Формирование стратегии организационного управления развитием предпринимательских структур в условиях кризиса
По результатам анализа условий реализации и необходимой базы стратегического развития отечественных предпринимательских структур в условиях нестабильности экономической ситуации определено, что цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащихсильной взаимосвязи организации с внешней средойинновационного обновления… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы организационного управления развитием предпринимательских структур в условиях кризиса
- 1. 1. Исследование теоретических основ организационного управления развитием предпринимательских структур в условиях кризиса
- 1. 2. Установление условий и формирования стратегии организационного управления развитием предпринимательских структур
- 1. 3. Методические основы разработки стратегии организационного управления развитием предпринимательских структур
- Выводы по первой главе
- Глава II. Методические основы формирования стратегии организационного управления развитием предпринимательских структур в условиях кризиса
- 2. 1. Предложение механизма планирования деятельности предпринимательских структур на начальных этапах жизненного цикла продукции
- 2. 2. Разработка метода стратегического развития предпроизводственных и производственных этапов жизненного цикла продукции
- 2. 3. Порядок планирования и прогнозирования деятельности предпринимательских структур в условиях неопределенности
- Выводы по второй главе
- Глава III. Формирование стратегии организационного управления развитием предпринимательских структур в условиях кризиса
- 3. 1. Установление способов и источников финансирования стратегического развития предпринимательских структур в условиях кризиса
- 3. 2. Реализация стратегии организационного управления материальными запасами предпринимательских структур
- 3. 3. Реализация стратегии организационного управления развитием предпринимательских структур в условиях кризиса
- Выводы по третьей главе
Формирование стратегии организационного управления развитием предпринимательских структур в условиях кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Актуальность диссертационного исследования подтверждается тем, что российская экономика в основном прошла фазу реформ, связанную с переходом рыночной хозяйственной системе.
Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.
Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все вышенаписанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических положений и научно-практических рекомендаций по формированию организационных методов управления стратегическим развитием предпринимательских структур, позволяющих привлекать и эффективно использовать необходимые ресурсы в условиях кризиса.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:
— анализ условий реализации и необходимой базы стратегического развития отечественных предпринимательских структур в условиях нестабильности экономической ситуации;
— исследование отечественного и зарубежного опыта развития реального сектора экономики, определившее методы стратегического развития предпринимательских структур;
— анализ принципов и методов формирования стратегического плана предпринимательских структур в условиях нестабильности экономической ситуации;
— разработка предложений по порядку планирования и прогнозирования деятельности предпринимательских структур в условиях неопределенности;
— формирование механизма стратегического планирования в области управления материальными запасами предпринимательских структур.
Предмет исследования — организационные отношения, возникающие в процессе стратегического развития предпринимательских структур в кризисных условиях.
Объектом исследования являются предпринимательские структуры и их деятельность в кризисных условиях.
Границы исследования определяются деятельностью способствующей стратегическому развитию предпринимательских структур на основе организационных методов управления с привлечением управленческих, финансовых и материальных ресурсов.
Научная новизна результатов диссертационного исследования и выносимые на защиту результаты, определяются следующими положениями:
— предложены концептуальные основы системы стратегического планирования развития предпринимательских структур, в основу которой в отличие от известных подходов заложены организационные методы управления, позволяющие в условиях кризиса и дефицита ресурсных возможностей хозяйствующих субъектов успешно выполнять их социально-экономические функции;
— обоснован приоритетный характер организационного подхода к модернизации действующих в предпринимательских структурах систем стратегического планирования на основе менеджмента качества, что придает интенсивный и одновременно устойчивый характер их развитию в условиях экономической нестабильности рыночной среды;
— уточнены принципы (адресность, прогнозируемость, прозрачность и др.) и систематизированы методы формирования стратегического плана развития предпринимательской структуры в условиях неполной и неточной информации, что позволяет в условиях кризиса минимизировать риски в их хозяйственной деятельности и сделать прогнозируемым процесс их развития;
— разработаны общая схема организационного управления и алгоритм формирования стратегического плана развития предпринимательской структуры, которые в отличие от известных подходов к этой проблеме характеризуются комплексностью и открытостью, что позволяет менеджерам предпринимательской структуры принимать адаптивные решения;
— предложен механизм финансового обеспечения стратегии организационного управления развитием предпринимательской структуры, в котором выделены основные элементы, определены источники финансирования, ожидаемые результаты и исполнители работ. Это придает научно-практический характер развитию в условиях кризиса.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области методов стратегического управления развитием предпринимательских структур.
