Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Потребление услуг в системе социального обслуживания лиц пожилого возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Свободное время семейных и одиноких пожилых людей не насыщено активным отдыхом. Преобладают просмотр телевизора — 84,6% о опрошенных, слушание радио — 80,8%, чтение — 76,8, общение — 72,7%. Увеличивается трудовая нагрузка на пенсионера в связи не только с потребностью зарабатывать, но и с внутрисемейной эксплуатацией (сад, огород, уборка помещения). Многие формы досуга (кино, театр, музеи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования потребления услуг в системе социального обслуживания лиц пожилого возраста
    • 1. 1. Потребление услуг в системе социального обслуживания населения
    • 1. 2. Особенности социального обслуживания лиц пожилого возраста
    • 1. 3. Специфика деятельности отделений дневного пребывания в оказании социальных услуг лицам пожилого возраста
  • Глава 2. Факторы активности потребления оздоровительных н информационно-культурных услуг клиентами отделений дневного пребывания
    • 2. 1. Потребление медико-оздоровительных услуг
    • 2. 2. Потребление информационно-культурных и психологических услуг
    • 2. 3. Коммуникационное взаимодействие в процессе потребления услуг клиентами отделений дневного пребывания
  • Глава 3. Потребление услуг лицами пожилого возраста в отделениях дневного пребывания: социологическая оценка удовлетворённости
    • 3. 1. Удовлетворение потребностей лиц пожилого возраста в работе отделений дневного пребывания
    • 3. 2. Аспекты удовлетворённости в потреблении конкретных видов услуг
    • 3. 3. Развитие отделений дневного пребывания в контексте оценки клиентами их деятельности

Потребление услуг в системе социального обслуживания лиц пожилого возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В сфере социального обслуживания населения стоит проблема обеспечения более совершенного и научно обоснованного подхода к предоставлению социальных услуг. При оказании социальных услуг практически не учитывается иерархия потребностей современного человека, не затрагивается проблема значимости различных аспектов удовлетворённости услугами у разных категорий клиентов. Зреет необходимость обеспечения индивидуального подхода к потребителю социальных услуг. Для этого необходимо рассматривать группу клиентов как дифференцированную по различным социально-демографическим признакам.

Социальная услуга не рассматривается в своей многоаспектности, поэтому эффективность оказания услуг рассчитывается без учёта значимости для конкретных групп клиентов того или иного аспекта (социально-коммуникативного, личностно-эмоционального, экономического, оздоровительного и др.).

В подавляющем большинстве научных трудов социальная услуга рассматривается с позиции её оказания, а не потребления. В первом случае в качестве субъекта выступает система социальных служб, а не индивид. Изучение клиента как субъекта потребления социальных услуг необходимо для обеспечения гибкости системы социального обслуживания, разработки инновационных моделей социального обслуживания, совершенствования существующей системы предоставления социальных услуг, использования более адекватных и точных методик расчёта эффективности оказания услуг.

Применение данного подхода особенно актуализируется в рамках системы социального обслуживания пожилых граждан, представляющих собой многочисленный и активный социальный слой. Демографическое старение населения, идущее в том числе и в России, не имеет тенденции к снижению. В 2004 году в России доля лиц старше трудоспособного возраста (женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет) достигла 20,3% и составила 29,3 млн человек. В таких регионах, как Воронежская, Рязанская, Тульская, Тамбовская и Тверская области этот показатель превышает 25%.1 По прогнозам ООН, доля лиц старше трудоспособного возраста в России возрастёт до 29% к 2025 и до 37% к 2050 году.2.

В складывающихся условиях данная социальная общность будет требовать повышенного внимания к социальным проблемам старости. На сегодняшний день эти проблемы в основном выражаются в малообеспеченное&trade-, одиночестве, ухудшении здоровья, отсутствии поля самореализации. Как разновидность проблем, социально-психологические проблемы старости обусловлены потерями близких, утратой физического потенциала, жизненными разочарованиями, невостребованностью, плохим обращением с пожилыми в семьях.3.

Проблемы здоровья пожилых граждан наталкиваются на отсутствие денежных средств на лечение. В среднем на одного пожилого в России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5 — 1,7 раза выше стоимости лечения молодых. Каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. В связи с этим 60% пенсионеров хотели бы работать и добывать средства к существованию.4 41,4% пожилых вынуждены переходить на самолечение из-за нехватки финансовых средств на медицинскую помощь.5 Комплекс материальных и физиологических проблем ведёт к ухудшению качества жизни и к снижению способности активизировать жизнедеятельность в пожилом возрасте.

1 Социальное положение и уровень жизни населения РФ. — Госкомстат РФ, 2004. — С. 89.

2 Медков В. М. Демография. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004. — С. 133.

3 Холостова Е. И., Егоров В. В., Рубцов А. В. Социальная геронтология. Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2005.-С. 20.

4 Технологии социальной работы. Под ред. Холостовой Е. И. -М.: ИМФРА-М, 2001.-С. 282.

5 Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. — М.: ВЛАДОС, 2003. — С. 61.

По данным всероссийской переписи населения 2002 года 77% пожилых граждан проживают в семьях. Одиноко проживают 6,7 млн пожилых людей, из них 5,6 млн (83,5%) составляют женщины. Почти 54% одиноко проживающих пожилых — это женщины старше 70 лет.6.

Несмотря на то, что большинство пожилых являются семейными людьми, наличие семьи не всегда спасает от проблем, а иногда может лишь усугубить их. Важной проблемой остаётся насилие над пожилыми людьми. Исследователи выделяют такие виды геронтологического насилия, как физическое, эмоционально-психологическое, финансово-экономическое, сексуально-геронтологическое, фармацевтическое, а также связанное с неисполнением обязанностей по уходу за пожилыми. В 43,2% случаев насилие исходит от самых близких людей — детей, внуков, супругов. В остальных случаях — от дальних родственников, соседей, знакомых.7.

Свободное время семейных и одиноких пожилых людей не насыщено активным отдыхом. Преобладают просмотр телевизора — 84,6% о опрошенных, слушание радио — 80,8%, чтение — 76,8, общение — 72,7%. Увеличивается трудовая нагрузка на пенсионера в связи не только с потребностью зарабатывать, но и с внутрисемейной эксплуатацией (сад, огород, уборка помещения). Многие формы досуга (кино, театр, музеи, творчество, физкультура) оказываются во многом недоступны пожилым людям. Существующий социокультурный разрыв между поколениями провоцирует феномен семейного одиночества. Международные исследования показали, что никогда не чувствуют себя одинокими 70% пожилых англичан и 30% пожилых сербов, хотя сербы намного чаще проживают вместе с детьми.9 Налицо противоречивая роль семьи в решении проблем старости.

6 Холостова Е. И., Егоров В. В., Рубцов А. В. Социальная геронтология. Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2005.-С. 35.

7 Пучков П. В. Вы чьё, старичьё? Опыт анализа геронтологического насилия. // СОЦИС, 2005, № 10. С. 40.

8 Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология. — М.: ИНФРА-М, 2004. — С. 93.

9 Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. — М.: ВЛАДОС, 2003. — С. 69.

