Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности представлений студентов об инновационной деятельности вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем: выявлены содержание, структура и факторы личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры, определены психологические детерминанты развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьерыотношение к профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях высшего профессионального образования
    • 1. 1. Теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной 17 карьеры в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Психологическая характеристика личностной готовности к профессиональной деятельности
    • 1. 3. Психолого-педагогические предпосылки успешного формирования личностной готовности к построению профессиональной карьеры в студенческом возрасте
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПОСТРОЕНИЮ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
    • 2. 1. Организация эксперимента по изучению представлений студентов о профессиональной карьере и готовности к ее построению
    • 2. 2. Анализ результатов исследования личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях вуза
    • 2. 3. Программа развития личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры в условиях вуза
  • Выводы по II главе 1
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Психологические особенности представлений студентов об инновационной деятельности вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время возросла потребность общества в специалистах, способных принимать самостоятельные решения, готовых взять на себя ответственность в любой профессиональной ситуации, умеющих ставить перед собой цель и выбирать оптимальный путь достижения этой цели в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации. Кроме того, современная образовательная ситуация характеризуется тем, что ни систему образования, ни потребителя образовательных услуг не устраивает уровень личностной готовности к профессиональной деятельности и социализации выпускников вузов. Последние стандарты профессионального образования ориентированы на формирование нового поколения специалистов, готовых не просто адаптироваться к новой ситуации, ориентируясь на внешние нормы, правила, требования, но и быть способными выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию с целью достижения наивысших результатов в профессиональной деятельности. Высшее профессиональное образование в этих условиях стоит перед необходимостью перехода от жесткой (традиционной) системы подготовки специалистов к более гибкой (иновационной), позволяющей формировать специалиста, восприимчивого к изменениям в сфере труда, способного определяться и действовать в ситуациях неопределенности и противоречивости, ориентированного на творческий подход к делу, обладающего высокой культурой мышления, профессиональными компетенциями и личностной готовностью к построению успешной профессиональной карьеры.

Исследование психологических детерминант личностной готовности студентов к построению своей профессиональной карьеры должно позволить вузу не только повысить качество подготовки и компетентность выпускаемых специалистов, а также и улучшить психологическую составляющую личностно-профессионального развития студентов как условия их конкурентоспособности и перспективы карьерного роста. Изучение психологических детерминант личностной готовности студентов к построению своей профессиональной карьеры и ее развитие должны быть нацелены, в первую очередь, на профессиональное развитие личности, ее когнитивной сферы, способности быстро адаптироваться к интенсивным переменам в современном мире, на решение задач трудоустройства и карьерного продвижения.

Степень разработанности проблемы исследования.

Теоретико-методологический анализ современных психологических исследований, практика российской высшей школы свидетельствуют о появлении новых подходов к рассмотрению значимости проблемы личностной готовности молодых специалистов «нового поколения» к построению перспектив своего профессионального будущего. К настоящему времени достаточно хорошо изучены различные факторы, обусловливающие эффективность образовательного процесса: научные подходы к анализу теорий развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Г. А. Берулава, Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, И. Б. Котова, В. А. Татенко, A.B. Юревич и др.) — теоретические основы психологических практик и психологической поддержки субъекта образовательного процесса (Г.С. Абрамова, K.M. Гуревич, И. В. Дубровина, Ю. В. Карпов, C.B. Недбаева, Н. Ф. Талызина и др.).

С позиций личностно-ориентированного подхода (Г.А. Берулава, A.B. Брушлинский, Э. М. Гусинский, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Ю. И. Турчанинова, и др.) предпосылкой успешности формирования личностной готовности к построению профессиональной карьеры в условиях вуза является изменение отношения к человеку как ценности в современном образовании.

В психологической литературе значительное внимание уделено конкретным формам готовности: установке (Д.Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К. К. Платонов, А. Г. Ковалев, A.B. Веденов, JI.A. Кандыбович, П. Р. Чамта и др.), предстартовому состоянию в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А. Д. Ганюшкин, O.A. Черникова и др.). В личностно-деятельностной парадигме рассмотрения проблемы готовности к профессиональной деятельности готовность представляется как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения своих функций (A.A. Деркач, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович и др.).

Вместе с тем, остаются недостаточно исследованными психологические детерминанты личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры, отражающие ее сущность, место и роль в их личностном и профессиональном развитии. Кроме того, до настоящего времени не раскрыты вопросы диагностики, прогнозирования и оценки динамики личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в учреждениях высшего профессионального образования.

Анализ проблем развития субъектов образования в процессе обучения позволил выявить наличие ряда противоречий между:

— объективной потребностью современной системы образования в студентах, имеющих личностную готовность к построению успешной профессиональной карьеры, и недостаточным уровнем её сформированности у выпускников вуза;

— потребностью будущего специалиста в формировании личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры и отсутствием соответствующей научно-обоснованной модели развития личностной готовности студентов в условиях высшего профессионального образования к построению успешной профессиональной карьеры;

— необходимостью создания условий, обеспечивающих формирование личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в процессе профессионального обучения, и недостаточной разработанностью системы психологического сопровождения становления специалиста.

Существование данных объективных противоречий в системе профессиональной подготовки в вузе, необходимость их научного разрешения актуализировало проведение теоретико-эмпирического исследования психологических детерминант развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры. Что и определило проблему исследования.

Цель исследования: изучить психологические детерминанты развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры.

Объект исследования: личностная готовность студентов к построению успешной профессиональной карьеры.

Предмет исследования: психологические детерминанты развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры.

Основная гипотеза исследования: Психологические детерминанты личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры являются значимым условием их личностно-профессионального развития.

Основная гипотеза конкретизируется следующими частными гипотезами:

1. В качестве детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза выступает ряд факторов: система представлений студентов о карьерном развитииотношение к профессиональной карьере и себе как субъекту профессионального развитияуровень субъективного контроля в сфере профессиональных достиженийрефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры.

2. Личностная готовность студентов к построению успешной профессиональной карьеры является сложным комплексным образованием, имеющим динамическую структуру, и представляет собой синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов (мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и социально-организационный).