В ходе исследования использовались системный, структурный, функционально-стоимостной анализ, а также метод экспертных оценок.
Структура и состав диссертации подчиняются содержанию поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем машинописного текста составляет 163 страницы, в том числе 8 таблиц и 11 рисунков. Количество используемых источников — 146.
Выводы по третьей главе.
1. Усилия органов государственной власти в ходе экономической реформы были направлены на проведение рыночной макроэкономической политики. Создание макроэкономических условий для экономического роста не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса.
2. К числу наиболее характерных для современных предпринимательских структур проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях рынка, следует отнести: неэффективность системы управлениянизкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятиянебольшие размеры уставного капитала акционерных обществотсутствие эффективного механизма исполнения судебных решенийнеобеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательностьвысокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйстваотсутствие достоверной информации о финансово-экономическом положении предприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия и др.
3. Для устранения негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предпринимательской структуры как основного элемента экономической системы России.
4. Переход предпринимательской структуры на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформы предприятий. Целью реформы предпринимательской структуры является содействие их реструктуризации, способствующей улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов.
Заключение
.
Теоретические и методические положения, методические рекомендации и практические выводы, содержащие в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Научно-практические результаты, приведенные в диссертации, явились результатами применения методических положений исследования на практике в рамках стратегического развития предпринимательских структур на основе привлечения и использования управленческих, инвестиционных, финансовых и других ресурсов.
К числу основных результатов, определяющих научную новизну, относится следующее:
1) прослежены концептуальные основы и уточнена роль стратегического планирования в деятельности предпринимательских структур в условиях кризиса;
2) определены основные причины, сдерживающие развитие предпринимательских структур России в современных условиях и обоснован приоритетный характер организационного подхода к решению этой проблемы;
3) разработаны методические положения стратегического развития предпринимательских структур в условиях неопределенности и нестабильности рыночной среды, требующие перевода на преимущественно организационный характер управления.
Выполненное исследование позволило сделать следующие выводы и сформулировать предложения.
1. по результатам анализа условий реализации и необходимой базы стратегического развития отечественных предпринимательских структур в условиях нестабильности экономической ситуации определено, что цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащихсильной взаимосвязи организации с внешней средойинновационного обновления продукцииреинжиниринга организации производства и системы управления предпринимательской структурыуспешного выполнения текущих плановвключения всех работников в реализацию миссии, целей и задач предпринимательской структуры.
2. реализация предложенных методических основ разработки стратегического плана предпринимательских структур в условиях нестабильности экономической ситуации с учетом принципов маркетинга позволит сформировать эффективную объединенную система организации всей работы предпринимательской структуры.
3. предложен порядок формирования инвестиционного портфеля стратегического развития предпринимательских структур, предусматривающий множественность источников финансирования, быстрое и эффективное внедрение новых продуктов предпринимательских структур с их коммерциализацией.
4. оснащенность предпринимательских структур современной вычислительной техникой позволяет осуществлять моделирование материальных потоков с учетом влияния различных факторов внутренней и внешней среды предпринимательской среды, а также разработку систем управления материальными ресурсами. Реализация предложенных в диссертации рекомендаций позволит сократить затраты на сырье и материалы, рабочее время при изготовлении продукции, затраты на инвестиции в производствоповысить качество готовой продукции.
Внедрение положений и результатов диссертационного исследования.
Основные положения диссертационной работы использованы в учебном процессе кафедры Экономической теории государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный заочный технический университет» при подготовке материалов по курсам «Экономическая теория» и «Экономика».
Научно-методические положения, разработанные в результате диссертационного исследования, нашли применение в выполненной на базе ГОУ ВПО «СЗТУ» научно-исследовательской работе на тему «Экономическое исследование развития национальной коммерции».
Апробация результатов исследования. Основные результаты, изложенные в диссертационной работе в опубликованных автором научных работах, обсуждались на научных семинарах кафедры Экономической теории ГОУ ВПО «СЗТУ" — на четвертой международной научно-практической конференции «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности» (г. Санкт-Петербург, 2007 г.), на второй всероссийской научно-практической конференции «Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике» (г. Мурманск, 2008 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономической системы Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург, 2007 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития России до 2020 года» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.), на третьей научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.).
