировать в виде ряда положений и выводов. Бесспорно, что богатую «мирную» традицию, изменявшуюся и пополнявшуюся на протяжении многих столетий, составили наиболее интересные проекты вечного мира. Эти оригинальные проекты и их интерпретации зависели от исторического контекста той или иной эпохи, так как историческая обстановка оказывала влияние на возникновение, содержание, общественный резонанс и развитие той или иной концепции. Создание каждой из рассматриваемых концепций обуславливалось определенными внешними и внутренними факторами. К первым относятся, прежде всего, непрекращающиеся войны и напряженная международная обстановка, которая не могла не привлекать внимание мыслителей-гуманистовв качестве внутренних факторов следует выделить оригинальность и новизну каждого отдельно взятого проекта, благодаря чему он выделяется из общего потока подобных разработок. Использование историко-политологического подхода позволяет выделить ряд этапов в развитии идеи мира в истории социально-политической мысли. Так, мыслители античности, и средневековой Европы взывали к миру, ограниченному пределами государства или христианского союза, а войны при определенных оговорках признавались доблестным или священным деянием. Рождение идеи всеобщего вечного мира связано со становлением гуманистической философии эпохи Возрождения, воспевшей идеалы ценности и уникальности человеческой жизни. Гуманисты призывали людей прекратить войны, обращаясь к постулатам морали и, апеллируя к доброй природе человека, полагали, что мир «основывается на очищении каждого». Однако мыслители Возрождения, выступая с требованиями всеобщего вечного мира, не предложили способов его реализации, ограничившись призывами в его защиту.

По мере того как более светским и рациональным становилось общественное сознание европейцев, а место религии занимала наука, по мере того как оформлялась международная политическая система, идея мира изменяла свое содержание и приобретала новые характерные черты. Так, естественный закон, общественный договор, право — стали основой политических учений о мире в XVII веке. Теперь мир между людьми объяснялся не божественным мистическим промыслом, а сводился к закономерностям, причинно-следственным связям. Начался поиск инструментов реализации всеобщего мира на практике. Считалось, что к установлению вечного мира между государствами ведет естественный закон, который диктует необходимость заключения договора, по которому государства передадут арбитражные функции специальному органу, способному защитить право каждого государства и разрешить конфликты политическими способами. Отметим, что саму возможность выступать на международной арене в качестве суверенных субъектов политики и реализовать договорную теорию мира государства получили только в XVII веке — когда из раздробленных княжеств сформировались централизованные национальные государства.

XVIII век вошел в историю как век философов-энциклопедистов, мыслителей, апеллирующих в своих рассуждениях к разуму, логике, и выгоде, стремящихся детальному описанию и объяснению всех явлений. Первые политические трактаты, специально посвященные разработке механизмов по устройству вечного мира появляются в эпоху Просвещения. Просветительские проекты мира объединяет использование их авторами экономических аргументов в пользу мира, а также развитие идеи, высказанной впервые в XVII века, о создании международного союза государств и учреждении специального органа, наделенного полномочиями решать конфликты не насильственным путем, а дипломатическими способами, путем переговоров и соглашений. Квинтэссенцией всех «мирных» проектов эпохи стал вобравший лучшие философские разработки способов воплощения мира в мире фундаментальный трактат Канта, который, предложил свое рациональное видение основ будущего мира. Тогда же, в XVIII столетии, появляются коммунистические утопии, связавшие проблему войн с существованием «неправильных» имущественных отношений на основе частной собственности.

Учения о мире XIX века не внесли принципиальных новшеств в «инструментальную» часть мирной традициитрактаты этой эпохи характеризуются изысканием первопричин войн и основ вечного мира. В числе первых назывались неправильно организованные экономические процессы, разъединяющие нации и порождающие конкуренцию, а основой будущего мира мыслились реорганизация производства в интересах всего общества и глобальное сотрудничество в пользу всех людей. Марксизм увязал идею всеобщего мира с революционными преобразованиями, уничтожением частной собственности и установлением коммунистического строя, который должен был явиться вершиной развития человеческого общества.

Наконец, в середине XIX века идея мира вышла за рамки философских учений и проповедей и стала частью программных документов общественных движений мира и пацифистского движения. Разнообразие гуманистических разработок и мирных проектов было воспринято общественными деятелями, политиками и простыми гражданами, объединившимися в пацифистское движение, главной задачей которого стало стремление оказать влияние на принятие политических решений, чтобы положить конец конфликтам и войнам.