Что касается проблемы одиночества, то по результатам исследований Тверского Государственного Университета среди одиноких пенсионеров только 16,1% поставили родственников (братьев, сестёр) на первое место среди постоянных партнёров по общению, 21,7% - соседей, 14,7% - друзей, 18,2% - знакомых ровесников, и 20,3% - не поставили никого. В то же время из пенсионеров, состоящих в браке, имеющих детей и проживающих в семьях 70,4% указали на родственников как на первоочередных коммуникативных партнёров, 4,6% - на соседей, 8,6% - на знакомых ровесников, 9,3% - на друзей, и только 5,6% сказали, что ни с кем не общаются.10. Из этого следует, что в группе одиноких пожилых проблема дефицита общения стоит очень остро и требует решения в виде развития инфраструктуры досуга лиц пенсионного возраста.

Согласно данным того же исследования, группа одиноких пожилых людей более отрицательно оценивает своё самочувствие: 47,6% жалуются на плохое или очень плохое здоровье, хорошо его оценивают 17,5%. В группе «семейных» пенсионеров положительную оценку здоровью дают 45,8%. Что касается материального положения, 38,4% одиноких оценивают его как плохое, 46,8%) — как среднее. Из пенсионеров, проживающих в семье, 65,1% считают своё благосостояние средним, а 14,1% - выше среднего. Наконец, доли оптимистов и пессимистов среди одиноких составляют 11,9% и 42,7%, а среди имеющих семьи — 24,7% и 38,9% соответственно.11 Одиночество провоцирует массу социально-психологических проблем, не последнее место среди которых занимает проблема самооценки.

В современном обществе пожилые страдают от эйджизма (дискриминации по возрастному признаку) и геронтофобии. В существующих стереотипах старость окрашена мрачными цветами, в первую очередь ассоциируясь с болезненностью, невостребованностью, раздражительностью, отсталостью в понимании современных принципов и.

0Парахоиская Г. А. Пожилой человек в семье. // СОЦИС, 2002, № 6. С. 105 Парахонская Г. А. Пожилой человек в семье. // СОЦИС, 2002, № 6. С. 109 стандартов жизни. Даже 86% слушателей факультетов переподготовки социальных работников разделяют именно негативные стереотипы старости.12.

Вместе с тем, весомая категория пожилых граждан признаёт стратегию «активной старости» необходимой и многозначащей. По данным социологического исследования, проведённого в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста г. Казани, 61% респондентов согласны с утверждением, что «.в старости надо делать больше, чем в молодости», 99% - с утверждением, что «.труд и творчество замедляют приход дряхлости и увядания». С утверждением, что «молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения» выразили согласие 1.

96% опрошенных. Не секрет, что активное использование психологического, интеллектуального и социального ресурса личности в пожилом возрасте помогает преодолевать психологический дискомфорт, побеждать чувство невостребованности и понижение самооценки.

В сложившихся условиях зреет необходимость развития таких подходов к социальной защите пожилого человека, которые смогли бы обеспечить активизацию его духовного, интеллектуального и физического потенциала, самосохранительного поведения, социокультурного развития. Отделения дневного пребывания при центрах социального обслуживания пожилых и инвалидов являются наиболее оптимальной разновидностью учреждений социальной инфраструктуры, деятельность которых направлена на достижение вышеуказанных целей. По данным статистики, на 1 января 2004 года в РФ действовало 2 025 центров социального обслуживания пожилых и инвалидов. В их структуре работало 1 169 отделений дневного пребывания на 31 694 места. За 2003 год в отделениях было обслужено 803 169 человек, что составляет 2,3% от общего числа пожилых и инвалидов.14 Выяснение потребностей клиентов отделений дневного пребывания и.

12 Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старости. — М.: Академия, 2002. — С. 211.

13 Ларионова Т. Пожилые оценивают свою жизнь. // Социальное обеспечение, 2004, № 9. С. 12.

14 Социальное положение и уровень жизни населения России. — Госкомстат, 2004. — С. 252 факторов эффективности работы отделений, разработка инновационных подходов к оказанию услуг, а также совершенствование методик подсчёта результативности деятельности отделений должны стать первоочередными направлениями в изучении специфики работы этих учреждений.

Степень научной разработанности проблемы. Потребление услуг как социальное явление изучалось в экономическом, культурологическом, социологическом аспектах. Классические подходы к данной теме разрабатывались такими учёными, как Т. Веблен, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье. Проблемам потребления в контексте социальной дифференциации уделяли внимание Т. Веблен, X. Лейбенстайн, Дж. Дьюзенберри. Проблему воздействия потребления на формирование стиля жизни разрабатывал П. Бурдье. Такой учёный, как Ж. Бодрийяр, ввёл понятие «общество потребления», изучал систему объектов потребления как знаковую систему, объяснил природу социальных трансфертов, придав им политический характер.

Сфера услуг стала объектом научных изысканий таких учёных как Т. Парсонс, Г. Маркузе, Д. Бурстин, А. Живан. Так, Т. Парсонс рассматривает сферу услуг не в традиционной экономической плоскости, а в системе общественных отношений, приходя к выводу, что любая услуга имеет социальный аспект и служит достижению общественно важных целей. Румынский социолог А. Живан рассматривает систему сервиса как инструмент воспроизводства системы социальных отношений. Современные проблемы удовлетворения человеческих потребностей посредством сферы услуг в нашей стране изучают такие социологи и экономисты, как Н. Иванов, Г. Меньшикова, Е. Песоцкая, В. Радаев.

Потребление социальных услуг лицами пожилого возраста нельзя изучать, не затрагивая теоретические разработки социальной геронтологии, касающиеся образа жизни пожилого человека и его проблем. Изучению социальной роли пожилых людей с древности посвящались труды Цицерона, Платона, Аристотеля. В 20 веке на Западе возникает множество социальных теорий старения — теория жизненных циклов (Д. Левинсон, К. Юнг), теория освобождения (У. Генри, И. Камминг), теория активности (П. Блау), теория субкультуры (А. Роуз).

Проблемы пожилого человека в современном постиндустриальном обществе рассматривались под разными углами зрения. И. Лангер, Дж. Родин изучали проблему зависимости и утраты ролей в старостиДж. Лоу, И. Ньюгартен рассматривали скрытый механизм и последствия возрастных ограничений. Систематизацию геронтологических концепций провел Н. Смелзер.

В нашей стране в контексте социальной геронтологии изучаются проблемы пожилых граждан в различных сферах жизни российского общества. Проблемы семьи в пожилом возрасте поднимают С. Голод, Т. Гурко, О. Дудченко. Социальную адаптацию пожилого человека в быстро меняющемся обществе изучают Е. Бабосов, Е. Авраамова. Также данной теме уделяли внимание такие социологи, как И. Бестужев-Лада, В. Ядов. Проблемы социально-экономической адаптации пожилого человека изучает А. Готлиб.

Эмпирические исследования социального самочувствия пожилых проводят Г. Воронина, Н. Ковалёва, Т. Козлова, М. Елютина. Вопросам труда, быта и отдыха пенсионеров посвящают свои работы В. Патрушев, 3. Саралиева, С. Балабанов. Концепцию социальной старости разрабатывает Е. Молевич. К вопросам взаимопомощи в среде пожилых граждан обращается Н. Щукина.

