Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социологическое сопровождение как фактор управления процессом дистанционного обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фишппое.В. М. Актуальные проблемы развития российской системы образования // Материалы научно-практической конференции. — Нижний Новгород, 2000. — С. 35. технологических принципов деятельности субъектов дистанционного образовательного процесса и соответствующего социологического обеспечения органов управления в вузев-третьих, необходимостью учета факторов социальной среды в целях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОЦЕСС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
    • 1. 1. Процесс дистанционного обучения как объект социального управления .'
    • 1. 2. Сущность, содержание и особенности социологического сопровождения процесса дистанционного обучения
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Методические основы исследования социологического сопровождения
    • 2. 2. Анализ состояния социологического сопровождения в современном вузе
  • Глава 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 3. 1. Содержательная характеристика факторов, определяющих эффективность социологического сопровождения
    • 3. 2. Содержание и развитие социологической службы в системе социологического сопровождения процесса дистанционного обучения в вузе

Социологическое сопровождение как фактор управления процессом дистанционного обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной системе образования во всем мире происходят глобальные изменения, которые выражаются в гуманизации и индивидуализации образования, появлении новых педагогических технологий, внедрении телекоммуникационных технологий в образовательную систему, развитии перспективных дистанционных средств обучения. Изменяются функции, организационная структура и технологическая основа деятельности образовательных институтов. В социальном плане образование все больше играет роль массового коммуникатора, постоянно развивающегося социального субъекта, обладающего мировыми информационными ресурсами. При этом не меняется роль образования в качестве адаптационной системы индивида для его интеграции в структуру современного общества.

Происходит изменение подхода социальных субъектов к самому процессу образования и своей роли в нем. Увеличивается социальная ценность образования, выступающего не только как отдельный этап социализации, но и как непрерывный процесс обучения на протяжении всей жизни. Социальные установки обучаемых, связанные с получением образования, трансформируются в желание быть постоянно включенными в этот процесс.

Органичной частью происходящих изменений является развитие дистанционного обучения (ДО). ДО позволяет осуществить многоцелевые образовательные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Стратегическая цель ДО чрезвычайно актуальна — обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Средством достижения такой цели, как это признается руководством Минобразования России, должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные формы обучения, имеющие дистанционный характер1.

Для управления процессом дистанционного образования все более необходимым становится полное и достоверное знание его характеристик: состояния, тенденций изменения, факторов (благоприятных и неблагоприятных), влияющих на него в данный момент, а также их оптимальное использование в процессе обучения.

В то же время серьезной проблемой остается отсутствие достаточно обоснованной и технологичной системы сбора и анализа социальной информации в сфере дистанционного образования, интеграции ее в образовательный процесс. В связи с этим возникает потребность в разработке концепции социологического сопровождения процесса ДО в высшем образовательном учреждении как условия его эффективного функционирования.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, происходящими изменениями в области образования, становлением и успешным развитием вузов, использующих дистанционную форму обучения (ДФО). Социальная привлекательность связана с широкими возможностями в предоставлении услуг для обучения современным конкурентоспособным специальностям, удобством в выборе места и времени обучения. Это сочетается с гарантиями качества образования и престижностью диплома, а также относительно невысокой стоимостью обучения. Достаточно быстрое развитие и закрепление таких вузов на учебном рынке России требует анализа происходящих социальных изменений в образованииво-вторых, формированием целостных социальных технологий организации и развития ДО. При этом изменяется характер социальных ролей, статусов и моделей поведения преподавателей и студентов. В связи с этим повышается значимость разработки методических основ социально.

1 Фишппое.В. М. Актуальные проблемы развития российской системы образования // Материалы научно-практической конференции. — Нижний Новгород, 2000. — С. 35. технологических принципов деятельности субъектов дистанционного образовательного процесса и соответствующего социологического обеспечения органов управления в вузев-третьих, необходимостью учета факторов социальной среды в целях совершенствования процесса обучения и управления им. В настоящее время наиболее значимыми из них являются государственная образовательная политика, уровень НТР, роль инновационных технологий, место образования в системе общественных ценностей, уровень экономического развития общества, повышение мобильности обучаемых, степень вариативности форм обучения и т. д.- в-четвертых, необходимостью обоснования системы аналитических и социально-управленческих мероприятий, проводящихся в вузе на основе ситуативной концепции управления, предполагающей включение в нее соци2 ального прогноза и социального плана развития — в-пятых, необходимостью организации в условиях современного вуза отлаженной, методически умело поставленной социологической службы, способной стать инструментом эффективного сопровождения дистанционного учебного процессав-шестых, важностью разработки социологических методик эффективного сопровождения процесса дистанционного образования: характеристик участников учебного процесса в силу возросшей динамичности изменения социальной среды, перспектив развития общества, высшего образования. Степень научной разработанности проблемы.

На основе анализа, проведенного автором, научную литературу, в которой затрагиваются в той или иной степени аспекты исследуемой проблемы, можно классифицировать по следующим направлениям.

Первое направление представляют работы ученых, в которых предметом изучения является концепция социологического обеспечения социальной деятельности (Фофанов В. П., Каган М. С., Крючков Ю. А., Осипов Г. В.,.

2 Алексеева М. Б. Многоцелевое управление высшим образовательным комплексом. — СПб., 2000. — С. 56.

Буева Л. П., Пригожин А. И.) .

Второе направление составляют работы, посвященные изучению социологического сопровождения воспитательного процесса (Бондаренко В. Ф., Полосин В. А.), а также работы, в которых изучены отдельные аспекты социологического сопровождения процесса ДО (Карпенко М. П., Кибакин М. В., Лапшов В. А., Фокина В. Н., Чмыхова Е. В., Сойфер В. Н., Помогайбин В. Н, Деркач В. В., Иоффе Р. В., Балабанов В. К., Балыхин Г. А. и др.)-4.

Третье направление определяют работы, которые рассматривают вопросы управления в образовании. Потребность в управлении образованием, его исследовании возникла одновременно с расширением сферы образования, появлением отдельных структур, институтов образования, возникновением разнообразных связей и отношений в данной сфере. Во многом формирование и развитие управления образовательными процессами связано с капиталистическим обществом, необходимостью массовой подготовки специалистов рыночной экономики. Бурно растущее производство, дифференциация и интеграция технологических процессов, усложнение общественных связей и структур остро нуждались в адекватном кадровом обеспечении. В новом обществе возросло число специалистов и специализаций, углубился процесс профессиональной подготовки кадров, более тонкими и гибкими стали технологии образования. Все это потребовало осмысления управленческих аспектов.

