Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое число работ, посвященных проблематике социальной компетентности, непосредственно связано с рассмотрением вопросов ее формирования. Однако существующие в настоящее время способы повышения социальной компетентности (лекции, тренинговые занятия, печатные материалы, различные образовательные и воспитательные программы и др.) не всегда в достаточной степени учитывают интересы и склонности… Читать ещё >

Содержание

  • Р
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной компетентности подростков
    • 1. Социальная компетентность личности в условиях современного общества
    • 2. Особенности проявления социальной компетентности в подростковом возрасте
    • 3. Социальная компетентность подростков и процесс социализации
  • Глава 2. Диагностика социальной компетентности подростков
    • 1. Диагностические методы изучения социальной компетентности
    • 2. Особенности социальной компетентности подростков с нормативным и девиантным поведением
  • Глава 3. Компьютерные технологии формирования социальной компетентности подростков
    • 1. Общая характеристика технологий формирования социальной компетентности
    • 2. Компьютерные игры и их роль в процессе социализации подростков
    • 3. Компьютерная игра как технология формирования социальной компетентности в подростковом возрасте

Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде, увеличением количества беспризорных детей и т. д. Подростковый возраст является возрастом социального риска, сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации, тем не менее, рост этих негативных явлений настолько значителен, что достигает уже критического уровня. Это становится социально опасным для всего общества и с трудом поддается контролю.

Так, например, по данным Генпрокуратуры, в течение только одного года за различные правонарушения привлекаются к ответственности свыше 1 млн. подростков1. Происходит увеличение доли 14−15-летних среди несовершеннолетних преступников, активизация групповой преступности среди подростков. Распространение наркотических веществ в среде несовершеннолетних приобретает характер эпидемии. В разных регионах России в настоящее время насчитывается от 20 до 30% школьников, в той или иной степени знакомых с наркотиками. Приобщение к наркотикам начинается примерно с 12−13 лет2. Не менее драматична и ситуация с распространением алкоголизма среди подростков. По данным Минздрава России (2003), численность подростков, злоупотребляющих алкоголем, составляет 872,1 на 100 тыс. подростков, что выше ее уровня среди населения в целом в три раза3. Что касается такого явления как беспризорность, то в каждом крупном городе, по мнению экспертов, находятся от 5 до 30 тыс. беспризорных детей и подростков4. Таким образом, данные цифры свидетельствуют о необходимости изучения.

1 Актуальные проблемы социальной работы с молодежью в современной России / Материалы Всеросс. научно-практич. копф. — СПб, 2003. — С. 37.

Ювенология и ювенальная политика в XXI веке / Под ред. Е. Г. Слуцкого. — СПб, 2004. -С. 391.

3 Там же, с. 324.

4 Там же, с. 39. причин этих явлений и разработки соответствующих средств контроля над ними в подростковой среде.

В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлений все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем.

Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.

Усилия традиционных институтов социализации подростков — институтов семьи и образования — оказываются недостаточно эффективными в подготовке подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.

Такие средства предлагаются специалистами, однако сама ситуация в подростковой среде свидетельствует об их недостаточной эффективности. Поэтому возникает потребность в новых, отвечающих возрастным особенностям подростков и специфике современной ситуации средствах, дополняющих социализирующий потенциал семьи и школы. Эти средства должны разрабатываться на базе соответствующего понятийного аппарата, важнейшей составляющей которого является понятие социальной компетентности. Именно в рамках этого понятия можно описать то, какими свойствами должна обладать личность, чтобы она могла противостоять трудностям современного общества и справляться с требованиями динамичной, развивающей, во многом противоречивой и агрессивной социальной среды. Поиск средств целенаправленной социализации подростков следует искать исходя из теоретических представлений о природе социальной компетентности.

Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью разработок новых подходов к трактовке социальной компетентности и технологий ее формирования, дополняющих социализирующие возможности основных агентов социализации в подростковом возрасте. Такие технологии должны учитывать также возрастные особенности и интересы самих подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Изначально интерес к проблеме компетентности возник в теории речевой коммуникации, социологии управления и социальной психологии. В социологии управления изучению компетентности посвящены многочисленные работы отечественных (А.К. Гастев, H.A. Витке, Ф. Р. Дунаевский, А. Г. Никифоров, Ю.Ф. Майсурад-зе, М. Кяэрст, Н. В. Яковлева, М. В. Грачев, A.A. Соболевская, Д. В. Кузин, А. Р. Стерлин, A.A. Радугин, К. А. Радугин, М. В. Удальцова, A.B. Тихонов, A.A. Татарников, С. С. Фролов, А. И. Кравченко и др.) и зарубежных (Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, А. Файоль, Э. Мейо и др.) исследователей. В этих работах рассматриваются способности и значимые качества руководителей различных рангов, стили руководства, профессионально важные качества и уровень компетентности сотрудников всех уровней.