Система профессионального социального обслуживания пожилых граждан существует в нашей стране около пятнадцати лет, однако за это время накоплен большой теоретический материал, касающийся данной сферы. Над изучением проблем социального обслуживания пожилых работают Е. Холостова, А. Панов, Е. Ярская-Смирнова, О. Краснова, Т. Шанин. Концептуальные вопросы социальной защиты пожилых граждан разрабатывают В. Жуков, Е. Холостова, Г. Осадчая, Л. Топчий. Проблемам организационного развития учреждений социального обслуживания пожилых посвящают свои работы В. Васильчиков, О. Буянова, Э. Воробьёва, В. Карпенков, Н. Дементьева, Э. Манукян. В нашей стране наиболее объёмные и содержательные труды по социальной геронтологии созданы такими учёными как Е. Холостова, В. Альперович, В Шапиро, Р. Яцемирская и И. Беленькая, М. Елютина и Э. Чеканова.

Объектом данного исследования являются лица пожилого возраста в системе социального обслуживания населения.

Предметом данного исследования является потребление услуг лицами пожилого возраста в отделениях дневного пребывания Центров социального обслуживания.

Гипотеза: различия в социально-демографических характеристиках клиентов отделений дневного пребывания, таких как возраст, образование, размер пенсии, численность семьи, предопределяют различия в степени значимости для клиентов таких аспектов удовлетворённости услугами, как оздоровительный, творческий, когнитивный, социально-коммуникативный, личностно-эмоциональный, экономический.

Цель исследования. На основе установления взаимосвязей между социально-демографическими характеристиками контингента клиентов отделений дневного пребывания и различными аспектами удовлетворённости услугами разработать рекомендации по оптимизации потребления услуг лицами пожилого возраста в деятельности отделений дневного пребывания Центров социального обслуживания.

Задачи исследования:

1. Разработать теоретико-методологические основы социологии потребления в контексте изучения сферы социального обслуживания.

2. Раскрыть особенности потребления услуг гражданами пожилого возраста в системе социального обслуживания пожилых граждан.

3. Разработать теоретико-прикладные основы деятельности отделений дневного пребывания Центров социального обслуживания граждан пожилого возраста.

4. Выяснить существование возрастных особенностей в активности прохождения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

5. Уточнить факторы групповой активности в потреблении информационно-культурных и психологических услуг.

6. Выявить значимость и специфику коммуникативного аспекта в посещении отделений дневного пребывания.

7. Установить взаимосвязи между социально-демографическими характеристиками клиентов и общим уровнем удовлетворённости потреблением услуг в отделениях дневного пребывания.

8. Установить взаимосвязи между социально-демографическими характеристиками клиентов и значимостью для них различных аспектов удовлетворённости потреблением услуг.

9. Предложить потенциальные направления развития предоставления услуг в отделениях дневного пребывания в контексте оценки клиентами их деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составил ряд теорий, объясняющих механизм человеческого действия и осуществления человеком выбора — теории действия М. Вебера, Т. Парсонса, теория рационального выбора М. Вебера, теория коллективного поведения Н. Смелзера, теория иерархии потребностей А. Маслоу. Также приоритетное значение имели теоретические разработки в области социологии потребления Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Г. Маркузеконцепция социального аспекта услуги Т. Парсонса, концепция сервиса как инструмента воспроизводства социальных отношений румынского социолога А. Живана.

Поскольку в фокусе исследования находились малые группы, были использованы концепции первичных групп Ч. Кули, малых групп К. Левина, а также теории коммуникации Н. Лумана, 10. Хабермаса. Изучение складывающихся внутригрупповых взаимоотношений основывалось на использовании этнометодологии Г. Гарфинкеля, символического интеракционизма Дж. Г. Мида, И. Гофмана. Изучение различных аспектов активности и удовлетворённости потреблением услуг строилось на теоретических разработках маркетинговой социологии, касающихся некоммерческих направлений маркетинга.

При обработке данных использовались принципы системного и сравнительного анализа. Практиковался субъектный подход к определению пожилых как деятельной общности. В описании характеристик исследуемых групп использовались функциональные, атрибутивные и интерпретативные методы.

Эмпирическая база исследования. Работа основана на результатах исследований, проведённых автором в отделениях дневного пребывания Центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Клинского, Солнечногорского и Химкинского районов Московской области в период с июля 2005 по январь 2006 года. Исследовательский проект носил название «Услуги отделений дневного пребывания в контексте социально-демографической дифференциации пожилых граждан». В процессе исследования применялись следующие методы:

1. Метод анкетирования. Опрошено 254 респондента — клиента отделений дневного пребывания (80 респондентов в Клинском районе, 88 в Солнечногорском, 86 в Химкинском). Использовалась методика сплошного опроса.

2. Метод фокус-групп. Проведено 6 фокус-групп, по 2 фокус-группы в каждом учреждении. Общее количество респондентов 38 человек. Респонденты отбирались на основе возрастных характеристик.

3. Невключённое структурализованное наблюдение. Наблюдение проводилось на базе ЦСО «Милосердие» Клинского района. Наблюдению подверглось 5 групп дневного пребывания общей численностью 81 респондент. Длительность наблюдения — 5 месяцев.

4. Метод традиционного анализа документов. В процессе исследования использовались данные отчётов деятельности отделений дневного пребывания за 2005 год.

Научная новизна исследования.

— В данном исследовании разработаны теоретико-методологические основы социологии потребления в контексте изучения системы социального обслуживания населения, выяснены общие черты и различия в феномене потребления социальных услуг по сравнению с потреблением услуг в других сферах;

— выявлена специфика социального обслуживания пожилых граждан исходя из усовершенствованной теории иерархии человеческих потребностей;

— разработаны теоретико-прикладные основы деятельности отделений дневного пребывания как учреждений по оказанию особого направления услуг — полустационарного социального обслуживания лиц пожилого возраста;

— определены закономерности воздействия возрастного, образовательного и временного факторов на активность участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

— выявлены закономерности воздействия временного, творчески-реализационного, а также фактора разнообразия услуг на активность потребления информационно-культурных и психологических услуг;

— установлена значимость коммуникативного аспекта потребления услуг в отделениях дневного пребывания лиц пожилого возраста;

— выявлены закономерности влияния возрастных, образовательных, экономических характеристик, а также семейного положения лиц пожилого возраста на общую удовлетворённость потреблением услуг в отделениях дневного пребывания;

— выявлены закономерности влияния возрастных, образовательных, экономических характеристик и семейного положения лиц пожилого возраста на значимость различных аспектов удовлетворённости потреблением услуг;

— предложены основные направления совершенствования процесса оказания услуг в отделениях дневного пребывания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Потребление социальных услуг основывается на праве выбора клиента, формирует стиль и образ жизни клиента, провоцирует поступательный рост потребностей. Необходимый эффект потребления достигается при наличии факта самоактивизации клиента, мобилизации его внутреннего ресурса.

2. Социальное обслуживание лиц пожилого возраста направлено не только на поддержание адаптивных сил индивида, но и на изменение самооценки и коррекцию социальных отношений.

3. Отделения дневного пребывания выполняют восстановительную, реализационную, адаптационную, развивающую и досуговую функции. Специфическими принципами деятельности отделений являются принципы комплексной творческой самореализации клиента, самоопределения клиента, приоритета физического здоровья клиента, этического императива и индивидуального подхода к клиенту.