Управление образованием в разные времена рассматривалось в различных аспектах. В двадцатые годы XX века ученые спорили о сущности управления, его отличительных особенностях, содержании, путях и способах раз.

J Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. — Новосибирск, 1981. — С. 139- Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). — М.: Наука, 1974; Крючков Ю. А Теория и методы социального проектирования. — N1., 1992. — О. 24−5- ЭнциклоУ1 €дыЧ?скыы сло&орь / Под оохц. ред. Г. В. Осипова. — М.: ИСПИРАН, 1995; БуееаЛ. П. Социология ипедагогика. -М., 1981; Пригожин, А И. Современная социология организаций. — М.: Интерпракс, 1995.

4 Чмыхова Е. В. Влияние инновационной деятельности образовательных учреждений на развитие системы образования // Труды СГИ. — 2001. — Вып. 25- Башбшое В. К., Фокина В. Н. О научно-методических основах социального управления дистанционным образованием // Инновации в образовании. — 2000; Балыхин Г. А Система образования в Российской Федерации: финансовое, организационное и нормативно правовое обеспечение // Экономика образования. — 2001; Деркач В .В. Социальный мониторинг как фактор повышения уровня профессиональной деятельности педагогов // Труды СГИ. — 2001. вития. В последние два десятилетия проблема управления образованием снова приобрела актуальность. Однако при определении сущности управления сохраняется односторонний, преимущественно функциональный подход. Управление характеризуется как форма и процесс организации жизнедеятельности членов воспитательного коллектива (Тихомиров Ю. А., Логутенко Г. М., Гулиев В. Е., Файнберг Р. И.), способ включения в управленческую деятельность, метод самоорганизации коллектива (Подолец В. В., Кротов В. М., Ананишнев В. М.), средство воспитания личности, фактор ее всестороннего развития (Вульфов Б. 3., Кирейчук А. В., Караковский В. А.), принцип организации коллектива (Кузмин Н. В., Безрукова В. С.).

Заметно активизировались научные исследования особенностей, функций и содержания управления в сфере образования, в том числе с позиций социологического системного подхода (Ананишнев В. М., Добреньков В. И., Дряхлов Н. И., Худолинский П. В., Фролов П. Т., Шереги Ф. Э.). Исследуются психолого-педагогические аспекты управления. Ученые спорят о предмете управления, уточняют определения основных понятий применительно к системе образования: педагогическое управление, процесс управления, функции управления, наука управления образованием и т. п.- раскрывают принципы, формы, методы внутреннего управления учебно-воспитательным процессом, функции, составляющие управленческий циклих содержание и взаимодействие в процессе управленческой деятельности (Захаров М. Т., Кибанов А. Я., Кондаков М. М., Кузьмина Н. В., Пищулин Н. П., Рябов В. В., Сунцов Н. С., Татьянченко В. С., Шамова Г. И., Шульц Т. и др.) с позиций системного и деятельностного подхода (Канаржевский Ю. А., Худоменский В. П., Фролов П. Т.). В работах Филиппова Ф. Р., Нечаева В. Я., посвященных социологии образования, рассматривается структура учебного и педагогического коллектива, анализируются особенности управления процесса обучения.

Современные исследования по теории науки строятся на основе специальных идеальных конструкций или моделей. Необходимость построения моделей деятельности возникает во многих отраслях науки: педагогике, психологии, социологии и др. Известны в этом плане работы отечественных философов и психологов: Леонтьева А. Н., Кагана М. С., Щедровицкого Г. П., Юдина Э. Г., Дридзе Г. М., Абульханово-Славской К. А., Моргулиса А. В., Петровского А. В., Михайлова Ф. Т., Кона И. С., болгарского социолога Лю-бена Николова,.

Опыт моделирования деятельности специалиста, нормативного подхода к моделям представлены работами Шадрикова В. Д., Смирновой Е. С., Бестужева-Лады И. В.

Однако в социологии моделирование управленческих, образовательных процессов остается недостаточно разработанным. Во многом это связано с неразработанностью методологических и методических вопросов моделирования управленческих и образовательных процессов, его практического использования в сфере образования. Проектированию социальных технологий предшествовало разностороннее и достаточно глубокое теоретическое исследование социальных процессов в трудовых коллективах философами, социологами, психологами (Алексеевым Н. И., Верховиным Н. И., Волковым Ю. Е., Зайцевым А. К., Ивановым В. Н., Кравченко А. И., Куфтыревым Б. П., Лапиным Н. И., Неймером Ю. А., Наумовой Н. Ф., Парыгиным Б. Д., Под-марковым В. Г., Смольковым В. Г., Тощенко Ж. Т., Шепелем В. М., Щавелем С. А. и др.). На базе этих исследований совершенствовалась технология планирования социального развития коллективов, разрабатывались технологии их организации и стабилизации, оптимизационные модели социально-психологического климата, служебного продвижения и др.

Большое значение имеет методическое обеспечение разработок и использования социальных технологий. Так, в литературе отмечаются: методическое обеспечение проектирования и использования отдельных социальных технологий, так называемые персона-технологии, технологии снятия социальной напряженности и разрешения социальных конфликтов (Бородкин Ф. М., Коряк Н. М., Зайцев А. К., Тарасов В. К.).

Особенности управления современным российским вузом, пути его совершенствования рассматриваются в работах Тихонова А. Н., Иванникова А. А., Молчановой О. П., Давыдова В. В., Лазарева В. Н.

Таким образом, отдельные аспекты проблемы социологического сопровождения процесса дистанционного обучения в настоящее время частично изучены. Вместе с тем, анализ литературы по теме диссертационного исследования показывает, что существенные стороны социологического сопровождения процесса ДО еще не получили должного освещения в научных работах. Так, не стало предметом самостоятельного диссертационного исследования содержание социологического сопровождения процесса ДО в высшем образовательном учреждении. Недостаточно изученным остается вопрос о влиянии социологического сопровождения как фактора оптимизации управления вузом дистанционной формы обучения (ДФО).

Эти обстоятельства и определили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Цель диссертационного исследования — выявление возможности оптимизации управления процессом дистанционного обучения в вузе на основе исследования сущности, содержания и функций социологического сопровождения и разработки путей повышения его эффективности.

Объектом исследования является процесс дистанционного обучения в высшем образовательном учреждении.

Предметом исследования выступают сущность, содержание и функции социологического сопровождения процесса ДО в вузе и пути повышения его эффективности.