3. Создание и реализация теоретической модели и комплексной программы развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза оказывает положительное влияние на формирование их профессионально-личностных характеристик в период обучения.

Сформулированные выше цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Проанализировать современное состояние разработанности в психологии проблемы развития личностной готовности студентов к построению профессиональной карьеры.

2. Выделить содержание, компонентную структуру и факторы личностной готовности студентов вуза.

3. Выявить психологические условия успешного формирования личностной готовности студентов в условиях высшего учебного заведения к построению профессиональной карьеры.

4. Разработать диагностическую программу, позволяющую изучать психологические детерминанты развития личностной готовности студентов вуза к построению перспектив профессиональной карьеры.

5. Разработать модель развития личностной готовности студентов в условиях высшего профессионального образования к построению успешной профессиональной карьеры.

6. Создать и научно обосновать и экспериментально проверить эффективность комплексной программы развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях высшего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составляют: гуманистический подход, признающий человека и личность как уникальную целостную систему (М.Н. Берулава, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) — системно-структурный подход (Л.И. Анцыферова, И. В. Блауберг, A.B. Брушлинский, В. В. Краевский,.

B.П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский,.

C.Л. Рубинштейн и др.) — принцип активности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, A.B. Петровский и др.) — принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов и др.).

Теоретической основой исследования выступают: фундаментальные положения о парадигмальных основах психологии (Г.А. Берулава, A.B. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) — психологические теории развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Г. А. Берулава, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк, В. П. Зинченко, A.B. Юревич, Д. И. Фельдштейн и др.) — научные концепции развития системы высшего образования (М.Н. Берулава, Н. Д. Никандров, Д. И. Фельдштейн и др.) — теоретические положения о психологических практиках и психологической поддержки субъектов образовательного процесса (Г.С. Абрамова, K.M. Гуревич, И. В. Дубровина, Ю. В. Карпов, И. Б. Котова, C.B. Недбаева, Н. Ф. Талызина и др.) — теоретические подходы к изучению психологической готовности (П.К. Анохин, H.A. Берштейн, М. И. Виноградов, С. С. Гриншпун, Ю. М. Зябродин, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, А. Г. Ковалев, Л. Л. Кондратьева, Н. Д. Левитов. Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, С. А. Печерская,.

A. И. Подольский, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, Д. И. Фельдшейн,.

B. Д. Шадриков, П. А. Шавир, И. Н. Шпильрейн, и др.) — компетентностный подход к качеству подготовки студентов в вузе (В .И. Байденко, A.A. Вербицкий, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, A.B. Хуторской, Т. Н. Щербакова и др.) — аксиологический подход к профессиональной подготовке студентов в вузе (О.С. Анисимов, Н. Г. Багдасарьян, A.A. Бодалев, A.A. Деркач и др.) — теоретические разработки проблем рефлексии (Ф. Е. Василюк, С. Л. Рубинштейн, И. Н. Семенов и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент), математико-статистические (первичные статистики, критерий х Пирсона, методы корреляционного анализа), интерпретационные (сравнение, анализ, синтез).

В качестве тестового инструментария привлекались следующие психодиагностические методики: методика мониторинговой оценки и самооценки личностно-профессиональных качеств (авторская методика Л. Г. Лаптева подготовлена в рамках концепции профессора Н.И. Конюхлова) — опросник «Когнитивная ориентация» Дж. Роттератест «Способность самоуправления», разработанный под руководством Н. М. Пейсаховаопросник «Диагностика мотивационной структуры личности», разработанный В. Э. Мильман.

Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различных показателей, статистических связей. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «EXCEL», «STATISTIKA».

Экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» г. ЭлистаАНО ВПО «Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического университета» г. Минеральные Воды. В эксперименте приняло участие 240 студентов.

Решение обозначенных задач проходило в период с 2007 по 2011 годы и охватывало ряд исследовательских этапов.

На первом этапе (2007;2008 гг.) осуществлялось теоретическое изучение проблемы личностной готовности студентов вуза к построению успешной профессиональной карьеры, выявлялись психолого-педагогические предпосылки успешного формирования личностной готовности студентов в условиях высшего учебного заведения к построению профессиональной карьеры. Кроме того, была проведена подготовительная работа к экспериментальной разработке проблемы.

На втором этапе (2008;2009 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, включающий: выявление психологических детерминант личностного развития готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры, изучение влияния личностных характеристик студентов на их развитие.

Третий этап (2009;2010 гг.) был посвящен разработке и апробации в рамках формирующего эксперимента программы и модели развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза. Полученные результаты позволили конкретизировать психологические детерминанты личностной готовности студентов к построению перспектив профессиональной карьеры.

На четвертом этапе (2010;2011 г. г.) осуществлялись систематизация и обобщение материалов исследования. Было проведено окончательное их оформление в виде диссертационной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория педагогической психологии обогащается знаниями в области методологической проработки проблем изучения личностной готовности к построению успешной карьеры в условиях высшего профессионального образования. Обобщены, систематизированы и выделены психологические предпосылки успешного формирования личностной готовности студентов в условиях вуза к построению профессиональной карьеры.

Дополнено психологическое знание о детерминантах личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьерывзаимосвязи между психологическими детерминантами личностной готовности студентов и степенью их успешности в построении профессиональной карьерыпсихологических условиях развития личностной готовности студентов в условиях вуза к построению успешной профессиональной карьерымеханизмах содержательно-смыслового наполнения компонентов модели подготовки специалистов, направленной на формирование личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры.

Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований в области подготовки студентов вузов к построению успешной профессиональной карьеры.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые дано осмысление психологических детерминант личностной готовности студентов вуза к построению успешной профессиональной карьеры. Раскрыто содержание личностной готовности студентов, к ним относятся: система представлений студентов о карьерном развитииотношение к профессиональной карьере и себе как субъекту профессионального развитияуровень субъективного контроля в сфере профессиональных достиженийрефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры. Выявлены психологические условия успешного развития личностной готовности студентов высших учебных заведений к построению профессиональной карьеры.