4. Активность участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях снижается в «среднем пожилом возрасте» (65 — 69 лет) с последующим возрастанием в старших возрастных группахснижение активности происходит также по мере роста образовательного уровня клиента и по мере продолжительности деятельности группы дневного пребывания.

5. Для поддержания активности потребления информационно-культурных и психологических услуг необходимо использовать фактор разнообразия услуг и фактор творческой самореализации клиента.

6. Значимость коммуникативного аспекта потребления услуг состоит в возможности пребывания пожилого человека в идентичной социокультурной среде вне зависимости от качественных характеристик коммуникативного процесса.

7. В старших возрастных группах клиентов отделений дневного пребывания возрастает значимость личностно-эмоционалыюго, социально-коммуникативного и оздоровительного аспектов удовлетворённости услугами, понижается значимость творчески-реализационного и когнитивного.

8. При повышении образовательного уровня клиента прямо возрастает важность творческого и когнитивного аспектов, но снижается значимость оздоровительного и личностно-эмоционалыюго.

9. По мере увеличения размера семьи клиента возрастает важность социально-коммуникативного аспекта, при одиноком образе жизниличностно-эмоционального и когнитивного.

Ю.Основными направлениями совершенствования процесса оказания услуг является повышение разнообразия услуг и расширение возможностей творческой самореализации клиента.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные в исследовании результаты позволяют формировать новые подходы к изучению проблем социологии потребления, социологии социальной сферы, социологии организации, социогеронтологии, к анализу неоднородности социальной группы пожилых людей, развивать исследования потребностей пожилых людей.

Подходы к исследованию активности и удовлетворённости потреблением услуг могут использоваться для расчёта эффективности деятельности учреждений полустационарного социального обслуживания.

Результаты данного исследования могут применяться при совершенствовании организации деятельности отделений дневного пребывания Центров социального обслуживания пожилых граждан и в сфере организации досуга данной категории населения. Качественные и количественные составляющие оказываемых услуг могут корректироваться, исходя из установленных особенностей общегрупповой активности, различий в значимости тех или иных аспектов удовлетворённости услугами для разных категорий пожилых граждан.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии социальной работы Российского государственного социального университета.

Материалы исследования были апробированы автором в выступлениях на Социальном Конгрессе «Глобализация: настоящее и будущее России» (ноябрь 2006 года) в Российском Государственном Социальном Университете.

На основе проведённых исследований были разработаны аналитические справки по деятельности отделений дневного пребывания ЦСО Клинского, Солнечногорского и Химкинского районов Московской области.

Отдельные положения данной работы были заслушаны на заседаниях коллегии Управления социальной защиты населения Администрации Клинского района Московской области.

Исследования также апробированы в публикациях общим объёмом.

7,0 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, и заключения.

Заключение

.

Социальное обслуживание населения представляет собой социальный институт, деятельность которого направлена не только и не столько на удовлетворение потребностей социально-уязвимых граждан, сколько на создание условий для возрастания социальной активности индивида, реализацию его способностей, а также на развитие этих способностей. Как социальный институт, социальное обслуживание призвано обеспечивать гармонизацию социальных отношений, вносить свой вклад в поддержание социальной стабильности.

Деятельность учреждений социального обслуживания необходимо изучать в системе «человек — услуга», и основываться в этом на теоретических разработках социологии потребления, предметом которой являются закономерности и свойства потребительского поведения индивидов и общностей. Потребление характеризуется как внутренний элемент воспроизводства основного общественного ресурса — человека, его способности к деятельной активности, его физиологического и интеллектуально-духовного капитала.

Потребительское поведение клиентов социальных служб имеет ряд схожих черт с поведением клиентов других секторов сферы услуг. Это и обладание правом выбора услуги, и направленность на преодоление определённого дискомфорта, и реализация вкусовых пристрастий, и важность эмоционального компонента в процессе принятия услуги, и провоцирование поступательного роста потребностей у клиентов социального обслуживания, и формирование многообразия стилей жизни.

Потребление данной разновидности услуг уместно изучать с позиций теории социального действия, подчёркивая социальный, а не экономический характер взаимодействия потребителя и производителя. Любое производство услуг имеет определённую социальную задачу, и в контексте изучения сферы социального обслуживания данный аспект виден наиболее явно.

Социальная услуга выступает как средство достижения таких целей, как включение индивида в жизнь общества, поддержание или изменение социального статуса, коррекция жизненной стратегии. Процесс потребления социальной услуги в идеале должен представлять собой следующую последовательность компонентов: Наличие и осознание потребности в факторе выживания — появления мотива к обретению блага и мотива к изменению жизненного вектора — контракт между социальным работником и клиентом — принятие или отказ от предложения социального работникапредоставление социальной услуги — первичное осознание эффекта от предоставления услуги — выдвижение претензий по качественной и количественной составляющей данной услуги — действие клиента по самоактивизации и самореализации — вторичное осознание эффекта от оказания данной услуги — возникновение желания повторной услуги.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста включает в себя социальное обслуживание на дому, полустационарное обслуживание (отделения дневного пребывания), стационарное обслуживание, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь. Специфику социального обслуживания пожилых граждан можно рассмотреть, исходя из структуры потребностей человека.

В трудных жизненных ситуациях происходит актуализация разноуровневых потребностей человека, которые могут быть представлены в виде экономического, регулятивного, самосохранителыюго, воспроизводственного, коммуникативного, когнитивного, самореализационного комплексов потребностей. При этом удовлетворение первых трёх комплексов посредством оказания социальных услуг направлено на поддержание адаптивных сил и актуализирует потребности более высокого уровняудвлетворение воспроизводственного, коммуникативного, когнитивного и самореализационного комплексов приводят коррекции социальных отношений, изменению самооценки индивида, обретению новых социальных ролей, осознанию собственной востребованности и ощущению социальной самодостаточности.

Отделения дневного пребывания в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста преследуют такие цели как повышение степени адаптированности пожилого человека в социальной среде, расширение сети социальных контактов пожилого человека в городском социуме, повышение уровня физического, социального и духовного самочувствия пожилого человека. Последнее является предметом деятельности отделений дневного пребывания. Данные цели достигаются реализацией таких направлений как медико-физкультурное, информационно-культурное, психологическое, социально-бытовое.

Отделения основывают свою деятельность на принципах индивидуального подхода к клиенту, комплексной творческой самореализации клиента, самоопределения клиента, приоритета физического здоровья клиента, этического императива в работе с клиентом. Отделения дневного пребывания выполняют восстановительную, адаптационную, реализационную, развивающую и досуговую функции.

Посетителями отделений дневного пребывания в основном являются пожилые женщины в возрасте от 65 до 74 лет со средним уровнем образования, примерно половина из которых являются одинокими или одиноко проживающими.

Медицинские услуги формируют мотивацию клиентов к посещению ОДП (наряду с мотивацией к общению). Большинство клиентов принимает диагностические процедуры, однако физиотерапия и массаж также занимают лидирующие места по популярности.

Большинство клиентов охвачено физической культурой, преобладает совмещённость занятий на тренажёрах ЛФК и утренней зарядки. Наиболее молодые возрастные группы больше всего охвачены физкультурой, однако демонстрируют низкую совмещённость занятий. Прямой зависимости между возрастом и физической активностью клиентов не установлено, то же касается и образовательного уровня.