Список литературы
- Конституция РФ 1993 г. (с изменениями на 01.07.2003 г.). М., 2004.
- Гражданский Кодекс РФ, ччЛ-4 (с изменениями на 01.06.2004 г.). М., 2004.
- Налоговый Кодекс РФ, 4.1, ч.2 (с изменениями на 01.07.2004 г.). М., 2004.
- Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». М., 1995.
- Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции от 29.12.2000 № 166-ФЗ, с изм. от 24.12.2002 № 176-ФЗ. М., 2002.
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в редакции от 29.01.2002 № 10-ФЗ с изм. от 24.12.2002 № 176-ФЗ). М., 2002.
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». М., 1999.
- Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». М., 1999.
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в редакции от 30.06.2003 № 86-ФЗ). М., 2003.
- Постановление правительства РФ от 31.03.1998 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу». М., 1998.
- Постановление правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности». М., 1999.
- Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118. Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций) М., 1997.
- Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий. Утверждено распоряжением правительства РФ от 11.12.2002 г. № 1764-р. М., 2002.
- Постановление правительства РФ от 16.06.2004 г. № 281 «О федеральном агентстве по науке и инновациям». М., 2004.
- Международные стандарты финансовой отчетности, 1999. Изд. на русском языке. -М.: Аскери-АССА, 1999. 1135 С.
- Аакер Д. Стратегическое рыночное управление/Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Александрова Е. И. Финансы и кредит. Журнал 4(118). 2003. 114 с.
- Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. -114 с.
- Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методичес-кое пособие. М.: «Финансы и статистика». 1997. -248 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. —519 с.
- Анчишкин A.M. Наука, техника, экономика. М., 1986. с. 355.
- Аренков И.А., Ченцов В. И. Маркетинговые исследования/ Под ред. Проф. Г. Л. Багиева. Л.: ЛОП ВНТОЭ, 1991.
- Армстрон М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем/Пер. с англ. —Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с.
- Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие. М.: «ДИС», НГАЭ и У, 2000 г. — 456 с.
- Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. — М: Экономика, 1974.
- Бабич А. М., Павлова JI. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 687 с.
- Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 1998. 480 с.
- Белолипецкий В. Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И. П. Мерзлякова. М.: ИНФРА — М, 1999. — 298 с.
- Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2001. — 672 с.
- Большаков А.С. Менеджмент: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2000.160 с.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. М: Юнити, 2001.-С. 163.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании)/Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996. 288 с.
- Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания/Пер. с англ. — М.: Финпресс, 2000. -272 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. М.: Гардарика, 2000. — С. 346.
- Виханский О. С. Наумов А.И. Менеджмент: учебник.- 3-е изд. М.: Гардарики, 2002., с. 200.
- Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса / В. А. Ириков, С. В. Ильдеменов, В. И. Поликарпов, С. В. Леонтьев. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1994.
- Глазьев С.Ю. Экономическая теория технологического развития. — М.: Наука. — 1990. 232 с.
- Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. — СПб.: Изд-во «Лань», 2002.528 с.
- Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование// Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2001, с. 124.
- Горемыкин В.А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000.-328 с.
- Дафт P.JI. Менеджмент. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 832с.
- Деньги. Кредит. Финансы. / С. В. Галицкая. М.: Экзамен, 2002. — 224с.
- Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. — СПб.: Пергамент, 1998. — 496 с.
- Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость/Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. 480 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
- Донцова JI.B., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. М.: «Дело и Сервис», 2001. — 304 с.
- Дракер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке/Пер. с англ.: Учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 272 с.
- Ендовицкий Д.А., Коменденко С. Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / Под ред. Л. Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.
- Житенев О.С. Основные вопросы системного формирования механизма разработки стратегического плана развития предприятия // ВАК журнал
- Иванов И.И., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и нововведениями. М.: Наука, 1990. — 216 с.
- Идрисов А.Б. Планирование и анализ инвестиций. М.: 1995 — 160 с.
- Ильин А.И., Синица JI.M. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А. И. Ильина. — Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 416 с.
- Казанцев А.К., Серова JI.C. Стратегическое управление инновациями на предприятии: Дел. игра «Страплан» / СПбГИЭА. СПб., 1996. — с. 62.