Разработана и экспериментально апробирована диагностическая программа, позволяющая изучать психологические детерминанты развития личностной готовности студентов вуза к построению перспектив профессиональной карьеры. Определена компонентная структура личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры.

Создана теоретическая модель и определены механизмы содержательно-смыслового наполнения ее компонентов: когнитивный компонент включает уровень субъективного контроля, интернальность, способность к анализу личностного карьерного потенциала, рефлексию профессиональных перспективмотивационный компонент включает активность, степень удовлетворенности профессиональной деятельностьюэмоционально-волевой компонент включает самооценку личности себя и своих профессионально-важных качеств, уверенность в себесоциально-организационный компонент включает способность к самоуправлению и осознанному конструированию перспектив карьерного развития.

Разработана и научно обоснована эффективность реализации программы развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры, оказывающей положительное влияние на личностно-профессиональное развитие студентов.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем: выявлены содержание, структура и факторы личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры, определены психологические детерминанты развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьерыотношение к профессиональной карьере и себе как субъекту профессионального развитияуровень субъективного контроля в сфере профессиональных достиженийрефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры. Выявлена психологическая структура личностной готовности студентов. Обоснованы психологические условия развития личностной готовности: осознание студентами технологий построения профессиональной карьерыосмысление психологических особенностей личностного развития, влияющих на развитие представлений студентов о перспективах профессионального будущего. Разработана диагностическая программа, позволяющая изучать психологические детерминанты развития личностной готовности студентов к построению перспектив профессиональной карьеры.

Разработана теоретическая модель развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры. Создана комплексная программа развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные, касающиеся теоретического обоснования и методической проработки формирования личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры, могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов различных специальностей.

Разработанная комплексная программа развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры на основе результатов данного исследования может быть использована в работе психологов в сфере профессионального образования с целью обеспечения и сопровождения процесса формирования личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры. Материалы исследования в полной мере могут использоваться в процессе преподавания учебных дисциплин по психологии, в рамках разработки курсов по психологии профессиональной деятельности, психологии личностного и профессионального роста и др.

Соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальности ВАК РФ (по психологическим наукам): тема диссертационного исследования, а так же результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности 19.00.07 — педагогическая психология.

Положения, выносимые на защиту:

1. Значимым условием личностно-профессионального развития студентов в условиях вуза является сформированность личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры.

2. Психологическими детерминантами личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры являются: система представлений студентов о карьерном развитииотношение к профессиональной карьере и к себе как субъекту профессионального развитияуровень субъективного контроля в сфере профессиональных достиженийрефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры.

3. Структура личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры является сложным комплексным образованием, и представляет собой синтез взаимосвязанных компонентов, к которым относятся: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, социально-организационный. Когнитивный компонент включает уровень субъективного контроля, интернальность, способность к анализу личностного карьерного потенциала, рефлексию профессиональных перспективмотивационный компонент включает активность, степень удовлетворенности профессиональной деятельностьюэмоционально-волевой компонент включает самооценку личности себя и своих профессионально-важных качеств, уверенность в себесоциально-организационный компонент включает способность к самоуправлению и осознанному конструированию перспектив карьерного развития.

4. Психологическими условиями развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры являются: формирование у студентов в процессе вузовского обучения психолого-педагогических знаний о содержании и особенностях применения технологий карьерного продвиженияактуализация субъективной позиции личности студента в отношении развития собственных карьерных устремленийосмысление студентами психологических составляющих личностной готовностипсихологическая поддержка в условиях вуза развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры.

5. Модель развития личностной готовности студентов в условиях вуза к построению профессиональной карьеры должна включать содержательно-смысловые механизмы подготовки специалистов, направленные на осознание значимости технологий карьерного продвижения, осмысление психологических особенностей личностного развития, влияющих на развитие представлений студентов о перспективах профессионального будущего.

6. Реализация программы развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры способствует повышению их уровня активности, интернальности, рефлексии, уверенности в своих силах, творческой направленности, способности к самоуправлению и осознанному конструированию перспектив карьерного развития.

Личный вклад автора в моделировании теоретической и реализации экспериментальной частей исследования заключается в том, что автором лично осуществлена теоретическая разработка основных идей и положений по исследуемой проблеме. Соискатель разработал структуру работы, получил выводы, сделал заключения, осуществил апробацию содержащихся в ней положений. Исследовательская работа проведена лично автором в ходе реализации эксперимента, осуществленного на базе AHO ВПО «СевероКавказского филиала Московского Гуманитарно-Экономического института» в г. Минеральные Воды и ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» в г. Элиста. Соискатель разработал и апробировал программу и модель развития личностной готовности студентов вуза к построению успешной профессиональной карьеры. Дана научная интерпретация полученных эмпирических результатов, сформулированы основные выводы исследования.

Публикации. По теме исследования опубликовано 9 работ (общим объемом — 12,8 пл.), включая 2 статьи в научных журналах, утвержденных ВАК в перечне ведущих рецензируемых журналов РФ и монографию (8,4 пл., 500 экз.).

Надежность и достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются опорой на методологию научно-психологических исследованийиспользованием системы методов, адекватных сущности изучаемых явлений, цели и задачам исследованиясоблюдением норм и правил психологического исследованиясочетанием количественного (с применением методов математической статистики) и качественного анализа эмпирического материала, репрезентативностью выборки исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», научно-практических конференциях аспирантов (Молодая наука 2007, 2009, 2011; Университетские чтения 2009, 2010). Материалы исследования послужили основой для разработки и апробации программы развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в учебно-воспитательном процессе AHO ВПО «Северо-Кавказского филиала Московского Гуманитарно-Экономического института» г. Минеральные Воды и ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» г. Элиста.

Структура и объем работы определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, который содержит 228 наименований, 7 приложений. Общий объем диссертации составляет 276 страниц и содержит 7 таблиц и 5 рисунков.

Выводы по II главе.