В течение пребывания группы наблюдается падение и стабилизация общегрупповой активности в физкультурных занятиях. Регулярность занятий одинакова у всех возрастных групп, кроме «пассивной» группы от 65 до 69 лет. Продолжительность занятия наиболее высока у молодой группы, однако наиболее низка у группы от 65 до 69 лет. Имея высокий показатель совмещённости занятий, эта группа демонстрирует довольно противоречивую позицию в сфере занятий физкультурой.

В изучении активности группы при проведении тех или иных мероприятий невозможно не учитывать формы организации мероприятий, которые являются различными для тех или иных учреждений.

Активность при проведении трудотерапии в основном зависит от регулярной сменяемости направлений занятий, повышении разнообразия. Сеанс трудотерапии с группой должен строиться с учётом смены поведения клиентов, исходя из временной динамики сеанса.

Музыкальные занятия должны быть направлены не на пассивное исполнение произведений, а на увеличение числа сольных исполнений, пробуждая состязательность, повышение танцевальной активности, содержать большую долю юмора, практиковать инсценировки исполнения произведений. Именно в данном виде мероприятий клиент готов наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал.

Активность группы при проведении лекций и творческих встреч предопределяется использованием форм активной беседы и дискуссии, а также тематикой. Особое внимание необходимо уделять правовой направленности лекции.

В оказании психологических услуг особое внимание надо уделять подъёму психологической культуры пожилого человека, разъясняя сущность и функции профессии психолога. Также надо отдавать приоритет лекциям и упражнениям по психосоматике, релаксациям.

Отделение дневного пребывания позволяет пожилому человеку ощутить себя в идентичной социокультурной среде, расширить качественную и количественную сторону коммуникативной сферы. Зачастую в разговорах присутствует положительный эмоциональный настрой. Темы здоровья, ведения домашнего хозяйства, социальной защиты пожилых, обсуждение детей и родственников в наибольшей степени являются объединительными для пожилых людей.

Высокая эмоциональная активность разговоров привлекает большее количество участников. Отрицательные по характеру темы (преступность, девиации, социальные проблемы) также склонны привлекать к разговору больше участников, чем положительные темы, и провоцировать более длительные разговоры.

Коммуникативный аспект пребывания имеет важное значение и для семейных и для одиноких клиентов, поскольку позволяет ощутить социокультурную близость всех участников коммуникативного процесса. Общение помогает скорректировать мировоззренческие установки, ощутить востребованность, активизировать самосохранительное поведение пожилого человека, расширить временные перспективы деятельности.

Посещение отделения дневного пребывания в первую очередь оказывает положительное воздействие на личностно-эмоциональную сферу пожилого человека, далее — на биологически-материальную, и наименьшее влияние — на социально-коммуникативную.

Социально-демографические характеристики клиентов дневного пребывания определяют неоднородность ощущения эффектов от потребления услуг. Так, социально-коммуникативный эффект более ощутим в среде молодых клиентов (до 64 лет), личностно-эмоциональный — в «среднем пожилом» возрасте, а влияние на материально-биологическую сферу наиболее ощущаем в старших возрастных группах. Также с увеличением возраста возрастает значимость питания в отделении.

С повышением возраста клиента утрачивается популярность занятий с психологом и физкультуры (и это несмотря на ощущаемое улучшение самочувствия), возрастает популярность музыкальных занятий и лекций. Оздоровительный эффект физической культуры с возрастом повышается, также повышается и эмоциональный, немного снижаясь в возрастном интервале 70−74 года.

С повышением возраста снижается творческая значимость трудотерапии и увеличивается социально-бытовая. Проявление своих способностей наиболее важно в «среднем пожилом» возрасте. При проведении музыкальных занятий средний возраст также демонстрирует необычность мышления, признаваясь в наибольшем личностно-эмоционалыюм эффекте, в то время как и старшая, и младшая группы заявляют о превалировании социально-коммуникативного эффекта. Для среднего возраста ценен когнитивный эффект лекций и творческих встреч, младшая группа более ценит расширение кругозора. Наконец, в занятиях с психологом старшая группа придаёт огромное значение эмоциональному аспекту, в то время как с возрастом снижается значимость когнитивного.

При исследовании потребления услуг в ОДП выясняется, что высокий образовательный уровень провоцирует более критическое отношение к самочувствию, однако повышается вероятность нахождения новых друзей. Вполне естественно выглядит популярность информационно-культурных услуг у лиц с высшим образованием. Средне-специальное образование может предопределить популярность физкультуры, а неполное среднеемузыкальных и психологических занятий.

Лица с низким образовательным уровнем наиболее ощущают и физический, и эмоциональный эффект от физических занятий. Однако при трудотерапии с ростом образовательного уровня возрастает эффект творческого развития. Музыкальные занятия для лиц с высшим образованием важны в социально-коммуникативном аспекте, а также для них высока ретроспективная роль песен, а личностно-эмоциональный аспект более выражен при низком образовательном уровне. Когнитивный эффект лекций возрастает с ростом образования, а социально-коммуникативный снижается. То же можно сказать и о психологических занятиях, при этом для лиц с высшим образованием важно более, чем у других, важно самопознание.

Размер пенсии определяет значимость экономического эффекта не в обратно пропорциональном порядке, а скорее с учётом срединного размера пенсии — от 3000 до 3499 рублей, при наличии которого экономический эффект наиболее важен. При этом же интервале пенсии наиболее важно предоставление питания в ОДП. В интервале от 2500 до 2999 рублей наиболее высоки показатели эмоционального и физического эффекта физкультуры, но с ростом пенсии они начинают снижаться.

Состав семьи посетителя ОДП также выявляет особенности ощущения эффектов. Эффект ощущения внимания к себе наиболее ощутим представителями расширенных семей, а отнюдь не одинокими. С повышением численности семьи понижается экономический эффект посещения отделения. При этом значимость питания у лиц из расширенных семей наиболее высокая, и низкая — для одиноких. У одиноких респондентов популярны занятия с психологом, лекции и творческие встречи. Для представителей больших семей — физкультура, и также лекции и творческие встречи.

Клиенты из больших семей ощущают эмоциональный эффект от физкультуры, одинокие — физический. Одинокие лидируют в социально-бытовом и творческом аспекте трудотерапии. Социально-коммуникативный эффект от музыкальных занятий более высок для лиц из расширенных семей, у одиноких — личностно-эмоциональный. Социально-коммуникативный аспект лекций также возрастает по мере роста численности семьи. Для одиноких и живущих вдвоём важен когнитивный. В занятиях с психологом одинокие лидируют в эмоциональном аспекте, но отстают в когнитивном. Эффект успокоения, постепенно снижаясь, резко возрастает в самых больших семьях.

Таким образом, подтверждается выдвинутая гипотеза о возрастании значимости личностно-эмоционального, социально-коммуникативного, оздоровительного и экономического аспектов в связи с повышением возраста клиента, и параллельном снижении значимости творчески-реализационного и когнитивного аспекта. Высокий образовательный уровень определяет значимость творчески-реализационного и когнитивного аспектов, однако снижает важность оздоровительного и личностно-эмоционального. Также не определилась прямая зависимость между размером пенсии и снижением экономического эффекта. Наконец, численность семьи напрямую определяет важность социально-коммуникативного аспекта, и одиночество — личностно-эмоционального и когнитивного.