Изучая развитие идеи мира, можно проследить определенную ее эволюцию: от утверждения ценности гражданского мира до защиты ценноста всеобщего мираот гуманистических чаяний до политических проектов, от философских трактатов до программных документов общественных миротворческих организаций, от разработки механизмов реализации мира до проектов изменения социально-экономических отношений как залога мира. Таким образом, идея мира, пройдя многовековое развитие, из сферы духовной культуры, идеального преломилась в область общественной деятельности и реальной политики. В XX веке дальнейшее развитие идеи мира воплотилось в создание Лиги наций и ООН.

Анализируя «мирные» концепции авторов разных эпох, можно проследить определенную преемственность в развитии идеи мира. Так, идея договора как способа решения спорных вопросов, впервые была высказана в работах Локка и Гоббса, а до логического завершения веком позже ее довел Кант, который считал, что установление вечного мираэто объединение государств во всемирную федерацию народов, где каждый участник жертвует часть своей «дикой свободы» в пользу мирного сотрудничества, подчиняясь разуму и естественному закону. Идея о том, что для установления межгосударственного мира прежде всего необходима демократизация внутренней жизни государства, впервые была сформулирована Руссо, затем ее переосмыслил Кант, а позже, в XIX веке, в качестве одного из пунктов своей программы ее использовали участники общественной Лиги за мир и свободу. Идея подчинения отдельных государств публичным законам и решениям международного суда, выступающим инструментом мира, впервые была высказана Гроцием, развита затем Пенном, Бентамом, Сен-Пьером и Кантом, а в XIX столетии она легла в основу создания международных политических организаций, ставивших своей целью мирное урегулирование разногласий. Однако, вопреки надеждам и чаяниям гуманистов многих поколений, несмотря на многочисленность различных проектов устройства мира, мечта о мире и по сей день по-прежнему остается мечтой, а война выступает важнейшим средством политики при разрешении конфликтов.

В целом, в рассмотренных выше проектах вечного мира можно выделить ряд конкретных рациональных предложений их авторов по прекращению войн и установлению мира. Более того, прослеживая развитие идеи мира и анализируя проекты в контексте той или иной эпохи, можно зафиксировать нарастание ее практической значимости и реалистичности, переход от абстрактных философских схем к конкретным политическим предложениям. Однако, несмотря на подобную эволюцию, все трактаты и планы мирного переустройства относятся все же больше к разряду утопических, так как вряд ли когда-либо станет возможна их реализация в полном объеме, поскольку самой природе человека свойственна склонность к конфликту. Но, несомненно, что в качестве идеала, мобилизующего деятельность людей и определяющего перспективы мирного существования, все рассмотренные выше проекты обладают непреходящей этической и практической ценностью.

Еще раз необходимо отметить, что тема мира в истории мысли широка и многоаспектна. Поэтому вполне естественно, что многие сюжеты остались за рамками данного исследования. Так, например, интересно было бы обратиться к выявлению особенностей идеи мира в античной и средневековой политической мыслиисследованию мирной доктрины английских квакеров XVII века, отношения к проблеме мира немецких мыслителей И. Фихте и И. Гердера, критике кантовской концепции мира Г. Гегелем, и ряду других проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин. О Граде Божьем // Августин. Творения Блаженного Августина. Киев, 1910.
  2. А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1880.
  3. А.С. Этюды о Жан-Жаке Руссо. М., 1887.
  4. К.М. Оуэнисты в Британии. Утопический социализм и общественное движение в Англии, 1810−1830 гг. М., 1989.
  5. И. С. Проблема мира в западноевропейской философии. М., 1975.
  6. И. С. Сен-Симон и идея всеобщего мира // Вестник истории мировой культуры, № 4, 1961.
  7. А. И. Роберт Оуэн. М., 1937.
  8. А.И. Анри де Сен-Симон, его жизнь и учений. М., 1926.
  9. . А. И. Шарль Фурье, его личность, учение и социальная система. М., 1922.
  10. Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1983. Т. 4.
  11. Л. П. Гуманисты. М., 1996.
  12. В. Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962.
  13. В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
  14. В. Ф. Философия Иммануила Канта. М., 1957.