Качественный анализ эмпирических данных, позволяет сделать вывод о том, что студенты с конкретными представлениями о профессиональной карьере имеют достаточно высокий уровень личностной готовности, который характеризуется: высокой способностью к самоуправлению (с преобладающей выраженностью таких шкал как целеполагание, критерий оценки качества, самоконтроль и коррекция) — рабочим мотивационным профилем (высокая ценность таких мотивов как общая активность, творческая активность и социальная полезность) — уверенностью в себевысокой степенью принятия социальных нормвысоким уровнем субъективного контроля (общей интернальностью и интернальностью в области профессиональных достижений) — адекватной самооценкой личности себя и своих профессионально-важных качествнизким общежитейским мотивационным профилем (менее высокими баллами по таким мотивам как жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус и общение).

Результаты проведенного анализа показали, что процесс формирования личностной готовности к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза у студентов взаимосвязан как с их личностными качествами, так и с преобладающей профессиональной направленностью личности.

В исследовании психологических детерминант личностной готовности студента к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза важно учитывать психологические составляющие личности, которые помогут решать важные задачи профессионального роста, такие как видение студентом профессии и его места в ней.

Разработанная программа ориентирована на реализацию следующих функций: развивающей, диагностической, образовательно-познавательной, прогностической, коммуникативной, рефлексивной. Таким образом, наиболее эффективная реализация спроектированной системы развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях высшего профессионального образования возможна при соблюдении комплекса условий:

— систематическое изучение потребности студентов в повышении компетентности и готовности по вопросам дефиниции, классификации, методологии карьеры и карьерного продвижения, опора в процессе психологического сопровождения на опыт педагогов и опыт собственной практической деятельности студента- - - —.

— создание психолого-педагогического пространства для внедрения комплексной системы, в том числе отбор содержания, средств, сочетание форм и методов работы, направленных на реализацию целевых установок, достижение заданного уровня сформированности и развитие личностной готовности студентов к моделированию собственной линии профессиональных перспектив, использование профессионально значимых средств и ресурсов.

Это делает актуальным проведение исследования психологических детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры в условиях вуза и их влияния на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов.

Заключение

.

Карьерное развитие личности представляет собой движение человека, субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и др. отношений, обусловленных складывающимся соотношением между его личностными позициями, ресурсами и социально-экономической ситуацией -(внешними 'условиями, обстоятельствами) в конкретный период жизненного пути. Оно выступает социальной формой, отражающей положительный результат деятельности молодого специалиста, как фактора самореализации, обеспечивающей становление и саморазвитие.

Развитие личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры является одним из условий успешного личностно-профессионального развития будущего специалиста и эффективного проектирования и реализации их профессиональных перспектив.

Психологическими детерминантами развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры выступают: система представлений студентов о карьерном развитииотношение к профессиональной карьере и к себе как субъекту профессионального развитияуровень субъективного контроля в сфере профессиональных достиженийрефлексия профессиональных перспектив в процессе построения карьеры. Психологическая структура личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры представляет собой синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов, к которым относятся: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, социально-организационный. Когнитивный компонент включает уровень субъективного контроля, интернальность, способность к анализу личностного карьерного потенциала, рефлексию профессиональных перспективмотивационный компонент включает активность, степень удовлетворенности профессиональной деятельностьюэмоционально-волевой компонент включает самооценку личности себя и своих профессионально-важных качеств, уверенность в себесоциально-организационный компонент включает способность к самоуправлению и осознанному конструированию перспектив карьерного развития.

Психологическими условиями развития личностной готовности студентов к построению успешной карьеры выступают: развитие когнитивного компонента личностной готовности, формирование способности адекватно оценивать положительные и негативные ситуации профессионального ростаразвитие социально-организационного компонента личностной готовности через способность к самоуправлению и осознанному конструированию перспектив карьерного развитияразвитие мотивационного компонента через повышение уровня активности личности в построении карьерыразвитие эмоционально-волевого компонента личностной готовности посредством формирования навыков регуляции своего эмоционального состояния, стрессоустойчивости, уверенности в себе, самооценки личностью себя и своих профессионально-важных качеств, рефлексии.

Для успешного развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры необходима разработка теоретической модели, включающей содержательно-смысловые механизмы ее компонентов, направленных на осознание значимости технологий карьерного продвижения, осмысление психологических особенностей личностного развития, влияющих на развитие представлений студентов о перспективах профессионального будущего.

Реализация предложенной программы развития личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры позволяет стимулировать их общую и творческую активность, обусловливая положительную динамику таких показателей, как отношение к профессиональному выбору, интернальность, рефлексия, уверенность в своих силах, способность к самоуправлению и осознанному конструированию перспектив карьерного развития.

Подводя итоги нашего исследования, отметим, что оно представляет собой только один из возможных подходов к изучению в условиях вуза психологических детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры. Очевидно, что работа в данном направлении может быть продолжена с использованием других исследовательских ракурсов, с привлечением других исследовательских методов и методик, другой исследовательской выборки и .т.д.