Исходя из результатов проведённого исследования вырабатываются следующие рекомендации по развитию отделений дневного пребывания:

1. Необходимость расширения спектра медицинских услуг, направленных на предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппаратарасширение фармацевтической базы учреждения, использование средств бытовой гомеопатии в питании, витаминизация питания, использование диагностически-мониторингового подхода в организации физической культуры.

2. Активное использование творческого потенциала клиентов в организации информационно-культурных услуг, создание поля самореализации пожилого человека в различных направлениях.

3. Постоянное повышение разнообразия в качественной стороне оказываемых информационно-культурных и психологических услуг, развитие когнитивного и коммуникативного аспектов в оказании услуг.

4. Учёт социально-демографических характеристик группы при организации услуг, влияния этих характеристик на восприятие полезности различных аспектов услуг.

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть потребление услуг пожилыми гражданами в отделениях дневного пребывания в абсолютном большинстве аспектов — организационном, коммуникативном, личностно-эмоциональном, оздоровительном и т. д. При этом автора интересовала не только результативность потребления услуг, но и активность этого процесса с учётом организационных сторон. Можно сделать основной вывод, что отделения дневного пребывания в системе социального обслуживания населения способны активизировать жизнь абсолютно разных категорий пожилых граждан при высоком разнообразии аспектов удовлетворённости оказываемыми услугами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. М.: Экономика, 2004. 624 с.
  2. И. Ф. Исследование мотивации социальных работников. // СОЦИС, 2005, № 1 (249), С. 78 81.
  3. И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 144 с.
  4. И. Р. Структура и развитие мотивов социального поведения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 112 с.
  5. В. Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 576 с.
  6. Американская социологическая мысль. М.: Рудомино, 1997. 730 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1998. 373 с.
  8. С. П. Институт сервиса как инструмент реализации социальной политики. // Отечественный журнал социальной работы, 2004,№ 2, С. 8−11.
  9. Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 528 с.
  10. Е. М. Практикум по социологии. Минск: Тетра Системе, 2003.416 с.
  11. Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1994.134 с.
  12. С. А. Метод фокус-групп. М.: Никколо-Медиа, 2001. 320 с.
  13. Г. Д. Реальность долголетия и иллюзия бессмертия. Киев: Наукова думка, 1989. 281 с.
  14. . Б. Психическая и физиологическая адаптация человека. Ленинград: Медицина, 1988. 152 с.
  15. . Общество потребления. М.: Республика, 2006. 269 с.
  16. . Система вещей. М: Рудомино, 1999. 324 с.
  17. В. И. От Даля к Парсонсу и обратно. Гипотеза о природе услуги. // СОЦИС, 2003, № 7 (231), С. 49 56.
  18. В. И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни. // СОЦИС, 2003, № 2 (226), С. 28 38.
  19. С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: Институт психологии РАН, 1998. 27 с.
  20. П. Практический смысл. СПб: Алетейя, 2001. 243 с.
  21. Бутуева 3. А. Роль ценностных ориентаций в социализации пожилых и старых людей (социально-философский аспект). Кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М.: МГСУ, 1999. 171 с.
  22. В. М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России. // Отечественный журнал социальной работы, 2002, № 1, С. 68 72.
  23. М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье. // СОЦИС, 2005, № 1 (249), С. 102 104.
  24. М. Избранные произведения. Москва 1990.
  25. С. Г. Старшее поколение как фактор экономического развития. // СОЦИС, 2004, № 4 (240), С. 96 100.
  26. Н. А., Гриценко Н. Н., Шарков Ф. И. Социальное государство. М.: Дашков и К, 2004. 416 с.
  27. В. П. Организация работы органов социального обеспечения. М.: Академия, 2005. 176 с.
  28. В. П. Клубные объединения ветеранов при центре социального обслуживания населения // Отечественный журнал социальной работы, 2002, № 1. С. 97 102.
  29. Глобальные цели по проблемам старения на период до 2001 года: практическая стратегия / 47 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 10 сентября 1992 г.
  30. M. П. Старт и финиш жизни человека. М.: Прогресс, 1997. 98 с.
  31. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М.: РИА «Ваш Дом», 2004. 228 с.
  32. А. С. Введение в социологическое исследование. М.: Флинта, 2005. 384 с.
  33. И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. 284 с.
  34. Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ, 2003. 304 с.
  35. Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень: Институт социальной работы, 1995. 108 с.
  36. В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М.: Инфра-М, 2006. 768 с.
  37. А. А., Решетюк A. JI. Здоровье и труд в пожилом возрасте. Ленинград: Медицина, 1988. 238 с.
  38. М. Э., Чеканова Э. Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // СОЦИС, 2003, № 7 (231), С. 43 -48.
  39. М. Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология. М.: Инфра-М, 2004. 157 с.
  40. Jivan A. Conseptul generalisai de serviciu. // Studii de economie. Timisoara. 1994 1995. Vol. 16. P. 56 — 64.
  41. В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М.: Союз, 1995. 336 с.
  42. В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М.: Академический проект, 2003. 656 с.
  43. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М.: Минсоцзащиты РФ, 1994.
  44. В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
  45. Н. Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. СПб: Препринт, 2000. 344 с.
  46. Т. В., Шаталов А. Т. Философские проблемы геронтологии. М.: Наука, 1978. 216 с.
  47. В. Н. Социология управления социальной сферой. М.: Академический проект, 2003. 240 с.
  48. Н. Г. Дифференцированный подход к изучению образа жизни и потребностей старшего поколения. // Российский журнал социальной работы, 2000, № 9−10, С. 51 55.
  49. А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 320 с.
  50. А. А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. М.: Международный проект, 2005. 368 с.
  51. О. Н. Социология. Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2004. 320 с.
  52. Т. 3. Социальное время пенсионеров. // СОЦИС, 2002, № 6 (218), С. 130−134.
  53. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  54. Н. В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований: соотношение количественных и качественных подходов // Маркетинг в России и за рубежом, 1998, № 2. С. 84 90.
  55. Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993 1994). М., 1994.
  56. Ф. Основы маркетинга. Учебное пособие. М.: Экономика, 1995. 683 с.
  57. Котова 3. Ф. Взаимодействие учреждений социальной защиты населения, здравоохранения и общественных объединений в решении проблем пожилых людей (на примере ЦСО «Южнопортовый») // Отечественный журнал социальной работы, 2004, № 2. С. 58 61.