В настоящее время социальная компетентность становится все более значимой во всех сферах социальной жизни человека, а не только в профессиональной деятельности, и признается интегративной характеристикой современного человека (Крокинская O.K., Баранова JI.A., Куницына В. Н. и др.). Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию и способного к адаптации и самореализации в условиях современного общества.

Вместе с тем, анализ литературы показывает, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит достаточно общий и кон-статационный характер. В таких работах по преимуществу формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается ее важность и значимость в условиях современного общества.

В ряде работ исследователи сосредоточиваются на рассмотрении отдельных видов социальной компетентности, ее проявлений в определенных сферах социального взаимодействия (сфере межличностных отношений, политики, экономики, экологии и др.).

До сих пор существует большое разнообразие мнений относительно видов и форм социальной компетентности, ее структуры, не определена специфика проявления социальной компетентности применительно к различным возрастным этапам, в частности, к подростковому возрасту. Сохраняется традиция определения социальной компетентности как совокупности усвоенных знаний, умений, навыков, шаблонов, стереотипов, моделей поведения (У. Пфингстен, Р. ХинтчК. РубинЛ. Роуз-КрэснорШульга Т.И., Слот В., Спаниярд X.- Келасьев В.Н.- Куницына В.Н.). Однако в новых социально-экономических условиях только усвоенных знаний и навыков уже недостаточно, развивающемуся обществу нужны люди, отличающиеся мобильностью и гибкостью, способные самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора и обладающие чувством ответственности. Несмотря на то, что среди прочих навыков указывается и навык принятия альтернативных решений (Дж. Спивак, М. ШурД. ПеллигриниН. Айзенберг, Д. Харрис), в структуре социальной компетентности ему уделяется недостаточно внимания. В современном обществе этот навык представляется одним из основополагающих в общей структуре социальной компетентности.

Большое число работ, посвященных проблематике социальной компетентности, непосредственно связано с рассмотрением вопросов ее формирования. Однако существующие в настоящее время способы повышения социальной компетентности (лекции, тренинговые занятия, печатные материалы, различные образовательные и воспитательные программы и др.) не всегда в достаточной степени учитывают интересы и склонности подростков, особенности их возраста. К тому же они не всегда отражают и сложность ситуации в современном российском обществе. Зачастую они фрагментарны, ориентированы преимущественно на развитие отдельных сторон социальной компетентности, доступны далеко не всем, при их проведении требуются значительные временные и материальные затраты. Неясна также теоретическая база, на основе которой они разрабатываются. В итоге существующие методы не способны привести к достижению требуемого уровня социальной компетентности.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение социальной компетентности, ее основных характеристик и разработка на этой основе социальной технологии ее формирования у подростков с помощью современных компьютерных средств.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

1) анализ существующих подходов к понятию социальной компетентности в социологии и смежных науках;

2) выявление основных компонентов структуры социальной компетентности;

3) сравнительный анализ основных компонентов социальной компетентности у подростков с нормативным и девиантным поведением;

4) разработка авторской технологии формирования социальной компетентности на основе современных информационных средств;

5) апробация технологии формирования социальной компетентности на группе подростков с нормативным и девиантным поведением.

Объектом исследования являются подростки — учащиеся 8−10 классов общеобразовательной школы и школы-лицея Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Предмет исследования — социальная компетентность подростков и технология ее формирования.

В настоящем исследовании проверялась гипотеза, согласно которой одной из важнейших составляющих социальной компетентности личности в условиях усложнившейся, нестабильной социальной среды является способность к рефлексии социальных ситуаций. Эффективным средством формирования социальной компетентности в подростковом возрасте могут выступать современные информационные технологии, которые должны быть ориентированы на развитие рефлексивности, способствующей снижению вероятности возникновения различных форм девиантного поведения.