Вместе с тем, отметим, что результаты, представленные в нашей работе, могут выступать в качестве исходной теоретико-эмпирической базы для проведения дальнейших исследований в направлении изучения психологических детерминант личностной готовности студентов к построению успешной профессиональной карьеры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. -М., 1991.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 336 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Методологический аспект проблемы субъективного Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969.-С. 317−347.
  4. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. -М., 1991.
  6. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности в социальной психологии Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 10 — 4.
  7. , В. С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности Текст. / В. С. Агапов. М., 1999.
  8. , А. Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности Текст.: дисс.канд. психол. наук / А. Г. Александров. Новосибирск, 1999.
  9. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во ИПП- Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 384с.
  10. , Дж. Р. Когнитивная психология Текст. / Дж. Р. Андерсон. -СПб., 2002.
  11. , Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений Текст. / Г. М. Андреева. М., 2004. — 365 с.
  12. , Г. А. Философская-рефлексия й проблема идеального Текст. / Г. А. Антипов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 24 -25.
  13. , JI. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования Текст. / JI. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 2.
  14. Анцыферова, J1. И. Системный подход в психологии личности Текст. / JI. И. Анцыферова // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 61 — 76.
  15. , В. Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976.
  16. , А. Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1982. -№ 2.-С. 14−27.
  17. , А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. -М., 2001.
  18. , А. Г. XXI век: психология в век психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Генезис, 1998. — 286 с.
  19. , И. И. Человеческий потенциал России Текст. / И. И. Ашмарин. М., 2000. — 224 с.
  20. Баскакова, И. J1., Кузьмина, 3. В. О динамике ценностных ориентаций студентов Текст. // Новые исследования в психологии и в возрастнойфизиологии. 1971. — № 2.
  21. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
  22. , Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика Текст. / Г. А. Берулава. М., 2001. — 236с.
  23. , И. Т. Установка и поведение Текст. / И. Т. Бжалава. М.: Знание, 1968,-48 с.
  24. , Р. Р., Васильев, И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов Текст. / Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник МГУ, Серия 14. Психология, — 1987. -№ 2. -С.20−30.
  25. , И. В., Мирский, Э. М., Садовский, В. Н. Системный подход и системный анализ Текст. / И. В. Блауберг, Э. М. Мирский,' В. Н. Садовский // Системные исследования: Ежегодник, 1982. М.: Наука. 1982.-С.47−64.
  26. , Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности Текст.: автореф. дисс. д-ра психол. наук / Д. Б. Богоявленская. М., 1987.-49 с.
  27. , В. А. Психология профессиональной пригодности Текст. / В. А. Бодров.-М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  28. , Л. И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования Текст. / Л. И. Божович. -М.: Мысль. 1966.
  29. , Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович / под ред. Фельдштейна Д. И. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 212с.
  30. , Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович.-М., 1996.
  31. , А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика Текст. / А. Ф. Бондаренко //
  32. Московский психотерапевтический журнал. 1993. — № 1. — С. 63 -76.
  33. , М. И. Теоретические основы самопознания личности / Текст. / М. И. Боришевсий // Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Вища школа, 1980. С. 24−65.
  34. , Л. В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие Текст. / J1. В. Бороздина. М.: Психология, 2000. — 183 с.
  35. Братченко, С. JL, Личностный рост и его критерии текст.: сборник Психологические проблемы самореализации личности // под ред. А. А. Крылова, JI. А. Коростелевой Изд-во: Санкт-Петербургского университета, 1997.
  36. , Б. С. О механизмах целеполагания текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 121 124.
  37. , А. В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст. / А. В. Брушлинский. М. — Воронеж, 1996. — 392 с.
  38. , И. В. Психология тренинговой работы: Содержание, организационные аспекты и методические ведения тренинговой группы Текст. / И. В. Бачков. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  39. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1980. — 283 с.
  40. , Д. К. Влияние рефлексии на формирование психологической готовности личности к профессиональной деятельности Текст.: дисс. .канд. психол. наук / Д. К. Войтюк. Новосибирск, 2004.
  41. , В. Н., Денисов, А. А. Основы теории систем и системного анализа Текст. / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. СПб.: СПбГТУ, 1999. -512с.
  42. , Б. С. Психология юности и молодости Текст.: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Академический проспект: Трикста, 2006. -256 с.
  43. , М., Френсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя- практика Текст. / M. Вудвок, Д. Френсис. М.: «Дело», 1991. — 320 с.
  44. , JI. С. Психология развития Текст. / JI. С. Выготский — под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд. «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «Мидэн», 1996. — 512 с.
  45. , JI. С. Развитие высших психических функций человека Текст. / Л. С. Выготский. М., 1960. — 430 с.
  46. Гарнцев, -М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) Текст. / М. А. Гарнцев. М.: МГУ, 1987.-216 с.
  47. , А. А., Кузьмина, Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАГС, 1998.- 148 с.
  48. , У. Психология Текст. / У. Джеймс. М.: Педагогика, 1991. -280 с.
  49. , Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности Текст.: дисс. д-ра психол. наук / Л. Г. Дикая. М., 2002.
  50. , Н. Ф. Активность личности и принцип значимости Текст. / Н. Ф. Добрынина // Советская психология личности в свете Ленинских идей.-Пермь, 1971. С.124−140.
  51. , О. А. Построение карьеры текст. / O.A. Долгорукова. -СПб., 2006.
  52. , В. Н. Психология общих способностей Текст. /
  53. B. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
  54. , В. Н. Структура и логика психологического исследования Текст. / В. Н. Дружинин. М.: ИП РАН, 1993. — 120 с.
  55. Дружилов- С. А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста текст. /
  56. C. А. Дружилов Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. — 127 с.
  57. , У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте текст. / У. Д. Дункан, пер. с англ. М.: Дело, 1996. — 272 с.