Задачи исследования: 1. Уточнить сущность, содержание и функции социологического сопровождения процесса дистанционного обучения в высшем образовательном учреждении как необходимого фактора эффективного управления этим процессом.

2. Изучить реальное состояние процесса социологического сопровождения дистанционного обучения в высшем образовательном учреждении.

3. Разработать социально-технологическую модель социологического сопровождения процесса ДО и управления им в высшем образовательном учреждении.

4. Определить и обосновать пути повышения эффективности социологического сопровождения процесса ДО в высшем образовательном учреждении как основы оптимизации управленческих решений.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что социологическое сопровождение процесса дистанционного обучения, интегрированное в качестве социальной технологии в систему взаимодействия субъекта и объекта обучения и реализованное через социологическую службу вуза является объективно необходимым компонентом обеспечения оптимальности его управления.

Частные гипотезы:

1. Особенностью социологического сопровождения процесса обучения в современном вузе ДФО является его недостаточная системность и институциональная оформленность. Преодоление этой проблемы возможно на путях разработки целостной модели социологического сопровождения процесса ДО.

2. Включение социологического сопровождения в управление образовательным процессом и анализ деятельности участников процесса обучения в вузе ДФО по результатам социологического сопровождения позволяет оптимизировать социальные механизмы ДО.

3. Повышение эффективности социологического сопровождения процесса ДО в организационно-технологическом плане преимущественно связано с внедрением службы социологического сопровождения в вузе ДФО.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения теории социального управления, обосновывающей роль социальных технологий в реализации функций социальных институтов современного общества (Ананишнев В. М., Добреньков В. И., Пригожин А. И., Шереги Ф. Э.) — принципы теории систем и теории менеджмента, в частности универсальный принцип системности при создании модели социологического сопровожденияпринцип антропоцентризма5.

В ходе изучения проблемы социологического сопровождения применялись следующие методы социологических исследований: метод анализа документов (научной литературы, законодательных и ведомственных нормативных актов, пресс-релизов и других документов) — методы опроса (анкетный опрос и стандартизированное интервью, экспертный опрос) — методы наблюдениястатистические методы обработки социологических данных (методы дескриптивной статистики и факторного анализа).

Научная новизна исследования заключается:

— в выявлении возможности оптимизации управления процессом дистанционного обучения на основе результатов социологического сопровожденияв уточнении сущности социологического сопровождения применительно к процессу ДО в высшем образовательном учреждении;

— в разработке модели социологического сопровождения процесса дистанционного обучения в вузев выявлении факторов эффективного социологического сопровождения образовательного процесса в вузах с дистанционной формой обучения;

— в определении путей повышения эффективности социологического сопровождения вуза ДФО.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социологическое сопровождение связано с необходимостью проведения диагностики и мониторинга управленческой составляющей процесса ДО с целью определения оптимальных управленческих решений.

2. Модель социологического сопровождения процесса обучения в вузе ДФО, предусматривающая функционирование двух взаимосвязанных блоков.

J Алексеева М. Б. Многоцелевое управление высшим образовательным комплексом. — СПб., 2000. определенной социальной технологии и деятельности специального подразделения вуза (социологической службы).

3. Содержанием социологического сопровождения процесса ДО в высшем образовательном учреждении является: а) социальная технология, включающая широкий спектр мероприятий по диагностике, оценке и прогнозированию, проектированию, планированию и контролю социальных процессов в вузе и информированию на этой основе субъектов управления и участников образовательного процесса в целях повышения эффективности дистанционного обученияб) деятельность специального подразделения вуза (социологической службы), направленная на осуществление мониторинга и регулирование социального процесса в вузе ДФО.

4. Ряд факторов эффективного социологического сопровождения, определяемых, во-первых, социально обусловленным характером социологического сопровожденияво-вторых, технологией проведения социологических исследований в рамках социологического сопровожденияв-третьих, созданием определенных организационных условийв-четвертых, необходимостью координации социологического сопровождения.

5. Обоснование путей повышения эффективности системы социологического сопровождения процесса дистанционного обучения в вузе, основными из которых являются своевременная оценка процесса ДО вуза, выбор варианта действий в соответствии с реальными обстоятельствами и критериямивнутренняя слаженность, организованность взаимодействия основных компонентов этой системы.

Практическая значимость проведенного исследования выражается в разработке модели социологического сопровождения процесса ДО, выявлении условий эффективного функционирования системы социологического сопровождения в среде дистанционного обучения, а также разработке методики оценки и контроля его эффективности. Полученные данные могут быть основой для внедрения и эффективного функционирования системы социологического сопровождения процесса обучения в вузах ДФО.

Исходя из результатов и выводов диссертационного исследования, предлагается ряд конкретных рекомендаций для практического внедрения.

1. Материалы исследования могут служить теоретической и методической базой для повышения эффективности социологического сопровождения процесса ДО в вузе.

2. Материалы диссертации позволяют разработать положение о службе социологического сопровождения образовательного процесса в вузе ДФО.

3. Материалы исследования можно применять в системе повышения квалификации специалистов управленческого звена и вузов с ДФО и преподавателей, а также специалистов социологической службы. Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации обсуждались на межвузовской конференции «Инновации в образовании» (27.04.2001 г. Москва), на конференции директоров филиалов СГИ «Совершенствование технологии дистанционного образования в Современном Гуманитарном Институте» (28.04.2001 г. Москва). Материалы диссертационного исследования также были обсуждены на совещаниях в НИИ психологии обучения и социологии образования СГИ, применялись при проведении социологических исследований в лаборатории социологии образования, использовались в публикациях автора.

Основные положения диссертации апробировались также в процессе социологического обеспечения процесса ДО в Современном Гуманитарном Институте (Москва).

Эмпирическую базу исследования составили данные авторского социологического исследования, в котором приняли участие студенты, преподаватели, методисты, директора филиалов СГИ, осуществленного в 20 002 001 годах. А также выводы из вторичного анализа базы социологических исследований лаборатории социологии образования СГИ за 1997;2000 гг. Диссертационное исследование опирается на содержательный анализ норма.

14 тивной правовой базы по организации ДО в системе высшего образования.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования базируется на использовании методологических принципов научного исследования и теории социального управленияприменении обоснованных социологических методовформировании представительной выборки четырех групп участников образовательного процессакорректном применением ма-тематико-статистических методов анализа первичных социологических данных.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов (общий объем — 147 страниц). Библиография насчитывает 238 наименований, из которых 54 — литература на английском языке и материалы сети Интернет. В приложении даны статистические данные, анкеты студентов и бланки стандартизированного интервью для директоров филиалов вуза ДФО, преподавателей и методистов, а также иллюстрации.