- Клейнер Г., Качалов Р., Сушко Е. Экономическое состояние и институциональное окружение российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. 2005. № 9.
- Ковалев А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния пред- • приятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: ЗАО «Центр экономики и маркетинга», 2000 г. — 412 с.
- Ковалёва А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. М.: ИНФРА — М, 2000. — 416 с.
- Коробейников И.О. Резервы развития предприятий. Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2000.
- Коробейников О.П., Колесов В. Ю., Трифилова А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом.- 2002. № 3. — С. 88−129.
- Кузьминов Я., Радаев В. и др. Институты: от заимствования к выращиванию // Вопросы экономики. 2005. № 5.
- Ламбрен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. СПб, Наука, 1996, 589с.
- Ланкастер Д., Джоббер Д. Продажа и управление сбытом / Пер. с англ. JI.B. Измайловой Мн.: Амалфея, 1999. — 384 с.
- Лейбкинд А.Р., Рудник Б. Л. Моделирование организационных структур. — М.: Наука, 1981. — 143 с.
- Масленникова Н.П. Управление развитием организации. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
- Матвиенко С.В. Формирование региональных и макрорегиональных инновационных систем при переходе к постиндустриальной экономике. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005. 184 с.
- Менар Клод. Экономика организаций//Пер. с франц./Под ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996. — 160 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 1998. — 702 с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике- рук. авт. кол.: Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. М.: Экономика, 2000.
- Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник/2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2002. 480 с.
- Ноздревой Р. Б. Крылова Г. Д., Соколов М. И. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу.- М.: Юрист, 2000., с. 87.
- НТП в рыночной экономике 90-х годов / Ред. Ночевкина М. С. — М., 1992.-218 с.
- Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство «Изумруд», 2003.
- Орлов А. И. Учебник по менеджменту. Ростов-на-Дону: Феникс, С.
- Павлова JI. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 639 с.
- Палий В. Ф. Бухгалтерский учет в системе экономической информации. М.: Финансы, 1975. — 160 с.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.-418 с.
- Портер М. Конкуренция: Учеб. пособие/Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
- Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления, Москва: Энергоиздат, 1981.
- Рыкова И.В. Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития//Маркетинг в России и за рубежом, № 3, 2002, с. 95.
- Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. -М.: Дело, 1998.
- Самочкин В.Н., Калюкин А. А., Тимофеева О. А. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием//Менеджмент в России и за рубежом.-2000.-№ 2.
- Селезнева Н., Ионова А. Финансовый анализ. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2001. 480с.
- Семочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2000. — 376 с.
- Семь нот менеджмента / Андрей Бочкарев, Вячеслав Кондратьев, Вера Красно-ва и др.- под ред. В. Красновой, А.Привалова. СПб.: Журнал «Эксперт», 2001.
- Сергеев Д.В. Вертикальная интеграция как фактор эффективности инноваций // Инновации. 2001. — № 3. — С. 4−8.
- Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — С.73−100, 296−301.
- Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия//Управление компанией, № 3, 2001, с. 18.
- Силов В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. — М.: ИНПРО-РЕС, 1995. 228 с.
- Синк Д., Скотт. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка. Контроль и повышение /Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1989.
- Советский энциклопедический словарь / Под. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия. — 1984. — 1600 с.
- Соколов Я.В. История развития бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1985.
- Солнцев И. В. Финансовый менеджмент. Журнал 3.2003. Издательство «Финпресс», 2003. 144 с.
- Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен, и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 166.
- Старовойтов М.К. Повышение эффективности организационно-управленческого потенциала современной компании. М.: Институт экономики РАН, 2000. С.21−43.
- Статистический словарь.- М.: Финансы и статистика, 1989.
- Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд-е 2-е / Идрисов А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. М.: Издательский дом «Филинъ», 2002. — С. 157.
- Стуков С.А. Система производственного учета и контроля.- М.: Финансы и статистика, 1988.
- Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль.- М.: Финансы и статистика, 1987.
- Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации. 2003. — № 6. — С. 67−72.
- Трифилова А.А. Основы эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. — 304 с.
- Томпсон А.А.-мл., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов/Пер. с 9-го анг. изд. М.: ИНФРА-М, 2000. — 412 с.