  15. М. А. Речи на Конгрессе Лиги мира и свободы. Берлин, 1904.
  16. М. А. Усыпители. СПб., 1906.
  17. Ю. Я. Идея вечного мира в философии и политической культуре Нового времени // Советский ежегодник международного права 19 641 965гг. М., 1966.
  18. Ю. Я. Кант. М., 1984.
  19. Г. В. «Великий замысел» Сюлли в освещении современных французских историков // Ученые записки Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской. М., 1966. Т. 1589, вып. 6.
  20. Дж. Д. Мир без войны. М., 1960.
  21. JI. В. Отношение Сен-Симона, Оуэна, Фурье к проблемам вечного мира // Вестник Ленинградского Университета. Экономика, философия, право. М., 1974, вып. 5.
  22. Брокгауз, Эфрон. Энциклопедический словарь. М., 1896.
  23. Ф.М. Загадка и урок Макиавелли. Драматургические, исторические и социологические новеллы. М., 1997.
  24. В. Закон и право в философии Гоббса. М., 1906.
  25. Е.М. Великий английский материалист Томас Гоббс. М., 1960.
  26. А. Николо Макиавелли и его время. М., 1914.
  27. Н.В. Шарль Фурье. М.-Пг., 1923.
  28. Война и армия. Философско-
  29. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1994.
  30. В.П. История социалистических идей. Т. 2, вып.1. М.-Л., 1931.
  31. В. П. Сен-Симон и сен-симонизм. М., 1961.
  32. Вольтер. Разговор между А, В и С // Вольтер. Избр. произв. М., 1947.
  33. Выхристюк-Андреева И. С. Проблема всеобщего мира в западноевропейской философии (до возникновения марксизма). Афтореф. Дис.докт. филос. наук. Тбилиси, 1973.
  34. Г. М. Социалисты-утописты о войне и мире // Ученые записки (Горьк. Университет). Вып. 72. Серия история и философия. Т. 2. 1964.
  35. Гераклит Эфесский. Фрагменты. М., 1937.
  36. Е. История папства. М., 1996.
  37. И. Г. Письма для поощрения гуманности // Трактаты о вечном мире. М., 1963.
  38. А. В. Вокруг трактата Канта «О вечном мире» // Вопросы философии, № 2, 1958.
  39. Т. Левиафан //Гоббс Т. Сочинения в 2-х тт. М., 1991. т. 2.
  40. П. А. Естественная политика или беседы об истинных принципах правления // Гольбах П. А. Избранные произведения. М., 1963. т. 2.
  41. Д. М. Иммануил Кант. Краткий очерк жизни и научной деятельности. Л., 1976.
  42. Г. О праве войны и мира. М., 1994.
  43. А. В. К «Вечному миру Канта». М., 1989.
  44. В. Дела и речи // Гюго В. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 15.
  45. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981.
  46. А. Т. Шарль Фурье. Его жизнь и учение. М., 1938.
  47. Д. Фрагменты Энциклопедии // Дидро Д. Собр. Соч. в 10 тг. М.-Л., 1935. Т. 7.
  48. А. В. Война и культура (культурологические и социально-культурные интерпретации феномена войны). М., 2000.
  49. К. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли // Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.
  50. В. В. Проблема войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. М., 1989.
  51. А. Гуго Гроций и его трактат «О праве войны и мира» // Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.
  52. Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию Ф. Аквинского. М.-СПб., 1999.
  53. Г. А. Джон Локк М., 1973.
  54. В. И. Проблемы войны и мира в современной идеологической борьбе. М., 1978.
  55. И. И. Социальная философия Шарля Фурье и ее место в социалистической мысли первой половины XIX века. М., 1964.
  56. А. Р. Шарль Фурье. М&bdquo- 1958.
  57. История марксизма-ленинизма. Т.1. Формирование, развитие и распространение марксизма, утверждение его в рабочем движении, 40-е годы XIX века-1871 год. М., 1986.
  58. А.И. Гуго Гроций как политический мыслитель. ВИМК, 1958, №.6.
  59. JI. А. Успехи идеи мира // Вопросы науки, искусства, № 8.М., 1898.
  60. И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. М., 1963.
  61. И. Сочинения в 6 томах. М., 1965.
  62. А. С. Философия мира: истоки, тенденции. М., 1990.
  63. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1964.