Заключение

.

Развитие дистанционного обучения в России органично дополняет происходящие изменения в нашей системе образования. Для управления процессом дистанционного обучения все более необходимым становится полное и достоверное знание его социальных характеристик: состояния, тенденций изменения, факторов (благоприятных и неблагоприятных), влияющих на него, а также их оптимальное использование в процессе обучения. В то же время серьезной проблемой остается отсутствие достаточно обоснованной и технологичной системы сбора и анализа социальной информации в сфере дистанционного образования.

Изучение содержания и организации социологического сопровождения процесса ДО, а также путей повышения его эффективности, используя методы социологии, позволяет выйти на определенный уровень теоретических обобщений.

Рассмотрение существующих подходов к понятию социологического сопровождения позволило определить сущность этого понятия применительно к ДО. Сущность и содержание социологического сопровождения процесса ДО в высшем образовательном учреждении рассматривают на двух уровнях:

• как социальная технология социологическое сопровождение содержит широкий спектр мероприятий по диагностике социальных процессов в вузе и их прогнозированию, характера поведения (действий) объектов управления и эффективности принимаемых решений;

• как деятельность специального подразделения вуза (социологической службы), функционирующего в общей схеме управления вузом, социологическое сопровождение предполагает несколько направлений работы — аналитико-диагностическое, методическое, консультативное, просветительское. Этот уровень предусматривает реализацию выводов и рекомендаций на всех этапах управления вузом ДФО.

В результате проведенного анализа разработана модель социологического сопровождения процесса ДО в высшем образовательном учреждении ДФО. Эта модель социологического сопровождения процесса обучения в вузе ДФО предусматривает механизм реализации системы социологического сопровождения в виде двух взаимосвязанных блоков — как определенной социальной технологии и как деятельности специального подразделения вуза.

Социологическое сопровождение в вузе ДФО, является объективно необходимым компонентом обеспечения эффективности деятельности вуза и интегрировано в систему взаимодействия субъекта, объекта и технологии обучения.

Однако, социологическое сопровождение процесса обучения в современном вузе ДФО является недостаточно системным и институционально оформленным. Преодоление этой проблемы возможно на путях разработки целостной модели социологического сопровождения процесса ДО.

Включение социологического сопровождения в управление образовательным процессом и анализ деятельности участников процесса обучения в вузе ДФО по результатам социологического сопровождения позволяют объективно понять социальные механизмы ДО и разработать оптимальные способы его совершенствования. Социологическое сопровождение образовательного процесса позволяет получить системную, глубокую и достоверную информацию по всем составляющим процесса ДО — о субъекте, объекте, характере взаимоотношений между ними.

Вместе с тем в настоящее время социологическое сопровождение процесса ДО является недостаточно системным и комплексным, а следовательно, недостаточно эффективным. Как правило, исследуются лишь отдельные стороны этого феномена, не уделяется должного внимания изучению его как целостной системы. Подобная ситуация приводит к «выхватыванию» отдельных аспектов дистанционного обучения в целом и особенностей его управления, «вырыванию» их из общего контекста.

Эффективность социологического сопровождения зависит от своевременной оценки объективных и субъективных условий процесса ДО и выбора варианта действий в соответствии с обстоятельствами и критериями, а также от рациональной организации всех звеньев этой системы в соответствии с целью, стоящей перед ней, конкретными условиями и особенностями его осуществления в вузе ДФО.

Организационно задача повышения эффективности социологического сопровождения может быть реализована в виде социологической службы, охватывающей все филиалы, способной систематически квалифицированно осуществлять анализ необходимых характеристик образовательного процесса и предоставлять достоверную информацию его организаторам.

Исходя из результатов и выводов диссертационного исследования, предлагается ряд конкретных рекомендаций для практического внедрения.

I. Рекомендации в области научно-исследовательской работы.

1. Материалы исследования могут служить теоретической и методической базой для оптимизации социологического сопровождения процесса ДО в вузе.

2. Используя материал исследования, необходимо разработать теоретические и методические основы создания дифференцированных программ обследования наиболее актуальных проблем образовательного процесса вуза ДФО и организации системы его социологического сопровождения.

II. Рекомендации организационно-практического характера:

1. Внедрить в порядке эксперимента на базе головного института Современного Гуманитарного Института экстерриториальную систему социологического сопровождения с конкретными целями и задачами.

2. Создать на базе НИИ ПО и СО СГИ экспериментальное научно-исследовательское подразделение по апробации передовых достижений в области управления процессами ДО для повышения эффективности управления.

III. Рекомендации в учебно-педагогической области:

1. В обучении педагогических и административных кадров для вузов ДФО материалы исследования могут быть использованы как при подготовке преподавателей ДФО, методистов, преподавателей-технологов, так и специалистов-социологов, специалистов по информации и связью с общественностью.