  58. Дурай-Новаковская, М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности Текст.: автореф. дисс. .д-ра пед наук / М. Дурай-Новаковская. М., 1983. — 34 с.
  59. , М. П., Кандыбович, JI. А. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.
  60. , В. К. Рефлексивная культура педагога: становление, развитие, оценка Текст. / В. К. Елисеев. Липецк: ЛГПУ, 2004. — 177 с.
  61. Н.Ф. Влияние профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение. Монография. Минеральные Воды, 2010, 242 с.
  62. , Ю. М. Методологические проблемы психологического анализа и синтеза человеческой деятельности Текст. / Ю. М. Забродин // Эффективность деятельности оператора. М., 1982. — С. З — 29.
  63. , Д. Н. Психологическая структура способностей Текст. / Д. Н. Завалишина // Развитие и диагностика способностей. М., 1991. — С. 22−32.
  64. , Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем текст. / H.H. Загрядская. Дис.канд. псих, наук: 19.00. 07. -Ростов/Д, 1999.- 196с.
  65. , Т. М. Акмеологические критерии, показатели и уровни акмеологической успешности руководителя как системообразующего фактора профессионализма кадров управления Текст. / Т. М. Закирова. -М., Издательство МАИ, 2007. --- - —
  66. , А. В. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. Т.1 Основные проблемы онтогенеза психики / А. В. Запорожец- М., 1986. -С. 223−257.
  67. , JI. Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности Текст.: автореф. дисс. д-ра психол. наук / JI. Н. Захарова. Новосибирск, 1997. — 38 с.
  68. , Г. Е. Молодой рабочий: становление, развитие, внутригрупповая дифференциация Текст. / Г. Е. Зборовский // Формирование молодого рабочего: Сборник научных трудов. Свердловский инженерно-педагогический институт. Свердловск, 1988.
  69. , Е. В. Соотношение характеристик и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры текст. / Е. В. Зинько // Психологический журнал, 2006, том 27, № 3, С. 18 30.
  70. , И. И., Асеев, В. Г. Методология и методы психологического исследования Текст. / И. И. Иванова, В. Г. Асеев // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. — С. 218 -245.
  71. , А. В., Агапов, В. С., Барышникова, И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии Текст. / А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова // Мир психологии, 2002,-№ 2.-С. 17−30.
  72. , Э. В. Что же такое личность Текст. / Э. В. Ильенков // С чего начинается личность. -М.: Политиздат, 1984. С. 321−358.
  73. , А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности Текст.: дисс.. канд. психол. наук / А. Н. Иноземцева. -М., 2002.
  74. , М. С. Философская^теория-ценностей" Текст. / М. С. Каган. -СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. 159 с.
  75. , А. Принципы психологической диагностики интегральных познавательных способностей Текст. / А. Карпов // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. -Саратов: СГУ, 1989. С. 14 — 37.
  76. , Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов Текст. / Дж. Келли. СПб., 2000.
  77. , Т. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом Текст. / Т. Китвель. Таллинн: Таллиннский ГУ. — 1974. — С.73.
  78. , Д. А. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности по способу материального самообеспечения Текст. / Д. А. Китова. М., 2003. — 1,5 п. л. — Деп. в ВИНИТИ № 1739-В2003.
  79. , А. Г., Мясищев, В. Н. Психологические особенности человека Текст. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — Т.2. -221 с.
  80. , Н. В. Жизненное самоопределение молодёжи в условияхсоциальной нестабильности текст. / Н. В. Ковалева Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.
  81. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  82. , О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 1995. № 1г- С. 5 — 12.
  83. , О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии, 2008, № 3. С. 22 34
  84. , Б. Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений Текст. / Б. Б. Косов. М.: Академический Проект, 2000. — 240 с.
  85. , Л. Н. Цель и смысл жизни человека текст. / Л. Н. Коган М., 1984.
  86. , Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие Текст. / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 2003. — 320с.
  87. Краткий словарь по философии Текст. / Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Феникс, 1982. — 678 с.
  88. Краткий словарь иностранных слов текст. / под ред. И. В. Лёхина, Ф. Н. Петрова. 7-е изд. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952. — 488 с.
  89. , И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека Текст.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. 2-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 464 с.
  90. , Н. Д. Проблема экспериментального изучения способностей Текст. / Н. Д. Левитов / Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 169 с.
  91. , Н. Д. Психическое состояние агрессии Текст. / Н. Д. Левитов //Вопросы психологии. 1972. -№ 6. — С. 168- 173.
  92. , Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги Текст. / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1966. — № 1.
  93. , В. М. Системный анализ или системный синтез Текст. / В. М. Лейбин / Философско-методологические основания системных исследований-. -М.-: Наука, 1983т-С. 1Т4 125 с.
  94. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /1. A. Н. Леонтьев. М., 1975.
  95. , А. Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, 2000.-511 с.
  96. , В. Г. Психологические механизмы мотивации Текст. /
  97. B. Г. Леонтьев. Новосибирск: НГПИ, 1992. — 216 с.
  98. , Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. -№ 2.-С. 107−117.
  99. , Д. А. Методика предельных смыслов Текст. / Д. А. Леонтьев. М., 2001.
  100. , Д. А. Психология смысла Текст. / Д. А. Леонтьев. М., 1999.
  101. , Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 2000. — № 1. — С. 15−25.
  102. , Б. Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1986. — 128 с.
  103. , Б. Ф. О системном подходе в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов //Вопросы психологии. 1975. -№ 2. — С. 31 -44.
  104. , М. И. «Поиск и отбор персонала» текст. / М. И. Магура М. ЗАО «Бизнес школа „Интел — Синтез“, 1997
  105. , В. В. Политическая карьера Текст. / В. В. Макеев. М.: Социально-гуманитарные знания, 2000. — 420с.
  106. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М., 1996.-309 с.
  107. , А. К., Матис, Т. А. Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М., 1990.
  108. , Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности текст. / Л. М. Митина. М., 2002.
  109. , В. С. Структура личности: характер, особенности, самосознание Текст. / В. С. Мерлин. Пермь, 1990. — 107 с.
  110. , Е. Г. Консультирование по проблемам управленческой карьеры Текст. / Е. Г. Молл // Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика. Алматы, 1996. — С.58−61.
  111. , Е. Г. Планирование своей карьеры руководителем Текст. / Е. Г. Молл // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С.85−91