Теоретико-методологической основой исследования социальной компетентности явились труды отечественных и зарубежных исследователей по социологии молодежи, социологии личности, девиантологии, теории социализации. Большое значение для теоретического осмысления исследуемой проблемы имели концепция включения / исключения человека в социальные структуры (P.A. Зобов, В.Н. Келасьев), концепция самоорганизации целостности (В.Н. Келасьев), теория структурации (Э. Гидденс).

В ходе исследования использовались работы по прикладной социологии, проблемам социальных технологий, теории и практики социальной работы с подростками и молодежью, работы по проблематике социального здоровья человека. Дополнением к ним послужили материалы научно-практических конференций и семинаров, освещающих проблемы социальной компетентности, социализации и девиантного поведения подрастающего поколения, публикации в периодической печати и интернет-изданиях, статистические данные по положению молодежи Санкт-Петербурга и других городов России.

При разработке авторской технологии формирования социальной компетентности были использованы данные, полученные при наблюдении за подростками, в беседах с учителями, школьными психологами и социальными работниками, материалы периодических печатных изданий для подростков и о подростках, материалы радиои телепрограмм.

При осуществлении исследования использовались общенаучные методы (обобщение, анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы). Для сбора и обработки данных применялись: анкетный опрос, тестирование, метод экспертных оценок, контент-анализ, наблюдение, беседа, методы математической статистики (анализ первичных статистик, кросстабуляционный анализ, кластерный анализ).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась комплексностью и системностью исследовательских процедур, репрезентативностью выборки, углубленным качественным и количественным анализом данных.

Эмпирической основой исследования послужили:

1) результаты анкетирования и тестирования подростков 13−16 лет (юношей) — учащихся 8−10 классов двух школ: общеобразовательной школы и школы-лицея Красногвардейского района Санкт-Петербурга;

2) экспертные оценки классных руководителей, психологов и социальных работников вышеуказанных школ.

3) результаты применения авторской технологии формирования компетентности подростков;

Научная новизна исследования:

1) предложена авторская трактовка основных компонентов структуры социальной компетентности;

2) выявлены особенности проявления этих компонентов применительно к подростковому возрасту;

3) выявлена специфика социальной компетентности и детерминанты ее формирования у подростков с нормативным и девиантным поведением;

4) разработан метод социальной диагностики одного из основных компонентов компетентности — рефлексивности;

5) разработана и апробирована авторская технология формирования социальной компетентности подростков на базе компьютерной игры.

Практическая значимость результатов исследования.

Социальная технология, разработанная с помощью современных компьютерных средств в ходе диссертационного исследования, выступила средством обучения и диагностики социальной компетентности подростков.

Данная технология формирования социальной компетентности у подростков может быть применена в образовательном процессе средней школы: в курсах валеологии, ОБЖв реабилитационных центрах и подростковых клубах, в досуговых центрах. Технология может стать основой разработки подобных развивающих компьютерных игр для людей разных возрастов с целью повышения их социальной компетентности в решении жизненно важных задач, возникающих в условиях усложнившейся и изменившейся социальной среды российского общества.

Материалы диссертации могут также использоваться в рамках учебных курсов в вузах по девиантологии, социальной работе с молодежьюпри проведении семинаров для социальных работников, учителей, специалистов по организации работы с молодежью.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) В современных условиях приоритетным в структуре социальной компетентности становится умение адекватно отражать и анализировать ситуации, складывающиеся в социальной среде и на этой основе принимать ответственные взвешенные решения, то есть рефлексивность.

2) Большое количество негативных явлений в подростковой среде (рост преступности, беспризорности, широкое распространение пивного алкоголизма, наркомании, экстремизма), свидетельствуют о низкой социальной компетентности подрастающего поколения, недостаточно развитой рефлексивности, то есть неумении анализировать ситуации в усложнившейся социальной среде, адекватно оценивать факторы риска, принимать самостоятельные решения, прогнозировать последствия своих поступков и нести за них личную ответственность.

3) В современных условиях вследствие снижения социализирующих возможностей российской семьи и школы, возникает необходимость дополнительного целенаправленного формирования социальной компетентности подростков с помощью средств, отвечающих их возрастным особенностям и интересам.

4) В качестве такого дополнительного средства формирования социальной компетентности подростков способна выступить разработанная автором компьютерная игра, моделирующая реальные жизненные ситуации, возникающие в подростковом возрасте, и обучающая принимать взвешенные решения и совершать обдуманные поступки.