  58. А. И. Социальная антропология. Учебное пособие. М.: Академический проект, 2003. 543 с.
  59. О. JI. Диалектика потенциала человека. М.: Омега-Л, 1999. 144 с.
  60. О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старости. М.: Академия, 2002. 288 с.
  61. П. С. Утилитарная классификация потребностей. // Российский журнал социальной работы, 1996, № 1, С. 35 38.
  62. Л. Н. Культурная специфика социальной адаптации и реабилитации пожилых людей в России. Кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Ростов/нД.: РГПУ, 2003. 164 с.
  63. А. П. Социологические теории: традиции и современность. Казань, 1995.197 с.
  64. С. Н. Human nature and the social order. New York: Schocken, 1964.
  65. С. В. Обеспечение активной старости как этический принцип профессиональной деятельности специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы, 2004, № 2. С. 47−50.
  66. В. И. Современная западная социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.416 с.
  67. . Кризисы жизни шансы жизни: развитие человека между детством и старостью. Калуга: Дух, познание, 1994. 221 с.
  68. И. А. Методология повторного исследования качества и образа жизни социальной группы пожилых людей. // Российский журнал социальной работы, 2000, № 9−10, С. 56 59.
  69. Лыоис Козер А. Мастера социологической мысли. М.: Норма, 2006. 528 с.
  70. Маркетинг: общий курс. Учебное пособие. Под ред. Колюжновой Н. Я., Якобсона А. Я. М.: Омега-Л, 2006. 476 с.
  71. А. Мотивация и личность. СПб.: Наука, 1999. 324 с.
  72. Г. П. Этика социальной работы. М.: ВЛАДОС, 1999. 208 с.
  73. В. М. Демография. М.: Инфра-М, 2004. 576 с.
  74. А. С. Геронтология. М.: СТИ МГУС, 2002. 214 с.
  75. Менеджмент социальной работы. Под ред. Комарова Е. И. и Войтенко А. И. М.: ВЛАДОС, 1999. 288 с.
  76. И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1964. 339 с.
  77. Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.
  78. Ф. И. Социология культуры. М.: Академический проект, 2004. 272 с.
  79. С. С., Соловьёв А. В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе. М.: Академический проект, 2005. 496 с.
  80. Г. И. Социология социальной сферы. М.: Академический проект, 2003. 336 с.
  81. Основы теории коммуникации. Под ред. Василика М. А. М.: Гардарики, 2005. 615 с.
  82. Г. А. Пожилой человек в семье. // СОЦИС, 2002, № 6 (218), С. 103−110.
  83. Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. 270 с.
  84. Т. Структура социального действия. М.: Аспект-Пресс, 1997. 304 с.
  85. Parsons Т. Sociological Theory and Modern Society. NY-L., 1967. 408 p.
  86. E. В. Маркетинг услуг. Санкт-Петербург 1997.
  87. В. В. Образ пожилых в современной России. // СОЦИС, 2004, № 4 (240), С. 85−91.
  88. Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб: Речь, 2000. 304 с.
  89. П. В. Вы чьё, старичьё? Опыт анализа геронтологического насилия. // СОЦИС, 2005, № 10 (258), С. 35 -41.
  90. В. В. Социология потребления: основные подходы. // СОЦИС, 2005, № 1 (249), С. 5−17.
  91. А. В. Социология медицины. М.: ГЗОТАР-Медиа, 2006. 256 с.
  92. М. Д., Ратманская Л. Б., Розенбаум А. В. Психологическая оценка качества жизни пожилых людей (сравнительный анализ). // СОЦИС, 2005, № 4 (252), С. 121 123.
  93. Э. Продолжительность человеческой жизни. М.: Прогресс, 1981.383 с.
  94. А. Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты. М.: Академия, 2004. 192 с.
  95. А. Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2005. 336 с.
  96. Н. Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность. // СОЦИС, 2004, № 8 (244), С. 88 94.
  97. Сикевич 3. В. Социологическое исследование. СПб: ИД «Питер», 2005. 320 с.
  98. Н. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции. // СОЦИС, 2005, № 4 (252), С. 124−127.
  99. Социальная геронтология. Словарь-справочник. М.: СТИ МГУС, 2000. 242 с.
  100. Социальная защита населения. Под ред. Кукушина В. С. Ростов н/Д -Москва: «МарТ», 2004. 400 с.
  101. Социальная работа. Учебное пособие. По ред. Курбатова В. И. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.
  102. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнёрство, ответственность. Материалы Общероссийского съезда социальных работников. Саратов: ИППОЛиТ, 2003. 232 с.
  103. Социальная работа и социология. Материалы методологического семинара. М.: СТИ ГАСБУ, 1999. 192 с.
  104. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. Под редакцией Холостовой Е. И., Сорвиной А. С. М.: Инфра-М, 2001. 427 с.
  105. Социальное законодательство России и Великобритании. М.: Хризостом, 2000. 240 с.
  106. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2004. М.: Госкомстат РФ, 2005.
  107. Социология семьи. Под ред. Антонова А. И. М.: Инфра-М, 2005. 640 с.
  108. К. А., Тульчинский М. М. Психологическая помощь и поддержка в клубе пожилых людей. М.: Фолиум, 1996. 54 с.
  109. . А. Социальная служба. М.: Изд-во СТИ МГУС, 2001. 184 с.
  110. Тен Е. Е. Основы социальной медицины. М.: Инфра-М, 2003. 256 с.
  111. Теоретическая социология. Антология. В 2-х частях. Под ред. Баньковской С. П. М.: КД «Университет», 2002. 856 с.
  112. Теория социальной работы. Учебное пособие. Под ред. Холостовой Е. И. М.: Юристъ, 1998. 334 с.
  113. С. В. Введение в социальную работу. Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004. 496 с.
  114. Технологии социальной работы. Под ред. Зайнышева И. Г. М.: ВЛАДОС, 2002. 240 с.
  115. Технологии социальной работы. Под ред. Холостовой Е. И. М.: Инфра-М, 2001.400 с.
  116. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под ред. Павленка П. Д. М.: Дашков и К, 2005. 236 с.
  117. Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. 130 с.
  118. А. Возвращение человека действующего. М.: Олма-Пресс, 1999. 321 с.
  119. . Ц. Эволюция продолжительности жизни. М.: Статистика, 1978.310 с.
  120. Федеральный закон № 122 от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  121. Федеральный закон № 195 от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  122. М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.
  123. М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2005. 192 с.
  124. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
  125. В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. М.: Наука, 1988.239 с.
  126. Э. Бегство от свободы. Минск: ООО «Попурри», 2000. 366 с.
  127. Э. Человек для себя. Минск: ООО «Попурри», 2000. 306 с.
  128. Хабермас 10. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 427 с.
  129. К. Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения. // СОЦИС, 2005, № б (254), С. 140 144.
  130. Ш. Хайтун С. Д. Социум против человека. М.: КомКнига, 2006. 336 с.
  131. Е. И. Пожилой человек в обществе. В 2-х частях. М.: Издательство СТИ МГУС, 1999. 302 с.
  132. Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2004. 692 с.
  133. Е. И. Социальная работа в схемах. М.: «Дашков и К», 2006. 104 с.
  134. Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: «Дашков и К», 2002. 296 с.
  135. Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М.: «Дашков и К», 2002. 340 с.