  112. , Е. Г. Управленческая карьера в России Текст. / Е. Г. Молл // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 6. — С. 117−120.
  113. , О. И. Психология самопознания личности Текст. / О. И. Мотков. -М., 1993. 173 с.
  114. , В. Н. О связи проблем психологии отношений и психологии установки Текст. / В. Н. Мясищев // Понятие установки в медицинской психологии. Тбилиси, 1970. — С. 13 — 26.
  115. , В. Н. Психология отношений : Избранные психологические труды Текст. / В. Н. Мясищев / Под ред. А. А. Бодалева. Москва -Воронеж, 1995.-356с.
  116. , В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1957. — № 5. -С. 142- 155.
  117. , Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии Текст. / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1974.- 170 с.
  118. T9i— Небылицин7-~В7~-ДГ „Психологические исследования“ индивидуальных различий Текст. / В. Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  119. , Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
  120. , Т. П. Педагогические условия формирования профессионально значимых свойств личности студентов (курсантов) инженерных специальностей в дидактических информационных средах Текст.: дисс. канд. пед. наук / Т. П. Нечаева. Ставрополь, 2000.
  121. , Г. В., Романенко, В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения Текст. / Г. В. Никитина, В. Н. Романенко. СПб., 1992. — 168 с.
  122. , В. Т. Методы исследования характера личности Текст. / В. Т. Норкаридзе. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 308 с.
  123. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего текст. / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  124. , И. А. Управление персоналом организации текст. / И. А. Оганесян Мн.: Амалфея, 2000
  125. , С. И. Словарь русского языка текст. / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1989.
  126. Основы психодиагностики Текст. / Отв. ред. А. Г. Шмелёв. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 456 с.
  127. , А. К. Психология самостоятельности текст. /А. К. Осницкий. М.: Изд-во „Эльфа“, 1996. — 253 с.
  128. Основы управления персоналом текст.: Учебник / под ред. Б. М. Генкина. М.: Высшая школа, 1996.
  129. , Ю. Ю. Опыт исследования относительно силы мотива и формирование соревновательной установки Текст. / Ю. Ю. Палайма // Психология и современный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. М.: ФиС, 1973. — с. 86−93.
  130. Ч-ЗТ.-'Перегудов, Фт И.,» Тарасенко, Ф. П. Введение в системный анализ Текст. / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. -М.: Высшая школа., 1989. -367 с.
  131. , В. Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко. -СПб.: Питер, 2005. 480 с.
  132. , А. В. Введение в психологию Текст. / А. В. Петровский. -М.: Академия, 1995. 496 с.
  133. , А. В. Психология развивающейся личности Текст. / А. В. Петровский [и др.]. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  134. , А. В. Деятельность, коллектив, личность Текст. / А. В. Петровский. -М.: Политиздат, 1982.
  135. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов н/Д., 1996. — 512 с.
  136. , А. Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «Я» у студентов Текст.: автореф. дисс. .канд. психол. наук / А. Р. Петрулите. Л., 1986.
  137. , Т. П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста Текст. / Т. П. Петухова // Вестник ОГУ. 2005. — № 1. -С. 116−123.
  138. , Р. А. Мотивация спортивной деятельности Текст. / Р. А. Пилоян. М.: ФиС, 1984. — 104с.
  139. , К. К. Структура и развитие личности Текст. /1. К. К. Платонов. М., 1986.
  140. , В. А. Технология карьеры текст. / В. А. Поляков. М, 1995.
  141. , В. А., Коржу ев, А. В. Критический стиль мышления субъектов высшего профессионального образования Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Агроконсалт, 2002. — 236 с.
  142. , А. С. Установка и деятельность Текст. / ----------АтСгПрангйшвйлйУ/Вопросы психологии. 1972. — № 1. — С. 45 — 48.
  143. , Н. С. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» текст. / Н. С. Пряжников. -М., 1997.
  144. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М., 2001.
  145. , Н. С. Профориентационные игры, проблемные ситуации, задачи, карточные методики Текст. /Н. С. Пряжников. -М., 1991
  146. Н. С. Личная профессиональная перспектива Текст. / Н. Пряжников // «Самоопределение». 2000. — № 16. — с. 14
  147. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. // под ред. Г. С. Никифорова. С.-Петербург, 1991. — 152 с.
  148. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. текст. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.
  149. Психологический словарь Текст. / Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика-Пресс, 1987. — 439 с.
  150. Психология. Словарь Текст. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.
  151. Работа сегодня. Как найти, как устроиться, как преуспеть, текст. / Сост. Л. Сорокина. М., 1996.
  152. , А. А. Практическая психодиагностика личности Текст. / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 380 с.
  153. , Е. С. Психология профессионального становления личноститекст. / Романова Е. С. Дисс.. докт. психол. наук: 19.00.01, 19.00.07. -М., 1992.-С. 58.
  154. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб., 1999. — 720 с.
  155. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1973. — 423 с.157: Рудик-- П. т~Ат ~ПсйхологияУ Учебное пособие" для ИФК Текст. / П. А. Рудик.-М., 1974.
  156. , П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена Текст. / П. А. Рудик // Проблемы психологии спорта. М., 1962.-С. 9−20.
  157. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  158. , Н. Карьера без стресса текст. / Н. Самоукина. СПб., 2003.
  159. , Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности Текст.: дисс. д-ра психол. наук / Р. Д. Санжаева. Новосибирск, 1997.
  160. , И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач Текст. / И. Н. Семенов. -М., 1990. 215 с.
  161. , И. Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления Текст.: автореф. дисс. д-ра психол. наук / И. Н. Семенов. М., 1992. — 51 с.
  162. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
  163. , С. Д. Технология карьеры, или Как мы много знаем и мало понимаем Г. ."-текст. АС. Сивец. Москва-: Вершина, 2006. — 224 с.
  164. , Т. П. Психология доверия: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений Текст. / Т. П. Скрипкина. М., 2000. — 264 с.
  165. , И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние текст. / И. Г. Скотникова // Психологический журнал, 2002, том 23, № 1, с. 52−60.
  166. , В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.
  167. , В. И., Исаев, Е. М. Психология развития человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  168. Словарь-справочник менеджера текст. / под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996.-608 с.
  169. Служебная карьера текст. / Коллектив авторов. М.: «ЭКОНОМИКА», 1998 г., с. 17 — 18
  170. , С. А. Неклассическое понятие профессионализма Электронный ресурс. / С. А. Смирновhttp://ippd.univers.krasu.ru/bibl/pedagog razvitie/p7n001 .doc