Апробация результатов исследования. Реализация социальной технологии формирования социальной компетентности подростков осуществлялась на базе школы-лицея Красногвардейского района г. СПб. Теоретические разработки, результаты и основные положения проведенного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной работы с молодежью в современной России» (СПбГУ технологии и дизайна, 21 октября 2003 г.), на конференции с международным участием «Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма» (СПбГУ, факультет социологии, 11−13 октября 2004 г.), на конференции «Ананьевские чтения-2004» (СПбГУ, факультет психологии, 26−28 октября 2004 г.), «Российское общество и власть: проблемы взаимодействия» (СПбГУ, факультет социологии, 12 ноября 2004 г.), в ходе дискуссий в рамках работы Международной Летней Академии «Социальная работа и общество» (СПбГУ, факультет социологии, август 2004 г.), на конференции «Ананьевские чтения-2005» (25−27 октября 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы российской ментальности» (СПбГУ, факультет социологии, НИИКСИ, 24−25 ноября 2005 г.).

Научно-практические положения исследования отражены в 8 публикациях автора.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Список литературы

включает 228 источников, из них 65 на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее. В настоящее время социальная компетентность рассматривается в качестве сложного, многоаспектного, многокомпонентного явления. Это интегратив-ное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

В условиях современного общества одним из важнейших в структуре социальной компетентности личности становится умение принимать самостоятельные ответственные решения в различных социальных ситуациях, в основе которого лежит качество рефлексивности.

Подростковый возраст является возрастом социального экспериментирования и риска, освоения новых социальных ролей и ситуаций. Поэтому социально компетентный подросток — тот, кто осознает и адекватно оценивает факторы риска, принимает обдуманные решения как в типичных, так и в новых для него социальных ситуациях, прогнозирует последствия своих поступков, осознает совершенные ошибки, делает выводы, осмысливает свои знания и опыт в целом, что и позволяет осуществить рефлексия как один из важнейших компонентов социальной компетентности.

Низкий уровень развития рефлексивности у подростков может выступить одной из наиболее вероятных причин совершения девиантных поступков. Рефлексивность личности, с одной стороны, формируется под влиянием семьи и школы, с другой — сама способствует включению подростков в эти социальные среды.

Недостаточно развитый уровень рефлексивности у значительной части подростков, а также снижение социализирующего потенциала семьи и школы в условиях современного российского общества, усиление негативных влияний СМИ, уличной среды делает целесообразным разработку дополнительных методов формирования социальной компетентности, носящих недирективный характер и отвечающих интересам подрастающего поколения.

В данном исследовании была разработана авторская технология формирования социальной компетентности подростков, представляющая собой компьютерную игру, целью которой является развитие навыка принятия решений в социальных ситуациях, актуальных для подросткового возраста. Она была апробирована на базе школы-лицея № 265 Красногвардейского района Санкт-Петербурга и показала эффективность как обучающего, так и диагностического компонента в процессе практической реализации.

Поэтому разработанная компьютерная игра способна выступить в качестве адекватного недирективного средства формирования социальной компетентности подростков.

Данная компьютерная игра является перспективным недирективным средством формирования социальной компетентности в подростковом возрасте, поскольку вызвала значительный интерес и получила высокие оценки со стороны подростков.

Есть все основания полагать, что поставленные в работе цели и задачи являются достигнутыми. Полученные результаты применения разработанной технологии формирования социальной компетентности подростков позволяют рекомендовать ее к использованию в других учебных заведениях, в досу-говых и реабилитационных центрах и учреждениях для подростков.

Проведенное исследование позволило также сформулировать наиболее актуальные направления дальнейшего исследования социальной компетентности и разработок технологий ее формирования. В связи с этим важным представляются следующие направления:

— дальнейшая разработка подобных компьютерных игр для подростков с другим набором ситуаций, игровых целейусовершенствование технических характеристик игры;

— разработка подобных компьютерных игр для людей других возрастных и социальных групп (например, пожилых, безработных и т. д.) с целью обучения их навыкам принятия решений в социальных ситуациях, актуальных для их возрастного и социального статуса и положения;