  64. А. А., Ларионов В. В. Предотвращение войны: доктрины, концепции, перспективы. М., 1990.
  65. А.А. Ян Амос Коменский. М.,. 1953.
  66. Н. Избранные философские сочинения. М., 1937.
  67. В. П. Проблемы войны и мира в социальной философии античности и их исторические судьбы. Военно-политическая академия им. В. И. Ленина. М., 1989 (дис.).
  68. В.Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986.
  69. В.Н. Дени Дидро. М., 1963.
  70. В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. М&bdquo- 1989.
  71. В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.
  72. Г. С. Сен-Симон и Тьерри в поисках мирной ассоциации народов // Новая и новейшая история, № 2,1974.
  73. Г. С. Сен-симонизм в общественной мысли первой половины XIX века. М., 1975.
  74. В. Д. Западноевропейские и русские просветители XVIII-нач. XIX века о войне и мире: Дисс.. к. ф. н. М., 1964.
  75. Лао-Цзы. О законе и добродетели. Одесса, 1916.
  76. А.П. Сен-Симон. М., 1973.
  77. В.Г. Исторические взгляды с. Франка // Средние века, в. 6. М., 1955.
  78. В. Роберт Оуэн, его жизнь и общественно-политическая деятельность. СПб, 1905.
  79. А. Н. Проекты вечного мира и их значение. М., 1880.
  80. Д. О государственном правлении // Локк Д. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1960. т. 2.
  81. В.А. Историческая природа марксизма: основание и система развития. Свердловск, 1990.
  82. Н. О военном искусстве. М., 1999.
  83. Н. Государь. М., 1990.
  84. Н. История Флоренции. Л., 1973.
  85. С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1974.
  86. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-изд. М., 1978. тт. 4,17, 21.
  87. .М. Гоббс. М., 1975.
  88. П. Н. Вооруженный мир и ограничение вооружения. СПб., 1911.
  89. Мир как проблема человека. М., 1990.
  90. Мир/Peace: альтернативы войне от античности до конца Второй мировой войны. Антология. М., 1993.
  91. Н.И. Марксистская политическая идеология. Киев, 1991.
  92. Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.95. Мор Т. Утопия. М., 1953.
  93. Е.Н. Современные дискуссии о коммунистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1991.
  94. И. С. Кант. М., 1976.
  95. И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.
  96. И.С. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1973.
  97. И.С. и др. Марксистская философия в XIX веке: в 2-х книгах. М., 1979.
  98. И.С. Философия Джона Локка. М., 1960.
  99. И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.
  100. В. С. Правопонимание Гуго Гроция // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1989.
  101. Новая философская энциклопедия в четырех томах. М., 2001.
  102. Общество мира в Москве. Вып.1. М., 1911.
  103. Т. И. Философия Канта. М., 1974.
  104. Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979.
  105. Т.И. Научно-философское воззрение марксизма. М., 1989.
  106. Т.И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982.
  107. Р. Избранные сочинения. М.,-Л., 1950.
  108. Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. М., 1998.
  109. В. Опыт о настоящем и будущем мире в Европе путем создания европейского Конгресса, Парламента или Палаты государств // Трактаты о вечном мире. М., 1963.
  110. Пеньяльба Луис A.M. Проблема вечного мира в социально-философской мысли Латинской Америки: Дисс.. к. ф. н. М., 1990.
  111. Е.В. Проблема вечного мира в современной политической мысли США: Дисс.. к. ф. н. М.: Ин-т философии АН СССР, 1988.
  112. Пифагор. Пифагоровы законы и нравственные правила. СПб., 2000.
  113. Платон. Государство // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1994. Т. 3.
  114. Г. В. Французский утопический социализм XIX века // Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. Т.З. М., 1957.
  115. С. В. Проблемы войны и мира в философии И. Канта и Г. Гердера // Человек, экономические и духовные ценности общества. Воронеж, 1996.
  116. П.И. Бентам и его время. Пг., 1916.
  117. Проблема войны и мира. Указ. реф. ИНИОН. М., 1990.
  118. Проблемы войны и мира в истории. Ставрополь, 1993.
  119. Проблемы войны и мира. М., 1967.
  120. Дж. Общность республик по законам добродетели: Гарантия вечного мира? // Кантовский сборник. Вып. 20. Калининград, 1997.