  136. Е. И., Егоров В. В., Рубцов А. В. Социальная геронтология. М.: «Дашков и К», 2005. 296 с.
  137. Дж. Что такое маркетинговое исследование // СОЦИС, 1994, № 8−9. С. 36−42.
  138. Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993. 245 с.
  139. Д. Ф. Слово о старости. М.: Знание, 1992. 64 с. 141. Черносвитов Е. В. Социальная медицина. М.: Юнит-Дана, 2002. 254 с.
  140. Е. В. Социальная медицина. М.: Академический проект, 2003. 624 с.
  141. Е. М. Социология семьи. М.: «Дашков и К», 2003. 238 с.
  142. Г. А. Маркетинговые исследования: Пер. с англ. СПб: Питер, 2000. 235 с.
  143. В. Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). М.: Мысль, 1980. 208 с.
  144. Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М.: «Дашков и К», 2004. 196 с.
  145. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира. М.: Общественное мнение, 2003. 336 с.
  146. Н. П. Институционализация взаимопомощи пожилых людей. // Отечественный журнал социальной работы, 2002, № 1, С. 23 27.
  147. Н. П. Методологические аспекты изучения взаимопомощи пожилых людей. М.: СТИ МГУ С, 1999. 62 с.
  148. Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в работе с пожилыми людьми. М.: СТИ МГУ С, 2000. 242 с.
  149. Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина JI. И. Москва 1999. 1304 с.
  150. Эффективность социальной работы / Материалы методологического семинара. М.: Институт социальной работы, 1998. 166 с.
  151. Г. Я. Социальное обслуживание пожилых людей как социальный институт (на примере республики Мордовия). Кандидатская диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Саранск: МГУ им. Огарёва Н. П., 2005. 179 с.
  152. В. А. Стратегия социологического исследования. Учебное пособие. М.: Академкнига: Добросвет, 2003. 596 с.
  153. Р. С. Психопатология старческого и пожилого возраста. М.: Изд-во МГСУ, 2002. 192 с.
  154. Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, МГСУ, 2003. 224 с.
  155. Анкета клиента отделения дневного пребывания.
  156. Дало лн посещение отделения дневного пребывания Вам что-то положительное? Г^ трудно сказатьда
  157. ЕСЛИ ДА, то что положительного дало Вам посещение отделения дневного пребывания? (подчеркните 2−3 ответа).- улучшилось самочувствие экономию денег на пнтаннн- повысилось настроение ощущение внимания к себе- чувство отдыха появились новые друзья
  158. В каких фнзк^ ультурных занятиях Вы участвовали?
  159. Только в зарядке Только на тренажёрах И в зарядке, н на тренажёрах Нн в каких
  160. ЕСЛИ УЧАСТВОВАЛИ, получили лн Вы положительный эффект от физкультурных занятий? нетдатрудно сказать
  161. ЕСЛИ ДА, то какой эффект? (подчеркните 1−2 ответа) — восстановление утраченных сил уверенность в своих силах- ощущение бодрости духа улучшение общего состояния
  162. Принимали ли Вы участие в трудотерапии? нетда
  163. ЕСЛИ ДА, дала лн т рудотерапня Вам что-то хорошее? нет да трудно сказать
  164. ЕСЛИ ДА, то что?(7 2 ответа) — возможность чем-то заняться дома- проявление своих способностей- творческое развитие- отвлечение от забот
  165. Принимали ли Вы участие в музыкальных занятнях? нетда
  166. ЕСЛИ ДА, эти занятия прннеслн Вам что-то приятное? нетдатрудно сказать
  167. ЕСЛИ ДА, то что приятного Вам дали музыкальные занятия? (1−2 ответа) — песни сближают люден- нсснн помогают забывать горе- песни заставляют вспоминать прошлое- в песнях люди раскрываются12. Вы присутствовалиа лекциях н творческих встречах? нетда
  168. ЕСЛИ ДА, они принесли что-то положительное Вам? нетдатрудно сказать
  169. ЕСЛИ ДА, то в чём их положительное значение для Вас? (1 2 ответа) — они заставляют задуматься- они расширяют кругозор- мы знакомимся с новыми произведениями- мы знакомимся с интересными людьми
  170. Вы участвовали в занятнях с психологом? нетда
  171. ЕСЛИ ДА, то эти занятия далн Вам что-то нужное? нетдатрудно сказать
  172. ЕСЛИ ДА, то что именно? (1−2 ответа) — возможность потренировать ум- возможность лучше узнать друг друга- возможность позпать себя- возможность успокоиться, отдохнуть- возможность посмеяться, развлечься
  173. Какие виды услуг Вам наиболее понравились? (подчеркните2−3 ответа).- трудотерапия музыкальные замятия- занятия с психологом экскурсии- лекции п творческие встречи никакие не поиравплнсь- занятия па тренажёрах, зарядка затрудняюсь ответить
  174. На Ваш взгляд, что в целом необходимо добавить в работу отделения (новые услуги, изменение режима и т. д. (напишите самостоятельно)
  175. Если бы в отделении не предоставлялось питание, Вы бы стали посещать это отделение? (подчеркните один ответ) — нет, безусловно, не стал бы посещать- наверное, не посещал бы- наверное, посещал бы- да, безусловно, стал бы посещать- затрудняюсь ответить
  176. Ваше образование (подчеркните)
  177. Неполное среднее Полное среднее Средне-специальное
  178. Незаконченное высшее Высшее Послевузовское
  179. Размер Вашей пенсии (напишите самостоятельно)
  180. Сколько человек проживает в Вашей квартире или доме, включая Вас?1 2 3 4 5 и более
  181. Огромное спасибо! До новых встреч!
  182. Вопросннк фокус-группы на тему «Значение дневного пребывания вжизни пожилых граиедан н направления работы отделения глазамиклиентов».
  183. Блок 1. Значение и результативность работы дневногопребывания.
  184. Откуда Вы узнали о данном отделении н кто посоветовал Вам его посещать?
  185. На что Вы рассчитывали и чего хотели достичь посещением отделения?
  186. Насколько важно общение в жизни пожилого человека?
  187. Для Вас важнее общение или услуги, которые здесь предоставляются, или же важно всё в совокупности?
  188. На Ваш взгляд, общение важно и для одинокого, и для семейного пожилого человека?
  189. Есть лн у Вас желание продолжать общение с людьми нз Вашей группы и после окончания посещения отделения?
  190. Были лн среди сотрудников н клиентов люди, которые Вам чем-то не понравились, н если да, то чем?
  191. Улучшилось лн Ваше физическое самочувствие после посещения отделения?
  192. Блок 2. Организация работы направлении отделения дневногопребывания глазами клиентов.
  193. На Ваш взгляд, что нового необходимо внести в работу с психологом?
  194. Ю.Вашн предложения по совершенствованию музыкальной работы?
  195. П.Вашн замечания н предложения по трудотерапии?
  196. Есть лн недостатки в организации лекции и творческих встреч?
  197. На какие 2−3 темы Вы бы хотели послушать лекцнн?
  198. Что необходимо изменить в спортивной работе?
  199. Пользовалнсь лн Вы медицинскими услугами н как опн Вампомогли? Что нового необходимо добавить в медицинскую работу?
  200. Что необходимо дополнить в организации питания?
  201. Вашн замечания п предложения по работе заведующих?
  202. На Ваш взгляд, что в целом необходимо усовершенствовать и что добавить в работу отделения дневного пребывания? (Варианты: расширить площадь, ввести новые должности и услуги, удлинить время пребывания н т. п.)
  203. Карточка наблюдения № Тема исследования: Мероприятия, проводимые в течение периода пребывания1. Место проведения
  204. Дата Время (начало и окончание)1. Кто проводил
  205. Дата Мероприятия, время Кол-во человек
Заполнить форму текущей работой