  171. , В. А. Психологические условия актуализации мотивов в деятельности Текст.: автореф. дисс.канд. психол. наук / В. А. Соловьева. М., 1997. — 22 с.
  172. , Р. Л. Когнитивная психология Текст. / Р. Л. Солсо. М. :1. Тривола, 1996.-600 с.
  173. , М. С. Профессиональная ответственность субъекта управления текст. / М. С. Солодкая // Credo. Оренбург, 1998. — N 3. С. 17−29
  174. , С.И. Управление карьерой: учебное пособие текст. / С. И. Сотникова. М, 2001.
  175. Л 79 Г «» Социализация —Профессионализация Самореализация Электронный ресурс. // http://www.mediagnosis.rU/mshsen/l/index.htm
  176. , А. Г. Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  177. , Н. Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие Текст. / Н. Б. Стамбулова. СПб., 1999. — 397с.
  178. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983.-286 с.
  179. , В. В. Психодиагностика самосознания Текст. / В. В. Столин // Общая психодиагностика. М., 1987. — С. 245 — 299.
  180. , Л. Д. Основы психологии: Учеб. пособие Текст. / Л. Д. Столяренко. Р — н/Д.: Феникс, 2005. — 672 с.
  181. , Г. В. Основы психологической теории деятельности текст. / Г. В. Суходольский Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
  182. , А. А. Психологическая поддержка личностно-профессионального развития студента вуза текст. / А. А. Терсакова Дисс. канд. психол. н. Ставрополь, 2002. — 193 с.
  183. , Е. В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье текст. / Е. В. Титова Дисс.. канд. психол. н. 19.00.13 .Ставрополь, 2001. 156 с.
  184. , В. А. Трудовая карьера личности текст. / В. А. Тихонович // Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). Киев, 1985.-С. 156−172.
  185. , В. А. Современная психология труда: учебное пособие текст. / В. А. Толочек. СПб., 2005.
  186. , Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей текст. / Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. 1984, № 3.
  187. , Д. Н. Теория установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. М.: ИПП, 1997.-448 с.92г~Укке~ «Ю.~ В~^"Разработка психологических «проблем профессиональнойориентации в США текст. / Ю. В. Укке // Вопросы психологии. 1971. № 1.
  188. Управление человеческими ресурсами текст. / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002. — 1200 с. (Серия «Бизнес-класс»)
  189. , Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни текст. / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. М., 2004.
  190. Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности текст.: Избранные труды. / Д. И. Фельдштейн. М. 1999. 672 с.
  191. , И. М. Проблемные ситуации и развитие активности личности Текст. / И. М. Фейгенберг М.: Знание, 1981. — 48 с.
  192. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  193. , А. А., Кондратьева, Л. Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности текст.: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. / А. А. Филиппов, Л. Л. Кондратьева. М., 1976. С. 65 — 76.
  194. , А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации текст. / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 2004. — № 6, с. 72 — 84.
  195. , X. Психология мотивации достижения Текст. / X. Хекхаузен / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. — 240с.
  196. , О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В.
  197. Хухлаева. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 — 208 с.
  198. , Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  199. , С. Л. Опыт формирования деловых качеств личности Текст. / — :-----------С г Л: Чернер» //-Педагогика."-Т998Т-№ 5~ ~
  200. , И. Н. Проблемы самосознания в психологии Текст. / И. Н. Чеснокова / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  201. , И. Н. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности Текст. / И. Н. Чеснокова // Проблема психологии личности. -М.: Наука, 1982. С. 121 — 126.
  202. , В. И. Психологические основы подготовки кадров Текст. / В. И. Чирков. Ярославль: ЯрГУ, 1988. — 48 с.
  203. , В. Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности Текст. / В. Э. Чудновский // Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии». — 2003. — С. 77 — 86.
  204. , П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П. А. Шавир. -М., 1981.
  205. , В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-317 с.
  206. , В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. -М., 1987.
  207. , В. К. Психолого-педагогическая интерпретация карьерного процесса текст. / В. К. Шаповалов, Э. Е. Толгурова // Педагогика № 5. 2007. С. 59−65
  208. , В. К. Консультирование по карьере текст.: Учебное пособие. / В. К. Шаповалов, О. В. Минкина М.: Академический1. Проект, 2008. -282 с.
  209. , В. К. Профессиональная карьера текст.: Учебное пособие для студентов / В. К. Шаповалов, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 152 с.
  210. , В. А. Акмеологический анализ индивидуальной профессиональной успешности менеджеров среднего звена"энергетического-комплекса Текст. /"В. АгШаповалова,"Е. В. Криченко // Российский психологический журнал. 2009. — № 1, Т.6. — С.73−78.
  211. , А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия Текст. / А. С. Шаров. Омск: ОГУ, 2000. — 145 с.
  212. , А. С. Рефлексия в развитии личности Текст. / А. С. Шаров // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы второй Всероссийской конференции. Новосибирск, 1995. — С. 224 -225.
  213. , Б. Личность. Карьера. Успех (психология бизнеса) текст. / Б. Швальбе, X. Швальбе. -М, 1993.
  214. , Н. Г. Психологические аспекты достижения успеха современными женщинами Текст. / Н. Г. Шевченко // Гуманизация образования. 2007. -№ 1.
  215. , С. В. Информационно-коммуникативная готовность студентов к профессиональной деятельности Текст.: дисс. д-ра пед. наук / С. В. Шмелева. Калининград, 2004.
  216. , В. Р. Карьера: от простого к сложному? текст. / В. Р. Шмидт // Вестник практической психологии образования. № 3 (16), 2008 С. 57 -62.
  217. Энциклопедический словарь Текст. / Науч.-ред. совет А. М. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.
  218. , Б. Г. Интеллектуальный потенциал личности Текст. / Б. Г. Юдин // Человеческий потенциал: Сборник научных статей / Подред. И. И. Ашмарина М., 2000. — С. 7 — 15.
  219. , Е. JI. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. JI. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  220. , В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие Текст. / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.- Изд-во «Полиус», 1998. -639 с. 225 .Яксэкка, Ли, — Карьера ~ менеджера текст. / Под общ. ред. С.О.
  221. Медведева- пер. с англ. -М., 1991
  222. , И. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности Текст.: автореф. дисс. д-ра психол. наук / И. Н. Ярушкин. СПб, 1998.
  223. , R. В. Personality and Motivation: Structure and Measurement Текст. / R. B. Cattell. N.Y., 1957.
  224. Guilford, J. P. Trait of Creativity Текст. / J. P. Guilford. In: P. E. Vernon /Ed./ «Creativity», 1978.
Заполнить форму текущей работой