2. Ввести на курсах повышения квалификации директоров филиалов преподавание специального курса «Социологическое сопровождение процесса ДО». Курс призван научить директоров филиалов квалифицированно ставить соответствующие задачи социологическим подразделениям и грамотно использовать полученные данные для выработки эффективных управленческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные, нормативные, правовые акты
  2. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
  3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изм. и доп. от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа 2000 г.).
  4. Закон РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  5. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской федерации на 2001−2002 годы».
  6. Приказ о проведении эксперимента в области дистанционного образования от 30 мая 1997 г. № 1050.
  7. Приказ об эксперименте в области дистанционного образования от 22 июня 1999 г. № 41.
  8. Приказ об эксперименте в области дистанционного образования от 27 июня 2000 г. № 1924.
  9. Письмо Министерства юстиции РФ от 13 июля 2000 г. № 5740-ЭР.
  10. Приказ о продлении эксперимента в области дистанционного образования от 20 июня 2001 г. № 2762.
  11. Рекомендации Парламентских слушаний «Дистанционное обучение: проблемы и перспективы развития», прошедших в Совете Федерации Федерального Собрания РФ 20 апреля 2001 г.
  12. Письмо депутатов Государственной Думы в Министерство образования РФ от 05.06.01 № 702-JB.
  13. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционного обучения)».
  14. Проект Положения о дистанционном обучении в учреждениях высшего профессионального образования в Российской Федерации.
  15. Проект Положения о высшем учебном заведении полнообъемного дистанционного обучения.
  16. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств участников СНГ от 12 июня 2000 г. № 2 «О проекте концепции модельного Образовательного кодекса государств — участников СНГ» (Санкт-Петербург).
  17. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 198 «О концепции государственной поддержки экономического и социального развития регионов Севера».
  18. Постановление Правительства Москвы от 1 февраля 2000 г. № 83 «Об информационной поддержки малого предпринимательства г. Москвы».
  19. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1394 «О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления».
  20. Постановление Госкомсвязи РФ от 12 марта 1999 г. № 5−1 «О ходе реализации программы дистанционного обучения в отрасли связи».
  21. Постановление Госкомсвязи РФ от 26 февраля 1999 г. № 2−1 «Предварительные итоги работы отрасли связи и информации за 1998 г. и задачи до 2001 г.».
  22. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 322 «Об обеспечении деятельности Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО)».
  23. Постановление Правительства Москвы от 30 декабря 1997 г. № 942 «О комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1998−2000 годы».
  24. Постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. № 1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования».
  25. Постановление Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (Ташкент, 27 июля 1995 г.).
  26. Проект Федерального закона «О дополнительном образовании» (внесен членами Совета Федерации В. В. Сударенковым, К. Н. Максимовым и депутатами Государственной Думы И. И. Мельниковым, О. Н. Смолиным).
  27. Проект Федерального закона «Об утверждении Федеральной программы развития образования в России» (внесен Правительством РФ).
  28. Приказ Минюста РФ от 3 декабря 1999 г. № 349 «Об основных направлениях организации профессиональной учебы кадров центрального аппарата и территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации в современных условиях».
  29. Приказ Минобразования РФ и Миннауки РФ от 29 декабря 1998 г. № 3 273 260 «О государственном научно-исследовательском институте информационных технологий и телекоммуникаций».
  30. Приказ Минобразования РФ от 17 декабря 1998 г. № 3111 «О создании координационного совета Минобразования России по экстернат) и заочнойформе обучения в зузах».
  31. Приказ Минобразования РФ от 14 октября 1998 г. № 2610 «Об утверждении и введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 9.2−98».
  32. Приказ Минобразования РФ от 29 сентября 1998 г. № 2471 «Об утверждении Типового положения о региональном центре информатизации и центре информационных технологий в сфере образования и науки».
  33. Приказ Минобразования РФ от 3 августа 1998 г. № 2086 «Об упорядочении деятельности учебных заведений, организаций и советов Минобразования России в сфере дистанционного обучения».
  34. Приказ Минобразования РФ от 30 января 1998 г. № 253 «О мерах по созданию единой системы дистанционного образования России» (утратил силу).
  35. Приказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 «05 утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».
  36. Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений РФ: Приказ Минобразования России от 05.05.97 № 844.
  37. Приказ Минобразования РФ от 28 апреля 1997 г. № 816 «О создании межвузовского центра дистанционного образования по естественнонаучным дисциплинам и химической технологии».
  38. Приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г. № 1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования».
  39. Приказ МВД РФ от 5 июня 1996 г. № 362 «Об информатизации образовательных учреждений МВД России».
  40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (Ташкент, 27 июля 1995 г.).
  41. Письмо ЦБР от 11 июня 1999 г. № 175-Т «Об ответах на вопросы и предложения, изложенные в годовых отчетах за 1998 г.» (с изм. и доп. от 18 июня1999 г.).
  42. Письмо Госстроя РФ от 6 января 1999 г. № АТ-6−6 «По вопросу обучения специалистов по организации и проведению подрядных торгов (тендеров) в строительстве.
  43. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании».1. Монографии
  44. М. Б. Многоцелевое управление высшим образовательным комплексом. СПб., 2000. — С. 56.
  45. В. М. Управление в сфере образования как объект социологического исследования: Дис. д-ра социол. наук. М., 1998.
  46. А. А., Меркулов В. П. Тараканов Г. В. Современные телекоммуникационные системы в образовании. // Педагогическая информатика.-1995. -№ 1. С. 55−63.
  47. А. А., Солдаткан В. И. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 1998.
  48. Аттестация, аккредитация высших учебных заведений: Методическое пособие/ Бойко В. В. и др. М / Вост. банк коммерч. информ., 1993.
  49. Н. И. и др. Проблемы управления образованием: Учебн. пособ. -Чебоксары, 1993.
  50. В. К., Фокина В. Н. О научно-методических основах социального управления дистанционным образованием // Инновации в образовании. -2000.
  51. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во СПб. университета экономики и финансов, 1996.
  52. Г. А. Система образования в Российской Федерации: финансовое, организационное и нормативно-правовое обеспечение // Экономика образования. 2001.
  53. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