- Управление инновациями: В 3-х кн. Кн. 3. Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учеб. пособие /А.А. Харин, И.Л. Ко-ленский, Н. Н. Пущенко и др.- Под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш.шк., 2003. -240 с.
- Финансы, деньги, кредит: Учебник /Под ред. О. В. Соколовой. — М.- Юристъ, 2001.-784 с.
- Финансы предприятий. Учебное пособие / Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, 3. М. Смирнова- Под ред. Е. И. Бородиной М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. — 208 с.
- Финансы. Учебник /Под ред. Проф. В. В. Ковалева. М.:ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.
- Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от, А до Я. Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича и Е. Н. Тихоненковой. — М.: Финансы и статистика, 1998.
- Фомин П. А. Финансы и кредит. Журнал 5(119). 2003. 107 с.
- Фон Крог Г., Кене М. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы.//Проблемы Теории и Практики Управления.-1999.-№ 4, 4−7.
- Хансен Г., Хансен Дж. Базы данных: разработка и управление. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999.
- Хасби Д. Стратегический менеджмент: Учеб. пос. М.: Контуры, 1998.
- Хелферт Э. Техника финансового анализа. М.: Аудит 1997.
- Хершген X. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2003. 334 с.
- Холт Р. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993.
- Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. М.: Финансы и статистика, 2002 г.
- Чемеков В. Стратегические цели компании и мотивация персонала// Человек и труд.- 2002.-№ 9.
- Царев В.В. Внутрифирменное планирование.- СПб.: Питер, 2002.
- Цлаф В.М. Управленческие проблемы: их сущность и логическая структура. //Вопросы методологии. 1998. № 1−2.
- Цлаф В.М. Реформирование промышленного предприятия: Методическое пособие для руководителей предприятий. Самара, 1999.
- Шабанова JI. Маркетинговые исследования как разновидность прикладных НИР // Маркетинг 2006 — № 4 — с. 117−124.
- Шанк Дж.К., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами /Пер. с англ. СПб.: «Бизнес Микро», 1999.
- Шатунов А. Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления //Рынок ценных бумаг.-1999.-№ 9.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: «ИНФРА-М». 2000. -208 с.
- Шеремет А.Д., Суйц В. П. Аудит: Учеб.пос.-М.:ИНФРА-М, 1995.
- Шуляк П. Н. Финансы предприятий: Учебник. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. — 752 с.
- Шуремов Е. Тенденции развития систем комплексной автоматизации учета и управления //Бухгалтер и компьютер.-2001.-№ 6−8.
- Щедровицкий Г. П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., 1975.
- Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. М., 2000.
- Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России.-М.-Дело и Сервис, 2001
- Экк К. Д. Знание как новая парадигма управления.//Проблемы Теории и Практики Управления.-1998.-№ 2, 2−14.
- Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. Волкова О. И. -М.: «ИНФРА-М», 1998. -416 с.
- Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Гор-финкеля, проф. В. А. Швандара. 3-е изд., прераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-718 с.
- Яругова А. Управленческий учет (Management accounting). Опыт экономически развитых стран./Пер. с польск. С. Н. Рогозиной, Г. И. Лебедевой.-М.: Финансы и статистика, 1991.
- Alistair Cockburn. Writing effective use cases. Addison-Wesley Pub Co. ISBN 201 702 258.
- Aharoni Y. The Foreign Investment Decision Process, Boston: Division of Research, Harvard University, 1966.
- Ansoff H. I. Strategic Management, London: Macmillan, 1979.
- Ansoff H. I., Declerck. R. P. & Hayes, R. L. From Strategic Planning to Strategic Management, in: Ansoff, H. I., Declerck, R. P. & Hayes, R. L. (Hrsg.): From Strategic Planning to Strategic Management, London: Macmillan, 1976.
- Ansoff H.I. & McDonnell, E. Implanting Strategic Management, 2nd Ed., Herfordshire, 1990.
- Baker C. R. & Bettner. M. S. Interpretative and Critical Research in Accounting: A Commentary on its Absence from Mainstream Accounting Research, Critical Perspectives on Accounting, 1997.
- Katz E. et al. Traditions of research on the diffusion of innovations. -«Amer. Sociol. Rev.», 1963, 28, No. 2, 17 29.
- Kotabe M., Helsen K. Global Marketing Management. John Wilet & Sons, Inc., New York, etc., 2001. p. 258.