— изучение и выделение других компонентов социальной компетентности и разработка технологий их формирования на базе современных компьютерных средств и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.:1. Аспект Пресс, 1997.
  2. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Издательство МГУ, 1996. Арестова О. К, Бабанин H.H., Войскунский А. Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М.: МГУ, 1995. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
  3. В.А., Гилинский Я. И. Девиантное поведение и социальный контроль в условияхкризиса российского общества. СПб, 1995.
  4. Е.М. Общая социология. Мн.: «ТетраСистемс», 2004.
  5. Р.П. Развитие дидактических способностей студентов педвуза в процессе их психологической подготовки к обучению детей шестилетнего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: 1999.
  6. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000.
  7. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.-М.: 1995.
  8. Педагогика.-2003.-№ 10.-С. 8−14.
  9. Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  10. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. -М., СПб.: «Фолиум», 1994. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемена. -2001.-№ 5.-С. 81−107.
  11. С.Г. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). СПб, 1996. Витке H.A. Организация управления и индустриальное развитие (Очерки по социологии научной организации труда и управления). — М.: 1924.
  12. Э. Устроение общества: Очерк теории структурадии. М.: Академический проект, 2003. Гидденс Э. Элементы теории сгруктурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидценс, Хабермас. — Новосибирск, 1995.
  13. Я.И. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. -СПб., 2001.
  14. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  15. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
  16. Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. -1996. -№ 3.
  17. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. пс. наук. М., 1984.
  18. Н.С., Дятчепко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технологии их предупреждения. Белгородский центр социальных технологий. Белгород, 1995.
  19. И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2002.
  20. ДелорЖ. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
  21. C.B., Уразаев A.M., Малышева Н. Л., Малиновский И. В. Аддикгавные состояния человека. Томск, 2000.
  22. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Д., 1985. Емельянов Ю. Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. — Д.: Издательство ЛГУ, 1983.
  23. А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятий и работа с кадрами. М., 1989.
  24. Залыгина Н. А, Обухов Я. Л., Поликарпов В. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. Мн.: Пропилеи, 2004.
  25. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. — 2003. № 5.-С. 34−42.
  26. A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. — № 5. — с. 45−57.
  27. Ю.А. Введение в социологию ипповатики: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. Карпухин О. И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социол. исслед. — 1998. -№ 12. — С. 90.
  28. A.A. Социальное здоровье молодежи // Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Опыт социолого-философского анализа. Часть I / Под ред. P.A. Зобова, A.A. Козлова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2004. С. 33−42.
  29. М.С. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / М. С. Комаров. М.: Аспект Пресс, 2003.
  30. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директоршколы. 2002. — № 1.
  31. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  32. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  33. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. Коростылева Л. А. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.
  34. Р. Основы психологического консультирования. — М., 2000.
  35. А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. СПб., 1998.
  36. А.И. Социология: Словарь: Учеб. пособие. -М, 1997.
  37. O.K. Гражданское общество и массовое сознание: Несколько социологических фактов: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000.
  38. М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией // Актуальные проблемы психологии труда / Отв. ред. М. Котик. Тарту. 1980.
  39. Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Со-цис. -2000. -№ 7.
  40. Латино-русский словарь. М., 1976.
  41. Ю.В., Бочкарева C.B. Социологический подход к анализу категории «компетентность» // Социальное управление и планирование: Сб. статей / Под ред. Л.Т. Волчко-вой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2004. — с. 217−229.