  54. Г Бестулсев-Лада И. В. Народное образование: экспертное мнение // Социологические исследования. 1998. — № 10. — С. 128−135.
  55. Д. В. Инновационные процессы в сфере общего государственного образования России как объект социологического анализа и управления: Дис. канд. социол. наук: 22.00.08. -М., 1998.
  56. . Н., Гуриев М. А., Иванников А. Д., Лобанов В. В. и др. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: Б. и., 1993.
  57. li. Н. Методология и методы управления высшим учебным заведением в условиях становления рыночных отношений: Автореф. дис. д-раэкон.наук. СПб., 1992.
  58. . Н., Воронин А. А. Разработка многовариантного прогноза установления новой системы отношений собственности в высшей школе // Экономика высшей школы. 1993. — Вып. 6−7.
  59. В. Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса в Железнодорожных войсках Российской Федерации в современных условиях: Дис. канд. социол. наук. -М.: ГАВС, 1998.
  60. Ф. М. Новая концепция самоуправления. Новосибирск, 1994. -20 с.
  61. Бунт-Кокус С. Б. Определяющие факторы международной мобильности преподавателей // Высшее образование в Европе. 1994. — Т. 19. — № 2. — С. 109−130.
  62. Л. А. Институционализация социологии в США // Социологические исследования. 1998. -№ 11. — С. 88−94.
  63. В. И., Смолин С. А. Проблемы управления высшим учебным заведением // Право и образование. 2000. Вып. 1. — С. 38.
  64. В. Н. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики. М: ГАВС, 1994. — С. 138.
  65. Г. Оценка новых механизмов финансирования высшего образования в Великобритании: некоторые микроэкономические и институциональные проблемы управления // Высшее образование в Европе. 1992. — Т. 17. — № 1. -С. 81−103.
  66. Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. -М., 1995.
  67. Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: АМО, 1995.
  68. Временное положение о лицензировании, 7 февраля 1994 года.
  69. Высшая школа и социально-экономическое развитие страны: Межвузовский сборник научных трудов. Волгоград: Волгоград, политехи, институт, 1990.
  70. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Сб. стат. / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: НИИВО, 1996. — С. 126.
  71. Высшее образование во Франции. М., 1993.
  72. М. Изменение источников и форм финансирования высшего образования: критический обзор международных тенденций // Высшее образование в Европе. 1992. — Т. 17.-№ i.c. 165−175.
  73. Вуз и рынок. Книга 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992.
  74. А. И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии. М.: НИИВО, 1994.
  75. А. И. Сравнительная характеристика организационных структур систем образования в России и некоторых зарубежных системах // Социально-гуманитарные знания. 1999. -№ 4.-С. 198−222.
  76. А. И., Соколова И. Ф. Непрерывное образование за рубежом: концепции и практика. М., 1981.
  77. P. X. Профессионализм учителя в социологическом измерении // Социологические исследования. 1998. — № 11. — С. 72−79.
  78. В. К., Кудрявцев Ю. А. Образование В условиях рыночных отношений: Зарубежный опыт. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
  79. Демократизация и самоуправление в учебной деятельности вуза: Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1991.
  80. В. В. Социальный мониторинг как фактор повышения уровня профессиональной деятельности педагогов // Труды СГИ. 2001. — С. 196−209.
  81. С. И., Боков В. В. Прогнозирование развития системы высшего образования Российской Федерации в условиях структурной перестройки экономики // Экономика высшей школы. 1995. — Вып. 1.
  82. С. И., Яг{енко В. Е. Концепция краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в специалистах в новых экономических условиях // Экономика высшей школы. 1993. — Вып. 3.
  83. В. А., Люръя Н. А. Образование как социальный институт: Тенденции и перспективы развития. Красноярск, 1989. — С. 17.
  84. В. В. Менеджмент сферы образования: В 2 т. М., 1994. — Т. 1- 1995. — Т. 2.
  85. С. А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПб. университета экономики и финансов, 1994.
  86. Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья / Под ред. Е. И. Тороховой. М.: ИТПИМИО, 1993.
  87. Е. В. Организационно-экономический механизм социальной защиты научно-педагогических работников высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 4993Ермичева Н. Г. и др. Почасовая оплата труда в высшей школе: Справочное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  88. Е. Е. Зарубежный опыт финансирования системы высшего образования: Обзор международных тенденций // Вестник СПб. ун-та. 1994.1. Вып.4. С. 120−129.
  89. Е. М. Новые информационно-образовательные технологии в контексте устойчивого развития общества: Дис. канд. социол. наук. М., 1998 .
  90. Е. Н., Eleauoe С. С., Кокорев В. Ю. и др. Тенденции развития высшего образования в современном мире: Социально-экономический аспект. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.
  91. Е. Н., 'Ivnpynoe Д. И. Экономика, организация и планирование высшего образования: Учебн. пособ. для вузов. М. Высшая школа, 1979.
  92. А. К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993. -С. 176−186.
  93. Г. Е. Социология образования: В 2 ч. Екатеринбург, 19 931 994. Ч. 1. — С. 38−39.
  94. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Наука, 1974.
  95. Ы. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
  96. М. П. Промежуточный отчет «О проведении эксперимента в области дистанционного образования за период 30.05.97 20.02.99 гг.». — М., 1999, — С. 39−40.
  97. М. В., Лапшов В. А. Социально-типический портрет студента Современного Гуманитарного Университета // Труды СГИ. 1999. — Вып. 10.
  98. Л. П., Кованькова Н. В. Организация учебного процесса в университетах США // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 1.1. С. 60−64.
  99. П. Ф. Мотивация студентов на получение высшего образования. Социологический аспект: Дис. канд. социол. наук. М., 1996.
  100. Краткая информация о Современном Гуманитарном Университете. М., СГИ, 1998.
  101. H. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989. — С. 37.
  102. Кулемина /:'. Н. Дистанционное обучение в реформировании системы образования. Социолого-экономический анализ: Дис. канд. социол. наук. М., 1998 .
  103. В. Н. Автоматизированный комплекс организации учебного процесса на кафедре в учреждениях дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. канд. техн. наук: 51 306. М., 1999. — С. 24.
  104. Н. А. Рейтинги высших учебных заведений: методики разработки и результаты оценки // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. -1999. -№ 3, — С. 19−29.
  105. О. П. Управление образовательной системой, основанной на новых информационных технологиях (социально-экономические проблемы): Автореф. дис. д-ра экон. наук: 05.13.10. М., 1997. — С. 42.
  106. В. Я. Социология образования. М., 1992. — С. 16, 39.
  107. О работе Аттестационного центра СГИ. М.: СГИ, 2000. — С. 1.
  108. А. М. Общество и образование. Новгород, 1998. — С. 132.
  109. Основы современного социального управления. Теория и методология: Учебн. пособ. / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, А. Г. Гладышев и др.- под ред. В. И. Иванова. М.: Экономика, 2000. — 271 с.