  121. Руссо Ж.-Ж. Суждение о вечном мире // Трактаты о вечном мире. М., 1963.
  122. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  123. В.И. Жизнь и творчество Макиавелли // Никколо Макиавелли. История Флоренции. Л., 1973.
  124. А. Л. Гуго Гроций о войне и мире // Советский ежегодник международного права. М., 1966.
  125. Сен-Пьер Ш. Избранные места из проекта вечного мира (в изложении Ж. — Ж. Руссо). Трактаты о вечном мире. М., 1963.
  126. Сен-Симон А. Избр. Соч. в 2-х тг. М.,-Л., 1948.
  127. Сен-Симон А. О преобразовании европейского сообщества // Родоначальники позитивизма. Вып. 3. СПб., 1911.
  128. В. В. Социология войны. М., 1997.
  129. А. П. Философское осмысление проблем войны и мира на рубеже XX-XXI столетий // Российская государственность: тысячелетний опыт. М., 1999.
  130. Д. И. Война и религия. М., 1961.
  131. С. Л., Иванцева Т. Г. Натурфилософский смысл высказывания И. Канта «К вечному миру» в новоевропейской проблеме бытия // Кан-товский сборник. Вып. 20. Калининград, 1997.
  132. М. М. О политической концепции Эразма Роттердамского // Ежегодник германской истории. М., 1973.
  133. В.В. Вольтер (общественно-политические, философские и социологические воззрения). М., 1956.
  134. В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962.
  135. В.В. От философии античности к философии Нового времени: субъект-объектная парадигма. М., 2000.
  136. В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.
  137. Э. Ю. Иммануил Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.
  138. . Политический трактат // Спиноза Б. Избр. Произв. В 2-х тг. М., 1967.
  139. А. С. Философия Древней Стой. СПб., 1995.
  140. Е. И. Макиавелли. М., 1979.
  141. В. В. Вечный мир и международный третейский суд. СПб., 1909:
  142. П. В. Вечный мир в философском проекте Канта. М., 1899.
  143. Философия мира против идеологии войны. М., 1988.
  144. Ш. Избранные сочинения. M.-JL, 1951.
  145. Цицерон. Об обязанностях // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.
  146. М. А. Проблема войны и мира в современной политической мысли США. М., 2000.
  147. А. О. Европейская идея в истории: проблемы войны и мира. М., 1987.
  148. А. В. Уильям Годвин о проблемах войны и мира // Новая и новейшая история, № 6,1988.
  149. В. И. Проблемы войны и мира в политологии. Екатеринбург, 1999.
  150. М. А. Вечный мир и разоружение. СПб., 1899.
  151. Эразм Роттердамский. Жалоба мира // Трактаты о вечном мире. М., 1963.
  152. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1983.
  153. Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.
  154. Bentham I. A plan for Universal and Perpetual Peace // Peace projects of the eighteenth century. N-Y.,-L., 1973.
  155. Biographical dictionary of Modern Peace Leaders. Westport, 1985.
  156. Carr E. N. League of peace and freedom an episode in the quest for collective security//Intern. Affairs, 1935. Vol. 14, No. 6.
  157. Comfort W.W. W. Penn. Phil., 1944.
  158. International congresses and conferences, 1840−1937.
  159. Jay W. War and peace the evils of the first and a plan for preserving the last. N-Y., 1919.
  160. J. Т. The quest for peace. Three moral traditions in Western cultural history. N-J., 1987.
  161. Mangone J. G. The idea and practice of world government. N-Y., 1951.
  162. Morrisey W. A political approach to pacifism. Mellen, 1996.
  163. Murty K. The quest for peace. Dehli, 1986.
  164. Peace projects of the eighteenth century. N-Y. — L., 1973.
  165. Peace projects of the seventeenth century. N-Y. — L., 1972.
  166. Peace studies: the hard question. London, 1987.
  167. Russel B. Why men fight. A method of abolishing the international duel. N-Y., 1920.
  168. Soleyman К. V. The Vision of world peace in 17−18 centuries. N.-Y, 1941.
  169. Stephen L. The english utulitarians. N-Y., 1951. Vol. 1.
  170. The Encyclopedia of social sciences. Ed. R. Seligman. N.-Y., 1933.
  171. UNESCO yearbook on peace and conflict studies. Paris, 1981.
Заполнить форму текущей работой