  42. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. Тексты.-М., 1996.
  43. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. М., 1997. Мудрик A.B. Социализация человека: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2004. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебник.-М., 1999.
  44. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество.-М., 2001. Наследов АД. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006.
  45. В.Г. Социология личности. Теория исследования и опыт. Красноярск, 1989.
  46. B.B. Психологическая сущность тренингов // Вестник Санкт-петербургского университета. 2003. — Сер. 6. Вып. 3 (№ 22). — С. 71−85.
  47. А.Г. Компетентность и ее значение в управлении производством // Вестник МГУ. Теория научного коммунизма. — М., 1973. — № 3.
  48. Е.В. Англо-русский словарь по психологии. М.: РУССО, ИП РАН, 1998. Обозов H.H. Психологическое консультирование. — М., 1993.
  49. Положение молодежи в Санкт-Петербурге. Ежегодный доклад. / Под ред. В. Е. Семенова. НИИ комплексных социальных исследований. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. — 2003.
  50. С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. Специальный выпуск: Современная Щ, французская социология. СПб, 1999.
  51. A.M. Толстых H.H. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. Прочаковская O.A. Социализация школьников современной России- теоретико-# методологический анализ: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Саратов, 2003.
  52. Равен Дою. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., 2002.
  53. B.C., Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск X. М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001.
  54. P.M. Формирование личности ребенка в условиях семьи / Человек: индиви-# дуальность, творчество, жизненный путь: Сборник статей / Под ред. В. Н. Келасьева. -СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 1998. — С. 90−108.
  55. JI.X. Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях: Автореф. дис. канд. пс. наук. СПб, 1997.
  56. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. Фролов С. С. Социология: Учебник. — М.: Гардарики, 1999.
  57. Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы: Автореф. дис. д-ра соц. наук. Саратов, 1998. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972.
  58. A.B. Общепринятое содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., 2002.
  59. В. Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. 1992. — № 2. — С. 19.
  60. П. Социология социальных изменений.-М., 1996.
  61. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: УРАО, 2001.
  62. JJ.B., Магун B.C. Родительская семья и ее влияние на жизненные притязания и жизненные стратегии юношей и девушек // Революционные притязания и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы / Под ред. Магуна B.C. М., 1998.
  63. Argyle М. The Psychology of Interpersonal Behavior. Penguin Books, 1974
  64. Baerenreiter H., Fuchs-Heinritz W., Kirchner R. Jugendliche Computer-Fans: Stubenhockeroder Pioniere? Biographieverlaufe und Interaktjonstormen. Op-laden, 1990.
  65. Bosrworih K. Computer games and simulations as tools to reach and engage adolescents inhealth promotion activities // Computers in Human Services. 1994. V. 11. P. 109−119.
  66. Braun С- GirouxJ. Arcade video games: proxemic, cognitive and content analyses /'/' Journal of1. isure Research. 1989. V. 21. P. 92−105.
  67. Braun С., Oberschuite H. PC-gestuetzte Management-forbildung mit PC // Zeitschnft fur Personalfors-chung. 199 I.V.5.
  68. Brauner С, Maass J. Die (un)heile Welt der Computer-spiele? / Hg. Maass J., Schartner С. Computerspiele -(Lin)heile Welt der Jugendlichen? Munchen, 1993.
  69. Breen C- Haring G., Thomas G. Effects of contextual competence on social initiations // Journal of Applied Behavior Analysis. 1991. V. 24. P. 337−347.
  70. Brown?eld S., Yik G. Teaching basic skills with computer games //Training and Developmental Journal. 1983. V. 37. P. 53−56. ф) Cahill J.M. Health Works: Interactive AIDS education videogames // Computers in Human Services. 1994. V. 11. P. 159−176.
  71. Calvert S.L., Tan S.L. Impact of virtual reality on young adults' physiological arousal and aggressive thoughts: Interaction versus observation // Journal of Applied-Developmental Psychology. 1994. V. 15. P. 125−139.
  72. Doelker C. Medienwirkungen und paedagogishe Handeln: Neue Uberlegungen zu alien medien-paedagogis-chen Ansaetzen / Hd. Deutsches Jugendinstitut Medien-erziehung bei Vorschulkindern. Munchen. 1990. P. 139−156.
  73. N. & Harris D., Social competence: A developmental perspective. School Psychology Review, 1.4,1984. p. 267−277.