  110. От монетаризма к информационному обществу / А. В. Кочеткова и др.- под ред. В. Г. Смолькова М.: Луч, 1999. — 109 с.
  111. Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI. А. Седова, А. Д. Ковалева- под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс, 1997.
  112. Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. А. И. Кравченко. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 511с,
  113. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Между нар. ежегодник // Н. Е. Авдушева, М. Ю. Бахтин, Е. В. Бахтина и др.: под ред. С. А. Ку-геля. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. — 1999. Вып. 14. — 191 с.
  114. Романкова.//. И. Высшая школа: социальные технологии деятельности. -М.: НИИВО, 1999.-С. 42.
  115. Л. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки. /7 Проблемы непрерывного образования. 1993. — Вып. 1.
  116. Г. И. Элементы теории системного управления образованием: В 3 ч. Челябинск. — 1994. -Ч. 1- 1995.-Ч. 2- 1996. -Ч. 3.
  117. Р. Р. Образование в условиях меняющегося мира: Перспективы // Вопросы образования. Париж. — 1993. — № 1.
  118. Системы высшего образования стран Запада: В 2 ч. М., 1991.
  119. Система и порядок оплаты труда работников высшей школы: Документы и комментарии. Самара, 1996.
  120. В. А. Социологическая служба в организационной структуре предприятия // Социологические исследования. 1982. — № 2.
  121. И. М, Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. -М.: Высшая школа, 1990. С. 28.
  122. В. В., Воронин А. А., Нкуилин И. И. Финансово-хозяйственный механизм деятельности учреждений среднего профессионального образования // Проблемы среднего профессионального образования. 1995. — Вып. 3.
  123. Смешанная экономика: социокультурные аспекты: Науч.-информ. сб. / Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Рос. АН. Ин-т науч. информ. по обществ, наукам- Ин-т философии, 1994. — 138 с.
  124. А. Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт) // Социологические исследования. 1999. — № 6 — С. 83−88.
  125. В. Г. и др. Социальное партнерство в России / В. Г. Смольков, К. О. Магомедов, С. И. Чугрин. М.: Графити-АС, 2000. — 200 с.
  126. В. М. Стандарты в управлении качеством образования (Исследовательский центр качества подготовки специалистов). Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
  127. В. С. Старшеклассник в мире политики: Эмпирическое исследование. М.: РАН, Центр социологии образования. С. 223.
  128. Н.Н. Социолого-управленческие аспекты внедрения новых информационных технологий в систему высшего образования России: Дис. канд. социол. наук. М., 2000.
  129. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка). М.: НИИВО, 1999.
  130. Социальное управление: Словарь-справочник /' Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 200 с.
  131. Социальные проблемы современной Сибири: Науч. докл.: Материалы секции «Соц.-экон. пробл. Сибири» / Ф. М. Бородкин, С. В. Соболева, Е. В. Штейнберг и др. Новосибирск, 1993. — 96 с.
  132. Социальный менеджмент: Курс лекций / В. Н. Иванов, Г. В. Щекин, В. И. Патрушев и др. М., 1998. -215 с.
  133. Социология наука об обществе: Учебник для вузов / Под ред. В. П. Анд-рющенко, Н. М. Горлача. Харьков, 1996. — С. 541.
  134. Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В. С Гиршович. М.: Новая школа, 1995.
  135. С.тейджер Д. Финансирование университетов в Канаде // Высшее образование в Европе. 1992. — Т. 17. — № 1.-С. — 154−164.
  136. Т. А. Управление вузовской системой США // Проблемы зарубежной высшей школы. 1995. — Вып. 4.
  137. Д. В., Воровщиков С. У. Управление качеством образования: вхождение в проблему. Челябинск: Консалтинговый центр «Пед. инновации», 1995.
  138. Тенденции, проблемы и новые законы в высшем образовании /V Высшее образование в Европе. 1994. — Т. 19. -№ 1. — С. 7−154.
  139. С. Е. Механизмы контроля и оценки эффективности деятельности в системах образования европейских стран // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С. 31−38.
  140. А. Н. Образование и информатика на пороге XXI века /'/' Международное сотрудничество. 1996. — № 2.
  141. А. Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-пресс. 1998.
  142. А. Н. Иванииков А. Д. Информатизация российского образования и общества в целом // Международное сотрудничество. 1997. — № 4. — С. 1−3.
  143. А. Н. Иванииков А. Д. Технологии дистанционного обучения в России //Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 3−10.
  144. А. Н. и др. Реформирование вузовского сектора науки при переходе к рыночной экономике /У Рос, экон. жур. М., 1992. — № 10. — С. 112−121.
  145. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998.
  146. А. От отечественной к международной организации: открытый университет. Соединенное Королевство и Европа // Высшее образование в Европе. 1994. — Т. 19. -№ 2. — С. 95−108.
  147. А. Ф., Федотова А. П. Социологическая служба. Л., 1985.
  148. Уинтер Хеброн К. Кто чем владеет в «образовательном бизнесе"9 // Высшее образование в Европе. 1993. Т. 18. — № 1. — С. 9−22.
  149. Управление в образовании. Проблемы и подходы: Практическое руководство: Сб. ст. / Под ред. П. Карстонье. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1995.
  150. А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М., 1990.
  151. В. М. Актуальные проблемы развития Российской системы обоа-зования: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2000. — С. 35.
  152. Л. И., Чупин В. Н. Курс «Управленческие процедуры в деятельности руководителя образовательного учреждения». Самара: СИПКПРО, 1996.
  153. Ф. Профессиональное образование: сдвиг в политике Всемирного банка. Париж. — 1993. -№ 2. — С. 35−44.1 14. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981. -С. 139.
  154. К. Н. и др. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира // Статистическое обозрение. 1994. — Вып. 2.
  155. Цирку нов И. Б. Социология управления: Учебн. пособ. Мурманск, 1994.
  156. Чмыхова /-. В. Влияние инновационной деятельности образовательных учреждений на развитие системы образования // Труды СГИ. 2001. — Вып. 25.
  157. Ю. Д. Многоканальное финансирование высшего образования: опыт зарубежных стран // Проблемы зарубежной высшей школы. 1995. -Вып. 3.
  158. Ф. Э., ГоршковаМ. К. Основы прикладной социологии. ML: Интерпракс, 1996. — С. 122.
  159. Л. А. Управление образованием. Омск: ОмГПУ, 1994.
  160. Ю. В. Планирование и финансирование научно-предпринимательской деятельности высшей школы. СПб.: Изд-во СПб. университета экономики и финансов, 1995.
  161. . В. Мотивация студентов на получение высшего образования. Социологический аспект: Дис. канд. социол. наук. М., 1996.123 .Щербина В. В. Садовникова Л. Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. Кишинев, 1989.
  162. Эй.херЖ. К., Шевалье Т. Переосмысление проблем финансирования после среднего образования // Высшее образование в Европе. 1992. — Т. 17. -№ 1-С. 10−45.
  163. Экономика высшей школы // Обзор информации М.: НИИВО, 1995.
  164. Экономика и финансы вуза в вопросах и ответах. СПб.: МОПО, Учебный центр подготовки руководителей, 1998.
  165. Экономика труда и социально-экономические отношения. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  166. Экспертиза деятельности руководителя образовательного учреждения в процессе аттестации. Новгород, L995.
  167. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. -М., 1998. С. 208.
  168. Л. И. Экономика общественного сектора. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  169. К. В. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995.
  170. Academic industry relations / Ed. by Webster A. // Science and publ. policy.
  171. Guildford, 1994, vol. 21, № 2, p. 70−119.
  172. Altbach P. G. Comparative studies in higher education // The encyclopedia ofcomparative education and national systems of education. Oxford: Pergamon Press, 1988.
  173. Antio E. New technology-based finns as agents of R&D and innovation: an empirical study // Technovation. Amsterdam, 1994, vol. 14, № 4, p. 259−273.
  174. Applied Sociology: Opportunities and Problems. N. Y.: Free Press, 1965.
  175. Barr N. Alternative funding resource for higher education // Econ. j. Cambridge.etc., 1993, vol. 103, № 418, p. 718−728.
  176. BaiT N. Student loans: The next steps. Aberdeen: Aberdeen University Press, 1989.
  177. Becker G. S. Economic Theory. N. Y., 1971.
  178. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special
  179. Reference to Education. 2nd ed. N. Y., 1975.
  180. Bell D. The Social Framework of Information Society /7 The Computer Age: Atwenty year view. L., 1981.
  181. Berg I. Managers and work reform. N. Y.: Free Press. 1978.1 l.BlaugM. An introduction to the economics of education. Harmonds worth: Penguin, 1970.
  182. Blaug M., Layard P., Woodhall M. The Causes of Graduate Unemployment in India. L.: Alen Lane, Penguin Books, 1969.
  183. Borooah V. K. Modelling institutional behavior: A microeconomics analysis of university management / Publ. choice The Hague etc., — 1994, vol. 81, № ½, p. 101−124.
  184. Botkin J. et al. No limits to learning: bridging the human gaps. Oxford, 1979.
  185. Bowman M. J. The Human Investment Revolution in Economic Thought / Sociology of Education, 1966, Spring, p. 111−137.
  186. Brooks H. The relationship between science and technology // Research policy. -Amsterdam, 1994, vol. 23, № 5, p. 477−486.
  187. Buchbinder H. The market oriented university and the changing role of knowledge / Higher education. Dordrecht etc., 1993, vol. 26, № 3, p. 331−347.
  188. Buchbinder H., Newson J. Social knowledge and market knowledge: universities in the information age // Gannett Center Journal, 1991, Spring-Summer 5 (2−3), p. 17−29.
  189. Buechtemcinn Ch. F., So/off D.J. Education training and the economy // Industr. relations j. Oxford, 1994, vol. 25, № 3, p.234−246.
  190. Burbidge J. L. Group production methods and humanization of work: the evidence in industrialized countries. Geneva: International Institute for Labour Studies, 1976, № 10.
  191. Bumham J. The Managerial Revolution. N. Y., 1941
  192. Cameron D. Beyond the market and the state: how can we do better0 // The new r: ra of Global Competition: State Policy and Market Power. L. McQueens University Press, 1991, p. 435- 447.
  193. Changing patterns of finance in higher education. P.: OECD, 1989.
  194. Hatchings G.A., Hall W. et al. Authoring and evaluation of hypermedia for education. Computers & Education: Pergamon Press, 1992, vol. 18, № 1−3.
  195. Hicks N. Economic Growth and Human Resources / World Bank Staff Working Paper №.408. Washington: D. C, 1980.
  196. Hopkins D., Stem D. Three sources of good teaching / OECD observer. P., 1994 1995, № 191, p. 17−20.
  197. Husen T. The school in question. Oxford: University Press, 1979.
  198. Husen T. et al. Teacher Training and Student Achievement in Less Developed Countries. World Bank Staff Working Paper № 310. — Washington: D. C, 1978.
  199. Jacques M. For red brick or Oxbridge, the way is high-tech. London Times, 1991, May 1.
  200. Jain B. Returns to Education: Further Analysis of Cross-Country Data / Economics of Education Review, 1991, vol. 10 (3), p. 253−258.
  201. Jencks C. Inequality: A Reassassment of the Effect of Family and Schooling in America. N. Y.: Basic Books, 1972.
  202. Jones A. et al. Providing computing for distance learners: a strategy for home use. Computers & Education, vol. 18, № 1−3, 1992, p. 183−193.
  203. Katz D., Kalin R. The social psychology of organization. N. Y., 1966.
  204. Kielmansegg P. G. The university and democracy / The Western University on Trial. University of California Press, 1983.
  205. Kong J. M. Why the rate of return to education is apparently higher in LDCs than in developed countries: a note / J. of econ. studies. Bradford, 1993, № 6, p. 3236.
  206. A. 0. Factor Endowments and Per Capita Income Differences among Countries/ Economic Journal 78, 1968, September, p. 641−659.
  207. Laidlaw В., Layard R. Traditional versus Open University teaching methods: A cost comparison / Higher Education, 1974, № 3, p. 439−468.
  208. Landsberg M. Public9 Private? The line blurs / The Stuart News. Florida. 1991, July 1.
  209. Lauzen A. C. Integrating computer-based instruction with computer conferencing: An evaluation of a model for designing online education ' American Journal of Dia-tonce Education, 1992, № 6 (2), p. 32−46.
  210. Leclie L. L., Brinkman P. T. The economic value of higher education. N. Y.: American council on education, 1988.
  211. Lee K., Fufagami S., Braithwaife B. The Korean Air-Correspondence High School / Alternative Routes to Formal Education. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1982.
  212. Leiblum M. D. Implementing CAL at a University. Computers & Education., 1992, vol. 18, № 1−3, p.109−118.
  213. Liyanage S., Mifchell H. Strategic management of interaction at the academic-industry interface / Technovation. Amsterdam, 1994, vol. 14, № 10, p. 641−655.
  214. Longford J. W. Secrecy, partnership and the ownership of knowledge in the university / Intellectual Property Journal, 1991, June, p. 155−169.1.(О
  215. Lorenz W., Wagner J. A note on returns to human capital in eighties: evidence from twelve countries / Jb. fur Nationalokonoime u. Statistic. N. Y., 1993, Bd.211,№ ½, p. 60−72.
  216. Martin B. R., Irvin J. Trends in government spending on academic and related research: an international comparison / Science and publ. policy. Guildford, 1992, vol. 19, № 5, p. 311−319.
  217. Masuda Y. Managing in the Information Society: Releasing synergy Japanese style. Oxford, 1990.51 .Merton R. On Theoretical Sociology. N. Y., 1967.
  218. Minsky L., Noble D. Privatizing academe, corporate takeover on campus / The Nation, 1989, October 30.
  219. Scott W. A. Human relations in management. Homewood. 1962.
  220. Skidmore W. Theoretical thinking in sociology. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1975.
  221. Smelser N. J. Essayss in Sociological Explanation. New Jersey: Pretice-Hall. Inc., 1968.
  222. Stinchcombe A. Z, Constructing Social Theories. N. Y., 1968. 57. Vickers A. Towards a sociology of management. — L., 1967.
Заполнить форму текущей работой