  74. Greenfield P.M., de Winstaniey P., Kiipatrick H., Kaye D. Action video games and informal education: Effects of strategies for dividing visual attention // Journal of Applied Developmental Psychology. 1994. V. 15. P. 105−123.
  75. Fling S., Smith L., Rodriguez P., Thornton D. et al. Videogames, aggression, and self-esteem: A survey // Social Behavior and Personality. 1992. V. 20. P. 39−45.
  76. King T. Hand strengthening with a computer for purposeful activity // American Journal of Occupational Therapy. 1993. V. 47. P. 635−637.
  77. Klein K, Duncan D., Voss H. Dental healht education and data collection using computer games //Education. 1991. V. 112. P. 141−143.
  78. Knoetig P., Reichardt R. Videospiele und Freizeitverh-alten // Journal fuer Sozialforschung. 1984. V. 4. P. 423−439.
  79. Koch G., Schubenz S. Schriftsprachliche Foerderung mil dem Computer im Rahmen der paedagogisch-psy-chologischen Therapie von schulversagenden Kindern: Morphemspiele // Zeitschrift fuer Heilpaedagogik. 1991. V. 42. P. 447−449.
  80. Oppenheimer Cm.: Rubin K.H., Rose-Krasnor L., 1992.
  81. Pfingsten U., Hintsch R. Gruppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: PsychologieVerlag Union. 1991.
  82. Poeggeler F. Spielsucht Flucht aus der Schule? // Hd. Baeuerle S. Der suchtgefaehrdete Schueler. Regensburg. 1993. P. 173−197.
  83. Raffoul P., Lyles E. If You Drink an alcohol educational programm // Computers in Human Services. 1993. V. 10. P. 71−74.
  84. Resnick H. Electronic technology and rehabilitation: A computerized simulation game for youthful offenders// Computers in Human Services. 1994. V. 11. P. 61−67.
  85. Riddell P., Fowler M., Stein J. Spatial discrimination in children with poor vergence control // • Perceptual and Motor Skills. 1990. V. 70. P. 707−718.
  86. Roth V., Messmer D. Ein Hinweis auf die Program-mfamilie WEGE fuer das Sprach (verstaendnis)training am Personalcomputer //Die Sprachheilarbeit. 1992. V. 37. P. 89−94.
  87. Rubin K.H., Rose-Krasnor L. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social Development: A Lifespan Perspective. (Eds. V.B. Van Hasselt and M. Hersen). N.Y., 1992. -p. 283−318.)
  88. E. «Memory for Goblins»: A computer game for assessing and training working memory skills // Clinical Gerontologist. 1986. V. 6. P. 64−67.
  89. Samoilovich S., Riccilelli C" Schiel A., Siedi A. Attitude of schizophrenics to computer videogames // Psychopathology. 1992. V. 25. P. 117−119.
  90. Scott D. The effect of video games on feelings of aggression//Journal of Psychology. 1995. V. 129. P. 121−132.
  91. Shimai S., Masuda K., Kishimolo Y. Influences of TV games of physical and psychological development of Japanise Kindergarden children // Perceptual and Motor Skills. 1990. V. 70. P. 771−776. Spanhel D. Jugendliche vor dem Bildschirm. Wein-heim. 1990.
  92. G. & Shure M.B. The cognition of social adjustment: Interpersonal cognitive problem-thinking. In: B.B. Lahey & A.E. Kazdin, (Eds.) Advanced in clinical child psychology. New York: Plenum, vol. 5. 1982.
  93. D.L. «Life Choices»: The program and its users// Computers in Human Services. 1994. V. 11. P. 189−202.
  94. Towle D., Edmans J.-A., Lincoln N.B. Use of computer-presented games with memory-impaired stroke patients //Clinical Rehabilitation. 1988. V. 2. P. 303−307. Ullrich R. & Ullrich R. Soziale Kompetenz // Munchen: Pfeiffer, 1978.
  95. Voeller К. Right-Hemisphere Deficit Syndrome in Children. American Journal of Psychiatry. 1986. 143, 1004−1009.
  96. Wood L., SewartP. Improvement of practical reasoning skills with a computer game // Journal of Computer-Based Instruction. 1987. V. 14. P. 49−52.
  97. Zimmer D. Die Entwicklung des Begriffes der Sozialen Kompetenz in der Verhaltenstherapie // R. Ullrich &R. Ullrich (Hrsg.). Soziale Kompetenz// Munchen: Pfeiffer, 1978.1. Интернет-ресурсы
  98. И.А. Формирование социальной компетентности. 2004. http ://www.pmuc.ru/j ornal/number9/besedina. shtml.
  99. И.Л., Умняшова И. Б. Развитие самопринятия у девиантных подростков. -2003. http:// lotec.narod.ru/ bank013.html.
  100. H.A. Обучающая ситуативная компьютерная игра «Мир демократии: путешествиево времени». -http://www.realpravo.ru/images/library/attach/Itemattach223.doc.
  101. Мультимедийный учебник «Социальная компетентность"www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/2000/rus/gipermetod/product7.html.
  102. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. 2005. http:// www.psychiatry.ru/library/ ill/ ss. html
  103. ТощенкоЖ.Т. -2005.-http://krugosvet.ru/articles/105/1 010 559/1010559a6.htm. Шайдулина А. Ф. -2001.http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=l 106 588 272&-аг chive=&startfrom=&ucat=l 5&)
Заполнить форму текущей работой